Взаимодействие государственных и муниципальных органов управления образованием. Взаимодействие государственного управления и муниципального управления

Местное самоуправление осуществляет связь между государством и населением. МСУ обладает всеми признаками власти и прежде всего главным - обязательностью его решений для населения, про­живающего на территории муниципального образования. Осуществление МСУ обеспечивается посредством реализации функций МСУ. Для этого муниципальными сообществами соз­даются органы местного самоуправления. Являясь неотъемлемой частью общего механизма управления государством, МСУ имеет отличительные особенности от органов государственной власти, а именно:

Является властью подзаконной, действующей в рамках законодатель­ства, принимаемого органами государственной власти;

Возникает лишь в том случае, когда определены предметы его ведения;

Должно иметь достаточные собственные материально-финансовые ре­сурсы для решения вопросов местного значения;

Требует обязательного наличия представительства населения в муни­ципальных органах власти.

В настоящих условиях формирования российской государственности МСУ признается самостоятельной властью, производной от государственной, действующей с позволения государства и в рамках госу­дарственных законов.

Определение предметов ведения органов местного самоуправления происходит как за счет предложений населения соответствующей террито­рии, так и в русле единой государственной политики. Государство возлагает на органы местного самоуправления право и обязанность ответственно ис­полнять часть общественных дел самостоятельно и ряд государственных

Согласно Конституции РФ 1993 года в РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Реализуется тенденция децентрализации управления.

Несмотря на то, что местное самоуправление выведено за рамки государственного управления, оно остается в системе власти РФ. Особенно четко это прослеживается в процессе взаимодействия государственной и муниципальной службы; в профессиональной организации государственной и муниципальной службы. Существует общность целей, задач и ответственности органов гос. управления и местного самоуправления перед населением, организациями и государством.

Действуют общие закономерности управления, четкие взаимосвязи - это не допускает самоизоляции органов местного самоуправления. Разграничение между государственным управлением и местным самоуправлением происходит на уровне субъекта РФ.

В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года определены полномочия органов государственной власти по отношению к органам местного самоуправления, направления государственной поддержки.

К полномочиям органов государственной власти РФ в отношении органов МСУ относятся:


Наделение федеральным законом органов МСУ отдельными полномочиями РФ, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией;

Установление государственных минимальных социальных стандартов;

Принятие федеральных программ развития МСУ;

Установление порядка судебной защиты и судебная защита прав МСУ;

Регулирование и установление ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ за нарушение законов;

Осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов МСУ и должностных лиц МСУ;

Регулирование основ муниципальной службы.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в отношении органов МСУ относятся:

Наделение органов МСУ законом отдельными полномочиями субъектов РФ, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;

Принятие региональных программ развития местного самоуправления;

Регулирование законами субъекта РФ особенностей организации МСУ с учетом исторических и иных местных традиций;

Законодательство о муниципальной службе;

Принятие и изменение законов субъектов РФ об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления.

Законами субъекта РФ устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы РФ согласно Реестрам государственных и муниципальных должностей, с учетом квалификационных требований по должностям. В законах субъектов РФ стаж муниципальной службы приравнивается к стажу государственной службы, создается единое правовое пространство прохождения государственной и муниципальной службы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Кафедра государственного, муниципального управления и политики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Система государственного и муниципального управления

на тему: Взаимодействие государственных и муниципальных органов управления

Выполнил: ст.гр. ГМУз-08-2

Скажутина Ю.М.

Проверил: ст. преподаватель

Цирельникова Л.Г.

Чита 2013г.

Введение

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели - повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.

Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах.

Конституция России закрепила организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Большинство наших неудач в экономике, социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм дает сбои.

Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияния государства.

На федеральном уровне в отношении местного самоуправления решаются две задачи - обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправления. Они решаются следующими способами:

во-первых, на федеральном уровне законодательно устанавливается общие принципы организации местного самоуправления;

во-вторых, федеральные органы государственной власти принимает программы государственной поддержки местного самоуправления;

в-третьих, для обеспечения федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" принимаются ряд федеральных законов.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью определения основных параметров взаимодействия местного самоуправления с государственной властью, разработки обоснованных предложений по устойчивому развитию института делегирования полномочий в свете новейших изменений федерального законодательства.

Цель курсовой работы - выявить характер взаимодействия органов государственного и местного самоуправления.

Предмет исследования - взаимодействие государственных и муниципальных органов.

Объект исследования - органы государственного и местного самоуправления.

1. Государственные органы РФ

1.1 Понятие государственного органа Российской Федерации

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ согласно Конституции РФ (ст. 3) осуществляет свою власть.

Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами.

1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства, которые потому и названы Конституцией РФ органами государственной власти. Другое дело, что эти полномочия у различных государственных органов могут иметь различные формы проявления в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые они выполняют.

Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.

Надо сказать, что властными полномочиями в Российской Федерации располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако властные полномочия последних не носят государственного характера и не осуществляются от имени Российской Федерации.

2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ст. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (ст. 96 Конституции).

3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст. 127) Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции РФ (ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ст. 128) устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов.

5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

Вышеизложенное дает основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.

Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

1.2 Принцип разделения властей

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государственной власти -- законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.

Органы законодательной власти -- это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти -- это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации -- глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ -- парламент Российской Федерации -- является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом, оно соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами.

Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

2. Муниципальные органы РФ

2.1 Основы местного самоуправления

Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Территориальные основы местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» складывается двухуровневая система местного самоуправления.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях. Территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов -- на территории городских и сельских поселений. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений -- гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

Организационные основы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

· представительный орган муниципального образования;

· глава муниципального образования;

· местная администрация;

· контрольный орган муниципального образования;

· иные органы местного самоуправления;

В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

· представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту;

· представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию;

· представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту.

Экономические основы местного самоуправления.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

· средства самообложения граждан;

· доходы от местных налогов и сборов;

· доходы от региональных налогов и сборов;

· доходы от федеральных налогов и сборов;

· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

· доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

· часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;

· штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

· добровольные пожертвования;

· субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов);

· иные законные поступления.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

Межмуниципальное сотрудничество.

В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учетом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.

2.2 Система и структура органов местного самоуправления

Система местного самоуправления - это совокупность взаимодействующих между собой самоуправляющихся систем, которые выступают в качестве составных частей. Под системой местного самоуправления понимают совокупность организационных форм местного самоуправления в рамках муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни. Статья 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Закрепляются две основные формы народовластия: непосредственно (прямая демократия); через системы органов государственной и муниципальной власти (опосредованная демократия).

Органы местного самоуправления:

1) органы местного самоуправления, наличие которых обязательно: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

2) органы местного самоуправления, которые могут быть предусмотрены уставом муниципального образования: контрольный орган муниципального образования (образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности); иные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления.

Органы местного самоуправления могут действовать независимо от действующих в стране законов и других актов органов государственной власти.

Определяются условия, а также порядок контроля государства за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования и Федеральным законом. Муниципальные должности бывают выборными, занимаемыми в результате муниципальных выборов, - депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

3. Взаимодействие органов государственного и местного самоуправления

Местное самоуправление является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа.

Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

* Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

Таким образом, есть все основания говорить о самостоятельной разновидности власти народа, осуществляемой на местном уровне, т.е. о местной или муниципальной власти, которая, будучи публичной, не является государственной властью. Поэтому справедливо определить муниципальную и государственную власти как самостоятельные формы публичной власти, по­скольку и та и другая есть выражение власти народа, каналы непосредственного осуществления которой со­впадают и разнятся лишь пространственным территориальным уровнем их проявления. Государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, муниципальная власть -- в городских, сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований.

Самостоятельность муниципальной власти находит свое выражение в отделенности, обособленности местного самоуправления от государства и его структур, что прямо закреплено в ст. 12 Конституции РФ: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Структура этих органов, в соответствии со ст. 131 Конституции РФ, определяется населением самостоятельно. Свое правовое закрепление структура местной власти получает в уставе муниципального образования.

Самостоятельность местной власти проявляется также в обязанности для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.

Самостоятельный характер местной власти выражается в наличии собственных предметов ведения местного самоуправления и полномочий, которыми обладают органы местной власти.

Самостоятельность местной власти тесно связана с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления. В их числе:

* право на судебную защиту;

* право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти;

* запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Будучи самостоятельной, местная власть несет ответственность за свою деятельность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп -- классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др. Мы только называем эти факторы, поскольку их анализ выходит за рамки избранной темы.

Сложная природа местного самоуправления является объективной предпосылкой формирования противоречивых взглядов на природу этого института и его сущность.

Современное местное самоуправление, будучи формой самоорганизации населения, имеет признаки, как государства, так и общественных институтов. Местное самоуправление в современных условиях имеет двойственную природу и по своей сути является общественно-государственным институтом.

Российская и зарубежная практика развития местного самоуправления свидетельствует о тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимопроникновении государственных и самоуправленческих начал. Анализ соотношения государства и местного самоуправления позволяет выявить ряд их общих признаков, в том числе: оба являются институтом общественного развития; каждый из них имеет территориальную организацию; имеют один источник власти -- народ; осуществляют публичную власть, одна разновидность которой -- государственная власть -- распространяется на всю территорию, другая -- муниципальная власть -- на территории местного самоуправления; осуществляют сбор налогов; осуществляют функции по обеспечению общественной безопасности и порядка -- одни (государственные структуры) в виде органов внутренних дел и других силовых структур, другие (самоуправленческие структуры) -- в виде муниципальных органов охраны общественного порядка; осуществляют правовое регулирование и управление, т.е. имеют собственные правовые акты, а также собственные аппараты управления.

Следует также иметь в виду общие социально-экономические, духовные и политико-правовые основы, на которых строятся российское государство и самоуправление, закрепленные ныне в ряде статей гл. 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ. Это -- демократический, правовой характер общества; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; провозглашение многонационального народа единственным источника власти в Российской Федерации; равенство прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации на всей ее территории; социальная направленность политики Российской Федерации; единство экономического пространства; равная защита всех форм собственности; политическое и идеологическое многообразие; обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы; включение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в российскую правовую систему.

Далее: общие принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В их числе: народовластие; законность; гласность; выборность представленных органов, их самостоятельность и независимость друг от друга и от общественных объединений; разграничение предметов ведения и полномочий; учет общественного мнения; оптимальное сочетание централизации и децентрализации.

Государство -- это сложная система, имеющая в своем составе социально-экономические и территориально-государственные формирования (субъекты Федерации), в пределах которых существуют более мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленных проживанием на определенной территории.

Местное самоуправление -- важнейший элемент организации публичной власти. Его специфика, как отмечается в научной литературе, заключается в двойственной политической природе. С одной стороны, органы самоуправления интегрированы в единый государственный механизм управления страной. Местное самоуправление имеет действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, наделенный правом использовать "средства законодательно институированного насилия", оно может самостоятельно формировать бюджет, устанавливать и собирать налоги. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ (использующей в числе прочих и механизмы прямой демократии). Поэтому ему свойственны: относительная независимость, как от органов государственной власти, так и от внегосударственных структур (двоякого рода автономия); способность осуществлять коллективные акции по защите и достижению своих интересов (коллективное действие); отсутствие стремления присваивать себе функции по управлению политикой в целом (неузурпация чужих полномочий); готовность действовать в рамках сложившихся гражданских и правовых норм (гражданственность).

Возможность передачи органам местного самоуправления полномочий как федеральных органов, так и органов субъектов Федерации определяет роль органов местного самоуправления как одной из составляющих Российского федеративного государства.

Развитие местного самоуправления нуждается в поддержке федерального Центра, его политических решениях, опирающихся на гражданские инициативы населения. Становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего реализацию ряда норм Конституции РФ о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

Становление местного самоуправления нуждается в разработке института осуществления им государственных полномочий, прежде всего в социальной сфере -- наиболее близкой и болезненной для населения. Между тем вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, в том числе и в социальной сфере, относятся к малоизученным.

Задача местного самоуправления -- обеспечить социальный комфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства -- о создании достойного уровня жизни человека.

Проблематичной остается управляемость в субъектах РФ. Практика выдвигает проблему усиления роли федеральных органов государственной власти в сфере влияния на деятельность органов местного самоуправления. И, вероятно, в этих целях было бы целесообразно установить формы контроля со стороны федеральных органов государственной власти за деятельностью должностных лиц муниципального образования, а также предоставить право федеральным органам государственной власти участвовать в решении отдельных вопросов местного значения, имеющих государственную важность, определив при этом предел государственного регулирования таких вопросов.

Таким образом, если смотреть на проблему широко, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

Представляется необходимым:

* разграничить полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления;

* создать систему правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов местного самоуправления от необоснованного вмешательства в их деятельность должностных лиц и органов государственной власти.

В число назревших вопросов, с нашей точки зрения, входит вопрос о предоставлении органам местного самоуправления права непосредственного обращения в Конституционный Суд РФ по вопросам собственной компетенции и законных прав граждан.

Необходимо также законодательно закрепить принципы и порядок взаимодействия территориальных структур федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Необходимо создать законодательный механизм, направленный на повышение статуса представительного органа местного самоуправления и его председателя.

Органы местного самоуправления самостоятельно решают отнесенные к их компетенции вопросы жизни и деятельности местных сообществ. Это позволяет федеральным и региональным органам сконцентрироваться на ответственных для них вопросах общего руководства, координации и контроля.

Таким образом, анализ проблем соотношения общества, государства, местного самоуправления, личности позволяет сделать вывод о том, что местное самоуправление является относительно самостоятельным институтом гражданского общества, выступающим в качестве территориально-управленческой структурной части в системе гражданского общества. В этом качестве местное самоуправление выступает как связующее звено в системе централизованного и децентрализованного управления. В рамках своих полномочий оно самостоятельно управляет местными делами, решает переданные ему отдельные государственные полномочия, используя различные формы самоорганизации и самореализации.

Заключение

Таким образом, несмотря на проведение достаточно успешного комплекса мероприятий по реформированию местного самоуправления, некоторые из проблем остаются нерешенными. Процесс наделения местных администраций отдельными государственными полномочиями необходимо подчинять следующим условиям, вытекающим из Европейской хартии местного самоуправления и Конституции РФ:

1) наделение возможно только отдельными государственными полномочиями, из чего следует невозможность передачи на муниципальный уровень всего объема полномочий органа государственной власти, так как это влекло бы за собой перераспределение предметов ведения, что недопустимо согласно Конституции РФ;

2) наделение полномочиями должно исходить из требований эффективности и экономии;

3) наделение местной администрации полномочиями должно учитывать особенности природы исполнительной власти на местном уровне, ограниченной в формах и методах принятия и исполнения решений по сравнению с органом государственной власти;

4) орган местного самоуправления должен обладать ресурсами, достаточными для осуществления передаваемых полномочий;

5) при делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой, адаптировать эти полномочия к местным условиям;

6) необходимо консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся. Более конкретно и предметно механизм делегирования государственных полномочий отражен в региональном законодательстве. Наиболее важным вопросом при наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями является вопрос о передаче для этой цели необходимых материальных и финансовых средств.

Cамые активные действия руководителей государства и отдельных регионов не смогут заменить заинтересованного участия населения в жизни своего муниципального образования, целенаправленной и последовательной работы их органов и дожностных лиц по реализации принимаемых решений в области местного самоуправления.

законодательство делегирование власть самоуправление

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 - ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Российская газета». - № 202.-2003.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: уч.пособие./Г.В.Атаманчук. - М.: Аспект- пресс, 2008.-325с.

4. Глазунова Н. И. Государственное и муниципальное (административное) управление: уч.пособие./Н.И.Глазунова. - М.: Проспект, ТК Велби,2007.-126с.

5. Гришковец А. Государственный служащий и гражданское общество:учеб.пособие./А Гришковец.- М.:Монография,2009.-476с.

6. Демин А.А. Государственная служба: Учебное пособие./А.А.Демин.- М.: Зерцало-М, 2009. - 309 с.

7. Зеркин Д.П. Основы теории государственного управления:курс лекций./Д.П.Зеркин.- М.: Тесса,2008.-532с.

8. Зотов В.Б. Территориальное управление (методология, теория и практика): учеб.пособие./В.Б.Зотов.-М.:Монография,2009.-476с.

9. Игнатов В.А.Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: уч.пособие./В.А.Игнатов.- Ростов-на-Дону.: МарТ,2007.-453с.

10. Маршалова А.Н. Система государственного и муниципального управления: уч.пособие./А.Н.Маршалова.- М.: Омега-Л,2008.-243с.

11. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления:уч.пособие./Р.Т.Мухаев.- М.: ЮНИТИ,2007.-429с.

12. Пикулькин А.В. Система государственного управления: уч.пособие./А.В.Пикулькин.- М.: Юнити-Дана, 2008.-358с.

13. Халиков М.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие./М.И. Халиков.- М.: ЮНИТИ,2008.-243 с.

14. Чиркин В.Е. Государственное управление: Элементарный курс: учеб. пособие./В.Е. Чиркин.-М.: Юристъ, 2008.-235с.

15. Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления: учеб.пособие./ Е.С. Шугрина.- М.: Юристъ, 2008.-635с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и содержание взаимодействия государственного управления и местного самоуправления. Правовые основы делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий. Взаимодействие Администрации г. Санкт-Петербурга и МО № 22 "Пискаревка".

    дипломная работа , добавлен 16.12.2012

    История развития делегирования государственных полномочий в России. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных обязанностей. Взаимодействие органов государственного управления и местного самоуправления в социальной сфере.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2009

    Правовые основы взаимодействия региональных органов государственной власти и местного самоуправления. Делегирование муниципалитету отдельных государственных полномочий как форма взаимодействия с региональными органами управления в Санкт-Петербурге.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2012

    Понятие местного самоуправления, нормативно-правовое регулирование его деятельности в Российской Федерации. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. Государственный контроль за осуществлением государственных полномочий.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2017

    Понятие и принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Выявление нарушений требований законов по вопросам государственных полномочий.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Сущность местного самоуправления и его многоаспектное конституционное значение. Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Разграничение полномочий и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2015

    Исследование понятия, сущности и полномочий системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, разграничения их полномочий. Характеристика особенностей процесса сотрудничества Смоленской областной Думы с местными органами власти.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2012

    Характеристика органов местного самоуправления. Принципы организации деятельности органов местного самоуправления. Особенности местной власти и механизм ее взаимодействия с государственной властью. Структура администрации муниципального образования.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2013

    Возможности формирования органов местного самоуправления, их функции. Пути совершенствования деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий на примере Администрации муниципального образования Кандалакшский район.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2012

    Государственно-правовое регулирование вопросов местного самоуправления в Российской Федерации. Изучение особенностей организации власти в регионе. Взаимодействие государственных и муниципальных органов в процессе осуществления ими своих функций.

В отечественном образовании в целом и в региональных системах в частности происходят глубокие перемены, обусловленные как рубежом тысячелетий, так и демократическим строительством в нашем государстве. Принятие Концепции модернизации российского образования на период до 2012 года, несомненно, определило 2002 и 2003 годы как стартовые в обновлении образования, причем старт носит довольно динамичный характер.

Вопросы реализации государственной образовательной политики субъектами Федерации и муниципальными уровнями образования требуют серьезного внимания не только управленческих, но и научно-педагогических кругов, органов исполнительной власти всех уровней. Это тем более важно, так как существующее законодательное обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов управления образованием нуждается в уточнении с учетом новых элементов межбюджетных отношений, реализуемой в стране административной реформы, поставленных временем вопросов о соучредительстве образовательных учреждений и других аспектов современной образовательной политики.

В областях накоплен некоторый опыт взаимодействия государственных и муниципальных органов управления образованием в вопросах модернизации и развития образования.

В образовательном пространстве Центрального федерального округа система образования Чувашии занимает значительное место: это 1300 учреждений образования и около 350 тысяч обучающихся.

В области работают 400 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают более 25000 детей; 636 общеобразовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе 12 для детей с ограниченными возможностями здоровья, 8 негосударственных общеобразовательных школ; 140 учреждений дополнительного образования, в которых занимается свыше 55 тысяч детей.

Система профессионального образования представлена учреждениями начального профессионального образования - их в области 29, учебными заведениями среднего профессионального образования (10) и 11 высшими учебными заведениями. Численность обучающихся и студентов превышает 60 тысяч.

В последние годы наметилась важная тенденция развития профессионального образования - его регионализация.

Регионализация образования слагается из двух взаимодополняющих объективных процессов:

  • 1. укрепления единства и целостности России;
  • 2. повышения уровня самостоятельности и комплексности развития регионов.

При активном участии администрации области, органов местного самоуправления, руководителей и педагогических коллективов высших и средних специальных учебных заведений, учреждений начального профессионального образования процесс регионализации происходит достаточно гармонично, что проявляется в том, что он ориентирован на нужды развития области, на воспроизводство высококвалифицированных специалистов для отраслей экономики, сельского хозяйства и социальной сферы области.

Можно отметить, что система образования области органично подошла к определенному рубежу, за которым начинается принципиально новый этап ее развития.

Новые условия хозяйствования не только потребовали, но и способствовали формированию кадрового корпуса, по своим деловым качествам отвечающего задачам времени.

Можно отметить, что система образования органично подошла к определенному рубежу, за которым начинается принципиально новый этап ее развития.

Хотелось бы отметить, что вопросы создания механизмов взаимодействия и сотрудничества государственных и муниципальных органов всегда были чрезвычайно актуальны в связи с тем, что 92% общеобразовательных школ являются муниципальными, к тому же область имеет аграрно-промышленный профиль, и муниципальные сельские школы составляют 87% от общего количества общеобразовательных учреждений.

В силу признания безусловного, определяющего влияния этого объективного социально-экономического фактора одним из приоритетных направлений образовательной политики в области определено создание, совершенствование и развитие законодательной и нормативно-правовой базы, определяющей взаимоотношения органов управления образованием государственного и муниципального уровней. Программа развития образования области. Названная программа разработана во исполнение федеральной Программы развития образования и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Ее реализация рассчитана на 2001- 2005 годы. Ежегодно итоговая коллегия управления общего и профессионального образования определяет первостепенные направления реализации программы с учетом задач комплексного развития, общесистемной модернизации образования области.

Важную роль в создании и выстраивании механизмов взаимодействия с муниципальными органами, на наш взгляд, играют соглашения о разделении компетенции в области образования между управлением общего и профессионального образования (государственным органом исполнительной власти специальной компетенции) и органами местного самоуправления. Такие соглашения заключены уже с 10 органами местного самоуправления области. Совместная работа в этом направлении продолжается.

В качестве основного нормативного документа, принимаемого за основу при формировании приоритетных направлений деятельности органов управления образованием и государственного, и муниципального уровня, мы рассматриваем концепцию модернизации.

На уровне органов местного самоуправления также создана система управления реализацией процессами модернизации и развития образования в современных социально-экономических и политических условиях. Созданы координационные советы органов местного самоуправления, разработаны и приняты к исполнению планы межведомственных мероприятий. Ведется работа по созданию системы управления процессами модернизации непосредственно в образовательных учреждениях.

Уместно отметить, что во многом наши управленческие действия - это усилия по реализации активной и динамичной позиции Министерства образования Российской Федерации, его реальной помощи регионам по ряду жизненно важных направлений развития региональных систем образования. Так, в своей управленческой работе в текущем году мы приняли за основу "Приоритетные направления реализации федеральной Программы развития образования на 2010 год", ведется системная реализация и других федеральных целевых программ, направленных на развитие образования и воспитания.

Остановлюсь на некоторых отдельных конкретных направлениях нашей работы, представляющихся особо важными в русле взаимодействия государственного органа управления образованием с муниципальными органами управления.

Взаимодействие по вопросам реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.01 № 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности" было проработано не только органами управления образованием всех уровней, но и каждой сельской школой, с привлечением к обсуждению широких слоев родительской и научно-педагогической общественности.

Конструктивное обсуждение судьбы сельской школы состоялось на августовском совещании работников системы образования в 2002 году.

В муниципальных системах образования просчитывались все возможные варианты реструктуризации с учетом социальных последствий, взвешивались реалии жизни сельской глубинки применительно к каждому району области. В результате всестороннего изучения проблемы мы сочли возможным участвовать в эксперименте по реструктуризации сельской школы, проводимом Министерством образования. Министерством образования РФ была учтена наша просьба о включении области в эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Решение об участии в эксперименте и есть признание управленцами того факта, что без создания нестандартных педагогических моделей в современных условиях сельской школе просто не выжить.

Среди большого разнообразия моделей сельской школы в нашей области мы выделяем три основные группы: пригородные школы; школы, расположенные на центральных усадьбах хозяйств; школы отдаленной глубинки.

Общая тенденция для всех этих групп - малочисленность. Эта проблема предъявляет свои специфические требования к организации образовательного процесса.

Отдельная болевая точка, требующая взвешенных подходов и решений в ходе реструктуризации сельской школы, - это модернизация педагогического образования. Проект Программы модернизации педагогического образования широко обсуждался как в широких кругах научно-педагогической общественности, так и в кругах управленцев. В целом на Орловщине он был поддержан.

В настоящее время в соответствии с уже утвержденной приказом Минобразования России Программой модернизации педагогического образования нами ведется разработка региональной программы модернизации педагогического образования на 2003-2006 годы.

Особый интерес для нас в этом ключе представляют такие направления обновления, модернизации педагогического образования, как:

  • - разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе;
  • - обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
  • - разработка подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обновления структуры и содержания общего образования.

В числе проблем, осмысление которых хотелось провести через коллективный разум координационного совета, я бы назвала вопрос, а вернее, комплекс вопросов о создании в регионах государственно-общественной системы оценки качества образования, независимой от органов управления образованием.

Определенный опыт работы на этом сложном направлении у нас имеется, так как начиная с 2000/2001 учебного года органами управления образованием осуществляется мониторинг качества общего образования. Роль головной организации выполняет областной институт усовершенствования учителей.

В 2001/2002 учебном году проведен мониторинг качества знаний выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений путем выборочного изучения письменных экзаменационных работ по алгебре и русскому языку в 20 сельских районах области. Кстати, на этом направлении ярко проявилось тесное взаимодействие управления общего и профессионального образования администрации области как государственного органа управления образованием с муниципальными органами управления образованием.

Координационный совет по модернизации и развитию образования нашей области планирует рассмотреть этот вопрос в 3-м квартале текущего года. Полагаю, что от объединения наших усилий мы только выиграем в деле совершенствования механизмов защиты прав граждан на получение качественного образования.

Не могу не остановиться и на такой общей проблеме в русле взаимодействия с муниципальными органами управления образованием, как ход эксперимента по ЕГЭ (единому государственному экзамену). Несмотря на то, что наша область не вошла в число участников эксперимента, интерес к этой проблеме самый пристальный и требует, как мне представляется, коллективного осмысления.

В кругах профессиональных управленцев всех уровней сложилась, пожалуй, единодушная поддержка позиции Госдумы РФ в части того, что сложившаяся за десятилетия система итоговой государственной аттестации выпускников в современных условиях требует серьезных изменений и совершенствования. Представляется целесообразной выработка общих (конечно, до известной степени) подходов к формам и методам изменения процедуры итоговой государственной аттестации, необходимо всесторонне проанализировать и обсудить вопрос комплексно, с участием представителей вузов и ссузов, науки, так как здесь много подводных рифов.

Несмотря на то, что мы не участвуем в эксперименте, но чтобы грядущие перемены не застали нас врасплох, определенную работу совместно с муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями, включая вузы и ссузы, мы проводим.

Конкретно:

  • · апробируем новые виды контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации;
  • · определяем основные подходы к методам создания баз данных о выпускниках общеобразовательных учреждений, доступных определенному кругу пользователей;
  • · начата работа по созданию системы подготовки кадров для проведения ЕГЭ и механизмов общественного контроля за его проведением.

Учитывая социально-экономическую значимость проблемы итоговой аттестации и поступления в вузы, считаем, что предложения о введении ЕГЭ на территории Центрального федерального округа могут быть подготовлены после соответствующей совместной проработки вопроса.

Четвертое.

Мы, управленцы системы образования области, разделяем позицию министра образования в части того, что нельзя сводить всю модернизацию образования к нескольким известным темам: двенадцатилетка, единый государственный экзамен, государственные именные финансовые обязательства (ГИФО). Ведь все мероприятия по реализации Концепции модернизации российского образования сконцентрированы по трем основным направлениям: повышение доступности образования, повышение качества образования, повышение эффективности образования.

Эти направления затрагивают глубинные основы содержания образования на всех его уровнях.

Эта тема достаточно обширна, поэтому я только тезисно обозначу некоторые направления нашей совместной деятельности с муниципальными органами управления образованием соответственно по уровням образования.

В области дошкольного образования отдельные муниципальные системы апробируют эффективность новых форм: кратковременного пребывания детей в детских садах, работа ДОУ по договорам с семьями. Скажу прямо: с точки зрения достигаемых результатов есть и розы, есть и тернии.

Говоря о комплексе вопросов модернизации общего среднего образования, могу сообщить, что в области завершена работа по переводу общеобразовательных учреждений в статус юридических лиц, для всех школ открыты бюджетный и внебюджетный счета. В 4-м квартале текущего года планируем создать областной сайт с расчетными счетами каждой школы (независимо от того, государственная она или муниципальная). Как известно, общероссийский сайт Министерства образования создан в 1-м квартале 2004 года. Следовательно, надо готовить соответствующий банк данных.

Вне зависимости от того, "свершится" или "не свершится" наконец принятие Госдумой РФ спустя 11 лет соответствующего закона о стандарте содержания общего образования (если нет, то роль нового поколения стандартов будут выполнять очередные Временные требования к содержанию общего образования), уйти от вопросов нормативного и учебно-методического обеспечения учебного процесса нам в регионах невозможно, тем более с учетом целого ряда серьезных новаций (изучение иностранного языка и основ информатики со 2-го класса, профильное обучение в старшей школе, расширение здоровьесберегающих технологий и многое другое). Эту работу мы называем постоянной "горячей линией" взаимодействия с муниципальными системами образования.

1). Взаимодействие систем государственного и муниципального управления означает:

а) систему отношений органов государственной власти и местного самоуправления в процессе совместного решения вопросов, представляющих общий интерес;

б) способность и возможность системы государственного управления оказывать определяющее воздействие на систему муниципального управления;

в) участие органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий;

г) все ответы верны.

2) Какие акты осуществляют правовое обеспечение взаимодействия систем государственного и муниципального управления (укажите их )?

А)__________; (б)__________; в)__________; г)___________.

3). К субъектам Российской Федерации в сфере местного самоуправления относятся следующие предметы ведения:

а) принятие и изменение уставов муниципальных образований;

б) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

в) регулирование основ муниципальной службы;

4). Управленческое взаимодействие определяется следующими направлениями:

а) разработка долгосрочных и среднесрочных программ социально-экономического развития муниципалитетов;

б) взаимный контроль;

в) координация условий для выполнения задач, имеющих большое значение для жителей субъекта Федерации и муниципальных образований;

г) взаимный надзор.

5). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется следующими актами:

а) указами Президента Российской Федерации;

б) постановлениями Правительства Российской Федерации;



в) федеральными законами;

г) законами субъектов Российской Федерации.

6). Органы государственной власти в целях контроля за исполнением делегированных полномочий вправе:

а) запрашивать необходимую информацию от органов и должностных лиц местного самоуправления о выполнении переданных полномочий и целевом использовании материальных ресурсов и финансовых средств;

б) производить проверки деятельности органов местного самоуправления;

в) назначать уполномоченных представителей для оперативного контроля за выполнением делегированных полномочий и за целевым использованием выделенных ресурсов;

г) распоряжаться муниципальной собственностью.

7). Какой орган государственной власти определяет порядок установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации?

А) Президент Российской Федерации;

б) законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации;

в) Правительство Российской Федерации;

г) министерство финансов Российской Федерации.

Взаимодействие государственных и муниципальных органов управления образования

Новые условия хозяйствования не только потребовали, но и способствовали формированию кадрового корпуса, по своим деловым качествам отвечающего задачам времени.

Можно отметить, что система образования области органично подошла к определенному рубежу, за которым начинается принципиально новый этап ее развития.

Хотелось бы отметить, что вопросы создания механизмов взаимодействия и сотрудничества государственных и муниципальных органов всегда были чрезвычайно актуальны в связи с тем, что 92% общеобразовательных школ являются муниципальными, к тому же область имеет аграрно-промышленный профиль, и муниципальные сельские школы составляют 87% от общего количества общеобразовательных учреждений.

В силу признания безусловного, определяющего влияния этого объективного социально-экономического фактора одним из приоритетных направлений образовательной политики в области определено создание, совершенствование и развитие законодательной и нормативно-правовой базы, определяющей взаимоотношения органов управления образованием государственного и муниципального уровней.

Важную роль в создании и выстраивании механизмов взаимодействия с муниципальными органами, на наш взгляд, играют соглашения о разделении компетенции в области образования между управлением общего и профессионального образования (государственным органом исполнительной власти специальной компетенции) и органами местного самоуправления. Такие соглашения заключены уже с 10 органами местного самоуправления области. Совместная работа в этом направлении продолжается.

В качестве основного нормативного документа, принимаемого за основу при формировании приоритетных направлений деятельности органов управления образованием и государственного, и муниципального уровня, мы рассматриваем концепцию модернизации.

На уровне органов местного самоуправления также создана система управления реализацией процессами модернизации и развития образования в современных социально-экономических и политических условиях. Созданы координационные советы органов местного самоуправления, разработаны и приняты к исполнению планы межведомственных мероприятий. Ведется работа по созданию системы управления процессами модернизации непосредственно в образовательных учреждениях Коршунов М.Г. Наука и образование // Образование в России, 2004, № 9. С. 38..

Возможные последствия очередного этапа реформирования системы образования в России

Но все это в прошлом. Сегодняшняя действительность, к сожалению, в вопросе о перспективах системы образования в России не только тяжелая, но, можно сказать, - трагическая. Возьмем номер газеты «Известия», которую никак не заподозришь в оппозиции к власти, от 26 марта 1998 г. Она пишет: «Согласно утвержденной реформе образования количество студентов, принимаемых в этом году в вузы России за счет бюджета, сокращено на 10%. Стипендии урезаны наполовину. Потери преподавательского состава - 18%. Ожидается сокращение числа студентов в ближайшие 3-4 года на 40-50%». А вот и социальный вывод «Известий»: «Студенты объявили войну министру образования».

Социально несостоятельна концептуальная основа реформы. Ее главная цель - почти полная ликвидация государственных расходов на образование. Можно говорить безо всякого преувеличения о настоящих похоронах последних элементов патерналистской (от лат. paternus-отцовский, отеческий) политики государства. У нас это понятие стало почти запретным, изгоняемым из употребления. В эпоху демократической горячки начала 90-х годов в России на официальном и на общественном уровне поспешили осудить государственный патернализм, т.е. в данном случае бюджетные расходы на реализацию социальных прав граждан: бесплатное образование и лечение, доступный отдых и гарантированную работу. А ведь все эти патерналистские заботы государства, которые у нас называют не иначе как «социальным иждивенчеством», лежат в основе социальной политики западных стран, перед которыми российские политические лидеры в буквальном смысле слова «ломают шапку».

Поэтому не случайно, что, по данным всероссийских социологических опросов общественного мнения, проводимых ВЦИОМ, начиная с 1991 г. сокращается количество россиян, которые считают, что в России соблюдаются основные социальные права граждан - на труд, образование, отдых. В 1996 г. таких было 18% опрошенных, в 1997 г. их стало на 2% меньше. При этом только 1,8% заявили, что, по их мнению, в России «полностью соблюдается» право на труд, образование, отдых, тогда как 71% убеждены, что их социальные права нарушаются.

Таким образом, совершенно очевидно, что фактический отказ государства от финансирования системы образования является грубейшим нарушением социальных прав россиян.

Тяжелые социальные последствия, несомненно, будет иметь нынешний курс финансирования системы образования, согласно которому государство оставляет за собой оплату только зарплаты преподавателей и стипендий части студентов. В целом формирование бюджета учебного заведения становится его собственным делом.

Внедряется принцип полной финансово-хозяйственной самостоятельности вуза или школы. Они получают статус юридического лица, самостоятельно формируют и используют свой бюджет, занимаются финансово-хозяйственной деятельностью, получают право использования занимаемой ими земли или помещений для деятельности, приносящей доходы (сдача в аренду, открытие торговых точек, использование земельных участков для строительства и т.д.). Некоторые могут задать вопрос: «А что же тут плохого?» Однако уже имеющийся опыт показывает, что когда сдаются учебные корпуса, мастерские, общежития, учебный процесс неизбежно свертывается и количественно, и качественно.

Возможные социальные последствия финансово-хозяйственной самостоятельности - банкротство образовательных учреждений; закрытие части вузов и средних учебных заведений. Мировой опыт цивилизованных стран неоспоримо свидетельствует о том, что ни культура, ни наука, ни образование на полной самоокупаемости (т.е. без государственных субсидий, без бюджетных денег) существовать не могут.

Реформа в ее ныне осуществляемом виде неизбежно приведет к тяжелейшим социальным последствиям для наименее обеспеченных слоев населения, к разрушению интеллектуального потенциала государства, нации. Россия может быть отброшена по уровню образования населения на многие десятилетия назад.

Известно, что, по данным официальной статистики, в России сегодня живут ниже уровня прожиточного минимума около 10 млн россиян. При этом подавляющее большинство семей имеют двух и более детей.

Зададимся вопросом: как сможет получить высшее образование юноша или девушка из бедной, а иногда - просто нищей семьи, если предусматривается установить плату за проживание в общежитии на уровне 30% прожиточного минимума. Добавьте к этому оплату за дополнительные образовательные услуги сверх минимального образовательного стандарта (до 20% стоимости обучения). А ведь помимо этого предусматривается также оплата всей образовательной инфраструктуры, включая не только общежития, но и оздоровительные учреждения и все другие объекты социальной сферы.

Кто, кроме богатых семей или во всяком случае - высокооплачиваемых, может нести такие расходы?

Наконец, принципиально меняется подход к выплате студенческих стипендий. Их будут получать лишь иногородние студенты, но с обязательным учетом уровня обеспеченности семьи, а также сироты и дети из семей с доходом на одного человека меньше прожиточного минимума. По сути, речь идет о полной ликвидации современной стипендиальной системы.

Обобщая вышесказанное, приходишь к выводу, что в условиях реформы с таким социальным содержанием двери образовательных учреждений практически окажутся закрытыми для значительной части молодежи. В 1991 г. общенациональные опросы общественного мнения, проводимые ВЦИОМ, показали, что за платность высшего образования выступали 42% опрошенных; в 1997 г. уже в 14 раз меньше - всего 3%. В основном за бесплатность высшего образования в 1997 г. выступали среди горожан 75%, а в сельской местности - 83% респондентов. За сохранение бесплатного школьного образования высказались те же 75% опрошенных, а на селе - 83%.Такая жесткая народная позиция вполне оправдана. Уже сегодня до 10% детей школьного возраста не посещают школу. А это около 2 млн юных граждан. Последствия такого положения будут для страны тяжелыми и длительными.

Пагубной с точки зрения социальных последствий является ориентация на «регионализацию» всей системы образования, перенесение центра тяжести управления ею с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Причем на субъекты Федерации, регионы и места предполагается возложить и финансирование системы образования. Каким же образом? Самым примитивнейшим: через создание региональных, муниципальных органов развития, которые якобы могут собирать средства путем лотерей, образовательных займов, личных вкладов, страхования для продолжения образования. Легко представить, какие это будут средства. Кот, наверное, наплачет больше, чем дадут личные вклады или лотереи. Требуются многие миллионы рублей, а собираться будут в лучшем случае - тысячи Балашева И.Н. Государственное управление образованием // Социс, 2004, № 3. С. 29..

Имеются и другие, не менее тяжкие социальные последствия «регионализации». Она означает фактическое упразднение единого учебно-методического руководства образованием в России. Сама роль федерального центра коренным образом изменится. Он перестанет быть управляющим и превратится, скорее всего, в рекомендательный орган. Жизнь чиновников Министерства образования (если оно сохранится) станет легкой, а вот на плечи регионов и органов местного самоуправления (кстати говоря, они находятся у нас в зачаточном состоянии) ляжет непосильная ноша. Со своими новыми задачами они просто не смогут справиться Горохов М.Э. Образование в России // ЭКО, 2004, № 8. С. 35..

Современный этап реформы образования (уже четвертый) - это социальное недомыслие или пагубный просчет. Ведь в предлагаемой концепции, например, даже не ставится вопрос о светском характере образования в России. А это коренная конституционная и социальная проблема. Церковь в Российской Федерации отделена от государства, а школа от церкви. А между тем недавно мне - как члену Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте России - довелось познакомиться с материалами одной интересной дискуссии, состоявшейся в администрации Президента РФ. Представитель патриархии поставил вопрос о введении преподавания «закона божьего» или «церковной этики» в школах в качестве факультативной дисциплины. Заместитель руководителя администрации возразил против этого, а вот ответственный чиновник министерства, которому, казалось бы, по долгу службы следовало занять аналогичную позицию, оказался примиренцем, соглашателем, одобрившим позицию церкви. Вот и получится, что вопреки Закону о свободе совести и Конституции России студента и школьника заставят учить «закон божий».

Оставляю в стороне многие другие острые и тревожные социальные аспекты реформы, такие как: изменение содержания программ; резкое сокращение аудиторных занятий; введение обязательной системы тестирования при поступлении в высшее учебное заведение; образовательный ваучер; принцип сближения (слияния) государственных и негосударственных образовательных учреждений на коммерческой основе.

Как могут сказаться возможные социальные последствия реформы образования на ситуации в российском обществе?

Имеется большой и поучительный зарубежный опыт в этом отношении. Сошлюсь на пример Франции весны и лета 1968 г. Студенческие волнения начались в одном из новых столичных университетов в пригороде Парижа - Нантере. В это время во Франции готовилась реформа образования. Одним из ее результатов явилось бы ограничение доступа в высшие учебные заведения для «низов» общества, детей из необеспеченных семей Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения / Информационный бюллетень. ВЦИОМ, Интерцентр, АНХ. 2004. № 3. С. 84..