Государственная собственность российской федерации. Объекты права государственной собственности Важные аспекты государственной собственности

Республика Беларусь отличается высокими темпами развития фермерского хозяйства, машиностроения, активным строительством транспортной инфраструктуры. Значительная часть продуктов местного производства идет на экспорт.

Главным партнером Беларуси по внешней торговле является Россия. Несмотря на высокий уровень развития промышленности, республика очень сильно зависит от поступления энергоносителей (большая часть энергии поступает из России) и по европейским меркам страдает от инфляции.

Сегодня, как и во времена Советского Союза, преобладающим в экономике РБ остался государственный сектор. Но формы и виды собственности в Республике Беларусь достаточно разнообразны.

Понятие собственности

Собственность - это отношения между физическими или юридическими лицами, группами людей касательно вещи, предмета, имущества, объекта. В таком случае один субъект (или несколько, если собственность кооперативная) имеет отношение к вещи и является владельцем.

Право собственности - это система правовых норм, которая фиксирует отношение собственности на средства производства и предмет потребления.

Формы права собственности

Владелец имеет три права по отношению к своей собственности: владение, пользование и распоряжение. Законодательство также принуждает владельца к выполнению отдельных обязанностей, касающихся собственности. К таковым относятся: своевременная уплата налогов, ремонт некоторых видов собственности. Кроме того, владелец несет риск повреждения его имущества.

Формы и виды собственности

Различают три вида собственности:

  1. Частная собственность , когда один субъект является полноправным владельцем предмета, капитала, наследия или имущества. По характеру приобретения частная собственность делится на трудовую собственность - это капитал, приобретенный за счет заработной платы, дохода от бизнеса и других видов заработка; нетрудовую - это такой вид достояния, как наследство, депозит, ценные бумаги.
  2. Общественная собственность - это такая собственность, где средства производства, результаты производства и имущественные ценности являются совместным достоянием общественности (кооператив, товарищество, акционерное общество, совместное производство).
  3. Государственная собственность - этот вид собственности предполагает, что управление или распоряжение объектами собственности выполняется представителями государственной власти.

Конфигурация формы собственности может видоизменяться и осуществляться разными методами:

  • приватизация - это достояние, приобретенное у государственного объекта физическим или юридическим лицом;
  • национализация - объект частной в результате такого действия собственности переходит в государственную собственность;
  • денационализация - возврат государственного объекта к прежним владельцам;
  • реприватизация - возврат объекта частного достояния в госсобственность (скупка учреждений, земель, акций).

История предпринимательства в РБ

Движение мировой экономики строится на экономических ресурсах (факторах производства): природных факторах, трудовых и научно-технических. Вместе факторы производства образуют потенциал национальной или мировой экономики.

Предпринимательство Республики Беларусь прошло несколько этапов становления. В 1990 году РБ получила статус независимого государства. В том же году был принят закон «О предприятиях» и закон «Об основах внешнеэкономической деятельности». Период с 1990 по 1995 год можно назвать созреванием нового государства и новой модели экономики. В 1991 году закон «О предпринимательстве» предоставил большие возможности для осуществления хозяйственной деятельности физическими лицам (частным предпринимателям).

В 1993 году в Беларуси был принят закон «Приватизация и разгосударствление государственной собственности», «Об АО, ОДО, ООО». А в 1994 году был разработан новый Уголовный кодекс, где четко прописана информация о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности

Развитие предприятий Республики Беларусь

К началу 2003 года в Республике Беларусь насчитывалось около 230 тыс. субъектов хозяйственной собственности. 74 % предприятий составляли частные, 13 % - совместные, 6 % - сельское хозяйство, 2 % - страховые организации и банковские учреждения.

Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь происходит тяжело. Большинство бизнесменов уходят за границу (большая часть перемещается в Россию) или в неофициальный сектор. Ряд причин, согласно которым предпринимательская деятельность развивается в республике очень сложно, включает в себя:

  • отсутствие стартового капитала у большинства предпринимателей;
  • сложная регистрация деятельности, бюрократия;
  • высокие налоги лишают бизнесменов дохода (налог на прибыль составляет 18 %, страховые взносы для сотрудников - 34 %, страхование от нечастных случаев - 0,6 % и т. д.);
  • административные барьеры - разные виды нормативных и распорядительных документов, которые противоречат основным законам РБ.

Типы и формы собственности в Республике Беларусь

В Республике Беларусь существуют разные организационно-правовые формы предприятий. Предприятия разделяются по признакам:

  • формы собственности;
  • количества и состава учредителей;
  • правила создания уставного фонда;
  • степени ответственности;
  • права и обязанностей собственника.

Численность предприятий по формам собственности в Белоруссии предполагает имущество трех видов:

  1. Частные предприятия - это такой вид имущества, который принадлежит физическому или юридическому лицу. Частные формы собственности в Республике Беларусь могут включать в себя дома, квартиры, дачи, транспортные средства, личные предметы.
  2. Государственная собственность может быть коммунальной или республиканской.
  3. Долевая (общая) - это такой вид достояния, когда имуществом владеют два субъекта так, что стоимость объекта делится на две равные части.
    Законодательная база.

Какие формы собственности признаются законодательством Республики Беларусь? Государство обеспечивает и признает одинаковые права для всех видов собственности и охраняет их законом.

Нарушение прав на собственность

Когда права на формы собственности в Республике Беларусь нарушены, возникает потребность защиты. Нарушение может быть двух видов:

  • лишение владельца имущества;
  • помеха в пользовании, распоряжении имуществом собственнику.

В первой ситуации владелец может предъявить иск об изъятие имущества у чужого владельца по праву незаконного владения. Во второй же собственник имеет право предъявить иск об устранении препятствий в пользовании своим имуществом. При иске на изъятие имущества у чужого, незаконного владельца устанавливаются два факта:

  1. Добросовестный приобретатель. Иногда случается, что при покупке имущества приобретатель не знал, что приобретает имущество у лица, которое не имело право распоряжаться собственностью.
  2. Недобросовестный приобретатель. В таком случае приобретатель знал, что незаконно покупает имущество, но приобрел. От такого владельца имущество всегда возвращается законному владельцу.

От добросовестного приобретателя имущество возвращают в таких случаях:

  • если это имущество было получено безвозмездно (например, в качестве подарка);
  • если имущество было утеряно, ушло из владения против воли законного собственника или было похищено.

В других ситуациях имущество остается у добросовестного приобретателя. Правда, особые правила касаются денежных средств и ценных бумаг. От добросовестного приобретателя они не могут быть забраны.

Формирование разнообразия форм собственности в РБ

Разнообразие классов собственности развивается в ходе процессов разгосударствления (изменения государственной формы собственности на другие виды) и приватизации. Формирование государственной собственности включает в себя республиканскую и коммунальную (муниципальную):

  1. Республиканская собственность - это отношение к имуществу, которое принадлежит гражданам РБ. Объектами такого владения являются земля, воздушное пространство, леса, водоемы и все природные ресурсы страны. В имущество республиканской власти и управления входят: учреждения, республиканский бюджет и другие объекты, которые обеспечивают хозяйственную самостоятельность РБ.
  2. Коммунальная (муниципальная) собственность - это отношение к имуществу, которое принадлежит ассоциациям граждан, живущих в районе, областях, и совместно ими используется. Пользователями могут быть жители соответствующих территорий, а объектами являются сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения.

Формы собственности предприятий в Республике Беларусь

Главная разница организационно-правовых форм республики заключается в количестве участников и размере уставного фонда юридических лиц. Коммерческие формы собственности в Республике Беларусь по закону могут создаваться в форме обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ, обществ с дополнительной ответственностью, производственных кооперативов, частных унитарных учреждений.

Занятость населения по формам собственности

Формы собственности в Беларуси определяют занятость населения. На сегодняшний день 40 % населения Республики Беларусь занято на предприятиях, которые находятся в государственной собственности. С момента обретения независимости показатель стабильно уменьшался.

Численность предприятий по формам собственности в Беларуси определяется занятостью населения на различного вида производствах и в частном предпринимательстве (учитываются сотрудники, которые работают на ИП). Если в 1995 году процентный коэффициент людей, работающих на государственных учреждениях, составлял 59,8 %, то в 2011 году этот коэффициент снизился до 43,8 %, а уже в 2016 году стал равен 40,1 %.

В тот момент, когда процент занятости людей на государственных предприятиях уменьшался, возрастал процентный коэффициент занятости населения в частной собственности. Еще в 1995 году количество частных предприятий равнялось 40,1 %, а уже к 2011 году увеличилось до 54,1 %. По данным на 2016 год, процентный коэффициент населения по занятости в частной собственности составлял 56,4 %.

Смешанная собственность (с иностранным участием) со времен независимости страны медленными темпами растет вверх. Если в 1995 году коэффициент составлял 0,5 %, то уже в 2016 году достиг отметки 6,4 %.

Статья 22. Общие положения об аренде объектов республиканской собственности

1. В аренду могут быть переданы находящиеся в республиканской собственности:

Имущественные комплексы;

Здания, сооружения, оборудование, нежилые помещения;

Иное недвижимое и движимое имущество, за исключением объектов республиканской собственности, передача которых в аренду не допускается в соответствии с законодательством.

2. Объекты республиканской собственности могут сдаваться в аренду:

Для обеспечения деятельности государственных органов Российской Федерации и Республики Хакасия и органов местного самоуправления;

Для поддержки и развития организаций здравоохранения и медицинского обслуживания, образования и просвещения, науки, культуры и спорта;

Для размещения общественных и благотворительных организаций;

В целях эффективного использования республиканского имущества;

В иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Хакасия.

3. Объекты республиканской собственности могут быть сданы в аренду юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

4. Правительство Республики Хакасия утверждает положение о порядке передачи в аренду объектов республиканской собственности, устанавливает порядок определения размеров арендной платы за пользование объектами республиканской собственности.

5. Объекты республиканской собственности предоставляются в аренду по результатам торгов на право заключения договора аренды, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Арендная плата за пользование объектами республиканской собственности подлежит зачислению в республиканский бюджет Республики Хакасия, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

7. Сдача в аренду объектов республиканской собственности, составляющих казну Республики Хакасия, производится по решению Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.

Сдача в аренду объектов республиканской собственности, закрепленных за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения, казенными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления, осуществляется указанными предприятиями и учреждениями по согласованию с Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.

8. Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом выступает арендодателем объектов республиканской собственности, составляющих казну Республики Хакасия.

Арендодателем объектов республиканской собственности, закрепленных за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения, казенными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления, выступают соответствующие предприятия и учреждения по согласованию с Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.

9. Выкуп арендованного имущества производится в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации и законами Республики Хакасия.

10. Арендуемые объекты республиканской собственности могут быть сданы арендатором в субаренду только с согласия Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.

Пользование арендованным имуществом осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

1. Круг объектов права государственной собственности предопределяется сущностью и назначением этой формы собственности. Государственная собственность обеспечивает реализацию функций Республики Беларусь и административно-территориальных единиц.

Республиканская собственность используется для реализации как экономических, так и политических целей. Она обеспечивает суверенитет, безопасность, хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие. Этим определяется круг объектов республиканской собственности. В собственности Республики Беларусь может находиться любое имущество. Как то имущество, которое находится в гражданском обороте и которое могут иметь в собственности также физические и юридические лица, так и имущество, изъятое из оборота, нахождение которого в собственности не только физических или юридических лиц, но и в собственности административно-территориальных единиц невозможно.

Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. В собственности государства находятся земли сельскохозяйственного назначения (часть 6 ст. 13 Конституции). Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства (часть 7 ст. 13 Конституции).

Статьей 2 Закона от 5 мая 1998 г. “Об объектах, находящихся только в собственности государства” к числу таких объектов отнесены особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество; дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу Республики Беларусь; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь; военное и другое имущество, используемое исключительно в интересах государственной и общественной безопасности (боевая военная и специальная техника, оборонные объекты) и т.д.

Республиканская собственность состоит из имущества, находящегося в непосредственном управлении государства в лице его органов (казна Республики Беларусь), и имущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами.

В состав казны Республики Беларусь включаются средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной собственности Республики Беларусь и иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами.

Здания, сооружения, изолированные помещения (за исключением жилых домов и жилых помещений), не завершенные строительством капитальные строения (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений), передаточные устройства и иное недвижимое имущество; нематериальные активы; земельные участки, выделенные в пользование республиканским юридическим лицам; акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ (товариществ), принадлежащие республиканским юридическим лицам, отражаются в о реестре имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, положение о котором утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2006 г. № 1687.

Реестр создан в целях систематизации данных о республиканских унитарных предприятиях (в том числе дочерних), учреждениях, государственных объединениях и иных организациях, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, структуре и балансовой стоимости имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, а также о выделенных им в пользование земельных участках; рассмотрения предложений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

Субъектами реестра являются республиканские органы государственного управления (их департаменты с правами юридического лица) и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (далее – государственные органы); республиканские юридические лица.

Ведение реестра осуществляется Фондом государственного имущества Госкомимущества (далее – Фонд государственного имущества), областными и Минским городским территориальными фондами государственного имущества (далее – территориальные фонды).

2. Коммунальная собственность является источником получения доходов местных бюджетов и обеспечения социальных и экономических требований населения соответствующей территории (ст. 33 Закона “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь”). Особенность коммунальной собственности города Минска заключается в том, что данная собственность должна также обеспечивать выполнение им функций столицы Республики Беларусь. В собственности административно-территориальной единицы может находиться любое имущество, за исключением того, которое может находиться только в собственности Республики Беларусь. К объектам права коммунальной собственности относится имущество органов власти и управления административно-территориальных единиц, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство, предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, учреждения образования, культуры, здравоохранения и иное имущество.

Законодательство Республики Беларусь не определяет порядка распределения иных, кроме средств местного бюджета и имущества государственных органов соответствующей административно-территориальной единицы, объектов права коммунальной собственности между административно-территориальными единицами различных уровней (область, район, город и т.д.). Формирование коммунальной собственности нижестоящих административно-территориальных единиц осуществляется согласно решениям органов местного управления вышестоящих единиц.

Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствующей административно-территориальной единицы (п. 3 ст. 215 ГК).

Как юрид. категория собственност ь выступает в виде поведенческого отношения, в которое вступают люди по поводу существования и использования благ и которое санкционируется обществом (законами государства, традициями, обычаями и т. д.).

Собственность в экон-м смысле выражает складывающиеся в процессе пр-ва отношения между людьми по поводу использ-я факторов пр-ва и присвоения продукта.

Этими элементами являются: субъект собственности, объект собственности, характер отно­ шений, форма собственности.

Субъект собств-ти - носитель св-в, характерных признаков и правомочий, которые определяют особ-ти использ-я объекта. Такими субъектами м.б. инди­видуальные лица, семьи, социальные группы, го­с-ва, межгосударственные и международные структуры.

Под объектом собственности понимается то, что находит­ся в зависимости от субъекта и лишено самостоятельного значе­ния. Объект собственности является пассивной стороной отно­шений собств-ти, он включает вещество природы, предме­ты, энергию, инф-ю, имущество, духовные и интеллек­туальные ценности, которые принад­лежат субъекту.

Отношения собственности - это пространственно-времен­ная иерархия совокупности отношений, регулирующих спосо­бы эффективного распределения ресурсов и увеличения полез­ности (ценности) благ на основе делимости и комбинирования субъектами частичных прав.

Под формой собств-ти пони­мается ее структура, характериз. по признаку субъекта - носителя опред. прав . Субъект, реализующий совок-ть прав по поводу объектов собств-ти, м.б. как частным лицом (частная собственность), так и государством (го­ суд. собственность) . Возможны ситуации объедине­ния субъектов на основе делимости и передачи прав собствен­ности (совместная и смешанная).

Частная собственность - это такой тип собственности, когда исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное право.Характерный признак частной собственности передача имущества по наследству. 3 вида реализации част­ ной формы собственности: единоличная, партнерская и корпо­ ративная .

Гос. собственность является достоянием всех людей данной страны. Упр-е и распоряжение объектами собств-ти здесь от имени народа осущ-т органы гос. власти. Особ-ть данного вида собств-ти- неделимость ее объектов между субъектами-налогоплательщиками. Гос.собств-ть включает природные ре­сурсы, основные производственные средства, а также гос. предприятия, права собств-ти на которые при­надлежат органу государственной власти.

В гос. собственность включается часть экон-х благ, пр-во которых в условиях частной соб­ств-ти нецелесообразно, поскольку невозм-ть устано­вить цены на эти блага делает их неконкурентоспособными и неисключаемыми в потреблении (общественные блага).

Гос. форма собств-ти необходима в тех сферах эко­ номики, где велика потребность в прямом центра­лизованном управлении и нецелесообразно или невозможно развитие конкуренции. Прежде всего это касается естествен­ных монополий (связь, трубопроводный транспорт) и наукоем­кого производства (космос).

Среди государственной собственности обычно выделяются две основные разновидности :

    республиканская, или федеральная, собственность;

    местная, или коммунальная (муниципальная), собственность .

При гос. собств-ти непосредственные делимые права собственности передаются (делегируются) законным представи­ телям государственных органов - должностным лицам. На го­с. предприятиях субъекты собств-ти, между кот.распределены права (польз-я, владения и т.д.), соглашаются на их ограничение, так как гос-во финанси­рует производство.

В ходе реформирования собственности в нашей стране сло­жились следующие основные и производные формы и виды соб­ственности, закрепленные Гражданским кодексом Республики Беларусь:

1) государственная собственность: республиканская; коммунальная;

2) частная собственность: физических лиц; негосударственных юридических лиц;

3)общая собственность: совместная; долевая.

Гос. собств-ть функционирует в виде рес­ публиканской (собственник - РБ) или ком­мунальной (собственники - административно-территориаль­ные единицы).Частная собственность в Беларуси может функционировать как индивидуальная, т.е. собственность отдельного человека (физического лица). Коллективная частная собственность в нашей стране функционирует в организационно-правовых формах деятель­ности ООО, ОДО, хоз. товариществ и произв-х кооперативов, ЗАО и ОАО.Общая собственность (семьи, коллектива) в республике мо­жет быть долевой и совместной . Кроме того, допускается функ­ционирование смешанных форм и видов собственности (госу­дарственной и частной).

Разгосударствление - переход гос. собств-ти в руки от­дельных граждан, коллективов, физических и юридических лиц, а также формирова­ние различных форм собственности.

Возможны следующие способы разгосударст­вления: передача в собственность трудового коллектива; лизинг с последующим вы­купом в течение ряда лет; акционирование с сохранением контрольного пакета акций у государства; передача унитарных предприятий в управление на праве хозяйственно­го ведения; приватизация.

Приватизация - это выкуп гражданами, акционерными обществами у госу­дарства и местных органов власти в собственность предприятий или их подразделе­ний, которые выделены в самостоятельные.

Настоящим Законом устанавливаются принципы и порядок разграничения объектов государственной собственности в Республике Абхазия на республиканскую и местную (муниципальную)? собственность и порядок её формирования.

Статья 1. Виды государственной собственности

К государственной собственности относятся собственность Республики Абхазия и собственность административно-территориальных образований (местная? собственность).

Статья 2. Понятие республиканской собственности

К республиканской собственности относятся объекты государственной собственности, составляющие основу национального богатства республики и необходимые для решения общегосударственных задач экономического, политического, оборонного, социально-культурного развития республики, а также объекты государственной собственности, обеспечивающие деятельность республиканских органов государственной власти и управления.

Статья 3. Понятие собственности? административно-территориальных образований (местной собственности)

К местной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территории административно-территориальных образований и находящиеся в ведении городов и районов и необходимые для их экономического и социально-культурного развития.

Статья 4. Объекты, относящиеся к республиканской собственности

К республиканской собственности относятся:

1. Объекты, составляющие основу национального богатства:

1.1. Земля и её недра, воды, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Республики Абхазия, растительный и животный мир, другие ресурсы, минеральные источники;
1.2.Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);
1.3. Объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности, учреждения культуры, имеющие республиканское значение.

2.Объекты, необходимые для обеспечения функционирования республиканских органов власти и управления и решения общегосударственных задач:

2.1. Средства республиканского бюджета Республики Абхазия, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и охраны труда и других государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия, Национального банка Республики Абхазия, доля Республики Абхазия от золотого запаса, алмазного и валютного фондов бывшего СССР;
2.2. Имущество вооруженных сил, органов государственной безопасности, органов внутренних дел и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Республики Абхазия;
2.3. Высшие учебные заведения, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Академии наук Абхазии, Министерства образования Республики Абхазия, Министерства здравоохранения Республики Абхазия, государственные научные центры;
2.4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической и экологической служб, служб контроля за состоянием и охраной окружающей природной среды и природных ресурсов;
2.5.Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической, ветеринарной служб, службы защиты растений;
2.6. Предприятия статистических органов, патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции, полигоны;
2.7. Издательские и полиграфические предприятия и типографии республиканского значения;
2.8. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

3. Объекты оборонного производства:

3.1.Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, военное снаряжение, независимо от доли военных заказов;
3.2. Защищённые рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

4.Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства Республики Абхазия в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

4.1.Предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности;
4.2.Предприятия топливно-энергетического комплекса;
4.3.Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в статью 5 настоящего Закона;
4.4.Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта, морского флота, предприятия газификации (кроме вошедших в статью 5 настоящего Закона);
4.5.Республиканские автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации;
4.6.Предприятия связи, телевещания и радиовещания, телевизионные и радиопередающие центры, информационные и телеграфные агентства;
4.7. Звероводческие хозяйства, государственные племенные и конные заводы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия рыбопромысловой промышленности и хозяйства по производству ценных видов рыб, птицефабрики;
4.8.Предприятия машиностроения и химической промышленности;
4.9.Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов;
4.10.Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений? указанные объединения;
4.11.Предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений;
4.12.Предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
4.13.Государственные санаторно-курортные учреждения, объекты гостиничного хозяйства, подведомственные республиканским органам государственного управления, специальные объекты, предназначенные для приёма высших должностных лиц, находящиеся в ведении высших органов государственной власти и управления Республики Абхазия;
4.14.Учреждения спорта, имеющие республиканское значение;
4.15.Строительные предприятия, организации республиканского значения, а также объекты по производству стройматериалов и конструкций, добыче инертных материалов и строительству эксплуатационных водохозяйственных точек и сооружений;
4.16. Оптово-складские помещения и базы республиканского значения, элеваторные хозяйства, распределительные холодильники, базы комплектации;
4.17.Предприятия бытового обслуживания, объекты торговли и общественного питания, входящие в структуру государственных компаний и организаций,? подведомственных Кабинету Министров Республики Абхазия;
4.18.Предприятия и организации по производству вина, спиртовой, ликероводочной продукции, по переработке табака и производству табачных изделий, а также растительных и эфирных масел;
4.19.Государственные объекты, вновь создаваемые из средств республиканского бюджета и учреждённые Правительством Республики Абхазия и его органами.

Статья 5. Объекты, относящиеся к собственности административно-территориальных образований (местной собственности)

К местной собственности относятся:

5.1. Средства местного бюджета и внебюджетных фондов, учреждённых местными органами государственной власти;
5.2. Жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении администраций, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счёт отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
5.3.Жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные организации, обслуживающие объекты, перечисленные в данной статье;
5.4.Объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
5.5.Объекты культурно-оздоровительного и санаторно-курортного комплекса, гостиничного хозяйства, не вошедшие в статью 4 настоящего Закона;
5.6.Предприятия и организации сельского хозяйства и по переработке и фасовке чая;
5.7.Предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, рынки и их филиалы, не вошедшие в статью 4 настоящего Закона;
5.8.Оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объема услуг указанных предприятий;
5.9. Учреждения и объекты здравоохранения (кроме республиканских больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями, школ-интернатов), культуры и спорта;
5.10.Предприятия грузового и пассажирского автотранспорта, государственные станции техобслуживания автотранспорта, не вошедшие в статью 4 настоящего Закона;
5.11.Другие учреждения и объекты, находящиеся в оперативном управлении администраций районов и города Сухум, а также имущество предприятий и организаций, финансируемых из местного бюджета;
5.12.Вновь создаваемые предприятия и приобретенное имущество из средств местного бюджета.

Статья 6. Отнесение объектов государственной собственности

Объекты государственной собственности подлежат обязательному отнесению к республиканской собственности либо к собственности административно-территориальных образований (местной собственности), независимо от их ведомственной подчиненности и от того, на чьем балансе они находятся.

Объекты государственной собственности, не указанные в статье 4 и статье 5 настоящего Закона, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в республиканскую собственность до момента определения соответствующего собственника. Отнесение указанных объектов к республиканской или местной собственности осуществляется Народным Собранием Республики Абхазия по представлению Президента Республики Абхазия.

Статья 7. Порядок управления и распоряжения объектами республиканской собственности

Управление и распоряжение объектами республиканской собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Абхазия, осуществляет Правительство Республики Абхазия. Правительство Республики Абхазия может делегировать министерствам и ведомствам полномочия по управлению и распоряжению объектами республиканской собственности, а также подведомственными им предприятиями, в том числе полномочия по:

Заключению договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений;
- утверждению уставов предприятий, организаций и учреждений;
- заключению договоров аренды имущества и учредительных договоров в соответствии с законодательными актами Республики Абхазия.

Статья 8. Гарантии прав собственности на приобретенные государственные объекты

Настоящий Закон не распространяется: на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций, а также на объекты интеллектуальной собственности.

Статья 9. Порядок оформления разграничения государственной собственности

Оформление передачи объектов государственной собственности в республиканскую собственность или в собственность административно-территориальных образований (местную собственность) в соответствии со статьями 4 и 5 настоящего Закона осуществляется Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Принят Народным Собранием Республики Абхазия

Президент Республики Абхазия

В.Ардзинба

г.Сухум