Материальная поддержка общественных работах безработным. Если остался без трудоустройства: понятие и меры социальной поддержки безработных граждан в России

В соответствии со ст.28 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», государство предоставляет следующие гарантии социальной поддержки безработных:

1. Выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.

3. Возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

4. Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Основной формой материальной поддержки безработных в период поиска подходящей работы является пособие по безработице – гарантированные государством периодические выплаты за счет средств, специально предназначенных на эти цели55.

В отличие от многих зарубежных стран, где предусмотрены различные сложные схемы выплаты пособия по безработице, предусматривающие значительную дифференциацию как по срокам выплаты пособия, так и по его размерам56, в российском Законе о занятости заложена достаточно простая схема.

Размеры пособия по безработице дифференцируются в зависимости от стажа работы граждан, признанных безработными, за последние 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Минимально необходимый стаж работы – 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). Если нет минимального стажа работы, пособие устанавливается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям и имеющим минимально необходимый стаж работы, устанавливается, согласно ст.30 Закона о занятости, в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующих размерах:

В первые три месяца безработицы – в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

В следующие четыре месяца – в размере 60 процентов;

В дальнейшем – в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице, установленное в размере не выше 100 рублей, увеличивается на величину районного коэффициента.

При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

Тем гражданам, которые подверглись воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в размере от 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке (но не ниже 50 рублей), до 40 процентов этого минимума (но не ниже 200 рублей) в зависимости от зоны проживания.

Сегодня наряду с Законом о занятости действует ряд иных законов, которые предусматривают особенности, касающиеся выплаты пособия по безработице отдельным категориям граждан.

Так, для обеспечения социальной защиты работников конверсируемых организаций, высвобожденных в связи с проведением конверсии, период получения пособия по безработице на основании решений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления может продлеваться на срок более двух лет57.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах Государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе58.

Из пособия по безработице производятся все виды удержаний в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Условия и сроки выплаты пособия по безработице. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Для граждан, которые впервые ищут работу (ранее не работали), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными. Тем гражданам, которые были уволены из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата и признаны в установленном порядке безработными, но не были трудоустроенными в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата с учетом выходного пособия, пособие по безработице выплачивается начиная с первого дня по истечении указанного периода.

В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы, безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

Тем гражданам, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста, продолжительность периода выплаты пособия по безработице, согласно ст.32 Закона о занятости, увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Законодательством предусмотрены случаи, когда выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена либо его размер сокращен органами службы занятости.

Так, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

Признания гражданина занятым;

Прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

Длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

Переезда безработного в другую местность;

Попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

Осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

Назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

Отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

Отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы;

Явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Факт опьянения устанавливается работниками органа по вопросам занятости и подтверждается составленным ими актом (с указанием даты, места и времени его составления). При необходимости факт состояния опьянения может быть установлен путем проведения медицинского освидетельствования и подтвержден соответствующим заключением59;

Увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

Нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

Самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты этого пособия и не засчитывается в общий трудовой стаж.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

Отпуска по беременности и родам;

Выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

Призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей. Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:

Неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

Отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Следующим видом социальной поддержки безработного является стипендия, выплачиваемая гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости.

Согласно ст.23 Закона о занятости профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

Невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

Необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

Гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами60.

Размеры стипендии определяются следующим образом:

Уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) – в размере 75 процентов от их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины этого прожиточного минимума. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 рублей;

Стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, ищущим работу впервые (ранее не работавшим), а также уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель – в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендия, установленная в размере не выше 100 рублей, увеличивается на величину районного коэффициента;

Утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания – за счет средств соответствующих организаций-работодателей в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины этого прожиточного минимума. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 рублей. При наличии у гражданина, проходящего профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, лиц, находящихся на его содержании, размер его стипендии повышается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер повышения стипендии не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, при прохождении ими профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости в указанных районах и местностях средняя заработная плата для начисления стипендии рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях. Тем гражданам, которые подверглись воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признаны в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном на 20– 100 процентов размере в зависимости от зоны проживания. Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку, стипендия начисляется с первого дня их обучения.

Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

Органы службы занятости при необходимости могут также оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность61.

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством Российской Федерации о занятости населения периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного, органы службы занятости, согласно ст.36 Закона о занятости, могут оказывать в период его безработицы материальную и иную помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания62.

К лицам, находящимся на содержании безработного, относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся – 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и состоящие с ним в родстве.

К лицам, находящимся на содержании безработного, не относятся лица:

Получающие стипендии, пенсии и пособия по безработице;

Находящиеся на государственном содержании (учащиеся профессионально-технических училищ, воспитанники детских домов и домов ребенка);

Учащиеся специальных школ и дети, находящиеся в домах-интернатах, за содержание которых с опекунов не взимается плата, а также в интернатах при школах с полным государственным обеспечением.

При необходимости органы службы занятости могут оказывать материальную помощь гражданам, направленным ими на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам – в других организациях.

Под общественными работами согласно ст.24 Закона о занятости понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Представляется, что было бы полезным использовать в нашей стране опыт развитых стран, где на общественных работах достаточно широко применяется труд интеллигенции, причем чаще всего без прохождения переквалификации. Граждан с высшим образованием трудоустраивают на должности руководителей различных участков общественных работ, в исследовательские группы, органы образования, здравоохранения и т.д.63

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, также имеют право на участие в общественных работах.

Особенностью срочного трудового договора об участии гражданина в общественных работах является то, что этот договор может быть расторгнут досрочно при устройстве на подходящую постоянную или временную работу.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, основанием для выплаты которого является уведомление работодателя о приеме на работу, а также ежемесячно выдаваемая им справка о фактически отработанном времени.

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

В соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным Правительством Российской Федерации64, общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:

Строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

Проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

Заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

Строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

Обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

Эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

Озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

Уход за престарелыми, инвалидами и больными;

Обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;

Организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

Проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.).

Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения, при необходимости, средств субъектов Российской Федерации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте общую характеристику системе законодательства, регулирующего вопросы занятости населения.

2. Что такое занятость и какие категории населения считаются занятыми?

3. Назовите субъектов, участвующих в обеспечении занятости граждан в РФ.

4. Охарактеризуйте основные функции государственной службы занятости.

5. Дайте определение понятия подходящей работы.

6. Раскройте порядок признания гражданина безработным.

7. Кто такой безработный и каков его правовой статус?

8. Перечислите основные права и обязанности безработного.

9. Какова ответственность безработного за нарушение законодательства о занятости?

10. Как определяется размер пособия по безработице?

11. Назовите условия назначения и выплаты (прекращения, приостановления выплаты) пособия по безработице.

12. Что такое общественные работы?

13. Каким образом осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации в системе органов службы занятости или по их направлению?

14. Как определяется размер стипендии при обучении по направлению органов службы занятости?

15. Как профсоюзы участвуют в обеспечении занятости населения в РФ?

Все мы стремимся обрести работу, чтобы обеспечить себя и свою жизнь определенными благами. Карьерный рост, высокая зарплата - все это непременно радует нас изо дня в день, но при этом никто из нас не застрахован от безработицы. Что делать, если возникла такая проблема.

Обращаемся к закону!

Итак, остаться безработным - это вовсе не означает, что жизнь на этом закончена и что человек не имеет определенных гарантий и прав. Вовсе наоборот, действующее законодательство спешит защитить такую категорию граждан. Для этого есть специальный закон "О занятости населения", который регламентирует данный процесс. Если человек потерял свою работу по причине расформирования предприятия, его реструктуризации или же в процессе ликвидации, он имеет право обратиться в соответствующий орган за назначением ему пособия по безработице. Это определённая выплата от государства, которая осуществляется на расчетный счет такого гражданина в установленном законом порядке.

Это вариант защиты, который обеспечивает помощь до того момента, как безработный получит новое рабочее место. Такая выплата помогает человеку "продержаться на плаву" в процессе поиска работы, хотя ее размер не так высок. Однако это лучше, чем ничего, в условиях нынешнего экономического кризиса, ведь каждая копейка для человека играет роль.

Куда обратиться?

Стоит отметить, что уполномоченным органом для осуществления таковых выплат является Государственный центр занятости после официального увольнения. Гражданин должен обратиться в данный орган за получением статуса безработного. Для этого он подает пакет документов, включающий в себя:

  1. заявление по установленной форме;
  2. приказ на увольнение или сокращение в связи с ликвидацией и реорганизацией предприятия;
  3. копию трудовой книжки с записью соответствующего характера;
  4. если у человека менялась фамилия или же любая информация о его персоне, он обязан предоставить дополнительные документы (например, справки с места жительства и так далее), подтверждающие такие изменения.

После этого, на каждого безработного заводится определённая карточка, которая и будет основанием для начисления будущих выплат.

Критерии безработицы

Основным фактором, дающим право на определённую помощь от государства, является отсутствие любых официальных доходов у гражданина, а также зарегистрированных трудовых или гражданско-правовых договоров. То есть человек не должен быть официально трудоустроенным где-либо на какой-либо должности. Есть ли же в базе трудовых ресурсов или же налогового учета специалисты найдут такого рода информацию, в этом случае человек потеряет статус безработного и должен будет возместить потраченные государством средства на его содержание.

Получение статуса безработного

Государственная служба занятости начинает предоставлять услуги по поиску работы для такого человека. Безработный имеет право претендовать на получение должности, которая соответствует предыдущей в плане трудовых обязанностей. Для этого специалист центра занятости рассылает уведомления потенциальным работодателям, а также размещает резюме на государственном сайте этой службы специалистов-соискателей. В процессе сотрудничества с такой структурой будут привлекаться специалисты PR-агенты, которые помогут человеку научиться:

  1. правильно позиционировать себя на рынке труда;
  2. помогут правильно вести собеседование, подчеркивать свои основные преимущества;
  3. научат заинтересовывать работодателя в своей кандидатуре.

Стоит отметить, что видеоконференции, а также записи своего резюме вы сможете также рассылать по специальным сайтам потенциальных работодателей, что повысит ваш шанс на скорейший поиск работы. Также важно понимать, что соискатель не должен оставаться равнодушным к процессу поиска работы и надеяться только на государство. Со своей стороны также нужно быть готовым искать работу и выполнять все обязанности, которые законодатель возлагает на безработного. К их числу стоит отнести:

  1. Своевременную явку на переговоры с работодателем по направлению от центра занятости;
  2. Посещение семинаров и тренингов;
  3. Составление резюме;
  4. Поиск работы;

В случае невыполнения этих обязательств гражданин может быть привлечен к определенной ответственности или лишен статуса безработного.

Гарантии для безработных

Но это еще не все возможности данной структуры. Если вакансии по вашему профилю длительное время нет, вы имеете возможность получить переквалификацию за счёт бюджетных средств. Это обучение на новых специальностях, которые очень востребованы на рынке труда. При этом вы, как безработный, будете получать на период обучения стипендию, поэтому от вас требуется только хорошая успеваемость, желание и стремление к получению новых навыков и обретению новой профессии. Многие из тех, кто не нашел себя на рынке труда, смог все же обрести новую специальность и самореализоваться в данном русле. Вы также можете оказаться в числе таковых.

Многие боятся сменить место работы на более отдаленное. Это понятно, ведь вам предстоят дополнительные траты. Но и здесь есть государственные гарантии, позволяющие получить необходимую компенсацию. Это и возможность оплаты за участие в общественных работах на добровольных началах, которую можно получить одновременно с пособием, и возможность бесплатного медицинского освидетельствования, которое необходимо в процессе направления на учебу.

Кроме этого, безработным, а также членам их семей законодательство гарантирует материальную помощь и возмещение расходов, связанных с переездом в другую местность с целью трудоустройства. Вы сможете рассчитывать на возмещение некоторых расходов, возникающих во время обучения безработного в отдаленной местности по направлению от вашего места жительства. Это могут быть также затраты, связанные с проживанием и проездом.

Если вы желаете начать свое дело, но никогда не пробовали открыть свой бизнес, вам также могут в этом помочь. Постоянные тренинги, консультации и даже обучение помогут вам выбрать то дело, которое наиболее вам нравится и будет приносить вам прибыль.

Стоит отметить, что часто безработные находятся в таком состоянии, как профессиональное выгорание, апатия к выполнению служебных обязанностей. Это только небольшой перечень тех негативных явлений, с которыми могут столкнуться работники в процессе превышения объема необходимых рабочих задач. Что делать в этом случае? Здесь помогут специалисты, которые подскажут, как вам абстрагироваться от тяжелых мыслей, настроиться на работу и снова поверить в себя.

Так что жалеть себя можно долго, но не зная своих прав и гарантий, вы не сможете себя защитить. Необходимо просто работать, искать пути решения такой проблемы и начинать именно с минимального перечня гарантий, которые закреплены государством.

Обязанности безработного

Получая такой статус, человек начинает активный поиск потенциального рабочего места совместно с центром занятости. При этом специалист назначает ему регулярное посещение PR менеджеров и других специалистов для повышения ликвидности на бирже труда. Необходимо отметить, что человек должен безукоризненно следовать всем указаниям, которые дает ему Центр занятости. Недопустимо пропускать собеседования и нельзя переносить их без уважительной причины. К последним стоит отнести болезнь, выезд на другое место жительства, что должно быть подтверждено соответствующими документами, например, больничным листом.

Предупреждать о смене обстоятельств также необходимо заранее, в противном случае это будет расценено, как неуважение или халатное отношение к своим обязанностям. Что уж говорить о постоянных прогулах собеседований, которые также не уменьшают шанс встречи с потенциальными работодателями. Если человеку выписывается специальное направление на трудоустройство, тогда он не имеет права отказываться от предложенной вакансии более трех раз, так как в этом случае выплата пособия будет приостановлена.

Таким образом, если вы всё же оказались в статусе безработного, не знаете, что вам делать и как быть, тогда спешите воспользоваться услугами Государственного центра занятости, как одним из шансов вернуть себе работу и уверенность в себе!

Государство обязано заботиться о наиболее уязвимой категории своих граждан, гарантировать свою поддержку.

Ведь безработица оказывает очень сильное негативное влияние на человека (и в целом на общество), попавшего в тяжелую социальную и экономическую ситуацию.

Такой человек часто становится конфликтным, неуверенным в себе, появляется неадекватная самооценка, потому что у него резко меняется привычный образ жизни. Могут даже появиться психические нарушения и возникнуть мысли о самоубийстве. Вот поэтому очень важна социальная поддержка людям, которые оказались в ситуации безработицы.

Регулируется такая поддержка следующими документами:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон «О занятости населения в РФ» №1032-1 от 29.07.2017 г.
  • Трудовой Кодекс РФ.

На какую помощь может рассчитывать россиянин, оказавшийся без работы?

Государственная служба занятости создана в 1991 году. Она осуществляет социальную поддержку безработным по двум основным направлениям:

  • Материальная помощь с целью обеспечить элементарные (минимальные) условия для выживания. Она строго ограничена временными рамками, стимулируя безработного к поиску работы.
  • Содействие в трудоустройстве.

По сути, службы занятости (местные Центры занятости) несут ответственность за грамотную социально-правовую защиту безработных в России.

Как оценивается эффективность деятельности службы занятости РФ?

Эффективность деятельности Центров занятости можно оценить с помощью двух критериев:

  1. Результат, которого добились относительно поставленной цели, востребованной в данный момент на рынке труда.
  2. Показатель, основанный на соотношении полученных результатов с теми затратами, благодаря которым и были они достигнуты (с учетом качественной характеристики).

В идеале, большая часть материальных средств службы занятности должна быть направлена на создание новых (или дополнительных) рабочих мест, на субсидирование открытия собственного дела, на профессиональную переподготовку.

Эффективность службы можно еще оценить по следующим показателям:

Условия получения пособия по безработице

Для того чтобы получать социальные выплаты, нужно подходить под :

  • трудоспособный возраст, но нет заработка;
  • готовность в любое время приступить к работе, а также самостоятельный поиск работы.

Право получать социальную поддержку граждане имеют в случаях:

  • были уволены с прежней работы по причине ликвидации предприятия;
  • уволены из-за сокращения штатов или численности;
  • бывшие индивидуальные предприниматели, которые снялись с учета в ЕГРН;
  • ранее не работавшие, то есть, впервые ищущие работу;
  • граждане, желающие трудоустроиться после длительного перерыва.

Гарантии

Для лиц, обратившихся в службу занятости

Гарантируется бесплатное информирование о вакансиях на рынке труда, содействие в трудоустройстве (при этом сохраняется свобода выбора рода деятельности), содействие в переезде в сельскую местность (для работы по направлению службы занятости), только по желанию обратившегося.

В течение 10 дней с даты обращения Центр занятости обязан предложить, как минимум, 2 направления на работу и профессиональные курсы. Бывает, что служба занятости не может предоставить подходящую работу в течение этого срока. Если не нашлось подходящей вакансии, то обратившийся гражданин получает статус безработного (о том, какие документы нужны для получения статуса и о требованиях для признания безработным, читайте ).

Для тех, кто получил соответствующий статус


С получением статуса безработного (с самого первого дня) гарантируется , стипендии, участие в оплачиваемых общественных работах, также помимо различных профессиональных переподготовок оказывается содействие в самозанятости (открытие своего дела).

Оказывается помощь в социальной адаптации, психологическая поддержка, бесплатное медицинское освидетельствование (в случае направления на обучение).

Предоставляются ли компенсации?

Осуществляется компенсация затрат, связанных с переездом на работу в другую местность (предложенную службой занятости). Также предоставляется компенсация работникам, которые высвобождаются из организаций.

Меры государственной помощи и содействия в трудоустройстве

Социальная поддержка безработным (ст. 28 закона РФ «О занятости населения») выглядит таким образом:


Основной материальной поддержкой является, безусловно, .

Зависит от продолжительности периода безработицы, причины увольнения, величины заработка, стажа и категории безработного.

Государством разработаны программы (реализуемые через Центры занятости), которые помогают повысить уровень трудоустройства, оказывается квалифицированная помощь специалистами центра при подборе наиболее подходящей работы.

Заключение

В итоге можно сделать вывод, что система социальной поддержки в Российской Федерации достаточно хорошо развита. Социальная поддержка оказывается всем нуждающимся категориям безработных граждан, попавшим в трудную жизненную ситуацию (из-за отсутствия работы).

Финансирование материальных выплат (пособий и стипендий) происходит за счет средств федерального бюджета. Центры занятости постоянно расширяют контакты с различными предприятиями – потенциальными работодателями. Периодически проводятся специализированные ярмарки вакансий, где предлагают временную работу для женщин и для молодежи.

30. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ

Основной нормативный правовой акт, регламентирующий выплату пособия по безработице, – Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», принятый в 1991 г. и затем изложенный в редакции от 20 апреля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Существуют следующие гарантии социальной поддержки безработных:

1 . Выплата пособия по безработице.

2. Выплата стипендии.

3. Возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

4. Возмещение затрат в связи с добровольным переездом для трудоустройства в другую местность по предложению органов службы занятости.

Для безработных предусмотрены следующие выплаты:

1 . Пособие по безработице;

2. Оплата безработным периода временной нетрудоспособности.

Эти выплаты осуществляются за счет средств бюджета. Право на их получение при соответствующих условиях имеют граждане, признанные в установленном порядке безработными, т.е. имеющие статус (правовое положение) безработных.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы на бирже труда в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ. Безработным признается также инвалид, имеющий трудовую рекомендацию и заключение о характере и условиях доступного для него труда, выданное в установленном порядке, но не имеющий работы, ищущий ее и готовый приступить к ней.

Не признаются безработными следующие граждане:

Не достигшие 16-летнего возраста;

Которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по старости или пенсия за выслугу лет;

Отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации на бирже труда в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы (включая работу временного характера); впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы;

Не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации на бирже труда в целях поиска подходящей работы для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный законодательством, для регистрации их в качестве безработных;

Осужденные к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Основанием для выплаты пособия по безработице является признание гражданина в установленном порядке безработным. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным, и пособие начисляется с первого дня такого признания.

Из книги Бразильская герилья [Краткий учебник городского партизана] автора Маригелла Карлос

НАРОДНАЯ ПОДДЕРЖКА Один из постоянных моментов деятельности городского партизана состоит в его сопричастности с делами народа, что позволяет ему получать народную поддержку.Там где правительственные действия становятся абсурдными и коррумпированными, городской

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Терроризм и террористы. Справочник автора Жаринов Константин Вячеславович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как пособия для неимущих и безработных в США сказываются на статистике смертности? Группа социологов из Калифорнийского университета провела анализ около 32 миллионов свидетельств о смерти, выданных в США с 1973 по 1988 год. Оказалось, что в первых числах каждого месяца

Из книги Основы партизанской войны автора Автор неизвестен

Иностранная поддержка Иностранная поддержка может оказываться как правительствами, так и неправительственными организациями (в том числе и нелегальными).Такая поддержка может выражаться в предоставлении возможности базирования и подготовки партизанской армии,

Из книги Как написать повесть автора Воттс Найджел

Глава 14. Поддержка Даже если работаешь изо всех сил, работа над повестью редко длится короче, чем пол - года. Только немногие умеют одним махом, и не теряя энергии, написать больше, чем несколько страниц за один раз, поэтому путешествие к станции с триумфальным названием

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем виде социальная структура – одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и

Из книги Трудовое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

17. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНЫХ И ПРАВИЛА ИХ РЕГИСТРАЦИИ Безработными признаются граждане, которые: являются трудоспособными по возрасту и состоянию здоровья (достигли 16 лет и не получают пенсию по старости или за выслугу лет); не имеют работы и заработка, при этом не

Из книги Руководство пользователя Cool Reader автора

18. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ 1) Право на бесплатную профессиональную ориентацию (Положение «О профессиональной ориентации и психологической подготовке населения в РФ»). Такое право предоставляется не только безработным, но и: учащимся общеобразовательных

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Поддержка словарей Cool Reader может вызывать внешние программы-словари для перевода слов.Поддерживаемые словари (могут быть установлены из Market):

Из книги Большой атлас целительных точек. Китайская медицина на страже здоровья и долголетия автора Коваль Дмитрий

Глава 3. ПУТЬ К ОТВЕТСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ Достойная социальная поддержка граждан – залог их доверия к власти 1. Общая характеристика социальной ситуации в России Социальная ситуация в России сложилась в процессе либеральных реформ централизованной

Из книги Все о правах работника и обязанностях работодателя автора Богданова Н.

Психологическая поддержка самомассажа Во время этого упражнения на начальном этапе никаких психологических настроев можно не производить! Упражнение не требует никаких принудительных мыслей, и они даже мешают. Шлепки полностью захватят ваше сознание, доставят

Из книги Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить автора Прессфилд Стивен

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Из книги автора

Условная или безусловная поддержка Люди с наличием хоть чуть-чуть разума в передней голове всё-таки стараются принимать сторону вакцинации, понимая, что если и есть некий процент возможных негативных явлений, то он нивелируется общей пользой. Странно, но эта группа

Меры социальной поддержки Меры социальной поддержки безработных граждан

Система мер социальной поддержки и льгот безработным гражданам установлена Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в дальнейшем по тексту - Закон N 1032-1) и включает:

  • Пособие по безработице , в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
  • Дополнительное пособие безработным, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС и зарегистрированным в установленном порядке.
  • Стипендию безработным гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.
  • Единовременную субсидию безработным гражданам для создания собственного бизнеса .
  • Возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
  • Досрочное назначение пенсии.
  • Социальную материальную помощь.

Согласно пункту 1 статья 3 Закона N 1032-1 “Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней”.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы установлены Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона N 1032-1 время, в течение которого гражданин в законодательно установленном порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных обязанностей, не прерывают его трудового стажа.

В целях профессиональной переориентации безработного органы службы занятости организуют профессиональное обучения и получение дополнительного профессионального образования с выплатой стипендии в размере, исчисленном в соответствии со статьей 29 Закона N 1032-1.

В рамках реализации региональных программ содействия развитию предпринимательской деятельности и самозанятости безработный имеет право также на получение единовременной субсидии для создания собственного бизнеса на конкурсной основе.

На региональном уровне предусматриваются меры дополнительной социальной материальной помощи безработным. Например, в Москве безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, оказывается материальная поддержка в виде выплаты материальной помощи в случае наступления временной нетрудоспособности, а в период безработицы безработному гражданину в случае смерти члена семьи безработного или одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного оказывается единовременная материальная помощь в виде денежных выплат.

  • Меры социальной поддержки и льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
  • Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
  • Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО "Маяк"