Счетная палата вскрыла удивительные нарушения в минздраве, минкульте и минобрнауки.


Счетная палата обнаружила нарушения в работе Министерства образования и науки в 2016 году и направила обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку. Об этом говорится в заключении палаты, которое есть в распоряжении РБК.

Контрольное ведомство сочло, что бюджетная отчетность Минобрнауки недостоверна. Так, в заключении говорится, что сотрудники министерства не внесли в отчетность информацию об одном участке земли и 39 патентах. Также Минобрнауки неправомерно перевело 2,2 млрд руб. из федерального бюджета на модернизацию подведомственных и автономных учреждений. Например, ведомство выдало Псковскому государственному университету 240 млн руб., на которые тот купил у Кабардино-Балкарии некий объект незавершенного строительства и землю (где именно находится земля, в заключении палаты не указано). Эта покупка не была одобрена правительством.

По пяти госконтрактам на 49,2 млн руб., которые заключило Минобрнауки, Счетная палата обнаружила конфликт интересов: победивший в тендерах «Центр развития науки» возглавляла бывший начальник правового департамента ведомства Марина Лукашевич. Кроме того, 8 млн руб. были заплачены за невыполненные работы Центральному научно-исследовательскому институту черной металлургии им. И.П. Бардина и Российскому химико-технологическому университету им. Д. И. Менделеева. Фонд «История отечества», наоборот, не получил полагающиеся ему 100 млн руб. Не доплатило министерство и студентам. Из 384 млн руб., заложенных на гранты, были потрачены только 102,8 млн руб.

Между регионами Минобрнауки некорректно распределило 1,6 млрд руб. на создание условий для занятия физкультурой в селах, указано в заключении. Еще 800 млн руб. были неверно выделены субъектам федерации на софинансирование мероприятий по разработке «новых образовательных технологий» в вузах и учреждениях среднего профессионального образования.

Московскому авиационному институту министерство выделило деньги на уполномоченного по правам студентов в России (сейчас эту должность занимает Артем Хромов). В Счетной палате обратили внимание, что в штатном расписании министерства нет такой должности, а в уставе МАИ не закреплен такой вид деятельности. Всего за 2016 год МАИ получил от ведомства на эти цели 3,9 млн руб.

Указала Счетная палата и на недостатки при планировании Минобрнауки научных показателей для некоторых российских вузов. Например, три научных учреждения, Саратовский государственный технический университет, Норильский государственный институт и Федеральный институт медиации, перевыполнили план по качеству и количеству научных работ, несмотря на снижение финансирования. Не преуспело ведомство в 2016 году и в строительстве, зафиксировали в счетной палате. Из 47 объектов был введен в эксплуатацию только 21.

По итогам проверки Счетная палата приняла решение обратиться в Генпрокуратуру, Федеральную антимонопольную службу и Министерство финансов. Это нестандартная ситуация, но периодически палата прибегает к такой мере: 13 июня она направила в Генпрокуратуру информацию после проверки Минстроя.

В марте 2017 года стало известно, что Генпрокуратура обнаружила в Минобрнауки хищения бюджетных средств в 2014-2016 годах. Из-за действий бывшего главы департамента науки и технологий ведомства Сергея Салихова было растрачено около 127 млн руб., зафиксировали в прокуратуре.

Счетная палата нашла масштабные нарушения в Минобрнауки. Там пришли к выводу, что бюджетная отчетность министерства недостоверна. Кроме того, субсидии регионам на сумму почти 2,5 млрд руб. были распределены некорректно. Контрольное ведомство уже обратилось в Генпрокуратуру и попросило провести проверку.


Минобрнауки в 2016 году расходовало часть средств без одобрения правительства, к такому выводу пришла Счетная палата. За 2016 год в обход кабинета министров было потрачено больше 2 млрд руб. Например, в Кабардино-Балкарии ведомство приобрело участок земли и объект незавершенного строительства на 240 млн руб. Также обнаружен ряд нарушений при подготовке бюджетной отчетности министерства. В нее не попала информация о выданных патентах.

Вопросы вызвал и процесс госзакупок. Контракты на сумму почти 50 млн руб. были заключены при конфликте интересов. Победившее в тендерах ООО «Центр развития науки» возглавляла бывший сотрудник Минобрнауки. Ведомство в прошлом году перечислило 8 млн руб., но работы так и не были выполнены. Министерство, согласно сведениям контролеров, и не сдержало финансовых обязательств по выплатам перед студентами. Из средств, заложенных на гранты, была распределена лишь треть.

По мнению Счетной палаты, некорректно были распределены больше 1,5 млрд руб. между регионами. Не выполнило ведомство и свои обязательства в строительстве. Из 47 объектов только 21 был введен в эксплуатацию. Контрольный орган направил эти сведения в ФАС, Минфин и обе палаты парламента.

Какие последствия последуют после отчета Счетной палаты? И имеет ли это расследование политический аспект?

Руководитель отделения Transparency International Россия в Екатеринбурге Екатерина Петрова отмечает, что и парламент, и прокуратура имеют механизмы для воздействия на Минобрнауки и руководителя ведомства. Однако они вряд ли будут использованы.

«Счетная палата обязана направлять результаты своей проверки в прокуратуру. Какая после этого последует реакция, это уже другой разговор. У прокуратуры широкие полномочия, - заметила она. - Можно говорить о том, что признаки нецелевого расходования средств есть. Например, половина объектов до сих пор не введена в эксплуатацию, есть и признаки конфликта интересов при заключении контрактов. В общем-то, этого достаточно для того, чтобы как минимум уволить должностных лиц, которые ответственны за эти нарушения. Но я абсолютно уверена, что этого не последует. Для этого должно быть политическое решение».

Отчет Счетной палаты может иметь вес при распределении мест в новом кабинете министров, отмечает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. С этой точки зрения действия контрольного органа могут быть атакой на позиции главы Минобразования Ольги Васильевой, считает эксперт.

«Важнейшим фактором является расстановка сил после президентских выборов в 2018 году. Очевидно, что либо до выборов, либо после, что вероятнее, произойдет ротация в правительстве. Поэтому позиция Счетной палаты важна с точки зрения того, кто из министров имеет высокие шансы сохранить свои посты. Конечно же, очень серьезное идет давление на главу Минобрнауки Ольгу Васильеву. С учетом того, что сейчас особое внимание уделяется именно экономической составляющей, то, конечно же, для нее важно показать какой-то результат, - пояснил он. - Работа министерств оценивается, как правило, по итогам года. Однако это не касается ведомства, отвечающего за образование, в виду того, что у него совсем другой цикл активности. Так что время для атаки на Минобрнауки выбрано неслучайно, и к концу августа можно ждать новых разоблачений в его адрес».

Ранее Счетная палата уже обращалась в Генпрокуратуру. Жалоба была подана на Минстрой. Надзорный орган усомнился в достоверности расходов ведомства на 4,5 млрд руб.

Детей собираются прививать непроверенной вакциной

В соответствии с законодательством Счетная палата сейчас рассматривает результаты проверки исполнения бюджета за 2015 год федеральными министерствами и ведомствами. В нашем распоряжении оказались выводы по проверкам Минкультуры, Минздрава и Минобрнауки.

Несколько приведенных ниже примеров дают представление о том, с каким пренебрежением относятся в этих ведомствах к народным деньгам.

Министерство культуры, министр Владимир Мединский

По прогнозу Минкультуры должно было за 2015-й год получить доходы в сумме 314, 6 млн.руб. Оно получило вдвое больше – 617,5 млн. руб., поскольку двинулось в бизнес и активно зарабатывало.

Но 617,5 млн. – лишь малая часть тех денег, которыми министерство распоряжалось в течение года. Вообще же оно израсходовало порядка 90 млрд. Деньги перечислялись в качестве субсидий региональным бюджетам и подведомственным структурам, а также вкладывались в строительство и реконструкцию.

Перечисление шло с задержками. Проверка выявила множество фактов, когда деньги зависали на несколько недель, и получатели субсидий из-за этого не могли вовремя расплатиться по своим обязательствам.

Минкульт проявил удивительную прижимистость, определив размер стипендии для талантливых молодых авторов в 5400 рублей, что не соответствует размеру государственной стипендии, установленной Указом Президента - 6 тыс. руб.

Чиновников душила жаба, не позволяя отдавать 6 тыс. в месяц молодым талантам, но они с легкостью отдали почти 100 млн. подрядчикам, чтоб те сделали вместо них их работу.

В Министерстве есть Департамент управления имуществом и инвестиционной политики. Он должен следить, как имущество используется – это одна из его основных задач.

Избавляя Департамент от этой необходимости, Минкульт заключил контракт на 99,6 млн.рублей с фирмой ЗАО «Международный консультативно-правовой центр по налогообложению» - на оказание услуг по правовой экспертизе и мониторингу своих объектов недвижимого имущества.

«Цель оказания услуг, а также назначение и виды услуг по условиям указанного контракта фактически соответствуют задачам, определенным Положением о Департаменте управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры. Таким образом, расходование бюджетных средств в сумме 99, 6 млн рублей осуществлялось на оказание услуг, которые относятся к полномочиям Минкультуры России», - отмечает Счетная палата.

Самое смешное, что почти 100 млн. народных денег Минкультом были заплачены, но фирма работу так и не сделала. «На момент проведения контрольного мероприятия Минкультуры не располагало сведениями об имущественных комплексах подведомственных организаций».

Министерство здравоохранения, министр Вероника Скворцова

В 2015 году не достигнуты установленные показатели (по смертности населения (13,1 при целевом значении 12,5 на 1000 населения) и обеспеченности населения врачами (37,1 на 10 тыс. населения при плановом значении 40,2).

Смертность от новообразований в 2015 году составила 203,2 на 100 тыс. населения при планируемом показателе 197,8. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении за 2015 год составила 71,39 лет, вместо планируемых 72,02 года...

Крыму и Севастополю на 2015 год выделялись субсидии на приобретение медицинского оборудования, но – без толку. «По Республике Крым не закуплено 2 117 единиц медицинского оборудования. Закуплено, но не введено в эксплуатацию 2 262 единицы медицинского оборудования. По г. Севастополю – закуплено, но не введено в эксплуатацию 287 единиц медицинского оборудования».

Самый ошеломительный «косяк» Минздрава относится к подведомственному ему ФГБУ «Научному центру экспертизы средств медицинского применения».

История там такая.

Для детей до 5 лет есть вакцина «Превенар» - от пневмококковых инфекций. Вакцина американская, очень дорогая, прививку делают платно.

Отечественное предприятие «ПетроваксФарм» наладило выпуск аналога «Превенара». Минздрав поручил «Научному центру экспертизы средств медицинского применения» проверить его качество.

На деле проверялась только «стабильность» препарата, да и то таким методом, который не используется для иммунобиологических лекарств.

Что касается состава препарата, то им эксперты вообще не занимались. «В экспертном заключении указывается, - отмечают аудиторы. - что количественное определение полисахаридов 13 серотипов Превенар 13 учреждением не проводилось ввиду отсутствия необходимого оборудования. В протоколе отмечено, что проведена ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА(!), в связи с чем подтвердить достоверность и полноту проведения экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения не представляется возможным, что может привести к обращению на российском рынке лекарственного препарата ненадлежащего качества и безопасности».

«Теоретическая экспертиза» вакцины, которую собираются массово колоть маленьким детям - за гранью добра и зла. Надеемся, министр Скворцова аннулирует ее результаты.

Вопрос по сути - один. Если у госучреждения нет необходимого оборудования для нормальной экспертизы, а не теоретической, зачем поручать ему ее проводить? Зачем тратить на такую бессмысленность бюджетные деньги?

Министерство образования и науки, министр Дмитрий Ливанов.

Установлена низкая результативность капитальных вложений, осуществлявшихся в 2015 году подведомственными Минобрнауки России учреждениями и субъектами Российской Федерации, что свидетельствует о недостаточном контроле за ходом реализации бюджетных инвестиций.

Из 85 объектов капстроительства, подлежащих вводу в эксплуатацию в 2015 году, не введены 27 объектов.

На реконструкцию Литинститута зачем-то выделено 14 млн. руб., хотя Литинститут относится к ведению Минкультуры, а не Минобраза. На ремонт двух объектов «Артека» выделено 47,7 млн., хотя там ремонт сделан за счет субсидии, выделенной на иные цели.

Установлены факты удорожания стоимости строительства 2-х объектов на сумму 1, 3 млн. руб. Установлено, что некое мероприятие не проводилось, а 4,7 млн.руб. из бюджета на него потрачены. Установлено, что неиспользованные средства возвращаются в бюджет с большим опозданием. Установлено, что задерживается выплата стипендий.

Коротко говоря, установлено, что с бюджетными деньгами в Минобрнауки не происходит ничего особенного. Все как у всех.

Немножко не как у всех - директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки Г.В. Андрущак. По совместительству он сотрудник Высшей школы экономики, которая за последние пару лет получила из федерального бюджета субсидию 2,5 млрд.руб. Пикантность ситуации в том, что ответственным за распределение субсидий является как раз тот самый Департамент, которым руководит Андрущак.

P.S. В 2015-м году расходы федерального бюджета на культуру составили 84 млрд. руб., здравоохранение – 303 млрд., образование – 562 млрд. В бюджете-2016 на культуру выделяется 97 млрд., здравоохранение – 479 млрд., образование - 564 млрд.

Хотелось бы, чтоб эти деньги были потрачены с большей пользой, чем в прошлом году. Хотя надежды, прямо скажем, не много.

Бюджетная отчетность Минобрнауки недостоверна, ведомство некорректно распределило субсидии между регионами на сумму 2,4 млрд руб. и неправомерно истратило 2,2 млрд руб., считают в Счетной палате

Финансовые нарушения

Счетная палата выявила нарушения в работе Министерства образования и науки в 2016 году и направила обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку, говорится в заключении палаты, которое есть в распоряжении РБК.

Контрольное ведомство сочло, что бюджетная отчетность Минобрнауки недостоверна. Так, в заключении говорится, что сотрудники министерства не внесли в нее информацию об одном участке земли и 39 патентах. Кроме того, Минобрнауки неправомерно перевело 2,2 млрд руб. из федерального бюджета на модернизацию подведомственных и автономных учреждений. Например, оно выдало Псковскому государственному университету 240 млн руб., на которые тот купил у Кабардино-Балкарии некий объект незавершенного строительства и землю (где именно находится земля, в заключении палаты не указано). Эта покупка не была одобрена правительством.

По пяти госконтрактам на 49,2 млн руб., которые заключило Минобрнауки, Счетная палата обнаружила конфликт интересов: победившее в тендерах ООО «Центр развития науки» возглавляла экс-начальник правового департамента ведомства Марина Лукашевич. Кроме того, 8 млн руб. были заплачены за невыполненные работы Центральному научно-исследовательскому институту черной металлургии им. И.П. Бардина и Российскому химико-технологическому университету им. Д.И. Менделеева. Фонд «История отечества», наоборот, не получил полагающиеся ему 100 млн руб. Недоплатило министерство и студентам. Из 384 млн руб., заложенных на гранты, было потрачено только 102,8 млн руб.

Между регионами Минобрнауки некорректно распределило 1,6 млрд руб. на создание условий для занятия физкультурой в селах, указано в заключении. Еще 800 млн руб. были неверно выделены субъектам Федерации на софинансирование мероприятий по разработке «новых образовательных технологий» в вузах и учреждениях среднего профессионального образования.

В марте 2017 года стало , что Генпрокуратура обнаружила в Минобрнауки хищения бюджетных средств в 2014-2016 годах. Из-за действий бывшего главы департамента науки и технологий ведомства Сергея Салихова было растрачено около 127 млн руб., зафиксировали в прокуратуре.

Несуществующий омбудсмен

Московскому авиационному институту (МАИ) министерство выделило деньги на уполномоченного по правам студентов в России (сейчас эту должность занимает Артем Хромов). В Счетной палате обратили внимание, что в штатном расписании Минобрнауки нет такой должности, а в уставе МАИ не закреплен такой вид деятельности. Всего за 2016 год МАИ получил от ведомства на эти цели 3,9 млн руб.

Хромов, чей офис согласно данным Росреестра располагается в здании , которое до февраля 2017 года принадлежало МАИ, заявил РБК, что не получал денег от института. «Моя должность выборная и общественная. Оплачивалась работа ребят, которые на горячей линии сидели и обслуживали обращения. А я ни за один день работы ни рубля не получил, к глубочайшему сожалению», — отметил уполномоченный. В пресс-службе МАИ РБК заявили, что средства были выделены университету решением Минобрнауки для проведения работ по мониторингу соблюдения и по защите прав обучающихся. «В структуре МАИ нет и не было ни подразделения аппарата уполномоченного по правам студентов, ни должностей в других подразделениях с подобным наименованием. Деньги были потрачены на деятельность горячих линий, организацию мониторингов различных мероприятий, методическую и консультационную работу по вопросам соблюдения и защиты прав обучающихся», — сообщили в МАИ.

Указала Счетная палата и на недостатки при планировании Минобрнауки научных показателей для некоторых российских вузов. Например, три научных учреждения — Саратовский государственный технический университет, Норильский государственный институт и Федеральный институт медиации перевыполнили план по качеству и количеству научных работ, несмотря на снижение финансирования. Не преуспело ведомство в 2016 году и в строительстве, зафиксировали в Счетной палате. Из 47 объектов только 21 был введен в эксплуатацию.

По итогам проверки Счетная палата приняла решение обратиться в Генпрокуратуру, Федеральную антимонопольную службу и Министерство финансов. Это нестандартная ситуация, но периодически палата прибегает к такой мере: 13 июня она направила в Генпрокуратуру информацию после проверки Минстроя.

В пресс-службе Минобрнауки не успели ответить на вопросы РБК по существу, но заметили, что ведомство изучит и учтет все замечания Счетной палаты. Контрольно-ревизионный департамент в структуре ведомства появился лишь осенью 2016-го, с приходом нового министра — Ольги Васильевой, также указали в пресс-службе.

По всем перечисленным нарушениям должны быть проведены проверки, полагает эксперт регионального антикоррупционного центра Transparency International в Санкт-Петербурге Елена Вандышева. Необходимо найти виновных, поскольку факты, выявленные Счетной палатой, не предполагают случайных недочетов. «Речь может идти, например, о мошенничестве и подлоге», — подчеркнула Вандышева.

Антон Белицкий/ТАСС

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение на исполнение федерального бюджета Министерством образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) .

Проверкой установлено, что бюджетная отчетность Минобрнауки России за 2016 г. является недостоверной.

Так в нарушение закона «О бухгалтерском учете» Минобрнауки России не отражен в регистрах бюджетного учета земельный участок (в размере 1/2 доли), используемый Минобрнауки России на праве ограниченного пользования. Минобрнауки России не отражены в регистрах бухгалтерского учета 39 объектов нематериальных активов в виде патентов на результаты интеллектуальной деятельности.

Доходы, администрируемые Минобрнауки, за 2016 год исполнены в сумме 2,75 млрд руб., или 86,7% от уточненного прогноза поступления доходов (3,17 млрд руб.).

Кассовое исполнение расходов составило 360,56 млрд руб., или 98,4% общего объема бюджетных ассигнований установленных сводной бюджетной росписью. Неиспользованные остатки составили 5,76 млрд руб.

Дебиторская задолженность в целом за 2016 г. выросла на 1,44 млрд руб., составив на конец года 15,92 млрд руб. Кредиторская задолженность на 1 января 2017 г. составила 13,55 млн руб.

Выявлены нарушения порядка формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания на оказание госуслуг в отношении федеральных госучреждений. Например, Минобрнауки России в первом полугодии 2016 г. перечислил субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания 3 учреждениям (ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», ФГБОУ ВО «Норильский государственный индустриальный институт», ФГБУ «Федеральный институт медиации») в размере 75%, что превышает установленное ограничение в 50% годового размера субсидии в течение первого полугодия. Кроме того, Минобрнауки не соблюден предельный объем перечисления субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания указанным организациям в 1 полугодии 2016 г.: перечисление субсидии в 3 квартале 2016 г. не производилось, платежи в сумме 62,87 млн руб., 12,95 млн руб. и 3 млн руб. (75%) соответственно произведены Минобрнауки России раньше установленных сроков (во 2 квартале 2016 г.). Отчеты о выполнении госзадания на 2016 г. вышеуказанных учреждений показывают выполнение и перевыполнение показателей, характеризующих качество и объем научных работ, несмотря на отмену у каждого учреждения одной из работ и снижение финансирования, что свидетельствует о недостатках планирования Минобрнауки России показателей научных исследований.

Установлены признаки нецелевого использования средств федерального бюджета. Проверка показала, что Министерством в 2016 г. допущены нарушения при осуществлении бюджетных инвестиций. Так, в нарушение Бюджетного кодекса Минобрнауки России в 2016 г. в рамках субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания направило средства федерального бюджета на модернизацию имущественного комплекса, научно-образовательной инфраструктуры и объектов социальной инфраструктуры подведомственных бюджетных и автономных учреждений в общем объеме 2,19 млрд руб. Например, Минобрнауки России неправомерно принято решение о выделении ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» субсидии на финансовое обеспечение госзадания на выполнение работ в 2016 г. на сумму 240 млн руб. «Псковский государственный университет» приобрел у ООО «КАББАЛК-ИНТУРИСТ» (Кабардино-Балкарская Республика) объект незавершенного строительства стоимостью 167,6 млн руб. и земельный участок стоимостью 72,4 млн руб. по договору купли-продажи в отсутствии решения Правительства.

В нарушение закона «О некоммерческих организациях» Министерство сформировало госзадание Московскому авиационному институту (МАИ), которое не коррелируется с основными видами деятельности, предусмотренными Уставом МАИ, а также произвело перечисление субсидии Институту на выполнение данного госзадания в целях обеспечения деятельности Уполномоченного по правам студентов в сумме 3,91 млн руб. При этом, должность Уполномоченного по правам студентов в РФ штатным расписанием Министерства не предусмотрена. Согласно письму Генеральной прокуратуры приказ Минобрнауки России об утверждении в должности Уполномоченного по правам студентов в Российской Федерации был издан при отсутствии законных оснований.

По 5 госконтрактам на общую сумму 49,19 млн руб., заключенным в 2016 г. Минобрнауки России с ООО «Центр развития науки». Проверкой выявлено, что руководитель ООО «ЦРН» в период с 3 июля 2012 г. по 24 января 2014 г. занимал должность директора правового департамента Минобрнауки России. В связи с этим, существуют признаки аффилированности и конфликта интересов при осуществлении закупок Министерства.

Также проверкой выявлен факт причинения имущественного ущерба государству. Минобрнауки России осуществлена оплата невыполненных работ по соглашениям о предоставлении субсидии для финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с выполнением прикладных научных исследований, ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. И.П.Бардина» на сумму 4 млн руб. и ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева» на сумму 4 млн руб.

По итогам 2016 г. Министерством не предоставлена субсидия фонду «История Отечества» в объеме 100 млн руб., несмотря на доведенные до Минобрнауки России лимиты бюджетных обязательств 29 сентября 2016 г.

По итогам 2016 г. фактическое количество получателей грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и специалитета составило 1 172 человека (грантополучатели 2015/16 учебного года и 2016/17 учебного года), что меньше показателя установленного Указом Президента на 1 228 человек. Федеральным бюджетом на 2016 г. было предусмотрено 384 млн руб. на выплату указанных грантов, при этом кассовое исполнение составило всего 102,8 млн руб., или 26,8%.

Нарушение Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» госпрограммы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. в части учета обучающихся привело к некорректному распределению субсидий в общей сумме 1,62 млрд руб. между 69 регионами. Также в нарушение установленных Правил расчет коэффициента ресурсозатратности реализации обязательств региона, на основании которого произведен расчет размера субсидии из федерального бюджета бюджетам регионов в целях софинансирования мероприятий по разработке и распространению в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, осуществлен не верно, что привело к некорректному распределению субсидий между регионами в общей сумме 800 млн руб.

Из 32 объектов капитального строительства госсобственности Российской Федерации осуществлен ввод в эксплуатацию 10 объектов, или 31,2% от плана. Из 15 объектов госсобственности регионов введены в эксплуатацию 11 объектов, или 73,3% от плана. Положительные заключения госэкспертизы на проектную документацию и госэкспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости получены по 17 проектам из 40 планируемых (42,5%).

Минобрнауки России, как ответственный исполнитель госпрограммы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» не обеспечил достижение по итогам 2016 г. плановых значений 22 целевых показателей.

В 2016 г. из 28 показателей госпрограммы «Развитие науки и технологий» не выполнен 1 («Количество новых рабочих мест»). Так, не введены запланированные 40 рабочих мест, что связано с переносом сроков ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (опытно-технологические установки «Теплоцентраль», МЭИ).

Также не достигнуты значения 2 показателей, предусмотренных майским указом Президента. Фактическое значение показателя «Увеличение к 2015 г. до 2,44% доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science)» в 2016 г. – 2,31% (отклонение – 0,13%). Не достигнут показатель «Увеличение к 2015 году до 1,77% ВВП внутренних затрат на исследования и разработки»: в 2016 г. показатель составил 1,15 %, (отклонение - 0,62%).

Счетной палатой неоднократно отмечалось, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» ведущий мировой рейтинг университетов до сих пор не определен Минобрнауки. Кроме того, нормативно не определен термин «Ведущие университеты». Согласно Правилам распределения и предоставления субсидий на господдержку ведущих университетов РФ в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров для определения размера субсидии вузу используется коэффициент. Вместе с тем, разработанная и утвержденная методика расчета данного коэффициента отсутствует.

Проверкой установлено, что внутренний финансовый контроль в 2016 г. Минобрнауки России не осуществлялся.

Принято решение направить представления Министерству образования и науки Российской Федерации и Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», обращение – в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в Федеральную антимонопольную службу и в Министерство финансов Российской Федерации, а также заключение Счетной палаты – в палаты Федерального собрания.


Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на