Государственный надзор направлен на. Надзорные органы РФ: права, полномочия

Государственный контроль – это деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Сущность государственного контроля:

    деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;

    наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;

    получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;

    соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения, как законности, так и целесообразности;

    принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;

    выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;

    применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);

    организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

1.2 Государственный надзор

Государственный надзор – это функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

    органы государственного контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

    объектом контроля выступает, как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;

    контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться, как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

    контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

    контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления – это деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов Российской Федерации, а также соответствием законам, издаваемых ими правовых актов.

II государственный контроль и надзор в сфере здравоохранения в россии

2.1 Министерство Здравоохранения в рф

Министерство Здравоохранения Российской Федерации – это орган исполнительной власти, который осуществляет работу, реализуя государственную политику в сфере здравоохранения.

Говоря более подробно о компетенции министерства здравоохранения необходимо отметить следующие его функции:

    Организация мед. помощи и профилактических работ, реабилитация и организация медицинских экспертиз;

    Контроль над внедрением инновационных методов лечения, профилактики и реабилитации;

    Организация и контроль над обязательным медицинским страхованием;

    Отслеживание деятельности фармацевтической промышленности.

    Контроль над обращением медицинских препаратов;

    Осуществление контроля над качеством медицинских препаратов;

    Организация и контроль санаторно-курортного лечения;

    Контроль над санитарно эпидемиологической обстановкой

    Проведение различных медицинских экспертиз;

    Организация обучения медицинской направленности;

Государственные надзорно-контрольные органы выполняют свои задачи самостоятельно и независимо. Деятельность этих структур осуществляется в соответствии с принципами законности, профессионализма, гласности, общественной ориентированности и справедливости. Рассмотрим далее, какие существуют надзорные органы РФ, каковы их полномочия и задачи.

Общие сведения

В России становление системы надзора и контроля происходило совместно с другими институтами. Она обеспечивала подстраховочное и определенное дублирующее влияние на жизнедеятельность общества. Между тем, вполне очевидно, что контрольно-надзорная функция имеет свою специфику. Она выражена в специальных принципах работы уполномоченных институтов. В частности, в своей деятельности надзорные органы РФ руководствуются следующими особыми положениями:

  1. Своевременность реагирования.
  2. Приоритет созидательного (корректирующего) контроля/надзора.
  3. Беспристрастность при выполнении своих задач.

Права надзорных органов регламентируются федеральным законодательством, а также отраслевыми нормативными актами.

Сферы общественных отношений

Контрольно-надзорные органы представлены структурами:

Такое разделение по сферам влияния дает ряд преимуществ. С одной стороны, оно позволяет обозначить категории, в которые входят однородные и близкие по направленности контрольно-надзорные органы, а с другой – лучше понять сущность и компетенцию каждого института в отдельности.

Обследование эффективности использования энергоресурсов

Его осуществляет специально уполномоченный президентом надзорный орган. Указом главы страны данная задача возложена на министерство энергетики и топлива. Обязательная проверка осуществляется в отношении предприятий, годовое потребление ресурсов в которых составляет больше 6 тыс. т условного или более 1 тыс. т моторного топлива. При этом не будет иметь значения организационно-правовая форма этих компаний. Энергетическое обследование иных предприятий, годовое потребление ресурсов в которых составляет менее указанных показателей, осуществляется по решению исполнительных органов субъекта, в котором оно работает. К уполномоченным региональным структурам относят департаменты энергетики, топлива и регулирования тарифов.

Связь и информатизация

Ревизию в этой сфере осуществляет Минсвязи. В субъектах страны надзор осуществляется управлениями. Они выступают в качестве госучреждений и подчинены министерству. За соблюдение требований, нормативов, правил сертификации отвечает Госстандарт. Этот надзорный орган также координирует оборот сертифицированной продукции, работ и услуг.

ФСФБН

Основной задачей подразделений Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору выступает проверка эффективного и целевого использования госсредств. До 2004 г. (года создания ФСФНБ) эта деятельность осуществлялась территориальными ревизионными управлениями при Минфине. После реформирования структуры министерства новый надзорный орган отвечает за исполнение бюджетного законодательства:


Главное управление при президенте

Этот надзорный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом №383. В основные задачи этого института входят:


Счетная палата

Она выступает фактически высшим институтом финансового контроля в государстве. По ст. 101 конституции, Счетная палата формируется Госдумой и СФ. Задачами этого института являются:

  1. Организация и проведение контроля за своевременным исполнением расходно-доходных статей бюджетов всех уровней.
  2. Установление эффективности/целесообразности затрат из федеральных фондов, использования госсобственности.
  3. Финансовая экспертиза законопроектов, нормативных актов федеральных структур, касающихся бюджетной сферы.
  4. Оценка обоснованности экономических планов.
  5. Анализ обнаруженных отклонений от плановых показателей в процессе исполнения бюджета, подготовка предложений по их ликвидации.
  6. Контроль законности и своевременности движения бюджетных и внебюджетных средств в ЦБ и прочих уполномоченных финансовых структурах.

В основе всех мероприятий, проводимых Счетной палатой, лежат ревизии. Проверка надзорным органом осуществляется по месту нахождения объектов.

Минэкономразвития

Этот институт осуществляет разработку и реализацию госполитики в социально-экономической сфере. Министерство обладает надзорными полномочиями в областях:


На министерство возложены функции госрегулирования внутренней торговли. В этой связи институт призван вести мониторинг цен, контролировать соблюдение правил и норм торговой деятельности, проверять качество и безопасность товаров массового потребления, проводить ревизии на предприятиях и в учреждениях, находящихся в его ведении.

Минфин

Это министерство выступает в качестве исполнительного органа, обеспечивающего реализацию единой налоговой, финансовой и валютной политики. Институт также координирует работу в данной сфере и других уполномоченных структур. На Минфин возложены следующие функции:


ФНС

Федеральную налоговую службу формирует независимая и централизованная система инспекционных органов. В задачи института входят:

  1. Контроль за соблюдением налогового законодательства.
  2. Анализ правильности отчисления, своевременности и полноты внесения обязательных платежей в соответствующий бюджет.

Таможенная служба

На этот институт возлагаются следующие задачи:

  1. Таможенное оформление и контроль объектов, перемещаемых через госграницу для ускорения трансграничного товарооборота.
  2. Взимание пошлин, сборов, налогов.
  3. Проверка правильности начисления, своевременности и полноты уплаты установленных сумм.
  4. Принятие мер для принудительного взимания сборов, пошлин, налогов.
  5. Борьба с контрабандой и административными и уголовными нарушениями.
  6. Ведение таможенного учета и статистики.

ЦБ

Центробанк реализует свои контрольные функции независимо от прочих госорганов. В своей деятельности этот институт руководствуется Конституцией и ФЗ №86. Основной задачей Центробанка считается защита и обеспечение устойчивости нацвалюты (рубля) в стране. В этой связи денежная эмиссия выступает как исключительная прерогатива ЦБ. Среди контрольных функций института следует отметить:

  1. Лицензирование, госрегистрацию и анализ деятельности кредитных компаний.
  2. Валютный контроль и регулирование.
  3. Проведение ревизий подведомственных учреждений.

Судебные и правоохранительные инстанции

К ним относят:

  1. Верховный, Высший арбитражный суды.
  2. Минюст.
  3. Прокуратуру.

Их деятельность направлена на обеспечение систематического контроля за соблюдением в стране положений действующего законодательства. Их полномочия распространяются на всех граждан, предприятия, учреждения. Прокуратура – надзорный орган, осуществляющий деятельность в нескольких направлениях. В первую очередь ему подведомственны представительные, исполнительные региональные и муниципальные структуры, военное управление. Прокуратура – надзорный орган, который следит за соблюдением свобод и прав граждан указанными институтами, их руководителями и должностными лицами. Ее полномочия распространяются и на коммерческие и некоммерческие предприятия. Прокуратура также следит за исполнением законодательства подразделениями, осуществляющими предварительное следствие, дознание, розыскную деятельность.

Понятие контроль и надзор тесно связаны друг с другом, однако это не одно и тоже. Контроль и надзор не принято разделять по функциональному назначению, однако это разные понятия, и поэтому они имеют ряд отличительных особенностей. Для начала необходимо определить понятия контроля и надзора в системе государственного управления.

Контроль - это определённая система наблюдения и проверки соответствий процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решением, определение результата управленческого воздействия на управляемый объект и отклонений, которые были допущены в результате выполнения этих решений.

В РФ в настоящее время действуют более 260 федеральных законов, постановлений, указов, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность.

Контроль представляет собой сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности и подготовку рекомендаций для принятия необходимых решений. Контроль выявляет сильные и слабые стороны деятельности любых органов, позволяет рационально и оптимально использовать необходимые ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций.

Контроль является главным, практически основным признаком содержания государственного управления, представляет явление многогранное, и в зависимости от того, на каком уровне и относительно чего рассматривается, контроль характеризуется как форма или вид деятельности, как принцип и как функция.

Сущность контроля состоит в сфере управления - наблюдения за соответствием деятельности руководимого объекта предписаниям, полученным от руководящего субъекта, и исполнением принятых решений, он является конкретным самостоятельным видом работы. Функция контроля в государственном управлении представляет анализ и сопоставление фактического состояния той или иной отрасли с требованиями, стоящими перед ней, отклонений в исполнении поставленных заданий и причин таких отклонений, а также в оценке деятельности и целесообразности этого пути. Такая особенность предназначения контроля дает возможность выделить его среди других функций управления, поэтому существует необходимость в создании специальных органов, которые почти не исполняют иных, кроме контроля, государственных функций. При помощи контроля субъект управления получает информацию о результатах деятельности, а также об ошибках и некоторых изменениях ситуации, которые могут привести к невыполнению поставленных задач или получению совершенно не тех результатов, которые планировались. Контроль дает возможность не только корректировать и направлять управленческую деятельность, но и помогает также предвидеть перспективы дальнейшего развития и достижения конкретного результата.

Понятие системы контроля в сфере государственного управления не исчерпывается и не сводится к системе органов. Оно намного шире, поскольку содержит и органы, и лица, для которых контроль не является основной деятельностью. Система государственного контроля состоит из государственных органов и должностных лиц, которые наделены какими-либо контрольными полномочиями относительно органов государственного управления. Вместе они рассматриваются как единая система, исполняющая функцию контроля. В отличие от системы государственного контроля, система органов государственного контроля является более узким понятием. Его составляют только государственные органы, для которых контроль -- основная деятельность относительно конкретных вопросов, которая осуществляется более глубоко и профессионально.

Однако независимо от того, какие органы осуществляют контрольную функцию и в каком объеме, вся контрольная деятельность держится на единых принципах. В ее основу положены задачи для повышения эффективности управления и его дальнейшее совершенствование. Рассматривая контроль как важную функцию государственного управления, при построении системы контроля и его осуществлении следует исходить из общих принципов государственного управления.

С учетом разнообразия содержания государственного управления происходит формирование отдельных видов контроля. В зависимости от определяющего критерия при классификации на виды выделяют внутренний и внешний контроль, ведомственный (отраслевой) и надведомственный, общий и специальный.

Система внутреннего контроля состоит из ведомственного (отраслевого) и надведомственного контроля, которые находятся в непосредственной зависимости от соотношения централизации и децентрализации в сфере государственного управления. Эти виды контроля тесно переплетаются и при взаимодействии дают возможность получить объективную информацию, всесторонне проанализировать положение дел и предупредить негативные последствия. Производятся они относительно конкретной функции управления или отрасли.

В то же время, тесная связь этих видов контроля не дает оснований для их отождествления. Между ними можно выделить ряд отличий, касающихся сторон контрольной деятельности и самого характера контроля. Так, для отраслевого контроля характерной является организационная подчиненность контролируемого и контролирующего, а при надведомственном контроле такая зависимость отсутствует. Отличие этих видов контроля состоит и в разных правовых формах реализации контрольных полномочий и правовых методов воздействия, и в объеме их осуществления. Если ведомственный контроль является чисто внутренним контролем и может касаться разных сторон деятельности подчиненного субъекта, то надведомственный контроль, как правило, касается конкретной функции или определенной стороны управленческой деятельности. Юридические услуги Online. Виды юридического контроля. URL: http://www.yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/admin_pravo/087.php. Дата просмотра: 26.04.2012

Надзор -- одна из форм деятельности государственных органов по соблюдению законности. Генеральный прокурор и система прокуратуры осуществляют свои надзорные функции путём надзора за точным исполнением законов учреждениями, организациями, должностными лицами и т.д.

Надзор - это такая система отношений, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и даже может приостановить действие его акта, но отменять или исправлять акт должен сам поднадзорный орган.

Надзор - государственная функция проверки соблюдения закона поднадзорным объектом, которая проводится с последующим проведением процедуры привлечения его к юридической ответственности за нарушение законодательства и осуществляется уполномоченным органом государственной власти в отношении органов государственной власти, местного самоуправления, неопределенного круга юридических и физических лиц, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в подчинении уполномоченного органа.

Государственный надзор - это функция специальных государственных органов и их должностных лиц для наблюдения за точным и неуклонным соблюдением законов и нормативных правовых актов; осуществления по подведомственным, данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Административный надзор - это вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Особенности административного надзора:

· является особой разновидностью государственного контроля;

· осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

· деятельность по надзору осуществляется систематически;

· цель - обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

· между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

· осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

· осуществляется при помощи определенных методов;

· оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

1. постоянное наблюдение;

2. периодические проверки;

3. обследование поднадзорного объекта;

4. истребование и анализ документов;

5. изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляют:

· специальные федеральные надзоры (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и т.д.);

· государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

· получение информации;

· применение мер административного предупреждения;

· применение мер административного пресечения;

· привлечение к административной ответственности;

· регистрация и учет;

· выдача разрешений (лицензий);

· нормотворчество.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

1. органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

2. объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора- только законность деятельности;

3. контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

4. контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

5. контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления - деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

1. за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2. соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3. исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности:

1. протест прокурора;

2. представление прокурора;

3. постановление прокурора;

4. предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Молодой учёный. Правовые, теоретические и практические основы государственного контроля и надзора. URL: http://www.moluch.ru . Дата просмотра: 27.05.2012

Таким образом, контроль и надзор - это не одно и тоже, у каждого из них есть множество видов, и выполняют они различные функции.

Под федеральным государственным надзором в области промышленной безопасности понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных Федеральным законом о промышленной безопасности, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности (далее - обязательные требования), посредством (рис. 8.6):

организации и проведения проверок указанных лиц;

принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений;

систематического наблюдения за исполнением обязательных требований;

анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального законаот 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Предметом проверки является:

соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований;

соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.

Рис. 8.6. Схема организации и осуществления надзора в области промышленной безопасности

В настоящее время контрольные и надзорные функции в области обеспечения промышленной безопасности возложены Правительством РФ на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (сокращенное наименование - Ростехнадзор). До проведения первого этапа административной реформы в 2004 году и преобразования системы федеральных органов исполнительной власти функции в сфере промышленной безопасности осуществлял Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор).

В соответствии с Положениемо Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, Ростехнадзор являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере (рис. 8.7):

безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения);

безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей);

безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);

безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения;

исполнения специальных функций в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

При этом основной задачей Ростехнадзора является соблюдение эксплуатирующей организацией существующих законодательных требований безопасности производств.

Рис. 8.7. Сфера деятельности Ростехнадзора в области надзора и контроля

К числу основных функций Ростехнадзора в области промышленной безопасности относятся контроль (рис. 8.8):

за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);

за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;

за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ.

Рис. 8.8. Основные функции и полномочия Ростехнадзора в области промышленной безопасности

На Ростехнадзор федеральным законодательством возложены полномочия по выдаче разрешений (рис. 8.8):

на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах, на ввоз, вывоз и транзит через территорию РФ ядовитых веществ;

на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами.

Действующее законодательство наделяет Ростехнадзор полномочиями по регистрации опасных производственных объектов в едином государственном реестре и ведению такого реестра на основании постановленияПравительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1371 "О регистрации объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов" (рис. 8.8).

В субъектах РФ созданы и действуют территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющие функции по надзору и контролю в сфере промышленной безопасности в пределах их компетенции. Распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2008 г. N 261-Р утверждена схемаразмещения территориальных органов Ростехнадзора, при этом основным принципом, лежащим в основе построения системы территориальных органов Ростехнадзора, является обеспечение представления службы во всех субъектах РФ.

К сфере деятельности федеральных территориальных органов Ростехнадзора относится:

организация и осуществление государственного и строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи, определяемых в соответствии с законодательством РФ объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;

организация и осуществление государственного надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Главными задачами при организации взаимодействия между Ростехнадзором и Роспромом, являются (рис. 8.9):

обеспечение функционирования системы государственного экологического надзора и контроля в районах расположения объектов УХО;

информационное обеспечение федеральных органов исполнительной власти и их региональных и территориальных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления о состоянии окружающей среды в районах расположения объектов УХО;

координация работ по использованию и развитию РЦ СГЭКиМ для обеспечения деятельности в сфере государственного экологического контроля и мониторинга объектов УХО.

Основными направлениями взаимодействия Ростехнадзора и Роспрома является обеспечение деятельности Ростехнадзора и его территориальных органов в сфере их полномочий, а именно:

обеспечение проведения государственного экологического контроля;

обеспечение функционирования специальных информационных систем, включая Федеральный информационный центр по проблеме УХО;

обеспечение на регулярной основе Ростехнадзора и его территориальных органов информацией о результатах экологического контроля объектов УХО;

обеспечение органов Ростехнадзора данными о состоянии окружающей среды в районах их расположения, информацией о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии.

Рис. 8.9. Основные функции деятельности Ростехнадзора и взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти в области технического надзора и контроля

Основные вопросы взаимодействия между Ростехнадзором и Спецстроем России в области регулирования промышленной безопасности опасных производственных объектовосуществляются по следующим направлениям (рис. 8.6):

организация и осуществление надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

регистрация опасных производственных объектов и ведение Государственного реестра опасных производственных объектов.

Административно-правовая ответственность. Несоблюдение требований в области промышленной безопасности может являться основанием привлечения к административно-правовой ответственности.

В отличие от преступлений в сфере промышленной безопасности, административные проступки характеризуются формальным составом, т.е. в качестве обязательного признака правонарушения не требуются доказательства причинения вреда. Например, ст. 9.1Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) содержит несколько формальных составов административных правонарушений, для квалификации которых достаточно лишь установления факта нарушения законодательных требований (рис. 8.10):

нарушение должностными лицами, юридическими лицами и гражданами требований промышленной безопасности;

нарушение условий лицензий на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;

нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах;

грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Общим критерием, объединяющим правонарушения, является их предмет - опасные производственные объекты.

Характеризуя объективную сторону административных правонарушений в сфере промышленной безопасности, необходимо отметить, что совершение рассматриваемых проступков возможно как путем действия, так и путем бездействия, при этом наступление вредных последствий не является обязательным при квалификации деяния как правонарушения.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 9.1КоАП РФ, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, а также лицензионных требований и условий на осуществление видов деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов.

В случае если нарушение требований промышленной безопасности повлекло последствия, выразившиеся в причинении вреда жизни и здоровью людей, такое деяние должно быть квалифицировано как преступление, например, по ст. 216УК РФ.

Рис. 8.10. Состав административного правонарушения в области промышленной безопасности

Предметом правонарушения, указанного в ч. 2 ст. 9.1КоАП РФ, являются взрывчатые вещества, кроме того, предметом правонарушения могут быть и боеприпасы. Данные вещества должны обладать следующими свойствами: при определенных видах внешнего воздействия они должны быть способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение или взрыв с выделением тепла и образованием газов.

Под боевыми припасами следует понимать предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды либо их сочетание. К ним, в частности, относятся артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды, ручные и реактивные противотанковые гранаты и т.п., а также все виды патронов заводского и самодельного изготовления к различному стрелковому огнестрельному оружию независимо от калибра, за исключением патронов к длинноствольному гладкоствольному охотничьему оружию и патронов, не имеющих поражающего элемента (снаряда - пули, картечи, дроби и т.п.) и не предназначенных для поражения цели.

Под взрывчатыми веществами понимаются химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению - взрыву (тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п.).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1КоАП РФ, характеризуется деянием, повлекшим нарушение требований промышленной безопасности при получении, использовании, переработке, хранении, транспортировке, уничтожении и учета взрывчатых веществ. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия, содержит признаки преступления (ст. 217УК).

С объективной стороны проступок, предусмотренный ч. 3 ст. 9.1КоАП РФ, характеризуется действием или бездействием, заключающимся в грубом нарушении условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. При этом содержание понятия грубого нарушения лицензионных требований и условий в отношении каждого лицензируемого вида деятельности свое, устанавливаемое Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Субъектом правонарушений могут быть юридические лица или граждане, чья деятельность связана с эксплуатацией опасных производственных объектов.

В отношении правонарушителей, привлекаемых к административной ответственности по ст. 9.1КоАП РФ, по решению суда может применяться мера наказания, заключающаяся в административном приостановлении деятельности (ст. 3.12КоАП РФ) на общий срок до 90 суток.

Судья может приостановить деятельность организации или предпринимателя, только если существуют одновременно несколько обстоятельств.