Опека и попечение как социальная технология. Технологии социальной опеки и попечительства в практике социальной работы

Социальная опека и попечительство подразумевает более известные в народе понятия опеки и попечительства над детьми-сиротами и над недееспособными гражданами.

Опека или попечительство назначается над детьми в случае смерти родителей, без вести пропавших родителей, а также родителей недееспособных и лишённых родительских прав. Цель опеки (попечительства): защита прав и интересов ребёнка, его воспитание, образование. Ребёнок под опекой (попечительством) сохраняет свои фамилию, имя, отчество, данные ему от рождения. В любой момент ребёнка из-под опеки могут забрать Органы Опеки для передачи родителям, которые одумались, перестали пить, нашли работу и показали себя с положительной стороны.

Опекуном становится любой адекватный родственник с его согласия или другой достойный гражданин. Если ребенку 10 и более лет, спрашивают также его согласие стать подопечным данного опекуна. Если возраст ребёнка от 14 до 18 лет, то над ним устанавливается попечительство. Опекун (попечитель) получает удостоверение по установленной форме. На содержание опекаемого выделяется из областного бюджета ежемесячное пособие. Размер пособия свой в каждой области. По истечении года опекун (попечитель) составляет отчет об истраченных суммах, о содержании имущества подопечного с приложением оправдательных документов и сдаёт его в Органы Опеки. Если опека установлена над ребёнком, у которого есть родители, но проживают отдельно от ребёнка, или находятся в длительной командировке, тогда опекунское пособие выплачивают родители, а не государство. С 14 лет подопечный сам распоряжается опекунским пособием, кроме крупных сделок, – тогда необходимо письменное согласие попечителя.

Опекун совершает все сделки в интересах ребёнка, взаимодействует с любыми физическими и юридическими лицами. Он проживает совместно с подопечным на своей жилплощади или на жилплощади подопечного, но прав на жилплощадь подопечного он не имеет. По достижении подопечным 16 лет с разрешения Органов Опеки он может проживать отдельно от попечителя.

Когда ребёнку исполняется 14 лет, опекун автоматически приобретает статус попечителя без оформления дополнительных документов. Когда ребёнку исполняется 18 лет, попечительство автоматически заканчивается. Оно может закончится раньше, если подопечный, достигший 16-летнего возраста, занялся трудовой или предпринимательской деятельностью или вступил в брак.

Дети-сироты, не имеющие своего жилья, по достижении 18 лет обеспечиваются жилой площадью из фондов области, в которой проживают.

Приёмная семья – такой статус может быть придан семье, взявшей под опеку двоих или больше детей, а также в случае, если взят один ребёнок, но ребенок больной. Одному из родителей в этом случае выплачивается ставка воспитателя. За расходование этих денег приёмный родитель не отчитывается ни перед кем. Как правило, у совестливых опекунов большая часть этих денег расходуется на опекаемых, т.к. опекунского пособия, как правило, недостаточно. Дети из приёмной семьи имеют те же права, что и опекаемые.

Патронатная семья не сильно отличается от приёмной семьи. Отличие в том, что патронатная семья “приписана” к детскому дому, из которого взяты дети. Новые родители взаимодействуют с воспитателями, медработниками детского дома, получают одежду, канцтовары для детей в детском доме. Ребёнок живёт в семье и получает навыки семейной жизни и любовь родителей. Патронатный родитель получает пособие на содержание ребёнка, “заработную плату” и до 70% её может составлять премия.

Любые формы принятия сироты в семью положительно влияют на формирование характера будущего человека. Ребёнок нормально развивается, приобретает доверие к окружающим, уверенность в себе, лучше справляется со стрессами и переживаниями, учится проявлять любовь к другим.

Опека и попечительство представляют собой комплексный институт семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий своей целью защиту личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. С его помощью недееспособные граждане рассматриваются в качестве полноправных субъектов многих правоотношений. Потребность в опеке и усыновлении как форме воспитания ребенка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов. На Руси первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г. Сведения далекого прошлого дополняются сг. 99 «Русской Правды», где говорится, что дети после смерти своего отца отдавались тому, кто им был ближе, при этом перед смертью отец мог назначить опекуном постороннее лицо.

Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться более четко. Появилась опека при жизни родителя по его завещанию или по назначению церковью. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению правительства. В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям - ее главной чертой стала сословность.

В конце XIX -начале XX в. в России по-прежнему основу деятельности опекуна составляли правила, аналогичные разработанным во времена Екатерины II. Несовершенство опеки того времени связано с отсутствием четкости в отношениях между опекунским учреждением и опекуном, а также четких правовых границ в деятельности опекуна.

После Октября 1917 г. форма устройства детей вместо сословного приняла общегосударственный характер. Предметом особого внимания стало обеспечение общественного воспитания осиротевшего ребенка, общеполитические, идеологические установки значительно влияли на судьбу детей. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г. по-прежнему много внимания уделял опеке и попечительству над несовершеннолетними как одному из способов защиты их личных и имущественных прав. На каждом этапе исторического развития России опека и попечительство имели свои особенности, продиктованные потребностями общества.

В соответствии с современным законодательством Российской Федерации опека устанавливается над детьми, оставшимися без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, а также над лицами, признанными судом недееспособными в силу душевной болезни.

Попечительство - это форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте дт 14 до 18 лет и совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Попечительство над несовершеннолетними устанавливается, кроме того, с целью их содержания, воспитания и образования, а также защиты их интересов в случае утраты ими родителей.

Вопрос о правовой природе опеки над несовершеннолетними считается спорным. Во-первых, это способ восполнения дееспособности ребенка, во-вторых - своеобразный институт представительства, без которого практически невозможно защищать права и интересы несовершеннолетних детей. В-третьих, опека представляет собой одну из форм устройства в семью ребенка, оставшегося без родительского попечения. Что же касается правовых оснований опеки, то после появления нового Гражданского кодекса РФ (1997) и Семейного кодекса РФ (2001) их стало больше, чем прежде. Теперь значительный круг вопросов, связанных с опекой над несовершеннолетними, регулируется гражданским законодательством, той его частью, которая относится к физическим лицам. Сюда входят: общие принципиально важные положения; порядок установления опеки; критерии подбора опекуна; правила относительно исполнения опекуном своих обязанностей по распоряжению имуществом подопечного; условия и порядок прекращения опеки. Следовательно, значительная доля вопросов, касающихся опеки, решается с помощью Гражданского и Семейного кодексов. При использовании опеки как способа устройства ребенка в семью возникают специфические проблемы, которые можно (и нужно) разрешать с помощью норм семейного права, особенно когда речь идет об осуществлении прав и обязанностей опекуна и подопечного. Поэтому Семейный кодекс дает подробный перечень прав детей, находящихся под опекой, а также их опекунов (попечителей). Особое место в данном документе занимают правила опеки над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и социальных службах, а также права воспитанников.

В законодательной практике Российской Федерации существуют три формы социальной работы с совершеннолетними гражданами, частично или полностью утратившими дееспособность: опека, попечительство и патронаж.

Содержание социальной работы, осуществляемой опекуном либо попечителем, направлено на достижение единой цели - продление пребывания в привычной среде (в условиях семьи) граждан, частично или полностью утративших дееспособность. Данные формы предполагают индивидуальный подход к клиенту, активизацию возможностей опекуна или попечителя для обеспечения реализации потребностей клиента. Опекун (либо попечитель) способствует поддержанию, а в лучшем случае восстановлению социального статуса человека, ранее частично или полностью утратившего дееспособность.

Опека - социально-правовая форма зашиты граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического заболевания. Исторически в России существовали противоречия, связанные с определением правового статуса граждан, имеющих психические заболевания. Отечественные психиатры О.А. Чесотин, Н.Н. Баженов, С.С. Корсаков, В. П.Сербский выступали за создание законодательства, обеспечивающего, с одной стороны, защиту прав душевнобольных, с другой - защиту общества от тех или иных социально опасных действий граждан, имеющих психические заболевания. Исторически сложилось, что чаще всего опекунами являются родители, а если человек состоит в браке, то супруг (супруга) должны защищать права и интересы гражданина, признанного судом недееспособным. В случае отказа родственников от выполнения обязанностей опекуна, человек содержится за государственный счет в специализированном стационарном учреждении. Основываясь на врачебном заключении, суд может вынести постановление о разводе по заявлению здорового супруга. В отличие от российского законодательства английское право не связывает учреждение опеки с потерей гражданской дееспособности. Гражданин, имеющий психическое заболевание, сохраняет личные права и может свободно совершать гражданские акты, не теряющие своей юридической силы. Недействительной сделка признается лишь в том случае, если удается установить явно нелепое поведение больного в момент ее оформления.

На основании французского гражданского кодекса, изданного в 1804 г. (Кодекс Наполеона), предусмотрено три вида опеки, которые зависят от степени тяжести заболевания. Полная интерзик- ция (опека) исключает возможность больного пользоваться своими гражданскими правами. В более легких случаях предполагается установление опекунского надзора, когда суд признает гражданина ограниченно дееспособным и назначает советника. Суд может назначить временную администрацию над психически больным. Права временного администратора ограничены. Он может в какой-то период опекать имущество больного и заботиться о его лечении. Данные три вида опеки, безусловно, эффективны, так как устанавливаются в соответствии со степенью тяжести заболевания и способствуют предоставлению большего спектра прав, влияя на изменение правового и социального статуса подопечного. Так, опекунский надзор и временное администрирование повышают его правовой и социальный статус, предоставляя больше прав и свобод опекаемому гражданину.

В российском законодательстве предусмотрено установление попечительства как формы защиты граждан, офаниченных судом в дееспособности вследствие злоупофебления спиртными напитками или наркотическими средствами. В данном случае попечитель назначается на основании решения суда.

По просьбе совершеннолетнего дееспособного фажданина, «который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа» . Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен только с согласия данного гражданина.

Опека - социально-правовая форма защиты прав и интересов несовершеннолетних от рождения и до достижения возраста 14 лет, а также фаждан, признанных судом недееспособными. По содержанию опека предполагает постоянное взаимодействие опекуна и подопечного, устанавливается на длительное время. Опекун несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, компенсирует утраченные семейные связи и обеспечивает воспитание ребенка в условиях семьи. В отношении фажданина, утратившего дееспособность, опекун обеспечивает постоянный уход и содействует предоставлению медико-социальной помощи, социальной реабилитации, способствующих улучшению состояния здоровья подопечного.

Попечительство - социально-правовая форма, обеспечивающая содействие в осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей несовершеннолетних старше 14 лет, а также фаждан, которые офаничены судом в дееспособности вследствие злоупофебления спиртными напитками или наркотическими веществами. По просьбе совершеннолетнего дееспособного фажданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности, устанавливается попечительство в форме патронажа, прекращаемое по фебованию данного фажданина. Попечительство предполагает защиту подопечных от злоупофеблений со стороны фетьих лиц. При установлении попечительства существует автономность во взаимоотношениях попечителя и подопечного. Допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органов опеки и попечительства и при условии, если это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов несовершеннолетнего. В результате установления попечительства нал совершеннолетними гражданами подопечный самостоятельно несет ответственность за совершенные им сделки и за причиненный вред. Но в случае совершения крупных сделок, осуществления финансовых расходов (заработной платы, пенсии и иных доходов) подопечный должен получить согласие попечителя. Попечительство допускает периодический контакт попечителя и подопечного с разрешения органов опеки и попечительства.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 1997. - Ч. 1, 2. - С. 39.

Опека и попечительство, являясь общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. При осуществлении опеки и попечительства целесообразно в зависимости от ситуации использовать и другие общие технологии социальной работы (социальную профилактику, адаптацию, коррекцию).
Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.
Под дееспособностью понимается способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, что в полном объеме возникает по достижении восемнадцатилетнего возраста. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После такого судебного решения устанавливается опека. Функции выявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются на отделы (управления) здравоохранения местных администраций. Они оказывают необходимую помощь лицам, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опекунов и направления их в специальные психоневрологические учреждения. Поскольку душевнобольным и слабоумным необходимо постоянное медицинское обслуживание, то обязанности инспектора по опеке исполняет медицинский работник психоневрологического или психиатрического диспансера. В соответствии со ст.39 Гражданского Кодекса Российской Федерации, при помещении больного в указанное учреждение орган опеки освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.
Данные о душевнобольном как полностью недееспособном вписываются в паспорт опекуна, а паспорт подопечного направляется в соответствующее отделение милиции для погашения. В случае выздоровления душевнобольного, решением суда опека над ним прекращается и ему выдается новый паспорт. Такое судебное решение может быть вынесено как по заявлению опекуна (органа опеки), так и по обращению членов семьи подопечного, психиатрического лечебного учреждения и общественных организаций.
По существующему законодательству, все сделки от имени недееспособного совершает его опекун. Сделка, совершенная самим больным, считается недействительной с момента ее совершения. Но если она совершена к выгоде недееспособного, то по требованию его опекуна может быть признана судом действительной. Согласно введенной в Гражданский Кодекс страны нормы, сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна. Для этого суду необходимо доказать, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значения своих действий или руководить ими.
Опека на основании решения суда устанавливается и над имуществом безвестно отсутствующих как в интересах последних, так и их иждивенцев. Органом, имеющим право устанавливать такую форму опеки, является местная администрация. В соответствии с законом, гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. Дело о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматривается судом, решение которого является основанием для назначения органом опеки и попечительства опекуна по месту нахождения имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему, В соответствии со ст. 43 Гражданского Кодекса Российской Федерации, из этого имущества может быть назначено содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать, а также погашается задолженность по его обязательствам. Если безвестно отсутствующий не появляется в течение трех лет, то он признается умершим и опека над его имуществом прекращается.
Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство. Такие граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и другие расходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Последний оказывает подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Наиболее распространенными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, неспособными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья, являются патронаж и функционирование системы домов-интернатов.
Патронаж как социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара может быть установлен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель (помощник) на основании договора, поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным, распоряжается имуществом последнего. Лишь с согласия подопечного попечителем осуществляются также бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного. По требованию совершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем, патронаж над ним прекращается.
В России функционирует широкая сеть домов-интернатов, осуществляющих социальное попечительство над престарелыми и инвалидами, то есть домов-интернатов общего типа. Число домов-интернатов хотя и незначительно, но растет. Если в начале 90-х гг. их было более 870, то к концу десятилетия насчитывалось около 960. Относительно новой формой социального попечительства над престарелыми и инвалидами стали специальные жилые дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. На первых этажах таких домов располагаются магазины, столовая, медицинский кабинет, прачечная, стол заказов и др.
Отделы (управления) по труду и социальному развитию местных администраций выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права, выполнять обязанности и нуждаются в попечительстве. Эти социальные службы оказывают таким лицам необходимую помощь до установления попечительства, а также содействуют установлению патронажа или их устройству в дома-интернаты.
Опека и попечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а также для защиты их прав и интересов. Основаниями для опеки над малолетними являются: смерть, безвестное отсутствие, недееспособность родителей, лишение их родительских прав.

При выборе опекунов (попечителей) преимущество отдается родственникам и другим, наиболее достойным лицам. В частности, опекуны над малолетними детьми должны обладать качествами воспитателя. Опекуну (попечителю) выдается удостоверение установленного образца.
Гражданин может быть назначен опекуном либо попечителем только с его согласия. Если ребенку, над которым устанавливается опека, исполнилось десять лет, требуется еще и согласие ребенка.
В отдельных случаях сами родители могут просить органы опеки и попечительства назначить своему ребенку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам (болезнь, необходимость длительного отъезда) не могут осуществлять его воспитание. Как правило, такая просьба удовлетворяется. По ходатайству родителей, опека или попечительство может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения из длительной командировки.
Опекун представляет интересы ребенка во всех сферах социальной жизни и в отношениях с любыми физическими или юридическими лицами. В интересах ребенка и от его имени он вправе совершать все необходимые сделки, включая договора купли-продажи и др. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно совершать некоторые сделки, например, распоряжаться своим заработком или стипендией. Однако на совершение всех иных сделок, в том числе таких серьезных, как сделки по распоряжению недвижимым имуществом, требуется письменное согласие их попечителей. В то же время опекуны (попечители) не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в дар и в безвозмездное пользование. Такие же ограничения устанавливаются и для супругов опекунов (попечителей) и их близких родственников.
Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилплощади ребенка. Органы опеки и попечительства могут дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, если подопечному исполнилось 16 лет. Однако при этом законодательством предусмотрено, что опекуны (попечители), вселившиеся в жилое помещение, принадлежащее ребенку, не приобретают на него самостоятельные права.
Опекунам и попечителям за их деятельность не полагается вознаграждения. Они осуществляют свои обязанности в отношении ребенка безвозмездно. Вместе с тем, опекуны и попечители имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка. Но выплачиваются они государством не на всех детей, находящихся под опекой, а только на тех, чьи родители не могут лично осуществлять их воспитание в связи с лишением родительских прав, признанием их безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно недееспособными, объявлением их умершими, а также в связи с длительной болезнью или отбыванием в местах лишения свободы, с розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от выплаты алиментов. Когда же родители ребенка могут его содержать и воспитывать, но проживают отдельно от него или добровольно передают под опеку, а также находятся в длительных служебных командировках, то денежные средства на таких подопечных государством не выплачиваются. Эти выплаты осуществляют их родители.
Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются их опекунам (попечителям) ежемесячно до тех пор, пока ребенок не достигнет 16 лет, а если он учится в образовательном учреждении, то до 18 лет. Эти средства не облагаются налогами.
Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений об этом. Попечительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до достижения 18 лет. Это может быть вследствие эмансипации, когда лицо, достигшее 16 лет, работает по трудовому договору (контракту) или с согласия попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Полную дееспособность несовершеннолетний приобретает и с момента вступления в брак.

Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна либо подопечного. Опека и попечительство могут быть прекращены при освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей.
Освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно в случае возвращения ребенка родителям, усыновления или передачи ребенка на постоянное воспитание в детские учреждения. Хотя в некоторых случаях ребенку, помещенному в стационарное детское учреждение, может быть сохранен опекун или попечитель. Это бывает вызвано необходимостью защиты интересов несовершеннолетнего.
Опекун (попечитель) может и сам обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об освобождении его от своих обязанностей. Уважительными причинами такого отказа являются: отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение к худшему материального положения, серьезная болезнь и др. Если же опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей без уважительных обстоятельств, то он может быть не освобожден от них, а отстранен. Отстраненные от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.
Особенностью технологии оформления опеки (попечительства) несовершеннолетних лиц является то, что принимается такое решение единолично постановлением главы местной администрации. Предварительно все необходимые для этого документы передаются в органы опеки и попечительства, где готовится соответствующий проект постановления. Принятое местной администрацией решение об опеке (попечительстве) является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами. Оно действительно на всей территории страны.
В соответствии с законодательным нововведением, орган опеки и попечительства обязан обеспечить устройство ребенка в течение месяца со дня, когда этому органу стало известно о необходимости устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей. Согласно ст. 123 Семейного Кодекса Российской Федерации, до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на органы опеки и попечительства, независимо от того, истек месячный срок или нет. Такой нормативный подход направлен на недопущение случаев, когда лицам, признанным недееспособными, опекун или попечитель мог по разным причинам длительное время не назначаться.
Правами и обязанностями опекуна (попечителя) обладают по отношению к приемному ребенку (детям) приемные родители. Они обязаны воспитывать ребенка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.
Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется органами опеки и попечительства с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного, лечебно-профилактического, социально-реабилитационного и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок. Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Орган опеки и попечительства оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания детей.
В соответствии с Положением «О приемной семье», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации в июле 1996 г., на содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. Таким детям предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы местного самоуправления, исходя из принимаемых ими решений, выделяют приемным семьям денежные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха и санатории пребывания приемных родителей с детьми.
Следует отметить, что приемным родителям предусмотрена оплата их труда. По действующему положению, ее размер в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законом субъектов Российской Федерации.
Принятие Гражданского, Семейного Кодексов Российской Федерации, других законов и подзаконных актов создало дополнительные возможности для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в реальной жизни и в конце 90-х гг. сохранилась острота этой проблемы. Неблагоприятной тенденцией стал рост детской преступности, социального сиротства.
В Государственном докладе 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации» отмечалось, что опека (попечительство) была установлена в нашей стране над 67 863 детьми. Характерно, что по сравнению с предыдущим 1996 г. число детей, переданных под опеку и попечительство, сократилось почти на 5 000. В определенной мере это объясняется тем, что государство не выполняло обязательств, взятых на себя по содержанию таких детей. И подтверждением тому служит факт, что в 1997 г. денежное содержание выплачивалось только на 56% подопечных детей. Из-за сложного экономического положения ситуация существенным образом не была выправлена и в 1998-1999 гг.
Дефицит государственных бюджетных средств на социальные нужды становился хроническим.
Однако в отдельных регионах страны, несмотря на серьезные проблемы с государственным бюджетным финансированием, удавалось за счет перераспределения средств местных бюджетов поддерживать сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в Самарской области были созданы дополнительные условия для развития института приемной семьи. В мае 1998 г. здесь был принят Закон «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области». В соответствии с ним, с 1 июля 1998 г. сумма дотаций из областного бюджета на выплаты денежных средств на содержание детей в приемных семьях была установлена в размере 563 рублей. Эти средства выделялись комитетом по вопросам семьи, материнства и детства администрации области. Оплата труда приемных родителей определялась из расхода 3,5 минимальных размеров оплаты труда на каждого приемного ребенка. По данным на 1 июля 1998 г. эта сумма составляла 292,2 рубля. И эти меры вскоре дали результаты. На начало 1999 г. несколько десятков самарских семей стояли в очереди на оформление приемных детей и проходили соответствующие проверочные испытания. Следует отметить, что местные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних совместно с органами опеки и попечительства, передав на воспитание детей в приемные семьи, оказывали таким семьям правовую и психологическую помощь, наблюдали за тем, как содержатся и воспитываются дети. * В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Воспитательный дом» г. Санкт-Петербурга апробирована такая форма передачи детей на воспитание в семью, как семейная воспитательная группа. Оставаясь воспитанниками социального учреждения, дети передаются в семьи, где воспитываются в домашних условиях. Передача детей на воспитание осуществляется здесь на основании консилиума специалистов (социальный работник, педагог, психолог, воспитатель). «Воспитательный дом» выделяет средства на содержание ребенка в семье, выплачивает зарплату воспитателям семейной группы, а также осуществляет контроль за воспитанием детей, переданных в семьи.
Наряду с опекой, попечительством, особой формой защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, является усыновление (удочерение). Дети, будучи официально усыновленными, содержатся и воспитываются в семье своих усыновителей. Усыновленные дети и их потомство, а также усыновители и их родственники взаимно приравниваются в личных, имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновление может быть осуществлено на основе судебного решения.
Лицо, желающее усыновить ребенка, должно обратиться с заявлением в орган опеки и попечительства, находящийся по месту фактического нахождения ребенка. После этого гражданин становится на учет и ему оказывается содействие в установлении контакта с ребенком, которого он намеревается усыновить. Затем усыновитель обращается с заявлением в районный суд по месту жительства усыновляемого ребенка, при этом усыновитель освобождается от уплаты государственной пошлины.
В ходе подготовки к судебному разбирательству органы опеки и попечительства представляют в суд заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам ребенка. К заключению прилагается акт обследования условий жизни заявителя, свидетельство о рождении усыновляемого ребенка, медицинское заключение о состоянии его здоровья, физического и умственного развития, согласие на усыновление опекуна, приемных родителей, руководителя учреждения, в котором находится ребенок, а также согласие ребенка (если он достиг 10 лет) на усыновление, изменение имени, отчества, фамилии и запись усыновителей в качестве его родителей в свидетельство о рождении. При усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами нашей страны, иностранными гражданами или лицами без гражданства в судебную инстанцию представляется и документ, подтверждающий нахождение усыновляемого ребенка на централизованном учете и невозможность его передачи на воспитание в семью.
В ходе судебного разбирательства по делу об усыновлении выясняется, соответствует ли усыновление интересам ребенка, могут ли заявители быть усыновителями, имеет ли ребенок согласие на усыновление. Одним из обстоятельств, подлежащих установлению на суде, является возраст ребенка и усыновителя. Разница в их возрасте, по закону, должна быть не менее 16 лет. С 1 января 1997 г. Уголовным Кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность за незаконное усыновление, разглашение тайны усыновления, неисполнение обязанностей по воспитанию детей, если оно соединено с жестоким обращением с детьми.
Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Семейный Кодекс Российской Федерации» (июнь 1998 г.) усилил государственный контроль за усыновлением, в частности, усыновлением международным. Законом запрещена посредническая деятельность по усыновлению детей. Увеличен перечень оснований, по которым не допускается усыновление детей. Ст. 165 Семейного Кодекса дополнена пунктом, в котором говорится, что защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации осуществляется консульскими учреждениями в пределах, допускаемых нормами международного права. Консульские учреждения Российской Федерации обязаны брать указанных детей на учет, где они состоят до достижения ими совершеннолетия.
Таким образом, опека и попечительство являются формами социальной защиты граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. К их числу относятся недееспособные душевнобольные лица, граждане, ограниченные судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртным или наркотиками, совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающиеся в патронаже, а также малолетние дети до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Наряду с оформлением опеки и попечительства, способами защиты прав и интересов ребенка являются приемная семья и усыновление. Как уже отмечалось, приемные родители обладают по отношению к приемному ребенку правами и обязанностями опекуна (попечителя). Нередки случаи, когда опекуны или попечители усыновляют своих подопечных. Некоторые специалисты по социальному праву (Ю.Беспалов и др.) не без основания полагают, что было бы целесообразно установить правовую норму, согласно которой, до принятия судебного решения об усыновлении, ребенок передавался бы заявителю на определенное время, например, на срок 6 месяцев под опеку или попечительство. Тогда опека (попечительство) стали бы обязательной процедурой, предшествующей усыновлению.
В современных условиях одной из сдерживающих проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитии института приемной семьи и других способов защиты прав и интересов детей, лишенных попечительства, а также недееспособных граждан, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства. И все же есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно развиваться не только социальной опеке и попечительству, но и в целом системе отечественной социальной работы.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Органы соц опеки

Органы опеки подали иск на выселение меня из квартиры (2-х комн. В соц. найме) в связи с тем что я лишен род. прав и дочери исполняется 17 лет. Мы с ней прописаны вдвоем. Метраж, условия и отношения хорошие. Подскажите как быть?

Пишите на исковое возражения, если нужна помощь юриста заказывайте работу в личку.

Должны ли соц работники, органы опеки оповещать о выплатах, пособиях детям сиротам? И наказуемо ли это если не оповещают?

Здравствуйте, К сожалению социальные работники и органы опеки не обязаны вас оповещать о пособиях и выплатах, вы об этом должны знать самостоятельно Желаю Вам удачи и всех благ!

Доброго вам дня. Увы но по законам Российской Федерации, органы опеки попечительства, не обязаны вас извещать в данном случае. Удачи вам.

Добрый вечер. У вас никто не должен оповещать Вы самостоятельно должны обращаться в данной службы предоставлять пакеты документов для того чтобы получать данные пособия. Хорошего приятного вечера.

Здравствуйте, уважаемый посетитель нашего сайта! Если бы они это делали, то все бы знали свои социальные права. Увы, но это не так. P.S. Удачи Вам в разрешении Вашего вопроса и всего Вам наилучшего!

Вопрос такоймоя подруга приглосила в мою квартиру органы соц опеки, чтобы те обследовали жилищные условия! Это надо для суда, с мужем все делят ребенка! Приглосила ко мне так как я ей предоставила квартиру, написали с ней договор безвозмездного пользования, как мне и советавали юристы вашего сайта! Но они развернулись и ушли прочитав договор! Моя квартира была приватезированна на троих человек на бабушку маму и меня! Бабушка умерла в 2007 году мама в 2001 году! Я в наследство вступила но переоформить все доли на себя до сих пор не могу., было лень! Я соц опеки показала и договор приватизации и св о смерти и мамы и бабушки, но они просто сказали, пока квартира оформленнане по правилам значит и договор не действителен! Ну как то? а чья квартира тогда? Что делать в этой ситуации, как заставить их оценить жилищьно бытовые условия.

Обратитесь к нотариусу за справкой, что вы являетесь наследницей оставшихся долей, в суде разъясните ситуацию, фактически ваша подруга живет в предоставленном ей безвозмездно жилом помещении.

Все правомерно. Это для Вас кажется - такая мелочь, ерунда.. А с точки зрения закона, все должно быть оформлено по правилам. Органы опеки Вам верно сказали-договор, получается незаконный. Это бабушкам на базаре можно кучу документов показывать и доказывать, что Вы единственный собственник, А органы опеки, это государственные органы и им нужен документ один - на право собственности. Оформляйте срочно доли.

Могут ли органы соц опеки лишить родительских прав если ребенок нигде не прописан.

Здравствуйте! Родительских прав можно лишить только по решению суда. Отсутствие регистрации у ребенка таким основанием не является.

Это не основание для лишения родительских прав. Основания перечислены в ст.69 СК РФ : Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Получили квартиру по договору соц найма, как сирота, батареи отопления не пригодны, органы опеки отказываются принимать заявление о замене. Оперируя тем, что по закону мы сами должны их менять. Что делать и куда обратиться?

Добрый день! вам нужно отказаться от данной квартиры и попросить другую.

Обратитесь за защитой в госжилинспекцию

Обращаться в муниципалитет,он собственник данного жилья,обязан его содержать и ремонтировать.

Александра, почитайте договор соц. найма он поможет вам найти ответ на ваш вопрос

Могут ли родители и органы опеки запретить мне общаться с моим племянником, который находится в социальном приюте (на 3 месяца). Я хочу навестить его, а опека и родители не дают разрешение.

Здратсвуйте! Родители вправе ограничить круг общения своих детей.

Добрый день, В соответствии с Семейным кодексом дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. Но важно помнить, что дяди и тёти не относятся к близким родственникам ребёнка. Очень сложно давать рекомендации, не зная полностью ситуации. Если запрещают органы опеки, то вероятно на то есть основания. Если не согласны пишите жалобу администрации органов опеки и просите объяснения.

Да, имеют право отказать, т.к. вы не являетесь близким родственником.

Родители вправе ограничить общение

Какие действия должны предпринять органы соц защиты и опеки населения, когда совершеннолетний человек был лишен через суд дееспособности?

Назначить опекуна должны.

Работаю соц. педагогом. По факту избиения матерь ребенка в школу были приглашены органы опеки и полиция. Девочка дала показания, описав какие побои мать ей нанесла. На лице явные следы (синяки). Побеседовав с матерью-девочку не изъяли. Семья состоит на учете ПДН, у матери были случае суицида, соседи постоянно жалуются на то, что ребенок часто кричит и плачет. Объяснили тем, что это первая официальная информация о происходящих побоях. Правомерны ли действия опеки?

Нет, не правомерны. Пишите жалобу в прокуратуру.

Моя мама признана недееспособной и нуждаюшейся в опеке.. органы соц. защиты выносят постановления лишь о временном опекунстве и не назначают основного... я не могу получить пенсию... подала в суд.. куда я могу еще обратиться с жалобой?

подайте жалобу в прокуратуру

Ну выше суда уже нет. Попробуйте в прокуратуру и в Управление ПФ по РО.

Есть ли способы как повлиять на органы соц. опеки. Или как договориться с ними без суда. Чтоб они дали согласие для продажи доли ребенка. С выделением доли ребенку у родителей в квартире.

Договориться с ними вряд ли получится, если они не дают разрешение.

Здравствуйте! никак договориться с ними нельзя только выполнять то что говорят - иначе не получите разрешение на продажу доли ребенка - даже через суд

Есть. Не ухудшайте имущественное положение ребенка и действуйте в его интересах, и демонстрируйте это опеке. Вы вправе улучшать его жилищные условия, даже путем продажи его имущества, как его законные представители.

Органы опеки, органы соц. защиты, так же органы по делам по несовершеннолетних ходят подать хадатайство в суд на лишение род прав обоих супругов. Мать пьет, но отец не употребляет спирт. Напитки и так же не был в чем либо замечан. Подскажите пожалуйста, как нам поступить чтобы дети малолетние остались с отцом, а мать лешили?

Отцу необходимо проявить себя,доказать,что он в состоянии заниматься воспитанием детей и содержать их.

Законным основанием для лишения родительских прав являются действия родителей, если мать/отец: уклоняются от выполнения обязанностей родителя. К этому основанию относится и злостное уклонение от уплаты в пользу ребенка алиментов; отказываются без уважительной причины взять ребенка из роддома или родильного отделения, другого лечебного учреждения, учреждений соцзащиты, воспитательного учреждения и прочих аналогичных учреждений; злоупотребляют родительскими правами; обращаются с ребенком жестоко, осуществляют физическое и психическое насилие над ребенком, покушаются на его половую неприкосновенность; страдают алкоголизмом или наркоманией (хроническими); совершили умышленное преступление против здоровья и жизни ребенка либо один родитель – против жизни и здоровья другого. Пусть отец собирает положительные характеристики с работы, от участкового, приводит в суд свидетелей.

Олеся Викторовна! Это гражданское судопроизводство, вам необходимо составить отзыв на исковое заявление о лишении род. прав. К отзыву приложить акты обследования жил. условий, характеристики с места работы, места жительства. если ребенок посещает дет. сад/школу - пригласить педагога/воспитателя, задать ему вопросы по поводу ухода за ребенком. Нужна помощь - обращайтесь лично! Нахожусь в г. Барыш. номера телефонов на сайте!

Соседи угрожают обратится в органы соц. опеки из-за шума который производят наши дети в дневное время.

в дневное время детям можно хоть на ушах стоять. пусть обращаются.

Продали квартиру админинстрации для сирот за 857 т.р но органы соц опеки требуют дать 57 т.с якобы на ремонт этой самой квартиры следует отдавать деньги? В договоре купли продажы указана сумма 857 т.р.

Вы платите столько, сколько указано в договоре, если не было каких-либо других обязательств. Чем опека мотивирует такую просьбу?

Вчера обратился в органы соц. опеки за соц. надбавкой и мне начислили всего 450 р. Сказали что это потолок в Москве т.е пенсия 11540+450 =12000
Поинтересовался у своей знакомой, сколько она получает?
Оказалось 11.600+4.130 т.н Лужковская+за ветерана труда 495+230 за телефон=16450 А почему мне так насчитали?

Здравствуйте. Вам начисляют по вашей таблице расчета

Должна ли я собирать документы в органы соц опеки на материальную помощь многодетной матери или достаточно написать заявление, а соц опека сама запросит все документы, или всёже я должна бросать грудного ребёнка и мчатся по кабинетам?

Добрый вечер. К сожалению, должны собирать документы Вы

Должна ли я собирать документы на помощь многодетной матери в органы соц опеки или достаточно просто написать заявление?

Здравствуйте! К заявлению Вы должны приложить документы.

Имеет ли право органы опеки разглашать информацию об отказе от ребенка в соц. сетях совершенно посторонним людям? Сообщая при этом что это информационная рассылка и страница матери заблокирована, поэтому они пишут всем друзьям.

Не имеют права. Если подобным образом распространяются персональные данные гражданина, то Вам следует написать жалобу в прокуратуру

Я переболела соц. опасным заболеванием. Когда я заболела органы опеки забрали мою малолетнюю дочь в дом малютки. Какие документы они вправе потребовать от меня кроме справки о здоровье при возврате ребёнка в семью?

Эта была причина, по которой была отобрана дочь. Это должно стать и доказательством возврата. Только справка.

Документы: О трудоустройстве О доходах О собственности(или месте проживания) О справки от нарколога и психиатра Характеристики с места жительства,работы Справку о наличии или отсутствии судимостей.

Сколько должно пройти времени когда я могу обратится в органы соц. опеки для лишения прав отцовства!? так как бывший муж не помогает финансово. Алименты не перечисляет, в воспитании не учавствует. К ребенку 5 месяц не приезжает. (ребенку 10 месяцев) спасибо.

Основания для лишения родительских прав предусмотрены ст.69 СК РФ . С учетом изложенного Вами Вы уже можете обратиться в суд с иском о лишении его родительских прав.

Вопрос по такой ситуации Я развёлся сженой и хочу узнать как обратиться в органы соц опеки тк есть основания пологать что отчисляемые мной алименты не доходят до ребёнка мы живём в разных регионах страны могу ли я это сделать и как.

В произвольной форме пишите письменное обращение

Ребенку соц сироте, проживающему в приемной семье, органы опеки выделяют на транспортные расходы 300 руб, при этом проезд из деревни (место проживания) до школы был бесплатным (школа выдавала проездной билет), сейчас этот ребенок после 9 классов перешел учиться в коледж. Мальчику 17 лет (студент в колледже). В льготах по презду отказывают, проездной не выдают ни органы опеки, ни учебное заведение. Приходиться самому ребенку оплачивать проездной 1800 руб. Что делать? Неужели нет льгот детям сиротам? Почему школа дает проездной ребенку, а пту (коледж) не дает?

Обратитесь в Управление по социальной политике Ленинградской области

Коллекторы угрожают обратится в органы соц опеки и лишить меня родительских прав. Они могут это сделать?

нет, не могут конечно, это не входит в их компетенцию... они вам еще не то пообещают...

Адрсе по которому можно найти органы соц опеки в Бежице?

Здравствуйте, Алла! Отдел управления образования Брянской городской администрации по Бежицкому району Адрес 241035 г Брянск ул. Комсомольская, 4, т.: 55-14-04 С уважением!

Могу ли я отказаться от договора дарения и оформить бабушку в органы соц. опеки, (т.к. она находится в лежачем состоянии, сама делать ничего не может) если: в квартире где проживает бабушка, живет еще мой дядя (бабушкин сын и он там еще и прописан), который за ней плохо ухаживает, пьет, квартиру оставляет открытой, и там очень грязно (горы грязной посуды, хлам на столе, на полу и.т.д.)

Юля, напишите, о каком договоре дарения идет речь

Органы опеки и соц помощи имеют право сдавать внаем жилье инвалида помещенного в интернат, находящееся в собственности инвалида? И как этому могут воспрепятствовать родственники.

Нет, конечно не имеют никакого права! Подавайте жалобу в прокуратуру.