Преступное поведение: что это такое. Криминальная психология Преступное поведение совокупность противоправных действий

Под деятельностью в психологии понимается та или иная (внутренняя или внешняя) активность человека, направленная на достижение поставленной цели.По тому, как человек управляет своими действиями, как контролирует их, можно выделить следующие действия:

Инстинктивные;

Рефлекторные, или действия-реакции;

Импульсивные;

Волевые.

Многие преступления совершаются лицами импульсивно, т.е. в результате каких-то подсознательных побуждений и общей личностной направленности. В таких преступлениях мотив совпадает с целью.Импульсивность поведения характерна для психопатических личностей, которые склонны к мгновенным реакциям.

Импульсивное преступное поведение лица может быть вызвано рядом причин:

Нервно-психической, эмоциональной неустойчивостью индивида;

Алкогольным или наркотическим опьянением;

Психопатическими аномалиями личности;

Преобладанием эмоций над здравым смыслом при сложившейся ситуации.

Импульсивность характерна для преступлений, совершенных в состоянии аффекта, так как осознанные цели и мотивы при таком состоянии отсутствуют, привычное поведение человека резко изменяется. Такое состояние, возникающее внезапно в результате противоправных действий потерпевшего, признается законом как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность.

Состояние аффекта усиливают стрессы, которые подразделяются на:

S информационный, возникающий в условиях оперативно-информационной перегрузки при выполнении сложных управленческих задач с высокой степенью ответственности;

S эмоциональный, который может возникнуть в опасных ситуациях (при внезапном нападении, стихийном бедствии и т.п.);

S демобилизирующий, в результате которого нарушается целесообразность действий человека и ухудшаются возможности речи.

Поведение - это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Предметом специального изучения юридической психологии является противоправное, преступное поведение.

В литературе нередко встречается употребление терминов «преступное поведение» и «преступление» в качестве синонимов, что вряд ли можно признать обоснованным. Преступное поведение - понятие более широкое, включающее не только само преступление как общественно опасное, противоправное деяние (действие или бездействие), но и его истоки; возникновение мотивов, постановку целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления различных решений и т.д. Анализируя с психологической стороны преступное поведение, следует видеть не только само преступление, но и его связи с внешними факторами, а также внутренние, психические процессы и состояния, определяющие решение совершить преступление, направляющие и контролирующие его исполнение.


Если схематически представить себе процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта, умышленно совершившего преступление, то такой процесс условно можно разделить на два основных этапа.

Первый этап - мотивационный. На данном этапе у субъекта под воздействием возникшей потребности формируется весьма активное потребностное состояние, которое может затем перейти в мотив противоправного поведения, особенно в тех случаях, когда возникшая потребность не может быть реализована законным способом.

На данном этапе нередко происходит борьба мотивов. Процессу мотивации, содержанием которого является борьба мотивов насовершение преступления, сопутствуют процессы целеобразования, выбора объекта, на который субъект планирует направить свои преступные действия. Первоначально мотивы и цели могут и не совпадать, однако в последующем возможен сдвиг мотивов на цель.

Завершением данного этапа является прогнозирование, протекающее либо в развернутом виде с мысленным проигрыванием ролей-образов, либо в сжатом, свернутом виде. Затем следует принятие решения.

После того как решение принято, оцениваются условия, в которых будут совершаться противоправные действия, с точки зрения того, насколько они будут способствовать достижению поставленных целей, подыскиваются, выбираются средства и способы, орудия совершения преступления. В случае готовящегося группового преступления среди его участников распределяются роли с их функциональными обязанностями.

Проблема возникновения и формирования мотивов противоправного поведения имеет многоплановый характер. Особый интерес представляют наиболее общие закономерности возникновения и формирования мотивов преступления. При этом в мотивационном процессе можно выделить следующие наиболее важные этапы:

1)появление потребности как источника активности личности. Возникновению мотивов любой, в том числе противоправной, деятельности, как правило, предшествует появление определенной потребности. Вначале эта потребность может существовать безотносительно к тем объектам, с помощью которых она может быть удовлетворена, далее в результате переживания субъектом возникшей потребности как своей, личностно значимой, появляется особое, актуальное для данного субъекта потребностное состояние.

Сама по себе потребность, например в материальном достатке, не может оцениваться отрицательно. Иное дело, когда та же потребность под воздействием негативных влияний среды и антиобщественного мировоззрения, оправдывающего хищения, злоупотребления служебным положением, деформируется;

2)переход потребности в мотив противоправного поведения. Одна и та же потребность в сознании различных людей оценивается по-разному. Субъективная значимость потребности может и не совпадать с ее объективным значением в общественном сознании. В зависимости от того, какое значение придает ей конкретный человек, она либо становится побудительной силой (мотивом), либо постепенно утрачивает свое актуальное значение.

На процесс преобразования потребности в мотив преступного поведения серьезное влияние оказывает конкретнаяжизненная ситуация, в которую активно включается человек, стремящийся удовлетворить эту потребность.

Таким образом, в процессе формирования мотива прослеживается своеобразный треугольник: потребность - личностный смысл - ситуация, элементы которого постоянно взаимодействуют между собой.

Ситуативно обусловленное развитие мотивации имеет место и в преступном поведении. Эту ситуацию называют криминогенной.

Причины формирования криминогенной ситуации следующие: неопределенность, непредсказуемость развития события, поведения различных лиц; экстремальность, быстротечность происходящих событий; конфликтный характер отношений сторон с наличием провоцирующих элементов, например в виде неправомерного поведения потерпевшего; бесконтрольность, отсутствие должного порядка, дисциплины и т.д.

Ситуация перед совершением преступления - это обычно ситуация морального выбора, неразрывно связанная с мировоззренческой определенностью решения человека. Например, для человека, имеющего высокие нравственные установки, сам по себе факт отсутствия постоянного контроля за ним практически не имеет значения. Однако для субъекта с антиобщественной направленностью этот факт станет составляющей криминогенной ситуации. Важное место в процессе формирования мотивов занимают психологические механизмы целеобразования. Цель действий по сравнению с мотивами всегда более предметна, более обнажена и осязаема. В сознании человека в ней как бы аккумулируются и его потребности, и его стремления, интересы, а сами мотивы смещаются на цель деятельности.

После того как решение принято, на смену мотивационному приходит второй этап - реализация решения: совершаются противоправные действия и, как следствие этого, наступает преступный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью. Цель может оказаться «недовыполненной», «перевыполненной», либо возникает побочный результат, который вообще не охватывался целью.

Перечисленные выше процессы завершаются оценкой виновным достигнутого результата, прогнозированием своего дальнейшего поведения в ходе предварительного расследования и на суде.

Анализируя механизм преступного поведения, нельзя игнорировать такие важнейшие факторы, определяющие поведение субъекта, как особенности, свойства его личности (направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, характер) и воздействие социальной среды на формирование его личности и поведение как до возникновения криминогенной ситуации, так и непосредственно в ходе нее.

Определенные психологические особенности преступного поведения имеют так называемые «безмотивные» преступления. Такое название весьма условно и не отражает полного отсутствия мотива в действиях виновного, что исключается само по себе, поскольку речь идет о сознательной деятельности психически здорового человека.

Первую группу безмотивных умышленных преступлений составляют преступления, внешне отличающиеся бессмысленностью, непонятной с первого взгляда избыточной жестокостью по отношению к жертве. Такое впечатление усугубляется явно неадекватным характером насильственных действий по отношению к малозначительному поводу для их совершения.

Вторую группу безмотивных преступлений образуют преступления насильственного характера, возникающие по механизму смещения агрессивности в состоянии фрустрации. Указанные действия могут даже носить характер аутоагрессии, и тогда следователю приходится иметь дело с суицидальным поведением.

При совершении неосторожных преступлений рассмотренный выше механизм преступного поведения носит свернутый характер. Если в умышленных преступлениях мотив и цель непосредственно связаны с наступившим результатом, то в неосторожных преступлениях имеет место разрыв между мотивом и целью противоправного поведения субъекта, с одной стороны, и наступившим результатом - с другой. Этот разрыв заполняется мотивом и целью допускаемых субъектом нарушений определенных правил поведения, объективно направленных на недопущение тяжких последствий, которые в представлении субъекта могут наступить, а могут и не наступить. В этом проявляется волевой характер противоправного поведения субъекта и отдельных его действий, связанных с несоблюдением им тех или иных предписаний обязательного характера.

Следует также помнить, что отсутствие мотивации на достижение преступного результата в неосторожных преступлениях не исключает в целом мотивов противоправного поведения, следствием которого в конечном итоге и явился этот результат.

Таким образом, мотив присущ любому волевому, а следовательно, и любому преступному поведению независимо от формы вины. Но, поскольку при неосторожной форме вины наступившие последствия не охватываются желанием виновного, следует различать мотивы умышленных преступлений и мотивы поведения, объективно приведшего к общественно опасным последствиям в неосторожных преступлениях.

Под деятельностью в психологии понимается та или иная (внутренняя или внешняя) активность человека, направленная на достижение поставленной цели.

По тому, как человек управляет своими действиями, как контролирует их, можно выделить следующие действия:

Инстинктивные;

Рефлекторные, или действия-реакции;

Импульсивные;

Волевые.

Многие преступления совершаются лицами импульсивно, т. е. в результате каких-то подсознательных побуждений и общей личностной направленности. В таких преступлениях мотив совпадает с целью.

Импульсивность поведения характерна для психопатических личностей, которые склонны к мгновенным реакциям.

Импульсивное преступное поведение лица может быть вызвано рядом причин:

Нервно-психической, эмоциональной неустойчивостью индивида;

Алкогольным или наркотическим опьянением;

Психопатическими аномалиями личности;

Преобладанием эмоций над здравым смыслом при сложившейся ситуации.

Импульсивность характерна для преступлений, совершенных в состоянии аффекта, так как осознанные цели и мотивы при таком состоянии отсутствуют, привычное поведение человека резко изменяется. Такое состояние, возникающее внезапно в результате противоправных действий потерпевшего, признается законом как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность.

Состояние аффекта усиливают стрессы, которые подразделяются на:

– информационный, возникающий в условиях оперативно-информационной перегрузки при выполнении сложных управленческих задач с высокой степенью ответственности;

– эмоциональный, который может возникнуть в опасных ситуациях (при внезапном нападении, стихийном бедствии и т. п.);

– демобилизирующий, в результате которого нарушается целесообразность действий человека и ухудшаются возможности речи.

9.2. Психологический анализ преступного поведения

Поведение – это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Предметом специального изучения юридической психологии является противоправное, преступное поведение.

В литературе нередко встречается употребление терминов «преступное поведение» и «преступление» в качестве синонимов, что вряд ли можно признать обоснованным. Преступное поведение – понятие более широкое, включающее не только само преступление как общественно опасное, противоправное деяние (действие или бездействие), но и его истоки; возникновение мотивов, постановку целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления различных решений и т. д.

Анализируя с психологической стороны преступное поведение, следует видеть не только само преступление, но и его связи с внешними факторами, а также внутренние, психические процессы и состояния, определяющие решение совершить преступление, направляющие и контролирующие его исполнение.

Если схематически представить себе процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта, умышленно совершившего преступление, то такой процесс условно можно разделить на два основных этапа.

Первый этап – мотивационный. На данном этапе у субъекта под воздействием возникшей потребности формируется весьма активное потребностное состояние, которое может затем перейти в мотив противоправного поведения, особенно в тех случаях, когда возникшая потребность не может быть реализована законным способом.

На данном этапе нередко происходит борьба мотивов. Процессу мотивации, содержанием которого является борьба мотивов на совершение преступления, сопутствуют процессы целеобразования, выбора объекта, на который субъект планирует направить свои преступные действия. Первоначально мотивы и цели могут и не совпадать, однако в последующем возможен сдвиг мотивов на цель.

Завершением данного этапа является прогнозирование, протекающее либо в развернутом виде с мысленным проигрыванием ролей-образов, либо в сжатом, свернутом виде. Затем следует принятие решения.

После того как решение принято, оцениваются условия, в которых будут совершаться противоправные действия, с точки зрения того, насколько они будут способствовать достижению поставленных целей, подыскиваются, выбираются средства и способы, орудия совершения преступления. В случае готовящегося группового преступления среди его участников распределяются роли с их функциональными обязанностями.

Проблема возникновения и формирования мотивов противоправного поведения имеет многоплановый характер. Особый интерес представляют наиболее общие закономерности возникновения и формирования мотивов преступления. При этом в мотивационном процессе можно выделить следующие наиболее важные этапы:

1) появление потребности как источника активности личности. Возникновению мотивов любой, в том числе противоправной, деятельности, как правило, предшествует появление определенной потребности. Вначале эта потребность может существовать безотносительно к тем объектам, с помощью которых она может быть удовлетворена, далее в результате переживания субъектом возникшей потребности как своей, личностно значимой, появляется особое, актуальное для данного субъекта потребностное состояние.

Сама по себе потребность, например в материальном достатке, не может оцениваться отрицательно. Иное дело, когда та же потребность под воздействием негативных влияний среды и антиобщественного мировоззрения, оправдывающего хищения, злоупотребления служебным положением, деформируется;

2) переход потребности в мотив противоправного поведения. Одна и та же потребность в сознании различных людей оценивается по-разному. Субъективная значимость потребности может и не совпадать с ее объективным значением в общественном сознании. В зависимости от того, какое значение придает ей конкретный человек, она либо становится побудительной силой (мотивом), либо постепенно утрачивает свое актуальное значение.

На процесс преобразования потребности в мотив преступного поведения серьезное влияние оказывает конкретная жизненная ситуация, в которую активно включается человек, стремящийся удовлетворить эту потребность.

Таким образом, в процессе формирования мотива прослеживается своеобразный треугольник: потребность – личностный смысл – ситуация, элементы которого постоянно взаимодействуют между собой.

Ситуативно обусловленное развитие мотивации имеет место и в преступном поведении. Эту ситуацию называют криминогенной.

Причины формирования криминогенной ситуации следующие: неопределенность, непредсказуемость развития события, поведения различных лиц; экстремальность, быстротечность происходящих событий; конфликтный характер отношений сторон с наличием провоцирующих элементов, например в виде неправомерного поведения потерпевшего; бесконтрольность, отсутствие должного порядка, дисциплины и т. д.

Ситуация перед совершением преступления – это обычно ситуация морального выбора, неразрывно связанная с мировоззренческой определенностью решения человека. Например, для человека, имеющего высокие нравственные установки, сам по себе факт отсутствия постоянного контроля за ним практически не имеет значения. Однако для субъекта с антиобщественной направленностью этот факт станет составляющей криминогенной ситуации. Важное место в процессе формирования мотивов занимают психологические механизмы целеобразования. Цель действий по сравнению с мотивами всегда более предметна, более обнажена и осязаема. В сознании человека в ней как бы аккумулируются и его потребности, и его стремления, интересы, а сами мотивы смещаются на цель деятельности.

После того как решение принято, на смену мотивационному приходит второй этап – реализация решения: совершаются противоправные действия и, как следствие этого, наступает преступный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью. Цель может оказаться «недовыполненной», «перевыполненной», либо возникает побочный результат, который вообще не охватывался целью.

Перечисленные выше процессы завершаются оценкой виновным достигнутого результата, прогнозированием своего дальнейшего поведения в ходе предварительного расследования и на суде.

Анализируя механизм преступного поведения, нельзя игнорировать такие важнейшие факторы, определяющие поведение субъекта, как особенности, свойства его личности (направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, характер) и воздействие социальной среды на формирование его личности и поведение как до возникновения криминогенной ситуации, так и непосредственно в ходе нее.

Определенные психологические особенности преступного поведения имеют так называемые «безмотивные» преступления. Такое название весьма условно и не отражает полного отсутствия мотива в действиях виновного, что исключается само по себе, поскольку речь идет о сознательной деятельности психически здорового человека.

Первую группу безмотивных умышленных преступлений составляют преступления, внешне отличающиеся бессмысленностью, непонятной с первого взгляда избыточной жестокостью по отношению к жертве. Такое впечатление усугубляется явно неадекватным характером насильственных действий по отношению к малозначительному поводу для их совершения.

Вторую группу безмотивных преступлений образуют преступления насильственного характера, возникающие по механизму смещения агрессивности в состоянии фрустрации. Указанные действия могут даже носить характер аутоагрессии, и тогда следователю приходится иметь дело с суицидальным поведением.

При совершении неосторожньж преступлений рассмотренный выше механизм преступного поведения носит свернутый характер. Если в умышленных преступлениях мотив и цель непосредственно связаны с наступившим результатом, то в неосторожных преступлениях имеет место разрыв между мотивом и целью противоправного поведения субъекта, с одной стороны, и наступившим результатом – с другой. Этот разрыв заполняется мотивом и целью допускаемых субъектом нарушений определенных правил поведения, объективно направленных на недопущение тяжких последствий, которые в представлении субъекта могут наступить, а могут и не наступить. В этом проявляется волевой характер противоправного поведения субъекта и отдельных его действий, связанных с несоблюдением им тех или иных предписаний обязательного характера.

Следует также помнить, что отсутствие мотивации на достижение преступного результата в неосторожных преступлениях не исключает в целом мотивов противоправного поведения, следствием которого в конечном итоге и явился этот результат.

Таким образом, мотив присущ любому волевому, а следовательно, и любому преступному поведению независимо от формы вины. Но, поскольку при неосторожной форме вины наступившие последствия не охватываются желанием виновного, следует различать мотивы умышленных преступлений и мотивы поведения, объективно приведшего к общественно опасным последствиям в неосторожных преступлениях.

Замечу, что понятие "личность" многогранно, с ярко выраженным междисциплинарным характером, изучается не только в психологии, но и в философии, социологии, этике, праве, педагогике и пр. Как объект исследования личность уникальна по своей сложности, поскольку в ней связаны различные плоскости бытия отдельного человека — от его телесного бытия до духовного.

Понятие личности в правовой науке широко используется применительно к субъектам различных правоотношений. В юридической литературе данное понятие имеет расширенное толкование, есть некоторое смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек.

Как отметил В.Л. Васильев, "в системе "человек-право" в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включённого в социальные отношения, как носителя сознания и, в частности, правосознания".

В криминальной психологии одной из центральных категорий является категория личности преступника.

В уголовном праве под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определённого, указанного в уголовном законе возраста. Поэтому о личности преступника говорят, когда имеют в виду субъекта преступления, т.е. лицо, совершившее преступление, что нашло своё подтверждение в приговоре суда, вступившего в законную силу.

Понятие личности преступника выражает социальную сущность человека, нарушившего закон, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятый в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления. Таким образом, термин "личность преступника" означает, что речь идёт о "социальном лице" человека, совершившего преступление.

Понятие личности преступника включает в себя комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения.

Такой подход в юридической литературе обусловливает необходимость дополнить понятие личности применительно к субъекту преступления рядом признаков, которые в общей психологии не рассматриваются. Поэтому юридическая психология изучает более широкий аспект характеристик личности человека, совершившего преступление. Она обращает внимание как на нравственные качества, знания, привычки, формы психического отражения, темперамент, так и на физическую сущность лица как человеческого индивида (его возраст, психическую способность к вменению, функционально-ролевые признаки), а также на психологическую характеристику личности преступника (интеллектуальные качества, эмоционально-волевые качества и т.д.).

В криминологии при изучении личности преступника акцент делается на анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие.

Однако для криминальной психологии личность преступника представляет и самостоятельный интерес, ибо она не только отражает определённые внешние условия, но и является активной стороной взаимодействия. Для неё характерна сознательная, целенаправленная деятельность. Связь социальных условий с преступным поведением носит сложный характер, причём всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. В некоторых случаях, когда на лицо процесс длительного специфического социального взаимодействия, у личности формируется устойчивая противоправная ориентация, которая проявляется в комплексе правонарушений. Подобная личность способна совершать преступление даже при меняющихся условиях.

Личность преступника — личность человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещённое законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности.

Изучение личности преступника, с точки зрения криминальной психологии — окажет помощь правоохранительным органам: при принятии решений уголовно-правового и уголовно-процессуального характера; в выборе тактических приёмов и приёмов воздействий в следственных ситуациях; при установлении мотивов преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого; при изучении причин совершенных преступлений; в целях определения мер воспитательного воздействия

Методы изучения личности преступника

Изучением личности преступника вплотную занимаются такие науки, как криминология и криминальная психология. При изучении этой проблемы они используют определённую методологию.

Методология — это наиболее общие принципы, способы и средства научного исследования. В научном обороте употребляются слова: методология, методика, методы. Метод — это приём, способ исследования; методика — совокупность методов. В качестве общетеоретических методов познания в научном исследовании криминологами и юридическими психологами используются: абстрагирование, логические процедуры обобщения, системно-структурный анализ, историко-сравнительные методы, моделирование и др.

Традиционно в криминологии и в психологии также используются такие эмпирические методы общего характера, как наблюдение, опросы в форме анкетирования и интервью, эксперимент, изучение документов, биографический метод.

Для изучения структуры личности преступника и его социальной среды используются различные методы и подходы, важнейшими из которых являются структурный, системный, типологический. Кратко рассмотрим эти подходы.

В научно-практических целях понятие личности преступника раскладывают на составные части (структурные элементы или подсистемы). Такой структурный анализ удобен для проведения различных исследований личности правонарушителей.

В настоящее время наиболее широкое распространение получил подход к изучению личности преступника, предполагающий в ней наличие двух крупных подсистем: социально-демографической и социально-психологической.

Социально-демографическая подсистема личности преступника включает в себя пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное и материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относят, признаю: характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определённых функционально-ролевых обязанностей. Естественно, эти признаки (кроме судимости) не характеризуют конкретную личность как склонную к совершению преступлений. Однако в сочетании с другими личностными особенностями они позволяют сформировать целостное представление о данном субъекте.

Социально-демографические признаки имеют тесную связь с определёнными психологическими (социально-психологическими) качествами человека, его психикой. Например, низкий образовательный уровень во многом бывает, связан с невысоким интеллектом человека, а трудности социальной адаптации — с низким уровнем его эмоциональной устойчивости, повышенной импульсивностью, агрессивностью и т.д. Анализ социально-демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирование у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей.

Социально-психологическая подсистема личности рассматривается многими учёными в виде четырёх структурных основных элементов:

  • подструктура направленности в виде совокупности социально значимых качеств личности, связанных с правосознанием человека (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.);
  • подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;
  • подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека:
  • подструктура темперамента и других биологически, наследственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека.

Перечисленные подструктуры личности во всем многообразии их содержания имеют место и в структуре личности преступника. Существенное отличие структурных образований личности преступника от структурных образований личности законопослушных граждан состоит, прежде всего, в том, что многие свойства, черты личности (особенно те, которые формировались под влиянием социальных условий) характеризуют личность первого с негативной стороны, делая её более восприимчивой к воздействию криминогенных факторов. Одним из основных отличий личности преступника от личности правопослушного гражданина считается негативное содержание ценностно-нормативной системы некоторых устойчивых психологических особенностей, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично для преступников.

При исследовании личности преступника необходима комплексная оценка взаимосвязи различных характеристик среды и личности. Один из психологических подходов рассматривает среду, личность и их взаимосвязь на типическом уровне.

Возможность глубоко и на современном научном уровне исследовать проблему личности преступника даёт системный подход. Его основные положения сводятся к следующему:

  • личность преступника исследуется как сложная иерархическая система, в которой вычленяются элементы, имеющие прямую связь с преступным поведением;
  • личность преступника познаётся через его деятельность, через взаимодействие с социальной средой;
  • наряду с личностью и деятельностью обязательным элементом исследования является социальная среда, в особенности микросреда.

Основная цель исследования с помощью системного подхода — выявить значимые в генезисе преступного поведения элементы этих подсистем.

Помимо рассмотренных выше методов анализа отдельных сторон структуры личности преступника и взаимодействующий с ним социальной среды можно выделить три основных теоретических подхода к исследованию мотивационных аспектов личности преступника и преступного поведения: психологический, биологический, социологический.

Методы изучения личности преступника в криминальной психологии применяются те же, что и при психологическом изучении личности. К ним относятся такие психологические методы, как беседа, психологический анализ продуктов деятельности, контент — анализ, метод тестов (тесты интеллекта, проективные методики, личностные опросники). Также при изучении личности преступника используются методы, специально разработанные в юридической психологии, например, метод психологического анализа материалов уголовного (гражданского) дела.

  • Биологический подход.

В 1876 г. вышла книга итальянского судебного психиатра и антрополога Чезаре Ломброзо "Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения", в которой он сделал вывод о том, что преступник не есть нормальный человек, а атавистическое явление, шаг назад на пути эволюции, особая разновидность человеческого рода. Следует отметить, что взгляды этого исследователя имели как оппонентов, так и сторонников. Например, критики биологических взглядов "ломброзианства" не только опровергали эту идею с рационально-гуманистических позиций, но и пытались перепроверить их эмпирическое обоснование.

Известный юрист — практик начала XX в. А.Ф. Кошко писал: "…Среди закоренелых преступников явно дегенеративные типы встречаются, пожалуй, не чаще типов обычных, и нередко в числе злодеев попадаются даже люди с приветливой внешностью, с кроткой, симпатичной улыбкой и очень часто с невинно-детским выражением чуть ли не ангельских глаз" .

Доказательством несостоятельности взглядов Ч. Ломброзо можно считать работы В.М. Бехтерева по изучению психологических аспектов преступности, психологических проблем вменяемости, основанных на рефлекторной концепции психической деятельности и естественнонаучной теории поведения.

В.М. Бехтеревым не была обнаружена особая нервно-психическая организация у преступников, которая отличалась бы от подобной структуры у правопослушных граждан.

На сегодняшний день в споры о биологической причинности преступления вмешались генетики. Из отечественных исследователей следует назвать В.П. Эфроимсона, В.П. Емельянова, А.В. Любищева, В.П. Колпакова, Н.П. Дубинина и др.

Так, В.П. Эфроимсон считал, что в генах человека заложены не только животные, начала, но и высшие нормы поведения. "Генетически", по его мнению, все люди добры, нравственны, альтруисты, а преступниками становятся из-за распространённой в обществе идеологии насилия как средства достижения справедливости. В области генетики на основании анализа исследований В. Колпаков пришёл к выводу, что "генетическое участие в формировании преступного поведения есть, оно просматривается". По его мнению, есть, конечно, и социальное подавление, и социальное провоцирование такого поведения, но и влияние генетического фактора весьма существенно.

Несмотря на значительные успехи в области психогенетики, криминология отвергала наличие у человека каких-то особых генетически запрограммированных, наследственно передаваемых от поколения к поколению наклонностей к нарушениям закона, совершению преступлений. Однако, как справедливо замечают Ю.М. Антонян и С.В. Бородин, "признание социального характера причин преступного поведения в целом вовсе не означает игнорирования биологических особенностей человека, его психической сферы и патологии в ней".

Нельзя игнорировать индивидуально-психологические особенности, типичные для некоторых групп правонарушителей, в виде так называемых психических аномалий, т.е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере связанных с типом, свойствами нервной системы, которые определяются наследственными факторами. В определённых (неблагоприятных, экстремальных) условиях психические аномалии "снижают сопротивляемость к воздействию ситуации, в том числе конфликтных, создают препятствия для развития социально полезных черт личности, особенно для её адаптации к внешней среде; ослабляют механизмы внутреннего контроля; сужают возможности выбора решений и вариантов поведения; облегчают реализацию импульсивных, случайных, непродуктивных, в том числе противоправных поступков. Всё это отрицательно сказывается на развитии личности и может способствовать преступному поведению" .

Многие учёные разделяют мнение, что психические аномалии часто способствуют противоправному поведению, поскольку "препятствуют усвоению социальных норм, затрудняют получение высокой квалификации и образования, выполнение отдельных социальных ролей" . Также считается, что существенный криминогенный фактор представляют собой психопатии, поскольку поведение психопатизированной личности нередко отличается своей импульсивностью, направленностью на немедленное удовлетворение своих желаний без учёта возможного наступления от этого негативных последствий не только для окружающих, но и для самого субъекта. Хотя, как справедливо считают Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан и другие криминологи, свести объяснение причин противоправного поведения к одной лишь психопатизации и психическим аномалиям личности было бы не совсем правильно.

Г.А. Аванесов выделяет следующие биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

  • патология биологических потребностей, нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений;
  • нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные состояния), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями;
  • наследственные заболевания, особенно отягощённые алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;
  • психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминальным фактором2С.

Итак, биологический подход к изучению причин преступности остаётся одним из дискуссионных на протяжении более столетия. Проблема соотношения биологического и социального в личности преступника остаётся актуальной и сегодня.

  • Социологический подход.

Он рассматривает преступность как социальное явление. Этот подход возник практически одновременно с биологическим и в противовес ему. У его истоков в XIX в. стоял бельгийский учёный Кегле. Социологический подход нашёл своё выражение в концепции социального детерминизма.

В основном в русле социологического подхода исследования велись криминологами. Линия социального детерминизма влекла за собой важные выводы. Главный из них заключается в том, что, "не изменив социальных условий, порождающих преступления, тщетно было бы пытаться повлиять на преступность".

В советской криминологии прослеживалось развитие принципов социального детерминизма. Хотя именно в 60-70-е годы была поставлена проблема раскрытия механизма социально-психологических факторов (Яковлев А.М., Кудрявцев В.Н.). Криминологи фокусируют внимание на взаимодействии личности со средой, процессе социализации и формировании личности, проблемах социальных групп и конформизма, социальных ролей и социальной адаптации, их связи с противоправным поведением. Такой подход тесно связывает криминологию с социальной психологией. Формирование отечественной криминологической теории о природе и причинах преступности позволило создать такую концепцию, ведущей особенностью которой было признание социальной природы личности преступника.

В современной отечественной криминологии используется синтез подходов к личности преступника: "криминология исследует всю совокупность социологических, психологических, правовых, этических, педагогических, медицинских и иных аспектов личности тех, кто совершил преступление". Личность преступника рассматривается как совокупность социально значимых негативных свойств, образовавшихся в ней в процессе разнообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами, которые к тому же поддаются коррекции. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать его как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типических черт.

Современными криминологами рассматривается личность в двух аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой — как субъект, способный к активной целенаправленной, преобразующей деятельности. Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, её социально-ролевые поля.

Т е м а 7. Психология преступного поведения

Понятие и психологическая характеристика преступного поведения. Мотивация преступного поведения. «Безмотивная» преступная деятельность. Психологические особенности поведения преступника в послепреступный период.

______________________________

Преступное поведение – это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, направленной на достижение преступной цели. Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды - а именно причин и условий - его обуславливают и внутренние факторы, в частности форма вины, мотивы и цели. Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности.

Под структурой преступного поведения понимается внутреннее (психологическое) строение этих форм преступного поведения и взаимосвязь их составных частей. Преступное поведение имеет внутреннюю структуру, главными компонентами которой являются:

1) мотив – это предмет потребности;

2) цель – это представление субъекта о результате действия.

Мотив и цель являются психологическими компонентами внутренней структуры преступного поведения.

3) предмет действия, способы, средства и условия его реализации (это физические и вещественные компоненты);

4) результат действия, т. е. то последствия, которые наступили от действия.

Психологическая сущность преступного поведения состоит в активном стремлении лица добиться осуществления поставленной цели. Оно находит свое выражение в сознательно мотивированных действиях, направленных на достижение определенной цели, независимо от того, совпадает она или не совпадает с наступившими общественно опасными последствиями. Таким образом, психика всегда включена в преступную деятельность и выступает как центральное связующее звено отдельных действий лица, через нее достигается единство регуляции этих действий и поведения в целом.

Будучи по своему содержанию антиобщественным, преступное поведение с точки зрения его строения отвечает всем признакам волевой деятельности в общепсихологическом ее значении. С субъективной стороны оно характеризуется волей, мотивированностью и целенаправленностью, а с объективной – физическими действиями или воздержанием от них.

Если в совершенном преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внутренних причин (расстройство сознания, психическая болезнь и т. д.), то лицо не подлежит уголовной ответственности. Если в преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внешних причин (принуждение, насилие и т. д.), то это является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность.



Таким образом, когда речь идет о психологии преступного поведения, психологии правонарушения, это означает, что речь идет только об одном виде человеческого поведения, а именно о волевом поведении.

Конкретные преступления как волевые акты по своей структуре могут быть простыми и сложными. Простым волевым актом, имеющим психологический механизм, является преступное действие. Сложным волевым актом является преступная деятельность, которая складывается из совокупности ряда действий, т. е. эпизодов состава преступления.

Понятия «преступное действие» и «преступная деятельность» как единицы психологического анализа не следует смешивать с соответствующими уголовно-правовыми понятиями. С психологической точки зрения преступным действием считается только одноразовый волевой акт, которым достигается цель, не разлагаемая на более простые. В уголовном праве под преступным действием понимается как одноразовый волевой акт, так и совокупность нескольких волевых актов.

К одноразовым преступным действиям, как правило, относятся неосторожные преступления, совершенные при превышении пределов необходимой обороны, а также в состоянии сильного душевного волнения. Примерами одноразового преступного действия могут служить единичные акты хищения, изнасилования, хулиганства и т. д.

Ряд статей УК РФ говорит только о преступной деятельности. Примером преступной деятельности, т. е. формы волевого акта, являются продолжаемые хищения, рэкет и т. д., складывающиеся из ряда тождественных преступных действий, которые охватываются единым умыслом виновного и составляют в своей совокупности одно преступление. Характер действий, входящих в деятельность, зависит от вида преступления. Так, преступная деятельность при умышленном убийстве и умышленном причинении вреда здоровью, как правило, состоит из четырех и более эпизодов: непреступные действия; конфликтные ситуации и действия; подготовительные (не всегда); исполнительные действия.

В качестве психологических предпосылок преступного поведения могут выступать феномены отчуждения и тревожности.

Социально-психологическое отчуждение – это развивающееся чаще всего в результате эмоционального отвергания родителями (психологической депривации) безразличие, а также усвоенная социально-психологической дистанция между индивидом и средой, изолированность от ценностей общества и невключенность в эмоциональные контакты, отчужденность от общества в целом, его социальных институтов и малых групп (семья, коллектив и др.). Однозначно изолированность не может рассматриваться в качестве причины преступного поведения, но она формирует общую нежелательную направленность личности, которая может предопределять уголовно-наказуемые формы реагирования на конкретные конфликты.

Большой криминогенностью обладает и феномен личностной тревожности, обусловленный наличием у определенного типа людей значительного беспредметного страха. Как личностное свойство тревожность может возникнуть из-за постоянного ощущения неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера. В случае, когда человек, обладающий чрезмерным уровнем тревожности, начинает оценивать субъективную угрозу безопасности, то он может предпринять попытки насильственных действий против людей или явлений, которые воспринимаются им как угрожающие, деструктивные. В этом случае человек может совершить преступление, чтобы не разрушить представление о самом себе, своем месте в мире, самоощущение, самоценность, чтобы не прекратилось его биологическое и социальное бытие. По данным эмпирических исследований, тревожность как причина преступного поведения присуща преступникам женского пола, а также несовершеннолетним, имеющим проблемы с самоутверждением.

Рассмотренные феномены тревожности и отчужденности диалектически между собой взаимосвязаны, а поэтому при низких регуляционных возможностях возникающие сначала асоциальные, а затем и антисоциальные установки и привычки не только не контролируются, но и могут становиться целеобразующими механизмами преступного поведения.

В большинстве случаев в основе преступного поведения лежит агрессивность человека, как свойство его личности.

Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда или даже на уничтожение человека или группы. В качестве объекта агрессии могут выступать как одушевленные, так и неодушевленные предметы.

Виды агрессии: 1) агрессия реактивная – это реакция субъекта на фрустрацию, она сопровождается гневом, враждебностью; 2) агрессия проактивная – это поведение, направленное на получение результата в ситуации без провокаций (например, запугивание, угроза); 3) агрессия инструментальная – не является выражением эмоциональных состояний, а является средством достижения цели); 4) аутоагрессия – агрессивное поведение, направленное на себя; 5) агрессия физическая – агрессивное поведение с использованием физической силы; 6) агрессия вербальная – агрессивное поведение в котором используются соответствующие интонации, угрозы, жесты, мимика, пантомимика; 7) агрессия прямая – агрессивное поведение намеренного характера, цель такого поведения не скрывается; 8) агрессия косвенная – агрессивное поведение направленность которого скрывается или не осознается.

Готовность к агрессивному поведению рассматривается как устойчивая черта личности и называется агрессивностью.

Агрессивность – это устойчивое стремление индивида нанести человеку физический или психический вред, ущерб.

Виды агрессивности: 1) фрустрационная агрессивность, т. е. агрессивность направлена против тех, кто препятствует достижению значимых целей; 2) импульсивная агрессивность, т. е. агрессивность в состоянии аффекта; 3) умышленная агрессивность, т. е. агрессивность используется лишь как средство достижения цели.

Агрессивность имеет следующие характеристики: это устойчивая черта личности; формируется в неблагоприятных условиях психического развития личности; является показателем несформированности у личности социальной идентификации; некоторые ученые рассматривают агрессивность как врожденную форму поведения. Но наряду с биологическими факторами агрессивность несет элементы той среды, в которой живет человек (например, пословица: «…С волками жить – по-волчьи выть…»).

Существует следующая классификация агрессивных преступлений:

1. Агрессивность в преступлении является характерной особенностью личности.

2. Агрессивность в преступлении связана со сложившейся ситуацией.

3. Агрессивность в состоянии аффекта.

Поведение каждого конкретного лица обусловлено системой факторов, его поведение порождающих, поэтому поведение преступное - это поведение конфликтное, основанное на противоречиях, существующих в обществе, в различных социальных группах, между этими группами, а также между отдельными личностями.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ.

В соответствии с действующим законод-вом преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

Преступление имеет характерные признаки, которые отличают его от других правонарушений: объект объективная сторона субъект субъективная сторона

Субъект - это физ-е, вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Закон уделяет существенное значение вменяемости субъекта, лицо, совершившее преступление, д.б. способно отдавать отчет в своих действиях и руководить своими поступками.

К субъективной стороне - относится психическое отношение лица к содеянному, включающее понятие вины в форме умысла или неосторожности, а также мотивов и целей преступления. Поэтому психологический анализ преступного деяния имеет большое значение, т.к. он является анализом психологического содержания структурных элементов преступного действия, обусловленного волевым действием конкретного лица.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Действия. которые направлены на возникновение и развитие преступного деяния, называются Механизмом преступления .

Чтобы лицо пришло к реализации своих преступных действий, необходимо, чтобы его преступное поведение прошло через несколько стадий :

Формирование преступных замыслов;

Формирование мотивов преступления;

Выработка окончательного решения и психологической устремленности к достижению конкретной цели.

Мотивация преступного поведения - это системообразующий фактор механизма такого поведения. Правоохранительные органы при расследовании конкретного уголовного дела должны в первую очередь понять преступное поведение лица, привлекаемого к уг-ной отве-сти, с тем чтобы установить его поведенческие стереотипы и устойчивые мотивы поведения. Мотив преступления является средством правильной квалификации содеянного, а также для назначения вида и размера наказания. Только мотив, характеризует субъективную значимость преступного деяния, а цель - его объективную направленность.

Предпосылкой к совершению преступления явл-ся положительная оценка субъектом подготавливаемых им условий совершения преступления, а цель преступления формируется в непосредственной зависимости от возможности его совершения. Успешность же подготовки к совершению преступления укрепляет у преступника психологическую установку на его совершение. В своей совокупности намерения, мотивы и цели преступного действия объединяются в такое юр-кое понятие, как преступный умысел, характеризующийся своей направленностью и содержанием.

Повод к совершению преступления.

Поводом преступления явл-ся внешнее обстоятельство, кот-е приводит в действие общ-но опасную направленность личности преступника.

Поведение любого человека обусловлено его личностью, а не возникшей ситуацией. Это значит, что только личность приходит к выводу о том, как ей поступить в конкретной жизненной ситуации. Ситуация возникновения преступных действий становится показателем того, в каких конкретных условиях конкретная личность способна совершить преступление. Ситуация совершения преступления это и есть своего рода показатель личностного порога социальной адаптированности индивида.

Главным фактором в совершении преступного деяния является принятие решения, по сути означающее выбор определенного действия, направленного на реализацию поставленной преступной цели. После принятия решения лицо связано уже тем, что приняло для себя собственное решение, которое, формирует намерение, являющееся устойчивым стремлением к реализации намеченной программы действий. После такой цепи последовательных решений у лица формируется мотивация достижения цели вне зависимости от развития событий, которые зачастую могут быть и неблагоприятными для совершения преступления. Внезапно изменяющиеся условия совершения преступления зачастую приводят к принятию каких-то сопутствующих решений, которые отличаются весьма высокой категоричностью.

Итак, реагирование лица на поводы определенного плана определенными криминальными действиями является формой проявления личностных особенностей преступника.

Способы совершения преступлений различны, поэтому их изучение является ключом к расследованию преступления .

Зачастую, готовясь к преступлению, лицо тщательно продумывает и способы его сокрытия . Такая деятельность по сокрытию преступления дает правоохранительным органам информацию об индивидуальных психических особенностях преступника и одновременно является информационным средством раскрытия преступления.

Именно в способе преступного действия проявляются психофизиологические и физические особенности лица, его определенные знания, навыки, привычки и отношение к различным сторонам действительности.

Результаты преступного деяния могут быть различными, начиная от явки с повинной или чистосердечного раскаяния с осознанием вины до глубочайшего удовлетворения от совершенного преступления.