Таможенный суверенитет: верховенство государственной власти. Суверенное государство: понятие и признаки

Суверенитет Российской Федерации.

Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным .

Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам .

Суверенитет государства исходит из суверенитета народа . Народ является создателем и носителем суверенитета государства , волеизъявление народа порождает государственную власть. В то же время народ выступает как своеобразный гарант государственного суверенитета , ибо любое ущемление независимости государства, умаление верховенства власти означает нарушение коренных интересов народа, создает источники внутренних или международных конфликтов.

Верховенство государственной власти − это, прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов . Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т. е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции.

Конституция 1993 г. подтвердила суверенитет России, которая, находясь с 1922 г. в составе СССР, фактически утратила свой суверенитет и не выступала как субъект международного права. Восстановление суверенитета РСФСР (это государство было суверенным с 1917 по 1922 г.) было осуществлено 12 июня 1990 г. , когда I Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.

Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях :

1. суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию ;

2. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России ;

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории .

Это значит, что на территории Федерации не может быть каких-либо иных суверенитетов.

Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации , ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа носителя и единственного источника властив Российской Федерации .


В таком же соотношении находятся Конституция РФ и федеральные законы , с одной стороны, и все нормативные акты субъектов Федерации − с другой. Положение о ″верховенстве на всей территории Российской Федерации″ означает установление безусловного приоритета федеральных актов высшей юридической силы в случае их расхождения с конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Государственная целостность − одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Она закреплена в ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 8, 65, 67 (ч. 1), 71 (″п″, ″б″) Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 31 июля 1995 г. отметил: ″Государственная целостность − важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одна из гарантий их конституционных прав и свобод″.

Конституционная цель сохранения целостности России как исторически сложившегося государства согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на самоопределение.

Важный аспект суверенитета − неприкосновенность территории . Это положение Конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии.

Понятие территории Российской Федерации содержится в ст. 67 Конституции и включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море , воздушное пространство над ними . Суверенитет России также распространяется на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону , однако права и юрисдикция здесь определяются законом и международным правом .

Конституция прямо не устанавливает делимость государственного суверенитета с мировым сообществом . Однако этот принцип, свойственный многим современным государствам, по существу, как бы содержится в Конституции, хотя и не относится к основам конституционного строя. Так, ст. 79 гласит, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами , если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Принцип разделения властей − этоследующий принцип основ организации государственной власти.

Сформулированный впервые Джоном Локком (Великобритания) и Шарлем Монтескье (Франция) в период революций XVII−XVIII вв. принцип разделения властей был направлен против концентрации и злоупотребления властью в феодальных монархиях.

Первые же конституции − США 1787 г., Франции 1789 г. − закрепили разделение властей как важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государства − охраны свободы и прав человека.

На протяжении XIX−XX вв. разделение властей превратился в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.

В Российской Федерации принцип разделения властейвпервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР , а позже был введен в Конституцию РСФСР , но нарушения этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис. Поэтому Конституция 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя.

В ст. 10 говорится, что ″государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную . Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны ″.

Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти .

Важной особенностью российской Конституции (хотя эта особенность присуща и ряду других стран) является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей . Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем :

законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом ;

исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством , быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту ;

между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий , исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно ;

Ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом;

Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими , т. е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

Хотя такое содержание принципа разделения властей в российской Конституции прямо не закреплено, оно, безусловно, присуще ей в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношения трех властей. Эти правила в основном воспроизводятся и на уровне субъектов Федерации, что предусмотрено ст. 77 Конституции РФ.

Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим , т. е. не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции.

Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

Президент РФ;

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

Правительство РФ;

Суды РФ.

Как видим, этот перечень соответствует определенным главам Конституции.

В ст. 10 государственная власть определена в трех формах и ст. 11 Конституции − в четырех. Это позволяет говорить о том, что президентская власть обладает определенными чертами государственной власти , отличными от трех других.

В то же время природа президентской власти, юридическая сила издаваемых Президентом нормативных актов недостаточно выявлены самой Конституцией . Власть, которая не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной, − это власть загадочная по своей юридической природе.

На практике (у нас и за рубежом) вопрос решается включением Президента в исполнительную власть , при этом за Президентом сохраняются и определенные собственные полномочия .

Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти самостоятельно (ст. 77).

В результате чего возникли самые разнообразные системы государственной власти − в одних республиках есть президенты , а в других нет, серьезно отличаются полномочия и взаимоотношения законодательной и исполнительной властей .

Относительно единообразные системы могут возникнуть при реализации в полном объеме ч. 1 ст. 77 , в которой требуется соответствие систем органов государственной власти субъектов Федерации двум положениям:

1. основам конституционного строя Российской Федерации;

2. общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

В федеративном государстве принцип единства государственной власти предполагает четкое распределение компетенции (предметов ведения и полномочий) между федерацией и ее субъектами .

В Конституции РФ к основам конституционного строя отнесено не только признание необходимости такого разграничения , но и указание оснований для него: настоящая Конституция, а также Федеративный и иные договоры по этому вопросу. Конституция ст. 71−73 установила предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов , а также определив полноту государственной власти субъектов Федерации вне этих предметов.

<*> Ovchinnikov S.N. Customs sovereignty: supremacy of state power.

Овчинников Сергей Николаевич, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института Дальневосточного государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматривается вопрос содержания понятия "таможенный суверенитет", анализ его отсутствия в действующем законодательстве. Автор приходит к выводу о том, что на верховенство государственной власти в таможенной сфере влияет сложность системы нормативно-правовых актов в области таможенного дела, различные толкования норм таможенного права.

Ключевые слова: государство, право, таможенное законодательство, суверенитет, правовые коллизии.

The article considers the issue of the contents of concept "customs sovereignty", analyses the absence thereof in the current legislation. The author makes a conclusion that the complexity of the system of normative-law acts in the sphere of customs affairs, various interpretations of the norms of customs law influence the supremacy of state power.

Key words: state, law, customs legislation, sovereignty, conflict of laws.

В юридической науке и законодательстве категория суверенитета встречается весьма широко и употребляется в разных смыслах. В Конституции РФ, в науке конституционного и государственного права используется понятие "государственный суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет". Так, в ст. 3 Конституции РФ говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Статья 4 Конституции РФ устанавливает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. В действующем законодательстве чаще всего встречается выражение "экономический суверенитет". Статья 6 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <1> к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относит защиту экономического суверенитета и экономических интересов РФ и российских лиц. Статья 5 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г., говорит о суверенитете РФ в области культуры <2>. Можно даже обнаружить выражение "верховный суверенитет государства в сфере земельно-имущественных отношений" <3>.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4850.
<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.
<3> Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4895.

Кроме того, в научной литературе выделяют также политический, правовой, территориальный, фискальный, налоговый, валютный, уголовно-правовой, продовольственный и другие разновидности суверенитета. В этом же ряду можно поставить и таможенный суверенитет.

В традиционном понимании государственный суверенитет представляет собой свойство государственной власти, выражающееся в верховенстве власти государства внутри страны и независимости ее по отношению к другим государствам. Иные упомянутые суверенитеты, кроме народного и национального, можно рассматривать как стороны или аспекты государственного суверенитета. Иногда отмечается, что суверенитет государства имеет различное отраслевое содержание <4>. Если предположить, что речь идет об отраслях права, то такая характеристика представляется не совсем удачной. Далеко не во всех исследованиях отраслей системы российского права выделяется и рассматривается соответствующий суверенитет. Например , вряд ли можно встретить выражение "гражданско-правовой суверенитет". Не всегда выделяемые стороны государственного суверенитета соответствуют отраслям права. Суверенитет государства един и неделим, и когда к слову "суверенитет" добавляют различные прилагательные, то подчеркивают ту или иную сферу деятельности государства.

<4> См., напр.: Остроухов Б.А. Международно-правовые проблемы фискального суверенитета государства // Юридический мир. 2009. N 3.

В одном из своих Постановлений Конституционный Суд РФ использовал выражение "фискальный суверенитет государства" <5>. По мнению некоторых авторов, это "выражение с формально-юридической точки зрения вряд ли является корректным, поскольку суверенитет государства един и его расщепление на различные суверенитеты (фискальный, таможенный, экономический и т.д.) представляется необоснованным" <6>. Представляется, что недостаточно обоснованной является сама критика. В приведенном и иных подобных выражениях речь идет не о различных суверенитетах, а опять-таки о различных сторонах единого государственного суверенитета.

<5> Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 197.
<6> Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Актуальные вопросы налогового права // Налоги и финансовое право. 2006. N 8.

К.Г. Борисов пишет, что "суверенитет государства рассматривается в двух аспектах: во-первых, как государственный и, во-вторых, как экономический суверенитет государства" <7>. С такой позицией вряд ли можно согласиться, потому что создается впечатление о равнозначности государственного и экономического суверенитета как двух аспектах суверенитета государства. Экономический суверенитет государства - это одна из сторон государственного суверенитета. И если уж выделять аспекты суверенитета, то их можно обнаружить гораздо больше.

<7> Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учебное пособие. 2-е изд., доп. М., 2001. С. 29 - 30.

Действующее законодательство РФ не содержит прямого упоминания о таможенном суверенитете. В таможенном законодательстве эта категория не встречается. В ст. 10 Таможенного кодекса РФ 1993 г. среди основных функций таможенных органов РФ называлось обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ, являющейся основой экономического суверенитета РФ. Даже в тексте присяги сотрудника таможенного органа говорится об обязанности защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации <8>. Исследования в области таможенного права также редко затрагивают вопрос о таможенном суверенитете, чаще говорят об экономическом суверенитете, иногда экономический и таможенный суверенитет ставят рядом друг с другом <9>. В научной и учебной литературе таможенный суверенитет упоминается обычно в связи с понятиями "таможенная территория" и "таможенная граница" <10>. Но если такое понятие используется, значит, необходимо определить его смысл и содержание.

<8> Ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3586.
<9> См.: Райкова А.Ю. Международно-правовые аспекты упрощения и гармонизации таможенных процедур (на примере международных таможенных конвенций по Карнетам A.T.A.): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 16.
<10> См., напр.: Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 1995. С. 46; Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. Киев, 2002. Глава 3. § 1.

Исходя из вышеупомянутого традиционного понимания государственного суверенитета, таможенный суверенитет можно определить как верховенство и независимость государства в регулировании таможенных отношений, т.е. отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В таможенном суверенитете государства можно выделить внутреннюю и внешнюю стороны. Суверенитет с его внутренней стороны представляет собой верховенство государственной власти в регулировании таможенных отношений, в определении таможенно-тарифной политики и средств ее реализации. Таможенное регулирование является монополией государства. Таможенный суверенитет выражается прежде всего в единстве таможенной территории, таможенного законодательства, системы таможенных органов, которые отнесены к федеральным органам исполнительной власти. В.С. Грачев и К.Н. Серов к числу правовых средств обеспечения экономического суверенитета относят конституционное закрепление принципа государственного суверенитета, конституционное закрепление принципов федерализма, регламентацию на конституционном уровне разграничения властных полномочий между субъектами Федерации и федеральным центром, нормативное закрепление принципов соотношения норм международного и национального права и т.д. <11>. Названные средства обеспечения суверенитета носят общий характер и могут быть отнесены к любой стороне государственного суверенитета, а не только к экономическому суверенитету.

<11> Грачев В.С., Серов К.Н. Правовые средства обеспечения экономического суверенитета современного государства // История государства и права. 2007. N 8.

Таможенный суверенитет находит свое закрепление в п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, относящей таможенное регулирование к исключительному ведению Российской Федерации. Это положение Конституции выражает единство таможенного регулирования на территории всей страны. Однако мало закрепить его в Конституции и Таможенном кодексе, необходимо его еще и реально обеспечить. В условиях федеративного государства необходимо добиваться верховенства федерального законодательства. Тем более что история современной России дает нам примеры отступления от этого принципа как со стороны федеральной власти, так и со стороны субъектов Федерации.

Уже после принятия действующей Конституции РФ были подписаны Соглашения между Правительством РФ и правительствами некоторых республик в составе Федерации (Башкортостан, Саха (Якутия), Удмуртская Республика), администрациями Краснодарского края, Ростовской области об урегулировании отношений в области таможенного дела, о разграничении полномочий в области таможенного дела и т.п. <12>. Конституция РФ не предусматривает совместного ведения и правового регулирования таможенного дела субъектами РФ или с их участием. Подобного рода соглашения нарушают закрепленный в ст. 5 Конституции РФ принцип равноправия субъектов РФ.

<12> См. подробнее: Новиков А.Б., Новикова Э.В. Правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере внешнеэкономической деятельности // Таможенное регулирование. Вып. 1: Сб-к статей / Под ред. А.Б. Новикова. СПб., 2006. С. 43 - 48.

Можно отметить попытки со стороны субъектов Федерации обжаловать законные полномочия федеральной власти в таможенной сфере. Так, Народное Собрание Парламента Чеченской Республики обратилось в Конституционный Суд РФ с запросом, в котором оспаривается конституционность положений Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. N 1223 "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района". Этим Постановлением Государственному таможенному комитету РФ предписано временно прекратить таможенное оформление прибывающих из-за границы товаров и грузов, следующих в Чеченскую Республику, а также в адрес физических и юридических лиц, зарегистрированных на территории Чеченской Республики и действующих на территории Российской Федерации от имени и (или) в интересах Чеченской Республики. Конституционный Суд РФ отказал в принятии запроса к рассмотрению, поскольку в данном случае неопределенность отсутствует. Правительство РФ действовало в рамках своих законных полномочий <13>.

<13> Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. N 22-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 3.

Некоторые субъекты Федерации стремятся самостоятельно регулировать таможенную деятельность. Например , в 1998 г. Дума Приморского края приняла ныне уже отмененный Закон "О порядке утилизации, складирования, перемещения лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов в Приморском крае" <14>. В названном Законе устанавливается перечень документов, которыми должны сопровождаться лом и отходы металлов, перемещаемые для таможенного оформления экспортной поставки потребителям. На Дальневосточное таможенное управление возлагается обязанность контролировать перемещение лома и отходов металлов и сплавов лишь при наличии документов, соответствующих указанному перечню. Экспортеры лома и отходов металлов и сплавов при отсутствии предписанных документов могут нести административную ответственность, причем право составления протоколов об этих административных правонарушениях предоставлено также таможенным органам. Нетрудно заметить, что рассматриваемый Закон Приморского края мало согласуется с Конституцией РФ и таможенным законодательством.

<14> Закон Приморского края от 10 июля 1998 г. N 13-КЗ // Ведомости Думы Приморского края. 1998. N 10. Утратил силу в связи с принятием Закона Приморского края от 11 февраля 2002 г. N 194-КЗ // Ведомости Законодательного собрания Приморского края. 2002. N 107.

Более того, свою лепту в таможенное регулирование вносят и муниципальные образования. Так, глава местного самоуправления г. Находка Приморского края 17 мая 1996 г. принял Постановление N 757 "О таможенном оформлении судов с автомашинами на борту в г. Находка" <15>. В этом Постановлении дается указание начальнику таможни организовать таможенное оформление автомашин с судов в определенных местах, предусмотреть особый режим таможенного оформления и т.п.

<15> СПС "КонсультантПлюс".

Приведенные примеры показывают, что таможенный суверенитет государства нуждается в постоянной поддержке. На верховенство государственной власти в таможенной сфере влияет также сложность системы нормативно-правовых актов в области таможенного дела, различные толкования норм таможенного права. В настоящей статье затронут лишь внутренний аспект таможенного суверенитета. Международно-правовой аспект таможенного суверенитета требует отдельного исследования.

ЛЕКЦИЯ №2

Тема:« Основы Конституции»

Для студентов медицинского факультета по специальности: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» (2 часа)

Учебные цели лекции.

· Дать студентам четкое представление о конституции.

· Объяснить понятия народовластие как основа конституционного строя.

· Дать понятие государственный суверенитета ЛНР на примере Российской Федерации.

· Разобрать актуальные понятия принципа Разделение властей.

План лекции.

1. Понятие конституционного строя.

2. Народовластие как основа конституционного строя.

3. Государственный суверенитет Российской Федерации.

4. Разделение властей.

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор

Видеоаппаратура

Ноутбук

4. Методы активизации студентов во время изложения лекционного материала :

проблемные ситуации

юридические примеры

ситуационные задачи

1. Какое государство считается светским?
отрицающее любую религию
закрепившее государственную религию
*признающее равенство религиозный конфессий, которые отделены от государства

2. Какие формы собственности признаются в России?
*частная, государственная, муниципальная и иные
только государственная
никакие

3. Кто представляет в России законодательную ветвь государственной власти?
Президент
Федеральное Собрание
Правительство

4. Что такое государственный суверенитет?
признак государства
*верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти как вовне, так и внутри государства
правовой акт, принятый государством

5. Какое государство считается правовым?
старающееся не менять своих правовых норм
закрепленное в праве
*признающее примат права над государством, обязательность предписаний права для всех

6. Что такое всенародный референдум?
всенародное обсуждение
*голосование по важнейшим вопросам
собрание представителей народа

7. Чем государственный орган отличается от общественной организации?
только способами образования
*сразу несколькими признаками, присущими только государственному органу и, среди них, право применять различные формы государственного принуждения
способностью принимать нормативные акты

8. Что нового внесла Конституция России 1993 года в правовое положение местного самоуправления?
ничего
изменила название органов местного самоуправления
*отделила органы местного самоуправления от государственных органов

9. Кто решает вопрос о том, какие органы местного самоуправления организуются в данном муниципальном образовании?
*население муниципального образования самостоятельно
Правительство России
органы власти субъекта Федерации

10. Что такое народный суверенитет?
*принадлежащее ему верховенство власти
благосостояние народа
форма правления

(правленые ответы выделены жирным шрифтом).

Тема «Основы конституционного строя ЛНР на примере Российской Федерации

1. Понятие конституционного строя. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких особенностей позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства и общества. Эти особенности, закрепленные конституцией государства, становятся его конституционным строем.

Таким образом, конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства и общества, закрепленный в его конституции, определенный механизм властвования.

Глава 1 Конституции ЛНР закрепляет основы конституционного строя. Что же такоеосновы конституционного строя?

Под основами конституционного строя ЛНР понимаются устои, важнейшие исходные начала государства и общества, основные принципы , на которых построено наша республика и общество.

Основы конституционного строя имеют особое значение в правовой системе ЛНР. Согласно статье Конституции ЛНР никакие другие положения Конституции ЛНР не могут противоречить основам конституционного строя, т.е. положениям первой главы Конституции. Это означает, что предписания первой главы обладают более высокой юридической силой по сравнению с положениями других глав.

Незыблемость основ конституционного строя гарантируется особым порядком изменения первой главы Конституции ЛНР. Как мы уже говорили, первая глава Конституции ЛНР не может быть изменена Народным Собранием. ВЛНР и Российской Федерации основами конституционного строя являются:

Народовластие;

Государственный суверенитет.

Республиканская форма правления;

Приоритет прав и свобод человека и гражданина;

Верховенство права, или правовое государство;

Федерализм;

Разделение властей;

Идеологическое многообразие и политический плюрализм;

Свобода хозяйствования и многообразие форм собственности;

Социальное государство.

Основы конституционного строя необходимо рассматривать и исследовать не в статике, а в их развитии. Уникальность понятия конституционного строя заключается в том, что это понятие носит одновременно и революционный и консервативный характер. С одной стороны, конституционный строй является не чем иным, как продуктом революции, скачкообразного изменения социально-политических сил. В этом смысле конституционный строй есть дитя и продукт революционного изменения механизма властвования, есть результат революции. Но с другой стороны, когда этот результат достигается и закрепляется в конституции, возникает иная цель – защиты конституционного строя. Революционная сторона уходит в прошлое. На передний план выдвигается цель сохранения и укрепления конституционного строя, создание условий его необратимости и стабилизации.

Рассмотрим с этой точки зрения конституционное развитие России с 1990 года. В июне 1990 года принимается Декларация о государственном суверенитете РСФСР, в которой провозглашается суверенитет РСФСР, верховенство российский законов над советскими законами, а природные ресурсы России объявляются как принадлежащие российскому народу. Федеративный договор 1992 года закрепляет федеративные основы российского государства, устанавливает разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституционная реформа получила свое завершение принятием Конституции РФ 1993 года. А после новый конституционный строй в России выполнял уже не столько революционную, сколько консервативно-стабилизирующую функцию.

Рассмотрим структурные элементы основ конституционного строя.

2. Народовластие как основа конституционного строя. Народовластие – это принадлежность всей власти народу и свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Конституционный принцип народовластия закреплен статьей 3 Конституции.

В соответствии со статьями.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в ЛНР является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в ЛНР. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Конституция ЛНР основана на доктрине делегирования народом своей власти, точнее права на власть, которым пользуются органы государства и должностные лица, осуществляя принадлежащие им полномочия.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Исчерпывается ли непосредственная демократия референдумом и выборами? Очевидно, что не исчерпывается. Сводить народовластие только к референдуму и выборам вряд ли обоснованно. Голосование – это очень тонкая нить, едва ли достаточно крепкая для того, чтобы считать, что народ правит, выбирая своих представителей. Если демократия действительно занимает существенное место в развитии человеческой цивилизации, то роль народа в управлении обществами должна основываться на чем-то большем, чем просто голосование на выборах.

Другими формами непосредственной демократии являютсямитинги, шествия, демонстрации, пикетирования, всенародное обсуждение законопроектов, публичные слушания, наказы избирателей, отзыв избирателями избранных ими представителей и т.п.

А что еще? Забастовки, акции неповиновения. И, революция, наконец.

Эти и иные формы непосредственной демократии, являясь обратной связью в системе публичного управления, выступают в качестве своеобразных «приводных ремней» между народом и его представителями, обращая их внимание на издержки в организации и функционировании власти и влияя своими действиями на принятие тех или иных политических решений.

Примером непосредственной демократии могут служить массовые выступления граждан РФ по поводу «монетизации льгот» в 2004 году, которые привели к серьезной корректировке принятого федерального закона. Аналогично, массовые акции против повышения транспортного налога в 2009 году привели к исключению из законопроекта норм о повышении транспортного налога.

Митинги за честные выборы, прокатившиеся по стране после декабрьских выборов в Государственную Думу, заставили руководство страны задуматься о реформировании политической системы и осуществить первоначальные шаги в этом направлении.

Конституционную модель народовластия можно условно представить в виде схемы, состоящей из концентрических окружностей, в центре которой находится многонациональный российский народ, участвующий в формировании и функционировании всей системы публичной власти в стране.

Итак, что же получается?Публичная власть не существует сама по себе, не дарована сверху и не является наследственной. В центре всей системы публичной власти в стране находится народ. То есть мы с Вами. Мы с Вами являемся единственным источником власти. Но мы же с Вами не можем непосредственно управлять всеми делами государства. Разыскивать преступников, оказывать социальную помощь нуждающимся, принимать законы, по которым нам приходится жить. По этой причине, непосредственно, управляя государственными делами, мы выбираем своих представителей, которые должны от нашего имени и в наших интересах управлять страной.

Мы с Вами часто ругаем власть. Власть оторвалась от народа и не думает о нас. Давайте вместе с Вами посмотрим, откуда же берется власть в нашей стране.

Прежде всего, народ учреждает всю систему публичной власти, путем принятия Конституции на общенародном референдуме и на этой основе участвует в формировании всех уровней публичной власти: федеральной, региональной и местной.

Рассмотрим этот важный вопрос подробнее.

1. Народ участвует в формировании органов государственной власти .

Во-первых, на основе принятой нами Конституции и законов мы с Вами выбираем главу нашего государства – Президента республики.

Во-вторых, мы выбираем Государственный совет, который принимает законы, по которым нам с Вами приходится жить. Таким образом, путем выборов мы сформировали высший законодательный орган ЛНР.

В-третьих, выбранный нами Глава Республики вносит на согласование в выбранную нами Государственный совет кандидатуру председателя, после чего назначает председателя Правительства и всех членов Правительства.

исполнительную федеральную власть.

В-четвертых, Государственный совет, сформированный, как будет показано в дальнейшем, представителями народа, утверждает судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда по представлению избранного народом Главы, который назначает также всех остальных федеральных судей.

Таким образом, избранные нами представители формируют судебную федеральную власть.

Вывод - все ветви федеральной власти.

2. Народ субъекта ЛНР участвует в формировании региональных органов государственной власти .

Во-первых, народ субъекта ЛНР непосредственно путем прямых выборов выбирает депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти.

Таким образом, путем выборов мы формируем законодательный орган.

Во-вторых, избранный народом субъекта ЛНР депутатский корпус по предложению избранного народом Глава ЛНР наделяет гражданина ЛНР полномочиями высшего должностного лица субъекта ЛНР, который формирует исполнительные органы субъекта ЛНР.

Таким образом, избранные нами представители формируют исполнительную региональную власть.

В-третьих, избранный народом субъекта ЛНР депутатский корпус назначает мировых судей, которые являются судами субъекта ЛНР.

Таким образом, избранные нами представители формируют судебную региональную власть.

Вывод - народ путем прямых выборов и через избранных им представителей формирует

3. Население муниципального образования участвует в формировании органов местного самоуправления, т.е. в формировании муниципальной власти.

Во-первых, мы выбираем, депутатов представительных органов местного самоуправления, а также глав муниципальных образований (путем прямых выборов или через депутатов представительных органов местного самоуправления).

Во-вторых, наши представители формируют местную администрацию, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Таким образом, население муниципального образования путем прямых выборов и через избранных им представителей формирует все ветви региональной власти.

Общий вывод - многонациональный народ непосредственно или через избранных им представителей формирует всю публичную власть в стране, которая функционирует от имени народа и должна действовать в интересах народа.

Таким образом, власть в нашей стране не берется ниоткуда, не завезена с Марса. Эту власть мы с Вами все вместе выбираем. Власть остается за нами, мы просто на время делегируем избранным нами людям лишь право на власть, а не саму власть. Таким образом, государственные органы и их должностные лица – это просто наши представители, поверенные в наших делах, которые действуют от нашего имени и должны действовать в наших интересах.

В реальности имеется серьезный отрыв органов власти от источника этой власти, единственного суверена в нашем государстве – народа. Происходит отчуждение народа от власти. В чем же проявляется отчуждение народа от власти?

Во-первых, сокращается перечень органов государственной власти и должностных лиц, которые формируются путем прямых выборов.

Во-вторых, уменьшается представительный характер избираемых законодательных органов. Должна быть установлена постоянная обратная связь между народом и его представителями на всех уровнях власти от Главы республики и депутатов до главы сельского поселения и депутатов сельсовета с системой наказов избирателей, отчетностью перед ними и возможностью досрочного прекращения полномочий по инициативе избирателей, причем в достаточно простом и реализуемом порядке.

В такой схеме взаимоотношений заложена идея общественного договора, заключаемого гражданами со своим избранниками в ходе свободных выборов и предполагающего добросовестное выполнение ими властных полномочий, делегированных народом, с юридической ответственностью за невыполнение или ненадлежащее выполнение этих полномочий.

В настоящее время начинается реформирование политической системы общества. Будем надеяться, что оно будет успешным.

__________________________________________________________

3. Государственный суверенитет ЛНР. Основами конституционного строя закреплен государственный суверенитет ЛНР. Носителем суверенитета и единственным источником власти в ЛНР является ее многонациональный народ. Суверенитет распространяется на всю ее территорию. Само понятие суверенитета, которое имеет особое значение в федеративном государстве, ни в Конституции ЛНР законах не раскрывается. Поэтому этот вопрос требует отдельного и специального рассмотрения.

Суверенитет, как политическое и правовое понятие, отражая расстановку и соотношение политических сил в конкретных государствах, наполнялся различным содержанием в ходе исторического процесса. Под флагом борьбы за суверенитет и государственную независимость нередко разрушались одни государства и создавались другие. История политического развития нашей страны показывает, что понятие суверенитета использовалось, в частности, для обоснования обретения независимости ЛНР и установления полномочий государственной власти и государственной власти субъектов ЛНР.

Особое значение идеи суверенности приобретали в наиболее драматические периоды истории, что, естественно, способствовало активной разработке теории суверенитета, обусловливало различное его понимание в зависимости от общественных интересов народов, классов и государства в целом.

Основоположником понятия государственного суверенитета считается французский ученый Жан Боден, учение которого было направлено на обоснование абсолютной, единой и неделимой суверенной власти монарха в борьбе с правителями провинций, отстаивающих самостоятельность и независимость своей власти. По мере развития гражданского общества и зарождения буржуазных отношений теория абсолютного суверенитета сменилась концепцией ограниченного (Дж.Локк) и народного суверенитета (Ж.Ж.Руссо), пониманием народа как единственного источника государственной власти и носителя суверенитета.

Возникновение федеративных государств привело к пересмотру прежних положений и появление новых подходов в теории суверенитета, объясняющих создание и функционирование власти, разделенной между федеративным государством и составляющими его субъектами. Мы с Вами не будем заниматься анализом различных научных точек зрения, а сразу перейдем к раскрытию понятия государственного суверенитета.

Суверенитет государства – неотъемлемое свойство государственной власти, которое заключается в ее верховенстве внутри страны и независимости в международных отношениях.

Таким образом, выделяются два необходимых и достаточных признака суверенитета: верховенство внутри страны и независимость в международных отношениях.

Верховенство означает высшую силу государственной власти внутри страны перед любыми иными властями на ее территории.

Как это понимать? На территории нашей страны существуют три уровня публичной власти: федеральная власть, т.е. власть государства в целом, региональная власть и муниципальная власть.

Верховенство означает высшую силу власти государства, т.е. федеральной власти внутри страны над региональной и муниципальной и закреплено статьей 4 Конституции РФ.

Статья 4 Конституции ЛНР.

1. Суверенитет ЛНР распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция ЛНР и законы имеют верховенство на всей территории.

3. ЛНР обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Перейдем теперь к независимости государства в международных отношениях. Означает ли это, что, предположим, Наше государство, ничем не ограничено в своих действиях на международной арене? Предположим, руководство не устраивает отношение к нам какой-нибудь страны, не важно какой, можем ли мы взять и напасть на эту страну и поменять ее верховное руководство? Абсолютная независимость на международной арене невозможна. Иначе это означало произвол.

Действия любого государства на международной арене в определенной мере ограничены. Чем? Нормами международных договоров, которые они подписали. Подписав эти договоры, государство само ограничило себя в части своих прав. Очевидно, что такое самоограничение не означает утраты суверенитета государства.

Независимость государства в международных отношениях означает свободу действий государства в международных отношениях, ограниченную международными договорами, которые подписаны этим государством.

Рассмотрим вопрос о независимости государства на международной арене на примере Договора о нераспространении ядерного оружия, который был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 года.

Участниками договора являются почти все независимые государства ира. Не являются участниками договора Израиль, Индия, Пакистан, КНДР и ряд других стран (всего 12 стран).

Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

По Договору, каждое из государств - участников Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные устройства; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Каждое из государств - участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного и/или других ядерных взрывных устройств; равно как и не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и не принимать какой-либо помощи в их производстве.

Индия, Пакистан, Серная Корея, Израиль не подписали этот Договор и как суверенные государства не самоограничили себя в производстве ядерного оружия, хотя в настоящее время реально обладают им.

Вопрос 4. Принцип разделения властей. Данный принцип, сформулированный в VIII веке Ш.Монтескье, является основой организации власти в демократическом государстве вне зависимости от формы его устройства, присущ унитарным и федеративным государствам и, как правило, закрепляется в их конституциях.

В Конституции ЛНР принцип разделения властей закреплено:

«Государственная власть в ЛНР осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

«Все погибло бы, - писал Ш.Монтескье, - если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном их сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характере и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

Суть принципа разделения властей заключается в следующем:

Каждая из трех ветвей государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) занимается своими, юридически порученными ей делами;

Каждая из трех ветвей государственной власти самостоятельна, не имеет права вмешиваться в деятельность других ветвей власти и подменять друг друга;

Каждая из трех ветвей государственной власти обладает средствами воздействия на другие ветви власти, чтобы обеспечивался баланс властей, чтобы одна ветвь власти не была доминирующей по отношению к другой.

Принцип разделения властей выступает важнейшим государственно-правовым механизмом «сдержек и противовесов» между различными ветвями власти, используется для взаимного их уравновешивания, достижения баланса законодательной, исполнительной и судебной власти, исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно – их взаимодействие.

Рассмотрим, как принцип разделения властей, закрепленный Основами конституционного строя ЛНР, реализуется во взаимоотношениях между различными ветвями государственной власти в нашей стране.

Приведем пример на фоне Р.Ф. с Федерального Собрания Российской Федерации, которое состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации, и является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Итак, федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации. Законодательные полномочия принадлежат исключительно Федеральному Собранию, никакой другой орган государственной власти, будь то Президент или Правительство не вправе принимать федеральные законы и вмешиваться в процесс принятия законов. Однако во избежание концентрации всех законодательных полномочий у Федерального Собрания и возникновения своеобразного «перекоса» в балансе властей, когда Федеральное Собрание принимает по своему усмотрению любые законы, изменяющие жизнь страны, Конституция РФ закрепляет такой порядок, согласно которому принятый федеральный закон поступает Президенту для подписания и обнародования. Если Президент согласен с законом, он подписывает и обнародует его, если нет, он имеет право отклонить его. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации повторно рассматривает федеральный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Таким образом, установлен определенный баланс законодательной и исполнительной власти в процессе принятия федеральных законов с тем, чтобы в законе выражалась согласованная воля этих двух ветвей власти. А где же третья ветвь власти – судебная? Она также имеет отношение к законодательному процессу – в рамках последующего судебного нормоконтроля. Так, Конституционный Суд вправе признать те или иные нормы федерального закона несоответствующими Конституции РФ и по этой причине недействующими.

Очевидно, что точно «как на весах» уравновесить различные ветви власти, чтобы они были полностью равноправны, невозможно и в зависимости от особенностей формы правления в той или иной стране это соотношение властей различно. В парламентарных республиках отмечается определенное доминирование законодательной ветви власти, в президентских республиках – налицо доминирование исполнительной ветви власти.


1) Формой правления

2) Политическим режимом

3) Формой административного устройства

4) Государственным суверенитетом

2. Организация С, объединяющая единомышленников, представляющая малые народы региона готовится принять участие в предстоящих выборах. Данная организация – это

1) Политическая партия

2) Думская фракция

3) Государственный аппарат

4) Общественная организация

3. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

A. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства

Б. Согласно Конституции РФ средства массовой информации являются одной из ветвей государственной власти

1) Верно А

2) Верно Б

3) Ода суждения верны

4) Оба не верны

4. Что отличает государство от других политических организаций

1) Разработка программ развития общества

2) Представление интересов отдельных групп общества

3) Выдвижение политических лидеров

4) Исключительное право принимать правовые нормы

5. Государство Z разделено на провинции по территориальному признаку. Главы провинции назначаются правительством государства. В провинциях нет собственных парламентов, конституции. На основе представленной информации можно сделать вывод о том, что страна Z

1) Монархия

2) Унитарное государство

3) Федеративное государство

4) Республика

6. Что выступает формой государства?

1) Парламент

2) Суверенитет

3) Разделение властей

4) Монархия

7. Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум – это один из элементов прямой демократии

1) Верно А

2) Верно Б

3) Оба верны

4) Оба не верны

8. Что из названного ниже представляет одну из ветвей государственной власти РФ

1) Министерство культуры РФ

2) Счётная палата РФ

3) Общественная палата

4) «Российская газета»

9. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «национально-территориальное устройство государства». Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда

1) Республика

2) Федерация

3) Унитарное государство

4) Конфедерация

5) Содружество государств

10. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу на этой территории

Б. В узком смысле государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом

1) Верно А

2) Верно Б

3) Оба верны

Государственный суверенитет означает способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и в области межгосударственных взаимоотношений с другими странами . Суверенитет государства означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве, независимости и неделимости. Конституция РФ (ст. 4) закрепила новый подход к суверенитету государства. Положение о государственном суверенитете следует сразу же за статьей, в которой закреплен суверенитет народа, - этим подчеркивается их неразрывная связь и исходное значение суверенитета народа. С позиции современных подходов к проблеме государство может считаться суверенным только при условии, что оно реализует волю народа и что его система управления демократична.

Суверенитет Российской Федерации выражается в сфере исключительных прав (прерогатив), закрепленных за ней Конституцией РФ. К ним отнесены: признание верховенства федерального права над правом субъектов Федерации (единство правового пространства); неприкосновенность границ РФ и ее территориальная целостность; единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем; наличие единых Вооруженных Сил; право государства на защиту суверенитета и прав граждан, включающее право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения; право на защиту национальных интересов и интересов граждан вовне (международная политика и связанная с ней внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность); признание государственной монополии на управление важнейшими отраслями национальной экономики и др. Государственный суверенитет характеризуют такие свойства, как верховенство государственной власти, ее единство и независимость.

Верховенство государственной власти означает неограниченность государственной власти ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Верховенство государственной власти означает, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти и над ней нет и не может стоять никакая иная власть. Таким образом, исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти. Обобщенно можно сказать, что верховенство власти выражается в универсальности - только решения государственной власти охватывают население и общественные организации данной страны; прерогативе - возможности отмены или признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти; специальных средствах воздействия (идеологического, принудительного характера и др.), которыми не располагает никакая другая общественная сила. Верховенство государственной власти проявляется и в том, что она определяет весь строй правовых отношений, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. В конституционном государстве суверенная власть основана на праве и ограничена правом. Иное дело, что из всех устанавливаемых правом властей суверенная власть является высшей. Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти. Верховенство государственной власти предполагает неделимость (неотчуждаемость) суверенитета, свойство государственной власти, которого нельзя лишить, разделить и т.д.

Единство государственной власти есть такое свойство государственного суверенитета, которое выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Томас Гоббс*1 в трактате «Левиафан» утверждал, что «существует только один способ создать сильное государство - это единство власти». Единство системы государственной власти есть обязательное условие государственной целостности. Юридические признаки единства государственной власти заложены в совокупной компетенции системы органов, составляющих основу высшей государственной власти. Принцип единства государственной власти выражается в единой правовой политике, в особенности в политике законотворчества, государственного регулирования и управления, в наличии механизмов координации государственной деятельности и институтов федерального представительства (для федеративного государства). Единство системы органов государственной власти предполагает также их соподчиненность, централизованность (отображающую в то же время федеративную структуру государства).

Независимость государственной власти - это исключительное право органов государственной власти самостоятельно принимать нормативные акты, формулировать в них государственную волю, обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (финансовой, политической и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.