Профессиональная классификация Климова Е. Методика определения профессиональной направленности в классификации Климова Е.А

Климов Евгений Александрович - психолог и профессор СССР, который родился 11 июня 1930 года в Кировской области в селе Вятские Поляны. Он написал более 300 монографий, множество научных статей и учебных пособий.

Однако этот предмет может быть интересным, если правильно подходить к его изучению. Для этого необходимо каждому преподавателю стать на время занятий психологом и просто беседовать с учащимися, приводить примеры из жизни. Тогда студентам предмет станет более доступным для понимания.

Евгений Климов призывает учителей обучать учащихся в спокойной и дружеской обстановке. Тогда студенты становятся более открытыми к диалогу и их можно научить любому предмету, а не только психологии.

Награды Климова

У профессора самая первая медаль появилась в 1957 году. Называется она «За освоение целинных земель». Климова наградили этой медалью за участие и хорошую работу в советских организациях.

Так как Евгений Климов - отличившийся работник учебных заведений, который обеспечил дальнейшее развитие образования, он получил нагрудный знак «Отличник профтехобразования СССР» в 1979 году.

Как описано выше, Климов начал трудиться ещё с 14 лет. Всегда работу выполнял добросовестно, жертвовал своим временем и сном, чтобы добиться успехов. Именно за это получил медаль «Ветеран труда».

Профессор основательно развивал техническое образование. Он помогал студентам осваивать азы психологии и не только. За это и получил в 1988 году почётный знак «За заслуги в развитии системы профтехобразования».

Климов был заслуженным преподавателем и за это получил в 1998 году Ломоносовскую премию за педагогическую деятельность и награждён орденом «За заслуги в психологии».

За хорошую профессору была вручена Ещё получали награды и несколько учебных пособий, так как они действительно стали лучшими книгами по педагогике.

Заключение

Евгений Климов - ведущий психолог. Он стал знаменитым практически в каждом университете, где преподают такие предметы, как Многим понятия о жизни и труде помог освоить именно Климов.

Профессор стал для студентов находкой. Ведь благодаря ему учащиеся легко стали осваивать такие непростые предметы. Если внимательно прочитать любую статью или книгу, что написана Климовым, можно решить практически любую психологическую задачу.

Молодёжь, которая решила посвятить себя психологии, должна научиться у профессионалов обращать внимание на каждую, казалось бы, незначительную перемену в жизни личности. Ведь даже мимика или жест может многое рассказать о человеке.

(род. 11.06.1930, Вятские Поляны Кировской области) - отечественный психолог.

Биография. В 1953 г. окончил отделение русского языка, логики и психологии Казанского государственного университета, в дальнейшем работал здесь преподавателем. В 1958 г. на базе одного из ПТУ г. Казани организовал научно-практическую лабораторию по психологии труда и производственного обучения. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1968 г. - докторскую, посвященную проблеме индивидуального стиля деятельности. С 1968 г. заведовал отделом психологии труда ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде. С 1976 г. по 1980 г. - профессор ЛГПУ им. А.И.Герцена, с 1980 г. - факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии. С 1986 г. - декан факультета психологии МГУ. Профессор по специальности "психология труда" (1970), член-корреспондент АПН СССР по отделению профтехобразования (1974), действительный член АПН СССР (1985). Главный редактор журнала "Вестник МГУ. Серия 14. Психология".

Исследования. В начале своей профессиональной деятельности занимался - под руководством В.С.Мерлина - исследованиями трудотерапии в нервно-психиатрической клинике. Рассматривал понятие стиля деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Инициатор ряда мероприятий, связанных с профессиональным просвещением и профессиональной консультацией, в частности введения в общеобразовательные школы предмета "Основы производства. Выбор профессии".

Сочинения. Путь в профессию. Л., 1974;

Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983;

Как выбирать профессию. Книга для учащихся. М., 1984;

(Ред.) Человек и профессия. Серия сборников. 1976-1986;

Введение в психологию труда. М., 1988;

КЛИМОВ Евгений Александрович

(р. 1930) - российский психолог, специалист в области психологии труда, профессионального образования и профориентации. Ученик B.C. Мерлина. Д-р психологических наук (1969), профессор (1970). Чл.-кор. АПН СССР (1974), д. чл. АПН СССР (1985), д. чл. РАО (1992). Президент РПО (с 1994). Зав. кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1983), декан фак-та психологии МГУ (1986-2000). Председатель научно-методических советов учебно-методического объединения ун-тов РФ по психологии и по педагогическому образованию в ун-тах РФ (1988-2000). Гл. ред. журнала Вестник Московского университета. Серия 14. Психология (1986-2000). Награжден почетным знаком За заслуги в развитии системы профтехобразования (1988) и профессиональным орденом Международной Академии психологических наук За заслуги в психологии (1998). Награжден Московским ун-том премией им. М.В. Ломоносова за цикл учебников и учебных пособий по психологии труда (1999). Окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического фак-та Казанского ун-та (1953). Профессиональную научно-преподавательскую деятельность начал на кафедре педагогики и психологии Казанского ун-та (под руководством проф. B.C. Мерлина, 1953- 1968) и одновременно (1953-1956) преподавал логику и психологию в средней школе. В 1959 г. защитил канд. дис. по психологии на тему Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов, в которой выдвинул идею возможной одинаковой эффективности разных стилей трудовой деятельности в противовес навязывания рабочим некоего передового опыта новаторов, как лучшего и единственного в своем роде (Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода, Казань, 1958). Проблема индивидуального стиля деятельности стала одной из основных в его дальнейших исследованиях. В 1968 г. К. защищает докт. дис: Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, в которой показывает, что эффективность деятельности человека в массовых рабочих профессиях выше, если человек рассматривается не как типовая живая машина, а как субъект, создающий индивидуально-своеобразную систему способов своей деятельности. Результаты исследований были отражены в монографии Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам труда, учения, спорта (Казань, 1969). В 1968 г. получает приглашение возглавить отдел психологии труда ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР (Ленинград, 1968-1976). Здесь под его руководством разрабатывались вопросы профориентации и психологического консультирования в области профессионального самоопределения. Была разработана широко применяемая в практике классификация профессий как многопризнаковых объектов (Школа... а дальше?, Л., 1971). Создана программа профессиографического описания конкретных видов труда в целях профориентации, использованная при изучении множества профессий. Под ред. К. в 1970-е гг. в Ленинграде были опубликованы сборники Человек и профессия (8 выпусков), содержащие проф-ориентационные описания специальностей, упорядоченых по типам (профессии социономические, технономические, биономические, сигнономические и эргономические). Разработана также информационно-поисковая система Професси-ография, служившая информационным средством в работе профконсультанта и оптантов. В 1976 г. К. вновь возвращается к преподавательской деятельности в качестве профессора кафедры психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена (ныне - Российский государственный педагогический университет). В 1980 г. получает приглашение работать в Москве на факте психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, где в 1983 г. возглавляет кафедру психологии труда и инженерной психологии, а с1986 по 2000 г. являлся деканом фак-та психологии. Основное направление исследований К. в этот период смещается в область изучения особенностей профессионального сознания и самосознания. Был установлен факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира и профессионального самосознания в зависимости от типа профессии (Образ мира в разнотипных профессиях, М., 1995; Психология профессионального самоопределения, Ростов-на-Дону, 1996). В 90-е годы объектом его исследований становятся профессиональные конфликты и их психологические источники (Конфликтующие реальности в работе с людьми: психологический аспект, М.- Воронеж, 2001), а также работа по созданию учебников и учебных пособий, в том числе: Введение в психологию труда, М., 1988, 1998; Психология. Учебник для средней школы, М., 1996; Основы психологии, М., 1997 /учебник для студентов - не психологов; Основы психологии. Практикум, М., 1999. Для студентов педагогических вузов написано учебное пособие Психология: воспитание и обучение, М., 2000. Общим достоинством этих учебников является то, что психика представляется в ее регулирующей функции в жизни людей и общества, научное представление о психических процессах, личности, сознании и самосознании оказывается необходимой составляющей картины мира современного человека. Кроме этого, К. автор монографий: Психология профессионала, М.-Воронеж, 1996; История психологии труда в России, в соавт., М., 1992. Л.А. Карпенко, О.Г.Носкова

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым. Схематично эту классификацию можно представить в виде пирамиды из четырех ярусов: типы профессий, классы профессий, отделы профессий. Пустой прямоугольник на вершине предназначен для обозначения будущей профессии человека.

Первый ярус классификаций. Типы профессий. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности.

По первому признаку - предмет труда - все профессии и специальности можно разделить на пять типов.

1. Человек - живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны, например, с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда.

Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, рыбовод и др.

2. Человек - техника (и неживая природ) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Сюда относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением (слесарь-ремонтник, водитель, механик). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а так же по сборке и монтажу электрооборудования (токарь, сборщик часов, инженер). В тех случаях, когда труд специалиста направлен на монтаж, ремонт сооружений и конструкций - это тоже описываемый тип профессии (архитектор, строитель, техник-сантехник). В этот же тип профессий включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, по переработке продуктов сельского хозяйства, по добыче или обработке горных пород, грунтов.

3. Человек - Человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовые, торговые, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людей или коллективами.

4. Человек - знаковая система (З). Естественные и искусственные знаки, условные знаки, символы, цифры, формулы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки и т.п. - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа (программист, экономист, языковед, топограф).

5. Человек - художественный образ (Х). Явления, факты художественного отображения действительности, т.е. в этом типе труд связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью. (художник, актер, писатель).

[Прощицкая Е.Н. «Практикум по выбору профессии». - М.: Просвещение, 1995 Стр. 10-13]

Второй ярус классификации. Классы профессий.

В пределах каждого типа профессий выделяются их класс по признаку целей. Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные работы, они могут быть сведены к трем большим классам: узнать, преобразовать, придумать.

1. Гностические профессии (Г) - от др. греческого «гнозис» - знание. Поэтому в тех случаях, когда деятельность человека как конечный продукт предполагает узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным признакам, оценивать, исследовать, она будет относится к гностической.

Ч-П: лаборант, дегустатор.

Ч-Т: контролер готовой продукции, мастер-диагност.

Ч-Ч: следователь, социолог.

Ч-З: корректор, бухгалтер-ревизор.

Ч-Х: искусствовед, театровед.

2. Изыскательные профессии(И). В этом классе профессий на передний план выступает та цель деятельности, которая предлагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения. Этот класс невелик по количеству профессий.

Ч-Т: инженер-конструктор.

Ч-Ч: воспитатель, агент по снабжению.

Ч-З: программист, математик.

Ч-Х: дизайнер, композитор.

3. Преобразующие профессии (П). Цель деятельности в этом классе: изменение свойств, состояния предмета труда или сохранение его свойств, состояний в определенных предметах.

Ч-П: зооинженер, агроном.

Ч-Т: слесарь, токарь.

Ч-Ч: учитель, психолог.

Ч-З: чертежник, бухгалтер.

Ч-Х: цветовод-декоратор, художник-оформитель.

Третий ярус классификации. Отделы профессий.

Класс профессий в свою очередь подразделяется на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства. Таких отделов можно назвать четыре:

1. Профессии ручного труда (Р). Примеры: фельдшер-лаборант, слесарь, картограф.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем: оператор станков, машинист котельной, аппаратчик.

4. Профессии, связанные с преобразованием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мыслительные эталоны: певец, учитель, актер.

Четвертый ярус классификации. Группы профессий.

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы:

1. Работав условиях микроклимата, близких бытовым «комнатным» (Б). Лаборанты, бухгалтера, операторы.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О). Агроном, монтажник, инспектор ГАИ.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под землей, при повышенных или пониженных температурах и т.д. (Н). Водолаз, пожарный, шахтер.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, большие материальные ценности (М). Учитель, следователь.

Используя условные обозначения, можно дать обзорную «карту» мира профессий, а так же составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии - мечте.

[Е.А. Климов, «Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1996 г. С.264-270]

Описательные психологические характеристики типов профессионалов.

(по Е.А. Климову)

1. Представители профессий типа «»Человек-природа».

В профессиях данного типа мир видится, усматривается работником и волнует его, прежде всего со стороны имеющих место биотических и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области. Профессионалы выделят и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в сознании многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях «судьбы» чего-либо живого.

Цивилизация, культура человечества - это прежде всего культура сельскохозяйственного производства, земледелия, животноводства, пчеловодства и т.п. Люди - потребители «даров» природы и производители продукции, истоки которых находятся в природе же. Международные отношения - это то, что делается в человеческом мире в связи с охраной природы или использование ее «даров» и профессиональных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии.

Представители профессий этого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как предмете труда.

Умения, которые должны быть развиты: способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение планомерно наблюдать биологические объекты, умение предугадывать события в каким-то сложном биологическом процессе, должен быть необходимый кругозор в общих основах и узко специальной области растениеводства, животноводства, микробиологии, в обслуживающих их соответствующих областях фундаментального знания; знание назначения и возможностей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства.

Исполнительно-двигательная активность: разнообразна от навыков рисования до управления машинами и их комплексами, иногда бережные движения, иногда - многократно повторяющиеся ручные усилия и значительные физические нагрузки.

Познавательные процессы: хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение.

Личные качества: настойчивость в достижении отсроченных целей, бережность и аккуратность, любовь к природе, нестандартность мышления, терпение.

Противопоказания: слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, серьезные дефекты зрения, отсутствие интереса и уважительного отношения к «живому».

2. Представители типа «Человек-Техника».

Мир видится, усматривается прежде всего со стороны того, как наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой.

Цивилизация, культура, история - это достижения научно-технической революции. Создание придумок указанного рода - электродвигателей, радио, ЭВМ.

Условия существования и развития человека - это здания, сооружения, транспортные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и электроэнергией.

Деятельность людей - это научно-технические расчеты, автоматизация технологией производства. Создание грандиозных сооружений и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное применение новейших достижений техники.

Представители этого типа производят вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают машины, механизмы, приборы, обрабатывают различные материалы.

Исполнительно-двигательная активность:: монтаж, сборка, наладка, регулировка, ремонт, демонтаж - т.е. ручной труд.

Знание, умение: умение разбираться в чертежах и схемах, умение мысленно представлять устройство механизма, процессы рабочего взаимодействия, движения их составляющих, кругозор в области естественных наук: физике, математике, химии, знать устройство и функции приборов, машин, инструментов.

Познавательные процессы: сосредоточенность, распределение и переключение внимания, хорошее зрение, линейный и объемный глазомер, пространственное воображение, память на числовые параметры разного рода, хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве, способность быстро принимать решения.

Личные качества: эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенная чувствительность, деловитость, способность работать самостоятельно, аккуратность, добросовестность, любовь к технике, находчивость, дисциплина, осторожность, решительность в сложных ситуациях.

Противопоказания: нарушение опорно-двигательного аппарата, органов чувств, слабое физическое здоровье.

3. Представители типа «Человек - Человек».

Мир видится, усматривается работником и волнует его, прежде всего со стороны наполненности окружающего разными, разнообразными, разномыслящими и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями.

Цивилизация, культура, история человечества - это народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. Международные отношения - это политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различимыми социальными системами.

Деятельность человечества, людей - это приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями.

Представители этого типа умеют руководить группами, коллективами, учить и воспитывать людей, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей.

Исполнительно-двигательная активность: речевые действия, выразительные движения (мимика, пантомимика), точность и координация движений (в медицине).

Умения, знания - умение слушать и слышать, понимать другого человека и именно его внутренний мир, кругозор в области гуманитарного знания, знание психологии человека, четкость, связность и ясность речи.

Познавательные процессы: наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир.

Личные качества: способность сопереживать другому человеку, наблюдательность, отзывчивость, доброжелательность, терпение, снисходительность, творческий склад ума, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами стремительного движения, развития, выдержка, способность «не выходить из себя», принципиальная требовательность к себе и другим.

Противопоказания: дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, медлительность, равнодушие к людям.

4. Представители профессий типа «Человек-Знание».

Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны упорядоченности, развитости, изученности, учтенности и подсчитанности разнообразных его составляющих.

Цивилизация, культура, история человечества - это прежде всего письменность, почтовая и иная информационная связь, формулировки правовых норм.

Международные отношения - это информационно-технические связи.

Деятельность человека - автоматизация связи, документопроизводства, обеспечение законности и правопорядка, совершенствование измерений, систем единиц измерения величин, совершенствование средств фиксации фактов, информационного обеспечения жизни общества.

Представители профессий умеют хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах, документах, текстах, они создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги, чертежи, карты.

Исполнительно-двигательная активность: обычно сильно свернута, важны быстрые и точные, координированные движения пальцев рук, хороший четкий и красивый почерк.

Познавательные процессы: вдумчивость и систематичность, хорошее сосредоточение внимания на знаковом материале, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию большого объема, важны аналитичность и критичность в восприятии знакового материала, хорошее владение письменной речью, безупречная грамотность.

Личные качества: эмоциональная устойчивость, чувство слова, контекста, важны скрупулезность, аккуратность, систематичность в работе, находчивость, интеллектуальная инициатива, способность контролировать ход и правильность своих умственных действий, усидчивость, настойчивость, терпение.

5. Представители профессии типа «Человек-Художественный образ».

Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и принести в нее красоту, удобство.

Цивилизация, культура, история человечества - это достижения художественного толка, причем часто вполне конкретные.

Условия существования и развития человека - это система расселения людей, жилые кварталы, парадные площади города, пространство для отдыха в проектируемом жилом помещении, пространство для рукоделия.

Профессионально важные качества: всестороннее знание предметной области и мира прошлой и современной культуры, жизнь общества, развитое цветоощущение (изобразительное искусство), яркие слуховые представления, тонкое различие качеств звуков (музыка), умение чувствовать и изображать личность героя (актер), важны нестандартный ум, мышление, неограниченное шаблонами, эстетическое чувство, чувство красивого, художественный такт, непринужденность, смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений.

[Е.А. Климов, «Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1996 г. С.289-324]

М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996 — 400 с.
Оглавление.
Предисловие автора.
РАБОТЫ, ОБРАЩЕННЫЕ К НЕПСИХОЛОГАМ.
Психология для профессиональной педагогики.
Индивидуальный подход при обучении рабочих на производстве новым приемам труда.
Матч между передовым опытом и индивидуальным стилем работы.
Опознавательной составляющей в практическом труде.
Алгоритмизация обучения профессионально-трудовым действиям и индивидуальные особенности человека.
Основные проблемы психологии в связи с задачами профтехобразования.
О структуре среды субъекта деятельности.
К информационно-психологической поддержке начинающего профессионала.
О профессиональном самосознании.
О профессиональной пригодности.
Психика как реальность. Психические регуляторы поведения.
Развивающийся человек в мире профессий.
Допрофессиональное развитие субъекта. Труд и Руководство профессиональным самоопределением.
Психологические особенности подростка и некоторые вопросы трудового воспитания в семье.
Общая сетевая модель разработки комплексной проблемы «Профориентация».
Правильный выбор профессии и методика профессиональной консультации.
Общая характеристика состояния и задач научных исследований по комплексной проблеме «Профориентация».
Старшекласснику о выборе профессии.
Человек и его профессия.
Эксперимент и психолого-педагогическая профконсультация.
Психологическое содержание труда и вопросы воспитания.
О принципах подготовки молодежи к труду и выбору профессии.
Некоторые общие вопросы.
Социальное и биологическое в контексте проблемы формирования профессиональной пригодности.
Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания.
Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза.
РАБОТЫ, ОБРАЩЕННЫЕ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СООБЩЕСТВУ.
На подступах к индивидуально-типологическим особенностям профессионала.
К вопросу о роли индивидуальных особенностей интеллектуальной сферы в производственном труде.
Индивидуальные различия в трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с диагностическими испытаниями подвижности нервных процессов.
Некоторые особенности моторики и связи с типологическими различиями по подвижности нервных процессов.
О некоторых проявлениях индивидуального стиля учителя.
Немного истории и некоторые общие вопросы.
Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия.
Психологическое знание о труде в сочинениях М. В. Ломоносова.
Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога.
Реплика о структуре профессионализма и профессионала.
Примечания.

М.: Академия, 2004 - 304 с.

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Формат: djvu / zip

Размер: 3,08 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ I. ИСХОДНЫЕ «ПРЕДНАСТРОЙКИ», ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
Глава 1. О внутренних (психологических) трудностях освоения предлагаемого курса
1.1. Трудности ориентации
1.2. Трудности познания обсуждаемой предметной области
1.3. Дилемма жизненного пути
1.4. Самоопределение и «психологический портрет» человека в общественном сознании
Глава 2. Профессиональное самоопределение: предметная область, средства, ожидаемые результаты активности
2.1. Некоторые общие положения
2.2. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции педагога, родителя
2.3. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции врача
2.4. Социологические, экономические, правовые аспекты проблемы профессионального самоопределения
2.5. Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения
2.6. О соотношении понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация», «профконсультация»
Глава 3. Взаимное соответствие человека и его работы
3.1. Пути установления соответствия личных качеств человека и требований деятельности
3.2. Индивидуальный стиль деятельности как выход из конфликта между особенностями субъекта и требованиями работы
Глава 4. Основные принципы профессионального самоопределения
4.1. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением
4.2. Некоторые принципы самовоспитания и саморегуляции учащегося в связи с профессиональным самоопределением
ЧАСТЬ II. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССИЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛА
Глава 5. Понятие «профессия»
5.1. Профессия как общность
5.2. Профессия как область приложения сил
5.3. Профессия как деятельность и область проявлений личности
5.4. О других терминах, характеризующих причастность человека к профессиональному труду
5.5. Профессия как исторически развивающаяся система
5.6. Профессия как реальность, творчески формируемая субъектом
Глава 6. Некоторые необходимые понятия и представления психологического профессиоведения
6.1. Обзорная классификация продуктов профессионального труда
6.2. О заданных (социально фиксированных, «объективных») и субъективно принятых профессионалом целях деятельности
6.3. О разнообразии внутренних условий деятельности
6.4. Обзорная классификация условий деятельности профессионала
6.5. О разнообразии средств деятельности
6.6. Обзорная классификация средств деятельности профессионала
6.7. Общезначимое и индивидуально своеобразное в системе средств и условий труда профессионала
Глава 7. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи
7.1. Общие положения
7.2. Первый ярус классификации. Типы профессий
7.3. Второй ярус классификации. Классы профессий
7.4. Третий ярус классификации. Отделы профессий
7.5. Четвертый ярус классификации. Группы профессий
7.6. Понятие «формула профессии»
7.7. Вариант обзорной классификации профессий по признакам предметной области труда и формы необходимого образования
Глава 8. Образ мира у разнотипных профессионалов
8.1. Общие положения
8.2. Описательные психологические характеристики типов профессионалов

«Человек-природа» (П)
О представителях профессий типа
«Человек-техника» (Т)
О представителях профессий типа
«Человек-человек» (Ч)
О представителях профессий типа
«Человек-знаковая система» (3)
О представителях профессий типа
«Человек-художественный образ» (X)
8.3. Некоторые вопросы теории и практики профессионального самоопределения в связи с профессиональной относительностью психического склада человека
ЧАСТЬ III. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Глава 9. Обзорная характеристика допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда
9.1. Дошкольный онтогенез
9.2. Школьный онтогенез
Глава 10. Проектирование профессионального жизненного пути («выбор профессии»)
10.1. Проблема «предначертанности» или «рукотворности» профессионального жизненного пути
10.2. Общая структура ситуации и схема решения задачи «выбор профессии»
Глава 11. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития
11.1. Некоторые общие положения
11.2. Биографические кризисы
11.3. Основные варианты и фазы развития профессионала
Заключение
Приложение. Примерные краткие описания профессий для профессионального просвещения учащихся
Профессии типа «Человек-живая природа»
Профессии типа «Человек--техника и неживая природа»
Профессии типа «Человек-человек»
Профессии типа «Человек-знаковая система»
Профессии типа «Человек-художественный образ»