Полёт к Солнцу: история подвига Михаила Девятаева. Михаил Петрович Девятаев

Герой и актер похожи внешне и характерами, родом из одних и тех же мест. Национальность обоих, как и позывной летчика Девятаева - мордвин.

«Сыграть такого человека – уже подвиг!» - говорит актёр о своем герое. Узнике концлагеря, весом в 38 кг, летчике, сумевшем угнать со сверхсекретной фашисткой базы тяжелейший бомбардировщик. Казалось бы, о нём мы знаем всё. О своём дерзком побеге он сам рассказал в своих книгах «Побег из ада» и «Полёт к солнцу». О малоизвестных страницах жизни героя рассказывают его близкие.

Мордвин, прыгай!

Михаил Девятаев был 13-м ребенком в семье. Его отец рано умер, и мама растила детей одна. Она была человеком сильным духовно и физически, дожила до 105 лет. И хотя семья голодала, она смогла научить своих детей доброте и заботе о других. В 90-е годы, когда в стране началась разруха, Михаил Петрович продолжал помогать людям - создал фонд помощи сиротам, пожилым и одиноким людям. В 70 лет сам отвозил, относил деньги и продукты.

В Казань из мордовской деревни будущий Герой Советского Союза пришел пешком и босой. Поступил в речной техникум, одновременно учился в ОСОВИАХИМе. Лётчиком он решил стать, когда в детстве увидел самолет, приземлившийся рядом с их деревней. Получив диплом помощника капитана, Девятаев поступил в Оренбургское лётное училище. Когда началась война, он летал с первого дня. После серьезного ранения в одном из боёв ему чуть не ампутировали ногу. Не дал. Вернулся на фронт и к июлю 1944 года, когда его самолет загорелся в бою, имел три боевых ордена.

«Мордвин, прыгай» - приказал командир. Раненный, обгоревший летчик приземлился уже без сознания. Очнулся в плену. За попытку побега из лагеря его приговорили к смерти. Сохранившиеся лагерные документы зафиксировали: 5 декабря 1944 года сожжён в печи. Летчика спас парикмахер, заменивший его бирку на бирку умершего артиллериста Никитенко. Под этой фамилией Михаил Петрович попал на сверхсекретный объект Пенемюнде на острове Узедом. Это была база, где немцы проводили испытания ракет ФАУ-1 и ФАУ-2 и с которой ежедневно обстреливали ракетами Лондон. База, охраняемая истребителями и зенитками ПВО, службой СС, имела свой аэродром.

Сила жизни

…Немецкому летчику почему то захотелось продемонстрировать доходяге, убирающему аэродром, как запускается двигатель самолета. Этим доходягой оказался летчик – истребитель Михаил Девятаев, готовивший свой легендарный побег и которому сверхважно было понять, как управлять этим самолетом. Ведь советский истребитель и немецкий бомбардировщик – это совершенно разная техника. И нужно пройти серьезное обучение, чтобы её освоить. А еще нужна физическая сила, чтобы поднять самолет. Истощенный от голода, приговоренный уголовниками лагеря к 10 дням жизни (за эти дни его должны были довести до смерти), но не сломленный духовно, Михаил Петрович решается на побег. На шестой день ежедневных побоев, когда физических сил для жизни уже не оставалось, летчик и его девять товарищей взлетают на «Хейнкеле -111».

Лётчик направляет самолёт к Солнцу, чтобы немецким зенитчикам было сложно увидеть цель. В сторону границы СССР он поворачивает позже. За линией фронта самолет обстреливают советские зенитки. Нужно было срочно приземляться. Лётная выучка, воля, хладнокровие позволили посадить самолет на пахотное поле.

Беглецов поместили в фильтрационный лагерь, солдат затем отправили в штрафбат, где из шестерых выжил лишь один. Офицеров оставили в фильтрационном лагере, откуда Михаила Петровича в сентябре 1945 года вызволил Сергей Королёв. Генеральному конструктору советских ракет нужны были сведения о том, как запускались ракеты с базы Пенемюнде.

Чужой среди своих

Михаил Петрович, как бывший военнопленный, не мог устроиться на работу. Поскольку в его роду у всех мужчин были «золотые» руки, он стал класть печи. Его супруга рассказывала, что лишь однажды увидела слёзы мужа – когда ему дали работу. В речном порту у дежурного по вокзалу обнаружили туберкулез лёгких в открытой форме. Все отказались работать с ним в паре. И тут вспомнили о безработном помощнике капитана - он пошёл работать, не раздумывая.

В 1957 году Хрущёв поручил найти героев Великой Отечественной войны, незаслуженно забытых в годы культа личности. Журналист «Красной Татарии» Ян Виннецкий, сам бывший летчик, ходил по военкоматам и узнавал, есть ли у них такие герои. Ему сказали, что есть один странный артиллерист, утверждающий, что у немцев самолёт угнал. Виннецкий пришел к Девятаеву. Проговорили они до утра. Но очерк журналиста печатать не стали, испугались. Тогда Виннецкий отправил материал в Москву, в «Литературную газету». На второй день после выхода статьи за Михаилом Петровичем приехали из Москвы. О герое писали в каждом номере «Красной звезды».

Девятаеву были возвращены боевые награды и воинское звание, присвоено звание Героя Советского Союза. О его подвиге узнал весь мир, его боготворили лётчики и космонавты. Пограничники и таможенники в Германии, куда он часто прилетал, отдавали честь, как главе государства. А герой, каким был до всеобщего признания, таким и остался. И тем, кто раньше говорил ему: «Ну ты и брехун», а потом подходил извиняться, отвечал: «Да я все понимаю». На одном из «Огоньков», куда Михаил Петрович был приглашен вместе с другими героями дивизии Александра Покрышкина. Когда ему дали слово, он начал с роли партии. Александр Иванович остановил его и сказал: «Главное, Миша, что ты взлетел».

Михаил Девятаев считал своим долгом встречаться с детьми, рассказывать им о войне. Он много ездил по подростковым колониям. Ребята после выхода из колонии приходили к нему в гости, писали письма. Он был для них примером, доказывающим, что в любой ситуации человек может оставаться человеком и идти до конца к своей цели.

…Журналист Василий Песков написал о легендарном летчике рассказ «Побег». Опубликовал его к 30-летию Победы, потом к 40-летию. Затем к 50-летию, где написал во вступлении, что многое в нашей стране изменилось, и на многое мы смотрим другими глазами. Только в рассказе о подвиге Девятаева ему менять ничего не нужно. Правда как была правдой, так ею и осталась.

Mihail Devyataev Карьера: Герой
Рождение: Россия, 8.7.1917
Герой Советского Союза. У Героя рядом с Золотой Звездой - орден Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны I и II степени, многие медали. Михаил Петрович Девятаев - Почетный гражданин Республики Мордовия, городов Казани, Вольгаста и Циновичи (Германия).

Родился 8 июля 1917 года в Мордовии, в рабочем поселке Торбеево. Он был тринадцатым ребенком в семье. Отец, Девятаев Петр Тимофеевич, трудолюбивый, мастеровой мужчина, работал на помещика. Мать, Акулина Дмитриевна, в основном была занята заботой о детях. К началу войны в живых было шестеро братьев и одна сестра. Все они участвовали в боях за Родину. Четверо братьев погибли на фронте, остальные раньше времени ушли из жизни из-за фронтовых ран и невзгод. Супруга, Фаина Хайрулловна, растила детей, нынче на пенсии. Сыновья: Алексей Михайлович (1946 г. рожд.), врач-анестезиолог глазной клиники, кандидат медицинских наук; Александр Михайлович (1951 г. рожд.), работник Казанского медицинского института, кандидат медицинских наук. Дочь, Нэля Михайловна (1957 г. рожд.), выпускница Казанской консерватории, преподаватель музыки в театральном училище.

В школе Михаил учился удачно, но был не в меру шаловлив. Но в одно прекрасное время его как будто подменили. Произошло это затем того, как в Торбеево прилетел авиалайнер. Летчик, казавшийся в своей одежде чародеем, быстрокрылая железная птица - все это покорило Михаила. Не сдержавшись, он спросил тогда пилота:

А как летчиком сделаться?

Нужно ладно обучаться, - последовал отклик. - Заниматься спортом, быть смелым, храбрым.

С того дня Михаил радикально изменился: все отдавал учебе и спорту. После 7-го класса он поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный техникум. Там произошло какое-то недоразумение с документами, и он был вынужден поступить в речной техникум. Но греза о небе не угасла. Она захватывала его все больше и больше. Оставалось одно - записаться в Казанский аэроклуб.

Михаил так и поступил. Было тяжко. Порой до глубокой ночи просиживал в самолетном или моторном классе аэроклуба. А утром уже спешил в речной техникум. Однажды настал день, когда Михаил впервой, истина с инструктором, поднялся в воздух. Возбужденный, сияющий от счастья, он сказал тогда своим друзьям: "Небо - моя бытие!"

Эта высокая греза и привела его, выпускника речного техникума, уже осваивавшего волжские просторы, в Оренбургское авиационное училище. Учеба там была счастливейшей порой в жизни Девятаева. Он по крупицам набирался знаний об авиации, навалом читал, с усердием тренировался. Счастливый, как ни при каких обстоятельствах в прошлом, взлетал в небеса, о котором ещё вовсе недавно только мечтал.

И вот лето 1939 года. Он - боевой пилот. И профессия - самая грозная для противника: истребитель. Сначала проходил службу в Торжке, после этого его перевели в Могилев. Там еще раз повезло: оказался в эскадрилье прославленного летчика Захара Васильевича Плотникова, успевшего повоевать в Испании и на Халхин-Голе. От него набирались боевого опыта Девятаев и его товарищи.

Но грянула битва. И в первостепеннный же день - боевой вылет. И хотя самому Михаилу Петровичу не удалось сшибить "юнкерса", он, маневрируя, вывел его на своего командира Захара Васильевича Плотникова. А тот не упустил воздушного противника, сразил его.

Скоро повезло и Михаилу Петровичу. Однажды в разрыве облачности на глаза ему попал "Юнкерс-87". Девятаев, не теряя ни секунды, устремился за нимени И посредством миг увидел его в перекрестии прицела. Тут же дал две пулеметные очереди. "Юнкерс" запылал и рухнул на землю. Были и ещё удачи.

Вскоре отличившихся в боях вызвали из Могилева в Москву. Михаил Девятаев в числе других был награжден орденом Красного Знамени.

Обстановка все больше обострялась. Девятаеву и его товарищам уже пришлось оборонять подступы к столице. На новеньких "яках" они перехватывали самолеты, спешившие свалить смертоносный груз на Москву. Однажды под Тулой Девятаев совместно со своим напарником Яковом Шнейером вступил в схватку с фашистскими бомбардировщиками. Им удалось сшибить единственный "юнкерс". Но и авиалайнер Девятаева пострадал. Все же пилоту удалось приземлиться. И он оказался в госпитале. Не излечившись до конца, бежал оттуда в свой полк, уже находившийся западнее Воронежа.

21 сентября 1941 года Девятаеву доверили принести значимый пакетик в штаб окруженных войск Юго-Западного фронта. Он выполнил это поручение, но на обратном пути вступил в неравную схватку с "мессершмиттами". Одного из них сшиб. И сам получил ранение. Так он ещё раз оказался в госпитале.

В новой части его осмотрела врачебная комиссия. Решение было единодушным - в тихоходную авиацию. Так летчик-истребитель оказался в полку ночных бомбардировщиков, а позже в санитарной авиации.

Лишь после этого встречи с Александром Ивановичем Покрышкиным ему удалось ещё раз сделаться летчиком-истребителем. Было это уже в мае 1944 года, когда Девятаев отыскал "хозяйство Покрышкина". Новые сослуживцы встретили его сердечно. Среди них был и Владимир Бобров, осенью 41-го давший кровь раненому Михаилу Петровичу.

Не раз поднимал Девятаев свой авиалайнер в воздух. Неоднократно сообща с другими летчиками дивизии А. И. Покрышкина вступал в схватки с фашистскими стервятниками.

Но вот наступило роковое 13 июля 1944 года. В воздушном бою над Львовом он получил ранение, а его авиалайнер загорелся. По команде своего ведущего Владимира Боброва Девятаев выбросился из объятого пламенем самолета... и оказался в плену. Допрос за допросом. Потом переброска в разведотдел абвера. Оттуда - в Лодзинский лагерь военнопленных. А там еще раз - голод, пытки, издевательства. Вслед за этим - концлагерь Заксенхаузен. И в конце концов - загадочный остров Узедон, где готовилось сверхмощное оружие, перед которым, по мнению его творцов, никому не устоять. Узники Узедона - это по сути дела приговоренные к смерти.

И все это время у пленных зрела одна идея - спешить, нестись во что бы то ни стало. Лишь на острове Узедон это вывод приобрело явь. Рядом, на аэродроме Пенемюнде, были самолеты. И был пилот Михаил Петрович Девятаев, мужчина мужественный, бесстрашный, способный осуществить намеченное. И он осуществил, несмотря на невероятные трудности. 8 февраля 1945 года "хейнкель" с 10 узниками приземлился на нашей земле. Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном Узедоне, где производилось и испытывалось ракетное оружие фашистского рейха. Еще оставалось два дня до намеченной фашистами расправы над Девятаевым. Его спасло небосвод, в которое он был бесконечно влюблен с детства.

Клеймо военнопленного сказывалось длительно. Ни доверия, ни стоящей работы... Это угнетало, порождало безнадежность. Лишь потом вмешательства уже получившего широкую известность генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева занятие сдвинулось с мертвой точки. 15 августа 1957 года геройский поступок Девятаева и его товарищей получил достойную оценку. Михаилу Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза, а участники перелета награждены орденами.

Михаил Петрович совершенно возвратился в Казань. В речном порту вернулся к своей первой профессии - речника. Ему доверили опробование первого быстроходного катера "Ракета". Он стал и первым его капитаном. Спустя немного лет уже водил по Волге быстроходные "Метеоры".

И сегодня ветерану войны безмятежность только только грезится. Он активно участвует в ветеранском движении, создал Фонд Девятаева и оказывает подмога тем, кто в этом особенно нуждается. Не забывает ветеран и о молодежи, нередко встречается со школьниками и воинами гарнизона.

У Героя рядом с Золотой Звездой - орден Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны I и II степени, многие медали. Михаил Петрович Девятаев - Почетный гражданин Республики Мордовия, городов Казани, Вольгаста и Циновичи (Германия).

Как и в юные годы, он увлекается литературой об авиации, о геройских поступках наших летчиков.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Дексбах Mihail Deksbah

Дексбах Михаил Сергеевич - летчик-испытатель. Родился 2 февраля 1937 года в городе Кировск Мурманской области. По национальности русский.

Михаил Евсеев Mihail Evseev

Майор, герой Советского Союза, кавалер Звезды Славы посмертно. В годы Великой Отечественной Войны совершил подвиг: будучи командиром батальона,..

Михаил Егоров Mihail Egorov

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Михаилу Алексеевичу Егорову присвоено 8 мая 1946 года.

Михаил Жуков Mihail Zhukov

Герой Советского Союза (8.07.41). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.

Легендарный советский летчик; командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант. Родился в посёлке Торбеево (ныне посёлок городского типа в Мордовии) в семье крестьянина. Мордвин. Член КПСС с 1959 года. Был тринадцатым ребёнком в семье. Когда ему исполнилось 2 года, от тифа умер отец. В 1933 году окончил 7 классов средней школы и поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный техникум. Из-за недоразумения с документами ему пришлось учиться в речном техникуме, который он окончил в 1938 году. Одновременно учился в Казанском аэроклубе. В 1938 году Свердловским райвоенкоматом города Казани Татарской АССР призван в Красную Армию. В 1940 году окончил Оренбургское военное авиационное училище лётчиков имени К.Е.Ворошилова. Направлен служить в город Торжок. Позже переведён в город Могилёв в 237-й истребительный авиационный полк (Западный особый военный округ). Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года.
Полет в бессмертие


Когда началась война, Девятаев находился в городе Могилеве, служил в авиационной истребительной части. Рано утром, поднявшись по тревоге, летчики получили боевое задание: вылететь в направлении Минска и защищать небо от фашистских стервятников. Михаил Петрович, сидя за штурвалом, то и дело поглядывал вниз: всюду бушевал огонь, горели города и селения родной страны. Сердце сжималось от боли.
В разрывах облаков показался вражеский самолет. «Юнкерс-87» – сразу определил Девятаев и дал полный газ. «Ну, держись, фриц!» Поймав стервятника на прицел, он нажал на пулеметную гашетку и слелал нескоько коротких очередей. «Юнкерс» вспыхнул и в клубах дыма пошел вниз. Так Михаил Петрович открыл счет сбитым фашистским самолетам.
Полк, в котором служил Девятаев, дрался с противником днем и ночью, нанося ему сокрушительные удары. Вскоре в числе других летчиков Михаил Петрович получил первую боевую награду – орден Красного Знамени.
Вражеские самолеты начали совершать налеты на столицу нашей Родины – Москву. Вместе со своими боевыми друзьями Девятаев был переброшен на самый ответственный участок Юго-Западного фронта. Его истребитель молнией проносился в небесных просторах. Красные звезды сшибались с черными крестами. Один за другим падали стервятники, несущие смертоносный груз на Москву. Отдыхать приходилось мало. Михаил Петрович бил врага, сам пока оставаясь неуязвимым. Но вот...
Стояла ясная погода. На небе ни одной тучки. Вместе со своим другом Яшей Шнейером Девятаев поднялся в воздух и взял курс в сторону Тулы. Навстречу им шла группа вражеских бомбардировщиков.
Несколько раз врезались в строй вражеских самолетов два боевых друга. Один стервятник был сбит. Но силы слишком неравны. Фашистские самолеты вели сильный огонь, наседали на смельчаков. Михаил Петрович в этом бою получил ранение и был отправлен в госпиталь. Однако врачи не смогли его долго удержать. Немного подлечившись, перехитрив их бдительность, в одном халате и тапочках ночью он покинул госпиталь и явился в свою часть.
Девятаеву дали новый самолет и направили в эскадрилью летчика Владимира Ивановича Боброва, еще в 1936 году сражавшегося с фашистами в небе Испании. Не раз они поднимались вместе в небо. Рос счет сбитым стервятникам.
Как-то Михаил Петрович возвращался с боевого задания. На пути заметил с десяток «мессершмиттов», поочередно заходивших на какую-то цель. Они действовали безнаказанно: наших самолетов в этом районе не было.
– Ну что ж, – сказал сам себе Девятаев. – Попробую...
И пошел в атаку. Минута – и вражеский самолет загорелся. Михаил Петрович сделал новый заход, но не успел нажать на спуск пулемета, как почувствовал жгучую боль в правой ноге. Еле добрался до своего аэродрома. В пути потерял много крови, и выйти из кабины ему уже не хватило сил. К самолету, пробитому в нескольких местах, подбежал Бобров.
– Врача! – приказал он.
Врач явился немедленно. Осмотрев раненого, заключил:
– Нужно срочное переливание крови. А где ее взять?
– Возьмите у меня, – не задумываясь, предложил Бобров. – У нас с ним одна группа.
Прямо на плоскости самолета врач сделал переливание крови. Когда Михаил Петрович пришел в себя, ему рассказали, каким образом удалось его спасти. Он слабо пожал своему командиру руку и прошептал:
– Спасибо... Я никогда не забуду этого... И вот снова госпитали. Ростов, Сталинград, Саратов, Казань. Казань для него еще в годы юности стала родным городом. Здесь он учился на летчика, здесь. встретил девушку по имени Фаина, которую полюбил и которая стала ему женой. В этом городе после госпиталя Михаилу Петровичу пришлось переучиваться на летчика санитарных машин. Врачи решили, что летать ему на боевых уже нельзя.
Но ему снова улыбнулась фортуна: случайно на аэродроме вблизи Пятихаток он встретился с Бобровым. Узнав, что отважный летчик, к этому времени награжденный уже вторым орденом Красного Знамени, летает на санитарной машине, Бобров решительно сказал:
– Пошли со мной.
Он привел его к командиру соединения, знаменитому летчику, грозе немецких асов Александру Ивановичу Покрышкину. Представил и дал отличную характеристику.
– Что ж, – сказал Покрышкин, – будешь снова летать с Бобровым.
Советская Армия, взявшая инициативу, вела решительные бои, теснила врага. Почти вся наша страна уже была освобождена от вражеских полчищ. Соединение, в котором служил Девятаев, действовало на 2-м Украинском фронте.
13 июля 1944 года начался прорыв сильно укрепленной обороны противника в районе Львова. В этот день летчики под командованием Покрышкина сбили на данном участке 27 самолетов врага. Четыре из них сбил сам командир.
Михаил Петрович поднялся в небо в паре с Бобровым. У Боброва позывной был «Выдра», у Девятаева «Мордвин». Они поддерживали постоянную связь по радио. Врываясь в гущу немецких самолетов, они стреляли наверняка. В этом бою Девятаев сбил девятого стервятника...
Михаил Петрович почувствовал, как обожгло плечо. От дыма в кабине стало трудно дышать. Из самолета начало вырываться пламя. Девятаев чувствовал, что теряет сознание. Как сквозь сон услышал голос Боброва:
– Мордвин, прыгай!
Огонь приближался к бензобакам, самолет мог вот-вот взорваться. Девятаев, пересиливая боль, задыхаясь от дыма, перевалился через борт кабины. Еле успел дернуть вытяжное кольцо парашюта, ударился головой о стабилизатор и лишился чувств...
Девятаев попал в лапы к фашистам. В первый же день его, обгоревшего, с перебитой ногой, с гудевшей от боли головой привели на допрос к немецкому офицеру.
Девятаеву было тяжело стоять, но он крепился. Офицер всячески пытался выжать из него хоть какие-нибудь данные о численности и расположении наших частей, об их командирах, о том, где сосредоточиваются ударные силы авиационных полков. На последний вопрос Девятаев дерзко ответил:
– Везде! Вы же на своей шкуре ощущаете наши удары на всех направлениях!
От такого ответа фашиста передернуло. Он выскочил из-за стола и с силой ударил Девятаева по лицу. Свет погас в глазах. Но Михаил Петрович устоял на ногах...
Михаила Петровича и других пленных летчиков перевели в Лодзинский лагерь. Жили в мрачных бараках, обнесенных колючей проволокой с током высокого напряжения. У пленных отобрали ордена и документы, выдали бирки. Теперь их называли не по фамилии, а по номерам. Голод, пытки, неслыханные издевательства – вот чему постоянно подвергались военнопленные.
Лагерь был заминирован. По приказу коменданта его могли в любое время взорвать вместе с военнопленными. Внутри лагеря и за оградой все время шныряли немецкие солдаты с собаками.
В начале осени 1944 года Девятаева переправили в лагерь «Заксенхаузен». Все знали, что это такое место, откуда живыми не возвращаются. Здесь изобретались и испытывались на заключенных самые страшные, самые изощренные методы массового умерщвления людей. Эшелоны обреченных поступали в лагерь, и назад уже никто не возвращался. Людей жгли в крематориях, расстреливали в специальных помещениях, травили газом, вешали. На пленных испытывались новые медицинские препараты, отравляющие вещества, бризантные гранаты и многое другое. В таких условиях, казалось, даже думать о сопротивлении невозможно. Однако спустя некоторое время Девятаев узнал о существовании в лагере подпольной коммунистической организации. И здесь люди, испытывая страшные муки, вели борьбу, не сгибались. Девятаев познакомился и подружился с двумя «смертниками»: полковником Николаем Степановичем Бушмановым и политруком Андреем Дмитриевичем Рыбальченко. Фашисты приговорили их к смерти. Но они не падали духом.
Вскоре Девятаев узнал, что в концлагере существует группа, готовящая побег по воде на лодке. Будучи летчиком, Михаил Петрович и сам вынашивал план побега, но на вражеском самолете. Но существовали серьезные трудности: ведь он знает только свои машины, на немецких никогда не летал, даже близко не видел, как они управляются. Во-вторых, как можно овладеть вражеским самолетом, когда следят за каждым твоим шагом? Но постепенно мысль о побеге на вражеском самолете в группе заговорщиков стала укрепляться.
Друзья сделали все, чтобы Девятаев попал работать на аэродром, который находился на острове Свинемюнде, отрезанном от суши широким проливом Балтийского моря (поблизости находился секретный ракетный центр, откуда запускались ракеты V-1 и 2). Летчик стал присматриваться, готовиться к захвату вражеского самолета. Подбиралась группа из надежных и мужественных людей. Здесь он познакомился с Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Петром Кутергиным, Михаилом Емцом, Федором Адамовым и другими. Все они одобрили план побега.
Девятаев начал изучать части разбитых немецких самолетов. Во время работы он и его товарищи незаметно, с огромным риском, отдирали с приборной доски разные таблички, прятали их в карманы, в котелок, а вернувшись в барак, летчик старался разобраться, что к чему, изучал назначение приборов. По ночам пленники обдумывал все детали дерзкого плана. Мелочей тут быть не могло.
Настал ясный февральский день. Группу Девятаева послали засыпать бомбовые воронки. Люди работали с особенным усердием. Михаил Петрович не сводил глаз с новенького четырехмоторного бомбардировщика He-111. «Хорошо бы на нем, – думал он. – Сегодня... Завтра может быть поздно...»
Восемь человек засыпали воронки землей, а Девятаев с Соколовым утрамбовывали ее. Казалось, время остановилось. Минуты тянулись вечностью. Вот раздался звонок на обед. Немцы группами повалили с аэродрома. С пленными остался только один конвоир.
По знаку Девятаева Иван Кривоногов приблизился к конвоиру и занес над ним железную клюшку. Фашист мешком опустился на землю. Те, кто не знал о плане побега, испугались: за убийство немца всем грозила немедленная смерть.
Кривоногов сказал:
– Ребята, Девятаев – летчик. Спокойно. Сейчас улетим...
Все сразу ожили. Труп немца закопали в снег. Построившись, будто ничего не произошло, подошли к самолету. Михаил Петрович с трудом открыл дверцу, поднялся в кабину, сел за штурвал. Но мотор никак не заводился. А каждая секунда была так дорога!
– Скорее тащите аккумуляторы! – скомандовал Девятаев. – Они где-нибудь рядом...
Аккумуляторы были найдены, поставлены, и мотор, наконец, взревел. Самолет стал выруливать к взлетной полосе. Девятаев довел обороты до полной мощности, и самолет устремился вперед. Немцы, видимо, заподозрили неладное и с автоматами наизготовку бежали навстречу. Вот они уже совсем близко от самолета. Михаил Петрович опустил тормоза и дал полный газ. Самолет врезался в толпу гитлеровцев, потом оторвался от земли.
C огромным трудом обессилевшие в концлагере Девятаев и его товарищи привели самолет на нашу территорию. И уже через 2 часа самолет приземлился в расположении советских войск. После трудных поворотов жизни (Михаил Петрович был репрессирован за то, что попал в плен), в 1957 году за дерзкий подвиг летчику все же была присвоена высшая государственная награда.
Особисты не поверили, что заключённые концлагеря могли угнать самолёт. Беглецов подвергли жёсткой проверке, долгой и унизительной. Затем отправили в штрафные батальоны. В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. Его не брали на работу. В 1946 году, имея в кармане диплом капитана, с трудом устроился грузчиком в Казанском речном порту. 12 лет ему не доверяли. Он писал письма на имя Сталина, Маленкова, Берии, но всё без толку. Положение изменилось, только в конце 50 годов... Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 года Девятаеву Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11167).

В 1957 году отважный лётчик-истребитель стал одним из первых капитанов пассажирских судов на подводных крыльях «Ракета». Позже водил по Волге «Метеоры», был капитаном-наставником. Уйдя на пенсию, он активно участвовал в ветеранском движении, создал Фонд Девятаева, оказывал помощь тем, кто в ней особо нуждался. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями. Почётный гражданин Республики Мордовия, городов Казани (Россия), Вольгаста и Циновичи (Германия). В Торбеево открыт музей Героя. Скончался 24 ноября 2002 года.

Герой Советского Союза. У Героя рядом с Золотой Звездой - орден Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны I и II степени, многие медали. Михаил Петрович Девятаев - Почетный гражданин Республики Мордовия, городов Казани, Вольгаста и Циновичи (Германия).


Родился 8 июля 1917 года в Мордовии, в рабочем поселке Торбеево. Он был тринадцатым ребенком в семье. Отец, Девятаев Петр Тимофеевич, трудолюбивый, мастеровой человек, работал на помещика. Мать, Акулина Дмитриевна, в основном была занята заботой о детях. К началу войны в живых было шестеро братьев и одна сестра. Все они участвовали в боях за Родину. Четверо братьев погибли на фронте, остальные раньше времени ушли из жизни из-за фронтовых ран и невзгод. Супруга, Фаина Хайрулловна, растила детей, ныне на пенсии. Сыновья: Алексей Михайлович (1946 г. рожд.), врач-анестезиолог глазной клиники, кандидат медицинских наук; Александр Михайлович (1951 г. рожд.), сотрудник Казанского медицинского института, кандидат медицинских наук. Дочь, Нэля Михайловна (1957 г. рожд.), выпускница Казанской консерватории, преподаватель музыки в театральном училище.

В школе Михаил учился успешно, но был не в меру шаловлив. Но однажды его словно подменили. Произошло это после того, как в Торбеево прилетел самолет. Летчик, казавшийся в своей одежде чародеем, быстрокрылая железная птица - все это покорило Михаила. Не сдержавшись, он спросил тогда пилота:

А как летчиком стать?

Нужно хорошо учиться, - последовал ответ. - Заниматься спортом, быть смелым, храбрым.

С того дня Михаил решительно изменился: все отдавал учебе и спорту. После 7-го класса он поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный техникум. Там произошло какое-то недоразумение с документами, и он был вынужден поступить в речной техникум. Но мечта о небе не угасла. Она захватывала его все больше и больше. Оставалось одно - записаться в Казанский аэроклуб.

Михаил так и поступил. Было трудно. Порой до глубокой ночи просиживал в самолетном или моторном классе аэроклуба. А утром уже спешил в речной техникум. Однажды настал день, когда Михаил впервые, правда с инструктором, поднялся в воздух. Возбужденный, сияющий от счастья, он сказал тогда своим друзьям: "Небо - моя жизнь!"

Эта высокая мечта и привела его, выпускника речного техникума, уже осваивавшего волжские просторы, в Оренбургское авиационное училище. Учеба там была счастливейшей порой в жизни Девятаева. Он по крупицам набирался знаний об авиации, много читал, с усердием тренировался. Счастливый, как никогда прежде, взлетал в небо, о котором еще совсем недавно только мечтал.

И вот лето 1939 года. Он - военный летчик. И специальность - самая грозная для противника: истребитель. Сначала проходил службу в Торжке, затем его перевели в Могилев. Там снова повезло: оказался в эскадрилье прославленного летчика Захара Васильевича Плотникова, успевшего повоевать в Испании и на Халхин-Голе. От него набирались боевого опыта Девятаев и его товарищи.

Но грянула война. И в первый же день - боевой вылет. И хотя самому Михаилу Петровичу не удалось сбить "юнкерса", он, маневрируя, вывел его на своего командира Захара Васильевича Плотникова. А тот не упустил воздушного противника, сразил его.

Скоро повезло и Михаилу Петровичу. Однажды в разрыве облачности на глаза ему попал "Юнкерс-87". Девятаев, не теряя ни секунды, устремился за нимени И через мгновение увидел его в перекрестии прицела. Тут же дал две пулеметные очереди. "Юнкерс" вспыхнул и рухнул на землю. Были и еще удачи.

Вскоре отличившихся в боях вызвали из Могилева в Москву. Михаил Девятаев в числе других был награжден орденом Красного Знамени.

Обстановка все более обострялась. Девятаеву и его товарищам уже пришлось оборонять подступы к столице. На новеньких "яках" они перехватывали самолеты, спешившие сбросить смертоносный груз на Москву. Однажды под Тулой Девятаев вместе со своим напарником Яковом Шнейером вступил в схватку с фашистскими бомбардировщиками. Им удалось сбить один "юнкерс". Но и самолет Девятаева пострадал. Все же пилоту удалось приземлиться. И он оказался в госпитале. Не излечившись до конца, бежал оттуда в свой полк, уже находившийся западнее Воронежа.

21 сентября 1941 года Девятаеву поручили доставить важный пакет в штаб окруженных войск Юго-Западного фронта. Он выполнил это поручение, но на обратном пути вступил в неравную схватку с "мессершмиттами". Одного из них сбил. И сам получил ранение. Так он вновь оказался в госпитале.

В новой части его осмотрела врачебная комиссия. Решение было единодушным - в тихоходную авиацию. Так летчик-истребитель оказался в полку ночных бомбардировщиков, а потом в санитарной авиации.

Лишь после встречи с Александром Ивановичем Покрышкиным ему удалось вновь стать летчиком-истребителем. Было это уже в мае 1944 года, когда Девятаев отыскал "хозяйство Покрышкина". Новые сослуживцы встретили его сердечно. Среди них был и Владимир Бобров, осенью 41-го давший кровь раненому Михаилу Петровичу.

Не раз поднимал Девятаев свой самолет в воздух. Неоднократно вместе с другими летчиками дивизии А. И. Покрышкина вступал в схватки с фашистскими стервятниками.

Но вот наступило роковое 13 июля 1944 года. В воздушном бою над Львовом он получил ранение, а его самолет загорелся. По команде своего ведущего Владимира Боброва Девятаев выбросился из объятого пламенем самолета... и оказался в плену. Допрос за допросом. Потом переброска в разведотдел абвера. Оттуда - в Лодзинский лагерь военнопленных. А там опять - голод, пытки, издевательства. Вслед за этим - концлагерь Заксенхаузен. И наконец - таинственный остров Узедон, где готовилось сверхмощное оружие, перед которым, по мнению его творцов, никому не устоять. Узники Узедона - это фактически приговоренные к смерти.

И все это время у пленных зрела одна мысль - бежать, бежать во что бы то ни стало. Лишь на острове Узедон это решение приобрело реальность. Рядом, на аэродроме Пенемюнде, были самолеты. И был летчик Михаил Петрович Девятаев, человек мужественный, бесстрашный, способный осуществить намеченное. И он осуществил, несмотря на невероятные трудности. 8 февраля 1945 года "хейнкель" с 10 узниками приземлился на нашей земле. Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном Узедоне, где производилось и испытывалось ракетное оружие фашистского рейха. Еще оставалось два дня до намеченной фашистами расправы над Девятаевым. Его спасло небо, в которое он был бесконечно влюблен с детства.

Клеймо военнопленного сказывалось долго. Ни доверия, ни стоящей работы... Это угнетало, порождало безнадежность. Лишь после вмешательства уже получившего широкую известность генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева дело сдвинулось с мертвой точки. 15 августа 1957 года подвиг Девятаева и его товарищей получил достойную оценку. Михаилу Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза, а участники перелета награждены орденами.

Михаил Петрович окончательно возвратился в Казань. В речном порту вернулся к своей первой профессии - речника. Ему доверили испытание первого быстроходного катера "Ракета". Он стал и первым его капитаном. Спустя несколько лет уже водил по Волге быстроходные "Метеоры".

И ныне ветерану войны покой лишь только снится. Он активно участвует в ветеранском движении, создал Фонд Девятаева и оказывает помощь тем, кто в этом особо нуждается. Не забывает ветеран и о молодежи, часто встречается со школьниками и воинами гарнизона.

У Героя рядом с Золотой Звездой - орден Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны I и II степени, многие медали. Михаил Петрович Девятаев - Почетный гражданин Республики Мордовия, городов Казани, Вольгаста и Циновичи (Германия).

Как и в юные годы, он увлекается литературой об авиации, о подвигах наших летчиков.

Родился 8 июля 1917 года в Мордовии, в рабочем поселке Торбеево. Он был тринадцатым ребенком в семье. Отец, Девятаев Петр Тимофеевич, трудолюбивый, мастеровой человек, работал на помещика. Мать, Акулина Дмитриевна, в основном была занята заботой о детях. К началу войны в живых было шестеро братьев и одна сестра. Все они участвовали в боях за Родину. Четверо братьев погибли на фронте, остальные раньше времени ушли из жизни из-за фронтовых ран и невзгод. Супруга, Фаина Хайрулловна, растила детей, ныне на пенсии. Сыновья: Алексей Михайлович (1946 г. рожд.), врач-анестезиолог глазной клиники, кандидат медицинских наук; Александр Михайлович (1951 г. рожд.), сотрудник Казанского медицинского института, кандидат медицинских наук. Дочь, Нэля Михайловна (1957 г. рожд.), выпускница Казанской консерватории, преподаватель музыки в театральном училище.

В школе Михаил учился успешно, но был не в меру шаловлив. Но однажды его словно подменили. Произошло это после того, как в Торбеево прилетел самолет. Летчик, казавшийся в своей одежде чародеем, быстрокрылая железная птица - все это покорило Михаила. Не сдержавшись, он спросил тогда пилота:

А как летчиком стать?

Нужно хорошо учиться, - последовал ответ. - Заниматься спортом, быть смелым, храбрым.

С того дня Михаил решительно изменился: все отдавал учебе и спорту. После 7-го класса он поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный техникум. Там произошло какое-то недоразумение с документами, и он был вынужден поступить в речной техникум. Но мечта о небе не угасла. Она захватывала его все больше и больше. Оставалось одно - записаться в Казанский аэроклуб.

Михаил так и поступил. Было трудно. Порой до глубокой ночи просиживал в самолетном или моторном классе аэроклуба. А утром уже спешил в речной техникум. Однажды настал день, когда Михаил впервые, правда с инструктором, поднялся в воздух. Возбужденный, сияющий от счастья, он сказал тогда своим друзьям: "Небо - моя жизнь!"

Эта высокая мечта и привела его, выпускника речного техникума, уже осваивавшего волжские просторы, в Оренбургское авиационное училище. Учеба там была счастливейшей порой в жизни Девятаева. Он по крупицам набирался знаний об авиации, много читал, с усердием тренировался. Счастливый, как никогда прежде, взлетал в небо, о котором еще совсем недавно только мечтал.

И вот лето 1939 года. Он - военный летчик. И специальность - самая грозная для противника: истребитель. Сначала проходил службу в Торжке, затем его перевели в Могилев. Там снова повезло: оказался в эскадрилье прославленного летчика Захара Васильевича Плотникова, успевшего повоевать в Испании и на Халхин-Голе. От него набирались боевого опыта Девятаев и его товарищи.

Лучшие дня

Но грянула война. И в первый же день - боевой вылет. И хотя самому Михаилу Петровичу не удалось сбить "юнкерса", он, маневрируя, вывел его на своего командира Захара Васильевича Плотникова. А тот не упустил воздушного противника, сразил его.

Скоро повезло и Михаилу Петровичу. Однажды в разрыве облачности на глаза ему попал "Юнкерс-87". Девятаев, не теряя ни секунды, устремился за нимени И через мгновение увидел его в перекрестии прицела. Тут же дал две пулеметные очереди. "Юнкерс" вспыхнул и рухнул на землю. Были и еще удачи.

Вскоре отличившихся в боях вызвали из Могилева в Москву. Михаил Девятаев в числе других был награжден орденом Красного Знамени.

Обстановка все более обострялась. Девятаеву и его товарищам уже пришлось оборонять подступы к столице. На новеньких "яках" они перехватывали самолеты, спешившие сбросить смертоносный груз на Москву. Однажды под Тулой Девятаев вместе со своим напарником Яковом Шнейером вступил в схватку с фашистскими бомбардировщиками. Им удалось сбить один "юнкерс". Но и самолет Девятаева пострадал. Все же пилоту удалось приземлиться. И он оказался в госпитале. Не излечившись до конца, бежал оттуда в свой полк, уже находившийся западнее Воронежа.

21 сентября 1941 года Девятаеву поручили доставить важный пакет в штаб окруженных войск Юго-Западного фронта. Он выполнил это поручение, но на обратном пути вступил в неравную схватку с "мессершмиттами". Одного из них сбил. И сам получил ранение. Так он вновь оказался в госпитале.

В новой части его осмотрела врачебная комиссия. Решение было единодушным - в тихоходную авиацию. Так летчик-истребитель оказался в полку ночных бомбардировщиков, а потом в санитарной авиации.

Лишь после встречи с Александром Ивановичем Покрышкиным ему удалось вновь стать летчиком-истребителем. Было это уже в мае 1944 года, когда Девятаев отыскал "хозяйство Покрышкина". Новые сослуживцы встретили его сердечно. Среди них был и Владимир Бобров, осенью 41-го давший кровь раненому Михаилу Петровичу.

Не раз поднимал Девятаев свой самолет в воздух. Неоднократно вместе с другими летчиками дивизии А. И. Покрышкина вступал в схватки с фашистскими стервятниками.

Но вот наступило роковое 13 июля 1944 года. В воздушном бою над Львовом он получил ранение, а его самолет загорелся. По команде своего ведущего Владимира Боброва Девятаев выбросился из объятого пламенем самолета... и оказался в плену. Допрос за допросом. Потом переброска в разведотдел абвера. Оттуда - в Лодзинский лагерь военнопленных. А там опять - голод, пытки, издевательства. Вслед за этим - концлагерь Заксенхаузен. И наконец - таинственный остров Узедон, где готовилось сверхмощное оружие, перед которым, по мнению его творцов, никому не устоять. Узники Узедона - это фактически приговоренные к смерти.

И все это время у пленных зрела одна мысль - бежать, бежать во что бы то ни стало. Лишь на острове Узедон это решение приобрело реальность. Рядом, на аэродроме Пенемюнде, были самолеты. И был летчик Михаил Петрович Девятаев, человек мужественный, бесстрашный, способный осуществить намеченное. И он осуществил, несмотря на невероятные трудности. 8 февраля 1945 года "хейнкель" с 10 узниками приземлился на нашей земле. Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном Узедоне, где производилось и испытывалось ракетное оружие фашистского рейха. Еще оставалось два дня до намеченной фашистами расправы над Девятаевым. Его спасло небо, в которое он был бесконечно влюблен с детства.

Клеймо военнопленного сказывалось долго. Ни доверия, ни стоящей работы... Это угнетало, порождало безнадежность. Лишь после вмешательства уже получившего широкую известность генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева дело сдвинулось с мертвой точки. 15 августа 1957 года подвиг Девятаева и его товарищей получил достойную оценку. Михаилу Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза, а участники перелета награждены орденами.

Михаил Петрович окончательно возвратился в Казань. В речном порту вернулся к своей первой профессии - речника. Ему доверили испытание первого быстроходного катера "Ракета". Он стал и первым его капитаном. Спустя несколько лет уже водил по Волге быстроходные "Метеоры".

И ныне ветерану войны покой лишь только снится. Он активно участвует в ветеранском движении, создал Фонд Девятаева и оказывает помощь тем, кто в этом особо нуждается. Не забывает ветеран и о молодежи, часто встречается со школьниками и воинами гарнизона.