Кто такой социальный работник определение. Профессия социальный работник

Разговор на эту тему назревал давно. То недостаточное освещение вопроса в СМИ, то неосведомленность граждан в социальной политике государства, или банальная путаница терминов, в которых мало ориентируемся, смешанная с информацией из иностранных фильмов, где социальные работники наделены гиперболизированными правами - и что-то все же привело к вопиющей неосведомленности, с которой мы с вами попробуем побороться. Так кто же он на самом деле, этот «социальный работник» ? Что люди всех возрастов, социального положения и профессий вкладывают в это понятие?

Профессия социального работника имеет очень мало общего с тем комплексом понятий, которые вкладывают рядовые граждане в словосочетание « социальный работник ». Для полного понимания терминов и понятий нам придется хотя бы кратко коснуться некоторых организаций, в которых социальные работники работают, то есть социальных служб.

Социальные службы - это...
... Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования, а также граждане, которые предоставляют социальные услуги лицам, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах (такой политкорректный термин) и нуждаются в посторонней помощи. Итак, ЗУ «О социальных услугах» можем понять, что социальные службы призваны именно предоставлять услуги населению для решения жизненных проблем различного характера. Другими словами - помогать. Какие организации это делают? Самыми известными среди всех есть центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, управления труда и социальной защиты населения, центры занятости населения и т.п. .

В состав управления труда и социальной защиты населения входит территориальный центр социального обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан. Социальный работник, согласно справочника квалификационных характеристик профессий работников, участвует в выполнении возложенных на отделение социальной помощи на дому задач. Оказывает одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, живущих в зоне обслуживания и нуждающихся в посторонней помощи. Согласно положению об отделении социальной помощи и договорами между отделением и одиноким нетрудоспособным гражданином не реже двух раз в неделю посещает одиноких, оказывает социально - бытовые услуги, оказывает дополнительные потребности, которые необходимо решить, и выполняет их самостоятельно или через предприятия торговли, быта, общественного питания, учреждения здравоохранения, общительны, благотворительные организации и т.д. . Это то, что касается именно социального работника как профессии.

Для преодоления или избежания сложных жизненных обстоятельств граждане могут обратиться в Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи (ЦСССДМ) , который предоставляет необходимые услуги (социально -бытовые, психологические, социально - педагогические, социально -медицинские, социально - экономические, юридические, услуги по трудоустройству, информационные и т.п.) или перенаправляет человека к организации, которая специализируется на решении той или иной проблемы. Работниками ЦСССДМ есть, кроме других, специалисты по социальной работе.
Специалист по социальной работе с семьями, детьми и молодежью осуществляет социальное инспектирование и оценку потребностей; планирует и определяет методы помощи; предоставляет социальные услуги; обеспечивает социальное сопровождение, способствует формированию знаний, умений, навыков; активизирует ресурсы общин; проводит мониторинг и оценку качества социальных услуг. Простыми словами, специалисты по социальной работе помогают лицам, семьям, детям преодолеть те жизненные трудности, с которыми самостоятельно последние справиться не могут. Проводится профилактическая работа по вопросам сохранения и укрепления здоровья, обучения с целью улучшения взаимоотношений с окружающей социальной средой, выявление и содействие развитию всесторонних интересов лиц, предоставление консультаций по вопросам действующего законодательства, предоставление информации различного характера для решения жизненных проблем.

Может социальный работник забрать ребенка?
Специалистами по социальной работе для знакомства с семьями, проживающих на закрепленной за специалистом территории, а также для раннего выявления и недопущения попадания в сложные жизненные обстоятельства проводилось « посещение всех семей с детьми». Это способствовало не только большей распространению информации о деятельности специалистов по социальной работе, но и неразберихе с названием «социальный работник ».

Однако специалисты по социальной работе действительно, после совместных инспекций с другими субъектами социальной работы и соответствующем решении заседания совещательного органа, могут весьма существенно влиять на развитие событий, а именно: при выявлении нарушений прав детей обращаться в органы и службы по делам детей, а те, в свою очередь, поднимать вопрос о целесообразности воспитания ребенка именно в этой семье. Как это работает? Скажем, ко мне домой пришел специалист по социальной работе. У меня есть дети, и он, выполняя свои обязанности, желает со мной познакомиться.
Вариант I: я специалиста в квартиру пустила, он со мной познакомился, предоставил информацию о своей организации, посмотрел, в каких условиях я воспитываю детей - и ушел. Просто. Только не совсем законно. Мне, конечно же, нечего скрывать, но по какой причине я обязана пускать постороннего человека в свое жилье?
Вариант II: я не хочу никого пускать в квартиру, никому не доверяю, просто не верю, не хочу и все. Могу. И согласно Семейного кодекса имею право. В таком случае специалист по социальной работе имеет право, согласно должностных инструкций, обратиться к моим соседям для сбора информации о моей семье (не забываем, что он все-таки действует в интересах ребенка).

Пообщался он с соседями и, если возникнет необходимость, может обратиться в школу, детский сад, в районный педиатра или других известных ему источников. Информацию должен проверять. Полученные данные должен обсудить с начальником своего отдела, сохраняя конфиденциальность и, в случае необходимости, может привлекать субъектов социальной работы для совместных инспекций. Тогда ко мне домой придет целая комиссия - и тогда я тоже имею право никого не пустить. Акт инспекции могут составить тоже со слов соседей. И только после этого на заседании совещательного органа будут решать, что со мной делать. Для дальнейших действий в отношении меня или моих детей должно быть аргументирована причина, например угроза для жизни и здоровья, невыполнение мной родительских обязанностей, т.е. нарушаю, например, 150 , 152 или 155 статьи Семейного кодекса Украины. Решением заседания совещательного органа мою семью должны признать такой, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах, и поставить меня на учет. Далее мне на помощь сначала может прийти специалист по социальной работе, который попытается вывести меня из сложных жизненных обстоятельств. Итак, специалиста по социальной работе бояться не надо, он должен помочь мне наладить воспитание детей, вести здоровый образ жизни, повысить уровень воспитательного потенциала моей семьи и т.д. . Если я откажусь от получения услуг или не выполню поставленные передо мной задачи, ко мне могут прийти специалисты службы по делам детей, которая является контролирующим за соблюдением прав детей органом. Если я после всех принятых ко мне меры, предупреждений и административных взысканий отношение к воспитанию детей не изменю, тогда служба по делам детей может инициировать лишение меня родительских прав. Повторюсь, для этого должны быть существенные причины, этому предшествует ряд мер, применяемых в различных ситуациях, и все это дело не одного дня.

Социальная работа прошла длинный путь от монастырской благотворительности к академической специальности. Сегодня это возможность сочетать знания, профессиональные методики и личные качества – став тем, кто поддерживает, утешает, учит, возвращает веру в себя и помогает изменить жизнь, будь то жизнь одного человека или целой группы.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Эволюция помощи

Люди начали помогать друг другу с древних времен, ведь не каждый может охотиться на мамонтов! Способность испытывать сочувствие другому заложена в человеческой природе. Да и мировые религии учат помогать друг другу и поощряют взаимопомощь.

Помогать - значит поддерживать на эмоциональном, материальном и социальном уровне. Со временем выявились группы людей, которые нуждаются в помощи больше, чем другие. Человек может попасть в такую группу с рождения (врожденная инвалидность) или оказаться в ней неожиданно (выживший после катастрофы).

С развитием человечества и гуманизацией руководящих им идей взгляды на то, как, сколько и кому помогать, неоднократно пересматривались. Так, если когда-то в Англии бедность считалась преступлением и в наказание за нее можно было попасть в работный дом, то теперь это явление, с которым можно успешно бороться, и многие страны создают целые программы борьбы с бедностью (но не с бедными).

Социальная работа - традиционно и продолжает оставаться не слишком высокооплачиваемой. Однако это постепенно меняется, и сегодня и мужчины с удовольствием пополняют ряды профессиональных помощников.

Требования и противопоказания

Делать в юности непросто. Нарисуйте в своем воображении картинку «Я на работе». Как вы себя видите? Если во главе угла для вас высокий заработок, если вы считаете, что «каждый сам за себя», что «каждый имеет в жизни то, чего он заслуживает», если вам легче работать с компьютером, чем с людьми, то вам будет непросто адаптироваться к требованиям этой профессии.

Социальному работнику трудно без следующих качеств:

  • умения искренне сочувствовать другим людям;
  • веры в социальную справедливость;
  • желания влиять на жизнь своей страны;
  • умения работать в команде;
  • интереса к личностным и социальным процессам;
  • умения работать в кризисной ситуации;
  • умения эффективно пользоваться критикой;
  • веры в то, что словами можно изменить очень многое.

А вот абсолютно недопустимым в социальном работнике я считаю расизм, шовинизм или любые другие взгляды, допускающие нетерпимость или дискриминацию. Вы можете принадлежать к любой конфессии, но обязаны уметь уважать тех, кто принадлежит к другой, даже чуждой или непонятной вам. В то же время я не верю в то, что можно быть хорошим специалистом, не любя свою работу. Чайлдфри будет тяжело работать в школе, а противнику абортов - в центре планирования семьи для молодежи.

Поэтому очень хорошо, что социальная работа включает в себя очень широкий спектр деятельности. Социальные работники в России заняты в различных областях - это:

  • социальное обеспечение;
  • работа с детьми, подростками и их семьями;
  • работа с инвалидами, как взрослыми, так и детьми;
  • работа с зависимыми от алкоголя и наркотиков.

Такой широкий спектр возможностей в социальной работе - одно из главных преимуществ этой профессии. В ней каждый может отыскать себе дело по душе.

Поступление и учеба

Зачисление в вуз производится по результатам ЕГЭ. Требования для поступления на бюджетный поток, вечернее и заочное отделения могут различаться. Все зависит от конкретного учебного заведения.

Профессия социального работника в России еще молода: академическое обучение этой специальности стартовало в 1991 году. Учебный план стандартизирован относительно зарубежных методик, принятых в Европе, США, Израиле, - так что имеет смысл сразу начинать учиться там, где такое образование имеет более длительные традиции, особенно если в будущем вы не исключаете возможности продолжить учебу за границей. А если не удалось поступить на дневное отделение, поступайте на вечернее или заочное. Потом вы сможете перевестись - и не будете тратить целый год на ожидание.

Теоретическая часть обучения включает в себя обязательные предметы - математику, отечественную историю, иностранный язык - и профильные дисциплины. Будущий социальный работник изучает психологию, социологию, педагогику, ювенологию, основы консультативной работы с индивидуумом и группой - и т. п., в зависимости от выбранной специализации.

Каждый студент обязан пройти практику. Различают учебную, производственную и исследовательскую практики; количество часов, обязательных для отработки, определяет вуз. Место для прохождения практики студент находит сам, но в учебной части ему, скорее всего, предоставят список организаций, сотрудничающих с факультетом.

Для меня, например, практика была самой важной частью учебы. В конце концов, что такое лекции и семинары? Послушал, почитал, выучил и сдал. Кто-то среди преподавателей интересно ведет предмет, кто-то не очень, а в результате - колонка цифр в зачетке.

Другое дело практика. Там имеешь дело с живыми людьми, и не только ты учишься с ними работать, но и тебя оценивают и проверяют со всех сторон. Проверяют и руководство, и коллеги, и клиенты. Формальный зачет по практике еще не говорит о том, что она удалась. Ведь это реальный шанс проверить: нахожу ли я общий язык с данной категорией населения, справляюсь ли с работой, учусь ли на своих ошибках, могу ли мыслить творчески, как выхожу из кризисных ситуаций? А самый главный вопрос - вижу ли я себя работающим в подобной организации после получения диплома?

Помню, как я расстроилась, получив направление на практику в гериатрическое отделение. Мне совсем не хотелось работать с психически больными пожилыми людьми. Мне хотелось на баррикады - в центр помощи наркозависимым или жертвам насилия. Но, по окончании практики, когда мы прощались с нашими подопечными и слушали их пожелания успехов и слова благодарности, я не чувствовала ни скуки, ни раздражения. И теперь я отношусь к работе с пожилыми людьми совсем иначе. Надеюсь, когда-нибудь мне предоставится возможность участвовать в интересном проекте в этой сфере. Поэтому не забывайте, что практика учит тому, чему вы сами готовы научиться.

Трудоустройство и коллеги

Главная трудность, с которой сталкиваются все выпускники при устройстве на работу - отсутствие опыта. Но не спешите отчаиваться.

Важно помнить, что социальная работа - это та сфера деятельности, где ваши личные таланты имеют решающее значение. Главный инструмент в работе - это даже не ваши знания, а вы сами. Ваши коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, способность ответственно поступать по-своему, умение решать конфликты, творчески мыслить - вот ваш главный багаж. При составлении резюме учтите, что на вас работают такие факты, как участие в различных студенческих проектах и волонтерской деятельности - всё это повышает вашу ценность в глазах потенциального работодателя.

Один из наиболее простых способов устроиться на работу после окончания учебы - обратиться в место, где вы проходили практику (при условии, что вам там понравилось, конечно). Есть все шансы, что руководство предпочтет человека, уже знакомого со спецификой работы и коллективом, кому-либо со стороны.

Вообще в этой сфере необходимо уметь общаться с коллегами, сохранять связи, которые потом пригодятся. Вдруг вам предстоит профессиональная супервизия? Учтите, соседка по кабинету может дать ценный совет, а случайная знакомая на конференции - идею для целого проекта. В социальной работе коллеги - это не то же самое, что коллеги в офисе юридической компании или на заводе. Здесь нельзя работать вместе и не знать, что происходит с соседом по кабинету, - а узнав, нельзя на это не отреагировать.

А если вы вместе убежали от алкоголика в неблагополучном районе, вместе вызывали охрану, чтобы успокоить разбушевавшегося посетителя, и вместе молча сидели рядом после того, как ваш клиент покончил с собой, такое не забывается - и часто эти отношения сохраняются на всю жизнь.

Клиенты

Вы пытаетесь заставить человека делать что-то новое. Например, не бить своих детей. Естественно, он воспринимает это как грубое вмешательство в свою семейную жизнь и всячески выражает недовольство. В результате вас… могут вызвать в суд для дачи показаний или экспертизы.

Вас ограничивает закон. Вы не можете предпринимать какие-либо действия, если ваш клиент на это не согласен. Например, девочка лет 10, обычно активная и веселая, начинает приходить в школу в теплой не по сезону одежде, с грязными волосами, держится скованно, не участвует в играх. Такое поведение может быть симптомом сексуального насилия в семье. Но пока она не скажет, что кто-то с ней сделал что-то нехорошее, ничего расследовать нельзя. Даже если вы понимаете, как будет лучше и что надо сделать для той или иной семьи, - вы можете только предлагать. Предлагать женщине оставить мужа, который ее избивает. Предлагать алкоголику пойти на лечение. Предлагать перевести труднообучаемого ребенка в специализированный класс.

Среди ваших обязанностей может оказаться игра с умственно отсталыми детьми, посещение неблагополучных районов, общение с чиновниками из мэрии, полицейскими, психиатрами и учителями… Главное разочарование - это когда осознаешь, что те, кого вы так хотели спасать и поддерживать, вовсе вам не рады. Они относятся к вам с подозрением, а иногда и со злостью. В их глазах вы представитель государства, и к этому государству у них очень много претензий (иначе они бы не оказались среди нуждающихся в социальной защите). Сирота вполне может украсть вещь из вашей сумки, а ветеран-пенсионер - ругаться матом. Это не значит, что они не нуждаются в помощи, совсем наоборот… Но только попробуй заставь их ее принять!

Материальным аспектом помощи люди всегда будут недовольны - просто потому, что любая цифра, как бы велика она ни была, не самая большая. В этой сфере вы можете действовать в рамках определенного бюджета, который, скорее всего, утверждали не вы, и которого, конечно, недостаточно. Поэтому ваш главный капитал в работе - это то, что цифрами не измерить: уважение, сочувствие, поддержка, искренний интерес.

Как и любого человека, социального работника радует успех. Когда работаешь над чем-то долго, упорно, нудно, и вдруг - раз! - и бедолага, пострадавший в теракте и боявшийся ездить в автобусе, уже может проехать 3 остановки. Или мать-одиночка не покупает на пособие пятый золотой браслет, а оплачивает ребенку кружок в школе. Когда ты причастен к изменениям в жизни других людей, и изменения эти - к лучшему для них, это и есть успех. Когда чувствуешь, что помог кому-то, «разгрыз» трудный конфликт, поддержал, утешил - в общем, справился с работой, - это самый лучший эмоциональный «допинг».

***

А еще радуют друзья и знакомые, которые вначале не верили, что словами можно что-то изменить, а теперь точно это знают (от меня) и говорят другим. И уже никто из них не заявит, что социальный работник - ненужная профессия. Кстати, она быстро развивается. Даже коммерческий сектор начинает понимать всю важность таких специалистов и задействует их в сфере организационного консультирования. Во всем мире постепенно начинают понимать ценность социального капитала. Способствовать его росту в своей стране - непростая, но почетная, а главное - увлекательная задача.

Специальности: социальная работа, право и организация социального обеспечения, правоведение (социальный аспект), социальная педагогика и психология, другие гуманитарные специальности, в том числе педагогические.

Специализация в зависимости от социально-возрастной категории обслуживаемых людей (дети-сироты, одинокие пожилые люди, инвалиды, военные инвалиды и т.д.)

Примечание. Обучение обычно охватывает все специализации сразу – профиль её специалист выбирает самостоятельно либо при написании дипломной (кандидатской и пр.) работы, либо во время трудоустройства. В области социальной работы могут успешно трудиться люди, не имеющие специального образование, однако предпочтение в таком случае отдаётся людям с высшим образованием.

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

Средне-специальное (социальный работник, специалист по социальной работе с углубленной подготовкой в области права, социальный педагог)колледж социальной работы или педагогический колледж, готовящий специалистов в этой области.

Высшее (социальный работник, специалист по социальной работе с углубленной подготовкой в области права, социальный педагог – все высшей квалификации, менеджер в области социальной работы, социальный психолог) – факультеты социальной работы некоторых государственных университетов, негосударственные вузы, факультеты психологии некоторых университетов, другие вузы социальной работы и социальной психологии, вузы предпринимательского профиля, учебные заведения Православной Епархии.

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

При поступлении в учебное заведение не выявляются. Однако необходимо иметь выраженную тактичность в общении с разными людьми, в том числе больными, с плохим слухом и восприятием и склонными к девиантному поведению. Очень важна хорошая память, терпеливость и терпимость, выраженный интерес к личности человека и его проблемам, врождённое стремление помочь, умение слушать в большей степени, чем говорить самому.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Русский язык и литература, история, психология* и педагогика*, основы первой медицинской помощи*, физкультура, ОБЖ.

Характер и содержание работы:

Индивидуальная помощь . Работа в центрах социального обслуживания и органах опеки и попечительства: оказание помощи по хозяйству подопечным пожилым людям и инвалидам вплоть до стирки белья и доставки продуктов из магазина, помощь в оформлении правовых документов, психологическая помощь путём общения по интересам, контроль условий воспитания детей в патронатных семьях, оказание помощи гражданам, желающим усыновить сироту или взять ребёнка под опеку, в поиске кандидатуры ребёнка и оформлении документов, консультационная помощь остро нуждающимся одиноким людям в области права.

Организационная работа в органах государственной опеки и попечительства. Работа в местном управлении и самоуправлении: подбор кадров для индивидуальной работы с подопечными и контроль их обслуживания, организация новых центров социального обслуживания с дневным пребыванием в них нуждающихся пенсионеров и детей из многодетных семей, инвалидов, планирование, организация и проведение культурно-досуговой работы с этим категориями граждан, привлечение спонсоров и меценатов к оказанию материальной помощи нуждающимся людям, участие в распределении местной, федеральной и международной гуманитарной помощи.

Благотворительное направление. Организаторская и менеджерская работа в негосударственных благотворительных организациях и фондах, общественных организациях, федерациях, профсоюзах и ассоциациях инвалидов и т.д.: участие в разработке и проведении акций по сбору средств и пожертвований с последующим распределением собранных средств среди определённых категорий нуждающихся людей, проведение различных конкурсов с выдачей грантов социальной направленности (например, на оказание помощи больным сахарным диабетом, на обучение одарённых детей из многодетных семей, на санаторно-курортное лечение детей-сирот и т.д.) и другая благотворительная работа с населением.

Научно-аналитическая и преподавательская деятельность. Работа в научных учреждениях социального профиля, а также учебных заведениях социально-педагогической сферы: проведение социологических исследований по заказу государственных и коммерческих организаций, а также международных гуманитарных структур, изучение общественного мнения по тем или иным вопросам социального плана, преподавание основ социальной работы и обществоведения, изучение практики социальной деятельности в регионах и разных государствах, выступление на научно-практических конференциях, подготовка научных статей на социальные темы для корпоративных, отраслевых и других изданий и издательств.

Очевидные плюсы

Интересная творческая работа, осознание особой важности общественной миссии этой профессии – помогать людям решать самые разные жизненные проблемы, которые никакие другие специалисты не решают, возможность познакомиться с массой разных интересных людей, заиметь много друзей и наработать серьёзную базу для создания собственного бизнеса практически в любой сфере экономики.

«Подводные камни», очевидные минусы

Успех в этой работе трудно формулируем на начальном этапе профессиональной карьеры. Социальный работник без опыта часто не может представить, чего он может в итоге добиться и к какой цели ему следует стремиться. Поэтому данная сфера открывает пути к успеху только для людей с активной жизненной позицией, коммуникабельных, жаждущих общения с самыми разными людьми, стремящихся реально помочь конкретным людям и верящим в том, что реально изменить общество к лучшему. Люди без предпринимательской жилки, начиная трудиться в сфере социальной работе, склонны «увязать» в рутине повседневных забот и оформлении разных отчётных бумаг. В то же время прирожденные коммерсанты, привыкшие мыслить прямолинейными бизнес-категориями, пытаются превратить социальную работу в некую правовую базу для излечения прибыли, в результате чего создают в этой сфере несвойственное ей направление работы с нуждающимися в помощи людьми, портят репутацию благотворительным организациям и в конечном итоге разочаровываются в избранной профессии.

Возможные профессиональные заболевания: опорно-двигательного аппарата (для специалистов низовых звеньев системы социального обслуживания), вегетососудистая дистония – риск незначительный.

Вилка зарплат (в рублях в месяц)

В Москве и Московской области: 10 000 – 50 000 (чаще 15 000)

В крупных областных центрах: 6000 – 30 000 (чаще 10 000)

В глубинке России: 4000 – 15 000 (чаще 6000), в ряде регионов поиск работы с гарантированным заработком затруднён

Предупреждаю сразу: тот, кто думает, что социальный работник только обслуживает одиноких старушек, доставляя им продукты или стирая бельё, – можно сказать, ничего не знает об этой профессии. А между тем с середины 90-х годов в России стали открываться различные негосударственные университеты, в которых студенты за немалую плату получают высшее образование именно по специальности «социальная работа». Спрашивается, нужно ли серьёзное образование тому, кто просто покупает продукты, стирает и гладит, выносит мусор?

Конечно же, любой человек должен уметь это делать, и стареньким одиноким людям такая помощь нужна, как и свежий воздух и вода. Но это вовсе не значит, что этим людям больше от социального работника ничего не нужно.

На самом деле социальный работник для подопечного – спаситель во многих вопросах, в том числе и юридических, когда нужно грамотно оформить завещание или договор ренты, социального обслуживания, документы на получение субсидии или дарственную на имущество. И это далеко не всё, что нередко нужно сделать одинокому престарелому человеку или инвалиду. То есть, социальный работник, который приносит ему покупки из магазина, должен быть ещё и всесторонне развитым, грамотным человеком, разбираться в правовых вопросах, уметь при необходимости организовать своему подопечному консультацию специалиста, вызвать на дом нотариуса, врача, сантехника и проследить за тем, чтобы интересы подопечного никто не ущемил.

А ещё от этого человека ждут общения. Помню, будучи корреспондентом московской окружной газеты «За Калужской заставой», я напросился с социальным работником в гости к «её» бабушкам. Мы сначала зашли в супермаркет, я помог дотащить женщине тяжёлую сумку до нужного дома, а потом мне пришлось принять участие в беседе с каждой из трёх старушек, которых мы посетили. И каждая из них не обратила особенного внимания на принесённые продукты и не стала пересчитывать чеки, даже отказывалась брать сдачу , стремясь переключить внимание на беседу о каком-нибудь событии или о своей племяннице, которая никак не приедет к ней в гости. Одна из бабушек, бывший доктор судебно-медицинской экспертизы, даже устроила что-то вроде маленького праздника – заставила нас прочитать по отрывку из стихотворения и вручила в качестве приза по апельсину. Как мы ни отказывались от угощения, ничего не получилось: сильно обижусь и всё тут.

В принципе, чтобы по-человечески общаться со стариками, даже с академиками или бывшими актёрами, не обязательно окончить вуз – достаточно быть просто добрым отзывчивым человеком. Именно без этих качеств в социальной работе делать нечего.

К сожалению, в эту сферу милосердия и благотворительности идут не только сподвижники добра, но и прирождённые коммерсанты, которые используют возможности благотворительных организаций в своих корыстных целях. Отчасти из-за действий таких людей социальная (особенно благотворительная) работа многими россиянами воспринимается с большим недоверием. А среди некоторой части молодёжи создалось мнение о том, что в социальную работу идут те, кто ни к чему серьёзному не способен.

Но, думаю, вы уже поняли, что помогать беспомощным инвалидам и старикам, равно как сиротам , матерям-одиночкам и многодетным семьям, – дело в высшей степени ответственное и требует высокой образованности. Реально социальный работник – это мастер на все руки. Он и психолог, и социолог, и правовед, и менеджер. Просто начинается карьера в этой сфере чаще всего именно с этой ступени – оказание персональной бытовой помощи и работа с нуждающимися в социальной помощи и защите людьми в центрах социального обслуживания.

«Подводные камни» в этой сфере чаще всего нестандартные и при желании легко преодолимые. Обычно это особо капризные подопечные, которые могут жаловаться администрации района или дирекции центра социального обслуживания на то, что вы им чего-то не донесли, в чём-то им отказали, нагрубили и даже обокрали. Случается, что социального работника «сердобольные» соседи обвиняют в том, что он, к примеру, «объедает старушку», приносит ей поддельные лекарства и завышает цену на них. Это наш российский менталитет, и к этому надо быть заранее готовым. Разумеется, вспыльчивым и обидчивым людям в социальные работники тоже лучше не идти.

Но социальная работа – это очень широкая сфера деятельности. Например, выпускники Российского государственного Социального университета, как опубликовано на его информационных стендах, работают:

  • в международных, федеральных и региональных фондах социальной помощи
  • в учреждениях социальной защиты населения
  • в службах по работе с персоналом
  • в консультационных центрах
  • в больницах и клиниках
  • в образовательных и культурно-досуговых учреждениях.

На одном из посвящённых социальной работе Интернет-ресурсов говорится, что

«все специализации «Социальной работы» можно условно разделить на три блока:

— работа с людьми: медико-социальная работа, психолого-социальная работа, социальная работа с людьми с инвалидностью, социальная работа в системе образования

— организация и управление: менеджмент в социальной работе, организация социальной работы с населением, экономика, право и управление в социальной работе

— аналитика: социальное прогнозирование и моделирование, история, методология и теория социальной работы»

«Прежде всего задайте себе вопрос: кем и в какой организации вы хотели бы работать, — советуют на этом ресурсе опытные специалисты этой сферы. – Если это государственные структуры внебюджетных фондов, то и вуз, соответственно, должен быть государственным. Такой диплом поможет вам попасть в «касту» высокооплачиваемых специалистов. Другое дело, если вы собираетесь создать в социальной сфере творческий коллектив или общественную организацию. В этом случае понадобятся практические навыки работы с грантодателями, фондами, со спонсорами и инвесторами. Здесь вы сами будете назначать себе зарплату. Поэтому и преподаватели нужны такие, кто имеет опыт реализации некоммерческих проектов, умеет оформлять заявку на получение денежного гранта, взаимодействует или руководит общественными организациями города. И, по-моему, в таком случае нет принципиальной разницы, в каком вузе (государственном или коммерческом, профильном или непрофильном) вы будете получать образование.

Если вы гуманитарий, подавайте документы в РГСУ, МГУС или РосНОУ. В список вступительных экзаменов этих вузов не входят естественнонаучные дисциплины. Сдавать придется русский язык в форме ЕГЭ, историю и, в зависимости от вуза, литературу или обществознание.

Хорошо знаете биологию – поступайте в МГПУ или РГМУ. А все абитуриенты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета должны знать основы христианства, этот предмет здесь – профилирующий. В Военно-техническом университете, помимо привычных вступительных испытаний, придётся сдавать нормативы по физподготовке и проходить военно-профессиональный отбор: собеседование, психологическое тестирование, медкомиссию».

То есть социальные работники могут работать и спасателями, и психологами в горячих точках, заниматься реабилитацией людей, пострадавших в катастрофе или от теракта, а также военнослужащих, принимавших участие в контртеррористических операциях.

Отлично, когда социальный работник не только хорошо знает законодательство в области социальной помощи, но и многое умеет делать своими руками, например, оказать первую помощь пострадавшему в аварии или своему подопечному, который просто упал дома в обморок, починить сорвавшийся в квартире у подопечного кран, убедить отчаявшегося сироту в том, что всё у него в жизни сложится хорошо.

Социальные работники также собирают пожертвования с граждан и организаций, чтобы, к примеру, спасти какого-то конкретного ребёнка от тяжёлого заболевания, направив его в уникальную зарубежную клинику. Они также добиваются госпитализации остро нуждающегося одинокого человека или ребёнка из многодетной семьи в федеральную специализированную клинику, защищают права воспитанников детских домов, в том числе и покинувших детское учреждение после достижения 18-ти летнего возраста. Работают эти специалисты и в пенитенциарных учреждениях, защищая права отбывающих наказание и помогая некоторым из них вернуться к нормальной законопослушной жизни после выхода на свободу.

Наконец, с такой специальностью можно просто открыть собственный социально ориентированный бизнес, сочетая получение прибыли с созданием лучших условий для жизни пенсионеров, детей-сирот, инвалидов. Поле деятельности для высококвалифицированных социальных работников – широчайшее. Пожалуй, это одна из самых широкопрофильных профессий современности. В неё же входит и социальная педагогика (например, работа с трудными подростками в сотрудничестве с детской комнатой милиции и т.д.), и социальная психология, и лоббирование интересов остро нуждающихся в государственной поддержке категорий граждан как в органах местного самоуправления, так и в Госдуме России.

И везде для успешной работы необходима кипучая энергия, позитивное отношение к жизни, терпимость к самым нелицеприятных человеческим поступкам, уважение людей, предпочтение работы на благо общества работе на собственное благо. Понятно, что такая работа не может протекать спокойно и размеренно, без эмоциональных встрясок и напряжений, без скандалов и споров, без переживаний и авралов вплоть до попадания в кризисные ситуации. Однако если помогать людям и улучшать жизнь вокруг себя вам интереснее, чем заниматься чем-то конкретным, то все трудности социальной работы вы преодолеете.

И последнее. Часто в социальную работу идут люди творческого склада, которым не удалось реализовать себя в искусстве или культуре. Потому что социальная работа представляет возможность быть не только нужным конкретным людям (и быть любимым этими людьми), но и проявлять все качества, присущие актёру, режиссёру, писателю и художнику. Социальные работники – это авангард цивилизованного общества. Если они в обществе есть, значит оно доросло до уровня, на котором ему небезразлична судьба своих сограждан. Успеха.

Последнее обновление: 23/02/2015

Вы ищете для себя сложное, но интересное дело? Хотите внести свой вклад в развитие общества, помогать людям преодолеть жизненные трудности? тогда подумайте о социальной работе. Многие успевают поработать в этой сфере прежде, чем продолжить образование в аспирантуре, однако есть и те, кто изначально решает специализироваться именно в социальной работе.

Так что же представляет собой социальный работник? Это специалист в области психического здоровья, который помогает людям с самыми разнообразными проблемами, в том числе при психологических, финансовых трудностях, проблемах со здоровьем или в отношениях, а также при злоупотреблении психоактивными веществами.

Несколько фактов о социальных работниках

По данным Бюро статистики труда (США), в 2006 году социальные работники занимали примерно 595 000 рабочих мест. Для большинства из них требуется получение степени магистра в области социальной работы. Социальные работники трудятся в различных условиях, в том числе в больницах, психиатрических клиниках, школах, некоммерческих и государственных учреждениях.

Чем занимаются социальные работники?

В рамках своей деятельности они применяют теоретические сведения для того, чтобы понять человеческие проблемы, помочь улучшить как жизнь отдельных людей, так и общества в целом. Многие из тех, кто работает в этой сфере, специализируются на определённых обязанностях: оказание помощи детям, содействие в преодолении зависимости и т.д. Социальные работники:

  • обучают клиентов новым навыкам;
  • связывают клиентов с важнейшими ресурсами общества, в котором они живут;
  • защищают уязвимых клиентов и гарантируют, что их интересы будут соблюдены наилучшим образом;
  • консультируют клиентов, нуждающихся в поддержке и помощи;
  • изучают социальные проблемы с тем, чтобы найти возможность справиться с ними.

Где они работают?

По данным Министерства труда США, половина социальных работников занята в сфере здравоохранения и социальной помощи. То есть, они работают в больницах, психиатрических клиниках и ведут частные практики.

Ещё 30% социальных работников привлекаются правительственными учреждениями на местном или федеральном уровне. Специалисты, работающие в государственных учреждениях, производят оценку социального обеспечения детей, содействуют людям получении государственной помощи и работают с сотрудниками правоохранительных органов.

Сколько получают социальные работники?

Заработная плата может варьироваться в зависимости от географического положения, уровня образования и области специализации. По данным Национальной ассоциации социальных работников, те, кто только начинает свою деятельность со степенью бакалавра в области социальной работы, зарабатывают около $30,000 в год. Доход специалистов со степенью магистра в среднем составляет около $40,000 - $50,000 в зависимости от опыта.

Министерство труда США сообщает следующие данные о среднем годовом доходе для различных областей специализации в области социальной работы:

  • социальные работники, работающие с детьми, семьями и школами - $37,480;
  • социальные работники, работающие с людьми, страдающими от психических заболеваний и зависимостей - $35,410;
  • социальные работники в общественном здравоохранении - $43,040.

Требования к образованию

Для того, чтобы стать социальным работником, необходимо получить, как минимум, степень бакалавра социальной работы. Тем не менее, должность начального уровня можно получить и со степенью в области психологии, социологии и образования. Если Вас интересует оказание психотерапевтических услуг, то Вы должны будете получить степень магистра в области социальной работы. Если же Вы хотите преподавать в университете или проводить исследования, Вам придётся получить докторскую степень в области социальной работы.

Направления работы

  • Социальные работники в общественном здравоохранении предлагают психосоциальные услуги для частных лиц, семей и групп, которые пострадали от острой, хронической или неизлечимыми болезни. Эти услуги могут быть связаны с оказанием психологической консультации, помощью семьям, которые ухаживают за больным родственником.
  • Социальные работники, работающие с детьми, семьями и школами , помогают детям с академическими, социальными и эмоциональными проблемами. кроме того, в их обязанности входит и работа с приёмными детьми, содействие в организации усыновления, а также оказание помощи родителям-одиночкам.
  • Социальные работники, работающие с людьми, страдающими от психических заболеваний и зависимостей , занимаются оценкой состояния и оказанием психологической помощи людям, страдающих от проблем психического здоровья, наркомании/токсикомании и алкогольной зависимости. Момимо этого данные специалисты проводят консультации в кризисных ситуациях, оказывают услуги индивидуальной и групповой терапии, а также услуги для психосоциальной реабилитации.

Перспектива работы для социальных работников

По данным Бюро статистики труда (США), в течение ближайших десяти лет спрос на социальных работников, будет расти быстрее среднего. Специалисты прогнозируют рост числа рабочих мест как городах, так и в сельской местности.