Федеративное устройство рф презентация. Презентация "государственное устройство российской федерации"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Федеративное устройство Российской Федерации

Федеративное устройство РФ. Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. Избранная новой Россией форма государственности - федерализм - не имеет единого международного образца, а российский федерализм, имеющий свою специфику, к тому же исключительно динамичен.

Понятие федеративного устройства РФ Федерализм в классическом его понимании - принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях.

Федерализм является важнейшим принципом организации и функционирования российской государственной и общественной системы, что, естественно, находит отражение в различных положениях Конституции, начиная с первой статьи. В ст. 1 Основного Закона записано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации». Понятие федеративного устройства РФ

Однако нормы Конституции РФ, устанавливающие основу конституционного статуса субъектов РФ, по ряду причин являются неоднозначными и внутренне противоречивыми, что вызывает определенные сложности для федерального и региональных законодателей при их развитии в текущем законодательстве, а также для всех правоприменителей при их практической реализации. В то же время, чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем яснее становится противоречивость и недоработанность ряда конституционных положений, острее выражается потребность в дальнейшем развитии конституционных норм, касающихся Федерации Понятие федеративного устройства РФ

Федерация - одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид - унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в национально-территориальном аспекте). Понятие федеративного устройства РФ

Федеративное устройство Российского государства - это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом. По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ. Понятие федеративного устройства РФ

Принципы федеративного устройства РФ Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя. 1. Первым Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация - цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность - естественная черта независимых государств.

Современная Российская Федерация - государственное по своей природе объединение всех субъектов федерации, а не аморфный, слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единое централизованное, имеет многовековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства. Принципы федеративного устройства РФ

2. Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их. Принципы федеративного устройства РФ

Система государственных органов субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского государства в целом. Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции Российской Федерации (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Серьезная гарантия единства системы государственной власти, прав федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны. Принципы федеративного устройства РФ

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти се субъектов - еще один принцип федеративного устройства России. Принципы федеративного устройства РФ

Конституция РФ определяет: 1. перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями; 2. предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения; 3. Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов - предметам совместного ведения. Принципы федеративного устройства РФ

В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты. Принципы федеративного устройства РФ

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться. Принципы федеративного устройства РФ

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы. Принципы федеративного устройства РФ

4. В числе принципов федеративного устройства России - принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. Мировой опыт федерального строительства свидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма государственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения и служит государственно-правовой формой, помогающей разрешать национальный вопрос (например, бывшие СССР, Чехословакия). Принципы федеративного устройства РФ

Многочисленные национальные государства и национально-государственные образования в Российской Федерации рассматривались как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение, воплощения суверенитета наций. Принципы федеративного устройства РФ

В настоящее время РФ включает субъекты федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них, в основном, сосредоточено русское население). В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъектов федерации (национально-территориальный и территориальный) - также существенные характеристики федеративного устройства России. Принципы федеративного устройства РФ

Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик. Принципы федеративного устройства РФ

Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальных государств и национально-государственных образований, в том числе 21 республику, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые автономные образования создавались как форма национальной государственности не только одной нации (а, например, двух и более). Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации - се субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них. Принципы федеративного устройства РФ

5. Равноправие субъектов Российской Федерации - принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление - равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Принципы федеративного устройства РФ

Это равноправие прежде всего проявляется: 1. в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации; 2. в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации; 3. в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Принципы федеративного устройства РФ

Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено. В то же время имеются различия в государственной организации субъектов федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, гражданства, высших органов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении Принципы федеративного устройства РФ

Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними. Конституционный статус Российской федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности. Основы конституционного статуса РФ и её субъектов

Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства: 1. суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов; 2. федеральная Конституция и федеральные законы; 3. федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ; 4. государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств); 5. единое гражданство РФ; 6. государственный язык; 7. единые Вооруженные Силы; 8. единая денежная единица - рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ); 9. государственные символы: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации; 10. столица РФ. Основы конституционного статуса РФ и её субъектов

Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения. Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. Основы конституционного статуса РФ и её субъектов

В России - несколько видов субъектов федерации, это ее особенность. Общее число субъектов - 85: 22 республика, 9 краев, 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), автономная область, 4 автономных округов, 46 областей. Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Основы конституционного статуса РФ и её субъектов

Республики - субъекты РФ - это государства в составе Российской федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской федерации. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ. К ним относятся: Конституция республики, республиканское законодательство; система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом; территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия; республиканское гражданство; государственный язык; собственные символы государства. Основы конституционного статуса РФ и её субъектов

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государст­венной власти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных - по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения. Статус данных видов субъектов федерации: края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта. Основы конституционного статуса РФ и её субъектов

Для конституционного статуса субъектов федерации характерно наличие следующих элементов: устава; своего законодательства; системы органов государственной власти соответствующего субъекта федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом; территории, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ. Положение автономии может иметь особенности по сравнению с другими субъектами. Может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Это должно делаться по представлению их законодательных и исполнительных органов. Основы конституционного статуса РФ и её субъектов

Федеративное устройство РФ. В истории российской государственности мы видим достаточно очевидные свидетельства того, что идеология федеративного устройства государства развивалась в умах российских ученых и представителей государственных структур давно. Она претерпевала изменения в соответствии с изменением и развитием политико-правовых реалий в России тех времен. Позднее все это позволило реализовать принципы федеративного государственного устройства в рамках установления советской государственности после революции 1917 года. Фактически именно в этот период Россия стала «де-юре» федерацией. Главной особенностью устройства структуры Российской Федерации с самого начала ее возникновения состояла в том, что она создавалась на сочетании административно-территориальной и национально-территориальной (позже национально-государственной) основы.


«Принципы федеративного устройства РФ» - Принципы равноправия. Система государственных органов. Республики. Единство системы государственной власти. Федеративное устройство Российского государства. Государственно-правовые признаки. Принципы федеративного устройства РФ. Принцип равноправия субъектов. Многочисленные национальные государства.

«Формы государственного устройства» - Республик в мире меньше, чем монархий. Теократическая. Ватикан, Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бруней. Монархии. Верховная власть в монархии передается по наследству. Конституционная монархия Великобритания, Бельгия, Испания, Япония, Марокко. Абсолютная. Государственный строй стран мира. Теократическая монархия.

«Формы государства» - Политическая система. Выбери правильную форму государственного устройства. Форма государственного устройства. Участие населения. Политический режим. Формы правления. Недостатки. Форма правления. Признаки. Сколько форм правления существуют. Господство одной политической партии. Выборный законодательный орган власти.

«Федеративное устройство РФ» - Федеральный закон. Изменения в федеративном устройстве России. Правовое регулирование. Автономные республики. Численность. Отсутствие принципа добровольного выхода. Города федерального значения. Состав федеративного государства. Распад СССР. Первая Конституция РСФСР. Проблема разграничения полномочий.

«Федеративное устройство России» - Принятие нового субъекта РФ. Автономный округ. Принципы осуществления полномочий субъектами РФ. Ответственность субъектов РФ перед Федерацией. Модели разграничения. Равноправие и самоопределение народов. Разграничение компетенции. Понятие и формы государственно-территориального устройства. Парад суверенитетов.

«Государственное устройство РФ» - Основания для федерального вмешательства. Предметы ведения РФ. Органы законодательной и исполнительной власти. Таможенная система. Массовые беспорядки. Состав субъектов РФ. Протекторат. Унитарное государство. Формы государственного устройства. Конституционно-правовой статус краёв. Конституционно-правовой статус автономной области.

Всего в теме 13 презентаций

«Формы государства» - Господство одной политической партии. Форма государственного устройства. Сколько форм правления существуют. Формы правления. Выборный законодательный орган власти. Форма правления. Политический режим. Политическая система. Форма государства. Выбери правильную форму государственного устройства. Недостатки.

«Формы государственного устройства» - Конституционная. Конституционная монархия Великобритания, Бельгия, Испания, Япония, Марокко. Государственное устройство. Государственный строй стран мира. Монархия. Республик в мире меньше, чем монархий. Верховная власть в монархии передается по наследству. Среди монархий современного мира преобладают империи.

«Федеративное устройство РФ» - Вопросы государственной жизни. Особенности российского федерализма. Автономная область. Состав СССР. Право на выход из состава Федераций. Проблема разграничения полномочий. Зарубежные территории. Численность. Правовое регулирование. Федеральные округа. Вопросы, регулирующие федеративное устройство России.

«Федеративное устройство России» - Равноправие и самоопределение народов. Изменения в субъектном составе РФ. Принципы осуществления полномочий субъектами РФ. Территориальные органы. Субсидиарность. Формы государственного устройства. Образование нового субъекта РФ. Тема 6. Разнообразие субъектов РФ. Единство системы государственной власти.

«Государственное устройство» - Финансовая и налоговая системы сохраняют специфику каждой отдельной страны. Государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений. Отсутствие единой системы законодательства. Конфедерация не имеет единой денежной единицы. Федеративное. Форма государственного устройства.

«Государственное устройство РФ» - Формы государственного устройства. Основания для федерального вмешательства. Массовые беспорядки. Судебная система. Предметы ведения РФ. Конституционно-правовой статус краёв. Органы законодательной и исполнительной власти. Состав субъектов РФ. Унитарное государство. Организация судебной, исполнительной власти.

Всего в теме 13 презентаций


Понятие федерации Понятие федерации Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права. Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.


Зарождение федеративного строя в России XVII в. –первые идеи о федерации в России после революции февраля 1917 года у народов Российской Империи появилась возможность самоопределения 1917 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский мусульманский съезд народы, не имеющие определенных территорий, должны пользоваться национально-культурной автономией.


Конституционно-правовой статус Российской Федерации Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.




Часть 2 статьи 65 Конституции РФ предусматривает возможность изменения состава Российской Федерации. Подобное может происходить путем: Принятия в Российскую Федерацию субъекта "со стороны" Образования в ее составе нового субъекта Изменения конституционно-правового статуса субъекта.


Предметы ведения Российской Федерации Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закреплены в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ. Вопросы государственного государственногоСтроительства и защиты прав и свобод и защиты прав и свобод вопросы деятельности правоохранительных правоохранительных органов и правовой системы Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации Вопросы регулирования экономики и социального развития


Согласно Конституции Российская Федерация - это суверенное государство, обладающая всей полнотой власти на своей территории, и вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах о его субъектах решен одинаково: федерация суверенна, а его субъекты - нет. Согласно Конституции Российская Федерация - это суверенное государство, обладающая всей полнотой власти на своей территории, и вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах о его субъектах решен одинаково: федерация суверенна, а его субъекты - нет.

Слайд 1

Обществознание 11 класс Профильный уровень
Кодификатор по обществознанию Глава 4. Политика. Тема 4.15
Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353. Москва. Зеленоградский АО.
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

Слайд 2

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Федерация как государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств. Основные этапы развития российского федерализма. Основные принципы федеративного устройства России: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов Российской Федерации. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов. Правовой статус субъектов РФ: национально-территориальные образования (республики и автономии); государственно-территориальные образования (края и области) города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). Проблемы и противоречия федеративного устройства России.

Слайд 3

ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО -ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
ФЕДЕРАЦИЯ -

до 1917 года – Российская империя едина и неделима 1918 год – образование РСФСР 1922 год – образование СССР (провозглашено право выхода республик из Союза) 1989 - 1991 гг. – парад суверенитетов и распад СССР 1992 год – заключение нового Федеративного договора 1993 год – Конституция РФ (сецессия)
Возникла реальная угроза распада России

Слайд 4

ФЕДЕРАЦИЯ – государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств
Конституция РФ. Глава 3. Федеративное устройство.
Конституция РФ. Статья 1 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Статья 5 1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. 2. … 3. … 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Слайд 5

22
Севастополь
Не являются субъектами РФ
85 субъектов РФ

Слайд 6

К1 - данный федеральный округ расположен на территории Крымского полуострова, являющейся объектом разногласий между Россией и Украиной
Федеральные округа были созданы в соответствии с Указом президента России В. В. Путина в 2000 году. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления РФ.
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе: является работником администрации Президента РФ не является руководителем округа или начальником для глав входящих в округ субъектов никаких конституционных полномочий представители Президента не имеют

Слайд 7

Конституция РФ обеспечивает территориальную и государственную целостность Российской Федерации. Этим положением фактически утверждается отсутствие права выхода (сецессии) какого-либо субъекта РФ из ее состава, поскольку территория Российской Федерации включает в себя территории всех ее субъектов.
А возможно ли войти в состав РФ новому субъекту?
Конституция РФ, Статья 65. … Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Слайд 8

2014 год – «КРЫМНАШ»

Слайд 9

Слайд 10

В ведении Российской Федерации находятся наиболее существенные вопросы государственной жизни, социально-экономической, внешнеполитической, оборонной, законодательной и других сфер деятельности
Ознакомьтесь со ст. 71 Конституции РФ

Слайд 11

Слайд 12

Паспорта граждан РФ и Татарстана и вкладыш к паспорту гражданина РФ (Республика Башкортостан)
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;
РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РФ
Россия исторически формировалась как многонациональное государство, поэтому в формировании республик присутствует этнический (национальный), а не географический критерий. Исключение составляют Республики Алтай и Крым.

Слайд 13


ЦЕНТРАЛИЗМ
СЕПАРАТИЗМ

Слайд 14

ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
ЦЕНТРАЛИЗМ
СЕПАРАТИЗМ
Берите суверенитета столько, сколько вы его сможете проглотить. Б.Н.Ельцин на встрече с общественностью в Уфе 6 августа 1990 года.
Законодательство многих субъектов РФ в 1990 – начале 2000-х гг. содержало значительное число норм, противоречащих Конституции РФ: провозглашение полного государственного суверенитета; объявление своего государства субъектом международного права; право республики на выход из состава РФ на основе референдума; приоритет федеральных законов только после утверждения их законодательными органами республики; возможность создания внутренних таможенных границ; приоритет государственного национального языка
«Война законов» могла привести к полной дезинтеграции российского государства. Президентом РФ были предприняты неотложные меры: создан институт полномочных представителей Президента в 7 федеральных округах (сейчас их 9) они провели огромную работу по приведению законодательства субъектов Федерации в соответствие с общефедеральным. Работа в данном направлении продолжается, хотя окончательно проблема еще далека от своего разрешения.

Слайд 15


1 Ненецкий АО входит в состав Архангельской области
2 Ханты-Мансийский АО – Югра входит в состав Тюменской области
3 Чукотский АО не входит в состав другого субъекта РФ
4 Ямало-Ненецкий АО входит в состав Тюменской области
ОТДЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ РФ, ВХОДЯЩИЙ В СОСТАВ ДРУГОГО СУБЪЕКТА РФ, НО НЕ ПОГЛОЩЕННЫЙ ИМ

Слайд 16

Тюменская область и входящие в её состав Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО
Ханты-Мансийский АО
Ямало-Ненецкий АО
Двойственное правовое положение округа вызывает ряд конституционных коллизий. Конституционный суд РФ в специальном постановлении от 14 июля 1997 года признал, что равноправие субъектов РФ не исключает вхождение округа в край, область; и вхождение одного субъекта в состав другого является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, что не означает его поглощения. В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах органов государственной власти края, области.
СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Автономный округ - равноправный субъект РФ: обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты); обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением; как и другие субъекты РФ имеют по два представителя в Совете Федерации; самостоятелен в решении вопросов, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа); самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.