Уголовное законодательство российской федерации и его система. Действующее уголовное законодательство России

Страница 1 из 5

Лекция 2. Уголовное законодательство Российской Федерации его задачи и принципы

1. Понятие уголовного закона
2. Система уголовного законодательства
3. Задачи уголовного законодательства
4. Принципы уголовного законодательства
5. Толкование уголовного закона

1. Понятие уголовного закона

Уголовный закон Российской Федерации представляет собой принятый в установленном порядке высшими органами государственной власти нормативно-правовой акт, определяющий общие принципы и основания уголовной ответственности, виды преступлений, а также те наказания, которые применяются к лицам, совершившим преступления.
Уголовный закон, являясь формой выражения государственного суверенитета, имеет обязательную силу на всей территории России и подлежит обязательному соблюдению органами государственной власти, должностными лицами и всеми гражданами, находящимися на ее территории.
Являясь важным средством в борьбе с преступностью, уголовный закон определяет деяния, которые признаются преступлениями, и наказания, а также иные меры воздействия уголовно-правового характера, применяемые к виновным лицам за их совершение. Чем больше общественная опасность совершенного преступления, тем строже устанавливаются меры наказания за его совершение. И наоборот, когда деяние является малозначительным по степени и характеру общественной опасности, то закон дает возможность ограничиваться мерами воспитательного воздействия, а в отдельных случаях и освобождать от уголовной ответственности или наказания.
Представляя собой, правовое воздействие на лиц за совершенное ими преступление, уголовный закон выполняет и воспитательную роль, которая проявляется не только в самом факте объявления определенных деяний вредными для общества и наказуемыми, но и в его применении, ибо наказание, восстанавливая социальную справедливость и, исправляя виновных, тем самым предупреждает совершение новых преступлений.
Применение уголовного права основывается на строгом соблюдении всех его требований. Эти требования закрепляются в принципах уголовного закона.
Уголовный закон - исторически изменчивая категория, поскольку непрерывное развитие общественных отношений, изменение социально-экономических, политических и идеологических условий жизни общества постоянно требуют соответствующего изменения и дополнения уголовного законодательства.
Уголовный закон в Российской Федерации представляет собой Уголовный кодекс РФ. Действующий в Российской Федерации Уголовный кодекс принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, подписан Президентом РФ 13 июня 1996 года, опубликован в “Российской газете” и вступил в действие с 1 января 1997 года.
Уголовный кодекс РФ основывается на положениях Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права. Он является основным и исключительным нормативным актом, определяющим, какие деяния являются преступлениями, и устанавливает за них виды и размеры наказания.
Уголовный закон имеет ряд признаков, отличающих его от других нормативно-правовых актов:
- Уголовное законодательство осуществляет правоохранительную функцию, защищая установленные Конституцией РФ, другими отраслями права социальные ценности и общественные правоотношения. Осуществление данной функции происходит посредством установления уголовно-правовых запретов.
- Уголовное законодательство представлено в виде Уголовного кодекса, который является единственным и исключительным источником уголовного права, устанавливающим уголовную ответственность, и определяющим какие деяния признаются преступлениями. Принятие новых законодательных актов, содержащих уголовно-правовые нормы, не влечет их немедленного исполнения. Эти нормы лишь тогда будут действенны, когда они в установленном порядке будут внесены в Уголовный кодекс в виде изменений или дополнений к действующим статьям.
- Уголовное законодательство применяется исключительно уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами и к лицам виновным в совершении преступления.
- Применение уголовного законодательства строго регламентировано отдельной отраслью права - уголовным процессом. Причем, любое отступление от норм уголовно-процессуального права влечет за собой признание недействительным применение уголовно-правовых норм.
- Уголовный закон содержит наиболее жесткие санкции за нарушения предписаний, чем какая-либо другая отрасль права, вплоть до применения исключительной меры наказания - смертной казни.
- Уголовное законодательство не допускает применение норм уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 3 УК РФ).
Имеются и другие отличия, которые будут рассмотрены в дальнейшем.


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 1] [Статья 1]

1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.


3 комментария к записи “Статья 1 УК РФ. Уголовное законодательство Российской Федерации”

    Статья 1. Уголовное законодательство Российской Федерации

    Комментарий к статье 1

    1. Статья 71 Конституции уголовное законодательство относит к исключительной компетенции Российской Федерации. Субъекты РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие уголовную ответственность или освобождающие от нее, в связи с чем, например, ВС РФ признан противоречащим федеральному законодательству принятый в одном из субъектов РФ закон о помиловании.
    ———————————
    БВС РФ. 2001. С. 15 — 16.

    Конкретизируя конституционную норму, определяющую источниковую базу уголовного законодательства, ч. 1 комментируемой статьи устанавливает его полную кодификацию, поэтому оно существует лишь в форме УК. Из ч. 1 рассматриваемой статьи следует, что возможно принятие и других законов, содержащих уголовно-правовые нормы, например, комплексных законов, определяющих положения различных отраслей права (в частности, законов об организованной преступности, о коррупции, об усилении ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних). Кроме того, уголовно-правовые нормы могут предусматриваться во Вводном законе о введении в действие УК, в постановлениях Государственной Думы об амнистии и о порядке применения амнистии. Однако последние источники не содержат самостоятельных норм о преступности и наказуемости деяний, не предполагают применение ответственности как основного метода уголовно-правового регулирования (см. коммент. к ст. 8), что корреспондирует с ч. 1 комментируемой статьи.
    Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, должны включаться в УК и, следовательно, не подлежат самостоятельному применению. Такое нормативное предписание обусловлено необходимостью закрепления гарантий законности в сфере уголовного судопроизводства и исключения аналогии закона в части преступности и наказуемости общественно опасных деяний (см. коммент. к ст. ст. 3, 8). В силу ст. ст. 54, 71 Конституции, а также ст. ст. 8, 19 УК уголовной ответственности лицо подлежит лишь за деяния, содержащие все признаки состава преступления, предусмотренного только федеральным уголовным законом — УК.
    2. Исключением из правила о единстве уголовного закона является представленное в ч. 3 ст. 331 УК в период вступления России в Совет Европы, но не реализованное и не имеющее практических перспектив положение о том, что ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени.
    ———————————
    См.: Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375; Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2010) // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1014; 1998. N 29. Ст. 3395; 2000. N 32. Ст. 3341; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 12. Ст. 1093; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10; N 6. Ст. 637; N 44. Ст. 4534; 2010. N 11. Ст. 1176.

    3. В ч. 2 комментируемой статьи установлен приоритет конституционных норм над другими правовыми нормами. Часть 1 ст. 15 Конституции определяет ее высшую юридическую силу и прямое действие. Законы, включая УК, не должны противоречить Конституции, в частности конституционным нормам, закрепляющим права и свободы граждан, обеспечивающиеся правосудием (ст. 18), равенство перед законом и судом (ст. 19); ограничение применения смертной казни (ст. 20); заключение под стражу только по решению суда (ст. 22); недопустимость повторного осуждения за одно преступление (ст. 50); правило об обратной силе закона (ст. 54) и др.
    ———————————
    БВС РФ. 1993. N 8. С. 7.

    В соответствии с указанной нормой, а также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8, суд, разрешая дело, применяет непосредственно нормы Конституции, в частности, в том случае, когда федеральный закон обнаруживает противоречие с положениями Конституции.
    ———————————
    БВС РФ. 1996. N 1.

    Например, по делу М., отказавшегося от несения обязанностей военной службы по религиозным убеждениям, Президиум ВС РФ признал отсутствие в его действиях состава уклонения от военной службы, поскольку действовавшее в то время законодательство, лежавшее в основе соответствующей бланкетной уголовно-правовой нормы (в частности, не предусматривавшей альтернативной гражданской службы), не соответствовало положениям ст. 28 и ч. 3 ст. 59 Конституции.
    ———————————
    БВС РФ. 1996. N 10. С. 7 — 8.

    При установлении неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции, вправе в любой стадии рассмотрения дела обратиться в КС РФ с запросом о конституционности этого закона путем вынесения мотивированного определения (постановления). В связи с таким обращением производство по делу или исполнение принятого решения приостанавливается до разрешения запроса КС РФ, о чем специально указывается в определении (постановлении) суда.
    4. Признание КС РФ Закона, примененного судом в уголовном деле, не соответствующим Конституции, является новым обстоятельством (не известным на момент вынесения судебного решения, устраняющим преступность и наказуемость деяния), влекущим возобновление производства по уголовному делу (п. 1 ч. 4 ст. 413 УПК). Так, Президиум ВС РФ приговор суда и определение кассационной инстанции по делу О., осужденного по ч. 1 ст. 198 УК, отменил и дело в его отношении прекратил в связи с отсутствием состава преступления. При этом Президиум ВС РФ сослался на Постановление КС РФ от 19.06.2003 N 11-П «По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующих налогообложение субъектов малого предпринимательства — индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан» , признавшее не соответствующими Конституции статьи указанного Федерального закона, не освобождавшие индивидуальных предпринимателей, применявших упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж. В связи с этим применение судом закона, не соответствующего Конституции, признано новым обстоятельством, влекущим возобновление производства по делу и отмену предыдущих судебных решений.
    ———————————
    СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2695.
    БВС РФ. 2004. N 7. С. 13 — 14.

    Изложенные положения свидетельствуют об особой природе решений КС РФ, содержащих обязательные для правоприменителя правовые позиции (в особенности, постановлений), позволяющих в доктрине относить их, как и положения Конституции, если не к источникам уголовного закона, то к источникам уголовного права.
    5. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
    Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного, а под общепризнанными принципами международного права — основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (см. Постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5). Принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях, иных документах (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. , Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. , Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней и др.), а также в международных договорах РФ.
    ———————————
    РГ. 1995. 5 апр.
    БВС РФ. 1994. N 12.
    БМД. 2001. N 3.

    В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый в целях осуществления положений международного договора. Данный вопрос разъяснен, в частности, в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5. Например, Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.) , Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г. , Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. и другие могут применяться лишь при их включении в УК. Положения указанных конвенций имплементированы, в частности, в гл. 24 — 26, 34 УК. Международно-правовые нормы, преду-сматривающие признаки составов конкретных преступлений, подлежат применению в Российской Федерации в тех случаях, когда статья УК прямо устанавливает необходимость обращения к международному договору РФ (например, ст. ст. 355 и 356 УК) .
    ———————————
    СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
    БВС РФ. 1996. N 1. С. 4.
    БМД. 2000. N 8. С. 15 — 50.
    Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С. 99 — 105.
    Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.
    См. об этом, например: Взаимодействие международного и сравнительного уголовного права / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.С. Комиссарова. М., 2009.

    Статья 1. Уголовное законодательство Российской Федерации

    Комментарий к статье 1

    1. Уголовное законодательство Российской Федерации — это законодательная форма закрепления юридических норм (правил поведения) российского уголовного права. Уголовное право является фундаментальной отраслью права, неотъемлемой составной частью правовой системы Российского государства. Оно наряду с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом образует так называемый уголовно-правовой комплекс, составляющий юридическую основу борьбы с преступностью.
    Правовыми средствами охраны от преступных посягательств новых общественных отношений, возникших и функционирующих в современной России, являются нормы действующего уголовного законодательства, на основании которых суд применяет к правонарушителям меры государственного принуждения. Умелое и решительное использование в необходимых случаях силы уголовного закона, заложенных в нем обще- и специально-предупредительных, а также воспитательных возможностей — эффективное средство в борьбе с преступностью, укреплении правопорядка, защите прав, свобод и законных интересов граждан.
    2. Уголовное право, нормы которого закрепляются в статьях УК РФ, будучи самостоятельной отраслью российского права, имеет свои особые, только ему присущие предмет и метод правового регулирования, которые выделяют и отличают его от иных отраслей, образующих единую, целостную и сбалансированную правовую систему государства. В качестве предмета правового регулирования выступают социально негативные (вредные, отрицательные) фактические общественные отношения, которые возникают в момент совершения преступления между лицом, его совершившим, и государством в лице его компетентных органов (дознания, следствия, прокуратуры, суда). Эти конфликтные фактические отношения, порожденные преступлением (юридический факт), будучи урегулированными нормой (или нормами) уголовного права, приобретают юридическую форму уголовных правоотношений или, как их называют иначе, уголовно-правовых отношений. Они по своей природе имеют регулятивный и охранительный характер и соотносятся с уголовной ответственностью (см. комментарий к ст. 8 УК РФ) в том смысле, что последняя возникает, реализуется и прекращается в рамках функционирования уголовных правоотношений. Вне их она реализоваться вообще не может. В силу этого следует признать несостоятельным высказанное в литературе мнение о том, что уголовное право не имеет своего собственного предмета правового регулирования. Подобная позиция далека от действительности ввиду того, что любая отрасль права, лишенная регулятивного, организующего начала, — это социальная бессмыслица, так как при таком положении подрывается сама основа существования права как необходимого инструмента упорядочения определенных общественных отношений. Право, как известно, является одним из важнейших средств социального управления. Но право, которое ничего не регулирует, не направляет поведение людей, изначально утрачивает это свое основное качество, лишается всякого разумного смысла, поскольку не выполняет никакой функциональной роли.
    Именно в функции регулирования проявляются служебная роль, социальное предназначение уголовного права как совокупности охранительных по своей сути и направленности юридических норм.
    3. Уголовное право наряду с регулированием, а точнее, посредством регулирования, выполняет и другую важнейшую функцию — функцию охраны наиболее важных и ценных общественных отношений, поступательное развитие которых обеспечивает прогресс российского общества во всех основных сферах его жизнедеятельности — социальной, экономической, политической и духовной. Следовательно, правомерно и обоснованно выделение в качестве самостоятельного и второго обязательного предмета уголовного права предмета охраны, содержание которого, в отличие от первого, составляет совокупность социально полезных, жизненно важных общественных отношений. В их упорядочении и нормальном функционировании кровно заинтересованы граждане, общество и государство. Именно поэтому они и защищаются уголовным правом от преступных посягательств.
    Таким образом, российское уголовное законодательство имеет два относительно самостоятельных, но одновременно теснейшим образом связанных друг с другом предмета: 1) предмет регулирования и 2) предмет охраны (правовой защиты).
    4. Охранительная функция российского уголовного законодательства решается двояким путем. Во-первых, сам факт издания (опубликования) уголовного закона, содержащего веление или запрет определенного общественно опасного поведения под угрозой применения карательных санкций за нарушение гражданином общеобязательного предписания, оказывает превентивное (предупредительное) воздействие на неустойчивых адресатов правовой нормы, удерживая их от поступков, могущих причинить вред правоохраняемым интересам. Во-вторых, функция охраны системы указанных общественных отношений реализуется в процессе регулирования социально ущербных, вредных отношений, возникших вследствие совершения преступления.
    Метод регулирования этих особых отношений состоит в реальном использовании уголовно-правовых средств борьбы с наиболее опасными правонарушениями — преступлениями. В качестве таких средств выступают нормы уголовного законодательства, применение которых влечет, как правило, определенные юридические последствия — привлечение к уголовной ответственности, уголовное наказание, назначаемое виновному лицу судом, и судимость.
    Реализация охранительной функции (основного назначения уголовного законодательства) достигается методом принудительного воздействия на преступников путем использования специфических средств государственно-правового принуждения в виде мер уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных законом, в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (см. комментарий к ст. 43 УК РФ).
    Таким образом, охранительная функция уголовного законодательства Российской Федерации получает форму реального бытия в осуществлении функции регулятивной. В этом и проявляется диалектическая связь регулирования и охраны, реализация которых предопределяет социальное предназначение уголовного законодательства как составной части правовой системы Российского государства. В этом смысле формула «уголовное законодательство, регулируя, охраняет» предельно точно отражает смысл и суть рассматриваемого процесса.
    Наряду с охранительной российскому уголовному праву органически присущи также предупредительная и воспитательная функции.
    5. Уголовное законодательство состоит из Уголовного кодекса Российской Федерации, т.е. содержание законодательства полностью воплощено в нем. Уголовно-правовые нормы не могут содержаться ни в каком другом федеральном законодательном акте. Уголовное законодательство, следовательно, является единственным и исключительным источником российского уголовного права: ни иные федеральные законы, ни указы Президента РФ, ни тем более подзаконные нормативные акты органов государственной власти не могут устанавливать преступность и наказуемость общественно опасных деяний, любые иные общие положения, связанные с уголовной ответственностью гражданина.
    6. Исходя из этого принципиального положения, Уголовный кодекс РФ провозглашает, что вновь принятые законы подлежат обязательному включению в настоящий Кодекс. В практическом плане из этого важного положения следует, что ни один из вновь принятых Федеральным Собранием РФ уголовных законов не может ни действовать, ни применяться уполномоченными государством органами сам по себе, вне и помимо соответствующих статей УК РФ. Значимость и исключительная важность этого нового законодательного предписания определяется рядом факторов. Во-первых, действие единого полностью кодифицированного уголовно-правового акта способствует укреплению режима законности в правоприменительном процессе. Сосредоточение всех без исключения уголовных законов государства в одном-единственном акте обеспечивает четкую и правильную ориентацию всех правоохранительных органов в информационной базе борьбы с преступностью, а также, что крайне важно, и граждан в вопросах о том, что уголовный закон запрещает под угрозой наказания и тем самым усиливает общепревентивное воздействие уголовно-правового запрета на неустойчивых членов общества. Во-вторых, отмеченная новация сводит информационную базу о преступности или непреступности поведения человека всего к одному и единственному (а не к нескольким, как это было раньше) официальному источнику в виде кодифицированного, внутренне согласованного и системного законодательного акта — действующему Уголовному кодексу РФ (далее — УК), что, несомненно, способствует формированию и развитию общественного правового сознания. Нельзя в связи с этим не отметить и того значимого с точки зрения правильного правоприменения обстоятельства, что новое положение об обязательности включения вновь принимаемых законов в Уголовный кодекс сразу вводит их в систему его норм и тем самым обеспечивает системную и логическую связь таких законов с соответствующими положениями действующего уголовного законодательства. Известно, что общеобязательное правило поведения устанавливается не одной отдельно взятой статьей УК, а всегда несколькими его статьями, относящимися как к Особенной, так и к Общей частям (например, положения, регламентирующие признаки субъекта преступления, вины, приготовления, покушения на преступление, соучастия, совокупности, рецидива преступлений и т.д.). Понятно, что новый закон, конструирующий тот или иной состав преступления, можно правильно уяснить, истолковать, а следовательно, и безупречно точно применить только в органической связи и неразрывном системном единстве его признаков с признаками других надлежащих статей действующего Уголовного кодекса РФ, что создает дополнительную гарантию обеспечения режима законности в правоприменительном процессе, существенно облегчает квалификацию деяний.
    7. Часть 2 ст. 1 УК устанавливает, что комментируемый Уголовный кодекс РФ основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.
    Конституция — основополагающий закон Российского государства. Она составляет юридическую базу всех отраслей российского права, всей правовой системы Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, как провозглашается в п. 1 ст. 15, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
    Уголовный кодекс РФ во всех своих разделах, главах, отдельных институтах и их положениях полностью опирается на положения Конституции Российской Федерации. Прежде всего это относится к определению иерархии социальных ценностей общества, поставленных под охрану уголовного закона, первое место в которой занимают права и свободы человека и гражданина (ст. 2 УК). Это положение нового УК полностью соответствует гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», ст. 18, в которой торжественно провозглашается: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
    Следует констатировать, что в развитие системы норм гл. 2 Конституции Российской Федерации Уголовный кодекс содержит большую совокупность норм (53 статьи), которые объединены в раздел VII «Преступления против личности», поставленный в системе Особенной части УК на первое место и в свою очередь подразделенный на пять самостоятельных, но тесно связанных друг с другом глав, сгруппированных по критерию единства интегрированного надгруппового объекта уголовно-правовой охраны, в качестве которого выступает личность. Это главы: 16 — «Преступления против жизни и здоровья», 17 — «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», 18 — «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», 19 — «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» и 20 — «Преступления против семьи и несовершеннолетних». При этом если внимательно изучить весь массив нормативного материала Особенной части УК, то легко обнаружится, что подавляющее большинство его норм так или иначе в конечном счете связано с уголовно-правовой защитой интересов личности, ибо, говоря емкой законодательной формулой Конституции РФ, «права и свободы человека и гражданина… определяют смысл, содержание и применение законов».
    Несомненно, что и принципы Уголовного кодекса не только вытекают, но в ряде случаев и непосредственно базируются на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, например, принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК, ст. 19 Конституции РФ).
    И еще на одно обстоятельство, свидетельствующее о тесной связи Конституции РФ и уголовного законодательства, нельзя не обратить внимания: нет ни одного конституционного института, будь то основы конституционного строя Российской Федерации, ее федеративного устройства, судебной власти, местного самоуправления и т.д., который бы не был взят под надежную охрану нового Уголовного кодекса, т.е. не получил бы в его нормативном содержании свое специфическое отражение и преломление, свойственное данной отрасли российского права, исходя из особенностей предмета его правового регулирования.
    8. Часть 2 ст. 1 УК, строго говоря, также основана на конституционном положении, впервые признающем приоритетное значение международных юридических категорий, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). К числу таковых в интересующей нас области относятся, например, международные договоры (конвенции) о запрещении производства и применения биологического оружия, химического оружия, правил ведения войны, обращения с военнопленными, об угоне самолетов, пиратстве, рабстве и многие другие.
    Придавая исключительную важность указанным правовым категориям, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил: «Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К таким принципам, в частности, относится принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
    Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
    Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы».
    Применительно к российскому уголовному праву есть одна очень важная особенность применения международных правовых норм. Она состоит в следующем. Международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить предусмотренные договором обязательства путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом (например, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.).
    Это положение обусловлено ст. 54 и п. «о» ст. 71 Конституции РФ, а также ст. 8 УК, согласно которым уголовной ответственности в России подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. В связи с этим международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами Российской Федерации в тех случаях, когда норма УК РФ прямо не устанавливает необходимость применения международного договора Российской Федерации (например, ст. ст. 355 и 356 УК).

1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Статьи 71 и 72 Конституции РФ проводят распределение предметов ведения и полномочий на находящиеся в ведении собственно Российской Федерации и в совместном ведении Российской Федерации и в ведении субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и т.д.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса РФ. Все новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Это, в частности, означает, что все изменения и дополнения, вносимые в УК РФ различными федеральными законами, подлежат включению в текст УК РФ в виде дополнительных статей, или изменения уже существующих статей, или включения в уже существующие статьи тех или иных дополнений. Однако следует иметь в виду, что уголовное законодательство не ограничивается лишь регламентацией уголовной ответственности, поэтому, по нашему мнению, все иные законы, имеющие отношение к уголовному законодательству, также подлежат включению в УК РФ и лишь после этого могут применяться правоприменителем (это, например, вопросы преступности и наказуемости деяний, виды наказаний и иные меры уголовно-правового воздействия, порядок их применения и т.д.).

В юридической литературе различные авторы в качестве источника уголовного права называют только Уголовный кодекс РФ, основывая свои суждения на части 1 статьи 1 УК РФ. На наш взгляд, это неверно. Источниками Уголовного права также выступают нормы международного права (в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляется положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы); Конституция РФ (т.к. ч. 1 ст. 15 Конституции закрепляет положение о том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ); кроме того, диспозиции многих статей УК РФ имеют бланкетный или бланкетно-описательный характер, то есть отсылают непосредственно к иным законам или подзаконным нормативным актам, в таких ситуациях, на наш взгляд, они также выступают источниками Уголовного права РФ.

Часть 2 статьи 1 УК РФ устанавливает, что Конституция РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет над уголовным законодательством, и последнее на них основывается.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" и с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором решение о согласии, на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона РФ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. Так как нормы международно-правовых актов не имеют санкций, они не имеют прямого действия на территории РФ и могут быть реализованы только в случае, когда эти нормы будут включены в российское (внутригосударственное) уголовное право. На наш взгляд, в этом случае следует говорить о приоритете внутригосударственных уголовно-правовых норм над нормами международного права.

Статья 1 УК РФ выступает положением, устанавливающим правовую основу уголовной сферы. Понятие законодательства определяется, как совокупность нормативно-правовых актов способных регулировать те или иные общественные отношения. В такой ситуации речь идёт об уголовном преследовании, привлечении к ответственности и назначении наказаний. Рассматриваемая статья направляющая, она даёт возможность определиться с тем, какой закон следует применять при возникновении подобных отношений.

Уголовное законодательство Российской Федерации включает в себя ограниченный перечень нормативных актов. Оно состоит исключительно из одного Уголовного кодекса РФ. Каждый закон, принимаемый для установления уголовной ответственности, должен быть тут же включён в указанный кодекс. Соответственно, меры воздействия, санкции, виды преступлений, — всё это отражается в одном правовом акте.

УК РФ должен основываться только на Конституции РФ, а также принципах международного права общепризнанного характера.

Уголовное право представляет собой публичную отрасль права. Это означает, что источник этой отрасли представляет федеральное значение, обеспечивать соблюдение закона, а также его изменение при необходимости должны только государственные органы. Об этом говорит Конституция РФ в статье 71, где определяется предмет ведения Российской Федерации.

Отдельно следует сказать о международных нормах, преимущественных в правовой системе России. Если положения уголовного закона противоречат таким нормам, то применяться будут только они, поскольку считаются общепризнанными и применяемыми во многих странах.

К международным нормам и принципам необходимо отнести две группы положений, для ориентира при необходимости их применения:

Подобная система применения норм характерная для каждого из варианта правовых отношений, в том числе и для частных отраслей.

Поскольку уголовное право определяется, как публичная отрасль, важен момент правильности применение его положений. Это определяется установленным или неустановленным фактом соответствия положениям Конституции, которые касаются в первую очередь прав человека. Осуществляется подобная проверка уголовного законодательства Конституционным Судом РФ.

Нарушение закона, проявляющееся в совершении общественно-опасного деяния, предполагает меры воздействия в виде наказаний. УК РФ включается в себя большое количество преступлений, которые классифицируются по объектам, степени тяжести и ответственности, применяемой к виновным лицам. Главная задача рассматриваемой отрасли, это безопасность общества и предупреждение дальнейших преступных действий. Это порождает необходимость формирования законодательного акта, охватывающего все указанные аспекты.

УК РФ предполагает структуру, состоящую из двух частей: общей и особенной. Каждая из них дополняет другую. На практике требуется применение обеих частей.

Каждая из указанных частей рассматриваемой системы также включает отдельные элементы. Относят к ним следующее:

  • Общая. Она выступает основой. В ней закрепляются положения о принципах, задачах, целях уголовного закона, сфере его применения, основаниях, сроках, порядке применения норм, назначении наказаний, привлечении и освобождении от ответственности, смягчающих и отягчающих обстоятельствах, а также о тех, которые вообще исключат преступность совершённого действия, форме вины и так далее.
  • Особенная. Она содержит непосредственно виды преступлений, их описание, состав, а также наказание, которое может последовать в итоге. Сюда включено около 451 состава преступления.

В ВУЗах уделяют большое внимание подобному делению. Практикумы для студентов юридических факультетов включают в себя задачи на применение статей сразу обеих частей, что улучшает понимание строения УК РФ.

Помимо системы рассматриваемого закона, он также предполагает структуру, состоящую из следующих элементов:

Подобное деление способствует правильному установлению объективных признаков деяния, что существенно для определения состава.

Любая норма права предполагает наличие трёх частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Однако уголовное законодательство в этом вопросе имеет принципиальное отличие. В нормах рассматриваемой отрасли отсутствуют гипотезы. Более того общая и особенная части отличаются по структуре содержащихся в них положений, встречается один общий элемент.

Общая часть закона содержит исключительно диспозиции. Особенная включает в себя и диспозиции, и санкции.

Для понимания того, что собой представляет каждый из элементов нормы уголовного закона, следует рассмотреть подробно их особенности и виды:

Иные элементы в норме закона не допускаются. Принятие правовых положений обязательно должно соответствовать установленным требованиям.

В УК РФ чаще всего встречаются описательные диспозиции совместно с альтернативными санкциями. Это связано с тем, что тяжесть преступления может варьировать. Допустимо и средняя тяжесть, и тяжкое в пределах одной статьи, что соответственно, увеличивает и наказание. Кроме того для квалификации всегда требуется точное разъяснение того или иного действия, в противном случае придётся обращаться к Постановлениям Пленумов ВС РФ, что не всегда возможно ввиду отсутствия необходимой информации.

Таким образом, уголовное законодательство в России представляет собой слаженную систему, содержащую определённые элементы, конкретные виды преступлений и наказаний, а также полное разъяснение о том, как и какой закон нужно применять. Рассматриваемые отношения регулируются исключительно УК РФ.

Одним из регуляторов общественных отношений в государстве является его законодательство, представляющее собой взаимосвязанную систему нормативно-правовых актов , являющихся продуктом нормотворческой деятельности субъектов разных уровней законодательной власти , призванных обеспечивать правовой порядок в обществе , добиваться соблюдения прав и свобод человека и гражданина , что в целом создает позитивные условия для формирования и функционирования правового государства . Этим же целям служит и уголовный закон , обладающий специфическим, только ему присущим предметом регулирования, к которому относятся уголовно-правовые отношения, возникающие по поводу совершения лицом преступления , посягающего на охраняемые этим же уголовным законом наиболее важные и ценные для личности , общества и государства общественные отношения. Сущностью любого закона является совокупность правовых норм , формирующая его внутреннюю структуру и содержание.

Уголовный закон, как и другие юридические законы, в отличие от объективных законов природы и общества, существующих независимо от человека и его знаний о них, принимается, изменяется и отменяется государством, в лице его законодательных органов. Государство, как и его органы, в свою очередь, также является продуктом человеческого сознания и общественной деятельности. Следовательно, и уголовный закон, его состояние, характер, цели и механизм применения, круг регулируемых и охраняемых им общественных отношений, также субъективно зависят от человека, уровня его образования и культуры, морально-нравственного воспитания. Одновременно, закон направлен на регламентацию общественных отношений посредством регулирования их правовыми нормами, устанавливающими образцы должного поведения участников правоотношений .

Кроме того, Общая часть включает такие институты, как наказание (ст. 43-74), освобождение от уголовной ответственности и от наказания (ст.75-86), уголовная ответственность несовершеннолетних (ст. 87-96), иные меры уголовно-правового характера (ст. 97-1045).

Особенная часть состоит из норм и институтов, определяющих общественно-опасные деяния, признаваемые преступлениями, и устанавливает виды наказаний за их совершение (ст. 105-361).

Общая и Особенная части образуют целостное, неразрывно связанное единство, направленное на решение одних уголовно-правовых задач. Нормы и институты Общей и Особенной частей взаимодействуют в процессе реализации уголовного закона . Это означает, что применение норм Особенной части, например, при квалификации совершённого деяния, предполагает обращение к нормам и институтам Общей части и наоборот. Так, при квалификации содеянного как неоконченное убийство по ст. 105 УК РФ возникает необходимость применения соответствующей нормы, предусмотренной в ст. 30 УК РФ, определяющей признаки приготовления к преступлению и покушения на преступление. При этом нормы, содержащиеся в общей части, характеризующие, в частности, институт соучастия в преступлении, не могут применяться самостоятельно, без указания норм Особенной части, в которых определены признаки определённых преступлений, поскольку соучастие возможно лишь применительно к конкретному преступлению.

Общая и Особенная части уголовного законодательства подразделяются на разделы, разделы - на главы, а главы - на статьи, содержащие одну и более уголовно-правовых норм.

Общая часть состоит из следующих разделов: I - «Уголовный закон»; II - «Преступление»; III - «Наказание»; IV - «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания»; V - «Уголовная ответственность несовершеннолетних»; VI - «Иные меры уголовно-правового характера». Названные шесть разделов объединяют семнадцать глав, главы 151 и 152 посвящены конфискации имущества и судебному штрафу соответственно.

Особенная часть включает также шесть разделов: VII - «Преступления против личности »; VIII - «Преступления в сфере экономики »; IX - «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»; X - «Преступления против государственной власти »; XI - «Преступления против военной службы »; XII - «Преступления против мира и безопасности человечества». Эти разделы объединяют девятнадцать глав. Разделы и главы Особенной части выделяются в зависимости от свойств (признаков) объектов преступного посягательства.

Уголовно-правовые нормы, содержащиеся в статьях и составляющие Общую и Особенную части уголовного закона, являются первичными элементами структуры УК РФ. При этом количество уголовно-правовых норм не совпадает с количеством статей уголовного закона - первых гораздо больше. Это объясняется тем, что статья закона выступает формой, внешним выражением уголовно-правовой нормы, поэтому значительная часть статей закона содержит несколько уголовно-правовых норм. Уголовноправовые нормы находят своё выражение в уголовном законе в форме статей. Например, в ст. 110 УК РФ сформулирована одна уголовно-правовая норма, определяющая признаки доведения до самоубийства, в ст. 108 УК РФ - две уголовно-правовые нормы.

Действующий УК РФ содержит нумерацию статей от 1 до 361, но фактическое количество статей больше задействованного ряда математических цифр. Некоторые статьи, введенные после принятия УК РФ, повторяют нумерацию предыдущих статей, но с дополнительным порядковым знаковым номером. Например, в дополнение к статье с номером 205 «Террористический акт» были добавлены новые статьи с такой же основной нумерацией, но содержащие признаки самостоятельных составов преступлений, а именно ст. 2051 «Содействие террористической деятельности», 2052 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма», 2053 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», 2054 «Организация террористического сообщества и участие в нем», 2055 «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации», 2056 «Несообщение о преступлении», что, в целом, не нарушило нумерации статей главы 24 «Преступления против общественной безопасности». Статьи уголовного закона имеют нумерацию арабскими цифрами. В случае внесения изменений, дополнений либо отмены какой-либо нормы, порядок нумерации статей в кодексе не меняется.

Статьи как Общей, так и Особенной части УК РФ состоят из одной, двух и более частей, каждая из которых содержит самостоятельную уголовно-правовую норму. Части статьи также пронумерованы арабскими цифрами. Структурно статьи Общей части отличаются от статей Особенной части. Так, статьи Общей части включают диспозиции, в которых формулируются нормы-принципы (напр., ст. 3-7 УК РФ), нормы-определения (напр., ст. 14, 25, 26 УК РФ), управомочивающие нормы (напр., ст. 37, 38 УК РФ) и др.

Статьи Особенной части, как правило, состоят из двух и более частей. Каждая часть содержит уголовно-правовую норму, состоящую из диспозиции и санкции. Нормы Особенной части содержат гипотезу в статьях Общей части. Одновременно, Особенная часть УК РФ содержит и нормыопределения, лишённые санкций. Например, нормы, определяющие крупный размер, крупный ущерб, доход либо задолженность в крупном размере в статьях главы 22 (примечание к ст. 1702), крупный и особо крупный размеры неуплаченных таможенных платежей (примечание к ст. 194), понятие должностного лица (примечание к ст. 285), понятие преступлений против военной службы (ст. 331) и др.

Диспозиция содержит признаки конкретного общественно опасного уголовно наказуемого деяния. Признаются следующие виды диспозиций: простые, описательные, ссылочные и бланкетные.

Простая диспозиция не даёт определения соответствующего преступления, а содержит лишь его наименование. К таким диспозициям, например, можно отнести те, что предусмотрены в ч. 1 ст. 126 УК РФ (похищение человека), ч. 1 ст. 306 УК РФ (заведомо ложный донос о совершении преступления) и др.

Описательная диспозиция содержит не только наименование конкретного преступления, но и приводит описание его признаков. Так, ч. 1 ст. 105 УК РФ устанавливает, что убийство - это умышленное причинение смерти другому человеку, ч. 1 ст. 161 УК РФ определяет грабеж как открытое хищение чужого имущества, а ст. 227 УК РФ рассматривает пиратство как нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершённое с применением насилия либо с угрозой его применения.

Ссылочная диспозиция при определении признаков соответствующего преступления отсылает к другой норме уголовного закона. Так, в статьях 116, 117, 179, 268 УК РФ содержатся ссылочные диспозиции. Это означает, что для определения признаков состава преступления , например, связанного с принуждением к совершению сделки или отказу от её совершения (ст. 179), следует обратиться к ст. 163 УК РФ для исключения признаков вымогательства , о чём прямо говорится в диспозиции ст. 179 УК РФ.

Бланкетная диспозиция при формулировании признаков преступного деяния отсылает к другим законам, либо к другим нормативно-правовым актам иных отраслей права : гражданского, трудового, экологического, административного и иного. Так, к бланкетной относится диспозиция ст. 246 УК РФ, определяющая ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Раскрытие признаков данного состава преступления представляется возможным лишь при обращении к соответствующим нормативно-правовым актам, регламентирующим экологическую безопасность при производстве работ.

Кроме того, УК РФ содержит так называемые смешанные диспозиции с элементами (признаками) описательной и бланкетной или бланкетной и ссылочной диспозиций. В качестве описательно-бланкетной можно назвать диспозицию ст. 289 УК РФ, устанавливающую ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности , а ссылочнобланкетная приводится в ч. 1 ст. 112 УК РФ, предусматривающей ответственность за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью.

Санкция уголовно-правовой нормы является самостоятельным элементом, определяющим вид и размер наказания за конкретное преступление. Для УК РФ характерны относительно-определённые, альтернативные и кумулятивные санкции.

Относительно-определённая санкция устанавливает один вид наказания и его минимальный и максимальный пределы или только максимальный предел наказания. Так, ч. 1 ст. 131 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет, а ч. 1 ст. 150 УК РФ - до пяти лет. В тех случаях, когда в самой статье уголовного закона содержится указание лишь на максимальный предел наказания, минимальный предел определяется согласно положениям Общей части УК РФ, характеризующим соответствующий вид наказания.

Например, минимальный срок лишения свободы согласно ст. 56 УК РФ равен двум месяцам, соответственно санкция ч. 1 ст. 150 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от двух месяцев до пяти лет.

Альтернативная санкция предусматривает два и более вида наказания. Например, ч. 1 ст. 107 УК РФ, предусматривающая ответственность за убийство, совершённое в состоянии аффекта, устанавливает наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет, либо ограничение свободы на срок до трёх лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок. Это означает, что за совершение названного преступления могут быть назначены либо исправительные работы, либо ограничение свободы, либо принудительные работы, либо лишение свободы с определением их размера. В действующем законодательстве приоритет отдан альтернативным санкциям, предусматривающим два и более относительно определенных наказания. Это предоставляет суду возможность индивидуализации вида и размера наказания, применительно к конкретному лицу, совершившему преступление.

В зависимости от того, ограничивается ли санкция только основным наказанием или включает в себя еще и дополнительное наказание, выделяют простую и сложную санкции. Простая санкция содержит только основные наказания. Например, санкция ч. 1 ст. 313 УК РФ содержит два вида основных альтернативных наказаний - принудительные работы на срок до четырех лет либо лишение свободы на тот же срок. Сложную санкцию, содержащую помимо основного наказания еще и дополнительное наказание, называют кумулятивной. Так санкция ч. 1 ст. 105 УК РФ содержит основное наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет с дополнительным наказанием в виде ограничения свободы на срок до двух лет.

Юридическая теория иногда называет и иные виды санкций, которые не нашли применения в современном отечественном уголовном законе. Так, например, принцип индивидуализации наказания несовместим с использованием абсолютно-определенных санкций.

Действие уголовного закона во времени

Законом, устраняющим преступность деяния, является закон, не признающий деяние в качестве преступления, которое ранее, до вступления его в силу, считалось преступным. С момента вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, уголовные дела, возбуждённые в связи с его совершением и находящиеся в производстве органов предварительного расследования или суда , подлежат прекращению, а лица, осуждённые за такие деяния, - освобождению от наказания .

Согласно ч. 1 ст. 10 УК РФ, обратную силу имеет и закон, смягчающий наказание. Большое значение имеет правильное решение вопроса о том, какой закон является более мягким. Уголовный закон признаётся смягчающим наказание в том случае, если он устанавливает более мягкий вид наказания. Он признаётся таковым и тогда, когда при равных либо разных низших пределах санкций высший предел санкции в новом законе ниже, чем в старом, а в случае одинакового максимума основного наказания более мягким считается закон, определяющий меньший минимум наказания. При наличии альтернативной санкции новый закон признаётся более мягким, если в отличие от прежнего закона в качестве основного он включает более мягкий вид наказания. Уголовный закон признаётся более мягким и в том случае, если он вместо обязательного дополнительного наказания установил его в качестве факультативного.

Обратная сила уголовного закона связывается не только с законом, устраняющим преступность деяния или смягчающим наказание, но и с законом, иным образом, улучшающим положение лица. Это означает, что уголовный закон имеет обратную силу и тогда, когда он улучшает положение лица путём внесения изменений в перечень смягчающих обстоятельств, оснований и условий условно-досрочного освобождения от наказания; условий погашения и снятия судимости и т.д.

Обратная сила уголовного закона распространяется на лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния до вступления его в законную силу, в том числе и на тех, кто отбывает наказание либо отбыл его, но имеет судимость. УК РФ в ч. 2 ст. 10 определяет, что если новый уголовный закон смягчает наказание, отбываемое осуждённым, то это наказание должно быть сокращено в пределах, установленных этим законом.

Согласно ч. 1 ст. 10 УК РФ, не имеет обратной силы более строгий уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание либо иным образом, ухудшающий положение лица. В этом нам видится дополнительный аспект реализации принципов справедливости и гуманизма российского уголовного закона.

Действие уголовного закона в пространстве

Аутентическое толкование и легальное являются обязательными для всех субъектов правоприменения .

в) судебное - осуществляемое судом в двух видах: 1) даваемое в судебных решениях (приговорах , определениях, постановлениях) по конкретным уголовным делам; 2) даваемое в разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации на основании обобщения судебной практики по определённым категориям дел.

Толкование уголовного закона, содержащееся в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует считать обязательным для всех правоприменительных органов. Толкование уголовного закона, даваемое судом при его применении по уголовному делу, обязательно для данного конкретного случая правоприменения, но не для других уголовных дел.

Неофициальное толкование дается лицом, не уполномоченным законом на толкование, и не является обязательным в сфере правоприменения. Оно подразделяется на:

а) доктринальное (научное) - толкование, даваемое учёными, преподавателями, научно-исследовательскими учреждениями в комментариях, статьях, монографиях, учебниках и т.п. Доктринальное толкование не имеет обязательной силы, но в силу авторитетности этих лиц способствует совершенствованию, как уголовного законодательства, так и практики его применения, закладывает фундамент юридического образования;

б) профессиональное толкование можно встретить в интервью в СМИ, в статьях и выступлениях практических работников (судей, следователей , прокуроров , адвокатов), которые комментируют нормы уголовного закона на основе сложившейся судебно-следственной практики;

в) обыденное - осуществляется лицом на уровне обыденного правосознания при прочтении текста уголовного закона.

По способам (приёмам) толкование подразделяется на: а) грамматическое; б) систематическое; в) историческое; г) логическое.

Грамматическое толкование предполагает уяснение текста закона с помощью правил грамматики. Например, диспозиция ч. 1 ст. 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными» обязывает правоприменителя понимать, что жестокое обращение возможно с более одной животной особью, так как термин «животные» применен законодателем во множественном числе. Но на практике уголовному преследованию подвергаются лица, допустившие жестокое обращение даже с одним животным, что грамматически противоречит тексту закона, чем обуславливаются научные рекомендации для его совершенствования.

Систематическое толкование выражается в уяснении содержания уголовного закона в сопоставлении его с другими нормами уголовного либо иного закона. В связи с этим такой вид толкования может быть внутрисистемным и межсистемным. Например, умышленное причинение смерти другому человеку в состоянии необходимой обороны мы не можем именовать убийством , рассматривая положения ст. 105 УК РФ в системе с нормами Общей части УК РФ, в частности со ст. 37 УК РФ. Или уясняя понятие хищения в УК РФ, необходимо соотнести его с понятием мелкого хищения в КоАП РФ.

Историческое толкование позволяет уяснить смысл текста уголовного закона на основе анализа социально-экономической и политической обстановки, обусловившей изменения уголовного закона.

Логическое толкование предполагает формирование суждений о смысле уголовного закона на основе законов логики. Так, например, с учетом правил логики на основе статьи 21 УК РФ, где определяется понятие невменяемости, формулируется важное понятие о том, что вменяемым является лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и (!) руководить ими.

Толкование уголовного закона по объёму принято подразделять на буквальное, ограничительное и расширительное. Следует отметить, что для использования правоприменителями в практической деятельности рекомендуется руководствоваться его официальным толкованием, если таковое имеется. Если официального толкования уголовного закона не имеется, то данное правоприменителем расширительное или ограничительное толкования не должны противоречить смыслу этого закона.

Буквальное толкование понимается как уяснение и разъяснение соответствующего содержания и смысла уголовно-правовой нормы в полном соответствии с использованными в статье уголовного закона словами и терминами.

Ограничительное толкование уголовного закона применяется к более узкому кругу случаев, чем это вытекает из его буквального текста. Например, хотя в ч. 3 ст. 30 УК РФ говорится про умышленный характер покушения на преступление и вид умысла не указывается, в теории и в судебной практике покушение на преступление рассматривается только при наличии прямого умысла.

Расширительное толкование выражается в том, что уголовному закону придаётся более широкий смысл по сравнению с его буквальным текстом. Расширительное толкование осуществляется в целях уяснения действительного содержания нормы. Так, согласно ч. 1 ст. 1 УК РФ новые законы, предусматривающие уголовную ответственность , подлежат включению в УК РФ. В то же время, УК РФ в ст. 1 определяет, что единственным источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ. Соответственно, вопреки буквальному тексту названной статьи, в УК РФ должны быть включены не только новые уголовные законы, предусматривающие уголовную ответственность, но и новые уголовные законы, определяющие также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания , либо смягчение наказания и т.п.