Государственный аппарат: понятие, структура. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности

Государство как субъект управления

Понятие и структура государственного аппарата

Функции государства Проблема «перенапряжения» государства

Для выяснения сущности и рационализации государственного управления необходимо понимание государства как субъекта управления, ибо процесс государственного управления есть реализация специфических функций государства посредством управляющих воздействий на общество государственного аппарата.

На определенном этапе развития общества, когда сохранять его целостность и обеспечивать совместные действия, полагаясь на добровольное подчинение общеобязательным нормам, стало невозможным, потребовалось создание специальных институтов для выполнения управленческих функций в обществе и согласования конфликтующих интересов различных групп, своего рода «арбитра», координатора, регулировщика в одном лице, которое бы олицетворяло общую волю и определяло общее благо. С появлением в обществе системы институтов, выполняющих данные функции, формируются государство, государственный аппарат.

Государственный аппарат: понятие, структура

Государственный аппарат - основное звено механизма государства, обеспечивающее повседневную работу системы органов власти и управления по осуществлению практических мер, направленных на реализацию функций государства. Имеет структуру, соответствующую базовым функциям государства.

Структура госаппарата - это совокупность государственных органов власти и управления и государственных служащих, занятых в госорганах, наделенных властными полномочиями для реализации функций государственной власти всех видов - законодательной, исполнительной, судебной. В широком смысле госаппарат включает не только собственно органы государственной власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруженные силы, правоохранительные или иные органы принуждения. В более узком смысле под госаппаратом часто понимается совокупность административных органов власти, выполняющих исполнительно-распорядительные функции управления государством.

Госаппарат практически организует всю исполнительную работу, реализует принятые в обществе норм и правил, принимает меры, обеспечивающие функционирование как всей системы государственных органов (отдельно каждого и в их совокупности), так и самого государства. Через него проходят ответные реакции взаимосвязи общества и власти, посредством его вырабатываются необходимые мероприятия государственного регулирования всех сфер жизнедеятельности населения страны.

На деятельность госаппарата в силу общественной природы его властной сущности оказывают влияние всевозможные факторы экономического, политического, социального, культурного, исторического и иного характера. Причем, происходящие в нем функционально-структурные изменения с неизбежностью требуют его совершенствования в целях адаптации к происходящим в обществе процессам, способности государственных служащих адекватного реагирования и влияния на них. Тенденции к увеличению численности работников госаппарата, расширению объема функций и полномочий ведут к возрастанию его влияния в обществе. В этой проблеме таится опасность бюрократизации форм работы и отношений как внутри самого госаппарата, так и между различными органами государства, их системой и обществом.



Правовые формы госаппарата имеют властный характер и реализуются в общеобязательных предписаниях, направленных к определенным адресатам.

В организационно-управленческой деятельности госаппарат стремится к наибольшей эффективности своей работы и в этой связи находится в постоянном поиске и внедрении новейших управленческих технологий, совершенных методов организации труда, ведет разработку рекомендаций по обмену и распространению опыта «аппаратной» работы.

Итак, госаппарат имеет следующие черты : обладает властными полномочиями, осуществляет от имени государства его задачи и функции, имеет определенную компетенцию и сферу ответственности, характеризуется определенной структурой, образуется в порядке, установленном законом.

Первичным системообразующим элементом государственно-управляющего воздействия на общество является государственный орган .

Государственный орган (англ. state body, грея, organon - орудие, инструмент) - учрежденное в установленном (официальном, юридическом) порядке образование, выполняющее от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые составляют предмет его ведения), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности).

Государственным органом может быть одно должностное лицо (институт президента) или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

Сущность государственного органа, его характер можно определить как целостную совокупность составляющих компонентов:

политического (государственно-властный характер),

социологического (предназначение решать общезначимые дела, задачи, ориентация на потребности и интересы социума),

юридического (принимает нормативные правовые акты, осуществляет правоприменительную и правоохранительную деятельность), административно-управленческого (выполняет функции, стоящие перед государством на определенном участке руководства обществом в безусловном, императивном порядке, наделяется для этого необходимыми средствами).

Что означает установленный порядок образования государственного органа?

Это означает, что любой государственный орган имеет правую, законодательную основу, получает соответствующий правовой статус после издания законодательного акта как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, после принятия об этом органе положения, утвержденного указом Президента РФ, главой администрации и т.д.

В положении - нормативном, основополагающем учредительном акте - устанавливаются задачи, обозначаются специальная компетенция, функции и полномочия, т.е. в целом то, что должен и может осуществлять госорган, оправдывая свое предназначение.

Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера. Внешние регулируют его связи с другими органами по горизонтали и вертикали власти с обществом, зарубежными структурами и т.д. Внутренние полномочия регулируют деятельность внутри своей организации (прием на работу, руководство конкретными подразделениями, кадровым, материально-техническим, финансовым обеспечением и др.). Госорган принимает нормативные правовые акты, осуществляет правоприменительную и правоохранительную деятельность. Его правовой статус состоит из трех блоков: целевого, организационно-структурного и компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности.

Понятие «орган» является частью более широкого понятия «организация». Организация - это совокупность людей, их коллектив; организация предполагает деятельность этих людей, направленную на достижение определенных целей и решение конкретных задач. Всякая организация совершает свои действия через образуемые ею органы. Поэтому орган - это часть организации, реализующая ее функции по ее поручению.

Государственно-управляющее воздействие на общество реализуется только через совокупность государственных органов, а само государство выступает как консолидирующий субъект управления, как система организационно-правовых форм составляющих ее субъектов управления.

Государственные органы - это совокупность всех субъектов государственно-управленческой деятельности, включая субъекты государственной власти, а также органы государственного управления, которые создаются как рабочий механизм представительной, исполнительной и судебной власти - государственный аппарат, обеспечивающий их лучшую организацию и функционирование.

Все субъекты управления обладают рядом универсальных признаков, в которых проявляется их сущность. Каждый субъект управления:

Выражает интересы определенной социальной общности - народа, класса, социальной группы и т.д. Иерархия интересов, отражающая целостность общества, реально претворяется в жизнь сложной системой субъектов госуправления, преодолевающих возможные противоречия (и существующие) во имя достижения общезначимых социальных целей;

Является системно организованным, ему свойственны черты любой социальной системы, прежде всего - корреляция в структуре, функциях, деятельности как неизбежный ответ на изменения объекта управления;

Имеет присущие ему определенные, отражающие общесистемное разделение труда функции, но во всех случаях выполняет в том или ином наборе такие управленческие функции, как прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль;

Обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный (структурный) компонент;

Занимает строго определенное место в иерархии государственного аппарата, принимает строго определенные виды решений.

Будучи во многом схожими между собой, субъекты управления довольно существенно различаются по формам построения, степени юридического основания, по сочетанию принципов коллегиальности и единоначалия, профессиональных и общественных начал, выборности и назначения на должности по методам и формам деятельности, пределам ее регламентации. Перечисленные различия обусловливают специфику государственных организаций. Познание специфики, особенностей субъектов управления позволяет разграничить и сочетать их функции, полномочия, избежать дублирования воздействия множества субъектов по отношению к одному и тому же объекту.

5.2. Функции государства и государственного управления

Функции государства - это виды управляющего воздействия на общество со стороны органов государственной власти и должностных лиц, главные направления их деятельности или, иными словами, государственная политика - внутренняя и внешняя.

Среди функций государства целесообразно выделить прежде всего те, которые выражают его сущность во все времена, у всех народов. Ради этих видов деятельности люди и создали государство, аппарат управления и согласились поддерживать его материально, морально, обеспечивать ресурсами, выполнять его установления. Через эти функции государство выполняет свое главное предназначение - удовлетворять насущные потребности и интересы людей.

Потребности (от слав, потреба, треба - нужда, необходимость) категория, фиксирующая свойства, присущие людям: объективная нуждаемость во внешних и внутренних условиях, средствах для поддержания жизни, требующая удовлетворения.

Если принять за основу типологию потребностей, предложенную А.Маслоу, то можно различать пять уровней в иерархии потребностей.

На самом нижнем (первом) уровне - физиологические: в пище, жилище и т.д., что сегодня условно определяется как потребительская корзина. Задача государства - помочь человеку ее наполнить. Разумеется, сила и авторитет государства находятся в прямой зависимости от объема и содержания потребительской корзины, равно как и от степени удовлетворения более высокого уровня потребностей.

Следующий (второй) уровень в иерархии потребностей - необходимость безопасности (физической, социальной, экологической, психологической), связанной с уверенностью в наличии контроля за происходящими событиями.

Третий уровень - потребность в общении. Человек - существо социальное, он может жить и развиваться только среди себе подобных, а государство должно помочь каждому человеку, гражданину адаптироваться в обществе, усвоить культуру, традиции, нормы общежития, найти свое место, т.е. обеспечить условия для социализации личности.

Четвертый уровень - потребность в самоутверждении. Человек не просто ищет общения, а стремится к духовно близким людям, единомышленникам, любимым, чтобы рядом и вместе с ними утвердиться как личность. Идентификация с каким-либо социальным (политическим, религиозным и т.п.) сообществом помогает человеку снять психологическое напряжение от чувства неопределенности в житейских ситуациях, дает ощущение уверенности в себе и эмоционального подъема от принадлежности к активной группе единомышленников (чувство локтя).

Пятый уровень - потребность человека в творческой самореализации, чтобы весь имеющийся потенциал, способности человека были востребованы и реализованы.

Считается, что на каждом уровне поведение человека обусловлено потребностями данного уровня. Будучи удовлетворенными, они уступают место потребностям следующего уровня, рождают новые интересы. Интересы - это потребности, ожидания, надежды, адресованные какому-либо социальному институту, учреждению, способному их удовлетворить.

К сущностным (базовым) функциям государства относятся:

Обеспечение (охрана) целостности и стабильности общества, его территории.

Создание и обеспечение правовой системы как совокупности взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения.

Создание и обеспечение условий для развития всех сфер общественной жизнедеятельности.

Охрана правозаконности во взаимоотношениях власти и общества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина.

Координация (согласование) потребностей и интересов социальных слоев общества, определение приоритетов в его развитии.

" Обеспечение общенациональных интересов в мировом сообществе.

На рис. 5.1 схематически приводятся основные функции государства и государственного управления.

Рис. 5.1. Базовые функции государства

Другой вид функций государства составляют те, которые обусловлены конкретно-временными условиями, обстоятельствами. Принимая вызов времени, государство вынуждено брать на себя дополнительные, новые задачи, виды деятельности, что Увеличивает нагрузку, напряжение на госаппарат, но что необходимо для сохранения стабильности и развития общества в изменившихся условиях.

Распад СССР, провозглашение независимости России означали для общества новый - переходный - период его жизнедеятельности.

Переходным периодом принято называть время, в течение Которого преодолевается дистанция от исходного качественного с°стояния общества к его новому качественному состоянию1.

Точка отсчета переходного периода - наличие кризиса общественно-политической системы, условие и показатель его окончания - стабилизация экономики, политических структур, тенденция к снижению всех негативных общественных явлений, связанных с уровнем материального обеспечения людей, продолжительностью жизни, детской рождаемостью, смертностью, преступностью и т.д.

В новых условиях у государства появляются новые проблемы и функции. В самом общем виде их можно определить так:

1. Завершение формирования государственности РФ со всеми необходимыми атрибутами (границы, гражданство, законы, финансы, деньги и т.д.).

2. Создание организационно-правовых условий для развития и укрепления отношений между различными формами собственности, становления современной рыночной экономики.

3. Развертывание и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивый и надежный демократизм общества и государства, формирование новой политической системы.

4. Создание социальных и административно-правовых регуляторов, гарантирующих конституционно провозглашенный комплекс прав, свобод граждан, повышение благосостояния людей, развитие науки, образования, защиту среды обитания и т.д.

Переход к рыночной экономике, либерализация и развитие рыночных отношений породили в сознании и практике правящей элиты первой «волны» переходного периода абсолютизацию стихийной саморегуляции рынка и, как следствие, негативное отношение к управлению, попыткам свести к минимуму объем государственного воздействия в экономической и социальной сферах. Жизнь не подтвердила справедливость такой установки. Разгосударствление, приватизация, акционирование, появление частной собственности, местное самоуправление - эти и другие общественные явления, свидетельствующие о начавшейся либерализации экономики, демократизации отношений, проявляются не сами по себе, не стихийно, они требуют государственной регуляции, поддержки, защиты, контроля. Роль государства как основного субъекта управления сохраняется.

В то же время многие трудности переходного периода вызваны слабой проработанностью правовых актов управления и недостаточной подготовленностью системы исполнительной власти для решения новых социальных задач на основе новых подходов. Дальнейшее продвижение общества от централизованной экономики к рыночной, от авторитарного режима к демократии требует от аппарата управления уже в ближайшее время решения непростых задач, выполнения дополнительных функций, таких как:

Найти и обеспечить баланс в отношениях с монополиями, частными фирмами, предпринимателями, общественными организациями, гражданами;

Законодательно обеспечить статус всех органов исполнительной власти как целостной системы управления в масштабах всей Федерации;

Законодательно урегулировать и обеспечить единый, в рамках всей страны публично-правовой институт государственной службы;

Наладить систему государственно-правового и гражданского контроля за реализацией Конституции РФ, прав граждан, обеспечить ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение законодательства.

Среди функций и задач государства целесообразно выделить еще один их вид - дополнительно взятые государством обязательства и как следствие связанную с ними деятельность по компенсации социальных дефицитов и экономического дисбаланса в обществе.

В числе факторов, порождающих и расширенно воспроизводящих социальную напряженность, уже в первые годы перестройки проявился фактор политической нестабильности. Экономические и социальные проблемы приобрели в сознании людей ярко выраженную политическую направленность. Недовольство людей растущей стоимостью жизни трансформировалось в негативное отношение к существующим структурам власти. Разрешение и устранение конфликтов, нахождение компромисса в каждой конкретной ситуации стало важнейшим императивом государственной власти и во многом обусловило появление современней парадигмы развития Российского государства как социального.

Современное государство демократического типа берет на себя ответственность за социальное благополучие, консолидацию общества, развитие в нем человеческого потенциала, обеспечение равных стартовых возможностей всем гражданам для осуществления их экономических, политических, социальных, духовных интересов. Безусловно, что сильная социальная политика вполне соотносится с базовой целью государства - достижением равновесия, стабильности, целостности и динамизма общественного развития.

Уместно задаться вопросом: не приведет ли расширение государственной компетенции далеко за пределы базовых функций к «перенапряжению» государства? Может быть, растущие государственные расходы, увеличение управленческих задач чреваты риском для самого государства? Справится ли государственный аппарат, не зайдем ли в тупик, не создаст ли вместо «всеобщего благоденствия» состояние неуправляемости общества?

Очевидно, что социальное управление (ориентированное на общее благо) не может осуществляться государством автономно. Необходимо осмыслить, оценить материальные возможности и пределы государственного воздействия, найти способы «мягкого разгосударствления» многих сфер жизни, осознать роль, определить реальные возможности общественного потенциала, найти способы снижения планки требований, завышенных надежд общества, адресуемых государству.

Речь идет о модернизации административной системы, трансформации ее в политико-административную.

Напомним, что в понятии «политика» переплетаются два аспекта: аспект власти и аспект компромисса. Политика означает, с одной стороны, способность к принятию обязательных решений и их осуществлению (власть), с другой стороны, способность к справедливому, согласованному распределению благ и ценностей методами альтернативного выбора, убеждения, согласования (компромисс). Задачей политической системы является выделение из всего комплекса общественных отношений тех проблем, которые требуют принятия обязательных решений. Политическая система охватывает государство и общество в их взаимодействии при проработке проблем на этапе политического процесса. Общество (политические партии, группы интересов, другие институты политического опосредования, а также граждане) участвует в рамках процесса формирования политической воли (ввод факторов), на государство (парламент, правительство, администрации и суды) возлагается задача нахождения решений (результат).

Политико-административная система реализует задачу управления экономической и социально-культурной сферами. Для этого она получает (ввод факторов) необходимые финансовые средства, материальные и нематериальные ресурсы (поддержка) на осуществление своей деятельности и легитимные политические решения (требования), которые предстоит осуществить.

Понятие политико-административной системы указывает на сужение круга лиц, задействованных в процессе принятия решений: политика и администрация обозначают двух действующих субъектов. Задача парламента - обеспечить легитимацию Для принимаемых управленческих решений (политика), правительство и администрация отвечают за разработку и принятие обязательных решений (администрация).

Идеальное распределение ролей между субъектами политико-административной системы, другими словами, модель законодательного управления программами можно представить следующим образом: избранный народом парламент формулирует законы, необходимые для осуществления общественной деятельности, направленной на разрешение проблем, и для законной, имеющей обязательную силу, реализации предвыборной президентской и правительственной программы (законодательная власть); эти законы правительство реализует в виде политических решений, которые исполняются администрацией, т.е. исполнительной властью (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Модель законодательного управления программами

Сегодня приходится видеть ограниченные возможности политико-административной системы в поиске адекватных решений актуальных проблем. Объясняется это по-разному. Одни критикуют слабую позицию правительства как «собственно инициативного центра», подчеркивают, что у правительства и администрации все больше работы, но все меньше возможности определять развитие. С этой точки зрения представляется необходимым усилить политическое руководство правительства за счет сбалансирования (уточнения, разделения) полномочий между президентом и правительством, а также за счет сокращения влияния на правительство господствующих общественных интересов и концентрации государственных функций на исполнении действительно государственных задач. Концепция улучшения активной политики правительства направлена на повышение управленческого потенциала за счет сокращения сферы ее деятельности, дальнейшей разработки методов планирования, реформирования организации политического руководства и руководства кадрами государственной службы.

В обществе существует и другая точка зрения - в пользу усиления президентского политического руководства и его расширенного контроля за деятельностью правительства. Эту точку зрения оправдывают, исходя из того, что окончательное решение проблем невозможно, а в переходный период реализуема лишь стратегия некоординированных «маленьких шагов», которая должна быть ориентирована на имеющиеся средства и расклад сил в обществе в каждой конкретной ситуации. Такой подход оставляет правительству возможность проводить политику инкрементализма - малых изменений методом «как-нибудь управимся». Оценку возможностей такой политики люди уже слышали: «Хотели, как лучше, а вышло, как всегда».

Респектабельность правительства (фр. respectable - достойный уважения, почтенный, степенный, уважаемый, благопристойный).

В сложных условиях переходного периода появляется проблема респектабельности правительства, госаппарата. Справиться со взятыми на себя задачами правительство может при непременном условии - если общество его уважает и даже те, кто находится в оппозиции к правительству, признают за ним определенный минимум респектабельности. Критерием респектабельности политиков и государственных служащих является преданность интересам государства и профессионализм в управлении. Однако кроме профессионалов в системе государственного управления нередко оказываются люди, попавшие туда по случаю родства, приятельства, личной преданности высокому начальству и т.п. Это бывает во всех странах и во все времена. В спокойные годы профессионалы и случайные как бы уравновешивают друг друга. Но в годы кризисные, в период экстремальных ситуаций и возникает проблема респектабельности государственной службы. Если профессионалы исполняют службу как Долг перед обществом и государством, то случайные стремятся извлечь для себя наибольшую выгоду, занимаются казнокрадством, вымогательством... Судьба реформ, стабильность в обществе оказываются в прямой зависимости от соотношения сил в госаппарате, и прежде всего - в правящей элите. Это ставит задачу совершенствования механизма политической и юридической ответственности должностных лиц, технологии «вхождения» в политико-административную элиту.

Госаппарат должен постоянно держать экзамен на предмет того, соответствуют ли и насколько его внутренняя структура, персональный состав, методы деятельности и процедуры активным требованиям общества.

Выход из кризиса переходного периода предопределяет во многом активная позиция правительства, усиление им политического руководства государственными делами. Это возможно, если профессионализм станет непреложным принципом подбора членов правительства (а не политические пристрастия или родственные связи); правительство представит обществу программу развития государственного сектора в экономике на ближайшую перспективу, согласованную с президентскими программами общественного развития и принятую как основной документ, правовой акт стратегического управления, политико-административного руководства.

Термин «государственный сектор в экономике» не означает отождествления экономики со сферой материального производства. Сегодня в индустриально развитых странах основная доля рабочих мест в экономике возникает именно в сфере услуг, образовании, науке, здравоохранении. Государственный сектор - это объекты инфраструктуры (федеральные дороги, крупные аэропорты и т.д.), вся сфера социальных услуг (служба занятости, поддержка отдельных социальных групп, органы государственного управления всех уровней, службы, занимающиеся дорожно-коммунальным хозяйством, государственные учреждения образования, здравоохранения, армия, включая огромные предприятия по обслуживанию и текущему ремонту сложнейшей современной военной техники, милиция, тюрьмы, пожарная охрана и многое другое), все структуры, находящиеся в прямом административном подчинении органам государственного управления различных уровней, деятельность которых финансируется из средств бюджета различного уровня (федерального, регионального, местного).

Программа развития государственного сектора в экономике должна содержать аргументацию объема и характера государственного воздействия на общество; оценку возможностей тех общественных институтов, которые могут взять на себя функции социального управления, помочь государству в решении назревших задач, актуальных проблем развития общества.

Программа должна предусматривать совершенствование административной коммуникации, средств обеспечения приемлемости административных решений для граждан, придания государственно-административному управлению публичного характера. Гражданам необходимо предоставлять информацию прежде всего на ранних стадиях административного процесса. Включение гражданских инициатив, составление параллельных (альтернативных) экспертиз по вопросам, значимым для всех, должно стать обычаем, а не исключением.

Программа должна быть подкреплена принятием законов, регламентирующих организацию и функционирование органов государственно-административного управления всех уровней, подконтрольных правительству и образующих единую систему исполнительной власти в рамках страны.

Она должна содержать реальный механизм вовлечения в процесс социального управления общественных институтов.

Целесообразно пересмотреть (кодифицировать) нормы административного права, с тем чтобы сделать его более консенсуальным, включить закрепленные нормативно в актах исполнительной власти процедуры согласования интересов, поиска социального компромисса. Только таким способом можно решать фундаментальный вопрос конституционного права: каким образом народ как единственный суверен своей власти может адекватно организовать государство и его органы, чтобы они и в статусно (материально, субстанционально), и в процессе функционирования (процессуально) отражали именно власть народа.

Итак, теория и практика государственного строительства и управления объективно связана с изучением и совершенствованием политического механизма управления, его интеграции с административным процессом.

Вопросы для самоконтроля и размышления

1. Объясните понятия и их соотношение: государственный аппарат, государственный орган, субъект государственного управления.

2. Что вы относите к сущностным (базовым) функциям государства?

3. В чем суть и сложность переходного периода? Какие дополнительные функции накладывает он на государственный аппарат?

4. Что содержит в себе понятие социальное государство?

5. Существует ли сегодня проблема «перенапряжения» государства? Чем, по вашему мнению, она вызвана и как может быть решена?

Введение

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата).

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития.

Основной целью данной курсовой работы является построения аппарата (механизма) государства.

Соответственно, первая глава будет посвящена понятию и структуре государственного аппарата, а также в ней будут рассмотрены основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Во второй главе буду рассмотрены вопросы, связанные с понятием, организацией и деятельностью социалистического государственного аппарата власти.

Государственный аппарат

Понятие государственного аппарата

государственный социалистический власть исполнительный

Государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственный аппарат как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью осуществляется управление государственными и, отчасти, общественными делами.

По мере развития это «управление», а вместе с ним и государственный аппарат непрерывно усложняются и совершенствуются.

Наиболее бурного развития процесс достиг в последние столетия. «Государственная деятельность, - справедливо отмечалось в связи с этим в дореволюционный (1917 г.) литературе, - начинаясь с простого, примитивного господства, развивается до большого многообразия форм, до законодательной, судебной, административной, полицейской, фискальной, финансовой и культурной деятельности, чего не предполагали даже величайшие политические мыслители древности». Недавно еще считавшиеся достаточными категории - законодательство, суд и управление - уже сегодня не в состоянии исчерпать всей деятельности государства. Само управление теперь «разветвляется на множество отраслей», среди которых выделяются «общественная безопасность, общественное благосостояние, пути сообщения, торговля, почта и телеграф, общественные работы, санитарное дело, образование, культ, защита интересов рабочих и т.д.

В основе построения и функционирования государственного аппарата любой страны лежат объективные и субъективные факторы. Они предопределяют наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствуют соединению его различных составных звеньев в единую систему.

Аппарат любого государства - это не механическое соединение его

отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система. В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата как единой, целостной системы, входят: общность экономической основы различных государственных органов и организаций - системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах единой официальной идеологии; морально-политическое и идейное единство различных частей общества; наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов - составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями.

К числу факторов, во многом предопределяющих функционирование государственного аппарата как единой системы, следует отнести также такие, которые связаны с обеспечением всех его звеньев едиными организационными, финансовыми, а при необходимости и принудительными средствами, общей направленностью их деятельности на проведение политической линии и выражение интересов всего общества, правящего класса или классов, отдельных социальных слоев.

Понятие государственного аппарата - весьма емкое и многогранное. Его недопустимо отождествлять с другими, тесно связанными с ним, но неравнозначными по своему логическому объему и содержанию понятиями, в частности, с понятиями системы диктатуры класса и политической системы общества.

Соотносясь с «государственным аппаратом», данные понятия тем не менее не идентичны ему. Так, если понятием системы диктатуры класса и понятием политической системы общества охватывается весь комплекс самых различных по своему характеру государственных и негосударственных органов и организаций, принимающих участие в политической жизни страны и в осуществлении государственной власти, то понятием государственного аппарата охватывается лишь система государственных органов. Понятия системы диктатуры класса и политической системы общества являются, таким образом, более емкими и широкими, чем понятие государственного аппарата.

Аналогично в научной литературе зачастую решается вопрос о соотношении понятия государственного механизма и государственного аппарата. Государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов.

Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми «государственный механизм» и «государственный аппарат» представляются как идентичные понятия. Государственный механизм в таких случаях нередко именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов - аппаратом в узком смысле слова.

Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. В научной и справочной литературе они понимаются неодинаково. Например, в одних случаях под государственными органами понимается «учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области общественной жизни (здравоохранения, образования и т. д.)». В других случаях государственный орган рассматривается как «составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое». В третьих же случаях государственный орган трактуется как «определенным образом организованная группа людей, действующая в соответствующей сфере, в рамках своей компетенции и участвующая в реализации определенных государственных функциях».

Имеются и другие, в той или иной мере отличающиеся друг от друга, определения понятия государственных органов. Однако не в них сейчас дело. Они отражают различные взгляды и подходы к одному и тому же явлению, именуемому государственным органом, и, несомненно, имеют полное право на свое существование.

Важно отметить другое. А именно, что государственные органы, независимо от их понимания и толкования, заполняют собой все содержание и формируют всю структуру государственного аппарата. От каждого из них, взятого в отдельности или вместе с другими государственными органами, - от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности и компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, - в значительной степени зависят уровень развития и эффективность действий государственного аппарата.

Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида деятельности. Каждое такое звено наделено соответствующей компетенцией и опирается в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных, являются следующие:

  • 1. формирование их по воле государства и осуществление ими своих функций от имени государства;
  • 2. выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;
  • 3. наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных: организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также - порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;
  • 4. наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера.

Наличие последних является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками они позволяют провести достаточно четкое различие между государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями - с другой.

Практическое выражение государственно-властные полномочия находят в издании государственными органами от имени государства юридически обязанных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим и неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, в обеспечении и защите этих требований от нарушения путем применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях - также мер государственного принуждения.

Будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, органы любого государства отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими государственных функций.

Введение

Реформа государственного аппарата является, пожалуй, наиболее обсуждаемой темой последних нескольких лет. Необходимость в этой реформе стала очевидна в связи с неэффективностью работы государственного аппарата. В связи с этим, актуальность темы исследования можно определить потребностью изучения структуры и функций государственного аппарата, происходящих изменений, и возможных путей дальнейшего развития для реализации целей построения правового демократического государства с развитой рыночной экономикой.

Реформирование государственного аппарата актуально не только для нашей страны. В последние десятилетия многие страны Европейского Союза встали на путь административно-государственных реформ, которые направлены на дальнейшее совершенствование государственного аппарата в соответствии с требованиями времени.

Особая актуальность исследования связана также с необходимостью реализации в Российской Федерации административной реформы и реформыгосударственной службы.

В настоящее время низкая эффективность деятельности государственного аппарата является одним из основных препятствий на пути развития российского общества и экономики. Главный вопрос современной России - ее становление как динамично развивающегося государства. Достижение этой цели невозможно без эффективного функционирования системы управления страной.

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение понятие государственного аппарата, его структуры в соответствии с законодательством РФ и определенных им функций.

Государственный аппарат: понятие, признаки и принципы его деятельности

Государство как одна из форм политической организации общества, призвана осуществлять управление обществом на основе права с помощью специальных органов государственной власти. Система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом. Для выполнения своих функций и задач органы государственной власти наделены властными полномочиями.

Деятельность государственного аппарата направлена на разработку и принятие общеобязательных правил поведения (юридических норм), использование их в процессе социально-политической регуляции, обеспечение эффективности системы юридических гарантий и санкций.

Признаками государственного аппарата являются:

Формируется по воле государства с целью реализации целей и задач, стоящих перед государством;

От имени государства разрабатывает, принимает, наделяет юридической силой правила поведения общезначимого, общеобязательного характера;

Обладает монополией на государственное принуждение;

В основу формирования и функционирования государственного аппарата положен профессиональный принцип (сотрудники государственного аппарата осуществляют свои полномочия на профессиональной основе и не занимаются иной общественно-полезной деятельностью кроме как управленческой);

Государственный аппарат включает органы государственной власти и материальные придатки (армию, полицию, налоговую и таможенную службу), необходимые для обеспечения реализации государственно-властных предписаний

В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата как единой целостной системы, входят: общность экономической основы различных государственных органов и организаций - системы хозяйств и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие единой официальной идеологии; морально-политическое и идейное единство различных частей обществ; наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов - составных частей механизма государства; общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями.

Построение и деятельность современного Российского государственного аппарата осуществляется на основе определенных принципов.

1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления должна быть подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

2. Принцип народовластия. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Ее верховенство гарантируется Конституционным Судом Российской Федерации. Нормы Конституции имеют непосредственное применение. Это означает, что органы законодательной власти при разработке и принятии законов должны руководствоваться конституционными положениями, т. е. эти законы не должны противоречить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти при применении законов в первую очередь должны руководствоваться нормами Конституции.

4. Принцип разделения властей. Одной из незыблемых основ конституционного строя демократического правового общества является осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Целями принципа разделения государственной власти являются, во-первых, упорядочение работы государственного аппарата, в том числе специализирование направления деятельности органов государственной власти и, во-вторых, недопущение концентрации государственной власти в одних и тех же органах, чтобы не было произвола и злоупотребления этой властью.

5. Принцип законности (закреплен в ст.15 Конституции РФ) - основной метод осуществления деятельности органов государственной власти. Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает, во-первых, что все органы государства и их должностные лица должны действовать строго в рамках закона, во-вторых, обеспечивать исполнение законов всеми подчиненными организациями и учреждениями, в-третьих, обеспечивать охрану и защиту прав и свобод граждан.

При осуществлении своих полномочий в отношении государственных органов действует принцип: запрещено все то, что не разрешено законом.

6. Принцип федерализма в организации и деятельности органов государственной власти означает, что:

· все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти;

· между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения (полномочия) - вопросы исключительного ведения Федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации;

· во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации равноправны между собой;

· субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;

· субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органов государственной власти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, участие в формировании судейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора субъекта Федерации и др.).

7. Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Конституция Российской Федерации закрепляет, что граждане Российской Федерации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют равный доступ к государственной службе. При приеме на государственную службу и при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Вакантная государственная должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.

8. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Принцип гласности означает информирование граждан о деятельности государственных органов и государственных служащих. В средствах массовой информации должна освещаться деятельность государственных органов и государственных служащих, их успехи и недостатки. Гласность в работе государственной службы - необходимое условие повышения общественного мнения о ней, более активного ее участия в деятельности государственных органов, привлечения граждан к управлению государством. Только благодаря гласности может быть установлен общественный контроль за функционированием государственной службы.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вместе с тем Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 10) закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан «хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан».

Государственный аппарат - это система органов, организаций и учреждений, осуществляющих государственную власть для достижения поставленных целей и выполнения поставленных задач. Его деятельность направлена на разработку общеобязательных правил поведения, их закрепление в юридических нормах, использование в правовых отношениях, обеспечение эффективности санкций и предоставленных гарантий.

Государственный аппарат и его признаки

  • формируется в целях реализации стоящих перед государством целей и задач;
  • создает юридические нормы, общеобязательные для исполнения;
  • обладает монополией на госпринуждение;
  • в основе формирования и функционирования госаппарата лежит профессиональный принцип, то есть его сотрудники осуществляют предоставленные им полномочия на профессиональной основе, не занимаясь другой общественно-полезной деятельностью;
  • для обеспечения реализации своих функций включает в себя госорганы и «материальные придатки», то есть полицию, армию, военные подразделения, таможенную службу и др.
  • сложная внутренняя структура, так как он состоит из подразделений и обязательно включает в себя государственных служащих;
  • финансирование производится из госбюджета;
  • выполняет публичные функции, включая координационные, регулятивные и другие формы управленческой деятельности в соответствии с компетенцией;
  • отчетность перед органом госвласти его учредившим.

Государственный аппарат включает в себя то есть лиц, находящихся на госслужбе, деятельность которых направлена на обеспечение полномочий госорганов. входящие в их состав, действуют от имени государства и в пределах своей компетенции, принимают решения, обязательные для исполнения другими участниками правоотношений. Особое место занимают лица, занимающие высшие государственные должности. Это президент, министры, председатели палат парламента, премьер-министр и другие, которые занимают свой пост путем выборов.

Замещение должностей в госорганах осуществляется в основном путем назначения. В государственный аппарат могут также входить некоторые государственные учреждения, которые распространяют свою деятельность на другие учреждения или лиц, которые им непосредственно не подчиняются. не входят в структуру, так как хотя их администрации и обладают правом принятия управленческих решений, но только внутренним, для руководства собственной деятельностью.

Принципы

Государственные аппарат функционирует на основе общих принципов, закрепленных в конституции. В демократических обществах к ним можно отнести: демократизм, законность, профессионализм, разделение властей, централизм и ряд других.

Государственный аппарат представляет собой совокупность должностных лиц, государственных органов и организаций, являющихся субъектами государственной власти и выполняющих функции государства.

Структура государственного аппарата – это единая система, которая показывает внутреннее строение всех его звеньев (частных систем), их расположение внутри государственного аппарата, взаимосвязь, функции каждого звена, его полномочия и ответственность в пределах своих полномочий. Под частными системами государственного аппарата понимаются государственные органы, схожие по своим функциям, внутреннему строению, подчинению, но разные по сферам деятельности.

Структура государственного аппарата включает в себя:

1) государственные органы, взаимодействующие между собой в процессе осуществления своих функций. Они наделены государственно-властными полномочиями, средствами, ресурсами, возможностями принятия решений. К государственным органам относят парламент, президента, министерства, ведомства, комитеты и администрации разного уровня;

2) государственные организации, которые выполняют охранные функции государства: службы государственной безопасности, вооруженные силы, отделы внутренних дел и т. д. Государственные организации не обладают властными полномочиями, они занимаются практическим выполнением функций государства во всех сферах: научной, культурной, социальной и др.;

3) государственные предприятия не обладают властными полномочиями, которые и занимаются хозяйственно-экономической деятельностью: организовывают и контролируют производственную деятельность с целью удовлетворения потребностей населения государства;

4) государственные служащие – должностные лица, выполняющие полномочия государственного органа (министры, депутаты, президент). Также к государственным служащим относятся должностные лица, обеспечивающие работу вышеназванных должностных лиц (советники, консультанты). Должностные лица, обеспечивающие поддержку лицам, выполняющим полномочия государственного аппарата (специалисты, референты, др.). Лица, которые не обладают управляющими полномочиями (медики, преподаватели);

5) финансовые средства.

Элементы государственного аппарата зависят от признаков самого государственного аппарата:

1) весь механизм государственного аппарата и все его элементы занимаются управлением;

2) элементы государственного аппарата осуществляют свои полномочия в тесной взаимосвязи друг с другом;

3) при выполнении своих функций элементы должны быть обеспечены всеми необходимыми средствами;

4) элементы государственного аппарата осуществляют свою деятельность в соответствии с установленными государством требованиями.