Государственные внебюджетные фонды краткий конспект лекций. Смотреть что такое "Внебюджетный фонд" в других словарях

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.

Перед ними стоят две группы задач: 1) обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных направлений народного хозяйства; 2)оказание социальных услуг.

Эти фонды могут:

    оказать влияние на воспроизводственный процесс путем субсидирования, кредитования предприятий;

    финансировать природоохранные мероприятия;

    финансировать социальную структуру;

    оказать помощь в выплате пособий, пенсий;

    предоставлять займы;

    вкладываться в ценные бумаги;

    выступать участниками финансового рынка;

    использоваться для получения прибыли в форме дивидендов или процентов;

    выступать инвесторами.

С 1992г. в РФ создано и функционирует большое количество внебюджетных фондов (около 30).

Они могут быть классифицированы по разным признакам: по уровню управления, целевому назначению, периоду функционирования, охвату проблем, отраслевой принадлежности.

По уровню управления различаются внебюджетные фонды:

    федеральные;

    региональные;

Часть федеральных внебюджетных фондов передается в распоряжение региональных властей, что исчисляется долей налогов, поступающих в федеральный, республиканский внебюджетные фонды (например, Пенсионный фонд, фонд занятости).

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические, социальные, экологические.

К экономическим относятся:

    дорожный фонд;

    фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

    фонд финансового регулирования;

    фонды развития жилищной сферы;

    фонд поддержки регионов;

    отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР (1,5% от себестоимости реализуемой продукции);

Экономические внебюджетные фонды могут быть подразделены по направлениям использования: для развития научно-технической, внешнеэкономической и культурно-просветительской деятельности, таможенной и налоговой системы, а также для борьбы с преступностью.

К основным социальным относятся:

    Пенсионный фонд;

    фонд социального страхования;

    государственный фонд занятости населения (с 01.01.2001г. ликвидируется);

    фонд обязательного медицинского страхования.

К экологическим следует отнести:

    федеральный экологический фонд;

    федеральный фонд реконструкции и охраны водных ресурсов;

    федеральный фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

По периоду функционирования внебюджетные фонды подразделяются на фонды бессрочного, долгосрочного и краткосрочного действия. Примером фонда бессрочного действия является экологический фонд, долгосрочного действия – фонд рационального развития, краткосрочного – фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условно.

По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике, крае).

Функционируют также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды. Межотраслевым следует считать фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

За годы перехода к рыночным отношениям отраслевые внебюджетные фонды были образованы в следующих отраслях и ведомствах: Комитете РФ по металлургии, РАО «Газпром», Минтопэнерго РФ, Рослегпроме, Комитете по машиностроению, Рослеспроме, Минтрансе РФ (семь фондов по видам транспорта), Комитете РФ по рыболовству и др. Всего в более чем 15 министерствах и ведомствах.

Состав внебюджетных фондов динамичен: одни фонды, выполнив свою роль или дискредитируя себя, прекращают свое функционирование; другие действуют несколько лет; третьи распадаются на несколько внебюджетных фондов.

Следует отметить, что внебюджетные фонды могут возникать и ликвидироваться лишь в связи с определенными условиями, их предопределяющими, или отсутствием таковых.

Возникновение внебюджетных фондов не получило однозначной оценки. Не случайно уже в законе о бюджете на 1995 г. ряд внебюджетных фондов был консолидирован в бюджет в виде «целевых бюджетных фондов». Итоги функционирования данных фондов по-разному воспринимаются специалистами. Столь же противоречиво выглядят и рекомендации по дальнейшему их развитию и управлению.

За рубежом внебюджетные фонды получили широкое распространение. Во многих других странах внебюджетные фонды появились давно (1929-1933 гг.). Впервые они созданы в США.

В настоящее время их значение особенно возросло (количество достигает от 30 до 80).

Специальные фонды или счета существуют в Германии, Франции, Англии, Японии, США и т.д.

Объем этих фондов очень большой. Например, во Франции специальные фонды по величине равны госбюджету, в Японии - 50% госрасходов финансируется из специальных фондов, в Англии - 30%.

Например, 1) инвестиционные, 2) валютные, 3) фонд модернизации (Франция), 4) фонд перестройки и развития экономики (США), 5) фонд национальной корпорации по развитию исследований, 6) Международный валютный фонд (МВФ), 7) Европейский фонд развития и др.

За рубежом функционирует большое количество социальных фондов. Например, в Англии 2 социальных фонда (фонд социального страхования, пенсионные фонды госпредприятий); в Японии – 4 фонда (фонд страхования здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного травматизма, фонд страхования от безработицы); во Франции – 3 (фонд страхования по болезни, пенсионный фонд; фонд помощи семьям).

Более подробно см. раздел 17.

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

1.Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР - это свыше 133 тысяч социальных работников.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % - по доходам, и 10,2 % - по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 39,2 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц - для свыше 128 млн граждан России.

назначение и выплата пенсий (для 39,2 млн пенсионеров);

учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;

персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

взаимодействие со страхователями (работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

выдача сертификатов на получение материнского капитала;

выплата средств материнского капитала;

управление средствами пенсионной системы;

реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);

с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

2. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»)

обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение

обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами

оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет

оплата родовых сертификатов

доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам

доплата за диспансеризацию работающих граждан

оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами

оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей)

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Среди основных функций фонда:

Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.

Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.


Направление подготовки: 080100.62 «Экономика», бакалавриат, очное обучение.

Учебный план: Финансы и кредит, очное 2013г.

Дисциплина: «Государственные внебюджетные фонды», 4 курс, форма контроля: экзамен.

Количество часов: 72 ч. (в том числе: лекции – 16, практические занятия – 16, самостоятельная работа – 40).

Аннотация курса:

В лекциях по дисциплине «Государственные внебюджетные фонды» рас­сматриваются теоретические и практические вопросы образования и использо­вания внебюджетных фондов, история их создания и развития, сущность вне­бюджетных фондов, их место в современных национальных финансовых си­стемах, организационные и финансовые основы государственных внебюджет­ных фондов России, контроль за их средствами с использованием законода­тельных и нормативных актов Российской Федерации и Республики Татарстан.

Темы: 1. Государственные внебюджетные фонды в национальной финансовой системе.

2. Функциональное назначение Пенсионного фонда
Российской Федерации, организация его деятельности.

3. Организационные ос­новы Фонда социального страхования Российской Федерации и его отделений.
4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функциональное назначение и взаимоотношения с другими субъектами обязательного медицин­ского страхования.

5. Страховые взносы - как основной источник формирова­ния государственных внебюджетных фондов.

6. Виды выплат, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, условия их назначения.

7. Поря­док выплат страхового обеспечения из Фонда социального страхования Россий­ской Федерации.

8. Порядок финансирования фондами ОМС медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.

Ключевые слова: Государственные внебюджетные фонды, страховые взносы, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицин­ского страхования, Пенсионный фонд РФ, страховое обеспечение


Тема 1. История возникновения и развития государственных вне­бюджетных фондов, необходимость их создания и классификация …………………………………………………..7

1.1. Возникновение и развитие внебюджетных фондов в мировой эконо­мике, факторы, обуславливающие необходимость их создания… ....................... 9

1.2. Экономическая сущность внебюджетных фондов, их организацион­но-правовые основы………………………………………………………………12

1.3. Классификация внебюджетных фондов…………………………….14

1.4. Место внебюджетных фондов в финансовой системе государства ………………………………………………………………………………………15

Тема 2. Функциональное назначение Пенсионного фонда Российской
Федерации, организация его деятельности…………………
................... 18

2.1. История создания и развития Пенсионного фонда Российской Феде­
рации, его сущность, функциональное назначение и задачи………………….21

2.2. Организационная структура Пенсионного фонда РФ, полномочия Фонда и его функциональных подразделений……………………………..…..24

2.3. Источники формирования Фонда и направления расходования его средств…………………………………………………………..…………..……...26

2.4. Контроль за формированием и распределением средств
Пенсионного фонда, его взаимоотношения с другими финансово-кредитными
учреждениями…………………………………………………………………..….27

Тема 3. Организационные основы Фонда социального страхования Российской Федерации и его отделений………………….………..…………31

3.1. Роль и значение Фонда социального страхования в социальной защи­те населения…………………………………………………….………………….34

3.2. Организационная структура Фонда, его полномочия по обязательно­му социальному страхованию……………………………………………………36

3.3. Особенности деятельности Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний…………………………………………………..……………...38

3.4. Источники формирования Фонда и направления расходования его средств……………………………………………………..………………………39

Тема 4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функ­циональное назначение и взаимоотношения с другими субъектами обяза­тельного медицинского страхования………………………………………….41

4.1. Роль и значение фондов обязательного медицинского страхования в системе ОМС………………………………………………………..………………43

4.2. Задачи и функции Федерального фонда обязательного медицинского страхования……………………………………………………….………………...45

4.3. Организационная структура территориального фонда обязательного медицинского страхования, его задачи, функции, полномочия…………..…..46

4.4. Управление формированием и расходованием средств фондов
ОМС………………………………………………………………..………………..48

4.5. Финансовые отношения между фондами ОМС и иными субъектами и
участниками обязательного медицинского страхования………………………49

Тема 5. Страховые взносы - как основной источник формирования государственных внебюджетных фондов………………………..…………..51

5.1. Назначение страховых взносов и их роль в формировании государ­ственных внебюджетных фондов……………………………………..…….……54

5.2. Виды страхователей как плательщиков страховых взносов, основные отличия в их обязанностях по уплате взносов…………………………….……54

5.3. Порядок формирования базы обложения при исчислении страховых взносов и применения тарифов взносов………………………………….………56

5.4. Особенности исчисления и уплаты страховых взносов в Фонд соци­ального страхования РФ……………………………………………….…………59

5.5. Особенности исчисления и уплаты страховых взносов на обязатель­ное медицинское страхование неработающих граждан……………..………….60

Тема 6. Виды выплат, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, условия их назначения…………….61

6.1. Виды страхового обеспечения, осуществляемого Пенсионным фон­дом Российской Федерации по системе обязательного пенсионного страхования………………………………………………………………….……..66

6.2. Виды трудовых пенсий, порядок их назначения и выплаты………..67

6.3. Условия и порядок выплат за счет средств пенсионных накоплений
Пенсионным фондом РФ…………………………………………………………..67

6.4. Виды пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом РФ за счет
средств федерального бюджета. Категории лиц, имеющих право на получение
пенсий по государственному пенсионному обеспечению……………..……..68

6.5. Виды государственной социальной поддержки Пенсионным фондом
РФ отдельных категорий пенсионеров……………………………………..…….69

Тема 7. Порядок выплат страхового обеспечения из Фонда социального страхования Российской Федерации……………………...…….71

7.1. Виды выплат страхового обеспечения Фондом социального страхова­ния РФ по обязательному социальному страхованию на случай временной не­трудоспособности и в связи с материнством, основания для их назначения……………………………………………….………………………..74

7.2. Виды единовременных и регулярных выплат по обязательному стра­хованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний, осуществляемых страховщиком и страхователем. Основания для назна­чения таких выплат застрахованным лицам…………………………….………75

7.3. Определение размера выплат страхового обеспечения Фондом социального страхования Российской Федерации, порядок их финансирования Фондом……………………………………………………………………………..77

Тема 8. Порядок финансирования фондами ОМС медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования……………………..78

8.1. Виды медицинских услуг, финансируемых фондами ОМС в соответ­
ствии с программами обязательного медицинского страхования…………..…81

8.2. Порядок оплаты амбулаторно-поликлинической помощи, оказываемой гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию………………………….…………………….82

8.3. Порядок оплаты медицинских услуг, оказываемых в стационарах по системе обязательного медицинского страхования………………………………82

8.4. Финансовые расчеты между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования …………………………………….………………83

Список сокращений…………………………………………………………85 Глоссарий…………………………………………………..…………….…86 Рекомендуемые информационные ресурсы……………..…….……....…94 Примерные вопросы для контроля знаний………………………………96


Тема 1. История возникновения и развития государственных вне­бюджетных фондов, необходимость их создания

И классификация

Аннотация. Данная тема направлена на изучение студентами истории возникновения и развития государственных внебюджетных фондов. В данной теме рассматривается необходимость их создания и представлена классифи­кация.

Ключевые слова: внебюджетный фонд, государственный внебюджетный фонд РФ, негосударственный пенсионный фонд, финансовая система

Тема содержит лекционную часть, где даются общие представления по теме;

В качестве самостоятельной работы предлагается подготовить сооб­щения по истории возникновения и развития государственных вне­бюджетных фондов;

Для проверки усвоения имеются вопросы к каждой лекции.
Рекомендуемые информационные ресурсы:

1. Алехина Е.С. Система обязательного социального страхования России: процессы становления и проблемы развития // Финансы и кредит. - 2009. - №4. - стр. 73-79.

2. Алибеков Ш.И, Салова Л.И. Государственные социальные внебюджет­ные фонды на этапе реформирования и развития рыночных отношений // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - №6. - стр. 16-18.

3. Барулин СВ. Финансы: учеб./С.В.Барулин. - М.: КноРус, 2010. - стр. 105-157.

4. Белицкая Г.Н., Гафурова Г.Т. Государственные внебюджетные фонды: учебное пособие/ Г.Н.Белицкая, Г.Т.Гафурова. - Казань: Познание, 2008. -стр.7-56, 180-221.


5. Вафин Э.Я., Журкина Н.С., Капкаева Н.З. Внебюджетные фонды: учеб­ное пособие/Э.Я.Вафин, Н.С.Журкина, Н.З.Капкаева. – Казань: Изд-во Инсти­тута экономики и финансов К(П)ФУ, 2011. – стр.6–22, 23–34.

6. Ерусланова Р.И., Емельянова Ф.Н., Кондратьева Р.А. Пенсионное обес­печение в России: учебное пособие/ Под общ. ред. проф. Р.И.Еруслановой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – стр.45-109.

7. Право социального обеспечения в России: учебное пособие /Под ред. Т.С.Гусева. – М.: изд-во ЮРКОМПАНИ, 2009. – стр.28-46.

8. Седова М.Л. Государственные внебюджетные фонды и бюджетное зако­нодательство Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2007. - №14. – стр.31-36.

9. Финансы: учебник для бакалавров/Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С., Шуляк П.Н. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. -стр.106-211

10. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: учеб. пособие / Под ред. проф. В.В.Карчевского. – М.: Вузовский учебник, 2008. – стр. 5–10,14-20.

Список сокращений

ВБФ – внебюджетные фонды

ГВБФ – государственные внебюджетные фонды

НПФ – негосударственные пенсионные фонды

РФ – Российская Федерация

ФС – финансовая система

Глоссарий по теме:

Внебюджетный фонд – целевой фонд денежных средств, создаваемый ор­ганами государственной власти вне государственного бюджета для финансиро­вания важных социально-экономических задач, оперативное управление сред­ствами которого осуществляется специально созданным для этих целей неком­мерческим учреждением.


Государственный внебюджетный фонд РФ – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназна­ченный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспе­чение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Негосударственный пенсионный фонд – это некоммерческая организа­ция социального обеспечения, специально созданная для пенсионного обеспе­чения граждан. НПФ могут осуществлять деятельность по обязательному пен­сионному страхованию, по негосударственному пенсионному обеспечению, а также по профессиональному пенсионному страхованию.

Финансовая система – это основанная на денежных отношениях сово­купность отраслей и звеньев системы финансов, построенная на определенных принципах и управляемая общими и специальными органами публичной власти и управления хозяйствующих субъектов.

Изучаемые вопросы:

1. Возникновение и развитие внебюджетных фондов в мировой экономи­ке, факторы, обуславливающие необходимость их создания

2. Экономическая сущность внебюджетных фондов, их организационно-правовые основы

3. Классификация внебюджетных фондов

4. Место внебюджетных фондов в финансовой системе государства

1.1 Возникновение и развитие внебюджетных фондов в мировой экономике, факторы, обуславливающие необходимость их создания.

Внебюджетные фонды в виде специальных фондов и особых счетов по­явились в мировой экономике до возникновения единого централизованного денежного фонда государства, т.е. государственного бюджета. Фонды были предназначены для специальных целей и носили, как правило, временный ха­рактер. Постепенно их количество росло. Множественность целевых фондов


создавала определенные финансовые неудобства (в одних наблюдался избыток средств, в других – недостаток) и требовало дополнительных расходов на управление ими. Все эти обстоятельства привели, в конечном итоге, к унифи­кации целевых внебюджетных фондов, а затем к созданию в конце XVII века государственного бюджета.

По прошествии почти двух веков во многих странах наряду с бюджетом вновь стали создаваться специальные фонды. Наиболее крупными из них стали фонды социального страхования, которые появились в последней четверти XIX – начале XX века.

Впервые государственные социальные страховые фонды были введены в Германии. Они осуществляли социальное страхование по болезни – с 1883 года, по старости – с 1889 года, по безработице – с 1927 года. В 1920 году в США был принят первый федеральный закон о социальном страховании старости.

В западных странах накоплен огромный опыт создания внебюджетных фондов. В особенности это относится к экономическим фондам, которые рас­ширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества. Первые фонды экономического содействия воз­никли в годы мирового экономического кризиса (1929–1933 годов).

В России после Октябрьской революции все финансовые ресурсы госу­дарства были сконцентрированы в государственном бюджете. Внебюджетных фондов официально не было. Бюджет социального страхования СССР функци­онировал в составе бюджета государства.

Начало созданию государственных внебюджетных фондов в финансовой системе Российской Федерации положил Закон РСФСР «Об основах бюджет­ного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. В соответствии с этим Законом с 1 января 1992 года были созданы и начали функционировать Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения (который в 2001 году был упразд­нен), а также фонды обязательного медицинского страхования. Средства, пред­назначенные для выплаты пенсий, пособий и других видов выплат социального


обеспечения были выведены из федерального бюджета. Работа по сбору, учёту и целевому распределению средств была возложена на вышеуказанные фонды.

На необходимость создания и использования внебюджетных фондов па­раллельно с государственным бюджетом и другой формы организации государ­ственных финансовых ресурсов повлиял ряд факторов.

Во-первых, ограниченность финансовых ресурсов может в любой момент вызвать необходимость их перераспределения, что приобретает особое значе­ние при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет предполагает мобильность в использовании средств, так как доходы не закреп­лены за конкретными видами расходов. Однако практика распределения средств государственного бюджета показала, что их перемещение по статьям расходов, как правило, происходит за счет урезания средств на социальные по­требности. Поэтому очень важно определить наиболее острые участки развития экономики и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств. Существуют два возможных способа решения этой задачи: либо выде­ление из федерального, регионального или местного бюджетов определенной целевой части, либо образование по решению законодательного органа вне­бюджетного фонда с конкретными источниками и целевым назначением. При формировании внебюджетных фондов использовались оба способа. В соответ­ствии с первым способом, например, в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации выделялись земельные фонды, Фонд развития таможен­ной системы Российской Федерации, Межведомственный фонд развития нало­говой системы и налоговой службы Российской Федерации, Государственный фонд борьбы с преступностью и т.д. По второму способу сформированы госу­дарственные внебюджетные фонды России.

Во-вторых, постоянно изменяющаяся в соответствии с рыночными зако­нами экономическая обстановка часто требует принятия достаточно быстрых управленческих решений, в том числе и в перераспределении финансовых ре­сурсов. При этом использование бюджетных средств регламентируется законо­дательными органами власти, а внебюджетных фондов – исполнительными органами, что дает реальную возможность расходовать средства внебюджетных фондов более оперативно.

В-третьих, многообразие форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов обусловливает необходимость при­менять новые методы перераспределения денежных средств в обществе наряду с традиционными бюджетными.

В-четвертых, одним их наиболее важных факторов, определяющих целе­сообразность образования внебюджетных фондов, является дефицит бюджета. Он требует не только дополнительных финансовых ресурсов для своего покры­тия, но и перегруппировки средств, поступающих от организаций, учреждений и населения для покрытия определенных видов расходов.

Главной причиной возникновения внебюджетных фондов в России яви­лась необходимость выделять важные для общества расходы в специальную группу и финансировать их самостоятельными источниками доходов.

1.2 Экономическая сущность внебюджетных фондов, их организационно -правовые основы

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования неко­торых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе опе­ративной самостоятельности.

В экономической литературе понятие «внебюджетные фонды» определя­ют по-разному.

С нашей точки зрения, сущность внебюджетных фондов должна рассмат­риваться с разных позиций, то есть с финансово-экономической и организаци­онно-правовой точки зрения.


Как финансовая категория, внебюджетные фонды – это система денеж­ных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, с по­мощью которых формируются и расходуются фонды денежных средств для обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, научно-технических и социальных условий, создания благоприятного морального кли­мата для развития бизнеса и общеэкономического развития.

С организационно-правовой точки зрения, внебюджетные фонды – это специализированные учреждения некоммерческого характера, аккумулирую­щие государственные и негосударственные финансовые ресурсы и использую­щие их на финансирование определенных целевых программ социально-экономического назначения.

Таким образом, с финансово-экономической точки зрения, внебюджетные фонды представляют собой совокупность экономических перераспределитель­ных отношений, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов, имеющих строго целевые источники формирования и направления использова­ния, а с организационной точки зрения – это конкретные финансовые структу­ры, имеющие определенные цели и конкретные задачи.

В этом проявляется двойственный характер внебюджетных фондов: как экономическая категория, фонды являются объектом управления финансовыми отношениями по формированию и использованию их средств, а в организаци­онном плане фонды выступают субъектами этих отношений – специализиро­ванными целевыми финансовыми институтами, важнейшей специфической особенностью которых является некоммерческий характер их деятельности, которая ориентирована не на получение максимально возможной прибыли, а на выполнение другой целевой задачи, признанной обществом.

Государство осуществляет руководство и правовую регламентацию дея­тельности внебюджетных фондов. Органы государственной власти, в частно­сти, определяют целевое назначение и задачи деятельности конкретного фонда, источники формирования его доходов и направления использования средств, аккумулируемых фондом. А задачи оперативного руководства и управления формированием и использованием средств внебюджетных фондов выполняют­ся правлениями соответствующих фондов, которые несут ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции тех или иных фондов, опре­деляют перспективные задачи, составляют бюджет, сметы расходов, отчеты об их исполнении, а также утверждают структуру и штаты внебюджетных фондов.

В Российской Федерации внебюджетные фонды находятся, как правило, в ведении государственных органов власти, а оперативное управление ими осу­ществляется специально созданным аппаратом. Правом образовывать внебюд­жетные фонды, помимо федеральных властей, обладают также органы власти субъектов Федерации.

Механизм образования и использования средств государственных вне­бюджетных фондов регламентируется финансовым правом.

Организационная структура, задачи, функции, порядок образования и ис­пользования средств фондов, а также полномочия руководящих органов госу­дарственных внебюджетных фондов определены, прежде всего, их уставами, утвержденными государственными органами законодательной или исполни­тельной власти. Кроме того, деятельность фондов регламентируется положени­ями о них.

1.3 Классификация внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды можно классифицировать по различным критери­ям: по назначению, по правовому положению, по периоду функционирования, по охвату проблем и по форме собственности.

Традиционно внебюджетные фонды подразделяют по критерию их зависимости от их целевого назначения: на социальные, экономические, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские и т.п., с последующим их подразделением по конкретным функциональ­ным, отраслевым и прочим признакам.

В зависимости от правового положения все внебюджетные фонды можно

подразделить на три группы.

К первой группе относятся фонды, консолидированные в государствен­ном бюджете или бюджете муниципального образования.

Вторая группа внебюджетных фондов наделена юридической самостоя­тельностью.

Внебюджетные фонды третьей группы являются отраслевыми или меж­отраслевыми, поскольку они находятся в распоряжении министерств и ве­домств.

В зависимости от предполагаемого периода функционирования програм­мы или условно намеченного времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия.

По форме собственности внебюджетные фонды могут быть подразделены на государственные и негосударственные.

К государственным внебюджетным фондам относятся те фонды, средства которых находятся в государственной собственности. В бюджетной системе Российской Федерации государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образованные вне федерального бюджета и бюджетов субъ­ектов Российской Федерации, предназначенные для реализации конституцион­ных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обес­печение, охрану здоровья и медицинскую помощь. В России к таким фондам отнесены Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

1.4 Место внебюджетных фондов в финансовой системе государства

Внебюджетные фонды являются составной частью национальных финан­совых систем. В структуре финансовой системы страны государственные вне­бюджетные фонды отнесены к подсистеме публичных (или общегосударствен­ных) финансов (рис.1.4.1).

Средства государственных внебюджетных фондов содержат государ­ственные финансовые ресурсы. Они находятся в государственной собственно­сти, не входят в состав других фондов (за исключением случаев создания фон­дов за счет средств других внебюджетных фондов) и не подлежат изъятию.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА



1.4.1. Место внебюджетных фондов в финансовой системе государства

В российской финансовой системе в настоящее время законодательнопризнаны лишь государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фондРФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования). В зарубежных странах, наряду с государственными (централизованными) внебюджетными фондами, функционируют и децентрализованные внебюджетные фонды, создаваемые для решения определенных территориаль­ных, отраслевых и межотраслевых задач социально-экономического развития.

В национальных финансовых системах разных государств существуют свои индивидуальные особенности формирования государственных социаль­ных внебюджетных фондов, исходя из долгосрочных программ социального развития и обеспечения, принятых с учетом среднего уровня жизни населения страны и финансово-экономического положения государства в целом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Когда впервые возникли государственные внебюджетные фонды в ми­ровой экономике?

2. Чем вызвана необходимость формирования государственных вне­бюджетных фондов в мировой экономике?

3. Каковы этапы развития государственных внебюджетных фондов в мировой экономике?

4. Чем вызвана необходимость формирования государственных вне­бюджетных фондов в России?

5. Каковы особенности внебюджетных фондов, функционирующих в настоящее время в зарубежных странах?

6. Каковы отличительные признаки государственных внебюджетных
фондов?

7. В чем проявляется двойственный характер государственных внебюд­жетных фондов?

8. Что следует понимать под государственным внебюджетным фондом с точки зрения его экономической сущности?

9. Что является материальным источником внебюджетных фондов?

10. Какова структура государственных внебюджетных фондов Россий­
ской Федерации?

11. Какие нормативные и законодательные акты регулируют функциони­
рование государственных внебюджетных фондов в РФ?

12. По каким критериям можно классифицировать внебюджетные фон­
ды?

13. Какие могут быть источники формирования средств государственных
внебюджетных фондов, каковы их особенности?

14. На какие цели используются средства государственных внебюджет­
ных фондов?

15. Каково место и назначение государственных внебюджетных фондов в
финансовой системе России?

Внебюджетный фонд

(Off-budget fund)

Состав и классификация внебюджетных фондов

Особенности социальных внебюджетных фондов РФ

Принятый в России обязательного медицинского страхования соответствует и международным правовым тенденциям. В большинстве развитых стран вопросы финансирования системы здравоохранения считаются одними первостепенным. Решение этой задачи недопустимо пускать на самотек. Поэтому принятие закона обязательного медицинского страхования - это серьезный шаг к отказу от остаточного принципа финансирования сферы здравоохранения и построению финансового задела для вывода ее на качественно более высокий уровень.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В настоящее время в России созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Обязательное медицинское страхование в силу закона распространяется на всех без исключения россиян. Любой гражданин, независимо от уровня доходов, пола или возраста, обладает правом доступа к бесплатным медицинским услугам, предусмотренным программой ОМС. В 2010 г. в России в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8 141 медицинская организация , что сопоставимо с данными за 2009 г. (8 142 медицинские организации ). В 2010 году в медицинские организации поступило 515,9 млрд. руб. (в 2009 г.- 491,5 млрд. руб.), в том числе на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. руб.

Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 100 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 261 филиалам СМО.

Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 141,4 млн. человек; в том числе 57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих граждан.

Финансирование программы обязательного медицинского страхования производится государством. Источниками финансирования в данном случае служат и нижестоящие бюджеты, средства организаций и предприятий, благотворительные суммы. С работающих граждан удерживаются страховые взносы и перечисляются в специальный фонд, расходование средств из которого происходит при обращении пациентов за медицинской помощью. При этом люди с разным уровнем дохода уравнены в правах, - каждый из них имеет право на один и тот же пакет врачебной помощи.

В структуре поступлений средств основную долю составляют страховые платежи - 477,2 млрд. руб. или 97,6 %. Из них на ведение дела поступило 7,4 млрд. руб., или 1,5 %. В общей сумме издержек страховых медицинских организаций 476,5 млрд. руб. (97,2%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. руб., что на 0,3 млрд. руб. больше, чем в 2009 г.

При росте затрат средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре издержек по сравнению с уровнем 2009 года снизилась и составила 1,68%.

Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В 2009 г. в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. руб., что на 14,5 млрд. руб. (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. руб. (в том числе единого социального налога - 153,1 млрд. руб.), что на 140 млн. руб. меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. руб.

В минимальный набор бесплатных страховых услуг входит:

Предоставление экстренной медицинской помощи в неотложных случаях, таких как роды, травматические ситуации, острые отравления;

Амбулаторное лечение пациентов с хроническими заболеваниями;

Роды, аборты, травмы, острые состояния - лечение в стационаре;

Медицинская помощь на дому для пациентов, не могущих самостоятельно передвигаться;

Оказание комплекса профилактических услуг для инвалидов, беременных женщин, детей, ветеранов, онкологических больных и пациентов с психическими расстройствами; реабилитация людей, перенесших инфаркт миокарда и инсульт.

Программа ОМС не включает лечение социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулеза и т.д.). Лечение этих заболеваний оплачивается из средств городского и федерального бюджетов. Из бюджета также оплачиваются деятельность Скорой медицинской помощи, льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, ушное, глазное), дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Комитетом по здравоохранению.

Программа обязательного медицинского страхования предусматривает весь комплекс стоматологических услуг для детей и студентов, матерей с детьми до 3-х лет, беременных, ветеранов. Кроме того, существует система обеспечения медикаментами для категорий населения, пользующихся специальными льготами.

Полис ОМС - это главный медицинский документ застрахованного, который нужно беречь, как зеницу ока. Получение дубликата страхового полиса - дело хлопотное и требующее расходов времени. Фактически, полис обязательного медицинского страхования является доказательством заключения соглашения ОМС и подтверждением того, что пациент является участником программы. Страховой полис содержит ссылку на номер и дату договоренности , там же указан и срок его действия. Рабочие и служащие получают полис ОМС в бухгалтерии или отделе кадров своего предприятия; неработающие россияне - в государственной страховой организации.

Если у гражданина возникает необходимость в медицинской помощи, - он предъявляет в поликлинике страховой полис и удостоверение личности. Полис действителен только в период действия трудового . Увольняясь с предыдущего места работы, гражданин возвращает полис обязательного медицинского страхования в свою бухгалтерию. На новом месте работы человек получает новый полис.

Надо иметь в виду, что полис обладает силой лишь на территории Российской Федерации. И в этом заключается один из главных его недостатков. На граждан, выезжающих на длительный срок работать по контракту за пределы родного государства, не распространяются возможности программы обязательного медицинского страхования. Поэтому, в таких случаях необходимо позаботиться о дополнительных видах страхования.

01 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в России" от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ. Давайте посмотрим, какие именно изменения произошли в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и каковы теперь права граждан.

К застрахованным лицам Федеральный закон N 326-ФЗ относит российских граждан, иностранцев (имеющих временную регистрацию или вид на жительство), лиц без гражданства и беженцев (в соответствие с Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах").

Также застрахованное лицо имеет право на выбор лечебного учреждения из числа участвующих в реализации территориальной программы ОМС, а также на выбор врача, для чего нужно подать заявление лично или через своего представителя на имя руководителя лечебного учреждения.

Предусмотрено также право на возмещение ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховым или медицинским учреждением своих обязанностей, на получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи, на защиту персональных данных.

Однако вместе с правами есть и обязанности.

Так, застрахованные лица должны:

Предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;

Подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования (если Вы уже застрахованы и имеете полис, то в случае, если Вы не подадите заявление, Вы останетесь в той же страховой организации, что и раньше);

Уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;

Осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

Законом предусмотрена разработка базовой и территориальной программ ОМС. Исходя из норм ст. 35 и ст. 36 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа действует на всей территории Российской Федерации, а территориальная - в пределах субъекта федерации , где выдан медицинский полис, причем последний можно не предъявлять, если требуется экстренная медицинская помощь.

Таким образом, имея полис, можно получить медицинскую помощь на всей территории РФ, но только в рамках базовой программы ОМС. Получить помощь в рамках территориальной программы можно только по местному полису.

Для получения полиса ОМС нужно обратиться в интересующую страховую медицинскую организацию с соответствующим заявлением. Если такой организации нет, то обращаться нужно в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

В тот же день застрахованному лицу должен быть выдан полис или, в отдельных случаях, предусмотренных правилами обязательного медицинского страхования, временное свидетельство.

Что касается работающих граждан, обязанность оформить полис остается за работодателями до 01 мая 2011 г., а после работники должны будут получать полисы самостоятельно (Пункт 4 ч. 1 ст. 16, ст. 46 закона).

Страхование детей со дня рождения до дня государственной регистрации рождения осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители, а после такой регистрации - организацией по выбору одного из родителей.

Услуги медицинской страховки в Республики Германии оказывают специальные организации, называемые больничными кассами.

Первая страховая Федеративной Республики Германии , предложившая клиентам медицинский страховой полис, появилась ещё в 1848 г. Называлась она "Больничная касса служащих Берлинского". Но ещё раньше, в 1843 г., прототип медицинского страхования был введён для служащих табачной промышленности. Всё это были частные организации.

На государственный уровень проблему медицинского страхования вывел великий собиратель немецких земель Отто фон Бисмарк в ходе своих социальных реформ. В 1881 г. он выдвинул идею обязательного социального страхования всех служащих, куда медицинская страховка вошла в первую очередь. С тех пор все работники, а также члены их семей, на территории Федеративной Республики Германии (ФРГ) с доходом, не превышающим определённую законом сумму, обязаны иметь медицинскую страховку.

Сумма годового дохода, выше которой обязательную государственную медицинскую страховку иметь уже не обязательно, меняется в последнее время каждый год. Законодатели стараются постоянно увеличивать эту сумму, чтобы больше людей попадали под обязательное страхование. В 2011 г. те, кто получает в год более чем 49500 €, могут решать самостоятельно, нужна ли им медицинская страховка, и если нужна, то какая именно: частная или государственная.

Все остальные обязаны отдавать в больничные кассы 7,9% своего годового дохода. Ещё 7% от зарплаты работника платит работодатель. На данный момент в Республики Германии около 150 государственных страховых компаний предоставляющих медицинское страхование. По закону качество медицинских услуг не может зависеть от того, в какую кассу платит бюргер страховые взносы. Примерно 95% услуг, предоставляемых кассами, должны быть абсолютно одинаковыми. Оставшиеся 5% услуг включают в себя оплату различных нетрадиционных методов лечения или какие-то дополнительных сервисов. По плану реформы 2009 г. на этом пятипроцентном сегменте рынка должны включаться рыночные рычаги.

Все основные медицинские услуги предоставляются бесплатно. Но есть исключения в виде "неосновных" услуг. Например, поход к зубному врачу может вылиться в кругленькую сумму, в зависимости от того, какую часть затрат покрывает страховка. Некоторые кассы предлагают своим клиентам дополнительный пакет услуг. Например, если человек регулярно посещает стоматолога, то касса оплатит ему лечение зубов не на 70%, а на 90%. Существуют и другие премии. Проще всего использовать специальный сервис, где есть по всем немецким государственным медицинским страховкам. Там можно конкретно узнать какие бонусные пакеты есть в той или иной страховой компании, а также сравнить услуги страховых компаний между собой.

Для детей в возрасте до 18-ти лет вообще не существует никаких "неосновных" издержек. Любые прописанные врачом процедуры и медикаменты оплачиваются страховкой. Для взрослых существуют доплаты. Например, 10 € в квартал стоит посещение врача. А за любые прописанные медикаменты необходимо уплатить 5 €. Но и эти копейки могут быть оплачены государством, если бюргер имеет малый доход.

Затем каждая касса получает из него деньги , пропорционально своему количеству клиентов. Именно поэтому страховым компаниям всё равно, кого страховать - богатого или бедного, молодого или старика. Все деньги в итоге будут поделены поровну. Если же страховке выделенной части средств не хватает, то она имеет право собрать со своих клиентов дополнительные взносы. Минимальный взнос составляет 8€ в месяц, а максимальный - 1% от дохода клиента. От дополнительных выплат нельзя отказаться. Но зато можно разорвать контракт со страховкой в течение следующих двух месяцев. Кассы обязаны предупреждать своих клиентов о введении дополнительного сбора. Обычно об этом пишут заранее на сайте страховой фирмы.

После того, как страховка выбрана, следует заключить контракт с кассой. Можно вызвать на дом страхового агента или попросить прислать договор по почте. Если страховка по какой-то причине не подошла, то её можно сменить, правда, это занимает некоторое время. После заключения страховки разорвать контракт с ней можно только через 18 месяцев, при условии, что касса не начинает собирать дополнительных сборов.

После заключения контракта касса присылает по почте страховой полис на каждого члена семьи, если тот не работает. Таким образом, один работающий платит за всю семью и все пользуются его страховкой. Работодатель переводит в указанную служащим кассу ежемесячно. Более того, работодатель платит кассе ещё ровно столько же, сколько платит сам служащий.

Страховой полис бюргера представляет пластиковую карту стандартного размера, содержащую микрочип. В ней хранятся имя владельца, его контактные данные, дата рождения и прочая административная информация, необходимая врачам. Врач или аптекарь, обслуживая клиента, сначала проводит картой по специальному считывающему устройству.

Все в Федеративной Республики Германии вольны самостоятельно выбирать лечащих врачей. Никто не привязан к районным поликлиникам или региональным медицинским учреждениям. Конечно, страховка может не покрыть, например, расходы на дорогу в отдалённую клинику, если в таком выборе не было особых оснований, но лечение - другое дело.

Помимо государственных больничных касс, как уже писалось выше, существуют частные кассы. В них система оплаты устроена несколько иначе. Сначала больной самостоятельно платит за лечение, затем посылает счета в страховую компанию, которая возвращает ему деньги. На каждого члена семьи надо заключать отдельную частную страховку и платить тоже приходится отдельно. Но если доходы велики, то это всё равно может быть дешевле, чем 14,9% от зарплаты. Таким образом, частные страховки наиболее выгодны тем богатым жителям Федеративной Республики Германии (ФРГ), которые не имеют проблем со здоровьем и детей.

К старости выплаты в государственную страховку снижаются, в зависимости от заработанной пенсии. Для малоимущих и безработных страховку обеспечивает государство.

Благодаря такой системе страхования в Республики Германии нет проблем с получением необходимого медицинского обеспечения. Но недостатки у этой системы всё же есть. Например, производители медицинского оборудования или поставщики услуг непомерно задирают цены, в расчёте на то, что платят то за услуги не люди, а страховые компании.

В США медицинское страхование добровольное и почти полностью осуществляется работодателями. Страхование от болезней - наиболее распространенный вид страхования по месту работы, однако наниматели вовсе не обязаны его предоставлять. Не все американские служащие получают такую страховку. Все же в наиболее крупных компаниях медицинское страхование является почти неотъемлемым условием, и в 1990 г. им было охвачено около 75% населения США .

Существует много видов медицинского страхования. Наиболее распространенным является так называемое компенсационное страхование, или страхование "платы за услуги". При этой форме страхования работодатель выплачивает страховой компании страховую премию за каждого работника, обеспеченного соответствующим полисом. Затем страховая оплачивает чеки, представленные больницей или другим медицинским учреждением либо врачом. Таким образом, оплачиваются услуги, входящие в страховой план. Обычно страховая компания покрывает 80% затрат на лечение, за остальное должен платить сам застрахованный.

Существует альтернатива - страхование так называемых управляемых услуг. Число американцев, охваченных этим видом страхования, быстро увеличивается (более 31 млн. чел. в 1991 г.). В данном случае страховая компания заключает контракты с врачами, другими медицинскими работниками, а также c учреждениями, включая больницы, на оказание всех услуг, предусмотренных этим видом страхования. Обычно медицинские учреждения получают фиксированную сумму, которая выплачивается заранее за каждого застрахованного.

Различия между двумя описанными видами страхования очень существенны. При страховании "управляемых услуг" медицинские учреждения получают только фиксированную сумму из расчета на каждого застрахованного пациента независимо от объема оказанных услуг. Таким образом, в первом случае работники системы здравоохранения заинтересованы в привлечении клиентов и предоставлении им разнообразных услуг, тогда как во втором - они скорее откажутся от назначения пациентам дополнительных процедур, по крайней мере, вряд ли назначат их больше, чем необходимо.

В настоящее время правительство США также оплачивает более 40% издержек на здравоохранение в рамках основных программ - "Медикэйд" (Medicaid) и "Медикэр" (Medicare). В соответствии с программой "Медикэр" осуществляется страхование всех американцев старше 65 лет, а также тех, кто приближается к этому возрасту и у кого есть серьезные нарушения состояния здоровья. Программа "Медикэр" частично финансируется за счет налога, взимаемого со всех работающих - как с наемных рабочих, так и с работодателей. В целом этот налог составляет около 15% дохода занятых американцев. Кроме того, "Медикэр" финансируется из общих поступлений подоходного налога. Программа "Медикэйд" предусматривает страхование малообеспеченных американцев, преимущественно женщин и детей из бедных семей. В рамках этой программы оплачивается также пребывание в домах престарелых тех, кто требует постоянного ухода и не может обходиться без ежедневной посторонней помощи.

Однако есть много американцев, не охваченных никакими видами страхования. Многие из них работают, но наниматели не обеспечивают их медицинской страховкой. Большая часть расходов на медицинские услуги в США покрывается за счет добровольного медицинского страхования, которое оплачивается работодателями, а также правительством. Тем не менее, на долю граждан приходится значительная часть затрат за предоставленные медицинские услуги. Эти платежи принято считать механизмом регулирования и соответствующего снижения издержек (если работник оплачивает часть затрат самостоятельно, он реже обращается к врачу).


Внебюджетный фонд (Off-budget fund) - это

Финансовый словарь - (off budget funds) государственный денежный фонд, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством. Формируется за счет специальных источников (не налоги, а специфические … Экономико-математический словарь

Внебюджетный фонд Энциклопедия права

Внебюджетный фонд - в РФ целевой гос ный, региональный или местный финансовый фонд, образуемый для накопления и дальнейшего целевого использования денежных средств в соответствии с потребностями социально экономического развития государства, субъекта РФ, региона,… … Большой юридический словарь

Государственный внебюджетный фонд - в РФ фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы,… … Финансовый словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД, форма образования и расходования денежных средств (см. ДЕНЬГИ), образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на… … Энциклопедический словарь Подробнее Подробнее Купить за 44.95 руб электронная книга