Трехэтажная коррупция в жкх. Коррупционные отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В статье упоминается очередное «мудрое» решение Государственной Думы (состоящей преимущественно из спортсменов, людей искусства и прочих дилетантов) по поводу работы управляющих компаний.

В статье говорится: «В октябре Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий ответственность управляющих организаций за нарушения правил обслуживания многоквартирных домов. Коррупцию в жилищно-коммунальном хозяйстве в ближайшие годы победить не удастся, уверены эксперты: и частные, и государственные управляющие компании слишком тесно связаны с муниципальными властями, из-за чего их фактически невозможно контролировать. Их обязанности могли бы взять на себя товарищества собственников жилья, но коррупции подвержены и они. А рассчитываться напрямую с ресурсоснабжающими организациями (РСО) неудобно ни гражданам, ни самим РСО»

Тут что не фраза, то перл.

Почему рассчитываться напрямую с ресурсоснабжающими организациями гражданам не удобно? А как же тогда граждане умудряются напрямую оплачивать счета за электроэнергию и телефон? Единой платежкой платят за все ресурсы меньшинство граждан. В советское время, например, за газ, электричество и телефон платили отдельно. И никто не страдал. Неудобство тут минимальное: подписать не одну, а несколько платежек. К тому же все большее число граждан переходят на оплату через терминалы, а не банки. Точно также нет никаких проблем по оплате отдельно водоснабжения и водоотвода. Будет 4-5 платежек. Ничего страшного. Зато задолженность будет адресной. Не дом в целом будет должником, а конкретные квартиры, с которыми пусть ресурсники и разбираются напрямую. Им этим заниматься не хочется? А кого это в конце-концов волнует. Почему ресурсникам не хочется заниматься непосредственно с теми, кто им не платит, а вот управляющие компании должны заниматься с неплательщиками за поставку ресурсов, хотя эти деньги не принадлежат УК.


Второй вопрос, злоупотребления. Все думают и гадают, как сделать так, чтобы нечистые на руку руководители УК не задерживали деньги ресурсников, которые поступают на их счета. Какими же надо быть альтернативно одаренными, чтобы разводить руки и говорить, что другого способа, кроме ужесточения уголовного наказания, не существует. Такое ощущение, что в Госдуме сидит дурак на дураке и дураком погоняет. Почему некоторые руководители некоторых УК (как упомянутый в статье Мурад Гечебаев) мухлюют с деньгами, которые принадлежат ресурсникам? Да потому, что жильцы переводят деньги не на счета ресурсников, а на счета управляющих компаний. Ну так сделайте так, чтобы жильцы переводили деньги напрямую на счета ресурсных организаций. И вопрос снят. После этого ни одна управляющая компания не станет задерживать перевод денег ресурсникам и мухлевать ими, потому что эти деньги на ее счета поступать не будут. Управляющая компания будет получать только плату за жилье.

Журналист пишет: «За девять с половиной месяцев этого года прокуроры по всей России выявили 116 тыс. преступлений в сфере ЖКХ - такие данные опубликованы на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. В коррупционных преступлениях обвиняются 23 тыс. чиновников и бизнесменов, укравших в общей сложности 33 млрд. рублей.». 33 миллиарда! А весь вопрос решается элементарно: раздельными платежками. Но додуматься до этого нашим депутатам не судьба. А может просто не хотят лишать местных чиновников такого жирного куска дохода?

Или вот еще перл: «По данным полицейских сводок, чистоплотностью не отличаются главы не только частных, но и государственных управляющих организаций». Это вообще уже курам на смех. Журналистка хотя бы поглубже вникла в проблему, прежде чем писать свою статью. Как раз разные нарушения характерны в первую очередь для всех этих ГУП ДЕЗ. А если их мало ловят, то только потому, что они имеют поддержку в управе или префектуре. Да и т.н. частные управляющие компании в сфере ЖКХ (кроме коммерческой недвижимости), это чаще всего тем же самые бывшие ГУП ДЕЗ, только акционированные, сменившие вывеску и теперь считающиеся вроде частными, но на самом деле продолжающие сохранять прямые связи с чиновниками из управ. Эта схема между прочим чиновникам даже выгоднее. Потому что частную управляющую компанию очень просто признать банкротом, создать новую, а на долги старой «забить». Одна их схем воровства, кстати. Про что журналистка похоже даже не слышала.

Далее приводятся слова зампреда Всероссийского совета местного самоуправления Светланы Разворотневой: «Решением проблемы недобросовестных УК могли бы стать прямые договоры на поставку и отвод воды, электричества и тепла с ресурсоснабжающими организациями». Не знаю как в самоуправлении, но в ЖКХ эта Светлана Разворотнева не понимает вообще ничего. Она предлагает, чтобы с ресурсниками начали общаться напрямую ТСЖ, то есть группа дилетантов, которые не знают кучу всевозможных нюансов и пока их узнают, могут заключить такой кабальный договор, что жильцы в осадок выпадут. Журналисты почему-то говоря про ЖКХ видят только нарушения управляющих компаний и чиновников, а ресурсники по их мнению видимо это такие честные порядочные организации, которые никого не обманывают а только предоставляют ресурсы и страдают от неплатежей. Три ха-ха. Приведу конкретный пример.

Знает ли Светлана Разворотнева, где заканчивается зона ответственности обслуживающей организации при получении ресурсов для МКД? Думаю не знает. И большинство собственников квартир, создающих ТСЖ этого не знают. А зона ответственности заканчивается (ну или начинается) от «первого колодца». Ближайший к дому колодец это граница, с которой начинается зона ответственности обслуживающей организации (ДЕЗ, УК, ТСЖ, общество любителей домино и т.д.), получающей воду для дома. Что это значит? Это значит, что до этого первого колодца воду поставляют ресурсники и все что случится с трубами до этого колодца исправляет ресурсная организация (аварии, плановая замена и т.п.). Но после первого колодца ответственность уже несет обслуживающая организация. В чем тут засада?

Если подписывающие договор люди этого не знают, то ресурсники могут так составить договор, что их зона ответственности закончится не у первого от дома, а хоть от сто первого колодца. И я не очень сгущаю краски. Мне известен случай, когда ничего не понимающий в этом деле ТСЖ подписал договор так, что стал нести ответственность чуть ли не от десятого колодца. Сколько этому ему стоило дополнительно можно посчитать. А это только одна из множества деталей, которую надо знать при заключении договора с ресуропоставляющей организацией.

Вот и хочется спросить: откуда берутся эти журналисты, которые не умеют или не хотят понять проблему ЖКХ до конца. Ну и полностью убивает финал статью, когда журналистка приводит мнение о ЖКХ кого бы вы думали? Перечислю:

Амаяк АКОПЯН, артист эстрады, фокусник-иллюзионист:,
Полина ДАШКОВА, писательница,
Эдгар ЗАПАШНЫЙ, дрессировщик,
Ярослав ЕВДОКИМОВ, певец
Василий ГОЛОВАЧЕВ, писатель-фантаст

Как говорится, слов нет. Я обращаюсь ко всем журналистам, которые хотят писать о ЖКХ: консультируйтесь со специалистами, учитывайте их мнение. Я готов ответить на вопросу по управлению домами, представители управляющей компании МАТОРИН-УН, в которой я работаю, тоже всегда ответят на любой вопрос. Есть и другие профессионалы, которые помогут разобраться в такой не простой вещи, как ЖКХ. Иначе ваши статьи получают однобокими и вместо того, чтобы прояснить проблему, только запутывают ее еще больше.

Валентина
08.09.2017 в 22:00

Уважаемая Галина Петровна! К Вам обращаются жители пос. Новофедорвское д.Яковлевское-Троицкий округ,а также работники ЖКХ поселения.Наше обращение вызвано критической ситуацией,нарушением законодательства РФ, пришедшие в поселение управляющие компании.Учитывая общественно-политическую и экономическую обстановку в стране,управляющие компании своими действиями дистабилизируют настроение населения нашего поселения,подрывают авторитет государственных органов управления.В отношение жителей поселения,коллектива работников ЖКХ ООО"УК"Потребкооперация",ООО"Деловой мир",ООО"Строй-Люкс"-совершают общественно опасные преступления. А,выраженные нарушения Конституционного права на вознаграждение за труд,подрывают Конституционные гарантии социального обеспечения граждан(ст.37,ст.39 Конституции РФ).Поводом для обращения послужили нарушения законов РФ управляющей компанией ООО"УК"Потребкооперации".Компания находится в процессе банкротства(срок -19.10.2017г),а наш коллектив остался без зарплаты за март 2017г,без компенсации за неиспользованые отпуска за период 2015г-2017г.Считайте наше сообщение как голос народа,пока мы ещё не потеряли веру в то,что Председателю Правительства РФ не безразлична правда о том, как выживают простые люди в этой сложной экономической ситуации..Нас поставили в унизительно нищенское положение,пришедшие в наше поселение управляющие компании.О своей ситуации о задолженности зарплаты,не выплаченным компенсациям мы написали заявление в Генеральную прокуратуру-от 15.08.2017г.,ОГР-218016-17,от 21.08.2017г.,ОГР-224270-17.Пока ждём ответа на наши обращения.Однако, ситуация с решением вопроса погашения задолженности учитывая сроки рассмотрения жалоб(30 дней)коллектив 45 человек может, очевидно, остаться без средств к существованию.Именно-существованию,наша нищенская зарплата-уборщица12600,дворник не более18000.И это в Москве!Разве можно выжить на эти зарплаты?Как оплачивать услуги ЖКХ,как кормить детей,одевать,лечить престарелых родителей?Разве мы заслужили своим добросовестным трудом,такое отношение к нам.О каких радостях жизни-театре,кино,цирке и др.можно нам мечтать со своей зарплатой.Даже эти мизерные зарплаты мы вынуждены выпрашивать через прокуратуру.Цены в магазинах на продукты растут,во славу процветания руководителей ритэйлерских компаний,а мы простые люди(не серая масса) вынуждены волочить нищенское существование.А все потому,что создали благоприятную среду для процветания управляющих компаний-мошеннииков.Фактов нарушения законов РФ со стороны ООО"УК"Потребкооперация",ООО Деловой мир", ООО"Строй-Люкс" более чем достаточно.Начнем по-порядку: компания ООО "УК "Потребкооперация" делают банкротом,чтобы скрыть факты хищения в особо крупных размерах средств жителей поселения,перечисленных за ЖКУ.Компания пришла в поселение в апреле 2015г. по июнь 2016г.Куда ушли наши средства,на какие счета аффилированных компаний.За период деятельности, ООО"УК"Потребкооперация" в нашем поселении ни в одном МКД не делала текущий или косметический ремонт.Где эти суммы? Компания "Потребкооперация" должна поставщикам ресурсов-29566716.39руб. за тепло,холодную и горячую воду.Куда использованны средства жителей перечисленные за ЖКУ?Почему нет жесткого контроля со стороны государственных структур за целевым использованием средств населения?С01.04.2015г.по01.04.2017г компания "Потребкооперация"получила на свои счета от жителей средства в сумме 55639750,39руб. для содержания и ремонта МКД.Ни один подъезд за весь период не был отремонтирован,зарплаты работникам ЖКХ выплачивались с задержками,а сейчас и вовсе висят долги.А ведь зарплата работникам ЖКХ выплачивается со статьи"Содержание и ремонт".Мы как жители все заплатили за ЖКУ,а нас оставили без оплаты,компенсаций.Опять возникает вопрос, на какие цели, компания использовала наши перечисленные средства.Руководитель компании Романюк Ю.В. заключил договор займа 30.07,2015г.№30007/15 и перечислил ООО" Организатор"(ИНН:-7736643349)-1050000,0руб.как аффилированной компании,где Романюк Ю.В.является одновременно генеральным директором.Так же, денежные средства жителей перечислялись Романюком Ю.В. в пользу ООО"Строй-Люкс"(ОГРН:-10877446706145,ИНН:-7725639372).т.е факт использования служебного положения,финансовые махинации со средствами граждан.Кто ответит,какое имел право Романюк Ю.В. распоряжаться средствами населения в корыстных целях с извлечением собственной выгоды. По фактам нарушения сроков выплат заработной платы, мы самостоятельно провели сверку расчетов компании"Потребкооперация" по суммам выплат. Сравнив суммы выплат, отраженные в ф. СЗИ-6 ПФ РФ и фактическими выплатами работникам на карточки сбербанка.Разница в суммах очень значительная.Все эти документы у нас есть,но пока их не берут во внимание органы Прокуратуры. Выплата заработной платы постоянно проходят по серой схеме.Вот где скрытые налоги от государства и ущемление наших интересов, как будующих пенсионеров.Сейчас коллектив ЖКХ НАХОДИТСЯ ЕЩЕ В БОЛЕЕ ХУДШЕМ ПОЛОЖЕНИИ.Пришла аффилированная кмпания ООО"Деловой мир".Жителей обманным путем уговорили подписать договор с этой компанией.Во главе все те же руководители.Выплата зарплаты систиматически задерживается,серые схемы продолжают работать.Компания офиса в Москве не имеет,телефона для связи нет. Уставной капитал-10000руб.Кто и каким образом допустил эту компанию к управлению МКД.Все это пустые разговоры,но есть протоколы собраний от собственников.Возможно есть,но кем и как они подписывались?Наши жители конечно виноваты в том,что допустили компанию мошенников управлять МКД. Но это всё от неверия в то, что можно что-то изменить. За нас всё решает админинстрация поселения. Уже одну компанию "Потребкоопреация" допустили к кормушке, теперь она фиктивно банкротится, а наши средства ушли на улучшение и благосостояние руководителей компании. Где механизм воздействия, чтобы к управлению МКД допускались компании, не только на основании лицензии, а при наличии на счетах финансовых средств в хорошем объёме для оказания услуг населению. Приходит руководить с рублём в кармане, а уходит с миллионами наших средств на своих счетах. Почему государственные органы власти помогают на законодательном уровне обогащаться компаниям за счёт средств населения? Разве может это всё выдерживать простой гражданин, это сводит на нет все усилия государства по надзору за коррупционерами. Компания, приходящая управлять МКД, нарушает законы, отвратительность наказания за неисполнение договорных обязательств полностью отсутствует. Законодательство РФ не только не признаётся, а полностью игнорирует. На наше обращение руководителям компании отвечают просто:"Пишите куда хотите, нам всё равно". Кто им внушил уверенность безнаказанности? ООО "Строй-Люкс" получает на основании тендоров огромные суммы из бюджетных средств, а как и куда направлены эти средства, никто не контролирует. С жителями поселения никто и никогда не советуются, акты по выполненным работам нам никто не показывает. Полная вакханалия. Бюджетные средства уходят в землю, а потом нам объясняют, как мало средств для формирования бюджета страны. Каждый рубль, выделенный государством, должен приносить два, а не оседать в карманах дельцов-руководителей управляющих компаний. Почему эти дельцы присваивают наши средства, делают нас нищими, а это "борзота и хамы" становятся финансовыми магнатами за счёт средств "нищебродов". (Так они отзываются о нас, работниках, приносящих им прибыль). Устали молча глотать слёзы, нервничать, просить, умолять, услышать нас и разобраться. Поэтому мы требуем остановить этих дельцов-руководителей, управляющих компанией в их беспредельном господстве и присваивании денег населения. Как нам идти на выборы, голосовать за народных избранников, которые забывают о народе сразу же после получения статуса депутата, кто нам даст ответ, что ещё должно произойти в нашем поселении, чтобы нас услышали и открыли нам двери. Наша местная админинстрация показывает полное бессилие перед беспределом управляющих компаний. Даже наше обращение к В.В.Путину, направленное админинстрацией Президента в адрес нашей админинстрации, не сдвинула с мёртвой точки вышеперечисленных проблем, то есть полное равнодушие к проблемам жителей поселения. Народ нужен очевидно для того, чтобы открывать своим голосом двери на тёплые места в Государственной Думе, Совете Федераций. Потом о народе забывают. И на все обращения мы получаем отписки, согласно фз №59 "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Уже одну такую отписку мы получили от Префектуры Троицкого округа. Письмо носит просветительский характер, очевидно с целью устранения у нас пробелов в знании законов РФ. Господа-чиновники опоздали, прежде, чем направить письмо в адрес Государственного Органа, мы изучили всю законодательную базу, касающихся указанных нарушений компаниями. Просим Вас принять меры по устранению, выше перечисленных нарушений законов РФ можно излагать до бесконечности о допущенных нарушениях, но хочется верить, что будем услышаны первыми лицами власти РФ. Наше поселение с возникшими проблемами в сфере ЖКХ, это отражение проблемы всего государства, вызванные несовершенством законодательных и нормативных актов, способствующих разграблению населения. Настала пора решать эти проблемы. Мы ждём не простой отписки, а конкретных действий по указанным фактам нарушения законодательства РФ, наказание лиц, виновных в этих нарушениях. Надо нам очиститься от таких компаний, подрывающих авторитет государства.

Последнее время проблема эффективности сферы ЖКХ все чаще оказывается в центре внимания СМИ и законодателей, сообщает Regions.ru . При этом наиболее распространенным способом решения этой проблемы остается, к сожалению, повышение тарифов и усиление мер воздействия на должников. В частности, в Госдуму внесен законопроект, который предусматривает возможность изъятия квартиры за шестимесячную задолженность.

Обсуждая в рамках проведенной Regions.Ru дискуссии этот законопроект, российские парламентарии усомнились в целесообразности такой меры, как выселение неплательщиков. Многие из них высказались за совершенствование тарифной политики, а Александр Починок, например, предложил использовать дифференцированную систему штрафов.

Отметим, что непрозрачность тарифов создает широкие возможности для злоупотреблений. В частности, существует практика доплат, «раскидывания» задолженностей на всех жильцов, не вполне ясна и ответственность жилконтор за не оказанные реально услуги. В частности, жильцы ежемесячно платят за ремонт, которого подчас не видят годами, особенно это касается новостроек. Осталась и советская практика оплачивания излишков площади, что в случае, например, с купленными квартирами выглядит, по крайней мере, нелепо.

Получается, что потребители услуг ЖКХ фактически не имеют возможности узнать, за что именно они платят и, как следствие, не в состоянии повлиять на качество получаемых услуг. При этом другой участник двустороннего договора (в лице всевозможных расплодившихся при РЭУ частных контор по эксплуатации и обслуживанию жилых домов) только собирает деньги и не несет никакой ответственности.

Это выглядит особенно странным в наше время, когда президент Дмитрий Медведев поставил задачу достижения максимальной прозрачности процедур предоставления услуг. В частности, на днях даже арбитражные суды обязали размещать в Интернете тексты принятых судебных решений. Отметим, что непрозрачность тарифов ЖКХ является сейчас постоянным катализатором протестных настроений и одним из основных аргументов, который использует оппозиция для критики правительства.

Не стоит ли обязать управляющие компании ежемесячно публиковать в Интернете отчеты о расходовании денег и списки должников? Как еще можно повысить прозрачность сферы ЖКХ? Что мешает сделать эту сферу более публичной? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/Новости Федерации обратился к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

Парламентарии считают непрозрачность сферы ЖКХ одной из главных причин ее неэффективности, а также важным источником коррупции. При этом они усомнились, что публикация жилконторами ежемесячных отчетов о расходовании средств кардинально улучшит ситуацию.

За большую прозрачность в деятельности ЖКХ выступает председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Камчатского края Виктор Орлов .

«Сейчас сфера ЖКХ достаточно закрыта, однако „открыть” ее для потребителя коммунальных услуг вполне реально», - заявил парламентарий. В качестве одного из путей к открытости он видит обязательное обнародование управляющими домовыми компаниями информации о расходовании средств, поступающих от жильцов. Причем делать это, на взгляд парламентария, необходимо раз в квартал. Отчеты такого рода должны появляться не только в Интернете, но и вывешиваться во дворах на специальных досках для объявлений, считает Орлов.

Одновременно политик высказал мнение, что проверками деятельности управляющих компаний должны заниматься специальные независимые комиссии специалистов, которые по итогам ревизии публиковали бы результаты. «Может быть этот способ будет даже более эффективным, поскольку специалисту смогут лучше объяснить рядовым жителям все нюансы затрат», - предположил сенатор.

При этом парламентарий скептически отнесся к идее обнародования списка должников по коммунальным платежам. «Не думаю, что сегодня это будет иметь такой же эффект как в прежние времена, когда фотографии проштрафившихся помещали на специальные доски позора. Тогда на людей это действовало, сейчас же реакция будет, скорее, нулевой, да и сосед, который платит регулярно, вряд ли пойдет разбираться с неплательщиком», - полагает Виктор Орлов.

«Неэффективной» назвал идею обязать управляющие компании публично отчитываться о расходовании коммунальных платежей жильцов первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Саратовской области Владимир Гусев .

«Такие отчеты будут полны приписок, и до истины все равно никто не докопается», - заявил сенатор. «Они подтвердят, что собрали миллион рублей, а потратили якобы два, потому что двор, например, убирали не один раз в день, а три, краску на забор положили не в два слоя, а для прочности в четыре», - пояснил парламентарий свою точку зрения.

К предложению выкладывать в Интернете списки тех, кто не платит за квартиру, Гусев отнесся с опаской. Назвав его «страшным с моральной точки зрения», политик предостерег, что попадание в такой список для честных, но малоимущих людей, может закончиться трагически. «Безусловно, нужно находить возможности возвращать долги, но не таким открытым для всех способом», - считает он.

Одновременно сенатор высказался за установление предельного размера квартплаты в зависимости от доходов семьи. «Десять процентов, двадцать - над величиной еще стоит подумать. Главное, чтобы появился такой ограничитель за проживание и обслуживание. Тогда и прозрачность сферы ЖКХ повысится», - резюмировал Владимир Гусев.

За кардинальные изменения в системе ЖКХ выступает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам, охране окружающей среды и экологии, представитель в СФ от администрации Костромской области Василий Дума .

«Нужно отказаться от управляющих компаний, повсеместно создать товарищества собственников жилья, за счет государства, если это муниципальные дома, их отремонтировать и передать управление жилыми домами в руки созданных товариществ», - предложил сенатор. Только при такой схеме, уверен парламентарий, можно будет покончить с воровством, поскольку жильцы сами у себя воровать не будут.

Назвав управляющие компании сферы ЖКХ одним из самых коррумпированных мест в стране, Дума указал, что «там все - от мала до велика - нечестно зарабатывают деньги». «Коррупция там, как говорится, цветет и пахнет, поэтому публикация ими отчетов о проделанной работе ничего не даст, да и обязать их к этому никто не сможет. Там настолько все заворовались, что их можно только разогнать», - считает политик.

С должниками по квартплате сенатор тоже предлагает действовать без особых церемоний. «Конечно, каждый случай надо разбирать индивидуально, но наказывать таких несознательных граждан необходимо, вплоть до выселения из квартиры», - сказал Василий Дума.

Законодательство в сфере ЖКХ начинает «поворачиваться лицом к людям», заявил заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ, представитель в СФ от законодательного органа госвласти Самарской области Валерий Парфенов .
«Теперь - дело за самими гражданами», - заявил сенатор.

Он пояснил, что в основу государственной концепции по ЖКХ заложена норма о том, что люди, имеющие свое жилье, должны платить по факту потребления, а не по принятым некогда нормам. «Но одновременно с этим и человек должен почувствовать себя собственником жилья, нацелившись на создание специальных товариществ собственников жилья - ТСЖ», - сказал политик.

Парфенов заметил, что наши люди в силу объективных причин не привыкли задумываться над тем, куда они отдают свои средства и зачем. Как раз в этом им и смогут помочь ТСЖ, которые будут взаимодействовать с поставщиками услуг, выбирая честную управляющую компанию, заверил сенатор. «Отсюда и работа управляющих компаний станет более открытой и никаких ежемесячных отчетов от них не потребуется», - подчеркнул парламентарий.

Политик выступает за обнародование списков должников по коммунальным платежам. По словам Валерия Парфенова, такая практика уже существует в тех домах, где создано ТСЖ.

Прозрачность в сфере ЖКХ можно достичь только ужесточением законодательства за преступления в этой области, убежден заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, представитель в СФ от Курганской областной думы Сергей Лисовский .

«Никакие другие способы здесь не помогут», - заявил сенатор. Причем, добавил он, меры ответственности за правонарушения должны быть четко прописаны в законе, а не отданы на откуп следователям или судьям. «В противном случае, - как выразился парламентарий, - помимо коррумпированного жкхашника, мы будем иметь еще коррумпированного следователя и коррумпированного судью».

Лисовский считает, что наше законодательство в отношении чиновников должно быть таким, чтобы было понятно, «или ты работаешь честно, или - навсегда прощай карьера».

«А вообще с чиновниками-коррупционерами, в том числе и из сферы ЖКХ, надо поступать как в Китае - расстреливать», - высказал мнение политик, сообщив, что не так давно там расстреляли главу администрации одного из городов за связь с мафией, взяточничество, воровство, а также за изнасилование. По его словам, местные жители поддерживают такие меры. «К сожалению, столь радикальные меры, наверное, действительно наиболее результативны», - заключил Сергей Лисовский.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности, член фракции «Единая Россия» Юрий Медведев сомневается в эффективности отчетов управляющих компаний ЖКХ о проделанной работе.

«Обязать их публиковать свои отчеты в Интернете вполне реально, но нет гарантий, что от этого будет какая-то польза», - заявил депутат. Как отметил Медведев, для любой нечестной и «не чистой на руку» компании не составит никакого труда предоставить на суд публики лживые сведения.

По словам депутата, в свое время при работе над новым Жилищным кодексом законодатели «исходили из того, что управляющие компании будут вести себя в соответствии с правовыми нормами». «Но российская действительность оказалась такова, что многие из них изначально поставили своей целью урвать куш на жилищных проблемах граждан, оставив эти проблемы нерешенными», - констатировал политик.

Серьезные надежды парламентарий возлагает на внесенный недавно в Госдуму законопроект «О совершенствовании регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами». По его словам, в документе детально прописываются механизмы такого управления, а также взаимная ответственность жильцов и поставщиков коммунальных услуг. Как полагает Юрий Медведев, депутаты рассмотрят законопроект на ближайшей осенней сессии, и уже к следующему году он сможет вступить в силу.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции «Единая Россия» Гаджимет Сафаралиев убежден, что проблемы в сфере ЖКХ невозможно решать «сверху».

«Жилищно-коммунальные вопросы должны находиться в компетенции муниципалитетов и местного самоуправления», - заявил депутат. По его мнению, все спорные вопросы между жильцами и управляющими компаниями ЖКХ должны решаться в рамках специального договора, заключаемого по каждому отдельному дому. «Нужно разработать такую форму договора, где были бы прописаны все виды коммунальных услуг, оказываемых по конкретному адресу, их стоимость, а также обязательства жильцов по их оплате», - полагает Сафаралиев.

«Закрытость» в деятельности большинства управляющих компаний депутат связывает прежде всего с коррупцией среди соответствующих чиновников. «Сфера ЖКХ - едва ли не самая коррупционная, поскольку ее очень сложно контролировать», - отметил политик, добавив, что «у недобросовестных чиновников здесь имеется масса возможностей самим устанавливать «правила игры».

Парламентарий считает «вполне реальным» обязывать управляющие компании публиковать в Интернете отчеты о своей работе. «Но для этого нужно внести определенные поправки в законы, регулирующие жилищно-коммунальные вопросы», - заметил Гаджимет Сафаралиев.

Довольно сложной считает ситуацию в сфере ЖКХ член Комитета Госдумы по финансовому рынку, член фракции «Справедливая Россия» Анатолий Аксаков .

«Один из вариантов решения проблем между жильцами и управляющими компаниями - регулярные отчеты чиновников о проделанной работе и расходовании средств», - заявил депутат. По его мнению, подобные отчеты могут публиковаться как в Интернете, так и в специальных информационных листках с последующим распространением их среди жильцов. При этом, после публикации письменных отчетов Аксаков считает необходимым непосредственное общение представителей управляющих компаний с владельцами квартир. «Такое общение может происходить на регулярных собраниях жильцов и носить форму вопросов и ответов», - полагает парламентарий.

При этом политик с сомнением относится к способности органов местного самоуправления воздействовать на служащих ЖКХ, не выполняющих свои обязательства. «У нас пока еще не сложились традиции саморегулирования», - указал он.

Наиболее действенным методом депутат считает применение к недобросовестным или коррумпированным чиновникам мер административной и уголовной ответственности. «В таком случае те или проходимцы задумаются, прежде чем идти в эту сферу», - подчеркнул Анатолий Аксаков, заметив, что в Госдуме активно обсуждается возможность подготовки соответствующего законопроекта.

Плачевной назвал ситуацию в российском ЖКХ первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, член фракции КПРФ Николай Харитонов .

«Практически на всех уровнях - от села до областных центров - системы ЖКХ у нас допотопные», - заявил депутат. По его мнению, все объясняется тем, что «мы до сих пор по-настоящему не брались за эту проблему». Как отметил парламентарий, сфера ЖКХ - это огромный комплекс вопросов. «Задачи здесь заключаются не только в стабилизации тарифов, но и в решении проблем газификации, водоснабжения, ветхого жилья и т.д.», - подчеркнул он.

Взаимоотношения жильцов и управляющих компаний Харитонов предлагает регулировать тем, чтобы «вводить в домоуправления жильцов с правом решающего голоса». По замыслу депутата, в этом случае соотношение жильцов и чиновников ЖКХ «должно быть примерно пятьдесят на пятьдесят». «Только тогда жители домов смогут блокировать решения, противоречащие их интересам». Вместе с тем Николай Харитонов отметил, что без соответствующих изменений в Жилищном кодексе управляющие компании на это не согласятся.

Необходимыми считает периодические отчеты управляющих компаний ЖКХ перед населением член Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, член фракции «Справедливая Россия» Валерий Зубов .

«Управляющие компании должны работать как обычные нормальные предприятия в коммунальной отрасли», - заявил депутат, отметив при этом, что жильцы, как отчасти и государство, «фактически являются их акционерами». По мнению Зубова, отчеты вполне могут публиковаться в Интернете и носить ежеквартальный и ежегодный характер.

Проблему невыполнения рядом управляющих компаний своих обязательств депутат связывает с тем, что они «создавались не самими жителями, а муниципальными организациями - мэриями, управами и т.д.» «Поэтому они и считают себя ответственными не перед населением, а перед главами этих организаций», - отметил политик. Кроме того, как полагает Зубов, при «безудержном росте цен в сфере естественных монополий» управляющие компании предотвращают свои возможные убытки за счет манипуляций со средствами граждан. Еще одну проблему он видит в «неактивности самого населения, у которого в течение десятилетий генетически выработалась пассивность поведения».

Одновременно парламентарий выступает противником обнародования списков должников по квартплате. По его словам, «у нас до сих пор нет ясной статистики по поводу социального положения неплательщиков и размеров их задолженности». Как считает Валерий Зубов, «подстегивать должников, может, и надо, но не сейчас».

Ассоциация Адвокатов России за Права Человека

ДОКЛАД

ВСЕРОССИЙСКОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ОБЩЕСТВЕНОЙ ПРИЕМНОЙ

ЧИСТЫЕ РУКИ

(ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

МОСКВА

I. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. стр.2

II. КОРРУПЦИЯ И ЖКХ………………………..………………………..…….стр.3

III. КОРРУПЦИЯ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ …………………………стр.10

IV. КОРРУПЦИЯ В ИНЫХ СФЕРАХ …………………..……………………стр.11

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..стр.12

I. ВВЕДЕНИЕ

Мобильный офис – специальная программа Всероссийской Антикоррупционной Общественной Приемной ЧИСТЫЕ РУКИ.

Мобильный офис общественной приемной ЧИСТЫЕ РУКИ - проект, созданный для гражданского противодействия фактам проявления коррупции.

Любая инициативная группа граждан, региональные или местные органы власти могут пригласить «мобильный офис» в свой регион – по заявке в регион выезжает коллектив известных в России квалифицированных специалистов по противодействию коррупции - для приема жалоб от населения.

Мобильный офис общественной приемной ЧИСТЫЕ РУКИ позволяет:

Выявить системные проблемы региона и точки наибольшей коррупционной уязвимости в регионе;

Установить системное нарушение прав и свобод человека коррумпированными чиновниками и коррумпированными представителями правоохранительных органов ;

Использовать различные механизмы защиты и восстановления прав граждан;

Объединить усилия государства, граждан России и независимых СМИ в борьбе с коррупцией.

По инициативе жителей поселка Дубровка Ленинского района Московской области , группы гражданских активистов, возглавляемой Константином Воеводкиным, в город Видное Ленинского района Московской области была приглашена рабочая группа специалистов по противодействию коррупции в рамках программы «Мобильный офис» Всероссийской Антикоррупционной Общественной Приемной ЧИСТЫЕ РУКИ при общественной поддержке «Гражданского контроля» и «Гражданской платформы» партии «Единая Россия» для приема жалоб на коррупцию от населения.

Рабочая группа в составе Евгения Архипова, Председателя Ассоциации Адвокатов России за Права Человека, Дмитрия Фирсова, ведущего эксперта Всероссийской Антикоррупционной Общественной Приемной ЧИСТЫЕ РУКИ, Сергея Жаворонкова, старшего эксперта Института экономики переходного периода, Сергея Шильникова, представителя «Гражданского контроля» и «Гражданской платформы» партии «Единая Россия», Марины Злотниковой, члена координационного совета Народного движения России, осуществляла прием граждан в городе Видное с 15 по 17 декабря 2010 года.

Жители Ленинского района Московской области были оповещены через печатные, электронные и телевизионные СМИ, наружные объявления в Ленинском районе Московской области о работе «мобильного офиса» в городе Видное, а также о форме подачи обращений по фактам коррупции и объеме предоставляемых специалистам материалов.

В ходе анализа обращений жителей Ленинского района, специалисты выделили следующую особенность данного вида жалоб: немалая часть проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства возникает не только в объектах многоэтажного строительства, но затрагивает и частный сектор , где в последнем немалую долю занимают коттеджные, дачные поселки, деревни. Приближенность к Москве, высокая цена на недвижимое имущество, развивающаяся инфраструктура приводит к массовым злоупотреблениям и коррупции в этой сфере.

Важно отметить, что в конце 90-х и начале нулевых криминальные структуры активно скупали земли сельскохозяйственного, промышленного назначения в Московской области, в последующем эти земли переводились в категорию земель населенных пунктов и застраивались. Фактически, владельцами земель стали несколько человек, осуществляющие управление и владение землями через оффшорные компании, а также владеющих банками, строительными компаниями и т. д. Такие группировки имеют влиятельное покровительство в органах государственной власти различного уровня. Отличительной особенностью Ленинского района Московской области является высокая частотность использования насилия в отношении простых граждан, пытающихся противостоять сформировавшейся структуре, в отношении гражданских активистов, представителей малого бизнеса, чиновников, несогласных сотрудничать с криминальными структурами, вплоть до физического устранения.

Нижеприведенная информация данной части доклада является изложением мнения заявителей.

Например, дело жителей поселка Дубровка Ленинского района Московской области. Согласно жалобе жителей после приобретения квартир в коттеджном поселке управляющая компания повысила тарифы на ЖКХ, в итоге счета многих жителей могли достигать до 30 000 рублей в месяц. Согласно заявлению жители выяснили, что в собственности управляющей компании находятся все коммуникации и подъездные пути к домам, что многие чиновники различного уровня, представители правоохранительных органов и спецслужб получили жилье в коттеджном поселке Дубровка. Как считают заявители, это явилось причиной бездействия органов государственной власти различного уровня при очевидных нарушениях. В поселке возникла инициативная группа жителей Дубровки под руководством Константина Воеводкина, пригласившего в город Видное выездную рабочую группу «Мобильного офиса» Всероссийской Антикоррупционной Общественной Приемной ЧИСТЫЕ РУКИ в декабре 2010 года.

24 декабря 2010 года за машиной Константина Воеводкина было установлено наружное наблюдение. По сообщению Константина Воеводкина, черный Land Cruiser 100, государственный номер В 432УА 199 RUS, сопровождал активиста от поселка Дубровка в Ленинском районе по всему пути следования, и до момента возвращения его домой.
Обращение Константина Воеводкина в милицию никаких результатов не дало.
17 января 2011 года, в 8.30 утра, в Москве на проезде Карамзина из двух травматических пистолетов была обстреляна машина Константина Воеводкина. По машине активиста, где находилась также его жена, стреляли двое худощавых молодых людей из двух травматических пистолетов. В результате Константин Воеводкин получил осколочное ранение. Жена, Татьяна Лухминская получила пулевое ранение в предплечье и кисть руки, была госпитализирована.

Согласно обращениям жителей Ленинского района Московской области часты случаи запугивания граждан применением огнестрельного оружия. Так, например, согласно жалобе Филатовой Анны Николаевны, земельный участок вблизи деревни Дыдылдино, где располагалась футбольная площадка, был передан в частные руки. Дети остались без футбольного поля, а при попытках играть на указном участке новый собственник совершает выстрелы. Обращения в органы внутренних дел результатов не дали, согласно заявлению Филатовой. Подробное обращение можно посмотреть на видео, размещенном в разделе «Жертвы коррупции» на сайте www. .

Обращения жителей Ленинского района Московской области отличает боязнь сообщать о фактах коррупции и в части жалоб заявители не надеются на возможность разрешения их ситуации.

Важно отметить, что в сфере ЖКХ сформировались несколько коррупционных схем, как видно из обращений граждан. Схемы можно разделить на несколько видов.

Первая схема - взимание платы за услугу, которая не оказывается либо двойное взимание за одну и ту же услугу, необоснованное завышение тарифов. Большое количество жалоб жителей Ленинского района Московской области касается незаконного взимания ежемесячной платы за обслуживание газового оборудования. Так, согласно жалобе, проживающей в городе Видное Московской области, заявитель ежемесячно получает квитанцию об оплате за услуги ЖКХ, где указана плата за обслуживание газового оборудования в размере 149 рублей 16 копеек. Однако, исходя из жалобы, выясняется, что проверка оборудования осуществляется не более 1 раза в полгода. Кроме того, согласно жалобе и пояснениям заявителя, в цену за газ для розничного потребителя должна входить оплата за тех. обслуживание, таким образом, взимание отдельным платежом, по мнению заявителя, незаконно. У заявителя возникает законный вопрос: куда идут деньги, взимаемые ежемесячно за не оказанную услугу?

Согласно жалобе, проживающего в городе Видное Московской области, он вынужден оплачивать пользование оборудованием, которое отсутствует в его доме, как утверждает заявитель. В частности, по словам, в счета на оплату услуг ЖКХ входит плата за «Домофон», которым подъезд дома заявителя не оборудован.

Другой пример, обращение, который считает, необоснованным повышение тарифов ЖКХ со стороны ТСЖ, обслуживающего дом, где проживает заявитель в поселке Расторгуево Ленинского района Московской области.

Со слов заявителя, несколько лет назад жильцам его дома было объявлено, что они стали членами ТСЖ, хотя никакого общего собрания жильцов, голосования по этому вопросу не проводилось. Как следует из содержания жалобы, инициативная группа, создавшая ТСЖ, объясняла, что целью создания товарищества является минимизация расходов жильцов по содержанию своих квартир. Однако на деле оказалось совсем не так, по словам заявителя. Спустя год после создания товарищества была попытка проведения общего отчетного собрания. Согласно жалобе заявителя, управляющий ТСЖ заявил, что за счет того, что жильцы за отопление платят по тарифу, а ТСЖ рассчитывается с поставщиками тепла по счетчикам, установленным на каждом из указанных домов, экономия денежных средств составляет более 700 тыс. рублей. На естественный вопрос жильцов о судьбе этих денег внятного ответа услышано не было, собрание было свернуто, а через несколько дней управляющий уволился, со слов заявителя. По мнению заявителя, завышение тарифов на услуги ЖКХ руководством ТСЖ не могло быть произведено без ведома местных властей и контролирующих органов.

Вторая схема – коррупция на этапе подключения к коммуникациям. Так, например, согласно жалобе, проживающей в деревне Ближние Прудищи Ленинского района Московской области, она построила дом для постоянного проживания своей семьи, однако коммуникации подключить не может. Заявитель считает, что в ее деле очевидны проявления коррупции, так как она отказывается платить взятку , в то время как другие жители получают подключение коммуникаций и ЖКХ в полном объеме. Аналогичная ситуация описана в обращениях ряда других жителей деревни Ближние Прудищи, не получающих ЖКХ в полном объеме, например, жалоба Бермищевой Флюры Васильевны. Важно отметить, что заявители являются собственниками своих домов и земельных участков , зарегистрированы по месту проживания в Ближних Прудищах.

Третья схема – коррупция в садоводческих объединениях. Особенностью данного типа жалоб является то, что фактически, садоводческие объединения в Ленинском районе Московской области превращаются в жилые поселки с соответствующей жилищно-коммунальной инфраструктурой, находящейся в собственности садоводческих объединений. Данная сфера, согласно жалобам заявителей, также подвержена коррупции и злоупотреблениям.

Коммунальная инфраструктура, находящаяся в собственности садоводческих хозяйств , является инструментом давления на собственников дачных участков и домов. Отсутствие прозрачности и государственного контроля за деятельностью такой коммунальной инфраструктуры приводит к массовым хищениях и злоупотреблениям. При этом коррупционной составляющей является то, что представители правоохранительных органов на местах покрывают преступную деятельность такого рода. Садоводческие объединения являются, фактически, посредниками между собственниками и поставщиками ЖКУ. Хищения возникают за счет разницы цены поставщика и тарифа, устанавливаемого в садоводческом объединении. Так, по информации заявителей, часты случаи, когда руководство в СНТ захватывают криминальные структуры, устанавливающие необоснованно завышенные тарифы ЖКХ, применяющие в отношении недовольных собственников ограничение в пользовании ЖКХ.

Согласно жалобе у него в собственности находится дачный дом на территории Ленинского района Московской области в СНТ. Председатель указанного СНТ работает в местной администрации, по информации заявителя, в связи с чем практически все контролирующие структуры необъективно проверяют деятельность председателя СНТ, который самостоятельно завышает цены на услуги ЖКХ, по словам заявителя. Более того, согласно жалобе заявителя лица, не согласившиеся оплачивать услуги ЖКХ по новым тарифам, подвергаются прессингу, в частности заявителю отключили подачу электроэнергии в дом.

Согласно жалобе он является собственником земельного участка в СНТ. На указанном участке он владеет на праве собственности жилым домом общей площадью 347, 53 кв. м. В установленном законом порядке заявителем было подведено электроснабжение к указанному жилому дому. Им своевременно и в полном объеме оплачивались все платежи по расходам за потребленную электроэнергию.

Согласно жалобе заявителя руководство СНТ повысило членские взносы для членов СНТ и тарифы на оплату электроэнергии. Кроме того, заявитель указывает, что искусственное завышение цен на услуги ЖКХ невозможно реализовать без ведома районной администрации и других контролирующих структур.

Согласно жалобе, Граикина А. В, Закирова, все заявители являются членам СНТ в Ленинском районе Московской области, заявители считают, что в их СНТ необоснованно завышены цены на коммунальные услуги , завышены членские взносы. Заявители указывают, что строительство трансформатора, водопровода оплачивались ими несколько раз, однако в реальности никакие работы не выполнялись вовсе, а деньги исчезали, по мнению заявителей. Заявители указывают, что для рядовых членов товарищества в СНТ выработана система воздействия путём штрафов, отключения от коммуникаций, исключения из товарищества, запугивания судами, иные угрозы. Согласно жалобе, по всем указанным фактам заявители неоднократно обращались в правоохранительные органы, однако проверки, по их мнению, проводились формально. По информации заявителей, сами или родственники представителей правоохранительных органов, куда заявители обращались, имеют участки в указанном СНТ.

Четвертая схема – ограничение в предоставлении услуг ЖКХ с целью захвата недвижимого имущества. Согласно жалобам, заявители со своими семьями проживают в деревне Ближние Прудищи, Ленинского района, Московской области.

По словам заявителей, с недавнего времени в д. Ближние Прудищи начал скупать земельные участки некто Сафаров, который в нарушении санитарных и технических норм оборудовал купленные земельные участки в постоянно действующий склад по проведению погрузочно-разгрузочных работ. Как заявляют жители деревни, данные работы производятся 24 часа в сутки, более того, заявители в подтверждение своих слов предоставили фотографии местности, где оборудованы склады.

Также заявители указывают, что проезжая дорога в деревне пришла в негодность из-за использования грузового автотранспорта. По словам заявителей, администрация отказывается предоставлять им разрешения на проведение газа, канализации и иных коммуникаций. По мнению заявителей, для жителей деревни Ближние Прудищи специально созданы невыносимые условия проживания (шум, загазованность), с целью захвата принадлежащих им земельных участков. Органы власти, по словам заявителей, никаких мер не предпринимают. Заявители считают, что в их деле очевидна коррупционная заинтересованность чиновников.

Пятая схема – коррупция при введении в эксплуатацию жилых объектов. Суть схемы заключается в том, что на стадии строительства объектов строительные компании, как правило, осуществляют закладку коммуникаций, строительство подъездных путей. Распространена схема, когда при продаже многоквартирных домов , домов в коттеджных поселках в собственности строительных компаний остаются все коммуникации и подъездные пути, что является грубым нарушением градостроительных норм, безусловно, без подкупа чиновников для осуществления данной схемы невозможно обойтись. Каким образом происходит подкуп чиновника? Исходя из содержания жалоб, помимо оплаты взяток за перевод земель в иную категорию, разрешения на строительство и т. д. компании-застройщики, существует негласное правило, обеспечивают безвозмездно (оформляется фиктивная сделка) чиновников недвижимым имуществом в строящемся объекте: это могут быть руководители администрации, правоохранительных органов, спецслужб различного уровня. Квартиры, дома, как правило, оформляются на членов семьи. Таким образом, после завершения строительства компании-застройщики получают гарантированное покровительство практически на всех уровнях власти. Что происходит с обычными покупателями? Покупая квартиру или дом в таком поселке, покупатель попадает в кабалу. Как правило, компания-застройщик реорганизуется в управляющую компанию и предоставляет жителям услуги ЖКХ по собственным тарифам, что приводит к массовым злоупотреблениям правами жителей.

Согласно жалобе и, проживающих в поселке Коммунарка Ленинского района Московской области, их многоквартирный дом находится на земле компании-застройщика. По словам заявительниц, в начале сентября 2010 года под предлогом строительства детского сада, строительная фирма , являющаяся собственником земли, где расположен дом и придомовая территория, в непосредственной близости к дому заявителей, построила цементный узел, что привело, по словам заявителей, к резкому ухудшению здоровья детей, проживающих в доме. Компания-застройщик, по словам заявителей, стала угрожать жильцам, что вообще запретит пользоваться жителям дома своими квартирами, если жители будут противодействовать компании-застройщику, так как дом стоит на земле компании. В результате, по словам заявителей, участились заболевания дыхательных путей, многие дети вынуждены пропускать школьные занятия.

Со слов заявителей, администрация поддерживает позицию строительной фирмы. В адрес активных жителей в последнее время стали поступать угрозы, местные депутаты не вмешиваются в конфликт, по словам заявителей. Заявители считают, что в их ситуации очевидна коррупционная составляющая.

Другой яркий пример – заявление жителей поселка Дубровка Ленинского района Московской области, Рябцова А., которые приобрели, согласно заявлению, дома в поселке Дубровка. После приобретения домов компания-застройщик была преобразована в управляющую компанию: для жителей были установлены, согласно их заявлению, необоснованно завышенные тарифы – в результате оплата ЖКХ могла достигать 30 000 рублей в месяц за дом. Как следует из жалобы, после соответствующих обращений жителям Дубровки удалось выяснить, что все коммуникации в Дубровке и подъездные пути к их домам принадлежат управляющей компании. Въезд в Дубровку строго ограничен для самих жителей и их гостей, выставлена охрана, перемещения жителей Дубровки по поселку строго контролируется, какой-либо ремонт фасада без согласия управляющей компании запрещен, проведение каких-либо собраний, мероприятий также запрещено, перемещение по поселку должно осуществляться строго по пропускам, поселок постоянно патрулируют вооруженные люди в камуфляжной форме, установлены крупные штрафы за нарушение режима, согласно заявлению жителей Дубровки. Указанные заявители отказались подписывать договоры с кабальными условиями, в результате, как сообщают заявители, они были ограничены в доступе к своей собственности, посещение домов происходит ограничено, через дальний вход в поселок, жители ограничены в энергопотреблении. Как сообщил, фамилии некоторых чиновников совпадают с фамилиями проживающих в поселке лиц.

III. КОРРУПЦИЯ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Из общего количества обращений жителей Ленинского района Московской области 13% составляют жалобы на нарушение права собственности. Специфика данной категории жалоб в том, что нарушение права собственности не связано со сферой ЖКХ. Степень грубости нарушений мало чем отличается от Краснодарского края . Налицо бездействие органов власти в ответ на обращения жителей. Нижеприведенная информация данной части доклада является изложением мнений заявителей.

Согласно жалобе предпринимателя Николая Куделко, гражданина Литвы, в 2001 г. заявитель создал фирму «Дельфранж», которая занималась оптовой продажей продуктов питания, в том числе и кофе. Согласно заявлению Куделко в апреле 2007 г. по постановлению заместителя начальника ДЭБ МВД РФ у ООО "Дельфранж" был изъят товар на сумму более 2 000 000 долларов США. Согласно жалобе через несколько дней, после изъятия товара, заявитель обратился в правоохранительные органы, чтобы узнать судьбу изъятого товара, однако за возврат товара, по словам Куделко, ему было предложено заплатить 500 000 долларов США. Согласно заявлению Куделко отказался от предложения представителей правоохранительных органов, после чего в отношении заявителя было возбуждено уголовное дело. Как сообщает заявитель, дело в отношении него было сфабриковано. 16 октября 2009 года Куделко, согласно жалобе, был приговорен к шести годам лишения свободы. Однако 25 марта 2010 приговор был изменен, согласно жалобе заявителя, с Куделко была снята большая часть обвинений, срок уменьшен до трех. Со слов заявителя, только благодаря большому общественному резонансу и активной помощи консула посольства Литовской Республики в России он оказался на свободе. Важно отметить, как считает заявитель, его бизнес был ликвидирован действиями сотрудниками правоохранительных органов, так как товар был изъят и не был возвращен. Более подробная информация о деле заявителя размещена в его видеообращении в разделе «Жертвы коррупции» на сайте www. .

Согласно жалобе Голоуховой А. П. и других жителей деревни Горки, с. Остров, с. Молоково, с. Богданиха Ленинского р-на, Московской области в 1990 году все заявители стали жителями квартир в многоквартирных жилых домах, принадлежащих колхозу «Имени Владимира Ильича». В 2009 г., согласно жалобе заявителей указанные многоквартирные жилые дома были переданы в собственность коммерческой структуре.

По мнению заявителей, их многоквартирные жилые дома должны были быть переданы в муниципальную собственность . В результате, согласно жалобе заявителей, они не могут оформить свое право собственности на свои квартиры и считают, что передача их домов коммерческой структуре не исключает, по их мнению, коррупционной заинтересованности местных чиновников.

Согласно жалобе, в 2007 г. был приобретен в собственность земельный участок размером 0,21 га по адресу: Московская область, Ленинский район, Воскресенский с/о, СНТ «Бывший сад». Согласно заявлению, сделка купли-продажи была сделана по доверенности, выданной продавцом на имя, которая в свою очередь оформила договор купли-продажи земельного участка со своей дочерью Шаховой жалобе, при оформлении земельного участка были определены его границы согласно свидетельству на право собственности продавца, в котором было указано, что общая площадь участка составляет 0,21 га. Однако спустя два года, согласно жалобе заявителя, продавцом и СНТ был инициирован судебный процесс о признании сделки купли-продажи недействительной, так как якобы продавцу, согласно заявлению, принадлежало не 0,21 га, а 0,12 га земли, в связи с чем сделка, по их мнению, должны быть признана ничтожной. Однако за два года приобретателем был построен жилой дом, согласно жалобе, что, по мнению заявителя, не было принято во внимание судом. В жалобе заявитель указывает, что отношения судей при рассмотрении её гражданского дела иначе как предвзятым назвать нельзя, так как бесспорные доказательства игнорировались, а за основу решения суд взял информацию, полученную из ксерокопии документа. Заявители полагают, что в действиях судей имеется заинтересованность.

Согласно жалобе, в результате строительства 7-9-этажного 4-секционного монолитного дома по адресу: Московская область, г. Видное, ул. Заводская д. 335Ю, дом заявителя и дома его соседей приходят в негодность: на стенах появились трещины, в подвалах жилых домов началось подтопление, периодически отсутствует горячее водоснабжение , а напор холодной воды не позволяет жителям производить гигиенические процедуры и готовить пищу. Жители, согласно заявлению, неоднократно обращались в администрацию с требованием прекратить строительство дома, но администрация каких-либо действий по защите прав жителей не предприняла. Согласно жалобе заявителя существуют подозрения в заинтересованности чиновников в осуществляемом строительстве.

IV. КОРРУПЦИЯ В ИНЫХ СФЕРАХ

В настоящей части доклада эксперты приводят жалобы, в которых граждане указывают, что они стали жертвами коррупции в иных сферах. Нижеприведенная информация данной части доклада является изложением мнения заявителей.

Согласно жалобе, она является предпринимателем, осуществлявшим свою деятельность в торговом комплексе в городе Видное Ленинского района Московской области. По мнению заявителя, она и другие владельцы торговых мест в торговом комплексе обложены данью ветврачом. Согласно жалобе обращения в администрацию результатов не дали, было отказано в дальнейшей возможности работать в торговом комплексе. Подробнее история изложена в ее видеообращени в рубрике «Жертвы коррупции» на сайте www. .

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из содержания жалоб, обработанных экспертами, в очередной раз выявлены системные проблемы, характерные для всех регионов России: отсутствие гражданского контроля за деятельностью органов власти, отсутствие независимых СМИ, политической конкуренции. Так, например, согласно жалобе, им в момент исполнения полномочий депутата местного уровня была вскрыта система нецелевого использования финансовых средств получаемых от родителей, пользующихся услугами детских садов на территории района. После исследования материалов, согласно жалобе, заявитель решил обратиться с обращением в прокуратуру с целью проверки деятельности дошкольных воспитательных учреждений.

Как сообщает заявитель, прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой каких-либо нарушений законодательства не было выявлено, однако в отношении заявителя (являющегося владельцем кабельного телеканала) началось давление со стороны администрации. Согласно информации заявителя, у возглавляемого им предприятия была отобрана переданная на правах аренды студия для записи телепередач. Более того, со слов заявителя, в отношении его инициировано проведение различных проверок контролирующих органов государственной и муниципальной власти.

Ситуация усугубляется тем, что уровень коррупции продолжает расти. Особенностью Ленинского района Московской области является то, что на его территории активно действует организованная преступность, использующая методы насилия в отношении граждан, в результате чего жители района запуганы, что сказывается напрямую на их гражданской активности и способности отстаивать свои права. Таким образом, создается благоприятная почва для еще большего масштаба злоупотреблений против жителей и роста коррупции в районе.

Специалисты приемной ЧИСТЫЕ РУКИ считают необходимым развитие и поддержку гражданской активности в борьбе граждан за свои права и свободы.

Поздравляет всех тружеников этой отрасли и желает скорейшего капитального ремонта нашего общего «дома» и избавления его от разрушительной коррупции. Коррупционный р иск во взаимоотношениях граждан с ЖКХ составляет 32%, то есть ему подвергается почти одна треть россиян. Такие цифры ставят ЖКХ на пятое место по коррупционному риску среди других сфер. Экономические преступления пронизали эту отрасль до основания - от начальника Жилищно-эксплуатационного управления (ЖЭУ) до простого слесаря. Редакция , проанализировав махинации в отрасли ЖКХ, пришла к выводу, что за многие годы у коррупции в этой сфере выросли три этажа.

Третий этаж. Бытовая коррупция

Самый примитивный способ нажиться в сфере ЖКХ используют работники обслуживающих организаций. Вызывая сантехника отремонтировать сломавшийся кран, бесплатное выполнение этих работ нам уже кажется чем-то из ряда вон выходящим. Хотя дополнительная оплата услуг, кроме коммунальных платежей, нигде официально не зафиксирована, но все давно привыкли к такой ситуации. А ведь по закону ни одного дополнительного рубля жильцы не обязаны платить за ремонтные услуги. В договоре с управленческой компанией, который жильцы чаще всего в глаза не видели, прописан достаточно объемный перечень предоставляемых организацией услуг, и все эти работы уже заложены в коммунальные тарифы. Справедливости ради надо сказать, что в случае с ЖЭУ одних лишь знаний о перечне обязательных к выполнению услуг оказывается недостаточно. Практикуемая годами система стандартных ответов о нехватке средств изматывает даже тех жильцов, которые более-менее осведомлены о своих возможностях. Но пассивность жителей зачастую перерастает в их готовность к коррупционной ситуации, в которой, по их мнению, выигрывают все участники. Поощрение же такой бытовой коррупции зачастую приводит к тому, что месяцами в доме может течь крыша, подъезды — быть грязными неделями, злополучный кран — не работать несколько дней, а коммунальщики — ждать денежного стимула.

Второй этаж. Коррупция в тарифах

Эксперты считают, что 40% от суммы, которую мы платим за коммунальные услуги, уходит в карманы чиновникам. Дело в том, что в России нет централизованной тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг, что приводит к коррупции в тарифах на них. Цены формируются местными властями в каждом отдельном населенном пункте на свое усмотрение. Те же тарифы на электроэнергию, услуги телефонных компаний, за газ, тепло, воду и так далее диктуют местные монополисты, а местные чиновники утверждают. Как проходит процесс утверждения — никто не знает. Монополисты руководствуются средней нормой прибыли, а как ведутся расчеты — остается тайной. Идея централизовать тарифную политику на федеральном уровне витает давно, но всегда находятся поводы отложить столь важную проблему. Сегодня же от 8 до 20% своих заработков россияне тратят на коммунальные платежи.

Вторая «тарифная» проблема заключаются в том, что жильцы часто платят за работы, которые не были выполнены. В тарифы заложены все необходимые для нормального содержания дома коммунальные услуги, но даже половина из них порой не выполняется, а счета приходят исправно. Зачем менять трубы, делать ремонт в жилом фонде, если потребители все равно платят?

Первый этаж. Монополизм

Но самая большая коррупционная проблема сферы ЖКХ – монополизм предоставления услуг. Управляющие компании, которые являются посредниками между организацией предоставляющей услуги и жильцами домов выбирается чаще всего по субъективным признакам, а проще говоря – по родственным связям. Как утверждают СМИ в Москве, например, все акции созданных управляющих компаний отданы в доверительное управление трем вполне известным фирмам, связанным с городскими властями. В других регионах России происходит практически то же самое. Нужно ли говорить о том, что владельцы управляющих фирм являются миллиардерами? Выйти же на рынок управляющих компаний без «кумовства» почти нереально. Проблему должна была решить жилищная реформа, но, увы, вместо создания свободного рынка предоставления услуг, создана супермонополия.

Как это происходит на практике? Например, жителей новостроек в целых кварталах обязывают подписывать договора на обслуживание с конкретными управляющими компаниями. То есть, жителей еще нет, а управляющая компания, за которую они должны голосовать, уже есть. Естественно, что право выбирать будущим жильцам не предоставляют, а предлагают подписать договор с одной конкретной фирмой. Да еще и оплатить услуги надо за полгода вперед.

А, между тем, порядок выбора управляющей компании прописан в Жилищном кодексе России. По закону должно быть решение общего собрания жильцов. Но такой протокол сплошь и рядом фальсифицируется. При этом договор на обслуживание пишется в защиту интересов тех, кто будет управлять домом. Они могут установить любую оплату своих услуг, ввести дополнительные платежи – и формально вроде бы никакой коррупции, все как будто по закону. А на деле – это коррупция в самом фундаменте ЖКХ.

Возникает вопрос: а знает ли власть о вопиющей коррупции в ЖКХ и собирается ли ее побеждать? Как показывают высказывания бывшего и будущего президента Владимира Путина, на первую часть вопроса точно можно ответить утвердительно.

Высказывания Владимира Путина о коррупции в сфере ЖКХ

2001 год — «Следует разработать механизм обоснованных тарифов, который должен соответствовать экономической политике государства, необходимо четко наметить пути и направления реформы, которая не должна осуществляться за счет ухудшения условий жизни населения».

2002 год — «Вся система функционирования ЖКХ требует кардинальных изменений; главная цель реформы — это улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление»

2003 год — «Проблему ЖКХ нельзя решить поднятием административных тарифов».

2005 год — Путин потребовал прекратить «вакханалию» с тарифами на услуги ЖКХ.

2006 год — Путин недоволен ростом тарифов на ЖКХ.

2007 год — «Уже сейчас важно запустить действительно эффективные экономические механизмы, чтобы прекратить неоправданный рост тарифов».

2008 год — «Заморозить рост тарифов — это одна из проблем; изношенность коммунальных сетей составляет 80%, если система и дальше будет недофинансирована, она разрушится окончательно».

2009 год — «Государству понятно, что нужно делать для модернизации этой сферы, и эти шаги необязательно должны увязываться с повышением тарифов; спекулятивное завышение тарифов ЖКХ недопустимо».

2010 год — «Тарифы ЖКХ не должны повышаться более, чем на 25%».

2011 год — Путин требует не допускать рост тарифов в ЖКХ более, чем на 15%, а чиновников-нарушителей жестко наказывать.

2011 год — «Развитие ЖКХ не должно осуществляться за счет населения, темпы роста тарифов нужно снижать до уровня инфляции; стоимость услуг ЖКХ растет не только за счет увеличения тарифов естественных монополий, но и из-за запросов управляющих компаний — надо ввести жесткий контроль их деятельности и, в случае необходимости, по рукам давать.

2012 год — из предвыборной программы кандидата в президенты Путина 2012 года: «Мы наведем порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве. Повсеместно перейдем к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, что позволит сделать их оплату более справедливой. Региональные и местные органы власти должны организовать на территории региона, муниципалитета снабжение людей качественными коммунальными услугами и нести реальную ответственность за исполнение этой работы. Главное — тарифы будут зависеть от качества и надежности предоставления услуг…»