Цели, задачи и значение классификации. общие правила и методы классификации товаров

Развитие товароведения, рациональная организация торговых процессов невозможны без объединения товаров в классы, группы и другие категории. Таким образом, классификация является составной частью товароведения и имеет большое теоретическое и практическое значение для товароведения. В нем объектом классификации являются товары, их свойства, показатели качества, а также сырье и материалы для их производства, методы оценки качества, виды контроля качества и т.д.

Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.

Целью классификации товаров является разработка подходов к их получению, создание научной базы для управления качеством и ассортиментом.

К задачам классификации относят разработку общих принципов классификации и конкретных классификаций отдельных групп, а также гармонизацию отечественных товарных классификаций с международными.

Значение классификации заключается в следующем:

  • способствует упорядочиванию терминологии;
  • позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров;
  • создает возможность изучить и оценить структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров, способствует формированию и совершенствованию ассортимента товаров;
  • облегчает изучение потребительских свойств товаров, позволяет устанавливать оптимальный уровень этих свойств, а также определять требования к ним;
  • является базой для совершенствования системы стандартизации товаров, необходимой при их сертификации;
  • облегчает и ускоряет организацию торгово-оперативных процессов в магазинах, определяет тип торговых предприятий, способствует повышению качества торгового обслуживания;
  • организует товароснабжение, способствует рациональному размещению товаров на складах и в торговых залах магазинов;
  • способствует изучению покупательского спроса;
  • используется при составлении рекламных буклетов, каталогов, проспектов ярмарок и т.п.

Классификация позволяет разделить товары на определенные категории или ступени в соответствии с принятым методом классификации.

Общими правилами классификации являются:

  • установление цели классификации;
  • выбор метода классификации;
  • определение классификационных признаков;
  • установление последовательности классификационных признаков от более существенного к менее существенному;
  • определение числа ступеней классификации (количество фасет).

К основным принципам классификации относят:

  • 1. Деление множества следует начать с наиболее общих признаков.
  • 2. На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого типа.
  • 3. Разделение объектов должно осуществляться последовательно от большого к меньшему, от общего к частному.
  • 4. Необходимо установить оптимальное число признаков, ступени и глубины.
  • объект классификации - элемент классифицированного множества. В товароведении таким элементом выступает товар;
  • ступень классификации - это этап разделения множества на составляющие части по одному из признаков;
  • глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т.е. числом использованных признаков классификации;
  • признак классификации - это тот параметр, по которому выделяются классификационные группировки на определенных уровнях;
  • методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества. Деление осуществляется от высшей ступени классификации к низшей. Число ступеней классификации зависит от ее целей, задач, от сложности и количества классифицируемых объектов.

Высшими ступенями классификации являются раздел и класс, средними - группа и вид. К низшим ступеням классификации относятся разновидность и артикул. При классификации применяют также вспомогательные категории - подраздел, подкласс, подгруппа, подвид и др. Структурно классификация представлена на рис. 11.

Рис. 11

Вид - одинаковые товары различного назначения (сапоги - женские, мужские, детские; мебель - для кухни, гостиной).

Вид является основной классификационной характеристикой товаров. Он характеризует конечный продукт производства, имеет конкретное назначение и собственное название, которое отражает его внешнюю особенность и внутреннее содержание. Например, стакан, диван, ситец, яблоко, треска относятся к категории вида, но посуда, мебель, ткани, плоды и рыба к этой категории не относятся, так как объединяют несколько видов.

Вид, как категория классификации, стабилен и не изменяется в течение длительного времени. Однако под влиянием технического прогресса, моды появляются новые виды и разновидности товаров. Например, в группе бытовой техники появились такие виды товаров, как СВЧ-печи, посудомоечные машины, измельчители мусора, в группе швейных изделий - разновидности курток - анорак, куртка-кабан и др.

Вид может подразделяться на подвиды и разновидности в зависимости от особенностей назначения (стаканы для чая, вина, сока), конструкции (шкаф корпусной, стеллажный, встроенный), состава сырья (вареная колбаса Любительская, Столичная, Докторская) и др.

Каждая разновидность товара обозначается артикулом. Под одним артикулом могут значиться товары, одинаковые по основным признакам и отличающиеся лишь по некоторым (чаще второстепенным).

Количество признаков и ступеней классификации зависят от сложности и количества классифицируемых объектов, целей классификации.

Различают два метода классификации: фасетный и иерархический 13 .

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависимые друг от друга группы - фасеты (от фр.facette - грань отшлифованного камня) (рис. 12).

Рис. 12.

Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, но связаны тем, что относятся к одному и тому же объекту классификации. Каждый фасет характеризует одну из сторон распределяемого объекта классификации. Таким образом, фасетная система классификации представляет собой систему отдельных, независимых (не подчиненных друг другу) группировок.

Каждый из фасетов характеризует одну из особенностей распределяемого множества, например для товаров - назначение, содержание полезных веществ, состав исходного сырья или особенности конструкции и т.д.

Примером фасетной классификации может служить деление текстильных материалов по назначению: бельевые, плательные, костюмные, пальтовые (рис. 13).

_Рис. 13. Пример фасетной классификации

Другим примером фасетной классификации может служить деление текстильных материалов по волокнистому составу (натуральные и химические), характеру отделки (отбельные, гладкокрашеные, пестротканые, набивные).

Число фасетов в зависимости от необходимости можно увеличить.

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества. Все образуемые по этому методу подразделения (подмножества) составляют единую систему классификации распределяемого множества с взаимосвязанными подразделениями, т.е. единое целое, в котором все части взаимосвязаны и определенным образом соподчинены (рис. 14).

Рис. 14. Структура иерархического метода классификации товаров 14

Каждая часть - подразделение этой классификационной системы (группа, подгруппа и т.д.) представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов. Но другие части данного этапа деления по этому признаку различны. Таким образом, классификационная система одновременно фиксирует сходство и различие между объектами.

Наиболее крупные подразделения, образующие «верхнюю» часть иерархической классификационной системы, принято называть высшими классификационными группировками товаров. К ним обычно относят классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. К низшим классификационным группировкам относят внутривидовые группировки, образующиеся при разделении изделий одного вида, а также по сортам, размерам и др.

Примером иерархической классификации может служить деление посуды по назначению: стаканы, тарелки, вазы и т.д. (рис. 15). Например, класс - посуда; виды - стакан, тарелка, вазы; подвиды стаканов - для чая, сока, вина; подвиды тарелок - глубокая (для первых блюд), мелкая (для вторых блюд), салатник; подвиды ваз - для конфет, фруктов, цветов.


Рис. 15. Пример иерархической классификации

Каждый метод классификации имеет определенные преимущества и недостатки (табл. 4). Поэтому при решении классификационных задач наиболее целесообразно сочетать преимущества фасетного и иерархического методов классификации. При сочетании данных методов создается система параллельно-последовательных группировок товаров. Однако в первую очередь необходимо использовать фасетный метод классификации, как более простой и удобный. Например, при изучении структуры ассортимента непродовольственных товаров в основном применяется фасетный метод классификации.

Таблица 4

Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации 15

Достоинства

Недостатки

Иерархический

Последовательное деление множества на подчиненные подмножества с взаимосвязанным подчинением; точная подчиненность; каждая ступень классификации представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов; фиксируются различия между объектами на различных ступенях классификации; хорошая приспособленность для ручной обработки информации

Недостаточная гибкость; трудность построения; фиксирован- ность признаков и установленный порядок их следования;трудность включения новых признаков деления

Фасетный

Каждый фасет характеризует одну особенность распределения множества; возможность охвата или ограничения всех характеристик объектов классификации; гибкость и приспособленность для компьютерной обработки

Группировки не подчинены друг другу; трудность в определении весомости классифицируемых характеристик объекта

Фасетная система классификации отличается большой гибкостью и удобством пользования, позволяет в каждом конкретном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими фасетами, которые в конкретном случае представляют интерес. Фасетный метод позволяет не только изменять число признаков классификации, но и варьировать последовательность их использования. Использование фасетной системы во многих случаях облегчает составление классификаторов и кодирование объектов классификации.

Иерархическая система классификации отличается стройностью и возможностью группировки объектов по максимальному количеству признаков. Однако построение иерархической системы классификации создает много трудностей и приводит к большим затратам, не всегда обоснованным.

  • Райкова Е.Ю., Додонкын Ю.В. Теория товароведения: Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.

Многие фундаментальные идеи классификации объектов любого рода восходят к понятиям аристотелевой логики. На эти понятия опирались, в частности, авторы первых систем классификации - Чезальпино и даже Линней, - пытавшиеся построить таксономические группы, «сущность» или «истинный характер» которых можно определить. В современной логике свойства, которыми обладают представители такой группы, выводятся из основного определения группы. К сожалению, строго дедуктивные принципы чистой логики нелегко применить к эмпирическому индуктивному миру науки, хотя такие специфические с философской точки зрения термины, как «вид» и «род», были перенесены в таксономию из логики и прижились там.

Постепенно обнаружилось, что ни для какой таксономической группы невозможно найти жесткое определение, выраженное через некоторый единственный диагностический признак или комплекс признаков. Ученые-практики (в отличие от представителей теоретической логики) ощущают, что существуют определенные естественные таксоны, каждый из которых объединяет организмы, обладающие большим числом общих признаков. В некоторых случаях те или иные организмы приходится без всяких сомнений относить к определенному таксону, несмотря на то что у них отсутствует один-два признака, считающихся для него обязательными. Так, у некоторых видов рыб отсутствуют эритроциты, хотя последние обычно считаются признаком, обязательным для всех позвоночных.

Следует различать так называемые монотетические и политетические группы, т. е. группы, имеющие либо одинаковые, либо различные наборы признаков (эта терминология была введена Снитом). Монотетическую группу получают путем надлежащей последовательности логических делений (классическая аристотелева система, или древо Порфирия), так что обладание определенным комплексом признаков оказывается необходимым и достаточным условием принадлежности экземпляра к данной группе. Построение монотетических групп при анализе фенетических данных всегда сопряжено с большими трудностями, так как организм, отклоняющийся от нормы по одному-единственному признаку, входящему в определяемый комплекс, будет автоматически исключен из группы.

Более того, если этот признак используется для составления первого подразделения ряда, то организм может легко попасть в группу, очень далеко отстоящую от той, с которой он в действительности имеет наибольшее сходство. При такой монотетической классификации не удается получать группы, соответствующие естественным таксонам.

Политетические группы определяются на основании большого числа общих признаков, ни один из которых не является необходимым или достаточным условием принадлежности к данной группе. Этот принцип значительно лучше согласуется с интуитивными представлениями о естественных таксонах, хотя в этом случае группы могут в некоторой мере перекрываться друг с другом, а построение ключей и иерархий более затруднительно, чем при монотетических классификациях.

Для иллюстрации основного различия между монотетическими и политетическими группами рассмотрим табл. 1, где наличие какого-либо признака обозначается знаком Легко видеть, что первые четыре индивидуума составляют политетическую группу, в которой каждый индивидуум обладает только тремя из четырех признаков А, В, С и D, но ни один из них не обладает признаками Е, F, G и Н. Другие четыре индивидуума образуют монотетическую группу. Все они обладают признаками Е и F и могут быть подразделены на две самостоятельные подгруппы. В первую подгруппу входят индивидуумы 5 и 6, имеющие признак G, а во вторую - индивидуумы 7 и 8 с признаком Н.

Таблица 1. Таблица, иллюстрирующая различие между монотетическими и политетическими группами (см. текст)

Разумеется, на практике число рассматриваемых признаков может быть значительно больше, чем в данном примере, и достигать 50-100. В этих случаях определение таксономических групп соответственно усложняется, особенно если имеются данные по большому числу индивидуумов (последние могут представлять собой отдельные организмы, но обычно это более общие биологические единицы, например виды). Чтобы эта работа не оказалась непосильной, необходимо применение специальных вычислительных методов, которые рассматриваются в последующих разделах.

Какие признаки следует выбирать для исследования в каждом конкретном случае, решить трудно. Характер их может быть самым различным (они могут быть морфологическими, физиологическими, гистологическими, серологическими, цитологическими, поведенческими, экологическими и т. д.) и требовать применения таких специальных методов, как хроматография, электрофорез, инфракрасная спектроскопия и т. п. Вообще говоря, надо думать, что наиболее целесообразно образовывать таксономические группы на основе очень широкого круга признаков. Однако вполне возможно, что таксоны, составленные для некоторой определенной цели, будут отличаться от таксонов, составленных с другой целью. Правильное решение этих вопросов можно получить только на эмпирической основе. Любая система классификации имеет объективную ценность лишь в том случае, если конкретное описание, которое она может обеспечить на основании имеющихся данных, позволяет осуществлять прогнозирование.


идеологическое многообразие, характеристики государства, единство и разделение государственной власти, политические, органы публичной власти, социально-экономические, принципы гражданства, светский характер, свобода и равенство форм собственности, гуманистические.

Показать решение...

Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания. Определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные изображения на четыре группы, и запишите его.

Распределите предложенные изображения на четыре группы. Укажите цифирное обозначения изображений, составляющих каждую группу. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного вами общего основания для классификации.

Показать решение...

Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1. результат полезной деятельности предприятий и отдельных лиц, направленный на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

2. Книга для регистрации деловых документов, имущества и т. п.

3. христианский теолог и церковный деятель, крупнейший представитель западной патристики.

4. стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.

5. сокращение производства и потребления, доходов, инвестиций, падение уровня ВВП.

6. противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.

7. означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

8. (от лат. - понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

9. редкая форма группового брака, при которой женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев.

10. (от лат. - относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

Определение слова:

Показать решение...

ЭССЕ. Перед вами – высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными.

1. «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». (Д.И.Менделеев)

2. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы». (И.И. Мечников)

3. «Совесть – это память общества, усвоенная отдельным лицом». (Л.Н. Толстой)

4. «Семья – эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В.М. Сухомлинский)

5. «Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать с начала». (И.Гете)

6. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).

7. «Эпоха демократии – эпоха экспериментов, новых идей и авантюр». (А. де Токвилль).

8. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов». (К. Победоносцев).

9. «Привилегия – величайший враг права» (Н. Эшенбах).

10. «Законы и установления должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души». (Джефферсон Томас)

Первый вид предполагает деление некоторой совокупности явлений, имею­щих некоторые общие черты и в то же время различия. Их общность можно отразить в критерии, их различие - в группах принадлежности. Так, на­пример, воздействие - это есть сознательное влияние на человека, пресле­дующее определенную цель. Все разнообразие воздействий можно разделить на воздействия сильные и слабые, постоянные (прессинг) и периодичные, прямые и косвенные и пр. И выделение каждой из этих групп имеет вполне определенный критерий.

Второй вид классификации - разделение целого. Главный его признак заключается в том, что здесь критерием классификации является часть цело­го. Как бы детально не проводилась классификация, она всегда отражает со­держание некоторого явления, предстающего перед нами в виде целого. На­пример, воздействие состоит из целеполагания, определения ситуации, поис­ка проблемы, разработки и реализации решения. И это содержание присуще любому воздействию, характеризующему управление. Здесь критерии клас­сификации ограничены не просто некоторой общностью явлений, а целостностью самого явления, в рамках которого и проводится классификация. В представленном нами примере критерием выделения этапов процесса управ­ления является качественная определенность действий, из которых складыва­ется процесс управляющего воздействия. Эта качественная определенность включает в себя методы работы, переключение внимания (выделение главно­го), закономерная последовательность (исходные и заключительные дейст­вия), рамки целого (сущность явления).

Существуют принципы корректной и эффективной классификации , без учета которых не может быть успешной исследовательской работы.

1. Принцип единства критерия для выделения групп одного порядка. Согласно этому принципу нельзя проводить классификацию, меняя критерий в рамках одной классификационной процедуры. Например, нельзя утверждать, что существуют математические и экономические методы управления, потому что первые выделяются по способу моде­лирования, а вторые - по объективным интересам человека. Эконо­мические интересы имеет каждый человек, но вряд ли кто-нибудь бу­дет утверждать, что каждый человек имеет математические интересы, определяющие его трудовую активность.

2. Принцип соразмерности деления явлений и понятий. По этому принципу сумма объемов понятий или количества явлений должна равняться объему делимого понятия или содержанию исследуемого явления. Например, нарушение этого принципа можно наблюдать в утверждении: менеджеры по характеру образования делятся на две группы: имеющие техническое и экономическое образование. Это не­исчерпывающее деление. Есть менеджеры, имеющие и другие виды образования - гуманитарное, естественно-научное. Анализ образо­ванности менеджера не может быть успешным, если он построен на неисчерпывающей классификации.


3. Принцип альтернативности или взаимоисключения выделяемых групп. Каждая группа понятий или явлений должна быть в объеме только одного видового понятия. Не должны выделенные явления или понятия относиться одновременно и к одной, и к другой классифика­ционной группе. Если выделяются группы социально-психологических и экономических методов управления, то в после­дующем делении тех и других не может методов одновременно и со­циально-психологических, и экономических. Это не отрицает связь тех и других, зависимость и их комбинационное использование в практике управления.

4. Принцип многоступенчатости классификации, отражающий воз­можность делать последовательно ступенчатую классификацию. Она помогает конкретизировать свойства явлений, детализировать его ос­новные черты и особенности. В этом случае возникает разветвленная классификационная схема, дерево целей, проблем, ситуаций, свойств и т. д.

Следует помнить, что при этом всегда существует предел классифи­кационного деления. Оно может осуществляться только в рамках еди­ной сущности явления. Дальнейшее деление может привести к изме­нению сущности.

Таким пределом в исследовании социально-экономических систем яв­ляется человек, как социальное существо, в области биологии - клетка, в области физиологии - орган, в области техники - деталь, в области классической физики - тело и т.д.

5. Принцип полноты классификации для каждой ее ступени. Нельзя делить только часть объекта на виды, а другую часть - на подвиды или группы следующей ступени классификации. Например, было бы ошибкой разделить персонал управления на женщин, мужчин средне­го и мужчин пожилого возраста.

В исследовании могут использоваться классификации содержательные и искусственные. Первые строятся по критериям, отражающим сущностные и содержательные признаки явлений. Конечно, они зависят от уровня знаний исследователя, конкретных целей и условий его проведения. Вторые постро­ены на несущественных признаках, но могут быть очень полезны при прове­дении каких-либо организационных мероприятий. Например, разделение персонала по алфавиту, мебели по цвету и т. д.

Часто встречаются ситуации, когда объекты классификации имеют два или несколько "равносущностных" признаков, критериев, совместное дейст­вие которых определяет разнообразие свойств и отличительных признаков явлений. В этом случае строится комбинативная классификация. Она пред­ставляет собой многомерную матрицу. Примером такой матрицы может служить матрица стилей управления, построенная на сопоставлении в дея­тельности менеджера признаков его отношения к человеку и производству, оценки преобладания одного признака над другим.

Существуют классификации однокритериальные и многокритериальные. При многокритериальных классификациях классы могут частично пересе­каться. Это определяется отношениями критериев классификации: пересе­кающиеся или непересекающиеся.

Разновидностями классификации являются декомпозиция, стратификация.

Декомпозиция - это особый вид классификации, не допускающий произ­вольного критерия. Декомпозиция предназначена для установления связанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности.

Стратификация - это определение слоев (страт) в многослойном яв­лении, т.е. зависимостей особого вида. В исследовании управления такими стратами могут быть внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т. д.

Важную роль в исследовании играют и приемы обобщения. На первый взгляд они кажутся простыми, но в действительности требуют глубокого по­нимания исследуемых явлений. Иногда они связаны с возникновением и вве­дением в обиход, в практику деятельности новых понятий.

Обобщение - это логическая операция, заключающаяся в том, что для не­которой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них.

Всякое обобщение должно иметь основание, т. е. свойство или совокуп­ность свойств, позволяющих сгруппировать явления и обозначить эту группу каким-либо понятием. Например, понятие "человеческий капитал", совсем недавно возникшее в науке и практике управления, обобщает такие свойства человеческих ресурсов, кадров, персонала, личностных характеристик ра­ботников как способность гарантировать экономический успех фирме, по­вышать прибыль, стабилизировать функционирование, ускорять развитие. Подобных примеров в концепции менеджмента можно привести много.

Практический успех использования классификации в исследовании опре­деляется также следующими ее правилами.

1. Правило соразмерности (адекватности). Классификация считается со­размерной тогда, когда сумма членов деления равна делимому множе­ству. Каждый предмет, принадлежащий делимому множеству, должен войти в один из образованных классов. Нарушение этого правила дает неполное деление и, следовательно, искажает представление о пред­мете исследования.

2. Правило внеположенности (объемной раздельности) членов деления. Полученные в результате деления классы должны быть представлены внеположенными понятиями, т.е. не должно быть ни одного объекта де­лимого множества, который одновременно принадлежал бы нескольким членам деления. Ошибки возникают вследствие смешения различных оснований, критериев деления в одной классификационной операции.

3. На протяжении определенной классификационной операции нельзя изменять основание деления, его критерий. Часто происходит подме­на критерия в рамках одной и той же классификационной процеду­ры. Это недопустимо, так же как и расплывчатость критерия.

4. Основания деления или критерии могут быть не только простые, но и сложные, включающие в себя одновременно несколько параметров исследуемого объекта.

Бывают такие случаи, когда тот или иной признак существует у многих объектов, но у каждого варьируется в разной степени или формах.

В исследовании управления большое значение имеет метод комбинативной классификации.

При проведении классификации нередко встречаются ситуации, когда объекты классификации могут иметь несколько равносущественных призна­ков, которые могут быть основанием классификации. В этом случае можно совместить две иерархические классификации посредством построения мат­рицы. Это будет уже классификация комбинаторная.

Такой вид классификации часто используется в исследовании управле­ния, и он может быть весьма полезным, потому что позволяет увидеть про­блему с разных сторон, в различных ракурсах, найти комплексное решение.

Деление по видоизмененному признаку называется дихотомией. Про­стейший вариант дихотомии, часто используемы в практике исследований, - это рассечение надвое. Например, формальное и неформальное управле­ние, дифференциация и интеграция управления и пр.

Особым вариантом классификации является типология.Типология - это группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, кото­рый именуется типом, эталоном, или идеальным образом. Здесь каждое яв­ление в большей или меньшей степени приближается к одному из эталонов.

Отличие типологии от классификации в том, что типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют ни одному из вы­деленных типов.

Типология превосходит классификацию своей универсальностью. Она яв­ляется первоначальной операцией любых систематизаций.


Изучив эту тему, вы узнаете:

Что такое классы и подклассы;
- что такое основание для классификации;
- что такое наследование свойств;
- для чего нужна классификация;
- как проводить классификацию разнообразных объектов;
- как классифицируются компьютерные документы.

Классы и классификация

Человеку присуща способность обобщать и упорядочивать все многообразие объектов. Каждое имя существительное отражает представление человека об обширной группе объектов: дом, стол, книга. Объекты одной группы обладают общими для всей группы характеристиками, а также некоторыми чертами, позволяющими отличить их от других объектов.

Человеку свойственно отождествлять несколько объектов, родственных по какому-то признаку, рассматривая их как самостоятельный объект.

Например, про скрипку, виолончель, альт, контрабас, флейту, гобой, фагот, трубу мы говорим, что это «музыкальные инструменты». Видя на столе чашки, блюдца, сахарницу, чайник, называем это общим словом «посуда». У этих групп объектов существуют некоторые общие свойства, на них можно одинаково воздействовать для получения определенного результата. Обычно они существуют в одной среде. Такие группы объектов получили название «класс». 

Класс - группа объектов с одинаковым набором характеристик.

Объекты, входящие в класс, называются экземплярами класса. Необходимо понять, что объекты, которые вы по каким-то параметрам объединили в класс с общим названием, отличаются друг от друга конкретными значениями параметров. Например, мячи, сохраняя основные свойства данного класса объектов (легкость, упругость), могут различаться материалом (каучуковые, резиновые, кожаные), цветом, размером. Птицами называют орла и курицу, страуса и колибри. Даже внутри узкого класса экземпляры могут сильно различаться: среди крылатых насекомых под названием «пчелы» существует матки, трутни, рабочие пчелы. В этом проявляется важное свойство классов - многообразие экземпляров, входящих в класс. Эти различия позволяют выделять внутри классов более узкие группы - подклассы, то есть проводить классификацию объектов в окружающем мире.

Классификация - распределение объектов на классы и подклассы на основании общих признаков.

Результаты классификации принято отображать в виде иерархической (древовидной) схемы. Общий вид такой схемы изображен на рисунке 9.1.

Внешне схема классификации напоминает перевернутое дерево, за что и получила название иерархической (древовидной). Пунктирными линиями на схеме выделены уровни иерархии. Самый верхний уровень (корень дерева) задает основные признаки, позволяющие отличить объекты данного класса от других. Каждый следующий нижестоящий уровень выделяет из вышестоящего группы объектов на основании совпадения одного или нескольких признаков. На нижнем уровне располагаются конкретные экземпляры выделенных подклассов.

С подобными схемами вы, возможно, уже встречались при изучении биологии, истории и других предметов. 

Рис. 9.1. Общий вид иерархической схемы

В виде такой схемы часто изображают родословную . Ее принято называть генеалогическим древом.

Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Основание классификации

С известными примерами классификации вы уже знакомы. Например, в биологии это классификация растений и животных. С глубокой древности люди, знакомясь с многообразием форм жизни на Земле, стремились распределить это многообразие по группам. Так сложилась естественная классификация, основанная на наблюдении и группировке по некоторым признакам. Идеи, изложенные в книге К. Линнея «Виды растений», изданной в 1753 году, до сих пор служат исходной точкой йри класси- фикации растений. С того времени используется и двойное название растений: первая часть имени указывает на подкласс (семейство), а вторая - на конкретные особенности экземпляра этого подкласса. Например, название Citrus limon указывает, что речь идет о семействе цитрусовых, а конкретно - о лимонном дереве.

Классификации поддаются не только природные, но и искусственные объекты: в грамматике принято разделение слов по частям речи, в физике - классификация видов движения, в математике - классификация чисел. В их основе лежит группировка объектов по одному или нескольким намеренно выбранным признакам. В разных отраслях науки и техники классы и подклассы могут иметь свои специфические названия: виды, семейства, отделы, разряды, группы и т. п. При этом суть их не меняется.

Рассмотрим объект «книга». Под этим словом мы подразумеваем множество разнообразных книг: художественных и технических, разных авторов, разной стоимости, толстых и тонких, в подарочном издании и в мягкой обложке...

А теперь представьте, что вам необходимо разложить все это многообразие «по полочкам» в буквальном смысле слова, например упорядочить свою библиотеку.

Каждый подойдет к этому вопросу по-разному. Один человек расставит все книги в алфавитном порядке, по фамилии автора. Другой разделит их на жанры: детективы, фантастика, приключения, любовные или исторические романы. Третий поместит их на полки, руководствуясь цветом переплета и размером книг (наверняка вы сталкивались и с таким подходом). Несмотря на разницу в способах классификации, все эти примеры роднит нечто общее: подразделение объектов на «родственные» группы (классы), для которых существует один или несколько общих параметров.

Во всех приведенных примерах при группировке был выбран общий признак: в первом случае это автор, во втором - жанр, в третьем - цвет и размер. Именно по этим признакам затем производилось выделение из общей массы тех объектов, у которых его значение совпадает.

Таких общих признаков может быть несколько. Они являются основанием классификации. Выбрав основание, из класса с общим названием «книга» можно выделить подклассы: «книга определенного автора», «книга определенного жанра», «книга определенного размера».

Классификация - творческий процесс , поэтому у каждого человека может получиться своя схема. Один из возможных вариантов выделения подклассов из класса книг показан на рисунке 9.2.

Рис. 9.2. Классификация книг

На первом уровне за основу разбиения книг на две группы выбран признак «вымысел» (да, нет). По этому признаку произошло разделение на художественную и техническую литературу.

На втором уровне признак выделения подклассов можно было бы назвать «форма подачи информации» (художественная проза, поэзия, словари и т. д.). 

Третий уровень разбиения можно охарактеризовать признаком «стиль изложения».

Четвертый уровень классификации выделен только для романов, чтобы не загромождать схему. Признаком этого уровня выбран «жанр».

На самом нижнем уровне находятся конкретные экземпляры разнообразных книг.

Наследование свойств

Важнейшим свойством классов является наследование. Это слово вам хорошо знакомо. Дети наследуют от родителей черты характера и внешние признаки. Каждый подкласс, выделяющийся из класса, наследует свойства и действия, присущие этому классу. В приведенном на рисунке 9.2 примере и роман Д. С. Мережковского, и все другие изданные романы, и вся художественная литература вообще - наследуют от класса «книга» общие свойства и действия. Все они напечатаны на бумаге, переплетены и предназначены для чтения.

Из приведенной выше классификации видно, что образовалась иерархическая структура (дерево). Во главе ее класс-пра- родитель - «книга». В самом основании экземпляры подклассов - конкретные книги конкретных авторов.

Такая древовидная структура с общим корнем называется «иерархией наследования». Характеристики и поведение, связанные с экземплярами определенного класса, становятся доступны любому классу, расположенному ниже в иерархическом дереве.

Утверждая, что «книга - источник знаний», вы подразумеваете как все книги вообще, так и конкретную книгу, например «О вкусной и здоровой пище». В этом проявляется наследование.

Для чего же нужна классификация?

Классификация позволяет выделить из всего многообразия объектов группы с интересующими исследователя свойствами и сосредоточиться на их изучении . 

Предположим, что вы - неопытный огородник, но хотите, используя достижения науки, выращивать на своем участке хорошие урожаи помидоров. Вам незачем штудировать толстый том «Растениеводство», достаточно прочесть книги о семействе пасленовых, а еще лучше - об особенностях выращивания помидоров в вашей местности.

Классификация объектов проводится с целью установления наследственных связей между объектами. Свойство наследования позволяет изучать характеристики всех объектов класса, не привязываясь к конкретному экземпляру.

В геологии существует «теория единообразных изменений», которая гласит, что все природные факторы действуют повсюду одинаково. Не надо изучать, как действуют ветры на Уральские горы, так как механизм разрушения гор под воздействием ветров давно исследован, он един для всех случаев. То же относится к землетрясениям, вулканам, наводнениям, селям и т. п.

Классификация позволяет систематизировать знания об объектах любой природы и назначения.

Иллюстрацией этого утверждения служит то, что нет ни одной школьной дисциплины, в которой не использовалась бы классификация объектов изучения как средство обобщения информации, получаемой на уроках. Откройте любой учебник и убедитесь в этом.

Примеры классификации различных объектов

Исследуя один и тот же объект с разными целями, можно увидеть его различные грани. Например, врач, описывая конкретного человека, сделает акцент на симптомах возможной болезни.

Психолога заинтересуют черты характера и особенности психики. Социальные службы обратят внимание на возраст, наличие родственников, условия жизни. Поэтому одни и те же объекты можно классифицировать по-разному, выбрав те или иные основания. Вы уже столкнулись в учебнике с примерами различных классификаций. Например, изучая раздел 1, вы классифицируете информацию по разным признакам: по способу восприятия и по форме представления.

На рисунке 9.3 приведен еще один пример классификации информации - по содержанию.

Рис. 9.3. Классификация информации по содержанию

В этой классификации на основании признака «содержание» на первом уровне выделены следующие группы информации:

♦ статистическая - показатели развития производства и общества;
♦ коммерческая - наиболее важные сведения о производственных, торговых и финансовых операциях;
♦ экологическая - сведения о состоянии окружающей среды и влиянии деятельности человека на природу;
♦ политическая - информация о деятельности государственной власти, общественных движений и партий;
♦ другая (демографическая, медицинская и т. д.).

Все выделенные подклассы характеризуются теми же свойствами (ясность, полнота, актуальность и т. п.) и действиями (обмен, хранение, обработка), что и вышестоящий класс «информация».

Приведем еще один пример классификации, касающейся наиболее значимых систем (рисунок 9.4).

В качестве основания для классификации на первом уровне выбрано участие человека в создании системы (естественные и искусственные).

На втором уровне основанием для классификации был выбран признак «сфера жизнедеятельности человека». Здесь выделены такие подклассы систем:
♦ духовные у касающиеся духовной жизни человека;
♦ технологические у связанные с производственной деятельностью человека;
♦ организационные у обеспечивающие обслуживание всех видов деятельности.

Рис. 9.4. Классификация наиболее значимых систем

На схеме не показано дальнейшее разветвление дерева, так как это сделало бы рисунок громоздким. Но подразумевается, что дальнейшее выделение подклассов возможно. Например, рассматривая класс систем, называемых «Искусство», можно было выделить следующие подклассы по средствам воплощения замыслов авторов: Живопись, Скульптура, Архитектура, Литература, Театр, Музыка, Кино и т. д.

Наряду с устоявшимися и общепризнанными классификациями имеет право существовать любая классификация объектов, если за ее основу взят характерный признак и соблюдены правила выделения классов и подклассов. На рисунке 9.5 приведен пример классификации используемых в реальной жизни и встречающихся в сказках средств передвижения.

Здесь на нулевом уровне расположен класс объектов с общим названием «средства передвижения».

На первом уровне выделено два подкласса по признаку «реальность» (существуют в реальной жизни или в сказках, фантазиях). 

Рис. 9.5. Классификация средств передвижения

Второй уровень выделяет из реальных и сказочных средств передвижения новые подгруппы по признаку «среда передвижения».

Третий уровень делит реальные средства передвижения на подгруппы по признаку «вид транспортйого средства». На схеме не указано выделение подгрупп из реальных наземных средств передвижения, чтобы не загромождать ее. Но эти группы могли быть следующими: рельсовые, дорожные. Возможно и дальнейшее подразделение. Важно понять, что нижние уровни наследуют все характерные признаки, свойственные более высоким уровням: например, объект Ка-26, принадлежащий к подклассу вертолетов, наследует от вышестоящего уровня среду перемещения (воздух), а также является реальным средством передвижения со всеми сопутствующими признаками (существует в реальной жизни, осуществляет перевозки людей и грузов).

Классификация компьютерных документов

В самом общем смысле компьютер можно назвать инструментом для обработки информации. Для этого существует множество разнообразных программных сред. Разработчики постоянно совершенствуют программы, упрощая работу с ними и предусматривая в них новые возможности.

Чтобы не «утонуть» в море программных продуктов, пользователь очень хорошо должен представлять, с какой информацией ему предстоит работать. Каждая программная среда предназначена для создания документов определенного вида.

На практических занятиях вы уже познакомились со многими видами компьютерных документов, которые будут упоминаться при классификации документов.

Приведенная на рисунке 9.6 схема показывает классификацию, в которой в качестве основания выбран признак «назначение документа». Основным назначением компьютерных документов является представление информации в удобном для пользователя виде. В таблице 9.1 дана более конкретная характеристика каждого класса документов.

Рис. 9.6. Классификация компьютерных документов

Обратите внимание, что название среды, как правило, совпадает с видом документа и формой представленной в нем информации.

Приведенная классификация поможет вам выбрать среду в соответствии с предполагаемой формой представления информации.

В настоящее время документы, используемые в различных областях человеческой деятельности, создаются на компьютере. Рассмотрим примеры документов различного назначения и сферы применения.

Литературное произведение, газетная статья, приказ - примеры текстовых документов.

Рисунки, чертежи, схемы - это графические документы. 

Таблица 9.1. Виды компьютерных документов

Бухгалтер на предприятии представляет в табличном виде данные для расчета зарплаты сотрудников. Основная особенность электронных таблиц состоит в том, что они позволяют не только представлять информацию в табличной форме, но и производить автоматические вычисления по формулам, связывающим ячейки таблицы.

Один из видов компьютерных документов - база данных. Она представляет собой совокупность упорядоченных сведений об объектах. В обычной жизни вы не раз встречались с базами данных. Это и картотека с названиями книг в библиотеке, и телефонный справочник, и каталог товаров. В настоящее время вместо обычных «бумажных» баз данных повсеместно создаются компьютерные, представленные документами соответствующего вида. Диспетчер справочной службы имеет в своем распоряжении всеобъемлющую компьютерную базу данных, позволяющую ответить на любой ваш вопрос. Система управления базой данных обеспечивает быстрый поиск интересующей вас информации.

Текст, графика, таблица, база данных - это примеры документов, в которых представлена информация какого-то одного вида.

Однако наиболее часто мы имеем дело с составными документами, в которых информация присутствует в разных формах. Такие документы могут содержать и текст, и формулы, и рисунки, и таблицы, и многое другое. Школьные учебники, журналы, газеты - это хорошо знакомые всем примеры составных документов.

Для создания составных документов используются программные среды, в которых предусмотрена возможность представлять информацию в разных формах.

Развитие программного обеспечения привело к тому, что в настоящее время появились новые виды компьютерных документов. В частности, это презентации и гипертекстовые документы.

Презентация представляет собой совокупность компьютерных слайдов. Специальная программа обеспечивает не только подготовку информации, но и показ ее по заранее созданному сценарию.

Гипертекст - это документ, который содержит так называемые гиперссылки на другие части документа или другие файлы, где содержится дополнительная информация. 

Контрольные вопросы и задания

1. Для чего нужно классифицировать объекты?

2. Что лежит в основе любой классификации?

3. Приведите пример классификации объектов по общим свойствам.

4. Приведите пример классификации объектов по общим действиям.

5. Может ли среда существования стать основанием классификации?

6. Произведите классификацию объектов с общим названием «велосипед».

7. Классифицируйте домашнюю посуду по следующим признакам: материал, назначение, долговечность.

8. Предложите несколько вариантов упорядочения (классификации) разнообразных объектов на вашем письменном столе.

9. Назовите основание, по которому в одну группу могли бы попасть следующие объекты:

■ кенгуру, утконос, кролик, броненосец;
■ роза, колесо, футбольные бутсы, кактус;
■ молоко, бензин, кислота, магма.

10. Назовите разнородные объекты окружающего мира, которые вошли бы в одну группу по основанию «одно вещество».

11. Какие классификации используют в вашей школьной среде?

12. Перечислите наиболее распространенные группы компьютерных документов.

13. Приведите примеры классов программных продуктов. Какое можно выбрать для этого основание классификации?

14. Какое основание классификации можно использовать для выделения групп аппаратной части компьютера?

15. Какие вы знаете классы памяти компьютера?