Загадочный (-ая) фотограф Вивиан Майер. Американская фотохудожница Вивиан Майер (Vivian Maier): биография, лучшие работы

Вивиан Майер при жизни была практически никому не известной, однако она войдет в историю как один из самых культовых фотографов наряду с именами таких мастеров, как Роберт Франк и Анри Картье-Брессон. В номинацию на Оскар был назначен документальный фильм «В поисках Вивиан Майер», к тому времени сама Майер и история ее жизни уже очаровали публику, после того, как несколько лет назад были найдены ее впечатляющие работы, облетевшие весь Интернет и распространившиеся как лесной пожар. Несмотря на то, что фильм так и не получил заветного Оскара, фанаты Майер со всего мира могут быть уверены в том, что женщина, державшая в руках камеру, добилась того признания, которого заслуживал ее незаурядный талант.

Майер родилась 1 февраля 1926 года в Нью-Йорке у отца-австрийца и матери-француженки, большую часть своего детства она провела в разъездах между Францией и Соединенными Штатами. В 1956 году она поселилась в Чикаго, где провела следующие 40 лет, работая в качестве няни. Позже один из детей, за которым она присматривала, будет сравнить ее с «настоящей живой Мэри Поппинс», так как она была эксцентричной, прогрессивной, а также абсолютной индивидуалисткой, которой нравилось искать приключения, делать собственные выводы, отводить своих подопечных в бедные районы Чикаго, чтобы показать им, что есть иной мир, которого они не знают.

На своих выходных няня отправлялась на улицу, вооружившись своим драгоценным Rolleiflex, зеркальным фотоаппаратом с двумя линзами. На протяжении многих лет она сделала очень большое количество фотографий, которые дают нам возможность заглянуть в городскую жизнь 1950-х и 60-х годов. В основном, черно-белые снимки Чикаго, Нью-Йорка и других крупных американских городов содержали портреты обычных людей. Замечательные снимки отражали удивительное любопытство Майер, ее непосредственность и чутье, так она практически задокументировала местную архитектуру, уличные сцены и моменты из повседневной жизни. Казалось, Майер особенно тянуло к тому, что было на задворках богатства и взрослой жизни – к ребенку, играющему в грязи, бездомному, копающемуся в мусорной куче, к чернокожей горничной с изможденным видом – возможно, она чувствовала какое-то особое родство с теми, кому многое довелось пережить или еще придется.

В 90-х Майер продолжала фотографировать, постепенно накапливая огромную коллекцию старых негативов, был у нее и необработанный фильм, все это она держала запакованным в коробку в хранилище. Чем старше и беднее она становилась, тем все труднее для нее было оставаться на плаву в финансовом отношении. Когда Майер уже хотели выселить из своего дома в пригород Сисеро (шт. Иллинойс, США), братья Генсбург, которых она воспитывала несколько десятков лет назад, будучи няней, нашли ей квартиру получше. В 2008 году с Майер произошел несчастный случай, однажды в центре Чикаго она поскользнулась на льду, упала и ударилась головой. Несмотря на то, что врачи прогнозировали полное выздоровление, ее здоровье стало ухудшаться, и она была помещена в дом престарелых. Майер скончалась 21 апреля 2009 года, оставив после себя огромный архив работы, который чуть не был потерян навсегда.

Лишь одному человеку выпала честь пролить свет на снимки фотографа. В 2007 году одна из ячеек для хранения Майер была продана на аукционе, потому что Майер была не в состоянии выплачивать арендную плату. Находясь в поисках материалов о Чикаго 60-х лет, он мог бы использовать ее фотографии для создания своей книги, поэтому бывший агент по недвижимости Джон Малуф купил коробку негативов Майер, не зная настоящей стоимости того, что лежало внутри. Он начал сканировать изображения и вскоре дал себе зарок реконструировать весь ее архив, чтобы показать миру ее прекрасные снимки. Ему удалось выкупить около 90 процентов (более 100 000 негативов) работ Майер на аукционе, в то время как другому коллекционеру Джеффу Голдштейну удалось сберечь остальное. Малуф пытался узнать больше о жизни загадочного фотографа, но этот поиск не увенчался удачей, пока он не нашел в Интернете некролог вскоре после смерти Майер. В октябре того же года, Малуф поделился приобретенной коллекций с сообществом Flickr, это принесло почти мгновенную славу и вызвало бешеный интерес к жизни и работе Майер.

Теперь, спустя почти шесть лет после смерти Майер, и спустя полвека после того, как были сделаны некоторые из ее снимков, няню, ставшую фотографом, знают во всем мире и отмечают ее вклад в уличную фотографию и документирование американской жизни. Чтобы узнать больше о Майер, посмотрите документальный фильм «В поисках Вивиан Майер», или посетите ее официальный сайт.

















. Художница и активистка Московской феминистской группы МИКАЭЛА рассказывает о Вивиан Майер.

При жизни Вивиан Майер как фотограф никому не была известна. Часто люди, у которых она работала няней - а няней она работала около 40 лет, - даже не знали, что она много фотографирует, или думали о фотоаппарате в ее руках как о хобби. Свои пленки она проявляла в ванной; снимки, за редким исключением, никому не показывала, никогда не пробовала публиковаться. Ее знали как немного, возможно, эксцентричную и замкнутую, но неизменно элегантную няню, прекрасно ладившую с детьми. Ее сравнивали с Мэри Поппинс. По всей вероятности, Майер была замечательной и профессиональной няней, так как, когда она постарела, заботу о ней взяли на себя ее бывшие воспитанники, братья Генсбург. В 2007 году, незадолго до смерти Вивиан, содержимое ее ячейки в хранилище выставили на аукцион за неуплату аренды. На аукционе архив случайно приобрел 26-летний Джон Малуф. В коробках он нашел около 100 000 фотонегативов исключительного качества и 7 тысяч отснятых видеопленок, отсортированных по годам съемки. Основой массив пленок приходился на период с конца 50-х по начало 80-х. Эта покупка превратила Джона Малуфа в первого исследователя творчества Вивиан Майер и изменила историю фотографии ХХ века. Открытие ее визуального языка стало сенсацией в мире искусства и в мире вообще.

Стратегии визуальности

Жанр Майер, ее язык - уличная фотография, фиксирующая повседневность. Она создает сюжет как бы из ничего - из повседневных сцен, которые обычно остаются незаметными и никогда не кажутся достойными специального внимания. Дети, играющие на пляже. Пьяница, которого уводят под руки. Расплакавшаяся девочка. Свалка коробок. Ссора с полицейским. Разговор пожилых женщин. Лица случайных прохожих. Ее интересуют детали: руки, ноги людей, ботинки, фактура обгоревшего кресла, вывеска забегаловки, афиша, фрагмент платья или прически. Куда уж более обыденно? Как в разговоре по оговоркам и интонации можно узнать о человеке больше, чем по словам, - так же и Майер в своих снимках фиксирует детали как оговорки, непреднамеренные и бессознательные, а потому наиболее точные и подлинные свидетельства реальности. Сформированная кадром микросценка обретает масштаб события. Вот Майер снимает, как дети идут из школы: ну что в этом такого интересного, казалось бы? Но за три минуты мы успеваем увидеть маленький индивидуальный жест в каждом проходящем мимо ребенке, понаблюдать, как они реагируют на камеру, рассмотреть одежду и прически, узнать в детях себя или своих детей и знакомых, поразиться сходству, поразиться отличию. И так в каждом кадре. Поэтому, посмотрев около 30 фотографий и несколько фильмов, можно отчетливо представить точный психологический портрет Чикаго и Нью-Йорка 1960-1970-х.

Vivian Maier

Еще одна характерная черта снимков Майер - внимание к уязвимости и интимности. В кадре чаще всего появляются женщины, дети, старики или пожилые люди, афроамериканцы, бедняки, бездомные, животные, работяги. Влюбленные, уязвимые в своей искренности и невозможности скрыть возникшую между ними близость. Люди на пляже, уязвимые в своей телесной неловкости и наготе. Она часто выбирает ракурс со спины или сбоку, снимает спящих людей. Если это сюжет для фильма, то ее интересуют, например, несчастный случай, последствия торнадо или снос здания. При этом сама она, ее авторство остаются незаметными, мы не ощущаем присутствия ее мнения, оценки или комментария. Майер просто наблюдает, поэтому снимок балансирует между документальным и художественным полями, являясь одновременно и репортажем, и портретом повседневности.

Vivian Maier

Неизвестно, была ли Вивиан Майер знакома с современной феминистской художественной критикой; вполне возможно, что да. В любом случае она определяла себя как феминистку и социалистку (по свидетельству Джона Малуфа, об этом рассказывали ему ранние воспитанники Майер. - Ред .) и уже с конца 50-х вовсю использовала то, что в 70-х будет названо «феминистской оптикой» (и я сейчас не имею в виду камеру Rolleiflex ). Чувствительность к уязвимости, социальной реальности, стремление к анонимности, внимание к деталям и частным «маленьким» проблемам, сознательный отказ включаться в мейнстрим, стремление упорно и глубоко разрабатывать свою тему - эти стратегии исследовательница Люси Липпард определяла как феминистский реализм, пик развития которого пришелся на 70-е.

Стратегии выживания

У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната .

Вирджиния Вульф

Вопрос о собственном творчестве и искусстве для женщин слишком часто начинается с одного и базового: «Как это вообще возможно - быть женщиной и при этом быть художницей?» Или - в более прямом варианте: «Как выжить, если ты женщина и хочешь серьезно заниматься искусством? Как найти для этого место? Деньги? И особенно время?» Несмотря на то что информации о жизни Вивиан Майер мало, даже по этим сведениям видно, насколько осознанными и независимыми были ее личные стратегии.

Vivian Maier

Вивиан родилась в 1926 году в Нью-Йорке в семье француженки и бельгийца. Вскоре после ее рождения родители развелись, мать Вивиан вернулась во Францию, в свой родной город, и забрала дочь с собой. Поэтому, когда Вивиан приехала в 1951 году в Чикаго, ей пришлось выучить английский как второй язык, что она и сделала, посмотрев множество фильмов. Вероятнее всего, семья Вивиан не принадлежала к среднему классу, так как в Чикаго она начала с работы в кондитерской и, видимо, жила без какой бы то ни было семейной поддержки. Все это отнюдь не легкие и не идеальные условия для занятий искусством, и скорее всего вопрос о выживании творческой индивидуальности стоял для нее достаточно остро. Тем не менее она выбрала успешную долгосрочную стратегию, позволившую заниматься фотографией. Наиболее точно стратегию Вивиан Майер определяют слова «соблюдение собственных границ», «независимость» и «преданность своему делу».

Vivian Maier

Очевидно, что в отсутствие собственных средств художнице была необходима материальная база, которая позволяла бы ей быть уверенной в куске хлеба на завтра плюс дала бы возможность иметь досуг. Стандартный гендерный сценарий, который предлагается женщине для решения этой проблемы, - замужество - Майер не подходил. По воспоминаниям Фила Донахью, в семье которого Майер проработала восемь лет, он попытался при первой встрече обратиться к ней «миссис Майер» и получил строгий ответ: «МИСС Майер, пожалуйста. И я горжусь этим». Замужество и материнство означали бы постоянную, не лимитированную ничем домашнюю работу, стремящуюся, как знает любая жена, занять все возможное свободное время. Работа няни в семьях с достатком означала кров, кусок хлеба, возможность эмоционального контакта с детьми и вместе с тем четкие границы рабочего дня плюс выходные, которые можно было полностью посвящать фотографии. Вивиан брала с собой камеру на прогулки и в поездки. На протяжении минимум 30 лет она фотографировала буквально в любое свободное время. С конца 50-х по конец 70-х она снимала около 5000 кадров в год, что составляет примерно одну пленку в день.

Vivian Maier

Вивиан Майер была очень чувствительна к личным границам. Она почти никогда и никому не показывала свои снимки, не разрешала трогать личный архив, никогда нигде не публиковалась, и одной из первых ее просьб при въезде в новый дом было установить замок на дверь ее комнаты. Это планомерное создание своего скрытого от всех, свободного от оценки общества и потому независимого пространства, видимо, было необходимо для того, чтоб чувствовать себя свободно. Когда все считают тебя немного чудаковатой старой девой, ты в общем-то можешь делать все, что тебе хочется. Когда твою работу не видел ни один критик, ты свободна, потому что ты никому не хочешь нравиться. Такая самоизоляция, позволяющая оставаться наедине с собой и снизить социальное давление, достаточно распространена среди художниц и писательниц, использовавших для тех же целей псевдонимы, анонимные групповые и сетевые проекты.

История американской фотохудожницы Вивьен Майер (Vivian Maier) - интересный случай славы, пришедшей к фотографу лишь после смерти. Ее тщательно собранный архив из почти ста тысяч негативов никто не видел, он был обнаружен случайно, и произвел настоящий международный фурор.

Подробная и самобытная иллюстрация жизни американского общества 60-х и 70-х годов, забавные уличные сюжеты и удивительно характерные портреты не оставляют равнодушными никого из зрителей. По уровню профессионализма, умения приблизиться к модели и раскрыть ее личность, Майер сравнивают с Робертом Франком и Ли Фридлендером.

Искусство вечно и работы переживают своих создателей, которые служат лишь "проводниками" между творчеством и зрителем. К сожалению, имя Майер стало известно лишь после ее смерти, и она не получила признания, которого заслуживает. Сегодня Вивьен Майер прославляют снимки, сделанные среднеформатной камерой Rolleiflex, с которой она почти не расставалась. Знакомые называли ее "Мери Поппинс с фотоаппаратом" - Вивьен работала гувернанткой в состоятельных чикагских семьях.

Возможно, из-за гендерных и социальных барьеров середины ХХ века женщина не пыталась прославиться при жизни - или пыталась, но неудачно. Сегодняшним исследователям крайне мало известно о ее личности и истории. В этом также проявляется уникальность фотографа - за нее говорят только ее работы, впечатление о личности мы формируем через призму таланта.

Стиль Майер - внимательное наблюдение за действительностью и точное "выхватывание" интересных и красноречивых деталей из пестрого полотна жизни американцев. По ее работам мы можем получить полное, объемное представление о том, как выглядело и чем "дышало" высшее общество и обеспеченные классы, среди которых жила фотохудожница, посмотреть, какие сцены разворачивались на улицах и в парках Чикаго, что носили и как выражали эмоции горожане.

Фотографии Майер - не беспристрастные иллюстрации, а сформированные сюжеты, выдающие в авторе неординарного рассказчика, яркого, с чувством юмора и активной социальной позицией. В год Вивьен снимала не менее 200 пленок, проявляя их в своей комнате (она сделала из нее фотолабораторию) - это уровень полноценного профессионала. При этом у нее была и основная работа. Менять ее на карьеру фотографа она не собиралась, но архив бережно систематизировала и хранила. Обнаружен он был абсолютно случайно.

Случайная находка, посмертная слава и судебные скандалы

В 2007 году 26-летний житель Чикаго Джон Малуф решил написать книгу про родной город. Профессиональный агент по недвижимости, он случайно попал на распродажу склада хранения, где решил купить несколько никому не принадлежащих коробок, от которых избавлялись из-за неуплаты за место. Заплатив 400 долларов, он получил более ста тысяч отснятых пленок и негативов и решил отсканировать их и проявить фотографии. Взглянув на готовые снимки, он сразу понял - перед ним сокровище.

В архиве находились великолепные фотографии, сделанные в жанре уличного репортажа, 3000 фотоотпечатков, любительские документальные фильмы на восьми- и шестнадцатидюймовой пленке и записанные на магнитофон интервью с чикагцами. Кроме основной части, выкупленной Джоном, в архиве были и другие снимки - их продали Рону Слаттери и Ренди Проу. Они выложили несколько фото в своих блогах, но общественного резонанса не вызвали.

Все изменилось, когда Малуф разместил фотографии на хостинге Flickr. Выложив несколько снимков на авторитетном фотоблоге, он сразу же получил около двух сотен предложений - его просили организовать выставки, снять документальный фильм об авторе и рассказать о ее истории. Джон выкупил оставшиеся части архива у совладельцев и стал собственником более 90% снимков и прав на их публикацию.

Малуфу пришлось потратить немало сил, чтобы выяснить, кто же сделал фотографии, вызвавшие такой ажиотаж среди профессионалов. Имя Майер было написано на одной из коробок, которые купил Джон. Он начал искать родственников и знакомых фотохудожницы и смог связаться с двумя семьями, в которых она работала гувернанткой. Одна из них передала Малуфу личные вещи Вивьен - коробки с газетными вырезками, проявленные снимки и фототехнику, альбомы по фотографии, принадлежавшие ей, записки и платежные документы. По ним и рассказам воспитанников удалось восстановить информацию о фотографе, так как живых ее родственников Джон не нашел.

Малуф занялся организацией выставок фотохудожницы. Первая прошла в Норвегии, в 2010 году, затем экспозиции открылись в Америке и в других странах Европы и Азии. Через год свет увидела книга о Майер Out of Shadows ("Из тени"), а еще через три года, в 2014, на Малуфа подали судебный иск о защите прав предполагаемого наследника.

Адвокат Девид Дил получил информацию, что во Франции живет кузен Майер Франс Белль, имеющий по закону США право на ее архив. Юрист потребовал прекратить коммерческое распространение фото и заявил, что снимки используются нелегально. Несмотря на то, что нынешние владельцы архива выкупили права у найденной второй кузины Вивьен, Сильвии Жоссен, им пришлось включиться в тяжбу. Одна из причин запутанной ситуации с наследством Майер - малоизученность ее биографии.

Биография Вивьен Майер: что мир знает о гениальном, но таинственном репортажнике

О фотохудожнике, родившейся в 1926 году в Нью-Йорке, известно до обидного мало. Она была дочерью австрийца и француженки, все детство путешествовала между Америкой, Европой и деревней СенБонне-ан-Шансор в Альпах, где жила с матерью. Английский язык не было родным для Вивьен, его она полноценно освоила уже в американский период жизни (по слухам для этого она помногу ходила в театр). После развода родителей в 1930 году Вивьен стала брать уроки фотографии у подруги матери, профессионального фотографа, годы Второй мировой войны провела во Франции, а затем, в двадцатипятилетнем возрасте, вернулась в США. В 1960 году она, судя по всему, на доходы от продажи дома в деревне, путешествовала по Европе, ближнему Востоку и Юго-Восточной Азии - от Египта до Тайваня и Индонезии.

Пять лет она жила в Нью-Йорке и работала в кондитерском магазине, а потом сменила профессию на работу гувернантки и переехала в Чикаго. Там Майер прожила до самой смерти, 40 лет воспитывая детей в обеспеченных семьях. Рядом с одной из своих воспитанниц Вивьен прожила 14 лет. Семейство Гинзбургов не прекращало общаться с Майер до самой ее смерти и даже подарило ей небольшую квартиру в престижном районе города. Кроме этой семьи, Вивьен работала у состоятельных Реймондов и даже у известного американского ведущего Фила Донахью.

Майер не расставалась с камерой, снимая социальные сюжеты о малообеспеченных жителях Чикаго и высшем обществе. Во время прогулок с детьми она фотографировала уличных зевак, ей позировали прохожие и богатые знакомые ее нанимателей. Всегда в мужских брюках, широкополой шляпе и строгих туфлях, она ходила с камерой по городу и непрерывно работала. Воспитанники вспоминают, что она придерживалась социалистических взглядов, склонялась к феминизму и всегда искренне говорила людям правду в глаза.

Умерла фотохудожница в 2009 году, в доме престарелых, куда попала из-за травмы головы от падения на льду. Она скончалась незадолго до своего триумфа. Мы так и не узнаем, как бы отнеслась Майер к пришедшей 100% заслуженной славе.

К сожалению, не каждого человека известность и признание находят при жизни. Благодаря американскому коллекционеру по имени Джон Малуф, в руки которого случайно попадают уникальные фотографии, мир узнает о снимках в жанре уличной съемки.

Начало истории

Купленная на аукционе коробка с негативами становится началом поиска автора поистине шедевральных произведений, снятых на черно-белую пленку. Малуф узнает о женщине, скончавшейся в 2009 году, чье имущество пошло с молотка. Молодой человек проводит огромную работу по розыску остального имущества Вивиан Майер. Никому не показывающая свои снимки замкнутая гувернантка фотографировала более двадцати лет. Около ста пятидесяти тысяч негативов стали настоящим феноменом в мире визуального искусства.

Спорные вопросы

Джон Малуф прекрасно понимает, что попавший в его руки архив - это нечто большее, чем обычные фотографии, не несущие особой ценности. Отсканированные черно-белые снимки он выкладывает в Сети, и мгновенно они производят фурор.

Малуфа, как порядочного человека, терзают сомнения по некоторым вопросам. Во-первых, он долго думает, показывать ли миру то, что постаралась тщательно скрыть Вивиан. После долгих размышлений Джон решается обнародовать весь архив, полагая, что каждый творит в надежде быть услышанным обществом и остаться в его памяти. Он становится агентом, продвигающим фотоснимки Майер на всеобщее обозрение, организовывает многочисленные выставки и пишет о ее творчестве. Известная монография «Vivian Maier: Street photographer» увидела свет в 2011 году, а рассказывает она об уникальном подходе няни к фотосъемке. Ее можно назвать настоящей исповедью сложной и замкнутой Вивиан.

Во-вторых, Малуфа интересует, кому принадлежат авторские права, ведь семьи у Вивиан не было. Он оформляет все по закону: находит двоюродного племянника, проживающего во Франции, и заключает с ним сделку. Выкупив права, Джон получает доходы от использования наследия Вивиан Майер.

Однако в прошлом году ее работы постепенно пропадают с многочисленных выставок. Связано это с длящимся до сих пор разбирательством в суде, затеянном одним завистливым адвокатом, посчитавшим, что делившийся наследием Малуф наживается на работах, которые ему не принадлежат. От имени другого родственника в суд поступает иск на запрет коммерческого использования фотографий и установление принадлежности авторских прав.

Биография

В 1926 году родилась фотограф-любитель Вивиан Майер. Биография ее весьма скудна, информация о женщине почерпнута из снимков и немногочисленных воспоминаний знакомых. В возрасте 25 лет девушка переезжает в Америку и устраивается работать няней в состоятельные семьи. При каждой свободной минутке Вивиан гуляет по улицам и фотографирует. Кроме этого, она снимает видео и записывает разговоры со своими персонажами.

Скрытность

Вивиан отличается эксцентричностью в одежде и поведении, с удовольствием носит мужскую обувь, огромные шляпы и пиджаки на вырост. Достаточно замкнутая женщина легко заговаривает с незнакомцами, делает аудиозаписи бесед и фотографирует открывшихся ей людей. Своей семьи у нее не было, но Майер даже гордится статусом одиночки.

Гувернантка часто меняет хозяев, переезжая из дома в дом, и всегда просит установить замок в ее комнате. Она скрывает свое тайное увлечение и личное пространство от всех. В чем причина такого поведения, никто не знает. Возможно, она боится критики, а может быть, она просто фотографирует для себя, и посторонний зритель ей не нужен. Все свои богатства в виде коробок с негативами и пленками она возит от одного дома к другому, ведя систематизацию записей.

Одиночество

Воспитанники ее любили, несмотря на некие странности: она могла принести мертвую змею или отвести их на кладбище. Частенько она увлекала местную малышню, ставя разнообразные спектакли. В конце 90-х годов пожилая Вивиан уже не работает, своего угла у нее никогда не было, только социальное пособие спасает от голода. Все вещи она хранит на складе, откуда после ее смерти они попадают на аукцион. Кстати, трое подопечных, ставших очень близкими ей людьми, узнав о бедственной ситуации бывшей няни, снимают ей квартиру и помогают, чем могут. За год до смерти она получает травму головы, и ее определяют в дом престарелых.

Документальная история Vivian Maier

Рассказ о творчестве женщины-фотографа был бы неполным без обзора документального фильма о ней. Когда возникает спорный вопрос об авторском праве и маячит реальный риск лишиться всей уникальной коллекции, Малуф понимает, что такая история требует выхода на большой экран. Вскоре на суд зрителей была представлена документальная лента «В поисках Вивиан Майер». Фильм пытается ответить на многие вопросы, мучавшие всех, кто столкнулся с ее наследием. Почему она скрывала от всех свое хобби? Неужели ей не хотелось показать окружающим свою внушительную коллекцию? Зачем она проводила систематизацию, если прятала свой архив?

Отказ от публичности

В фильме Малуф рассказывает почти детективную историю, как он обнаружил коллекцию и искал всех, у кого работала Вивиан Майер на протяжении многих лет. Зрители словно включаются в гонку за новыми документами и свидетельствами о жизни няни. Но не все так просто. Лента поднимает занавес таинственности, витающий над её творчеством, однако вскоре становится понятно - зрителю за кадром и всем участвующим в документальной хронике интересна сама странная Майер, а не ее наследство, зажившее своей жизнью после смерти автора.

Люди в недоумении от ее отказа от публичности, ведь к этому стремятся все. Да и зарабатывать она могла фотографией намного больше, чем гувернанткой, но почему-то скрывала свое увлечение. Это возмущает обывателей, так как не совпадает с их ожиданиями. А желание всех высказавшихся одно - если ты чем-то занимаешься, и делаешь это неплохо, то выноси свое творчество на суд общественности, а не прячь его ото всех.

Фиксация момента

Няня показана как странная и непонятная для окружающих личность. Вивиан Майер закрывает на засов не только свою комнатку в доме у чужих людей, она запирает себя от всех, храня коллекцию и свою историю. Она не ищет общения, а бежит от него. Почему она так много фотографирует и не проявляет пленку? Дело же не в деньгах, скорее всего, ей просто это не нужно. Отщелкав историю, она забывает о ней, считая, что требуется всего лишь зафиксировать момент, а не возвращаться к нему. Она не проявляет даже автопортреты с фотоаппаратом наперевес.

Майер всегда и везде с камерой. Даже когда случается несчастье с мальчиком, которого сбивает машина, она не бросается к нему на помощь, а продолжает хладнокровно снимать. В конце фильма Джон Малуф показывает свои смятения из-за вторжения в личную жизнь нелюдимой Вивиан, которую она так тщательно охраняла. И основной конфликт противопоставляет непубличность фотографа и желание людей вынести все сокровенное на всеобщее обозрение.

Эксперименты в повседневности

Зрители отмечают, как удачно ловит настроение, подчеркивая привычные детали, Вивиан Майер. Фотографии в уличном стиле запечатлевали повседневные моменты жизни. Она ежедневно фиксирует незаметные для других сцены. Частенько на ее фотографиях появляются спящие или снятые сбоку и сзади люди. Майер не гнушается снимать стариков, пьяных, бездомных, но делает это механически, не привнося в кадр своего отношения к объекту съемки.

Ее уличная фотография состоит из таких моментов, на которые другой не обратил бы внимания. Вивиан Майер не работает для модных съемок, а выбирает необычные композиции и ракурсы, сохраняя слепок повседневности. Малообщительная гувернантка не стесняется общаться с людьми на улице и фотографирует их, сохраняя значимость обыденного момента. Она любит эксперименты с тенями, отражениями в зеркалах, обожает снимать себя в разных ракурсах.

Ее фото нельзя назвать любительскими - на каждом из них проступает смелая рука настоящего мастера, оставившего яркий след в искусстве.

Понятие уличной фотографии, изображающей различные городские сценки с участием людей, возникло на рубеже XIX и XX веков, а усилиями Анри Картье-Брессона в начале 1930-х гг. этот жанр выделился в отдельное направление фотоискусства. Его основными принципами стали: «невидимость» снимающего для субъекта, резкость фокуса и чёткость картинки, максимальная экспрессия и реалистичность кадров. А с приходом и распространением дальномерных и 35-и миллиметровых аппаратов, стиль стал набирать популярность, и подарил искусству множество чудесных мастеров. Среди них были Диана Арбус, фиксировавшая сюрреалистичные и гротескные образы ущербных и душевнобольных людей в их повседневности, Роберт Франк, совершивший большое путешествие по США для создания фотопанорамы жизни страны, и Элен Левитт, снимавшая рисовавших мелом на стенах Нью-Йорка детей. Именитым классикам пришлось потесниться, когда в 2010 году весь культурный мир всколыхнуло открытие одного из самых плодовитых и самобытных стрит-фотографов XX века, всю жизнь скрывавшего свой талант от общественности и близких.

Оно стало возможным благодаря бывшему агенту по недвижимости, а ныне президенту исторического общества Чикаго, Джону Малуфу, который в поисках винтажных изображений для иллюстрирования своей книги, приобрёл на местном аукционе коробку с материалами неизвестного фотографа. В работе они не пригодились, но своими художественными достоинствами сумели заинтересовать любознательного исследователя и коллекционера. Создав фотоблог и заручившись одобрением зрителей отсканированных кадров, он с небывалой энергией и энтузиазмом принялся искать оставшуюся коллекцию, насчитывающую в итоге порядка 100000 негативов, 150 фильмов, 2000 катушек ч/б и 700 цветной плёнки. Автор снимков, американская фотохудожница Вивиан Майер, проработавшая няней в Чикаго около 40 лет, на тот момент, увы, скончалась, но это только сильнее мотивировало режиссёра и он продолжил изучение её биографии, сняв в соавторстве с Чарли Сискелом, имевшим опыт работы в документалистике Майкла Мура («Боулинг для Колумбины») и Ларри Чарльза («Верующие»), свою дебютную картину «В поисках Вивиан Майер».

Фильм начинается видеозаписями, фиксирующими действия режиссёра по сбору фактов и поиску необходимой информации, на экваторе повествования сосредотачивается непосредственно на процессе творчества и фотоработах героини, а последнюю треть фокусируется на её личности и характере. Лента имеет оригинальную форму подачи материала в формате детективного расследования, при котором биография Майер преподносится не хронологически, а по мере узнавания подробностей её жизни Малуфом. Джон постепенно накапливает её фотографии, видеоархивы, личные вещи, свидетельства и интервью знакомых с Вивиан людей, и его увлечённость процессом становится одной из важных сюжетных линий. И чем больше подробностей раскрывает картина, тем более интересной, противоречивой и загадочной становится эта женщина. Одиночка, хотевшая быть среди людей. Гений, отказавшийся от публичного признания. Феминистка, предпочитавшая мужскую одежду и широкополую шляпу. Коллекционер, хранивший всё имущество в коробках и чемоданах при себе. Няня, полжизни отдавшая воспитанию чужих детей, но так и не познавшая радости собственных.

Она снимала кино, вела аудио-дневник, брала интервью у людей на улицах, мечтала стать репортёром или журналисткой, интересовалась социальным устройством общества и политической ситуацией в стране. Творения Вивиан Майер, показанные в фильме, отличает умение уловить суть людей всех возрастов и слоёв общества, способность выстраивать отношения с моделью в пределах кадра, покинув зону комфорта, желание показать тёмную сторону жизни привлекательной и манящей. В них величие искусства встречается с банальностью жизни. Двухобъективная зеркальная профессиональная камера Rolleiflex, с которой она никогда не расставалась, позволяла фотографу сохранить зрительный контакт с субъектом, почти вплотную к нему приблизиться и «стрелять от бедра», не привлекая внимания. Помимо технического совершенства снимков и невероятной продуктивности американки, нащёлкивавшей по 200 плёнок в год, поражает уникальность и диапазон её сюжетов: автопортреты в отражении, обитатели городского дна, содержание мусорных баков, эксперименты с тенями, голые манекены и их части, мёртвые животные, прохожие со спины…

Одновременно с лентой Малуфа, канал ВВС представил документальную картину Джилла Николлса «Загадка Вивиан Майер», изложившую её биографию более упорядоченно и хронологически тщательно, включая беседы с другими обладателями наследия мастера и фотографии из их коллекций. Были написаны 4 книги, запущен официальный сайт, функционирует блог, продолжается сканирование негативов в лаборатории Нью-Йорка и по всему миру устраиваются выставки её произведений. Но личность Вивиан во многом остаётся загадкой. Фотографирование было её хобби или призванием? Работа няни являлась любимым делом или необходимым прикрытием её уличной деятельности? Её признанию помешали реалии американского мира искусства, где художницам приходилось отстаивать своё право на творчество, или элементарная скромность? Но главное, что её труды обнародованы и признаны тысячами людей. Они заставляют по-другому взглянуть на окружающих и семью, осознать, что в любом из нас таится целый мир, искать свои скрытые таланты и задуматься о самореализации в той или иной области.