Американская фотохудожница Вивиан Майер (Vivian Maier): биография, лучшие работы. Вивиан майер

Недавно мы рассказывали о - талантливом фотографе из Ленинграда, которая всю жизнь считала свои способности ничтожными, а потому тысячи ее снимков были обнаружены только спустя несколько лет после ее смерти. История мировой фотографии знает еще одну талантливую женщину-фотографа, которая всю жизнь скрывала свой дар от окружающих - это Вивиан Майер.


Имя фотографа неожиданно открыл бывший риэлтор Джон Малуф, который в 2007 году купил коробки с негативами на аукционе, где они были выставлены на продажу из-за неуплаты за услуги хранилища. Всего в архиве было более 100 тысяч негативов, частично непроявленных, и около 3 тыс. фотоотпечатков. Кроме того, коллекция содержала любительские кинофильмы на 8-мм и 16-мм киноплёнке, а также большое количество уличных интервью, записанных на магнитофон. Уже в октябре 2009 года имя Вивиан Майер получило известность после публикации фотографий на фотохостинге Flickr, однако их автор ушла из жизни за полгода до этого события.



Узнать что-либо о жизни Вивиан оказалось нелегко, потому что родственников, знавших ее при жизни, найти не удалось.



Вивиан Дороти Майер родилась в Нью-Йорке 1 февраля 1926 года. Росла она во Франции, но потом вернулась в Штаты. Сначала она работала в кондитерском магазине, а в возрасте 30 лет перебралась в Чикаго, где на протяжении 40 лет работала няней и сиделкой. Гуляя с детьми по городу целыми днями, Майер постоянно фотографировала уличную жизнь, никому не показывая готовые фотографии. Благодаря такому образу жизни фотохудожница получила у городских жителей прозвище «Мэри Поппинс с камерой».



Несмотря на то, что Вивиан не получила профессионального образования, а только брала уроки фотографии у подруги, ее снимки поражают своим высоким уровнем: техникой съемки, выбором сюжета, необычным светом и т.д. Особенностью ее стиля является также то, что ей удавалось приблизиться к своим персонажам практически вплотную.



Незадолго до смерти Майер семья Гинзбургов, в которой она работала в 1960-е и которая никогда не порывала связи со своей няней, купила для неё небольшую квартиру в хорошем районе. Последний год её жизни, после полученной на улице от падения на льду травмы головы, прошёл в доме престарелых, где она и скончалась 21 апреля 2009 года.

Для внешнего мира Вивиан Майер была только няней и домработницей из Чикаго. Однако ее скрытый талант фотографа был признан только после ее смерти в 2009 году, когда Джон Малуф купил на аукционе 100 000 ее негативов и издал книгу.

Майер провела большую часть своей жизни, блуждая по улицам Чикаго с камерой Rolleiflex и печатая удивительные черно-белые снимки, которые передавали все стороны жизни Америки середины прошлого столетия.

Вивиан не получила за свои фотографии ни копейки, однако назвать ее любителем просто не поворачивается язык. Она никому не показывала своих фотоснимков, никто даже не знал о ее увлечении. При этом она оставила настоящий архив-фоторепортаж, по которому сейчас можно составлять лекции для студентов о жизни, моде, традициях и культуре того времени.

Слава к фотохудожнице-любительнице Вивиан Майер (1926-2009) пришла только после ее смерти. Причем открытие ее творчества стало одним из самых значительных событий в мире современной фотографии.

Почти 40 лет Вивиан проработала гувернанткой в разных семьях. Ее любимым хобби было делать снимки уличной повседневной жизни. Все ее снимки сделаны хорошим среднеформатным аппаратом Rolleiflex.

В течение года Вивиан Майер снимала почти 200 пленок - то есть на самом деле работала она как хороший профессионал.

Публикация же работ фотохудожницу, похоже, совершенно не интересовала. Но тем не менее свой огромный архив, насчитывающий более 100 000 негативов, она бережно хранила.

Эту гигантскую коллекцию совершенно случайно на одном из аукционов купил историк Джон Малуф всего за 400 долларов.

Достоверных фактов о жизни Вивиан Майер сегодня известно очень мало. До конца невыясненным остается вопрос даже о месте ее рождения.

Одни источники говорят, что Вивиан родилась во Франции, по другим источникам она является уроженкой Нью-Йорка.

Ее мать, Мария Джоссод, была француженкой, а отец Чарльз Майер - австрийцем. В детстве Вивиан несколько раз переезжала из Франции в США, но, где она жила, находясь во Франции, неизвестно.

В 1951 году, когда Вивиан было 25 лет, она переехала в Нью-Йорк и некоторое время работала в одной из кондитерских. В 1956 году она нашла работу няни и 40 следующих лет посвятила этой деятельности, причем целых 14 лет проработала в одной семье.

Свои выходные дни она проводила, гуляя по улицам и делая фотоснимки. В период между 1959 и 1960 годами Вивиан объехала множество стран, побывала в Таиланде, Египте, Индонезии, Вьетнаме, Тайване и других странах. И в каждом городе, который она посещала, Вивиан делала множество фотографий.

Со временем архив быстро разрастался, а все коробки, в которых хранились материалы, Вивиан всегда перевозила с собой на новое место работы.

Так, один из ее работодателей говорит, что насчитал 200 коробок, которые привезла с собой новая гувернантка.

Кроме фотографий и негативов Вивиан хранила множество старых газет и аудиозаписей разговоров, которые она вела с некоторыми из людей, запечатленных на ее снимках.

На кинопленках из ее архива есть множество совершенно бессюжетных роликов - например, съемки из окна поезда.

Вивиан Майер любила носить огромные широкополые шляпы и мужские брюки. Она была феминисткой и разделяла социалистические идеи.

Характер у нее был очень замкнутый, но при этом ей каким-то чудесным способом удавалось прекрасно ладить с детьми.

Ближе к концу жизни Вивиан Майер на некоторое время стала бездомной и жила на социальное пособие.

Но дети, которых она когда-то воспитывала, узнав о ее бедственном положении, собрали для нее средства, купили ей квартиру и оплачивали ее счета.

В 2008 году в возрасте 82 лет Вивиан неудачно поскользнулась на льду, упала и сильно ударилась головой.

Ей так и не удалось оправиться от травмы, и через год она умерла в доме престарелых.

В Чикаго есть такая услуга: камеры хранения за умеренную плату берут на хранение всякие вещи, которые хозяевам девать уже некуда, а выкинуть пока жалко.

Как только хозяева перестают вносить плату за хранение своих «сокровищ», их немедленно выставляют на аукцион.

На одном из таких аукционов, проводившихся в 2007 году, 26-летний агент по недвижимости Джон Малуф (John Maloof) купил огромную коробку со старыми негативами за небольшую цену. Малуф совершил покупку вслепую и поначалу совершенно не придавал ей значения.

Но когда он приступил к проявке пленок, то быстро понял их настоящую стоимость. Он опять обратился на тот же аукцион и выкупил остальные коробки, в которых было несколько тысяч непроявленных пленок.

Джон Малуф целый год разбирал эти ящики, пока, наконец, не наткнулся в одном из них на конверт с именем хозяйки этого архива.

По запросу «Vivian Maier» в интернете Джону Малуфу удалось найти только краткий некролог - больше никакой информации не было. Тогда Малуф приступил к поискам семей, в которых когда-то работала Вивиан Майер.

Так ему удалось собрать еще несколько коробок с газетными вырезками, сделанными Вивиан, фототехнику, с которой она работала, и множество проявленных фотографий.В 2011 году в Chicago Cultural Center состоялась первая дебютная выставка фотографий Вивиан, а недавно Малуф опубликовал книгу о Вивиан Майер.

Правда, сейчас можно найти утверждения, что Джон Малуф с самого начала знал, кому принадлежат снимки, что купил он их в то время, когда Вивиан еще была жива, и что он прекрасно понимал, какую ценность он приобретает. Но это всего лишь одна из версий.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Информацию об этой женщине вы вряд ли найдете. Она не знаменитый фотограф. При ее жизни ни одна ее работа даже не была опубликована.

В 2009 году агент по недвижимости Джон Малоф купил несколько коробок со склада хранения, принадлежавших неизвестно кому. В этих коробках он нашел около 100 000 негативов и непроявленных пленок. Когда он начал сканировать их, у него перехватило дыхание.

Негативы стали превращаться в великолепные снимки, которые были сняты в 60-70-е годы. Эти фотографии принадлежали Вивиан Майер. На следующий же день Джон получил более 200 предложений снять фильм о ней и ее жизни.

В день памяти Вивиан Майер сайт решил вспомнить историю этой удивительной женщины.

Вивиан всю жизнь фотографировала, но никому не показывала свои работы. Отщелкивая 200 пленок в год, она проявляла их в собственной комнате, превратив ее в фотолабораторию.

Она никогда не зарабатывала на своем увлечении, более того, круг ее знакомых никогда не знал об этой страсти к фотографии. И лишь после смерти, случайно, эти кадры стали частью истории.

Большую часть своей жизни она прожила в Чикаго и работала гувернанткой в обеспеченных семьях. В свободное время Вивиан блуждала по улицам своего города с камерой. Сделанные фотографии очень хорошо передают культуру американской жизни середины прошлого столетия.

Она носила мужские брюки, мужские туфли и практически всегда широкополую шляпу. Вспоминая какой она была, ее бывшие воспитанники так описывали свою няню: «Она была социалисткой, феминисткой, кинокритиком и из той породы людей, что всегда говорят правду в лицо, какой бы она ни была».

Имя Вивиан Майер (Vivian Maier) небезызвестно тем, кто интересуется историей американского фотоискусства. История гувернантки, которая всю жизнь увлекалась уличной фотосъемкой, хранила отснятые пленки, но не печатала своих работ, приобрела всемирную известность после того, как архив ее фотоматериалов был выкуплен с аукциона в Чикаго за 400 долларов агентом по недвижимости Джоном Малуфом.

При ее жизни ни одна ее работа даже не была опубликована.

В 2009 году агент по недвижимости Джон Малоф купил несколько коробок со склада хранения, принадлежавших неизвестно кому. В этих коробках он нашел около 100 000 негативов и непроявленных пленок. Когда он начал сканировать их, у него перехватило дыхание.

Негативы стали превращаться в великолепные снимки, которые были сняты в 60-70-е годы. Эти фотографии принадлежали Вивиан Майер. На следующий же день Джон получил более 200 предложений снять фильм о ней и ее жизни.

Вивиан всю жизнь фотографировала, но никому не показывала свои работы. Отщелкивая 200 пленок в год, она проявляла их в собственной комнате, превратив ее в фотолабораторию.

Вопрос о собственном творчестве и искусстве для женщин слишком часто начинается с одного и базового: «Как это вообще возможно — быть женщиной и при этом быть художницей?» Или — в более прямом варианте: «Как выжить, если ты женщина и хочешь серьезно заниматься искусством? Как найти для этого место? Деньги? И особенно время?» Несмотря на то что информации о жизни Вивиан Майер мало, даже по этим сведениям видно, насколько осознанными и независимыми были ее личные стратегии.

Жанр Майер, ее язык — уличная фотография, фиксирующая повседневность. Она создает сюжет как бы из ничего — из повседневных сцен, которые обычно остаются незаметными и никогда не кажутся достойными специального внимания. Дети, играющие на пляже. Пьяница, которого уводят под руки.

Расплакавшаяся девочка. Свалка коробок. Ссора с полицейским. Разговор пожилых женщин. Лица случайных прохожих. Ее интересуют детали: руки, ноги людей, ботинки, фактура обгоревшего кресла, вывеска забегаловки, афиша, фрагмент платья или прически. Куда уж более обыденно? Как в разговоре по оговоркам и интонации можно узнать о человеке больше, чем по словам, — так же и Майер в своих снимках фиксирует детали как оговорки, непреднамеренные и бессознательные, а потому наиболее точные и подлинные свидетельства реальности.

Сформированная кадром микросценка обретает масштаб события. Вот Майер снимает, как дети идут из школы: ну что в этом такого интересного, казалось бы? Но за три минуты мы успеваем увидеть маленький индивидуальный жест в каждом проходящем мимо ребенке, понаблюдать, как они реагируют на камеру, рассмотреть одежду и прически, узнать в детях себя или своих детей и знакомых, поразиться сходству, поразиться отличию. И так в каждом кадре. Поэтому, посмотрев около 30 фотографий и несколько фильмов, можно отчетливо представить точный психологический портрет Чикаго и Нью-Йорка 1960—1970-х.

Она никогда не зарабатывала на своем увлечении, более того, круг ее знакомых никогда не знал об этой страсти к фотографии. И лишь после смерти, случайно, эти кадры стали частью истории.

Большую часть своей жизни она прожила в Чикаго и работала гувернанткой в обеспеченных семьях. В свободное время Вивиан блуждала по улицам своего города с камерой. Сделанные фотографии очень хорошо передают культуру американской жизни середины прошлого столетия.

Она носила мужские брюки, мужские туфли и практически всегда широкополую шляпу. Вспоминая какой она была, ее бывшие воспитанники так описывали свою няню: «Она была социалисткой, феминисткой, кинокритиком и из той породы людей, что всегда говорят правду в лицо, какой бы она ни была».

Еще одна характерная черта снимков Майер — внимание к уязвимости и интимности. В кадре чаще всего появляются женщины, дети, старики или пожилые люди, афроамериканцы, бедняки, бездомные, животные, работяги. Влюбленные, уязвимые в своей искренности и невозможности скрыть возникшую между ними близость. Люди на пляже, уязвимые в своей телесной неловкости и наготе. Она часто выбирает ракурс со спины или сбоку, снимает спящих людей. Если это сюжет для фильма, то ее интересуют, например, несчастный случай, последствия торнадо или снос здания. При этом сама она, ее авторство остаются незаметными, мы не ощущаем присутствия ее мнения, оценки или комментария. Майер просто наблюдает, поэтому снимок балансирует между документальным и художественным полями, являясь одновременно и репортажем, и портретом повседневности.

История жизни фотографа-загадки удивляет и покоряет, заставляя задуматься, так ли важно искать признание своим произведениям? Быть может, настоящее искусство не нуждается во внешних оценках, быть может, все живое должно быть создано без желания угодить и остаться в истории.



Сегодня эксперты ставят работы Вивиан Майер в один ряд с известными уличными фотографами 20 века. Долгое время творчество принадлежало только ей, более того, никто так и не может сказать, успела ли узнать Вивиан о своем успехе и признании до смерти.

Неизвестно, была ли Вивиан Майер знакома с современной феминистской художественной критикой; вполне возможно, что да. В любом случае она определяла себя как феминистку и социалистку (по свидетельству Джона Малуфа, об этом рассказывали ему ранние воспитанники Майер. — Ред .) и уже с конца 50-х вовсю использовала то, что в 70-х будет названо «феминистской оптикой» (и я сейчас не имею в виду камеру Rolleiflex ). Чувствительность к уязвимости, социальной реальности, стремление к анонимности, внимание к деталям и частным «маленьким» проблемам, сознательный отказ включаться в мейнстрим, стремление упорно и глубоко разрабатывать свою тему — эти стратегии исследовательница Люси Липпард определяла как феминистский реализм, пик развития которого пришелся на 70-е.

Ее уличные зарисовки сравнивают с работами великого Анри-Картье Брессона (Henri-Cartier-Bresson), а композиционные решения, которые она использовала, считают близкими Андре Кертесу (Andre Kertesz). Ей так же приписывают дружбу с фотографами Лизетт Модел (Lisette Model) и Жанной Бертран (Jeanne Bertrand), но доподлинно о Вивьен Майер не известно практически ничего - ей удалось пронести тайну о своей любви к фотографии через всю жизнь.

Почти 40 лет Вивьен Майер проработала няней в Чикаго. За это время ей удалось накопить более 2 000 мотков пленки, 3 000 фотографий и 100 000 негативов, о которых при ее жизни никто не подозревал. Фотографии Вивьен Майер оставались неизвестными, а пленки не проявленными и не отпечатанными, до того, как они были обнародованы в 2007 году на торгах в чикагском аукционном доме. С молотка из-за неуплаты уходили ее архивные боксы, полные негативов, которые вскоре произвели настоящий фурор.

Это канонические изображения архитектуры и уличной жизни Чикаго и Нью-Йорка. Именно вначале 50-х годов Вивьен решает серьезно заняться фотографией и меняет свой Kodak Brownie на дорогостоящий Rolleiflex и начинает снимать на средний формат. Она редко делала более одного кадра каждой сцены и, в основном, ее занимали дети, женщины, пожилые и бедняки. В ее фотографиях найдутся и поразительные автопортреты, сделанные во время ее путешествий в Египет, Бангкок, Италию, американский Запад и дюжину других городов по всему миру.

Очевидно одинокая, ведомая своими личными мотивами, Вивьен Майер была прирожденным фотографом, и в своих неординарных фотографиях сумела запечатлеть саму суть Америки. Майер была бездетна, но много лет работала няней, что, судя по всему, позволяло ей не думать о таких нуждах, как еда, одежда, кров и посвятить все свое время фотографии и документированию сложной красоты жизни.

За последние два года было открыто 11 персональных выставок фотографий Вивьен Майер в США и Европе. В 2011 году в свет вышла первая монографическая книга, опубликованная издательством powerHouse, Вивьен Майер: Уличный фотограф (Vivian Maier: Street Photographer), в 2012 - Вивьен Майер: Вне Тени (VivianMaier: OutofShadows).

Что касается загадочной истории с фотоархивом Вивиан Майер, то его действительно выкупил Джон Малуф. Личные вещи еще при жизни Вивиан находились в чикагской камере хранения, после ее смерти за ячейку перестали платить и все, что принадлежало фотохудожнице, ушло с молотка, было выкуплено за бесценок. Когда Джон Малуф проявил пленки, оказалось, что к нему в руки попала настоящая энциклопедия американской жизни 20 столетия. Помимо сотен отснятых пленок, в архиве были кассетные аудиозаписи разговоров, которые Вивиан вела с прохожими, и вырезки из старых газет.

Джону Малуфу удалось разыскать семьи, с которыми жила Вивиан, ее бывшие воспитанники передали ему оставшиеся личные вещи фотохудожницы и тот самый фотоаппарат, которым она пользовалась. Джон Малуф разместил снимки в сети Интернет, вскоре многие галереи мира высказали желание провести выставки неординарных работ. Презентация коллекции снимков Вивиан Майер прошла в одном из выставочных залов в Чикаго. Сейчас Джон готовит к публикации книгу с фотоиллюстрациями о судьбе никому неизвестной при жизни, но популярной после смерти художницы.

Чопорная, с иностранным акцентом, Майер работала няней в ряде семей Чикаго в 1950-70-х гг. Одним из непреложных требований, которые она предъявляла своим работодателям, было наличие надежного замка на двери ее спальни. Только после смерти Вивиан Майер обнаружилось, что эта в высшей степени замкнутая и закрытая женщина была великим уличным фотографом наравне с Элен Левитт и Гарри Винограндом. Одержимая фотографией и много снимавшая, Вивиан Майер никогда никому не показывала свои снимки, и после ее смерти тысячи их остались непроявленными.

Вивиан Майер / Vivian Maier. 10 сентября 1955 года, Анхайм, Калифорния. Из книги «Вивиан Майер: автопортреты», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

Вивиан Майер: автопортреты

На прошлой неделе я побывала на американской премьере фильма «Открытие Вивиан Майер» , прошедшей в рамках фестиваля . Фильм был заявлен как «изюминка» фестиваля, программа которого включала великолепные документальные картины. Фильм, одновременно тревожащий и восхитительный, является попыткой приоткрыть завесу тайны над жизнью Майер и создает убедительный, с оттенком горечи, портрет удивительно непростой женщины. По словам Чарли Сискела (Charlie Siskel), создавшего фильм вместе с Джоном Малуфом (John Maloof), «это была бы великолепная история, даже если бы ее фотографии были просто неплохими». А то, что ее фотографии были блестящими, становится «вишенкой на торте».

Чикаго. Из книги «Вивиан Майер: автопортреты», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

Безусловно, главный вопрос, который глубоко исследуется в фильме, заключается в том, почему Вивиан Майер никогда не стремилась найти своего зрителя. Джона Малуфа, молодого человека, который «открыл» Вивиан, купив на одном из аукционов коробку с неизвестными негативами, этот вопрос буквально преследует. Он разыскивает и расспрашивает людей, у которых Майер работала, детей, которых она когда-то воспитывала, он консультируется с признанными фотографами по поводу ее фотографий.

Всплывающие подробности удивительны и иногда противоречивы. Для кого-то она была настоящей Мери Поппинс, а для кого-то — грубой и невоздержанной работницей. Майер до такой степени была осторожна с мужчинами, что можно предположить, что она удовлетворяла себя сама. Зачастую она отказывалась называть свое имя и род занятий людям, позиционируя себя как «загадочную женщину» или «шпиона».

Из всех разговоров и исследований ясно одно: Майер стала няней, чтобы питать свою фотографическую одержимость. В отличие от работы швеи, которой она была до этого, работа няни позволяла ей снимать большинство фотографий на улице. Ее выросшие подопечные вспоминают, как няня вытаскивала их из знакомых безопасных окрестностей в подозрительный и пугающий Чикаго, где бросала на произвол судьбы и неслась прочь — фотографировать.

Вивиан Майер / Vivian Maier. Нью-Йорк, 1953 г. Из книги «Вивиан Майер: автопортреты», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

Вивиан Майер / Vivian Maier. Чикаго, 1957 г. Из книги «Вивиан Майер: уличный фотограф». Издательство powerHouse Books, 2011 г.

«Зрителям однозначно понравится фильм», — поделился мнением режиссер Майкл Мур (Michael Moore) на вопросно-ответной сессии с директорами картины Сискелом и Малуфом, устроенной после показа. По мысли Мура, успешным картину сделало то, что «мир полон людей, которые пишут, рисуют и фотографируют и знают, что их голос никогда не будет услышан. И в то же время… никто не хочет быть забыт».

Выступление Майкла Мура не стоило бы и выеденного яйца без пары высокопарных тирад, которые он с удовольствием и предложил публике. Одну словесную гранату он метнул в обеспеченные классы, затронув кумовство («Если вы простой рабочий и у вас нет богатенького дядюшки, выбиться в люди вам будет непросто»), а другую нацелил на американскую привычку лечить психические заболевания медикаментозными средствами («некоторые из самых одаренных людей, которых я встречал, сумасшедшие… у нас бы не было искусства, поставь мы их на конвейерную ленту… в некотором смысле сумасшествие следует приветствовать, не подсаживая наших детей на лекарства»).

Фото Сары Коулмен. Майкл Мур, Джон Малуф и Чарльз Сискел на фестивале DOC NYC

Малуф, напротив, был скромен и сдержан. «Я не могу не чувствовать неловкости и доли вины, выставляя напоказ работу того, кто этого не желал», — признался он. Частично эта неловкость, безусловно, вызвана тем, что он почивает на лаврах труда Майер, однако, я рада, что этим везунчиком оказался именно такой искренний и ответственный молодой человек, как Малуф. Он красноречиво отзывался о мастерстве и вкусе Майер и признался, что ее работы вдохновили его на занятия фотографией. В ответ на вопрос об авторских правах, заданный из аудитории, Малуф сказал, что достиг договоренности с ныне живущими родственниками фотографа. «Обеспечивая публикацию ее работ, ты должен каждые 10 центов, что получаешь», — подытожил Мур.

Из более чем 150 тысяч негативов, которые Майер проявила за свою жизнь, бо льшая часть — это портреты людей и жанровые сценки. Но существенную долю также составляют автопортреты, подтверждающие предположение Мура о том, что, как и большинство людей, она хотела быть увиденной и хотела остаться в памяти, пусть даже только в своей собственной. Многие из автопортретов опубликованы в монографии «Вивиан Майер: автопортреты» , а некоторые сейчас экспонируются в Howard Greenberg Gallery .

Вивиан Майер / Vivian Maier. Нью-Йорк, февраль 1955 г. Из книги «Вивиан Майер: автопортреты», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

Зеркала, окна, машины, тени на пляжах и кирпичных стенах — Майер решительно и безбоязненно вносит себя в кадр. Эмоциональный диапазон этих портретов достаточно широк. Некоторые кажутся печальными и меланхоличными — Майер обособлена, строга и одинока; на других она выглядит счастливой, а третьи — трогательно причудливы, как на том снимке, где она запечатлела свою тень на песке пляжа с мечехвостом на месте сердца.

Как пишет Малуф в предисловии к книге, пусть мы никогда не узнаем, кем на самом деле была Вивиан Майер, но мы можем взглянуть на нее через «уникальную исповедь» ее автопортретов. И в них мы видим полностью реализовавшуюся и сложную личность, порой лукавую и шаловливую, а порой — углубленную в себя и замкнутую. Даже в самой своей угрюмости и мрачности Майер никогда не переставала созидать и изобретать, выискивая уникальные точки съемки и решения, которые выстраивались в совершенную композицию.

Вивиан Майер / Vivian Maier. Чикаго, 1956 г. Из книги «Вивиан Майер: автопортреты», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

К сожалению, в жизни Вивиан Майер не было «хэппи энда». По мере старения она становилась все более эксцентричной и параноидальной, накапливая груды газет и барахла, выпрашивая дружеского участия и в то же время отгораживаясь от людей. В лечебнице, где она умерла, ее вспоминают как помешавшуюся старую женщину, одиноко сидящую на парковой скамейке. Если бы молодая Вивиан в этот момент проходила мимо, она, несомненно, остановилась бы, чтобы сделать фотографию.

Верно говорят: случай - это псевдоним Бога, когда тот не желает подписываться своим именем. Если бы одним прекрасным утром 2007 года скромный агент по недвижимости Джон Малуф не заглянул на аукцион распродажи старых вещей города Чикаго и не отдал бы кругленькую сумму в 400 долларов за пыльные коробки с негативами, мир еще долго не увидел гениальных портретов никому неизвестной фотохудожницы Вивиан Майер (Vivian Maier) .

О том, кто эта женщина известно немного: хрупкая симпатичная уроженка Нью-Йорка, дочь австрийца и француженки, дожившая до преклонных 83 лет. Много путешествовала, по мировоззрению была феминисткой. На протяжении сорока лет Вивиан смотрела за детьми из богатых семей. Своих детей у нее не было, но молодая девушка оставила после себя другое наследие, истинные произведения фотоискусства, ведь "прекрасная няня" была охвачена сильной страстью - фотографировать все, что "любили" глаза. Часами мисс Майер , не взирая на погоду, бродила по улицам и проспектам различных городов, где ей доводилось бывать, увековечивая на пленке здания, машины, случайных людей. Тысячи "остановленных эпизодов жизни" являют собой эмоциональные и невероятно ностальгические кадры периода 1950-1970 годов.

Через три года после находки ценного архива Вивиан , бросивший свою прежнюю работу Малуф , совместно с известным коллекционером Джеффом Голдштейном (Jeff Goldstein) , организовывают первую выставку Вивиан в Норвегии, затем в Чикаго. Непроявленных кадров так много и все они настолько профессиональны и самобытны, что оцифровка снимков продолжается по сей день. Каждая новая работа - это сенсация среди миллионов поклонников фотографии.

Вивиан старалась увидеть и запечатлеть жизнь во всем ее многообразии, она самостоятельно совершила путешествие по многим странам мира, в частности, побывала в Египте, Таиланде, Тайване, Вьетнаме, Франции, Италии и Индонезии. В конце жизни на долю Вивиан выпало немало испытаний, какое-то время она была бездомной, жила в Нью-Йорке на пособие в доме престарелых. Однако на помощь пришли дети, которых она воспитывала в молодости: они сняли ей квартиру и заботились о своей няне до самой смерти.

Больше фотографий Вивиан Майер можно найти на официальном сайте , посвященном ее творчеству.

А также читайте серию постов о творчестве Вивиан Майер:

Понятие уличной фотографии, изображающей различные городские сценки с участием людей, возникло на рубеже XIX и XX веков, а усилиями Анри Картье-Брессона в начале 1930-х гг. этот жанр выделился в отдельное направление фотоискусства. Его основными принципами стали: «невидимость» снимающего для субъекта, резкость фокуса и чёткость картинки, максимальная экспрессия и реалистичность кадров. А с приходом и распространением дальномерных и 35-и миллиметровых аппаратов, стиль стал набирать популярность, и подарил искусству множество чудесных мастеров. Среди них были Диана Арбус, фиксировавшая сюрреалистичные и гротескные образы ущербных и душевнобольных людей в их повседневности, Роберт Франк, совершивший большое путешествие по США для создания фотопанорамы жизни страны, и Элен Левитт, снимавшая рисовавших мелом на стенах Нью-Йорка детей. Именитым классикам пришлось потесниться, когда в 2010 году весь культурный мир всколыхнуло открытие одного из самых плодовитых и самобытных стрит-фотографов XX века, всю жизнь скрывавшего свой талант от общественности и близких.

Оно стало возможным благодаря бывшему агенту по недвижимости, а ныне президенту исторического общества Чикаго, Джону Малуфу, который в поисках винтажных изображений для иллюстрирования своей книги, приобрёл на местном аукционе коробку с материалами неизвестного фотографа. В работе они не пригодились, но своими художественными достоинствами сумели заинтересовать любознательного исследователя и коллекционера. Создав фотоблог и заручившись одобрением зрителей отсканированных кадров, он с небывалой энергией и энтузиазмом принялся искать оставшуюся коллекцию, насчитывающую в итоге порядка 100000 негативов, 150 фильмов, 2000 катушек ч/б и 700 цветной плёнки. Автор снимков, американская фотохудожница Вивиан Майер, проработавшая няней в Чикаго около 40 лет, на тот момент, увы, скончалась, но это только сильнее мотивировало режиссёра и он продолжил изучение её биографии, сняв в соавторстве с Чарли Сискелом, имевшим опыт работы в документалистике Майкла Мура («Боулинг для Колумбины») и Ларри Чарльза («Верующие»), свою дебютную картину «В поисках Вивиан Майер».

Фильм начинается видеозаписями, фиксирующими действия режиссёра по сбору фактов и поиску необходимой информации, на экваторе повествования сосредотачивается непосредственно на процессе творчества и фотоработах героини, а последнюю треть фокусируется на её личности и характере. Лента имеет оригинальную форму подачи материала в формате детективного расследования, при котором биография Майер преподносится не хронологически, а по мере узнавания подробностей её жизни Малуфом. Джон постепенно накапливает её фотографии, видеоархивы, личные вещи, свидетельства и интервью знакомых с Вивиан людей, и его увлечённость процессом становится одной из важных сюжетных линий. И чем больше подробностей раскрывает картина, тем более интересной, противоречивой и загадочной становится эта женщина. Одиночка, хотевшая быть среди людей. Гений, отказавшийся от публичного признания. Феминистка, предпочитавшая мужскую одежду и широкополую шляпу. Коллекционер, хранивший всё имущество в коробках и чемоданах при себе. Няня, полжизни отдавшая воспитанию чужих детей, но так и не познавшая радости собственных.

Она снимала кино, вела аудио-дневник, брала интервью у людей на улицах, мечтала стать репортёром или журналисткой, интересовалась социальным устройством общества и политической ситуацией в стране. Творения Вивиан Майер, показанные в фильме, отличает умение уловить суть людей всех возрастов и слоёв общества, способность выстраивать отношения с моделью в пределах кадра, покинув зону комфорта, желание показать тёмную сторону жизни привлекательной и манящей. В них величие искусства встречается с банальностью жизни. Двухобъективная зеркальная профессиональная камера Rolleiflex, с которой она никогда не расставалась, позволяла фотографу сохранить зрительный контакт с субъектом, почти вплотную к нему приблизиться и «стрелять от бедра», не привлекая внимания. Помимо технического совершенства снимков и невероятной продуктивности американки, нащёлкивавшей по 200 плёнок в год, поражает уникальность и диапазон её сюжетов: автопортреты в отражении, обитатели городского дна, содержание мусорных баков, эксперименты с тенями, голые манекены и их части, мёртвые животные, прохожие со спины…

Одновременно с лентой Малуфа, канал ВВС представил документальную картину Джилла Николлса «Загадка Вивиан Майер», изложившую её биографию более упорядоченно и хронологически тщательно, включая беседы с другими обладателями наследия мастера и фотографии из их коллекций. Были написаны 4 книги, запущен официальный сайт, функционирует блог, продолжается сканирование негативов в лаборатории Нью-Йорка и по всему миру устраиваются выставки её произведений. Но личность Вивиан во многом остаётся загадкой. Фотографирование было её хобби или призванием? Работа няни являлась любимым делом или необходимым прикрытием её уличной деятельности? Её признанию помешали реалии американского мира искусства, где художницам приходилось отстаивать своё право на творчество, или элементарная скромность? Но главное, что её труды обнародованы и признаны тысячами людей. Они заставляют по-другому взглянуть на окружающих и семью, осознать, что в любом из нас таится целый мир, искать свои скрытые таланты и задуматься о самореализации в той или иной области.