Бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений: бюджетные, автономные, казенные. Порядок планирования расходов бюджетного учреждения

В экономическом словаре дается определение бюджетного финансирования как предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций.

Без бюджетного финансирования такие сферы как наука, культура, образование, здравоохранение не будут развиваться, поэтому оно просто необходимо.

Принципы бюджетного финансирования:

  • целевой характер использования бюджетных ассигнований (нет возможности тратить бюджетные средства на цели, не относящиеся к деятельности учреждения);
  • бюджетные средства даются по мере выполнения планов, а также учитываются ранее выделенные средства;
  • бюджетные средства даются на безвозмездной и безвозвратной основе.

Мы знаем, что бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, которые создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов власти и местного самоуправления в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в том числе в сфере образования).

Образовательные учреждения по организационно-правовым формам делятся на государственные, муниципальные и частные. По источникам финансирования образовательные учреждения можно объединить, так как их финансирование основывается на принципе единства консолидированного бюджета РФ.

Государственное задание

Начиная с 2012 года, все бюджетные учреждения работают в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями (далее - госзадание). Постановление Правительства РФ № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» конкретизирует механизм государственного финансирования деятельности всех видов бюджетных учреждений.

Госзадание формируют на основе учредительных документов в зависимости от вида деятельности, которую осуществляет учреждение. Стоит отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, учреждение не вправе отказаться от полученного госзадания.

Порядок и условия финансового обеспечения госзадания из бюджетов РФ всех уровней для каждого типа государственных учреждений утвержден свой. Так, финансирование казенных учреждений происходит за счет бюджетных средств (необходима смета доходов и расходов). А для бюджетных и автономных учреждений предусмотрены субсидии.

Особенности финансового обеспечения бюджетного сектора

Финансовое обеспечение осуществляется путем перечисления бюджетным учреждениям субсидий (п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ) на выполнение госзадания. А учреждение уже самостоятельно выбирает, по каким направлениям будут расходоваться такие субсидии, и при этом несет ответственность перед вышестоящими организациями за полноту и своевременность выполнения госзадания.

Кроме того, бюджетному учреждению могут выделяться:

  • субсидии на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
  • субсидии на приобретение капитальных вложений (ст. 78.2 БК РФ).

Кроме основной деятельности, бюджетные учреждения также вправе осуществлять иную приносящую доход деятельность, но только если это необходимо для достижения целей, ради которых это учреждение создано. На такую деятельность должно быть соответствующее разрешение. Также она в обязательном порядке должна быть прописана в учредительных документах организации (п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ). Доходы, которые поступают от приносящей доход деятельности идут в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются с целью достижения целей, ради которых оно создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Все источники финансового обеспечения, а также расходы учреждения должны отражаться в Плане финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД) учреждения (пп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ). Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н. (ред. от 27.12.2013г.) утверждены требования к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения.

Главное общее правило для всех учреждений - операции с денежными средствами должны осуществляться посредством открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства либо в финансовых органах субъектов РФ или муниципальных образований (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Эти органы также определяют условия открытия и порядок ведения лицевых счетов. Например, Федеральным казначейством утвержден приказ 29.12.2012 N 24н. Если учреждение получает субсидии на иные цели или субсидии на приобретение капитальных вложений, то в соответствии с действующим законодательством ему необходимо открыть отдельный лицевой счет. Таким образом, у бюджетного учреждения может быть несколько лицевых счетов в финансовых органах РФ.

Финансирование в сфере образования

Глава 13 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" регламентирует особенности финансового обеспечения в сфере образования. Например, процесс и особенности определения нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги, определен в ст. 99 Закона N 273-ФЗ. А особенности и порядок осуществления приносящей доход деятельности в ст. 101 Закона N 273-ФЗ.

Чтобы в полном объеме вести учет финансирования учреждения обязаны регулярно сдавать отчетность в вышестоящие органы в соответствии с Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (ред. от 26.10.2012) "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

Также для полноценного функционирования образовательных учреждений существуют комплексы федеральных целевых программ (ФЦП). Денежные средства на такие программы выделяются исключительно из федерального бюджета. Эти программы нужны для выполнения конкретных функций и решения поставленных задач. Как правило, в процессе выполнения таких программ задействовано множество различных министерств и ведомств.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время деятельность образовательного учреждения не сводится к простому функционированию. Это целый набор всевозможных «операций», которые необходимы для осуществления образовательного процесса, а, следовательно, определенный набор ресурсов, без которых поставленные перед учреждением цели не могут быть выполнены. Поэтому, чтобы избежать проблемы финансирования деятельности образовательного учреждения, оно должно быть соответствующим, чтобы была возможность приобретения всех тех ресурсов, которые необходимы.

Статья актуальна на март 2015 года.

Елизавета Ликина
Бухгалтер - эксперт
Интеркомп ЦБУ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Финансирование государственных и муниципальных учреждений

1. Государственные и муниципальные учреждения в РФ: понятие, виды, основные функции

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи государственное (муниципальное) учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным.

Государственными и муниципальными учреждениями согласно статье 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона) признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Законом №83-ФЗ (п. 4 ст. 6) установлены три типа государственных и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ).

Бюджетное учреждение определяется как некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 6 Федерального закона, статья 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ).

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных Федеральными законами (статья 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ в редакции Федерального закона).

Стоит учесть, что все три типа учреждений, являются государственными (муниципальными), а значит в соответствии с федеральным законодательством решение о создании, изменении типа, реорганизации или ликвидации таких учреждений принимает учредитель в соответствии с порядком, установленным высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией).

Основными функциями государственных(муниципальных) учреждений являются выполнение государственных(муниципальных) работ и услуг.

Государственная (муниципальная) услуга (работа) - услуга (работа), оказываемая (выполняемая) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. В связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий, необходимо различать понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Федерального закона от 08.05.2010 №83 - ФЗ.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).

Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).

Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц (заявителей) в соответствии с административными регламентами.

Кроме того, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги «выдача водительского удостоверения»). Такие услуги могут оказываться заявителю, в том числе, на платной основе в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ.

Положения Федерального закона от 08.05.2010 №83 - ФЗ, которому посвящен настоящий раздел официального сайта Минфина России применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов). Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.

Принято следующее условное разделение государственных услуг и государственных работ:

Услуга - это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица - получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки). Работа - это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).

Для «услуги» характерно определенное число потребителей и однородность оказываемой им услуги, как следствие, объем оказания услуги может быть измерен, и норматив затрат может быть рассчитан на единицу оказания услуги. Для «работы» оценить точное количество потребителей затруднительно, а сами работы значительно отличаются по своей сути, в результате нормирование затрат на единицу работы, как правило, не возможно. Существуют ведомственные перечни услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральным органам исполнительной власти государственными учреждениями, в основной сфере деятельности.

Государственное задание федеральному государственному учреждению формируется на основании ведомственного перечня услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральному органу исполнительной власти государственными учреждениями (далее - ведомственный перечень).

То есть, государственное задание (и как следствие, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения), распространяется только на те услуги (работы), которые включены в ведомственный перечень.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 №671 предусмотрено, что ФОИВ, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, вправе утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее - базовые перечни). При этом определено, что показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней.

Следовательно, функции базового и ведомственного перечней разные:

Базовые перечни должны обеспечить единообразие представления аналогичных услуг во всех ведомственных перечнях.

Ведомственные перечни формируются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя на основании базовых (если таковые утверждены в соответствующей сфере деятельности) и определяют услуги (работы) выполняемые государственными учреждениями, подведомственными им.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 №671, федеральные органы исполнительной власти сформировали и утвердили Ведомственные перечни, разместили их в сети Интернет.

Решение о формировании перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) принимаются самим субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием).

В целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 №83 - ФЗ Минфин России рекомендует высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации выбрать один из двух рекомендуемых ниже подходов:

1) формирование двухуровневой структуры перечня услуг, состоящей из отраслевого перечня услуг и ведомственного перечня услуг. Такой подход может применятся в случае, если в субъекте Российской Федерации разработана региональная программа социально-экономического развития и есть определенная позиция отраслевых органов исполнительной власти по осуществлению региональной политики в сферах деятельности;

2) формирование единого перечня услуг, в данном случае перечень услуг формируется учредителем в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Перечень услуг утверждается правовым актом учредителя. Также существует возможность осуществления платных государственных (муниципальных) услуг.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение имеет право оказывать услуги на платной основе только сверх задания. Учреждение не имеет права отказаться от выполнения данного государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона). Сверх установленного задания учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату физическим и юридическим лицам на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом для бюджетных учреждений учредителем устанавливается порядок определения указанной платы, если иное не предусмотрено федеральным законом, а для автономных учреждений не предусмотрено установления федеральными законами порядка оказания таких.

2 . Финансирование образовательных учреждений в условиях современной бюдж етной реформы

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) происходит в условиях бюджетной реформы, что накладывает дополнительную ответственность на органы управления образованием при внедрении новых механизмов финансирования. Оптимизация механизма управления бюджетными ресурсами сводится к переходу от ассигнований на текущее содержание учреждений образования к финансированию оказываемых ими услуг на основе задания учредителя. Государственное (муниципальное) задание должно обеспечивать увязку показателей объёмов и качества предоставляемых образовательными учреждениями услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня. учредителя. Государственное (муниципальное) задание должно обеспечивать увязку показателей объёмов и качества предоставляемых образовательными учреждениями услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня.

Анализ норм бюджетного законодательства и Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83ФЗ о совершенствовании правового статуса бюджетных учреждений показывает, что эти нормы дают правовые основания государственным и муниципальным органам определять объёмы заданий как бюджетным, так и автономным учреждениям в зависимости от качества оказываемых ими услуг. Включение в бюджетные законы и бюджетные муниципальные решения норм о показателях (критериях) качества и об учёте этих показателей при формировании государственных и муниципальных заданий позволит создавать конкурентную среду.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1. Основные приоритеты и принципы бюджетной политики

В частности, частью 1 ст. 69.2 БК РФ предусматривается, что государственное (муниципальное) задание должно содержать, помимо прочего, «показатели, характеризующие качество и (или) объём (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг», а также «порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчётности об исполнении государственного (муниципального) задания». Эта норма позволяет не только включать показатели качества в само задание, но и проверять их в порядке контроля, показывать в отчётности и в случае несоответствия, например, по качеству досрочно прекращать задание. Право на досрочное прекращение задания подразумевает и право на его сокращение в любое время, в том числе при планировании на новый период. Для реализации таких прав необходимо, чтобы требования к качеству и условия прекращения (сокращения) задания были прописаны в задании и в бюджетных законах (решениях). Формирование государственного (муниципального) задания будет осуществляться в порядке, установленном (соответственно принадлежности учреждений) Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации и местной администрацией, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трёх лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период с возможным уточнением при составлении проекта бюджета. Таким образом, Правительство РФ, субъекты Федерации и местная администрация будут иметь возможность планирования бюджета с использованием заданий, сформированных с учётом качества услуг, что оказывает определяющее влияние на последующие решения об объёме финансирования.

Детальная спецификация предоставляемых образовательных услуг заменяет детальную регламентацию расходов бюджетного учреждения. Предоставление высокой степени финансовой самостоятельности образовательным учреждениям при переходе на новые принципы финансирования бюджетных и автономных учреждений обеспечивается точной спецификацией бюджетного задания. Форма задания утверждается теми же органами исполнительной власти, на которые возложены функции нормативно-правового регулирования. Задание включает в себя и положение о контроле за его исполнением, и требования к отчётности.

Совершенствование правового статуса бюджетных учреждений предполагает формирование трёх типов учреждений - казённых, бюджетных и автономных. Типы учреждений различаются финансовой самостоятельностью в распоряжении средствами и степенью автономии при принятии решений. Ниже приводится сравнительная характеристика трёх типов учреждений.

муниципальный образовательный бюджетный учреждение

Таблица 1. Сравнительная характеристика типов бюджетных учреждений

Критерии сравнения

Автономное учреждение

Бюджетное учреждение (с расширенным объёмом прав)

Казённое учреждение

Финансовое обеспечение

В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя и на содержание имущества

Субсидии:

В соответствии с заданием учредителя;

На иные цели.

Средства из бюджета:

На исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами;

На осуществление мероприятий в соответствии с нормативными правовыми актами

На основе бюджетной сметы

Приносящая доход деятельность

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение

Полученные доходы зачисляются в бюджет

Открытие счетов

Счета в кредитных организациях или в органах Федерального казначейства

Только в органах Федерального казначейства (финансовых органах)

Распространение действия Федерального закона №94-ФЗ

Не распространяется

Распространяется в полном объёме

Бюджетный план счетов с особенностями

План счетов с ведением аналитического учёта по укрупнённым кодам КОСГУ, а в части средств бюджета - по бюджетному плану счeтов

Бюджетный план счетов

Отчётность

Государственные (муниципальные) учреждения обязаны обеспечивать публичность и открытость отчётов о своей деятельности (единый сайт в сети Интернет)

Учредитель перечисляет подведомственному учреждению средства на выполнение задания по предоставлению соответствующего вида услуг (выполнения работ). Фактически объёмы финансирования в новых условиях бюджетного законодательства определяются подушевыми нормативами, умноженными на количество обучающихся по образовательным программам в соответствии с ФГОС. Это и означает переход на формирование бюджетов на основе нормативно-расчётных затрат.

Для перехода на финансирование образовательных учреждений по заданию составляется базовый и ведомственный перечни оказываемых бюджетными и автономными учреждениями услуг и выполнения работ. Базовый перечень составляется для всех учреждений образования, независимо от их ведомственной принадлежности. На основе базового перечня составляется ведомственный перечень услуг, который может расширять, углублять и детализировать базовый перечень.

Аналитическая подготовка для составления ведомственного перечня услуг включает:

· анализ социальных гарантий и обязательств в разрезе социальных групп с учётом возрастных характеристик, особенностей развития и здоровья обучающихся;

· инвентаризацию подведомственных учреждений в разрезе видов учреждений с характеристикой их предполагаемого статуса:

Казённые,

Бюджетные,

Автономные;

Анализ численности занятых в подведомственных учреждениях по категориям персонала:

Педагогический,

Административно­управленческий,

Учебно-вспомогательный,

Обслуживающий,

Иной персонал;

· анализ Типовых положений об образовательных и иных подведомственных учреждениях;

· анализ уставов подведомственных учреждений;

· анализ динамики финансирования подведомственных учреждений;

· анализ стандартов оказания услуг, документов, характеризующих условия оказания услуг и требования к качеству.

Для каждой из включённых в перечень услуг должны быть разработаны показатели качества оказываемых услуг. Такие показатели обеспечивают увязку объёмов оказываемых услуг с качеством их выполнения и позволяют оценить эффективность бюджетных расходов. Показатели качества разделены на показатели процесса оказания услуги (непосредственные результаты) и показатели результата оказания услуги (конечные результаты).

Механизмы финансирования в условиях введения ФГОС для образовательных учреждений включают следующие категории расходов.

Механизмы финансирования

* Расходы на оказание государственных / муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с государственным / муниципальным заданием

* Предоставление субсидий на возмещение нормативных затрат в связи с выполнением государственного/ муниципального задания

* Расходы на строительство, реконструкцию

* Предоставление бюджетных инвестиций

* Расходы на:

Капитальный ремонт;

Разовые закупки оборудования;

Расходы на реализацию национальных проектов;

Иные расходы разового характера

* Предоставление иных целевых субсидий

* Расходы бюджетных учреждений на осуществление социальных выплат

* Осуществление расходов на исполнение публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме

Общие принципы определения нормативных затрат регулируются следующими нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне:

· приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 №138н/528 «Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания»;

· приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 №137н/527 «О методических рекомендациях по расчёту нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений»;

· приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 №136н/526 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением».

Безусловно, эти документы применяются в первую очередь для федеральных учреждений, поэтому для того, чтобы использовать их на региональном или муниципальном уровне, требуется принятие соответствующих документов, аналогичных федеральным документам. Однако принципы определения расчётно­нормативных затрат остаются такими же. К ним относятся:

· разделение затрат на затраты на оказание услуг (выполнение работ) и затраты на содержание имущества;

· финансирование имущества в «спящем режиме»: содержание имущества, не используемого при оказании услуг, финансируется из бюджета частично - оплачивается 50% затрат на теплоснабжение, 10% затрат на электроснабжение и в полном объёме уплата налогов за недвижимое и особо ценное движимое имущество;

· сочетание методов расчёта: нормативного, структурного (пропорционально затратам на оплату труда / затрачиваемому времени / площади и т.п.) и экспертного метода (исходя из экспертной оценки доли расходов).

Последние несколько месяцев ведётся работа по созданию нормативной базы и методического обеспечения перехода на ФГОС в условиях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83ФЗ. Регионы-лидеры процесса модернизации образования накопили опыт внедрения нормативного финансирования школ в расчёте на одного учащегося. Однако во многих регионах применение принципа подушевого финансирования заканчивается перечислением субвенций местным бюджетам, бюджетные средства не доводятся по подушевому принципу до учебного заведения. В некоторых регионах в качестве нормативов используются фактические расходы на образование за предыдущие годы, тем самым нормативная работа подменяется традиционными расчётами от достигнутого.

Некоторые регионы при переходе на нормативно-подушевые принципы используют модели, включающие более десятка коэффициентов, что фактически консервирует сложившуюся ситуацию и не даёт толчок к комплексной модернизации региональных систем образования.

Региональный расчётный подушевой норматив должен покрывать следующие расходы на год:

· оплату труда работников образовательных учреждений за урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС, с учётом районных коэффициентов к заработной плате, а также выплаты по обязательным отчислениям;

· расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, оплата услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью);

· иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно­управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и??др.), за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.

Объём средств, выделяемых образовательному учреждению, рассчитывается по следующей формуле:

Ф = Ф(гс) + Ф(б) + Ф(к), где:

Ф - общие расходы образовательного учреждения;

Ф(гс) - объём расходов на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования.

Ф(гс) определяется по следующей формуле:

Ф(гс) = N (П +У), где:

N - региональный расчётный подушевой норматив, включающий учёт аудиторной и внеаудиторной занятости в соответствии с ФГОС;

У - число обучающихся в образовательном учреждении;

П - поправочный коэффициент, установленный для данного образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более).

Ф(б) - объём расходов на образование, не учитываемых при расчёте регионального расчётного подушевого норматива с учётом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования (транспортные услуги по подвозу учащихся к школе, меры социальной поддержки учащихся и работников, текущий ремонт и т.??д.). Объём данных расходов определяется по каждому образовательному учреждению индивидуально, исходя из средних расчётных показателей, сложившихся за предыдущие годы, с учётом индексовдефляторов.

Ф(к) - объём расходов, не учитываемых при расчёте регио­нального расчётного подушевого норматива с учётом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования, и подлежащих возмещению за счёт средств местного бюджета (коммунальные расходы, капитальный ремонт, приобретение оборудования, мебели).

Применение принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения заключается в определении стоимости стандартной бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении. В норму рабочего времени педагогических работников, применяемую образовательным учреждением при исчислении заработной платы, а соответственно и в стоимость бюджетной образовательной услуги входит аудиторная и неаудиторная занятость. Поэтому дополнительные часы внеурочной занятости в соответствии с ФГОС НОО должны войти в определение и в расчёт стоимости стандартной образовательной услуги.

Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает и определяет:

· штатное расписание и заработную плату работников;

· образовательную программу и учебный план;

· соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

· соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного персонала;

· внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей;

· порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.

Разрабатываемые на региональном уровне новые системы оплаты труда учителей направлены на:

· учёт всей выполняемой ими работы;

· экономическое стимулирование качества и результативности педагогического труда, роста профессионализма;

· развитие инновационной деятельности и творческой инициативы.

Такой подход предполагает:

· снятие жёсткой зависимости между размером зарплаты и количеством уроков, преподаваемых учителем;

· введение внеурочной (внеклассной, воспитательной, методической и др.) деятельности в объём оплачиваемой работы учителя в пределах должностного оклада;

· введение новой схемы нормирования труда учителя, учитывающей все виды выполняемой им работы;

· установление верхнего предела учебной нагрузки (урочной части педагогической работы) учителя.

Ключевые признаки новой системы оплаты труда учителей характеризуются:

· наличием механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда;

· повышением стимулирующих функций оплаты труда, ростом объёма стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда;

· нацеленностью на реальный рост заработной платы учителя;

· наличием механизмов нормирования и учёта в базовой части оплаты труда всех видов работы учителя - как урочной нагрузки, так и внеурочной работы, предусмотренной новым ФГОС и должностными обязанностями;

· зависимостью оплаты труда в базовой части от числа обучаемых;

· введением регионального регламента участия органов государственно-общественного управления школ в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Работодатель (школа) в пределах средств, направляемых на оплату труда, устанавливает с учётом мнения представительного органа работников систему премирования, стимулирующих доплат и надбавок, которая закрепляется в коллективном договоре или локальном акте образовательного учреждения. Распределение премий, стимулирующих доплат и надбавок осуществляется на основании решения общественного органа самоуправления (совета школы).

Оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, в условиях введения ФГОС рассчитывается по формуле:

О = Стп (У (П К) А, где:

О - оклад педагога, осуществляющего учебный процесс;

Стп - расчётная стоимость бюджетной образовательной услуги (р./ученико­час), включая аудиторную и внеурочную занятость в соответствии с ФГОС;

У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;

П - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

К - повышающий коэффициент за сложность предмета;

А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога.

Переход на финансирование основной образовательной программы в рамках ФГОС предполагает:

· введение индивидуальных планов работы педагогических работников;

· установление требований к нормированию видов работ, предусмотренных в индивидуальных планах, в частности установление условного или «рамочного» нормирования в часах всех видов работы учителя;

· введение инструментов стимулирующей аттестации.

Индивидуальный план учителя становится формой учёта и нормирования педагогического труда. В плане отражается планируемая работа и работа, выполненная по факту. Это соответствует трудовому законодательству. Так, статья 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учёт времени, фактически отработанного каждым работником. Статья 159 ТК РФ гарантирует работникам государственное содействие в нормировании труда и применение систем нормирования, определяемых работодателем.

Подводя итоги, следует отметить, что внедрение ФГОС в условиях бюджетной реформы означает переход на принципы ответственного финансового менеджмента. Применение инструментов управления по результату в региональных системах образования, основанных на принципе «деньги в обмен на обязательства», показывает их высокую эффективность. Они формируют сквозную систему публичной отчётности, учёт интересов всех участников образовательного процесса.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство АСТ, 2011. - 63 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. - М.: Экзамен, 2012. - 160 с.

3. Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету»

4. Приказ Минфина РФ от 13.11.2008 №128н (ред. от 09.11.2009) «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.12.2008 №12908)

7. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. - 2-е изд., испр. - М.: Новое издание, 2011. - 409 с. - (Экономическое образование).

8. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 703 с. - (серия «Золотой фонд российских учебников»).

9. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы и кредит: учеб. изд. - М.: Дашков и К, 2008.-584 с.

10. Данилов Е.Н., Абарников В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных организациях: учеб. пособие - Мн: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2009.-336 с.

11. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008.-424 с.

Ковалева А.М. Финансы и кредит: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 51 с.

12. Ковалева В.В. Финансы: учеб. изд. - М.: Проспект, 2010.-636 с.

13. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учеб. изд. - М.: Проспект, 2011.-228 с.

14. Кремер Н.Ш., Путко Б.А., Тришин И.М., Фридман М.Н. Исследование операций в экономике: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. Кремера Н.Ш.-М.:ЮНИТИ, 20010.-407 с.

15. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: учеб. изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 565 с.

16. Захарьин В.Р. Бюджетный учет в бюджетных организациях: учеб. изд. - М.: Налоговый вестник, 2012. - 464 с.

17. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб.изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 340 с.

18. Кожевников О.А. Проблемные вопросы законодательства о некоммерческих организациях (на примере Федерального закона «Об автономных учреждениях») // Право и образование. - 2007. - №4. - С. 57 61. 19. Кожевников О.А. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» [Текст] / О.А. Кожевников // Российский юридический журнал. - 2007. - №2 (апрель-июнь). - С. 151-152.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зрелищные учреждения в системе бюджетных учреждений Российской Федерации. Взаимоотношения зрелищных учреждений со звеньями финансово-кредитной системы. Планирование бюджетного финансирования. Пути расширения источников финансирования зрелищных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2010

    Понятие бюджетного учреждения, его правовой статус и особенности финансирования. Характеристика бюджетных учреждений в качестве плательщиков налогов и сборов. Анализ практики финансирования бюджетных учреждений на примере ГОУ "Детский сад № 2240".

    дипломная работа , добавлен 22.07.2010

    Финансирование образовательных учреждений в соответствии с законодательством. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств. Схема бюджетного финансирования. Основные функции участников процесса. Расчет потребности в бюджетных средствах.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2012

    Проблема эффективного управления государственной собственностью, рационализация и повышение эффективности бюджетной политики в доходном и расходном аспектах. Структура, источники финансирования и особенности планирования расходов учреждений культуры.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2010

    Сущность, значение бюджета и принципы его формирования. Закономерности функционирования бюджетных учреждений. Порядок финансирования расходов учреждений в условиях казначейской системы. Динамика и структура доходов и расходов бюджетных учреждений.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Состав и назначение учреждений обороны Российской Федерации. Источники финансирования учреждений обороны. Состав, численность, оснащенность основными типами вооружения и боевой техники. Порядок планирования и финансирования расходов учреждений обороны.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Правовые основы деятельности учреждений образования. Источники финансирования системы образования. Структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне. Подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2010

    Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений. Анализ финансирования общеобразовательного учреждения МОУ "Лицея" в современных условиях. Разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2010

    Характеристика финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации. Анализ структуры и динамики источников финансирования расходов на содержание правоохранительных учреждений. Исполнение бюджетной сметы и финансовых планов.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2014

    Виды и источники финансирования бюджетных учреждений. Порядок планирования доходов и расходов бюджетного учреждения. Формирование и использование финансовых ресурсов Челябинской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.

Формирование нормативной правовой базы, регулирующей реализацию Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», ставит перед органами государственной власти и местного самоуправления ряд вопросов при организации финансирования учреждений за счет бюджетных средств. От решения этих вопросов напрямую зависит реальная степень самостоятельности учреждений.

Начиная с 1 января 2011 г. финансирование учредителем бюджетных и автономных учреждений из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ может осуществляться в трех основных формах - субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции (соответственно, ст. 78.1 и 79 Бюджетного кодекса РФ). Состав, порядок перечисления и расходования данных средств для бюджетных и автономных учреждений не одинаков и будет рассмотрен далее.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Данный механизм применяется уже много лет, поэтому финансирование учреждения при его переводе в форму казенного не вызывает новых практических вопросов. Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет установлены Приказом Минфина РФ №112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений». Вступившая в силу с 1 января 2011г. редакция указанного Приказа применяется к казенным учреждениям, а также к бюджетным учреждениям, финансирование которых в переходный период по реализации Закона №83-ФЗ осуществляется на основе сметы. Показатели бюджетной сметы отражают весь объем финансирования учреждения и включают в себя осуществляемые учреждением бюджетные инвестиции, а также публичные обязательства, исполнение которых осуществляет казенное учреждение.

Особым видом бюджетных доходов всех типов учреждений являются средства, полученные от выполнения государственных или муниципальных заказов. Федеральный закон от 21 мая 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не препятствует учреждениям участвовать в конкурсах, котировках и аукционах на право заключения государственных или муниципальных контрактов . Следовательно, государственные учреждения могут получать бюджетные средства, в том числе средства учредителя, и в форме оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Эта категория доходов является формой приносящей доход деятельности, учет и распоряжение ими осуществляется в общем для соответствующего типа учреждения порядке.

Для бюджетных и автономных учреждений здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, можно выделить еще одну форму финансирования из бюджета учредителя - перечисление трансфертов в бюджет территориального Фонда обязательного медицинского страхования, который в дальнейшем осуществляет финансирование учреждения. Данная форма используется в субъектах РФ, перешедших на одноканальное финансирование здравоохранения, и не предполагает прямого контроля учредителя за расходованием средств. При этом согласно п. 19 ст. 31 уточненной редакции Закона №83-ФЗ, учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования не могут быть созданы в виде казенных учреждений.

Субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением задания как для бюджетных, так и для автономных учреждений финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ст. 9.2 Федерального закона от 12 декабря 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Помимо этого, указанная статья Закона №174-ФЗ устанавливает, что для автономных учреждений финансовое обеспечение задания осуществляется с учетом мероприятий, направленных на развитие учреждения, перечень которых определяется учредителем. Федеральные правовые акты не содержат каких-либо требований, которым должны отвечать мероприятия, направленные на развитие автономных учреждений, следовательно, региональные и муниципальные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя вправе самостоятельно решать, финансирование каких мероприятий будет учтено при расчете объема субсидии на выполнение задания. Единственным ограничением в данном случае следует считать ст. 20 Закона №174-ФЗ, которая определяет, что объем финансового обеспечения выполнения задания не может зависеть от типа учреждения. Если одни и те же услуги (работы) оказывают (выполняют) в публично-правом образовании и бюджетные, и автономные учреждения, то средства, выделяемые на мероприятия по развитию автономного учреждения не могут учитываться в составе нормативных затрат на выполнение услуг (оказание работ) или нормативных затрат на содержание имущества. Такой учет автоматически ведет к зависящим от типа учреждения различиям в финансировании, поскольку финансирование мероприятий по развитию может быть включено в состав субсидии на выполнение задания для автономных, но не для бюджетных учреждений.

Согласно п. 17 ст. 30 Закона №83-ФЗ, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетному учреждению, используются в очередном финансовом году на те же цели. Автономные учреждения данными средствами распоряжаются самостоятельно в соответствии с общей нормой п. 8 ст. 2 Закона №174-ФЗ, определяющей, что доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Субсидия на финансовое обеспечение выполнения задания не включает в себя средства на исполнение публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Публичные обязательства являются обязательствами публично-правового образования, ответственность за их исполнение несет РФ, субъект РФ или муниципальное образование, а не учреждение. При этом действующее законодательство предусматривает возможность исполнения публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме только для бюджетных и казенных учреждений.

Порядок финансового обеспечения государственного (муниципального) задания утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией . Для федеральных учреждений порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания определяют Постановление Правительства РФ от 18 марта 2008 г.№182 и от 2 сентября 2010г. №671. В дополнение к порядку финансового обеспечения регионы и муниципальные образования могут утвердить методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание услуг и нормативных затрат на содержание имущества. Для федеральных учреждений такие рекомендации утверждены Приказом Минфина РФ и Минэкономразвития РФ от 29 октября 2010г. №137н/527. Утверждение методических рекомендаций, определяющих общие принципы расчета нормативных затрат всех учреждений публично-правового образования, независимо от их отраслевой принадлежности, оправдано с точки зрения сопоставимости управленческих решений и отчетности о деятельности учреждений. Как показывает опыт ряда регионов и муниципалитетов, закрепление всех полномочий по формированию нормативов за отраслевыми органами приводит к тому, что подходы к определению стоимости выполнения задания оказываются весьма различными (в частности, совершенно по разному распределяются затраты на оказание услуг, выполнение работ и затраты на содержание имущества). В дальнейшем подразделения исполнительных органов, выполняющие функции и полномочия учредителя, должны детализировать общие положения методических рекомендаций с учетом специфики соответствующих отраслей.

Указанные Постановления Правительства РФ определяют для федеральных бюджетных и автономных учреждений норму об обязательности использования соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Примерная форма соглашения для федеральных учреждений утверждена Приказом Минфина РФ и Минэкономразвития РФ от 29 октября 2010г. №138н/528. Применение соглашений нацелено на повышение уровня контролируемости учреждений. Поскольку расходы бюджетных учреждений, осуществляемые из средств, полученных в виде субсидии на выполнение задания, производятся без представления ими в финансовые органы документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, возможности контроля учредителя за их деятельностью после завершения переходного периода по реализации Закона №83-ФЗ существенно снижаются. Еще меньше степень контроля за деятельностью автономного учреждения, взыскать у которого ранее выделенную субсидию невозможно. В соглашении может быть предусмотрена периодичность перечисления средств, субсидии, установлены критерии принятия решения об изменении объема субсидии (то есть, детализировано понятие «соответствующего изменения» задания, которое необходимо осуществить для изменения объема субсидии согласно п. 3 ст. 9.2 Закона №7-ФЗ и п. 2.2. ст. 4. №174-ФЗ), указаны отраслевые особенности деятельности учреждения, обязательные для получения субсидии. Применение данного инструмента на региональном и местном уровне не обязательно, однако потенциально он является эффективным средством предотвращения нецелевого использования средств субсидии на выполнение задания бюджетными и автономными учреждениями.

Вывод: чем конкретнее будет сформулировано соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии и чем чаще будет осуществляться перечисление средств учреждению, тем выше уровень контроля за текущей деятельностью учреждения со стороны учредителя. При этом при формировании правовой базы следует обращать внимание, чтобы сроки предоставления и содержание отчетов о выполнении задания учреждением позволяли учредителю оценивать соблюдение условий предоставления субсидии, зафиксированных в соглашении. Следует также учитывать, что соглашение представляет собой не единственный инструмент контроля за деятельностью учреждения.

Действующее федеральное законодательство предусматривает различные источники и механизмы финансирования бюджетных учреждений. Одни из них являются обязательными - без них функционирование учреждения невозможно, а использование других зависит от возможностей и инициативы руководителя бюджетного учреждения и внешних контекстов - как правовых, так и социально-экономических. В данной статье автор делает обзор этих источников и механизмов.

Бюджетная субсидия на выполнение государственного или муниципального задания

Данная субсидия является обязательной, любое бюджетное учреждение должно ее получать от учредителя вместе с установленным государственным или муниципальным заданием . Размер субсидии определяется учредителем на основе следующих факторов: Как порядок финансового обеспечения государственных или муниципальных заданий, так и порядок предоставления субсидий на их выполнение устанавливаются Правительством РФ в отношении федеральных бюджетных учреждений, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении государственных бюджетных учреждений субъекта РФ и местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений .

По затратам на содержание имущества средства субсидии (то есть ее гарантированная часть, фактически не зависящая от того, оказывает ли учреждение какие-то услуги, и от объема) с учетом позиции учредителя могут не покрывать всех существующих затрат учреждения, например в отношении федеральных бюджетных учреждений в эти затраты включаются только 10% от общих затрат учреждения на потребление электрической энергии и 50% от затрат на потребление тепловой энергии , остальные затраты по данным видам расходов включаются в норматив финансирования оказания услуг, и, следовательно, получение соответствующих средств учреждением зависит уже от выполнения установленных объемов государственного задания . Бывают и другие ситуации. Например, в городе Барнауле решением местной администрации расходы на любые коммунальные услуги в полном объеме отнесены к затратам на содержание имущества.

Что касается той части субсидии, которая относится к финансированию процесса оказания услуг, то она включает в себя как прямые расходы учреждения на оказание той или иной услуги (например, расходы по оплате труда персонала, непосредственно занятого в оказании услуги), так и непрямые расходы (в частности, оплату труда административного персонала учреждения), а также, как было указано в вышеприведенном примере, может включать в себя и расходы по содержанию имущества .

Если в рамках государственного или муниципального задания бюджетное учреждение оказывает гражданам и (или) юридическим лицам услуги за плату , то, как правило, из размера субсидии на выполнение задания вычитаются средства, планируемые к поступлению от потребителей услуг .

Таким образом, руководителю конкретного бюджетного учреждения крайне важно знать, на основании какого нормативного правового акта своего учредителя происходит определение размера субсидии на выполнение государственного или муниципального задания, и понимать, по каким правилам производится данный расчет: какие расходы и в какой доле отнесены к гарантированной части субсидии (затраты на содержание имущества), какие - к переменной (затраты на оказание услуг). Это необходимо для того, чтобы иметь возможность влиять на определяемый учредителем размер субсидии , отстаивая интересы учреждения, поскольку нередки случаи, когда из-за дефицита бюджетных средств сами же правила и нарушаются учредителем , например в субсидию не включаются предусмотренные правилами виды расходов. Однако следует признать, что и без этого при финансовом планировании учредитель имеет немало возможностей снижать размер субсидии при сохранении объема показателей государственного или муниципального задания , в частности на законных основаниях установить меньший, чем ранее, норматив затрат на приобретение услуг связи, транспортных услуг и т. д. Тем более что зачастую в нормативных правовых актах прямо указывается, что объем нормативных затрат на оказание услуг не должен превышать объем бюджетных ассигнований , предусмотренных на соответствующие цели в том или ином бюджете на соответствующий финансовый год. Поэтому в данном случае единственным путем сохранения субсидии по крайней мере на прежнем уровне - убедить руководителю бюджетного учреждения своего учредителя в том, что снижение нормативов приведет к невыполнению задания, заметному снижению качества услуг или необходимости повышать размер платы за оказываемые в рамках задания услуги со стороны потребителей.

Также важно учитывать, что на уменьшение учредителем размера нормативов в рамках субсидии на выполнение государственного или муниципального задания может повлиять ситуация, когда бюджетное учреждение по тем или иным причинам не израсходовало полностью данную субсидию . В соответствии с федеральным законодательством не использованные в текущем финансовом году средства этой субсидии остаются у учреждения и используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых учреждение создано . Установленные федеральным законодательством цели создания бюджетного учреждения - это выполнение работ или оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в других сферах (ч. 1 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ ). Иными словами, неиспользованная субсидия на выполнение государственного или муниципального задания в текущем финансовом году должна быть потрачена бюджетным учреждением на выполнение задания в очередном финансовом году, а это, в свою очередь, может подвигнуть учредителя на снижение размеров нормативов (или отказ от их повышения) на очередной финансовый год. Следовательно, предполагая такое решение учредителя, руководитель бюджетного учреждения может быть заинтересован не заниматься экономией и полностью израсходовать средства рассматриваемой субсидии в текущем финансовом году .

Кроме того, следует отметить, что согласно федеральному законодательству уменьшение объема субсидии , предоставленной бюджетному учреждению на выполнение государственного или муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного или муниципального задания (ч. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ ). Но и здесь таится некая формальная неоднозначность, которой может воспользоваться учредитель. Речь в вышеуказанной формулировке идет об изменении задания, что формально может дать основание учредителю снизить размер субсидии при внесении любых изменений в задание (необязательно именно снижение объемных показателей). Таким изменением может быть внесение в задание каких-либо незначимых коррекций и, как это ни парадоксально, даже увеличение объема задания.

Бюджетная субсидия на цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания

Предоставление данных субсидий бюджетным учреждениям предусматривается федеральным законодательством. Но, в отличие от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания, такая субсидия не является обязательной: вопрос об ее предоставлении решается учредителем , а порядок определения объема и условия предоставления субсидий устанавливаются в отношении федеральных учреждений Правительством РФ, в отношении государственных учреждений субъекта РФ - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в отношении муниципальных учреждений - местной администрацией (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ ).

Главным содержательным элементом данных нормативных правовых актов является то, на какие именно цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания, бюджетные учреждения могут получать данные субсидии от учредителя. В нормотворческой практике учредителей цели могут быть разнообразными: эти субсидии могут предоставляться на приобретение основных средств (в том числе недвижимого имущества), проведение капитального ремонта и реконструкции, мероприятий по ресурсосбережению, реализацию различных мероприятий в рамках целевых программ, обучение и повышение квалификации сотрудников, исполнение судебных решений, ликвидацию последствий стихийных бедствий, погашение кредиторской задолженности, проведение юбилейных мероприятий, реализацию социально значимых грантовых проектов, осуществление мероприятий, связанных с началом деятельности или ликвидацией учреждения, и т. д. Таким образом, субсидии на иные цели являются механизмом предоставления бюджетных инвестиций (бюджетных средств, направляемых на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного или муниципального имущества), укрепления ресурсов учреждения (как материальных, так и нематериальных), обеспечения участия учреждения в мероприятиях, не предусмотренных ранее установленным государственным или муниципальным заданием, финансирования определенных форс-мажорных расходов, которые могут возникать у учреждения.

В связи с широтой понимания словосочетания «иные цели» (нередко в нормативных правовых актах такие цели вообще могут быть не конкретизированы) можно рассматривать данный механизм как возможность для учредителя финансировать любые расходы и потребности бюджетного учреждения, что по своей сути нивелирует декларируемую идеологию реформирования государственных и муниципальных учреждений в направлении обеспечения зависимости их бюджетного финансирования от объема и качества оказываемых ими услуг (выполняемых работ). Однако избежать этого, пожалуй, невозможно (а сами учреждения в этом, естественно, и не заинтересованы), так как собственником имущества бюджетных учреждений является государство или муниципалитет , и это «системное обстоятельство» в любом случае заставляет собственника использовать (или иметь в своем распоряжении) те или иные способы финансирования своих учреждений «от потребности». Обратим внимание, что в практике иногда имеют место даже крайние случаи, когда рассматриваемые субсидии предоставляются и на выполнение государственного или муниципального задания, например в Пензенской области бюджетное учреждению может получить финансирование на такую цель, как осуществление затрат разового характера, необходимых для исполнения государственного задания и не учтенных при его формировании на текущий финансовый год (?!), что в принципе противоречит федеральному законодательству.

В соответствии с региональной и муниципальной нормативно-правовой базой для определения объема таких субсидий на практике могут использоваться два способа . Первый заключается в том, что объем субсидии определяется учредителем исходя из планируемой стоимости необходимых товаров, работ или услуг с учетом пределов бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю согласно территориальному бюджету. При втором способе дополнительно используется заявка на субсидию , которую бюджетное учреждение подает учредителю и в которой указывает наименование расходов, их целевое направление (наименование мероприятия и т. д.), их сумму, а также приводит необходимые обоснования.

Руководителю бюджетного учреждения нужно тщательно изучить соответствующие нормативные правовые акты своего учредителя, чтобы понимать, на что конкретно ему могут быть предоставлены субсидии, как определяется их размер и какова процедура их получения.

Рассматриваемые субсидии носят целевой характер, поэтому предметом контроля выступает здесь целевое использование учреждением средств субсидии. Общераспространенной практикой является заключение соглашений между учредителем и бюджетным учреждением о предоставлении таких субсидий. В этих соглашениях устанавливается обязанность учреждения использовать субсидию исключительно по целевому назначению и право учредителя прекращать предоставление субсидии в случае нецелевого использования средств и принимать меры к взысканию у учреждения в бесспорном порядке средств, использованных не по целевому назначению. Также общераспространенной практикой является представление учреждением учредителю отчета об использовании средств субсидии по определенной форме.

Кроме того, следует обратить внимание, что не использованные в текущем финансовом году остатки данных субсидий, предоставленных учреждениям, подлежат перечислению в бюджет и могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя (ч. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ ). То есть если неизрасходованные субсидии на выполнение государственного или муниципального задания не могут быть изъяты у бюджетного учреждения учредителем, то аналогичные субсидии на иную цель учреждение может больше и не увидеть, поэтому, конечно же, оно должно быть заинтересовано в освоении данных средств в текущем году.

В следующем номере журнала будет опубликовано продолжение статьи, где речь пойдет о других источниках и механизмах финансирования бюджетных учреждений - получении доходов от оказания платных услуг и выполнении платных работ, сдаче в аренду имущества и т. д.

Части 3 и 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).

Часть 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Часть 7 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ и часть 1 ст. 78.1 БК РФ.

Пункт 13 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671.

Пункт 3.4 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями, утв. Постановлением администрации города Барнаула от 22.02.2011 № 454.

Например, см. п. 11 Порядка формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Тульской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утв. Постановлением администрации Тульской области от 22.12.2010 № 1196.

Часть 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закона № 83-ФЗ).

Статья 6 БК РФ.

Абзац 1 ч. 9 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Постановление Правительства Пензенской области от 06.05.2011 № 282-пП «О Порядке определения объема и условиях предоставления из бюджета Пензенской области субсидий государственным бюджетным и государственным автономным учреждениям Пензенской области на иные цели».

  • Вопрос 9: Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений, повышение его эффективности.
  • Вопрос 10: Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления
  • Вопрос 15. Финансовый рынок, его значение в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.
  • 21. Организация финансового контроля, его виды, формы и методы. Пути повышения действенности финансового контроля в Российской Федерации.
  • 22. Содержание и организация государственного финансового контроля. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля в Российской Федерации.
  • Вопрос 23. Направления повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами в рф
  • Вопрос 24. Понятие социального обеспечения, его финансовые механизмы.
  • Сущностные признаки
  • Вопрос 25. Пенсионное обеспечение, его уровни и финансовые механизмы
  • 26. Государственные и муниципальные заимствования, их содержание, значение, классификация.
  • Вопрос 27. Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом
  • Вопрос 28. Бюджетная система рф: структура, принципы и правовые основы построения и функционирования.
  • Вопрос 29. Содержание и формы организации межбюджетных отношений. Направления реформирования межбюджетных отношений в рф
  • Вопрос 30: Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: необходимость, методы, нормативно-правовое обеспечение.
  • 31. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, их назначение, формы и условия предоставления.
  • 34. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, их значение, особенности расчета и предоставления.
  • Вопрос 35. Межбюджетные трансферты местным бюджетам: содержание, значение, формы и условия предоставления.
  • 37. Обеспечение сбалансированности федерального бюджета
  • 39. Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
  • 43. Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, особенности их формирования и использования на федеральном и региональном уровнях.
  • 44. Управление бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: содержание, задачи, принципы, субъекты и их функции.
  • 45. Основы бюджетного планирования: содержание, задачи, принципы, правовая и информационная база, методы. Направления совершенствования бюджетного планирования в Российской Федерации.
  • 46. Необходимость, содержание и этапы бюджетного прогнозирования. Виды бюджетных прогнозов, их характеристика.
  • Вопрос 47: Методика планирования и краткосрочного прогнозирования поступления доходов бюджетов.
  • 48.Бюджетный процесс в рф: задачи, этапы, участники и их полномочия
  • 49 Финансовые органы, их функции и роль в бюджетном процессе
  • 50 Контрольно-счетные органы в Российской Федерации, их функции и роль в бюджетном процессе.
  • 51.Методологические и организационные основы составления проекта федерального бюджета
  • 56. Исполнение бюджетов по расходам, характеристика основных этапов.
  • 57. Направления реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.
  • 59. Экономические основы построения и уплаты налога на добавленную стоимость.
  • 60. Основы исчисления и уплаты акцизов. Проблемы индексации ставок акцизов.
  • 61. Налог на прибыль организаций: фискальное и экономическое значение, основы исчисления и уплаты, направления совершенствования.
  • 62. Платежи за пользование природными ресурсами: значение, состав, порядок исчисления и уплаты, разграничение между бюджетами бюджетной системы в Российской Федерации.
  • 63. Налог на доходы физических лиц, основы исчисления и уплаты, пути совершенствования.
  • 64. Налоги на имущество физических и юридических лиц, особенности их исчисления и уплаты, пути совершенствования.
  • 65.Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: понятие, классификации, формы, правовые основы. Повышение эффективности расходов бюджетов.
  • 66) Расходные обязательства, их виды. Разграничение расходных обязательств публично-правовых образований. Реестр расходных обязательств, его назначение, структура.
  • 67. Публичные нормативные обязательства, их виды. Расходы бюджетов на исполнение публичных нормативных обязательств: состав, формы, направления повышения эффективности.
  • 71.Сметное финансирование казенных учреждений: содержание, принципы, правовое обеспечение. Назначение, порядок составления и утверждения бюджетной сметы.
  • 72.Бюджетная классификация Российской Федерации: назначение, состав, направления совершенствования.
  • 73.Бюджетный учет, его содержание, задачи, правовое регулирование.
  • 74.План счетов бюджетного учета, порядок его применения субъектами бюджетного учета.
  • Вопрос 8: Финансовый механизм государственных (муниципальных) учреждений, направления его реформирования

    Формирование финансов в бюджетной организации происходит несколькими путями. Это средства за счет внебюджетных поступлений, целевые средства на содержание учреждения, средства родителей на содержание детских учреждений, средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, средства, поступающие во временное распоряжение учреждений, заемные средства бюджетных учреждений, средства, полученные бюджетными учреждениями от государственных внебюджетных фондов.

    Основными формами и методами финансового планирования являются:

      экстраполяция, состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики;

      нормативный, основывается на использовании финансовых норм и нормативов;

      математического моделирования, предполагает построение финансовых моделей, которые имитируют течение реальных экономических процессов;

      балансовый, используется для согласования направлений использования финансовых ресурсов и источников их формирования;

    Одними из недостатков механизма финансирования бюджетных учреждений является то, что учреждения часто находятся в режиме административного ограничения бюджета и инвестиционных средств. Существует жесткая система ограничения внутреннего бюджета и бюджета инвестиций. Отсюда колоссальное недофинансирование определенных направлений. Все еще сохраняется разрыв между объемом законодательно установленных государственных обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов. Неэффективность механизма финансирования значительной части бюджетных расходов.

    Вопрос 9: Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений, повышение его эффективности.

    Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется путем предоставления данным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение выполнениягосударственного (муниципального) заданияна оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (далее –государственное (муниципальное) задание).

    1) Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

    2) Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности

    3) Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

    Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

    4) Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

    5) Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

    6) Бюджетное учреждение осуществляет полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

    7) Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.