Религиозные представления и научные знания древнего китая. Культ мёртвых и загробные представления

Китай - страна с удивительной культурой, которая насчитывает несколько тысячелетий. Но удивительна здесь не только культура, но и религия и философия. Даже сегодня религия Древнего Китая продолжает процветать и находить отклики в современных направлениях культуры и искусства.

О культуре кратко

Особого расцвета культура Поднебесной достигла во времена становления империи, в период правления и Хань. Уже тогда Древний Китай начал обогащать мир новыми изобретениями. Благодаря ему мировое наследие обогатилось такими важными изобретениями, как компас, сейсмограф, спидометр, фарфор, порох, ну и туалетная бумага, которая впервые появилась именно в Китае.

Именно здесь изобрели мореходные устройства, пушки и стремена, механические часы, приводной ремень и цепную передачу. Ученые Китая первыми стали использовать десятичные дроби, научились вычислять длину окружности, открыли метод решения уравнений с несколькими неизвестными.

Древние китайцы были грамотными астрономами. Они первыми научились вычислять даты затмения, составили первый в мире каталог звезд. В Древнем Китае было написано первое руководство по фармакологии, врачи проводили операции с использованием наркотических средств в качестве наркоза.

Духовная культура

Что касается духовного развития и Китая, то они были обусловлены так называемыми «китайскими церемониями» - стереотипными нормами поведения, которые были четко зафиксированы в этике. Эти правила были сформулированы еще в глубокой древности, задолго до начала строительства Великой Китайской стены.

Духовность у древних китайцев была достаточно специфическим явлением: преувеличенное значение этико-ритуальных ценностей привело к тому, что религию как таковую в Поднебесной заменила философия. Именно поэтому многих приводит в замешательство вопрос: "Какая религия была в Древнем Китае?" Действительно, попробуй, сходу вспомни все эти направления... Да и верованиями их сложно назвать. Стандартный культ богов здесь заменен культом предков, а те боги, что сохранились, превратились в абстрактные божества-символы, без уподобления человеку. Например, Небо, Дао, Поднебесье и т. д.

Философия

Рассказать кратко о религии Древнего Китая не получится, слишком уж много в данном вопросе нюансов. Взять, к примеру, мифологию. Популярные у других народов мифы китайцы заменили легендами о мудрых правителях (основанных, кстати, на реальных фактах). Также в Китае не было жрецов, персонифицированных богов и храмов в их честь. Функции жрецов исполняли чиновники, высшими божествами были умершие предки и духи, которые олицетворяли силы природы.

Общение с духами и предками сопровождалось специальными ритуалами, которые всегда обставлялись с особой тщательностью, поскольку были делом государственной важности. Любая религиозная идея обладала высоким уровнем философской абстракции. В религии Древнего Китая существовало представление о Высшем Начале, которому дали название Тянь (Небо), в редких случаях Шан-Ди (Господь). Правда, воспринимались эти начала как некая верховная и строгая всеобщность. Эту всеобщность нельзя было любить, подражать ей, да и восхищаться ею не было особого смысла. Считалось, что Небо наказывает нечестивых и вознаграждает послушных. Это олицетворение Высшего Разума, поэтому императоры Древнего Китая носили гордый титул «сына Неба» и находились под его непосредственным покровительством. Правда, управлять Поднебесной они могли до тех пор, пока сохраняли добродетель. Потеряв ее, император не имел права оставаться у власти.

Еще один принцип религии Древнего Китая - деление всего мира на инь и ян. Каждое такое понятие имело много значений, но в первую очередь ян олицетворяло мужское начало, а инь - женское.

Ян связывали с чем-то ярким, светлым, твердым и сильным, то есть с какими-то положительными качествами. Инь олицетворяли с Луной, а точнее с ее темной стороной и другими мрачными началами. Обе эти силы тесно связаны между собой, в результате взаимодействия и была создана вся видимая Вселенная.

Лао-цзы

В философии и религии Древнего Китая первым появилось такое направление, как даосизм. Эта концепция включала в себя понятия Справедливости, Всеобщего Закона и Высшей Истины. Его основателем считается философ Лао-цзы, но так как о нем не сохранилось достоверных биографических сведений, его считают легендарной фигурой.

Как писал один древнекитайский историк Сым Цянь, Лао-цзы родился в царстве Чу, долгое время он выполнял работу по охране архива при царском дворе, но, видя, как падают общественные нравы, подал в отставку и уехал на Запад. Как сложилась его дальнейшая судьба - неизвестно.

Единственное, что осталось от него - сочинение "Дао-дэ Цзин", которое он оставил смотрителю пограничной заставы. Оно положило начало переосмыслению религии Древнего Китая. Кратко говоря, в этом небольшом философском трактате были собраны основные принципы даосизма, которые не поменялись даже сегодня.

Великое Дао

В центре учения Лао-цзы находится такое понятие, как Дао, правда, ему невозможно дать однозначного определения. В дословном переводе слово «Дао» означает «Путь», но только в китайском языке оно получило еще такое значение, как «логос». Этим понятием обозначали правила, порядки, смыслы, законы и духовные сущности.

Дао - это источник всего. Бестелесное, туманное и неопределенное нечто, являющееся духовным началом, которое невозможно постичь физически.

Все видимое и осязаемое бытие находится намного ниже духовного и эфемерного Дао. Лао-цзы даже осмелился назвать Дао небытием, потому что оно не существует так, как горы или реки. Его реальность совсем не такая, как земная, чувственная. И поэтому постижение Дао должно стать смыслом жизни, в этом состоит одна из особенностей религии Древнего Китая.

Властитель божеств

Во втором веке нашей эры последователи Лао-цзы стали обожествлять его и воспринимали как олицетворение истинного Дао. Со временем обычный человек Лао-цзы превратился в высшее даоское божество. Его знали под именем Высочайшего владыки Лао, или Желтого Владыки Лао.

В конце второго века в Китае появилась «Книга о превращениях Лао-цзы». Здесь о нем говорится как о существе, которое появилось еще до возникновения Вселенной. В этом трактате Лао-цзы называли Корнем Неба и Земли, Владыкой божеств, Праотцом инь-ян и т. д.

В культуре и религии Древнего Китая Лао-цзы считали истоком и жизненной основой всего сущего. Он 9 раз перевоплощался внутренне и столько же раз менялся внешне. Пару раз он появлялся в облике советников правителей Древности.

Конфуций

Основные религии Древнего Китая во многом развились благодаря Конфуцию. Именно он открыл эпоху, в которой были заложены основы современной китайской культуры. Его сложно назвать основателем религии, хотя его имя упоминается в одном ряду с именами Заратуштры и Будды, но вопросы веры занимали мало места в его идеологии.

Также в его облике не было ничего от нечеловеческого существа, а в историях о нем упоминали как об обычном человеке без всяких мифических дополнений.

О нем пишут как о простом и до безобразия прозаичном человеке. И все же ему удалось войти в анналы истории, оставив свой отпечаток не только на культуре, но и на духе всей страны. Его авторитет оставался непоколебимым, и на то были свои причины. Конфуций жил в эпоху, когда Китай занимал незначительную часть от современной территории Поднебесной, это приходилось на период правления Чжоу (примерно 250 год до Рождества Христова). В то время император, который носил титул сына Неба, был личностью авторитетной, но не обладал властью как таковой. Он исполнял исключительно ритуальные функции.

Учитель

Конфуций прославился своей ученостью, из-за чего был приближен к императору. Философ постоянно совершенствовал свои знания, не пропускал ни одного приема во дворце, систематизировал чжоуские ритуальные танцы, народные песни, составил и редактировал исторические рукописи.

После того как Конфуцию исполнилось 40 лет, он решил, что имеет моральное право учить других, и стал набирать себе учеников. Он не делал различий по происхождению, хотя это не значило, что каждый мог стать его учеником.

Великие наставления

Конфуций давал наставления только тем, кто, обнаружив свое невежество, искал знаний. Такие занятия не приносили большого дохода, но слава учителя росла, многие из его учеников стали занимать завидные государственные посты. Так что количество желающих учиться у Конфуция росло с каждым годом.

Великого философа не волновали вопросы бессмертия, смысла жизни и Бога. Конфуций всегда уделял большое внимание повседневным ритуалам. Именно с его подачи сегодня в Китае существует 300 обрядов и 3000 правил приличия. Для Конфуция главным было найти путь к спокойному процветанию общества, высшего начала он не отрицал, но считал его далеким и абстрактным. Учения Конфуция стали фундаментом для развития китайской культуры, поскольку касались человека и человеческих отношений. Сегодня Конфуций считается величайшим мудрецом нации.

Чжан Даолинь и даосизм

Как уже было сказано, философия Лао-цзы оказала влияние на все сферы культуры и легла в основу новой религии - даосизма. Правда, это случилось спустя несколько столетий после смерти основателя Дао.

Направление даосизма начал разрабатывать проповедник Чжан Даолинь. Эта религия сложная и многогранная. В ее основу положена вера в то, что мир полностью населен бесчисленным количеством добрых и злых духов. Над ними можно получить власть, если знаешь имя духа и проводишь необходимый ритуал.

Бессмертие

Центральной доктриной даосизма считается учение о бессмертии. Если говорить кратко, в мифологии и религии Древнего Китая не было какого-либо учения о бессмертии. Только в даосизме появилось первое упоминание по этому вопросу. Здесь считалось, что человек обладает двумя душами: материальной и духовной. Последователи течения верили, что после смерти духовная составляющая человека превращается в духа и продолжает существовать после того, как тело умрет, а потом растворяется в небе.

Что касается физической составляющей, то она становилась «демоном», а спустя время уходила в мир теней. Там ее эфемерное существование могло поддерживаться жертвами потомков. В противном случае она растворится в земной пневме.

Тело считалось единственной нитью, которая связывала эти души воедино. Смерть приводила к тому, что они рассоединялись и погибали - одна раньше, другая позже.

Китайцы говорили не о каком-то сумрачном загробном мире, а о бесконечном продлении физического существования. Даосы верили, что физическое тело - это микрокосм, который нужно превращать в макрокосм, подобный Вселенной.

Божества в Древнем Китае

Несколько позже в религию Древнего Китая стал проникать буддизм, к новому учению самыми восприимчивыми оказались даосы, позаимствовав множество буддистских мотивов.

Спустя некоторое время появился даоский пантеон духов и божеств. Конечно, на почетном месте стоял основатель Дао, Лао-цзы. Широкое распространение получил культ святых. К нему причисляли известных исторических деятелей и добродетельных чиновников. Божествами считались: легендарный император Хуанди, богиня Запада Сиванму, первый человек Паньгу, божества Великого начала и Великого предела.

В честь этих божеств строились храмы, где выставлялись соответствующие идолы, и жители Китая приносили к ним подношения.

Искусство и культура

Доказательства взаимосвязи традиционных религий и искусства в Древнем Китае можно отыскать в литературе, архитектуре и изобразительном искусстве. В большинстве своем они развивались под влиянием религиозных и этико-философских знаний. Это касается учений Конфуция и буддизма, проникшего на территорию страны.

Буддизм просуществовал в Китае около двух тысячелетий, конечно, он заметно изменился, пока приспосабливался к специфической китайской цивилизации. На основе буддизма и конфуцианского прагматизма возникла религиозная мысль чань-буддизм, позже она пришла к своей современной, завершенной форме - дзен-буддизму. Китайцы так и не приняли индийское изображение Будды, создав свое собственное. Точно так же отличаются и пагоды.

Если говорить кратко о культуре и религии Древнего Китая, то можно сделать следующие выводы: религия в давнюю эпоху отличалась особым рационализмом и прагматизмом. Эта тенденция присутствует и сегодня. Вместо вымышленных божеств в религии Китая присутствуют настоящие исторические личности, догмами здесь выступают философские трактаты, а вместо шаманских ритуалов используют 3000 правил приличия.

Китай – мульти-религиозная страна еще с древнейших времен. Хорошо известно, что конфуцианство – коренная религия Китая и является душой китайской культуры. Конфуцианство пользуется народной поддержкой и даже стало руководящей идеологией феодального общества, однако оно не превратится в национальную религию Китая.

По данным последнего опроса, 85% китайцев имеют религиозные убеждения, некоторые имеют религиозные практики и только 15% из них являются реальными атеистами. (Реальные атеисты здесь относятся к тем, кто не верит ни во одну из религий, ни в какие-либо мероприятия, связанные с религиями или народные обычаи.) 185 миллионов человек исповедуют буддизм, 33 миллиона человек – христиане или католики и верят в существование Бога.

И только 12 миллионов человек исповедуют даосизм. Таким образом, видно, что буддизм имеет наиболее широкое влияние, чем другие основные религии Китая: даосизм, конфуцианство, ислам и христианство.

Религия Древнего Китая признает высшее существо – Тянь; олицетворяет его на земле высший правитель Шан Ди. Тем не менее эта религия очень далека от чистого единобожия, а признает скорее, что природа полна небесных, земных и человеческих духов , которые, как таковые, имеют влияние и пользуются почитанием.

К первым принадлежат солнце, луна, планеты и отдельные созвездия; ко вторым – горы, моря, потоки, реки, источники, деревья и т.п.; кроме того, есть особый дух-покровитель государства и духи земли: прежде для каждого отдельного княжества, затем для каждого города и местечка – духи-покровители земледелия, посевов очага и т.п.;к третьим. наконец, принадлежат духи умерших членов семьи, т.е. предки и духи выдающихся людей.

Боги Китая могут быть воплощением космогонических и хтонических сил - олицетворяющие природную мощь земли. В этой религии не было и нет лиц духовного звания: император – ее первосвященник, который пользуется правом священнодействий и молитвы в храме Неба , но только лично; в других же храмах он может временно или постоянно заменять себя чиновниками. Как император и отец народа он принимает перед небом ответственность за поведение своих подданных и видит в народных бедствиях последствия своей греховности.

Буддизм

Постепенно буддизм превратился в основную религию Поднебесной. Последний опрос показывает, что 31% людей, которые не верят в буддизм приняли участие в ряде буддийских мероприятий и около 17 млн. человек уже стали приходить к вере.

Сейчас большинство последователей – это представители различных классов – это и интеллигенция, бизнес-элита, и простые люди. В последнее время появился новый отчет – Белая книга 2012 года, изданном совместно с Промышленным Банк и Hurun Report, которая показывает, что 39% интеллектуалов и бизнесменов исповедуют буддизм. Растет не только количество последователей, но и внимание со стороны общества.
Сейчас в Поднебесной насчитывается около 13 000 храмов и 180 тысяч монахов и монахинь.

Интересно! Хан буддизм – 8400 храмов и 50 тыс. монахов – это самое крупное течение в Буддизме. Тибетский Буддизм занимает второе место по своей распространенности в Китае – он имеет 3000 Храмов и 120 тысяч монахов. Южный Буддизм – 1600 храмов и 8000 монахов – он наименее распространен в Китае.

Конфуцианство

Конфуцианство – это этическая, философская система, которая была основана Конфуцием. Он получил свое устойчивое положение во время правления императора Ву династии Хань (202BC-220AD), и стал идеологией общества, его рассматривали как систему воспитания народа. Он занял устойчивое положение во время феодальной системы.

Традиции и принципы в конфуцианстве играют важную роль в формировании стереотипов мышления и методов обучения китайского народа.

Конфуцианство имеет влияние на весь мир. Во многих странах и регионах мира, таких как Великобритании, США есть филиалы Институтов Конфуция, которые создаются в последние годы распространения китайской культуры и расширения языковых знаний. В Китае, вы можете найти много храмов Конфуция.

Даосизм

Имеет историю более 1800 лет. Основателем его является Лао – Цзы. Возникновение Даосизма в Китае произошло в период “Борющихся царств”, в династии Восточная Хань (25 – 220). Сейчас около 300 храмов Даосизма разбросаны по всему Китаю, в которых живут около 30 тысяч даоссов, около 5 даосских школ существуют в стране.


В Даосизме существует два основных религиозные течения. За 1800 лет, Даосизм оказал огромное влияние на местную культуру , особенно в области народной медицины и литературы. Основываясь на некоторых теориях алхимиков, таких как Вэй Боянг в Восточной Династии Хань, различные виды лекарственных предписаний были созданы ВС Simiao и многими другими врачами.

В литературе много вымышленных персонажей, которые тесно связаны с даосизмом, такие, как Нефритовый Император. Помимо материковой части страны, многие даосы живут в Гонконге, Макао и в некоторых зарубежных странах.

Ислам в Китае

Ислам внедряется в Китае в 7 веке при династии Тан, ислам имеет историю более 1400 лет существования в стране. Суннитский ислам – основное течение, которому поклонялись почти все мусульмане в стране.

Христианство впервые было ввезено в страну во время правления династии Тан. После 1840 года христианство и католицизм охватили страну. Хотя они и были приостановлены после 1949 года, но вновь быстро распространились в последние годы.


Сейчас около 15 миллионов китайцев являются католиками, организовано около 97 приходов. Христианство в Китае насчитывает около 20 миллионов верующих. Большинство христиан проживают в южной части Поднебесной.

В дополнение к пяти основным религиям, у китайцев есть и другие традиционные народные верования. Более 200 миллионов людей верят в существование душ умерших предков и поклоняться им , около 700 миллионов китайцев приняли участие в мероприятиях, посвященных поклонению умершим предкам. Около 150 миллионов людей верят в Фен-Шуй и 140 миллионов людей верят в Бога Богатства.

Китайская астрология является очень популярной среди людей и многие думают, что знак может значительно повлиять на будущее. Таким образом, очевидно, что традиционная народная вера Китая имеет широкое основание среди местного населения.

Сейчас все больше и больше китайских людей верят в зодиакальные созвездия западной культуры. В начале нового года, многие люди наблюдают программы с предсказаниями для знаков Зодиака, чтобы узнать, смогут ли они добиться успеха в следующем году.

Мульти-религиозность делает китайскую культуру более терпимой к другим, т.к. религия Китая – это сформированные в течение многих веков и династий, убеждения, ввезенные в различное время в Китай.

Просмотры: 212

Китай – одно из самых интересных и самобытных государств в мире. Основой для формирования жизненной философии и оригинальной национальной культуры этой страны стал симбиоз нескольких религиозных направлений. На протяжении тысячелетий воздействие на социальное устройство общества, духовное развитие и моральный облик китайского народа оказывали древняя народная религия Китая, возникшие на территории этой страны даосизм и конфуцианство, а также заимствованный у индусов буддизм. Позднее, в VII веке нашей эры, список религиозных конфессий пополнили ислам и христианство.

История развития и возникновения религиозных течений в Китае

Три основные религиозные системы Китая (даосизм, конфуцианство и буддизм) принципиально отличаются от духовных представлений народов Европы, Индии и Ближнего Востока. По сути своей они являются философскими учениями, направляющими человека на путь самопознания и развития, помогающими ему найти свое место в социуме, обрести смысл жизни. В отличие от других вероисповеданий, религия Китая не касается идеи Бога-Творца и не имеет таких понятий, как рай и ад. Чужда китайцам и борьба за чистоту веры: различные конфессии мирно уживаются друг с другом. Люди могут одновременно исповедовать и даосизм, и буддизм, в придачу ко всему искать покровительства у духов, участвовать в церемониях поклонения предкам и других древнейших ритуалах.

Древняя народная религия Китая

До возникновения и распространения среди населения даосизма, конфуцианства и буддизма на территории Китая царила политеистическая система верований. Объектами поклонения для древних китайцев служили их предки, духи и мифические существа, отождествляемые с природными явлениями божества, герои, драконы. Проявлением божественного начала также были Земля и Небо. Причем Небо главенствовало над Землей. Оно отождествлялось с высшей справедливостью: ему поклонялись, возносили молитвы, от него ждали помощи. Спустя тысячелетия традиция обожествлять небеса не утратила актуальности. Подтверждением тому служит Храм Неба, построенный в 1420 году и действующий по сей день.

Даосизм

Народная религия Китая послужила основой для возникновения даосизма – философского и религиозного направления, сформировавшегося в VI веке до нашей эры. Создателем даосского учения считается Лао-цзы – легендарная личность, существование которой ученые ставят под сомнение. Смысл даосизма заключается в познании дао (пути), достижении благополучия и здоровья, стремлении к бессмертию. Движение к этим прекрасным целям происходит благодаря соблюдению определенных моральных законов, а также использованию особых практик и дисциплин: дыхательной гимнастики (цигун), боевого искусства (ушу), гармоничного обустройства окружающего пространства (фэншуй), техники трансформации сексуальной энергии, астрологии, лечения травами. На сегодняшний день в Поднебесной проживает около 30 миллионов приверженцев этой концепции. Для последователей учения Лао-цзы, а также для всех, кого привлекает эта религия Китая, открыты двери храмов. В стране существует несколько даосских школ и действующих монастырей.

Конфуцианство

Приблизительно в то же время, что и даосизм (VI век до нашей эры), зарождается еще одна массовая религия Китая – конфуцианство. Ее основателем стал мыслитель и философ Конфуций. Он создал собственное этико-философское учение, которое спустя несколько столетий получило статус официальной религии. Несмотря на появление религиозного аспекта, конфуцианство сохранило свою изначальную суть – осталось сводом моральных норм и правил, направленных на гармонизацию отношений личности и общества. Цель последователя этой системы заключается в стремлении человека стать благородным мужем, который должен быть сострадательным, следовать чувству долга, почитать родителей, соблюдать этику и ритуалы, стремиться к знаниям. На протяжении веков конфуцианство оказывало влияние на моральный облик и психологию этого народа. Не утратило оно своего значения и сегодня: соответствовать принципам учения, следуя долгу и неустанно совершенствуя себя, стремятся миллионы современных китайцев.

Буддизм

Наряду с исконно китайскими направлениями (даосизм и конфуцианство) в тройку наиболее значимых вероисповеданий в этой стране входит буддизм. Возникшее на территории Индии в V веке до нашей эры, учение Будды дошло до Китая в I веке нашей эры. Спустя несколько столетий оно укоренилось и получило массовое распространение. Новая религия Китая, обещавшая освобождение от страданий и бесконечных перерождений, изначально привлекала преимущественно простолюдинов. Однако постепенно она покорила сердца и умы людей самых разных сословий. Сегодня миллионы китайцев придерживаются этой традиции и стараются соблюдать заповеди буддизма. Количество буддистских храмов и монастырей в Китае исчисляется тысячами, а число людей, принявших монашество, составляет около 180 тысяч.

Религии Китая в наши дни

Черная полоса для всех религиозных конфессий Китая началась в 1949 году после провозглашения Китайской Народной Республики. Все религии были объявлены пережитком феодализма и запрещены. В стране наступила эпоха атеизма. В 1966–1976 годах ситуация накалилась до предела – КНР потрясла «культурная революция». На протяжении десяти лет ярые приверженцы «перемен» уничтожали храмы и монастыри, религиозную и философскую литературу, духовные реликвии. Тысячи верующих были убиты или сосланы в исправительные лагеря. После окончания этой страшной эпохи в 1978 году была принята новая конституция КНР, в которой провозглашались права граждан на свободу вероисповедания. В середине 80-х годов прошлого столетия в стране началось массовое восстановление храмов, сопровождаемое популяризацией религии как важнейшей части национальной культуры. Политика возвращения к духовным истокам оказалась успешной. Современный Китай представляет собой мультирелигиозную страну, в которой мирно сосуществуют, гармонично дополняя друг друга, традиционные учения (даосизм, конфуцианство, буддизм), древняя народная религия Китая, сравнительно недавно пришедшие сюда ислам и христианство, а также верования национальных меньшинств (религии моз и дунба, религия Белого Камня).

Кратко о культуре древнего Китая.
Китайская культура не только одна из самых древних мировых культур, но в то же время и одна из самых уникальных. Начинает она свое развитие приблизительно с 3-го века до нашей эры уже как культура древнего государства и активно развивается по сей день. Зачатки культуры древнего Китая возникли раньше, чем эта культура стала восприниматься как наследие древнего государства, примерно за 2-3 века до процесса формирования империи.
У китайцев уникальная архитектура, на территории страны исповедовали в разное время множество религий, многие из которых пронесены сквозь века и актуальны по сей день. У народа есть собственная литературная традиция, отличны от других народов музыкальные и танцевальные каноны.

Религия древнего Китая

Изначально китайская религия была неким культом фетишизма, это происходило приблизительно в 2 веке до нашей эры. Далее, уже спустя век, верования свелись к тотемистическим и были тесно связаны с мистикой и всевозможными магическими ритуалами. Все тотемы были связаны с природными явлениями, да и сами религиозные представления в первую очередь превозносили природу. Поклонялись не только горам, земле и различным явлениям, например, молнии и дождю, но и существовали разные животные-тотемы. Одним из самых могущественных анималистических покровителей считался медведь.
Существовал и культ предков – их почитали, обращались к ним с просьбами и, конечно же, главы семьи выстраивали храмы для почитания всех предков своего рода.
Ближе к нулевому году сформировались и более цивилизованные религии. В частности, возникло конфуцианство. Все религии того времени были с философским подтекстом и предполагали не следование догмам, а познание мира и уважение традиций. Конфуций был самым ярким представителем религиозной жизни того времени, и его учение предполагало в первую очередь сохранение традиций общества и получение надлежащего воспитания, а не выполнение религиозных обрядов.

Письменность и литература

Письменность в древнем Китае можно назвать оригинальной, отличной от других цивилизаций. В первую очередь при таких оценках речь идет об иероглифике, являющейся самой древней формой письменности, если не считать наскальные рисунки.
Изначально все тексты писались палочками, которые вытачивали из бамбука. Все тексты были запечатлены на деревянных дощечках. Это был первый этап развития письменности. Позднее на смену этим инструментам письма пришли другие, более прогрессивные. Они значительно повысили скорость письма, а также повысили удобство написания символов. К таковым относятся кисть и ткань, в основном шелковая. Тогда же были изобретены и чернила. Еще позже на смену полотнам ткани пришла бумага – чисто китайское изобретение. Тогда письменность и стала развиваться активнее всего.
Что же касается литературы, дошло очень много древних текстов. У китайцев были как сакральные книги, предназначенные для просвещенного в религиозных и обрядовых вопросах, так и философские и исторические труды. Популярна и так называемая «Книга песен», содержащая около трехсот песенных текстов того времени. Популярными были следующие писатели: историки Сыма Цянь и Бань Гу, считающийся первым поэтом в Китае Цюй Юань и другие.

Архитектура, скульптура и живопись

Китайская архитектура с древних времен считалась прогрессивной. Когда многие народы возводили лишь примитивные жилища или строения из глины и камни в один этаж, китайская архитектура поражала – в стране было огромное количество многоэтажных зданий. Конечно же, существовала и определенная схема их построения – основой китайского дома была массивная опора из деревянных столбов. Крыши обычно покрывали черепицей, создавали ее путем обжигания глины. Самым популярным видом здания были пагоды.
Живопись в древнем Китае была тоже прогрессивна, если сравнивать ее с живописью стран, существовавших в то время. Картины обычно рисовались на шелке, а позже уже на бумаге. Для рисования использовали тушь и кисти.
Активно развивалась и скульптура, оттачивались умения народа в производстве керамики. До наших дней дошло множество ваз и небольших статуэток, делали их в основном из поделочных камней, либо слоновой кости. Посуду и украшения уже ближе к новой эре стали делать из фарфора – еще одного чисто китайского изобретения, державшегося в секрете.

Наука в древнем Китае

Наука развивалась не менее стремительно, чем другие области культуры страны. Были важные астрономические открытия, создавалась собственная медицина, отличная от других культур. Развивалась также математика, геометрия. Китайцы уже в древности знали основные свойства фигур, считали дробные числа, а еще ввели понятие об отрицательных числах. Известна была и арифметическая прогрессия.
1 век до нашей эры знаменателен в китайской науке тем, что тогда был написан величайший математический трактат, объясняющий предмет математики в двухстах главах. Эти знания были получены китайскими учеными и систематизированы.
Ученые смогли рассчитать и точную продолжительность года. Тогда весь год был разделен ими на 12 месяцев, а те в свою очередь состояли из четырех недель. Система актуальна и используется по сей день.
В древнем Китае были созданы и карты звезд и светил, описывающие их местоположение в небе, а также их движение. Но самым гениальным китайским изобретением считается компас – этого предмета не было на тот момент нигде, и именно китайцы его создали первыми.
Китайская цивилизация с древних времен была одной из самых развитых. В разных сферах культуры у этого древнего государства есть собственные уникальные изобретения и заслуги. К началу новой эры в Китае уже оформилась цивилизованная религия – Конфуцианство, популярная и по сей день. У страны есть достижения и в сфере искусства и литературе, и в науке. Оригинальна и китайская письменность. Это говорит о том, что в древности Китай был сильной цивилизацией с огромным потенциалом.

Он был одним из тех современных политических деятелей стран Азии, чье имя и деятельность навсегда связаны с борьбой развивающихся стран за национальное освобождение и прогрессивные преобразования. Однако и в его политической практике индуизм и отношение к нему не могли не играть весьма существенной роли. И это вполне понятно, ибо индуизм для Индии не столько религия, сколько культурная традиция, образ жизни страны и народа. Неру часто оперировал таким понятием, как «национальный дух», он придавал большое значение «духовным традициям» «староиндийского идеала», который оставался фундаментом Индии.

Религиозные традиции, и особенно традиции индуизма, играют огромную роль и в современной политической жизни Индии, когда противоборствующие силы на политической арене нередко апеллируют к различным сторонам национальной культуры. Наиболее реакционные силы пытаются возродить самые отсталые и консервативные стороны индуистской традиции. Более умеренные опираются на реформированный индуизм, который в различных формах неоиндуизма, модернизированного и упрощенного в своей обрядовой практике, ныне занимает видное место в современной религиозно-культурной жизни Индии.

Для полноты картины необходимо заметить, что не только индуизм, но и джайнизм, сикхизм, несколько оживившийся за последние десятилетия буддизм (множество бежавших от китайских коммунистов буддистов Тибета во главе с Далай-ламой осело в районе Гималаев), во многом сохранивший свои позиции в Индии ислам, сильно укрепившееся усилиями англичан в Индии христианство, а также другие религии, как, например, уцелевший после исламизации Ирана зороастризм (в форме религии мигрировавших в западную Индию из Ирана в VII-Х вв. парсов), составляют ныне довольно пеструю картину религиозной жизни современной Индии. Все эти религии в целом достаточно непротиворечиво вписываются в социально-культурную структуру страны, так что основные противоречия встречаются не столько в форме религиозных распрей (индо-мусульманского антагонизма), сколько в виде противостояния консервативных традиций, на которые делает ставку реакция, более прогрессивным, современным, модернизированным сторонам религиозного прошлого, поддерживаемым официальным законодательством и политической администрацией современной Индии.

Глава 17 Религия в древнем Китае

Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли значительно большую роль, нежели мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения. Трезвый и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Если характерная этнопсихологическая особенность индийца – его интровертивность, ведшая в своем крайнем выражении к аскезе, йоге, монашеству строгого стиля, к стремлению индивида раствориться в Абсолюте и тем спасти свою бессмертную душу от сковывающей ее материальной оболочки, то истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, т. е. свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. При этом этически детерминированный рационализм был доминантой, определявшей нормы социально-семейной жизни китайца.

Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае видна во многом.

В Китае тоже есть высшее божественное начало – Небо. Но китайское Небо – это не

Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Правда, в системе китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда (представление о нем проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры),

и Дао»(основная категория религиозного и философского даосизма), причем Дао в его даосской трактовке (существовала и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому Брахману. Однако не Будда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.

Важнейшей особенностью древнекитайской религии была весьма незначительная роль мифологии. В отличие от всех иных ранних обществ и соответствующих религиозных систем, в которых именно мифологические сказания и предания определяли весь облик духовной культуры, в Китае уже с древности место мифов заняли историзованные легенды о мудрых и справедливых правителях. Легендарные мудрецы Яо, Шунь и Юй, а затем культурные герои типа Хуанди и Шэньнуна, ставшие в сознании древних китайцев их первопредками и первоправителями, заменили собой многочисленных почитаемых богов. Тесно связанный со всеми этими деятелями культ этической нормы (справедливость, мудрость, добродетель, стремление к социальной гармонии и т. п.) оттеснил на второй план чисто религиозные идеи сакрального могущества, сверхъестественной мощи и мистической непознаваемости высших сил. Иными словами, в древнем Китае с весьма раннего времени шел заметный процесс демифологизации и десакрализации религиозного восприятия мира. Божества как бы спускались на землю и превращались в мудрых и справедливых деятелей, культ которых в Китае с веками все возрастал. И хотя с эпохи Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.) ситуация в этом плане стала изменяться (появилось множество новых божеств и связанных с ними мифологических преданий, причем частично это было вызвано выходом на передний план и записью народных верований и многочисленных суеверий, до того пребывавших как бы в тени или бытовавших среди включенных в состав империи национальных меньшинств), на характере китайских религий это уже мало сказалось. Этически детерминированный рационализм, обрамленный десакрализованным ритуалом, уже с древности стал основой основ китайского образа жизни. Не религия как таковая, но прежде всего ритуализованная этика формировала облик китайской традиционной культуры. Все это сказалось на характере китайских религий, начиная с древнекитайской.

Так, например, заслуживает внимания то обстоятельство, что религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная и социально несущественная роль духовенства, жречества. Ничего похожего на сословие улемов или влиятельные касты брахманов китайцы никогда не знали. К буддийским и особенно даосским монахам они относились обычно с плохо скрываемым пренебрежением, без должного уважения и почтения. Что же касается конфуцианских ученых, чаще всего выполнявших важнейшие функции жрецов (во время культовых отправлений в честь Неба, важнейших божеств, духов

и предков), то именно они были уважаемым и привилегированным сословием в Китае; однако они были не столько жрецами, сколько чиновниками, так что собственно религиозные их функции всегда оставались на втором плане.

Шанцы, чжоусцы и шан-ди

Все эти и многие другие важнейшие особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи Шан-Инь. Шанская цивилизация городского типа появилась в бассейне Хуанхэ в середине II тысячелетия до н. э., примерно в то же время, что и арии в Индии. Но, в отличие от ведических ариев, шанцы не имели пантеона влиятельных богов. Роль высших божественных сил у них выполняли умершие предки шан-ди и различного рода духи, олицетворявшие силы Природы. Предкам шан-ди

шанцы регулярно приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том числе и человеческие, о чем сообщалось в записях типа «Предку Гэну приносим в жертву триста человек из племени цян». Считалось, что сопровождавшие жертвы просьбы (их, как и извещения о жертве, обычно писали на специально подготовленных для этого бараньих лопатках и панцирях черепах) побудят обладавших сверхъестественным могуществом обожествленных предков воздействовать на духов сил природы или собственным могуществом поспособствовать людям добиться желаемого. Записи-просьбы сопровождались специальными обрядами гадания, отчего они получили в современной синологии наименование «гадательных».

Отсутствие великих богов и выход на передний план культа шан-ди сыграли в истории китайскдй цивилизации огромную роль: именно это логически привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы Китая. Эти тенденция прослеживается уже в Шан. Шанских правителей-ванов, которые рассматривались в качестве прямых потомков и земных наместников шан-ди, погребали в больших гробницах с лошадьми и оружием, женами и слугами, запасами пищи и различными изделиями бытового назначения – со всем тем, что могло понадобиться человеку на том свете.

В культе своих предков шан-ди, бывшем символом культа своей небольшой этнической общности, резко противостоявшей окружавшей их в бассейне Хуанхэ многочисленной периферии из неолитических племен (пленников из числа которых они обычно приносили в жертву своим обожествленным предкам), шанцы стремились почерпнуть дополнительную мощь и устойчивость. Божественная помощь, содействие потусторонних сил, которым всегда приписывалось сверхъестественное могущество, постоянное общение с покойными предками были для шанцев источником духовного комфорта, т. е. необходимым элементом их существования. Вот почему в системе шанских религиозных представлений, а затем и вообще в религиозной системе древнего Китая столь большую роль играла мантика.

Гадания и гадатели в Шан

Главным моментом в ритуале общения с божественными предками был обряд гадания, который обычно сочетался с обрядом жертвоприношения. Цель гадания сводилась к тому, чтобы поставить предков в известность о тех или иных намерениях, успехах или заботах живущих на земле их потомков и соответственно узнать их мнение на этот счет, одобрение или неодобрение, степень готовности оказать содействие и т. п. Ритуал гадания заключался в следующем. На специально подготовленную баранью лопатку или черепаший панцирь гадатель в строго определенном порядке наносил несколько углублений и выцарапывал надпись из нескольких пиктографических знаков, прообразов будущих китайских иероглифов. Надпись содержала информацию, сформулированную в таком виде, чтобы можно было получить однозначный ответ. Затем кость или панцирь прижигали в углублениях нагретой бронзовой палочкой, и по трещинам на обратной стороне гадатель судил о результатах гадания. Впоследствии эта техника, как и техника гаданий по тысячелистнику, легла в основу книги гаданий Ицзин, триграммы и гексаграммы которой, состоявшие из всевозможных сочетаний прямой и прерванной посредине линий, генетически восходят к трещинам на костях и волокнам тысячелистника.

Шанские гадатели были незаурядными людьми. В отличие от примитивных деревенских колдунов-шаманов, они приближались по своему статусу и значению в жизни общества к древнеегипетским жрецам. Во-первых, гадатели были грамотны, т. е. владели системой пиктографического письма, которую, видимо, сами и разработали. Во-вторых, они были причастны к власти, т. е. находились рядом с теми, кто руководил коллективом, и хорошо разбирались в проблемах, стоящих перед шанцами: ведь от правильной формулировки вопроса и интерпретации результатов гадания зависело очень многое. Словом, обряд гадания был делом большого государственного значения, имевшим

обстоятельно разработанную систему фиксированных показателей с объективными критериями отсчета.

Чжоусцы, Шанди и культ Неба

Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой. В 1027 г. до н. э. объединившийся вокруг племени чжоусцев союз окружавших Шан народов в решающей битве при Мус разгромил шанцев, которые после поражения стали именоваться в чжоуских документах инь-цами. Династия Чжоу, распространившая после победы власть на большую территорию бассейна Хуанхэ, многое заимствовала у шанцев, включая культ предков и практику гадания. Дело в том, что полуварварское племя чжоусцев не имело своих божеств, не обожествляло своих предков и не было в сколько-нибудь серьезной и разработанной форме знакомо с практикой культа сверхъестественных сил. Когда победитель шанцев чжоуский У-ван вторгся в столицу Шан, он не нашел ничего лучшего, как принести благодарственную жертву за победу в храме шанских предков и в адрес шанских шан-ди. Вскоре после этого он умер, а руководство династией Чжоу попало в руки регента при его малолетнем сыне – знаменитого Чжоу-гуна. Именно Чжоу-хун создал основы господства династии. Он сумел, в частности, использовать шанскую культурную традицию в интересах победителей-чжоусцев. С этой целью чжоусцы начали воспринимать привычный шанский термин «шан-ди» как обозначение совокупности всех обожествленных предков, притом не только шанских. Кроме того, использовав термин шан-ди в подкорректированной форме первопредка-Шанди (в китайском языке нет понятия числа, что помогает такого рода манипуляциям), Чжоу-гун сблизил Шанди с Небом, его предполагаемым местожительством. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до XX в.

Начиная с эпохи Чжоу Небо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причем культу этого божества был придан не столько сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. В понятие «добродетель» (дэ) включался сакральный оттенок высшего соответствия (главным образом правителя, олицетворявшего народ) божественным установлениям, а также внутренней божественно-детерминированной силы. Только имея дэ, правитель имел право управлять; теряя его, он терял это право.

Итак, чжоуское Небо (тянь), вобрав часть функций Шанди, стало не столько даже Верховным Божеством, сколько высшим олицетворением разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Выдвинув на передний план в этом культе его рациональное начало, чжоусцы еще более усилили рационалистический акцент, уже имевшийся в практике верований и культов у шанцев. Претендуя на родство с Небом, чжоуские правители стали именовать свою страну Поднебесной (тянь-ся), а себя – сыновьями Неба (тянь-цзы). Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир, в который они включали собственно Китай (Чжунго, «Срединное государство») и окружавшую его варварскую периферию, которая, по их представлениям, явно тяготела к центру, т. е. к Чжунго, к китайскому властителю Поднебесной, сыну Неба.

Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление -прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами. В почтительном отношении к высшему началу обычно проявлялся отчетливо осознанный сыновний долг правителя, понимавшего необходимость отчитаться перед высшей божественной инстанцией и воздать небесному отцу, хранителю мирового порядка, необходимые почести.