Социально-правовая компетенция. Государственно-правовые основы социальной работы

В 7 статье Конституции Российской Федерации говорится, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.» Она является основополагающей и определяет отношение государства и к семье, которая находится под его защитой так же, как и материнство, отцовство, детство.

Другим значительным нормативным актом, регулирующим нормативно-правовые отношения в работе с семьей и детьми является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В нем установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей в частности. Закон определяет основные понятия социальной работы, указывает принципы, на которых оказывается социальная помощь, также в законе указаны основные права членов семьи на социальное обслуживание, указан перечень организаций работающих с семьей.

Также большое значение в социальной поддержки семьи играют указы Президента, в которых рассмотрены конкретные вопросы социальной помощи ей.

Например, Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В нем вопросы выживания, защиты и развития детей признаны приоритетными.

Другим таким актом является Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В нем установлено, что профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищать их права должны осуществлять комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специальные службы органов социальной защиты населения. В нем сформирована социальная политика профилактики безнадзорности и социального сиротства.

Также существует федеральная целевая программа «Социального обслуживания семьи и детей на 1998 - 2000 годы». Целью которой «явилось создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необхоСергеях условий для ее эффективного функционирования.»

В настоящее время происходит становление нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей. «Анализ состояния социальной службы помощи семье и детям показывает, что в последние годы отмечается понимание важности их роли в жизнедеятельности семьи. Основными ее задачами стали содействие повышению нравственного воспитательного потенциала, формирование здорового образа жизни семьи, решение проблем самообеспечения семьи, ее планирования.»

Одной из приоритетных задач является создание и укрепление специализированных учреждений, которые оказывают помощь семье, детям, подросткам.

Социальная политика государства предоставляет собой деятельность по управлению сферой общественных отношений, которая призвана сохранять социальную безопасность и стабильность, а также обеспечивать воспроизводство новых поколений, поступательное развитие общества, достойную жизнь граждан. По мнению В.В. Клокова, социальная работа является структурообразующим элементом социальной политики наряду с социальным обеспечением, социальной помощью и социальной защиты.

Государственная семейная политика является одним из направлений социальной политики и представляет собой систему комплексной деятельности, направленную на защиту прав и интересов семьи. Реализация семейной политики предполагает осуществление практических мер по представлению семьям социальных гарантий с целью улучшения благосостояния и обеспечения нормального функционирования семьи в интересах государства. От того, как властные структуры формируют политику в отношении семьи, зависит стабильность этого социального института, а значит, и общества в целом.

В нашей стране правовое регулирование отношений между обществом и семьей осуществляется на основе Конституции РФ (нынешняя редакция принята 12 декабря 1993г.), Семейного кодекса РФ, а также ряда федеральных законов - « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995), « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995), « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999). Следует отметить, что отдельные статьи, касающиеся правового обеспечения государственной семейной политики, имеются также в Гражданском кодексе РФ (1994), Трудовом кодексе РФ (2001), Уголовном кодексе РФ (1996), Уголовно- исполнительном кодексе РФ(1997), Жилищном кодексе РФ(2004).

Российская Федерация, согласно статье 7 Конституции, является социальным государством. Это означает, что приоритетом в деятельности органов власти и их основной целью должно являться обеспечение условий для свободного развития и достойной жизни граждан. Чтобы приблизится к этой цели, начиная с 90-х гг. государство предприняло ряд шагов по обновлению законодательной базы в области социальной политики и оптимизации деятельности системы социальной помощи семье и детям. При государственной поддержке стали активно развиваться сети учреждений социального обслуживания населения нового типа, основанных на комплексном подходе.

Важным этапом в становлении концепции социальной политики в нашей стране стало издание Указа Президента Российской Федерации № 712 « Об основных направлениях государственной семейной политики» (от 14 мая 1996 г.). Главной целью органов власти и негосударственных организаций, реализующих семейную политику, согласно данному документу, является создание условий для реализации семьей ее основных функций.

Указом были определены четыре основных направления семейной политики:

  • - обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи (поддержка экономической и жизнеохранительной функций) ;
  • - обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей (поддержка репродуктивной, экономической, воспитательной, психологической функций);
  • - кардинальное улучшение охраны здоровья семьи (поддержка репродуктивной, жизнеохранительной, психологической функций);
  • - усиление помощи семье в воспитании детей (поддержка репродуктивной, воспитательной, психологической функций).

В последнее десятилетие возникли новые тенденции в социальной политике государства, связанные с необходимостью решения серьезных проблем, связанных с защитой семьи и детей. В период с 1992 по 2003 г. был принят ряд документов, определяющих основные ориентиры в организации социальной работы с семьей и детьми. Рассмотрим важнейшие из них.

В июне 1992 г. был принят Указ Президента Российской Федерации « О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.». Данным указом органам исполнительной власти субъектов Федерации было предписано содействовать развитию сети учреждений социальной помощи семье и детям. Правительство Российской Федерации разработало и утвердило список таких организаций, а также перечень бесплатных услуг, которые они обязаны предоставлять семьям и детям. По всей стране были открыты центры помощи семье, психолого-педагогические консультации, центры реабилитации детей - инвалидов, социальные гостиницы для детей и ряд других учреждений.

Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. « О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» определил круг учреждений, ответственных за государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Среди них были названы комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, а также специализированные службы органов социальной защиты населения, образования и здравоохранения. Указ послужил основой для формирования новых подходов государственных органов к профилактике социального сиротства и подростковой преступности. Правительству предписывалось образовать совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления специализированные учреждения (службы) по социальной реабилитации несовершеннолетних, а также специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для малолетних правонарушителей. В результате была определена система мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, сформирована нормативно-правовая база деятельности специализированных социально-реабилитационных учреждений. Одним из значимых изменений в работе с безнадзорными детьми, совершившими общественно опасные деяния, стала реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел в специальные центры временной изоляции, являющиеся первым звеном системы социальной реабилитации несовершеннолетних.

Решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ, утвержденным 7 июля 1998 г., была принята Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а уже через год, 24 июня 1999 г., вступил в силу Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которые в настоящее время определяет основные направления деятельности и меру ответственности федеральных министерств и ведомств, а также субъектов РФ в данном направлении социальной профилактики.

Федеральный закон № 195 « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. устанавливает нормы правового регулирования в области социального обслуживания семьи и детей. Согласно данному Закону социальные службы - это « предприятия и учреждения, независимо от форм собственности предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица». Социальное обслуживание населения этим же Законом определяется как « деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Данный документ юридически закрепляет право семьи на получение социальных услуг как в специализированных учреждениях, так и в домашних условиях; определяет вопросы организации социального обслуживания, перечень учреждений и порядок их создания, деятельности, финансирования; закрепляет полномочия органов государственной власти в области социального обслуживания.

Нормативно - правовая база в области социальной защиты детей - сирот развивалось в последнее десятилетие особенно динамично. Ее основу составляет ряд статей Семейного кодекса РФ, в частности статья 54 главы 11, гарантирующие следующие права ребенка: жить и воспитываться в семье; воспитываться с учетом обеспечения его интересов, всестороннего развития, уважения человеческого достоинства. Эта же статья определяет ответственность органов опеки и попечительства за судьбу ребенка в случае утраты им возможности воспитываться в родной семье. Статьи 69, 70 и 77 касаются содержательного (причины, основания) и процедурного аспектов лишения родительских прав. В статьях 124 - 144 главы 19 устанавливается порядок усыновления детей - сирот. В главе 20 определены основные положения опеки и попечительства над детьми, в статьях 151 - 155 главы 21 зафиксированы правила передачи ребенка в приемную семью.

В дополнение к перечисленным главам и статьям Семейного кодекса в период с 1996 по 2002 г. были приняты следующие нормативно - правовые документы.

Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 « О приемной семье», определявшее, в частности, ответственность административных учреждений, передающих на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, за достоверность сведений, предоставляемых о нем приемной семье, а также регулирующее имущественные и наследственные отношения между приемными родителями и ребенком.

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 « Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации». В документе устанавливается правовая норма ежегодного обследования условий жизни усыновленного ребенка в течение, как минимум, трех лет после усыновления с учетом таких критериев, как состояние здоровья, обучение, эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания, внешний вид взаимоотношения в семье.

Постановление правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 « Об утверждении примерных положений о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» и Постановление Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. № 25 « Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», закреплявшее право специализированных учреждений на создание семейных воспитательных групп.

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 « О детском доме семейного типа». Документ определяет принципы организации детского дома семейного типа, в частности число детей, которых можно взять на воспитание (не менее 5 и не более 10,общее число детей в семье, включая родных, не должно превышать 12 человек), и его основные задачи - создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

В региональной семейной политике перспективы развития в современной России связаны не только с законотворческой деятельностью на федеральном уровне, но и с активностью властных структур субъектов Федерации. Меры по поддержке семьи на этом уровне, как правило, представлены региональными законами и региональными целевыми программами и в основном касаются социальной защиты населения и адресной социальной помощи. При этом целостные системы нормативно - правового регулирования, предполагающие определение региональных целей, приоритетов, конкретных механизмов реализации семейной политики с учетом местной специфики, особенностей социально - экономического и демографического развития регионов, их финансовых и иных ресурсных возможностей, в субъектах Федерации не сформированы. В значительной степени это обусловлено незавершенностью нормативно - правовой базы социальной политики на федеральном уровне, а также отсутствием координации между властными структурами в центре и в регионах. Анализирую ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в подавляющем большинстве краев и областей России, Е.И. Холостова отмечает, что административные решения принимаются « без научного обоснования, на интуитивном уровне их понимания. Проблемы семейной политики не проработаны методологически, недостаточно используются технологии анализа положения семьи, состояния семейной политики, разработки целевых программ в интересах семьи». При этом именно программный метод, отличающийся от законодательного оформления мобильностью и гибкостью, должен стать приоритетным в региональной семейной политике. Особое внимание в субъектах Федерации, с точки зрения Е.И. Холостовой, целесообразно уделять внедрению целевых, комплексных программ региональной семейной политики, включающих меры по улучшению демографической ситуации, социализации детей, профилактике семейного неблагополучия, социальных болезней, детской беспризорности и безнадзорности, пропаганде здорового образа жизни.

Тем не менее в ряде регионов заметны позитивные тенденции в области социальной поддержки семьи и детей. Так, во исполнение Федерального закона « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», начиная с 1995 г. и по сегодняшний момент, на территории России было открыто более 12 тыс. учреждений, предоставляющих услуги населению. При этом особенно активно развиваются на местах центры социального обслуживания семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и инвалидов. Большинство из этих центров являются многопрофильными и предоставляют гражданам разнообразные услуги - социально- медицинские, психолого - педагогические, социально - реабилитационные, хозяйственно - бытовые и пр. Региональные сети социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения включают в себя следующие учреждения:

Не менее динамично формируются аналогичные региональные сети в системе образования, включающие службы социально - психологической, психолого - педагогической, психолого - медико - социальной помощи семье и детям.

План

    Законодательная, нормативно-правовая база.

    Конституция РФ.

    Понятие социального государства. Основные задачи социального государства.

    Основные направления государственно-правовой поддержки социальной.

Государственно-правовые основы социальной работы определяются правовыми документами, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания:

1. Внутригосударственные юридические акты федерального значения;

2. Документы субъектов РФ, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение нормативных законоположений с правом законодательной инициативы;

3. Документы муниципальных образований;

4. Решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций.

КОНСТИТУЦИЯ РФ

Является законом регламентирующим основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан.

Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организаций и проведения социальной работы с населением.

Субъективные права

    Социально-экономические права личности: право на труд, отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности, потери кормильца, право собственности, право на жилище.

    Политические права и свободы: свобода слова, собраний, митингов,

уличных шествий и демонстраций, право избирать и быть избранным в органы власти и управления, участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений государственными и общественными органами управления, объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, способствующих удовлетворению интересов и запросов личности.

    Социально-культурные права: право на образование, на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право на охрану здоровья, на социальную защиту.

    Гражданские (личные) права и свободы: неприкосновенность личности и жилища, право на охрану личной жизни и личного достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свобода совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Обязанности

Во-первых, перечень конституционных обязанностей, обеспечивающих развитие экономической основы общества: добросовестно трудиться в избранной области общественно полезной деятельности и соблюдать трудовую дисциплину; бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру и др.

Во-вторых, обязанности, направленные на укрепление государственного строя, обороноспособности страны: оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; защищать Отечество.

В-третьих, обязанности, обеспечивающие социально-культурное развитие общества: заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей.

В-четвертых, обязанности общегражданского характера: соблюдение Конституции Российской Федерации и других советских законов, уважение правил общежития, прав и законных интересов других лиц г национального достоинства других граждан; с достоинством нести звание гражданина Российской Федерации, всемерно содействовать охране общественного порядка, укреплять дружбу наций и народностей, заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезной деятельности, растить достойных граждан своего Отечества.

Значительную роль в правовом регулировании социальной работы играют федеральные законы как акты юридической силы на территории РФ, указы президента, постановления и распоряжения правительства, распоряжения ведомств и министерств, а также акты местных властей, в этом направлении проделана значительная работа законодательными, исполнительно- распорядительными органами в центре и на местах:

    «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г.;

    законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах»;

    федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Адресные правовые нормы наиболее конкретны и обозначают систему или элемент системы социальной защиты определенных категорий населения.

Есть много подзаконных актов, решений правительства, концепций, пакеты целевых программ и других юридических документов, на основе которых осуществляется правовое регулирование социальной работы.

Формирование социально-правовой государственности, при которой либеральные ценности дополняются социальными ценностями, такими как равенство, являющееся основой социальной справедливости

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения Российской Федерации устанавливает Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Основные направления социального обслуживания населения, установленные законом:

    предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

    социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

    социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию;

    предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным детям, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам, нуждающимся в предоставлении временного приюта;

    организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания;

    консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогическая помощь, социально-правовая защита;

    реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г- инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты. В России примерно 10 млн. человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В соответствии с действующим «Положением о признании лица инвалидом», лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, лицу в возрасте до 18 лет – категория «ребенок – инвалид». Подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семье, 6,6 тыс. детей находятся в интернатных учреждениях Минздрава России, 25,3 тыс. человек – Минобразования России, 29 тыс. человек – в домах-интернатах Минтруда России.

Риск заболевания : выплаты соответствуют полной или частичной компенсации доходов, утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностью или частично медицинское обслуживание, как в общественном, так и в частном секторе.

Риск инвалидности : выплата пенсий и пособий лицам, полностью утратившим способность трудиться и вести нормальную жизнь в социуме, медицинское обслуживание, расходы по реабилитации.

Риск производственного травматизма и профессионального заболевания : выплата пенсий и пособий, компенсаций и другие формы прямых выплат, специфическая медицинская помощь; расходы, связанные с производственной реабилитацией и другие формы социального обслуживания.

Риск потери кормильца : пенсии и пособия в случае потери кормильца, посмертное пособие, ритуальные услуги.

Риск миграции : расходы, связанные с перемещением трудовых ресурсов, обучением, переквалификацией; пособия, связанные с переездом на новое место жительства бывших безработных.

Риск потери жилья : субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг некоторым категориям населения.

Психологические проблемы семей, имеющих ребенка-инвалида, связаны с проблемами его воспитания, образования, трудностями установления и поддержания контакта с ним и взаимоотношений между всеми членами семьи.

Помощь семьям, имеющим детей инвалидов – это не узкоспециализированная деятельность (например, медицинское учреждение), а широкий спектр услуг, необходимых как самим детям, так и их семьям.

Набор услуг по оказанию помощи таким семьям значителен. Кратко их можно представить четырьмя формами:

    непосредственные услуги детям – медицинские (хирургия, медикаментозное лечение, физиотерапия), трудотерапия, логопедия и структурированные обучающие программы;

    услуги для родителей – программы родительских групп самопомощи «родитель для родителя», программы развития знаний и навыков родителей, индивидуальное и групповое консультирование;

    услуги семьям – групповые программы для братьев и сестер, бабушек и дедушек; особые формы помощи, такие как предоставление небольшого отдыха, передышки родителям, помощь на дому и финансовая поддержка;

    услуги в микрорайоне – агентства ранней интервенции способствуют включению детей с нарушениями развития в обычные детские сады и школы, защищают права детей и их семей, способствуют тому, чтобы общество осознавало проблемы и нужды детей-инвалидов.

Пособие по безработице – пособие, связанное с полной или частичной безработицей; оплата временного или эпизодического труда, организованного властями, не заменяющее пособие. Пособия матерям – одиночкам – пособия на детей – иждивенцев, натуральная помощь в виде продовольственных товаров, оплаты путевок, помощь на дому.

К другим видам социальной помощи относятся: расходы на профилактику правонарушений несовершеннолетних; пособия жертвам военных действий и стихийных бедствий; пособия мигрантам.

Еще один аспект – психологический. Помочь в разрешении социальных проблем такой семьи призваны социальные работники. Они решают задачу объединения или интеграции всех составляющих этих сложных проблем в единое целое, обладая знаниями в области медицины, психологии, педагогики, права и в социальной сфере.

Цель социально – педагогического патронирования семей с детьми–инвалидами на первом этапе – это профессиональное определение, моделирование индивидуальной культуры личности (имидж, статус, овладение деловым этикетом, культура организации досуга), проектирование дальнейших жизненных перспектив.

Субъективные права включают в себя: социально – экономические и гражданские права, политические права и свободы, социально – культурные права.

Государственные организации социальной защиты населения финансируются за счет государственного бюджета.

Служба защиты детей оказывает социальные, медицинские, юридические и опекунские услуги детям.

Чтобы обеспечить социальную защиту населения, местные органы власти обязаны: организовывать социальные услуги в пределах своего района, решать вопросы о предоставлении пособий на своей территории, производить выплату социальных пособий.

Организации, в которых вся полученная, прибыль направляется на расширение благотворительной деятельности называются добровольческими организациями.

К добровольческим организациям относятся: красный крест, организация помощи анонимным алкоголикам.

Социальная зашита населения - это составная часть государственной социальной политики, гарантия социально-экономических прав, которые имеют свои особенности, а также структура государственных служб и государственных учреждений.

Существует 6 блоков, составляющих правовую основу социальной работы:

1. В Конституции РФ статья 7.37-48, заложены основы правовой базы социального государства и системы социальных служб.

2. Комплекс федеративных законов касающихся социальной защиты населения и социального обслуживания в целом.

3. Правовые акты субъектов РФ, которые выражают норму социальной защиты населения. 4. Подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системы и подсистемы социального обслуживания.

4. Нормативная регламентация деятельных учреждений и категорий специальных социальных служб.

5. Правовые акты, обеспечивающие деятельность социальных служб

6.Правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиента Правовое обеспечение - правовое поле, установление юридических норм, нормативная регламентация социальной защиты. В РФ сложилась открытая система социальной защиты и социального обслуживания населения, которая имеет следующие характеристики: - существенная особенность территориально-правового обеспечения; - минимальные стандарты в предоставлении социальных услуг могут изменяться; - каких-то определенных пределов в регламентации деятельности социальных служб не существует. Три уровня правовой системы: международный, федеральный, субъектов РФ. Основные законы в сфере социальной зашиты: - об основах социального обслуживания населения в РФ (1995г.); - гражданские, семейные кодексы РФ (1995г.); - об основах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (1995г); - основные законодательства РФ об охране здоровья граждан; - о социальной защите инвалидов в РФ; - федеративный закон, об обязательном медицинском страховании; - о пенсии; - законодательство о выплате государственных пособий или льгот (всего 8 видов государственных пособий, которые определяет социальная ситуация). Meдико-социальная экспертиза определяет потребность в социальной защите инвалидов, включая реабилитацию, на основе оценки ограничения жизнедеятельности, вызванной стойкими нарушениями функций организма. Критерии медико-социальной экспертизы: инвалидность, здоровье и его нарушение, социальная недостаточность, льготы в лекарственном обеспечении, степень ограниченной жизнедеятельности, реабилитация. Ограничение способностей к трудовой деятельности, ориентации и общения.

4. История социальной работы в России. Период социальной работы (начало 1990-х гг. – настоящее время).

В качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющих различную номинацию данного процесса, целесообразно представить следующие периоды: 1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.; 2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.; 3. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. по вторую половину XVII в.; 4. Период государственного призрения – со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.; 5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.; 6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.; 7. Период социальной работы – с начала 90-х годов по настоящее время.

В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен. цен и снижения доходов населения. Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре - «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители нашего информационного сайта!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью понять, что означает термин «СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»? Какое значение она имеет в общей психологии? Аргументируйте ваше мнение на наглядных терминах.

Стоит также отметить, что предмет психология многоуровневый и для эффективного и глубокого понимания темы необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, что лежит в основе, то есть является фундаментом. Рассмотрим для начала основное понятие «ПСИХОЛОГИЯ».

ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека и группы людей (или общества). После того, как мы выяснили, что изучает наука психология, мы можем перейти к рассмотрению данного вопроса более конкретно.

Чем же все-таки принято называть «социально-правовой деятельностью»? Социально-правовой деятельностью принято называют выполнение государственными институтами и должностными лицами конкретных функций, которые осуществляют правоприменительные практики в социальной среде, для благополучия всех участников.

Стоит также дополнить, что данная деятельность реализуется в рамках государственного устройства и с участием государственных лиц. Она осуществляется представителями государственной правовой власти, такие как полиция, суд, прокуратура. А также представителями социальных служб, такими как социальная защита, пенсионный фонд. Психология социально правовой деятельности относится к разновидности социальной психологии. Объектом данной психологии является исследование психологической характеристики правоприменительной деятельности в социальной среде. К правоприменительной деятельности относят судебную, правоохранительную и исполнительную практики.

А какие принципы играют важную роль в правовой деятельности? Сюда входят, в первую очередь, нравственные права и обязанности, связанные с особенностями социально-правовой деятельности психолога. Данные принципы служат психологу направляющим фактором для определения методов работы с клиентом, а также при возникновении различных конфликтов. Изучение правил этики включено в основную подготовку психологов.

На этом наше занятие подошло к завершению. Полагаю, что этот урок прошел для Вас информативно и интересно. Если же что-то осталось сложным для Вас из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте в более конкретной форме.
Желаем успехов!

Специалисты социальной работы достаточно часто вынуждены сталкиваться с вопросами оказания консультативно-правовой помощи в области семейного, гражданского, трудового законодательства, оказания помощи в оформлении документов для получения предусмотренных законом пенсий, пособий, льгот, субсидий, алиментов и др. Специалисты осуществляют превентивно-профилактическую работу с различными категориями населения по охране и защите их законных прав и интересов. В своей практической деятельности специалист социальной работы выполняет различные роли и функции. Одновременно он – защитник интересов пожилого человека, прав и социальных гарантий несовершеннолетних, многодетных семей, инвалидов, военнослужащих и членов их семей, людей без определенного места жительства, а также инициатор по совершенствованию законодательно-правовой базы в сфере социального обеспечения.

Анализ профессиональной деятельности социальных работников показывает, что они не только осмысливают, но в большей мере решают непосредственно практические задачи по оказанию социально-правовой, консультативной помощи, защиты и поддержки различных слоев населения. В связи с этим в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы следует выделить социально-правовую компетенцию, включающую правовые знания, умения, навыки и профессионально-личностный потенциал специалиста.

Рассматривая проблему формирования социально-правовой компетенциии будущих социальных работников в вузе, необходимо остановиться на самом содержании термина «социально-правовая компетенция». Социально-правовая компетенция специалиста социальной работы представляет собой совокупность качеств, отражающих степень квалификации, уровень правовых знаний, умений и навыков, готовности и способности, связанные с осуществлением комплекса мер по правовой поддержке и защите населения.

Социально-правовая компетенция вбирает в себя все аспекты жизнедеятельности человека, которые обеспечивают приобретение опыта социально-правового взаимодействия. Уровень осознанности социальным работников и клиентом их социальных статусов во многом зависит не только от знания прав и обязанностей, но и от умения их реализовывать.

Социально-правовая компетенция складывается из компонентов. Каждый компонент рассматривается в структуре реализации профессиональной деятельности социального работника в соответствии со спецификой норм права. Для их выявления изучены квалификационные характеристики и нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность социального работника, требования ГОС ВПО специальности «Социальная работа», а также проведены беседы со специалистами социальной работы, преподавателями вузов, занимающихся подготовкой и повышением квалификации социальных работников. На основе анализа полученных данных выявлены компоненты социально-правовой компетенции социального работника:

Диагностико-прогностическая составляющая – использование совокупности диагностических методик с учетом прав и на основе уважения личного достоинства объекта профессиональной деятельности для прогнозирование динамики развития несовершеннолетних, их социальной среды воспитания и социально-педагогических перспектив развития личности.

Организационно-управленческий компонент – организация, планирование и осуществление воспитательной и правовой подготовки участников процесса оказания помощи при тесном взаимодействии со специалистами различных организаций и служб.

Превентивная составляющая – предупреждение социальных проблем в соответствии с правовыми нормами и правилами поведения, социальных отклонений или удержание их на социально терпимом уровне, посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин, соблюдая нормативно-правовые документы.

Правовоспитательный компонент – реализация в практической деятельности правового воспитания и просвещения подопечных, правовое информирование субъектов и объектов социальной деятельности в процессе выполнения профессиональных задач.

Консультативная составляющая – оказание социально-правовой помощи нуждающимся.

Правозащитная составляющая – защита прав личности; обеспечение информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки; содействие в реализации правовых гарантий различным категориям населения; правовое воспитание по жилищным, семейным, трудовым, гражданским и другим вопросам; оказание посреднических услуг клинтам в социально-правовых вопросах.

В зависимости от характера профессиональной деятельности социального работника по должностному назначению, месту работы, содержание компонентов социально-правовой компетенции приобретает специальное наполнение.

На наш взгляд, особую значимость в настоящее время приобретает консультативная составляющая социально-правовой компетенции специалиста социальной работы.

Социальное неблагополучие большинства населения на современном этапе, характеризующееся резким имущественным расслоением общества, безработицей, неудовлетворенностью материальным положением и т.д. усугубляется еще и низким уровнем правовой культуры и правовой грамотности как рядовых граждан, так и должностных лиц. Тем временем проблема реализации своих прав и возможностей напрямую зависит от знания и умения ориентироваться в законодательной базе. Правовая грамотность населения становится важным инструментом для реализации своих законных прав и интересов. Однако даже поверхностный анализ обращений граждан в юридические консультации показывает, что люди лишены самых элементарных понятий и познаний в области права. Поэтому они вынуждены платить немалые деньги за то, чтобы юрист объяснил им их права, а точнее обязанности государства перед ними. Фактически, люди платят за возможность приобщиться к праву. Тем не менее, и верховенство права, и приоритет прав человека не просто свойства, качества правового государства, но, в конечном счете, – его цель, которой подчинены все иные его характеристики. Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.

Для преодоления сложившейся ситуации помимо улучшения социально-экономических условий, развития социальной инфраструктуры необходима четкая проработка правовых механизмов обеспечения гарантий социальных прав человека и гражданина. Таковыми должны быть нормы особой отрасли права - социального права. Социальное право представляет собой совокупность норм, посредством которых государство проводит свою социальную политику по социальной защите населения. Оно тесно связано с другими отраслями права РФ, а именно – с конституционным, гражданским, административным, финансовым и уголовным правом и включает в себя трудовое, жилищное, семейное право, право социального обеспечения; страховое, пенсионное законодательство.

Таким образом, назревшее противоречие между необходимостью реализации гражданами их социальных прав, интересов, потребностей и в то же время отсутствием доступных для большинства населения способов и механизмов их реализации и защиты явилось предпосылкой развития в нашем обществе социально-правовой деятельности, понимаемой как деятельность субъектов по преобразованию социально-правовой ситуации, процесса, явления в соответствии с целями и задачами реализации прав каждой личности в социуме.

Г.Ф. Садрисламов субъектом социально-правовой деятельности видит социального юриста (специальность, выделенная Всероссийской квалификационной комиссией при Всероссийской ассоциации социальных работников и социальных педагогов, однако, не отраженная в государственном реестре специальностей социальной сферы), включив в перечень его должностных обязанностей помимо социально-правовой работы в социуме, установления причин социального неблагополучия, сбора статистической информации по микрорайону, осуществление патронажа, участия в работе по созданию объектов социальной сферы и т.д. также и проведение юридических консультаций. Таким образом, социально-правовое консультирование рассматривается как одно из направлений социально-правовой деятельности.

Социально-правовое консультирование как профессиональная деятельность является относительно новой областью социально-правовой практики. Оно возникло в ответ на потребности людей в защите и реализации своих законных прав и интересов. Поэтому объектом социально-правового консультирования являются, прежде всего, представители социально уязвимых категорий населения с низкой правовой осведомленностью и, следовательно, испытывающие трудности в реализации своих прав.

Исходя из анализа научной литературы, а также отечественного и зарубежного опыта деятельности правозащитных организаций и движений можно выделить основные характеристики социально-правового консультирования. Предметом социально-правового консультирования являются проблемные ситуации социально-правового характера, которые невозможно решить только юридическими, или только социальными способами.

С процессуальной стороны социально-правовое консультирование, на наш взгляд, можно охарактеризовать как специально организованное взаимодействие консультанта и клиента, направленное на разъяснение последнему его социальных прав и гарантий, а также способов и механизмов их реализации и защиты; а при необходимости оказание непосредственной помощи в решении сложившейся проблемной ситуации. При этом под взаимодействием понимается процесс взаимного влияния участников друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.

Цель данного вида консультирования – оказание квалифицированной социально-правовой помощи по решению проблемной ситуации клиента.

Задачи социально-правового консультирования:

· повышение уровня информированности клиентов об их правах;

· оказание помощи во всестороннем анализе сложившейся проблемной ситуации;

· выработка альтернативных путей решения проблемы;

· оказание справочно-информационной помощи о системе государственных и общественных структур, которые могут содействовать решению проблемы;

· разъяснение и толкование нормативно-правовых документов;

· оказание помощи в составлении и написании заявлений, жалоб, обращений;

· осуществление посредничества между клиентом и различными учреждениями, организациями, специалистами;

· представительство интересов клиента в суде или перед третьей стороной в качестве общественного защитника.

Проведение социально-правового консультирования предполагает соблюдение следующих основополагающих принципов.

Целесообразность и целеустремленность. Любая консультация должна преследовать конкретную цель, решать строго определенную задачу.

Добровольность и ненавязчивость. Консультация – это добровольные отношения между специалистом и клиентом, нуждающимся в помощи. Следовательно, консультируемый вправе в любое время отказаться от помощи консультанта.

Грамотность и компетентность. Консультант должен обладать широкой эрудицией и быть компетентным в области обсуждаемой проблемы.

Ориентация на нормы и ценности клиента. Индивидуальный подход к каждому клиенту.

Знание и соблюдение всех социальных прав и гарантий, в том числе норм международного права в области прав человека. В таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия закреплены основополагающие гражданско-правовые, социально-экономические права человека и гражданина, в том числе право на достоверную информацию и социально-правовую консультацию по интересующим вопросам. Ратификация данных документов Российской Федерацией накладывает на наше государство обязанность по соблюдению этих прав.

Недопустимость решения проблемы за клиента. Задача консультанта - научить клиента использованию своих индивидуальных и социальных ресурсов для разрешения сложившейся проблемной ситуации.

Разграничение личных и профессиональных отношений – важный показатель профессионализма консультанта.

Сохранение конфиденциальности консультации. Вся информация, полученная от клиента, не подлежит разглашению, кроме как с согласия самого клиента.

Проявление социально-правовой компетенции специалиста социальной работы во многом обусловлено наличием у него следующих групп профессионально важных качеств: социально-значимые (гуманистическая направленность личности, правовая культура, желание работать социальным педагогом, осознание важности этой работы и трудностей с ней связанных и др.); профессионально-интеллектуальные (заинтересованность и активность в профессионально-правовой подготовке и др.); профессионально-поведенческие (ответственность, самостоятельность, инициативность, смелость в отстаивании своих взглядов и др.); профессионально-личностного самосовершенствования (непримиримость к недостаткам в себе и других, способность к адекватной самооценке, культура самообразовательной деятельности и др.).

Основываясь на исследование М.В. Горбушиной, мы выделили следующие уровни сформированности социально-правовой компетенции специалистов социальной работы: адаптивный (низкий), продуктивно-исполнительский (средний), креативный (высокий).

Адаптивный уровень характеризуют: несформированные мотивы относительно будущей профессиональной деятельности, поверхностные знания в области права социального обеспечения, их фрагментарный характер и отсутствие готовности к их использованию в необходимых ситуациях, неспособность подбирать и анализировать нормативно-правовые документы, трудности в установлении и поддержании контакта с собеседником, неверная оценка проблемной ситуации, позиции клиента, недостаточный уровень развития организационно-коммуникативных способностей, нежелание понять партнера по общению, низкий уровень эмоциональных отношений, порой прагматический стиль деятельности, зависимые поведенческие реакции, неумение использовать полученные знания на практике, низкий уровень удовлетворенности и рефлексии собственной деятельности.

Продуктивно-исполнительский уровень характеризуют: сформированности мотивов будущей профессиональной деятельности, узнавание, запоминание и воспроизведение учебного материала, в тоже время, стремление к познанию и недостаточно сформированные умения, способность достаточно быстро определить проблему и способы ее решения, ошибки при отборе и анализе нормативно-правовых актов, адекватная в целом, но требующая довольно много времени оценка проблемной ситуации и своих возможностей в ее решении, ошибки при оформлении документов, затруднения при изложении своей позиции, наличие хорошо развитых личностно-профессиональных качеств, имеющих значение относительно правовой компетентности.

Креативный уровень характеризуется: устойчивостью, активностью мотивационного компонента, согласованностью и сработанностью в межгрупповом взаимодействии, а также способностями быстро определить проблему и способы ее решения, самостоятельно и оперативно проводить поиск и анализ нормативно-правовых актов, правильно оценивать свои возможности в предоставлении помощи клиенту, излагать доступно и ясно свою точку зрения, высоким коммуникативно-организаторским контролем, характеризующимся умением входить в любую роль, способностью гибко реагировать на изменение ситуации, творческой активностью, проявляющейся в рамках воспроизводящей деятельности с элементами поиска новых решений в стандартных ситуациях, компетентностными поведенческими реакциями в группе, осознанием ответственности за результаты своей деятельности.

Формирование социально-правовой компетенции у будущих специалистов социальной работы начинается в вузе. Изучая цикл правовых дисциплин, студент неизбежно ставит перед собой вопросы. Каковы его права и обязанности по отношению к человеку и природе? Каковы его права и обязанности по отношению к обществу в целом и к другим людям, к клиенту и к самому себе? Есть ли предел этих прав, а если есть, то каков он? Что значит закон и его исполнение? Каковы профессиональные обязанности социального работника и законодательная база социальной работы? Как и на основании чего, он, как специалист, как социальный работник, может защитить права своих клиентов? Как закон защищает права и свободы человека? Может ли и должен ли закон предоставлять социальную защиту своим гражданам в той или иной ситуации? Как действует закон в государстве? Как определяется право каждого на судебную защиту? Какие законы нужны для защиты слабых и беззащитных перед жизненными обстоятельствами людей?

В процессе поиска ответов на эти вопросы формируется система ценностей, для которой характерны признание самоценности человека и ценности закона, без которого немыслимо существование государства в целом и деятельность людей в частности, а также тех, кто призван по долгу своей службы защищать обездоленных. Законность и социальная справедливость – вот принцип социальной работы. Конечно, нельзя утверждать, что изучение только правовых дисциплин формирует и развивает многие важные профессиональные качества специалиста по социальной работе, но правовая подготовка социального работника дает ему средства и инструментарий для ведения успешной и эффективной профессиональной деятельности в области социальной сферы.