Система управления по охране окружающей среды. Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием

На федеральном уровне данное управление осуществляется Федеральным собранием, Президентом, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов РФ.

На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования. На промышленных объектах для управления охраной окружа ю щей среды (ООС) создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды) либо их функции выполняет какое-либо подразделение предприятия (например, отдел главного механика). Во всех случаях негативные воздействия на атмосферу, гидросферу и почвы должны ограничиваться и необходимо вести постоянный производственный контроль состояния этих сред. Основой управления ООС являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в данной области. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной природой. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом, за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влияние этого процесса на живые организмы, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль содержания в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, качества водных объектов.

Экологический мониторинг определяет изменения в экосистемах, их продуктивность, а также выявляет динамику запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды на базе международных био сферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

В 2000 г. в РФ введен социально-гигиенический мониторинг , контролирующий, кроме среды обитания, состояние здоровья населения, а также социальные факторы: условия труда, быта, климатические условия, качество питания, водоснабжения и т. п.

Человек -- самое могущественное существо в биосфере, способное изменить нормальное функционирование экологических систем.

Человеческое мышление до настоящего времени опиралось, да и опирается, на положительную обратную связь, управляя и властвуя над природой, что привело к эффективной индустриализации, автоматизации технологических процессов и нерациональному использованию природных ресурсов, разрушению природной среды, что, в свою очередь, ведет к снижению качества человеческой жизни. Все это предполагает осуществление охраны окружающей среды. Но мероприятия по охране окружающей среды немыслимы без управления.

Управление - элемент, функция систем различной природы -- биологических, технологических, социальных, обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Сложившаяся на сегодняшний день система управления экологической деятельностью и контроля за природопользованием сложна и имеет много звеньев.

Ведущая роль в этой системе принадлежит Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов. Оно отвечает за формирование и реализацию экологической политики, выработку стандартов и нормативов качества окружающей среды.

Управление и контроль за отдельными видами природных ресурсов, к которым относятся земельные, водные, лесные и пр. ресурсы, осуществляют специализированные ведомства и надзоры. Мониторинг загрязнений, в том числе радиационных, осуществляет федеральный комитет по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды на предприятии включает решение следующих вопросов, направленных на предотвращение социальных последствий вредного воздействия предприятия на окружающую среду и здоровье человека:

Планирование мероприятий по охране окружающей среды, определение заданий подразделения предприятия по выполнению требований охраны природной среды, использование попутных и побочных продуктов производства, выбросов и сбросов.

Инженерное обеспечение работ по охране природной среды, состоящее в экологической экспертизе технической документации на продукцию и технологические процессы, а также приведении их в соответствие с экологическими нормами и требованиями.

Перестройка технологических процессов в соответствии с требованиями охраны природы с целью уменьшения и полной ликвидации вредного воздействия побочных продуктов на природную среду.

Метрологическое обеспечение контроля загрязнения окружающей среды (обеспечение методов и средств контроля качества среды).

Материально-техническое обеспечение проводимых мероприятий по охране окружающей среды.

Обеспечение нормального функционирования средств охраны природы (техническое обследование устройств и установок по улавливанию, очистке и обезвреживанию выбросов и отходов).

Повышение квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих в области охраны окружающей среды.

Контроль и регулирование выполнения мероприятий по охране окружающей среды, включая контроль уровней выбросов и сбросов веществ, загрязняющих окружающую среду, принятие мер по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций.

Учет и отчетность по охране окружающей среды, анализ результатов контроля состояния окружающей среды и использование их при планировании природоохранной деятельности.

Финансовое обеспечение работ по охране окружающей среды.

Оценка эффективности управления охраной окружающей среды по техническим, экономическим, экологическим и социальным показателям.

Согласно информационной модели системы «автомобильный транспорт -- воздушная среда» осуществляется управление выбросами отработанных газов на автомобильном транспорте:

  • · оперативное управление подразумевающее осуществление мероприятий по улучшению конструкций и технологий в целях обеспечения минимальных выбросов токсичных веществ;
  • · тактическое управление, к которому относятся мероприятия по использованию потенциальных возможностей транспортных средств и аппаратов, преобразующих химическую энергию топлива в механическую работу, а также мероприятия, проводимые в масштабе региона, градостроительные, организационные, технические. При этом осуществляется мониторинг и накопление банка данных о состоянии атмосферы в регионе;
  • · стратегическое управление, при котором мероприятия осуществляются в масштабе отрасли, государства, на основании региональных банков данных о состоянии воздушной среды в регионах; при этом осуществляется национальный мониторинг. Загрязнение окружающей среды транспортными средствами формируется при движении их в потоке, поэтому на уровне потока и определяется эффективность мероприятий, проводимых в транспортной системе, по охране окружающей среды. Одновременно экологические характеристики транспортного потока являются исходными для использования их в градостроении.

В управлении охраной окружающей среды на предприятии принимают участие ведущие службы и отделы: главный технолог, главный конструктор, энергетик, механик, отделы материально-технического снабжения, капитального строительства, производственно-техническая центральная лаборатория.

Возглавляет управление охраной природной среды на предприятии главный инженер совместно с отделом охраны окружающей среды.

Для решения задач управления антропогенным воздействием человека па природную среду используются оптимизационные модели.

Основной принцип охраны природной среды при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог сводится к минимизации общих экологических потерь

где r -- абсолютно невосполнимые потери, связанные с изменением биогеоценозов за пределами границ самовосстановления, когда отдельные биологические популяции полностью уничтожены;

rj -- качественный ущерб, наносимый абиотическим экологическим элементам, то есть нарушение рельефа и ландшафта местности, ухудшение структуры почвы, изменение гидрологического режима, микроклимата прилегающей к дороге местности;

rk -- обратимые потери биотипа (живой природы) в пределах самовосстановления или восстановления с помощью человека. Абсолютные потери при строительстве дорог являются функцией интенсивности воздействия дороги на природную среду за срок ее эксплуатации. Обратимые потери могут изменяться в режиме естественного природного восстановления (самовосстановления) и в режиме принудительного восстановления человеком.

Для правильного выбора мероприятий по охране природной среды при строительстве, содержании и эксплуатации автомобильных дорог необходимо установление предельных уровней антропогенных нарушений, которые не должны превышать предельно допустимые экологические нагрузки. Управление охраной природы для системы «автомобиль -дорога -- природная среда» в настоящее время не разработано.

Необходимы срочная разработка методик составления экологических паспортов проведения экспертизы проектно-технической документации транспортных и дорожных организаций; методик инвентаризации загрязнений и паспортизации источников выбросов, утилизации отходов; внедрение автоматизированной системы анализа нормативно-технической документации по экологической безопасности автомобильного транспорта и дорожного комплекса; осуществление подготовки научно-педагогических кадров - экологов - через аспирантуру; внедрение мониторинга.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002г.) подразделя­ет органы экологического управления на два: общей и специальной компетенции. К государственным органам первой ка­тегории относятся Президент, Федеральное Правительство, пред­ставительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, му­ниципальные органы (рис. 8.1). Государственные органы второй категории специально уполномочены Правительством РФ на выполнение оп­ределенных функций по экологическому управлению. Их функции зарегистри­рованы либо в положениях об этих органах, либо в отдельных принятых актах. Органы специальной компетенции подразделяются:

o комплексные, выполняющие все задачи или какой-либо блок задач в области управления охраной окружающей природной среды;

o отраслевые, действия, которых по управлению ограничены отдельными природными объектами;

o функциональные,- обеспечивающие управление при выпол­нении одной или нескольких родственных природоохранительных задач.

Среди комплексных органовнаибольшее число функций по управлению в области экологии возложено на Министерство природных ресурсов РФ. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использовании, воспроизводства, охраны природных ресурсов. Для деятельности в области охраны окружающей среды в федеральных округах и субъектах Федерации организованы территориальные органы Министерства природных ресурсов.

Вторым министерством, участвующим в охране окружающей среды, как комплексный орган, является Министерство РФ по де лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его функции управления в области экологии связаны с прогнозированием и ликвидацией экологических катастроф естественного и технического происхождения.

Важная роль в системе контроля и управления состоянием окру­жающей среды принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития РФ и его подразделению - Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на который возложено выполнение эколого-санитарных функ­ций:

Координация деятельности министерств, ведомств, предпри­ятий и организаций в области санитарной охраны природы;

Разра­ботка и утверждение санитарных нормативов вредных веществ в окружающей среде и санитарных норм и правил (СНИП), обяза­тельных для всех хозяйствующих субъектов и граждан.

Эта служба имеет по всей территории страны свои подраз­деления, которые непосредственно следят за состоянием атмосфер­ного воздуха, поверхностных водных источников, почвы используя для этого сведения о кон­центрациях вредных веществ, представляющих угрозу здоровью населения. На основе этих данные выполняется анализ и прогноз каче­ства среды обитания людей.

Непосредственно к указанным министерствам примыкает фе­деральные службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), на которые возложены обязан­ности по организации и проведению наблюдений, по оценке и про­гнозу состояния окружающей среды и её изменений, связанных, в том числе и с процессами хозяйственной деятельности.

В число органов управления, осуществляющих комплексныефункции, следует отнести и Генеральную прокуратуру РФ, которая через свои учреждения на местах осуществляет надзор за единооб­разным и обязательным исполнением природоохранительных зако­нов органами представительной и исполнительной власти, государ­ственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями и всеми должностными лицами. Прокуратура также проверяет законность и полноту принимаемых мер по устранению выявленных нарушений и приня­тия по ним мер прокурорского реагирования в виде представления протестов и привлечения к административной и уголовной ответст­венности. Важным видом деятельности прокуратуры является защита прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную ин­формацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан экологическими правонарушениями.

Ко второму блоку специально уполномоченных органов, т.е. к от­раслевым, относятся министерства (см.рис.8.1), дейст­вия которых в области экологического управления сосредоточены на отдельных природных объектах. Среди них - Министерство энергетики РФ, которое с помощью своих экологических подразделений и служб топливно-энергетического комплекса (ТЭК), организует создание единых для ТЭК нормативно-технических ак­тов, осуществляет контроль за выполнением природоохранительного законодательст- ва и нормативной документации, проводит ведом­ственную эколо­гическую оценку и обоснование развития ТЭК и особо крупных его объектов, сертификацию и лицензирование но­вых технологий и т.п.

Большие задачи в области рационального природопользования и охраны окружающей среды решаются Министерством сельского хо­зяйства РФ. Оно призвано обеспе­чить комплекс мер по охране почв, водоемов, лесной и иной расти­тельности от воздействия стихийных сил природы, побочных по­следствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ- минеральных удобрений, пестицидов и др., мелиоративных работ, а также по защите среды обитания от отходов живот­новодческих ферм и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Оно же организует контроль остаточных концентра­ций пестицидов, нитратов, тяжелых металлов в растительной продукции.

Федеральное агентство по атом­ной энергии обеспечивает ядерную, радиационную и пожарную безопасность в ядерном комплексе и проведение природоохранительных мероприятий, связанных с его деятельностью. Оно является разработчиком системы обращения с радиоактивными от­ходами, организатором работ по их реализации, а также выполняет функции государственного органа ядерной и радиационной безо­пасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных ве­ществ и изделий из них.

Основные задачи управления в области экологии Федерального агентства по рыболовству сводятся к регулированию использования живых ресурсов во внутренних водоемах, территориальных водах и на по­бережье РФ, а также в открытых водах мирового океана. Не менее важными являются работы по мониторингу, охране и воспроизводству запасов рыбы, водных жи­вотных и растений, работы по ведению государственного кадастра и учета рыб, других водных животных и растений.

К органам исполнительной власти, осуществляющим государственноеуправление в области охраны окружающей среды функциональногоназначения, относится Феде­ральный служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, главными задачами в работе которой являют­ся: разработка и утверждение правил и норм в области ядерной и радиационной безопасности и надзор за их выполнением. Этот го­сударственный орган осуществляет также надзор за обеспечением гарантии физической защиты ядерных технологий, материалов и их нераспространения, контролирует вместе с МИД РФ выполнение международных соглашений в этой области, проводит экспертизу безопасности объектов, производств, технологий, изделий, инфор­мирует правительственные органы и население об изменениях со­стояния ядерной и радиационной безопасности на поднадзорных объектах.

В эту же группу органов входит Федеральные службы гидрометеорология и мониторингу окружающей среды, по надзору в сфере природопользования Этим службам поручено обеспечение и контроль безопасности при проекти­ровании и эксплуатации экологически наиболее опасных произ­водств и видов деятельности в горнодобывающей, металлургиче­ской и химической отраслях, при эксплуатации магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов, а также при перевозках железнодорожным транспортом опасных грузов. Эти и другие задачи они реализует через систему своих региональных ор­ганов. С ними сотрудничают:

· Федеральная таможенная служба, осуществляющий борьбу с незаконным ввозом экологически опасных для людей и природы товаров, борьбу с контрабанд­ным вывозом природного наследия, животных и растений, занесенных в Красную книгу;

· Министерство внутренних дел РФ, которое обеспечивает охрану воздушного бассейна от вредного воз­действия транспортных средств, охрану природных объектов, содействует работе государственных органов по охране ок­ружающей среды и соблюдению санитарных правил.

· Министерство юстиции РФ, регистрирую­щее нормативные документы других министерств и ведомств РФ - положения, рекомендации, инструктивно методические указания и т.п., относящиеся к экологической политике стра­ны и путям её реализации, после их соответствующего ана­лиза с точки зрения соблюдения экологического законода­тельства Российской Федерации.

Особую роль в создании нормативно-правовых актов экологиче­ской направленности играет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое ус­танавливает нормы, нормативы, правила и требования, направлен­ные на охрану окружающей среды; обеспечивает един­ство и достоверность измерений параметров выбросов, сбросов за­грязняющих веществ и иных вредных воздействий на окружающую среду, а также осуществляет государственный надзор за соблюде­нием обязательных требований Госстандарта, за правильностью учета экологических требований, предъявляемых к технологиче­ским процессам, производимой продукции, товарам и услугам.

Значительное внимание вопросам охраны окружающей среды уделяют и другие министерства и ведомства Россий­ской Федерации, внедряя эколого-правовые требования в содержа­тельную часть нормативно-правовых актов, регулирующих эконо­мическую деятельность хозяйствующих субъектов. Подобные про­цессы экологизации нормативно-правовых актов постоянно разви­ваются в Министерствах промышленности и торговли РФ, экономического развития РФ, транспорта РФ; а также в учреждениях, ведающих оборонными отраслями промышленно­сти – Федеральных службах по военно-техническому сотрудничеству и оборонному заказу и в Федеральном космическом агентстве.

Система управления в области охраны окружающей среды предусматривает увеличение общественных экологических объединений и неправительственных организаций того же профиля, в частности, в рамках Законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и другими представлены права участия в деятельности по охране окружающей среды, в экологической экспертизе. Они вправе рекомендовать своих представителей для участия в экологической экс­пертизе по вопросам размещения и проектирования промышленных объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы в средствах массовой информации и т.п. Естественно, что указанная деятельность должна проводиться в рамках федерального закона «Об экологической экспертизе».

Все звенья государственной системы управления в области эко­логии создают необходимые условия и возможности для осуществ­ления деятельности по оздоровлению и улучшению окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Окружающая среда представляет собой совокупность элементов естественной природы, объектов ландшафта, не возобновляемых или частично возобновляемых природных ресурсов, создающих основу для жизнедеятельности человека. Технический прогресс и развитие средств и способов производства систематически увеличивают последствия деятельности человечества на окружающий мир. Охрана окружающей среды и ее экологического благополучия имеет ключевое значение не только для устранения негативных последствий техногенного мира, но и для самого существования человечества.

Государственное управление в области охраны окружающей среды

Государственное управление в области охраны окружающей среды реализуется в комплексе мероприятий, оказывающих прямое и косвенное влияние на регулируемый объект отношений. Исходя из характера полномочий государственных органов, можно выделить следующие ключевые моменты управления в этой сфере со стороны государства:

  • Комплекс мероприятий осуществляют органы, уполномоченные государством на совершение действий в области охраны окружающей среды. Если государство выступает только роли организатора конкретного мероприятия, то оно автоматически приобретает контрольные функции по отношению к субъектам, осуществляющим на практике функции охраны природного мира.
  • Юридические действия государственных органов носят властный характер и обеспечиваются средствами государственного принуждения в случае неисполнения императивных правил и предписаний.
  • В рамках государственного управления издаются нормативные акты обязательные для исполнения и обращенные к неограниченному кругу лиц.
  • За нарушение норм в сфере охраны окружающей среды в законодательстве предусмотрены санкции.

Основной задачей государственного управления является реализация функций исполнительной власти во взаимоотношениях со всеми институтами общества.

Система управления охраной окружающей среды

Система государственного управления включает в себя следующие элементы:

  • Наличие у государственных органов правомочий на решение вопросов в области охраны окружающей среды . Права и обязанности институтов государственной власти четко прописаны в нормативных актах и не подлежат расширительному толкованию. Государственные органы обязаны действовать точно в соответствии с нормами права, а реализация их полномочий осуществляется в пределах, ограниченных законодательством, устанавливающим их комптенцию. В некоторых случаях органы власти имеют возможность выступать в экологических правоотношениях как равноправный партнер (например, при реализации совместных проектов в области охраны природы).
  • Четкое разграничение полномочий между различными государственными органами . Государство наделяет каждый свой орган исключительной компетенцией, не допускающей дублирования функций различных институтов. Отраслевой и межотраслевой характер реализации государственных функций максимально точно определяет уровень полномочий конкретного органа.
  • Иерархия системы органов власти . Вся система государственного управления построена по принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. На практике такая иерархия позволяет не только координировать усилия по охране окружающей среды «сверху вниз», но и осуществлять постоянный контроль за деятельностью органов низших ступеней иерархии.

В сфере экологического права и охраны природной среды государство осуществляет управление по следующим конкретным видам деятельности:

  • Правотворческая деятельность. Государство разрабатывает и принимает нормы и правила, регулирующие любые правоотношения в сфере охраны природы.
  • Правоприменительная. Принятие нормы права подразумевает ее реализацию на практике, поэтому государственные и муниципальные органы являются одновременно и субъектами правоотношений в области экологического права, т.е. выступают в роли участника конкретного мероприятия по охране либо осуществляют контроль за их проведение.
  • Юрисдикционная. В пределах своей компетенции органы власти дают указания субъектам экологических правоотношений, могут влиять на возникновение или изменение таких правоотношений. Правомочия государства включают в себя возможность и обязанность осуществлять действия, направленные на охраны природной среды. Важным признаком государственного управления в этой деятельности является соблюдение экологических прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
  • Иная властная деятельность.

Если рассмотреть конкретные проявления государственного управления, то в отношении ряда властных органов можно выделить следующие особенности:

  • Президент РФ. Издает указы и распоряжения в области охраны экологии в рамках федерального законодательства. Акты Президента носят конкретный характер и направлены на конкретные правоотношения в области экологического права (например, указы о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций)
  • Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Разрабатывают систему нормативных актов в области экологии, создают особые охранные зоны, осуществляют контроль за соблюдением охранных мероприятий
  • Муниципальные органы власти. Создают местные охранные зоны и зоны особой экономической деятельности на охраняемых территориях

Механизм охраны окружающей среды

Под механизмом государственного управления охраной окружающей среды понимается комплекс мер, направленных на охрану природной среды, а также на создание благоприятных условий жизни человека. В зависимости от области применения и способу регулирования эти меры подразделяются на:

  • Организационные меры . Уполномоченные государственные структуры организуют работу общественных институтов по охране природной среды, а также сами участвуют в конкретных природоохранных мероприятиях.
  • Правовые меры. Государственные органы создают правовую базу для деятельности по охране окружающей среды путем принятия систематизированного комплекса нормативно-правовых актов.
  • Экономические меры . Предусматривают как бюджетное финансирование мероприятий в сфере охраны, так и создание рычагов экономического стимулирования общества (юридических и физических лиц).

В общем механизме охраны окружающей среды можно выделить отдельные группы, которые на практике имеют самостоятельное значение:

  • Управленческий механизм . Характеризуется наличием системы органов власти и необходимых инструментов реализации властных полномочий. Государство не только предписывает правила поведения субъектов экологических правоотношений, оно одновременно участвует в конкретных охранных мероприятиях.
  • Экономико-юридический механизм . Включает комплекс мер экономического стимулирования охраны окружающей среды, базирующийся на законодательном регулировании. Государство может оказывать прямую и косвенную помощь субъектам, занимающимся охраной природной среды; осуществляет финансирование охранных мероприятий; вводит денежные санкции за вред, причиненный окружающей среде.
  • Правовой механизм . Предусматривает наличие норм и правил, обязательных к применению всеми субъектами, а также рычаги ответственности за их несоблюдение (штрафы, санкции, возмещение вреда и т.д.). Только государственные органы уполномочены на принятие общеобязательных норм права.
  • Механизм особой охраны . Для охраны природной среды разрабатывается комплекс конкретных мер по защите природы (создание зон с особыми условиями деятельности, определение неблагоприятных территорий и т.д.).
  • Идеологический механизм . Включает в себя мероприятия по воспитанию, просвещению, обучению и повышению уровня экологической культуры населения. В этом механизме государству принадлежит организационная роль, так как осуществлять идеологические мероприятия могут любые субъекты правоотношений.
  • Международно-правовой механизм . Национальные органы власти в сфере охраны окружающей среды действуют в тесной кооперации с международными институтами, подчиняются общим нормам международного права, участвуют в совместном решении проблем охраны природного мира.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Управление в данной сфере выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений , образующих само экологическое право .

Цель управления природопользованием и охраной окружающей среды:

  • обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Социальное значение управления природопользованием и охраной окружающей среды:

  • определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается
    1. соблюдение экологических и законных интересов человека и гражданина ,
    2. сохранение и восстановление благоприятного состояния природы.

Прежде всего, в рамках управления (а затем - с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.

Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства.

Субъекты управления природопользованием и охраной окружающей среды:

  • общественные формирования и ;
  • юридические лица;
  • государственные органы;
  • муниципальные органы.

Виды управления природопользованием и охраной окружающей среды:

  • общественное;
  • производственное;
  • муниципальное;
  • отраслевое (ведомственное);
  • государственное управление.

Функция управления природопользованием и охраной окружающей среды - это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким относятся:

Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды

  • подзаконное нормотворчество;
  • создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
  • координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
  • экологическое планирование;
  • экологическое нормирование;
  • экотехническая регламентация;
  • экологическая стандартизация;
  • оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
  • экологическая экспертиза;
  • экологическое лицензирование;
  • экологическая сертификация;
  • экологический аудит;
  • экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);
  • учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
  • экологическое воспитание и образование;
  • проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;
  • экологический контроль;
  • разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:

  • административный (прямой) метод (например, приказ);
  • экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности);
  • моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).

Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют вышеперечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления.

Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия - демократическое правовое государство. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.
Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль.

Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г., другими нормативными правовыми актами . К ведению местного самоуправления относятся:

  • владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
  • обеспечение санитарного благополучия населения;
  • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
  • контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
  • регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
  • организация и содержание муниципальной информационной службы.

Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

  • законности управления;
  • комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
  • сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
  • разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;
  • наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.