Право на охрану здоровья. Право на медицинскую помощь

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить госу­дарство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граж­дан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предостав­лением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, нацио­нальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловлен­ной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст.17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.

Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоро­вья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие а России, и беженцы пользуются правом на охрану здо­ровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными до­говорами России.

Конституция указывает (ч.2 ст.41) на обязанность государства финансировать федераль­ные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополу­чию. Для охраны здоровья граждан важную роль играют гарантии при распространении рек­ламы несут ответственность.

Право на медицинскую помощь - это субъективное право человека на лече­ние в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская по­мощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопро­тезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособ­ными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Права отдельных групп населения гарантируются государством особо.

При обращении за медицинской помощью и ее получении в соответствии со ст.30 Основ законодательства об охране здоровья граждан, граждане имеют право на:

· уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего пер­сонала;

· выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обяза­тельного и добровольного медицинского страхования и т.д.;

· отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст.33 Основ;

· возмещение ущерба в соответствии со ст.68 Основ в случае причинения вреда здоро­вью при оказании медицинской помощи.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в ко­тором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицин­ские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

Важнейшим фактором качества жизни, здоровья и благополучия людей является эколо­гическая безопасность. Поэтому мировое сообщество признало экологические права в качестве фундаментальных прав человека и гражданина.

По результатам расширенного заседания Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Советом было принято решение «О платных медицинских услугах в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», которое и легло в основу настоящей главы, тем более что проект решения был подготовлен мною.

Совет установил, что ч. 1 ст. 41 Конституции России гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

В то же время во время жесткого дефицита государственного финансирования было принято постановление Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», которое в недавнем прошлом позволило здравоохранению выжить за счет денег граждан. Установленные правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи), в частности, и в государственных, и в муниципальных учреждениях здравоохранения.

В развитие этого постановления в субъектах РФ были приняты приказы о предоставлении платных медицинских услуг населению в государственных и муниципальных учреждениях с утверждением перечней платных медицинских услуг, куда вошли все возможные медицинские услуги, а не только дополнительные к гарантированному объему бесплатной помощи, как это предписано вышеуказанным постановлением Правительства РФ. Например, приказ Министерства здравоохранения Московской области 15.08.2005 г. «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными учреждениями здравоохранения Московской области на платной основе» содержит около четырех тысяч видов медицинских услуг.

В этой ситуации платность медицинских услуг в России приобрела массовый характер. Возрастание количества платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения происходит, в частности, из-за ухудшения качества медицинской помощи в бесплатной системе здравоохранения, создании различных препятствий при ее оказании. Граждан «выдавливают» из бесплатной в платную систему здравоохранения, не оставляя им порой выбора.

Таким образом, даже частичное разрешение оказывать платные услуги в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения предопределило неизбежность расширения этого сегмента за счет бесплатного.

Скрытая и явная платность в государственных и муниципальных учреждениях стала препятствием для получения медицинской помощи миллионами граждан России.

Большая часть населения России считает, что имеет право на медицинскую помощь, которая должна быть бесплатной и доступной, хотя уже не верит в возможность ее получения. Лишь малая часть населения способна оплачивать медицинскую помощь в полном объеме и меньше половины населения способно осуществлять частичную оплату.

По заявлению Федеральной антимонопольной службы России, в результате смешения платности и бесплатности в одном и том же учреждении деформирована структура цен на медицинские услуги; частные медицинские организации не способны конкурировать с государственными и муниципальными учреждениями, поскольку последние работают на всем готовом, и все, что получают от граждан, является их прибылью. Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» сегодня стало тормозом в развитии здравоохранения. Платные услуги развращают врачей. Денег в здравоохранении достаточно.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития сообщила, что провела массовую проверку платных медицинских услуг почти в половине субъектов РФ и выявила множество нарушений в этой сфере.

В то же время главные врачи государственных и муниципальных учреждений здравоохранения сообщают о явной недостаточности государственного финансирования, которое не покрывает необходимых затрат на медицинскую помощь. Заработные платы врачей в 2–5 раз меньше, чем они хотели бы иметь, коммунальные платежи и иные расходы по содержанию имущества государственных и муниципальных учреждений оплачиваются за счет платных услуг. Все это, по их мнению, предопределяет необходимость сохранения платных услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

После расширенного заседания Общественного совета, состоявшегося 12.11.2008 г., обсуждение этой темы достигло Президента России Д.А. Медведева, который на вопрос одного из журналистов ответил следующее:

«…Все, что мы делали в рамках нацпроекта – вот это дополнительное медицинское оборудование, – это все, конечно, укладывается в действующий медицинский стандарт, и услуги на этом оборудовании должны оказываться абсолютно бесплатно. Если же кто-то пытается выкраивать, и, по сути, на имущество, медицинское оборудование, приобретенное за счет федеральных средств, еще что-то там зарабатывать, даже при понимании того, что это может быть и какая-то вполне легальная схема, значит, с этим нужно тоже разбираться, и на самом деле за это тоже нужно наказывать. Если есть информация о том, что это оборудование реально используется за деньги, вы мне дайте информацию, я поручу разобраться и Министерству здравоохранения, но и опять же той же самой прокуратуре. Потому что цель была ровно обратная – дать новое оборудование за счет федеральных средств, и чтобы на нем можно было проводить обследования абсолютно бесплатно».

«Минздрав внес в Правительство проект постановления о государственных гарантиях оказания бесплатной медицинской помощи на 2009 год, который увеличивает подушевой норматив гарантий на человека в год с 4,5 тыс. руб. в 2008 году до 7,6 тыс. руб., или на 70 %».

Указанная в данном сообщении сумма касается не пациента, а гражданина России. При этом не все граждане ежегодно обращаются к врачам.

В этой ситуации Совет посчитал необходимым отметить

1. Оказание гражданам платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, где оказывается большинство всех медицинских услуг в РФ, противоречит ч.1 ст. 41 Конституции РФ, которую нельзя читать иначе, как: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданами бесплатно за счет … граждан».

2. Признание Конституционным Судом РФ постановления Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» не соответствующим ч.1 ст. 41 Конституции РФ в части оказания платных услуг гражданам в государственных и муниципальных учреждениях повлечет за собой право граждан на возврат уплаченных за эти услуги средств. Это может обанкротить систему здравоохранения.

3. Понятие «дополнительных» услуг к гарантированному перечню бесплатных медицинских услуг, декларированное законодательством, создает хаос, поскольку это понятие невозможно нормативно определить.

4. Одну услугу можно одновременно «продать» разным источникам финансирования: бюджетам – федеральному, региональному, муниципальному (ОМС, ДМС, научным исследованиям, предприятиям и организациям, гражданам и т. п.), что делает невозможным установить количество медицинских услуг в России, а также их истинную стоимость, а значит, провести корректные макроэкономические расчеты.

На основании изложенного Совет счел необходимым обратиться в различные государственные органы для разрешения следующих вопросов

1. Получение компетентных разъяснений законности оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

2. Вывод платных (за счет граждан) медицинских услуг из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, поскольку эти услуги уже оплачены из других источников финансирования.

3. Создание открытой, отвечающей возможностям и интересам населения России модели здравоохранения, не позволяющей манипулировать финансовыми потоками и возлагать бремя оплаты на граждан, уже оплативших медицинскую помощь посредством налогов, взносов иных обязательных платежей, или тем более на граждан, не способных оплачивать медицинскую помощь вовсе.

Правовая составляющая

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением (организационно-правовая форма, к которой, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения здравоохранения) признается организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В нашем случае такой функцией следует считать медицинскую помощь гражданам.

Представление населения России о том, что оно имеет право на бесплатную медицинскую помощь, базируется на приведенной ст. 41 Конституции РФ, поскольку никаких иных упоминаний бесплатной медицинской помощи Конституция РФ не содержит. В таком представлении данная норма выглядит как обязательство государства оказывать бесплатную помощь гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Такое понимание позволяет гражданам требовать реализации этой нормы права в суде, апеллируя к ней как к составной части (содержанию) права на медицинскую помощь. Вполне обоснованно предположение, что граждане при принятии Конституции РФ в 1993 г. голосовали именно за такое ее понимание, и в этом смысле неправомерно допускать ухудшения положения граждан иными толкованиями закона.

Но упомянутое выше постановление Правительства РФ предлагает читать эту статью иначе, а именно: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет… граждан ».

Понятно, что получается тавтология, а не норма права, и так Конституцию РФ читать нельзя. Следует понимать, что не имеет значения, о какой медицинской помощи идет речь – об оказываемой в рамках базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи или о дополнительной к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи (этих понятий Конституция РФ не знает). Важно – где оказывается помощь бесплатно. Это определено Конституцией РФ: в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. И важно, что после слова «бесплатно» можно поставить точку, поскольку именно в первой части сформулирован смысл обязательств государства и вытекающие из него обязанности государственных и муниципальных учреждений оказывать медицинскую помощь бесплатно – значит, в первой части сформулировано и право граждан.

С точки зрения этого права гражданину все равно, из каких именно источников государство будет обеспечивать финансирование бесплатной медицинской помощи.

В этом смысле любое взимание денег с гражданина на территории государственного или муниципального учреждения следует расценивать как нарушение конституционной нормы.

Однако ряд экспертов считает, что смысл указанной конституционной нормы состоит в том, что она указывает не на право граждан на бесплатную помощь (поскольку прямо такое право не оговаривается), а на источники финансирования бесплатной медицинской помощи, то есть ключевым является не право на бесплатную помощь, а поименование источников финансирования бесплатной медицинской помощи, за счет которых эта помощь оказывается.

Однако такое толкование нельзя признать корректным по следующим причинам.

Решающий довод уже был высказан – при любом толковании нельзя оказывать помощь в государственных и муниципальных учреждениях гражданам бесплатно за счет граждан . Это исключает саму возможность оказания помощи за счет средств граждан в государственных и муниципальных учреждениях.

Кроме того, Конституция РФ – источник права граждан. Глава 2 Конституции РФ, куда входит и ст. 41, так и называется: «Права и свободы человека и гражданина». То есть в ней и содержатся нормы права граждан, а не указания на источники финансирования, с помощью формирования которых будет реализовано право (вообще-то Конституция РФ не должна опускаться до таких мелочей и конкретики).

Если приведенная норма – не источник права, а перечень источников финансирования бесплатной помощи, то оказание бесплатной помощи поставлено в жесткую зависимость от наличия этих источников – соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Тогда, если нет источников – нет и бесплатной помощи! И граждане не вправе требовать от государства бесплатной помощи и рассчитывать на нее, если нет соответствующего (а несоответствие всегда можно найти) бюджета и страховых взносов (как нет их сейчас, а есть «единый социальный налог»).

В споре с государством и его учреждениями об источниках финансирования и их достаточности гражданин обречен на поражение, поскольку будет спорить с ведущими экспертами страны (чиновниками и госаппаратом) о глубоко экономических, а не правовых материях, в то время когда человеку нужна медицинская помощь (иногда неотложная).

Получается, что такая трактовка лишает граждан права на бесплатную медицинскую помощь. А объемы и формы бесплатной помощи оказываются полностью в зависимости от возможностей, желания и понимания государственного аппарата организовать бесплатную медицинскую помощь. Это – тоталитарная модель, в которой говорить о праве граждан бессмысленно.

Точку в этом споре ставит понятие «других поступлений», поскольку оно является обобщающим для всех возможных источников, исключая, конечно, деньги граждан. С учетом этого довода норма выглядит вполне правовой, а именно: медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет любых источников финансирования, исключая деньги самих граждан.

В 2002 г. М.Ю. Фуркалюк и А.А. Старченко при участии А.В. Саверского пытались обжаловать постановление Правительства РФ № 27 в Верховном Суде РФ. Изначально было ясно, что это дело должен рассматривать Конституционный Суд РФ, поскольку речь идет о противоречии постановления РФ Конституции РФ. Однако простой гражданин обратиться в КС РФ не может. Именно поэтому дело нами было проиграно (Определение от 25.07.2002 г. № КАС02-373 Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации).

Однако это было не полное поражение.

ВС РФ оставил постановление в силе, установив, что утвержденные «Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями».

Тем самым суд подтвердил, что медицинская помощь в рамках государственной программы государственных гарантий является для граждан бесплатной. Это положение вытекает из ст. 20 Основ законодательства об охране здоровья граждан.

Тогда взимание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения средств за виды помощи, входящие в программу государственных гарантий, противозаконно. Отмечу, что в базовую программу государственных гарантий входят практически все виды медицинской помощи, за редчайшим исключением типа косметической и пластической медицины – да и то, если речь не идет о восстановлении обезображенного лица или тела.

В то же время Верховный Суд РФ отмечает:

«В кассационной жалобе заявитель ссылается также на несоответствие Правил ст. 41 Конституции РФ, предусматривающей, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

С таким утверждением Кассационная коллегия согласиться не может, поскольку согласно Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан в России гарантирован объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с программами».

Здесь невозможно согласиться с Кассационной коллегией ВС РФ. Так, если в первом абзаце коллегия упоминает Конституцию РФ и Правила как коллизию, которую требует устранить заявитель (при этом суд напрямую не соглашается с конституционной нормой), то, отвечая ему, суд мотивирует свое мнение Основами законодательства, то есть нормой федерального закона (забыв о том, что федеральная норма ниже конституционной), которая звучит буквально так:

«…Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации…»

Как видно из последней нормы, она ничего не говорит о том, где именно граждане имеют право получить дополнительные медицинские и иные услуги, и, таким образом, данное правило не может быть распространено на государственные и муниципальные учреждения, поскольку подобное толкование непосредственно противоречит Конституции РФ, превращаясь в уже указанную тавтологию «бесплатно за счет пациента».

Поэтому ВС РФ разрешил этот спор в рамках своей компетенции, без учета положений Конституции РФ. Окончательное слово остается за Конституционным Судом РФ.

Уже было сказано, что, к сожалению, как это следует из нижеприведенных норм, обратиться в Конституционный Суд РФ простой гражданин не может. Поскольку у общественности возникают вопросы о конституционности постановления Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27, Правительству РФ, очевидно, имеет смысл самому обратиться в Конституционный Суд РФ для окончательного разрешения этого вопроса.

Извлечение из Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Извлечение из статьи 125 Конституции РФ:

2. Конституционный суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации…

Любое взимание денег в государственном или муниципальном учреждении здравоохранения может быть обжаловано следующим образом.

ОБРАЗЕЦ ИСКА О ВОЗМЕЩЕНИИ НЕПРАВОМЕРНО ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА

Межрайонный суд г. N

От Иванова Ивана Ивановича,

проживающего по адресу:

Иваново, ул. Ивановская, д. Х

Ответчик: поликлиника № Х г. N

о возмещении неправомерно причиненного ущерба

19.07.2008 г. я обратился в поликлинику № Х г. N за медицинской помощью в связи с болью за грудиной. Мне было предложено сделать рентгеновский снимок на платной основе. Поскольку я беспокоился о своем здоровье, я не стал спорить и уплатил 200 руб. за снимок.

Поликлиника № Х г. N является муниципальным учреждением здравоохранения, что видно из ее статуса, указанного при входе в поликлинику, что, очевидно, подтверждается также и ее Уставом и свидетельством о регистрации юридического лица.

бесплатно…».

Согласно ч.1 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Таким образом, медицинская помощь муниципальным учреждением Поликлиникой № Х не может оказываться за счет взимания денег с граждан.

На основании изложенного прошу обязать ответчика вернуть мне уплаченные Поликлинике № Х г. N 200 руб.

Квитанцию об оплате прилагаю.

Дата. Подпись

В том случае, если с вас требуют деньги в государственном или муниципальном учреждении, а вы не готовы (и правомерно) их платить, в прокуратуру или суд может быть также направлено заявление об устранении нарушения права следующего характера.

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЯ ПРАВА

Прокурору г. N

От Иванова Ивана Ивановича,

проживающего по адресу:

Иваново, ул. Ивановская, д. Х

Заявление

об устранении нарушения права

19.07.2008 г. я обратился в Поликлинику № Х г. N за медицинской помощью в связи с болью за грудиной. Мне было предложено сделать рентгеновский снимок на платной основе. Однако я считаю данное требование неправомерным по следующим основаниям.

Поликлиника № Х г. N является муниципальным учреждением здравоохранения, что видно из ее статуса, указанного при входе на территорию больницы, что, очевидно, подтверждается также ее Уставом и свидетельством о регистрации юридического лица.

В соответствии с ч.1 ст. 41 Конституции РФ «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно…».

Согласно ч.1 статьи 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Таким образом, медицинская помощь муниципальным учреждением Поликлиникой № Х не может оказываться за счет взимания денег с граждан, и попытка Поликлиники № Х г. N навязать мне платную услугу нарушает мои конституционные права.

На основании изложенного

1. Вынести представление на имя руководства указанной поликлиники об устранении нарушения права при оказании мне медицинской помощи.

2. Принять меры к отмене платных услуг в Поликлинике № Х г. N в дальнейшем.

Дата. Подпись

Отмечу, что имеется письмо Минздравсоцразвития от 18.08.2008 г. № 5985 о платных медицинских услугах (ответ на запрос Росздравнадзора), из которого, в частности, следует: «Замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения недопустимо… Следует отметить, что дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий в субъектах Российской Федерации не является обоснованным аргументом обязательств государства по предоставлению гражданам бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами».

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Гражданам России государством гарантируется бесплатная медицинская помощь. На руки людям выдается полис - документ, олицетворяющий поддержку государственной системы здравоохранения в случае заболевания.

А что он на самом деле означает? Какие виды услуг в клинике обязаны предоставить без дополнительной оплаты, а за какие придется заплатить самостоятельно? При каких обстоятельствах проводится бесплатное медицинское обследование? Давайте разберем все вопросы подробно.

О бесплатной медицине

В 41-й статье Конституции РФ перечислены гарантии гражданам страны со стороны государства. В частности, там говорится:

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Таким образом, перечень бесплатных медицинских услуг должен определяться соответствующими государственными органами, то есть системой здравоохранения. Происходит это на двух уровнях:

  • федеральном;
  • региональном.

Важно! Бюджетный фонд на развитие медицинских учреждений формируется за счет нескольких источников. Одним из них являются налоговые поступления от граждан.

Какие виды услуг гарантируются государством


В силу действующих законодательных актов пациентам гарантировано право на следующие виды медицинского обслуживания:

  • экстренное (скорая помощь), в том числе специальная;
  • амбулаторное лечение, в том числе обследование;
  • услуги стационара:
    • гинекологические, по беременности и родам;
    • при обострении недугов, обычных и хронических;
    • в случаях острых отравлений, при получении травм, когда необходима интенсивная терапия, связанная с круглосуточным наблюдением;
  • плановая помощь в стационарных условиях:
    • высокотехнологическая, в том числе с использованием сложных, уникальных методов;
    • медицинское обслуживание граждан с неизлечимыми недугами.
Важно! Если заболевание не подпадает под один из вариантов, за медицинские услуги придется заплатить.

Лекарственные средства выдаются за счет бюджета людям, страдающим такими видами заболеваний:

  • сокращающими срок жизни;
  • редкими;
  • приводящими к инвалидности.
Внимание! Полный и подробный перечень препаратов утверждается правительственным постановлением.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Новое в законодательстве с 2017 года

В правительственном постановлении от 19.12.2016 N 1403 приведена более детальная расшифровка медицинских услуг, предоставляемых без взимания платы. В частности, расшифровывается первичная медико-санитарная помощь. Она разбита на подвиды. А именно первичная:

  • доврачебная;
  • врачебная;
  • специализированная.
Внимание! В рамках программы к перечню оказываемых бесплатно добавлена паллиативная медпомощь.

Кроме того, в тексте документа приведен перечень специалистов-медиков, на которых распространяется обязанность обслуживать пациентов без взимания денег.

К ним относятся:

  • фельдшеры;
  • акушеры;
  • другие медработники со средним специальным образованием;
  • врачи всех профилей, включая докторов семейной медицины и педиатров.
Внимание! Документ содержит перечень заболеваний, лечить которые врачи обязаны бесплатно.

Медицинский полис

Документ, гарантирующий оказание помощи больным, называется полисом обязательного медицинского страхования (ОМС). Эта бумага подтверждает, что предъявитель застрахован государством, то есть ему обязаны предоставить услуги все профессионалы, перечисленные выше.

Важно! Полис ОМС имеют право оформить не только граждане РФ. Он выдается (за небольшую плату) иностранцам, постоянно проживающим в стране.

Полис ОМС имеет такое смысловое содержание:

  • гражданину гарантирует медицинскую поддержку;
  • медорганизации воспринимают его в качестве идентификатора клиента (за него больнице перечислят средства из Фонда ОМС).
Важно! Описываемый документ выдается только лицензированными страховыми компаниями. Их разрешено менять, но не чаще раза в год (до 1 ноября текущего периода).

Как получают полис ОМС


Выдают документ соответствующие компании, действующие в рамках законодательства РФ. На официальных сайтах регулярно печатается их рейтинг, позволяющий гражданам определиться с выбором.

Чтобы выдали полис ОМС, необходимо предоставить минимальное число документов.

А именно:

  • для детей до 14 лет:
    • свидетельство о рождении;
    • паспорт родителя (опекуна);
    • СНИЛС (если есть);
  • для граждан, старше 14 лет:
    • паспорт;
    • СНИЛС (при наличии).

Важно! Для граждан РФ полис действует бессрочно. Временным документом обеспечиваются только иностранцы:

  • беженцы;
  • временно проживающие в стране.

Правила замены полиса ОМС


В некоторых ситуациях документ положено менять на новый. К таковым относятся следующие:

  • при переезде в регион, где страховщик не работает;
  • в случае заполнения бумаги с ошибками или неточностями;
  • при утере или порче документа;
  • когда он пришел в негодность (обветшал) и невозможно разобрать текст;
  • в случае перемены персональных данных (замужества, к примеру);
  • в случае планового обновления образцов бланка.
Внимание! Новый полис ОМС выдается без внесения платы.

Что входит в бесплатное обслуживание по полису ОМС


В п. 6 статьи 35 Федерального закона № 326- ФЗ приведен полный перечень бесплатных услуг по медицинскому полису, оказываемых владельцам документа. Они предоставляются в:

  • поликлинике;
  • амбулатории;
  • стационаре;
  • скорой помощи.
Скачать для просмотра и печати:

На что могут рассчитывать владельцы полиса ОМС


В частности, пациенты имеют право на бесплатную медицинскую помощь и лечение в таких ситуациях:


Стоматологи так же, как и другие специалисты, обязаны работать с клиентами без оплаты.

Они оказывают такие виды помощи:

  • лечение кариеса, пульпита и других заболеваний (эмали, воспалений тела и корней зуба, десен, соединительных тканей);
  • хирургическое вмешательство;
  • вывихи челюстей;
  • профилактические мероприятия;
  • исследования и диагностика.

Важно! Детям без внесения платы оказываются услуги:

  • для исправления прикуса;
  • укрепления эмали;
  • лечения других поражений, не связанных с кариозными.

Как применять полис ОМС


С целью организации лечения пациентов, их прикрепляют к поликлинике. Выбор медицинского учреждения отдается на откуп клиента.

Он определяется:

  • удобством посещения;
  • местом размещения (рядом с домом);
  • другими факторами.
Важно! Менять медицинское учреждение позволено не чаще раза в год. Исключением является смена места жительства.

Как «прикрепиться» к поликлинике


Сделать это можно с помощью страховщика (выбрать учреждение при получении полиса) или самостоятельно.

Для прикрепления к поликлинике следует пойти в учреждение и написать там заявление. К бумаге прикладываются копии таких документов:

  • удостоверения личности:
  • полиса ОМС (необходим и оригинал);
  • СНИЛСа.

Важно! Отказать в прикреплении к поликлинике на законных основаниях могут гражданам, прописанным в ином регионе, если учреждение переполнено (превышена предельная норма пациентов).

В случае отказа следует потребовать его оформления в письменной форме. На медучреждение можно пожаловаться в Минздрав РФ или Росздравнадзор.

Визит к доктору


Для того чтобы получить помощь специалиста, необходимо записаться к нему через регистратуру. Этот отдел выдает талоны на прием. Сроки и правила регистрации, обслуживания пациентов устанавливаются на региональном уровне. С ними можно ознакомиться в той же регистратуре.

Кроме того, эту информацию клиентам обязан предоставить страховщик (нужно позвонить по номеру, указанному на бланке полиса).

К примеру, в столице действуют такие правила обеспечения пациентов медицинскими услугами:

  • направление на первичный прием к терапевту, педиатру - в день обращения;
  • талон к докторам-специалистам - до 7 рабочих дней;
  • проведение лабораторных и иных видов обследования - тоже до 7 дней (в некоторых случаях до 20-ти).
Важно! Если поликлиника не имеет возможности удовлетворить нужды пациента, его должны направить в ближайшее учреждение, где предоставляются необходимые услуги в рамках программы ОМС.

Скорая помощь


Воспользоваться экстренными медицинскими услугами могут все люди, находящиеся в стране (наличие полиса ОМС необязательно).

Существуют нормативы, регулирующие деятельность бригад скорой помощи. Они таковы:

  • служба скорой помощи откликается на экстренные вызовы в течение 20 минут при угрозе жизни людей:
    • несчастные случаи;
    • ранения и травмы;
    • острые недуги;
    • отравления, ожоги и так далее.
  • неотложная помощь приезжает в течение двух часов, если угроза жизни отсутствует.
Важно! Решение о том, какая бригада отправится по вызову, принимает диспетчер, основываясь на информации клиента.

Как вызывать скорую


Существует несколько вариантов обращения за экстренной медицинской подмогой. Они таковы:

  1. Со стационарного телефона - набрать 03.
  2. По мобильной связи:
    • 103;

Важно! Универсальным является последний номер - 112. Это центр координации всех экстренных служб: скрой, пожарной, аварийной и других. Этот номер работает на всех аппаратах при наличии связи в сети:

  • с нулевым балансом;
  • с отсутствием или блокированием SIM-карты.

Правила реагирования скорой помощи


Оператор службы определяет, обоснован ли вызов. Скорая приедет если:

  • у пациента есть признаки острого заболевания (независимо от места его нахождения);
  • произошла катастрофа, массовое бедствие;
  • поступила информация о несчастном случае: травмы, ожоги, обморожения и так далее;
  • нарушение деятельности основных систем организма, угрожающее жизни;
  • если начались роды или прерывание беременности;
  • расстройство психоневрологического больного угрожает жизни других людей.
Важно! К детям, не достигшим года жизни, служба выезжает по любому поводу.

Необоснованными считаются вызовы, обусловленные такими факторами:

  • алкоголизм пациента;
  • некритическое ухудшение состояние пациента клиники;
  • стоматологические заболевания;
  • проведение процедур в порядке планового лечения (перевязок, уколов и прочее);
  • организация документооборота (выдача больничного, справки, составление акта о смерти);
  • необходимость транспортировки пациента в иное место (клинику, домой).
Внимание! Скорая оказывает только экстренную помощь. При необходимости может доставить пациента в стационарное учреждение.

Куда подавать жалобы на врачей


При возникновении конфликтных ситуаций, грубом обращении, недостаточном уровне оказываемых услуг на доктора можно пожаловаться:

  • главному врачу (письменно);
  • в страховую компанию (посредством телефона и письменно);
  • в Минздрав (письменно, посредством интернета);
  • Росздравнадзор (также).

Внимание! Срок рассмотрения жалобы составляет 30 рабочих дней. По результатам проверки пациенту обязаны направить обоснованный ответ в письменной форме.

При необходимости лечащего доктора можно сменить на другого специалиста. Для этого следует написать заявление на имя главного врача больница. Однако смену специалистов разрешено проводить не чаще раза в год (кроме случаев переезда).

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.


Право на бесплатную медицинскую помощь является одним из важнейших юридических аспектов в российском законодательстве. О том, кто, в каких случаях и какие виды помощи в России оказываются бесплатно, а также все об ответственности за неоказание медицинских услуг – читайте в нашей статье.

Право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения закреплено в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. В тоже время программа ОМС, действующая на всей территории России с 2011 г., позволяет гражданам получать лечение на бесплатной основе и в некоторых частных клиниках, поэтому очень важно знать Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, регулирующие права пациентов, а также ответственность медицинских работников за . В соответствии со ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан россияне имеют следующие права в области медицины, причем независимо от формы прохождения лечения - платная или бесплатная:

  • на гуманное и уважительное отношение работников медицинских учреждений;
  • на выбор медицинского учреждения и врача-специалиста;
  • на облегчение боли средствами, доступными медучреждению;
  • на ;
  • на проведение консультаций других врачей (по просьбе пациента);
  • на добровольное согласие либо добровольный отказ от медицинского вмешательства;
  • на получение информации о состоянии здоровья, а также о правах и обязанностях;
  • на законного представителя для защиты своих прав;
  • на возмещение морального вреда, полученного вследствие оказания некачественной медицинской помощи.

Право на бесплатную медицинскую помощь удостоверяется полисом обязательного медицинского страхования (полис ОМС). Данный документ бессрочно вправе получить:

  • лица, имеющие гражданство РФ;
  • иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.

Лица без гражданства, беженцы и иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, вправе получить полис ОМС со сроком действия, соответствующего сроку временного пребывания в России. В соответствии с п. 19 Правил обязательного медицинского страхования полис ОМС могут получить все вышеназванные лица, независимо от рабочего статуса (работает, пенсионер, учащийся или безработный), работает по гражданско-правовому или . Все они являются участниками программы и застрахованными по ОМС. Медицинская помощь в рамках ОМС оказывается лечебными учреждениями и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых включена в специальный реестр медицинских организаций. Вступление в такой реестр является добровольным решением.

Важно! Лечебные учреждения и индивидуальные предприниматели, внесенные в реестр, не имеют права отказать в медицинской помощи гражданам, застрахованным по программе ОМС.

Виды медицинской помощи, входящие в систему ОМС, включают в себя базовую и территориальную программы страхования. Базовая программа страхования ОМС - действует на всей территории РФ. Лицо, имеющее на руках полис ОМС, сможет получить бесплатную медицинскую помощь в рамках программы, находясь в любом регионе, независимо от места постоянной регистрации. Список заболеваний, дающий право на получение бесплатной медпомощи по ОМС, закреплен в п. 6 ст. 35 Закона об ОМС. В базовую программу ОМС входят следующие виды медицинской помощи, оказываемой бесплатно:

  • первичная медицинская помощь - лечение распространенных заболеваний, а также состояний организма, не требующих неотложного медицинского вмешательства (например, не сложные травмы, легкие отравления и другое); профилактика более тяжелых форм заболеваний и проведение мероприятий по оказанию медико-санитарной помощи гражданам на дому;
  • скорая медицинская помощь - оказывается в случаях возникновения состояний, при которых требуется срочное медицинское вмешательство;
Важно! Право на бесплатную скорую медицинскую помощь имеет каждый гражданин, находящийся на территории РФ.
  • специализированная медицинская помощь - оказывается в случаях возникновения заболеваний, требующих применения особых методов и уникальных медицинских технологий для диагностики и лечения; направление на получение специализированной медицинской помощи могут получить граждане РФ на основании решения комиссии органа исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения, в свою очередь, такое решение может быть принято на основании обращения пациента лично либо через законного представителя с предоставлением .
Важно! С 1 января 2015 г. высокотехнологичная специализированная медицинская помощь гражданам оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа страхования ОМС - действует только на территории конкретного субъекта РФ. Виды медицинской помощи, входящие в перечень территориальной программы субъекта РФ, могут быть оказаны только лицам, получившим страховой полис в данном регионе. Территориальные программы ОМС предусматривают довольно широкий перечень заболеваний, превышающий по числу видов заболеваний базовую медицинскую помощь. Законодательством предусмотрены также и отдельные случаи групп заболеваний, когда медицинская помощь должна быть оказана бесплатно:

  • социально значимые (гепатит, туберкулез, ВИЧ и другие);
  • представляющие опасность для окружающих (дифтерия, холера, чума, ВИЧ, туберкулез и другие).

Меры, объем и порядок проведения мероприятий по оказанию бесплатной медицинской помощи для лиц, страдающих вышеназванными недугами, закреплены в подзаконных нормативных актах.

Ответственность за нарушение прав пациентов

Если пациенту не оказали медицинскую помощь по системе ОМС, оказали не в полном объеме или некачественно, вследствие чего пациент получил дополнительный вред своему здоровью, медицинское законодательство РФ закрепляет за пациентом право на возмещение морального и материального вреда через подачу . Соответственно, данные положения и гражданское законодательство закрепляют за виновным лицом обязанность по возмещению ущерба пациенту, получившему вред здоровью, а также в случае его смерти. В соответствии со ст. 1084 ГК РФ пациент, как потерпевшая сторона, имеет право требовать возмещения заработка, утраченного в результате невозможности исполнения своих трудовых обязанностей, расходов на лечение и иных дополнительных расходов, которые пациент понес вследствие оказания некачественной медицинской помощи. Требование о возмещении морального вреда также является правом потерпевшей стороны. В случае, если некачественно оказанная медицинская помощь повлекла смерть пациента, право на возмещение морального вреда приобретают его иждивенцы (ст. 1088 ГК). Некачественная медицинская помощь гражданам, оказанная в рамках программы ОМС, также предполагает ответственность лица, допустившего правонарушение пациента, на основании положений Закона об ОМС. Так, в соответствии с п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 16 Закона об ОМС медицинская страховая компания и медицинская организация обязаны возместить моральный и материальный вред, который был причинен неисполнением либо ненадлежащим оказанием бесплатной медицинской помощи. При этом, ответственность медицинской страховой компании может наступить в связи с нарушениями, которые не связаны с лечением пациента, в частности, с невыдачей ему по требованию страхового полиса или не предоставлением определенной информации, в результате чего пациент не смог получить необходимую медицинскую помощь. Лечебно-профилактическая организация, осуществляющая свою деятельность в рамках системы обязательного медицинского страхования, должна возместить ущерб владельцу полиса ОМС в случае обращения им за оказанием медпомощи в данное учреждение и не получившему данную услугу в полной мере. В соответствии с российским законодательством неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей медработниками учреждений, действующих в рамках программы ОМС, влекут за собой гражданско-правовую, дисциплинарную, административную, а также уголовную ответственность. Юридические акты, регламентирующие порядок государственной медицинской помощи в рамках программы ОМС:

    Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

    Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда").
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 г. № 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования.
  • Приказ Минздрава России от 15.05.2012 г. № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
  • Приказ Минздрава России от 20.06.2013 г. № 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи".
Полисы ОМС, которые были выданы гражданам до вступления в силу Закона об обязательном медицинском страховании, имеют срок действия до их замены на полис ОМС нового образца.

Дарья

Добрый день) Интересует такой вопрос: хотела записаться на консультацию к врачу офтальмологу в г.Саратов на Вольскую12 , раньше лежала несколько раз, делали операции, состою на учете в этой больнице. Имею ли я право на бесплатную консультацию? (хотела просто провериться, узнать ли изменилось зрение? чтоб выписали новый рецепт. пришла записываться, мне сначала сказали 700 р прием, затем 1000,а затем сказали берите 2000.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Дарья! В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи граждане имеют право на первичную медико-социальную помощь в случае заболеваний глаза. Поэтому Вас должны принять бесплатно.

Анастасия

Добрый вечер.у меня такой вопрос.я сбила чел.лечение было 2 неделе.человеку всё выплатила, претензий ко мне не имеет....есть расписка и суд прошел, приписав штраф. Чел.попался понимаюий) спустя 1.5 года омс на меня подали в суд и просят выплатить всё что было по полису. Скажите имееют право? Разводят меня? Пути решения. Спасибо!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анастасия! К сожалению для Вас, такое право предоставлено страховой компании действующим гражданским законодательством, так как возмещение вреда должно быть осуществлено причинителем вреда. А если за него вред потерпевшему возмещается другим лицом, то данное лицо в порядке регресса вправе требовать компенсации причиненного ему ущерба в результате страховой выплаты.

Наталья

Добрый вечер! Подскажите пожалуйста вот в таком вопросе. Я прописана в Брянской области,а прохожу лечение (у меня множественная миелома) по временной регистрации в Калуге. Если я поехала в Брянскую область (к себе домой) на несколько месяцев и заболела ОРЗ, имею ли я право на бесплатную медицинскую помощь в Брянской области. Полис я получала в Брянской области, когда поехала лечиться в Калугу, то в Калуге мне делали отметку в полисе ОМС по этой временной регистрации.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Наталья! Никаких препятствий для получения медицинской помощи в рамках ОМС на территории Брянской области нет, ведь Вы там прописаны и Вам обязаны по полису ОМС оказать медицинскую помощь.

Вячеслав

Здравствуйте, должен ли я покупать пластину для операции на ключице? В одной больнице мне написали купить даже перчатки.Гражданин России, полис есть.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Вячеслав! Если операция входит в программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, то покупать все, что нужно для операции, Вы не обязаны. Но другое дело, что в этом случае по закону могут поставить пластину плохого качества и Вам рекомендуют купить пластину более лучшего качества. А соглашаться или нет, это уже Ваше личное дело.

Алексей

Добрый день! подскажите пожалуйста-есть ли какие-то льготы или законы о мед. обслуживании жителей юго-востока Украины? Жена беременна, попробовали стать на учет в женскую консультацию поликлиники, нам заявили, что в 2017 году постановка на учет платная-19000 рублей. В прошлом году по указу Путина была бесплатной, в этом уже "лафа для вас закончилась-платите!". Действительно ли был такой указ и действительно ли он уже не действует? Заранее благодарен за ответ!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Алексей! Действующее законодательство об охране здоровья граждан не содержит исключений для граждан Украины в части получения ими бесплатной медицинской помощи, если они не постоянно проживают на территории России и у них нет полиса ОМС. В Вашей ситуации медицинские услуги (в части постановки на учет в женскую консультацию) оказываются на платной основе. Экстренная медицинская помощь (например, принятие родов) может быть оказан бесплатно.

Валентина

Я, Марочек Валентина,россиянка, имею страховой медицинский полис. По стечению обстоятельств,я, в данный момент живу в сельской местности в Новоазовском районе Донецкой области. Страшная болезнь отобрала мое здоровье, испытывая страшные боли я лишена возможности самостоятельно передвигаться. Имею ли я право, проживая на территории Новоазовского района Донецкой области, воспользоваться моей страховкой и что для этого надо??? С уважением к ВАМ = Валентина.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Валентина! Страховой полис ОМС российского образца не действует на территории других государств. Поэтому использовать его там Вы не можете. Возможно, по законодательству ДНР Вы имеете право на бесплатную медицинскую помощь.

Вадим

Здравствуйте. После операции мне сложно передвигаться. Врач назначил ежедневно ставить уколы, как внутримышечно, так и внутривенно. Можно ли мне сделать так, чтобы медсестра из поликлиники приходила ко мне домой чтобы ставить необходимые уколы.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Вадим! Если врач усмотрит для этого медицинские показания, то медицинская помощь в виде уколов может быть оказана и на дому.

Надежда Александровна

Ребёнку нужна срочная реабилитация после сломанного позвоночника,для поездки в клинику Рошаля, куда нас готов отослать Минздрав Удмуртии,нужна справка об инвалидности. Справку делают только через 3-5 месяцев ввиду того,что "дети встают", как сказала нам замглавврача поликлиники. Правомерно ли это? Там,где выдают справки,сказали,что надо заключение МСЭ. Врачи приходили на дом,запись сделали, и что? Без справки нужно оплатить билеты в оба конца.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Надежда Александровна! Вообще непонятно, зачем нужна справка об инвалидности, если ребенок признан инвалидом. В этом случае должно быть на руках заключение МСЭ и справка об инвалидности, она выдается всем инвалидам.

Игорь

Здравствуйте.Я гражданин России.На данный момент у меня нет регистрации.Могу я получить медицинскую помощь?Полюс ОМС есть.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Игорь! Так как Вы имеете полис ОМС, то вправе рассчитывать на получение бесплатной медицинской помощи в рамках государственной программы обязательного медицинского страхования. Кроме того, право на экстренную и неотложную помощь гарантируется всем без исключения гражданам.

Александр

Здравствуйте. Имею ли я право на бесплатные медицинские услуги участкового терапевта при оформлении медицинской карты на посещение группы оздоровительного плавания. Я пенсионер, имею полис ОМС.

Каждый гражданин имеет право получать медицинскую помощь на всех этапах развития болезни и во всех лечебных центрах, независимо от места рождения, статуса и вероисповедания. Такое преимущество соответствует положениям статьи 19 Здравоохранения РФ. Согласно Законодательству у пациента есть выбор: лечиться за рубежом или в стационаре местных учреждений, располагать информацией по поводу препаратов, которые назначаются врачом. Каждый обратившийся человек имеет прерогативу на охрану здоровья и жизни, согласно Статье 18 Федерального Закона. Более конкретно о правах населения страны можно почитать в статье.

Права пациента в системе здравоохранения РФ 2018

Обращение в медицинское учреждение — льгота, которая в системе здравоохранения распространяется на всех. Основные права пациента в Российской Федерации включают:

  1. Выбор услуг врача и лечебного центра.
  2. Лечение только в учреждениях с соответствующими санитарно-гигиеничными нормами, где есть необходимое оборудование и работают компетентные специалисты.
  3. Получение информации от врача, которая касается применяемых способов, методов и лекарств.
  4. Понятные изъяснения врача, касательно привилегий и обязанностей пациента, его состояния здоровья.
  5. Соблюдение врачебной тайны.
  6. и от медицинского вмешательства.
  7. Защита прав и интересов от представителя из юридической сферы в случае нанесения ущерба здоровью врачом.

Прерогатива пациентов на медицинскую помощь должна соблюдаться непоколебимо.

Права и обязанности пациента и врача

Независимо от статуса, расовой принадлежности, вероисповедания, цвета кожи пациент имеет право получать медицинскую помощь в полноценном объеме бесплатно. В обязанности пациентов входит бережное отношение к своему здоровью. В случае возникновения болезни — не игнорировать поход к врачу и назначенный им режим лечения и профилактические меры. Не нарушать правила безопасности и поведения, при пребывании на стационаре. Обязанности граждан регулируются документом «Правила приема и выписки больных».

Права врачей представлены ниже:

  1. Оказание своевременной помощи больному, независимо от его нации, веры, статуса.
  2. Соблюдение медицинской тайны.
  3. Признание причиненного вреда больному и оказание медицинской помощи для улучшения состояния здоровья.
  4. Отказ от лечения клиента, если есть риск угрозы для собственной жизни.

В обязанности врача входит: проведение лечения с задействованием знаний, опыта и навыков. Медработник обязан оповещать клиента о всех процедурах, методах и назначенных лекарствах.

323 ФЗ — Защита прав пациентов в Российском законодательстве

В основу Закона №323-ФЗот «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 года входит:

  1. Распространение на все лечебные организации единой правовой системы.
  2. Защита прав и свобод населения.
  3. Получение компетентной и качественной врачебной помощи больными.
  4. Регулярное обследование медицинских центров, поддержание санитарно-гигиенического порядка.
  5. Извещение о всех нововведениях, экстренных ситуациях и принятых мерах в сфере здравоохранения.

Установленные правила должны соблюдаться всеми федеральными органами, которые имеют прямое отношение к спасению и сохранению жизни населения.

Права пациентов при получении медицинской помощи — ст. 19

Право получить медицинскую помощь распространяется на граждан, которые имеют паспорт РФ, иностранных лиц и людей без гражданства. Как бесплатно, так и платно на основе добровольного медицинского страхования. Иностранные граждане вправе получить медицинскую помощь, согласно международным договорам РФ. Лица без гражданства, которые постоянно пребывают на территории страны, допускаются к осмотру специалистами наравне с другими категориями граждан.

Какие права пациентов с социально значимыми заболеваниями?

К категории социально значимых заболеваний относятся те болезни, которые могут приносить ущерб и угрозу для жизни окружающих. Социально-значимые заболевания включают: туберкулез, инфекции, которые передаются воздушно-капельным и половым путем, гепатит В и С, ВИЧ (иммунодефицит), опухоли, сложные болезни в стоматологии, сахарный диабет, психические расстройства.

Носители таких заболеваний, имеют правовые полномочия, которые официально утверждены в статье 43 Федерального Кодекса и могут получать такую же помощь от медработников, как и люди с заболеваниями других категорий. Они вправе выбирать место лечения, требовать гуманного и уважительного к себе отношения, быть осведомленными в этапах лечения и применения медикаментов.

На обеспечение людей с социально-значимыми заболеваниями уходит около 40% государственных средств. Правительство старается предоставить полноценную медицинскую помощь с учетом особенностей и критических этапов каждого заболевания. В случае с больными, которые не имеют достаточного количества денег, предоставляются услуги мед центров на бесплатной основе.

Сторонники биоэтики добиваются, чтобы в онкологических, стоматологических и других центрах применялись новые технологии и разработки. Такие внедрения увеличат процент выздоровления людей, у которых обнаружены проблемы со здоровьем.

Имеет ли право пациент выбрать врача?

Право пациента на выбор врача и медицинской организации является первым пунктом статьи 19 Здравоохранения РФ. Если по каким-то причинам лечащий врач не подходит пациенту, он имеет основания получить помощь от другого специалиста. Это касается тех случаев, когда мед сотрудник не ставит в известность больного о применяемых медикаментах и способах лечения, нарушает врачебную тайну, пытается навредить клиенту. Взаимная связь и уважительное обращение к заболевшим людям — прерогатива медицины высокого уровня.