Органы и лица, исполняющие требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения

  • 1. Взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
  • 2. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
  • 3. В случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

Комментарий_

Норма ст. 37 определяет круг яиц, которые могут ходатайствовать о корректировке исполнительного производства в форме отсрочки, рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения исполнительного документа.

Отсрочка исполнения исполнительного документа есть перенос срока совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения на другую дату. Правовые последствия отсрочки согласно ч. 2 состоят в том, что в течение периода ее действия исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются.

Рассрочка исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица представляет собой законную возможность совершения исполнительных действий в течение периода времени определенными частями. Правовые последствия рассрочки в соответствии с ч. 3 состоят в том, что исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки. Рассрочка в силу своей правовой природы чаще всего применяется при взыскании денежных средств.

Изменение способа и порядка исполнения означает пересмотр параметров реализации прав и обязанностей взыскателя и должника. Изменение способа и порядка исполнения не запрещает судебному приставу осуществлять принудительное исполнение и не позволяет должнику исполнять решение по частям. На доктринальном и правоприменительном уровнях признано, что изменение способа и порядка исполнения возможно, если предусмотрено вынесение так называемых факультативных судебных решений. Например, ГПКтребует, чтобы при присуждении имущества в натуре суд указывал в решении стоимость этого имущества, которая должна быть взыскана с ответчика в случае, если при исполнении решения суда присужденное имущество не окажется в наличии (ст. 205). При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ст. 206).

Аналогично и в АПК предусмотрено, что при присуждении имущества арбитражный суд указывает наименование имущества, подлежащего передаче истцу, его стоимость и местонахождение (ст. 171). А при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд может указать в решении, что истец вправе осуществить соответствующие действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока (ст. 174).

При этом надо иметь в виду подходы, выработанные практикой, согласно которым, во-первых, изменение способа исполнения исполнительного документа имеет свои пределы, обозначенные характером дела. Если должник присужден к выполнению определенных действий, не имеющих стоимостного выражения, то невозможно взыскание стоимости вместо совершения действий. Во-вторых, орган или должностное лицо под видом изменения способа и порядка исполнения исполнительного документа не должны выносить новое решение.

Право ходатайствовать о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения, об изменении способа и порядка исполнения принадлежит взыскателю, должнику, судебному приставу. Это право ими реализуется самостоятельно, без всякой взаимной корреляции. Заявления рассматривают органы или должностные лица, выдавшие исполнительный документ. Поскольку их деятельность урегулирована другими законами, постольку ФЗ № 229 неустанавливает процессуальный порядок отсрочки и рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения. Отметим практическую проблему, связанную с ситуациями, когда взыскатель и орган, выдавший исполнительный лист, совпадают в одном лице.

Закон не приводит оснований отсрочки и рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения исполнительного документа. Отчасти этот пробел восполнен в специальном законодательстве. Так, в АПК говорится о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. Судебная практика в качестве оснований признает такое имущественное положение должника, которое препятствует исполнительному производству.

Заявитель должен указать, по какой причине имеется затруднение (может привести к банкротству, нарушить права третьих лиц, временное тяжелое материальное положение и пр.), и если причиной является тяжелое материальное положение, то доказать его и перспективу исправления ситуации в будущем. Положительным для решения о рассрочке является частичное погашение суммы долга. Это воспринимается как стремление исполнить исполнительный документ. Количество и периодичность обращения с заявлениями об отсрочке или рассрочке законом не ограничены. Но судебная практика трактует обращение более трех раз как злоупотребление и нарушение баланса интересов сторон исполнительного производства.

Само заявление об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава- исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю (ст. 324 АПК).

Аналогичны правила ГПК, который устанавливает, что заявления об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, изменении способа и порядка его исполнения рассматриваются в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению поставленного перед судом вопроса (ст. 202, 434 ГПК).

КоАП говорит о наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки. В силу этого судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить его исполнение на срок до одного месяца. Рассрочка возможна только применительно к уплате административного штрафа и на срок до трех месяцев. При вынесении решения должно быть учтено материальное положение лица, привлеченного к административной ответственности.

Вопросы о разъяснении способа и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания, рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. Лица, заинтересованные в разрешении этих вопросов, извещаются о месте и времени их рассмотрения. При этом неявка заинтересованных лиц без уважительных причин не является препятствием для разрешения соответствующих вопросов. Решение выносится в виде определения (ст. 31.5, 31.8).

В соответствии с НК отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • 1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • 2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также непере- числение (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
  • 3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
  • 4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • 5) производство и(или)реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
  • 6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных таможенным законодательством РФ.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган вместе с предусмотренными в законе документами. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица (ст. 64).

Как видим, порядок и сроки рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки и рассрочки, изменении способа и порядка исполнения различаются в зависимости от вида органа или должностного лица. Но многие из них обладают дискреционными полномочиями при решении указанного вопроса.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, могут исполняться не судебными приставами-исполнителями, а иными органами и лицами (ст.

7 Закона об исполнительном производстве).

К таким органам можно отнести, в частности, банки и иные кредитные организации, финансовые органы, налоговые органы, органы записи актов гражданского состояния, органы опеки и попечительства, регистрирующие органы по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (см. схему 5).

Схема 5. Органы и должностные лица, исполняющие требования судебных актов,актов других органов и должностных лиц (ст. 7-9 Закона об исполнительном производстве)

Организации или иные лица могут исполнять исполнительные документы о взыскании периодических платежей и о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб. в том случае, если они выплачивают должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (ст. 9 вышеуказанного Закона). К числу таких организаций и лиц можно отнести: организации, в которых работает должник; органы, выплачивающие должнику пенсии, пособия и другие периодические платежи; учебные заведения, выплачивающие стипендию; граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, с которыми должник заключил трудовой договор.

Закон об исполнительном производстве (1997) не допускал возможности направления взыскателем исполнительного документа о взыскании денежных средств организациям и лицам, выплачивающим долж- нику-гражданину периодические платежи.

Органы, организации и граждане могут исполнять требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц только в тех случаях, когда федеральные законы наделяют их такими специальными полномочиями в связи с их деятельностью.

Например, Бюджетный кодекс РФ устанавливает порядок исполнения финансовыми органами судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ, казны муниципального образования. Эти субъекты не являются органами принудительного исполнения, а поэтому они не вправе совершать исполнительные действия и (или) применять меры принудительного исполнения, которые относятся к компетенции судебных приставов-исполнителей.

Банки и иные кредитные организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц в двух случаях:

1) исполнительный документ, поступивший к ним от судебного пристава-исполнителя или непосредственно от взыскателя, должен содержать требование о взыскании денежных средств или об их аресте;

2) наличие в них счетов или вкладов должника. Такие сведения взыскатель может получить в налоговых органах. Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю определен приказом МНС России от 23 января 2003 г. № БГ-3-28/23.

Закон об исполнительном производстве 2007 г. не предусматривает в качестве обязательного условия обращения взыскателя в банк или иную кредитную организацию наличие у него сведений об имеющихся счетах должника и наличии на них денежных средств. Поэтому взыскатель вправе предъявить исполнительный лист непосредственно в банк или иную кредитную организацию даже в тех случаях, когда он не располагает сведениями о наличии денежных средств на счетах должника в банке.

Банки и иные кредитные организации исполняют требования содержащихся в судебных и иных актах путем списания денежных средств со счета должника в банке.

Арест на денежные средства и иные ценности юридических и фи° зических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть наложен не иначе как на основании судебного решения.

Порядок исполнения банками и иными кредитными организациями исполнительного документа, поступившего от взыскателя, регламентируется ст. 70 Закона об исполнительном производстве.

Налоговые органы в лице Федеральной налоговой службы (ФНС России) и ее территориальных органов участвуют в исполнительном производстве в случае неисполнения налогоплательщиком или налоговым агентом обязанностей по уплате налогов. Неуплата или неполная уплата налогов налогоплательщиком в установленный срок влечет принудительное взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на его счетах в банке, в порядке, предусмотренном налоговым законодательством (ст. 45 НК РФ).

Взыскание налога производится на основании постановления налогового органа. В банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, направляется инкассовое поручение (распоряжение) на списание и перечисление в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента-организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. В этом случае налоговый орган выносит соответствующее постановление и направляет его судебному приставу-исполнителю для исполнения (ст. 47 НК РФ). Взыскание налога с физического лица за счет его имущества производится в судебном порядке.

Судебные акты, которыми Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования обязываются передать физическим и юридическим лицам денежные средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, исполняются Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ, финансовыми органами муниципальных образований. Порядок исполнения таких судебных актов регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Органы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время эти функции переданы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом ) исполняют решения судов о признании права собственности, прекращения права собственности, об установлении факта принадлежности строения или земельного участка на праве собственности и т.д.

Органы записи актов гражданского состояния исполняют требования судебных актов и актов других органов, если эти решения в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» требуют регистрации в указанных органах. В частности, подобная регистрация необходима при установлении отцовства, признании актовой записи об отцовстве недействительной, при регистрации решений суда о расторжении брака.

Органы опеки и попечительств, функции которых в настоящее время выполняют органы местного самоуправления, на основании судебного решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности по месту жительства подопечных назначают им опекуна или попечителя и осуществляют надзор за их деятельностью (ст. 34-35 ГК РФ).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Все мы часто слышим о неких должностных лицах, занимающих высокие посты и осуществляющих важные функции. Кто это такие и чем они отличаются от обычных граждан? Ответ на этот вопрос предоставляет российский Административный кодекс - КоАП. Должностные лица, их статус и обязанности будут рассмотрены в этой статье.

Понятие должностного лица

Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.

Существует несколько определений понятия "должностное лицо". КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ - на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.

Должностное лицо: ст. 2.4 КоАП РФ

В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.

Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:

  • российские Вооруженные Силы;
  • инстанции местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные организации.

Лица, нарушившие возложенные на них обязанности и полномочия, будут наказаны в соответствии со статьями КоАП "О должностных лицах". Некоторые такие статьи будут подробно разобраны далее.

О статусе должностного лица

Кто является должностным лицом по КоАП РФ? Ответить на этот вопрос можно, но только предварительно определив статус лица. Для этого необходимо обратить внимание на правовую регламентацию присвоенных полномочий. При этом статус не зависит от объективной реализации осуществляемых функций.

Должностное лицо имеет право реализовывать вверенные ему права, либо воздерживаться от них. Однако от обязанностей гражданин отказаться не может. Таким образом, в данной сфере преобладает равное соотношение императивных и диспозитивных начал. В административном праве есть возможность отождествлять частноправовую и публичную деятельность, которая относится к ведению должностного лица. Нужно заметить, что подобное отождествление возможно лишь в сфере административного права. Так, в уголовной сфере лицо имеет возможность реализовывать лишь публичные полномочия.

Особенности должностного лица в административном праве

КоАП закрепляет виды ответственности как для юридических, так и для должностных лиц. В большинстве случае санкции на гражданина возлагаются за неправильное исполнение обязанностей, либо за полное их неисполнение.

Должностные лица могут нести ответственность как в административной сфере, так и в любой другой. В частности, нередким явлением будет назначение гражданину наказания согласно уголовному праву. В законодательстве уголовного типа под должностными лицами понимаются граждане, временно или постоянно реализующие функции представителя власти. Глава 30 Уголовного кодекса РФ целиком посвящена должностным лицам.

КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.

Должностные лица и обычные граждане

В административно-правовой сфере должностными лицами считаются как представители государственной власти, так и некоторые обычные работники. Так в чем же отличие между простыми людьми и должностными лицами? Согласно КоАП РФ, в категорию должностных лиц входят граждане, работающие в государственных органах и осуществляющие там ряд функций административно-хозяйственного характера. Сюда же следует отнести физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, - так называемых ИП. Именно здесь возникает немало нареканий и споров.

Можно подумать, что индивидуальные предприниматели далеки от определения КоАП "должностное лицо". Если брать деятельность ИП, а также нарушения в сфере реализации полномочий, то юридическая природа будет напоминать деятельность обычных юр. лиц. Мотивы, характер деяний, состав нарушений - все это указывает на отдаленность ИП от должностных лиц. И это не случайно. В последнее время законодатель действительно стал отходить от отождествления ИП и должностных граждан. Ряд частных случаев показал, что ответственность предпринимателей все чаще стала формироваться с опорой на дела юридических лиц. Простой пример - недавнее примечание к статье 16.1 КоАП РФ. Ответственность ИП отныне относится к категории юр. лиц, но не во всех случаях. Пока что подобное правило действует для статьи 7.34 КоАП о нарушении пользования земельными участками.

Правонарушения должностных лиц

В "особой части" российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц - это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан. Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:

  • посягательство на гражданские права (50 статей из главы 5 КоАП РФ);
  • охрана имущества (29 статей из главы 7 КоАП РФ);
  • экология, природопользование и защита окружающей среды (38 статей из главы 8 КоАП РФ);
  • сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария (14 статей из главы 10);
  • связь и информация (23 статьи из главы 13 КоАП РФ);
  • промышленность, энергетика и строительство (14 статей из главы 9);
  • финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность (59 статей из глав 14 и 15);
  • таможенная сфера (21 статья из главы 16);
  • посягательство на органы государственной власти РФ (10 статей из главы 17);
  • воинский учет (4 статьи из главы 21);
  • порядок управления (19 статей из главы 19).

Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.

Санкции за правонарушения

Устанавливаются ли для должностных лиц какие-то особые виды санкций? Российский Административный кодекс гласит, что назначение наказания для организации не освобождает от ответственности и должностных лиц. Самый частый вид наказания для таких граждан - административный штраф и дисквалификация.
В последнем случае речь идет о лишении возможности занимать профессиональную должность в течение определенного судом срока. Простой пример - высшее должностное лицо субъекта РФ. Губернатор, глава республики, округа или любого другого региона может быть уволен за какое-либо правонарушение. Иногда дисквалификация может совпадать с люстрацией - но только в случаях смены власти на территории всей страны.

Примеры должностных лиц

По одному лишь юридическому статусу должностное лицо определить не так уж и просто. КоАП, к сожалению, не предоставляет подробной информации об отдельных видах профессий. Именно поэтому стоит рассмотреть примеры из практики.

Нередко граждане устраиваются на работу, после чего никак не могут понять, являются ли они должностными лицами. Права и обязанности в данном случае есть лучший способ определения статуса. Для примера можно взять кладовщика. Казалось бы, может ли такой работник приобрести рассматриваемый статус? На самом деле может, если подпишет документ о материальной ответственности. В этом же случае у него появятся распорядительные полномочия, он получит право по своему усмотрению принимать или выдавать товар. Такое случается, но не часто: иногда работодатели решают доверить своим подчиненным часть собственных функций. Хорошо это или нет - вопрос спорный. Простые работники, получив статус должностного лица, приобретают и особый вид ответственности. А потому на них могут возлагаться санкции в случае допущения нарушений всей организацией.

Права и обязанности должностных лиц

От проблемы возложения ответственности на должностных лиц стоит перейти к проблеме возложения ответственности от имени таких граждан. Должностные лица из системы государственных органов имеют своей обязанностью защиту государственного строя и борьбу с беззаконием. Основной их задачей является обеспечение целесообразного, добросовестного, справедливого и законного привлечения нарушителей порядка к административной ответственности. Для этого определяется круг государственных деятелей, которые и являются должностными лицами, после чего происходит наделение их полномочиями.

Более шестидесяти надзорных органов рассматривают административные дела, коих в КоАП насчитывается порядка четырехсот. Например, ОВД имеют дело с 50 видами нарушений, среди которых есть сферы дорожного движения, охраны порядка и т. д. В ОВД должностными лицами являются руководители и их заместители. Именно эти лица рассматривают случаи нарушения закона.

Задачи должностных лиц

Стоит рассмотреть работу должностных лиц по выявлению правонарушений на примере ОВД. Именно эта инстанция реализует большую часть функций в области профилактики и пресечения правонарушений. Происходит рассмотрение дел следующего характера:

  • нарушение правил пребывания на государственной границе;
  • появление в общественных местах в пьяном виде;
  • мелкое хулиганство;
  • распитие алкоголя в общественных местах;
  • нарушение правил безопасности на дорогах и др.

Власть ОВД затрагивает многие сферы общественной жизни, однако она не беспредельна. Стоит также отметить, что не соответствующие закону действия и бездействия должностного лица могут быть выявлены и осуждены другим должностным лицом.

Уполномоченные инстанции

Какие должностные лица вправе решать дела об административных правонарушениях? Здесь все зависит от тяжести нарушения закона. Так, стоит обратить внимание на следующие инстанции:

  • таможенные и налоговые органы, военкоматы, службы пограничного характера;
  • органы исполнительной власти;
  • коллегиально-административные комиссии;
  • комиссии по делам несовершеннолетних лиц;
  • мировые судьи, а также судьи из районных и областных судов.

Государственные служащие в России делятся на федеральных и региональных. На федеральном уровне действуют Парламент, Правительство и Президент. На региональном - высшее должностное лицо субъекта РФ, региональные органы власти и суды.

Постановление о наложении административного наказания подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством РФ. При обжаловании или опротестовании постановления о наложении административного наказания оно подлежит исполнению после оставления жалобы или представления без удовлетворения, за исключением постановлений о применении меры взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения. Постановление о наложении административного наказания в виде штрафа подлежит принудительному исполнению по истечении срока для добровольного исполнения, установленного ч.1 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановления о наложении административных наказаний приводятся в исполнение уполномоченными на то органами в порядке, определенном законодательством РФ. В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно (ч.2 ст. 31.4 КоАП РФ). Судебный пристав-исполнитель исполняет далеко не все постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

В частности, исполняются:

1. постановления о наложении штрафов (за исключением штрафов, взимаемых на месте в соответствии с ч.1 ст.32.3 КоАП РФ). В случае неуплаты нарушителем штрафа в срок, установленный ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, постановление о наложении штрафа направляется для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (ч.5 ст. 32.2 КоАП РФ).

2. постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения (ст.32.4 КоАП РФ). Постановление о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем (кроме дел, связанных с нарушением правил охоты (п. 1 ст. 8.37 КоАП РФ), рыболовства (п. 2 ст. 8.37 КоАП РФ) и охраны рыбных запасов (ст. 8.38 КоАП РФ). Веремеенко И.И. «Комментарии к Кодексу РФ об административных правонарушениях» Изд. Кодекс, 2002 г. Глава.31

Существуют также постановления об административных правонарушениях, которые исполнительными документами не являются и не подлежат исполнению судебными приставами-исполнителями:

1. постановления о вынесении предупреждения (ст. 32.1. КоАП);

2. постановления о наложении штрафа, взимаемого на месте в соответствии с ч.1 ст. 32.3. КоАП РФ;

3. постановления о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов (ст. 32.4. КоАП РФ);

4. постановления о лишении специального права (ст. 32.5. КоАП РФ);

5. постановления об административном аресте (ст. 32.8. КоАП РФ);

6. постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (ст. 32.9. КоАП РФ);

7. постановления о дисквалификации (ст. 32.11. КоАП РФ).

При принятии постановления по делу об административном правонарушении судебным приставом-исполнителем необходимо выяснить, рассмотрено ли оно правомочным субъектом, т.е. уполномоченными на то судьей, органом, должностным лицом в соответствии с их предметной компетенцией. Так, согласно ст. ст. 23.1.-23.61. КоАП РФ дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, таможенные органы, судебные приставы-исполнители и др.

Далее указываются дата и место рассмотрения дела. Эти сведения также имеют важное значение, поскольку КоАП установлены давность привлечения к административной ответственности (ст. 4.5. КоАП РФ), сроки рассмотрения дела и место рассмотрения дела.

Затем указываются сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Применительно к физическому лицу они включают следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, поскольку административная ответственность наступает по достижении 16-летнего возраста, причем лица в возрасте от 16 до 18 лет относятся к специальным субъектам ответственности, а также иные необходимые сведения. К необходимым сведениям, можно отнести сведения о месте работы, что позволит более своевременно исполнить судебному приставу-исполнителю указанные требования исполнительного документа. Применительно к юридическому лицу указываются его наименование и правовой статус, а также иные необходимые сведения (свидетельство о регистрации и др.).

После этого указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. КоАП определен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного в постановлении указывается статья особенной части КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо указываются конкретные юридические основания прекращения производства по делу. Принятое решение по делу должно быть мотивированным (п. 6 ч.1 ст. 29.10. КоАП РФ).

В постановлении должны быть указаны срок и порядок обжалования постановления. Отражение в протоколе необходимых сведений о возможном обжаловании вынесенного постановления обеспечивает соблюдение прав соответствующих участников производства по делам об административном правонарушении. Веремеенко И.И. «Комментарии к Кодексу РФ об административных правонарушениях» Изд. Кодекс, 2002 г. Ст. 29.10-29.13

Когда дело об административном правонарушении рассматривается судьей, он в соответствии с ч.1 ст. 4.7. КоАП РФ вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В этом случае в постановлении по делу указывается размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При осуществлении производства по делу об административном правонарушении могут применяться такие меры обеспечения производства, как изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения. Если в отношении этих вещей и документов не применено или не может быть применено административное наказание в виде возмездного изъятия или конфискации, то в постановлении по делу должно быть отражено решение вопросов о таких вещах. При этом необходимо руководствоваться следующими положениями, как указывает И.И. Веремеенко, вещи и документы, не изъятые из гражданского оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а в случае его неустановления передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ (ст. 225 ГК РФ). Веремеенко И.И. «Комментарии к Кодексу РФ об административных правонарушениях» Изд. Кодекс, 2002 г. Ст. 29.10-29.13

Вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению. Согласно ч. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения либо в соответствии с законодательством РФ передаются заинтересованным лицам, под которыми следует понимать государственные организации.

Постановление по делу об административном правонарушении должно быть подписано судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим данное постановление. Копия данного постановления вручается либо высылается физическому лицу или его законному представителю либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. По просьбе потерпевшего аналогичная копия выручается либо высылается также и ему. Вручение копии постановления производится под расписку. Факт направления копии постановления фиксируется с помощью почтовых документов. Установлен срок осуществления указанных действий: три дня со дня вынесения постановления.

Таким образом, постановления о наложении административных наказаний приводятся в исполнение уполномоченными на то органами, перечень которых четко определен законодательством РФ. На практике, судебный пристав-исполнитель порой испытывает затруднения в исполнении постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях по причине незначительных сумм штрафа, указанных в исполнительном документе. Чаще всего должник отказывается их оплачивать, ссылаясь на их малозначительность. Считаем целесообразным, внести изменения в текущее законодательство в части увеличения размера штрафа за совершение определенных административных правонарушений, дабы повысить ответственность гражданина и фактическое исполнение данных постановлений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Место исполнительного производства в системе права. Характеристика обращения взыскания на имущество граждан. Виды имущества; арест имущества должника. Обращение взыскания на недвижимое имущество в исполнительном производстве и имущество юридических лиц.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2010

    История становления и развития исполнительного производства. Субъекты исполнительного производства. Защита прав участников исполнительного производства. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя. Исковый порядок защиты нарушенных прав.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2014

    Общие положения и процессуальный порядок обращения взыскания на имущество должника; на денежные средства; на имущество, находящееся у других лиц; на заложенное имущество. Правила оценки, описи, ареста, порядка изъятия и реализации имущества должника.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2011

    Понятие исполнительного производства. Основания исполнения и виды исполнительных документов. Процессуальные права и обязанности субъектов исполнительного производства. Защита прав взыскателя, должника и других лиц в исполнительном производстве.

    реферат , добавлен 02.11.2010

    Характеристика исполнительного производства в системе гражданского процессуального права. Защита прав взыскателя, должника и других лиц. Особенности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов, юрисдикционных актов в отношении организаций.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2010

    Нормативно-правовое регулирование исполнительного производства. Служба судебных приставов. Особенности исполнительного производства по субъектному составу. Органы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2015

    Исполнительное производство как заключительная стадия гражданского процесса. Понятие и основные виды имущества. Исследование порядка обращения взыскания на имущество должника. Проверка принадлежности имущества должнику. Арест имущества и его реализация.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015