Кто имеет право проводить экологическую экспертизу. Государственная экологическая экспертиза

Для того чтобы избежать неприятных воздействий на окружающую среду, проводится экологическая экспертиза.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Какие виды такой экспертизы бывают, и по каким принципам она проводится?

Понятие

Под экологической экспертизой понимают проверка соответствия документов деятельности хозяйствующего субъекта экологическим и техническим требованиям, которые установлены нормами действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

Она проводится с целью предотвращения негативного воздействия деятельности хозяйствующих субъектов на окружающую среду.

Экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля.

Чем регулируется

Порядок и принципы проведения экологической экспертизы, а также её виды и сроки проведения, регулируются .

Но основной нормативный акт, который регулирует проведение экспертизы – это .

Кроме того, субъекты федерации имеют право самостоятельно принимать нормативные акты, касающиеся проведения такой проверки.

Есть также и другие «узкие» законы, которые регулируют экспертизу в той или иной степени.

К ним относятся:

  1. Принцип потенциальной экологической опасности любой хозяйственной или другой деятельности.

    Этот принцип означает, что эксперты, при изучении материалов, которые поступили на изучение, изначально являются потенциально опасными для окружающей среды.

    Эксперты должны доказать, что данный материал не опасен или опасен. Своё мнение они выражают в письменном виде, на основании нормативов опасности.

  2. До того как принять решение о реализации объекта, необходимо, в обязательном порядке, провести государственную экологическую экспертизу.

    Это означает, что заказчик планируемой деятельности обязан предоставить все необходимые материалы для проведения экологической экспертизы.

    Государственный орган, который осуществляет эту экспертизу, обязан их принять, изучить и вынести заключение.

  3. Оценка возможных неблагоприятных последствий проводится в комплексе.

    Этот принцип «говорит» о том, что эксперт, проводя экспертизу, должен учитывать все обстоятельства, а также возможные последствия, в комплексе.

  4. Обязательность учёта требований экологической безопасности, при проведении экспертизы.

    Согласно этому принципу, экологическая безопасность означает собой часть экологических предписаний в отношении некоторых групп объектов. Например, объектов атомной энергетики.

  5. Достоверность информации.

    Этот принцип означает, что заказчик экспертизы должен представлять для изучения экспертам достоверную и полную информацию об объекте исследования.

  6. Независимость экспертов.

    Никто не имеет право вмешиваться в работу эксперта, влиять на его мнение любыми способами.

    Эксперт свободен в своих выводах и заключениях, сам выбирает методы проведения исследований, а также самостоятельно принимает промежуточные и окончательные решения.

  7. Обоснованность каждого вынесенного экспертами решения.

    Это основной принцип проведения экспертизы, так как каждое заключение должно быть соответствовать нормам действующего, на момент проведения исследования, законодательства.

    Каждый эксперт должен чётко понимать, что его заключение отвечает уровню современного развития законодательства и науки.

  8. Учёт общественного мнения.

    Согласно этому принципу, эксперты обязаны информировать граждан, СМИ и другие общественные субъекты о результатах конкретных экспертиз.

  9. Ответственность участников экологической экспертизы за её качество.

когда

Данный вид экспертизы проводится, когда есть необходимость выявления негативных факторов, которые могут повлиять на окружающую среду.

Для предприятий некоторых видов деятельности, проведение экологической экспертизы является обязательным и постоянным.

Например, для особо опасных, с экологической точки зрения, промышленных предприятий.

кто инициатор и исполнитель

В системе экологической экспертизы, инициатором выступает физическое или юридическое лицо, ответственное за осуществление намечаемой деятельности.

Инициатора экспертизы называют заказчиком. В его роли могут выступать как государственные органы, так и частные лица. Инициатор несёт расходы по оплате экспертизы.

Исполнителем являются специальные уполномоченные на проведение экспертизы органы и организации, которые имеют соответствующую практику.

документация

Для проверки заказчик должен представить уполномоченному, на проведение экологической экспертизы, органу, всю документацию, касающуюся его хозяйственной деятельности.

заключение экспертизы

Заключение эксперта по проведённой экологической проверке должно быть:

  • полным по содержанию;
  • обоснованным, с научной и законодательной точки зрения;
  • не допускающим никаких двояких толкований;
  • содержать в себе объективные и всесторонние выводы;
  • отражать весь процесс проведённой проверки;
  • освещать каждый этап проверки.

Каждое заключение должно быть обосновано. Это касается заключений как индивидуальных экспертов, так и сводных заключений нескольких экспертов.

Заключение экологической экспертизы должно входить в состав проектной документации на будущую деятельность, и должно состоять из:

  • перечня выполненных работ по оценке воздействия;
  • основные результаты по возможным последствиям воздействия на окружающую среду;
  • перечень мер для выполнения требований по экологической безопасности.

Виды экологической экспертизы

Какими нормами законодательства регулируется землеустроительная экспертиза, вы прочитаете

Для каких объектов является обязательной

Проводить экологическую экспертизу обязательно для следующих объектов:

  • для проектов и документов в области охраны окружающей среды, которые утверждены органами госвласти РФ;
  • проекты федеральных программ, которые предусматривают строительство или эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду тем, что располагаются в природоохранных зонах;
  • все проекты, касающиеся соглашений о разделе продукции;
  • все проекты и техническая документация, которые касаются использования новых технологий, которые потенциально опасны для окружающей среды;

Заключение

1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в и настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

(см. текст в предыдущей редакции)

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

Истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, - кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

8. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе", экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Каковы принципы экологической экспертизы?

Экологическая экспертиза согласно действующему законодательству основывается на следующих принципах:
  1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  2. обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  3. комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  4. обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  5. достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  6. независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  7. научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  8. гласности, участия общественных организаций (объединений ), учета общественного мнения;
  9. ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Каковы виды экологической экспертизы?

Законом "Об экологической экспертизы" предусмотрены два вида экологической экспертизы: государственная и общественная .

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?

Объектами обязательной экологической экспертизы на федеральном уровне являются:
  1. проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану природной среды;
  2. материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:
  3. проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду:
  4. проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
  5. проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;
  6. проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;
  7. проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
  8. проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;
  9. проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;
  10. технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которых превышает пятьсот тысяч долларов;
  11. технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;
  12. материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;
  13. проекты международных договоров;
  14. иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух или более субъектов Российской Федерации, и др.

Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?

Специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы являются федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природной среды - Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения экологической экспертизы.

Каковы полномочия, права и обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы?

К полномочиям названного органа относятся:
  1. разработка порядка и регламента проведения государственной экологической экспертизы;
  2. организация и проведение государственной экологической экспертизы соответствующих объектов, в том числе формирование экспертных комиссий;
  3. установление правил определения срока и условий действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  4. разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и инструктивно-методических документов, обеспечивающих реализацию Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части проведения государственной экологической экспертизы;
  5. научное и методологическое обеспечение государственной экологической экспертизы;
  6. организация информационного обеспечения государственной экологической экспертизы и другие права и обязанности, предусмотренные статьей 7 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Каков порядок проведения государственной экологической экспертизы?

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии обязательного соответствия формы и содержания представленных заказчиком материалов требованиям Федерального закона "Об экологической экспертизе", установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представленных материалов:
  1. документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  2. положительных заключений и документов согласования органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном порядке;
  3. заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
  4. материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями ), организованных органами местного самоуправления.
Установлено также, что государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется в зависимости от сложности объекта. Однако он не должен превышать шести месяцев.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является ее заключение, отвечающее установленным требованиям. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

Как осуществляется формирование государственной экспертной комиссии?

Формирование экспертной комиссии, утверждение ее персонального состава, назначение руководителя и ответственного секретаря осуществляются соответствующим специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Формирование экспертной комиссии осуществляется при участии ее руководителя.

Каков правовой статус эксперта государственной экологической экспертизы?

Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, привлеченный в установленном порядке к проведению государственной экологической экспертизы. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий с указанным заказчиком или с разработчиком в трудовых или иных договорных отношениях, а также представитель юридического лица, состоящего с указанными заказчиком или с разработчиком в таких договорных отношениях.

Эксперт государственной экологической экспертизы имеет право:

  1. заявлять специально уполномоченному государственному органу о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;
  2. формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.
Эксперт обязан:
  1. осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключение по таким материалам;
  2. соблюдать требования законодательства Российской Федерации и ее субъектов об экологической экспертизе;
  3. соблюдать установленные специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы порядок и сроки проведения государственной экологической экспертизы;
  4. обеспечить объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
  5. участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологический экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом государственной экологической экспертизы:
  6. обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Какие требования предъявляются к заключению государственной экологической экспертизы?

Заключение государственной экологической экспертизы должно содержать обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Оно должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии и соответствовать заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. К заключению должны быть приложены особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Заключение подписывается руководителем государственной экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми членами комиссии. Оно не может быть изменено без их согласия. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является обязательным условием финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Такое заключение имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Оно теряет юридическую силу в случае:

  1. доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
  2. изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;
  3. реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и в случае внесения изменений в указанную документацию:
  4. истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  5. внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При наличии отрицательного заключения государственной экологической экспертизы реализация ее объекта запрещается. Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить соответствующие материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении.

Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Каков порядок проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Такая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и государственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или же охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней и касаться тех же объектов, что и государственная экспертиза, за исключением указанных выше.

Общественные организации, осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном законом порядке, имеют право:

  1. получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в установленном законом объеме;
  2. знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
  3. участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Каковы условия проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится при условии государственной регистрации заявления общественных организаций о ее осуществлении. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление, в регистрации которого не было отказано в указанный срок, считается зарегистрированным со всеми вытекающими последствиями.

Каковы основания отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы?

В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:
  1. общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
  2. общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
  3. порядок государственной регистрации общественной организации не соответствует установленному законом;
  4. устав общественной организации, организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует установленным требованиям;
  5. не выполнены требования к содержанию заявления о проведении общественной и экологической экспертизы.
Указанный перечень оснований отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренный статьей 24 Федерального закона "Об экологической экспертизы", является исчерпывающим. Следовательно, по иным основаниям не может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

В каких случаях заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу?

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. В этих случаях на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются установленные законом формы ответственности за допущенные правонарушения.

Каков порядок финансирования государственной экологической экспертизы?

Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторного проведения, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов и порядком ее проведения, определяемыми осуществляющим экологическую экспертизу специально уполномоченным государственным органом.

Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений ), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.

Каковы виды нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе?

Федеральным законом "Об экологической экспертизе" предусмотрены следующие виды нарушений законодательства заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и другими заинтересованными лицами:
  1. непредставление документации на экологическую экспертизу;
  2. фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
  3. принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения;
  4. создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
  5. уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
  6. реализация объема экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  7. осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе руководителями специально уполномоченных государственных органов н руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:
  1. нарушение установленных Федеральным законом "Об экологической экспертизе" правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
  2. нарушение правил формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
  3. неисполнение установленных указанным Законом для специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы обязанностей;
  4. нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации средств на проведение государственной экологической экспертизы;
  5. несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
  6. необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления общественных организаций, граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
Нарушениями законодательства РФ в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии и ее экспертами являются:
  1. нарушение требований законодательства РФ об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
  2. необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
  3. фальсификация таких выводов;
  4. сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения ), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, исключающих возможность быть экспертом государственной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:
  1. фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы;
  2. выдача разрешений на специальное природопользование или неосуществление иной деятельности, которая может оказать прямое иди косвенное воздействие на окружающую природную среду без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  3. организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями );
  4. прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной или общественной экологической экспертизы;
  5. незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Указанный перечень нарушений законодательства об экологической экспертизе, предусмотренных Федеральным законом "Об экологической экспертизе", не является исчерпывающим. Законодательством Российской Федерации, равно как и законодательством субъектов Российской Федерации, могут быть установлены иные виды нарушений законодательства об экологической экспертизе.

Какие виды юридической ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе предусмотрены Федеральным законом "Об экологической экспертизе"?

Федеральным законом "Об экологической экспертизе" предусмотрены четыре вида юридической ответственности эа нарушения законодательства об экологической экспертизе:
  1. уголовная ответственность лиц, виновных в совершении нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, в соответствии с УК РФ;
  2. административная ответственность лиц, виновных в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 Федерального закона (перечисленные выше нарушения ), если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность;
  3. материальная ответственность должностных лиц, экспертов экологической экспертизы, консультантов и иных работников, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы;
  4. гражданско-правовая ответственность. Граждане и юридические лица, права которых были нарушены экологической экспертизой, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в установленном гражданским законодательством Российской Федерации порядке. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, также подлежит компенсации причинителем вреда в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.
В данном Законе ничего не сказано о дисциплинарной ответственности рабочих и служащих за нарушения законодательства об экологической экспертизе. Представляется, что такая ответственность рабочих и служащих, виновных в совершении указанных правонарушений, также может иметь место при соблюдении требований, предусмотренных законодательством о труде.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, уставленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду .

Согласно ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, рационального исполь­зования природных ресурсов, а также предупреждения нега­тивных последствий хозяйственной деятельности.

Законом РФ "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 (в ред. от 15.04.98) предусмотрен ряд принципов экологической экспертизы:

    презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

    обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта эколо­гической экспертизы;

    комплексность оценки воздействия на окружающую природ­ную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

    обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

    достоверность и полнота информации, представляемой на эко­логическую экспертизу;

    независимость экспертов экологической экспертизы при осу­ществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

    научная обоснованность, объективность и законность заклю­чений экологической экспертизы;

    гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

    ответственность участников экологической экспертизы и заин­тересованных лиц за организацию, проведение, качество эко­логической экспертизы.

    Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены два вида экологической экспертизы: гос-венная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными гос. органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

Объектами обязательной экологической экспертизы на федеральном уровне являются:

Проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами гос. власти РФ регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану природной среды;

Материалы, подлежащие утверждению органами гос. власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ в том числе:

1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территории с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ в том числе промышленности;

4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;

5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-гос. образований;

6) проекты межгос-венных инвестиционных программ, в которых; участвует РФ и федеральных инвестиционных программ;

7) проекты комплексных схем охраны природы РФ;

Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов РФ в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которых превышает пятьсот тысяч долларов;

Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных гос-в, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными гос-вами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных гос-в, определенные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;

Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении РФ;

Проекты международных договоров;

Иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух или более субъектов РФ и др.

В РФ осуществляются государственная эко­логическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Государственную экологическую экспертизу организовывают и про­водят на федеральном уровне и уровне субъектов РФ специально уполномоченные государственные органы в области экологиче­ской экспертизы. Порядок ее проведения устанавливается норма­тивными правовыми актами РФ и субъектов Федерации. Инициаторами проведения общественной экологической экспер­тизы выступают граждане и общественные организации (объеди­нения), органы местного самоуправления общественными органи­зациями (объединениями), основное направление деятельности которых, в соответствии с их уставами, - охрана окружающей при­родной среды, в том числе организация и проведение экологиче­ской экспертизы. Такие органы должны быть зарегистрированы установленном законом порядке. Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы. Федеральное Собрание РФ обеспечивает соответствие законода­тельных актов Российской Федерации законодательству Россий­ской Федерации об экологической экспертизе. Правительство РФ в области экологической экспертизы: утверждает порядок проведения государственной экологиче­ской экспертизы; контролирует исполнение российского законодательства об экологической экспертизе федеральными органами государст­венной власти; осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а так­же по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы; ежегодно отчитывается о своей деятельности в области эколо­гической экспертизы перед Президентом РФ.

  1. Понятие и предмет, виды, объекты экологической экспертизы
  2. Порядок государственной экологической экспертизы
  3. Права и обязанности экспертов экологической экспертизы
  4. Общественная экологическая экспертиза

1. Понятие и предмет, виды, объекты экологической экспертизы

Понятие экологическое экспертизы. Предмет экологической экспертизы.

Экологическую экспертизу можно рассматривать как "превентивный контроль", то есть процедуру, предотвращающую инвестирование и реализацию заведомо вредных для окружающей среды проектов.

Определение понятию "экологическая экспертиза" дается в статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Рис. 1 . Предмет экологической экспертизы.


На рис.1 схематично представлен предмет экологической экспертизы как установления соответствия между проектом намечаемой деятельности(1) и экологическими требованиями (2), установленными законодательством или техническими регламентами. Экспертиза проводится с целью предотвращения негативного воздействия намечаемой деятельности (в случае ее реализации) на окружающую среду. Оговорка "в связи с реализацией объекта экспертизы " не случайна, так как не всякая намечаемая хозяйственная и иная деятельность является объектом экологической экспертизы (что, по мнению автора, нарушает принцип презумпции экологической опасности).

В действующей редакции, вступившей в силу с 01 января 2007 года, понятие "экологическая экспертиза " охватывает более узкий предмет. Ранее (до 01.01.2007) экспертизе подлежала "намечаемая хозяйственная и иная деятельность", помимо соответствия экологическим требованиям устанавливалась также допустимость данной деятельности, экологические требования не ограничивались требованиями, закрепленными в законодательстве и технических регламентах (соответственно, эксперт мог ссылаться также и на данные научных исследований). Кроме того, прежняя редакция в качестве цели экологической экспертизы рассматривала не только предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, но и связанных с таким воздействия социальных, экономических и иных последствий. Таким образом, можно заключить, что в предыдущей редакции понятие "экологическая экспертизы" в бо льшей степени соответствовало принципу презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и принципу научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

Виды экологической экспертизы.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" предусмотрено проведение экологической экспертизы двух видов:

1. государственной;

2. общественной.

Различают экологическую экспертизу федерального и регионального уровней в зависимости от объектов экологической экспертизы. Объекты экологической экспертизы федерального уровня определены в статье 11 названного Федерального закона, а регионального уровня - в статье 12.

Государственная экологическая экспертиза федерального уровня проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящий момент такие полномочия есть у Федеральной службы по экологического, технологическому и атомному надзору - Ростехнадзор России).

Государственная экологическая экспертиза регионального уровня проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Рис. 2 . Виды экологической экспертизы.


Объекты экологической экспертизы.

Как уже отмечалось выше, объекты экологической экспертизы указаны в статьях 11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе". После внесения изменений в указанный Закон, с 01 января 2007 года количество объектов экологической экспертизы существенно сократилось, причем перечни объектов стали исчерпывающими, то есть не предполагают возможность их расширительного толкования. В действовавшей ранее редакции перечни объектов экспертизы не только были значительно шире, но и носили открытый характер, так как содержали формулировки: "иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации". Таким образом, значимость института экологической экспертизы значительно уменьшилась.

Объекты экологической экспертизы федерального уровня (статья 11) включают:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
  • проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • проекты соглашений о разделе продукции;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
  • проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  • объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.

Объекты экологической экспертизы регионального уровня (статья 12) включают:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, являющихся объектами экологической экспертизы федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, объекты экологической экспертизы, в основном, связаны с экспертизой отдельных правовых актов (нормативно-технических и инструктивно-методических документов, целевых программ), с обеспечением экологической безопасности (техническая документация на новые технику, технологию, вещества - например, наноматериалы, обоснование некоторых лицензий, проекты размещения и обезвреживания отходов), с особо охраняемыми природными территориями, зонами экологического бедствия, а также с некоторыми видами природных ресурсов (расположенными на континентальном шельфе, соглашения о разделе продукции - могут заключаться при получении лицензии на недропользование).

2. Порядок государственной экологической экспертизы

Порядок государственной экологической экспертизы закреплен в Главе III Федерального закона "Об экологической экспертизе" (порядок ее проведения - статья 14, положения, касающиеся экспертной комиссии, экспертов и заключения государственной экологической экспертизы - в статьях 15-18), а также в целом ряде подзаконных правовых актов:

  • Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. №698;
  • приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2008 г. №283 "Об утверждении Административного регламента по исполнению федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня".
  • приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 г. N 238 "Об утверждении положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации".

Порядок проведения государственной экологической экспертизы в общем виде включает в себя следующие этапы:

1. Заказчик экологической экспертизы направляет в уполномоченный орган материалы. Для этого заказчик направляет сопроводительное письмо (письменное обращение) с приложением необходимых материалов в уполномоченный орган. Документация, являющаяся объектом экологической экспертизы, представляется в 2-х экземплярах.

Заказчик экологической экспертизы - физическое или юридическое лицо, орган государственной власти, в интересах которого оформляется документация, являющаяся объектом экологической экспертизы.
Уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти или орган государственной власти субъекта РФ, наделенный полномочиями по организации и проведению государственной экологической экспертизы (соответственно - федерального или регионального уровня).

Представляемые на экологическую материалы включают:

  • документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе;
  • материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  • положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
  • материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Для отдельных объектов экологической экспертизы (проектная документация для объектов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также для некоторых объектов на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, для олимпийских объектов в Сочи) установлены особенности состава представляемых на экспертизу материалов.


2. В случае, если представленные материалы являются неполными, заказчику направляется письмо о некомплектности представленных материалов. В письме о некомплектности должен быть исчерпывающий перечень недостающих материалов, которые необходимо представить, а также указаны сроки, в которые необходимо исполнить данное требование. Если в 30-дневный срок дополнительные материалы не представлены, то заказчику возвращаются его материалы без проведения экологической экспертизы.


3. При комплектности материалов заказчику направляется извещение о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы, смета, счет, сообщается срок проведения экспертизы.

Срок государственной экологической экспертизы составляет:

Для простых объектов государственной экологической экспертизы - до 30 дней;

Для объектов государственной экологической экспертизы средней сложности - до 60 дней;

Для сложных объектов государственной экологической экспертизы - от 60 до 120 дней.

4. После получения оплаты уполномоченный орган:

  • подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения государственной экологической экспертизы;
  • с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;
  • подготавливает проект приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы.

5. Издается приказ об организации и проведении государственной экологической экспертизы.

В приказе указываются:

  • cостав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии);
  • сроки;
  • задание на проведение государственной экологической экспертизы.

6. Проводится организационное заседание экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

С экспертами подписываются индивидуальные договоры на возмездное оказание работ (услуг) с руководителем экспертной комиссии и всеми членами экспертной комиссии. Экспертам выдаются индивидуальные задания, утвержденные руководителем комиссии, и документация, подлежащая экспертизе.

Ответственный секретарь согласовывает с руководителем и членами экспертной комиссии проект календарного плана работы экспертной комиссии.


7. Подготавливаются индивидуальные и групповые заключения экспертов, проводятся заседания экспертной комиссии, на которых обсуждается проект сводного заключения. Руководитель экспертной комиссии подготавливает проект сводного заключения.

8. Заключительное заседание экспертной комиссии и подписание сводного заключения (заключения государственной экологической экспертизе).

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" ).

Обсуждается проект сводного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения.

Руководитель и члены экспертной комиссии подписывают акты приемки выполненных работ.

При одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе.

При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.


9. Приказ об утверждении заключения государственной экологической экспертизы.

Схематично основные функции заказчика, уполномоченного органа и экспертной комиссии изображены на рис. 3.

Рис. 3 . Схема проведения государственной экологической экспертизы.


Заключение государственной экологической экспертизы :

  • может быть положительным (представленная на экспертизу документация соответствует экологическим требованиям, содержащимся в законодательстве и технических регламентах) или отрицательным (НЕ соответствует экологическим требованиям);
  • должно быть одобрено не менее чем 2/3 состава экспертной комиссии;
  • утверждается федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • теряет юридическую силу в случае:
    • доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
    • реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

3. Права и обязанности экспертов экологической экспертизы

Правовой статус экспертов экспертной комиссии государственной экологической экспертизы закреплен в статье 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Эксперт государственной экологической экспертизы - специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в установленном порядке к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

Правовые гарантии независимости эксперта государственной экологической экспертизы содержатся в части 2 статьи 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и сводятся к тому, что экспертом не может быть лицо, каким-либо образом связанное с заказчиком или разработчиком документации, подлежащей экологической экспертизе.

Права эксперта:

  • заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;
  • формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.
Обязанности эксперта:
  • осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам;
  • соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;
  • соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
  • участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  • обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

4. Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза - одна из форм участия граждан, общественных объединений в принятии экологически значимых решений, в экологическом управлении.

С инициативой проведения общественной экологической экспертизы могут выступать (субъекты инициативы проведения общественной экологической экспертизы ):

  • граждане;
  • общественные организации (объединения);
  • органы местного самоуправления.

Общественную экологическую экспертизу могут проводить (субъекты организации и проведения общественной экологической экспертизы ): общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объекты общественной экологической экспертизы : те же, что и государственной экологической экспертизы. Иными словами, нельзя провести общественную экологическую экспертизу документации, которая не подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.

Сроки проведения общественной экологической экспертизы : общественная экологическая экспертиза проводится до или одновременно с государственной экологической экспертизой. На практике проведение общественной экспертизы до государственной мало вероятно в связи с тем, что общественности, как правило, о намечаемой деятельности становится известно в связи с проведением государственной экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.