В помощь Управляющим: Все о капитальном ремонте многоквартирных домов. Есть ли в РФ закон о капитальном ремонте многоквартирных домов и когда вступил в силу? Положение о капремонте, об отмене; оплата

Когда вступил в силу закон о капитальном ремонте?

В 2012 году с целью повышения благоустроенности домов и подъездных помещений был принят закон о фонде капитального ремонта многоквартирных домов, 14 декабря он был одобрен нижней палатой парламента РФ, а 19 декабря законопроект поддержал Совет Федерации.

Мотивацией послужил широкомасштабный износ жилищного фонда страны.

По некоторым подсчётам около 30% домов срочно нуждаются в основательной реконструкции. При этом следует учитывать, что каждый год количество таких объектов только растет. Капитальный ремонт направлен на устранение серьезных дефектов в конструкции здания.

В конечном счете, это повысит долговечность постройки, а также улучшает условия пользования общим для всех жильцов пространством (например, подъездом).

Официальное наименование – Федеральный закон N271 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Данное постановление внесло множество изменений в Жилищный Кодекс, десятки статей Кодекса были переосмыслены и переделаны в соответствии с поставленными правительством целями.

Наиболее существенным изменениям были подвержены Статьи 12, 13, 20, 36, 44, 154, 155, 156, 158, а также Статьи с по 191 ЖК.

Жилищный кодекс
Статья 191. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта

  1. Финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 настоящего Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
  2. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта предоставляются независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта.

Помимо этого, настоятельно рекомендуется ознакомиться с Приказ освящает вопросы, связанные с минимальным взносом на капремонт.

В статьи 12,13,20 были внесены новые формулировки, некоторые понятия были изменены.

Статья 36 подверглась более существенным измнениям – она проясняет вопросы, связанные с общими денежными средствами, которые находятся на спец. счете. Статья 44 регулирует структуру фонда капремонта.

В 154 и 155 пункты документа внесли новые формулировки и определения, чтобы они лучше вписывались в новый закон.

Статья 156 регулирует минимальный взнос на капитальный ремонт. В 158 пункте документа – небольшие изменения в формулировках.

В разделе дается перечень услуг, описывается порядок работ, также дается определение региональной программы капремонта (в статье 168). 170-ый пункт документа освящает моменты, связанные с формированием фонда, а 172-ой – регулирует контроль за средствами.

В семнадцатой главе дается определение регионального оператора – пункты -188. Перечисляются требования к оператору, порядок аудита и прочие моменты. Последняя глава рассказывает о порядке принятия решения жильцами многоквартирного жилого дома.

ЖК РФ, Статья 188. Ответственность регионального оператора

  1. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
  2. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах, указанными в части 1 настоящей статьи.

Последняя версия ФЗ N271 была разработана и вступила в силу в июне 2015 года. По большей части изменения за последнее время касались финансовых механизмов, а также штрафов за нарушения порядка оплаты.

В текущем (2016 году) закон о плате за капитальный ремонт не подвергался серьезным изменениям. О новых законопроектах в данной сфере ничего не известно. Некоторые политики выступают с критикой ФЗ N271, но конкретной, конструктивной программы пока что предложено не было.

Оплата

С вступлением в силу документа Жилищного Кодекса обязала жильцов многоквартирных домов производить отчисления для проведения капитального ремонта.

При реализации законопроекта допускаются некоторые различия. Сроки, набор услуг по капремонту и прочие детали могут варьироваться в зависимости от конкретного региона.

Сумма отчислений также сильно различаются, например, в Москве она выше, чем в других субъектах РФ.

Определенная свобода предусмотрена также и в плане выбора способа накопления отчислений. Собственники вправе решать, какой из двух методов является наиболее предпочтительным. Принятие решения требует двух третей голосов. Первый вариант – средства поступают на отдельный банковский счёт. Второй способ – деньги будут приходить на счёт государственного оператора. Список операторов утверждают на региональном уровне.

Кредитные организации, на счетах которых могут храниться отчисления, устанавливаются Банком России ежеквартально. Требования к банкам регулирует Федеральный закон N271, его В частности к организации предъявляются высокие требования по объему капитала – он должен составлять 20 миллиардов рублей минимум.

Существует много негативных мнений и критики, касающейся положения о капитальном ремонте многоквартирного дома. Но как несложно убедиться, законопроект обладает большой гибкостью. Это позволяет подстраивать его под нужды и потребности регионов и даже отдельных домов.

Лицам пожилого возраста предусмотрены льготы. По закону об оплате за капитальный ремонт, собственники старше 80 лет освобождаются от уплаты взносов в полном размере. Лица, которым исполнилось 70 лет, обязаны платить лишь ½ установленной суммы. Льготами могут также воспользоваться такие группы населения как ветераны ВОВ, инвалиды.

На данный момент нет закона об отмене платы за капитальный ремонт. Поэтому, самовольно, без веских оснований жильцы не имеют права игнорировать закон о взносах на капитальный ремонт многоквартирных домов. Части 14 и 14.1 Статьи 155 Жилищного Кодекса устанавливают штрафы за просрочку (пени).

ЖК РФ, Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

14.1. Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Если просто игнорировать предписания в итоге придется платить еще больше.

Помимо этого, закон о сборах на капитальный ремонт многоквартирных домов, освобождает жильцов, уровень аварийности домов которых составляет 70% или более, а также домов подлежащих сносу.

Аналогичным образом дело обстоит, если территория дома будет в ближайшее время изъята под государственные или муниципальные нужды.

В таком случае, по указу президента (Медведева) об оплате капитального ремонта многоквартирных домов, жильцы также освобождены от данных выплат.

Заключение

Наиболее существенным изменениями были подвержены Статьи 12,13,20, 36, 44, 154, 158, а также Статьи с 166 по 191 ЖК. Немаловажным документом является Приказ Минстроя N41. Требования к кредитным организациям освящает ФЗ N271, 176 статья. 155 Статья Жилищного Кодекса (части 14 и 14.1) регулирует систему штрафов, которые могут быть начислены за просрочку платежей.

Проведение капитального ремонта – вопрос, касающийся каждой управляющей компании и любого из жильцов. В статье мы рассмотрим как общие принципы организации капремонта, так и отдельные неочевидные тонкости, которые помогут УК выстроить процесс более эффективно и с меньшими затратами.

Как организуется и проводится капитальный ремонт

Конструктивные элементы, инженерные системы и оборудование многоквартирных домов постепенно изнашиваются, поэтому требуют периодического вмешательства для восстановления нормального состояния. Из этих процедур складывается капремонт, который планируется в каждом МКД. Порядок его проведения с последними изменениями рассмотрим в данной статье.

Общие принципы капремонта МКД

К многоквартирным домам предъявляется перечень санитарных и технических требований. Если текущий ремонт не позволяет привести здание в соответствие с нормативными документами, то проводится капитальный ремонт. В ходе него восстанавливаются или заменяются основные элементы и конструкции МКД.

Порядок проведения капитального ремонта предполагает обязательное согласование мероприятий на общедомовом собрании. До недавнего времени жильцы утверждали все, что касалось:

  • перечня выполняемых работ;
  • сметы расходов;
  • сроков выполнения;
  • источников финансирования;
  • лиц, принимающих работы со стороны владельцев квартир.

Осенью 2017 года правила проведения капитального ремонта были существенно пересмотрены. В соответствии с ними, к примеру, ОСС больше не занимается утверждением сметы капремонта. Это касается даже тех случаев, когда формирование фонда капитального ремонта происходит на специальном счете.

Потребность в капитальном ремонте жилых объектов регламентирована законодательно. Его нужно проводить для зданий при следующем износе:

  • деревянные – от 65 процентов;
  • каменные – от 30 до 70 процентов.

Как проводится капитальный ремонт

Нужно помнить, что в понятии капитального ремонта существует разграничение на его полное и выборочное проведение. Выборочно он проводится только для части элементов МКД, нуждающихся в безотлагательном обновлении. Полный капитальный ремонт по нормативным документам необходимо проводить через 30 лет после того, как дом начал эксплуатироваться, выборочный – по истечении 20 лет. Для конструктивных элементов зданий конкретный срок службы определяется материалом изготовления. Например, фундаменты, стены и перекрытия могут прослужить от 30 до 80 лет, а внутренняя отделка – от 3 до 30 лет.

В процессе строительства у каждого дома появляется технический паспорт, в котором отображается, в том числе, и состояние его элементов. Необходимость проведения капремонта МКД определяется, в том числе, по информации из этого документа. Нужно ли ремонтировать дом, решает специальная комиссия, состоящая из специалистов разных ведомств. Они предварительно осматривают здания и выносят решение о потребности в проведении тех или иных мероприятий.

Жильцы тоже могут влиять на то, нужно ли проводить в многоквартирном доме работы по капремонту. У собственников есть право отказаться от определенных работ, если они посчитают, что дом может обойтись и без них. Однако в отношении лифтов, ответственных коммуникаций и важных элементов здания проводить работы придется и без согласия владельцев квартир.

Сбор средств на финансирование капремонта

Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов выполняется за счет средств, которые собираются с жильцов в виде обязательных ежемесячных взносов. Собственники квартир выбирают один из вариантов формирования фонда капремонта:

  • у регионального оператора (в общем котле);
  • на специальном счете, относящемся только к конкретному дому.

Главным преимуществом использования специального счета является свобода распоряжения собранными на нем средствами. В этом случае сами жильцы определяют, когда будут проводиться работы по капремонту в многоквартирном доме. Они не зависят от решений относительно очередности проведения работ, принимаемых на уровне региона. Минус собственного счета – необходимость тратить время и силы на его открытие и сопровождение. Во всех деталях работа со спецсчетом описана в экспертной статье в нашем журнале.

Если владельцы квартир не выбирают самостоятельного способа сбора средств на капремонт, то регулярно выплачиваемые ими средства по умолчанию отправляются региональному оператору. РО аккумулирует денежные средства и несет ответственность за капитальный ремонт общего имущества в МКД, но сам выполнением работ не занимается. Регоператор привлекает необходимых подрядчиков и следит за тем, чтобы они соблюдали сроки и требования относительно качества.

Многие считают, что отправленные РО денежные средства потеряны для УК и ТСЖ. Однако на деле это не так. Управляющие организации сами вполне могут стать подрядчиками, то есть теми, кто проводит капитальный ремонт. В таком случае они могут заработать на выполнении работ, даже если денежные средства на них собираются на счете регионального оператора. Как именно это сделать , описано в статье шеф-редактора журнала «Управление многоквартирным домом». Из материала вы узнаете:

  • что нужно сделать для участия в предварительном отборе;
  • как проводятся электронные аукционы;
  • по каким критериям выбирается победитель.

Если денежные средства собираются на спецсчете конкретного дома, то его владельцем считается управляющая организация, ТСЖ или кооператив. УК в таком случае более свободна в распоряжении собственными средствами, так как вопросы их выделения на ремонтные работы решают сами жильцы на ОСС. Однако это не значит, что денег управляющей компании хватает всегда и на все.

Нередко случается так, что Госжилинспекция выписывает предписание о необходимости ремонта, например, кровли, а накопленных денежных средств для этого недостаточно. Естественно, инспекторов не заботят вопросы о том, за счет чего УК будет финансировать ремонтные работы. ГЖИ важен результат, которым является исполненное предписание. При его отсутствии ответственную организацию ожидают штрафы и прочие санкции.

Если денежных средств недостаточно, то их можно одолжить. Этому вопросу посвящена , в которой рассматриваются следующие моменты:

  • по каким общим правилам финансируется капитальный ремонт ;
  • как осуществляется финансирование, если работы проводятся в досрочном порядке;
  • как оформляется банковский кредит на выполнение капитального ремонта ;
  • как собственникам выдаются займы.

Вопрос кредитования капитального ремонта встает все чаще, потому что не только контролирующие органы, но и сами жильцы зачастую хотят видеть результат немедленно. Отдельные УК и ТСЖ переходят к практике использования исключительно заемных средств. Они сначала выполняют необходимые ремонтные работы, и лишь потом начинают собирать на них денежные средства. Как именно организовать этот процесс, при котором регулярные взносы жильцов будут направляться на погашение кредита на уже сделанный ремонт, рассказывается в кейсе ТСЖ «Калининец» из Ростовской области.

Многие полагают, что сбор денежных средств на капремонт с жильцов и их накопление на счете это бесконечный процесс, проводящийся от введения МКД в эксплуатацию (с поправкой на новостройки) до сноса здания. На самом деле это работает немного иначе. В отдельных случаях сбор денег даже может быть приостановлен, но это справедливо только для домов, у которых аккумулирование средств происходит на специальном счете.

Для спецсчетов региональные власти определяют минимальный размер фонда КР, и при его достижении сбор можно временно приостановить. Здесь имеет значение также мнение собственников, которые вправе увеличить размер взносов для того, чтобы провести в доме какие-то дополнительные работы. Подробнее тема прекращения сборов на капремонт рассматривается в специальной статье. В том числе, в ней можно найти ответы на следующие вопросы:

  • 5 случаев, когда средства не собираются;
  • сколько необходимо накопить для приостановки сбора взносов;
  • на какое время приостанавливается сбор взносов;
  • можно ли прекратить собирать средства.

В порядке исключения нужно упомянуть о домах, которым государство обязано оказывать финансовую помощь в выполнении капитального ремонта. С конца 2017 года особый порядок предусматривается для МКД, которые нуждались в капремонте еще до того, как в них была приватизирована первая квартира. Таких домов в стране немного, но они есть, и их собственники могут рассчитывать на государственную помощь. Как именно организован этот процесс, и какой объем помощи можно получить, описано в статье журнала «Управление МКД» за август 2018 года.

Почему закон о капитальном ремонте многоквартирных домов по-прежнему вызывает бурю негатива со стороны населения? Попробуем разобраться. До определенного момента капитальный ремонт многоквартирных домов осуществлялся за государственный счет, так как долгое время считалось, что державе не накладно содержать общедомовую собственность. В 2012 году были внесены поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации и принят Федеральный Закон № 271, в результате вся ответственность за капитальный ремонт общей собственности легла на владельцев квартир.

Изменения в законодательстве

В чем суть поправок, которые внесли в Жилищный кодекс? До этого момента положение о капремонте многоквартирных домов не регламентировало правила оплаты владельцами общей собственности. На данный момент процедура утверждена законодательно, и ее нарушение может быть наказуемо. Таким образом, жильцов обязали сформировать денежный фонд, из которого средства будут поступать на восстановление здания.

Утвержденное постановление лишает возможности отказаться от отплаты начисленного тарифа. Единственное, что может сделать владелец квартиры - не накапливать долгов по новому виду коммунальных платежей, если он не попадает в льготную категорию, так как мерой пресечения безответственности могут стать арест и конфискация имущества.

Вопросы по формированию тарифной сетки оставили за региональными властями, поэтому платежи в разных регионах сильно отличаются друг от друга. Сумма начисляется в зависимости от площади квартиры: квадратуру умножают на установленную в регионе минимальную тарификацию и получают ежемесячную плату. Ее нужно вносить, чтобы сформировать ресурс для поддержания жилищного фонда в оптимальном для полноценной эксплуатации состоянии. При этом совладельцы общей собственности имеют право увеличивать взносы, отталкиваясь от минимума, установленного в регионе проживания.

Положительным моментом такой реформы стало появление более точных формулировок, которые касаются распределения денежных ресурсов, формирования тарифов, перечня мероприятий, попадающих в категорию капитального ремонта, ответственности за долги, основных обязанностей владельцев общей собственности. Возможно, в 2019 в закон об обязательном капитальном ремонте многоквартирных домов будут внесены незначительные изменения, и, скорее всего, они не коснуться формирования тарифной сетки и порядка, по которому осуществляются выплаты.

Основные обязанности жильцов многоэтажек

В ФЗ № 271 сформулированы обязательства и некоторые права собственников многоквартирного дома:

  • на владельцев частей общей собственности многоквартирных домов возложены обязательные денежные расходы по содержанию собственного и общего помещения, сумма подобных затрат формируется в зависимости от доли, которая находится во владении собственника;
  • увеличивать установленные тарифы собственники многоквартирного жилья могут, заключив договор, если совместно принимают решение о внеочередном мероприятии или необходимости других работ по капитальному ремонту;
  • к сведению будущих собственников квадратных метров: приобретая недвижимость, вы должны знать, что к новому владельцу переходят права и обязанности предыдущего, в том числе и невыплаченные долги по этой статье расходов;
  • для финансирования восстановления, модернизации или замены частей коммуникаций, собственники многоквартирного здания могут создать собственный счет или, заключив договор, платить специальному региональному оператору, в обязанности которого вменяется формирование регионального фонда денежных средств.
По собственному желанию или другим причинам более 85% населения страны добровольно вносят деньги на счета крупных компаний, так называемых региональных операторов. Формально, подобная организация может определять очередность и распределять средства, предназначенные на капитальный ремонт. В таком случае неизвестно, когда может дойти очередь до вашей общей собственности. Хотя региональные планы создаются на основе технического мониторинга состояния жилых строений.

Нужно учесть, что в планы автоматически не попадают здания, изношенные более чем на 70%, и частная собственность на гарантии застройщика. Фактически в выигрыше от подобного распределения оказывается старый жилой фонд, который невозможно восстановить силами и средствами жильцов, либо потребуется большое количество времени на накопление нужных ресурсов. Которые, с учетом темпов инфляции все более и более обесцениваются.

Проигрывают жители новостроек: за их счет происходит восстановление старых зданий, проводятся работы, в которых новостройки по объективным причинам не нуждаются и не будут нуждаться еще долгое время. Однако, согласно ФЗ о капитальном ремонте многоквартирных домов, платить должны все.

О санкциях за неуплату

Чем грозит неуплата, предусмотрено в ст. 155 закона, а именно:

  • плата в фонд капитального ремонта многоквартирного жилища вносится по такой же схеме, как прочие коммунальные платежи, в сроки, которые устанавливаются собранием собственников многоэтажки или другими уполномоченными органами;
  • произвести оплату можно любым способом: как перечислением на электронные счета организации (оператора или собственного счета МКД), так и оплатой в любых банковских отделениях, которые принимают подобные платежи;
  • отсрочка оплаты возможна, если на сайте компании, принимающей платежи от населения, сведения о текущем движении средств не были размещены в срок;
  • если гражданин не является собственником жилого помещения, он перечисляет квартплату и другие оговоренные платежи владельцу;
  • если владелец квартиры не проживает в ней, он обязан вносить оплату регулярно, как и коммунальные платежи;
  • после 30 дней просроченной оплаты по счетам начинает насчитываться пеня, сначала минимальная, затем ее ставка повышается (после 3 месяцев задолженности).

Так что вопрос о том, законно ли начисление пени, неактуален, так как ее размеры, процентная ставка и время, через которое она станет начисляться на накопленный долг, оговорены в ФЗ № 271. Кроме того, задолженность попадает под статьи закона, где указана возможность наложения ареста и конфискации имущества, принадлежащего должнику, за неуплату.

О льготах

Категории льготников, которые освобождаются от уплаты этого вида коммунальных платежей, совсем немногочисленны. Кто имеет право не платить? В первую очередь, от таких выплат освобождены жители аварийной недвижимости, которая не подлежит капитальному ремонту. Освобождаются от выплат граждане, проживающие на территории, которая в перспективе переходит в собственность государства или муниципалитета, либо те, кто является арендатором такой собственности, если договор найма не оговаривает этот пункт отдельно.

На основании закона № 169 о капремонте, 50%-ные льготы положены для пенсионеров, которым исполнилось больше 70 лет, а тем, кому больше 80 - и все 100%. Это все, что касается льгот, установленных и зафиксированных на федеральном уровне. Региональные власти формируют собственные списки льготников, в эту категорию попадают:

  • инвалиды и ветераны боевых действий и ВОВ;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и их семьи;
  • реабилитированные жертвы политических репрессий;
  • многодетные, малоимущие семьи;
  • инвалиды.

Перечень работ согласно закона


Некоторые пункты закона довольно четко регламентируют список работ, услуг и мероприятий, которые попадают под категорию «капитальный ремонт здания». До этого момента юристы в процессе судебных разбирательств часто сталкивались с размытыми понятиями о капитальном и текущем восстановлении дома.

Что представляет собой программа капитального ремонта и каков законодательно утвержденный перечень мероприятий? Градостроительный кодекс формулирует определение капитального ремонта таким образом: «ряд мероприятий, направленных на восстановление и замену основных частей и конструкций». Регламентирован такой перечень объектов ремонтных работ:

  • основные элементы крыши, кровли здания;
  • лифтовое хозяйство МКД;
  • основание (фундамент) и фасадная часть здания;
  • инженерные коммуникации дома;
  • подвалы и полуподвалы многоэтажек.

Градостроительный кодекс формулирует разные виды капитального ремонта жилищ. Комплексный - представляет собой модернизирование всей системы или полную ее замену. Частичное восстановление представляет собой выборочную замену элементов конструкций, частей или систем. Перечень выполняемых услуг и работ допустимо дополнять определенными пунктами, вопрос решается на уровне региональных властей. В зависимости от состояния жилища, которое определяется в результате технического осмотра, еще могут войти:

  • меры по улучшению энергоэффективности, с целью экономии энергоресурсов многоквартирного дома: установка контрольных узлов и счетчиков, замена печного отопления на любое другое, утепление наружных стен и фасада;
  • монтаж вентиляционного оборудования;
  • ряд других необходимых работ.

После внесения изменений в законодательство, финансировать любые другие услуги и работы, которые отсутствуют в утвержденном списке, владельцы дома могут. Для этого требуется заключить договор и увеличить количество денежных выплат в фонд восстановления здания. В некоторых случаях жильцы могут рассчитывать на помощь государства, на каких условиях между субъектами Федерации распределяются средства на восстановление жилых домов, прописано в ст. 17 закона.

О формировании фонда

Многие владельцы квартир стали задумываться о создании ТСЖ и собственных накоплений для капремонта. По сравнению с общими региональными операторами, которым поступают средства большей части населения, есть несколько преимуществ такой формы содержания дома:

  • схема использования средств более прозрачная, жильцам дома обеспечивают возможность самостоятельно ознакомиться с отчетностью в фонде за интересующий период, чтобы оценить, на что пошли средства;
  • все решения принимают на собрании владельцев общей собственности, а список услуг, необходимых работ, их приоритетность определяются насущными проблемами и значительно оперативнее, чем по заявкам в общий фонд;
  • ответственность за исполнение мероприятий и решений возлагают на конкретных лиц, с которых, заключив предварительный договор, можно потребовать отчет о проделанной работе, если выполненный объем не соответствуют ожиданиям.

Это самые очевидные положительные моменты, из минусов можно назвать медленное накопление средств в подобном фонде. Старую многоэтажку, с небольшим количеством квартир, «подлатать» за свой счет жильцам почти нереально - слишком большое количество работ и материалов требуют такие здания.

Как регулировать процесс

Для желающих сформировать ТСЖ, в законе о капремонте прописаны способы формирования фонда и варианты аудита документации:

  • отчетность об использовании средств на восстановление многоквартирного здания формируется с 1 января по 31 декабря текущего года. Основной итоговый отчет подготавливается не позднее апреля;
  • годовым отчетом по использованию накопленных ресурсов для капитального ремонта многоквартирных домов нужно считать перечень бумаг, в который входят отчеты о движении средств, перечисляемых и зачисляемых на лицевые счета, о пополнении, а также инвестировании временно не используемых средств, отчетность об аудиторских проверках. Достоверность данных подтверждается путем проведения аудита;
  • из конкретного фонда могут финансироваться услуги и работы, утвержденные в законе, после рассмотрения заявки на проведение этих работ;
  • вся информация о деятельности этой некоммерческой финансовой организации, отчетность за прошедший период, результаты аудиторских и других проверок размещаются на официальном сайте и должны быть общедоступными.

Там же совладельцы жилой собственности могут увидеть ежемесячное начисление тарифов, информацию о задолженности и пени. Аудиторская проверка финансовой деятельности организации осуществляется следующим образом:

  • это обязательная процедура, которая производиться ежегодно по результатам деятельности фонда;
  • советом выбирается и утверждается уполномоченная аудиторская компания, которая производит проверку;
  • внеочередной аудит может быть выполнен по инициативе совета в любое время.

Таким образом, функционирование подобной организации весьма четко регламентировано. На основании закона № 44 осуществляется участие в тендерах на проведение работ по капитальному ремонту жилых зданий. Юридические компании и лица, которые занимаются оказанием этого вида услуг, материалы, которые они поставляют, должны попадать под определенные требования и находиться в рамках определенной ценовой категории. Иначе финансирование совершается незаконно и может быть расценено как отмывание денег.

Со временем предметы изнашиваются и здания тому не исключение. Для поддержания многоквартирного здания в должном состоянии, периодически проводится капитальный ремонт. При назначении капремонта многоквартирного сооружения не редко нарушаются права жильцов, чтобы не допускать этого — следует знать закон о капитальном ремонте жилых зданий.

По установленным правилам в жилищной сфере, капитальный ремонт проводит государство или жильцы — этот вопрос интересует всех граждан. Чтобы не возникало подобных вопросов, государство 25 декабря 2012 года создает закон №271 о капитальном ремонте.

Жилищные вопросы в России регламентируются двумя законодательными актами:

  • Федеральным Законом №271.

ФЗ 271, как отдельный закон, не действует, он определяет поправки в Жилищном Кодексе.

По Жилищному Кодексу капитальный ремонт направлен на:

  • замену деталей конструкций, непригодных для эксплуатации — крыша, подвал, подсобные помещения, фасад, лифт, лестница и далее;
  • восстановление фундаментальной части здания жилого дома;
  • осуществление ремонтных работ коммуникационных систем — электроснабжение, водоснабжение и далее;
  • оснащение многоквартирного дома приборами учета потребляемых ресурсов.

Кто должен платить и сколько?

По законодательным критериям ФЗ №271, собственники жилья обязаны выплачивать обязательные взносы на капитальный ремонт многоквартирного дома (на его общую имущественную часть). Согласно положениям закона, взносы за капитальный ремонт взимаются с собственников по платежному документу. Платежный документ оплачивается ежемесячно, уплаченные средства перечисляются в специализированный фонд.

Государство несет расходы только в связи с переездом граждан в другой многоквартирный дом, при условии, что бывшее место проживания является непригодным для жилья.

Минимальный размер платежа за капремонт, по ФЗ 271, определяется нормативным актом субъекта России. Акт соответствует методическим рекомендациям, утвержденным правительством Российской Федерации. Согласно положениям закона, размер платежа за капитальный ремонт рассчитывается исходя из занимаемой площади в многоквартирном здании.

Расчет проводится в рублях за один кв. метр, умноженный на площадь квартиры. Например, в регионе плата за 1 кв. метр составляет 5 рублей, общая площадь квартиры 42 кв. метра. Значит, оплата за капитальный ремонт составит 5*42 =210 руб.

Собственники жилья обязаны проводить оплату на капремонт в установленный срок.

ФЗ 271 «О капитальном ремонте» для новостроек

Граждане, проживающие в недавно построенных многоквартирных домах, не обязаны платить взносы на капитальный ремонт, при условии — здание введено в эксплуатацию не более 5-ти лет назад. В России новостроем считается здание 3-5 лет после введения в эксплуатацию. Срок зависит от региона проживания.

Зачастую, управляющие компании предварительно начинают сбор средств на капитальный ремонт, даже если зданию еще нет 5-ти лет. По закону, такой вариант возможен, но только с согласия всех жильцов. Для получения согласия, работники управляющей компании должны организовать общее собрание, на котором собрать подписи. Если гражданин не давал свое согласие на осуществление ранних выплат на капитальный ремонт, но ему приходят квитанции об оплате — необходимо обратиться в администрацию города.

Помимо сбора на капитальный ремонт, жильцы старых и новых домов обязаны платить налог. Налог уплачивается вне зависимости от года, когда было построено здание. По закону, от уплаты налога освобождается некоторая категория граждан.

ФЗ 271 для жителей регионов

По введенному закону №271, жители многоквартирных домов платят различные взносы за капремонт в зависимости от региона. В больших городах федерального значения, жители обязаны выплачивать суммы несколько выше, чем другие населенные пункты областной или районной принадлежности. К городам федерального значения относятся Москва и Санкт-Петербург.

Регионы вправе самостоятельно устанавливать порядок оплаты и размер взноса за 1 кв. метр.

В случае несвоевременной уплаты обязательных взносов, законом о капитальном ремонте предусмотрены штрафные санкции.

Льготы

По Федеральному Закону №271 есть перечень лиц, которые полностью или частично освобождаются от уплаты за капремонт. Не платят взносы собственники жилья в многоквартирном доме:

Должны ли пенсионеры платить за капитальный ремонт многоквартирных домов? Закон о капитальном ремонте для пенсионеров и для некоторых категорий граждан России предусматривает льготы по оплате взносов. Льготы вправе получать:

  • участники ВОВ;
  • члены семьи погибших при исполнении военных обязанностей;
  • граждане, пострадавшие от радиации;
  • инвалиды 1-ой и 2-ой группы;
  • педагоги, работающие в сельской местности;
  • пенсионеры.

Граждане пенсионного возраста платят часть сбора, либо полностью освобождены от выплат. По закону о капремонте, владельцы квартир:

  • старше 80 лет — полностью освобождены от уплаты;
  • старше 70 лет — оплачивают половину сбора.

Вышеуказанные законодательные нормы действуют на всей территории России.

Скачать

Сотрудники Государственной Думы приняли законопроект о капитальном ремонте в декабре 2012 года. Принятый закон содержит поправки, изменения и дополнения к Жилищному Кодексу и как отдельный закон не действует.

Скачать Федеральный Закон №271 «О внесении изменений в Жилищный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты» можно по .

На сегодняшний день около трети многоквартирных домов нуждаются в капремонте. Порядок его финансирования регламентирует нормативный акт, вступивший в действие 25.12.2012. Рассмотрим далее основные его положения.

"О капитальном ремонте"

Когда вступил в силу указанный нормативный акт, финансирование мероприятий по устранению неисправностей в изношенных конструктивных элементах общего имущества осуществляется средствами собственников. Ранее эта обязанность возлагалась на фонд по реформированию ЖКХ. В настоящее время его деятельность переориентирована на переселение людей из аварийного и Величина оплаты варьируется в зависимости от региона.

Нормативные обязательства

Закон 271-ФЗ "О капитальном ремонте" (с изменениями) установил, что до 2014 г. органами местного самоуправления должны быть сформированы фонды и определены региональные операторы. В обязанность последних входит проведение надлежащих мероприятий в многоквартирных домах и своевременное предоставление отчетов в Интернете. Несмотря на то что вроде бы все ясно в формулировке, на практике возникает достаточно много вопросов. Большая часть из них связана с процессом сбора и расходования средств собственников.

Специфика положений

С какой целью был принят Закон 271-ФЗ "О капитальном ремонте"? Изменения, которые вносятся этим нормативным актом в ЖК, по своей сути, не являются чем-то новым. Дело в том, что в ГК прямо установлена обязанность собственников содержать жилые помещения за свой счет. "О капитальном ремонте", признавая оплату за выполнение работ в многоквартирном доме обязательной для владельцев помещений, устанавливает четкий механизм для проведения их в плановом режиме.

Актуальность вопроса

В конце 2011 г. в стране насчитывалось более 20 млн кв. м и около 80 млн кв. м - ветхого. Доля таких сооружений в общем объеме жилфонда 3 %. Примерно еще столько же зданий фактически находятся в аварийном состоянии, но официально ветхими не признаны. Это обуславливается отсутствием у местных властей средств на расселение граждан из таких сооружений. В сложившейся ситуации вполне логично был принят Закон 271-ФЗ "О капитальном ремонте". Полный текст нормативного акта содержит ряд положений, устанавливающих гарантии для населения.

Реестры

Вопрос целевого использования средств, собранных с собственников, Закон "О капитальном ремонте" (ФЗ 271) решает двумя способами. В соответствии с первым вариантом, до окончания 2013 г. региональные органы должны сформировать фонды и учредить госпредприятие - оператора. Он будет выполнять ремонтные работы на средства, собранные с населения. Деньги в фонд должны отчисляться по плану, в который включается каждое многоквартирное сооружение. Местные органы будут формировать соответствующие списки. Реестры должны находиться в публичном доступе, чтобы каждый гражданин мог отследить продвижение очереди. В каждом субъекте для собственников устанавливается конкретный размер суммы, которую необходимо вносить в фонд. При этом региональный и федеральный бюджеты будут его софинансировать. Этот вариант сбора денег, по своей сути, противоречит Конституции и ГК. В соответствии с нормативными положениями, владелец жилья несет бремя по содержанию собственного имущества, а не чужого. Закон "О капитальном ремонте" (ФЗ 271) фактически допускает использование средств, собранных с одного дома, на проведение работ в другом по утвержденному графику.

Открытие специального счета

Закон "О капитальном ремонте" (ФЗ 271) предусматривает и другой вариант сбора средств. В соответствии с нормами, ТСЖ может открыть специальный счет. На него собственники будут отчислять свои взносы. Из них, соответственно, будет формироваться фонд капремонта. Эти средства имеют целевое назначение. Это значит, что они могут списываться со счета исключительно для проведения ремонта. Если ТСЖ самовольно решит поднять размер взноса, собственники вправе обратиться в суд. Положительным моментом при использовании этого варианта будет то, что капремонт не привязывается к плану, составленному местной властью. Соответственно, провести необходимые мероприятия можно раньше, чем это предусматривается по графикам. Кроме этого, собственники помещений самостоятельно определяют величину взноса. Закон "О капитальном ремонте" (ФЗ 271), однако, делает оговорку о том, что его размер не должен быть меньше минимального, установленного региональным нормативным актом. Собственники также самостоятельно выбирают исполнителя работ. Им может выступать как сама управляющая компания, так и иная организация. Банк осуществляет перевод средств подрядчику только после предоставления владельцем счета Этот документ, в свою очередь, должен быть подписан представителями владельцев жилплощадей, а также органов местной власти.

Владелец счета

В качестве него, по ст. 175 ЖК, может выступать ТСЖ, которое осуществляет управление многоквартирным домом и сформировано собственниками в одном либо нескольких МКД. При этом число квартир в последних в сумме должно быть не больше 30, если сооружения располагаются на участках, имеющих общую границу, инженерные коммуникации и прочие компоненты инфраструктуры, предназначенные для общего использования. Если полномочия управляющей компании выходят за установленные рамки, то счет должен открываться у регионального оператора либо ТСЖ должно разделиться на несколько отдельных.

Важный момент

Если до 2014 г. собственники не смогли определиться с вариантом сбора средств, то они автоматических будут включены в региональный фонд. Взносы являются обязательными платежами. В случае просрочки будет назначаться пени 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ. Если на собрании жильцы примут решение об отказе во внесении взносов, оно будет признано незаконным. Средства с собственников могут взыскиваться и в судебном порядке.

Дополнительные сведения

Закон 271-ФЗ "О капитальном ремонте" устанавливает, что решение о выполнении необходимых мероприятий принимается собственниками на собрании. Владельцы могут провести его в любое время по инициативе лица, управляющего домом или предоставляющего услуги по его содержанию, регионального оператора или одного из жильцов. Если вдруг окажется, что средств на выполнение капремонта недостаточно, можно взять в банке кредит под поручительство фонда, затем перейти в него и отчислять ему взносы, пока не будет выплачена израсходованная сумма. Следует отметить еще один момент. ТСЖ, перечислявшее взносы в региональный фонд, вправе выйти из него, открыв специальный счет. Если ремонт еще не выполнен, то деньги будут перечислены на него. Если же он был произведен, но средств было недостаточно, и региональный фонд доплачивал за работы, ТСЖ сначала погашает задолженность, а затем открывает счет.

Закон 271-ФЗ "О капитальном ремонте": льготники

Нормами определяются категории лиц, которые освобождаются от обязанности отчислять взносы. По общему правилу, Закон 271-ФЗ "О капитальном ремонте" льготы для собственников не предусматривает. Однако они могут устанавливаться региональными нормативными актами в отношении малоимущих, инвалидов, людей преклонного возраста и ряда других нуждающихся лиц. Полное освобождение от обязанности уплачивать взносы предусматривается для нанимателей муниципального жилья. В данном случае в качестве собственника выступает МО. Соответственно, по закону, именно муниципалитет должен обеспечивать своевременное проведение капремонта.

Ипотечное кредитование

Не все граждане имеют возможность купить квартиру на свои деньги. Многие сегодня обращаются в банки за ипотекой. При этом на такое жилье не выдается необремененное св-во о праве на собственность до полного погашения задолженности. Соответственно, возникает вопрос о том, кто должен осуществлять взносы на капремонт. Судебная практика не дает однозначного на него ответа. Некоторые инстанции считают, что взимание платы является незаконным, другие принимают противоположную позицию. По мнению ряда экспертов, вполне логичен второй вариант, при котором отчисление взносов - обязанность владельцев. В данном случае фактически граждане, имеющие кредит, пользуются квартирой - банк держит ее только в залоге и эксплуатацию не осуществляет. Бремя по содержанию жилплощади, таким образом, возлагается на приобретателя. Однако данная позиция не закрепляется законодательно.

Признание дома аварийным и изъятие

Согласно положениям ЖК, взносы на капремонт не выплачиваются собственниками квартир в сооружении, подлежащем сносу. В такой ситуации региональный оператор направляет средства из фонда на выполнение соответствующих мероприятий с домом. Граждане также освобождаются от обязанности вносить плату за капремонт при принятии нормативного акта об изъятии участка, на котором находится сооружение, для муниципальных/государственных нужд, каждого помещения, кроме тех, которые принадлежат на праве собственности региону, муниципалитету или РФ. В этом случае региональный фонд должен вернуть владельцам квартир отчисленные ими средства. Кроме этого, граждане могут воспользоваться правом на получение выкупной стоимости изымаемого жилья.

Заключение

Необходимо отметить, что собственники квартир в новостройках также обязаны осуществлять отчисления в счет капремонта. Это обуславливается тем, что со временем все конструктивные элементы, в том числе инженерно-коммуникационные сети приходят в негодность и требуют замены. Собственникам квартир в новостройках выгоднее создавать фонд средств на капремонт на специальном счете. На взносы, кроме прочего, могут зачисляться проценты за пользование деньгами. До принятия рассмотренного Федерального Закона в стране не был предусмотрен четкий порядок реализации обязанности собственников по содержанию общего имущества в жилом многоквартирном сооружении. Установленные в нормативном акте правила позволяют владельцам самостоятельно решать, кода выполнять работы и в каком объеме, а также выбирать их исполнителя. Таким образом, состояние зависит сегодня от собственников.