Инвалидность - не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены:
1. Медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.
Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.
Этот инвалид часто сталкивается с трудностями в осуществлении своего права жить в обществе, обмениваться пространством, работой и жильем с теми, у кого нет умственных недостатков. Некоторая узость в способности нашего общества принять умственно отсталых, по-видимому, частично связана с неясным восприятием внутреннего достоинства человека с ограниченными возможностями. Однако это понятие о выдающемся достоинстве человека связано с точной антропологией: библейская антропология, «человек, созданный по образу Божию», впадает в грех, но искуплен, спасенный Смертью и Воскресением Иисуса Христа, и впредь призвал путешествовать к его общению с Богом в Иисусе Христе, совершенному образу Отца.
Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными.
2. Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.
Ключ к достоинству человека заключается не в его автономии или в его причине, в его способности решать для себя или в создании своей собственной вселенной: она встречается скорее в его реальности как человеческая личность, единственное земное существо, которое Бог хотел сам по себе, человек, «сформированный» Богом, в чьи ноздри Бог вдохнул «дыхание жизни», согласно прекрасному образу Книги Бытия, человека, наконец, «способного знать и любить его Создатель».
Выходные данные сборника
В перспективе целостного гуманизма, который вера может воспринимать более подробно, невозможно даже предположить гипотезу о том, что Бог мог ошибаться, когда он создавал детей-инвалидов. Напротив, мы должны сказать, что Бог любит их лично и что эти дети, соответствовавшие страдающему Христу, являются объектом его особой нежности.
Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.
Достоинство инвалида, основанное на его природе как человеческая личность, желаемое Богом, не умаляется серьезностью его гандикапа и не обусловлено его трудностью в общении с другими. Это достоинство нельзя отбросить, быть потерянным, ни одно достоинство не может быть отнято; он остается неизменным до последнего момента жизни. Человек имеет трансцендентное призвание, которое выходит за рамки истории и времени. По этой причине любая попытка устранить жизнь этого «непродуктивного» существа по финансовым причинам или из сочувствия к семья ребенка с серьезной инвалидностью неприемлема.
Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»
3. МКФ (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья) в качестве модели инвалидности.
Общая характеристика работы
Однако сегодня это видение широко забыто или отвергнуто. Мы находимся в какой-то башне Вавилона, в которой есть величайшая путаница в отношении человеческой природы и правды о человеке. Существует много разговоров о правах человека, но в то же время самые слабые из них лишены этих прав. «Религия» «консенсуса» заменила библейскую трансцендентность. К счастью, в отношении ребенка-инвалида есть также много семей, в которых возрастает ответственность и способность к любви.
Если есть основания беспокоиться о фактической способности нашего общества принимать инвалидов, мы также находим причины для надежды и поощрения позитивных действий в недавних разработках медицинских, неврологических, педагогических и образовательных знаний о человеке-инвалиде. церебральная пластичность, то есть возможность восстановления и развития, несмотря на дефект или поражение в полушариях этого мозга, обещают большие надежды на будущее наших детей-инвалидов.
Обычно выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения.
Неврологическая наука показала, что в первые годы жизни связи в мозге, которые будут отвечать за различные важные функции, такие как эмоции, память и поведение, продолжают развиваться. Различные исследования показали, что невербальное общение между взрослым, ответственным за заботу ребенка и самого ребенка, оказывает важное влияние на развитие этих психических процессов.
Одним из пунктов, заслуживающих внимания здесь, является важность, широко признанная сегодня, того, что можно приобрести, т.е. «Культура» - по отношению к биологическому фактору - т.е. «Природе» - к развитию личности. получившие как предрасположенность к рождению, не определяют раз и навсегда формирование нашей личности или нашего поведения. «Наклонности», которые влияют на нас, не препятствуют развитию добродетелей.
Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность - это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.
Это послание поведенческой науки явно позитивно, поскольку оно касается возможности личного и морального развития умственно отсталых людей. Еще один положительный момент, который предлагает развитие знаний о умственно отсталых, касается возможности для них создать настоящую эмоциональную и сексуальную жизнь, соответствующую их реляционной способности. Сегодняшний менталитет изменился в этом отношении. Признано, что у ребенка-инвалида есть предрасположенность к реляционной жизни, предрасположенность, которую следует поощрять в той степени, в которой это допускается серьезностью его недостатка, по степени развития его личности и в пределах его свободы.
> Социальная поддержка - государственная и частная
ООН в 1983-1992 гг. проводила Десятилетие инвалидов, а в 1992-м году учредила ежегодный Международный день инвалидов.
В России организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями. Человек, у которого диагностированы ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Такой статус позволяет ему получать определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство реабилитации (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путевки. До монетизации льгот инвалиды также получали бесплатный билет для проезда в место отдыха, скидки на покупку автомобиля и др. Монетизация заменила часть льгот ежемесячными денежными дотациями.
Аффективное и половое воспитание должно начинаться очень рано у умственно отсталых людей, потому что оно происходит через знание его собственного тела. Сексуальное воспитание детей-инвалидов начинается с образования в их реляционной жизни с другими, с уважением к другим людям, их близости и их телами.
Позже ответы на их конкретные вопросы для информации должны затем быть педагогически адаптированы к интеллектуальной способности человека интегрировать эту информацию. Важно учить этих детей дисциплинировать свое поведение и принимать ответственные решения. Также важно, чтобы родители слушали своего ребенка-инвалида, чтобы дать ему возможность выразить себя о своем желании найти отношения дружбы или любви. Но также ясно, что ему нужно рассказывать о реальных ограничениях, которые его более или менее серьезные помехи налагают на возможность вступления в брак.
Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации - основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечение.
11 июня 1999 г. Министерством Юстиции РФ за №3714 по инициативе общественных организаций инвалидов России зарегистрирован Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов «Союз инвалидов России» [. Союз инвалидов России организует благотворительную деятельность и проводит различные общественные и государственные мероприятия.
Оценка инвалидами качества социальных услуг как фактора их интеграции
Тем не менее, всегда есть возможность и, следовательно, необходимость воспитывать детей с умственными недостатками. Даже в серьезных случаях, благодаря поощрению родителями привязанности и стимулов, которые исходят от семьи, которая внимательно относится к ребенку, он может развиваться на психомоторном уровне и приобретать определенную степень автономии. Благодаря обмену внешними взглядами, нежная забота о ребенке и ласковые ласки в первые месяцы, начинается интеграция ребенка в общество.
Есть примеры и частной поддержки. Во многих городах оказываются платные услуги, столичная сотовая сеть МегаФон создала специальный тариф «Контакт» для людей с ограничениями по слуху.
Защиту прав инвалидов, обучающую работу оказывают многие организации, созданные в стране, например:
«Перспектива» была создана в 1997 г. на базе Всемирного Института по проблемам инвалидности (ВИПИ). Цели этой организации - содействовать самостоятельности инвалидов в российском обществе и повышению качества их жизни.
Средства массовой информации могут явно влиять на развитие ребенка-инвалида, способствуя его росту и интеграции в семейную жизнь и, следовательно, в общество. Но качество этого влияния во многом зависит от того, что семья делает из средств массовой информации. Если у семьи нет привычки выбирать программы, последнее может иметь негативные последствия для всех членов семьи, особенно для ребенка-инвалида.
Из-за стабильного и верного союза мужа и жены, их взаимного, полного и необратимого дарования себя, семья является наилучшей средой для личного развития ребенка, особенно когда он слабее, более ограничен в своих способностях и, следовательно, более нуждающихся в заботе, внимании, привязанности и общении с его непосредственным окружением.
Сеть организаций инвалидов «Независимая жизнь» в городах: Нижний Новгород, Ухта, Самара, Тольятти, Тверь, Ростов-на-Дону, Улан-Удэ, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Владимир, Архангельск, пос. Майма (Республика Алтай) и в странах СНГ: Грузия, Азербайджан, Армения, Узбекистан.
Поддержку и финансирование проектов также осуществляет ряд иностранных и международных фондов (USAID, Всемирная Организация Здравоохранения) .
Важно подчеркнуть, что ребенок-инвалид никогда не должен считаться «бременем» для его родителей или его братьев и сестер. Когда этот ребенок считается сыном или дочерью или братом или сестрой в семье, любовь сама по себе позволяет уменьшить трудности, стать терпимыми и даже стать источником надежды и духовной радости.
Ответственность за воспитание всех детей, включая инвалидов, принадлежит семье. Конституция семьи - это не просто биологический или социологический факт. Откровение показывает нам, как в семье записана генеалогия человека как образ и отражение Бога. Поэтому, если семья рождается от любви Бога, она также должна пребывать в этой любви, это ее основная характеристика, основа, которая поддерживает все функционирование семьи.
Неоднократно отмечался низкий уровень социальной поддержки инвалидов в России.
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
По этой причине можно сказать, что основная задача мужа и жены в обучении ребенка-инвалида - сохранить любовь в своей супружеской жизни и прививать ее всем детям. В своей семье ребенок должен чувствовать себя любимым, любимым и ценным для себя в своей уникальности.
Поэтому необходимо мобилизовать весь обширный «человеческий капитал» семьи, которому должно способствовать общество. Родители должны обеспечить, чтобы семейная жизнь удовлетворяла всех своих членов по их примеру, их радости, их доброты. Их поведение в семье должно быть таким, чтобы качества и недостатки каждого члена семьи были известны и приняты всеми членами, которые составляют дом.
В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т. е. выбора) для лиц с
" В главе использованы материалы Н.С. Грозной.
особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и пр.).
Общение между супругами имеет важное значение для детей. Последние учатся и живут в своем личном измерении, разделяя общение между родителями и общением друг с другом с естественностью, которая связана с самой естественностью сыновних отношений. Именно семья дает чувство безопасности ребенку, которое учит ему понятие добра и зла, показывает ему ценность его жизни в мире, сообщает ему радость, которая вытекает из любви, данной и полученной. Задача семьи - научить ребенка значению боли, страданий, физических ограничений и бедности.
Социальная поддержка - государственная и частная
Это антропологический «код» семьи. Поэтому семьи не могут отказаться от этой ответственности и не должны позволить другим учреждениям - педагогам, администраторов, работников здравоохранения или социальных работников - заменить его на воспитание ребенка-инвалида.
Интеграция основывается на концепции «нормализации» (Nirje, 1976), в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Применительно к детям это означает следующее.
1. Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых - потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке.
«Поэтому задача семьи, преодолев первоначальный шок, понять прежде всего, что ценность жизни превосходит ценность эффективности». Таким образом, семья не должна попадать в ловушку поиска необычного лечения или ухода любой ценой, рискуя быть разочарованной, унылой или закрытой на себе, когда желаемые результаты для лечения или выздоровления не получены.
Существуют разные отношения, которые родители должны избегать для лучшего развития своего ребенка-инвалида. Мы обсудили некоторые из них. Первое отрицательное отношение - это отказ от отрицания реальности. Этот отказ никогда не бывает прямым, но ощущается в объяснении, которое родители дают за свое несчастье. Фактически, бессознательно они чувствуют себя виноватыми в том, что произошло, и пытаются обвинить других.
2. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной.
3. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей - способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в своих семьях.
4. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.
Другим негативным типом поведения является страх: это реакция на воображаемую опасность и указывает на неспособность субъекта приспособиться к реальности. Этот страх сопровождается неспособностью принимать решения, адаптироваться к новой ситуации, искать необходимые средства для преодоления трудностей.
Менее известно, но в равной степени отрицательно относится и отношение суперзащиты к ребенку-инвалиду. Во-первых, это отношение, похоже, проявляет похвальную заботу и преданность ребенку. Однако тот факт, что родители делают все на месте ребенка, не способствует развитию определенной степени автономии.
Принципы «нормализации» сегодня закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов.
В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности выражалось в форме, манере обращения с ними и в характере тех социальных «полок» или «ниш», которые им отводились. Нередко эти представления можно различить во взглядах, представлениях современных людей. Остановимся на кратком описании таких «полок» или моделей (Wolfensburger, 1969).
«Больной человек». В соответствии с этой моделью лица с ограниченными возможностями - больные люди. Это означает, что человек рассматривается как объект лечения.
Не отрицая значимости медицинского обслуживания этих людей, следует видеть, что в контексте образовательного поля природа ограниченных возможностей связана с затруднениями в обучении и социализации. Поэтому образовательные программы для таких лиц должны предусматривать не только и не столько уход и лечение, сколькообучение и развитие. Общество, полагающее, что человек с ограниченными возможностями - это больной, может
предоставить ему только медицинскую диагностику, лечение и уход, исключая его из образовательного процесса.
Являясь для определенного этапа развития общества прогрессивной, эта модель стимулировала развитие научных исследований клинического изучения причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдельных заболеваний, следствием которых является ограничение возможностей человека. Однако в современных условиях эта модель недостаточна, будучи сама по себе ограничителем возможностей человека с особыми потребностями.
Модель «Недочеловек». Человек с отклонениями в развитии согласно этой модели рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному. Следствием этого стало создание негуманных условий жизни и применение негуманного обращения по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Это выражается в создании искусственных ограничений, препятствующих взаимодействию с окружающими.
Модель «Угроза обществу». Существовало представление, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу обществу (умственно отсталые, глухие, лица с психическими отклонениями). Невежество порождало мнение, что эти люди могут не только быть источником заболеваний, но и «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Вследствие этого общество предпринимало меры, чтобы оградить себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было недостаточным.
Модель «Объект жалости». Эта модель оказывает разрушительное влияние на развитие личности человека, на его стремление к самореализации. В рамках этой модели к человеку с ограниченными возможностями подходят как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда (особенно эта точка зрения распространяется на лиц с нарушениями интеллекта). Главной задачей в такой модели видится только защита человека с ограниченными возможностями от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.
Модель «Объект обременительной благотворительности». Сложные экономические условия в ряде стран мира не позволяют придерживаться неизменно благоприятной экономической политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. Траты на их
Модель «Развитие». Эта модель предполагает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию. Согласно этой модели общество ответственно за более полное развитие ребенка с ограниченными возможностями;
обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям. Человек с ограниченными возможностями согласно этой модели имеет те же права и привилегии, что и все остальные члены общества: право жить, учиться, работать в своей местности, жить в своем доме, выбирать друзей и дружить с ними, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все. Реализация такой модели возможна в соответствии с принципом «нормализации».