Понятие и признаки государственной службы и ее виды. Государственная служба как профессиональная управленческая деятельность

Государственная служба - это публичная служба, т. е. служ­ба в органах публичной власти.

Государственная служба РФ - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащи­ми федеральных государственных органов и государственных орга­нов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъек­тов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Таким образом, государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государствен­ными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов. По действую­щему законодательству государственной службой считается ис­полнение государственным служащим своих полномочий и должностных обязанностей при условии, что он занимает долж­ность только в государственных органах и иных организациях с государственно-властными полномочиями (исключая учрежде­ния, предприятия, объединения и т. д.).

Государственный орган представляет собой учрежденное в системе государственной администрации структурное организационно-правовое образование, имеющее специальные цели и задачи, а также наделенное в нормативном порядке функция­ми, задачами и специальной компетенцией. Каждый государ­ственный орган имеет свои структурные особенности. В отли­чие от других организаций государственные органы наделены государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера; они могут принимать нормативные пра­вовые акты, а также осуществлять правоприменительную, правоохранительную, административно-юрисдикционную дея­тельность.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий :

1. Российской Федерации и ее субъектов;

2. федеральных органов государственной власти, иных феде­ральных государственных органов (федеральных государствен­ных органов) и органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ (государственных органов субъектов РФ);

3. лиц, замещающих так называемые политические государ­ственные должности, т. е. лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих госу­дарственные должности субъектов РФ.

Важнейшим вопросом является реализация компетенции Российской Федерации и компетенции ее субъектов в сфере установления и правового регулирования государственно-слу­жебных отношений. Статья 71 Конституции РФ однозначно устанавливает, что федеральная государственная служба отно­сится к ведению Российской Федерации.

Государственная служба в Российской Федерации регули­руется федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов РФ, опреде­ляющими государственную службу и правовое положение государственных служащих субъектов РФ.

Нормативными правовыми актами, регулирующими государ- ственно-служебные отношения государственной службы как в широком смысле, так и в узком ее понимании (как процесса осуществления служащими компетенции государственных ор­ганов), являются следующие.

ü Конституция Российской Федерации.

ü Конституции республик, являющихся субъектами РФ, в которых наряду с принципами государственной службы уста­навливаются и некоторые другие важные положения государ­ственно-служебного характера.

ü Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государствен­ной службе субъектов Федерации.

ü Специальные федеральные конституционные законы и феде­ральные законы, а также иные законодательные акты, регламен­тирующие государственно-служебные отношения в сфере госу­дарственной службы или в какой-то степени относящиеся к институту государственной службы. Среди них можно выделить, к примеру, следующие федеральные законы: «О воинской обя­занности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О материальной ответственности военнослужащих», «О проку­ратуре Российской Федерации».

ü Указы и распоряжения Президента РФ (например, утверж­денные указами Президента РФ Положение о порядке прохож­дения военной службы; Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работ­никам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Министерства ино­странных дел Российской Федерации на территории Российс­кой Федерации.

ü Нормативные правовые акты Правительства РФ по вопро­сам государственной службы.

ü Нормативные правовые акты, принимаемые федеральными министерствами.

ü Постановления Конституционного Суда РФ

По государственно-служебным вопросам стала появляться также судебная практика судов общей юрисдикции, например по проблемам рассмотрения дел о восстановлении в должности государственных служащих, уволенных при ликвидации госу­дарственного органа, сокращении его штата либо численности.

Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности.

Государственная служба характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов публичной службы:

1. Профессионализм. Государственная служба является основным родом занятий для государственного служащего. Государственная служба по совместительству не допускается. Другие виды оплачиваемой, а иногда и безвозмездной деятельности разрешены государственному служащему на условиях и в порядке, предусмотренном федеральным законом. Ограничения по видам деятельности для государственных служащих призваны обеспечить высокое качество исполнения обязанностей государственной службы.

2. Компетентность. Государственный служащий должен соответствовать выполняемым функциям государственной службы по уровню образования, стажу и знаниям. Данные требования являются формализованными условиями, позволяющими обеспечить реальную способность государственного служащего выполнять обязанности по замещаемой должности государственной службы.

3. Прохождение службы только на должностях государственной службы, включенных в Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации. Статус государственного служащего приобретается только путем назначения на должность государственной службы.

Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий России, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности России.

Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности России, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности России.

Государственная гражданская служба субъектов Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъектов Федерации, а также полномочий государственных органов субъектов Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации.

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания или классные чины.


Похожая информация:

  1. Agrave; КС РФ фактически признал доминирование публично-правовых критериев в регулировании отношений с государственной собственностью
  2. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления и доступности предоставления государственной услуги "Ежемесячное

Государственная гражданская служба - это особый вид службы, осуществляющий социально-культурное обслуживание людей, управленческую деятельность и обеспечение деятельности органов государственной власти.

В научной литературе не существует единственного подхода к определению понятия гражданской службы. Так, по мнению В.Д. Граждан государственная гражданская служба -- это специфический социально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных органов. Ю.Н. Старилов считает, что государственная гражданская служба РФ -- это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах.

Государственная гражданская служба в первую очередь направлена на реализацию общеадминистративных функций государственного управления. Государство реализует свои функции через деятельность профессиональных специалистов государственного управления, государственных служащих. Следовательно, можно дать другое определение понятия государственной гражданской службы, которое связывают с деятельностью сотрудников государственных органов с властными полномочиями по реализации функций государства.

Тем не менее, многие ученых соглашаются с законодательным определением государственной гражданской службы, закрепленным в статье 3 федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».

Профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ - именно так представляется государственная гражданская служба в соответствии с законодательством.

На основе законодательного определения гражданской службы можно выделить основные отличительные признаки:

1. Одним из главных признаков государственной гражданской службы является профессиональная деятельность, а именно, гражданская служба должна выступать в качестве основного вида деятельности, осуществляться непрерывно и основываться на специальных навыках и знаниях;

2. Государственная гражданская служба осуществляется государственными служащими, правовой статус которых определен законом и иными нормативными актами, в государственных органах, которые определяются Конституцией РФ и федеральными законами;

3. Только граждане России имеют право проходить государственную гражданскую службу;

4. Государственная гражданская служба осуществляется для решения государственных задач и в целях обеспечения полномочий федеральных государственных органов, и государственных органов субъектов Федерации.

Кроме понятия и признаков государственно власти также следует рассмотреть принципы, на которых основывается правовое регулирование данного вида деятельности.

Государственная гражданская служба, как разновидность государственной службы основывается на общих принципах, закрепленных в Законе о системе государственной службы. Общие принципы способствуют развитию законодательства о государственной службе, делают стабильными все государственно-служебные отношения, а также способствуют совершенствованию взаимоотношений, складывающихся между госслужащими и гражданами.

Специальные принципы определяют особенности государственно-служебных отношений в соответствующей сфере. Принципы гражданской службы закреплены в статье 4 федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»:

1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2. Единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3. Равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4. Профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5. Стабильность гражданской службы;

6. Доступность информации о гражданской службе;

7. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8. Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, как принцип гражданской службы, имеет свое непосредственно конституционное закрепление. Принцип единства должен обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленность федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ.

Равенство доступа граждан к гражданской службе, как принцип, закреплено в Конституции РФ. Исключение из этого принципа составляют лица:

ѕ признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; осужденные по приговору суда, и имеющие непогашенную судимость; отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; имеющие заболевания, препятствующие поступлению на гражданскую службу; не имеющие российского гражданства;

ѕ состоящие в близком родстве с гражданским служащим, если замещение должности связано непосредственной подчиненностью;

ѕ представившие подложные документы или ложные сведения при поступлении на службу;

ѕ не представившие сведения, или представившие заведомо ложные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Принцип стабильности означает стабильность законодательства, регулирующего государственно-служебные отношения, независимость государственных служащих от политической ситуации. Принцип доступности информации о гражданской службе и взаимодействия с организациями и гражданами означает гласность и прозрачность службы для общества, доступность общественному контролю, объективное информирование граждан о деятельности государственных органов и госслужащих. Принцип защищенности защищает госслужащих от влияния на объективность и законность принимаемых ими решений, а также способствуют предупреждению и пресечению коррупции в системе государственно-служебных отношений.

Понятие ГС определяется ФЗ-58 «О системе госслужбы РФ»:

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации,

Федеральных органов государственной власти,

Субъектов РФ,

Органов государственной власти субъектов РФ,

Лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности субъектов РФ.

Сформулированное законом определение гос службы указывает, прежде всего, на ее сущность.

Сущностные признаки государственной службы:

1. Государственная служба - это государственная деятельность , т.е. сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Госслужба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но должна обеспечивать их практическое осуществление. Государственный служащий всегда действует от имени и по поручению государства.

2. Важный признак государственной службы - профессиональная служебная деятельность , т.е. деятельность профессионального характера, отвечающая специальным квалификационным требованиям и обеспечивающая решение задач государственного управления. Государственный служащий не просто профессионально работает в этой сфере, он служит. Гражданская служба состоит, прежде всего, в управлении обществом в различных сферах, в реализации функций государственных органов.

3. Государственная служба - это обеспечение исполнения полномочий госорганов, а не само исполнение таковых. Имеется в виду интеллектуальное, аналитическое, организационное, информационное, прогностическое, контрольное и иное профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.

4. Государственная служба по определению - публичная служба , т.е. служба в органах публичной государственной власти. Она имеет официальный, открытый характер и обеспечивает общий, совокупный интерес государства и общества. Проще говоря, государственная служба - служба государству, а через него - стране, народу.

5. Государственная служба осуществляется только в государственном органе лицом, которое находится на должности государственной службы, включенной в реестр. Не все должности, включенные в штатное расписание тех или иных государственных органов, являются должностями государственной гражданской службы. Так, не является государственной гражданской службой работа в штате государственного органа на должностях обслуживающего персонала (водители, вахтеры, уборщицы, повара и т.д.).

6. Государственные служащие получают денежное содержание только из госбюджета .

2. Принципы государственной службы.

ФЗ-58 «О системе госслужбы РФ» Статья 3 .

1) Федерализм, обеспечивающий единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос власти и органами госвласти субъектов РФ

2) Законность

3) Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип вытекает из ст. 2 и 18 Конституции РФ, в которых человек, его права и свободы определены как высшая ценность. Обязанностью государства и всех госслужащих является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

4) Равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также от др обстоятельств, не связанных с проф и деловыми качествами гражд служащего.

5) Единство правовых и организационных основ госслужбы, предполагающ единый подход к организации госслужбы. Принцип вытекает из федеративного устройства РФ, основанного на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и ее субъектов, что закреплено в ст. 5 Конституции РФ.

6) Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы

7) Открытость. Данный принцип вытекает из ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственного управления и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Одновременно на государственной гражданской службе действуют определенные ограничения, связанные с сохранением государственной тайны и неразглашением служебной информации. Поэтому на практике гражданской службы действует сочетание гласности и конфиденциальности, что не всегда способствует необходимой осведомленности граждан.

8) Профессионализм и компетентность гражданских служащих. На реализацию данного принципа направлена не только система отбора кандидатов на госслужбу, но и система подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, а также стимулирование их стремления к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

9) Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их проф служебную деятельность. В соответствии со ст. 14 ФЗ № 79 закрепляет защиту сведений о гражданском служащем, а также государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему имущества.

Тема 3. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Тема 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОВЫХ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Государственная и муниципальная службы теорети­чески могут быть представлены и рассмотрены в следующих аспектах:

· политическом – как деятельность по реализации государствен­ной политики, достижению выработанных всеми политическими силами государственно-политических целей и задач в обществе и государстве; государственная и муниципальная службы – важнейший фактор ста­бильности в обществе, ибо от их функционирования и эффективно­сти зависит стабильность и устойчивость общественных отношений;

· социальном: «государственная служба как социальная кате­гория – это профессиональное осуществление по поручению госу­дарства общественно полезной деятельности лицами, занимающи­ми должности в государственных организациях»;

· социологическом – это практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов, органов местного самоуправления, реализация вопросов местного значения. Любой орган управления представляет собой совокупность служащих – людей, соединенных формально установленными целями в рамках определенного типа административной, т.е. разновидности социальной организации;

· организационном – государственная и муниципальная службы связаны со структурно-функциональными элементами государственного аппа­рата, аппарата органов местного самоуправления; служебная деятельность представляется как система, состоящая из следующих элементов: формирование организационных и процессуальных ос­нов деятельности государственного аппарата, органов местного самоуправления, построение и правовое описание иерархии должностей, выявление, оценка, стимули­рование и ответственность соответствующих работников; государ­ственная и муниципальная службы – правовая основа, позволяющая укрепить госу­дарство, усилить государственную власть и обеспечить нормальное функционирование гражданского общества;

· нравственном – рассмотрение морально-этических основ служебной деятельности. На сегодняшний день в России остро стоят проблемы коррупции, бюрократического произвола и иных злоупотреблений на государственной и муниципальной службе. Так как этические регуляторы оказывают большое значение на человеческое поведение, необходимо обратить внимание на морально-этические качества людей, работающих в госаппарате, органах местного самоуправления, обратиться к проблемам административной морали. Профессиональная этика государственных и муниципальных служащих представляет собой систему нравственных ориентиров, этических норм, которыми служащие должны руководствоваться при осуществлении своей профессиональной деятельности. На деле многие служащие имеют смутное или искаженное представление об этих нормах либо просто игнорируют их в своей деятельности.


· правовом – юридическое установление государственно-служеб­ных отношений, при реализации которых и достигается практиче­ское выполнение должностных обязанностей, полномочий служа­щих и компетенции государственных органов и органов местного самоуправления.

Государственная и муниципальная службы являются сложными социально-правовыми институтами, изучение которых требует комплексного анализа их социальных и юридических основ. Эти институты представляют со­бой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. вопросы организации данных видов деятельности, регламентации основ правового статуса государственных и муниципальных служащих (права, обязанности, ограничения, за­преты, стимулирование, ответственность), прохождение службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. Здесь отчетливо проявляется институциональность служебной деятельности. Государственная и муниципальная службы – комп­лексные правовые институты, межотраслевого характера, состоящие из норм различных отрас­лей права и включающие в себя множество подинститутов.

Институты государственной и муниципальной службы, с позиции внутриорганизационных отношений, представляют собой совокупность правовых норм, определяющих порядок поступления на службу, аттестации, перемещения и увольнения со службы, содержание должностных обязанностей и прав, порядок материального и соци­ально-бытового обеспечения, поощрения и ответственности госу­дарственных и муниципальных служащих. Такое определение института государст­венной службы складывалось на протяжении последних десятиле­тий.

Вместе с тем выделяются и внешние государственно-служебные отно­шения, которые характеризуют государственную и муниципальную службы как со­циальные институты и складываются на основе законодательства между государственным, муниципальным служащим и другими субъектами (гражда­нами, государственными и негосударственными организациями) в связи с осуществлением ими своих должностных полномочий. При этом подчеркивается, что в качестве представителя государства, органов местного самоуправления (далее - ОМС) мо­жет выступать только тот служащий, который по занимаемой должности наделен властными полно­мочиями, т.е. должностное лицо. Государственные и муниципальные служащие, не имеющие таких полномочий, вступают лишь во внутриорганизационные отношения.

Надо сказать, что все государственные и муниципальные служащие должны быть признаны должностными лицами по признаку того, что они наделяются полномочиями на совершение служебных, юридически значимых действий, влекущих правовые последствия, вне зависимости от замещаемой должности.

Государственная и муниципальная службы отражают проявление множества управ­ленческих связей и отношений, которые необходимо урегулировать в различных правовых формах при помощи норм государственно-служебного характера:

· отношения, возникающие между различными звеньями системы исполнительной власти;

· отношения, возникающие между исполнительными органами си­стемы местного самоуправления, а также между ними и вышеназ­ванными субъектами;

· отношения, возникающие в процессе организации и функциони­рования органов законодательной (представительной) власти и су­дебной власти, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ (так называемые внутриорганизационные отношения).

Функционирование государственной и муниципальной служб возможно при использовании традиционных административно-пра­вовых методов правового регулирования:

1) установление определенного порядка действий, предусмотренное различными правовыми нормами (в большей мере административно-правовыми). Например, государственные служа­щие должны соблюдать соответствующий должностной регламент, положения законов, в которых перечисляются их обя­занности;

2) запрещение определенных действий. За­прещено, например, направление жалоб граждан на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых являются предметом жалобы. Виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

3) предоставление государственному и муниципальному служащему возможности выбора одного из установленных вариантов должного поведения, которые пре­дусматриваются различными правовыми нормами. Например, начальник органа внутренних дел принимает решение о наложении на лицо административного взы­скания и определяет в постановлении конкретную меру админист­ративного наказания, а также ее размер либо вид (если это предус­матривается законом);

4) предоставление возможности действовать (или не действо­вать) по своему усмотрению. Этот ме­тод применяется не только при реализации субъективных прав, но и при реализации правового статуса государственных и муниципальных служа­щих, использовании ими предоставленных им прав и правомочий.

Таким образом, предметом правового института государственной и муниципальной служб являются государственно-служебные правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации их функций и полномочий, нормы, их регулирующие, и практика их применения.

Как и любой другой институт права, институты государственной и муниципальной службы могут быть определены через совокупность правовых норм, регулирующих особые группы общественных отношений, образующих их предмет. Все нормы закрепляются в различных источниках права.

Под источником понимается внешняя форма выражения норм, регулирующих государственную и муниципальную службы, как в целом, так и их особенности в различных субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях. К источникам относятся акты государственных органов, как федеральных, так и субъектов РФ, иных субъектов государственной власти, должностных лиц, обладающих специальными полномочиями на издание нормативных правовых актов, акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, иные муниципальные правовые акты, изданные в пределах их полномочий, а также в установленных формах, определяемых законами и иными нормативными правовыми актами. Такие акты в обязательном порядке должны пройти процедуру их принятия, они должны быть подписаны уполномоченными на то лицами, в необходимых случаях пройти регистрацию и, что очень важно, должны быть опубликованы (обнародованы).

Особое значение отводится Конституции Российской Федерации в плане регулирования основ государственной и муниципальной служб.

Надо сказать, что напрямую нормами Конституции Российской Федерации государственная и муниципальная службы не урегулированы. Более того, в Основном законе РФ закрепляется право только граждан РФ на свободный доступ на государственную службу, в отношении же иностранных граждан такое право не гарантировано, хотя в действующем законодательстве эти вопросы решены в пользу последних.

Также, нет даже упоминания о муниципальной службе. Однако, в ч.2 ст.130 установлено, что «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления». Таким образом, связь муниципальной службы и местного самоуправления устанавливается через деятельность органов местного самоуправления, укомплектованных штатом профессионально подготовленных субъектов, обеспечивающих реализацию вопросов местного самоуправления, закрепленных Федеральным законом № 131 - ФЗ.

Нормативную основу государственной службы образует ряд Федеральных законов. Так как государственная служба организована на двух уровнях – Федеральный уровень и уровень субъектов РФ, следовательно, регулируют данные виды деятельности, как Федеральные законы, так и законы субъектов РФ.

Основным источником регулирования государственной службы является Федеральный закон от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Настоящий закон в соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой РФ. В рассматриваемом законе закреплено принципиально новое определение государственной службы РФ, определены новые существенные признаки данного вида деятельности, им же закреплена единая система государственной службы, состоящая из трёх основных видов государственной службы – гражданской, военной, правоохранительной. Данным Федеральным законом установлены 9 принципов государственной службы РФ; проведено разграничение между государственными должностями и должностями государственной службы; впервые установлена система ранжирования для разных видов государственной службы и присвоения классных чинов на государственной службе; предусмотрено введение реестров должностей государственной службы и введение реестров самих государственных служащих; установлены основы управления государственнойслужбой РФ.

Особенности государственной службы регламентированы Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами самих государственных органов внутриведомственного характера.

Основным источником правового регулирования муниципальной службы в Российской Федерации следует признать Федеральный закон от 02 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации». Настоящий закон определяет правовые и организационные основы системы муниципальной службы Российской Федерации, в том числе системы управления муниципальной службой в РФ. В этом законе дано новое определение муниципальной службы РФ, закреплены новые существенные признаки данного вида деятельности. Данным Федеральным законом установлены принципы муниципальной службы в РФ; проведено разграничение между муниципальными должностями и должностями муниципальной службы; предусмотрено ведение реестров должностей муниципальной службы и введение реестров самих муниципальных служащих; установлены основы управления и финансирования муниципальной службы РФ.

Поскольку законодательство о государственной гражданской и муниципальной службах находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, субъекты РФ вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие иные вопросы служебной деятельности, не урегулированные федеральным законодательством. Такие акты будут легитимными при условии соответствия двум основным требованиям.

Во-первых, они не должны противоречить актам федерального уровня и принятым в соответствии с ними подзаконным нормативно - правовым актам, обладающим более высокой юридической силой.

Во-вторых, они не должны ограничивать самостоятельность субъектов РФ, органов местного самоуправления, действующих в пределах своих полномочий.

Основная роль законодательства субъектов РФ заключается в том, чтобы не создавать нормативные акты, «альтернативные» федеральному законодательству. Их значение состоит в детализации, дополнении, развитии правил, установленных федеральными законами или подзаконными актами, а также, в принятии нормативных правовых актов по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством и отнесенным к компетенции субъектов РФ.

Именно детализация основных положений, установленных федеральным законодательством, позволит конкретизировать права и обязанности участников служебного отношения и сделать более эффективным действие механизма правового регулирования государственной и муниципальной службы, учесть особенности труда государственных и муниципальных служащих применительно к специфическим условиям в конкретном субъекте РФ.

Среди базовых источников государственной и муниципальной служб следует выделить ряд законодательных актов федерального уровня:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службе Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

7. Федеральный закон от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»;

9. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;

10. Федеральный закон от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ряд других.

Кроме того, существенное значение имеют нормативные Указы Президента РФ, такие как:

1. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

2. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня);

3. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

4. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»;

5. Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 года №609 «Об утверждении положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» и др.

В субъектах Российской Федерации имеется своя правовая база, регулирующая государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Так, например, в Челябинской области такими нормативными правовыми актами являются:

1. Устав Челябинской области

2. закон Челябинской области от 31 мая 1996 года №22-ЗО «О государственной службе Челябинской области»;

3. закон Челябинской области от 27 января 2005 года №359-ЗО «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы Челябинской области (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для государственных гражданских служащих Челябинской области»

4. закон Челябинской области от 27 января 2005 года №360 –ЗО «Об учреждении должностей государственной гражданской службы Челябинской области и учреждения реестра должностей государственной гражданской службы Челябинской области»;

5. закон Челябинской области от 27 января 2005 года №363 –ЗО «О порядке присвоения классных чинов государственной гражданской службы Челябинской области»;

6. постановление Губернатора Челябинской области от 14 апреля 2005 года №127 «Об утверждении положения о кадровом резерве государственной гражданской службы Челябинской области»;

7. постановление Губернатора Челябинской области от 29 апреля 2005 года №191 «Об утверждении примерного должностного регламента государственного гражданского служащего Челябинской области»;

8. постановление Губернатора Челябинской области от 30 мая 2005 года №257 «Об аттестационной комиссии по проведению аттестации и квалификационного экзамена отдельных категорий государственных гражданских служащих Правительства Челябинской области и органов исполнительной власти Челябинской области» и др.

Следует отметить отсутствие в законодательстве о государственной и муниципальной службах вопросов регулирования многих институтов трудового права. Так, вообще не урегулированы такие институты, как материальная ответственность (за исключением военной службы), охрана труда, гарантии для работников с семейными обязанностями и беременных женщин, работников, совмещающих работу с обучением. Идея наиболее полно урегулировать служебные отношения на государственной и муниципальной службах в специальных законах обернулась наличием в них значительно большего (чем ранее) числа пробелов, которые трудно устранить даже путем применения общих норм трудового законодательства.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1) с правовой точки зрения государственную и муниципальную службы следует рассматривать как самостоятельные, особые правовые институты со специфическим содержанием и структурой;

2) правовые институты государственной и муниципальной службы являются комплексными, включают в себя нормы различных отраслей права (конституционного, трудового, административного, уголовного и др.). Вопросы компетенции, деятельности государственных и муниципальных служащих регулируются всеми отраслями права. Институты же данных видов службы устанавливают правовые основы организации и особенности правового положения служащих.

В связи с этим, а также в целях создания стабильной и единой нормативно-правовой базы, представляется целесообразным в дальнейшем систематизировать и кодифицировать действующие нормативно-правовые акты о государственной и муниципальной службах.

Понятие государственной службы

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ – это профессиональная служебная деятельность граждан, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими должности государственной службы. Не признается государственной службой деятельность лиц, замещающих государственные должности.

По действующему законодательству государственной службой считается исполнение государственным служащим своих полномочий и должностных обязанностей при усло­вии, что он занимает должность только в государственных органах (исключая учреждения, предприятия, объединения и т.д.). Однако данное положение применимо только для государственной гражданской службы, т.к. военная и правоохранительная службы организованы по другому принципу (присвоения специального звания) и эти виды службы осуществляются не только в государственных органах, но и в различных ведомственных учреждениях и организациях (учебных, медицинских и др.). Этим понятием в настоящее время государственная служба отграничивается от других видов деятельности в систе­ме организации и функционирования государственной администра­ции, в сфере деятельности государственных учреждений, предприя­тий и объединений.

Профессиональная деятельность – вид деятельности, являю­щейся профессией для государственного служащего и требующей определенной подготовки, учебы и получения специального образо­вания. Государственная служба в этом смысле – одна из многих профессий, для которых необходимы профессиональные навыки, убеждения, специальное образование служащих, сдача ими соот­ветствующих экзаменов. Выполнение служащими задач и функций государственной службы на профессиональной основе должно га­рантировать постоянство и стабильность государственно-служеб­ных отношений, благосостояние общества и силу государства, бе­зупречность и эффективность управленческой деятельности, ее не­зависимость от возможных политических перемен;

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации»государственная служба Российской Федерациипрофессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

Федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов;

Субъектов Российской Федерации;

Органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

Лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

Лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Признаки государственной службы

1.Впервые государственная служба – это деятельность служебная. Для этого вида деятельности присущи все признаки служебной деятельности вообще, однако, с учётом специфики государственной службы:

В процессе государственной службы материальные ценности не создаются, а создаются лишь условия для их производства;

Государственная служба связана с процессами управления, ресурсами (люди, финансы, техника), либо различными сферами жизнедеятельности общества. Таким образом, государственная служба – это разновидность государственной управленческой деятельности, так как связана с процессами управления;

Так как данный вид деятельности носит управленческий характер, значит государственная служба связана с реализацией государственно - властных полномочий;

Государственная служба – это деятельность публичного характера, осуществляемая в интересах всего общества в целом и каждого члена этого общества в частности;

Государственная служба носит обеспечительный характер, обеспечивает интересы того, кто её оплачивает (общественные интересы);

Государственная служба является деятельностью профессиональной, осуществляемой постоянно, непрерывно, возмездно;

Для государственной службы характерно наличие особого объекта, т.е. то на что она направлена (на человека, на защиту его интересов, на помощь в реализации прав);

Характерно наличие особого предмета деятельности (это информация, то с помощью чего осуществляется деятельность);

Наличие особого субъекта (государственный служащий, субъект специального права).

2. Государственная служба - деятельность профессиональная. Профессионализм государственной службы определяется следующими общими положениями:

Государственная служба – это профессия;

Закрепление устойчивой правовой связи между лицом её исполняющим и государством в лице представителя-нанимателя. Такая правовая связь обеспечиваеся замещением должности государственной службы и заключением служебного контракта;

Профессионализм связан с установлением определённых квалификационных требований по замещаемой должности, включающих в себя наличие определённого образования, обладания определёнными знаниями, навыками, умениями, наличие стажа, опыта работы и т.д.

3. Государственная служба – это деятельность, финансируемая из средств государственного бюджета, либо федерального, либо бюджетов соответствующих субъектов РФ.

4. Государственная служба – это деятельность, связанная с обеспечением реализации полномочий:

· обеспечение реализации полномочий РФ – определены на основе положений Конституции ст. 71,72;

· обеспечение реализации полномочий субъектов РФ -на основе положений Конституции ст. 72,73;

· обеспечение реализации полномочий федеральных государственных органов;

· обеспечение реализации полномочий государственных органов субъектов РФ;

· обеспечение реализации полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.

Перечень таких лиц устанавливается на основе положений Указа Президента РФ №33 от 11.01.95 г., которым утверждён Сводный перечень государственных должностей РФ. Лица, замещающие такие должности являются непосредственными исполнителями полномочий государственных органов на основе Конституции, Федеральных законов, Уставов и т.д. Все они статусом государственного служащего не пользуются, их деятельность государственной службой не является и законодательством о государственной службе не регулируется (ч.2, ст.1 Федерального закона №58).

5.Государственная служба – это деятельность, осуществляемая исключительно гражданами РФ (за исключением военной службы по контракту). При этом граждане должны владеть государственным языком РФ, соответствовать определённому возрасту (например, от 18 до 65 лет – для гражданской государственной службы).

Цели, функции государственной службы

Государственная служба органически связана с государством, с его местом и ролью в жизни общества. Она возникает вместе с государством как институт осуществления государственной власти. В деятельности государственных служащих реально осуществляются функции государства.

На этом основании некоторые ошибочно считают, что функции государственной службы аналогичны функциям государства.

Функции государства выполняют все государственные органы, реализующие государственную власть. Соответственно выделяются виды государственной деятельности, отличающиеся своим назначением, субъектами, методами и формами осуществления государственных функций.

Понятно, что далеко не все виды государственной деятельности относятся к государственной службе. В рамках единой государственной деятельности государственная служба – это лишь один из видов, занимающих строго определенное место - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

С точки зрения функционального предназначения выделяются следующие цели государственной службы:

Обеспечение стабильности государственного устройства;

Обеспечение режима законности в государственном управлении, практической реализации Конституции Российской Федерации;

Упорядочение работы государственного аппарата;

Установление требований к функциям и правомочиям по должностям государственной службы;

Определение компетенции и профессиональной подготовленности государственных служащих;

Регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;

Формирование условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.

Под функциями государственной службы понимаются самостоятельные относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

Выделяются следующие функции государственной службы: правоприменительная, правотворческая, правозащитная, регулирующая, организационная.

Правоприменительная функция – это реальное претворение в жизнь КонституцииРоссийской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов государства. Эта функция осуществляется посредством фактического исполнения государственных должностей государственной службы и принятия актов управления об исполнении законов.

Правотворческая функция состоит в разработке и принятии нормативных правовых актов. Государственная служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в законодательных органах. Эта функция проявляется также в законопроектной деятельности, экспертной, аналитической, справочной работе государственных служащих в процессе подготовки законопроектов.

Правозащитная функция – это обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Государственная служба призвана обслуживать потребности и интересы граждан, повышать действенность правовой защиты личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях.

Регулирующая функция – это разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная служба проявляет себя во время подготовки разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении. Задача государственной службы состоит в том, чтобы обеспечить согласование различных интересов, имеющих место в обществе, обеспечить представительство всех социальных слоев общества и особенно тех, которые не определяют жизнь государства.

Организационная функция - это обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе. Государственная служба призвана обеспечить координацию и упорядочение деятельности государственных органов, объединяя их в единый государственный аппарат легитимной государственной власти.

Все выше перечисленные функции в своей совокупности характеризуют сущность государственной службы.

Все функции государственной службы реализуются в публично-правовой форме. Государство придает общеобязательное значение государственно-служебной деятельности и государственно-служебным полномочиям и доводит эти установления до всего общества посредством законов и иных нормативных правовых актов.

Государственная служба реализует свои функции в конкретных правоотношениях, используя правоприменение и правоохрану. Таким образом, весь механизм публично-правового регулирования выступает формой реализации функций государственной службы.