Служба по контракту без срочной службы. Социальные гарантии и компенсации военнослужащих

  • Отбор для службы
  • Военный контракт
  • Права и обязанности

Всем, кто впервые поступает на контрактную службу, необходимо знать обязанности военного по контракту. Министерством обороны взят курс на поднятие уровня качества и профессионализма военнослужащих современной армии. Для эффективной реализации этой цели обеспечивается преимущественный прием военных на контрактной основе.

Комплектация Вооруженных Сил РФ профессионалами, служащими по контракту, происходит через систему постепенного отбора кандидатур. Так, при соответствии необходимых качеств кандидаты в обязательном порядке направляются на обучение в специализированных центрах и учебных заведениях с последующим заключением контракта.

Также программа военной службы по контракту предполагает профессиональное развитие и продвижение по службе.

Отбор для службы

Отбор военнослужащих для службы на контрактной основе состоит из нескольких этапов:

  1. Начальный. На данном этапе проводится оценка профессиональных, социальных, гражданских и психологических качеств посредством тестирования на сайте Министерства и в передвижном отборочном пункте.
  2. Предварительный. Этот этап отбора посвящен сбору информации и проверке данных по кандидатуре будущего военного по контракту: профессиональная ориентация, благонадежность и психологический портрет, предварительное заключение медицинской комиссии.
  3. Углубленный. Это завершающий этап отбора, при котором проводят углубленных анализ данных, полученных ранее, и дополнительно устанавливают уровень физической подготовки, проводят комплексное обследование состояния здоровья.

При соответствии качеств кандидата требованиям будущей профессии на него формируют личное дело и при необходимости допуск к государственным сведениям.

Для призывников, после окончания срока службы принявших решение продолжить военную карьеру по контракту, порядок отбора сокращается. Начальный и предварительный этапы проходят по месту службы с отправкой соответствующей информации в пункты отбора для рассмотрения целесообразности заключения контракта с данным военнослужащим.

Вернуться к оглавлению

Военный контракт

Правовая основа контрактной службы в военной сфере регламентируется Федеральным законом №53. Главным условием заключения такого контракта является добровольность намерений. Другими словами, военная служба на контрактной основе возможна только при желании военнослужащего продолжить карьеру в Вооруженных Силах.

В действующем законодательстве предусмотрена возможность контрактной службы граждан вместо призыва. По ст. 34 при выборе контрактной основы гражданин должен отслужить минимум 2 года, так как двое суток контрактной службы равны суткам по призывной форме. Возможность оформления контракта вместо срочной службы есть у граждан, закончивших высшее учебное заведение, и у тех, кто успел отслужить более 3 месяцев.

Для поступления на контрактную службу вместо срочной военные должны соответствовать базовым нормам Министерства обороны:

  • владеть государственным языком в объеме, достаточном для делового общения;
  • соответствовать медицинским и психологическим нормам министерства;
  • сдать нормативы по физической подготовке;
  • иметь полное среднее образование, 11 классов общеобразовательной школы.

Вернуться к оглавлению

Права и обязанности

Военнослужащие должны знать, что прежде всего они являются гражданами Российской Федерации и обладают всеми базовыми правами и свободами. Из-за принесения присяги и нахождения на государственной военной службе некоторые свободы военных ограничены, но это не касается основных прав: на жизнь, медицинское обслуживание, на отдых и оплату труда. Подвергать граждан на военной службе пыткам, унижению, принижать честь и достоинство, применять физические наказания, принудительный труд незаконно. Служба по контракту права военнослужащих не ограничивает в мере, установленной законодательно. К обязательным социальным правам военных относят:

  • денежное содержание;
  • проживание вне казарменного положения;
  • возможность стать участником программы военной ипотеки;
  • ежегодный отпуск;
  • обучение за счет государства;
  • обязательное страхование государством;
  • пенсионное обеспечение.

Наличие таких привилегий в сравнении с солдатами срочного порядка воинской повинности обеспечивает популяризацию профессионального ведения военной карьеры.

Обязанности военного по контракту основываются на ст. 10 Федерального закона. Конкретизация касательно дисциплины и выполнения служащими армии в соответствии со званием и должностью обязанностей подробно описана в подзаконных нормативных документах Вооруженных Сил — уставах.

Для каждого аспекта воинской жизни и служения Родине существует законный документ, за нарушение которого военнослужащий может привлекаться ко всем видам ответственности, вплоть до уголовной.

При составлении и подписании контракта и принесения присяги гражданин считается находящимся на военной службе. Права и обязанности военнослужащих по контракту подробно описаны в соответствующих уставах Вооруженных Сил. Для каждой должности описаны обязанности, порядок их выполнения, порядок действия в нестандартных ситуациях, дисциплинарное подчинение и особенности пользования дисциплинарной властью командиров. Для того чтобы обезопаситься от неправомерных действий со стороны других военнослужащих и не нарушать законный порядок, необходимо при поступлении на службу тщательно изучить уставы касательно собственных действий, полномочий и обязанностей.

Защита прав военнослужащих по контракту производится на основании Федерального закона. Отличием от срочной службы являются дополнительные социальные гарантии, описанные в ст. 11. Так, в ст. 11 указано, что еженедельное время службы военного-контрактника не должно превышать нормальную рабочую неделю с восьмичасовым рабочим днем, а в случае дополнительного привлечения к службе рабочее время компенсируется соответствующим временем на отдых и многие другие пункты.

Правовое регулирование военной службы по контракту включает законный порядок предоставления отпусков, распределение рабочего времени, обеспечения больничными и отсутствия по месту службы по семейным обстоятельствам. Служение на контрактной основе позволяет иметь привилегии, связанные с жилищными условиями, присвоением очередных воинских званий, получением социальных льгот от государства.

Несмотря на очевидные преимущества контрактной службы, до принятия решения необходимо досконально изучить условия. В условиях безработицы служба на контрактной основе выглядит заманчивым предложением.

Зарплата военных по контракту формируется с учетом множества надбавок и постоянного повышения.

Но ограничения в свободе передвижения, угроза жизни и здоровью, обязательность исполнения приказов и ношение формы снижают рвение. Уровень соотношения преимуществ и недостатков военной службы по контракту должен оцениваться с предельной тщательностью для принятия правильного, обдуманного решения.

Конституция Российской Федерации, военные законы и общевоинские уставы устанавливают права и обязанности военнослужащих. Правовое положение военнослужащих имеет важную специфическую особенность. С одной сторо­ны, на них распространяется общее российское законодатель­ство, они обладают правами и выполняют обязанности, как все граждане страны. С другой стороны, на них распространя­ется специальное военное законодательство. С учетом специ­фики военной службы (вооруженная защита государства всег­да связана с риском для жизни) в военном законодательстве для военнослужащих предусматриваются как дополнитель­ные права, так и расширенные, дополнительные обязанно­сти. Имеются и ограничения некоторых общегражданских прав и свобод. К числу ограничений, например, относится запрет на участие в политических акциях и забастовках, на коммерческую деятельность и т.д. Однако ограничения не­которых общегражданских прав и свобод компенсируются льготами.

Права военнослужащих можно объединить в три группы: социально-экономические права; политические права и сво­боды; личные права и свободы.

Социально-экономические права - это те права, кото­рыми военнослужащие пользуются как граждане Российской Федерации. Они обеспечивают возможность удовлетворения материальных и духовных потребностей. Вот лишь некото­рые из них: время нахождения граждан на военной службе засчитывается в общий трудовой стаж и стаж работы по спе­циальности; если служба по контракту засчитывается из рас­чета один месяц военной службы за один месяц работы, то на военной службе по призыву - за два месяца работы.

Военнослужащие обеспечиваются бесплатным питанием и вещевым имуществом. Военнослужащим, проходящим службу по призыву, ежедневно предоставляется не менее восьми часов для сна и не менее двух часов личного време­ни. В период службы солдатам предоставляется основной отпуск продолжительностью 15 суток (сержантам 20 суток). Все военнослужащие бесплатно пользуются услугами библи­отек и читальных залов, могут просматривать кино- и видео­фильмы и т.п.

Политические права и свободы обеспечивают участие военнослужащих в управлении делами общества и государ­ства. Они имеют право избирать и быть избранными в орга­ны государственной власти и органы местного самоуправле­ния. Военнослужащие обладают свободой слова, правом вы­ражать свои мнения и убеждения, получать и распространять информацию, не допуская при этом разглашения государ­ственной и военной тайны.

Личные права и свободы позволяют каждому военно­служащему проявить себя в общественной сфере. Они дают возможность защищать свои законные интересы, честь и до­стоинство. Речь идет, например, о праве возмещения причи­ненного в ходе службы ущерба, обжалования неправомерных действий, в том числе и вышестоящих лиц, о свободе совести и вероисповедания и т.д.

После того как гражданин страны надевает военную фор­му и принимает военную присягу, значительно возрастает объем его обязанностей. Единство прав и обязанностей - ха­рактерная черта государственного статуса военнослужащих армии и флота. В статье 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих говорится»: «Статус военнослужащего есть совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гаран­тированных государством ».

Закон «О статусе военнослужащих» и Устав внутренней службы подразделяют обязанности военнослужащих, выте­кающие из условий военной службы, на общие должностные и специальные.

Общими являются обязанности, которые возлагаются на всех без исключения военнослужащих, независимо от долж­ностного положения и воинских званий. Главная обязан­ность - это, несомненно, «защита государственного сувере­нитета и территориальной целостности Российской Федера­ции, обеспечение безопасности государства, отражение воору­женного нападения», а также выполнение задач в соответ­ствии с международными обязательствами России. Из этого нытекают многие важные требования к каждому военнослу­жащему: быть верным военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отече­ство, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекослов­но выполнять приказы командиров и начальников. Важней­шая обязанность военнослужащих - быть бдительными, не­устанно овладевать боевым мастерством, дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом.

В Законе «О воинской обязанности и военной службе» впервые конкретно определено, что понимается под исполне­нием обязанностей военной службы (ст. 37, п. 1). Важнейши­ми пунктами являются:

    исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами; несение боевого дежурства (боевой службы);

    выполнение приказов, распоряжений или задачи, отдан­ных или поставленных командиром (начальником);

    участие в боевых действиях;

    защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

    оказание помощи правоохранительным органам в обе­спечении законности и правопорядка.

Должностные и специальные обязанности солдат и матро­сов подробно изложены в общевоинских уставах. С ними мо­лодые воины познакомятся с назначением на конкретные должности в процессе несения военной службы.

Российское военное законодательство и общевоинские уставы предусматривают также и личную ответственность военнослужащих за возможные правонарушения. В Законе «О статусе военнослужащих» говорится: «Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного право­нарушения несут ответственность: дисциплинарную, мате­риальную, гражданско-правовую и уголовную». Содержа­ние каждого из этих видов ответственности раскрывается в Уставе внутренней службы.

Знание солдатами и матросами порядка прохождения воен­ной службы, своих прав и обязанностей, образцовое их вы­полнение - это непременное условие укрепления воинской дисциплины, роста боевого мастерства, поддержания посто­янной боевой готовности в период реформирования армии и флота.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие правовые документы устанавливают права и обязанно­сти военнослужащих?

2. Перечислите известные вам социально-экономические права во­еннослужащих

3. Назовите политические права и свободы военнослужащих.

4. Что понимается под исполнением обязанностей военной службы?

5. Какие виды обязанностей установлены для военнослужащих?

6.Почему каждый военнослужащий должен хорошо знать свои права и обязанности?

Контракт о прохождении воинской службы бывает первым либо новым. Граждане, которые впервые поступают на контрактную военную службу, заключают первый контракт. Контрактники, желающие продолжить службу, а также находящиеся в запасе, заключают новый контракт.

Каждый военнослужащий-контрактник имеет ряд прав и льгот в сравнении с другими категориями военных.

Права военнослужащих по контракту

Права и свободы, которыми обладают военнослужащие-контрактники, во многом совпадают с обычными гражданскими. Есть некоторые ограничения, установленные законодательно:

  1. Свобода слова. Контрактник вправе выражать свои мысли, убеждения. Приказы непосредственного командира критике и обсуждению не подлежат.
  2. Религия. Допускается отправление обрядов на территории ВЧ, при условии разрешения командира. Затраты на их проведение оплачивают сами военнослужащие. Не допускается отказ от исполнения служебных обязанностей по религиозным мотивам, а также использование для любой пропаганды собственного служебного положения.
  3. Отдых и отпуск. Продолжительность стандартной рабочей недели оговаривается законодательством. Продолжительность служебного времени контрактника в основном совпадает со стандартным. Исключение составляют плановые либо внеплановые учения и иные подобные мероприятия. Если контрактник привлекается к исполнению служебных обязанностей во внеслужебное время, он имеет право на компенсацию в виде дополнительного времени отдыха в другое время.
  4. Денежное довольствие, включающее оклад по званию, оклад по должности и иные выплаты.
  5. Права , служащих на Крайнем Севере и приравненных к нему областях, включают оплату проезда к месту проведения ежегодного отпуска и обратно. Расходы на проезд компенсируются Министерством после возвращения военнослужащего из отпуска.

Льготы военнослужащих по контракту

Льготы, положенные военнослужащим-контрактникам, оговариваются в соответствующих и подзаконных актах.

Основная льгота, положенная военным - служебное жилье. При его отсутствии выплачивается компенсация за съем.

Военнослужащий может получить жилье в собственность при соблюдении некоторых условий:

  1. Продолжительность службы от 20 лет.
  2. Использование в течение службы.
  3. Необходимость .

Довольно распространен вариант, когда по истечении первых трех лет контрактник вступает в программу . В течение последующих двадцати лет жилье остается в собственности государства, которое погашает ипотеку. Если военнослужащий расторгает контракт до истечения данного срока, он также лишается.

Помимо основной, есть и другие льготы военнослужащих по контракту. В их число входят:

  1. Продовольственный паек
  2. Пособие, выплачиваемое при перемещении на другое место службы
  3. Льготы при получении высшего образования
  4. и медицинское обеспечение.
  5. , начисляемая по истечении 20 лет службы.

Стоит отметить, что с 2012 года денежное довольствие военнослужащих заметно увеличилось . Появились различные надбавки и иные виды материальной помощи.

Что необходимо помнить?

При нарушении прав и льгот контрактника может потребоваться помощь профильного юриста. Специалист, имеющий достаточную квалификацию, поможет разрешить различные споры, возникающие в процессе прохождения службы. Споры могут быть связаны как с финансовой составляющей, так и с нарушением любых пунктов контракта.

И т.д.

Президент России Владимир Путин сказал, что численность контрактников в 2015 году в российской армии будет увеличена. Количество солдат, матросов, сержантов и старшин, которые заключили контракт на службу в Вооруженных Силах РФ, к 1 января 2017 года должно по поручению президента РФ составить 425 тысяч человек. Для этого власти планируют провести популяризацию службы по контракту. Увеличить количество мобильных и стационарных пунктов приема желающих пойти на службу и даже пересмотреть некоторые условия. Итак, какая она – служба по контракту в 2016 году? Куда необходимо обратится, чтобы подписать контракт, как выбрать оптимальное место службы и на что рассчитывать в ее процессе. Попробуем разобраться.

Что собой представляет служба по контракту?

Служба по контракту в 2016 году это не обычная работа. Военнослужащий российской армии, служащий по контракту - это самый настоящий профессиональный защитник Российской Федерации. Именно от профессионализма контрактников зависит боеспособность всей армии. Именно поэтому одним из самых важных направлений деятельности Министерства обороны РФ остается совершенствование системы комплектования российской армии по контракту рядовым и сержантским составом.

Важную роль в вопросах привлекательности контрактной службы в армии для граждан играет денежное довольствие контрактников. Так для рядового состава российской армии при службе по контракту в 2016 году денежное довольствие составляет:

В сухопутных войсках - от 18 тысяч рублей;

В военно-воздушных службах - от 20 тысяч рублей;

На военно-морском флоте - от 22 тысяч рублей;

На подводных лодках ВМФ - от 40 тысяч рублей.

Но это не означает, что при выборе контрактной службы нужно ориентироваться на денежное довольствие. Конечно же, контрактник может высказать свои предпочтения и пожелания к роду войск и месту службы. Более того, он может написать рапорт на контракт в конкретную воинскую часть, однако перед подписанием контракта все равно будет проверена его профессиональная, физическая и психологическая пригодность. Именно на основании этих тестов и исследований и будет принято окончательное решение по каждому кандидату на службу по контракту.

Помимо стабильной заработной платы и возможности выбрать конкретное место службы, военнослужащим - контрактникам положены и некоторые особые гарантии по сравнению с офисными или сельскохозяйственными работниками. В частности, российское государство предоставляет им следующие

материальные и социальные льготы:

  • предоставление служебного жилья, а в случае проживания в съемной квартире – выплата денежной компенсации;
  • специальный кредит для покупки собственного жилья, расплачивается по которому государству, - военная ипотека (жилищный сертификат);
  • бесплатная медицинская помощь;
  • возможность поступать в высшие учебные заведения и профильные училища в льготном порядке;
  • бесплатный проезд (в некоторых случаях);
  • страхование жизни и здоровья военнослужащего, в частности, выплата компенсаций в случае его смерти или получения травмы;
  • обеспечение одеждой и бесплатным питанием;
  • «ранний» выход на пенсию – в 45 лет при выслуге в 20 лет;
  • выплата «подъемных» - средств, предоставляемых для всех членов семьи военнослужащего в случае переезда к новому месту службы;
  • выплата единовременного пособия при увольнении в размере 7 окладов, если выслуга лет превышает 20 лет;
  • дополнительная материальная поддержка после выхода на пенсию, в том числе надбавки за особые заслуги, за работу в опасных условиях и прочие особенности;
  • выплата пенсии по потере кормильца членам семьи умершего военнослужащего;
  • начисление стажа для супруги военнослужащего, которая не может найти работу по специальности в месте проживания;
  • предоставление пособий по беременности и родам безработной жене военнослужащего;
  • содержание детей лица, проходящего службу по контракту (пособие на ребенка).

Помимо гарантированных федеральным законодательством льгот регионы имеют право оказывать и иные меры социальной и материальной поддержки и военнослужащим, и их семьям. Но чтобы получить все это, сначала надо подписать контракт о прохождении службы.

Он заключается гражданином РФ или же иностранным гражданином с Министерством обороны РФ в письменном виде. Для контракта существует типовая форма, разработанная на основании положения о порядке прохождения военной службы в РФ. В контракте обязательно закрепляются добровольность волеизъявления для поступления гражданина на службу по контракту. Кроме того, в контракте обязательно указывается, на какой срок заключен контракт и все условия контракта.

Вступление в силу контракта о прохождении военной службы наступает со дня подписания его уполномоченным должностным лицом, как определено Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденном приказом МО РФ. Окончание контракта наступает в день, когда военнослужащий заключает другой контракт на прохождение военной службы или исключается из списков воинской части в связи с истечением срока контракта. Кроме того, в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» и других Федеральных законах установлен ряд иных обстоятельств для окончания контракта до истечения его срока.

Что нужно сделать, чтобы поступить на службу по контракту?

Прежде всего необходимо определиться с пунктом, куда обращаться для заключения контракта. Желающий поступить на военную службу по контракту должен подать заявление в военкомат , специализированный пункт набора на контрактную службу или непосредственно в воинскую часть, где хочет служить. Обязательно надо взять с собой оригинал паспорта, военного билета и документов об образовании. Кроме того, соискатель должен написать автобиографию. О том, какие еще документы будут нужны для подписания контракта смогут более подробно рассказать в военном комиссариате или пункте набора.

После подачи документов соискателю придется пройти медицинскую комиссию , психологическое тестирование и профессиональный отбор . Только после этого будет принято решение о принятии на контрактную службу или об отказе в этом.

Основными причинами для отказа в поступлении на контрактную службу обычно становится несоответствие соискателя медицинским и профессиональным требованиям, а также отсутствие вакантных мест. Никогда не принимают на контрактную службу в российской армии лиц, имеющих судимость, даже погашенную, или находящихся под следствием.

Кроме того, существует ограничение по возрасту для подписания первого контракта - не менее 18 лет и не более 40 лет для всех граждан РФ и не более 35 лет для иностранных граждан. Также не примут на контрактную службу гражданина, не имеющего среднего образования. Конечно, если есть какая-либо гражданская специальность, это будет несомненным плюсом для соискателя.

Большое значение имеет уровень физической подготовки будущего контрактника. Он должен обязательно соответствовать нормативам, которые установлены НФП-2014 . При этом оцениваются такие физические качества соискателя, как сила, выносливость, и скорость. Для проверки физической подготовки предусмотрены специальные тесты, включающие в себя выполнение одного упражнения по каждому из необходимых физических качеств.

После подписания контракта начинается служба

Гражданин, успешно прошедший все испытания получает запись в военный билет и с ним заключается контракт на прохождение службы. После этого он не идет служить сразу в военную часть, а отправляется в военно-учебную часть для прохождения курса интенсивной общевойсковой подготовки, иначе говоря, курса молодого бойца, знакомого всем служившим срочную службу. В процессе этой подготовки командование изучает физические, личные и профессиональные качества нового контрактника, и его лидерские качества и уровень образованности. После окончания учебного курса военнослужащий контрактной службы отправляется на место, где он будет проходить службу.

Как говорит статистика, около пятой части от всех, заключивших контракт граждан, разрывают его в самом начале службы. Чаще всего, в первые месяцы. Причины для этого разные – слишком тяжелые условия, необходимость рисковать здоровьем и даже жизнью, отсутствие времени для личной жизни, тяжелые бытовые условия. Однако разрываются контракты также по инициативе командования. Многие контрактники не могут пройти испытательный срок, а также злоупотребляют алкогольными напитками. Поэтому, прежде чем решиться на службу по контракту в 2016 году необходимо тщательно взвесить свои силы, возможности и готовность «стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы».

Контракт о прохождении военной службы

1. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

2. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

3. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

4. Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в пункте 6 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

5. Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

6. Военнослужащие, назначенные на должность министра обороны Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, проходят военную службу в соответствующей должности без заключения контракта о прохождении военной службы. Контракт о прохождении военной службы, который был заключен военнослужащими до назначения на указанную должность, прекращает свое действие. За указанными военнослужащими сохраняется статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

После освобождения указанных военнослужащих от должности они заключают новый контракт о прохождении военной службы или увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые определяются настоящим Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы.

Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту

(статья 33 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"):

1. Гражданин, (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

2. Медицинское освидетельствование граждан (иностранных граждан) проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе в соответствии с пунктом 2 статьи 30 настоящего Федерального закона. На военную службу по контракту может быть принят гражданин (иностранный гражданин), признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

3. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе по контракту на конкретных воинских должностях:

На военную службу по контракту не может быть принят гражданин (иностранный гражданин), отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.

4. Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, кроме требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, также должен соответствовать требованиям по уровню:

Образования;

Профессиональной подготовки;

Физической подготовки.

5. Требования, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, устанавливаются министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

Заключение контракта о прохождении военной службы

(Статья 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"):

1. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

Военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, окончившие до призыва на военную службу государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и получившие в указанных образовательных учреждениях высшее профессиональное образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее 3 месяцев;

Граждане, пребывающие в запасе;

Граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и получившие в указанных образовательных учреждениях высшее профессиональное образование;

Граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

Другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Граждане, поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, заключают контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.

Контракт о прохождении военной службы также вправе заключать иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.

2. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

граждане в возрасте от 19 до 35 лет.

3. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих - воинскими частями в порядке, устанавливаемом Положением о порядке прохождения военной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

4. Определение соответствия граждан (иностранных граждан) требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.

Определение соответствия военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей.

В работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.

Копия решения комиссии должна быть выдана гражданину (иностранному гражданину) по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения.

5. Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются:

Отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;

Решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;

Решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание, либо предварительное следствие, или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.

6. Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключен нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

7. В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта о прохождении военной службы он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

Необходимые документы для поступления на службу по контракту:

Гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете - в военный комиссариат по месту жительства), или в воинскую часть.

В заявлении указываются:

а) фамилия, имя и отчество гражданина, число, месяц и год его рождения;

б) место жительства;

в) наименование федерального органа исполнительной власти, с которым гражданин желает заключить контракт;

г) срок, на который предполагается заключение контракта.

Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство , и представляет:

а) Послужной список, составленный на основании военного билета (в формате А3);

б) 4 фотографии 9х12 см (в анфас);

в) Автобиографию, написанную в произвольной форме;

г) Анкету кандидата на военную службу по контракту;

д) Копии документов, о профессиональном или ином образовании;

е) Копию трудовой книжки;

ж) Служебную характеристику кандидата с последнего места работы или учебы;

з) Справку из органов МВД, о проведенной проверке по наличию судимости, привлечению к административной ответственности и проверке по информационному центру ГУВД;

и) Выписку из домовой книги по месту жительства;

к) Копию свидетельства о рождении кандидата;

л) Копию военного билета;

м) Копии свидетельств о браке и рождении детей (для женатых (замужних) кандидатов);

н) Карту медицинского освидетельствования гражданина, поступающего на военную службу по контракту;

о) Результаты социально-психологического изучения и психологического (психофизиологического) обследования кандидата;

п) Результаты проверки физической подготовки;

р) Копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства (ИНН);

с) Копию страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС);

т) Дополнительные документы.

Перечень и содержание дополнительных документов, представляемых гражданином в военный комиссариат при поступлении на военную службу по контракту, могут устанавливаться Министром обороны Российской Федерации (в воинских частях - руководителями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подчинением этих воинских частей).

P.S. Полную информацию об условиях приема, порядке заключения контракта и воинских частях, в которые требуются солдаты и сержанты по контракту можно получить в военном комиссариате своего города или района.

Законодательство Российской Федерации четко устанавливает права и обязанности военнослужащих.

Их должен знать каждый, кто имеет статус военнослужащего или только готовится принять воинскую присягу и пополнить ряды защитников Родины. Строгое знание своих прав и обязанностей – залог успеха в военной службе.

Человеку со стороны может показаться, что служба в армии сопряжена лишь с одними обязанностями, но это не так. Государство наделяет военных совокупностью прав и свобод, а также предоставляет различные меры социальной защиты.

1) Права и обязанности лиц, проходящих службу в российской армии, в первую очередь, закреплены в Конституции РФ. Главным здесь является то, что военнослужащие имеют те же права, а также несут на себе те же основные обязанности, что и прочие граждане.

Применительно к рассматриваемому вопросу Конституция указывает, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина, а осуществлять военную службу необходимо в соответствии с федеральным законодательством.

2) Форма и порядок исполнения воинского долга декларируются двумя федеральными законами: «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». В первом говорится о том, что гражданин обязан состоять на воинском учете, определяется порядок призыва в армию и т.д.

Во втором сказано об общих правах и обязанностях военнослужащих, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят на военной службе. Также в нем упоминается о правах и обязанностях военнослужащих-иностранцев.

3) Общие положения федеральных законов подробнее раскрываются в некоторых других подзаконных актах. Самым детальным образом права и обязанности военнослужащих содержатся в общевоинских уставах.

Среди таковых выделяют уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный устав. Существует также Корабельный устав, определяющий порядок службы для военных моряков. Имеется и ряд других нормативных актов, которые применяются к лицам, проходящим службу в армии.

Статус военнослужащего и связанные с ним ограничения

Каждая социальная группа имеет свои права и обязанности, а также свою ответственность. Это и определяет ее статус, т.е. положение, занимаемое в обществе и государстве. Своим особым статусом обладают и военнослужащие.

Такой статус в РФ имеют рядовые и офицеры всех званий – войсковых и корабельных, курсанты военных вузов, призывники и , а в особых случаях его могут получить и подданные других государств. Он устанавливает границы реализации военными своих прав и свобод.

Утверждая права военнослужащих, законодатели руководствовались той основной функцией, которую исполняет данная социальная группа – защита государства и общества. Поэтому не все конституционные права, установленные для граждан России, в полной мере доступны лицам со статусом военнослужащего.

Например, имеет место быть ограничение права свободного передвижения, в целях того, чтобы военнослужащий и каждая воинская часть могли поддерживать свою боевую готовность.

Проживать военнослужащий должен в непосредственной близости от места службы – для того, чтобы всегда была возможность оперативно к нему прибыть. По этой причине местом проживания рядового состава армии являются казармы. Офицерам разрешено проживать в военных городках и прочих подобных местах рядом с воинскими частями. Поездка за границу может быть осуществима только по согласованию с командованием.

Право на свободу слова в отношении военных тоже подвергнуто ограничениям. Военнослужащему запрещается публичное обсуждение отданных ему приказов. Строго запрещено разглашение секретных сведений.

Согласно ст. 9 ФЗ «О статусе военнослужащих», лица со статусом военнослужащих не вправе состоять в политических партиях и иных организациях политического толка, а также участвовать в каких-либо забастовках в период несения военной службы. Запрещено и занятие коммерческой деятельностью.

Права военнослужащих

Несмотря на имеющиеся ограничения, военнослужащие обладают достаточно широким спектром прав. Их можно разделить на несколько категорий:

1) Личные права и свободы. Они позволяют военнослужащим защищать свои честь и достоинство, отстаивать законные интересы, обжаловать совершенные в их отношении неправомерные действия, требовать возместить причиненный в ходе службы ущерб. К личным правам относятся, например, право на свободу совести и право на свободу вероисповедания.

Однако в отношении последнего нужно знать, что военные не должны требовать от государства обеспечения условий для совершения религиозных обрядов. Хотя на территории воинской части могут воздвигнуть храм и проводить богослужения, но только за счет личных средств военнослужащих и с разрешения командования.

2) Социально-экономические права. Военнослужащие получают бесплатное питание и необходимое для жизни и несения службы имущество. Проходящие службу по призыву имеют не менее 8 часов в день на сон и два часа личного времени, обладают правом на отпуск по личным обстоятельствам. То время, что лицо состоит на военной службе, идет в общий трудовой стаж. Причем у тех, кто служит по призыву, один месяц службы засчитывается за два месяца работы.

3) Политические права. Военнослужащие имеют право выражать свои мнения и убеждения, получать и распространять информацию, не связанную с государственной или военной тайной. Они могут участвовать в выборах через процедуру голосования. Более того, военным разрешено занимать выборные должности в государственных или же муниципальных органах власти.

Не воспрещается участие в общественных организациях и объединениях неполитического характера. В свободное от службы время разрешается присоединяться без оружия к мирным демонстрациям, митингам или шествиям за территорией военной части.

Все обязанности военнослужащих подчинены одной задаче – защите суверенитета и целостности российского государства, пребыванию в готовности отражения потенциальных нападений. Также военные должны быть в состоянии выполнять функции, связанные с международными обязательствами РФ. Все это составляет понятие воинского долга.

Исходя из него, основные обязанности военнослужащих, вне зависимости от их должностей и званий, сводятся к следующим принципам:

Военнослужащие исполняют свои обязанности в следующих обстоятельствах:

  • осуществляя вооруженную защиту государства или же готовясь к таковой;
  • исполняя поставленные перед ними воинские задачи, приказы вышестоящего начальства;
  • являясь участниками боевых действий и вооруженных конфликтов;
  • в период военного или чрезвычайного положения;
  • являясь участниками ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • во время боевого дежурства, наряда или гарнизонной службы;
  • участвуя в учениях и походах военных кораблей;
  • находясь на военных сборах или в служебной командировке;
  • охраняя правопорядок и безопасность граждан страны.

За военнослужащими сохраняются их обязанности во время следования к месту службы и обратно, в период лечения и даже в условиях нахождения в заложниках или в плену (за исключением добровольной сдачи в плен).

Все это оговаривается в законе “О воинской обязанности и военной службе” (статья 36). Каждый военнослужащий обязан быть готовым приступить к исполнению своих воинских обязанностей по первому приказу командира.

Ответственность военнослужащих

В случае неисполнения своих обязанностей или нарушения прав других военнослужащих, военные привлекаются к ответственности. В делах, связанных с нарушением законов, воинских уставов и приказов командиров, предполагаются следующие категории ответственности:

  1. Дисциплинарная (определяется дисциплинарным уставом) – за нарушение дисциплины и проступки, не согласующиеся с воинской честью.
  1. Административная – та же, что распространяется на всех граждан страны. С поправкой на то, что к военным не могут быть применимы все меры Кодекса об административных правонарушениях (например, на них не распространяется арест на общих основаниях).
  1. Гражданско-правовая – за ущерб, нанесенный как отдельным гражданам и организациям, так и государству. Распространяется на военных так же, как и на других граждан. Сюда же можно отнести материальную ответственность – за порчу или утрату вооружения, техники и других видов воинского имущества. Возмещение подобного ущерба может быть как полным, так и частичным.
  1. Уголовная – на общих основаниях, но со своей спецификой.

Уголовная ответственность военнослужащих

Уголовная ответственность распространяется на военных наравне с другими гражданами. Но среди преступлений, которые совершают лица со статусом военнослужащего, есть те, что связаны конкретно с армейской службой. На них и нужно остановиться подробнее.

Такого рода преступления перечислены в 11 разделе (Преступления против военной службы) и 33 главе Уголовного Кодекса РФ. Среди них:

  • Невыполнение приказа (в случае, если это нанесло существенный вред службе или повлекло другие последствия тяжкого характера);
  • Сопротивление вышестоящему по чину;
  • Насильственные действия в отношении начальства;
  • Оскорбление, унижение, насилие в отношении других военнослужащих;
  • Самовольное оставление части, а также неявка на службу из увольнения или отпуска;
  • Имитация болезни или иные способы уклонения от исполнения воинских обязанностей;
  • Дезертирство;
  • Неисполнение правил несения дежурства, караула или пограничной службы;
  • Самовольное оставление погибающего военного корабля.

Наказания за преступления уголовного характера бывают различными – от всякого рода ограничений по службе, помещения в дисциплинарную часть или штрафов до лишения свободы.

1) К таковым мерам относятся разного рода денежные выплаты, поощрения и компенсации (например, пособие по беременности и родам для жен военнослужащих), льготы и страхование. Служащие по контракту имеют право на получение зарплаты и других выплат, на обеспечение их семей жильем и т.д.

2) Лицам, проходящим военную службу в условиях Крайнего Севера и в других неблагоприятных для жизни районах, а также занимающим должности, связанные с повышенным риском для жизни и здоровья, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации. При необходимости военнослужащий имеет право ходатайствовать о переводе его на службу в другую местность, если того требует состояние здоровья.

3) Военные – солдаты, офицеры, включая контрактников, и находящиеся на военных сборах – подобно прочим гражданам имеют право и на обязательное медицинское страхование, и на добровольное страхование в платном порядке. Законодательная логика в деле социальной защиты, в целом, исходит из того, что имеющиеся ограничения в гражданских правах и свободах у военнослужащих должны компенсироваться предоставляемыми льготами.

В России законодательно существуют в неразрывном единстве. При этом предполагается, что в приоритете для каждого военного должны быть обязанности, поскольку именно их твердое знание и безукоризненное исполнение делают солдата или офицера настоящим защитником Отечества.

Что, в свою очередь, позволяет им должным образом осуществлять свой конституционный и воинский долг, а также поддерживает российскую армию и флот в постоянной боевой готовности.

На нашем сайте вы можете задать абсолютно любой интересующий вас вопрос юристу или адвокату независимо от тематики и сложности обращения. Объединив юристов-профессионалов, оказывающих бесплатные юридические консультации, и людей, которые ищут ответы на вопросы правовой тематики, мы стали незаменимым помощником для тысяч людей по всей стране. Онлайн юридическая консультация - это удобный способ получить необходимую информацию по всем юридическим вопросам и практические советы по их решению.


В силу положений части I статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантирована квалифицированная юридическая помощь. Все юридические консультации проводятся в рамках Федерального закона №324 от 21 ноября 2011 года "О бесплатной юридической помощи".


--> На ту же тему