Госдума сегодня приняла в третьем чтении законы о новом порядке формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии. Документы определяют новый порядок начисления пенсий с 2015 года. За принятие законов проголосовали 244 депутата, против - 146.

Пенсионная реформа включает в себя целый пакет законов: в частности, "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии", "О внесении изменений в статью 11 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 1 федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан".

В пояснительной записке к документу говорится, что реализация законопроекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета в 2014 году в размере 471 миллиарда рублей.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин, наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов), наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) не менее 30. При этом в документе содержатся переходные положения, по которым величина стажа в 2015 году должна быть не менее 6 лет, далее с каждым годом это требование увеличивается на один год, и с 2024 года величина должна составлять 15 лет.

Пенсия будет делиться на два вида - страховую и накопительную. Для родившихся до 1967 года будет действовать только страховая часть пенсии. Для более молодых есть выбор: они могут участвовать только в страховой системе либо могут выбрать для себя негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию и сформировать дополнительно накопительную пенсию.

Формула размера страховой пенсии представляет собой произведение индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента в году назначения страховой пенсии по старости.

С 1 января 2015 года величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30. Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по отдельной формуле. Она складывается из суммы индивидуальных коэффициентов за периоды до 1 января 2015 года и после 1 января 2015 года (для них предусматриваются отдельные формулы), умноженной на повышающий коэффициент, рассчитываемый для работающих пенсионеров (зависит от числа месяцев работы на пенсии).

Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца будет аналогичным действующему порядку с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента взамен расчетного пенсионного капитала.

Кроме того, с 1 января 2015 года будет осуществлен перевод пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости, на новый порядок исчисления их размеров путем определения расчетного размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года. Расчетный размер будет определяться в соответствии с федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Причем если при таком перерасчете размер страховой пенсии по старости не достигает размера, который пенсионер получает, то ему выплачивается пенсия в этом же, то есть более высоком, размере.

Депутаты также приняли закон о зачете в пенсионный стаж граждан периода ухода за ребенком в течение 4,5 лет. В соответствии с законом с 1 января 2014 года в страховом стаже будет учитываться период ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более 4,5 лет в общей сложности. Кроме того, т еперь к нестраховым периодам для матерей добавлен период ухода за четвертым ребенком. Это положение коснется тех женщин, которые выйдут на пенсию после 1 января 2015 года. В случае совпадения страховых и нестраховых периодов человек сможет выбирать наиболее выгодный для него период расчета.

Также предполагается, что аграрии, проработавшие в сельском хозяйстве не менее 30 лет и проживающие в сельской местности, с 2016 года будут получать прибавку к фиксированной выплате части пенсии.

Поправками предусматривается, что целевым ориентиром пенсионного законодательства на длительную перспективу являются международные стандарты в области пенсионного обеспечения.

Условия для назначения пенсии по новым правилам и новая пенсионная формула

С 1 января 2015 года вступит в силу Федеральный закон № 400 ФЗ «О страховых пенсиях», который внесет значительные изменения в порядок формирования и расчета страховой пенсии. Согласно новому закону, для возникновения права на страховую пенсию по старости необходимо: достижение возраста 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин, наличие страхового стажа не менее 15 лет (сейчас он равен 5 годам), наличие не менее 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов).

Необходимый для назначения пенсии стаж будет постепенно увеличиваться по 1 году в год: с 6 лет в 2015 году до 15 лет в 2024 году. Возраст выхода на пенсию не повысится, однако законом предусмотрено поощрение отложенного выхода на пенсию, то есть продолжение гражданином работы после наступления пенсионного возраста без назначения пенсии. Данное решение повышает размер пенсии.

Обязательное условие для возникновения права на страховую пенсию - наличие индивидуального пенсионного коэффициента (в размере 6.6 в 2015 году до 30 к 2024 году).

Те граждане, у которых эти условия не будут выполнены при достижении пенсионного возраста, должны продолжать работу или, при достижении возраста 65 лет мужчины и 60 лет женщины, обратиться в органы ПФР за установлением социальной пенсии.

В страховой стаж будут засчитываться периоды ухода за ребенком, служба в армии, уход за инвалидом или лицом старше 80 лет, Кроме этого, они будут оцениваться в определенных баллах: так, один год военной службы по призыву будет оценен в 1,8 балла, столько же – один год отпуска по уходу за первым ребенком или год ухода за инвалидом первой группы или ребенком-инвалидом или лицом старше 80 лет. Один год отпуска по уходу за вторым ребенком будет оценен в 3,6 , за третьим и четвертым – 5,4 балла. В целом в страховой стаж будут включаться периоды ухода за четырьмя детьми (до полутора лет на каждого ребенка).

Для расчета пенсии по новым правилам будет применяться новая пенсионная формула, которая выглядит так:

пенсия = А х В + С + d , где:

А - пенсионные баллы, количество которых зависит от стажа, уровня официальной зарплаты и возраста выхода на пенсию;

B - стоимость одного пенсионного балла, ежегодно утверждаемая законом о бюджете ПФР. По состоянию на 1.01.2015 года один балл будет равен 64 руб. 10 коп;

C - фиксированная выплата. Это аналог сегодняшнего фиксированного базового размера пенсии, который с 1 апреля 2014 года составляет в Карелии 4496 руб. 90 коп. Предусмотрена ежегодная индексация фиксированной выплаты не ниже уровня инфляции. Для определенных категорий граждан, а именно: для граждан, имеющих стаж за работу в районах Крайнего Севера, для инвалидов 1 группы, для граждан, достигших 80-летнего возраста, для граждан, получающих надбавку на иждивенцев, размер фиксированной выплаты устанавливается в повышенном размере.

D - накопительная пенсия. Порядок ее исчисления аналогичен расчету сегодняшней накопительной части трудовой пенсии.

Новая пенсионная формула будет применяться в полном объеме только для тех граждан нашей страны, которые начнут свою трудовую деятельность в 2015 году или позднее. У всех остальных граждан России пенсионные права, сформированные до 2015 года, преобразуются в баллы и сохранятся в полном объеме. Нынешних пенсионеров изменения не коснутся.

Выбор варианта пенсионного обеспечения в России

С 1 января 2015 года в России вводится два вида пенсий в системе обязательного пенсионного страхованиястраховая пенсия (включающая фиксированную выплату) и накопительная пенсия.

Суммы страховых взносов, поступающие на формирование страховой пенсии, фиксируются на индивидуальном лицевом счете гражданина в ПФ и идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам.

Страховые взносы, идущие на формирование накопительной пенсии, передаются из Пенсионного фонда России в тот негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию, которые были выбраны гражданином – для инвестирования этих средств на финансовом рынке.

В течение 2014 – 2015 г.г. каждый гражданин 1967 г. рождения и моложе должен выбрать свой вариант пенсионного обеспечения: направить всю сумму страховых взносов (16%) на формирование страховой пенсии или разделить их, направив 10% на страховую, а 6% - на накопительную пенсию.

При этом надо иметь в виду, что страховая пенсия формируется в пенсионных баллах и гарантированно растет за счет ежегодного увеличения стоимости балла.

Накопительная пенсия не индексируется государством, не защищена от инфляции, а доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования.

Если гражданин решил формировать в дальнейшем только страховую пенсию, но однажды уже писал заявление о выборе НПФ или управляющей компании (УК), то нужно подать соответствующее заявление в территориальные органы ПФР.

В случае, если он никогда не переходил в НПФ или УК, подавать заявление не нужно.

Если же гражданин решил продолжать формирование накопительной пенсии и до этого ни разу не переходил в НПФ или УК, то нужно обратиться с заявлением в территориальное управление по месту жительства. Если же средства пенсионных накоплений уже были однажды переведены в УК или НПФ, то писать заявление больше не нужно.

Сохранение льготных пенсий.

Льготы в виде досрочного выхода на пенсию для представителей «северных территорий» и профессий на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда, сохранятся – при наличии индивидуального пенсионного коэффициента 30 баллов в 2024 году. Для того, чтобы выйти на пенсию в 50 лет женщине и в 55 лет мужчине, нужно отработать 15 лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом общий страховой стаж у женщин должен быть не менее 20 лет, а у мужчин – не менее 25 лет.

Льготы для представителей определенных профессий также сохранятся. Однако в этой сфере в прошлом году произошли изменения в части работы во вредных и тяжелых условиях. Для страхователей прошедших специальную оценку условий труда, а также имеющих результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, с 2015 года устанавливаются дополнительные тарифы.

С 2015 г. работодатель должен платить дополнительный тариф страховых взносов за своих работников-представителей льготных профессий: 9% по Списку № 1 и 6% - по Списку № 2.

Взносы, уплаченные по дополнительным тарифам, обеспечивают права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Более подробную информацию о новой формуле ищите на сайте Пенсионного фонда (

На данный момент страховая часть трудовой пенсии складывается из следующих величин (п. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ):

В соответствии с принятыми законами пенсионный возраст не повышается, но вводятся дополнительные требования для назначения пенсии. Они одинаковы для установления как страховой, так и накопительной пенсии.

Так, пенсия полагается гражданам, у которых (ст. 8 Закона № 400-ФЗ, ст. 6 Федерального закона 28.12.2013 № 424-ФЗ, далее – Закон № 424-ФЗ):

  • страховой стаж составляет не менее 15 лет;
  • величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) равна 30.

Индивидуальный пенсионный коэффициент – новое понятие, о нем пойдет речь далее.

Отметим, что стаж, необходимый для установления пенсии , будет повышаться постепенно. В 2015 году составит 6 лет, а далее будет ежегодно повышаться на один год. Таким образом, предусмотренная Законом № 400-ФЗ необходимая величина страхового стажа должна достигнуть установленного размера (15 лет) в 2024 году. В последующие периоды увеличение продолжительности страхового стажа не планируется.

Ежегодное повышение размера страхового стажа представлено в таблице (см. Приложение 3 к Закону № 400-ФЗ):

Таблица 1. Продолжительность страхового стажа для назначения страховой пенсии

Если лицо, достигшее пенсионного возраста, не имеет на этот момент страхового стажа, достаточного для назначения ему пенсии, то можно, как и сейчас, обратиться за установлением социальной пенсии по старости. При этом за указанной пенсией вправе обратиться мужчины, достигшие 65 лет, и женщины, достигшие 60 лет (пп. 2 п. 10 ст. 22 Закона № 400-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

В страховой стаж, дающий право на получение пенсии по старости, включаются не только периоды работы, в течение которых за гражданина уплачивались взносы в ПФР, но и иные "нетрудовые" периоды. В частности, это время прохождения военной службы, получения пособия по безработице, получения пособия по временной нетрудоспособности (ст. 12 Закона № 400-ФЗ).

Величина ИПК за периоды до 1 января 2015 года определяется следующим образом (ч. 10 ст. 15 , ч. 1 ст. 34 Закона № 400-ФЗ):

В данной формуле 64 руб. 10 коп. – это стоимость пенсионного коэффициента (СПК). Стоимость пенсионного коэффициента – еще одно новое понятие. СПК представляет собой фиксированное значение, которое устанавливается на каждый год федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ (ч. 22 ст. 15 Закона № 400-ФЗ). По состоянию на 1 января 2015 года размер СПК составляет 64 руб. 10 коп.

При этом ИПК за "нетрудовые" периоды учитываются при расчете при условии, что гражданин выбрал вариант расчета пересчета пенсии, назначенной до 2015 года, по новым правилам.

Отметим, что для "нетрудовых" периодов предусмотрены отдельные фиксированные ежегодные значения ИПК. Их значения в расчете за полный за полный календарный год следующие (ч. 12 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

Иное периоды, засчитываемые в страховой стаж Размер индивидуального пенсионного коэффициента в расчете за полный календарный год
период прохождения военной службы по призыву 1,8
период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет 1,8
период проживания вместе с супругами, проходящими военную службу по контракту в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности 1,8
период проживания (но не более пяти лет в общей сложности) за границей вместе с супругами, направленными: 1,8
период ухода одним из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет 1,8
период ухода одним из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет 3,6
период ухода одним из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения им возраста полутора лет 5,4

Например, начиная с 1 марта 2015 года, лицо находится в отпуске по уходу за первым ребенком. Отпуск заканчивается 30 сентября 2016 года. Соответственно, ИПК за время нахождения в отпуске по уходу за ребенком составит:

  • за 2015 год - 1,5 (1/12 x 1,8 x 10 месяцев);
  • за 2016 год – 1,35 (1/12 x 1,8 x 9 месяцев).

Величина ИПК за периоды с 1 января 2015 года рассчитывается по следующей формуле (ч. 11 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

Как видно из формулы, при определении ИПК начиная с 1 января 2015 года суммируются ИПК за то время, когда уплачивались взносы на обязательное пенсионное страхования (самим гражданином (например, предпринимателем) либо его работодателем), а также за иные периоды, которые включаются в расчет страхового стажа наравне с периодами работы и (или) иной деятельности.

ИПК, учитывающий величину уплаченных в ПФР взносов, определяется таким образом (ч. 18 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

В свою очередь, нормативный размер взносов в ПФР рассчитывается по формуле (ч. 18 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

Заметим, что ежегодный размер ИПК за периоды трудовой и (или) иной деятельности, при которой уплачивались взносы на обязательное пенсионное страхование, ограничен максимальными значениями. Они зависят от того, формируется у гражданина накопительная пенсия за счет обязательных пенсионных отчислений, направленных на ее финансирование, либо нет.

Обратите внимание!

Напомним, что с 1 января 2014 года действует правило, согласно которому граждане 1967 г.р. и моложе до 31 декабря 2015 года включительно могут следующим образом распорядиться своими пенсионными накоплениями: направить на накопительную часть пенсии 6 процентов тарифа страхового взноса либо вообще отказаться от ее формирования. Подробнее об этом см. комментарий .

Начиная с 2015 года и вплоть до 2021 года предельные размеры ИПК постепенно увеличиваются (ч. 4 ст. 35 Закона № 400-ФЗ). Приведем их значения в таблице (см. Приложение 4 к Закону № 400-ФЗ):

Таблица 2. Максимальные значения индивидуального пенсионного коэффициента

Получается, что если определенный расчетным путем ИПК превышает его максимальный размер, установленный на соответствующий год, то при расчете пенсии будет учитываться предельное значение ИПК.

При итоговом расчете страховой пенсии ИПК за периоды до и после 1 января 2015 года суммируются и умножаются на стоимость пенсионного коэффициента (СПК) на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (ч. 1 ст. 15 Закона № 400-ФЗ).

Значения ИПК округляются до трех знаков после запятой. Если четвертый знак равен или больше пяти, то третий знак увеличивается на единицу (ч. 26 ст. 15 Закона № 400-ФЗ).

Применение повышающего коэффициента при расчете страховой пенсии

Итоговая величина ИПК может быть увеличена на специальный коэффициент в случаях, если гражданин (ч. 15 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

  • обращается за назначением пенсии (в том числе в случаях, когда она положена ему досрочно) позже достижения пенсионного возраста.
  • вначале отказавшись от получения установленной (в т.ч. досрочно) пенсии, впоследствии обращается за ее восстановлением или назначением вновь.

В то же время предусмотрены случаи, когда коэффициент повышения ИПК не используется. Так, страховая пенсия не корректируется на коэффициент, если гражданин получает иную пенсию, кроме накопительной пенсии (например, является получателем пенсии за выслугу лет) либо если ему назначено ежемесячное пожизненное содержание (ч. 16 ст. 15 Закона № 400-ФЗ).

Размеры коэффициентов установлены исходя из числа полных месяцев, истекших с момента достижения пенсионного возраста или со дня прекращения выплаты страховой пенсии в связи с отказом от ее получения (в том числе в отношении пенсии, назначенной досрочно) (ч. 17 ст. 15 Закона № 400-ФЗ). Величины коэффициентов следующие (см. Приложение 1 к Закону № 400-ФЗ):

Таблица 3. Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента

менее 12 1 1
12 1,07 1,046
24 1,15 1,1
36 1,24 1,16
48 1,34 1,22
60 1,45 1,29
72 1,59 1,37
84 1,74 1,45
96 1,9 1,52
108 2,09 1,6
120 2,32 1,68

Фиксированная выплата к страховой пенсии

Одновременно с назначением страховой пенсии по старости будет производиться выплата в фиксированном размере. Она является аналогом нынешнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии (п. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ). В настоящий момент в общем случае базовый размер пенсии равен 2 562 руб. в месяц (п. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ). При этом такая выплата предусмотрена и в большем размере, например, лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы (у которых нет на иждивении нетрудоспособных членов семьи) (п. 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).

Размер фиксированной выплаты, которая будет назначаться с 2015 года, составляет 3 935 руб. в месяц (ч.ч. 1 , 3 ст. 16 Закона № 400-ФЗ). Указанная величина будет ежегодно индексироваться (ч.ч. 6 , 7 ст. 16 Закона № 400-ФЗ).

Обратите внимание, что перечисленные нововведения вступят в силу с 1 января 2016 года (ч. 2 ст. 36 Закона № 400-ФЗ).

Заметим, что фиксированная выплата к пенсии так же, как и сама страховая пенсия, может быть увеличена на коэффициент повышения в аналогичных случаях, а именно (ч. 4 ст. 16 Закона № 400-ФЗ):

  • при обращении за назначением пенсии (в том числе при досрочном возникновении права на нее) в более поздний срок;
  • при обращении за восстановлением либо назначением пенсии вновь при первоначальном отказе от нее.

Коэффициент повышения применяется к фиксированной выплате, назначенной не ранее чем с 1 января 2015 года. Размеры указанного коэффициента определены исходя из числа полных месяцев, прошедших со дня возникновения права на страховую пенсию. Перечислим их (см. Приложение 2 к Закону № 400-ФЗ):

Таблица 4. Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты

Число полных месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в т.ч. назначаемой досрочно Повышающий коэффициент для лиц, не имеющих права на досрочное назначение страховой пенсии по старости Повышающий коэффициент для лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
12 1,056 1,036
24 1,12 1,07
36 1,19 1,12
48 1,27 1,16
60 1,36 1,21
72 1,46 1,26
84 1,58 1,32
96 1,73 1,38
108 1,9 1,45
120 2,11 1,53

Из таблиц 3 и 4 видно, коэффициенты повышения установлены для случаев обращения за пенсией позже на определенное количество полных лет. Однако не ясно, как такие коэффициенты будут использоваться при расчете пенсии, если года не полные.

Например, если после достижения пенсионного возраста гражданин обращается за назначением пенсии через 1 год и 8 месяцев.

Возможно, будет применяться тот же порядок, что и при исчислении ИПК за "нетрудовые" периоды (ч. 14 ст. 15 Закона № 400-ФЗ). То есть за один месяц неполного года коэффициент повышения составит 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а за один день - 1/360 часть коэффициента за год.

Отметим также, что максимальное число полных месяцев, прошедших с момента получения права на пенсию, для применения повышающих коэффициентов законодательно ограничено числом 120. Соответственно, даже если обратиться за пенсией через 10 лет с момента возникновения права на нее, коэффициент повышения в большем размере применяться не будет.

Порядок расчета накопительной пенсии по старости

Вначале напомним, что получать накопительную часть пенсии (с 1 января 2015 года – накопительную пенсию) могут граждане 1967 года и моложе, как только достигнут пенсионного возраста.

По действующим в настоящее время нормам накопительная часть трудовой пенсии определяется по формуле (п. 23 ст. 14 Закона № 173-ФЗ):

Количество месяцев ожидаемого периода на каждый год устанавливается Федеральным законом. С 1 января 2013 года данная величина равняется 228 месяцам (ст. 32 Закона № 173-ФЗ).

Согласно новым правилам, формула, по которой будет определяться накопительная пенсия, не изменится (ч. 2 ст. 7 Закона № 424-ФЗ). При этом продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии до 1 января 2016 года установлена в размере 228 месяцев, а с 1 января 2016 года продолжительность указанного периода будет ежегодно определяться федеральным законом (ч. 3 ст. 7 Закона № 424-ФЗ).

При обращении за установлением пенсии в более позднем возрасте она должна выплачиваться в повышенном размере. Такое правило действует и сейчас. Это связано с тем, что в подобной ситуации ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается за каждый полный год, прошедший с момента возникновения права на нее, на 12 месяцев.

Пересчет страховой пенсии лицам, которым до 2015 года она уже назначена

В отношении лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года пенсия уже будет назначена, предусмотрен пересчет положенных им пенсионных выплат за периоды до 1 января 2015 года в индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК). Это необходимо для унификации порядка расчета пенсии.

Однако если в результате такого пересчета величина пенсии, определенная по новым правилам, окажется меньше той величины, которая рассчитана по нормам, действующим до 1 января 2015 года, пенсия будет назначена в более высоком размере (ст. 34 Закона № 400-ФЗ). Таким образом, при переходе на новый порядок расчета пенсий уже назначенные пенсионерам выплаты не должны понижаться.

Правила обращения за пенсией

Сейчас граждане могут обратиться за назначением им трудовой пенсии в территориальное отделение ПФР по месту жительства (п. 6 Правил , утв. постановлением Минтруда России № 17, Пенсионного фонда РФ № 19пб от 27.02.2002).

С 1 января 2015 года порядок обращения за выплатой страховой и накопительной пенсии будет отличаться.

Так, документы, необходимые для назначения пенсии, можно будет представить не только непосредственно в территориальное отделение ПФР, но и через (ч.ч. 2 , 3 ст. 21 Закона № 400-ФЗ, ч.ч. 3 , 5 ст. 9 Закона № 424-ФЗ):

Обращаем внимание, что накопительную пенсию должен выплачивать тот страховщик, которому гражданин передал свои пенсионные накопления. Им может быть как ПФР, так и негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо управляющая компания (УК).

Если накопительная пенсия формировалась в ПФР, то для ее получения гражданин должен будет (ч. 3 ст. 9 Закона № 424-ФЗ):

  • обратиться в отделение ПФР по месту жительства
  • либо подать документы в ПФР через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства

Если накопительная пенсия формировалась в НПФ либо в УК, то обращаться за ее назначением потребуется в соответствующий НПФ или УК (ч. 4 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

При этом вне зависимости от того, кто выступает в качестве страховщика, гражданин может подать документы для выплаты ему накопительной пенсии через своего работодателя (ч. 5 ст. 9 Закона № 424-ФЗ).

Минтруд России в информации от 19.11.2013 http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/pension/13 представил пояснения пенсионной реформы. Перечислим основные положения:

  1. на размер страховой пенсии по старости будут влиять:
    • величина заработной платы. Причем при подсчете пенсионных коэффициентов должна учитываться официальная заработная плата до уменьшения на НДФЛ;
    • отчисления работодателей в ПФР;
    • длительность страхового стажа.

Соответственно, чем выше такие показатели, тем больше размер пенсии;

  1. обращение за пенсией (как страховой, так и накопительной) позже достижения пенсионного возраста должно привести к ее увеличению. Ведь за каждый год более позднего обращения за страховой пенсией ее размер будет увеличиваться на соответствующие коэффициенты. А величина накопительной пенсии в таком случае будет увеличиваться за счет сокращения периода ожидаемой выплаты пенсии;
  2. правила расчета пенсий для самозанятых лиц (предпринимателей, адвокатов, нотариусов и др.) и наемных работников одинаковы;
  3. в течение 2014 года ПФР будет проводить перевод пенсионных прав граждан, сформированных до 1 января 2015 года, в пенсионные коэффициенты (ИПК). Однако гражданам не придется обращаться в территориальные отделения ПФР с заявлениями на такой пересчет. Органы ПФР на местах сделают это самостоятельно на основании сведений персонифицированного учета.
Одним из главных документов среди законов по новому пенсионному законодательству, безусловно, является Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» реализованы задачи:

· гарантирования приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан;

· создания необходимых условий для сбалансирования пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

· сохранения приемлемого уровня страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;

· усиления роста стажа, т.е. повысить стимул работников работать легально;

· стимулирования более позднего выхода на пенсию;

· обеспечения адекватности пенсионных прав заработной плате.

Согласно Закону с 1 января 2015 г. в России планируется ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - новую пенсионную формулу.

По новой пенсионной формуле на размер пенсии будет влиять:

· размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;

· длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;

· возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.

Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформируется в страховую пенсию и накопительную пенсию. К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2014 г. - 3910,35 руб.).

Страховая пенсия по старости будет назначаться гражданам при соблюдении трех условий.

Первое - достижение возраста 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). Важно отметить, что пенсионный возраст повышаться не будет.

Второе - наличие стажа: не менее 15 лет. Повышение требований к стажу будет происходить постепенно: в 2015 г. он составит 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится до 15 лет.

Третье - необходимо сформировать пенсионные права в объеме 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов. Требование по наличию 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов также будет вводиться постепенно: в 2015 г. - 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины.

Для назначения страховой пенсии по новой формуле предлагается заработок, который гражданин получает в течение всей своей трудовой жизни, переводить в индивидуальные пенсионные коэффициенты. Например, если у гражданина предельная взносооблагаемая заработная плата, то он получит 10 баллов. Половина максимально облагаемой суммы - это 5 баллов и так далее.

Учет пенсионных прав в коэффициентах, а не в «живых» рублях, как сейчас, позволяет защитить пенсионные права граждан эффективнее, так как очевидно, что один рубль в 2014 г. по своей покупательной способности будет заметно отличаться от одного рубля, к примеру, в 2037 г.

Индивидуальные пенсионные коэффициенты суммируются. Например, гражданин проработал 30 лет, получая максимальный взносооблагаемый заработок, за год он получает 10 баллов, а за 35 лет работы сумма его индивидуальных пенсионных коэффициентов равна 350 баллам.

Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина в год выхода на пенсию умножается на стоимость пенсионного коэффициента, таким образом, определяется размер страховой пенсии.

Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента определяется как соотношение общего объема доходов Пенсионного фонда России (страховые взносы, которые перечисляются работодателями за работающих, и трансферты федерального бюджета) к общей сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), которые накоплены всеми пенсионерами.

Стоимость пенсионного коэффициента будет ежегодно устанавливаться законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, при этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.

Стоимость пенсионного коэффициента выражена в деньгах и будет ежегодно расти.

Ежегодное увеличение назначенных страховых пенсий будет осуществляться исходя из роста стоимости пенсионного коэффициента (по сути, аналогично действующему сегодня порядку индексации пенсий и в те же сроки).

Также Законом предусмотрено ежегодно индексировать фиксированную выплату к страховой пенсии.

Таким образом, страховые пенсии будут гарантировано увеличиваться государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции.

Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 г. вступят в трудовую жизнь. При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 г., фиксируются, сохраняются и гарантировано будут исполняться.

Трудовые пенсии граждан, которые уже назначены (будут назначены до 01 января 2015 г.), будут пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете по новым правилам размер пенсии не достигнет размера пенсии, получаемой пенсионером на 01 января 2015 г., то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере.

Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.

Законом предусмотрен ежегодный перерасчет пенсий для работающих пенсионеров (в пределах заработной платы до 18 тысяч рублей). Тем самым обеспечивается права значительной части пенсионеров, которые получают невысокую заработную плату. Для них перерасчет будет стопроцентным, для остальных же перерасчет ограничится тремя баллами.

Положениями статьи 12 Закона наравне с периодами работы и (или) иной деятельности предусмотрено, что в страховой стаж засчитываются такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые нестраховые периоды присваиваются особые годовые коэффициенты (1,8 за каждый год соответствующего периода, за уход за вторым ребенком - 3,6, а за третьим и четвертым - 5,4).

По новой пенсионной формуле выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия - на 45%; если на 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая пенсия - в 2,32 раза.

Подготовлено ГУ - Главным Управлением ПФР № 7 по г. Москве и Московской области