Матренин двор кратчайшее содержание. Солженицын «Матренин двор» – полный текст



Лето, 1956 год. В 184 км от Москвы, по направлению Муром-Казань, сходит пассажир. Он и является рассказчиком. Его жизненный путь схож с судьбой самого Солженицына (участвовал в войне, отсидел в лагере). Его мечта – преподавать где-нибудь в глубине России, как можно дальше от города. Жизнь в деревне Высокое Поле у рассказчика не удалась, поскольку там не пекли хлеба и не продавали ничего съестного.

Он приезжает на станцию с неприятным названием Торфопродукт. Позже выясняется, что в округе есть еще и деревни с другими названиями: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово.

Рассказчик мирится с обстоятельствами, ему предстоит увидеть «кондовую Россию. Он останавливается в деревне Тальново. Хозяйку двора, где живет рассказчик, зовут Матрена Васильевна Григорьева или просто Матрена.

О своей жизни Матрена рассказала не сразу, думая, что это не столь занимательная информация для такого «культурного» человека, как постоялец. Его поражает история Матрены. Он находит её судьбу особенной, чего не замечают соседи и родственники Матрены.

Муж оказывается пропавшим без вести на начальном этапе войны. Он любил Матрену, не смел бить ее, как другие мужья своих жен. Матрена же не любила его. Её должны были выдать за старшего брата мужа – Фаддея. Но тот пропал во время первой мировой войны. Матрене пришлось выйти замуж за младшего брата – Ефима.

Неожиданно для всех появляется Фаддей, который долгое время находился в венгерском плену. Он говорит, что не убил Матрену с мужем только по той причине, что Ефим – его брат. Фаддей до такой степени любил Матрену, что в жены он взял девушку с таким же именем. Она же родила ему шестеро детей, в то время как у Матрены умирали все дети от Ефима. Вся деревня пришла к выводу: Матрена – «порченая». Она и сама внушила себе это. Она решила взять под свою опеку дочь «второй Матрены», Киру. Занималась ее воспитанием на протяжении десяти лет, до того момента, пока Кира не вышла замуж. С мужем уехала она в поселок Черусти.

Матрене всю жизнь было не до себя. Ей приходилось постоянно работать на кого-то: на колхоз, на односельчан, делая при этом то что обычно по рукам только мужчине и при этом, она никогда не требовала платы. Она была в состоянии остановить коня на скаку, чего не смогли бы мужчины.

Образ Матрены является собирательным: с его помощью мы замечаем, что именно на таких женщинах, отдающих себя без остатка, и держится русская земля. Но это открытие совсем не радует его. Неужели Россия держится только на самоотверженности ее старух? Что будет с ней дальше?

Конец рассказа нелеп и трагичен. Помогая Фаддею перетаскивать через железнодорожные пути на санях часть избы, завещанной Кире, Матрена погибает. Фаддей, не дождавшись смерти Матрены, забирает наследство при ее жизни. Получается, что ее гибель спровоцирована.

На похоронах Матрены родственники плачут «из приличия», думая только о скорейшем разделе ее имущества. Фадей даже не появляется за поминальным столом.

Пересказ подготовила для Вас Irina-affa .

Обновлено: 2011-08-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Краткое содержание Матрёнин двор

Действие рассказа происходит в 1956 году. Автор-рассказчик Игнатич возвращался из Казахстана в Россию, не зная пока где остановиться и что будет делать. Хоть его возвращение с фронта задержалось «годиков на десять», он был рад оказаться в средней полосе, где не было изнуряющей жары и можно было затеряться в лиственных лесах. Игнатич сошел на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы, по ветке, что ведет из Мурома в Казань. За год до этого его бы и электриком не взяли, а он мечтал «учительствовать».

Когда он обратился во Владимирский ОблОНО с просьбой отправить его в какую-нибудь глубинку учителем математики, чиновники очень удивились, но, «перещупав» каждую букву в его документах, дали направление в Высокое Поле. От предложения герой отказался, так как в этом местечке с прекрасным названием нечем было питаться. Тогда ему предложили ехать в поселок Торфопродукт – место неказистое, унылое, застроенное барачными домиками. Но выбирать особо не из чего было, он и согласился. Переночевав на станции, он узнал, что неподалеку есть более уютная и тихая деревня под названием Тальново, а за ней Часлицы, Спудни, Овинцы и т.д. Одна добрая женщина с рынка обещала его туда отвести и помочь подыскать жилье.

Хоть он и был квартирантом выгодным, ведь за учителей давали не только квартплату, но и машину торфа на зиму, а найти жилье было непросто. Долго он искал, где остановиться в Тальново и, наконец, нашел неприглядный приют на окраине в избе старушки по имени Матрёна . Дом был большой, добротный, построенный на большую семью, но обветшалый и неухоженный, а сама хозяйка болела. Она все лежала на печи и жаловалась на «черный недуг». В избе, кроме Матрёны Васильевны, была еще кошка, мыши, да тараканы. Еду, хозяйка варила однообразную. Каждый день был картофельный суп или каша ячневая.­

Разговорившись, Игнатич узнал, что Матрёна была сильно обижена на новые пенсионные реформы. Она двадцать пять лет проработала на колхозе бесплатно, выполняя непосильно тяжкий труд, а пенсию не заслужила. И пенсию мужа не удавалось выхлопотать, то есть пособие за утерю кормильца, так как недостаточно было справок. Мужа уже пятнадцать лет как не было, с начала войны, поэтому нелегко было достать документы о его прошлом стаже. Все-таки к зиме жизнь Матрёны хоть как-то наладилась: стали пенсию платить восемьдесят рублей, плюс школа платила сто рублей за постояльца. Эти деньги она зашивала в подкладку пальто и копила на похороны. Соседки стали завидовать ее прибыли и даже три сестры объявились.

Судьба Матрёны была непростой. Муж пропал без вести на войне. Он был человек хороший, никогда не бил ее, как другие деревенские мужья своих жен, хорошо относился к ней и любил. Но любила ли Матрёна его? Она рассказала постояльцу, что в молодости должна была выйти замуж за брата мужа – Фаддея , но тот ушел на войну и пропал. Она его прождала три года. Не было ни единой весточки. Тогда выдали ее за брата Фаддея, Ефима, а тот взял да и вернулся несколько месяцев спустя и чуть не зарубил брата с невестой. Остановило его только то, что Ефим – брат родной. Он так любил Матрёну, что новую невесту с таким же именем подыскал. Так и появилась у них «вторая Матрена.

Она родила Фаддею шестерых детей. А у Матрены Васильевны детей не было. Она тоже мужу шестерых родила, но ни один не выжил. Говорили, что «порча» на ней. Фаддей жену часто бил, она приходила жаловаться Матрене. Шли годы, Ефим ушел на фронт и пропал без вести. Матрёна выпросила у «второй Матрёны» младшую дочь Киру на воспитание и растила ее десять лет как родную, выдала замуж за машиниста в Черусти. В наследство девушке она планировала оставить отдельный сруб горницы. Теперь вот жила себе одна, страдая от недугов и ожидая скорую смерть. Наблюдая за Матреной, Игнатич отмечал, что ее день заполнен множеством дел. Когда бы ее ни позвали на колхозные работы, она не отнекивалась. Ничего за это не получала, но всем помогала. Соседи тоже часто просили ее помочь, то подкопать картошку, то вспахать огород. Она бросала все свои дела и шла помогать очередным просителям.

Однажды Игнатич застал в избе Фаддея Мироновича, высокого черного старика, обросшего бородой. Он приходил просить за своего нерадивого сына, ученика восьмого класса. Вскоре он зачастил к Матрёне. Оказалось, что Кире с мужем в Черустях земельный участок выдали, и он требовал у Матрены обещанный сруб, то есть часть ее избы. Нелегко было ей решиться ломать крышу, под которой прожила долгие годы. Сестры ругали ее, не давали ломать избу, переживая за наследство. Но в один февральский день Фаддей пришел со своими сыновьями и «застучали пять топоров». За две недели избу разобрали, затем погрузили на сани и стали спорить, как лучше везти, сразу одним трактором или поочередно. Желая сэкономить, решили везти сразу. Матрена лично помогала грузить бревна, а потом пошла допоздна провожать трактор и не вернулась.

В час ночи объявились люди в штатском и интересовались у учителя, не было ли никакой попойки. Тогда он понял, что с перевозчиками избы что-то случилось. Все стало понятно из слов Маши, подруги Матрены. Как оказалось, трактор, переезжая через железную дорогу, застрял на переезде, потому что порвался трос. Матрена с трактористом и одним из сыновей Фаддея зачем-то пошла помогать. Там на них наехал поезд и все трое умерли. Сани разлетелись на щепки, трактор был изувечен, а паровозы сошли с рельс. Такая нелепая и трагическая смерть настигла Матрену, женщину, на доброте которой держалось все село. Родственники, хороня Матрену, плакали не от горя, а скорее по надобности. Все думали лишь о разделе ее имущества, а Фаддей даже не пришел на поминки.

Даже краткое содержание рассказа «Матренин двор», написанного А.Солженицыным в 1963 году, способно дать читателю представление о патриархальной жизни русской деревенской глубинки.

Краткое содержание «Матренин двор» (введение)

По пути из Москвы, на 184 километре по Муромской и Казанской ветке даже через полгода после описанных событий поезда поневоле замедляли ход. По причине, известной только рассказчику и машинистам.

Краткое содержание «Матренин двор» (ч.1)

Рассказчик, вернувшись из Азии в 1956 году, после долгого отсутствия (воевал, но не сразу вернулся с войны, получил 10 лет лагерей), устроился работать в поселковую школу российской глубинки учителем математики. Не желая жить в поселковом бараке "Торфопродукта", он искал угол в сельском доме. В деревне Тальново квартиранта привели к Матрене Васильевне Григорьевой, одинокой женщине лет шестидесяти.

Изба Матрены была старая и добротная, построенная для большой семьи. Просторное помещение было темноватым, у окна в горшках и кадках безмолвно "толпились" фикусы - любимцы хозяйки. В доме еще жили колченогая кошка, мыши, а в крошечной кухоньке - тараканы.

Матрена Васильевна хворала, но инвалидности не давали, а пенсии не получала она, не имея отношения к рабочему классу. В колхозе работала за трудодни, то есть денег не было.

Питалась сама Матрена и кормила Игнатича - учителя-постояльца - скудно: мелким картофелем и кашей из самой дешевой крупы. Топливо селяне вынуждены были воровать у треста, за что их могли посадить. Хоть в округе и добывали торф, но местным жителям продавать не полагалось.

Нелегкая жизнь Матрены состояла из разных дел: сбор торфа и сухих пеньков, а также брусники на болотах, беготня по конторам за справками для пенсии, добыча тайком сена для козы, а также родственники и соседки. Но в эту зиму жизнь немного наладилась - отпустила болезнь, и стали платить ей за квартиранта и крошечную пенсию. Она была счастлива, что смогла заказать новые валенки, перешить в пальто старую железнодорожную шинель и купить новую телогрейку.

Краткое содержание «Матренин двор» (ч.2)

Однажды учитель застал в избе черного бородатого старика - Фаддея Григорьева, что пришел просить за сына-двоечника. Оказалось, что за Фаддея Матрена должна была выйти замуж, но его забрали на войну, и три года от него не было вестей. К ней посватался Ефим, его младший брат (после смерти матери рук в семье не хватало), и она пошла за него замуж в избу, построенную их отцом, где и жила по сей день.

Фаддей, вернувшись из плена, не изрубил их только потому, что пожалел брата. Он женился, выбрав тоже Матрену, срубил новую избу, где и теперь жил с женой и шестью детьми. Та, другая Матрена, часто после побоев прибегала жаловаться на жадность и жестокость мужа.

У Матрены Васильевны своих детей не было, шестерых новорожденных до войны схоронила. Ефима забрали на войну, и он пропал без вести.

Тогда попросила Матрена у своей тезки ребеночка на воспитание. Воспитала, как родную, девочку Киру, которую удачно выдала замуж - за молодого машиниста в соседнюю деревню, откуда иногда ей присылали помощь. Часто болея, женщина решила часть избы завещать Кире, хотя на нее рассчитывали три Матренины сестры.

Кира попросила свое наследство, чтобы со временем построить дом. Старик Фаддей потребовал отдать избу при жизни Матрены, хотя ей до смерти было жаль ломать дом, в котором прожила сорок лет.

Он собрал родственников, чтобы разобрать горницу, а потом еще раз собрать, избу он еще парнем на пару с отцом строил для себя и первой Матрены. Пока стучали топоры мужчин, женщины готовили самогон и закуску.

При перевозке избы на застряли сани с досками. Под колесами паровоза погибли три человека, в том числе и Матрена.

Краткое содержание «Матренин двор» (ч.3)

На деревенских похоронах отпевание было больше похоже на сведение счетов. Сестры Матрены, причитая над гробом, излагали свои мысли - отстаивали права на ее наследство, а родственницы покойного мужа не соглашались. Ненасытный Фаддей правдами-неправдами затащил-таки бревна подаренной горницы к себе во двор: терять добро было неприлично и стыдно.

Слушая отзывы односельчан о Матрене, учитель понял, что она не вписывалась в обычные рамки крестьянских представлений о счастье: не держала поросенка, не стремилась обзавестись добром и нарядами, скрывающими под своим блеском все пороки и уродство души. Горе от потери детей и мужа не сделало ее злой и бессердечной: она по-прежнему помогала всем бесплатно и радовалась всему хорошему, что встречалось ей в жизни. А нажила-то всего фикусы, колченогую кошку и грязно-белую козу. Все, кто жили рядом, не понимали, что она-то и есть истинная праведница, без которой не стоять ни деревне, ни городу, ни земле нашей.

В своем рассказе Солженицын ("Матренин двор") краткое содержание не включает этот эпизод, пишет, что Матрена верила неистово, скорее была язычницей. Но оказалось, что в жизни своей она ни на йоту не отступала от правил христианской морали и нравственности.

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Игнатьевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрены» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрены» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Хороший пересказ? Расскажи друзьям в соц.сети, пусть тоже подготовятся к уроку!

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Игнатьевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрены» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрены» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.