Диагностика неуставных взаимоотношений. "Дедовщина" и неуставные отношения

Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими – важнейшее условие сплочённости и боевой слаженности воинского коллектива

Вопросы:

1. Понятие, сущность и принципы уставных взаимоотношений между военнослужащими.
2. Ответственность военнослужащих за нарушение правил уставных взаимоотношений.

Преступления, посягающие на уставные правила взаимоотношений между военнослужащими, являются одной из наиболее острых проблем не только для Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, но и для всего общества в целом.

Конечно, количество преступлений, связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, несравнимо, например, с количеством регистрируемых в стране краж или умышленных убийств.

Однако повышенное внимание к этим нарушениям закона обусловлено рядом причин. Прежде всего тем фактом, что они часто приводят к необратимым последствиям, грубо попирают воинский порядок и дисциплину, снижают престиж военной службы, негативно влияют на боеготовность подразделений.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, являющийся гражданином России, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым знаменем воинской части. Торжественно присягая на верность своему Отечеству - Российской Федерации, он дает клятву: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, впервые поступивший на военную службу в Российской Федерации, также дает обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг.

Жизнедеятельность воинского коллектива в значительной мере определяется характером взаимоотношений между его членами. Например, доброжелательные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, повышают качество учебно-боевой деятельности, а не сложившиеся внутриколлективные связи разрушают коллектив и затрудняют совместную деятельность его членов, препятствуют его сплочению и порождают конфликты. Командиру воинского коллектива необходимо всегда об этом помнить.

Термин «взаимоотношения» означает различные связи и стороны взаимодействия между людьми. Он применяется в педагогике, воспитательном процессе, психологи и т.д. По своему содержанию он широк и включает в себя разнообразные формы и виды психологических связей людей.

Отношения между военнослужащими регламентируются как законами, действующими в обществе, так и воинскими уставами, имеющими силу законов. В них сформулированы принципы взаимоотношений: единоначалие, субординация, войсковое товарищество и дружба, коллективизм, воинская вежливость, честь и достоинство, справедливость, гуманизм и др.

Данные принципы выступают правовой и морально-нравственной основой взаимоотношений как служебного (официального), так и неслужебного (неформального) характера.

Основными формами взаимоотношений являются: общение, совместная деятельность, поведенческие акты (поступки). Существует множество оснований (признаков) для классификации взаимоотношений между военнослужащими: по форме построения (официальные и неофициальные); по сфере деятельности (служебные, общественные).

Служебные взаимоотношения проявляются при выполнении военно-функциональных обязанностей: боевого дежурства, караульной и внутренней (вахтенной) службы, учебно-боевых и других служебных задач. Неформальные взаимоотношения формируются и развиваются в межличностных контактах военнослужащих, прежде всего в сфере быта, отдыха и досуга. Здесь играют роль индивидуально-психологические особенности каждого воина.

В воинских коллективах частей и подразделений Вооруженных Сил РФ имеют место все разновидности взаимоотношений. Ведь характер воинской службы предполагает проявление сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия военнослужащих при выполнении широкого спектра задач.

Самой обширной разновидностью взаимоотношений являются товарищеские отношения. Они основаны, как правило, на деловых контактах, где цели, средства и результаты совместной деятельности и общения определяют развитие связей и распределение общих функций. Отсюда и устоявшаяся форма обращения военнослужащих друг к другу - «товарищ».

Дружба также одна из разновидностей взаимоотношений людей, возникающая из взаимного содействия и понимания. Она начинается с симпатии к другому человеку, его уважения. Если симпатия основана обычно на эмоциях, то уважение - на признании высоких нравственных качеств другой личности.

Огромная роль в формировании теплых, дружеских взаимоотношений в воинском коллективе отводится младшим командирам, которые призваны помочь своим подчиненным разобраться в истинных и ложных проявлениях товарищества.

Выполняя свои обязанности, сержантский (старшинский) состав должен учитывать, что большое значение в их работе имеет деятельность по сплочению воинского коллектива и использование его возможностей в воспитании у подчиненных дисциплинированности, войскового товарищества, коллективной ответственности всего отделения (расчета) за службу и поведение каждого воина. Речь идет о том, чтобы формировать у солдат и матросов требовательность к себе и сослуживцам, непримиримость к малейшим упущениям по службе, стремление к взаимовыручке и взаимопомощи во имя успеха всего коллектива.

Разумеется, многое в этой работе зависит от личного примера младшего командира, нравственный облик и авторитет которого порождают у подчиненных уважение и доверие к нему, способствуют сплочению и воспитательной роли коллектива, крепкой дружбе и войсковому товариществу.

В воинских коллективах степень активности человеческого фактора отчетливо проявляется в уровне боевой готовности подразделения, части. Но это проявление происходит опосредованно - через этап создания в коллективе здорового нравственного климата. Он должен побуждать людей к самоотверженному решению всех задач боевой готовности.

Уставные правила взаимоотношений - это строго определенные обязательные для исполнения всеми военнослужащими нормы и правила поведения, строящиеся на основе общепринятых эталонов поведения и особенностей военной службы. От их неукоснительного выполнения непосредственно зависят сплоченность и боевая слаженность воинского коллектива.

Понятие «уставные правила взаимоотношений между военнослужащими» в нормативных правовых актах не раскрыто. Это позволяет предположить, что оно имеет собирательный характер.

Уставной порядок взаимоотношений военнослужащих определяется уставами Вооруженных Сил. Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации - это официальные нормативно-правовые документы, регламентирующие несение службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, боевую подготовку личного состава, определяющие права и обязанности военнослужащих, их поведение, деятельность, жизнь и быт.

В каждом из воинских уставов в той или иной степени закреплены правила поведения военнослужащих в различных ситуациях. В первую очередь это относится к Уставу внутренней службы, где есть отдельная глава, посвященная взаимоотношениям между военнослужащими. Наличие ее указывает на большой объем информации о порядке и правилах отношений между военнослужащими.

В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ раскрываются первостепенные принципы взаимоотношений военнослужащих: единоначалие и субординация; законность; тактичность и выдержанность; уважение личности; коллективизм и другие.

В других уставах также в той или иной степени раскрываются некоторые детали взаимоотношений военнослужащих.

Например, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. В определении понятия воинской дисциплины подчеркивается, что строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных воинскими уставами, является очень важным. Воинская дисциплина обязывает военнослужащих оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости.

Достижение высокого уровня воинской дисциплины как одного из условий сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива возможно при личной ответственности каждого за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов, а также повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным.

Так, например, статья 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ определяет, что военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. А статья 7 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ гласит, что командир (начальник) должен знать нужды и запросы подчиненных, добиваться их удовлетворения, не допускать грубости и унижения личного достоинства подчиненных, служить образцом строгого соблюдения законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации и требований общевоинских уставов, быть примером нравственности, честности, скромности и справедливости.

Устав гарнизонной, караульной и комендантской служб Вооруженных Сил РФ регулирует уставные правила взаимоотношений между военнослужащими в части организации гарнизонного патрулирования, поддержания порядка и соблюдения воинской дисциплины на улицах и в других общественных местах.

Строевой устав Вооруженных Сил РФ определяет строевые приемы, порядок выполнения воинского приветствия.

Уставной порядок в воинском подразделении является результатом общих усилий: каждого военнослужащего в отдельности и коллектива в целом.

При закреплении в Общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ обязательных правил взаимоотношений между военнослужащими предусмотрены контроль за их соблюдением со стороны командиров и начальников всех степеней и наказание виновных в нарушении этих правил.

Решающую роль в установлении нормальных уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в воинском коллективе играет психологический фактор. Например, сообщение военнослужащего командованию о нарушении уставных правил взаимоотношений в воинском коллективе зачастую расценивается как стукачество. Причем многие не знают, что понятие «стукачество» пришло в армию из мест лишения свободы, где содержатся лица, преступившие закон и считающие подобное противоправное поведение стилем своей жизни. Конечно же, их нельзя равнять с военнослужащими, правомерно исполняющими свой долг перед Родиной. В армейских условиях скрытое нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими может обернуться еще большей трагедией, чем само нарушение. Примером могут служить известные случаи расстрела караулов, факты суицида, непосредственной предпосылкой которых являлось сокрытие нарушений уставных правил отношений в воинском коллективе.

Каждый военнослужащий должен знать, что в военной прокуратуре гарнизона (округа) установлены телефон доверия и ящик для письменных обращений, куда можно сообщить о нарушении уставных правил, тем самым помочь себе (коллективу) избавиться от позорящей армию «дедовщины».

Нельзя забывать, что избавление подразделений от нарушений уставных правил взаимоотношений прежде всего дело командиров (начальников), отвечающих за боевую слаженность и сплоченность воинского коллектива. На основании статьи 6 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ командир должен воспитывать подчиненных в духе неуклонного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности. В его обязанность вменено развивать и поддерживать у военнослужащих чувство собственного достоинства, осознание воинской чести и воинского долга, а также воспитание нетерпимого отношения к нарушениям воинской дисциплины, особенно уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, фактам социальной несправедливости. Для эффективного осуществления всего этого надо использовать гласность. Если командир (начальник) допустил сокрытие нарушений воинской дисциплины, преступлений и происшествий, то он должен быть привлечен к ответственности.

В статье 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержится перечень видов ответственности, к которой может быть привлечен военнослужащий за допущенные им правонарушения в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения. Он может понести дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность. В статье 52 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ определено, что при нарушении воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) может ограничиться напоминанием об обязанностях военнослужащего и его воинском долге, а в случае необходимости и подвергнуть его дисциплинарному взысканию. При этом следует учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. Все это устанавливается командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства. Если в его ходе выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, командир воинской части уведомляет военного прокурора, при необходимости возбуждает уголовное дело и назначает дознание.

За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Их привлечение к уголовной ответственности осуществляется на основании Уголовного кодекса РФ.

Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими охраняются Уголовным кодексом РФ посредством включения в него статей 286, 332 - 336. Для того чтобы показать, какие именно уставные правила взаимоотношений запрещено нарушать под угрозой уголовного наказания, назовем эти статьи:

Превышение должностных полномочий (статья 286);
- неисполнение приказа (статья
- сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (статья;
- насильственные действия в отношении начальника (статья 334);
- нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (статья 335);
- оскорбление военнослужащего (статья 336).

Неразрывность поддержания уставных взаимоотношений в сочетании с элементами требовательности и заботы, справедливости к подчиненным обусловлена характером воинской деятельности и является определяющей во взаимоотношениях между начальниками и подчиненными.

Комплексное применение форм и методов воспитательной работы, психологических средств воздействия для формирования и поддержания взаимоотношений, регламентированных общевоинскими уставами и нормами морали, будет способствовать укреплению сплоченности и боевой слаженности в воинских коллективах.

Перед началом занятия необходимо подчеркнуть актуальность данной темы.

Рассматривая первый вопрос, важно добиться у обучаемых четкого представления о сущности таких характеристик воинского коллектива, как сплоченность и боевая слаженность, понимания их влияния на боевую готовность воинского подразделения.

Основное усилие здесь целесообразно сосредоточить на рассмотрении принципов и путей поддержания в воинском коллективе уставных правил взаимоотношений, их влиянии на сплоченность и боевую слаженность воинского подразделения.

При изучении второго учебного вопроса стоит использовать видеоматериал по правовой тематике, касающийся ответственности за нарушение правил уставных взаимоотношений.

Для усиления воздействия содержания темы на сознание аудитории имеет смысл пригласить на занятие представителей органов военной прокуратуры или военных судов, готовых дать комментарии по рассматриваемым вопросам.

1. Шаковец О. Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими - важнейшее условие сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива // «Ориентир». - 2005 - № 6.
2. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник/Под ред. А.Г. Макпакова. - М., 2004.
3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
4. Утлик Э. Психологические основы дисциплины. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ, 1993.
5. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
6. Уголовный кодекс Российской Федерации.

Майор Борис ИВАНОВ

Объект

  • Общим объектом неуставных взаимоотношений является система норм поведения, установленных в обществе законодательством страны.
  • Родовым объектом неуставных взаимоотношений являются система взаимоотношений между военнослужащими, порядок несения воинской службы, установленных действующими уставами вооруженных сил.
  • Непосредственным объектом неуставных взаимоотношений являются здоровье , честь , имущество военнослужащих.

Объективная сторона

Неуставные взаимоотношения понятие более широкое, чем «дедовщина ». Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр взаимоотношений между военнослужащими, которые нарушают требования общевойсковых уставов (в том числе отношения начальник -подчиненный, подчиненный-начальник). Кроме того, неуставные отношения не обязательно основаны на насилии . «Дедовщина» же в узком понятии охватывает только нарушения уставов при взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва .

Примерами неуставных отношений, не связанных с насилием, могут быть такие явления, как использование солдат на физических работах на даче у генерала , принуждение военнослужащего женского пола к сексуальным отношениям со стороны мужчины-офицера (создание благоприятных условий без применения непосредственного насилия) и т. д. Даже элементарные примеры несоблюдения воинских традиций, таких, как выполнение воинского приветствия , подпадает под понятие неуставных взаимоотношений, так как воинское приветствие при встрече военнослужащих закреплено нормами Устава внутренней службы, который, в свою очередь, введен в действие соответствующим Законом .

Наиболее грубые формы неуставных взаимоотношений, такие как истязания, хулиганство , причинение телесных повреждений, грабеж , убийство и т. п. подпадают под понятия общеуголовных преступлений и влекут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Аналогичные нормы права имеются в законодательстве подавляющего большинства других стран.

Несмотря на подавляющее негативное отношение к НВ среди населения, бытует точка зрения, что отдельные, «мягкие» формы способствуют более ускоренной адаптации молодого бойца в условиях воинской службы.

С объективной стороны теория уголовного права делит неуставные взаимоотношения на три вида:

Между военнослужащими без признаков подчиненности (оба субъекта НВ равные в должности и звании)

К неуставным взаимоотношениям между военнослужащими без признаков подчиненности могут быть отнесены следующие правонарушения:

  • Противоправное физическое, психологическое, экономическое насилие, оказываемое «старослужащим» в отношении «молодого» (при условии, что они одного звания и не являются один по отношению к другому начальником). Если эти же формы насилия оказаны в рамках требований уставов и других действующих нормативно-правовых актов, состав правонарушения в действиях старослужащего исключается (к примеру - действия в пределах необходимой обороны , крайней необходимости , в боевой обстановке по отношению к трусу);
  • Любые формы противоправного насилия между сержантами , прапорщиками , офицерами , имеющими одинаковое звание и занимающие одинаковую должность (например - на почве неприязненных отношений один командир взвода избил другого командира взвода).
  • Сексуальные формы насилия по отношению к военнослужащему (сексуальные домогательства , принуждение к вступлению в половую связь, изнасилование).

Между военнослужащими с признаками подчиненности: начальник - подчиненный

  • Противоправное физическое, психологическое насилие в отношении подчиненного в условиях, которые не требовали данных форм воздействия (превышение должностных полномочий). Правомерное применение такого насилия исключает состав правонарушения (например, в боевой обстановке по отношению к трусу, необходимая оборона).
  • Противоправное экономическое насилие в отношении подчиненного (за исключением ситуации, когда командир действует в условиях крайней необходимости).
  • Эксплуатация подчиненных (злоупотребление властью или должностным положением, к примеру - использование подчиненных на строительстве личного дома).
  • Сексуальное насилие в отношении подчиненного.

Между военнослужащими с признаками подчиненности: подчиненный - начальник

  • Противоправное физическое, психологическое насилие в отношении начальника (к примеру - угроза начальнику оружием в боевой обстановке, причинение начальнику телесных повреждений и т. д.). Правомерное применение такого насилия исключает состав правонарушения (например, в боевой обстановке по отношению к трусу, необходимая оборона).
  • Противоправное экономическое насилие в отношении начальника (грабеж , разбой и т. п.).
  • Сексуальное насилие в отношении начальника (изнасилование).

Признак подчиненности в отдельных случаях могут выступать как квалифицирующий признак и является отягчающим обстоятельством.

Субъектом неуставных взаимоотношений может быть только военнослужащий, то есть, должностное лицо, имеющее воинское звание , проходящее действительную воинскую службу. Кроме того, необходимы признаки общего субъекта правонарушения - дееспособное, вменяемое лицо, достигшее возраста правовой ответственности.

Субъективная сторона

С субъективной стороны неуставные отношения предполагают наличие умышленной формы вины. В свою очередь, сами правонарушения (преступления) в зависимости от состава, закрепленного соответствующей нормой права могут носить характер как прямого , так и косвенного умысла .

  • С прямым умыслом совершаются ряд преступлений и дисциплинарных проступков, когда правонарушитель осознает противоправность своих действий, предвидит наступление общественно-опасных последствий и желает их наступления. Например - умышленное убийство , грабеж , умышленное причинение телесных повреждений.
  • С косвенным умыслом могут быть совершены правонарушения, когда нарушитель не предвидел наступление общественно-опасных последствий, не желал их наступления, но мог и обязан был предвидеть. Например - один военнослужащий принуждает другого к физическим упражнениям сверх нормы. У последнего сердце не выдерживает чрезмерных нагрузок и он умирает. Первый не желал его смерти, но он мог предположить, что физические нагрузки сверх предела опасны для жизни и здоровья.

Ответственность

В зависимости от состава правонарушения, неуставные взаимоотношения могут носить характер:

  • Преступления - противоправное действие, грубо нарушающее действующее законодательство, представляющее большую общественную опасностью, ответственность за которое предусмотрена нормами уголовного права .
  • Дисциплинарного проступка - противоправное действие, которое не содержит признаки преступления, нарушающее требования административного законодательства и уставов вооруженных сил , ответственность за которое наступает в соответствии с требованием Дисциплинарного Устава.

Таким образом, ответственность за все нарушения требований уставов, которые не являются преступлениями, наступает в дисциплинарном порядке (дисциплинарные взыскания, содержание на гауптвахте).

За совершение правонарушений, которые квалифицируются как преступления, ответственность наступает в общем порядке в соответствии с требованиями уголовного права.

Формы проявления «неуставных взаимоотношений»

  • Эксплуатация (перекладывание старослужащими своих обязанностей на солдат младшего периода службы, использование подчиненных начальником в личных целях);
  • Физическое насилие (нанесение побоев, лишение сна, принуждение к физическим упражнениям сверх допустимой нормы, насилие сексуального характера);
  • Психологическое насилие (словесные оскорбления);
  • Экономическое насилие (отбирание денег, продуктов питания, личных вещей, лишение пищи, денежного, вещевого и материального довольствия).

Причины и условия, порождающие неуставные взаимоотношения между военнослужащими

Среди юристов , военных психологов , журналистов распространено мнение, что причинами, порождающими неуставные взаимоотношения в армии являются следующие условия:

  • стойкие традиции, связанные с этим явлением;
  • четкая градация по сроку службы (одно и то же время призыва), что автоматически разбивает личный состав на конкретные категории;
  • безнаказанность;
  • умышленное сокрытие нарушений командирами;
  • традиции замалчивания нарушений в коллективе (доложил - стал «стукачом»);
  • комплектование сержантского состава военнослужащими срочной службы;
  • нежелание части офицеров вникать в жизнь коллектива за рамками служебной деятельности.

Солдаты и сержанты срочной службы продолжают оставаться удаленной от офицеров категорией военнослужащих. Самым большим и презираемым пороком среди них считается «стукачество». Самым высоким авторитетом пользуются военнослужащие, обладающие незаурядной физической силой и прослужившие в армии , авиации и флоте больше года. Добросовестное исполнение должностных обязанностей военнослужащими не очень поднимает их в глазах сослуживцев, хотя они ценят толковых, коммуникабельных и отзывчивых парней.

Профилактика неуставных взаимоотношений в вооруженных силах

О проблеме неуставных взаимоотношений в армии, авиации и флоте открыто заговорили в конце семидесятых годов прошлого столетия. Внимание было, главным образом, обращено на, так называемую

  • Общим объектом неуставных взаимоотношений является система норм поведения, установленных в обществе законодательством страны.
  • Родовым объектом неуставных взаимоотношений являются система взаимоотношений между военнослужащими, порядок несения воинской службы, установленных действующими уставами вооруженных сил.
  • Непосредственным объектом неуставных взаимоотношений являются здоровье , честь , имущество военнослужащих.

Объективная сторона

Неуставные взаимоотношения понятие более широкое, чем «дедовщина ». Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр взаимоотношений между военнослужащими, которые нарушают требования общевойсковых уставов (в том числе отношения начальник -подчиненный, подчиненный-начальник). Кроме того, неуставные отношения не обязательно основаны на насилии . «Дедовщина» же в узком понятии охватывает только нарушения уставов при взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва .

Примерами неуставных отношений, не связанных с насилием, могут быть такие явления, как использование солдат на физических работах на даче у генерала , принуждение военнослужащего женского пола к сексуальным отношениям со стороны мужчины-офицера (создание благоприятных условий без применения непосредственного насилия) и т. д. Даже элементарные примеры несоблюдения воинских традиций, таких, как выполнение воинского приветствия , подпадает под понятие неуставных взаимоотношений, так как воинское приветствие при встрече военнослужащих закреплено нормами Устава внутренней службы, который, в свою очередь, введен в действие соответствующим Законом .

Наиболее грубые формы неуставных взаимоотношений, такие как истязания, хулиганство , причинение телесных повреждений, грабеж , убийство и т. п. подпадают под понятия общеуголовных преступлений и влекут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Аналогичные нормы права имеются в законодательстве подавляющего большинства других стран.

Несмотря на подавляющее негативное отношение к НВ среди населения, бытует точка зрения, что отдельные, «мягкие» формы способствуют более ускоренной адаптации молодого бойца в условиях воинской службы.

С объективной стороны теория уголовного права делит неуставные взаимоотношения на три вида:

Между военнослужащими без признаков подчиненности (оба субъекта НВ равные в должности и звании)

К неуставным взаимоотношениям между военнослужащими без признаков подчиненности могут быть отнесены следующие правонарушения:

  • Противоправное физическое, психологическое, экономическое насилие, оказываемое «старослужащим» в отношении «молодого» (при условии, что они одного звания и не являются один по отношению к другому начальником). Если эти же формы насилия оказаны в рамках требований уставов и других действующих нормативно-правовых актов, состав правонарушения в действиях старослужащего исключается (к примеру - действия в пределах необходимой обороны , крайней необходимости , в боевой обстановке по отношению к трусу);
  • Любые формы противоправного насилия между сержантами , прапорщиками , офицерами , имеющими одинаковое звание и занимающие одинаковую должность (например - на почве неприязненных отношений один командир взвода избил другого командира взвода).
  • Сексуальные формы насилия по отношению к военнослужащему (сексуальные домогательства , принуждение к вступлению в половую связь, изнасилование).

Между военнослужащими с признаками подчиненности: начальник - подчиненный

  • Противоправное физическое, психологическое насилие в отношении подчиненного в условиях, которые не требовали данных форм воздействия (превышение должностных полномочий). Правомерное применение такого насилия исключает состав правонарушения (например, в боевой обстановке по отношению к трусу, необходимая оборона).
  • Противоправное экономическое насилие в отношении подчиненного (за исключением ситуации, когда командир действует в условиях крайней необходимости).
  • Эксплуатация подчиненных (злоупотребление властью или должностным положением, к примеру - использование подчиненных на строительстве личного дома).
  • Сексуальное насилие в отношении подчиненного.

Между военнослужащими с признаками подчиненности: подчиненный - начальник

  • Противоправное физическое, психологическое насилие в отношении начальника (к примеру - угроза начальнику оружием в боевой обстановке, причинение начальнику телесных повреждений и т. д.). Правомерное применение такого насилия исключает состав правонарушения (например, в боевой обстановке по отношению к трусу, необходимая оборона).
  • Противоправное экономическое насилие в отношении начальника (грабеж , разбой и т. п.).
  • Сексуальное насилие в отношении начальника (изнасилование).

Признак подчиненности в отдельных случаях могут выступать как квалифицирующий признак и является отягчающим обстоятельством.

Субъектом неуставных взаимоотношений может быть только военнослужащий, то есть, должностное лицо, имеющее воинское звание , проходящее действительную воинскую службу. Кроме того, необходимы признаки общего субъекта правонарушения - дееспособное, вменяемое лицо, достигшее возраста правовой ответственности.

Субъективная сторона

С субъективной стороны неуставные отношения предполагают наличие умышленной формы вины. В свою очередь, сами правонарушения (преступления) в зависимости от состава, закрепленного соответствующей нормой права могут носить характер как прямого , так и косвенного умысла .

  • С прямым умыслом совершаются ряд преступлений и дисциплинарных проступков, когда правонарушитель осознает противоправность своих действий, предвидит наступление общественно-опасных последствий и желает их наступления. Например - умышленное убийство , грабеж , умышленное причинение телесных повреждений.
  • С косвенным умыслом могут быть совершены правонарушения, когда нарушитель не предвидел наступление общественно-опасных последствий, не желал их наступления, но мог и обязан был предвидеть. Например - один военнослужащий принуждает другого к физическим упражнениям сверх нормы. У последнего сердце не выдерживает чрезмерных нагрузок и он умирает. Первый не желал его смерти, но он мог предположить, что физические нагрузки сверх предела опасны для жизни и здоровья.

Ответственность

В зависимости от состава правонарушения, неуставные взаимоотношения могут носить характер:

  • Преступления - противоправное действие, грубо нарушающее действующее законодательство, представляющее большую общественную опасностью, ответственность за которое предусмотрена нормами уголовного права .
  • Дисциплинарного проступка - противоправное действие, которое не содержит признаки преступления, нарушающее требования административного законодательства и уставов вооруженных сил , ответственность за которое наступает в соответствии с требованием Дисциплинарного Устава.

Таким образом, ответственность за все нарушения требований уставов, которые не являются преступлениями, наступает в дисциплинарном порядке (дисциплинарные взыскания, содержание на гауптвахте).

За совершение правонарушений, которые квалифицируются как преступления, ответственность наступает в общем порядке в соответствии с требованиями уголовного права.

Формы проявления «неуставных взаимоотношений»

Внешние изображения
100 дней до приказа
  • Эксплуатация (перекладывание старослужащими своих обязанностей на солдат младшего периода службы, использование подчиненных начальником в личных целях);
  • Физическое насилие (нанесение побоев, лишение сна, принуждение к физическим упражнениям сверх допустимой нормы, насилие сексуального характера);
  • Психологическое насилие (словесные оскорбления);
  • Экономическое насилие (отбирание денег, продуктов питания, личных вещей, лишение пищи, денежного, вещевого и материального довольствия).

Причины и условия, порождающие неуставные взаимоотношения между военнослужащими

Несмотря на принятые меры и достигнутые определенные успехи, в целом, как явление, неуставные взаимоотношения продолжали существовать и существуют и по сей день.

Нельзя сказать, что неуставные взаимоотношения в целом и «дедовщина» в узком смысле этого понятия существовали и существуют в войсках повсеместно. Во многих частях такое понятие отсутствовало и отсутствует как таковое. Например, в спецподразделении УРСН

Литература

  • Практика по делам о преступлениях, включающих в свой состав нарушения правил уставных взаимоотношений между военнослужащими // Ведомости Верховного Суда СССР (судебная практика), 1987.
  • Дерюгин Ю. И. «Дедовщина»: социально-психологический анализ явления. // Психологический журнал, 1990.- № 1.- С. 109.
  • Глоточкин А. Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов: Диссертация канд. пед. наук (по психологии).- М.: ВПА, 1964.
  • Ахметшин Х. М. Преступления против военной службы. - М., 1999.
  • Прокопович Е. В. Советское уголовное право.- М: Военный институт, 1978.
  • Эминов В. Е., Мацкевич И. М. Преступность военнослужащих.- М: Пенаты, 1999.
  • Кочешев С. Предопределенные отношения преступника и жертвы в неуставных взаимоотношениях в Вооруженных силах Российской Федерации // Военно-юридический журнал, 2007.- № 2.- С. 21-25

Криминологическая и уголовно-правовая характеристика воинских преступлений

С учётом положений ч. 2 ст. 8 ДУ ВС РФ об ответственности командира за необеспечение необходимых условий для соблюдения воинской дисциплины данная правовая аморфность позволяет обвинить командира в невыполнении своих обязанностей в случае практически любого правонарушения его подчинённых. Тем самым нарушается основополагающий правовой принцип: вина командира в проступке подчинённого должна быть доказана, а не резюмирована, как это позволяет делать сейчас ДУ ВС РФ.

С 1 января 2007 г. вступили в силу Федеральный закон «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» от 1 декабря 2006 г. №199-ФЗ и Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. №203-ФЗ, внёсший дополнения в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» . Нововведения вышеназванных законов направлены на ликвидацию некоторых пробелов, которые возникли в последние 16 лет в части обеспечения дисциплинированного поведения военнослужащих. Как представляется, рассматривать дисциплинарный арест в качестве панацеи не следует. Нарушения во взаимоотношения между военнослужащими были предопределены в первую очередь не качеством военного законодательства, а его тотальным неисполнением. К тому же уровень сознания значительной части подчинённых, в силу сложившегося негативного отношения к военной службе, существенно снизился, и они не стремились выполнять правовые предписания и распоряжения командиров. Для преодоления сложившегося положения был выбран самый короткий путь - изменение законодательства. Наметившаяся противоречивость требует дальнейшего анализа правовых норм, выявления причин и выработки рекомендаций по их совершенствованию.

За последние двадцать лет последствия неуставных отношений, приобрели угрожающе массовый характер в отечественных Вооружённых Силах. Огромная масса призывников не испытывает, в силу современной социально-экономической ситуации, особого стремления идти в армию, основная масса призывников нередко окончательно теряет мотивацию к военной службе под влиянием информации о фактах неуставных отношений. Многие родители призывников, напуганные ужасами «дедовщины», делают всё возможное, чтобы их сын избежал военной службы, а те молодые люди, которым не удалось избежать призыва, идут в армию с виктимной установкой на неизбежность неуставных взаимоотношений. В свою очередь, огромная масса прошедших «школу» неуставных отношений молодых людей, вернувшихся в гражданское общество с криминализированным или виктимизированным сознанием, а иногда и устойчивыми криминальными навыками межличностного общения, формируют существенный криминогенный пласт социальных отношений, привнося элементы «воинского организованного насилия» в свои семьи и окружение, воспитывая детей с учётом имеющегося отрицательного опыта.

В криминологии всю совокупность факторов, детерминирующих преступность в Вооруженных Силах Российской Федерации, принято делить на три основные группы:

  • 1) общие детерминанты преступности, реализуемые через условия жизни, воспитания, учёбы и работы правонарушителей до призыва на военную службу;
  • 2) общие детерминанты преступности, специфично преломляющиеся через армейские условия жизни и быта;
  • 3) сугубо воинские детерминанты преступлений военнослужащих .

Применительно к анализу причин исследуемых преступлений некоторые авторы расширяют указанную классификацию отдельными частными предложениями. Так, К.Д. Нечевин считает необходимым дополнить первую группу факторов особенностями личности, врождёнными и приобретёнными ею до призыва на военную службу . Соглашаясь в целом с указанной классификацией и с уточнениями, предложенными К.Д. Нечевиным, мы со своей стороны полагаем необходимым дополнить вторую группу факторов особенностями личности правонарушителя, приобретёнными им до призыва на военную службу, но проявившимися в результате влияния специфических условий военной службы и армейского быта. Кроме того, в третью группу факторов рассматриваемой классификации мы предлагаем включить особенности личности, приобретённые ею во время своей службы и исключительно в связи с ней.

С учётом вышеизложенного для комплексного анализа причин неуставных взаимоотношений военнослужащих необходимо рассмотреть общие причины, в основе которых лежат общесоциальные явления и процессы, общесоциальные факторы, специфически преломляющиеся через условия военной службы, и сугубо воинские детерминанты рассматриваемой преступности, а также мотивацию преступного поведения военнослужащего, совершающего преступление на почве неуставных взаимоотношений, и некоторые криминогенные составляющие его личности.

Рассматривая причины исследуемых преступлений, лежащие вне сферы воинских отношений и вытекающие из глобальных социальных процессов и явлений нашего общества, следует отметить, что к этой группе детерминантов традиционно относят социально-экономическую обстановку в обществе, нравственно неблагополучную атмосферу в семьях, недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе дошкольных учреждений и школы, разрыв между уровнем образования и уровнем воспитания, алкоголизм и наркоманию среди отдельной части молодежи, влияние отрицательных группировок подростков в микросреде двора и улицы, правовой нигилизм, рост правовой незащищённости и невоспитанности молодежи, социальную напряжённость и др. . Соглашаясь в целом с указанным перечнем общесоциальных причин нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и принимая во внимание их иные причины, поддающиеся выявлению, мы предлагаем сосредоточить основное внимание на факторах, имеющих наибольшую детерминационную силу, отсутствие или нейтрализация которых привели бы к искоренению или минимизации неуставных отношений военнослужащих. Причины, вытекающие из недостатков и противоречий социально-экономической сферы жизни нашего общества, играют особую роль в детерминации преступности как в самом обществе, так и в Вооруженных Силах Российской Федерации. Происходящие в нашем обществе последние 19 лет процессы формирования свободного рынка и новых экономических отношений, экономической экспансии и консолидации в руках узких слоёв населения основной части экономических ресурсов объективно привели к экономическому и, как следствие, социальному расслоению нашего общества. Образовался огромный разрыв в доходах самых бедных и самых богатых граждан, а динамика роста этой социальной пропасти угрожающе неблагоприятна: в 1991 г. этот разрыв составлял 1: 4,5, в 1992 г. - 1: 8, в 1993 г. - 1: 10, в 1994 г. - 1: 15 . По данным правительственной программы социальных реформ на 1996 - 2000 гг., рассматриваемый показатель в 1995 г. составил 1: 24 . В настоящее время он ещё больше. Указанные процессы не могли не отразиться и на среде призывников, разделив их на две группы. Первая - социально защищённые и экономически обеспеченные, вторая - её противоположность. На военной службе всё чаще оказываются не вполне здоровые (как в физическом, так и в психическом отношении), невоспитанные люди.

Следующей группой общесоциальных детерминант неуставных взаимоотношений являются причины, вытекающие из низкой эффективности позитивного идеологического и информационного обеспечения жизни нашего общества. Идеологическая неопределённость, отсутствие чётко выраженных духовных ценностей, идейных ориентиров, политическое безразличие и социальная близорукость - достаточно частые спутники современной молодёжи. Одной из главных причин формирования подобных качеств у призывников является низкая эффективность (а иногда и полное отсутствие) позитивного влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения об армии и условиях военной службы. Нередко позитивные идеологические и информационные составляющие подготовки молодых людей к службе в армии не просто равны нулю, а имеют откровенно отрицательную направленность.

Психология потребительского образа жизни, навязанная нам идеологической машиной развитых зарубежных государств, привела к распространению и укреплению в широких слоях населения худших принципов индивидуализма и макиавеллизма («каждый сам за себя», «победителей не судят», «прав тот, кто сильнее», «цель оправдывает средства» и т.п.). Трудно не согласиться с мнением Р.Г. Яновского, утверждающего, что в нашем обществе «нет целостной государственной идеологии и социальной психологии как выразителей гражданского поведения личности, роста общественного самосознания, правовой и духовно-нравственной культуры, чувства патриотизма, гордости за свою страну» .

Совокупность изложенных фактов активно «питает почву» неуставных взаимоотношений. С одной стороны, господствующая в нашем обществе идеология индивидуалиста-потребителя формирует молодых людей чёрствыми, корыстными, эгоистичными, равнодушными к проблемам других людей, а иногда откровенно жестокими, способными опуститься до подлости в угоду удовлетворению личных потребностей, тем самым создавая предпосылки преступного насилия как способа обеспечения личного привилегированного положения в армейской микросреде. С другой стороны, один из главных идеологических инструментов - средства массовой информации, нагнетая обстановку паники и беззащитности призывников и их родителей перед неуставными отношениями, формируют готовность военнослужащих становиться жертвами неуставных взаимоотношений.

Прямым следствием социально-экономического расслоения общества, идеологической неопределённости и низкой позитивности информационного воздействия выступают причины нарушений уставных правил взаимоотношений, вытекающие из пороков системы воспитания призывников. Фактором, негативно деформирующим социально-психологические установки военнослужащих, является практически полное забвение традиционных, апробированных многолетней практикой советской эпохи средств и методов воспитательного характера. К сожалению, следует признать, что в современном обществе практически не работает ни одна из традиционных систем воспитания . Родители подчас не имеют возможности заниматься воспитанием ребенка из-за нехватки времени, которое они вынуждены посвящать решению материальных проблем своих семей, в подавляющей массе поставленных на грань физического выживания. Подобная ситуация приводит к ущербности системы семейного воспитания будущих призывников, так как в первую очередь на военной службе по призыву оказываются именно представители малоимущих слоёв населения.

Их родители не имеют физической возможности обеспечить необходимую степень воспитания и привить будущим воинам достаточный уровень культуры межличностного общения, что приводит к отсутствию у призывников психологической готовности к преодолению трудностей воинской службы и отсутствию устойчивых стереотипов правомерного поведения при решении конфликтных ситуаций, достаточно часто возникающих в армейском быту. К аналогичным последствиям приводит и проблема неустойчивости современных российских семей, в основе которой в первую очередь лежит социальное и экономическое неблагополучие.

Не менее мощным фактором, детерминирующим рассматриваемые преступления, являются пороки культурной сферы жизни нашего общества. С учётом того обстоятельства, что именно культура формирует у граждан социальную иерархию потребностей и определяет способы их удовлетворения , становится понятно, откуда у молодых людей, вчерашних детей, возникает устойчивый стереотип противоправного, в том числе насильственного, поведения и готовность, особо не задумываясь, применить насилие для удовлетворения личных потребностей. Подобные стереотипы поведения усваиваются призывниками благодаря влиянию негативных аспектов массовой культуры. Анализируя состояние культурной сферы общественной жизни, следует признать, что в современном российском обществе практически отсутствует единая культурно-нравственная политика. Более того, современная массовая культура, средства массовой информации и кинематограф в абсолютном большинстве случаев не только не способствуют формированию социально-психологических качеств достойного гражданина, но и, наоборот, насаждают идеалы, абсолютно не совместимые со статусом правопослушного гражданина, а иногда даже и просто порядочного человека. Результатом воздействия такой массовой «антикультуры» на призывную молодёжь является формирование у её представителей устойчивых криминогенных качеств. К ним можно отнести такие убеждения: всё относительно (нет разницы между добром и злом, истиной и ложью); всё имеет цену (покупается и продаётся); любой не без греха (каждый человек - потенциальный преступник); если нельзя, но очень хочется, то можно, только осторожно (лёгкое отношение к закону); свобода - всё, традиции - ничто (ведёт к гипертрофированному эгоизму) и другие . Неудивительно, что, попадая в ситуацию межличностного конфликта и не имея навыков его разрешения законным путём, военнослужащие выбирают противоправное насильственное поведение, выходя из этой ситуации способом, увиденным ими ранее на экране телевизора.

Не менее важной группой общих детерминант нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими является совокупность недостатков правового регулирования жизни нашего общества. По нашему мнению, любые причины противоправного поведения людей так или иначе связаны с недостатками правового регулирования. Это объясняется, прежде всего, тем, что данные причины возникают, приобретают устойчивость и реализуются в правонарушении именно вследствие отсутствия или неэффективности правового механизма удовлетворения тех или иных потребностей человека. При наличии эффективной правовой базы, реально охватывающей все сферы жизнедеятельности человека, социальные причины правонарушений либо не возникают, либо нейтрализуются правовым полем. «Справедливость законов» (в современном понимании - эффективность, полнота и неотвратимость) с древних времён была отнесена к мощнейшим антикриминогенным факторам.

Следовательно, логично было бы утверждать, что все социальные и социально-психологические детерминанты нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих (экономические, идеологические, информационные, воспитательные, культурные и др.) обусловлены наличием дефектов правового регулирования некоторых сфер жизни нашего общества.

В немалой степени детерминирует неуставные отношения и социальная напряжённость. Являясь относительно самостоятельным феноменом общественной жизни, социальная напряжённость существенно влияет на поведение людей как в гражданском обществе, так и Вооружённых Силах Российской Федерации. К моменту призыва молодой человек достаточно чётко осознаёт свою социальную невостребованность и незащищённость. На этом фоне формируются или приобретают устойчивость такие качества, как эгоцентризм, равнодушие к проблемам других людей, социальная пассивность. Кроме того, социальная напряжённость формирует крайне негативное эмоциональное состояние у призывников, проявляющееся в постоянном немотивированном страхе, тревожности, раздражительности, озлобленности, даже агрессивности . Не случайно многие отечественные и зарубежные криминологи, анализируя агрессивное поведение, связывают его с состоянием аномии, отчуждённости, страха за собственное существование. «Мы полагаем, - пишут исследователи, - что убийцы и другие насильственные преступники - это, лица с повышенной тревожностью, если понимать тревожность как ощущение угрозы своему бытию и постоянную готовность оборонять его» . Несомненно, что призванный на военную службу молодой человек с подобными личностными характеристиками привносит в воинский коллектив отрицательные психологические установки, негативно влияющие на формирование морально-психологического микроклимата всего коллектива.

Неуставные отношения как неформальная система доминантных отношений не являются порождением исключительно воинской среды. Общесоциальные причины данных криминальных проявлений создают условия возникновения таких отношений и в гражданском обществе. Более того, факты существования неуставных отношений первичны именно для гражданского общества и присутствуют в детских домах, профтехучилищах, даже микросреде студентов высших учебных заведений.

Большая часть криминогенных качеств и навыков военнослужащих - нарушителей уставных правил взаимоотношений, являющихся первопричиной их противоправных деяний, - закладывается, формируется и приобретает устойчивость ещё до призыва на военную службу.

В начале 90-х гг. финансирование боевой подготовки было недостаточным. В настоящее время положение дел в сфере финансирования боевой подготовки в Вооружённых Силах Российской Федерации коренным образом изменилось в лучшую сторону. Эту закономерность отмечают многие военнослужащие, проходящие военную службу. Наконец мы начали заниматься тем, чем обязаны заниматься военные, - боевой подготовкой. Исторический опыт свидетельствует, что армия, которая не воюет (в нашем случае - не занимается боевой подготовкой в необходимом объёме), рано или поздно начинает разлагаться как морально, так и идеологически.

Без социальных «инвестиций в военнослужащих», без повышения престижа военной службы, увеличения денежного довольствия, упрочения гарантий социальной защиты, решения жилищной проблемы будет весьма сложно обеспечить выполнение задач, стоящих перед Вооружёнными Силами Российской Федерации сегодня и в будущем. «Переход на инновационный путь развития, - отметил В.В. Путин, - связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал». По словам В.В. Путина, «социальная проблема военнослужащих уже давно «перезрела» и приобрела характер общегосударственной». Морально-психологический климат среди всех категорий военнослужащих в 2007 г. изменился в лучшую сторону. Возрос уровень доверия военнослужащих к мероприятиям, проводимым военно-политическим руководством по социальному развитию страны, это подтверждает Социологический центр Вооружённых Сил Российской Федерации, который ежегодно проводит в войсках (силах) мониторинговые исследования, результаты которых используются не только органами военного управления, но и органами государственной власти в интересах совершенствования системы социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей. Результаты проведённого мониторинга свидетельствуют о том, что, несмотря на некоторые позитивные тенденции в военно-социальной сфере, социальные проблемы Вооружённых Сил Российской Федерации приобрели системный и глубинный характер, требуют разработки качественно иных подходов к их решению и обеспечению новых жизненных стандартов.

В этой связи показательно, что почти три четверти (до 73%) военнослужащих в той или иной степени высказали неудовлетворение своим существующим социально-экономическим положением .

Недостатки правового обеспечения военно-административной сферы организации борьбы с нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими проявляются в следующих моментах:

  • 1. Устарела система комплектования армии и флота на основе двухразового ежегодного призыва, введённая в 50-х гг. XX века. Одним из недостатков действующей системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, крайне отрицательно влияющим на процесс формирования позитивных межличностных отношений между военнослужащими, на наш взгляд, является призывной возраст. Как известно, на сегодняшний день призыв на военную службу осуществляется с 18 лет. Срок прохождения службы в Вооружённых Силах Российской Федерации уменьшился до 12 месяцев. Психологи утверждают, что человек как личность формируется к 21 году, а период основной социализации заканчивается к 26 годам. Отсутствие жизненного опыта, несложившаяся психика, аморфность и неустойчивость системы личностных ценностей и принципов, неумение прогнозировать последствия своего поведения - вот далеко не полный перечень негативных следствий раннепризывного возраста, нередко являющихся детерминантами преступного поведения военнослужащих.
  • 2. Основные нормативные документы, регулирующие большую часть воинских отношений, - общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, которые были утверждены Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 и с 1 января вступили в силу, требуют внимательного анализа и внесения существенных изменений. Не подвергая анализу весь спектр недостатков действующих уставов, основную проблему применительно к рассматриваемой сфере мы видим в заложенных в ДУ ВС РФ противоречиях между объёмом обязанностей командира по поддержанию воинской дисциплины, его реальными возможностями (правами) по выполнению этих обязанностей и ответственностью за ненадлежащее их выполнение. Рассматриваемая проблема заключается даже не в объёме обязанностей командира (хотя ст. 6 ДУ ВС РФ устанавливает девятнадцать обязанностей командира по поддержанию высокой воинской дисциплины, что уже само по себе вызывает сомнение в эффективном одновременном их исполнении), а в недостаточной конкретизации, размытости этих обязанностей.

С учётом положений ч. 2 ст. 8 ДУ ВС РФ об ответственности командира за необеспечение необходимых условий для соблюдения воинской дисциплины данная правовая аморфность позволяет обвинить командира в невыполнении своих обязанностей в случае практически любого правонарушения его подчинённых. Тем самым, по нашему мнению, нарушается основополагающий правовой принцип: вина командира в проступке подчинённого должна быть доказана, а не резюмирована, как это позволяет делать сейчас ДУ ВС РФ.

Данный тезис подтверждается дисциплинарной практикой современных Вооруженных Сил Российской Федерации. Несмотря на требование ч. 3 ст. 8 ДУ ВС РФ о недопустимости ответственности командира за преступления, происшествия и проступки подчинённых, не являющиеся прямым следствием деятельности командира или непринятия им мер по их предупреждению, порочная практика дисциплинарной ответственности командира за нарушения подчинённых до сих пор полностью не изжита. Причины этого вполне очевидны: практически любое происшествие или проступок подчинённого в сфере воинской дисциплины можно увязать с невыполнением командиром требований вышеуказанной ст. 6 ДУ ВС РФ, вследствие крайне обобщённого характера этой нормы.

Складывается парадоксальная ситуация: когда командир в любом случае несёт ответственность за проступок подчинённого, то либо он не знал о склонности того к совершению преступления (а командир обязан изучать личные качества подчиненных (ч. 1 ст. 6 ДУ ВС РФ)), либо, если знал, не воспитывал его должным образом и не принимал мер к предотвращению преступления (ч. 3 и 4 ст. 6 ДУ ВС РФ), так как преступление всё же было совершено. Подобная «универсальность» правовых норм на практике приводит к сокрытию командирами имеющегося негатива, попустительству правонарушителям, скептическому отношению к своим должностным обязанностям и службе в целом. Особой критики заслуживают и противоречия между объёмом обязанностей командира и объёмом его дисциплинарных полномочий (поощрения и взыскания, которые он может применять к подчинённым), возникают большие сомнения в возможности эффективного воспитания и управления личным составом при реальном отсутствии у командира мер реагирования на поведение подчинённых. Большинство мер поощрения, которые может применять командир (награждение грамотами, личной фотографией военнослужащего, объявление благодарности и др.), отчасти потеряли свою мотивирующую силу вследствие изменения общественно-экономических отношений нашего общества, а полномочия командира по применению дисциплинарных взысканий к правонарушителям вообще не выдерживают никакой критики. В настоящее время предусмотренные ДУ ВС РФ меры взыскания, применяемые к военнослужащим по призыву, практически не способны повлиять на поведение правонарушителя. Например, выговор и строгий выговор никоим образом не изменяют порядка прохождения правонарушителем военной службы, не порождают каких-либо ограничений по службе и не влекут даже моральных последствий для нарушителя дисциплины.

Лишение очередного увольнения также достаточно неэффективная мера по причине того, что военнослужащие по призыву (за исключением курсантов первых и вторых курсов военно-учебных заведений) пользуются этим правом достаточно редко, особенно первые полгода службы.

С 1 января 2007 г. вступили в силу Федеральный закон «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ и Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 203-ФЗ, внёсший дополнения в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих». Нововведения вышеназванных законов направлены на ликвидацию некоторых пробелов, которые возникли в последние 15-16 лет в части обеспечения дисциплинированного поведения военнослужащих. По мнению определённой части военнослужащих, отсутствие данной меры дисциплинарного воздействия не позволяло командирам эффективно влиять на поведение отдельных недисциплинированных военнослужащих. Как представляется автору, рассматривать дисциплинарный арест в качестве панацеи не следует. Нарушения во взаимоотношения между военнослужащими были предопределены в первую очередь не качеством военного законодательства, а его тотальным неисполнением. К тому же уровень сознания значительной части подчинённых, в силу сложившегося негативного отношения к военной службе, существенно снизился, и они не стремились выполнять правовые предписания и распоряжения командиров. Для преодоления сложившегося положения был выбран самый короткий путь - изменение законодательства. Наметившаяся противоречивость требует дальнейшего анализа правовых норм, выявления причин и выработки рекомендаций по их совершенствованию.

  • 3. Наряду с вышеуказанными проблемами, неполнотой правовой базы обусловлено также отсутствие специальных военных органов, выполняющих оперативно-розыскные функции. Для повышения раскрываемости преступлений и превентивного выявления готовящихся общественно опасных деяний в мировой практике борьбы с преступностью существует система соответствующих полицейских структур: служба криминальной разведки, структуры наружного и электронного слежения, подразделения захвата и т.д. Практически все армии мира располагают структурами, имеющими подобные функции. В России же на сегодняшний день единственным органом, профессионально занимающимся выявлением криминала в Вооруженных Силах, является военная прокуратура. Однако её деятельность в этом направлении не всегда достаточно эффективна, и многие преступления остаются невыявленными. В соответствии с действующим законодательством прокуратура может осуществлять лишь координацию розыска и надзор за этой деятельностью. Проблема в том, что военной прокуратуре в рассматриваемом вопросе практически не за кем надзирать и некого координировать, так как в Вооруженных Силах Российской Федерации отсутствует аналог «гражданского» уголовного розыска. Розыскные функции выполняют либо органы контрразведки, либо войсковые офицеры (дознаватели). Причем следует отметить, что в настоящее время в наших Вооруженных Силах практически отсутствует чётко налаженная оперативная работа военной контрразведки по выявлению фактов неуставных взаимоотношений. Военные контрразведчики объясняют своё бездействие в этом направлении тем, что они призваны выполнять иные задачи (борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и др.). Вышеизложенное позволяет с уверенностью утверждать, что для проведения оперативно-розыскной деятельности в войсках необходим специальный орган, главной целью которого стало бы выявление и пресечение правонарушений военнослужащих (в том числе неуставных взаимоотношений), - военная полиция .
  • 4. Низкая эффективность работы военной прокуратуры по предупреждению рассматриваемых преступлений и оказанию превентивного воздействия на существование неуставных отношений путём эффективной следственной практики, безусловно, является значительным фактором устойчивости рассматриваемого военно-криминального феномена. Проявляются недостатки данной деятельности военной прокуратуры в нескольких аспектах. Во-первых, нет тесного взаимодействия органов военной прокуратуры и командования поднадзорных воинских частей, при желании можно выявлять на порядок больше преступлений рассматриваемой категории, чем выявляется в настоящее время. Во-вторых, оставляет желать лучшего методика расследования преступлений, совершённых на почве неуставных отношений. В частности, отсутствие реальной и действенной системы защиты свидетелей и потерпевших приводит к нежеланию военнослужащих по призыву давать показания, изобличающие их сослуживцев. Доходит до парадоксов, когда в одной части, а иногда и в одной роте, служат и обвиняемый, и потерпевший со свидетелями. Причиной является то обстоятельство, что основной мерой пресечения, используемой следователями военной прокуратуры по рассматриваемой категории дел, является надзор командования. Попытка некоторых следователей защитить потерпевших от посткриминального воздействия в большинстве случаев обречена на провал из-за отсутствия правового механизма решения данной проблемы.

В-третьих, недостатки в деятельности военных прокуратур связаны с проблемами организации прокурорско-следственной деятельности. В первую очередь это постоянная нехватка времени у следователей для качественного расследования уголовных дел (например, из-за длительного проведения различных экспертиз, что приводит к постоянному затягиванию сроков предварительного следствия или дознания). В результате увеличения сроков расследования падают показатели оперативности работы военной прокуратуры, что опять же влечёт общую негативную оценку деятельности военной прокуратуры со стороны вышестоящих инстанций. Кроме того, отдельной проблемой, негативно отражающейся на эффективном использовании военными следователями и прокурорами своего рабочего времени, а в итоге на общем качестве работы, является практика выполнения контрольных заданий, приходящих из вышестоящих органов военной прокуратуры.

Главный военный прокурор С. Фридинский, выступая 20 июня 2007 г. в Совете Федерации, сообщил: «Если преступность по итогам прошлого года в армии сократилась на 2% то с начала этого года почти на 20%. Существенно меньше в армии стало погибших. Хуже ситуация с контрактниками. Количество совершённых ими преступлений увеличилось с полутора тысяч до четырёх при том, что самих контрактников за это время стало больше лишь на 11%. Половина всех преступлений контрактников - уклонение от службы» см.: Российская газета. 2007. 21 июня.. Для предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими необходимо выполнить следующее:

  • 1. Деструктивное воздействие на преступность военнослужащих в сфере уставных взаимоотношений должно носить непрерывный, стабильный и поступательный характер.
  • 2. Необходимо разработать оптимальную систему воздействия на преступность, которая была бы способна обеспечить максимальные результаты в уменьшении общественной опасности криминала в Вооружённых Силах Российской Федерации.
  • 3. Необходимо разработать и реализовать комплекс мер воспитательного, социально-экономического организационно-правового и уголовно-правового характера.
  • 4. Меры предупреждения и профилактики воспитательного характера в рассматриваемой системе предполагают комплексное идеологическое, культурное, и религиозное воздействие на молодых граждан (как военнослужащих, так и гражданской молодёжи) в целях формирования и культивирования устойчивых личностных качеств позитивной направленности, несовместимых с совершением рассматриваемых преступлений. Стержнем идеологической концепции могла бы стать национальная идея, например возрождение России как сильного экономического государства.
  • 5. Система патриотического и военно-патриотического воспитания не работает эффективно, потому что воспитательное воздействие не носит комплексный и массовый характер, который позволял бы охватить всё молодое поколение и сформировать у каждого подростка личную систему ценностей, основанную на патриотическом сознании, чувстве гражданского долга и гордости за свою страну.
  • 6. Представляется позитивной идея создания Комитета духовного возрождения России, который взял бы на себя подготовку комплексной государственной программы возрождение духовной культуры и нравственности населения.
  • 7. Следует создать разработать, принять и реализовать государственную программу правового воспитания и просвещения граждан, отвечающую требованиям системы предупреждения преступности.
  • 8. Совершенствовать уголовно-правовые и уголовно-процессуальные основы борьбы с воинскими преступлениями вообще и преступлениями в сфере уставных взаимоотношений, в частности ужесточение уголовного наказания за рассматриваемые преступления, повлекшие тяжкие последствия, введение новых норм, предусматривающих уголовную ответственность за сокрытие преступлений воинскими должностными лицами.
  • 9. Необходимо совершенствование системы оказания психологической и юридической помощи военнослужащим в целях нейтрализации агрессивных состояний и формирование навыков разрешения конфликтов законными способами.
  • 10. Совершенствование системы кадрового обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации. Ужесточение профессиональных и морально-этических требований к командирам всех степеней, что предполагает более качественное и всестороннее обучение перед назначением на первичные должности и последующую аттестацию при назначении на вышестоящие должности.
  • 11. Для обеспечения конкурентоспособности военной службы на рынке труда необходимо, чтобы денежное довольствие среднестатистического военнослужащего было выше, чем средняя заработная плата по стране, как минимум, на 20-25 %; это поможет решить многие социальные и кадровые проблемы Вооружённых Сил, повысит эффективность военного строительства. А это уже прямо связано с вопросами обеспечения военной безопасности России.

У России должны быть сильная армия и сильный флот. С этой целью в Министерстве обороны Российской Федерации разработан проект Стратегии социального развития Вооружённых Сил Российской Федерации до 2020 г., который в марте текущего года был направлен в войска для изучения и рассмотрения на собраниях военнослужащих в воинских частях и на кораблях. Этот качественно новый инновационный документ будет определять приоритеты развития военно-социальной сферы, ставя во главу угла реализацию конкретных мероприятий, направленных на удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Реализация мероприятий вышеназванной Стратегии будет способствовать развитию человеческого капитала, а значит, и укреплению обороноспособности страны. Другой альтернативы, кроме Стратегии инновационного развития страны и её Вооружённых Сил, у нас сегодня нет.

Причины неуставных отношений многообразны. Главные из них хорошо известны. Это - крупные недостатки в организации правовой и воспитательной работы в войсках, архаичная система оценки деятельности командиров, вынуждающая их зачастую “не замечать” правонарушения, чтобы не портить отчетность, кадровый кризис в офицерском корпусе, порождающий, в частности, проблему укомплектованности командных должностей в звене “взвод - батальон” и, наконец, деградация института младших командиров (сержантов). Последнее особенно тревожно.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими - явление распространенное и многообразное. Это физические и моральные издевательства старослужащих над молодыми солдатами, оскорбления начальниками и т.д.
Наиболее распространенное проявление неуставных взаимоотношений - так называемая дедовщина. Данный тип преступлений зачастую никак не фиксируется уполномоченными органами, поскольку жертвы неуставных взаимоотношений опасаются негативных последствий и предпочитают терпеть издевательства и оскорбления, не жалуясь.

Тем не менее за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, когда между ними нет отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо с насилием, наказывают содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет или лишением свободы на срок до трех лет (если есть тяжкие последствия - лишением свободы сроком до 10 лет) (ст. 335 УК РФ).

В то же время нарушение уставных правил взаимоотношений по отношению к военнослужащему со стороны его начальника квалифицируется как превышение должностных полномочий и карается штрафом в размере до 80 тыс. руб., либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет (ст. 286 УК РФ).
При проявлении в воинском коллективе неуставных взаимоотношений военнослужащий вправе действовать следующим образом.

Обратиться к командиру подразделения
Военнослужащий может подать жалобу непосредственному командиру того лица, действия которого обжалуются (п. 108 Дисциплинарного устава, утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495).

В связи с обращением военнослужащего проводится служебное разбирательство в порядке, установленном Уставом.
Если обнаружатся признаки преступления, должностное лицо, проводившее разбирательство, составляет мотивированный рапорт на имя командира воинской части, который поручает дознавателю составить рапорт об обнаружении признаков преступления либо направляет материалы в военный следственный орган (ст. 47 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры РФ от 23.10.2014 N 150).

Обратиться в органы военной полиции Вооруженных Сил РФ

Военнослужащему, который подвергся неуставным взаимоотношениям, также можно обратиться в органы военной полиции в конкретном военном гарнизоне. В свою очередь, должностные лица военной полиции обязаны принять меры для защиты жизни, здоровья и законных прав такого военнослужащего.
Военная полиция - орган, в непосредственные задачи которого входит в том числе обеспечение законности, правопорядка, воинской дисциплины в Вооруженных Силах РФ (п. 1 ст. 25.1 Закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ).

Обратиться к военному прокурору гарнизона

Одновременно с подачей жалобы командиру и в органы военной полиции военнослужащий вправе обратиться к военному прокурору гарнизона с письменным заявлением о неуставных отношениях с просьбой принять меры (п. 1 ст. 10, ст. 46 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).

Обратиться в медицинский пункт воинской части

При наличии телесных повреждений военнослужащему необходимо обратиться в медицинский пункт воинской части, чтобы в книге записи больных и медицинской документации зафиксировали наличие таких повреждений (Приложение N 10 к Уставу).

Позвонить по телефону горячей линии

Телефоны горячей линии военной прокуратуры должны быть указаны на стендах на территории воинской части.

Связаться с родителями, правозащитными организациями

Рекомендуется также связаться с родителями и (или) правозащитными организациями, поскольку они более свободны в действиях.
Также военнослужащему не помешает заручиться поддержкой кого-нибудь из сослуживцев, который бы мог подтвердить факт неуставных взаимоотношений. При наличии такой возможности можно сделать аудио- или видеозапись происходящего и передать ее родственникам, в правозащитную организацию для последующего предоставления в правоохранительные органы.

Добиваться перевода на новое место службы

С правовой точки зрения после подобных инцидентов перевод к новому месту военной службы необходим, но на практике это получается с трудом. Военнослужащий, проходящий службу по призыву, может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, в частности, в следующих случаях (ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237):
- по служебной необходимости;
- по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;
- в иных случаях, установленных законом.
Таким образом, в управлении внутренних войск могут принять решение о переводе на другое место службы, и нужно этого добиваться.

Полезная информация по вопросу
Официальный сайт Главной военной прокуратуры - www.gvp.gov.ru
Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации - www.mil.ru

Подготовлено на основе материала
адвоката Тригнина В.Г.,
Коллегия адвокатов г. Москвы
"Военная коллегия адвокатов"