Какие госорганы относятся к категории органов специальной компетенции? Характеристика органов общей и специальной компетенции, осуществляющих финансовую деятельность.

Общие:

1) президент - регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливает приоритеты финансовой политики,подписывает бюджет, Обладает правом вето в отношением финансового законодательства.

2) правительство - рассматривает бюджет(перед отправкой его в парламент) , организует бюджетный процесс в части составления бюджета, выступает как единый центр управления финансами.

3) парламент - (федеральное собрание) верхняя - совет федерации, нижняя- гос Дума. Принимает финансовые законодательства, устанавливает налоги, утверждает федеральный бюджет и отчет о его исполнении.

Органы специальной специальной компетенции:

1) Минфин РФ - разрабатывает государственную политику, осуществляет нормативно правовое регулирование в сферах: в сфере бюджетной, налоговой, страховой деятельности, в сфере государственного долга, в сфере валютных операций, в сфере бухгалтерского учета и аудита, в сфере таможенных платежей, в сфере противодействия и легализации преступных доходов. Обеспечивает единство финансовой, денежно- кредитной и валютной политики. Координирует деятельность других органов управления финансами.

Подведомственны Минфину:

· Федеральном казначейство - обеспечивает кассовое исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов. Единый счет ФК РФ находится в ЦБ РФ. функция предварительного и текущего контроля средств бюджета.

· Федеральная налоговая служба(ФНС) - осуществляет контроль за правильностью исчисления налогов, своевременностью их внесения в бюджет, за правомерностью использования налоговых льгот. Наделена правом применения санкций.

· Федеральная таможенная служба - занимается таможенным регулированием, устанавливает порядок определения таможенной стоимости, осуществляет контроль за правильностью исчисления и контроль за взиманием таможенных пошлин.

· федеральная служба по финансовым рынкам - занимает нормативным регулированием, контролем и надзором на различных сигментах финансового рынка(рынок страховых услуг, рынок ценных бумаг)

· Счетная палата- осуществляет бюджетных контроль: контроль за своевременностью поступлений доходов в бюджет, контроль за целевым использованием средств бюджета. Образуется федеральным собранием и под отчетной ему. Проводит экспертизу проектозакона о федеральном бюджете, осуществляет проверку отчета об исполнении федерального бюджета. См федеральный закон о счетной палате

· Центральный банк - обслуживает бюджетные счета и обслуживает долг - выступает агентом по размещению государственных ценных бумаг.

Вопрос.

Финансовая политика. Содержание, назначение и основные типы.

Финансовая политика:

· - совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач.

· - совокупность методологических принципов и практических форм реализации методов использования финансов

· - совокупность целенаправленных мер государства в области управляют финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

· Задачи финансовой политики:

· Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов

· Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов

· организация регулирования и стимулирования экономических процессов финансовыми методами

· Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии

· Создание эффективной системой управления финансами.

· Приоритет в разработке финансовой политики принадлежит президенту. Ежегодно президент обращается с бюджетным посланием, где и формулируем стратегические ориентиры. На основании выдвинутых ориентиров правительство и Минфин разрабатывают конкретные мероприятия.

· Составляющие финансовой политики:

· Бюджетная политика- выражается

o в определение доли ВВП, который будет концентрироваться в бюджете.

o В определение взаимоотношений между различными уровнями власти в части фискальных интересов.

o В определении структуры расходной части бюджета

o В определении доли финансового бюджета в консолидированном бюджете.

o В выборе методов управления государственным долгом.

o В определении путей покрытия дефицита бюджета

o В определении порядка перераспределения средств между бюджетами. (межбюджетные трансферты)

· Налоговая политика:

o Устанавливается перечень налогов и сборов

o Определяется налоговая база, налоговые ставки

o Устанавливаются налоговые льготы

o Устанавливаются специальные режимы налогообложения для отдельных сегментов экономики

o Устанавливается порядок наложения налоговых санкций

· Таможенная политика: выражается

o в регулирование экспорта и импорта услуг и капитала

o в порядке установления таможенных пошлин

o В порядке определения таможенной стоимости товаров

· Денежно- кредитная политика: выражается

o в регулировании денежной массы в обращении

o в регулировании Уровня процентных ставок и темпов инфляции

o В регулировании темпов инфляции. Проводит эту политику Цб РФ.

o ценовая политика: выражается:

o в части регулирования Цен на товары и услуги естественных монополий

o Типы финансовой политики:

· Классический тип- предполагает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции и использование рыночного механизма как регулятора хозяйственных процессов. Но существуют " провала рынка " : кризис перепроизводства, инфляция, невозможность решения социальных вопросов, невозможность справедливого распределения дохода.

· Регулирующий политика- регулирующий тип предполагает вмешательство государства для регулирования циклического развития, социальных отношений и проведения политики занятости.

· планово-директивный тип- предполагает максимальную концентрацию финансовых ресурсов у государства и последующее их перераспределение в соответствии с государственным планом.

· Финансовый механизм - совокупность форм, видов, организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

· Элементы финансового механизма:

· вид организации финансовых отношений.

· Конкретные виды налоговых платежей

· виды неналоговых доходов.

· Форма организации финансовых отношений:

1. Внешний порядок организации: различные формы расходов бюджетов, различные формы поступления средств в рамках межбюджетного регулирования.

2. Метод организации финансовых отношений: методы формирования и использования финансовых ресурсов.

· Метод на безвозмездной и безвозвратной основе. (когда формируется уставный капитал и другие элементы уставного капитала)

· Метод кредитования- предоставление средств на возмездной основе. (бюджетные кредиты)

· Налоговый метод- формирование финансовых ресурсов государства на безвозмездной и принудительной основе.

· Страховой метод- предполагает формирование финансовых ресурсов на основе страховых взносов. Преобладает при формирование ресурсов внебюджетных фондов. Основной источник - страховые взносы на обязательное страхование.

· Способы количественного определения параметров механизма, имеющих количественные характеристики. (налоговые ставки, объем бюджетных ассигнований, объем финансовой помощи)

· Самостоятельно грязнова количественное и качественное воздействие финансового механизма на экономические отношения.

· Выделяют два уровня финансового механизма:

· государственный финансовый механизм

· Частно- хозяйственный механизм.

Вопрос.

Финансовое планирование - процесс определения будущих действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов.

Финансовое планирование - осуществляется субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов.

Объект планирования- процесс формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на микро- макроуровне.

Материально- вещественное воплощение объекта - это денежный поток

предмет планирования - конкретные стоимостные показатели, описывающие эти процессы.

Принципы финансового планирования:

· Принцип Системности- планы объединены в систему. Изменил в одних планах влияют на другие планы.

· Принцип непрерывности - процесс планирования непрерывен планы сменяют друг друга.

· Принцип гибкости- возможность маневрировать ресурсами, что позволяет изменять планы в связи с непредвиденными обстоятельствами. Для этого планы должны содержать резервы.

· Принцип точности - плановый показатель должен имел необходимую степень конкретизации.

· Принцип количественного описания

· Принцип финансового соотношения срока - капиталовложения с длительными срока окупаемости должны финансироваться за счет долгосрочных источников или за счет собственных ресурсов. Краткосрочные вложения могут финансироваться за счет краткосрочных кредитов.

· Принцип бездефицитности - расходы = доходы+ источники финансирования дефицита

Цель финансового планирования:

· Конечная - достижения пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

· Оперативная - обеспечение финансовыми ресурсами (адекватными по объему, направлениями использования, объектами и срокам) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально- экономического развития, бизнес- планами и с учетом рыночной конъюнктуры и тенденцией развития.

Задачи финансового планирования:

1) определение объема финансовых ресурсов по каждому источники поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования.

2) определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств

3) обеспечение экономного и эффективного Использования финансовых ресурсов

4) создание условий для укрепления устойчивости, а также бюджетов

5) определение экономически обоснованного размера финансовых резервов.

2) Финансовое прогнозирование - это исследование конкретных перспектив развития финансовых субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу.

Вопрос.

Цель финансового прогнозирования:

Научное обоснование показателей финансовых планов, оценка предполагаемого объема финансовых Ресурсов и определение предпочтитательных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования и огв и мсу.

Цели и задачи:

1) увязка материально вещественных и финансово- стоимостных пропорцией на макро и микро уровнях на перспективу

2) определение источников формирования И объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемой период

3) обоснование направлений использования финансовых ресурсов на прогнозируемый период;

4) определение и оценка финансовых последствий принимаемых решений.

Финансовый прогноз- система научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития финансовой системы, ее сфер и звеньев, а также отдельных субъектов финансовых отношений. Прогноз социально-экономического развития РФ, отдельных субъектов и муниципальных образований.

Два подхода к прогнозированию:

1) от настоящего к будущему на основе выявленных закономерностей

2) определение будущей цели, ориентиров движения От будущего к настоящему, построение и исследование цепи событий. И определение Мер, которые нужно принять в будущем, исходя из настоящего положения.

Методы финансового прогнозирования:

1) математическое моделирование

2) эконометрическое прогнозирование

3) экспертные оценки

4) построение трендов и составление сценариев

5) стохастические методы

3) Три этапа финансового планирования:

1) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущих плановых периодов.

метод экономического анализа:

· горизонтальный - сравниваем текущие показатели с показателями за прошлые периоды. Сравнивается факт с планом.

· Вертикальный - анализ структуры плана. Выявление доли отдельных показателей в итоговом. Степень вЛияния каждого показателя на результат.

· Трендовый анализ

· Факторный анализ - выявления влияние отдельных факторных на результат

Значение экономического анализа- позволяет обосновать параметры финансового плана, выявить резервы роста финансовых ресурсов, выявить недостатки в процессе управления финансами и сформулировать рекомендации по их устранению.

2) Расчет плановых показателей.

Числовые величины, выражающие конкретные плановые задания. Методы расчета плановых показателей:

Метод экстраполяции- устанавливается устойчивая динамика и тенденция в прошлом, а затем она продлевается на будущее. Плановый показатель = достигнутый уровень * устойчивый темп его изменения. Недостатки метода: не применим в условиях нестабильной ситуации, т к не учитывает непредвиденного изменения каких либо факторов. Не способствует Повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

· Нормативным метод - плановый показатель рассчитывается на основе норм и нормативов. = Объемный показатель* норматив. На микроуровне нормативами являются ставки налогов, тарифных взносов во внебюджетные фонды, нормы амортизации, отчисления в различные фонды.

· Индексный метод. Индекс- относительный показатель. Основан на системе индексов. Применяется когда отсутствует, установленные нормы и нормативы.

· Программно-целевой метод. Целевая программа- увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научных исследовательских конструкторских, производственных, социально-экономических хозяйственных мероприятий для решения каких-либо вопросов в сфере государственного и муниципального управления.

3) составление финансового плана как документа.

Финансовый план - это документ, отражающий систему взаимоувязанных финансовых показателей.

· Балансовый метод- позволяет увязать финансовые ресурсы и потребности в них.

· Метод оптимизации плановых решений - предполагает разработку нескольких вариантов финансового плана и выбор оптимального плана. Критерий отптимальности на микроуровне- минимум затрат, максимум прибыли, максимальная оборачиваемость, рентабельность. На макроуровне - минимум дефицит, максимальная эффективность расходов бюджета, максимальный социально-экономический эффект расходов, минимальный долг.

Стратегические:

· Текущие

· оперативные

· Долгосрочные

· среднесрочные

· краткосрочные

· Финансовые планы на макроуровне:

· Бюджет- доходы и расходы классифицируются и группируются. Доходы классифицируются: налоговые, не налоговые и безвозмездные перечисления. Расходы классифицируются: содержание аппарата управления, национальная оборона, национальная оборона, национальная экономика, культура образования, социальная политика. Выявляется дефицит и профицит. Определяются источники покрытия дефицита. Как план бюджет носит универсальный характер.

· Бюджеты Внебюджетных фондов. См выше. Расходы носят строго целевой характер.

· Программа государственных муниципальных заимствований

· Программа представления государственных гарантий

· Финансовые планы микроуровня:

· 1) баланс доходов и расходов - содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов и направлениях их использования. Разделы:

· доходы и поступления

· расходы и отчисления

· Платежи в бюджет и внебюджетные фонды

· СоставляЕтся на год с поквартальной разбивкой

· 2) план прибыли и убытков - плановыми показателями является выручка, себестоимость, валовая прибыль, прочие доходы и расходы, прибыль до налогообложения, налог на прибыль, чистая прибыль. В плане есть девиденты и объем нераспределенной прибыли.

· 3) план движения денежных средств - отражены поступления и использования денежных средств в планируемом году с поквартальной разбивкой. Поступления и расходования денежных средств будут ордены в разрезе трех направлений - по Основной деятельности, инвестиционной и финансовой деятельности. В этом плане также определяется сальдо в разрезе каждого вида деятельности и в общем.

· 4) плановый бухгалтерский баланс - похож на форму номер 1 бух отчетности, но может содержать более детальную информацию

· 5) платежный календарь - отражает поступления и расходования денежных средств, т е притоки и оттоки, так же как и в плане движения. Составляется на месяц или на квартал, задача синхронизировать притоки и оттоки денежных средств, выявлять и покрывать разрывы ликвидности.

· 6) Кассовый план - план оборота наличных денег через кассу. Позволяет обеспечить своевременные поступления средств в кассу для необходимых наличных расчетов и позволяет соблюдать кассовую дисциплину.

· 7) кредитный план- план поступления и возврата заемных средств.

· 8) сводный бюджет - формируется на основе принципов декомпозиции и включает:

· Бюджет продаж

· Производственный бюджет

· Бюджет коммерческих расходов

· Бюджет затрат на материалы

· Бюджет затрат на оплату труда

· Бюджет управленческих расходов

· Бюджет капитальный расходов

· Бюджет денежных средств

· налогов бюджет.

Вопрос 15. Финансовой контроль Как функция управления финансами

1. Финансовый контроль - функция управления финансами, заключения в выявлении отклонений от принятых стандартов, законности и эффективности управления. Финансовый контроль, а по наличии таких отклонений своевременное принятие таких отклонений.

1) законность

2) целесообразность

3) эффективность

Объект финансового контроля - денежные распределительные процессы на различных уровнях. Предмет - стоимостные показатели, которые эти процессы описывают.

Субъект - уполномоченные контролирующие органы.

Цель контроля - Обеспечить успешную реализацию финансовой политики.

Принципы финансового контроля

1) принцип законности - регламентирован законом

2) принцип независимости- независимость подконтрольного субъекта От контролера

3) принцип объективности

4) принцип гласности - финансовый контроль проводится открыто и его результаты должны быть обнародованы.

5) принцип ответственности

6) принцип разграничения - каждый контролирующий субъект имеет свою сферу ответственности

7) принцип системности - контрольные мероприятия производятся систематически с установленной периодичностью. Наличие разных уровней, форсирующих систему финансового контроля.

Органы или субъекты финансового контроля.

1) мин фИн

3) федеральная таможенная служба

4) казначейство

5) рос фин мониторинг

6) счетная палата

7) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы

8) службы внутреннего контроля на предприятии

Модели финансового контроля

1) англосанксонская- в рамках этой модели деятельность органов ограничена только составлением отчета по результатам проверки.

2) французская- помимо составления отчета, наделяются некоторыми судебными функциями.

16 вопрос.

В систему финансового контроля входят следующие уровни:

1) государственный финансовый контроль. - направлен на обеспечение законности целесообразности и эффективности деятельности государственными финансовыми ресурсами. Включает:

· Контроль составления и исполнения бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

· Контроль финансовой деятельности государственных учреждений и предприятий, а также организация с государственным участием

· контроль не государственной сферы в части выполнения денежных обязательств перед государством, соблюдения законности, целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств, а также части ведения бюджета и отчетности.

· 2) аудиторский финансовый контроль. Независимый - деятельность аудиторских организаций по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Цель аудита - выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бух учета действующему законодательству. Аудит называют независимым контролем, т к отсутствует какая либо связь между аудитором и аудируемым лицом. Пользователем информации аудита являются акционеры, кредитные организации, гос органы. Могут оказывать сопутствующие Аудиту услуги: постановка бух учета, восстановление бух учета, составление отчетности, налоговое консультирование. Аудит может быть обязательным и инициативным. Обязательно проводится в силу закона. Обязательному аудиту подлежат все: ОАО, кредитные организации, страховые организации, инвестиционные фонды, не государственные пенсионные фонды, все организации, размещающие все свои ценные бумаги на Фондовой бирже, организации с размером выручки, превышающие установленные значение. Особенности:

· Осуществляется на договорных началах и возмездно

· самостоятельность проверяемого субъекта в выборе аудиторской организации

· выявленные нарушения влияют на мнения Аудитора о достоверности отчетности но не влекут применения финансовых санкций.

· аудиторское заключение- это собственность аудируемой организации

· 3) внутренний контроль. Внутрихозяйственный. Внутриаудит

· Специальное подразделение хозяйствующего субъекта либо отдельные специалисты. Задачи внутреннего финансового контроля:

· сохранение и эффективное использование финансовых ресурсов

· Обеспечение финансовой устойчивости организации

· Предупреждение нарушений финансового законодательства. Особенности контроля

· работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю.

· Осуществляются постоянно, а не периодически.

· Отсутствует единая регламентация объема характера процедур и их документирования.

· 4) общественный контроль?

· Контроль, осуществляемый гражданами, общественными организациями и объединениями.

· Классификация финансового контроля в зависимости от объекта проверки:

· 1) бюджетный контроль - задачи бюджетного контроля - правильность составления и исполнения бюджета и внебюджетных фондов. Контроль за источниками поступления доходов, контроль за целевым и эффективным расходованием средств, пресечения финансового злоупотребления. Контроль за бюджетными средств кредитных организаций.

· 2) налоговый контроль - контроль своевременности, полноты уплаты налогов, правомерность использования налоговых льгот.

· 3) таможенный контроль - в части проверки правильности исчисления своевременности и полноты уплаты таможенных пошлин.

· 4) валютный контроль - контроль соблюдения валютного законодательства(ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле), установление достоверности проводимых валютных операций, осуществлению противодействия легализации преступных доходов, проверка учета валютных операций.

Органами специальной компетенции называются органы государст­венной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Президентом РФ выполнять соответствующие экологические функции. По характеру своей специальной компетенции органы экологического Управления условно можно подразделить на два вида: межотраслевые и отраслевые. Межотраслевые органы выполняют блок природоохранительных задач по отношению ко всем (или большинству) природным ресурсам или видам деятельности; отраслевые осуществляют охрану окружающей среды в отдельных отраслях (сферах) экономики (транспорт, промышленность, энергетика и т. д.).

Следует отметить определенную условность такой классификации.

В работах одних авторов предлагалось разграничивать комплексные, от­раслевые и функциональные органы специальной компетенции (В. В. Петров). Другие ученые полагали обоснованным выделять органы меж­отраслевой (межведомственной) компетенции и органы управления от­раслевой компетенции (Б. В. Ерофеев). Третьи писали, что подсистему органов специального экологического управления следует строить по формальному критерию, то есть в соответствии со статусом органа исполни­тельной власти, - министерства, комитеты, службы и т. д. (О. Л. Дубовик). Сегодня практически любая классифи­кация будет уязвима для критики, хотя бы по причине невозможности сформулировать исчерпывающий перечень федеральных органов испол­нительной власти, осуществляющих отдельные экологические функции.

Общий перечень федеральных органов исполнительной власти опре­деляет Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ (ст. 112 Конституции РФ). В настоящий момент действует Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», согласно которому в систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ действует на основании Постановления Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ».

Впервые специализированный природоохранный орган с надведомственными полномочиями - Госу­дарственный комитет СССР по охране природы (Госкомприрода) - был создан в январе 1988 г. на базе нескольких министерств и ведомств.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию

В сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания,


В сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения,

В сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения,

По выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Структура Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

4. Федеральное агентство водных ресурсов

5. Федеральное агентство по недропользованию

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы.

По типу компетенции они делятся на 2 группы :

1) Органы общей компетенции;

2) Органы специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся:

Президент РФ;

Правительство РФ;

Федеральное собрание РФ:

Государственная Дума;

Совет Федерации;

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ;

Представительные и исполнительные органы местного самоуправления.

К органам специальной компетенции относятся:

Министерство Финансов РФ;

Федеральное Казначейство РФ;

Федеральная налоговая служба РФ;

Центральный Банк РФ;

Система коммерческих банков;

Органы налоговой полиции; (налоговая полиция расформирована в 2003г.)

Счетная Палата РФ.

Органы об­щей компетенции - руководят всеми финан­сами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, орга­низуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обра­щение, таможенное регулирование и эмиссию.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти, определяет основные направ­ления внутренней и внешней политики государства, в соответ­ствии с которой строится финансовая политика.

Исполнительные органы гос. власти (Прави­тельство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществ­ляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подза­конные финансовые НПА, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.

Функции финансовой деятельности выполняют также феде­ральные органы исполнительной власти и органы исполнитель­ной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т. д.). То же относится и к подобным органам, формируемым ОМСУ (отделы, управления администраций и т. п.).

Прерогативой зако­нодательных (представительных) органов гос. вла­сти является принятие финансовых законов, а также осуществление финансового контроля.

Органы специальной компе­тенции созданы для управления финансами и финансового контроля. Делятся на две группы :

1. Гос. органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач . Это министерства и ведомства, органы управления, хо­зяйствующие субъекты. Управляя порученным участком госу­дарственной деятельности, они:

а) тратят бюджетные ассигнова­ния;

б) создают на своих предприятиях прибыль, которая в свою очередь перераспределяется в бюджет.

Эти органы утвер­ждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и другие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финансов определяются специальными нормативными актами.

2. Гос. органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной . Эти органы созданы специально для осуществления финансовой дея­тельности и финансового контроля.

Система и организационно-правовые формы органов исполнительной власти в республиках определяютсяих конституциями, законами и иными актами: других субъектов - краев, областей, городов федерального значения и автономных образований -их уставами, принимаемыми в соответствий с законами и указами Президента России.

К органам общей компетенции относятся:

- правительства республик и других субъектов федерации , образуемые либо представительными органами государственной власти, либо президентами, либо на основе сочетаний выборности глав правительств и назначения на должности других членов правительств;

- администрация краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Руководство администрацией осуществляет глава администрации (губернатор), который является высшим должностным лицом соответствующего государственно-территориального, автономного образования. Глава администрации, если он не занял эту должность в результате выборов, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства России. Глава администрации является членом постоянно действующего координационно-консультативного Совета глав Администрации при Президенте Российской Федерации.

Глава Администрации:

Взаимодействует с органами законодательной (представительной) власти соответствующего субъекта федерация согласно с принципом разделения властей;

Обладает правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе края, области, города федерального значения, автономного образования;

Подписывает и обнародует законы, принятые законодательным (представительным) органом;

Вправе опротестовать решение законодательного (представительного) органа в судебном порядке.

Глава администрации входит в единую систему исполнительной власти России, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительней власти субъектов федерации, в части осуществления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а равно в рамках реализации полномочий, переданных федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов федерации; подчиняется Президенту России и Правительству России по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации, по предметам совместного ведения России и субъектов федерации.

Законодательное (представительное) собрание вправе обратиться к главе администрации с предложением о внесении изменений и дополнений в акты органов исполнительной власти или их отмене в случае противоречия актов законам субъекта федерации. Законодательный (представительный) орган вправе заслушать главу администрации по вопросам исполнения законов субъекта федерации, бюджета, реализации целевых программ и планов социально-экономического развития соответствующей территории.

Правовой статус главы, администрации. В своей деятельности глава администрации руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, уставом и законодательством субъекта федерации.

Глава администрации обладает следующими основными полномочиями:

Представляет интересы соответствующего субъекта федерации в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств;

Разрабатывает и представляет на утверждение законодательного (представительного) органа субъекта федерации бюджет и обеспечивает его исполнение;

Формирует органы исполнительной власти субъекта федерации в соответствии с законодательством субъекта федерации;

Назначает на должность и освобождает от должности глав администраций городов и районов, а также решает вопросы примененияк ним мер дисциплинарной ответственности, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, они не отнесены к органам местного самоуправления;

Решает вопросы о представительстве органов исполнительной власти субъектов федерации при Президенте Российской Федерации, Правительстве России и органах исполнительной власти других субъектов федерации.

Глава администрации осуществляет и иные полномочия, установленные законодательством России и законодательством края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Принимает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с моментаих опубликования, если иное не определено в самом акте. Они обязательны для исполнения на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Имеет право обращаться в федеральные органы, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации и получать ответы на соответствующие обращения.

Споры и конфликты главы администрации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти соответствующего субъекта федерации и органами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссий или в судебном порядке.

Несет ответственность за деятельность руководимых им органов исполнительной власти.

К органам отраслевой и межотраслевой (специальной) компетенции в республиках, входящих в состав Российской Федерации, относятся министерства, государственные комитеты, главные управления, управления и др.

В других субъектах Российской Федерации функционируют главные управления, управления, комитеты, отделы, департаменты и др.

К органам краевой, областной администрации, например, относятся:

Управление юстиции;

Управление (главное управление) внутренних дел;

Финансовое управление;

Управление по вопросам инвестиций;

Управление сельского хозяйства;

Комитет по архитектуре и строительству;

Комитет по экономике и прогнозированию;

Комитет по управлению государственным имуществом;

Комитет по вопросам обороны, мобилизационной подготовки и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Комитет по промышленности;

Комитет по торговле;

Комитетпо внешнеэкономическим связям;

Комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности;

Комитет по поддержке предпринимательства;

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству;

Комитет по использованию и охране недр и экологии;

Комитет по жилищному и коммунальному хозяйству;

Комитет по транспорту, связи и дорожному строительству;

Cтраница 1


Органы специальной компетенции - Управление внутренних доходов (Board of Inland Revenue) и Управление пошлин и акцизов (НМ Customs and Excise) 1, подотчетные Казначейству, - как правило, не принимают актов, толкующих налоговое законодательство, а издают брошюры по отдельным вопросам налоговых отношений.  

К органам специальной компетенции может быть отнесен целый ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Каждое из отраслевых министерств обладает надве-домственными функциями в решении вопросов данного министерства.  

По объему и характеру полномочий органы специальной компетенции подразделяются на три группы: комплексные, отраслевые и функциональные.  

ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ - контроль, осуществляемый органами общей и специальной компетенции (финансовые и кредитные учреждения, правоохранительные органы, специальные государственные инспекции и др.) за деятельностью неподчиненных им предприятий и организаций. Каждый из этих органов осуществляет контроль в соответствии с возложенными на него функциями управления.  

По состоянию на конец апреля 2005 г. формирование системы органов специальной компетенции не завершено. За последние 6 - 7 лет структура федеральных органов исполнительной власти, к которой относятся и органы специальной компетенции, претерпела несколько серьезных изменений, в результате которых одни природоохранные органы получили самостоятельный статус, другие же путем слияния реорганизовывались в комплексные органы.  

Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.  

Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.  

По характеру выполняемых функций руководства колхозами все эти органы можно подразделить на две группы: а) органы общей компетенции, которые руководят всеми отраслями народного хозяйства, а не только сельским хозяйством и, в частности, колхозами; б) органы специальной компетенции, созданные именно для руководства сельским хозяйством, в том числе и колхозным производством.  

Основу нормативно-правовой базы функционирования системы управления охраной окружающей среды на предприятии и его структурных подразделениях составляет федеральное и региональное законодательство в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, система стандартов ГОСТ Р серии 14000, а также нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды и органов управления субъектов Федерации по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов.  

К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые соответствующими правительственными актами уполномочены выполнять природоохранные функции. Органы специальной компетенции подразделяют на три вида: комплексные, отраслевые, функциональные.  

Существующая система органов специальной компетенции определена в соответствии с решениями мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и построена по производственно-отраслевому принципу.  

Второй уровень подзаконных актов, являющихся источниками авторского права, образуют ведомственные акты в точном смысле этого слова, В рассматриваемой области они издаются в основном теми высшими органами государственного управления, которые руководят организациями, использующими произведения науки, литературы и искусства, например тем же Министерством культуры или Государственным комитетом РФ по печати. Однако в данном случае эти министерства выступают как органы специальной компетенции, и принимаемые ими акты носят ведомственный характер, т.е. распространяются лишь на лиц, относящихся к данному ведомству. Ведомственные акты принимаются также теми отраслевыми министерствами, которые имеют в своем подчинении специализированные издательства и иные организации, использующие авторские произведения. В настоящее время ведомственное законодательство в рассматриваемой области представлено многочисленными актами бывших союзных министерств и ведомств, которые применяются в той мере, в какой они не противоречат принятым в России законам. Ведомственные акты должны основываться на законе и подзаконных актах общего характера и в случае расхождения с ними могут быть оспорены в судебном порядке.  

Вместе с тем значительная роль в государственном управлении окружающей средой отводится действующим законодательством специальным государственным органам. Среди специально уполномоченных органов охраны окружающей среды выделяются органы межотраслевой и специальной компетенции. Особое место среди специализированных органов занимает Госкомитет СССР по гидрометеорологии. Основная задача этого комитета - - осуществление мониторинга окружающей среды, что является важной составной частью реализации природоохранительной функции. На основании результатов мониторинга принимаются решения об использовании природных ресурсов в народном хозяйстве, составляются карты экологического состояния и прогнозируются экологические ситуации на определенных территориях. В рамках комитета создано Главное управление по охране атмосферного воздуха. На местах создаются территориальные структурные подразделения этого органа. Госкомитет и его структурные подразделения на местах осуществляют экологические экспертизы проектов строительства и реконструкции различных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды. Ведущая роль в области проблем экологии принадлежит Государственному комитету СССР по охране природы.  

Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России. Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.  

Одновременно закон регламентирует компетенцию суда при рассмотрении исков граждан. Большинство законов предусматривает, что окружные суды правомочны запретить субъектам нарушать закон, либо предписать органам специальной компетенции надлежащим образом выполнять возложенные на них обязанности, либо предпринять необходимые вытекающие из закона действия. Законы о чистой воде и о сохранении и восстановлении сырьевых ресурсов, наряду с названными правомочиями, дают судам право принять решение о наложении штрафа за экологические правонарушения.