Для чего нужна логопедия. Зачем нужен логопед? консультация по логопедии на тему

Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка - это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом - логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов.

Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:

  • если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются;
  • заменяет один звук на другой;
  • знает мало слов относительно нормы своего возраста;
  • в 2-3 года используется много «своих» слов и мало правильных;
  • ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
  • если после 4-5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д.
  • если есть запинки, заикание, повторение, тем более - частое;
  • если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
  • в словах буквы и слоги меняются местами;
  • в 5-5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер;
  • к 7 годам заметны проблемы с письмом.

Совет
Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту.

Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:

  1. Дислалия - неправильное произношение звуков у детей 4-5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.
  2. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении.
  3. Сбои темпа и ритма речи - ускорение или замедление произношения слов и предложений.

В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда

Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии - это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз:

  1. К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3-4 слова.
  2. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2-3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
  3. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь.
  4. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы.
  5. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие.
  6. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5-5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом - нужно проявить терпение в переучивании).

С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2-3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике - все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции - обратитесь к логопеду за профилактической консультацией.

Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога.

В каких случаях нужна консультация невролога

В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога.

Совет
Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.

Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения

Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:

  1. Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
  2. Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
  3. Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка - как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
  4. Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
  5. Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
  6. Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.

В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2-3 занятий до нескольких месяцев.

Как проходят занятия и какие инструменты используются

Из чего состоит обычное логопедическое занятие:

  1. Пальчиковые игры. Они улучшают мелкую моторику. Установлено, что есть тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук.
  2. Артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.
  3. Стихи для пополнения словарного запаса, например, рифмованные скороговорки. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.
  4. Игры на звукоподражание и развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить.

Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.

Совет
Хорошо, если у ребенка будет личный набор зондов. Перед применением необходимо провести их стерилизацию.

Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры

Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2-3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15-20 минут. Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается.

Примерные занятия по изучению звуков:

  1. Четко произнести тот или иной звук.
  2. Выяснить, как при этом работают язык, губы.
  3. Предложить ребенку найти слова, которые начинаются с этого звука.
  4. Нарисовать букву, вылепить ее или вырезать из бумаги.
  1. Растягивать губы в улыбку.
  2. Улыбнуться, показать зубы.
  3. Кончиком языка пройтись вдоль зубов движением влево-вправо - по нижней челюсти, затем по верхней.
  4. Вытянуть губы в трубочку.
  5. Открыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу.
  6. Приподнять верхнюю и нижнюю губу, не разжимая зубы.
  7. Широко открыть рот, упереть кончик плоского языка в «бугорки за зубками».
  8. Толкать язычком щеки изнутри.
  9. Приоткрыть рот и передвигать язык из одного уголка рта в другой.

Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук.

Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться.

Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить в игровой форме каждый день утром и вечером. Ребенок должен быть в хорошем настроении.

Какие домашние задания дают логопеды

Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.

Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:

  • гимнастику для языка;
  • упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
  • подбор соответствующих наклеек или рисунков;
  • лексическо — грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
  • обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить - упражнения для подготовки к письму;
  • составить предложение и рассказ по серии картинок.

Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.

Зачем нужен логопед?

Вторник, Июль 11, 2017

При слове «логопед» многие до сих пор вспоминают комичные сцены из кинофильма «По семейным обстоятельствам» и думают, что люди этой профессии занимаются исправлением «фефектов фикции». Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.
У заботливых родителей море вопросов:
- Почему ребёнок молчит?
- Правильно ли развивается речь у моего сынишки или дочурки?
- Нужно ли беспокоиться или нам ещё рано?
- В чём причина нарушения речи?
- Почему дети стали плохо говорить? Ведь раньше к логопеду обращались единицы? – вспоминают бабушки.
- Как помочь ребёнку?
Во всем этом поможет разобраться специалист.
Так кто же такие логопеды и, самое главное, в чем заключается их работа? На самом деле, это одна из уникальных и загадочных, наиболее важных социальных профессий 21 века. Логопедия тесно связана с такими науками как медицина, психология, физиология, лингвистика, а также специальными педагогиками: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой.
В наше время очень важно научиться не только произносить отдельные слова и предложения, но красиво и грамотно это все преподнести. От этого зависит каким ваш ребенок будет в будущем. Либо он будет необщительным, закрытым, либо блистательным и уверенным в себе.
Дети не рождаются со сложившейся речью, постепенно они учатся правильно и четко произносить звуки, связывать слова, строить предложения, ясно и четко излагать свои мысли. Но, к сожалению, не всегда это происходит так, как хотелось. Иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Необходимо помнить, что самый благоприятный период для преодоления нарушений речи - дошкольный возраст, и самое главное - не упустить возможность вовремя обратиться к специалистам.
Так же, существует ошибочное мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Но это может быть лишь в том случае, если к 5-ти годам в речи ребенка остаются несформированными (или нарушенными) лишь 1-2 звука (чаще звуки [Р], [РЬ], [Л], реже [Ш], [Ж], [Ч]), и все остальные стороны речи развиты в соответствии с возрастом. К сожалению, большинство речевых нарушений не поддается самостоятельному исправлению, поэтому любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. Ведь по мере взросления говорить неправильно становится для ребенка привычкой и в будущем его речь очень плохо поддается коррекции. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.
Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.
Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.
Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.
Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.
И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Красивая правильная связная речь - залог успешного обучения в школе, владение не только своим родным языком, но и легкое изучение иностранных языков. Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.
Заметив нарушения и отклонения в речи вашего ребенка, обращайтесь к нашему

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида № 4

Консультация для педагогов и родителей.

Подготовил: учитель – логопед

С.Ш.Фунтова

Выкса - 2014

Когда и почему нужно обращаться к логопеду.

Логопеды говорят: «Чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат». Когда же стоит привести малыша на консультацию к логопеду, и на какие особенности в речи крохи стоит обратить внимание?

Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Однако даже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной. Если у Вас возникли хоть какие-то сомнения в правильности развития речи Вашего ребенка – приходите на приём к логопеду. Не стоит ждать 5-7 -летнего возраста, когда многие речевые проблемы станут глобальными и будут мешать усвоению школьных знаний. Чистое звукопроизношение, сформированный фонематический слух и определенный словарный запас – стандартные требования для поступления в школу. Если речь Вашего ребенка развивается в рамках возрастной нормы – логопед сообщит об этом, успокоив Вас и развеяв все сомнения. А также даст Вам рекомендации для дальнейшего успешного освоения языка и развития речи Вашего малыша.

А если речь Вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, логопед объяснит специфику нарушения, даст необходимые рекомендации, назначит и проведет с Вашим малышом необходимые занятия по исправлению всех недостатков речи.

Некоторые признаки, которые первично могут увидеть у своего ребенка и сами родители:

Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь высказать свою мысль.

Выдоха у ребенка не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова. Слова прерываются, создается впечатление всхлипывания.

Малыш не стремиться к общению. Общение со взрослыми и сверстниками сводится к минимуму, ребенок играет один или участвует только в «неречевых» играх (например: салочки, догонялки), ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами.

Малыш говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно. Ребенок «бубнит себе под нос», большую часть фразы разобрать и понять невозможно, в речи отсутствует передача настроения, оттенки эмоций.

Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы. Ребенок довольствуется бытовыми ответами (например: «да», «нет», «неа», «там»), не используя полные предложения. На прогулке, дома, при чтении книг у ребенка не возникает вопросов «Почему?», «А что это?», «А зачем?», «А как…?».

Уже к двум годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями. Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда. Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.

Можно и нужно самим заниматься с ребенком, чтобы свести к минимуму необходимость обращения к логопеду:

  • Говорить с ребенком, говорить четко и понятно;
  • Говорить эмоционально;
  • Говорить ребенку «в глаза» (чтобы он видел рот говорящего);
  • Обязательно читать и петь ребенку, играть с ним в пальчиковые игры, учить потешки, стихи, песенки, скороговорки;
  • Не использовать в своей речи «детских» слов (ням-ням, бо-бо, бибика и т.д.);
  • После появления зубов (ознакомьтесь с рекомендациями педиатров) ребенок должен получать и твердую пищу, которую нужно кусать и пережевывать.

Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры. И тогда, возможно, именно Ваш ребенок станет великим актёром, выдающимся политиком или даже президентом… Заложите основу успешности Вашего ребенка уже сейчас!


В последнее время раннее начало посещения ребенком логопеда стало, если можно так выразиться, «модным» среди родителей. Нужно ли это делать., когда начинать и когда заканчивать?

Логопедические занятия

Зачем ребенку нужен логопед?

Вообще говоря, логопед ставит детям звуки, его помощь необходима при любых проблемах с речью. Если ребенок хорошо и чисто говорит, и, как вам кажется, отлично строит фразы или, более того, говорит намного больше, чем стоило бы – даже в этом случае у многих детей имеются логопедические проблемы, которые маме дома не устранить самостоятельно.

Кому-то логопед требуется уже с трех лет – когда ребенок упорно не говорит вообще ничего, произносит что-то нечленораздельно. В таком случае совсем не дело ждать, пока все придет само – нужно активно вмешиваться, вести ребенка к врачу-логопеду, побеседовать с ним, возможно понадобится визит к неврологу, и вам назначат какие-то исследования, а потом выпишут лекарства или назначат курс массажа. В любом случае, логопед будет необходим.

У логопеда в садике

Когда нужно показать ребенка логопеду?

Наиболее верным является ответ – в четыре года уже стоит показать. Это в том случае, если ребенок говорит нормально, но не произносит каких-то отдельных звуков. Возможно, логопед отправит вас подождать еще годик, и только через год начнет занятия.

Если ребенок в пять лет не произносит звуков – то нужно бежать к логопеду бегом! Тянуть не надо, это однозначно. Там уже не за горами школа, и произношение будет очень важно, а ставить звуки уже учась в школе как бы и поздновато, и некогда – в школе загрузка у детей очень большая, после школы многих водят на секции, когда там водить к логопеду?

Ставят звуки

Как попасть к логопеду?

Логопед должен быть в детской поликлинике. И направление к нему бесплатно должен выписать ваш педиатр. Хотя бы сходить и посоветоваться вы имеете полное право.

Так же, если логопед скажет, что вам нужно заниматься специально, то такие занятия можно пройти в поликлинике. Конечно, во многих поликлиниках ситуация с логопедами сложная, и на занятия очередь, или же их нет вообще. Тут уж как повезет, но будьте готовы, что заниматься придется платно. Кроме того, если вы работаете, а занятия можно пройти только днем. И из-за работы очень сложно водить ребенка в это время, то вам в любом случае придется искать платного логопеда.

Логопед – платно

Сейчас много логопедов в частных детских клубах. Есть логопеды, которые принимают на дому в частном порядке. Есть логопеды и в платных клиниках. Пожалуй, если вы решили, что все равно нет другого выхода, кроме как посещать логопеда платно, то лучше всего попытаться поспрашивать у знакомых. Обязательно найдутся такие знакомые, которые имеют такой опыт, и поделятся контактами. Наиболее дешево будет посещать логопеда на дому, потому что он хотя бы не делится деньгами с клубом или клиникой. Расценки у логопедов довольно большие, и заниматься, скорее всего, придется пару раз в неделю, поэтому для семейного бюджета это будет чувствоваться. Но, к сожалению, если других вариантов нет, то придется смириться.

Не стоит идти к первому попавшемуся по объявлению логопеду. Лучше опросить знакомых, почитать местные форумы. Это важно, иначе ваши деньги вылетят в трубу, и толку не будет.

Перед зеркалом

Как долго посещают логопеда?

Все зависит от проблем с речью у малыша. Логопеды не только ставят звуки, они развивают речь правильно, учат строить фразы верно. Так же учат счет, азбуку, кто-то и готовит детей к школе, что с учетом сложной школьной программы очень ценно.

Занятие у логопеда длится 45 минут – час. Этого хватает, чтобы поучить ребенка, он даже успеет устать. Больше – нет смысла, утомительно. Меньше – мало, не успеет выдать всю нужную информацию.

Многие дети ходят к логопеду два года, до школы. Это удобно, вначале занятия два раза в неделю, а потом один раз. Конечно, для родительского кошелька это чувствительно, но на втором году многие логопеды делают скидку, хотя бы не повышают цены, когда как. Главное – найти стоящего специалиста.

Консультация

Логопедические группы в детских садах

Во многих детсадах есть логопедические группы, но туда берут деток с реальными проблемами с речью, и обычно уже с пяти лет. Как бы лучше начинать заниматься раньше, не в пять-шесть лет, когда ребенок уже привык к своему произношению – неправильному.

Есть и специальные логопедические садики. Попасть туда можно только, пройдя специальную комиссию и доказав, что у ребенка есть реальные проблемы – например, не говорит, очень плохо говорит. Если он не говорит какой-то один звук, то вряд ли вы туда попадете, разве что по блату или за денежку при поступлении.

Стоит ли стремиться в логопедические группы? Если ребенок ходит в садик, то ответ очевиден – скорее всего, да. Все-таки там его будут не только готовить к школе, но и правильно ставить речь, что в будущей жизни очень пригодится.

Безусловно, логопедическая помощь оказывается и в детских городских поликлиниках, и в различных речевых центрах, но далеко не все родители имеют возможность регулярно посещать эти занятия даже просто по причине отсутствия времени (учитывая занятость современных родителей). В результате страдают, как известно, дети. В режиме работы детского сада учитель-логопед, как правило, проводит коррекционную работу в утренние часы, когда у ребенка высокий уровень работоспособности. Занятия со специалистом в зависимости от степени тяжести речевого дефекта проводятся индивидуально 2-3 раза в неделю. На каждого ребенка заводится толстая тетрадь, в которой отражается проделанная за неделю работа, а на выходные дни родители получают домашнее задание с инструкцией к выполнению. Это для закрепления навыков, приобретенных на занятиях. Например, ребенку поставлен правильный звук, но для его введения в речь необходимы постоянные тренировки с проговариванием речевого материала, родителям предоставляются варианты заданий, способствующих автоматизации звука в речи ребенка. Таким образом, совместная работа учителя-логопеда с родителями дает положительный результат в коррекционной логопедической работе, сокращает временной период устранения речевого дефекта.
Известно, что детский возраст наиболее благоприятен для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Следует помнить, что для ее успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная, грамотная речь. Поэтому своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправления - обязательный раздел всего комплекса работы по развитию речи.
Формирование произношения тесно связано с развитием фонематического слуха, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических категорий - с другой. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период.
Если в ДОУ есть логопедический пункт, который нужен для оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения произносительной стороны речи и нарушения в развитии устной речи, то его основные задачи - формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения; своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития; привитие детям навыков коммуникативного общения; решение задач социального и речевого развития; организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования по формированию речевого развития детей.
В логопедический пункт зачисляют детей с 4,5 года, имеющих простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. Зачисление осуществляется на основе обследования речи дошкольников, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Предельная наполняемость логопедического пункта ДОУ составляет не более 20-25 человек (на 1 ставку учителя-логопеда). На каждого воспитанника, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту. Выпуск дошкольников из логопедического пункта производится в течение всего учебного года по мере устранения у них нарушений в развитии устной речи. Учителя-логопеды работают 5 дней в неделю. Периодичность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 15-20 минут.
Учитель-логопед при этом оказывает консультативную помощь педагогам ДОУ, родителям (законным представителям) детей в определении причин нарушений речи и дает рекомендации по их преодолению; несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией и за комплектование групп; проводит занятия с дошкольниками по исправлению различных нарушений устной речи; в ходе занятий осуществляет работу по предупреждению и преодолению трудностей в усвоении программного содержания по родному языку, обусловленных первичным речевым нарушением; осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам усвоения общеобразовательных программ;
поддерживает связь с логопедами и врачами детских поликлиник;
участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;
представляет заведующей ДОУ ежегодный отчет о количестве воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи, и результатах коррекционной работы в логопедическом пункте.
Таким образом, работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, - важная составляющая часть всего образовательного и воспитательного процесса, оказывающего незаменимую помощь как родителям детей с речевой патологией, так и педагогам, работающим с такими детьми.

Ольга УСЛУГИНА, учитель-логопед Центра развития ребенка - детского сада №1607