Проблемы и особенности правовой культуры в современной россии. Правовая культура и правовое государство в их взаимосвязи Правовая культура как условие правового государства

Государство и общество заинтересованы в формировании высо­кой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, исполь­зуя в этих целях правовое просвещение. Последнее включает в себя:

а) правовое обучение (обучение основам права в школе, профессио­нальная правовая подготовка в юридических вузах и др.);

б) право­вую пропаганду через средства массовой информации,

в) выпуск раз­нообразной юридической литературы,

г) создание компьютерных баз данных («Гарант», « Консультант-плюс», «Кодекс»),

распростра­нение правовой информации через Интернет.

Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три составляющие:

1. знания о праве;

2. отношение к праву;

3. навыки правом го поведения.

Таким образом, человек, обладающий высокой пра­вовой культурой, должен ориентироваться в законодательство, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культу­ра представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведе­ния, а в целом - правовой менталитет общества.

Понятие «правовой менталитет» сравнительно новое для отече­ственной юридической науки; оно характеризуется устойчивостью, особым правовым духом общества или народа, нормативно-ценно­стными ориентациями, обусловленными культурно-историческими, религиозно-этническими и морально-психологическими особенно­стями развития.

Таким образом, правовая культура и правовой менталитет об­щества тесно связанные явления, но правовой менталитет - более широкое понятие, включающее в себя все мировоззрение общества, всю картину правовой действительности.

48. Понятие и формы реализации права

Реализация права (РП) – претворение, воплощение в жизнь предписаний юридических норм путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, физических лиц, общественных объединений)

Реализация права – специально-юридический механизм действия, то есть перевод общих, абстрактных моделей поведения в конкретные поступки и деяния субъектов правового общения.

Реализация права (как процесс) – деятельность, согласованная с выраженной в нормах права волей государства.

Реализация права (как конечный результат) – достижение полного соответствия между требованиями нормы права и суммой фактически последовавших действий.

Реализация права (в широком понимании) охватывает все составляющие объективного проявления права и включает в себя правотворческую деятельность, деятельность по конкретизации норм права, правоприменительную деятельность и деятельность по толкованию норм права.


Реализация права – деятельность по практическому воплощению в поведении субъектов предписаний правовых норм. Посредством реализации права установленная нормой права абстрактная модель поведения переводится в конкретные поступки субъектов права.

В зависимости от уровня (глубины) реализуемых норм права:

1. реализацию общих морально-политических установлений, содержащихся в преамбулах, статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права;

2. реализацию (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус, компетенцию;

3. реализацию конкретных норм права в конкретных правоотношениях.

В зависимости от субъектного состава, необходимого для реализации правовых предписаний, выделяют:

4. индивидуальную реализацию права – осуществляется в случае, если субъект без помощи других лиц может воплотить в жизнь правовые предписания;

5. коллективную реализацию права – используется в случае, если для воплощения в жизнь правовых предписаний субъекту необходимо содействие других лиц, в т.ч. государства (например, для реализации права на собрание).

Особенности реализации права:

1. связана только с правомерным поведением , которое реализует норму права, а неправомерное – нарушает ее;

2. реализация права осуществляется в различных формах .

Формы РП по характеру правореализующих действий:

1. соблюдение – пассивная форма реализации права, означающая воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных правом; посредством соблюдения реализуются запрещающие нормы права; характерна для УП, АП, НП;

2. исполнение – активная форма РП, предполагающая совершение субъектом предписанных правом действий: уплата налогов, получение лицензий; в этой формы реализации права реализуются обязывающие нормы;

3. использование – может быть и активной и пассивной; выражается в осуществлении субъектом возможностей, предоставленных нормами права. Так реализуются управомочивающие нормы права. Лицо идет на выборы (активная форма) или не идет на них (пассивная форма). И то, и другое поведение субъекта является правомерным. Для государственных органов и должностных лиц – неосуществление полномочий (пассивное использование) является правонарушением;

4. применение Стадии правоприменения : установления фактической основы дела; юридической квалификации; вынесения решения по делу; исполнения правоприменительного акта, контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом.

Обычно необходимость в реализации права возникает, если:

1. есть спор о наличии или мере субъективного права или юридической обязанности (в т.ч. необходимость привлечения к юридической ответственности);

2. при необходимости осуществить предусмотренный правом контроль за правильностью приобретения прав и наложения обязанностей;

3. при необходимости определить момент действия или факт прекращения чьих-либо прав и обязанностей.

В неко­торых ситуациях возникает необходимость госу­дарственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной:

1) В механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства (нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Реализация права на пенсию включает в качестве не­обходимого элемента постановление комиссии органа соци­ального обеспечения о назначении пенсии отдельному граж­данину.

2) Взаимосвязи между государственными орга­нами и должностными лицами внутри государственного ап­парата имеют характер власти и под­чинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения (акты применения права (указ Президента РФ о снятии с должности министра).

3) Право применяется в случаях возникнове­ния спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обра­щаются для разрешения конфликта в компетентный госу­дарственный орган (хозяйственные споры между орга­низациями рассматривают арбитражные суды).

4) Применение права необходимо для опре­деления меры юридической ответственности за совершен­ное правонарушение, а также для применения принудитель­ных мер воспитательного, медицинского характера.

49. Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты

Правоприменение – специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов МСУ по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.

Применение права властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1. осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти (субъекты правоприменения );

2. имеет индивидуальный характер;

3. направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности);

4. реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

5. завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения;

6. его основания регулируются законодательством.

Обстоятельства, требующие обязательного правоприменения:

1. совершение правонарушения;

2. обязательный контроль со стороны государства (нотариальное удостоверение, государственная регистрация);

3. регулирование взаимоотношений в государственных органах (назначение или снятие с определенной должности);

4. возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению.

5. Стадия установления фактической основы дела стадия установления истины – исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Фактические обстоятельства многообразны: при совершении преступления – лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторож­ность) и другие обстоятельства; при возникновении граж­данско-правового спора – обстоятельства заключения сдел­ки, ее содержание, действия, совершенные для ее испол­нения, взаимные претензии сторон. Фактические об­стоятельства относятся к прошлому, подтверждаютсядоказательствами – материальны­ми и нематериальными следами прошлого, зафиксирован­ными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия). Эти документы отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Доказательства должны отвечать требованиям:

- относимости (имеют отношение к делу);

- допустимости (установлены (допускаются) процессуальными нормами);

- полноты (наличие всех доказательств).

Стадия юридической квалификации – юридическая оценка фактических обстоятельств – какая норма может быть применена в данном случае. Поиск происходит путем срав­нения фактических обстоятельств реальной жизни и юриди­ческих фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

Стадия вынесения решения по делу – оформление юридического документа – обязательные реквизиты правоприменительного акта:

1. Его наименование, Место и время принятия, Название органа или должностного лица, принявшего данный акт; Подписи соответствующих должностных лиц, необходимые печати.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъек­тивные права и юридические обязанности обеспечены воз­можностью государственного принуждения, однако, послед­няя, реализуется по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов при­менения права обусловливает их особенности и предъявляе­мые к ним требования обоснованности и законности.

Стадия исполнения правоприменительного акта , контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом – проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, круг лиц, ответственных за исполнение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты правопорядка, режима законности и справедливости. На ней же реализуется принятое решение.

Акты правоприменения (АП) – итог выражения правоприменительной деятельности, закрепление решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.

По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения АП бывают:

Исполнительные – констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением;

Правоохранительные – издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений (акты следственных, судебных, прокурорских органов).

По субъектам-правоприменителям: Акты главы государства, Правительственные акты, Акты юрисдикционных органов, Органов государственного управления.

По форме : указы президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения и т.д.;

По способу принятия (процедуре) : коллегиальные и единоначальные;

По юридическому значению:

1. Основные – решения суда по гр. делам, приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии;

2. Вспомогательные – протоколы осмотра мест происшествия, очной савки, постановления суда о назначении медцинской экспертизы и др.;

По способам выражения: Акты-документы ; Акты-действия (удаление свидетеля из зала суда); Акты-символы (дорожные знаки);

По характеру действия: Однократные (штрафы); Длящиеся (выплата пенсии, исполнение приговора суда);

Различия между АП и НПА:

АП характеризует конкретное единично правоотношение , НПА общие общественные отношения;

НПА источник права , АП – сам принимается на основе действующих норм права;

НПА – распространяет свое действие на неопределенное число фактов , лиц, а АП – на точно установленных лиц, фактов, действий;

АП характеризуется единовременным действием , НПА – рассчитан на неопределенное время и многократные реализации .

Общее между АП и НПА:

Издаются государственными органами и полномочными должностными лицами и представляют собой государственно-властное предписание;

Обязательны для исполнения и обеспечены государственным принуждением;

Имеют определенную форму, которая должная соответствовать требованиям юридической техники.

50 . Систематизация НПА

Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Это процесс позволяет:

– быстро отыскать нужный акт; проследить его изменение, дополнение или отмену;

– выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном материале;

– совершенствовать действующую систему законодательства.

Юридическая практика использует 4 способа систематизации нормативных актов :

учёт

инкорпорация

консолидация

кодификация

Учёт состоит в сборе, хранении, поддержании в хорошем состоянии НПА, которые необходимы для деятельности данной организации. Основная задача – возможность оперативно находить нужную правовую информацию. Совокупность НПА, взятых на учет, составляет информационный фонд. Учёт ведется как в ручную, так и автоматически.

Принципы организации учета:

1. полнота информационного массива (фиксация и выдача всего объема информации, отсутствие пробелов и упущений);

2. достоверность информации (использование официальных источников опубликования и своевременная фиксация внесенных изменений);

3. удобство пользования.

Виды учета:

журнальный (фиксация реквизитов НПА в специальных журналах) (формы журнального учета: хронологическая; алфавитно-предметная (системно-предметная); тематико-предметная);

картотечный (создание карточек, расположенных по определенной системе) (формы картотечного учета: хронологическая; алфавитно-предметная; предметно-отраслевая);

автоматизированный учет законодательства (на базе применения компьютерной техники) (преимущества: неограниченный объем информации; быстрое получение информации).

Инкорпорация – это внешняя форма систематизации – подготовка и издание сборников, собраний НПА, с целью обеспечить нормативным материалом широкий круг субъектов. Лишена правотворческой природы, но акты сборниках печатаются не в первоначальной редакции, а с учетом изменений. Однако такая внешняя обработка не должна затрагивать собственно нормативного содержания акта. Таким образом, сохранение неизменным нормативного содержания акта – отличительная черта инкорпорации.

Классификация инкорпорации:

а) в зависимости от объема охватываемого нормативного материала:

1. генеральная (полная) – в собрание включается все законодательство страны или субъекта;

2. частная (частичная) – собрания составляются по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, отрасли законодательства или правовому институту;

б) по субъектам осуществления:

1. официальная (упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих НПА);

2. хронологическая (упорядочение по времени опубликования и вступления в силу);

3. предметная (систематическая) (упорядочение по отраслям права);

4. официозная (полуофициальная) (издание собраний по поручению правотворческого органа);

5. неофициальная (обработка законодательства организациями или гражданами без специальных полномочий).

Консолидация это сведение множества НПА в один укрупнённый акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, т.к. принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты.

Особенности:

1. не меняется содержание правового регулирования, все ранее действующие акты объединяются без изменения или проводится лишь их редакционное совершенствование, устраняются повторы, противоречия.

2. объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует новый акт

3. работа осуществляется только правотворческими органами и в отношении лишь ими принятых (а не чужих) актов

4. обычно упорядочиваются акты по вопросам налогообложения и административной ответственности.

Кодификация – особая содержательная форма систематизации актов, направленная на коренную переработку путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта.

Виды кодификации: всеобщая; отраслевая; специальная.

В перспективе все российское законодательство должно стать в основном кодифицированным, т.к. кодифицированные акты:

делают законодательство более компактным

укрепляют системность законодательства и его юридическое единство

охватывают широкий круг общественных отношений, наиболее важных для жизнедеятельности государства и общества

обеспечивают рациональную организацию нормативного материала

регулируют общественные отношения на основе единых принципов и придают устойчивость такому регулированию.

51. Виды и объем толкования права. Акты толкования

Толкование – уяснение или разъяснение смысла правовой нормы, выявление воли законодателя, выраженной языковыми средствами в форме правовой нормы, в целях точного его применения.

Выделяют 2 главных вида толкования права по этому основанию:

1. Официальное толкование – разъяснение права: дается уполномоченными на это государственными органами или должностными лицами; данное полномочие закрепляется в специальных актах; имеет обязательное значение для других субъектов; является юридически более значимым, так как вызывает юридические последствия и ориентирует на единообразное понимание юридической нормы.

2. Неофициальное толкование права дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими полномочиями официально толковать нормы права. Оно дается в форме рекомендаций, советов и не вызывает юридических последствии, т.е. лишено властной силы.

Официальное толкование норма права подразделяется на:

1. нормативное – разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения норм права. Оно может вызываться как неясностью закона, неадекватным выражением воли законодателя, так и неправильным пониманием закона правоприменяющими органами и должностными лицами. Имеет целью дать общий ориентир для правоприменения и относится к неограниченному числу случаев. Нормативное толкование делится на:

1. легальное (разрешенное, делегированное) - носит подзаконный характер и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт, или когда этому органу дается соответствующее полномочие законодателем.

2. Казуальное (судебное) - относится к официальному виду. Оно дается компетентным органом по конкретному случаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь для него. Необходимость данного вида толкования возникает в случаях неправильного применения действующего законодательства по конкретному юридическому делу.

Иногда подразделяют нормативное и казуальное толкование права на два подвида :

- судебное толкование нормы права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно направлено на правильное и единообразное применение закона в деятельности судов и обязательно для них.

- административное толкование нормы права дается исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов, труда.

Неофициальное толкование может быть устным и письменны м.

Различают 3 разновидности неофициального толкования:

Обыденное толкование нормы права может даваться любым гражданином в повседневной жизни. Это также толкование, даваемое при обсуждении законопроектов.

Профессиональное (компетентное) толкование исходит от лиц, имеющих специальное образование (адвокаты, прокуроры, нотариусы, юрисконсульты).

Доктринальное толкование осуществляется специальными научно-исследовательскими институтами, учеными или группами ученых в статьях, научное литературе, комментариях, при юридической экспертизе законопроектов. Этот вид толкования не является обязательным, но его сила основывается на авторитете научного учреждения или отдельного ученого и оказывает большое влияние на процессы правотворчества и правоприменения.

Толкование по объему возникает в том случае, когда наблюдаются различия между смыслом нормы права и ее словесным выражением. Различают :

буквальное (адекватное) - толкование правовой нормы в точном соответствии с его текстом, когда слова и смысл закона полностью совпадают;

расширительное (распространительное) - толкование нормы права имеет место тогда, когда словесное выражение нормы уже её действительного смысла, т.е. «дух» закона шире его «буквы». Например, в Конституции РФ закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону». В действительности имеются в виду не только законы, но и подзаконные акты

ограничительное толкование нормы права - применяется в случаях, когда словесное выражение нормы шире содержательного её смысла. Например, перечисленные в УК РФ обстоятельства, отягчающие наказание, всегда толкуются ограничительно или буквально, но никогда не могут толковаться расширительно.

По целям :

Толкование-уяснение – субъект права «для себя» толкует норму права с целью его применения;

Толкование-разъяснение – толкование «для других», для применения закона в будущем другими органами, например, постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Акты толкования представляют собой одну из разновидностей правовых актов. Будучи правовыми актами, акты толкования (интерпретационные акты) публикуются в официальных источниках. Например , акты толкования Пленума Верховного суда РФ, постановления Конституционного суда – в «Собрании законодательства РФ» и в «Вестнике Конституционного суда РФ».

Особенности актов толкования:

Закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;

Представляют собой официальный акт-документ, который обладает специфической структурой, содержанием, формой, стилем изложения, реквизитами;

Имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуально-конкретные юридические разъяснения;

Принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме;

Носят властный, обязательный характер;

Обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия. Например , решения Конституционного суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов МСУ, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений;

Вызывают определенные юридические последствия;

Являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами.

Классификация актов толкования:

по внешней форме они подразделяются на: письменные и устные ;

по субъекту толкования: акты законодательных органов (постановления Федерального собрания), акты судебного толкования – Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ; акты толкования исполнительных органов власти , например Правительства РФ; акты органов прокуратуры .

По юридической значимости: акты нормативного и казуального толкования.

По юридической силе: могут иметь разную степень обязательности, и это зависит от интерпретационного органа в иерархии государственной системы.

Акты толкования можно разделять по отраслям толкуемых норм : уголовно-правовые, административно-правовые и др.

Акты судебного и административного толкования. Акты судебного толкования отличаются большими особенностями: имеют характер официального документа; обязательны для нижестоящих судов; оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения, на систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства

Правовая культура - это одновременно:

  • - определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;
  • - состояние процессов правотворчества и реализации права;
  • - специфические способы правовой деятельности;
  • - результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми .

Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсалистских обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности. Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: законы способны, если они совершенные, формировать, в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие, обусловленные правом, юридические ценности. В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка. Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие, например, процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.

Относительная самостоятельность закона в том и проявляется, что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство законов и основанных на них подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы), которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры - интериорное, нормативное, поведенческое, объективированное - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие .

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Для одного общества определенного времени развития по отношению к каким-то правовым явлениям будут употребляться одни эпитеты, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка будут другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее, эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. В том числе с помощью закона. К их числу следует отнести:

  • - формирование чувства права и законности;
  • - освоение достижений логико-правового мышления;
  • - совершенствование законодательства;
  • - повышение уровня законопроектных работ;
  • - увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;
  • - совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности;
  • - разделение власти законодательных, исполнительных и судебных учреждений;
  • - изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов .

Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо должности в государстве. Эти и понятно: они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Правовая культура - это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности.

В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права, - это и есть правовая культура. Можно выделить объективную и субъективную стороны правовой культуры.

Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа.

Но это - особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.

Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т.е. знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура - нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания.

Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура - это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву.

Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовое сознание. В общем-то, конечно, между ними существует тесная связь. Но правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры.

Правосознание - определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества. А этого у нас, к сожалению, не хватает даже законодателям, политическим лидерам, руководителям общественных организаций. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом.



Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного прошлого. Из поколения в поколение в России проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и насилию. До революции большинство деятелей литературы, искусства, науки, даже выдающиеся, нигилистически относились к праву. Для них имел огромное значение нравственный аспект.

В условиях крепостного права в общественных отношениях царил произвол, усугубленный низкой культурой населения. После реформ 60-х годов XIX века правовая действительность изменилась, но эти изменения глубоко не проникли в общество. Уровень правовой культуры оставался достаточно низким.

Во время революции 1917 года старая феодально-буржуазная правовая система была сломана, а новая не могла быть создана за короткое время. Нужен был длительный период становления новой правовой системы. Переворот происходил в сложнейших условиях обострения классовой борьбы, при сильном влиянии мелкобуржуазной стихии, с креном в сторону анархии, непризнания законности.

К тому же было ясно, что в условиях гражданской войны (период военного коммунизма) систематизация права и установление законности осуществлялись чрезвычайно трудно. В обстановке царившего произвола с одной стороны белого террора, с другой - красного, ни о каких общечеловеческих ценностях, ни о значении наследия старой правовой системы не могло быть и речи. Диктатура пролетариата понималась как не ограниченное никакими законами господство этого класса.

В период новой экономической политики (НЭП) стало ясно, что следует изменить представление о социализме и пересмотреть взгляды на революционную законность. Деформация социализма, сложившийся диктаторский режим и массовые репрессии были той реальностью, которая погубила ростки правовой культуры, возникшие в дореволюционной России. В этот период наиболее широко был распространен правовой нигилизм.



Существовали и обстоятельства идеологического характера, действовавшие не только во времена культа, но и позже: с точки зрения марксизма-ленинизма право, как и государство, представлялось как отрицательное явление общественной жизни, которое должно отмереть в самом ближайшем будущем.

Идеологи марксизма-ленинизма в 20-е годы отвергали необходимость права, считали, что «право - это такой же опиум для народа, как и религия», верили, что после свержения капитализма и самодержавия страна войдет в новое общество. Все это было основано на правовом нигилизме народа.

О социальной ценности права заговорили только в 60 - 70-е годы XX века. Однако правовой нигилизм встречается и сегодня. Другая сторона вопроса - волюнтаристское отношение к законодательству. Все это находится в области правосознания - правовой идеологии и правовой психологии.

Отрицательное влияние на правильную оценку права оказывает и то, что в отечественной науке, начиная с 30 - 40 годов XX века, сложилось нормативистское понимание права. Оно рассматривается как орудие государства, как средство управления, как нечто, находящееся в руках государства и направленное против населения. И когда определенная часть наших теоретиков права стала обращать внимание на иное понимание права, официальная идеология отнеслась к этому отрицательно.

А ведь главное назначение права в том, что оно должно служить человеку, который обладает неотъемлемыми правами и свободами. Право ограничивает власть, которая должна считаться с основами права и нравственности. Но об этом говорилось очень мало. Данное обстоятельство усиливало правовой нигилизм, неуважение к суду и закону. Если в сознании людей существует нигилистическое отношение к праву, то о высокой правовой культуре не может быть и речи.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного законодательства. Качество законов и способы их реализации по-прежнему остаются на низком уровне.

Можно задумать хороший закон, но если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно. Например, принятый в 1991 г. Закон «О предприятиях» был шагом вперед, но в нем имелись юридические недостатки. Термин «коллектив - хозяин предприятия» не раскрывал содержания правового статуса юридического лица. Неясно было, что подразумевает законодатель под термином «хозяин».

Этот термин был перенесен в законодательный акт из общественно-политической литературы и резко снизил его значение, так как не является юридическим. Коллектив - собственник или нет? Законодатель не решил этого главного вопроса. Если у нас в стране будут издаваться законодательные акты низкого технического уровня, то о правовой культуре говорить не имеет смысла.

Правовая культура - это еще и высокий уровень культуры правосудия. Уровень правовой культуры зависит от многих факторов. Имеет значение и состояние помещений для судебных заседаний, и облик судей, и само проведение судебного процесса. Дворцов правосудия у нас еще нет. Это и неудивительно.

До последнего времени правосудие у нас было только в законе. Судейская профессия не престижна. В реальной жизни культура правосудия находится на очень низком уровне. А это в свою очередь влияет на общий уровень правовой культуры населения. Правовая культура - это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.

Следующий элемент правовой культуры - фактическое состояние законности и правопорядка в стране. Состояние преступности - это определенная характеристика правопорядка, но главным тем не менее является состояние правонарушаемости. В США преступность выше, но механически это не отражает состояния законности и правопорядка в стране.

Когда совершено преступление и преступник справедливо наказан, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо - законности уже нет. Необходимо, чтобы каждый виновник был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала, а у нас ее нет. То, что записано в качестве права, должно быть реализовано. А мы вначале разрешаем, а затем ограничиваем. Так правовое государство построить невозможно.

Можно говорить о правовой культуре личности, группы, общества в целом в тот или иной исторический период. Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т.д.).

Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен.

Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности.

В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье, а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.

Правовая культура так же, как и политическая культура, является непременным элементом демократии. Без них демократия может превратиться в анархию. А это чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего мирового правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права.

Высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования правового государства. Особенно актуальной эта проблема является для отечественного права и государства. Поэтому воспитание правовой культуры граждан - важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе.

Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой субкультуры с позиций общечеловеческих ценностей.

Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общецивилизационных, общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативно-правовых актах международного характера.

Особенно заметно этот процесс идет в рамках Европейского сообщества, где выработаны единые принципы согласования национальных правовых институтов, создано единое правовое поле, в рамках которого обеспечиваются основные права и свободы личности (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод).

Которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.

Правовая культура — это не просто то или иное отношение к , но прежде всего уважительное отношение к его нормам.

Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, обыденный — , нравственностью, . необходимы для существования человека в обществе. Они, как и политика, регулируют отношения между государством, социальными группами и отдельными людьми, поэтому их действие распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни.

Правовая культура включает в себя такие элементы , как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов — законодательные органы, суд, прокуратуру, милицию, пенитенциарные учреждения.

Право вырастает из обычая, тесно взаимодействуя с моралью и религией. В разные эпохи существовали различные формы правовой культуры. Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Так возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет правосвободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей.

Специфика правовой культуры

Любая — это прежде всего цивилизованный образ жизнедеятельности, система интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих ценностей индивида, социальных групп и общества в целом. Специфика правовой культуры как особой сферы общей культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права. Другими словами, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе и направляет правовой процесс. Правовая система без правовой культуры не действует. Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, сообразование своею повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры.

Любое , любое , любая общность людей имеют свою правовую культуру. Правовая культура, с одной стороны отражает существовавшие ранее и существующие в данный период реалии государственно-правовой действительности страны, с другой — оказывает на эту действительность влияние. Если она является истинной культурой, то воплощает все прогрессивное, ценное, социально оправданное в политико-правовой сфере, содействует совершенствованию организации и деятельности государства, повышению качества и эффективности действующего права, укреплению дисциплины, правопорядка и законности, усилению защиты прав, свобод и юридически охраняемых интересов каждой личности.

Правовая культура и правосознание

Правовая культура тесно связана и постоянно взаимодействует с , которое представляет собой оценку и представления, существующие в обществе и выражающие критику действующего права, формирующие определенные надежды и пожелания к правовой сфере. Правовая культура опирается на правовое сознание так же, как правовое сознание — на правовую культуру.

Как и в правовом сознании, в правовой культуре с учетом ее носителей можно выделять подвиды. Самым широким явлением выступает правовая культура общества. Определенными характерными чертами и особенностями обладает правовая культура народа , отражающая специфику национального правосознания, а также правовая культура социальных групп населения страны, например , граждан старшего возраста, жителей городов, сельской местности, групп, выделенных по образовательному, профессиональному признакам. На индивидуальную правовую культуру оказывает воздействие полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в юроде или сельской местности, бытовая среда, в том числе возможное общение с липами, отбывавшими наказание за преступление в местах лишения свободы. Итак, массовая и групповая, индивидуальная правовая культуры — это реалии современного общества.

Осознанная социально-правовая активность личности, т. е. использование ею правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка, — высшее выражение правовой культуры, оказывающее позитивное воздействие на массовую правовую культуру. Широта и реальная гарантированность естественных и других прав и свобод личности — один из первых и важных признаков самой правовой культуры.

Формирование правовой культуры

В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):

  • идеологический (правовые идеи);
  • нормативный (правовые нормы);
  • поведенческий (правовые поступки);
  • объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности).

С этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, так или иначе обеспечивающего правомерную деятельность индивида. Она связана с образованностью человека и зависит от его правовой информированности.

Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.

К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание.

Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Конечно, эта форма воспитания не может быть приемлема для каждого индивида. Было бы утопично стараться сделать из каждого гражданина юриста, но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — одно из условий развития правовой культуры. Требуются постоянные публично-государственные усилия на пропагандистском , просвещенческом уровне. Формы такой работы следующие: лекции среди населения, пропаганда и просвещение в средствах массовой информации, лектории правовых знаний; специальные циклы лекций в , преподавание основ правоведения в общеобразовательных учебных заведениях, колледжах и неюридических вузах; занятия в системе повышения квалификации. Все они направлены на распространение определенных правовых идей и ценностей, наглядно призывают соблюдать правовые нормы, разъясняют содержание законов.

Действенной формой воспитания является юридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Формирование подлинно государственного правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре проблемы должен находиться гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства.

Самой эффективной формой воспитания является самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики, опирается на осознание и добровольное усвоение индивидом основных положений права. Данная форма воспитания для юристов-профессионалов наряду со специальной подготовкой выступает способом профилактики деформации сознания и личности, поддержания на должном уровне профессионализма.

Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Из определения следует, что правовая культура – определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково, другими словами, «устройство» правовой культуры?

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической – деятельность ученых-юристов, образовательной – деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической – правотворческой и правореали-зующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т.е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правоприменителя и др.).

Говоря, например, об устройстве государственного аппарата вообще и правоохранительных органов в частности, нужно подчеркнуть необходимость совершенствования структуры и порядка подчиненности органов следствия, повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости и т.д. Требуется также внедрение новых принципов деятельности правоохранительных органов (отказ от обвинительного уклона, обеспечение приоритета прав и свобод человека и т.д.), кардинальное возвышение третьей ветви власти в России – правосудия. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов – документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).

На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.

Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах – правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта – человека, группы людей, населения в целом. Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т.е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.


| |