Функции консульских учреждений. Консульские учреждения и их функции

Консульские функции определяются прежде всего нормами международного права, в том числе нормами консульского права.

Основные функции, или задачи, консульских учреждений четко зафиксированы в Венской конвенции 1963 г. Они фактически воспроизводятся во всех двусторонних консульских конвенциях (например, в Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 1995 г.) и консульских уставах государств. Эти функции сводятся к следующему:

  • а) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом;
  • б) содействие развитию торговых, экономических и научных связей между представляемым государством и государством пребывания;
  • в) содействие развитию дружественных отношений между ними;
  • г) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам. Как известно, аналогичные функции содержатся и в Венской конвенции 1961 г.

Кроме того, в ст. 17 Венской конвенции 1963 г. предусмотрено общепризнанное право консульского должностного лица при определенных обстоятельствах быть уполномоченным на совершение дипломатических актов (например, при отсутствии дипломатического представительства представляемого им государства, а также в тех случаях, когда консульское должностное лицо посылающего государства является одновременно и представителем государства в международной организации).

Консул осуществляет административные функции в отношении граждан, юридических лиц, морских судов, воздушных судов (самолетов), а нередко и в отношении военных кораблей в пределах своего консульского округа.

Российский консул, кроме того, ведет учет граждан России, постоянно проживающих в его округе. Распоряжения консула имеют обязательную силу. В рамках своей компетенции консул информирует физических и юридических лиц представляемого государства о законодательстве и обычаях государства пребывания, особенностях правового положения иностранцев, о порядке регистрации, пребывания и передвижения по территории государства и т.д.

В соответствии с международными договорами и внутренним законодательством консул представляет граждан своего государства перед местными властями.

К административным функциям следует отнести передачу судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или же поручения по снятию показаний для судебных органов представляемого государства в соответствии с договорами о правовой помощи или другими соглашениями, а при отсутствии таких соглашений – в любом ином порядке, нс противоречащем законам и правилам государства пребывания. Также к административным функциям следует отнести осуществление предусмотренных законами и правилами представляемого государства прав надзора и инспекции как в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в этом государстве, так и в отношении их экипажей (ст. 5 Венской конвенции 1963 г.).

Характеризуя консульские функции, необходимо иметь в виду, что защита прав и интересов граждан государства, назначившего консула, оказание им содействия составляют не только существо всего комплекса консульской деятельности, но и вместе с тем конкретную специфическую функцию консульских учреждений.

По законодательству РФ ее консульские учреждения и их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства пребывания, международными договорами и обычаями, защищать их права и охраняемые законами интересы, а при необходимости принимать меры к восстановлению нарушенных прав.

В частности, консул имеет право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан. Сроки посещения четко оговорены в двусторонних консульских конвенциях. Консул следит, чтобы в отношении граждан представляемого государства строго соблюдались процессуальные нормы, обеспечивающие их право на защиту и объективный ход расследования обстоятельств дела, а также соблюдались международные стандарты по правам человека.

В целях защиты нарушенных прав и интересов граждан представляемого государства консульское должностное лицо обязано обращаться с запросом к официальным властям государства пребывания нс только по жалобам и претензиям своих граждан, но и запрашивать по своей инициативе сведения относительно дел, касающихся граждан представляемого государства.

Консул осуществляет "представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения в соответствии с законами и правилами государства пребывания распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих интересов" (ст. 5 Венской конвенции 1963 г.).

На него возложены обязанности по розыску без вести пропавших в его консульском округе граждан. В случае болезни гражданина консул оказывает помощь в его госпитализации, а после выздоровления содействует его возвращению на родину.

В рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, консул защищает права и интересы несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, в особенности, когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства.

Наследственные дела – одна из важных консульских функций. В конечном итоге она осуществляется в целях защиты имущественных прав граждан. Компетентные власти государства пребывания в возможно короткий срок уведомляют консула об открытии наследства в данном государстве. В свою очередь консул, если ему первому станет известно о смерти гражданина представляемого государства или об открывшемся после смерти наследстве, информирует об этом местные компетентные власти.

Если гражданин представляемого государства, не имеющий места жительства в государстве пребывания, умер в этом государстве в период временного пребывания в нем, то консул имеет право в соответствии с местным законодательством распоряжаться документами, деньгами и иным имуществом умершего. Консул принимает меры к охране оставшегося после смерти гражданина имущества. Однако все мероприятия, включая вывоз имущества, следует осуществлять с соблюдением законодательства государства пребывания.

В случае смерти (гибели) гражданина представляемого государства консул обязан оформить необходимые документы и отправить его тело на родину или организовать похороны на месте.

Международные договоры, в первую очередь двусторонние консульские конвенции и соглашения по вопросам гражданства, а также внутреннее законодательство государств предоставляют консульским учреждениям определенные права по вопросам гражданства, в частности принимать от лиц, проживающих за границей, заявления и ходатайства по этим вопросам.

При решении вопросов гражданства российские консульские учреждения руководствуются также положениями двусторонних соглашений по этим вопросам, в частности об урегулировании вопросов двойного гражданства и об упрощенном порядке приобретения гражданства.

В сферу компетенции консульских учреждений входит и функция по вопросам выдачи паспортов и проездных документов. Об этом прямо говорится в ст. 5 Венской конвенции 1963 г.

Российские консульские учреждения оформляют паспорта гражданам России, постоянно проживающим за границей, а также командированным по линии федеральных органов государственной власти, обучающимся в иностранных учебных заведениях, работающим в международных организациях, банках, фирмах и т.д. на основе контрактов, в случае истечения срока действия паспортов.

Консульская функция по визовым вопросам является одной из традиционных и присуща деятельности консульских учреждений всех государств. Большие полномочия при выдаче виз предоставляются консульским должностным лицам экономически развитых государств, особенно консулам США, которые в ходе беседы с иностранными гражданами единолично определяют возможность выдачи им американской въездной визы.

При выдаче виз консульские учреждения руководствуются нормами Венской конвенции 1963 г., другими многосторонними договорами (например, Шенгенскими соглашениями), двусторонними договорами по визовым вопросам, внутренним законодательством государств (консульские уставы, инструкции по визовым вопросам и т.д.).

Консульская функция по вопросам регистрации актов гражданского состояния (ЗАГС). При исполнении данной функции консул основывается на нормах, содержащихся в международных договорах, и использует положения внутреннего законодательства представляемого государства. При этом консул учитывает законодательство государства пребывания по вопросам оформления актов гражданского состояния.

Консул выполняет разнообразные нотариальные функции: заверяет доверенности и удостоверяет сделки (за исключением определенной категории), свидетельствует верность копий, подлинность подписей на документах и совершает другие подобные действия. Он также осуществляет такую специфически консульскую функцию, как легализация документов, исходящих как от властей государства пребывания, так и от властей государства, назначившего консула, суть которой сводится к установлению и засвидетельствованию подлинности подписей на документах, компетентности выдавшего, составившего или заверившего их органа и в целом соответствия их законам государства, от которого они исходят. Россия входит в число государств – участников Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, 1961 г.

Весьма обширны и многообразны функции консула в области осуществления и развития деловых связей отечественных юридических лиц, действующих в государстве пребывания. Этой стороне консульской деятельности придается особое значение.

Для консульских учреждений, расположенных в портовых городах, важнейшей функцией является оказание содействия судам, плавающим под флагом государства, учредившего консульское учреждение, когда судно находится в порту, внутренних или территориальных либо архипелажных водах государства пребывания. В частности, консул имеет право в любое время посетить судно и при необходимости требовать явки капитана в консульское учреждение. Он может оказывать помощь в оформлении судовых документов; без ущерба для прав властей государства пребывания расследовать происшествия, имевшие место во время плавания; разрешать споры между капитаном и командой, если это предусматривается законом государства флага судна.

Российский консул вправе задержать готовое к выходу в море судно или потребовать его отплытия досрочно. В случае, если судно потерпит аварию, консул принимает меры к спасению пассажиров, экипажа, судна и груза. Он также принимает от капитана заявление о гибели или повреждении судна или груза и заверяет своей подписью акт о морском протесте – документ о происшествии (повреждении, гибели судна или груза, спасании, столкновении, загрязнении моря). Акт о морском протесте в случае возникновения спора является одним из доказательств по делу, и до опровержения заинтересованной стороной изложенные в нем данные являются действительными.

Предусмотренные в консульских конвенциях права надзора и инспекции, а также права по оказанию помощи судам и экипажу распространяются mutatis mutandis как на воздушные суда, так и на средства железнодорожного и автомобильного транспорта, суда речного флота представляемого государства.

В функции консула входит оказание содействия и военным кораблям, находящимся в портах и упомянутых выше водах государства пребывания. Российский консул должен оказать такое содействие в вопросах связи с берегом, обеспечения корабля лоцманом и т.п. При необходимости консул должен лично посетить прибывший военный корабль. Он обязан также следить за ходом лечения члена экипажа, если оно производится на берегу, оказывать содействие в случае аварии корабля.

Согласно Венской конвенции 1963 г. и многим двусторонним конвенциям консульское учреждение может выполнять и другие функции, возложенные на него представляемым государством. Речь идет о функциях, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых это государство не возражает, или же которые предусмотрены действующими между государствами договорами.

Положение о Консульском учреждении и Консульский устав РФ в числе основных задач и функций таких учреждений также предусматривают: оказание содействия гражданам России, находящимся в пределах консульского округа, в реализации избирательных прав и прав на участие в референдуме; содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа; принятие необходимых мер но обеспечению безопасности граждан Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа; принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа; участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций; участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров России с государством пребывания.

Для деятельности российских консульских учреждений в странах СИГ характерно еще одно обстоятельство, состоящее в том, что осуществляемая ими функция защиты распространяется на всю сферу прав и свобод граждан России, находящихся в соответствующей стране. Исторически сложилось так, что консульская служба России оказалась в эпицентре деятельности по преодолению последствий распада СССР. В результате образования на территории его бывших союзных республик независимых государств более 25 млн русского и русскоязычного населения оказалось за пределами границ России. Значительная их часть до сих пор подвергается дискриминации, ущемлению основных прав и свобод.

Представляемое государство может поручить консульскому учреждению выполнение консульских функций в другом государстве или других государствах после их уведомления, если не последует определенно выраженное возражение какого-либо из них. Консульские функции могут выполняться и от имени третьего государства, если государство пребывания не возражает. Например, Договором о Союзе между Россией и Белоруссией предусмотрено, что граждане этого Союза имеют право "на защиту на территории третьего государства, где нет представительства государства – участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства – участника Союза, на тех же условиях, что и граждане этого государства".

В интересах выполнения своих функций консульские должностные лица наделены прерогативой свободно сноситься с гражданами представляемого государства. В свою очередь эти граждане имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консульскими должностными лицами и доступа к ним. При выполнении консульских функций консульские должностные лица вправе обращаться в компетентные местные органы своего консульского округа. Они могут обращаться в компетентные центральные органы, если это допускается законами, правилами и обычаями государства пребывания или соответствующими международными договорами.

За совершение консульских актов на территории государства пребывания консульское учреждение вправе взимать сборы и пошлины. Их суммы и квитанции об их уплате освобождаются в государстве пребывания от всех налогов, сборов и пошлин.

Венская конвенция 1963 г. предусматривает, что функции консульских работников прекращаются по уведомлении об этом со стороны представляемого государства, по уведомлении со стороны государства пребывания, если оно перестало считать конкретное лицо работником консульского учреждения, по аннулировании экзекватуры.

В случае разрыва консульских отношений, в том числе во время вооруженного конфликта, государство пребывания обязано предоставлять работникам консульского учреждения и частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания, и членам их семей время и условия для подготовки к отъезду. В частности, в случае необходимости оно должно предоставить транспортные средства, которые требуются для их семей и для их имущества, кроме приобретенного в государстве пребывания и запрещенного к вывозу на момент отбытия.

При разрыве отношений государство пребывания должно уважать и охранять консульские помещения, архивы и имущество консульского учреждения. Их охрану представляемое государство может вверить третьему государству, приемлемому для государства пребывания. Этому же государству представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан.

Консулы и консульские учреждения

В международной практике известны два подхода к консульским отношениям. В первом случае их исключают из дипломатических отношений, считая совершенно самостоятельным видом международного общения. Сотрудники консульских учреждений в этом случае не рассматриваются в качестве дипломатов. Такой подход нередко превалировал в прошлые столетия. С середины ХХ стало утверждаться мнение о консульских отношениях как разновидности дипломатических, а консульские учреждения все чаще признают разновидностью дипучреждений. И все же различия в функциях, правах и обязанностях консулов и дипломатов имеются.

Консул -- это официальный представитель, государства, направляемый в определенный регион иностранного государства и не обязательно в столицу. Консулу поручается обеспечить защиту интересов своих граждан и наблюдать за надлежащим выполнением торговых, транспортных и культурных соглашений. Консулы, как правило, не выполняют обязанностей по представлению своего государства, не занимаются вопросами политических отношений между государствами.

Главы дипломатических представительств, представляют аккредитующее их государство в иностранном государстве, их функции и полномочия везде одинаковы. Только в их компетенцию входят вопросы, касающиеся внешних политических отношений между двумя государствами. Консулам, направляющих государств поручается выполнение определенных функций в отношении своих граждан, проживающих на территории их консульского округа или следующих через него транзитом. Хотя каждое государство само определяет функции, статус и полномочия своего консульского учреждения, консул может выполнять свои обязанности только в пределах, признаваемых государством пребывания . Поэтому полномочия консульств ограничены законом двух государств или режимом, установленным по соглашению. Консулы в выполнении своих чисто консульских функций непосредственно подчиняются министерству иностранных дел, но с точки зрения общих задач они являются частью дипломатического представительства в стране аккредитации и при выполнении этих задач действуют под руководством послов.

Увеличение в середине ХХ века числа новых государств, добившихся независимости, вызвало необходимость упрощения и унификации обязанностей консулов, условий, в которых они могут выполнять свою миссию, а также привилегий и иммунитетов, которые должны быть предоставлены для успешного выполнения ими своих функций.

С этой целью была заключена Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., выработанная Комиссией международного права ООН. Конвенция была подписана пятьюдесятью одним государством и после ратификации двадцатью одним государством, вступила в силу 19 марта 1967 г. За прошедшее время большинство государств приняли ее положения. Однако Конвенция не затрагивает существующих двухсторонних соглашений и оставляет за государствами право заключать другие подобные соглашения.

Республика Беларусь подписала и ратифицировала Венскую конвенцию о консульских сношениях и в полном объеме выполняет ее. Одновременно было признано целесообразным подписывать двусторонние консульские конвенции с теми государствами, с которыми Беларусь имеет широкие экономические, культурные, общественные, семейно-родственные связи. Прежде всего это относится к странам СНГ и странам-соседям.

Внутреннее законодательство многих государств включает в себя законы или иные нормативные акты, регулирующие деятельность национальной консульской службы и иностранных консульских представительств. В Республике Беларусь эту роль выполняет прежде всего Консульский устав Республики Беларусь , утвержденный указом Президента 19 февраля 1996 г. “Консульские учреждения , -- говорится в Консульском уставе, -- в своей деятельности руководствуются настоящим Уставом, законодательством Республики Беларусь и законодательством государства пребывания, международными договорами Республики Беларусь, общепризнанными принципами международного права и международными обычаями. Если международными договорами установлены иные, чем в Уставе правила, применяются правила этих договоров.”

Венская конвенция устанавливает четыре класса глав консульских учреждений: генеральных консулов, консулов, вице-консулов и консульских агентов . Генеральное консульство обычно учреждается в более важных центрах, чем консульство. И то, и другое имеют статус юридического лица. Вице-консульство учреждается в консульском округе как филиал генерального консульства или консульства, глава которого -- штатное должностное лицо, подчиненное генеральному консулу или консулу, консульские агенства -- это подразделение генконсульства (консульства), создаваемое в портах и возглавляемое гражданами своей страны или иностранцами. В компетенцию консульских агентов обычно входят вопросы торговли, судоходства и паспортно-визового режима. Сотрудники агентства назначаются руководителем консульского округа.

В некоторых государствах применяются и иные консульские должности: проконсул (помощник консула), консульский атташе, консульский секретарь. Естественно, что в консульских учреждениях применяется труд административно-технического и обслуживающего персонала.

Обычно консульским работникам присваиваются дипломатические ранги (при условии, что консул является гражданином направляющего государства). Генеральный консул и консул обычно имеют ранг старшего дипломата -- первого секретаря, советника или чрезвычайного и полномочного посланника. Вице-консул и консульские агенты могут рассчитывать на ранг младшего дипломата -- атташе, третьего или второго секретаря. Консульский устав Республики Беларусь определил, что руководителями консульских учреждений и консульскими должностными лицами могут быть только граждане Республики Беларусь. На должность служащих консульского управления могут быть приняты граждане страны пребывания.

Венская конвенция 1963 г. указывает, что установление между двумя государствами дипломатических отношений означает согласие на установление отношений консульских. Однако, предусматривается, что разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматически разрыва консульских отношений .

Назначение консулов и их принятие требует особого соглашения между государством пребывания и направляющим государством. Для того, чтобы консул мог выполнять свои обязанности, необходимы два государственных документа. Представляемое государство снабжает его документом, удостоверяющим его назначение и именуемым консульским патентом , в котором указывается его статус и границы округа , на котором он будет выполнять свои функции. Выдавая консулу консулу экзекватуру , государство пребывания подтверждает его право на свободное выполнение своих обязанностей, предусмотренных местным законодательством и консульской конвенции, а также право на пользование положенными ему привилегиями и иммунитетами. Государство может отказаться принять консула, при этом оно не обязано сообщать направляющему государству причины отказа. До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций. В этом случае он обычно должен быть представлен своим предшественником.

Таким образом, полномочия консула ограничиваются действием законов двух стран. В то время как при его назначении на него возлагаются обязанности в соответствии с законами его страны, осуществление этих обязанностей ограничивается законами страны пребывания.

Первым шагом к практическому осуществлению консульских отношений является определение потребностей в консульских услугах и в соответствии с ними -- установление территории консульских округов. Консульским округом называется территория страны пребывания, в пределах которой консульское учреждение выполняет свои функции . В подавляющим большинстве случаев границы округа совпадают с границами государства аккредитации, т.е. территория всей страны составляет единый консульский округ для дипломатического представительства зарубежного государства. Однако, если между двумя государствами наблюдаются интенсивные экономические, туристские, семейно-родственные связи, то возникает необходимость открытия дополнительных консульских учреждений. Для каждого из них “нарезается” определенная территория государства аккредитации, которая и составит новый консульский округ.

Республика Беларусь установила в большинстве стран, с которыми поддерживает дипотношения, по одному консульскому округу, там действует соответственно одно консульское учреждение Беларуси -- консульский отдел в посольстве . Лишь в трех странах признано целесообразным иметь несколько округов и несколько консульских представительств. В США открыто генеральное консульство в Нью-Йорке, где пересекается множество политических и экономических линий связей. В Польше созданы три консульских округа, кроме Варшавского (консульский отдел в посольстве), открыты генеральные консульства в Белостоке (оживленные приграничные связи и наличие большой белорусской диаспоры) и Гданьске (имелось в виду перспектива превращения этого портового города в морские ворота Беларуси). Генконсульство в Даугавпилсе учреждено также в связи с интенсивным приграничным обменом и наличием белорусской диаспоры на юге Латвии.

Некоторые иностранные государства в свою очередь создали по несколько своих консульских округов в Беларуси. Польша открыла генеральные консульства в Бресте и Гродно, Россия -- в Бресте, Украина -- в Бресте, Латвия -- в Витебске. Как и в предыдущих случаях основными мотивами для открытия консульских учреждений были интенсивные транспортные связи через указанные города и присутствие национальной диаспоры (это особенно было важно для Польши).

Открытие консульского учреждения, его классификация, место пребывания и консульский округ устанавливаются направляющим государством с согласия государства пребывания. Любое изменение должно иметь место только с согласия государства пребывания. Но направляющее государство может учредить вице-консульство или консульское агентство в консульском округе где-либо не в той местности, где учреждено консульство.

Венская конвенция 1963 г. определяет общий объем консульских функций, среди которых прежде всего необходимо выделить специфические, чисто консульские функции:

  • -- защита интересов представляемого государства, юридических и физических лиц;
  • -- содействие представителям своего государства, если они оказались на территории консульского округа;
  • -- учет сограждан, постоянно или временно проживающих в округе;
  • -- право выдачи паспортов и виз;
  • -- выполнение обязанностей нотариуса и регистратора актов гражданского состояния;
  • -- охрана интересов граждан в случае смерти;
  • -- охрана интересов несовершеннолетних лиц и лиц, не обладающих полной дееспособностью;
  • -- представительство граждан (соотечественников) в судебных учреждениях государства пребывания;
  • -- передача судебных бумаг, исполнение судебных поручений представляемого государства;
  • -- опека над арестованными, осужденными и заключенными в тюрьму согражданами;
  • -- предварительное рассмотрение прошений о приеме в гражданство представляемого государства;
  • -- надзор и оказание помощи в отношении судов, самолетов и их экипажей.

Другую часть содержания деятельности консульского учреждения составляют функции, присущие каждому дипломатическому представителю:

  • -- проводить разрешаемое законом изучение условий экономического развития страны;
  • -- способствовать развитию экономических, торговых, научно-технических и культурных связей;
  • -- выполнять иные функции, возлагаемые на консула направляющим государством в пределах дозволенного государством пребывания.

Все эти функции консульство осуществляет на территории своего округа по праву, признанному за главой консульского учреждения при его назначении. Для осуществления консульских функций за пределами консульского округа на территории государства пребывания или на территории третьего государства требуется согласие государства пребывания.

Конвенция предусматривает возможность осуществления главой консульского учреждения дипломатических актов в государстве , в котором его правительство не представлено. Консул может также действовать в качестве представителя своего государства при межправительственной организации . Республика Беларусь используя это положение, открыла генеральное консульство в Таллине и возложила на него некоторые функции дипломатического представительства, поскольку белорусское посольство в Эстонии открывать было признано нецелесообразным. В Италии, где хотя и было открыто посольство, однако некоторое время обязанности временного поверенного исполнял генеральный консул.

Направляющее государство должно сообщать государству пребывания о назначении всех штатных должностных лиц консульского учреждения, об их прибытии, окончательном отъезде и вообще о любом изменении их статуса. Это положение распространяется на членов их семей и обслуживающий персонал, а также на принятых или уволенных с работы граждан государства пребывания. Венская конвенция предусматривает выдачу экзекватуры тем должностным лицам, которые, находясь в подчинении главы консульского учреждения, выполняют свои обязанности не в местах нахождения консульства, вице-консульства или консульского агентства.

После того как глава консульского учреждения получил экзекватуру, государство пребывания немедленно уведомляет компетентные власти консульского округа, чтобы новый глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться своими преимуществами и иммунитетами.

Иностранные консулы, уполномоченные экзекватурой или каким-либо другим образом выполнять свои функции, которые впервые назначены главой консульского учреждения в данной стране, немедленно по прибытии сообщают письмом властям территории, составляющей их консульский округ, и консулам всех категорий о вступлении в исполнение своих обязанностей.

Вновь назначенный консул в первый или второй день своей деятельности наносит официальный визит высшему представителю местных властей. Этот визит возвращается. Быстрота, с которой наносится ответный визит, всегда рассматривается как знак уважения, поэтому обмен визитами должен быть сделан с минимальной задержкой, как правило, в течение суток. Затем консул наносит остальные визиты. Старшее должностное лицо консульства должно заранее по согласованию с ответственным представителем местных властей подготовить список визитов и порядок их нанесения. Сначала консул наносит визиты консулам, которые выше или равны по рангу, и ожидает визитов от консулов, ранг которых ниже его собственного. Он также наносит визиты представителям местных властей, ранг которых выше его ранга, и принимает визиты тех, кто рангом ниже его. Эти визиты делаются с целью установления дружеских контактов с властями в течение трех дней после вступления в должность и возвращаются в течение суток. Супруга консула должна нанести визит супруге старшего представителя административных властей и затем женам коллег своего супруга.

Другие консульские должностные лица, впервые приезжающие в страну пребывания, также должны нанести ряд визитов. Им следует нанести визит своим коллегам высшего и равного с ними ранга и представителям местных властей, с которыми им предстоит поддерживать деловые контакты. Главе консульского учреждения нет необходимости сопровождать вновь прибывшего работника, если только он сам вскоре не уезжает. В этом случае он представляет работника, который будет временно его замещать.

Обычно работники консульства, которые желают добиться успеха в своей работе, считают полезным наладить широкие связи среди влиятельных кругов города, в котором они находятся. Уважение к значимости занимаемого ими положения откроет новоприбывшим все двери. Они должны предварительно ознакомиться с местными обычаями. Во многих странах в отношениях между штатными консульскими работниками принято, чтобы первым визит наносил вновь прибывший. В Великобритании и других государствах с теми же традициями, напротив, вновь прибывший консульский агент ожидает, что первый визит будет нанесен ему, и вступает в контакт с лицами, пожелавшими встретиться с ним.

О своем предполагаемом временном отсутствии консул должен поставить в известность местные власти, сообщив о продолжительности своего отъезда, и представить лицо, которое будет его замещать.

Венская конвенция 1963 г. предлагает процедуру, которой необходимо придерживаться в случае, если консул или любое должностное лицо консульского учреждения независимо от того, является ли оно гражданином представляемого государства или нет, перестает быть “персона грата” в государстве пребывания. Это обязывает направляющее государство отозвать его или отстранить от выполнения им своих обязанностей. При этом государство пребывания не обязано сообщать мотивы своего решения.

В соответствии со сложившейся дипломатической практикой дипломатические представительства всегда имеют право ставить перед министерством иностранных дел вопросы консульского характера. Поэтому, если нет необходимости учреждения консульства, правительство поручает выполнение консульских функций посольству . Консульские учреждения в столице размещаются как в помещениях дипломатического представительства, так и в отдельных помещениях. Если посольство не получало специальной экзекватуры на консульский округ, оно может заниматься консульскими делами через министерство иностранных дел. Главы дипломатических представительств обычно получают от своих правительств все полномочия, поэтому после того, как они признаны государством пребывания, нет необходимости в получении экзекватуры. необходимо лишь, чтобы консульский округ, входящий в ведение дипломатического представительства, был определен и фамилии сотрудников посольства, которые назначены в консульский отдел, были сообщены министерству иностранных дел. Посольство может в данном случае непосредственно сноситься с местными властями консульского округа. Сотрудники дипломатического представительства, ведающие консульскими делами, продолжают пользоваться дипломатическими иммунитетами, предусмотренными для сотрудников посольства.

Законы и традиции каждого государства определяют вопросы, по которым местные власти правомочны связываться непосредственно с консулами, и вопросы, которые должны проходить через дипломатическое представительство и через министерство иностранных дел. Обычно местные власти могут непосредственно отвечать консулам на вопросы, касающиеся отдельных членов местной колонии, на просьбы о розыске родственников и другие.

Привилегии и иммунитеты

Известно, что дипломаты со времен Венского конгресса 1815 г. пользуются практически одинаковыми иммунитетами во всех государствах, а привилегии и иммунитеты консулов длительное время определялись консульскими соглашениями на двусторонней основе. Режим, установленный Венской конвенцией 1963 г., укрепил и по некоторым вопросам расширил привилегии, предоставляемые штатным консулам.

Не допускается дискриминация в отношении консулов в различных государствах: на все консульские учреждения одной категории распространяется одинаковый режим. В то же время допускается возможность заключения двусторонних соглашений между государствами и установления дополнительных условий, льгот и привилегий для консульских учреждений.

Международное право гарантирует главам консульских учреждений свободу сношения с гражданами представляемого государства и контакта с ними. Со своей стороны последние должны иметь право свободно сноситься со своим консульством. Венская конвенция предусматривает что в случае, если гражданин иностранного государства задержан на территории государства пребывания, компетентные органы последнего должны, если задержанный потребует этого, без промедления известить об этом консульское учреждение . Более того, сообщения, адресуемые задержанным своему консульству, также передаются этими органами без промедления. Власти должны поставить заключенного в известность о его правах. Конвенция признает также право консулов посещать граждан представляемого государства, находящихся под стражей, беседовать с ними, переписываться и принимать меры к их защите в суде. Консулы могут также посещать граждан представляемого государства, находящихся в тюрьме. В конвенции подчеркивается, что законы и правила государства пребывания должны быть изменены таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение этих положений. Местные власти обязаны уведомлять консулов о смерти их граждан, о случаях, когда требуется назначение опекуна или попечителя, и сообщать им о всех случаях кораблекрушений или происшествий с торговыми судами представляемых государств в территориальных водах государства пребывания.

Свобода передвижения работников консульства на территории государства пребывания гарантируется постольку, поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности. “Представляемое государство, его дипломатические представительства и консульские учреждения могут назначать консульских курьеров ” -- устанавливает конвенция. Консульская вализа, как и дипломатическая, может быть вверена командиру судна или гражданского самолета представляемого государства. Официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна.

Для того, чтобы консул мог выполнять свои обязанности беспрепятственно и без помех со стороны местных властей, все двусторонние консульские конвенции гарантируют ему личную неприкосновенность правда, в некоторых из них разрешается подвергать консулов аресту на месте совершения преступления.

Венская конвенция налагает на государство пребывания обязанность относиться к консульским должностным лицам с полным уважением и не допускать каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Предусматривается, что консульские должностные лица не должны подвергаться аресту или задержанию до суда, кроме случая совершения ими тяжких преступлений и только на основании постановления компетентных судебных властей. Во всех остальных случаях они не могут быть заключены в тюрьму иначе, как во исполнение окончательных судебных решений. Если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, ему тем не менее должны оказываться знаки внимания, приличествующие ему в силу его официального положения, и должно ставиться как можно меньше препятствий к выполнению консульских функций. В случае ареста какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания должно незамедлительно известить об этом главу консульского учреждения. Если обвинение предъявлено главе консульского учреждения, государство пребывания должно незамедлительно сообщить об этом представляемому государству по дипломатическим каналам.

Иммунитет от юрисдикции в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций, распространяется на всех работников консульства.

Власти государства пребывания должны, согласно Венской конвенции, оказывать содействие в приобретении необходимых для консульства помещений или оказывать последнему содействие в подыскании помещений иным путем.

Неприкосновенность консульских помещений, подтвержденная Венской конвенцией 1963 г. Она распространяется как на резиденцию главы консульского учреждения, так и на служебные помещения консульства. Консулы имеют право помещать над дверью консульства и своей резиденции герб представляемого государства и вывешивать национальный флаг . Во время официальных поездок они могут также устанавливать флаг на своей автомашине . Власти должны обеспечить уважение к флагу и гербу со стороны местного населения. Невыполнение этого положения приводит к необходимости приносить извинения или к возмещению причиненного ущерба. Государство пребывания должно принимать все надлежащие меры для ограждения консульских помещений от всякого рода вторжений или ущерба и для предотвращения нарушения спокойствия консульства или оскорбления его достоинства. В случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты консульских помещений, власти страны пребывания могут предпринимать эти меры. В этом случае, как гласит Конвенция -- “согласие главы консульского учреждения может предполагаться”.

Неприкосновенность консульских помещений и резиденции консулов сопровождается освобождением их от налогов. Взимаемые консульским учреждением сборы не подлежат обложению налогом.

Венская конвенция допускает, что консулы могут быть вызваны в суд в качестве свидетелей. Конвенция оговаривает, что они не обязаны давать свидетельские показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять официальную корреспонденцию и документы . Они также могут отказаться выступать в роли экспертов по законодательству представляемого государства. Свидетельские показания берутся таким образом, чтобы не мешать работе консульства; они могут даваться на службе или на дому или даже, если это возможно, представляться в письменном виде.

Международное право устанавливает применение режима о таможенных льготах . Например, к различным материалам и предметам, предназначенным для официального пользования, традиционно освобождавшимся от обложения пошлиной, а также личному багажу, предметам обстановки и мебели консульского агента по приезде добавлено положение о свободном ввозе в разумных количествах предметов для личного пользования консульских должностных лиц и членов их семей, живущих вместе с ними.

Таможенный кодекс Республики Беларусь также предоставляет таможенные льготы консульским учреждениям иностранных государств и членам их персонала в виде освобождения от таможенных платежей за исключением платежей за хранение, таможенное оформление вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов Республики Беларусь.

Консульские работники и члены их семей освобождаются от формальностей, принятых в государстве пребывания, касающихся регистрации иностранцев и выдачи разрешений на жительство и работу . Принадлежность работников консульского персонала и их обслуживающего персонала к различным системам специального страхования регулируется детально разработанными правилами. Работники консульских учреждений освобождаются от всех видов воинской повинности, таких, как реквизиция, контрибуция и военный постой.

Вышеуказанные иммунитеты вступают в силу с момента вступления консульского работника на территорию государства его пребывания. Они прекращают свое действие с отъездом агента. Иммунитеты членов их семей такие же, как и иммунитет работников консульства. Только иммунитет от юрисдикции в отношении действий, совершенных консульским агентом при исполнении своих функций, действует неограниченное время. Необходимые иммунитеты могут быть предоставлены третьими государствами должностным лицам, следующим транзитом через территорию их государства.

Направляющее государство может отказаться от некоторых иммунитетов и привилегий, предоставляемых работнику консульского учреждения. Такой отказ должен быть ясно выражен и направлен в письменном виде государству пребывания.

Персонал консульства -- граждане государства пребывания. имеет несколько иной статус. Иммунитет от юрисдикции и личная неприкосновенность признается за теми из них, кто принадлежит к категории консульских должностных лиц, только при совершении ими официальных действии при выполнении своих функций . Об их аресте или задержании должно сообщаться главе консульского учреждения, а при возбуждении против них судебного дела расследование должно осуществляться таким образом, чтобы как можно меньше затруднять или нарушать работу консульства.

Прочие консульские служащие и члены их семей не пользуются личной неприкосновенностью. Освобождение от налога распространяется только на их заработную плату, получаемую ими за работу в консульских учреждениях.

Консульские функции могут быть прекращены по различным причинам, обычно в связи с переводом консула или в связи с внешнеполитическими событиями, а также, что случается редко, если консул объявляется “персоной нон грата”. По устоявшейся традиции консул оставляет свой пост не задерживаясь, и при этом соблюдается тот же порядок, что и при его прибытии. В частности, он назначает и, если возможно, представляет местным властям лицо, которому поручается руководство делами до прибытия нового главы.

В случае разрыва консульских отношений Венская конвенция налагает на государство пребывания обязанность уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульства и его архив. Их охрана может быть вверена какому-либо третьему государству, которое может также принять от направляющего государства ответственность по защите его интересов и интересов его граждан.

Конвенция предусматривает, что в случае вооруженного конфликта государство пребывания должно предоставить членам консульского персонала достаточное время для подготовки их выезда из страны . Оно должно также предоставить в их распоряжение транспортные средства, необходимые для них самих и для их имущества.

Почетный консул

Наряду со штатными консульскими работниками многие государства привлекают к выполнению своих поручений за рубежом нештатных консулов или почетных консулов. Почетный консул -- лицо, не состоящее на государственной службе, но выполняющее консульские функции по поручению представляемого государства в стране пребывания . В качестве платы за выполнение консульских функций нештатному консулу разрешается обращать в свою пользу консульские сборы.

Вначале отличие функций нештатных и штатных консулов состояло в том, что первые не имели права совершать нотариальные действия. В конце XIX в. из их компетенции были также изъяты: выдача заграничных паспортов, визирование паспортов иностранцев, удостоверение правильности переводов юридических документов. Согласно Венской конвенции почетные консульские должностные лица, освобождаются от всех обязанностей, налагаемых законами и правилами государства пребывания в связи с регистрацией иностранцев и получением разрешения на жительство.

Республика Беларусь не использует услуг почетных консулов, хотя Консульский устав предусматривает, что Министерство иностранных дел Республики Беларусь может поручить исполнение отдельных консульских функций почетным консулам, которыми могут быть как белорусские, так и иностранные граждане, не состоящие на государственной службе Республики Беларусь. Вместе с тем, в Минске открыты три почетные консульства иностранных государств: Нидерландов, Швейцарии, Бангладеш. Почетными консулами в них назначены граждане Республики Беларусь.

К почетным консулам принято относиться так же, как и к штатным. Венская конвенция точно определяет правила, касающиеся почетных консулов, увеличение числа которых, так же как и штатных консулов, вызывало необходимость урегулирования возникающих в связи с этим проблем.

Государство пребывания должно обеспечить защиту консульств, возглавляемых почетными консулами, а также и самих консулов. Но привилегии и иммунитеты, которыми они пользуются, различны.

Почетные консулы, не занимающиеся коммерческой деятельностью, освобождаются от обязательств, установленных для иностранцев, регистрировать свои автомашины и получать разрешения на жительство; они освобождаются также от обложений личными налогами, но привилегии и иммунитеты, которые распространяются на членов семей штатных работников консульства, на членов семей почетных консулов не распространяются.

Почетные консульские должностные лица освобождаются от всех пошлин и налогов на вознаграждение и жалованье и от налогов на занимаемое помещение, являющееся собственностью направляющего государства или арендованное им. Неприкосновенность архивов ограничивается только теми, которые хранятся отдельно от других документов и от личной переписки почетного консула. От таможенной пошлины освобождаются предметы обстановки, мебель и оборудование для помещений и канцелярии консульства, полученные консулом от направляющего государства.

Структура консульской службы

Структура консульских служб различных государств формируется в соответствии с возложенными на консульскую службу задачами и традициями страны. Консульская служба Республики Беларусь унаследовала принципы структурного построения, правовую базу и многие традиции от советской дипломатической практики. Это наследие в течении 90-х годов было не только освоено, но и творчески переработано, адаптировано к сложившимся внешним и внутренним условиям, подчинено национальным интересам.

Возглавляет структурную пирамиду консульской службы Консульское управление МИД Республики Беларусь . Начальник управления по должности входит в состав коллегии министерства иностранных дел. Управление состоит из четырех отделов: паспортно-визового; консульско-правового; по вопросам гражданства и постоянного места жительства; анализа, прогнозирования и работы с загранучреждениями.

Консульское управление не только руководит всеми консульскими учреждениями Республики Беларусь, но и само выполняет непосредственные консульские функции как в отношении соотечественников, так и в отношении зарубежных граждан. Этим занимаются прежде всего паспортно-визовый отдел и отдел по вопросам гражданства и постоянного местожительства.

Единственным линейным подразделением консульской службы (и всего министерства иностранных дел) внутри страны является Консульский пункт в международном аэропорту Минск-2. Пункт имеет своей задачей оказание консульских услуг гражданам Беларуси и иностранных государств прибывающих в Республику Беларусь из-за границы или покидающим ее территорию.

Сеть заграничных учреждений консульской службы Беларуси составляют больше всего консульские отделы в более тридцати посольств Республики Беларусь, где работает в среднем три-четыре человека в каждом. Заведующий отделом (как правило, дипломат в ранге первого секретаря или советника) руководит работой своих подчиненных, лично выполняет наиболее ответственные консульские функции, в странах, где имеется несколько белорусских консульских округов, координирует деятельность других белорусских консульских учреждений в этой стране. Кроме заведующего в консульском отделе могут быть еще один-два дипломата и технические служащие из числа членов семей дипломатов. Служащих граждан страны пребывания белорусские консульства, как правило, не нанимают.

Сотрудники консульских управлений различных государств, расположенных в одном городе страны пребывания, образуют консульский корпус . Принципы взаимоотношений, старшинства и этикета в консульском корпусе заимствованы из общепринятой дипломатической практики. Наиболее многочисленным консульский корпус выглядит в крупных торгово-финансовых центрах и портах, удаленных от столиц: в Нью-Йорке, Санкт-Петербурге, Шанхае, Гуанчжоу, Гданьске, Гамбурге, Стамбуле и других. В Беларуси в этом отношении лидирует пограничный Брест, где открыты три генеральных консульства зарубежных государств.

Особенности иностранных консульских служб

В консульской службе США занято свыше 22% персонала Государственного департамента США, работающего в центральном аппарате и за рубежом.

Центральным органом консульской службы США является Консульское бюро Госдепартамента , созданное специальным законом 1977 г. Основные направления его деятельности состоят в оказании консульского содействия американским гражданам, проживающим или временно находящимся за границей; оформлении визовых документов; изготовлении паспортов и других документов, удостоверяющих гражданство США.

Консульские функции выполняются также и другими подразделениями Госдепартамента: территориальными политическими отделами, протокольным отделом, отделом иностранных представительств, службами иммиграции и натурализации и другими ведомствами США. Консульское бюро возглавляется заместителем Государственного секретаря США.

Паспортная служба , являясь частью Консульского бюро, состоит из своего рода центрального аппарата, входящего непосредственно в состав Консульского бюро, и периферийных подразделений 14 филиалов, расположенных в различных городах США.

Особенностью паспортной службы США, как известно, является ее исключительное международное предназначение. Паспорта американцы получают только для выезда за рубеж. В состав паспортной службы входят следующие отделы:

  • 1. Отдел специальных операций . В обязанности отдела входит сбор информации о визовых требования других государств; разработка рекомендаций и текущих инструкций, связанных с различными вопросами по выдаче паспортов; оказание практической помощи гражданам США в связи с необходимостью срочного выезда в другую страну и др.
  • 2. Отдел по рассмотрению заявлений американских граждан и оказанию юридической помощи .
  • 3. Вспомогательный отдел. Сюда входят обеспечение работы паспортного отдела по вопросам хранения, систематизации и выдачи потребителю соответствующей информации, организации делопроизводства и канцелярии и т.д.
  • 4. Секция справок . Она играет роль посредника между обращающимися в отдел частными лицами, организациями и конкретными отделами службы.

Основополагающим документом, регулирующим порядок выдачи виз, является Акт о натурализации и иммиграции 1952 года с его многочисленными изменениями и дополнениями. В составе визовой службы имеются следующие отделы:

  • 1. Отдел руководства работой заграничных точек, который осуществляет повседневное руководство визовой работой консульских учреждений за границей.
  • 2. Отдел законодательства, положений, инструкций и консульской помощи.
  • 3. Отдел по работе с дипломатами и частными лицами . В этом отделе имеются три секции: частной иммиграции, общественных запросов, по работе с дипломатами.

Служба по оказанию помощи гражданам США за рубежом возглавляется директором в должности заместителя Государственного секретаря. Наличие этой службы в структуре государственных органов и ее деятельность составляют важнейшую специфику консульской службы да и всей внешней политики США.

Эта специфика заключается в необычно большой чувствительности американской государственной машины к запросам своих граждан и к нарушениям их прав и свобод за границей. Структурно служба по оказанию помощи гражданам США за рубежом состоит из следующих подразделений:

  • 1) Центр неотложной помощи гражданам США . В состав центра входят группы:
    • а) группа по делам граждан США, арестованных за рубежом;
    • б) группа оказания финансовой и медицинской помощи;
    • в) группа по вопросам репатриации. В компетенцию группы входит оказание помощи в возвращении в США американским гражданам, длительное время проживавшим за границей и не имеющим на руках документов, подтверждающих наличие гражданства;
    • г) группа рекомендаций об условиях путешествий. Существуют, издаваемые Госдепартаментом, так называемые “предупреждения путешествующим”, в которых рекомендуется воздерживаться от поездок в соответствующую страну или ее отдельные районы.
  • 2) Отдел консульских услуг гражданам США . В его компетенцию входит широкий круг вопросов, касающихся повседневной деятельности консульских учреждений за границей и относящихся прежде всего к определению гражданства, оформлению актов гражданского состояния, регистрации рождений и смертей американских граждан, имущественным и наследственным делам, оказанию юридической помощи по гражданским и другим искам, с 1980 года введение регистрации военнообязанных американских граждан, проживающих за границей.

Отдел принимает участие в переговорах с каким-либо государством о представлении интересов США в какой-либо третьей стране в случаях, когда дипломатические отношения США с третьей страной прерываются. В отделе имеются пять региональных секций: секции стран Африки, Америки, стран Восточной Азии и региона Тихого океана, стран Ближнего Востока и Южной Азии и секция планирования программ и координации.

К заграничным органам консульской службы США относятся: консульские отделы посольств США, генеральные консульства, консульства и консульские агентства. США имеют за границей свыше 150 консульских отделов посольств, около 70 генеральных консульств, свыше 30 консульств и около 40 консульских агентств.

Консульские отделы посольств США возглавляются генеральным консулом или просто консулом в зависимости от величины заграничного представительства США. Функции американских консулов довольно широки.

Они защищают права и интересы США, их граждан и юридических лиц, содействуют развитию торговли, экономических, культурных, научных связей между США и государством пребывания, ведут учет американских граждан в своем консульском округе, решают многие вопросы актов гражданского состояния, регистрации соотечественников, в соответствии с действующими законами государства пребывания могут принимать временную опеку над личной собственностью, оставленной умершим американским гражданином.

К функциям консулов США относится и розыск американских граждан, пропавших без вести. Традиционными функциями консулов США являются функции по оказанию помощи судам.

Консульская служба Республики Польша представляет несомненный интерес как общей развитостью консульских учреждений, так и некоторыми специфическими чертами.

К началу 90-х годов в ней насчитывалось 125 консульских учреждений. из них 112 профессиональных и 13 почетных консулов. Далее структура заграничной консульской службы выглядела следующим образом: посольства и торговые миссии, выполняющие консульские функции всем своим составом -- 42, консульские отделы в посольствах -- 36, генеральные консульства, консульства и консульские агентства -- 35. В 90-е годы их количество возросло за счет новых учреждений и представительств на территории стран бывшего СССР. Если в 1990 г. их было здесь пять, то в 1995 уже 14.

Главной особенностью консульской службы является ее однозначная и выразительная направленность на обслуживание многочисленной польской диаспоры . Всего за границей Республики Польша проживает по различным данным от 13 до 16 млн. лиц польской национальности. Абсолютное большинство консульских учреждений открыто в тех регионах, где сосредоточены большие группы диаспоры: в ФРГ -- шесть, США, Франции, Бразилии -- по пять, Беларуси -- три, Украине -- два.

Закон ПНР 1984 г. о функциях консулов несколько шире, чем Венская конвенция 1963 г. формулирует обязанности польских консулов в сфере защиты прав и интересов сограждан.

Так, в отличие от законодательства других стран, польский закон обязыает консула по своей инициативе предпринять все доступные ему меры по защите прав и интересов граждан Польши и незамедлительно информировать об этом граждан, чьим правам и интересам возникла угроза. Более того, консул может по своей инициативе защищать интересы своего соотечественника в суде государства пребывания, с последующим уведомлением соотечественника о произведенных консулом действиях по защите его прав и интересов.

Отмеченные выше некоторые особенности зарубежных консульских служб в полной мере соответствуют букве и духу перемен в международных отношениях, которые инициируют Организация Объединенных Наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, другие международные объединения. Всеобщая Декларация гражданских и политических прав человека (1948 г.). Заключительный акт встречи в Хельсинки (1975г.), Заключительный акт встречи в Вене (1889 г.), документ ОБСЕ “Требования времени перемен” (Хельсинки 1992 г.) и ряд других международных документов очертили минимальный объем прав и свобод человека, независимо от того, на чьей территории он находится. Деятельность консульских служб в этой связи получают основательную морально-политическую поддержку и самые широкие перспективы.

Консульские учреждения: порядок их создания и назначения консула

Консульское учреждение обычно определяют как постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

Установление дип.отношений, если не оговорено иное, означает и установление консульских отношений, которые могут устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии ждип.отношений. Разрыв дип.отношений не влечет за собой автоматически разрыва консульских отношений.

Практика знает 2 вида консульских учреждений: консульские отделы дип.представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

Мжду установлением консульских отношений и открытием отдельного консульского учреждения может быть разрыв во времени.

Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия.

Консул считается приступившим к исполнению своей миссии с момента вступления в должность. Для выполнение консулом своей миссии необходимо получение консульского патента и экзекватуры.

Консульский патент - документ, выдаваемый компетентными органами представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельного консульского учреждения. В нем указываются полное имя, гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождения консульства назначаемого лица. Этот документ направляется правительству государства пребывания.

По получении консульского патента власти принимающего государства решают вопрос о выдаче лицу, назначенному консулом, экзекватуры, то есть разрешения на выполнение своих функций консульском округе. Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в форме разрешительной надписи на консульском патенте. До получения экзекватуры может быть выдано временное разрешение на выполнение консульских функций. В выдаче экзекватуры м.б. отказано без объяснения мотивов.

Консульский корпус в общем, + дуайен.

Для заведующих консульскими отделами дип.представительств направление патента и получение экзекватуры не требуется.

Окончание миссии консула может иметь место след случаях:

Отозвание консула представляемым государством, аннулирование экзекватуры государством пребывания, истечение срока консульского патента, закрытие консульского учреждения в данном пункте, прекращение консульских отношений в целом, война, смерть консула, выход территории консульского округа из под суверенитета государства пребывания.

Внештатный (почетный) консул и его правовое положение.

Консул нештатный - лицо не состоящее на госуд дип службе, но выполняющее консульские ф-ции по поручению представляемого гос-ва и с согласия гос-ва пребывания. Может заниматься предпринимательской деятельностью, может получать или не получать вознаграждение от представляемого гос-ва за выполннение консульских обязанностей.

По Венской Конвенции о конс. сношениях 1963 нештатные консулы пользуются теми же основными привилегиями и иммунитетами, что и штатные (за искл. личной неприкосновенности, которая предоставляется им только при исполнении консульских ф-ций). Гос-во пребывания, как правило, само ограничивает иммунитеты и привилегии, предоставляемые им нештатным консулам, а представляемое гос-во по своему усмотрению определяет и ограничивает ф-ции нештатных консулов. Возможно назначение нештатных консулов как из граждан, таки и из иностранцев. Нештатный консул не может быть должностным лицом. Он отличается от обычного тем, что он вообще не состоит на гос. службе в качестве должностного лица. Характерные признаки:

Возможность выполнения консульских ф-ции как собственными гражданами, так и иностранцами

Неполучение регулярной заработной платы за выполнение ф-ций

Разрешение им, в отличие от шт.консулов, заниматься коммерческой и иной приносящей доходы деятельностью.

Режим, применяемый к почетным консульским должностным лицам и консульским учреждениям, возглавляемым такими должностными лицами

Статья 58

Общие положения, относящиеся к преимуществам, привилегиям и иммунитетам

3. Привилегии и иммунитета, предусматриваемые настоящей Конвенцией, не предоставляются членам семьи почетного консульского должностного лица или консульского служащего, работающего в консульском учреждении, возглавляемом почетным консульским должностным лицом.

4. Обмен консульскими вализами между двумя консульскими учреждениями, возглавляемыми почетными консульскими должностными лицами и находящимися в разных государствах, не будет разрешаться без согласия двух соответствующих государств пребывания.

Статья 59 Защита консульских помещений

Государство пребывания обязано принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений консульского учреждения, возглавляемого почетным консульским должностным лицом.

Статья 60 Освобождение консульских помещений от налогов

… за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Статья 61 Неприкосновенность консульского архива и документов

Статья 62 Освобождение от таможенных пошлин

… за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги, следующие предметы, при условии, что они предназначены для официального пользования консульским учреждением, возглавляемым почетным консульским должностным лицом: государственные гербы, флаги, вывески, печати и штампы, книги, официальный печатный материал, канцелярскую мебель, канцелярское оборудование и др. подобные предметы, получаемые консульским учреждением из представляемого государства или по требованию последнего.

Статья 63 Уголовные дела

Если против почетного консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы.

Статья 65 Освобождение от регистрации иностранцев и от получения разрешения на жительство

Статья 66 Налоговые изъятия

Почетное консульское должностное лицо освобождается от всех налогов, сборов и пошлин на вознаграждение и заработную плату, которые оно получает от представляемого государства за выполнение консульских функций.

Факультативный характер института почетных консульских должностных лиц

Каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консульских должностных лиц.

Международно-правовые основы и практика проведения операций ООН по поддержанию и установлению мира (понятие и особенности ОПМ)

Источники.

Ст. 42-43 Устава ООН.

Резолюция Генеральной ассамблеи ООН 48/37 от 9 декабря 1993 г (защита персонала и ответственность).

ФЗ о порядке предоставления Россией военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности от 1995 года.

Операции ООН по поддержанию мира – меры и действия с использованием вооруженных сил или военных наблюдателей, принимаемые СБ ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Операции ООН по поддержанию мира (изначально они так не назывались) ведут начало с 1948 г. С 1948 по 1996 гг. ООН провела 36 операций по поддержанию и установлению мира. В операциях ООН приняли участие более 650 тысяч человек (как военный, так и гражданский персонал).

Операции ООН осуществляются в 2-х основных формах:

Миссии военных наблюдателей ООН для контроля за соблюдением перемирия, за прекращением военных действий;

Направление ООН в "горячие точки" вооруженных сил, набранных из различных стран ("голубые каски").

Крупная операция ООН была проведена в 1956 г. во время Суэцкого кризиса. 26 июля 1956 г. Египет национализировал Суэцкий канал, против чего выступили Франция, Великобритания и США 30-31 октября 1956 г. Великобритания и Франция предъявили Египту ультиматум - вывести его войска из зоны канала, и начали военные действия против Египта. Военные действия против него начал и Израиль. Попытки осудить эту агрессию в Совете Безопасности ООН были блокированы представителями западных стран. В ноябре 1956 г. Ген.ассамблея ООН приняла решение о создании Чрезвычайных вооруженных сил ООН для Египта под руководством Генерального Секретаря ООН. Хотя это противоречило Уставу ООН, СССР воздержался при голосовании, так как Египет дал на это согласие, считая, что войска ООН помогут предотвратить расширение агрессии. Вооруженные силы ООН были направлены в Египет не для борьбы с агрессией, а для выполнения других функций, которые и стали именоваться ОПМ.

Различие между ОПМ и принудительными действиями ООН заключается в следующем:

ВС при операциях по ОПМ не ведут военные действия против воюющих сторон, вооружены легким оружием и применяют его лишь для самообороны, наблюдают за прекращением военных действий, разъединяют противоборствующие стороны, создают буферные зоны между ними и т.п.

Руководит миротворческими операциями Генеральный Секретарь ООН со своим аппаратом. Он же назначает командующего операциями. Миротворческие операции ООН (как миссии наблюдателей, так и использование вооруженных сил) осуществлялись только с согласия государств-участников вооруженного международного конфликта или противоборствующих сторон в случае немеждународного вооруженного конфликта.

Согласие сторон является принципиальным отличием проведения миротворческих операций ООН от принудительных мер ООН в политическом и международно-правовом плане.

Устав и документы ООН и миротворческие операции.

Главный вопрос, который сейчас возникает, где грань между миротворческими операциями и принудительными действиями ООН, так как от ответа на него зависит, имеют ли право региональные организации проводить в своем регионе миротворческие операции без разрешения (полномочий) Совета Безопасности.

Принудительные действия ООН (с применением или без использования вооруженных сил) могут осуществляться только по решению Совета Безопасности. Направляемые в этом случае вооруженные силы ведут военные операции и их функции совершенно иные, чем у вооруженных сил, участвующих в миротворческих операциях ООН (решение о проведении таких операций от имени ООН также должны приниматься Советом Безопасности).

Тенденции в проведении ОПМ.

При развале государственных структур в результате внутреннего конфликта, ООН и направляемые ею войска содействуют восстановлению органов государственной власти. На вооружении войск находится теперь не только легкое оружие, но и тяжелое вооружение, включая авиацию. Появился термин "миротворческих операций второго поколения". Иногда применение силы войсками в таких операциях осуществляется с согласия противоборствующих в конфликте сторон для охраны важных объектов, разоружения неконтролируемых банд, мародеров и т.п.), а порой и без их согласия. Таким образом, миротворческие операции начинают принимать характер принудительных действий.

Отражением этой тенденции в практике ООН явился термин "принуждение к миру". Очевидно, что он может применяться только к немеждународным вооруженным конфликтам (в случае международного конфликта цель действий ООН с момента ее создания - принудить государство, нарушающего мир, соблюдать мир). Когда миротворческие операции проводятся от имени ООН, проблемы в политическом, международно-правовом плане не возникают. Проблема возникает в случае проведения операций региональными органами. Они имеют право проводить принудительные действия в регионе, но только с разрешения (полномочий) Совет Безопасности, а миротворческие операции - без разрешения (полномочий) Совета, поскольку они осуществляются с согласия противоборствующих сторон.

Формирование в практике ООН правил и принципов проведения миротворческих операций

В 1965 г. Генеральная ассамблея ООН учредила Специальный комитет по операциям по поддержанию мира в составе 33 государств (резолюция 2006 (XIX) от 18 февраля 1965 г.). В задачи комитета входили всестороннее рассмотрение практики проведения указанных операций ООН и выработка рекомендаций. В 1974 г. Генеральная ассамблея ООН создала Комитет для рассмотрения предложений, касающихся пересмотра Устава ООН (резолюция 3349 (XXIX) от 17 декабря 1974 г.). В дальнейшем задачи Комитета были расширены и он стал также рассматривать вопросы проведения миротворческих операций ООН, анализируя их и внося предложения о совершенствовании этой деятельности.

Следует отметить, что, хотя решение о проведении операций ООН по поддержанию мира принимаются Советом Безопасности, практически их осуществлением руководит Генеральный Секретарь ООН с помощью своего аппарата.

Порядок принятия решений о проведении операций, формировании вооруженных сил.

принимает решение о проведении ОПМ ООН

утверждает мандат для проведения операции, в котором формулируются задачи операции, сроки ее проведения и ряд других указанных выше положений, касающихся данной операции.

Тенденция:

Раньше были случае когда ГА в обход СБ принимал решение о проведении «операций ООН». В результате СБ, который несет основную ответственность за поддержание мира и безопасности оставался не у дел. Руководство же операциями осуществлялось высшими чиновниками ООН. Пример: Конго 1964 года. Сейчас все через СБ.

В мандатах стали формулироваться задачи, предусматривающие применение войсками ООН силы не только для самообороны, но и в других случаях: при охране гуманитарных операций в условиях ведущихся военных действиях, защите гражданского населения и..."оказании давления на конфликтующие стороны в целях достижения национального примирения более быстрыми темпами, чем те, с которыми они готовы были согласиться".

Мандат должен периодически пересматриваться в зависимости от вменения обстановки.

Тенденция в последние годы к непосредственному управлению операциями по поддержанию мира.

Виды и формы участия государств в операциях ООН по поддержанию мира.

Выделение государствами воинских контингентов в состав войск ООН для участия в операции по поддержанию мара;

Действия государств, параллельные с действиями ООН;

Предоставление различного рода услуг, помощи для проведения операций и их финансирования

Формирование вооруженных сил ООН.

Выделение государствами воинских формирований в состав войск ООН для частая в операциях ООН по поддержанию мира осуществляется на добровольной основе.

Однако поскольку операции проводятся в основном за счет ООН, государства довольно охотно в них участвуют, поскольку это политически выгодно, военнослужащие приобретают определенный опыт, а расходы в основном несет ООН. Свыше 80 государств из всех регионов мира принимали участие в операциях.

Воинские контингенты, выделяемые для участия в операциях ООН по поддержанию мира, образуют вооруженные силы ООН, которые действуют юридически от имени этой организации, имеют флаг ООН и другую символику ("голубые каски"). Разработана система взаимоотношений ООН со страной, направившей свой воинский контингент, порядок взаимодействия войск. Операцией руководит командующий, назначаемый Генеральным Секретарем. Взаимоотношения военнослужащих внутри контингента регламентируются их национальным правом.

Впервые при проведении операции в Боснии вооруженные силы выделялись военным блоком - НАТО. Правда, эти операции ООН были отнесены к разряду принудительных действий ООН с элементами поддержания мира, с согласия противоборствующих сторон в конфликте на применение к ним силы (резолюция Совета Безопасности 1031 (1995) от 15 дек.

Другие формы участия в операциях ООН по поддержанию мира, их финансирование.

Наряду с выделением ООН воинских контингентов практика проведения операций знает и другие формы. Так, при проведении акций ООН в Руанде, США, вне рамок ООН, параллельно с действиями ООН, проводили свою акцию, доставляя гуманитарную помощь населению. Участие в операции выражается также в направлении политических деятелей, гражданских лиц, медицинского персонала, транспортировки войск и грузов, а также оказании всевозможной помощи и услуг для осуществления операций (помощь в снаряжении и снабжении войск, предоставлении им привилегий, в период пребывания на территории другого государства, инженерно-техническое обслуживания и т.п.).

Наряду с регулярным бюджетом ООН существует отдельный фонд для проведения операций по поддержанию мира, в который все члены ООН должны делать взносы.

Функции и задачи вооруженных сил в операциях ООН по поддержанию мира.

они не должны вести военных операций;

направляются в "горячие точки" с согласия государств в международном конфликте или противоборствующих сторон - в немеждународном вооруженном конфликте, причем после прекращения военных действий;

контроль за выполнением сторонами конфликта соглашения о прекращении военных действий;

поддержка прекращения огня;

разъединение противоборствующих сторон;

создание буферных зон;

проявление полной нейтральности, "равноудаленности", беспристрастности в отношении противоборствующих сторон (С тем, чтобы обеспечить такой подход, считалось целесообразным направлять войска из стран, расположенных в другом регионе и не имеющих интересов в том районе, где происходит вооруженный конфликт).

Войска были вооружены легким оружием и использовали его только для самообороны. В последние годы функции войск в операциях ООН по поддержанию мира расширяются:

участие в охране важных объектов (гидростанций, АЭС и т.п.);

защита мирного населения, оказании ему гуманитарной помощи;

разоружение мародеров и вооруженных групп, выходящих из повиновения конфликтующих сторон;

предотвращение поставок оружия с тем, чтобы уменьшить масштабы военных действий.

Тенденции.

Войска применяют военную силу с согласия противоборствующих сторон, а иногда, - и без этого. То есть в операциях, проводимых в немеждународных вооруженных конфликтах, появляются элементы принуждения - поддержание порядка, когда государственные структуры бездействуют, защита мирного населения и т.п. Вооруженные силы имеют уже тяжелую технику и применяют ее для решения стоящих перед ними задач. Авиация в Сомали (1992-1993), Ливан (1995).

Большое внимание при проведении операций обычно уделялось обеспечению безопасности персонала. В этих целях в ООН были приняты специальная резолюция об ответственности за нападение на персонал ООН и мерах по привлечению к суду лиц, участвовавших в нападениях (резолюция Генеральной ассамблеи ООН 48/37 от 9 декабря 1993 г.).

Важность специальной подготовки персонала как военнослужащих, так и полицейских и гражданских лиц) для участия в ОПМ.

Все ОПМ должны также сопровождаться комплексом информационных мероприятий с помощью всех средств массовой информации.

Список литературы.

Учебник МП

Словарь МП

Стивен Рейдер. ОПМ – военные аспекты многонационального подхода. Военная мысль 10994, №2.

UN Peace-keeping// UN Department of Public Information

Диссертация на тему «Исследование причин возникновения и эволюции кризисов». Автор – сотрудник СБ РФ.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/

Право внешних сношений регулирует официальные межгосударственные отношения. Право внешних сношений - одна из наиболее старых отраслей международного права . Она является результатом дипломатической деятельности, которая возникла как совокупность официальных контактов между государствами в мирное время еще в глубокой древности. Право внешних сношений включает в себя четыре взаимосвязанные части:

а) дипломатическое право;
б) право специальных миссий;
в) дипломатическое право в его применении к отношениям государств с международными организациями или в рамках международных конференций;
г) консульское право.

Важным является то, что внешние сношения государства, имеющие официальный характер и осуществляемые специальными органами, следует отличать от так называемых интернациональных связей, в которых могут участвовать индивиды и общественные организации («народная дипломатия»). Во внешних сношениях государство выступает как целостное образование, как единый социальный организм, обладающий в силу своего суверенитета международно-правовой правосубъектностью, которая, как и сам суверенитет, не может расщепляться на отдельные части в виде правосубъектности на международной арене органов государства , выполняющих функции организации внешних сношений.

Основными институтами права внешних сношений являются дипломатическое и консульское право. Дипломатическое право необходимо для реализации государством права посольства, которое состоит из:

  • активного права - это право государства открывать дипломатические представительства за рубежом;
  • пассивного права - это право государства принимать иностранные посольства.

Дипломатическое право состоит из норм обычного права , которые кодифицированы в следующих конвенциях:

  • Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г.;
  • Конвенции о специальных миссиях 1969 г.;
  • Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Консульское право - совокупность норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов. Консульское право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:

  • Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г.);
  • различных двусторонних консульских конвенциях между государствами.

Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения , предназначенные для защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого.

Консульские отношения могут существовать и при отсутствии между государствами дипломатических отношений (например, в случае признания государства де-факто). Тем не менее установление дипломатических отношений влечет за собой и признание разрешения консульских отношений.

Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств

Органы внешних сношений государства подразделяются на внутригосударственные и зарубежные.

Первые постоянно находятся на территории данного государства и, в свою очередь, разделяются на конституционные и специализированные. Первые образуются каждым государством автономно. Их существование прямо предусмотрено конституцией государства. Создание специализированных органов оформляется также актами внутреннего права , однако само их появление зависит в определенной степени от существования соответствующих международных договоров , на основании которых данное государство, будучи их участником, осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области.

К конституционным относятся высший законодательный орган, глава государства , правительство и его глава.

Традиционными полномочиями парламентов в области внешних сношений считаются: решение вопросов войны , мира, территориальных изменений, ратификация международных договоров ; определение расходов на внешнеполитические мероприятия.

Миссия дипломатического представительства прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь), либо по инициативе страны пребывания (признание представителя persona non grata).

Виды дипломатических представительств .

  1. Посольство - во главе стоит Чрезвычайный и Полномочный Посол.
  2. Миссия - во главе стоит Посланник или Поверенный в делах.

Функции дипломатического представительства .

  1. Представительская: представляет свое государство в стране пребывания.
  2. Защитная - защита своих граждан и лиц без гражданства , постоянно проживающих на территории представляемого государства, находящихся на территории государства пребывания представительства .
  3. Информационная.
  4. Консульская - дипломатическое представительство вправе осуществлять консульские функции.

Дипломатический корпус - совокупность дипломатических представителей на территории государства пребывания. Во главе дипломатического корпуса стоит декан, которым, как правило, является дипломатический представитель, старейший по времени нахождения в стране по отношению к другим аккредитованным представителям ранга.

Дипломатические иммунитеты и привилегии .

  1. Неприкосновенность помещения дипломатического представительства.
  2. Неприкосновенность транспортного средства дипломатического представительства.
  3. Неприкосновенность архивов дипломатического представительства.
  4. Фискальный иммунитет (представительства и его члены освобождаются от всех видов налогов и обязательных платежей в связи со своей деятельностью).
  5. Право использовать свой государственный флаг и герб, вправе осуществлять внеочередную телефонную, телеграфную и иную связь, включая возможность использования кодов.
  6. Личный иммунитет - дипломатические представители, т. е. лица, обладающие дипломатическим рангом, а также члены их семей не могут быть подвергнуты аресту или задержанию , неприкосновенно их постоянное и временное жилище и имущество, они пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции.
  7. Дипломат не обязан давать свидетельские показания.
  8. Таможенный иммунитет дипломата.

Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии

Консульское учреждение - постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений : консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

Общепринятыми в мировой практике являются следующие классы консульских учреждений :

  • генеральные консульства;
  • консульства;
  • вице-консульства;
  • консульские агентства.

Соответственно именуются и главы консульских учреждений. Консульские ранги :

  1. генеральный консул (руководит генеральным консульством);
  2. консул (руководит консульством);
  3. вице-консул (руководит вице-консульством);
  4. консульский агент (руководит консульским агентством).

В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или, во всяком случае, сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т. д.

Под консульским должностным лицом понимается «лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций» - генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, секретарь консульского учреждения, а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер). В международно-правовой доктрине чаще употребляется собирательный термин «консул». Консулом может считаться только то лицо, которое должным образом было назначено компетентным органом представляемого государства и признано в этом качестве государством пребывания.

Помимо всего прочего, принято различать штатных и нештатных, или почетных, консулов. Институт почетных консулов известен мировой практике давно; Нештатный консул не состоит на государственной службе в качестве должностного лица.

Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, неприменимые к дипломатическим представителям.

  1. Консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления .
  2. В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело и он обязан являться в компетентные органы.
  3. Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля , Отказ консулом отдачи показаний недопустим.
  4. Предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска.
  5. Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.

К функциям консульских учреждений относятся:

1) информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;

2) информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;

3) учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;

4) консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;

5) паспортно-визовая работа, т. е. выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;

6) выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;

7) консульская легализация,т. е. установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;

8) выполнение соответствующих действий по истребованию документов;

9) охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, особенно когда над ними требуется установление опеки или попечительства;

10) совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания;

11) выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства. Допускается также выполнение консулом других функций, возложенных на него представляемым государством, которые не противоречат законодательству государства пребывания, или против их выполнения не имеется возражений, или они предусмотрены договорами между обеими сторонами. Стало общепризнанным, что в отсутствие дипломатического представительства выполнение дипломатических функций с согласия государства пребывания может быть возложено на консульское учреждение. Международное право допускает также возможность выполнения консулом функций от имени и в интересах третьего государства. Для выполнения своих функций консульские представительства располагают определенными средствами. Важное значение имеет свобода сношений консульского учреждения с центральными органами внешних сношений представляемого государства, а также с другими дипломатическими представительствами своей страны. Свобода сношений предполагает невмешательство и отсутствие какой-либо проверки властями государства пребывания всей информации консульского учреждения. Технически свобода сношений достигается с помощью специальных средств связи, в частности дипломатических и консульских курьеров и вализ, а также обычных средств связи с допустимым применением шифра или кода. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с разрешения властей государства пребывания.