Структура общей части права социального обеспечения. Характеристика элементов системы права социального обеспечения

Право социального обеспечения - совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённым законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Предмет права социального обеспечения - это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.

Отношения по предоставлению различных социальных услуг.

Процедурные и процессуальные отношения, связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения - это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли.

Предмет науки в отличие от предмета отрасли значительно шире , ибо наука как система (совокупность) научных знаний, правовых взглядов, идей охватывает знания не только о содержа­нии правовых норм данной отрасли, но и:

    дает понятие самой отрасли , ее предмета , метода правового регулирования, системы;

    раскрывает все основные элементы правоотношений (основания их возникновения, изменения, прекращения, содержание, круг субъектов);

    содержит знания об истории развития отрасли и м/н правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению, а также о законодательстве других стран.

3. Система права социального обеспечения.

Система права социального обеспечения состоит из двух частей: общей и особенной.

Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

В структуре особенной части права социального обеспечения сформировался комплекс самостоятельных институтов:

трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, по установлению юридических фактов, по разрешению жалоб и споров, по наступлению юридической ответственности.

Система права социального обеспечения

Современной наукой системность рассматривается в качестве одного из фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.

Применительно к праву системный анализ требует: исторического подхода к юридической форме; выявления связей права с иными социальными системами; рассмотрения взаимодействия системы "право - общественные отношения"; изучения компонентов права.

Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, позволяющий ответить на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением ее структуры. Каждой конкретной системе присуща своя специфическая структура, определяемая природой составляющих ее компонентов. "Нет системы без структуры, которая суть необходимый скелет, внутреннее устройство, закономерная организация субстанциональных, содержательных компонентов системного целого."*

Составляющие структуру компоненты динамичны. Они видоизменяются, взаимодействуют друг с другом. Поэтому структура - это одновременно и способ функционирования конкретной системы, и форма, в рамках которой происходят преобразования.

Структурный анализ права означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.

Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов, поскольку право занимает ведущее место в системе социального регулирования.

Генезис права показывает, что его становление в качестве целостной системы, охватывающей своим воздействием все основные сферы жизни общества, является результатом длительного исторического развития. Только на определенной ступени общественного развития право превратилось в общеобязательный регулятор общественных отношений.

В качестве компонентов системы права выступают: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, пединституты). -Компоненты права (отрасли, институты, нормы) проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма *права является первичным компонентом системы, который обладает способностью быть регулятором поведения участников общественных отношений. Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. С учетом этого нормы отрасли образуют общую и особенную части.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие принципы и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социального обеспечения.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр. Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом структуры правоотношений, единства и дифференциации норм, выделяемых по различным основаниям. В частности, внутри института пенсий по старости можно выделить трудовые и социальные пенсии. В свою очередь, среди норм, регулирующих условия предоставления трудовых пенсий по старости, есть общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, и специальные нормы, закрепляющие льготные основания обеспечения трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда, а также за выслугу лет.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Большинство норм права социального обеспечения имеютуправомочивающий характер и являются дозволениями, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и в других случаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Что касается запретов, то для советского периода истории права социального обеспечения они были не свойственны. Прямые запреты практически отсутствовали, хотя они логически следовали из содержания норм. Отличительной особенностью современного этапа развития права социального обеспечения является возникновениезапрещающих норм (например, в Федеральном законе от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и др.)

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства.Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Наиболее последовательное выражение структура отрасли получает в едином, консолидированном нормативном акте типа Основ законодательства или Кодекса. К сожалению, такого нормативного акта в области социального обеспечения до сих пор нет. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 являются кодифицированным законом, но они содержат нормы, относящиеся к различным отраслям права и касающиеся широкого круга вопросов, а не только условий оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

Такое положение существенно усложняет систему законодательства о социальном обеспечении, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублированию норм.

Предпринимаемые попытки разработать кодифицированный нормативный акт пока не привели к положительному результату, что объясняется рядом объективных причин: противоречиями переходного периода; сложной экономической ситуацией в стране; отсутствием единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях; большим разнообразием отношений по социальному обеспечению; постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением.

Вместе с тем, разработка и принятие Основ законодательства или кодекса позволила бы существенно обновить и развить все без исключения институты и нормы права социального обеспечения.

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, пединституты.
Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
Следует отметить, что право социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью, поэтому ее общая часть окончательно еще не сформулирована. К сожалению, до сих пор она не имеет кодифицированного правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов права социального обеспечения. На формирование общей части влияет и то обстоятельство, что развивающиеся рыночные отношения заставляют менять приемы и способы воздействия государства на отношения, входящие в предмет этой отрасли. Претерпевают изменения и принципы правового регулирования, пересматривается круг субъектов правоотношений, видов и форм социального обеспечения и т.д. Так, до недавнего времени право на пенсию неразрывно увязывали с наличием трудового стажа. В настоящее время государство предоставило возможность получать пенсию и без такового (социальные пенсии).
К общей части относятся такие институты, как субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения.
Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, льготы по системе социального обеспечения.
Каждый из указанных институтов делится на пединституты. Так, институт пенсий делится на пединституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.
Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.

Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, отвечающий на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е. ее структуры. Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.

Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в механизме социального регулирования.

Компонентами системы права являются: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Они проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, в которой можно выделить общую и особенную части (Приложение. Рис.6.) .


Рисунок 6. Система права социального обеспечения

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие цели и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения, виды социальных рисков.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.

Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения. В частности, внутри института трудовых пенсий по старости можно выделить:1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию трудовых пенсий, процедуру их назначения и выплаты. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение трудовых пенсий по старости на основании специальных норм; 2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда.

Комплексными институтами в праве социального обеспечения можно назвать институты пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, бесплатной и частично-платной медицинской помощи, бесплатного и частично-платного социального обслуживания. Указанные комплексные институты охватывают несколько блоков самостоятельных институтов (например, трудовых пенсий и социальных пенсий).

В 70-х годах прошлого века В.С.Андреев обратил внимание на то, что совокупность норм, регулирующих пенсионные отношения, представляет собой более мощное, чем институт структурное образование, и назвал его подотраслью права социального обеспечения (Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М., 1980. С.40.) . Сегодня эту идею поддерживает и развивает В.С.Аракчеев (Аракчеев В.С. Указ. Соч. С.76-114.).

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Наиболее последовательное выражение структура отрасли получает в едином, консолидированном нормативном акте типа Основ законодательства или кодекса. К сожалению, такого нормативного акта в области социального обеспечения до сих пор не принято. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. являются кодифицированным законом, но они содержат лишь нормы, определяющие условия и порядок оказания медицинской помощи.

Студентам следует знать систему права социального обеспечения, уметь различать нормы общей и особенной частей в нормативных актах.


Контрольные вопросы

1. Кто и когда обосновал наличие права социального обеспечения в качестве самостоятельной отрасли права?

2. Какие отличительные признаки отношений по социальному обеспечению выделены советскими учеными?

3. Какие отношения образуют предмет права социального обеспечения в современных условиях? Сформулируйте понятие предмета.

4. Входят ли в предмет права социального обеспечения отношения по предоставлению дополнительных пенсий, пособий и услуг, возникающие на основании коллективных договоров?

5. Какие отличительные признаки метода права социального обеспечения вы можете назвать?

6. Какие меры ответственности применяются к получателям выплат или услуг в случае злоупотреблений с их стороны?

7. Несут ли государственные органы (или учреждения) ответственность за несвоевременную выплату пенсий или пособий?

8. Из каких компонентов складывается система отрасли права социального обеспечения?

9. Какие институты составляют Общую часть права социального обеспечения?

10. Какие институты образуют Особенную часть права социального обеспечения?

Литература

Алексеев С.С. Теория права. М.,1995. Гл.4,7.8.

Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975.

Андреев В.С. Социальное обеспечение в СССР. Курс лекций. М.,1969.

Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. Учебник. М: МГУ,1987. С.28-47.

Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПб., 2003. С.76-114.

Батыгин К.С. Право социального обеспечения. Общая часть. Учебное пособие. М.,1995.

БуяноваМ.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М: ЗАО «КноРус». С.9-18.

Гусов К.Н. (отв.ред.). Право социального обеспечения России. Учебник. М: ООО «Издательство Проспект», 2007. С. 16-40.

Зайкин А.Д. (отв.ред.) Советское право социального обеспечения. М: МГУ, 1982. С.33-54.

Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М: МГУ, 1983.

Иванова Р.И. Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе: генезис, развитие и функционирование (правовой аспект). Автореф.дис.д.ю.н. М.,1987.

Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М: ЗАО «Юридический дом «Юстицинформ», 2008. С. 460-524.

Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М: ЗАО «Книжный мир», 2000. С.22-38.

Миронова Т.К. Право и социальная защита. М: Издательство «Права человека», 2006. С. 207-306.

Полупанов М.И. Теоретические проблемы общей части науки советского права социального обеспечения. Автореф.дис.к.ю.н. М., 1969.

Пронина Л.И. Проблемы развития социального обеспечения. Автореф.дис. д.э.н. М., 1992.

Процевский А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений. М., 1972.

Рогачев Д.И. Метод права социального обеспечения. М:МАКС Пресс, 2002.

Сорокин В.Д. Метод правового регулирования: теоретические проблемы. М., 1976.

Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. С.28-42.

Тучкова Э.Г., Захаров М.Л. Право социального обеспечения России. Учебник. 3-е изд. М: Волтерс Клувер, 2004. С.71-112.

Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск: Издательство ОмГУ, 2000. С. 240-280.

Филиппова М.В. (ред.). Право социального обеспечения. Учебник. М: Юристъ, 2006. С. 45-87.

Шайхатдинов В.Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. Свердловск, 1986. С.34-48, 92-137.

Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации. Учебное пособие. Выпуск 1.Екатеринбург, 1996.

Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972.

Система права социального обеспечения

Объективными свойствами права как социального института являются системность1 и структурность2, изучение которых позволяет осуществлять упорядочение, систематизацию правовых норм в рамках отрасли права, а также законодательства.

Система права – строение национального права, заключающееся в разделении единых по назначению в обществе внутренне согласованных норм на отдельные части, называемые нормой права, правовым институтом, субинститутом, отраслью и подотрасль права.

Предмет и метод правового регулирования являются теми инструментами, без которых невозможно провести анализ ни одного структурного элемента системы права, поскольку эти элементы действуют во взаимосвязи и дополняют друг друга. В зависимости от круга общественных отношений, на который направлено воздействие, нормы права располагаются по правовым институтам. Правовой институт – это определенная совокупность правовых норм, регулирующих какие-либо однородные общественные отношения, связанные между собой в качестве самостоятельной обособленной группы. Между институтами внутри отрасли могут существовать отношения субординации, соподчинения, а определенные части крупного института нередко образуют самостоятельные подразделения, которые называются подинститутами.

Структурным элементом более высокого порядка в системе права является отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом определенный комплекс общественных отношений. В составе некоторых наиболее обширных и сложных отраслей права могут выделяться подотрасли права.

Система отрасли права социального обеспечения – это организованная определенным образом совокупность правовых норм, сгруппированных в институты, которые регулируют общественные отношения по поводу того или иного вида обеспечения.

Впервые к научному обоснованию расположения правовых норм в системе отрасли права социального обеспечения обратился В. С. Андреев, который предложил все нормы права социального обеспечения по содержанию разделить на общие и специальные и рассматривать данную отрасль как состоящую из двух частей: общей и особенной.

Общие нормы оказывают свое регулятивное воздействие на все общественные отношения, входящие в предмет права социального обеспечения, а специальные нормы, регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов социального обеспечения и, в свою очередь, образуют особенную часть отрасли.

Содержание основного института составляют правовые нормы, закрепляющие право на социальное обеспечение как одно из основных социально-экономических прав человека, виды обеспечения и нормы-принципы отрасли права социального обеспечения, которые в настоящее время находят свое «внешнее» закрепление в международных актах. В то же время анализ Конституции РФ не дает четкого ответа на вопрос, как должна функционировать система социального обеспечения. До тех пор, пока в Российской Федерации не будет принят кодифицированный акт, закрепляющий нормы об общественных отношениях, входящих в предмет отрасли, целях и задачах, о разграничении компетенции РФ, ее субъектов по правовому регулированию социального обеспечения, о способах и формах защиты прав и интересов в сфере социального обеспечения, говорить о наличии основного института в структуре Общей части отрасли преждевременно.

Институт правосубъектности включает в себя «комплекс нормативных предписаний, регламентирующий главный элемент юридического положения субъектов, их правового статуса». Правосубъектность закрепляет круг субъектов социально-обеспечительных отношений, т.е. лиц, обладающих способностью быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

Институт оснований, влекущих возникновение прав и обязанностей на социальное обеспечение, отражает социальную направленность возникающих правоотношений. Социальные риски являются именно такими основаниями, поскольку «угрожают практически всем категориям населения и потому выступают как основания для социальной защиты населения» и оказывают непосредственное влияние на возникновение материальных отношений (как страховых, так и не страховых) в праве социального обеспечения.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения строится по институтам, которые отличаются своим многообразием. В. С. Андреев отмечал, что «правовым институтом Особенной части права социального обеспечения называется группа правовых норм, регулирующая отдельные виды пенсионных отношений или виды других отношений, являющихся предметом этой отрасли права», то есть, основанием для такой классификации являются виды предоставляемого обеспечения, обслуживания и услуг.

Проблема расположения правовых норм в том или ином институте Особенной части отрасли всегда была в поле зрения ученых. Предлагались различные критерии такого распределения. Одни ученые (В. С. Андреев, В. Ш. Шайхатдинов, М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова, Е. Е. Мачульская) за основу принимают предмет правового регулирования и виды обеспечения, другие (А.Д. Зайкин) допускают возможность, рассматривать в качестве критерия самих субъектов социально-обеспечительных отношений, третьи (М. В. Филиппова) обращают внимание на организационно-правовые формы социального обеспечения (обязательное социальное страхование и государственное социальное обеспечение). Несмотря на наличие различных подходов, все же большинство ученых склоняется к тому, что основным критерием при формировании институтов Особенной части отрасли остается предмет правового регулирования и виды обеспечения.

Общеизвестно, что одним из центральных институтов особенной части является институт пенсионного обеспечения , «внешняя» форма которого закреплена в различных нормативных правовых актах. Учитывая, что нормы, регулирующие пенсионное обеспечение граждан, достаточно многочисленны и разнообразны по содержанию, они группируются в целый ряд подинститутов.

В зависимости от специфики события, с которым связано предоставление пенсионного обеспечения, нормы дифференцированы по видам пенсий.

Таким образом, институт пенсионного обеспечения является комплексным , состоящим из относительно самостоятельных предметных регулятивных институтов, нормы которых регулируют конкретные виды пенсионных отношений по поводу пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий. Кроме того, элементами данного комплексного института являются также институты функционального значения, регулирующие порядок назначения, исчисления, перерасчета, индексации, валоризации всех видов пенсий.



Самостоятельным комплексным институтом Особенной части отрасли является институт социальных пособий , который получил свое «внешнее» выражение в целом ряде нормативных правовых актов. Предоставление гражданам социальных пособий осуществляется из нескольких финансовых источников различными органами (в том числе и работодателем). Правовые нормы, регулирующие предоставление гражданам того или иного вида пособия, образуют устойчивые, относительно замкнутые совокупности норм, находящихся в одной плоскости и имеющие своей целью компенсировать в денежной форме полностью или частично утраченный заработок, либо оказать материальную поддержку в связи с наступлением какого-либо социального риска. Именно поэтому структура комплексного института социальных пособий состоит из простых регулятивных, предметных институтов, нормы которых регулируют соответствующий вид отношений, обусловленный конкретным видом пособия. Это – институты пособий: по безработице; по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; институт пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; пособия на ребенка до достижения им возраста 16 лет (учащимся – 18 лет); пособия на погребение и др.

Особое место в структуре Особенной части занимают правовые нормы, регулирующие трудовой стаж. Их специфика заключается в том, что они не сосредоточены в каком-то одном нормативном правовом акте, а содержатся в нескольких нормативных правовых актах и располагаются либо в самостоятельном структурном подразделении акта (в главе), либо непосредственно в одной из статей. Эти нормы регулируют отдельные элементы тех видов отношений, в юридических составах которых содержится в качестве самостоятельного юридического факта условие о трудовом стаже (например, в пенсионных отношениях, в отношениях по предоставлению пособия по временной нетрудоспособности, в котором право на определенный его размер обусловлен продолжительностью трудового стажа, и др.). Иными словами, в Особенной части отрасли сформировалась стойкая правовая общность , объединяющая правовые нормы в самостоятельный институт трудового стажа. Этот институт является функциональным, поскольку по сравнению с другими предметными институтами его основной функцией является «сквозное» регулирование отдельного элемента в юридическом составе, с которым связано либо само возникновение социально-обеспечительного отношения, либо его содержание.

Следующий институт Особенной части – институт обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний , содержание которого составляют правовые нормы, устанавливающие круг лиц, подлежащих данному виду обеспечения, виды обеспечения, размер страховых выплат, а также права и обязанности субъектов страхования. Данный институт является простым, предметным регулятивным, обеспечивающим цельное и относительно законченное регулирование общественных отношений.

Комплексный институт медицинской помощи и лечения также является структурным элементом особенной части отрасли. Он получил свое «внешнее» выражение в различных нормативных правовых актах. В составе данного института в зависимости от правовых норм, регулирующих предоставление отдельных видов оказываемой медицинской помощи, сформировались простые регулятивные институты: институт первичной медико-санитарной помощи, институт скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, институт специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; институт медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; институт паллиативной медицинской помощи и институт медицинской помощи гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Особое место в структуре данного института занимают нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам санаторно-курортного лечения, они образуют простой предметный регулятивный институт.

Каждый из перечисленных выше институтов обладает относительно замкнутым комплексом норм, но вместе с тем эти нормы характеризуются устойчивыми закономерными связями, выраженными в общих предписаниях основных принципов охраны здоровья граждан.

Правовые нормы, регулирующие порядок предоставления лекарственной помощи, дифференцированы в зависимости от субъектов и специфики события, в связи с которым такая помощь предоставляется. Такими событиями могут быть заболевания, непосредственно закрепленные в правовых нормах. Вместе с тем они интегрированы в такую юридическую конструкцию, которая отражает их общие черты, связанные с обеспечением граждан определенным видом медицинской помощи. Поэтому правовые нормы, регулирующие порядок предоставления бесплатной или со скидкой лекарственной помощи не образуют самостоятельного института лекарственной помощи в структуре комплексного института медицинской помощи и лечения.

Достаточно сложным комплексным институтом Особенной части считается институт социального обслуживания . В структуру комплексного института социального обслуживания входят взаимосвязанные группы норм, регулирующие неоднородные отношения разных видов по «натуральному» обеспечению в зависимости от субъектов-получателей. В составе указанного института имеются простые, предметные, регулятивные институты, нормы которых регулируют отдельные виды социального обслуживания: стационарное обслуживание; полустационарное обслуживания; социальная помощь на дому; социальная и консультативная помощь; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации; протезно-ортопедическая помощь; социальное обслуживание детей. Каждый из перечисленных простых институтов имеет свою структуру, в которой в значительной части нормы обособлены друг от друга. Выделяются группы норм, устанавливающие: круг субъектов; объем предоставляемого «натурального» обеспечения по каждому из видов социального обслуживания; условия предоставления «натурального» обеспечения (бесплатно, с частичной оплатой или за полную стоимость).

В структуру Особенной части отрасли права социального обеспечения, помимо институтов, регулирующих сложный комплекс материальных общественных отношений, традиционно включаются специализированные процедурно-процессуальные институты, правовые нормы которых регулируют отношения: по поводу установления юридических фактов, по поводу разрешения жалоб и споров. Процедурные отношения всегда обеспечивают функционирование материальных социально-обеспечительных отношений.

Институт установления юридических фактов включает нормы, регулирующие процедуру деятельности компетентных органов по выявлению обстоятельств, влияющих на возникновение права граждан на различные виды социального обеспечения. Это нормы - о факте временной или постоянной нетрудоспособности, малообеспеченности и др.

Процессуальные отношения всегда возникают по поводу защиты нарушенного права в связи с обращением гражданина с жалобой или спором на действия соответствующего органа (должностного лица). Спецификой процессуальных отношений является то, что они регулируются нормами не только права социального обеспечения, но и нормами гражданского процессуального и административного права и являются следствием существования как процедурного, так и материального отношения. В связи с принятием в 1993 г. Конституции РФ, нормами статьи 46 которой было закреплено положение о том, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, поэтому не только существенно сократилось количество обращений граждан с жалобами или спорами на действия соответствующего органа (должностного лица) в вышестоящий орган, но и в самих социально-обеспечительных нормативных правовых актах появились нормы, закрепляющие право гражданина в случае спора по вопросам, возникающим из социально-обеспечительных правоотношений, обращаться непосредственно в суд. Анализ норм по защите нарушенных прав показывает, что в настоящее время нет объективных предпосылок для формирования особого единого способа защиты нарушенных социально-обеспечительных прав, отличного от того, который установлен Конституцией РФ. Однако в научных целях все правовые способы защиты, используемые гражданами при реализации права на социальное обеспечение необходимо рассматривать, но не в системе отрасли, а в рамках системы науки и учебной дисциплины права социального обеспечения1.

Проблемы структурирования системы отрасли права социального обеспечения постоянно являются предметом научных дискуссий, поскольку законодателем так и не решена проблема кодификации данной отрасли права2. Именно принятие кодифицированного акта могло послужить оптимальной формой для «внешнего» выражения структуры Общей и Особенной части отрасли. Так, например, продолжает оставаться дискуссионной проблема наличия института юридической ответственности и отнесения норм о ней к Общей или Особенной части отрасли3. Полагаем, что постановка данных вопросов является несколько преждевременной. Однако это вовсе не означает, что отношения по юридической ответственности нельзя рассматривать в научных целях в рамках системы науки и учебной дисциплины права социального обеспечения в структуре Общей части права социального обеспечения.

Любое общество не стоит на месте, оно постоянно развивается, вместе с ним развиваются и общественные отношения в той или иной сфере социальной жизни. В постсоветский период активное развитие получили общественные отношения по поводу предоставления государственной социальной помощи гражданам, различных видов субсидий, компенсационных выплат, материнского (семейного) капитала. Правовые нормы, их закрепляющие, образуют соответствующие предметные регулятивные институты, которые обеспечивают цельное, относительно законченное регулирование общественных отношений по поводу предоставления определенного вида социальной помощи в случае нуждаемости граждан, тем самым, гарантируя право на достойные условия жизни как им самим, так и членам их семьи, а отраслевые принципы социального обеспечения отражают сущность и пронизывают содержание этих институтов. Кроме того, указанные правовые нормы обладают едиными признаками: 1) обеспечение граждан дополнительными видами социального обеспечения, гарантированными Конституцией РФ (ст. 39); 2) нормы, регулирующие отношения по каждому из видов обеспечения, закрепляют в качестве источника финансирования средства бюджета; 3) виды обеспечения предоставляются гражданам вне зависимости от их трудового вклада, то есть каждому как члену общества; 4) на безвозмездной и безвозвратной основе для строго установленных целей (при возмещении гражданам последствий социальных рисков или по выравниванию материального положения нуждающихся граждан с остальными членами общества).

Дифференциация правовых институтов по видам обеспечения вызывает необходимость встречного процесса – интеграции нормативного материала, одним из проявлений которой является тенденция формирования отраслевых комплексных институтов, выражающих известное удвоение нормативного материала. Поэтому полагаем возможным говорить о наличии объективных предпосылок для формирования в структуре Особенной части отрасли права социального обеспечения нового комплексного института субсидий, компенсационных выплат и иных видов социальной помощи1.

От системы отрасли следует отличать систему социально-обеспечительного законодательства. Система права, являясь правовой категорией, служит для выражения подразделений, связей и единства правовых норм, их внутренних взаимозависимостей и системы в целом, являясь системой содержания права. Система законодательства, также являясь правовой категорией, представляет собой совокупность нормативных правовых актов – (форм) источников права и служит внешней формой выражения права. Для системы законодательства характерна своя собственная структура, элементами которой являются: нормативный акт (минимальный компонент), институты законодательства (в том числе комплексные), подотрасли и отрасли законодательства (в том числе и комплексные), отраслевые и комплексные нормативные массивы.

Социально ‑ обеспечительное законодательство – это не просто совокупность нормативных правовых актов, а их дифференцированная система, которая основана на принципах субординации и скоординированности ее структурных элементов. Субординация всех структурных элементов, входящих в систему законодательства, проявляется, в иерархическом (вертикальном) расположении нормативных актов, тогда как скоординированность, наиболее очевидна при рассмотрении элементов законодательства через призму его отраслевой (горизонтальной) структуры.

В настоящее время российское социально-обеспечительное законодательство представляет собой иерархическую (вертикальную) систему, состоящую из федерального законодательства и законодательства субъектов РФ.

Отраслевая (горизонтальная) плоскость социально-обеспечительного законодательства является наиболее близкой к структуре отрасли права социального обеспечения, поскольку общеизвестно, что соотношение системы права и системы законодательства проявляется как соотношение содержания и формы. Системообразующим фактором структурирования социально-обеспечитального законодательства при рассмотрении его в этой плоскости являются предмет правового регулирования и сфера публичных интересов государства в обеспечении материальными благами нуждающихся граждан.

К сожалению, отсутствие кодифицированного нормативного правового акта не позволяет говорить о существовании общей части в структуре системы социально‑обеспечительного законодательства. Тем не менее, определенные предпосылки для ее формирования все же имеются. Так, федеральный закон от 16 июля 1999 г. (ред. 28.12.2013) «Об основах обязательного социального страхования»1 отчетливо показывает, что федеральное социально-обеспечительное законодательство должно развиваться в рамках двух самостоятельных систем: социально - страхового и государственного социального обеспечения. В связи с этим перед законодателем будет стоять задача не столько продолжать принимать множество различных нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов) в сфере социального обеспечения, сколько пересматривать уже принятые акты в целях подготовки законодательства к его кодификации.

Институты социально-обеспечительного законодательства формируются по предметному признаку, то есть объединяют нормативные предписания, которые регулируют определенный вид социально-обеспечительных отношений (институты пенсий, социального обслуживания и др.) или регулируют отношения, производные от социально-обеспечительных (институты трудового стажа, установления юридических фактов, по разрешению жалоб и споров). В отраслевой (горизонтальной) структуре системы социально-обеспечительного законодательства в соответствии с существующими институтами особенной части отрасли права социального обеспечения можно также выделить самостоятельные институты законодательства. Структуру особенной части социально – обеспечительного законодательства можно представить следующим образом. Во-первых, это комплексные (межотраслевые) институты законодательства – о пенсиях; социальных пособиях; об обеспечении пострадавших в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; о социальном обслуживании; о субсидиях, компенсационных выплатах и иных видах социальной помощи; о мерах социальной поддержки (льготах). Во ‑ вторых, в этой структуре сформировался комплексный (межотраслевой) институт законодательства о медицинской помощи и лечении, закрепляющий регулирование соответствующих отношений, который одновременно может рассматриваться в качестве структурного элемента комплексного отраслевого образования законодательства сферы здравоохранения в структуре системы российского законодательства в целом.

В отличие от особенной части отрасли права социального обеспечения, особенная часть социально-обеспечительного законодательства не содержит самостоятельных институтов законодательства – о трудовом стаже; об установлении юридических фактов. Хотя отраслевые функциональные институты и получили свое «внешнее» оформление в отдельных статьях или даже нормативных правовых актах, однако эти акты не образуют самостоятельных институтов социально-обеспечительного законодательства.

Система права социального обеспечения в целом носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Говоря о системе права социального обеспечения, необходимо четко различать три различных понятия: система отрасли права, система науки и система учебного курса.

Право социального обеспечения представляет собой самостоятельное, относительно обособленное и цельное правовое образование. Право социального обеспечения, как и любая другая отрасль права, – это совокупность правовых норм, регулирующих определенную группу общественных отношений. Эти правовые нормы определенным образом между собой взаимосвязаны и объединяются в различные институты и подинституты. Поэтому можно сказать, что система права социального обеспечения – это совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной, научно обоснованной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений. Элементами системы права социального обеспечения являются: норма права, институт, подинституты, комплексные институты, отрасль, призванные максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм.

Нормы права, объединяясь по предметному признаку, образуют институты, подинституты и комплексные институты. Основными институтами права социального обеспечения являются: трудовой стаж, пенсии, пособия и компенсационные выплаты, медицинское обслуживание, социальное обслуживание, которые в свою очередь делятся на подинституты. Так, институт пособий включает в себя следующие подинституты: пособия гражданам, имеющим детей; пособия по временной нетрудоспособности; пособия по безработице и др.

Институт пенсий включает в себя такие подинституты, как: пенсии по государственному пенсионному обеспечению; пенсии по государственному пенсионному страхованию, негосударственные пенсии.

Некоторые институты права социального обеспечения носят комплексный характер, так как объединяют нормы различных отраслей права. Так, к числу комплексных институтов права социального обеспечения относится институт пенсий, так как он включает в себя: нормы, относящиеся к финансовому праву (регулирующие отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии); нормы, относящиеся к праву социального обеспечения (регулирующие отношения по материальному обеспечению населения в старости, при потере кормильца, инвалидности и в других, предусмотренных законодательством случаях); нормы, относящиеся к административному праву (регулирующие отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения); нормы, относящиеся к гражданскому праву (регулирующие отношения по заключению и выполнению договоров негосударственными пенсионными фондами).


Наличие таких комплексных институтов позволяет говорить о том, что в структуру отрасли права входят не только институты и подинституты, но и такие крупные объединения правовых норм, как отрасли. В частности, в праве выделяют такие подотрасли, как пенсионное право, право социального обслуживания и др.

Система науки права социального обеспечения – это система научных знаний, взглядов, идей о том комплексе общественных явлений, которые входят в сферу социального обеспечения. Прежде всего, наука изучает саму отрасль как систему права. Во-вторых, наука изучает историю возникновения и перспективы развития данной отрасли. В-третьих, научный анализ международно-правовых норм позволяет составить представление об уровне международного стандарта в сфере социального обеспечения, закрепленного в международных конвенциях, пактах, договорах, соглашениях, как ратифицированных, так и не ратифицированных СССР либо Российской Федерации. В-четвертых, наука изучает общие закономерности и тенденции в становлении и развитии систем социального обеспечения в других странах и особенности правового регулирования отношений по социальному обеспечению в них. В-пятых, результаты научных исследований, их объективные, беспристрастные выводы призваны предопределять содержание правовых предписаний в сфере социального обеспечения, как и в других странах. Таким образом, предмет науки права социального обеспечения значительно шире предмета этой отрасли.