Основные пути укрепления законности и правопорядка. Роль средств массовой информации в процессе формирования правовой культуры и гражданского общества Министерство внутренних дел российской федерации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Учет данных целей позволит избежать случайного подбора фактов, избрать объектом воздействия такую сферу общественной жизни, которая больше других нуждается в регулировании. На практике, к сожалению, это; положение не всегда соблюдается и профессиональными журналистами, и сотрудниками правоохранительных органов, выступающими в печати, по радио и телевидению. Так, отдельным журналистам свойственно желание увлечь аудиторию необычностью сюжета, авторы-юристы, наоборот, зачастую бесстрастию излагают материал, не учитывая интересов слушателей.

Следует отметить, что специфика управления в рассматриваемой области в значительной степени определяется особенностями объекта. Задача состоит в том; чтобы внести такие изменения в сознание слушателей, читателей и зрителей, которые соответствовали бы поставленным профилактическим целям. В определенном смысле применение правоохранительными органами средств массовой информации сводится к проблеме овладения искусством управления сознанием аудиторий Успешное управляющее воздействие на аудиторию возможно лишь тогда, когда известны ее потребности, интересы, запросы, социально-демографические характеристики, социально-психологические свойства и уровень имеющихся у нее правовых знаний. При этом важно выявить как индивидуально-психологические, так и социально-психологические особенности общественных групп, к которым принадлежит реципиент (потребитель информации).

Известно, что средства массовой информации являются только одним из многих каналов распространений правовой информации. Следует учитывать, что правой опыт человека складывается также под воздействием непосредственного восприятия фактов и явлений действительности, правовых знаний, полученных в процессе обучения и воспитания, межличностных контактов, устной правовой пропаганды и др. В совокупности они формируют систему взглядов и установок, являющихся рычагами социально-психологического механизма сознания человека, которые либо включают его в процессе активного восприятия и усвоения информации, либо препятствуют этому. Соответственно сложившимся взглядам реципиент фильтрует и трансформирует воспринятое, отбирает нужное и одновременно исключает то, что противоречит его установкам и имеющемуся опыту.

Следовательно, для того чтобы управлять правовоспитательным воздействием средств массовой информации на сознание аудитории, необходимо, прежде всего, таким образом, ее ориентировать, чтобы она могла активно усваивать нравственную и правовую информацию, то есть речь, по существу, уже идет об управлении процессом приобретения социального опыта. Семья, школа, трудовой коллектив, литература, искусство и вся система идейно-политического воспитания должны вносить свой вклад в развитие положительного отношения человека к правовым ценностям, систематически прививать ему интерес к информации правовоспитательного характера. Это позволит подключить индивида к системе сложных социальных связей в обществе, повлиять на сокращение сферы стихийного в непосредственном его кружении, воздвигнуть надежный барьер на пути проникновения в его сознание негативных взглядов и представлений.

В зависимости от характера социального опыта лица уровня полученных им правовых знаний степень его матирования на воздействие средств массовой информации различна: от незначительного интереса к передаче до готовности действовать в заданном информатором направлении. Высшей ступенью усвоения и реализации правовой информации является тот качественный скачок, которым характеризуется переход от убеждений к побуждениям, к поступкам, к правоосознанной деятельности по соблюдению и укреплению правопорядка.

Характер реагирования аудитории па переданную правовую информацию позволяет говорить о степени достижения целей управления, а также об эффективности воспитательного воздействия средств массовой информации. При этом под эффективностью понимаете величина и характер изменений в общественном, групповом и индивидуальном.правовом сознании, обусловленных воздействием средств массовой информации, степень устранения криминогенных факторов, которые были предметом критического освещения. Для установления эффективности такого процесса необходимо выявить конкретный вклад массовых информационных средств в дело укрепления правопорядка и профилактики правонарушений. Это позволит проследить связь между системой правовых и нравственных ценности заложенных в преподносимом материале, и степень восприятия этих ценностей.

Выяснение результатов воздействия массовой информации по вопросам профилактики правонарушений на аудиторию связано с определенными трудностями. Дело в том, что сознание человека отражает все многообразие его связей с внешним миром. Полученные сведения как бы накладываются на сложную ткань прежних знаний и, видоизменяясь под влиянием сложившегося социального опыта, возникших чувств и эмоций, образуют вместе с ними единое целое. Степень эффективности средств массовой информации нельзя объяснить каким-то одним фактором, как.невозможно ее оценить с помощью одного универсального критерия или количественного.показателя. Кстати, с позиций теории такие показатели весьма уязвимы. Все это, безусловно, не исключает поиска путей и способов оценки тех изменений, которые наступают в сознании индивида под влиянием правовоспитательного воздействия средств массовой информации. В частности, весьма важно определить, была ли воспринята переданная информация (число читателей, зрителей и слушателей), в какой степени она был усвоена, получила ли одобрение аудитории, способствовала ли активизации общественного мнения, были ли устранены те криминогенные факторы, о которых сообщалось информатором.

Объективные данные об эффективности переданной информации, о степени удовлетворения интересов, потребностей, ожиданий аудитории можно получить при проведении социологических исследований в форме опросов, анкетирования, наблюдений и т. п. На основе этих данных могут быть внесены необходимые коррективы и информационный процесс. Как показывает практика, результаты будут наиболее достоверными, если исследование осуществляется сразу же после передачи аудитории информации либо в связи с изучением конкретного вопроса.

Особенно полезно изучать общественное мнение в связи с освещением новой актуальной проблемы, опубликованием серии передач и статей по правовой тематике, применением новых форм и способов подачи аудитории информации, связанной с профилактикой правонарушений. Так, например, в последние годы советские кинопублицисты открыли новое средство воспитатель-ного воздействия на аудиторию - документальный детектив. По сравнению с игровым, он обладает некоторыми несомненными преимуществами, заключающимися, прежде всего, в жизненной реальности отображаемых явлений и особой силе психологического воздействия на зрителей. В своё время, например, телезрители увидели па своих экранах работу кинодокументалистов «Детектив без детектива» (сценарист И. Менджерицкий, режис-сер Г. Пчелякова). Фильм рассказывал о буднях столичной милиции, о повседневной работе ее сотрудников, стоящих на страже правопорядка. Главное действующее лицо - следователь по особо важным делам, расследующий дело о крупном мошенничестве, совершенном группой матерых аферистов.

Такова самая общая схема дан-ного вида социального управления. Сущность его состо-ит в том, что из всего многообразия факторов и явлений социальной действительности субъект должен отобрать наиболее важные в условиях конкретного региона и в соответствии с целевой установкой оказать влияние на сознание аудитории, стимулировать правосознание, со-циально активное ее поведение и в результате устранить либо нейтрализовать отрицательные факторы общест-венной среды, порождающие правонарушения.

3.3. Оптимизация взаимодействия ОВД с населением через де я тельность СМИ.

Эффективность деятельности правоохранительной си-стемы вообще и органов внутренних дел в частности, их служб, подразделений и отдельных сотрудников в значи-тельной мере зависит от позиций, занимаемых граждана-ми в правоохранительной сфере, от преобладающих в ней оценок общественного мщения, типичных проявлений общественного настроения, уровня правосознания правовой культуры. Органы внутренних дел, взаимодействуя с населением, добиваются его целесообразного преобра-зования или, напротив, сохранения его состояния в уста-новленных параметрах.

Название предлагаемого параграфа определяет не столько его содержание, сколько направленность моего за-мысла. В нём высказаны некоторые соображения по по-строению теории взаимодействия правоохранительной и массово-коммуникативной систем Савин М.Т. Массовая информация в российском промышленном городе. М., 1999г. , причем выделены вопросы, касающиеся места и роли органов внутренних дел в правовом информировании населения.

Важным способом воздействия на социально-психоло-гическую атмосферу общества посредством формирования и направленного изменения общественного и индивидуального правосознания является правовое воспитание. Термин этот широко употребляется в специальной (правовой, социологической, управленческой) литературе, в профессиональном и обыденном языке. Причем разные авторы вкладывают в него различное содержание. Так, некоторые из них различают правовое воспитание в широком и узком смысле. В широком смысле правовое воспитание личности есть многогранный процесс воздействия на ее правосознание и правовую культуру, включающий в себя «влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности системы законодательства и юридической практики, нравственной атмосферы, традиций общества, а также общего образования и специального обучения». Правовое воспитание в широком смысле включает в себя и такие факторы, воздействие которых на правосознание и правовую культуру может и не осознаваться одной или даже обеими сторонами (субъектом и объектом) правовоспитательного процесса.

В узком смысле правовое воспитание - это специаль-ное, организованное и целенаправленное воздействие на правосознание. Оно, как правило, многофункционально или, во всяком случае, имеет значительно меньшее коли-чество функций, чем правовое воспитание в широком смысле. Правовое воспитание в узком смысле является, на мой взгляд, составной частью правового воспитания в широком смысле (как совокупности процессов). При этом правовое воспитание в широком смысле замкнуто на результат процесса: вне зависимости от преследовав-шихся целей достигнуты сдвиги в правосознании или правовой культуре объекта. При правовом воспитании в узком смысле - цель воздействия на правосознание и пра-вовую культуру формулируется уже при проектировании процесса.

Как известно, период преимущественно эмпири-ческого подхода к разработке проблем правового воспи-тания и тесно связанных с ними вопросов взаимодейст-вия правоохранительной и массово-коммуникативной си-стем несколько затянулся. Преобладание эмпирических представлений о задачах правового воспитания приводит подчас к забвению того факта, что воспитание юридиче-ски осведомленного и законопослушного члена общест-ва - это только первая, низшая ступень правового воспи-тания. В процессе регулятивно-воспитательного воздей-ствия можно условно выделить три уровня: «Первичный, начальный уровень - это эффект знания. На этом уровне происходит первое знакомство с проблемой, приобрете-ние новых знаний. Второй уровень - эффект убеждения... На этом этапе происходит активный процесс превраще-ния знаний в убеждения. И третий, высший уровень -- это эффект действия, поступка, поведения...». Следовательно, высшая ступень в процессе правового воспитания - это формирование в законопослушном гражданине деятельного начала, готовности и умения принять личное участие в охране законности, общественного порядка, когда в этом возникает необходимость.

Среди методов правового воспитания (в узком смысле) важное место занимают те, которые связаны с правовым информированием населения. К ним относятся: правовое просвещение, правовое обучение, правовая агитация и правовая агитация. Основанием данной классификации служит цель информирования и обусловленный её объём сообщаемой информации.

Правовое просвещение - сообщение лицу элементарных сведений и общих представлений в области правоведения и правоприменительной деятельности.

Правовое обучение - сообщение обучаемому совокупности таких знаний, усвоение которых подготавливает его к исполнению определённых функций в правовой сфере, привитие ему умений и навыков.

Правовая пропаганда - сообщение реципиенту информации, способной создать у него запланированную пропагандистом установку на восприятие фактов, имеющих правовое значение, дать знания, помогающие ему выделить такие факты из многообразия общественной жизни.

Рассмотрим подробнее вопрос о правовой пропаганде - виде правового информирования, тесно связанного с участием населения в борьбе с преступностью, охране общественного порядка.

С управленческих позиций правовая пропаганда - это передача управляющей информации (оказание управля-ющих воздействий) системе «население» или одному (нескольким) составляющим ее компонентам. В качест-ве управляющей системы в зависимости от поставленных задач может выступать либо конкретный коммуникатор, либо система органов, осуществляющих правовую про-паганду. Первый подход целесообразен при решении частных задач оптимизации борьбы с преступностью, второй--более общих. Именно во втором случае явно обнаруживаются те негативные последствия, которые влечет за собой отсутствие полноценных системных свя-зей между субъектами правовой пропаганды Бойков А.Д. Научная разработка теории и методики правового воспитания. М., 1994г. .

Научное управление деятельностью органов, осу-ществляющих правовое воспитание, возможно при соб-людении следующих условий:

1) определения и доведения до исполнителей цели правовой пропаганды;

2) распределения функций между многочисленными органами, ведущими правовую пропаганду;

3) координации деятельности между органами в ре-гионах;

4) разработки методических указаний по организа-ции и проведению правовой пропаганды.

В условиях развивающейся демократии, характе-ризующейся совпадением (тенденциями к совпадению) общественных и правильно понятых личных интересов, имеются реальные возможности для создания в общест-ве социально-психологической атмосферы, обеспечивающей повседневное сотрудничество между органами внутренних дел, специфической функциональной системой, созданной для защиты общественных интересов, и насе-лением. Однако эти возможности обращаются в действи-тельность лишь в результате целеустремленной и согла-сованной деятельности общества и государства.

Заключение.

Используемые в курсовой работе положения и исследования дают возможность в заключении сделать следующие выводы.

Правопорядок, как социальное явление, представляет собой довольно сложную конструкцию, которая подразумевает наличие состояния безопасности и защищенности во всех сферах жизнедеятельности человека. Сюда можно отнести и его личную безопасность, и защищенность его рабочего места, и спокойное проведение им досуга, и безопасность общества в целом, а также нормальное функционирование всех ветвей власти, как гарантов, обеспечивающих его права и свободы.

Именно для организации того, что перечислено выше и существует такое структурное подразделение органов исполнительной власти, как ОВД. ОВД в своей деятельности призвано осуществлять ряд функций (основных направлений деятельности): обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, охрана собственности физических и юридических лиц, обнаружение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших. Как мы можем видеть, основные функции ОВД совпадают с основными потребностями каждого человека и общества в целом в защищённости. Следовательно, напрашивается вывод о том, что основная цель существования и деятельности ОВД заключается в обеспечении правопорядка.

Как известно, СМИ уже на протяжении нескольких лет признано считать «четвёртой ветвью власти». Это, конечно же, не официальное название, однако оно ярко иллюстрирует важность СМИ в жизни общества и государства наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью. Роль СМИ в функционировании государства просто огромна: ведь для того, чтобы осуществлять руководство такой страной, как Россия, занимающей столь большую площадь по территории, органам власти необходимо «связать» друг с другом каждого человека, как бы удалён он не был от политического центра. Именно для этой цели служат СМИ. Ведь как показывает историческая практика организации директивного государственного управления, что «благое намерение» оградить общество от влияния внешней информационной пропаганды, замкнуть его информационную сферу на себя, подчинить средства массовой информации обслуживанию строгой и догматичной идеологии, стремление обеспечить жёстко планомерное управление народным хозяйством - в силу каких-то латентных и во многом непонятных пока причин необратимо способствует снижению стабильности, устойчивости государственного управления.

Что касается правового регулирования деятельности СМИ, то у меня по этому поводу имеются следующие замечания. В 2001 году исполнилось 10 лет со дня принятия Закона РФ о средствах массовой информации. Думается, он сыграл свою роль в демократизации правовых основ деятельности СМИ. Ныне же остро ощущается потребность в серьёзном совершенствовании правового регулирования их деятельности, в разработке нового закона. Работа в этом направлении ведётся. Один из недостатков существующего Закона состоит в том, что в нём не прописана экономико-правовая база СМИ, в результате чего они стали добычей частного капитала со всеми вытекающими отсюда последствиями. Значит, при подготовке нового закона необходимо самое тесное взаимодействие юристов, экономистов и журналистов, которые учтут отрицательный опыт минувшего десятилетия.

Рассматривая непосредственный процесс взаимодействия ОВД со СМИ в сфере обеспечения правопорядка, следует отметить следующее. Контакты с журналистами и другими представителями средств массовой информации могут включать оказание им помощи в получении и проверке информации (проведение интервью, ознакомление с материалами, привлечение представителей прессы для участия в рейдах, патрулировании и других мероприятиях). По наиболее важным вопросам деятельности ОВД проводятся пресс-конференции, брифинги, приёмы, встречи представителей прессы с руководством органов внутренних дел, руководителями служб и подразделений органов; для наиболее объективного информирования представителей СМИ готовятся пресс-релизы.

Следовательно, необходимым условием успешного выполнения задач и функций, возложенных на ОВД в сфере обеспечения правоохраны, является поддержание ими связи со СМИ.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1997г.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. М., «Юрайт - М», 2002г.

3. Уголовный кодекс РФ от 24.05.1996г. М., «Проспект», 2002г.

4. Закон РФ от 27.12.1991г. «О средствах массовой информации».// СЗ РФ. 1992. №9. Ст.1132.

5. Закон РФ от 21.07.1993г. «О государственной тайне».// СЗ РФ. 1993. №30. Ст. 3124.

6. Федеральный закон РФ от 11.08.1994г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».// СЗ РФ. 1994. №32. Ст.3456.

7. Федеральный закон РФ от 25.01.1995г. «Об информации, информатизации и защите информации».// СЗ РФ. 1995. №3. Ст.1230.

8. Федеральный закон РФ от 18.10.1995г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации».// СЗ РФ. 1995. №48. Ст.5128.

9. Федеральный закон РФ от 5.06.1996г. «Об участии в международном информационном обмене».// СЗ РФ. 1996. №25. Ст.2135.

10. Коренев А.П. Административная деятельность ОВД. - М., «Щит - М». 1999г.

11. Лаврова Л.Е. Средства массовой информации и органы внутренних дел.- М., «Феникс». 1997г.

12. Лукашук И.И. СМИ, государство и право. М., «Стольный град». 2001г.

13. Орлов А.В. СМИ постсоветской России. С-П., «Аякс». 1995г.

14. Райков И.В. Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы.// Открытые стстемы.1996г. № 6.

15. Рихтер А.Г. Правовые основы свободы печати. М., «Дрофа». 2001г.

16. Яшин А.В. Информация нуждается в защите.// Инженерная газета. 1997г. № 24.

Подобные документы

    Основные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка (история и современность). Анализ концептуальных подходов к регламентации полномочий полиции в области обеспечения правопорядка (конституционно-правовые аспекты).

    дипломная работа , добавлен 23.01.2016

    Анализ законности и правопорядка как особого элемента правовой системы общества, который определяет цель и фиксирует достигнутый результат правового регулирования. Исследование условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2012

    История становления и развития контрольно-надзорной деятельности государства в сфере массовой информации. Основы законодательства в сфере регулирования деятельности средств массовой информации в современной РФ. Основные задачи и полномочия Роскомнадзора.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2017

    Основы законодательства в сфере регулирования деятельности средств массовой информации в современной России. Основные задачи и полномочия Роскомнадзора. Пути совершенствования контрольно-надзорной деятельности его территориальных органов в сфере СМИ.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2017

    Сущность и основные черты административной деятельности органов внутренних дел. Изучение ее задач, форм и методов работы с гражданами, участвующими в обеспечении правопорядка. Характеристика принципов административной деятельности органов внутренних дел.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

    Анализ нормативных актов в сфере предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка. Государственный контроль за торговыми предприятиями и их финансовой деятельностью. Ответственность за нарушения в сфере потребительского рынка.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2009

    Милиция является основным субъектом по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в деятельности формирований, занимающихся незаконным оборотом алкогольной продукции. Меры пресечения правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции.

    реферат , добавлен 21.07.2008

    Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов. Юридические основы правоохранительной деятельности в РФ. Основные принципы деятельности правоохранительных органов в России. Органы внутренних дел, их полномочия, принципы деятельности.

    реферат , добавлен 03.06.2008

    Сущность и соотношение прав человека и полномочий полиций. Анализ различных взглядов на роль государства и должностных лиц в поддержании правопорядка. Характеристика основных источников и стандартов по правам человека в правоприменительной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2010

    Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Защита интересов личности, общества и государства от административных правонарушений против порядка налогообложения. Обеспечение установленного правопорядка в сфере налогообложения.

Роль законности и правопорядка может быть рассмотрена с различных позиций, и прежде всего с точки зрения интересов государства и личности. Для государства эта роль в первую очередь определяется в зависимости от того места, которое занимают законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает (или санкционирует) правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. законность, и тем самым добивается правопорядка.

Особое место этого метода связано, во-первых, с тем, что правовые нормы регулируют все самые главные стороны жизни общества: экономику, политическую деятельность, имущественные отношения, вопросы семьи и брака и т.д. Следовательно, от соблюдения и исполнения соответствующих норм зависит порядок и стабильность важнейших сфер человеческой деятельности, само существование общества. Во-вторых, другие методы государственного руководства обществом часто реализуются через правовое регулирование. Так, планирование (метод организационный) нередко осуществляется посредством утверждения плана нормативным актом (например, закон о бюджете); заработная плата (метод экономический) устанавливается через нормативное закрепление ее размеров, порядка начисления и выплат и т.п. С позиций личности законность и правопорядок выступают в первую очередь как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий других лиц. От состояния законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии. А поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности.

Все это определяет особую роль законности и правопорядка для общества в целом: они выступают как основа, ядро порядка в обществе, как условия и необходимые элементы демократии, как основные общечеловеческие ценности и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры.

Укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они - его необходимыми элементами. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.

В свете изложенного можно сделать некоторые прогнозы по поводу развития законности в условиях формирования правового государства.

Во-первых, произойдет последовательное расширение предметной стороны законности, т.е. круга тех объектов, которые приобретут свойство законности. Это будет относиться к различным видам деятельности (поведения) людей, к правовым актам (нормативным, правоприменительным и иным актам реализации права), управленческим и иным документам, отношениям людей и их организациям. При этом в сферу законности все больше будут входить те объекты, которые традиционно рассматривались как неправовые, что связано с осуществлением принципа: «Разрешено (т.е. законно) все, что законом не запрещено».

Во-вторых, произойдут изменения в субъектной стороне законности. Формирование правового государства предполагает, что все субъекты общественных отношений, без исключения (государство, его органы, общественные объединения, должностные лица, а также трудовые коллективы), реально станут носителями как обязанности строго соблюдать правовые предписания, так и права требовать соблюдения законности от других субъектов. При этом реальность этих прав и обязанностей будет постоянно повышаться, пока не станет практически абсолютной.

В-третьих, будет совершенствоваться нормативная сторона законности. Это совершенствование произойдет по меньшей мере в трех направлениях. С одной стороны, содержание законодательства во все большей степени будет соответствовать реальным условиям и прогрессивным тенденциям развития общества (изменение методов руководства экономикой, демократизация социальной жизни и пр.). С другой стороны, будет улучшаться сам нормотворческий процесс, что связано прежде всего с его демократизацией, участием в нем широких кругов общественности, с расширением его научной базы. И наконец, коренным образом должна измениться структура законодательства. Основным источником права на деле должен стать закон. При этом, в отличие от многих существующих, новые законы должны быть, как правило, законами прямого действия, что сделает ненужным издание дополняющих и конкретизирующих инструкций и позволит на деле реализовать принцип верховенства закона.

Социальная информация в современных условиях превращается в мощный фактор воспитания населения и, в частности, правового. С помощью средств массовой информации, к которым относятся периодические печатные и сетевые издания, теле-, радиоканалы, теле-, радио-, видеопрограммы, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным названием , реализуются следующие функции юридико-педагогического и психологического характера:

  • а) формирование системы знаний о правах и обязанностях российского гражданина;
  • б) развитие стремления неукоснительно соблюдать принятые в обществе нормы поведения;
  • в) формирование общественного мнения в отношении деятельности правоохранительных органов, их успехах (неудачах) в борьбе с правонарушениями и преступностью, воплощении в жизнь режима законности, правопорядка и т.д.;
  • г) поднятие настроения, веры, снятие нервно-психических нагрузок у населения оповещением правового характера.

Возрастание роли СМИ в воздействии на правопорядок и законность в обществе, в борьбе за создание цивилизованного, демократического, правового общества связано с тем, что они:

  • ? оказывают большое влияние на мировоззрение людей;
  • ? являются не только оперативным «органом» информирования, но одновременно охватывают многомиллионную аудиторию;
  • ? оказывают порой убеждающее влияние на разрешение социально-экономических, политических, национальных и других проблем;
  • ? в наибольшей степени формируют общественное мнение о деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, их авторитете, криминогенной и антикриминогенной обстановке в стране.

Средства массовой информации оказывают активное воспитательное воздействие на разные сферы личности - рациональную, эмоциональную, волевую, формируют систему не только правовых знаний, но и правовых ориентаций, убеждений и чувств. При этом печатное слово в большей степени оказывает влияние на рационально-логическую сферу сознания; телевизионный образ располагает более выраженным эмоционально-психологическим воздействием; радиоинформация предполагает ориентацию на образно-смысловое восприятие сообщений.

Наиболее значимое информационно-правовое влияние на людей, как показывают многочисленные исследования, в настоящее время оказывают Интернет и телевидение.

Воспитательные возможности средств массовой информации возрастают, если соблюдаются требования:

  • ? объективности (информация о фактах, а не личное мнение пропагандиста);
  • ? всесторонности (информация о всех аспектах события, а не только, например, о негативе или мнении отдельно опрошенного журналистом гражданина);
  • ? конкретности рассмотрения всех фактов действительности в единстве с условиями и факторами, влияющими на них;
  • ? оперативности (исключающей появление слухов и домыслов у населения) и другое.

Исследователями даже выведена деятельностная формула (алгоритм) информационного воздействия: цель - тезис - факты - разъяснение фактов - аргументы - результат.

Таким образом, СМИ - особый род социальной деятельности, основным предназначением которого является распространение политической, экономической, правовой и другой информации с целью формирования у граждан взглядов, представлений и эмоционального состояния, оказывающих влияние на людей. Приоритетная ориентация на эту цель, взвешенность подачи информации в русле ее достижения - важные условия законности в стране.

Роль средств массовой информации в правовом воспитании населения заключается в формировании правосознания, нравственно-правовых убеждений, системы правоотношений, потребностей и привычек неукоснительного выполнения требований законов. Они непосредственно и каждодневно вносят вклад в обучение, образование и развитие людей, позволяющих им более глубоко усвоить систему правовых знаний, навыков и умений правомерного поведения, ориентироваться в различных ситуациях повседневной жизни, оценивать их и принимать решения, основанные на требованиях законов и правовых норм. Правовому воспитанию населения способствуют, например, такие просветительские телевизионные передачи (новости), как «Человек и закон», «Петровка-38», «Криминал», «Дежурная часть», «Дорожный патруль», которые можно смотреть в режиме постоянного круглосуточного доступа.

Среди печатных изданий, довольно объективно освещающих деятельность правоохранительных органов и влияющих на формирование здорового общественного мнения населения, можно выделить такие как «Человек и закон», «Преступление и наказание», «Полиция России», «Российская юстиция», «Адвокатская практика». Однако нередко инициативу в освещении различных вопросов жизнедеятельности правоохранительных и правоприменительных органов проявляют недостаточно компетентные представители СМИ. На страницах печати, в передачах телевидения и радио, посвященных проблематике противодействия преступности, имеют место тенденциозность, необъективность освещения, недоброжелательность, нагнетание негативных настроений и другое. Эти явления требуют рассмотрения в рамках настоящего параграфа деятельности некоторых СМИ с позиции их асоциальной продукции.

Известно, что нормативная функция СМИ проявляется в формировании материальных, духовных и социальных потребностей у больших групп людей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, реальными условиями жизни и обычно соответствовал имеющимся у людей возможностям для их реализации, либо ненамного их превышал. Теперь кино, телевидение и Интернет передают самые различные нормы и стандарты жизни, о которых можно судить и по рекламе. Однако это ведет как к позитивным, так и к негативным последствиям. Влияние асоциальной продукции на юных зрителей очень сильно, поскольку у нее практически нет конкуренции со стороны воспитательных государственных структур. Пресса уже не раз сообщала о фактах, когда увлечение фильмами агрессивного жанра толкало молодых людей на совершение насильственных преступлений, в том числе и сексуального характера.

Следует отметить, что информация о криминальной ситуации в обществе, подаваемая современными российскими масс-медиа, часто не формирует должное правовое поведение граждан, а скорее деформирует его. Этому способствует чрезмерное обращение (застревание) СМИ на криминальной хронике, эмоциональное насыщение событий с элементами мифологизации, даже героизации преступности на фоне изобилующей критики органов правоохраны, отсутствия положительной информации об их деятельности, а также примеров законопослушного должного поведения российских граждан. В какой- то степени такое положение дел с освещением проблем преступности, с одной стороны, обусловливается сложной криминальной обстановкой и эпохой социальных изменений в стране, а с другой - демонстрирует явную устремленность многих издателей и представителей СМИ играть на притягательности криминальной информации для массовой аудитории в целях увеличения популярности и тиражей того или иного источника .

Из анализа телевизионной продукции, в отличие от сухих статистических отчетов, становится понятнее, что дискредитирует правоохранительные органы, чем привлекательны криминальные структуры в качестве своеобразных «органов правопорядка».

В конце 80-х гг. прошлого столетия, после того, как советское партийное руководство взяло курс на экономические и политические преобразования в стране, отношение к сотруднику правоохранительных органов сильно изменилось. Образ продажного стража порядка сначала замелькал на страницах перестроечной прессы, а затем основательно прижился в литературе и кино. Вскоре «некиношность» таких персонажей подтвердила и власть, объявив войну «оборотням в погонах».

В современной телевизионной продукции, в особенности детективного жанра, главными героями зачастую становятся представители преступного мира. Их романтизация и идеализация негативным образом влияют на правосознание населения и, в частности, на объективность восприятия служителей закона. Объясняется это отчасти тем, что произведения детективного жанра направлены в основном на массового читателя, а потому жизненность происходящего, а также факты юридического характера приносятся в жертву зрелищности сюжета и кассовости сборов.

На рубеже XX-XXI вв. на телеэкраны вышли телесериалы «Каменская», «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», где служба сотрудников милиции воплотила идею «добро должно быть с кулаками». Нельзя утверждать, что новый герой очаровал всех умом и добродетелью, но честность и физическая выучка как главные его черты стали импонировать значительной части отечественных телезрителей.

Изменившаяся политическая и социокультурная ситуация в стране в последние десятилетия привела к переменам и в имидже руководителя правоохранительного органа : от «силовика», опирающего на неограниченную власть - к образу добросовестного стража закона, справедливого и порядочного человека, интеллигента в своей профессии.

В связи со всем этим возникает принципиальный вопрос: нуждается ли процесс общения людей с различными источниками информации в каком-либо направляющем воздействии? Необходимо ли учитывать распространенность тех или иных СМИ и предпочтения в потреблении информации различными возрастными и социально-профессиональными группами населения? Конечно, придавать этому значение крайне важно, поскольку с возрастанием объема потребляемой информации нужда в осмысленном юридико-психологическом подходе к ней становится все более очевидной. Здесь широкое поле деятельности и для образовательных организаций, и для правоохранительных органов.

Психологический анализ влияния СМИ на правовое воспитание населения свидетельствует о том, что его эффективность зависит от взаимодействия правоохранительных структур с государственными, независимыми и иными СМИ. Конструктивное опережающее взаимодействие со СМИ осуществляется с целью содействия правовому воспитанию населения, правовой пропаганде, своевременного представления объективной информации о правоохранительных и правоприменительных органах, их противодействии преступности, о трудностях и проблемах в их деятельности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • 1. Что изучает правовая психология?
  • 2. Дайте определение правовой социализации личности.
  • 3. Назовите пути и стадии правовой социализации личности.
  • 4. Назовите основные механизмы правовой социализации личности.
  • 5. Каковы причины дефектов в правовой социализации личности?
  • 6. Какова структура и классификация правосознания?
  • 7. Назовите условия эффективного функционирования правовых норм.
  • 8. Каковы механизмы девиантного поведения подростков?
  • 9. Каковы наиболее важные особенности девиантного поведения среди молодежи?
  • 10. Дайте характеристику индивидуально-профилактической работе с личностью, в том числе и с несовершеннолетними?
  • 11. Раскройте содержание правового воспитания личности в обществе.
  • 12. Что такое правовая культура личности? Каковы условия эффективности функционирования правовой культуры личности и общества?
  • 13. Какие функции юридико-воспитательного характера осуществляют средства массовой информации?
  • 14. Какие требования предъявляются к СМИ юридической психологией?
  • Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 05.04.2016) «О средствах массовой информации» (ст. 2) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300,13 февр.
  • Энциклопедия юридической психологии / под. общ. ред. проф. А.М. Столяренко. М.,2003. С. 79.

Дупак Олег Владимирович, прокурор Астраханской области, государственный советник юстиции 2 класса.

На основе опыта работы прокуратуры Астраханской области в статье рассказывается о взаимодействии органов прокуратуры со СМИ.

Ключевые слова: прокуратура, взаимодействие, средства массовой информации.

Interaction of prosecutorial authorities with the mass media

Based on the experience of work of the Public Prosecutor"s Office of the Astrakhan Region, the article tells about interaction of prosecutorial authorities with the Mass Media.

Key words: The Public Prosecutor"s Office, interaction, the Mass Media.

Из всей многогранной деятельности органов прокуратуры в современных условиях одно из актуальных и важных направлений - взаимодействие со средствами массовой информации.

Приказ Генерального прокурора РФ от 23 октября 2009 г. N 341 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации" предписывает рассматривать его как одно из важнейших направлений работы и осуществлять исходя из анализа состояния законности и прокурорского надзора.

Современное бурное развитие средств массовой информации, характеризующееся их множественностью и одновременно корпоративностью и политическими пристрастиями, в то же время раскрепощенностью, использованием свободы изложения информационного материала при их недостаточно развитой ответственности, погоней за сенсацией и материальной выгодой, нередко в ущерб объективности изложения событий и фактов, обязывает органы прокуратуры внести существенные коррективы в решение организационных вопросов взаимодействия с ними.

Среди проблем, требующих разрешения, представляются важными те, которые связаны с определением общих целей и задач взаимодействия прокуроров со средствами массовой информации, современными организационно-правовыми условиями повышения его эффективности. Не менее важной проблемой для прокуроров остаются вопросы, связанные с определением направлений и форм взаимодействия, позволяющих задействовать большие потенциальные возможности СМИ для решения задач прокуратуры, направленных на укрепление законности.

Направления взаимодействия с представителями СМИ определяются содержанием информации, подлежащей поиску, получению и распространению.

Анализ содержания информации, которая попадает из органов прокуратуры в орбиту деятельности редакций СМИ, журналистов и издателей и наоборот, позволяет выделить следующие основные направления взаимодействия, к которым относятся: информирование населения о состоянии законности и правопорядка; о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты грубые нарушения законодательства, принятых мерах прокурорского реагирования; о проверке законности возбужденных уголовных дел о преступлениях, вызвавших повышенный общественный резонанс, результатах их предварительного расследования и судебного рассмотрения, а также опровержение недостоверной информации и пропаганда законодательства.

В прокуратуре Астраханской области взаимодействию со СМИ уделяется необходимое внимание, и такая работа осуществляется на системной основе.

Вопросы взаимодействия со СМИ регулируются Приказом прокурора области от 18 ноября 2009 г. N 116 "Об организации работы по взаимодействию со средствами массовой информации", Приказом прокурора области от 9 сентября 2011 г. N 162 "Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности прокуратуры Астраханской области".

Перед прокурорами поставлена задача лично организовывать работу по взаимодействию со СМИ; систематически информировать население о принимаемых органами прокуратуры мерах по укреплению законности и правопорядка, оперативно давать актуальную информацию; в целях анализа состояния законности, возможности принятия мер прокурорского реагирования ежедневно осуществлять мониторинг местных СМИ; лично выступать с интервью по наиболее актуальным вопросам прокурорской деятельности, имеющим повышенный общественный резонанс; обеспечить взвешенный подход по отбору и подготовке информации, предаваемой гласности.

Кроме того, от прокуроров потребовано организовать работу коллектива таким образом, чтобы каждый положительный результат прокурорской деятельности был максимально и своевременно освещен в СМИ, повседневно контролировать работу подчиненных работников по преданию материалов гласности и требовать от каждого регулярного выступления в СМИ.

В аппарате прокуратуры области вопросы взаимодействия со СМИ находятся в компетенции помощника прокурора области, который напрямую подчиняется последнему.

В основные обязанности помощника прокурора по взаимодействию со СМИ включены следующие вопросы: ежедневное осуществление мониторинга ведущих областных СМИ, а также основных интернет-сайтов в целях оперативного информирования руководства прокуратуры области о нарушениях закона, чрезвычайных происшествиях и иных значимых событиях; обновление новостной ленты интернет-представительства прокуратуры области; проверка электронной почты, поступившей в раздел "Интернет-приемная" официального сайта прокуратуры области на предмет наличия обращений граждан и др.

Важный элемент по этой линии деятельности - установление такого порядка и характера взаимодействия (контакта), который позволял бы: 1) органам прокуратуры решать стоящие перед ними задачи и 2) формировать правильное представление в массовом общественном сознании о роли и значении прокуратуры в системе государственной власти.

Проблем при взаимодействии органов прокуратуры и СМИ в области не возникает. Так называемый общий язык с представителями различных СМИ найден, достигнутая согласованная деятельность не подчиненных друг другу организационно самостоятельных и обособленных субъектов направлена на реализацию единых целей.

Указанным Приказом прокурора области предписано систематически информировать население через официальное интернет-представительство прокуратуры области, информационные агентства, печать, радио и телевидение о принимаемых органами прокуратуры мерах по укреплению законности и правопорядка.

Наиболее часто прокурорские работники выступают с публикациями в печатных изданиях как регионального, так и городского (районного) уровня.

Эта форма характерна для общения с печатными СМИ (газеты и журналы). Ее преимущества проявляются в том, что на первое место в этом случае выходит содержание информации, которая хотя и не столь оперативна, но более взвешенна, информативна и аргументированна, ведь, как гласит народная мудрость, "Что написано пером, того не вырубишь топором".

Распространяемая информация посредством печатных СМИ имеет длительный характер воздействия. Перед направлением материалов прокурорами обеспечивается их предварительная тщательная проверка, которая не является итоговой, так как после окончательной подготовки материала сотрудниками СМИ и его редактирования, с подобранным заголовком, во избежание искажения информации, неточностей формулировок он проверяется прокурорами еще раз и после согласования (одобрения) готовится к выпуску.

Такая форма работы введена и проводится не случайно, так как практике известны случаи, когда редакции СМИ в погоне за "жаркими" заголовками либо яркими фразами употребляли некорректные слова и словосочетания, не приемлемые и не употребляемые в действительности работниками прокуратуры. К примеру, можно привести такие заголовки: "Прокурор разобрался в мусорном вопросе", в этом материале речь шла о проверке исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства; "Прокурор разогнал бродячих собак", в публикации говорилось о проблеме бездомных животных; "Прокурор попал в тюрьму", в статье освещалась прокурорская проверка исполнения законодательства в исправительных учреждениях.

Широкое распространение в области получила такая форма взаимодействия органов прокуратуры с представителями СМИ, как интервью на телевидении, радио, в печатных периодических изданиях.

С точки зрения полноты, взвешенности и аргументированности ответов на вопросы при беседе с журналистами предпочтение отдается интервью по заранее известным вопросам. Нередко предварительно оговаривается не только тема предстоящей беседы, но и общий круг вопросов, который может быть затронут в такой работе.

Безусловно, сложно участвовать в интервью без какой-либо предварительной подготовки. В связи с этим в такой форме взаимодействия со СМИ в основном принимают участие наиболее опытные работники. Работники же, не обладающие достаточным практическим опытом, ориентированы в таком случае на дачу интервью только по хорошо известной им теме с выверенными ответами, а также с использованием принципиальных положений, характеризующих организацию и деятельность органов прокуратуры.

Современная форма взаимодействия с представителями СМИ - пресс-конференции, представляющие собой собрание журналистов и других представителей СМИ, на которых прокуроры выступают по различным вопросам состояния законности и правопорядка, освещают итоги надзорной деятельности и дают комментарии по различным темам, отвечают на вопросы.

Практика проведения пресс-конференций в области складывается таким образом, что в некоторых случаях инициаторами их проведения выступают журналисты либо редакции СМИ, а зачастую прокуроры. Тематика пресс-конференций, проведение которых инициируют работники прокуратуры, согласовывается с прокурором, такие мероприятия посвящаются общественно значимым и острым проблемам для области, города (района).

Практика взаимодействия прокурорских работников с представителями СМИ позволяет в качестве самостоятельной формы взаимодействия назвать предоставление информации журналистам. Часть журналистского корпуса, которая постоянно сотрудничает с органами прокуратуры, хорошо знает профессиональные прокурорские проблемы, специализируется на их освещении, желает оказать своими публикациями положительное влияние на общественное мнение о роли и значении органов прокуратуры в жизнедеятельности общества.

Прокурорские работники, предоставляя информацию таким журналистам, уверены, что она не будет ими использована во вред прокуратуре или, во всяком случае, перед ее распространением будет хорошо выверена и согласована с ними. Подбор или формирование такой части журналистов для органов прокуратуры имеет вполне определенный смысл. Эта форма взаимодействия максимально обеспечивает использование возможностей средств массовой информации для разрешения собственно прокурорских задач.

Тесные контакты с журналистами очень важны. И вот почему. Активное взаимодействие с ними, наличие регулярных деловых контактов позволяют получать прокурору актуальные сведения еще до того, как они станут достоянием общественности. Зачастую некоторые журналисты обращаются в органы прокуратуры с просьбой прокомментировать какой-то вопрос еще на стадии подготовки публикации. При правильной оценке степени социальной остроты затронутой темы появляется повод своевременно отреагировать на факты конкретных нарушений и тем самым, возможно, предотвратить или сгладить нежелательный негативный общественный резонанс.

В практике работы прокуратуры области широкое распространение получила такая форма взаимодействия, как приглашение представителей СМИ на служебные совещания, в том числе при проведении коллегии по подведению итогов работы за полугодие и год, либо на межведомственные совещания, к примеру, по вопросам невыплаты заработной платы, безработицы, защиты прав инвалидов, другим социально острым вопросам.

Представители СМИ приглашаются на координационные совещания правоохранительных органов, посвященные вопросам борьбы с преступностью, другие межведомственные оперативные совещания по обсуждению острых проблем. Освещение в СМИ хода обсуждения поставленных проблем и принятых решений повышает эффективность таких совещаний.

Широкое распространение получили постоянные рубрики на правовые темы в СМИ. В их подготовке непосредственное участие принимают представители органов прокуратуры, которые готовят статьи или выступления на правовые темы, дают консультации, отвечают на полученные от населения вопросы.

Кроме того, с заметной периодичностью работники прокуратуры выступают на страницах региональных печатных изданий "Волга", "Горожанин", "Комсомолец Каспия", "Хронометр" с разъяснением законодательства из различных сфер правоотношений.

Основные цели такой формы взаимодействия органов прокуратуры с представителями СМИ - пропаганда законодательства и формирование правильного отношения к закону. Нередко информация выходит под рубрикой "Сообщения из прокуратуры", "Сообщения из зала суда" и др.

Во исполнение п. 1.6 Приказа Генерального прокурора РФ от 23 октября 2009 г. N 341, согласно которому предписано постоянно совершенствовать формы и методы работы со СМИ, работники прокуратуры регулярно выступают в прямом эфире по телевидению, "горячих" линиях, дают комментарии к статьям, теле-, радиоинтервью.

Эта форма взаимодействия весьма схожа с предыдущей. Основная цель таких выступлений - оперативное разъяснение действующего законодательства в ответ на вопросы журналистов и населения. Нередко приходится оценивать какие-либо факты и суждения, только что прозвучавшие.

Ввиду ограниченного времени для продумывания ответов на поставленные вопросы, нередко их противоречивости и разнохарактерности важное значение приобретает высокая компетентность прокурорского работника, его умение быстро, правильно сориентироваться в конкретной правовой ситуации и аргументированно сформулировать ответы на возникающие вопросы.

Выпуск пресс-релизов - тоже распространенная форма общения органов прокуратуры с редакциями СМИ и журналистами. При подготовке пресс-релиза сразу обозначается сущность предлагаемой информации, что важно делать для того, чтобы сохранить смысл сообщения, потому что СМИ нередко при редакционной правке материала искажают его. Пресс-релиз подписывается соответствующим должностным лицом органов прокуратуры либо представителем структурного подразделения или помощником прокурора по взаимодействию со СМИ.

Также зачастую проводятся брифинги, во время которых представители органов прокуратуры общаются с прессой, высказывают свою официальную позицию по определенному вопросу.

При подготовке публикаций в печатных изданиях, выступлений на радио, телевидении необходимо умело использовать возможности печатного слова, непосредственного обращения к слушателям, телезрителям, показывая сложную и многогранную деятельность органов прокуратуры, причины преступности, высказывать профессиональное мнение о мерах, с помощью которых можно добиться снижения ее уровня, укрепления законности и правопорядка. Рассказывая об итогах, нельзя ограничиваться цифровыми показателями. Необходим аналитический подход по излагаемой теме, учет ее общественной значимости.

Все эти вопросы, а также другие аспекты, характеризующие эффективное взаимодействие работников прокуратуры со СМИ, отражены в методических рекомендациях прокуратуры области "Об организации в прокуратуре города (района) системы взаимодействия со средствами массовой информации", разосланных прокурорам.

Работники прокуратуры, используя возможности СМИ, прежде всего выполняют функции профилактики правонарушений и пропаганды законодательства, формируют общественное мнение о роли прокуратуры в защите прав граждан в сфере уголовного судопроизводства, информируют о делах, имеющих повышенный общественный резонанс, о состоянии законности и преступности, пропагандируют законодательство, принцип неотвратимости наказания, формируют правовую культуру населения, привлекают через СМИ внимание общественности к проблемам прокуратуры.

Следует подчеркнуть, что в процессе взаимодействия со СМИ, освещения результатов прокурорских проверок исполнения законодательства, информации о направлении уголовных дел в суд, их рассмотрении по существу и т.д. работники прокуратуры практически в каждом случае, используя такую возможность, разъясняют законодательство, что напрямую увязывается с исполнением Приказа Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению".

Между тем решению общей для прокурорского надзора задачи выявления нарушений закона могут способствовать возможности СМИ как постоянного источника оперативной информации. С точки зрения решения задачи обязательного реагирования со стороны прокуратуры на все выявленные нарушения законов могут использоваться возможности СМИ для усиления мер прокурорского воздействия путем их быстрого, оперативного освещения в прессе, на телевидении или по радио.

Предание гласности принятых по фактам нарушения законов мер прокурорского реагирования, возможный по ним объективный, достоверный комментарий со стороны прокуроров, журналистов, редакций СМИ, безусловно, усилит воспитательное значение прокурорского надзора.

Возможности органов прокуратуры по решению задачи устранения выявленных нарушений законов, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, учреждений, организаций, обеспечению интересов общества и государства могут быть усилены за счет агитационной и организаторской функций СМИ.

Анализ взаимодействия горрайспецпрокуроров области со СМИ показал, что некоторые прокуроры недооценивают роль средств массовой информации и общественности в профилактике нарушений конституционных прав граждан.

Для совершенствования работы органов прокуратуры по взаимодействию со СМИ есть большие резервы, однако время от времени серьезные и интересные материалы проверок, вскрытые факты нарушений прав граждан, несовершеннолетних упускаются из виду и не отражаются в СМИ. Не всегда задействуются в работе непосредственные исполнители. Нередко тематика, касающаяся проблем укрепления законности, отражается прессой без личных усилий работников, которые лишь принимают благодарности за предоставление редакции материала и помощь в подготовке его к печати. Некоторые статьи состоят из простого переложения процессуальных документов, представлений. Такая практика неприемлема и пресекается.

Об этом справедливо отмечено в письме Генеральной прокуратуры прокурорам субъектов Федерации от 13 декабря 2006 г. N 7/2-10624к-06 "О предании гласности результатов надзорной деятельности органов прокуратуры по защите прав и свобод граждан".

Не всегда продуманно подходят прокуроры к планированию этой работы. При подготовке представлений на аттестацию подчиненных работников зачастую в качестве основного недостатка отмечается слабое взаимодействие со СМИ и общественностью, однако не всегда предъявляются должные требования к работникам, уклоняющимся от такой работы.

На оперативном совещании перед прокурорами поставлена задача привлекать к выполнению плановых мероприятий в равной степени всех подчиненных работников, равномерно распределяя между ними нагрузку с учетом их основной деятельности. Обращено также внимание на то, что в процессе работы не следует замыкаться лишь на выполнении плановых мероприятий. Помимо этого, вся заслуживающая внимания информация, полученная в ходе текущей работы коллектива, должна быть доведена до населения посредством СМИ и выступлений в коллективах.

Принятые прокуратурой области меры организационно-управленческого характера показали, что большинство прокуроров укрепили взаимодействие со СМИ, о чем свидетельствуют не только возросшие количественные показатели этого направления прокурорской деятельности, но и расширение тематики выступлений.

Если в 2010 г. прокурорские работники, в том числе руководящего звена, 8084 раза выступили в СМИ, то в 2011 г. - 8101, в 2012 г. - 8282. В 2012 г. заметно активизирована работа органов прокуратуры Астраханской области по взаимодействию с интернет-ресурсами, количество публикаций в сети Интернет выросло с 3283 до 4947.

Темы выступлений прокурорских работников стали более разнообразными, они определяются исходя из состояния и потребностей правопорядка, соблюдения прав и интересов граждан. Совершенствуются формы и методы этой работы. Прокуроры на местах ее ежеквартально планируют, результаты периодически обсуждаются на оперативных совещаниях.

Прокуроры многих районов учли замечания по качеству материалов, передаваемых в прессу, что позволило улучшить содержание публикаций и эффективность выступлений в СМИ. По инициативе многих прокуроров в местной периодической печати созданы специальные рубрики, где регулярно размещаются материалы о прокурорской деятельности.

В 2012 г. наиболее эффективно и результативно на этом направлении работали коллективы прокуратур г. Астрахани, Ленинского, Кировского районов г. Астрахани, Ахтубинской городской прокуратуры.

Работники прокуратуры г. Астрахани, например, в 2012 г. наибольшее число раз выступили по телевидению, в 2013 г. активная работа продолжена. Деятельность в этом направлении построена таким образом, что практически все мероприятия, проводимые прокуратурой, находят свое отражение на официальном сайте прокуратуры области в сети Интернет, в прессе и параллельно на телевидении и в выступлениях по радио.

Тесное сотрудничество с городскими печатными изданиями и радиовещанием налажено прокуратурой Ленинского района г. Астрахани и Ахтубинской городской прокуратурой. Через рубрику "Прокуратура сообщает", "Из зала суда" население регулярно информируется о работе прокуратуры по осуществлению уголовного преследования, надзора, о состоянии законности и правопорядка. Руководители прокуратуры сами активно выступают в СМИ и требуют того же от всех подчиненных работников. Хорошо организована работа по проведению лекций, выступлений в трудовых и учебных коллективах.

Практика показывает, что эффективность взаимодействия со СМИ в первую очередь зависит от личного отношения руководителя к этому вопросу. Если он сам лично систематически уделяет внимание этому направлению работы, поддерживает деловой контакт с редакциями СМИ, принимает самостоятельно меры по преданию гласности результатов прокурорской деятельности, отслеживает и проверяет выступления подчиненных работников, то можно сказать, что работа поставлена на должном уровне.

Кроме того, опыт работы свидетельствует о том, что эффективность выступления в СМИ во многом зависит от того, насколько углубленно прокуроры изучают обстановку в своих городах и районах и владеют ею.

Взаимодействие со СМИ эффективно тогда, когда оно организовано с учетом складывающейся в городе, районе ситуации, состояния законности и преступности, характера правонарушений, судебной и иной правоприменительной практики. Робкое и слабое освещение роли прокурорского надзора в устранении выявленных нарушений закона - один из серьезных изъянов публикуемой информации о практике укрепления правопорядка.

Прокуроры должны понимать, что работать по "старинке" в современных условиях нельзя, жизнь диктует свои правила. Активно взаимодействуют со СМИ многие органы власти и правоохранительные структуры, в том числе суды, а в последнее время их работа заметно оживилась, темпы существенно наращиваются. Зачастую результаты работы либо комментарии по различным вопросам дают официальные представители органов Следственного комитета, МВД, МЧС, Госнаркоконтроля и др. Хотим мы того или нет, но существует реальная конкуренция в этом вопросе, и ее не только необходимо чувствовать, но и осознавать. Современная жизнь диктует свои правила игры на существующей площадке информационного пространства, и очень важно их понимать, адекватно и, что немаловажно, своевременно реагировать. В преамбуле Приказа Генерального прокурора от 23 октября 2009 г. N 341 прямо отражено требование - считать принципиально важными вопросы расширения и углубления взаимодействия со средствами массовой информации для обеспечения объективного и оперативного освещения деятельности органов прокуратуры.

Вопросы взаимодействия органов прокуратуры области со СМИ периодически анализируются. По результатам готовятся информационные письма, обзоры практики, которые направляются в горрайспецпрокуратуры.

Активная роль прокуроров в освещении своей работы в СМИ поощряется, при решении вопроса о ежеквартальном премировании работников степень участия каждого в указанной работе обязательно учитывается.

Ставя перед собой задачи по совершенствованию взаимодействия со СМИ, учитывая, что сегодня, с учетом новейших современных технологий, всемирной сети Интернет, информация о событиях и происшествиях становится доступной для широких масс практически мгновенно, мы понимаем, что крайне важно оперативно информировать население о правозащитной деятельности органов прокуратуры, не допускать умышленного искажения ее результатов, формировать общественное мнение, закреплять в общественном сознании принцип неотвратимости наказания, не упускать информационную инициативу, так как, если своевременно не обозначить свою позицию, в свет может выйти не только недостоверная, но и обросшая самыми невероятными слухами и домыслами информация.

Принятые прокуратурой области меры по взаимодействию со СМИ позволили сделать ее деятельность более открытой, а результаты - доступными для населения, в связи с чем формируется положительное общественное мнение о деятельности органов прокуратуры и ее правозащитной функции.

Законность и правопорядок - величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них - преступлений. Достаточно сказать, что в 1995 г. в России зарегистрировано 2 млн 755,7 тыс. преступлений, почти 60% которых тяжкие. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью - жизненно важные задачи нашего сегодня.

Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране - это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.

Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения прежде всего должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.

Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.



Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. Еще Р. Иеринг писал, что сопротивление личности неправу, т. е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.

С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе «Моя хата с краю». Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.

Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, сооственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменитель-ных и правоохранительных органов.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона» И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.