Страховое обеспечение в обязательном пенсионном страховании. Глава I. Основные положения, связанные с деятельностью негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессионально

Статья 36.1. Требования к фонду, осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию

1. Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование может осуществляться страховщиками - ПФР и негосударственными пенсионными фондами. Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Прекращение возможно на конец месяца с предельным сроком 30 дней. Застрахованная зарплата, пенсионный план и вариант сбережения, которые действовали до окончания трудовых отношений, являются решающими для вычета взносов, а взносы выставляются вам ежемесячно.

Вскоре План добровольных пенсионных накоплений

Застрахованная зарплата остается неизменной до выхода на пенсию, а это означает, что она не адаптирована к инфляции и не увеличивается в соответствии с индивидуальными пожеланиями. Обязательное членство в плане добровольных пенсионных накоплений начинается 31 декабря. Немного отзывов об актуальности или нет этого нового пенсионного плана.

Негосударственный пенсионный фонд может осуществлять деятельность в качестве страховщика обязательного пенсионного страхования при условии выполнения следующих условий:

Получение лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (см. комментарий к ст. 7.1 комментируемого Закона);

Квебек подражал федеральной инициативе Объединенного зарегистрированного пенсионного плана с существенным отличием: федеральный подход полностью добровольный, тогда как версия Квебека имеет только добровольный взнос. Компания должна разработать план, и работник должен выразить свою готовность не участвовать.

Дата вступления в силу. Компании с 5 до 9 сотрудников: крайний срок еще не установлен, но уже известно, что он не будет до 1 января. С этим транспортным средством Оттава и Квебек Сити рассматривают проблему пенсионных сбережений и растущую нехватку дополнительных планов на рабочем месте. Он берет на себя поведенческую особенность, что многие участники не будут делать жест отказа от себя. «Мы ставим кости сотрудника, заимствующего из человеческой лености или социального соответствия», - уже сказано.

Регистрация в ФСФР России страховых правил (см. комментарий к ст. 9 комментируемого Закона);

Регистрация в ФСФР России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика (см. комментарий к п. 3 комментируемой статьи);

Соответствие иным требованиям, предъявляемым комментируемым законом.

И цель состоит в том, чтобы объединить сбережения для снижения платы за управление. Плата, взимаемая с участников, должна соответствовать определению «недорогой», достигая максимум 1, 25% средних активов по варианту инвестиций по умолчанию и 1, 5% для любого другого варианта. Есть девять перечисленных учреждений. За исключением Федерации врачей общей практики, вариант инвестиций по умолчанию взимает плату в размере от 1, 20% до 1, 25%.

Его регистрация осуществляется автоматически. Поэтому он должен указать своему работодателю, что он отказывается присоединиться к программе, что он прекращает или приостанавливает свое участие. Со своей стороны, работодатель не обязан вносить свой вклад. Если это так, вклад не влечет за собой налог, уплачиваемый в платежной ведомости. Если он вносит свой вклад, его доля будет обездвижена.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает требования, которым должен удовлетворять фонд на момент подачи им заявления в ФСФР России о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.

2.1. Требование о наличие опыта в осуществлении деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению не менее двух лет позволяет говорить о повышенном контроле со стороны государства к фондам, осуществляющим деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Это требование означает, что после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию фонд должен в течение как минимум двух лет зарекомендовать себя в качестве надежного и стабильного субъекта негосударственного пенсионного обеспечения. В течение указанного срока не должно быть случаев приостановления лицензии, а также случаев актуарного дефицита, т.е. когда финансовое состояние фонда не позволяет гарантировать выполнение обязательств фондом.

2.2. Одним из требований, предъявляемых к фонду, для осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию является наличие опыта одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 года, а с 1 июля 2009 года - не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов. Целью ведения именных лицевых счетов является организация учета сведений о каждом застрахованном лице фонда для реализации пенсионных прав. Под лицевым счетом застрахованного лица понимается документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, содержащий предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения о застрахованных лицах.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов). В общей части содержится информация, позволяющая однозначно идентифицировать гражданина. В специальной части учитываются сведения о поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, доходе от инвестирования и выплатах, произведенных за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Профессиональная часть отражает сведения о суммах страховых взносов, уплаченных страхователем за застрахованное лицо за периоды его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда (профессиональный стаж), доходе от инвестирования, выплатах и другие сведения, необходимые для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах.

2.3. Фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, должен иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - не менее 100 миллионов рублей.

Оценка имущества относится к профессиональной деятельности и осуществляется специализированными юридическими или физическими лицами - оценщиками. Оценочная деятельность регулируется Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и заключенным между фондом и оценщиком договором. По результатам деятельности оценщика составляется отчет об оценке объекта оценки.

2.4. Совокупный вклад учредителей формируется за счет вкладов учредителей при образовании фонда, а также пополняется в дальнейшем дополнительными вкладами. В целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц комментируемая статья определяет минимальные размеры совокупного вклада учредителей фонда на момент начала осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию: 30 миллионов рублей с 1 января 2005 года и 100 миллионов рублей с 1 января 2009 года. Деятельность фондов по обязательному пенсионному страхованию подвергается более жесткому регулированию со стороны государства и к фондам, осуществляющим эту деятельность, предъявляются более высокие требования по сравнению с фондами, осуществляющие деятельность по негосударственному пенсионному страхованию. Так, ст. 19 комментируемого Закона установлено, что на день подачи фондом документов для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, совокупный вклад учредителей, внесенный в фонд денежными средствами, должен составлять с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей.

Повышенные требования к размеру совокупного вклада учредителей фонда продиктованы защитой прав участников и застрахованных лиц на получение причитающихся им выплат в соответствии с заключенными договорами.

2.5. Фонд не должен имеет актуарного дефицита в течение как минимум последних двух лет деятельности. Осуществляя деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию фонд обязан ежегодно проходить актуарное оценивание своей деятельности. Актуарное оценивание предполагает оценку финансовой возможности фонда осуществлять свои обязательства, как в текущий момент, так и в будущем. В основе актуарного оценивания лежат актуарные расчеты, производимые с помощью математических функций и методов теории вероятности и статистики.

В процессе оценивания актуарием составляется актуарный баланс, состоящий из двух разделов - актуарные пассивы и актуарные активы. Актуарные пассивы представляют собой актуарную оценку величины обязательств фонда на заданную дату, т.е.

Стоимость пенсионных обязательств по каждой из пенсионных схем с учетом будущих взносов;

Кредиторская задолженность, нераспределенная прибыль;

Страховой резерв;

Размер оплаченного фонда для обеспечения уставной деятельности (включая совокупный вклад учредителей).

Активы фонда - это стоимость всего имущества фонда, включая нематериальные активы и дебиторскую задолженность. Актуарное оценивание активов производится исходя из дохода, который они приносят в предположении нормальной работы фонда. В состав актуарных активов не включаются основные средства фонда. При составлении активов фонда средства пенсионного резерва оцениваются отдельно от средств для обеспечения уставной деятельности.

Актуарный баланс признается практически выдержанным, если размер актуарных активов меньше размера актуарных пассивов, но больше суммы стоимостей пенсионных обязательств по каждой из пенсионных схем с учетом будущих взносов, кредиторской задолженности и нераспределенной прибыли. В случае если размер актуарных активов меньше указанной суммы, то фонд имеет актуарный дефицит. фонд имеет актуарный профицит, если размер актуарных активов фонда превышает размер актуарных пассивов фонда.

Отсутствие актуарного дефицита говорит о финансовой устойчивости фонда, о возможности осуществления фондом своих обязательств по пенсионным договорам в полном объеме.

2.6. Фонд не должен иметь фактов приостановления действия лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию в течение последних двух лет деятельности. Приостановление действия лицензий осуществляется ФСФР России за нарушение лицензионных требований:

Соблюдение требований комментируемого закона к минимальной величине денежной оценки имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;

Наличие у руководителя исполнительного органа фонда опыта работы на руководящих должностях в негосударственном пенсионном фонде, страховой компании или иной финансовой организации не менее 3 лет, высшего юридического или финансово-экономического образования (при ином образовании - специальной профессиональной подготовки), отсутствие у него судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

Наличие у главного бухгалтера фонда опыта работы по специальности не менее 3 лет и (или) высшего образования, отсутствие у него судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

Соблюдение правил фонда;

Соблюдение требований к размещению средств пенсионных резервов, установленных комментируемым Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Соблюдение требований к инвестированию средств пенсионных накоплений, установленных комментируемым законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Соблюдение установленных федеральными законами требований к раскрытию информации о деятельности фонда;

Соблюдение установленных комментируемым Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к представлению отчетности фондом.

3. Для осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию фонд должен зарегистрироваться в уполномоченном федеральном органе в качестве страховщика. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 осуществление уведомительной регистрации фондов, подавших заявление об осуществлении деятельности по обязательному негосударственному пенсионному страхованию в качестве страховщика, производится ФСФР России. Регистрация осуществляется на основании заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика. Заявление подается в письменном виде в ФСФР России. Форма заявления утверждена постановлением Минтруда России от 16 февраля 2004 г. N 17 "О порядке подачи негосударственным пенсионным фондом заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика, его регистрации и публикации сведений о регистрации такого заявления". К заявлению прилагаются следующие документы:

Копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;

Копия свидетельства о постановке фонда на учет в налоговом органе;

Решение совета фонда о намерении фонда осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика;

Копия зарегистрированных в ФСФР России страховых правил фонда;

Справка фонда, подтверждающая наличие опыта одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников фонда в течение не менее одного года с 1 января 2004 г., а с 1 июля 2009 г. - не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов;

Копия бухгалтерского баланса фонда на последнюю отчетную дату с отметкой налоговых органов, заверенная фондом, которая должна подтверждать величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 г. - не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 г. - не менее 100 миллионов рублей, а также размер совокупного вклада учредителей (вклада учредителя) фонда, внесенного в фонд денежными средствами, не менее трех миллионов рублей со дня введения в действие настоящего закона, с 1 января 2005 г. - не менее 30 миллионов рублей, с 1 января 2009 г. - не менее 100 миллионов рублей;

Копии заключений по результатам актуарного оценивания фонда за последние два года деятельности.

Документы, содержащие более 1 листа, должны быть пронумерованы и прошиты. Копии документов заверяются печатью фонда и подписью уполномоченного лица фонда.

Заявление рассматривается в течение 10 дней с момента поступления заявления в ФСФР России. ФСФР России правомочен отказать фонду в регистрации его в качестве страховщика только в случае, если фондом к заявлению приложены не все необходимые документы или документы не оформлены в надлежащем виде. По другим основаниям фонду не может быть отказано в регистрации в качестве страховщика.

ФСФР России уведомляет фонд о регистрации в качестве страховщика в течение трех дней с момента регистрации и ПФР - в течение 10 дней с момента регистрации. Фонд имеет право осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика с даты регистрации, но не ранее 1 января 2004 г. До этого срока осуществление этого вида деятельности относилось к исключительной компетенции ПФР Пенсионного фонда Российской Федерации.

ФСФР России публикует сведения о регистрации заявлений в средствах массовой информации, а также ежегодно публикует список фондов, получивших право на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика, составляемый на основе сведений о регистрации заявлений.

4. Право негосударственных пенсионных фондов осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию появилось с 1 января 2004 г. Это право фондами реализуется на основании договоров об обязательном пенсионном страховании, заключаемых с застрахованными лицами.

Фонд получает право осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию после регистрации в ФСФР России в качестве страховщика. ФСФР России проверяет соответствие фонда предъявляемым комментируемым законом требований.

Таким образом, фонд вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному страхованию с 1 января 2004 г., но не ранее чем по истечении двух лет с момента получения лицензии.

Создание ПФР было обусловлено целями государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

ПФР обеспечивает:

ь целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением;

ь организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

ь капитализацию средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

ь контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

ь организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в фонд;

ь межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции фонда;

ь участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

ь проведение научно-исследовательской работы в области обязательного пенсионного страхования;

ь разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ь ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР направляются на:

Выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

Оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

Другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда.

Поскольку обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется при непосредственном участии ПФР, то правовой основой его деятельности является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает государственные правовые основы пенсионного страхования в России, а также определяет права и обязанности субъектов, участвующих в пенсионном страховании, их правовое положение, порядок реализации прав и обязанностей субъектов обязательного пенсионного страхования.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Таким образом, в Законе отражены особенности и специфика обязательного пенсионного страхования. Для него свойственны руководящая роль государств и его организаторская и законотворческая функции. Государственная форма организации обязательного пенсионного страхования предопределяет существование в этом виде страхования единственного страховщика, т. е. субъекта, берущего на себя обязательство возместить страхователю ущерб или выплатить страховую сумму. Таким субъектом выступает государство, а точнее -- ПФР. Монопольное положение ПФР в роли страхователя объясняется необходимостью осуществлять в соответствии с Конституцией РФ и российским пенсионным законодательством на всей территории страны и в отношении всех граждан единую пенсионную политику и использовать единую пенсионную систему.

В соответствии со ст. 5 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» оно осуществляется страховщиком, которым является ПФР. Как государственное учреждение ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Потребность в пенсионном страховании связана с возможностью утраты по различным причинам трудоспособности и вызванной этим потерей источника средств существования. Именно по этой причине возникает необходимость организации особой формы социальной защиты населения, которую и берет на себя государство, осуществляя ее в обязательной форме. Таким образом, застрахованным, Закон признает лицо, нуждающееся в пенсионном страховании и получающее после заключения договора страхования на определенных условиях право на пенсионное обеспечение. С правовой точки зрения, застрахованные лица -- это те граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. При этом участниками его могут быть не только граждане РФ, но и проживающие на территории Российской Федерации лица, имеющие иностранное гражданство, и лица без гражданства. В данном случае признак гражданства утрачивает свое решающее значение для заключения договора страхования.