§9. Конфликты в межличностных отношениях

Личность - это прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие потребностей у человека свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, - во внешних предметах или в другом человеке. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность .

Осознаваемая человеком, испытываемая им зависимость от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствии того, в чем у человека имеется заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, к которой все направлено. По мере того, как тенденции опредмечиваются, то есть определяется предмет, на который они направляются, они становятся все более осознаваемыми мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей ее потребности или интереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический, направленный характер тенденций.

Проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. Динамические тенденции в конкретной форме впервые были рассмотрены в современной психологии

3. Фрейдом под видом влечения.

Всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего. Но в одних случаях, когда это имеет место во влечениях, связанных с закрепленным в организме раздражителем, на передний план выступает линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других, наоборот, эта двусторонняя в конечном счете зависимость, или соотношение, устанавливается, направляясь сначала извне вовнутрь. Так происходит, когда общественно значимые цели и задачи, которые ставятся перед индивидом, им принимаются, превращаются в значимые для него. Общественно значимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь личностно значимым, порождает в человеке динамические тенденции иногда большой действенной силы, тенденции долженствования, отличные от первоначальных тенденций влечения по своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту. Должное в известном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет, поскольку в качестве должного нечто приемлется не в силу того, что хочется. Но это не означает, что между ними непременно образуется антагонизм, что должному личность подчиняется лишь как некой внешней, идущей извне силе, принуждающей поступать вопреки влечениям и желаниям. Все дело в том, что должное не потому становится значимой целью, а потому, что человек этого хочет, иногда всем своим существом, до самых сокровенных глубин его, поскольку осознал общественную значимость этой цели и ее осуществление стало личным делом, к которому влечет иногда силой, превосходящей силу бессознательных влечений. В возможности обратимости этой зависимости между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается самая специфическая и своеобразная черта направленности человека и тенденций, которые ее образуют .


Из тенденций выделяется как особый момент установка. Установка личности - это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности, готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

Всякая установка - это установка на какую-то линию поведения, и этой линией поведения она и определяется. Образование установки предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятия им задач, которые в ней возникают, она зависит от распределения того, что субъективно значимо для индивида.

Смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что для него значимо. Установка возникает в результате определенного распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности, представляя их итог в состоянии динамического покоя, и предпосылку, фон, на котором они в дальнейшем развиваются. Не будучи сама движением в каком-нибудь направлении, установка заключает в себе направленность.

Складываясь в ходе развития личности и постоянно перестраиваясь в процессе ее деятельности, установка как позиция личности, из которой исходят ее действия, включает в себя целый спектр компонентов, начиная с элементарных потребностей и влечений и кончая мировоззренческими взглядами или позициями личности.

Установка играет значительную роль во всей деятельности личности. Наличие той или иной установки соответственно изменяет и перспективу, в которой воспринимается субъектом любое предметное содержание: перераспределяется значимость различных моментов, по-иному как бы расставляются акценты и интонации, иное выделяется в качестве существенного и все представляется в иной перспективе, в ином свете.

Установка соотносима с тенденциями , которые выступают как стремления, когда определен не только исходный, но и конечный их пункт. Тенденции, как связанные с состояниями напряжения динамические силы, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, выражаются в потребностях, интересах и идеалах.

Все потребности человека в их конкретном содержании и проявлении представляются историческими потребностями в том смысле, что они обусловлены процессом исторического развития человека.

Существуют различные формы и уровни проявления потребностей.

Первоначально потребность проявляется через форму - влечения. По мере того как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет, на который направляется влечение, а не только ощущается то органическое состояние, из которого оно исходит, влечение переходит в желание - новую форму проявления потребности. Этот переход означает не только внешний факт появления объекта, на который направляется влечение, а также изменение внутреннего характера влечения. Данное изменение его внутреннего психического содержания связано с тем, что, переходя в желание, направленное на определенные предметы, влечение больше осознается. Тем самым оно опосредуется и обусловливается всей более или менее сложной совокупностью отношений данной личности к данному предмету или лицу.

В контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес - специфическую направленность на него личности. Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес – вызывает стремление ближе познакомиться с ним, глубже в него проникнуть, нe упускать его из поля зрения Интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете.

Интерес сказывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, в воле. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес - ознакомиться с ним. Интересы являются поэтому специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной деятельности человека. Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности

Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако, как бы ни было высоко и сильно сознание объективной значимости соответствующих задач, оно не может исключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. При отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, долга, но не будет интереса.

Само эмоциональное состояние, вызванное интересом, имеет специфический характер, отличный, в частности, от того, которым сопровождается или в котором выражается потребность: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно. Интерес активизирует и деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает.

Как известно, потребности и интересы не исчерпывают весь спектр мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Человек делает не только то, в чем испытывает непосредственную потребность, и занимается не только тем, что его интересует. У него есть моральные представления о долге, обязанностях, которые также регулируют его поведение.

Если личность переживает нечто как должное, и не только отвлеченно знает, что оно считается таковым, должное становится предметом личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Они определяются мировоззрением, получая конкретное выражение в идеалах.

Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, образ, который служит образцом. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы стать, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть.

Идеал связан с мечтой, которая всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности человека. Мечта позволяет человеку наметить будущее и организовать свое поведение для его осуществления.

Потребности, интересы, идеалы, убеждения, желания мечты составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем, в известном смысле, единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.

Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и реализует направление наших мыслей и поступков. Пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как первичные теряют свою остроту и актуальность, одни за другими выступают последующие. Итак, потребности и интересы различной значимости для данной личности имеют место в ее сознании в определенной последовательности.

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. Цель - это представляемый результат деятельности. Отражение в сознании человека отношения мотива деятельности к цели действия образует личностный смысл деятельности.

Смыслообразующие мотивы выступают как главная причина побуждения деятельности, основа постановки цели, выбора средств и способов ее достижений.

Контрольные вопросы и задания к шестой главе

1. Дайте определение понятию «направленность».

2. Как соотносятся между собой установка, потребность, интерес, цель, идеал?

3. Выполните самодиагностику стиля жизнедеятельности («понимание пословиц »)

Данное задание определяет понимание переносного смысла, опосредованного вербально. Пословицы, относящиеся к сфере народного творчества, во многом отражают этнические особенности, что ярко проявляется при сравнении пословиц у разных народов.

В предлагаемой методике оценивается как собственная интерпретация смысла пословиц, так и соотношение ее со стилем жизнедеятельности. Пословицы могут иметь противоположные способы поведения, а предпочтение тех или иных пословиц позволит испытуемым отнести себя к разным типам поведения.

Инструкция. Вам предлагается список из 35 пословиц, преимущественно русских, ориентированных на определение двух основных свойств человека: быть (отказаться от своего эгоцентризма) и иметь (жить во имя собственных интересов, особенно материальных). Эрих Фромм утверждал, что большинство людей относятся ко второму типу, поскольку отказаться от ориентации на обладание слишком трудно. После прочтения каждой пословицы определите свое отношение к ней и использование ее в своем обычном поведении по пятибалльной шкале , где 5 баллов – типично для поведения, 4 балла – часто, 3 балла – иногда, 2 балла -- совсем нетипично, 0 баллов – не понял(а) смысла пословицы вообще. Затем полученные оценки суммируются по столбцам, наибольшая сумма (иногда две наибольших) указывает на индивидуальные особенности поведения. Значительное количество нулевых показателей может быть определено как снижение способности испытуемого понимать переносный смысл.

Список пословиц

1) Худой мир лучше доброй ссоры.

2) Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.

3) Мягко стелет, да жестко спать.

4) Рука руку моет.

5) Ум хорошо, а два лучше.

6) Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит

7) Кто сильнее, тот и правее.

8) Не подмажешь, не поедешь.

9) С паршивой овцы – хоть шерсти клок.

10) Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11) Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.

12) Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13) Убивай врагов своей добротой.

14) Честная сделка не вызывает ссоры.

15) Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

17) Сражение проигрывает тот, кто верит в победу.

18) Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19) Ты мне – я тебе.

20) Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

21) Кто спорит – гроша не стоит.

22) Кто не отступает, тот обращается в бегство.

23) Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый – ни одной.

24) Кто дарит – друзей наживает.

25) Выноси заботы на совет и держи с другими совет.

26) Лучший способ решать конфликты – избегать их.

27) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28) Кротость торжествует над гневом.

29) Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

30) Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31) На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32) В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.

33) Если в тебя бросили камень – брось в ответ кусок ваты.

34) Взаимные уступки прекрасно решают дела.

35)Копай и копай без устали: докопаешь до истины.

Оценка результатов

1 тип – ответы 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31.

2 тип – ответы 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32.

3 тип – ответы 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33.

4 тип – ответы 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34.

5 тип – ответы 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35.

По Э.Фромму, у каждого человека жизненная стратегия сосредоточена на решении двух основных вопросов: достижения своих личных целей -- материальных, престижных, духовных и т.д., а также создания хороших взаимоотношений с другими людьми. Между этими полюсами возможны разные сочетания с преимущественной ориентацией в ту или иную сторону. Они и составляют предлагаемую далее типологию.

Тип 1(«черепаха») – уход под панцирь, отказ от достижений, целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности.

Тип 2 («акула») – силовая стратегия, конфликт решается выигрышем только для себя.

Тип 3 («медвежонок») – сглаживание углов, любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом.

Тип 4 («лиса») – стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей.

Тип 5 («сова») – мудрая птица, ценит и свои цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников.

4. Как Вы интерпретируете смысл данных пословиц? Ответ аргументируйте.

5. Предложите объяснение показателям по методике соотнесения пословиц с предпочитаемым типом поведения.

6. Выполните самодиагностикуценностных ориентаций (методика М.Рокича).

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Два класса ценностей различает М. Рокич: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойства личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Инструкция. Вам предъявлены два набора, состоящих из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша и вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию.

Список А (терминальные ценности):

активная, деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

здоровье (физическое и психическое);

интересная работа;

красота природы и искусство (переживание прекрасного в природе и искусстве);

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

наличие хороших и верных друзей;

общественное признание (уважение окружающих);

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

продуктивная жизнь (максимально полное использование всех своих возможностей, сил и способностей);

развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

счастливая семейная жизнь;

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

творчество (возможность творческой деятельности);

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

воспитанность (хорошие манеры);

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

жизнерадостность (чувство юмора);

исполнительность (дисциплинированность);

независимость (способность действовать самостоятельно, решительность);

непримиримость к недостаткам в себе и других;

образованность (широта знаний, высокая общая культура);

ответственность (чувство долга, умение держать слово);

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

терпимость к взглядам и мнениям других (умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

широта взглядов (умение принять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

честность (правдивость, искренность);

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

чуткость (заботливость).

7. Как проявляется потребность в направленности личности?

8. В чем проявляется динамическая тенденция?

9 . Объясните субъективно-объективный характер потребности.

10. Дайте определение понятию установки и ее влияния на поведение и деятельность человека.

11. Охарактеризуйте специфичность интереса и его взаимосвязь с направленностью личности.

12. Что вы понимаете под идеалом?

13. Расскажите об иерархии потребностей и интересов.

14. Как взаимосвязана система ценностей с направленностью личности?

21. Выполните самодиагностику направленности личности

(методика Б. Басса).

Данная ориентационная анкета составлена Б.Бассом, с ее помощью можно изучить направленность личности на себя (Я), на общение (О), на дело (Д).

Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Методика для определения личностной направленности включает анкету, состоящую из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующих трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который в наименьшей степени выражает его мнение или соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно (форма 30).

Инструкция. Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, надо отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на месте для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».

Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на месте для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».

Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.

Текстовый материал

1) Наибольшее удовольствие я получаю от:

A) одобрения моей работы;

Б) осознания того, что работа сделана хорошо;

B) осознания того, что меня окружают друзья.

2) Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

A)тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б) известным игроком;

B) выбранным капитаном команды.

3) По-моему, лучшим менеджером является тот, кто:

A) проявляет интерес к проблеме так, что подчиненные с удовольствием углубляют свои знания в этой проблеме;

Б) вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания по этой проблеме;

B) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказывать свое мнение.

4) Мне нравится, когда люди:

A) радуются выполненной работе;

Б) с удовольствием работают в коллективе;

B) стремятся выполнить свою работу лучше других.

5) Я хотел бы, чтобы мои друзья:

A) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

Б) были верны и преданы мне;

B) были умными и интересными людьми.

6). Лучшими друзьями я считаю тех:

A) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б) на кого всегда можно положиться;

B) кто может много достичь в жизни.

7) Больше всего я не люблю:

А) когда у меня что-то не получается;

Б) когда портятся отношения с товарищами;

В) когда меня критикуют.

8) По-моему, хуже всего, когда менеджер

A) не скрывает, что некоторые сотрудники ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б) вызывает дух соперничества в коллективе;

B) недостаточно хорошо знает свой предмет.

9) В детстве мне больше всего нравилось:

A) проводить время с друзьями;

Б) ощущение выполненных дел;

B) когда меня за что-то хвалили.

10) Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A) добился успеха в жизни;

Б) по-настоящему увлечен своим делом;

B) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11) В первую очередь школа должна:

A) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

B) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12) Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

A) для общения с друзьями;

Б) для отдыха и развлечений;

B) для своих любимых дел и самообразования.

13) Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

A) работаю с людьми, которые мне симпатичны; Б) у меня интересная работа;

B) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14) Я люблю, когда:

A) другие люди меня ценят;

Б) испытываю удовлетворение от выполненной работы;

B) приятно провожу время с друзьями.

15) Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

A) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.д., в котором мне довелось участвовать;

Б) написали о моей деятельности;

B) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16) Лучше всего я учусь, если преподаватель: А) имеет ко мне индивидуальный подход;

Б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17) Для меня нет ничего хуже, чем:

A) оскорбление личного достоинства;

Б) неудача при выполнении важного дела;

B) потеря друзей.

18) Больше всего я ценю:

Б) возможности хорошей совместной работы;

B) здравый практический ум и смекалку.

19) Я не люблю людей, которые:

A) считают себя хуже других;

Б) часто ссорятся и конфликтуют;

B) возражают против всего нового.

20) Приятно, когда:

A) работаешь над важным для всех делом; Б) имеешь много друзей; B) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21) По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

B) требовательным.

22) В свободное время я охотно прочитал бы книги:

A) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

Б) о жизни знаменитых и интересных людей;

B) о последних достижениях науки и техники.

23) Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

A) дирижером;

Б) композитором;

B) солистом

24) Мне бы хотелось:

A) придумать интересный конкурс;

Б) победить в конкурсе;

B) организовать конкурс и руководить им.

25) Для меня важнее всего знать:

A) что я хочу сделать;

Б) как достичь цели;

B) как организовать людей для достижения цели.

26) Человек должен стремиться к тому, чтобы.

А) другие были им довольны;

Б) прежде всего выполнить свою задачу.

В сфере публичного права всегда доминирует государство, так как его нормы выражают прежде всего интересы государства и общества. Что же касается граждан или создаваемых ими организаций, то они, будучи участниками публично-правовых отношений, обязаны следовать устанавливаемым им в законах и подзаконных актах предписаниям.

Для частного права характерны:

свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

равенство сторон;

преобладание диспозитивных норм;

ориентация на удовлетворение частных интересов.

Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал.

10. Как административное право связано с:
- другими отраслями публичного права;

С отраслями частного права?

Административное право взаимодействует с гражданским правом. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, которые регламентируют гражданско-правовые отношения при условии, что они соответствуют нормам ГК РФ и иным федеральным законам. Взаимосвязь административного и гражданского законодательства прослеживается по некоторым институтам, например: государственная регистрация юридических лиц; лицензирование; возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц; публичный договор. Административно-правовые институты включают нормы права, устанавливающие возможность применения к субъектам гражданского права административно-властных методов.

Административное право конкретизирует своими нормами конституционное право и устанавливает возможность полной реализации конституционно-правовых норм (например, путем организации единой системы органов исполнительной власти, государственной службы, развития административного законодательства и административно-процессуального законодательства, административного судопроизводства, защиты прав и свобод человека и гражданина).

Очень интересные и глубокие взаимосвязи можно обнаружить между административным правом и муниципальным правом .

Наука административного права, изучая различные аспекты проблемы управления, включает в предмет своего исследования и такой вид управления, как местное самоуправление. Изучение местного самоуправления - это логическое продолжение анализа более обширной темы управления в Российской Федерации, организации и сущности государственной власти, построения исполнительной власти и осуществления ее функций, а также децентрализации управления.

Финансовое право как система правовых норм, регламентирующих финансовую деятельность государства, основывается в определенных сферах и пределах на методах, используемых в системе административно-правового регулирования. Административно-правовые нормы устанавливают порядок осуществления финансовой деятельности государства, правовой режим деятельности налоговых органов, систему государственного финансового контроля, административную ответственность за совершение нарушений в финансово-правовой, бюджетной или налоговой сферах.



Таможенное право , которое регулирует отношения в области таможенного дела, использует методы административно-правового регулирования и административные процедуры (хотя они и называются таможенными).

Административное право включает в себя, а порой и обеспечивает действие норм экологического и земельного права . Нормы законодательства об охране окружающей среды, санитарного законодательства используют многие административно-правовые институты для управления в соответствующих сферах государственной деятельности (например, экологический контроль, санитарно-эпидемиологический надзор). При этом для применения норм экологического или земельного права часто требуется административно-процессуальное обеспечение (например, применение административной ответственности за нарушения экологического законодательства, при совершении нарушений санитарного законодательства).

Трудовое право сравнивают с административным , как правило, на примере институтов государственной службы и административного принуждения. В системе государственной службы в определенных пределах действуют нормы трудового законодательства. Такое положение устанавливается федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся рекомендации судам по применению трудового законодательства к отношениям, регулируемым нормами публичного служебного права. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение трудового законодательства РФ.

Административное право, уголовное , а также уголовно-исполнительное право используют одинаковый метод правового регулирования - запрет, за нарушение которого наступает соответственно административная или уголовная ответственность. В уголовном праве установлена ответственность за преступления против интересов государственной и муниципальной службы, а также за нарушения правил, устанавливаемых нормами административного права (например, в области осуществления предпринимательской деятельности, против военной службы, против общественной безопасности и общественного порядка).

Методику оценки умения слушать В.М. Шепеля;

Методику диагностики перцептивно-интерактивной компетентности (модификационный тест Н.П. Фетискина).

Первая методика направлена на выявление установок, определяющих характеристики профессионального поведения, диагностируемые тремя последующими методиками, которые, в конечном итоге, обеспечивают успешность профессиональной деятельности. Таким образом, стратегии поведения в конфликтной ситуации, умение слушать, взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние, автономность, адаптивность и активность как проявления перцептивно-интерактивной компетентности мы считаем важными характеристиками профессионального поведения.

Методика О.Ф.Потемкиной позволяет выявить следующие социально-психологические установки личности.

Таблица 2. Расшифровка социально-психологических установок .

Установка

Расшифровка

Ориентация на процесс

Люди, более ориентированные на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Ориентация на результат

Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Ориентация на альтруизм

Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм - наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

Ориентация на эгоизм

Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля “разумного эгоизма” не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем среди людей “интеллигентных профессий” это встречается довольно часто.

Ориентация на труд

Обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

Ориентация на деньги

Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния.

Ориентация на свободу

Главная ценность для этих людей - это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание “свободы” и “деньги”.

Ориентация на власть

Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

Измерение социально-психологических установок личности показало, что средний балл направленности на результат в группе операторов-консультантов составляет 6,2 балла, на процесс - 5,7 баллов; средний показатель альтруизма составляет 5,6, эгоизма - 2,5 баллов; значение направленности на труд составляет 4,6 балла, на деньги - 3,4 балла; на свободу - 5,2 баллов, на власть - 2,8. В группе специалистов по сбору задолженностей значение направленности на результат составляет 6,5 балла, на процесс 5,4 балла; альтруизм - 4,7 балла, эгоизм - 2,5 балла; средний показатель направленности на труд составляют 4,5 балла, на деньги 3,2 балла; значение ориентации на свободу - 6,6 балла, на власть - 3,8 балла (см. рис.1).

Рис.1. Усредненные профили социально-психологических установок в группах ОСКП и УПСЗ.

При всем том, что ориентация на результат у всех сотрудников банка выражена ярче, чем на процесс, показатели установки на процесс выше у операторов-консультантов, а на результат - у специалистов отдела по сбору задолженностей. Альтруизм в большей степени, чем эгоизм, свойствен опять же всем сотрудникам, однако показатели альтруизма выше у операторов-консультантов, а показатели эгоизма выше у специалистов отдела по сбору задолженностей. Показатели установок на труд и на деньги совпадают в обеих группах, а показатели установок на свободу и власть значительно выше у специалистов отдела по сбору задолженностей, нежели у операторов-консультантов.

Таблица 3. Показатели различий в социально-психологических установках при помощи критерия Манна-Уитни

ПРОЦЕСС

РЕЗУЛЬТАТ

АЛЬТРУИЗМ

ЭГОИЗМ

Asymp. Sig. (2-tailed)

ТРУД

СВОБОДА

ВЛАСТЬ

ДЕНЬГИ

Asymp. Sig. (2-tailed)

Критерий Манна-Уитнипозволил подтвердить значимость различий в установках на результат, альтруизм, эгоизм, свободу и власть.

Таким образом, операторы-консультанты менее ориентированы на результат, более альтруистичны, менее свободолюбивы и не стремятся оказывать влияние на других, тогда как специалисты отдела по сбору задолженностей более ориентированы на результат, более эгоистичны, обнаруживают стремление к свободе и к влиянию на других.

Важной характеристикой профессионального поведения являются доминирующие способы реагирования испытуемых в конфликтных ситуациях (методика К.Н. Томаса), которые, без-условно, характеризуют коммуникативную компетентность.

Таблица 4. Расшифровка стратегий (способов) поведения в конфликтных ситуациях .

Стратегия поведения

Расшифровка

Соперничество (конкуренция, соревнование)

Человек, преимущественно использующий стиль конкуренции, активен, целеустремлен, предпочитает разрешать конфликты собственными силами. Не стремится к сотрудничеству и диалогу с окружающими, не учитывает их интересы. На первом месте для него – собственные цели. Используя волевые качества, он принуждает других принимать необходимые для него решения.

Избегание

Индивид уклоняется от разрешения конфликта, не отстаивает свои интересы, позволяет ущемлять свои права. Не стремится к сотрудничеству с другими в целях разрешения конфликта. В большинстве случаев такой человек игнорирует проблему, перекладывает ответственность на других, откладывает решение, при возможности устраняется (вплоть до того, что выходит из комнаты, меняет тему разговора, берет "больничный" и т.д.).

Приспособление (уступчивость)

Человек, использующий этот стиль, не пытается отстаивать собственные цели. Он не избегает конфликтной ситуации, но и не стремится разрешить ее конструктивно. Готов идти на уступки, жертвовать собственными интересами, соглашается на предложения окружающих.

Компромисс

Индивид, предпочитающий в конфликтной ситуации стиль компромиссного поведения, готов в некоторой степени поступиться собственными интересами, если другая сторона, участвующая в конфликте, идет на то же. Для достижения компромисса обе стороны прибегают к взаимным уступкам, но стараются не жертвовать главным. Ведется торг, взаимный обмен. В результате достигается временное соглашение, но причины конфликта не устраняются, обе стороны остаются недовольными принятым общим решением.

Сотрудничество

Личность, стремящаяся к сотрудничеству, не забывает о своих интересах, но при этом учитывает и интересы другой стороны. Для разрешения конфликта такой человек прибегает сам и стимулирует других людей к поиску истинных причин разногласий, выяснению целей всех участников конфликта, совместной выработке решения, удовлетворяющего всех.

Оптимальным стилем поведения в конфликтной ситуации является применение всех пяти форм поведения в зависимости от конкретных условий и специфики разногласий.

Средний балл стратегии «соревнование» в группе операторов-консультантов составляет - 3,4 балла; «сотрудничество» - 7 баллов; «компромисс» - 8,1 балла; «избегание» - 6 баллов и «приспособление» - 5,6 балла. В группе специалистов по сбору задолженностей среднее значение стратегии «соревнование» составляет - 4,6 балла; «сотрудничество» - 7,1 балла; «компромисс» - 8 баллов; «избегание» - 6,1 балл и «приспособление» - 4,2 балла (см. рис.2).

Рис.2. Средние показатели стратегий реагирования в конфликтной ситуации в группах ОСКП и УПСЗ.

И в первом, и во втором подразделении банка наиболее приемлемыми и используемыми способами разрешения конфликтных ситуаций являются «компромисс», «сотрудничество» и «избегание» (перечисляем в порядке значимости). Значения этих стратегий практически не различаются. «Соревнование» («соперничество») чаще используют сотрудники УПСЗ, «приспособление» - сотрудники ОСКП.

мы подтвердилизначимость различий в показателях «соревнования» и «приспособления».

Таблица 5. Показатели различий в проявлении стратегий поведения при помощи критерия Манна-Уитни

Операторы-консультанты чаще, чем специалисты отдела по сбору задолженностей используют стратегию «приспособление» по отношению к клиенту, и это является показателем профессионализма, поскольку цель их деятельности привлечение постоянных клиентов и реализация банковского продукта. Для специалистов отдела по сбору задолженностей характерно «соревнование», поскольку показателем успешности их деятельности является количество возвращенных кредитов.

При выявлении умения слушать по методике В.М. Шепеля получилась следующая картина: в группе сотрудников ОСКП – 9,7% испытуемых оказались слушателями среднего уровня, 90,3% - слушатели выше среднего уровня. «Неумеющих слушать» нет. В группе сотрудников УПСЗ 6,5% слушать не умеют, 29% обладают средними умениями «слушания» и 64,5% - «слушатели» выше среднего уровня.

Рис.3. Показатели «умения слушать» в группах ОСКП и УПСЗ.

При помощи критерия Манна-Уитниподтвержденазначимость различий в показателях «умения слушать» (при р<0,01).

Операторы-консультанты обладают более развитыми навыками слушания, чем специалисты отдела по сбору задолженностей

Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности позволяет выявить общий уровень коммуникативной интерактивности и показатели по таким ее характеристикам, как: взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, социальная автономность, социальная адаптивность, социальная активность.

Таблица 6. Содержание характеристик перцептивно-интерактивной компетентности.

Характеристика

Взаимопознание

Степень адекватности оценки личностных особенностей партнеров по взаимодействию.

Взаимопонимание

Уровень конфликтности в группе, выраженность общих интересов, умение понять точку зрения оппонента, другого человека.

Взаимовлияние

Степень значимости мнения, поступков других представителей группы, самокоррекция, саморефлексия.

Социальная автономность

Значимость личностной позиции в совместных действиях и организации или участии в совместной деятельности.

Социальная адаптивность

Благополучность взаимоотношений, удовлетворенность своим положением в группе, гибкость поведения, контактность внутри коллектива и с внешним окружением.

Социальная активность

Направленность социальной ориентации, ведущие мотивы взаимодействия с окружающими, эффективность совместной деятельности.

Общие показатели коммуникативной интерактивности у сотрудников обоих отделов одинаковы. Подавляющее большинство сотрудников банка имеет высокий уровень коммуникативной интерактивности (по 80,6% в каждом отделе).

Рис.4. Показатели коммуникативной интерактивности сотрудников ОСКП и УПСЗ.

Взаимопознание в высокой степени проявляется у 58,1% операторов-консультантов и у 52,4% специалистов по сбору задолженностей, в средней у 42,9% и 47,6% соответственно. Взаимопонимание на высоком уровне проявляется в равной мере у сотрудников ОСКП и УПСЗ (71%), средний уровень диагностирован у 29% в каждой группе. Взаимовлиянием в высшей степени обладают 19,4% сотрудников ОСКП и 25,8% сотрудников УПСЗ. В средней степени - 80,6% сотрудников ОСКП и 74,2 % сотрудников УПСЗ (см. рис. 5).

Рис.5. Показатели сотрудников ОСКП и УПСЗ (взаимопознания, взаимопонимания и взаимовлияния).

Социальная автономность в высокой степени проявляется у большинства сотрудников банка, как в первом, так и во втором отделах (у 96,8% и 83,5% соответственно) Однако значимость личностной позиции в совместных действиях и организации или участии в совместной деятельности выше у сотрудников ОСКП (см. рис.6).

Рис.6. Показатели перцептивно-интерактивной компетентности сотрудников ОСКП и УПСЗ (социальной автономности, адаптивности и активности).

Социальная адаптивность ярче выражена также у сотрудников ОСКП. Большее число операторов-консультантов обладает ею в средней степени и меньшее в незначительной степени по сравнению с аналогичными показателями у специалистов УПСЗ.

Социальная активность в высокой степени проявляется у 71% операторов-консультантов, что выше на 29% чем в группе специалистов отдела по сбору задолженностей.

Таблица 7. Показатели различий перцептивно-интерактивной компетентности при помощи критерия Манна-Уитни

Коммун - интерак-ть

взаимо-познание

взаимо-понимание

взаимо-влияние

соц-ая автон-ть

соц-ая адаптив-ть

соц-ая

актив-ть

Asymp. Sig. (2-tailed)

Критерий Манна-Уитни позволил подтвердить значимые различия относительно взаимопознания, автономности, адаптивности и активности.

При равной общей коммуникативной интерактивности операторы-консультанты обладают большими навыками взаимопознания, отличаются более высокой автономностью, адаптивностью и активностью.

Выводы:

    операторы-консультанты менее ориентированы на результат, более альтруистичны, менее свободолюбивы и не стремятся оказывать влияние на других, тогда как специалисты отдела по сбору задолженностей более ориентированы на результат, более эгоистичны, обнаруживают стремление к свободе и к влиянию на других.

    Операторы-консультанты чаще, чем специалисты отдела по сбору задолженностей используют стратегию «приспособление» по отношению к клиенту, и это является показателем профессионализма, поскольку цель их деятельности привлечение постоянных клиентов и реализация банковского продукта. Для специалистов отдела по сбору задолженностей характерно «соревнование», поскольку показателем успешности их деятельности является количество возвращенных кредитов.

    Операторы-консультанты обладают более развитыми навыками слушания, чем специалисты отдела по сбору задолженностей.

    При равной общей коммуникативной интерактивности операторы-консультанты обладают большими навыками взаимопознания, отличаются более высокой автономностью, адаптивностью и активностью.

    При развитии навыков профессиональной компетентности требуется дифференцированный подход в составлении программ для сотрудников различных (в данном случае, указанных нами отделов).

Список литературы

    Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.

    Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979

    Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978.

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969.

    Григолава В. В. Бессознательное и установка.- Вопросы психологии, 1984, № 3.

    Дэвис Дж. Социальная установка // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ. М., 1972.7

    Леонтьев А.А. Психология общения. М.,1998.

    Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.

    Мясищев В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды, М.: Воронеж, 1995.

    Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.

    Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. М., 1972.

    Психология. Словарь/Под редакцией А.В. Петров-ского, М.Г. Ярошевского.-М.:Политиздат,1990.

    Прангишвили А.С. Потребности, мотивы, установки // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.

    Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы исследования установки // Психологические исследования. М., 1966.

    Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.. 1976.

    Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975

    Лекция >> Социология

    ... исследований . - Учебник:. - М., 1995. Бикметов Е.Ю. Социологические и психологические методы исследования ... исследованием , проводимым нами с целью изучения проблемы зависимости людей от ... установок , образцов поведения, присущих данному обществу, социальной ...

  1. Социология как наука об обществе. Общество и его структурные компоненты

    Конспект >> Социология

    ... социальной общности или социального явления в будущем; - Социально -технологическая – в зависимости от ... сотрудников . Незрелые или зависимые сотрудники ... социально -психологические парадигмы // Социологические исследования . 1994. № 6. Титова М.А. Социально - ...

  2. Организационная культура ОАО СладКо

    Реферат >> Менеджмент

    В зависимости от конкретных целей исследования , но... его эмоционально-психологическом воздействии на... установок предприятия. ОБЫЧАЙ - это воспринятая из прошлого форма социальной ... отсутствием специфи деятельности... чести сотрудника банка ; Медицинского...

Частное право - отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права, которое регулирует и охраняет общие интересы. Ядро частного права составляет гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право).

Частное право - это совокупность отраслей - часть системы действующего права. Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей(предприятиями, фирмами и пр.)

Признаки частноправовых отношений:

    складываются по воле самих участников, совершаемые ими двухсторонние действия приобретают юридическую силу, если осуществляются добровольно;

    частноправовые отношения основаны на равноправии сторон;

    частноправовые отношения имеют горизонтальный характер.

Публичное право право образует нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами .

Нормы, обеспечивающие общезначимые (публичные) интересы - интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права.

Все остальные, т. е. те, которые имеют своим непосредственным назначением защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права.

Для публичного права характерны:

    одностороннее волеизъявление;

    субординация субъектов и правовых актов;

    преобладание императивных норм;

    ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Для частного права характерны:

    свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

    равенство сторон;

    преобладание диспозитивных норм;

Ориентация на удовлетворение частных интересов. Вопрос №9 Международное право как особая система права. Международные межправительственные организации.

Международное право - это совокупность норм и принципов, устанавливающих взаимные права и обязанности государств в процессе их общения, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государства, обусловленную действием международных организаций на определенном этапе цивилизации.

Несмотря на то что и международному право и внутригосударственному праву свойственны некоторые общеосновные признаки, международное право во многом существенно отличается от внутригосударственного права и имеет следующие основные особенности:

    особый предмет правового регулирования – международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы, как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств.

    Особые субъекты международного права. Субъектами международного права выступает главным образом суверенное государство, нации, народы, борющиеся за свободу и независимость и создание собственной государственности, международные межправительственные организации и государственно-подобные образования

    Особые объекты международного права. Объектами международного права является все то, по поводу чего субъекты международного права могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства

    Особый порядок нормообразования. В международном сообществе государств отсутствует наднациональный властный орган, который мог бы диктовать свою волю всем современным государствам издавая обязательные для них нормы права. Нормы международного права создаются непосредственно самими субъектами международного права, прежде всего государствами. Это происходит путем свободного согласования воль суверенных государств и выражения этой согласованной воли в заключаемых между ними конкретных международных договоров

    Особый порядок принуждения к соблюдению норм международного права. Принуждение субъекта международного права осуществляется самими государствами, для обеспечения соблюдения правовых норм.

    Особые источники международного права. Основными источниками международного права являются международные договоры и международные обычаи, соглашения, конвенции. Принципы международного права:

    Суверенное равенство государств

    Неприменение силы и угрозы силой

    Нерушимость границ, территориальная целостность государств

    Мирное разрешение международных споров

    Невмешательство во внутренние дела.

    Добросовестное выполнение международных обыхзательств

Международная межправительственная организация - объединение суверенных государств, создаваемое для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях в соответствии с международным правом на основе многостороннего международного договора. Такие организации обладают статусом субъекта международного права, что позволяет им самостоятельно совершать сделки, приобретать имущество, выступать сторонами соглашений, включая и международные договоры.


В психологическом плане конфликт может быть рассмотрен как столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями. Отметим важнейшие моменты данного определения. Во-первых, под конфликтными подразумеваются те взаимодействия и отношения, в основе которых лежат несовместимые интересы, потребности или ценности и их одновременное удовлетворение, существование невозможно.

Во-вторых, можно выделить внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликт, в зависимости от того, в каком пространстве возникли и развиваются объективные противоречия.

В-третьих, конфликт в психологическом плане сопровождается для его участников негативными эмоциональными состояниями, осложняющими и без того непростую ситуацию объективного противоречия.

В социальной психологии при анализе межличностных конфликтов принято обсуждать причины конфликтов, их структуру, динамику развития и функции. Кроме этого, мы обратимся к исследованию проблем профилактики конфликтов и психологического посредничества при их разрешении.

Конфликт начинается с появления основной проблемы. Данный этап называется предконфликтной ситуацией, которая может быть растянута во времени, а может быть быстротечной. Толчком к переходу в первую стадию конфликта является какой-либо повод, факт, событие, переводящее взаимодействие в столкновение, конфликтная ситуация становится открытой.

Вторая стадия – активирует участников конфликта на принятие мер;

Третья стадия – острое противоборство сторон;

Четвёртая стадия – снятие противоречий между конфликтными сторонами;

Пятая стадия – разрядка напряжённости.

Причины, препятствующие конструктивному разрешению конфликта

Стремление победить любой ценой;

Эмоциональная вовлечённость;

Борьба только за собственные интересы;

Не эффективные стратегии поведения;

Отсутствие коммуникабельных навыков.

Стратегии взаимодействия в конфликте

Соперничество – ориентация на свои интересы, получение результатов для себя. Интересы другого человека игнорируются. Конкуренция может приводить к доминированию, победе одного участника конфликта над другим человеком самоутверждается. Люди, склонные к соперничеству, способны к волевым действиям, к принуждению других принимать их решения.

Сотрудничество – одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных. Сотрудничество протекает в форме активной совместной деятельности. Обе стороны остаются в выигрыше, удовлетворяя интересы.

Компромисс – половинчатый тип поведения. Частичный или полный отказ от собственных интересов позволяет также удовлетворить их. Компромисс затрагивает поверхностные уровни, обсуждается в основном внешние позиции.

Избегание – уход от удовлетворения собственных интересов, что является одновременно препятствием удовлетворения интересов оппонента. Это пассивная стратегия, временный выход за рамки конфликта.

Приспособление – это отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов в пользу другого человека. Здесь результатом является не реальный итог, а сохранение взаимоотношений. Это совместные пассивные действия совместно с другим человеком, соглашаясь выполнять его требования.

Выбор стратегии зависит от ситуации

Соперничество – быстрый исход, есть для этого власть.

Сотрудничество – решение проблемы важно для всех сторон, а …

Избегание – накал страстей, эмоций.

Приспособление – для одного участника незначима.

Компромисс – одинаковая власть.