Срок проведения государственной экспертизы проектной документации: когда он минимален. Экспертиза проектной документации: что это такое и с чем его едят

Главное изображение статьи

Приветствую, друзья! Сегодня на блоге начну новую рубрику на тему «Экспертиза проектной документации». Прошу вас ответить в комментариях интересна ли вам данная тема и стоит ли затрагивать ее на блоге. По мне так обязательно стоит, но все же хочется узнать мнение моих читателей.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Что такое экспертиза проектной документации
  2. Чем регламентируется прохождение экспертизы
  3. В отношении каких проектов проводится экспертиза
  4. Чем отличается государственная экспертиза от негосударственной
  5. Сроки прохождения экспертизы

Честно, до того как я пришел работать в инспекцию ГСН, я понятия не имел что такое экспертиза проектной документации. Думаю, многие мастера и прорабы, даже инженеры ОКС и ПТО, тоже не знают что это такое. Так давайте приступим к изучению.

Экспертиза проектной документации — это оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Довольно таки муторное определение, если по простому, то экспертиза это когда аттестованные специалисты проверяют проектную документацию на соответствие его требованиям законодательства.

Друзья, законом, а именно Градостроительным кодексом Российской Федерации, установлено, что проектная документация подлежит обязательной экспертизе. Но это не всегда, но об этом мы поговорим чуть ниже.

То есть, после составления проекта Вам необходимо пройти экспертизу и только после получения положительного заключения вы можете утвердить проект к строительству, либо к реконструкции.

Наличие допуска СРО у проектной организации это не все, надо чтобы еще проект прошел экспертизу. Это очень важно, друзья, так как без этого заключения вам не выдадут разрешение на строительство.

Следует отметить, что экспертизе подлежит не только проектная документация, а также и инженерные изыскания, на основе которых разработан проект.

Чем регламентируется?

Мастер изучает проект

Про экспертизу подробно написано в статье 49 ГрК РФ и в «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденном постановлением Правительства РФ от 05 марта 2007 года №145.

Образец готового заключения экспертизы

Ниже я для вас подготовил образец готового положительного заключения экспертизы проектной документации, чтобы вы имели некое представление.

В отношении каких проектов проводится экспертиза

Тут легче сказать в отношении каких проектов экспертиза не проводится. А какие проекты не подлежат обязательной экспертизе указано в ч.2, 2.1, 3, 3.1 ст. 49 ГрК РФ.

А все остальные должны обязательно проходить экспертизу, в противном случае это будет серьезное нарушение градостроительного законодательства.

Друзья, не поленитесь ознакомиться с 49 статьей и указанными выше частями из этой статьи. Так как описывать на блоге все что написано не имеет смысла.

Ну а кратко экспертизу не проходят проекты:


Тут следует знать, что есть еще некоторые тонкости:

Если строительство, реконструкция указанных выше объектов осуществляется в границах охранных зон объектов трубного транспорта, то экспертиза обязательна.

И еще одна тонкость:

В чем отличие государственной экспертизы от негосударственной?

Раньше такого различия не было — была только государственная экспертиза. Скажу вам по секрету — порядка в экспертизе при этом было намного больше.

Но наверху решили, что для ускорения процесса необходимо разрешить проходить и негосударственную экспертизу. И теперь застройщик имеет право направлять проектную документацию на государственную экспертизу и на негосударственную. Указано это в ч.3.3 ст. 49 ГрК РФ:

Выдержка из Градостроительного кодекса РФ ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ

Но при этом надо знать, что в некоторых случаях экспертизу проекта можно проходить только государственную. Указано это в ч. 3.4 ГрК РФ:

Выдержка из Градостроительного кодекса РФ ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ

Ну так в чем же отличия?

А отличия в том, что государственную экспертизу можно проходить только по месту нахождения земельного участка, на котором вы собираетесь строить. То есть решили строить в Чувашии проходите государственную экспертизу в Чувашии, решили в Татарстане — проходите в Татарстане. Все понятно? Если нет, то задавайте вопросы в комментариях.

В этом вы можете убедиться из ч. 4.2 ГрК РФ:

Выдержка из Градостроительного кодекса РФ ч. 4.2 ст. 49 ГрК РФ

А вот негосударственную можно проходить в любом регионе Российской Федерации.

Ну а самое главное отличие этих двух экспертиз в том, что на проведение государственной экспертизы цена установлена государством. И ниже этой цены экспертизу государственную проводить нельзя.

Тут то и кроется вся прелесть негосударственной экспертизы для застройщиков так как стоимость ее практически всегда ниже.

Я не знаю точную разницу в стоимости, но как то мне один застройщик говорил, что ему по определенным причинам пришлось пройти государственную экспертизу и встало ему это в 480 000 рублей, при этом негосударственная готова была провести экспертизу за 180 000 рублей. Думаю, порядок цен понятен.

Да и очень часто бывает так, что в негосударственной экспертизе работают намного быстрее и атмосфера, тоже вообщем приятнее. Все таки коммерческая организация должна выдерживать конкуренцию, а сервис никто не отменял.

Сроки

Сроки прохождения государственной экспертизы установлено в ч. 7 ст. 49 ГрК РФ и она не должна превышать шестидесяти дней.

Выдержка из Градостроительного кодекса РФ ч. 7 ст. 49 ГрК РФ

Негосударственная обычно всегда работает быстрее. Конкуренция знаете ли не дает спать.

Раньше срок прохождения экспертизы было 90 дней и только государственная. Представляете как это долго. А за аренду земли надо платить, деньги то капают.

Друзья, я лишь поверхностно рассмотрел вопрос экспертизы проектной документации и инженерных изысканий. Советую вам тщательно ознакомиться с 49 статьей Градостроительного Кодекса, где про это все подробно написано. На самом деле там очень много тонкостей. Ну а если у вас есть вопросы, то смело задавайте их в комментариях.

Скачать бесплатно:

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com . Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!

Новый порядок государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Московской области

Г.С. АФАНАСЬЕВА, заместитель начальника Управления государственной экспертизы ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» С 1 января 2007 году в России начала свою работу единая государственная экспертиза проектной документации. Она заменила собой многосложную и многоступенчатую систему специализированных экспертиз, работавшую в нашей стране несколько десятков лет и вызывавшую многочисленные нарекания со стороны застройщиков. Теперь анализом проекта занимается только один орган. Он дает всестороннюю экспертную оценку проектной документации, включая сметы, и результатов инженерных изысканий. При этом особо опасные, технически сложные, уникальные и некоторые другие, особо оговоренные в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ГрК РФ) объекты ниже), проходят проверку на федеральном уровне в Главгосэкспертизе России, все остальные - в органе экспертизы того субъекта федерации, на территории которого планируется строительство. Следует отметить, что государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в первоначальной редакции ГрК РФ полностью являлась предметом ведения Российской Федерации. В декабре 2006 года в ГрК были внесены изменения, согласно которым полномочия по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (за исключением особо оговоренных объектов, см. ниже) были переданы субъектам Федерации. На федеральном уровне центральным исполнительным органом по организации и проведению экспертизы выступает Росстрой. Проведение экспертизы на федеральном уровне возложено на подведомственное Росстрою ФГУ «Главгосэкспертиза России». Росстрой ведет контроль и надзор за осуществлением госэкспертизы субъектами Российской Федерации, оценивает соответствие федеральному законодательству нормативного регулирования на региональном уровне. С начала 2007 г. Росстрой занимался согласованием структуры экспертиз на местах, оценивая способность каждой организации реально проводить экспертизу, обеспечивать независимость, достоверность и необходимое качество заключений. Уже в начале прошедшего года Госстроем были согласованы структуры уполномоченных органов в 22 субъектах Федерации, в том числе в Московской области - «Мособлгосэкспертиза». Первый год работы по новым правилам был сложным и для заказчиков-застройщиков, и для нас, как для органа единой государственной экспертизы Московской области. Перестраивать свою работу нам приходилось, не останавливая и не замедляя собственно процедуры экспертизы. За короткое время удалось создать три новых отдела в составе управления государственной экспертизы. Несмотря на все трудности переходного периода, за 2007 год выпущено заключений по проектной документации на 35,63% больше, чем в предыдущем году. Однако, нужно признать, что в такой ситуации не удалось избежать негативных моментов. Появились очереди в отдел приемки проектной документации, не всегда удавалось проводить рассмотрение экспертизы оперативно, как это требуется в Постановлении Правительства РФ от 5.03.07 № 145. Эти проблемы мы знаем и принимаем все возможные меры по их искоренению. Сложности переходного периода всем известны. Для налаживания работы экспертизы по-новому необходимо время и понимание со стороны заказчиков-застройщиков. Первый шаг на пути взаимопонимания между заказчиком-застройщиком и органом государственной экспертизы попытаемся сделать в этой статье. Для начала поясним основные моменты порядка организации и проведения экспертизы.

Разделение полномочий между федеральным центром и экспертизами субъектов Федерации

С 2007 года установлено следующее разграничение полномочий между Главгосэкспертизой и органами государственной экспертизы субъектов федерации. В ведении Главгосэкспертизы - объекты, которые намечено строить на территории двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море, объекты обороны и безопасности, культурного наследия федерального значения, объекты, сведения о которых составляют государственную тайну, а также особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. Определения последних даны в статье 48.1 Гражданского кодекса РФ (обращаем внимание на изменения, которые внесены в эту статью федеральным законом от 4.12.07 № 324-Ф3). К особо опасным и технически сложным относятся: объекты использования атомной энергии; гидротехнические сооружения первого и второго классов; линейно-кабельные сооружения связи; линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более; объекты космической и железнодорожной инфраструктур; аэропорты; метрополитены; морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов; автомобильные дороги общего пользования федерального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения; опасные производственные объекты. К уникальным относятся те объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: высота более чем 100 метров; пролеты более чем 100 метров; наличие консоли более чем 20 метров; заглубление подземной части (полностью или частично) ниже пла нировочной отметки земли более чем на 10 метров; наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета. Последняя позиция этого перечня требует разъяснений, так Главгосэкспертиза России предлагает относить к уникальным объектам, запроектированным с использованием конструкций или конструктивных систем, требующих применения нестандартных методов расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств или разработки специальных методов расчета, следующее: резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов емкостью более 10 тыс. куб. м; каплевидные и шарообразные резервуары, газгольдеры; здания и сооружения сложной непрямолинейной конфигурации; имеющие покрытия в виде ребристых и ребристо-кольцевых куполов, сетчатых куполов оболочек, оболочек двоякой кривизны, вантовые, мембранные покрытия, покрытия из клееных деревянных элементов, в том числе рам, арок, ригелей, висячие покрытия и т.п.; здания и сооружения с большой площадью покрытия с неравномерной нагрузкой; объекты, конструкции и инженерное оснащение которых носит экспериментальный характер. Проектная документация и результаты инженерных изысканий по всем объектам, не вошедшим в вышеуказанный перечень, подлежит экспертизе в соответствующем органе субъекта федерации. Стоит отметить, что действующим законодательством предусмотрена возможность проведения государственной экспертизы на федеральном уровне другими федеральными органами исполнительной власти, если на это будет решение президента РФ. Пока такими полномочиями наделено только Министерство обороны России в отношении объектов военной инфраструктуры. Согласно Постановлению правительства РФ от 10.03.2000 г. № 221 «объекты военной инфраструктуры» - специальные технологические комплексы, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружений, а также военные городки, производственные предприятия, общественные здания и сооружения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации.

Когда экспертиза не требуется

Как известно, с 2007 г. была отменена обязательная государственная экспертиза проектной документации для некоторых объектов. ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» на многочисленные запросы разъясняет, что установить, подлежит ли та или иная документация экспертизе, можно руководствуясь п.п. 2 и 3 статьи 49 ГрК РФ и части 17 статьи 51 ГрК РФ. Только в случае полного совпадения признаков, указанных в одном из пунктов частей 2 и 3 статьи 49 и части 17 статьи 51, с параметрами того или иного объекта обязательная государственная экспертиза не проводится. ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» не имеет права давать какие-либо собственные токования ГрК РФ. Например, в п. 1 части 2 статьи 49 указано, что экспертиза не требуется в обязательном порядке, если вы строите индивидуальный жилой дом высотой не более трех этажей. Обращаем внимание заказчиков-застройщиков, что в г радостроительном кодексе указывается на количество этажей, а не на этажность зданий. Например, 2-х этажный жилой дом с мансардой и подвалом высотой более 1,8 м - это здание с количеством этажей - 4, т.е. экспертиза требуется. Аналогично, 2-х этажное здание АБК с мансардным этажом - это отдельно стоящий объект капитального строительства с количеством этажей 3, т.е. «подвести» такой объект под п. 4 части 2 статьи 49 невозможно. В данном случае государственная экспертиза требуется и в том случае, если общая площадь этого здания менее 1500 кв.м. Кроме этого, государственная экспертиза не проводится для типовой проектной документации и ее модификации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности. Критериями отнесения проектной документации к типовой проектной документации являются (далее по тексту Положения о критериях отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития от 9.07.07 № 62): - положительное заключение государственной экспертизы в отношении применяемой типовой проектной документации, выданное любому лицу не ранее 7 (семи) лет до дня принятия решения о повторном применении проектной документации; - заключение органа государственного строительного надзора (если такой надзор осуществлялся в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) о соответствии объекта капитального строительства, построенного на основании применяемой типовой проектной документации, требованиям такой проектной документации, иным нормативным правовым актам; - документ, подтверждающий соответствие указанных в типовой проектной документации климатических, гидрогеологических и иных условий, в которых она может применяться, условиям, в которых она подлежит применению повторно, подписанный осуществляющим подготовку типовой проектной документации лицом; - наличие документа, подтверждающего право застройщика (заказчика) на использование типовой проектной документации, если исключительное право на данную типовую проектную документацию принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и т.п.). Критериями отнесения проектной документации к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, являются: - наличие критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, указанных выше; - заключение, подтверждающее, что произведенная модификация типовой проектной документации не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства, подписанное лицом, осуществляющим подготовку типовой проектной документации. При отнесении проектной документации к типовой проектной документации или к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, необходимо наличие совокупности критериев, указанных в Положении, утвержденном Минрегионом РФ. Если все критерии для отнесения проектной документации к типовой проектной документации или к ее модификации имеются, то на экспертизу должны быть представлены результаты инженерных изысканий, проектные решения по фундаментам, генеральному плану и инженерному обеспечению, как это указано в п. 15 «Положения об организации и проведении экспертизы проектной документации», иначе говоря «привязка» типового проекта. Экспертиза может быть проведена и в отношении объектов, которые со гласно ГрК РФ обязательной государственной экспертизе не подлежат, по просьбе заинтересованной в этом стороны. Как правило, это объекты бюджетного финансирования и по просьбе государственного инвестора мы проводим экспертизу проектно-сметной документации для подтверждения экономической целесообразности принятых проектом решений и соответствия сметной документации действующим нормам и правилам в области ценообразования.

Состав проектной документации, представляемой на экспертизу

Состав документов, которые представляются на экспертизу, утвержден в постановлении Правительства РФ «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (№ 145 от 5 марта 2007 года). С учетом изменений этого документа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.07 № 970, застройщику необходимо предъявить заявление о проведении государственной экспертизы, проектную документацию, копии заданий на проектирование и инженерные изыскания, результаты инженерных изысканий. Состав разделов проектной документации указан в п. 12 статьи 48 ГрК РФ. В настоящий момент сложилась такая ситуация, когда Правительством РФ еще не утверждены новые требования к составу и содержанию проектной документации. До выхода соответствующего решения Правительства РФ следует руководствоваться ГрК РФ и указаниями СНиП 11-01-95 в части, не противоречащей кодексу. В декабре 2007 г. внесены поправки в закон « О введении в действие Градостроительного Кодекса». Согласно новым изменением отложено до 1.01.2010 г. введение части 4 статьи 9, части 6 статьи 45, части 3 статьи 52, относящихся к полному переходу к работе только при наличии утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. Таким образом, до 2010 г. может иметь место для территорий, на которые не утверждены в установленном порядке документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, ранее действовавший порядок, при котором застройщик получал не градостроительный план земельного участка, а АПЗ и выполнял градостроительную проработку, или градостроительное обоснование, или проект планировки, исходя из конкретной ситуации по требованию органов архитектуры. В связи с этим и требования экспертизы к составу исходно-разрешительной документации сохраняются в прежнем виде. А требовать в обязательном порядке Градостроительный план земельного участка мы не будем до 2010 года. Следует отметить, что рабочая документация экспертизе не подлежит, хотя при проверке проекта органы экспертизы могут запросить все, что связано с оценкой конструктивной надежностью, эксплуатационной безопасностью объекта. Таким образом, экспертиза имеет право затребовать, а застройщик и проектная организация обязаны представить по этому требованию и рабочую документацию, и результаты расчетов конструктивных элементов и др. материалы.

Стоимость экспертизы

Методика определения стоимости экспертизы указана в постановлении Правительства РФ «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (№ 145 от 5 марта 2007 года). Особый порядок определения стоимости работ по экспертизе установлен для результатов инженерных изысканий и проектов жилых домов. Для этих объектов стоимость экспертизы не зависит от того, сколько заказчик-застройщик заплатил проектной организации за проектирование и изыскания, потому что базируется на двух параметрах жилого здания: площади застройки и общей площади. По всем объектам, кроме жилых, стоимость устанавливается в процентном отношении от стоимости проектно-изыскательских работ и инженерных изысканий. Максимально - 33,75% (ранее было 20%). Для определения стоимости экспертизы этих объектов необходимо знать стоимость проектно-изыскательских работ, поэтому застройщику следует предоставить в экспертный орган сметы, составленные проектной и изыскательской организациями. Для разработки этих смет должны быть использованы Справочники базовой стоимости проектных и изыскательских работ для строительства, рекомендованные к применению Росстроем (ранее Госстроем). На основании этих данных определяется стоимость экспертизы. Чем выше стоимость проектно-изыскательских работ, тем ниже процент за экспертизу. В случае с типовым проектом оплате подлежит экспертиза результатов инженерных изысканий и изменяемой части проекта, что по привычке мы еще называем «привязкой» типового проекта.

Сроки экспертизы

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать трех месяцев. Кроме этого, в течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза: а) результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации; б) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, не относящихся к уникальным объектам; в) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.

Часто задаваемые вопросы

Проводится ли экспертиза проекта планировки и проекта межевания? Требований об обязательной экспертизе этих документов в ГрК РФ нет. Однако, что касается проектов планировки, то Администрации городов и районов, на которые возложены полномочия по утверждению этих документов, имеют право привлечь экспертизу для проведения их всестороннего анализа, т.к. на этом этапе решаются принципиальные вопросы социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Уже сейчас вызывает обеспокоенность откровенно коммерческий поход к застройке новых кварталов и микрорайонов, уплотнению существующей сложившейся застройки, размещение массивов многоэтажных жилых домов в сельской местности. Инвестор ставит перед собой задачу получить как можно больше квадратных метров жилья на продажу. Его не волнует вовсе, а как будет обеспечена надежное функционирование инженерной инфраструктуры, справится ли с возросшими транспортными потоками дорожная сеть, куда будущие жители поведут своих детей в школу или в детский сад, где им окажут медицинскую помощь. Экспертиза в данной ситуации могла бы выступить на защиту интересов граждан, но представление документации на экспертизу на этом этапе практически прекратилось за редким исключением. Стоит напомнить, что, если утверждение произведено без экспертизы, то вся полнота ответственности за возможные негативные последствия ложится на орган, утвердивший документацию градостроительного планирования. Для проектов планировки - это муниципальные власти. Мы приветствуем те Администрации, которые, проявляя разумную осторожность, направляют проекты планировки на экспертизу.Каким должен быть проект планировки, чтобы он прошел «безболезненное» согласование в Вашем Учреждении? ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» рекомендует реководствоваться СНиП 11-04-03 «Инструкция о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации». Проект планировки по составу и содержанию должен быть ближе к ранее Действующему понятию «проект застройки» (в новом ГрК РФ этого понятия нет), т.к. только в этом случае этот документ может стать полноценной основой для дальнейшей разработки проектов строительства. В пояснительной записке следует приводить обоснования архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решений застройки, очередности строительства, типов и видов жилых и общественных зданий и их конструктивных решений, системы инженерного обустройства и озеленения территории, размещения зданий и помещений учреждений социального и культурно-бытового обслуживания населения, приводятся технико-экономические показатели проекта застройки. В пояснительной записке даются также предложения по диспетчеризации инженерных систем, санитарной и технической эксплуатации жилых и общественных зданий, других элементов застройки и внешнего благоустройства территории. Графические материалы разрабатываются в масштабе 1:500 или 1:1000 в составе: генерального плана застройки, плана благоустройства и озеленения, схемы организации рельефа, плана земляных масс, схем инженерной инфраструктуры. Такой проект планировки можно представить нам на экспертизу, мы его рассмотрим. Нужно отметить, что Администрация муниципального образования имеет право принять решение об утверждении проекта планировки далее в том случае, если результатом экспертизы будет отрицательное заключение, т.е. окончательное решение принимается местными властями.На сегодняшний день проект планировки рассматривает Главархитектура и выдает документ, достаточно ли его? Это согласование, а не экспертиза.Дайте определение вспомогательным сооружениям, по которым не требуется проведение экспертизы? Какова практика, сложившаяся в Вашем Учреждении, относительно объектов вспомогательного использования? Мы не имеем право устанавливать эти критерии. Они устанавливаются только на федеральном уровне. Не надо отделять от основного, например, жилого объекта объекты инженерной инфраструктуры (ТП, ЦТП, ВНС, КНС). Да, для жилого дома это вспомогательные объекты, но дать оценку качеству проекта жилого дома невозможно без рассмотрения решений по этим вспомогательным объектам. От них зависит, будет ли в каждой квартире вода, тепло, свет, смогут ли пожарные потушить пожар, если, не дай Бог, он случится. Заказчик должен представить на экспертизу проект комплексно. Порой по объектам вспомогательного назначения вопросов больше, чем по основному. По мнению государственной экспертизы Московской области необходимо проводить экспертизу объекта вместе с инженерной инфраструктурой.Каким нужно руководствоваться СНиПом сейчас, по отношению к тем проектам, которые были спроектированы по старым СНиПам и в договоре именно они указаны? Госстрой по этому поводу рекомендовал пользоваться более новыми документами. Проектная документация может получить положительное заключение экспертизы, если полностью соответствует действующим нормам на момент проведения экспертизы. Подлежит ли рабочая документация экспертизе? Рабочая документация должна разрабатываться в соответствии с проектом, получившим положительное заключение экспертизы. Рабочая документация экспертизе не подлежит. Тем не менее, при рассмотрении проекта экспертиза может у вас запросить все, что связано с конструктивной надежностью, эксплуатационной безопасностью, тогда вы обязаны предоставить затребованное. Какие документы и в каком объеме сейчас требуются для экологической экспертизы? Сейчас не существует как таковой экологической экспертизы проектной документации. Напоминаю, что в настоящее время существует единая государственная экспертиза, действующая с 1 января 2007 года. Проведение любых других экспертиз с этого времени запрещено. В составе нашего Учреждения создан отдел, который занимается проверкой проектной документации на соответствие экологическим требованиям. Обращаю ваше внимание на то, что заказчик не сдает отдельно документацию на экологическую экспертизу. ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» должно провести всестороннюю экспертизу вашего проекта максимум за 90 дней, а по жилым домам за 45 дней. Можно ли градостроительный план чем-то заменить? Конечно же, мы из-за его отсутствия работу не прекращаем. При этом, вам необходимо предоставить нам полный комплект исходно-разрешительной документации. Кроме того, в Федеральный закон « О введении в действие Градостроительного Кодекса» внесены изменения (от 4.12.07 № 324-Ф3), согласно которым переходный период, связанный с объективными трудностями по разработке документов территориального планирования, правил планировки и застройки, продлен до 2010 г.Каковы критерии оценки проектной документации и результатов инженерных изысканий при экспертизе? Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов. Но нет у нас еще этих самых регламентов. Ждать их появления не надо, а надо руководствоваться при проектировании теми нормативами, которые действуют сегодня. Строительные, санитарные, экологические, противопожарные и др. нормы и правила, ранее разработанные и действовавшие в области строительства, сконцентрировали в себе богатейший опыт и знания в области проектирования. Обязательный характер остается за этими документами в той части требований, которые соответствуют целям Закона «О техническом регулировании»: защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Соблюдение этих норм будет, как и прежде, контролироваться и при проведении экспертизы проектной документации, и в ходе строительства, и при вводе объектов в эксплуатацию.Конечно, информация, приведенная в данной статье, не может ответить на все вопросы, которые возникают у заказчиков-застройщиков при подготовке материалов для представления в экспертизу и при проведении экспертизы. Предлагаю всем, кто ознакомился с этой статьей, принять участие в обсуждении проблем государственной экспертизы, высказать свои замечания и предложения, задать вопросы.

Проведение государственной экспертизы — один из ключевых этапов в процессе строительства зданий и сооружений. Именно он становится «камнем преткновения» для многих строительных компаний. И причина не только в жестком порядке прохождения процедуры, но и в сроках ее проведения. К сожалению, не все знают требования законодательства, что вызывает ряд проблем и проволочек. Чтобы исключить такие сложности, стоит учесть ряд моментов, рассмотренных в статье.

Общие положения по государственной экспертизе

В законодательстве РФ четко прописан верхний период, выделяемый для проведения госэкспертизы проекта и изысканий в инженерном секторе. Так, с учетом положения №7 статьи 49 ГрК РФ период определяется с учетом сложности сооружения и не должен быть больше двух месяцев (60 суток). Что касается минимального срока, то он не оговаривается, что гарантирует определенную свободу действий для проверяющей структуры.

Нельзя не отметить и другой пункт (№29), в котором рассмотрены особенности (порядок и организация) проведения госэкспертизы. В нем упоминается, что проверка может проходить и быстрее (до 45 суток). Это актуально:

  • Для проектных документов, касающихся сооружений жилого сектора. Сюда же входят здания нежилого характера, не относящиеся к категории уникальных объектов.
  • Для изысканий в инженерном секторе, которые направлены для прохождения экспертизы до основных бумаг по проекту.
  • Для проектной документации, касающейся объектов капстроительства, а также реконструкции сооружений, находящихся в экономической зоне.

Кроме того, в пункте №30 указано, что срок проведения госэкспертизы может быть сокращен для сооружений, проверка документации по которым производится субъектами власти РФ на местах или же подведомственными госструктурами. В случае с государственной экспертизой стоит брать во внимание не только фиксированные сроки, прописанные в положении, но и условия договора. Участниками последнего выступают две стороны — структура, которая проводит проверку, и заявитель. Такие документы, как правило, регулируются на законодательном уровне с учетом условий ГК РФ.

По Гражданскому кодексу участники соглашения имеют право индивидуально определять период проведения проверки, а также оговаривать условия, когда сроки могут быть продлены. Получается, если заявителю недостаточно упомянутого в соглашении срока, то он выдвигает собственные условия и отказывается от подписания соглашения до их принятия. Но стоит учесть, что в ряде случаев госэкспертиза является обязательной, что вынуждает заявителя согласиться на предложенные другой стороной сроки.

Ускоренная госэкспертиза несет ряд дополнительных рисков. В частности, снижается качество проводимых проверок, возрастает риск упустить нечто значимое. Итогом могут стать ошибки на этапе строительства и дальнейшие проблемы с вводом здания в работу. Кроме того, снижение сроков не позволяет государственным органам получить полный объем информации и провести анализ по интересующему объекту.

  • Рекомендации заказчика (заявителя).
  • Условия регламента.
  • Действующие правила.
  • Заявленные сроки проведения госэкспертизы.
  • Требуемые трудовые ресурсы и так далее.

Виды и сроки проведения экспертизы и сопутствующих бумаг

Как упоминалось, время на проведение госэкспертизы составляет до 60 дней или до 45 суток (в исключительных случаях). Но здесь имеют место ситуации, когда процесс проведения может быть приостановлен. В виде основания для такого решения может стать оформление и передача соответствующего заявления, где оговорена необходимость внесения корректировок в один или несколько разделов.

Возможны ситуации, когда уполномоченная структура принимает отрицательное решение. Это объясняется тем, что заявители часто подают неполный список документов или бумаги, оформленные с нарушением действующих нормативно-правовых актов и регламента. Отказ в приеме документов возможен и при отсутствии в составе разделов, которые должны иметь место с учетом требований законодательства РФ.

Негативное решение порой принимается при несоответствии передаваемых инженерных изысканий по форме или по составу, прописанному в регламенте, положении или законодательных актах. Ситуация складывается аналогичным образом и при выполнении инженерных изысканий лицом, которое не имеет соответствующих прав.

Бывают ситуации, когда заявитель направляет проект для госэкспертизы, но он не подлежит проверке или в составе бумаг имеют место непредусмотренные или несогласованные штампы.

Как упоминалось, обращение заявителя рассматривается в течение 72 часов, после чего выдается письменное решение. При этом исполнительный орган может отказать не только в рассмотрении документов, но и в их приеме. Последнее возможно в случае ошибок при заполнении полей при подаче заявления, а также в случае передачи противоречивых (заведомо ложных) сведений.

Принятое решение передается через Портал и должно быть подписано представителем Мосгосэкспертизы. Далее решение направляется к заявителю в личный кабинет для ознакомления.

Применительно к срокам проведения госэкспертизы проектной документации, должны быть учтены следующие моменты:

  • Проверка вычислений сметной цены объекта капстроительства проводится в срок, который оговаривается в соглашении между сторонами. Ограничивается только верхний период, который по законодательству не должен превышать тридцати суток. Если так совпало, что сметная документация проверяется в тот же период, когда проводится и госэкспертиза, то период ограничивается сроком проведения экспертной оценки проектных документов и изысканий.
  • Негосударственная экспертиза. Для многих объектов допускается проведение экспертной проверки без привлечения государственных структур. В этом случае работу выполняют определенные компании, а сроки выполнения работ определены договором, оформляемым между двумя сторонами. Максимальный период проверки может быть как в пределах установленных норм (45 суток), так и больше его.
  • Проверка сметной документации. Как и в прошлом случае, для оценки сметы в отношении строительных работ составляется договор. В документе оговариваются особенности взаимодействия сторон, а также период проведения работ.
  • Контроль правильности использования смет, индексов и применяемых методик при составлении сметы. Здесь также присутствует ряд требований со стороны действующего регламента. Сроки проверки определяются соглашением, оформляемым на проведение экспертных работ.
  • Проверка определенных разделов проекта. Здесь условия взаимодействия сторон (в том числе и сроки исполнения) определяются согласованным текстом соглашения.

Как видно из статьи, сроки проведения экспертной оценки со стороны госструктур и уполномоченных юридических лиц являются «плавающими» и зависят от сложности объекта. Разница в том, что применительно к госэкспертизе верхний период все-таки имеет ограничение, составляющее 45 суток. Благодаря этому, заказчик может планировать строительные работы и затраты времени на решение бюрократических процедур. Если вопрос с проведением экспертизы решается раньше, то это идет только на пользу.

Источники: СТРОИМ ПРОСТО

Один из частых вопросов, который нам задают, это вопрос о сроках проведения экспертизы проектной документации. Почему возникает путаница со сроками у Заказчиков объясняется количеством разной информации, которая встречается на просторах Интернета по этой теме. Можно встретить такие сроки как 3-5 дней, 45 дней, 60 дней, 90 дней.

Давайте разбираться в достоверности этой информации. И для этого, будем ориентироваться именно на правоустанавливающие документы: федеральные законы, постановления, разъяснения и другие действующие нормативные акты.

Итак, первый документ, который нами будет рассмотрен - Постановление Правительства РФ N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий". Пункт 29.

Результатов инженерных изысканий до направления на эту экспертизу проектной документации;

Проектной документации в отношении жилых объектов капитального строительства, включая встроено-пристроенные нежилые помещения, не относящиеся к уникальным объектам;

Проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, включая встроено-пристроенные нежилые помещения, не относящиеся к уникальным объектам;

Проектной документации в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах;

Проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.

В 2016 году вышеназванное Постановление, дополнено пунктом 29(1), согласно которому сроки могут быть продлены по инициативе заявителя не более чем на 30 дней в порядке, установленном договором.

В данном нормативном акте речь идет о сроках проведения государственной экспертизы. Относится ли этот срок к негосударственной экспертизе? Есть ли документ, в котором прописан срок именно для негосударственной экспертизы? Да, такой документ есть. Это Постановление Правительства РФ № 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», пункт 6.

Согласно этому нормативному акту все процедуры негосударственной экспертизы, включая подготовку экспертного заключения и порядок его обжалования, регулируются Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Исходя из этой информации, важно понимать, что действующее законодательство РФ регулирует сроки экспертизы одними и теми же нормативными документами. Срок негосударственной экспертизы устанавливается законодательством в соответствии со сроком государственной экспертизы и не должен превышать 60 дней (Постановление Правительства РФ №145 п.29).

Теперь разберемся откуда появляется информация про сроки 3-5 дней. Снова обращаемся к действующему законодательству. В постановлении Правительства РФ № 145 про порядок организации и проведения государственной экспертизы, в пункте 21, установлено, что для проверки проектной документации определен срок - 3 дня.

Обращаем внимание, что не всегда срок проверки и срок выдачи заключения совпадают!

Как этот процесс выглядит на практике?

Во-первых, поступление проектной документации на экспертизу. Это значит, что должен быть полный пакет документов, согласно Постановлению № 87.

Во-вторых, организация процесса проверка проектной документации.

В-третьих, распределение поступившей проектной документации между экспертами.

В-четвертых, работа с замечаниями. Именно на этом этапе важно взаимодействие между экспертной организацией и Заказчиком. Идеальная ситуация, когда выставленные экспертами замечания оперативно отрабатываются Заказчиком. Однако, есть ситуации, когда получение ответов на замечания затягивается самим Заказчиком и таким образом, Заказчик своими действиями может увеличивать сроки выдачи заключения.

Последний, пятый, этап - написание локальных заключений по разделам и написание сводного заключения экспертизы.

Из вышеописанных этапов, надеюсь стало понятно, что сроки проведения экспертизы проектной документации - это двухсторонний процесс, в котором полноценно задействованы обе стороны: экспертная организация и Заказчик. Сроки проверки регулируются действующим законодательством РФ.

Нам, ООО «МИНЭКС», именно негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий, однозначно легче регулировать сроки проведения экспертизы за счет географии нахождения наших штатных экспертов и возможности построения процесса проведения экспертизы в круглосуточном режиме.

В штате нашей компании 145 экспертов по всем разделам проекта, проживающих в разных городах России, от Москвы до Владивостока. За счет такой географии процесс проведения экспертизы идет в круглосуточном режиме. На ускорение сроков проверки влияет разница во времени. Например, когда рабочий день в Москве завершается, то во Владивостоке наступает утро и рабочий день начинается. Это очень удобно для наших Заказчиков, которым важен именно максимально короткий срок выполнения работы со стороны наших экспертов.

И конечно, сам процесс организации экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, который основан на принципах оперативности, порядочности, здравого смысла и стремления находить оптимальные для Заказчика технически грамотные решения, в том числе сложных ситуаций.

Сроки, которые мы гарантируем нашим Заказчикам находятся в диапазоне от 7 до 30 дней.