Федеральный закон "о госслужбе". Основы государственной службы и кадровой политики

<*> Demin A.A. Problem of legitimacy of actions of state official if illegal order of the chief is received.

Демин А.А., доцент кафедры административного права Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук, доцент.

Проблема исполнения незаконного распоряжения начальника в условиях борьбы с коррупцией, зачастую связанная с такими указаниями подчиненным, становится актуальной и требующей обсуждения. Незаконный приказ не должен выполняться под страхом ответственности обеих сторон.

Ключевые слова: неправомерное поручение, незаконный приказ, правомерность, акты управления, государственная служба, регламент.

The problem of execution of illegal instruction of the chief in conditions of struggle with corruption related to such orders to subordinates - becomes topical and requires discussion. Illegal order should not be executed under penalty of responsibility for both parties.

Key words: illegal instruction, illegal order, legitimacy, acts of management, state service, regalement.

Немецкий юрист XIX в. Рудольф фон Иеринг проводил мысль: "...никакая несправедливость, выпадающая на долю человека, как бы она ни была велика, далеко не может - по крайней мере для беспристрастного нравственного чувства - сравняться с той, которую совершает установленная Богом власть, когда она сама нарушает право. Юридическое убийство, как это удачно обозначает наш язык, есть настоящий смертный грех в области права. Страж и блюститель закона превращается в его убийцу. Это - то же, что врач, отравляющий больного, опекун, придушающий опекаемого" <1>. Эта патетика имеет определенное отражение и в нашей жизни, когда властвующие лица отдают заведомо незаконный приказ или не выполняют самими ими же установленные правила.

<1> Иеринг Р. фон. Борьба за право. М.: Феникс, 1991. С. 44.

Можно сказать, что, пока не возникло сомнений, приказы должностного лица презюмируются законными. Они обязаны выполняться их адресатами. Это так называемые оспоримые акты управления, в отличие от актов ничтожных. Ничтожные акты не должны исполняться с самого начала, как незаконные.

В правовом регулировании государственной службы Российской Федерации право невыполнения незаконного приказа государственными служащими является относительно новым институтом. До сих пор распространены представления об обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться приказам начальника. Пункт 9 действующего Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495, в частности, предусматривает, что право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия. И даже подав жалобу на незаконные в отношении его указания командира, военнослужащий "не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей" (п. 108). Причем указанные строгости являются только особенностью, спецификой военной или правоохранительной службы, но не принципиальным отличием от государственной службы вообще <2>.

<2> Бахрах Д.Н. Государственная служба России: Учебное пособие. М.: Проспект, 2007. С. 55, 59.

Впервые право не исполнять явно незаконные приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, даже изданные в пределах их должностных полномочий, было закреплено в п. 8 Положения о федеральной государственной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2267 <3>. Затем это положение было развито в п. 4 ст. 14 ФЗ N 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации".

<3> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 52. Ст. 5073.

Пункт 2 ст. 15 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" текстуально гласит:

"2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

  1. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами".

Из приведенного текста следует, что подчиненный должен объяснить своему руководителю, как правильно трактовать закон, который руководитель, по его мнению, нарушает. Это малореальная ситуация в нормальном государственном аппарате.

В истории известен случай, когда Министр обороны РФ П.С. Грачев, всегда верно служивший Б.Н. Ельцину, получив от него приказ на штурм Верховного Совета в октябре 1993 г., попросил дать этот приказ письменно. Б.Н. Ельцин такой приказ выдал <4>, но через некоторое время П.С. Грачев перестал быть Министром обороны РФ. Если справочник видных лиц в РФ 1993 г. содержит положительные качества П.С. Грачева как военачальника <5>, то подобная книга 1999 г. <6> уже не упоминает его вообще среди лиц, отнесенных ее составителями к федеральной элите.

<4> Ельцин Б. Записки президента. М.: Огонек, 1994. С. 386.
<5> Кто есть кто в России и ближнем зарубежье: Справочник. М.: Издательский дом "Новое время", 1993. С. 186 - 187.
<6> Федеральная элита: Кто есть кто в политике и экономике / Глав. ред.-сост. А.А. Мухин. М.: Аванта+, 1999.

Вполне обоснованно не удовлетворена таким регулированием и профессор М.А. Лапина. Она вносит свои предложения: "Думается, что на практике такой алгоритм действий гражданского служащего в случае получения от руководителя неправомерного поручения может не привести к желаемым результатам. В Законе, на наш взгляд, в этом случае необходимо было предусмотреть другие возможности для подчиненного гражданского служащего. К примеру, гражданский служащий, обнаруживший, что от него требуют совершения неправомерного или противоречащего его должностному регламенту действия, обязан информировать об этом руководителя государственного органа или службу собственной безопасности, а также правоохранительные органы. При этом необходимо предусмотреть возможность предоставления соответствующей информации как гласно, так и конфиденциально в зависимости от обстоятельств и порядка, установленного законодательством. В случае использования такой возможности подчиненный государственный гражданский служащий освобождается от любой юридической ответственности и по возможности даже поощряется" <7>. По действующему законодательству исполнитель несет ответственность наравне с руководителем даже в случае прохождения всей указанной в п. 3 ст. 15 процедуры. Подобное переложение ответственности с руководителя на подчиненного, с головы на ноги, представляет собой худший вариант узаконивания безответственности руководителя.

<7> Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. М.: Изд-во Института проблем риска, 2006.

Такое же положение находит закрепление и в актах субъектов РФ, копируется. Так, ст. 56 "Ответственность муниципального служащего за исполнение неправомерного распоряжения" Закона Иркутской области от 15 мая 1998 г. "О муниципальной службе в Иркутской области" закрепляет: "Муниципальный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает данное распоряжение, муниципальный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административным правонарушением либо уголовно наказуемым деянием. Ответственность за последствия исполнения муниципальным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель" <8>.

<8> Ведомости ЗС Иркутской области. 1998. N 20.

В каких же случаях возникает ситуация, когда исполнитель может собственной волей признать приказ вышестоящего по службе начальника незаконным и считать себя свободным от обязанности его выполнять? Ряд таких ситуаций прямо закреплен в законодательстве.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности. Это диспозиция ст. 220 Трудового кодекса РФ о требованиях к условиям охраны труда. Следует считать, что эта статья применима также и к труду государственных служащих.

Такой же является ситуация, например, предусмотренная ст. 288 УК РФ "Присвоение полномочий должностного лица". Статья предусматривает, что присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 3 месяцев. При самооценке, что кто-то присвоил полномочия должностного лица, как это описано выше, исполнитель не должен выполнять его указания.

Ряд подобных составов правонарушений содержит и КоАП РФ. Это, например, "вмешательство с использованием должностного или служебного положения в работу избирательной комиссии, комиссии референдума либо в работу членов избирательной комиссии, комиссии референдума, связанную с исполнением ими своих обязанностей" (ст. 5.2 КоАП РФ, с 2003 г. отмененная). Другой состав - ст. 19.1 КоАП РФ "Самоуправство" - самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб.

В связи с постановкой проблемы перехода Российской Федерации на принципы профессиональной армии, армии контрактников вместо всеобщей воинской повинности встает вопрос оценки законности приказа командира, например, на участие военнослужащих в контртеррористической операции в условиях, когда выплата предусмотренного контрактом жалованья несовершенна, т.е. когда государственная сторона контракта свои обязательства не выполняет. При обсуждении 16 апреля 2003 г. в Государственной Думе РФ вопроса о причинах сложившейся критической ситуации, связанной с систематическим недофинансированием силовых структур РФ по выплатам военнослужащим положенных денежных средств за фактическое исполнение обязанностей по наведению конституционного порядка в Чеченской Республике и мерах по ее разрешению, первый заместитель Министра финансов РФ А.В. Улюкаев, в частности, сказал: "Согласно нормативно-правовой базе основанием по постановлению Правительства для выплаты указанного вознаграждения является приказ регионального оперативного штаба. В суды же военнослужащие представляют иные учетные документы, которые согласно постановлению Правительства не являются нормативными для определения реального участия и реальной выплаты денежного вознаграждения, а именно журналы учета боевых действий, представляют свидетелей того, что они фактически пребывали на территории Чеченской Республики и принимали участие в боевых действиях" <9>. Подпадает ли эта ситуация под проблему исполнения незаконного приказа, если военные власти не обеспечили денежного содержания, выполнения со своей стороны условий контракта? Или если выполнение приказа командира впоследствии власти Министерства финансов законными не признают в силу "нормативно-правовой базы Правительства", как говорит А.В. Улюкаев.

<9> Государственная Дума: Стенограмма заседаний. 2003. N 235. С. 19.

В американской контрактной армии времен вьетнамской войны отмечались случаи, когда профессиональные, наемные солдаты отказывались идти в бой, поскольку в противоречие с контрактом на завтрак им не был предоставлен шоколад, который по контракту должен был быть выдан. Принципиально иная ситуация с оценкой законности или незаконности приказа военнослужащим на выполнение боевых действий возникала в Израиле, когда 27 израильских летчиков 24 сентября 2003 г. отказались вылетать на выборочное уничтожение лидеров палестинского сопротивления, поскольку посчитали аморальными действиями расстрел с воздуха автомашин, в которых, по сведениям израильской разведки, могли находиться "экстремисты", так как они гибнут вместе со своей охраной или родственниками. Руководство Израиля заявило, что к летчикам могут быть применены меры ответственности.

Вызывают сомнения с точки зрения их правомерности указания начальника при использовании государственного служащего не в служебных целях. Например , описан случай, когда сотрудники и слушатели Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина не преподавали и не учились, а в течение полумесяца фасовали чай - по два пакетика в один целлофановый плюс рекламный проспект лицевой стороной наружу. Они были уверены, что фасуют чай для солдат в Чечне. Но на самом деле их обманули: кто-то просто нашел дешевую рабсилу для проведения рекламной акции <10>. Можно ли наказывать сотрудников этой Академии за выполнение незаконного приказа ввиду того, что это единственное в России специализированное учебное заведение, готовящее руководящий состав для Военно-Воздушных Сил, полмесяца не выполняло обязанности своего основного назначения?

<10> Чай, не гордые. Офицеров из академии им. Гагарина сдали в рабство чайной компании // Московский комсомолец. 2003. 17 октября. С. 1 - 2.

Сложным правовым моментом в подобных случаях является определение субъекта, имеющего право решать, является ли приказ начальника соответствующим законодательству или нет. С точки зрения Б.Н. Ельцина, расстрел им парламента в октябре 1993 г. совершенно правомерен, поскольку сам Ельцин считал парламент коммунистическим, а идеологию коммунизма он признает преступной и не имеющей права на существование. С точки зрения коммунистов (по крайней мере их), этот расстрел - преступление. То есть оценки общественных процессов практически всегда носят субъективный характер и не совпадают. Государственный аппарат не может нормально функционировать, если каждый государственный служащий на свой вкус будет оценивать, выполнять ли ему приказ или нет.

Признание в законодательстве того факта, что государственный служащий обязан выполнять приказ, если этот приказ дан письменно, не закрывает проблему применения ответственности и к тому лицу, которое отдало письменный приказ. Ведь нельзя же оставить неправомерное действие вообще без ответственности, поскольку государство и право сильны не тяжестью наказания, но неотвратимостью ответственности. И теория, и практика исходят из того, что за действия своих должностных лиц отвечает государство в целом как субъект права. "В особенности же это относится к представителям вооруженной силы. За действия портовых и таможенных властей в отношении иностранных судов и товаров государство отвечает лишь тогда, когда они носят неправомерный характер, то есть нарушают постановления внутреннего права государства или его международные обязательства" <11>.

<11> Энциклопедия государства и права / Под ред. П. Стучки. Т. III. М.: Изд-во Коммунистической академии, 1930. С. 131 - 132.

На запрете выполнения незаконного приказа относительно подробно остановился ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. В ч. 2 ст. 15 он подробно урегулировал процедуру разрешения разногласий двух государственных служащих, начальника и подчиненного, в отношении собственного понимания каждым из них режима законности, понятия законного и незаконного, справедливого и несправедливого, рационального или нерационального. В сущности, такое регулирование должно иметь место, однако принятый вариант указывает на наличие серьезных внутренних противоречий в государственном аппарате, конфронтации, конфликта государственных интересов с частными и прочих проблем, элементарно снижающих эффективность государственного аппарата и государственной службы. И частично снимает вопрос служебной дисциплины, включающей повиновение распоряжениям начальника.

В некоторые исторические моменты государственной службы такое выяснение невозможно. Например , во время обмена с похитителями трупами убитых ими детей в Беслане в 2004 г. часть детей, пользуясь отвлекающим моментом, бросилась бежать из школы от похитителей, бандиты начали стрелять в убегающих заложников, и тогда без намерения штурма оцепление стало стрелять по бандитам, спровоцировав штурм школы с заложниками. Из-за этой, а возможно, и других несбалансированностей в оцеплении и неумения правильно рассчитать ситуацию около 200 школьников погибло, а бандиты ушли из оцепления. В мирное время армия не имеет права стрелять в граждан своего государства. Все приказы о стрельбе - незаконны. В этих условиях диспозиции Закона N 79-ФЗ о запрете исполнения незаконного приказа повисают в воздухе как дань выдуманной демократии, как показатель неспособности властвующих структур правильно организовать жизнь в государстве.

Указанная часть 2 ст. 15 Федерального закона N 79-ФЗ особенно трудно применима, когда начальник дает указание в устной форме.

Закон обходит своим вниманием способ разрешения таких конфликтов, оставляя стороны со своей совестью и судом, в который им, возможно, надо будет обращаться. Закон грозит последствиями, не давая, не умея дать нормальное разрешение конфликту. Представляется, что пока в стране нет дисциплинарных трибуналов, как судов административной юстиции по служебным спорам, - не требуется специальной процедуры для доказательства превышения полномочий лицом, отдающим такие приказания.

О проблеме неподчинения незаконным распоряжениям властей в своих трудах пишет О.В. Мартышин: "Сознательный патриот, по типологии Грина, нередко мучительно решает дилемму, подчиняться ему или нет распоряжениям власти: подчиняться - совесть не велит, а не подчиняться - навлечь на себя гонения.

В основе концепции неповиновения государству лежит принцип взаимной обязанности сторон. Невыполнение своего долга государством освобождает от повиновения гражданина.

Излишне напоминать о знаменитых исторических документах XVIII в., в которых признается право народа на восстание против тирании и угнетения. Эта традиция сохраняется в ряде современных конституций, в частности в Конституции ФРГ (ст. 20 ч. 4). Правомерность сопротивления, как представляется, не отрицается и Всеобщей декларацией прав человека 1948 г." <12>. Это важное заключение О.В. Мартышина.

<12> Мартышин О.В. Нравственные основы теории государства и права // Государство и право. 2005. N 7. С. 11.

Проблема исполнения незаконного приказа отразилась в судебной практике в случае ответственности рядовых исполнителей приказа руководства при разгоне демонстрации граждан против действия норм Федерального закона N 122-ФЗ о ликвидации льгот советского периода, их монетизации.

В Башкортостане народ вышел на демонстрации против отмены "льгот". По указанию о наведении порядка милиционеры разогнали демонстрацию противников Закона силой, при этом пострадали физически множество граждан, боровшихся за свое собственное, своей работой в советский период заработанное материальное наполнение этих льгот и компенсаций.

Вот как откликнулась "Российская газета", официальный орган государства: "Прокуратура Башкортостана наконец закончила расследование уголовного дела в отношении еще 8 милиционеров из райцентра Благовещенск. Материалы дела переданы в местный районный суд. Следствие закончено, но остаются вопросы - и правовые, и моральные. Ведь подобная ситуация может повториться в любой момент в любом месте. Напомним, что в результате "профилактической операции" милиции потерпевшими официально признаны 342 жителя Благовещенска. В семьях этих людей, в основном молодых, не утихают разговоры о том страшном дне. Для большинства все случившееся стало шоком, от которого молодые люди и их родные еще не скоро отойдут" <13>. При этом милиционеры осуждаются не за выполнение незаконного приказа, а за эксцессы.

<13> Федосеенко В. За кулаки ответят подчиненные. Десять милиционеров из Благовещенска ждут суда. Большие чины отвечать не будут // Российская газета. 2005. 3 августа. С. 2.

Самыми известными как незаконные в современной истории России являются приказы на применение огнеметов против гражданского населения при штурме школы в Беслане в 2004 г. и выжигание напалмом четырех верхних этажей Дома Правительства РФ в Москве в ночь с 4 на 5 октября 1993 г.

Без объявления военного положения армия не может быть применена против собственного народа, поскольку армия существует для уничтожения врага, для обращения с собственным народом существуют иные вооруженные формирования. Указанные действия составляют военное преступление, срока давности для ответственности за которое не существует.

Отдача административного приказа о непосредственном уничтожении террористов без суда и следствия, как представляется, - незаконный приказ, выполнение которого запрещено законодательством о государственной службе. В Конституции РФ 1993 г. - никто не может быть признан виновным без приговора суда (п. 1 ст. 49), при этом каждый имеет право на жизнь (п. 1 ст. 20). После убийства российского дипломата в Ираке возник вопрос о легитимности превентивных действий спецслужб РФ за пределами России.

Напомним, что В.В. Путин распорядился найти и покарать убийц российских дипломатов в Ираке. Директор ФСБ Н. Патрушев сообщил, что недавно созданный Национальный антитеррористический комитет будет координировать работу российских спецслужб по выполнению поручения главы государства. Но для этого необходимо принять специальное постановление верхней палаты Федерального Собрания РФ об использовании армии за пределами России. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что спецслужбы и Главное разведывательное управление (ГРУ) Генштаба Вооруженных Сил за пределами нашей страны будут использоваться для противодействия международному терроризму и защиты российских граждан <14>.

<14> Федосенко В. Право на возмездие оставляет за собой Российское государство в борьбе с терроризмом // Российская газета. 2006. 3 июля. Столичный выпуск. С. 1 - 2.

Но нельзя не видеть, что без изменения цитированной выше Конституции РФ такое решение законным образом принять нельзя. "Прямое действие" незаконно.

Случай непосредственного "прямого действия" при разрешении конфликтной ситуации в воинской части произошел в армии <15> 30 января 2007 г. в Подмосковье в элитной Таманской дивизии. В части началась драка русских с поступившими в часть новобранцами из Дагестана, поскольку вновь прибывшие сразу стали брать власть в свои руки. Командир капитан Бондаренко построил роту и стал выяснять обстоятельства. При этом в закрытую дверь настойчиво постучали, видимо, подмога своим соплеменникам. Оценив конкретную ситуацию, капитан Бондаренко взял автомат у одного из солдат, развернулся и дал очередь по двери. Находившийся за дверью дагестанец Джабраилов скончался. Возбудили уголовное дело против капитана. Выступил "посол", представитель Дагестана, М. Саигидов, солдатские матери, все с защитой дагестанца и требованием осудить офицера на 10 лет с компенсацией от воинской части морального вреда родственникам убитого.

<15> URL: http:// svobodanews.ru/ Article/ 2007/ 01/ 30/ 20070130123722517.html.

Во времена разгула дедовщины и националистического разбоя руководство страны с этой напастью справиться либо не может, либо не желает. Остается совершать противоправные действия по наведению "конституционного порядка" вне зависимости от национальности военнослужащих. Выступление "посла" по националистическому принципу вообще можно квалифицировать как пропаганду национальной розни, особый, привилегированный статус для лиц нерусской национальности.

Интересно, что в Инструкции по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 12 апреля 2005 г. N 116, специально отмечено, что "сотруднику не могут отдаваться приказы, распоряжения, указания, не имеющие отношения к службе в органах наркоконтроля или направленные на нарушение закона". Сотрудник органов наркоконтроля, говорится далее в Инструкции, в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения приказа обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме непосредственному начальнику, начальнику, отдавшему приказ, или вышестоящему начальнику. Если непосредственный начальник, а в его отсутствие вышестоящий начальник подтверждает этот приказ, сотрудник обязан его выполнить, за исключением случаев, когда исполнение приказа является административным правонарушением или уголовно наказуемым деянием. С учетом, что суды ежедневно ломают голову над квалификацией деяния, является ли оно уголовно наказуемым, вменение в обязанность рядового исполнителя оценить собственными силами ситуацию является фарсом.

Случай прямого выполнения незаконного приказа, выполнение которого повлекло ответственность обоих должностных лиц, приводит газета <16>. Казус заключается в следующем. 5 февраля 2006 г. диспетчеру екатеринбургского аэропорта Кольцово дежурный линейного отдела внутренних дел на транспорте капитан Закиров сообщил, что в отправившемся в Санкт-Петербург Ту-134 заложено взрывное устройство. Самолет, подлетавший к Перми, был развернут для посадки в аэропорту вылета. При осмотре самолета взрывного устройства найдено не было. А дело заключалось в том, что начальник отдела милиции полковник Мухаметханов провожал с этим рейсом своих знакомых бизнесменов, но проводы в банкетном зале затянулись, и самолет взлетел без них. Тут-то полковник и отдал приказ дежурному линейного отдела внутренних дел сообщить диспетчеру о заложенном взрывном устройстве, чтобы вернуть самолет в Кольцово. Газета пишет: "Закиров выполнил приказ, хотя знал, что это преступление. Лайнер вернулся в Кольцово, и, после того как саперы ничего взрывоопасного в самолете не нашли, снова была объявлена посадка. К 40 пассажирам, снова поднявшимся на борт, присоединились и отставшие коммерсанты с берегов Невы".

<16> Горлов А. Заведомо ложная мина. "Всемогущий" полковник милиции - на скамье подсудимых // Российская газета. 2006. 12 сентября. С. 14.

Возбуждение уголовного дела отделом прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе явилось правильным правовым действием. Плохо только то, что вместо возрастания ответственности по степени тяжести мы имеем провал в области дисциплинарной и административной ответственности, а работает только самый угрожающий и психологически самый тяжелый вид ответственности - уголовная. Вместе с тем если бы применялась ответственность по возрастающей степени тяжести, начиная с административной, то до уголовной дело, возможно, и не дошло бы.

не имеет права выполнять иную оплачиваемую работу

участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией

участвовать на платной основе в деятельности органа управления любой некоммерческой организацией

осуществлять предпринимательскую деятельность

замещать любую оплачиваемую должность в органах политических партий

Подарок, стоимостью свыше трех тысяч рублей, полученный гражданским служащим в связи с протокольным мероприятием:

в обязательном порядке должен быть передан в государственный орган

может быть выкуплен гражданским служащим после его передачи в государственный орган

может быть оставлен гражданским служащим у себя при условии уведомления государственного органа о получении подарка

Гражданскому служащему запрещено без письменного разрешения представителя нанимателя:

принимать почетные научные звания иностранных государств

заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств

вступать в члены международных организаций

Гражданский служащий обязан уведомлять:

о всех фактах склонения его к совершению коррупционных правонарушений

о всех фактах склонения любых гражданских служащих к совершению коррупционных правонарушений

обо всех замеченных им коррупционных правонарушениях

К взысканиям за несоблюдение ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, относятся:

сокращение размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий

понижение в должности

предупреждение о неполном должностном соответствии

Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание за коррупционное правонарушение:

в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов

в комиссию государственного органа по служебным спорам

При поступлении на гражданскую службу гражданин обязан представить сведения:

о предпринимательской деятельности, выполняемой с начала трудовой деятельности

о принадлежности к политическим партиям

об отношении к религии

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральный гражданский служащий представляет:

в кадровую службу федерального государственного органа

в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

в налоговые органы

Стоимость подарка, полученного гражданским служащим в связи с официальным мероприятием, при которой подарок подлежит передаче в государственный орган, установлена:

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Гражданским кодексом Российской Федерации

указом Президента Российской Федерации

постановлением Правительства Российской Федерации

нормативным правовым актом конкретного государственного органа

Ответственность при исполнении гражданским служащим неправомерного поручения несет:

только давший поручение руководитель

только выполнивший поручение гражданский служащий

руководитель государственного органа

давший поручение руководитель и выполнивший поручение гражданский служащий

Представление гражданином заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах при поступлении на гражданскую службу влечет за собой:

требование государственного органа о представлении гражданином достоверных и полных сведений

отказ в приеме данного гражданина на гражданскую службу

запрет на назначение гражданина на какую-либо должность гражданской службы в течение 1 года

применение к гражданину мер дисциплинарной ответственности

применение к гражданину мер уголовной ответственности

Гражданский служащий представляет сведения о своих расходах и расходах членов своей семьи в случае, если:

сумма сделки превышает общий доход служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий совершению сделки

сумма сделки превышает общий доход гражданского служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделки

сумма сделки превышает один миллион рублей

обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов

обязан сообщать представителю нанимателя только об уже возникшем и требующем урегулирования конфликте интересов

не обязан сообщать ни о личной заинтересованности, ни об уже имеющемся конфликте интересов

Гражданскому служащему запрещено получать вознаграждения от физических и юридических лиц:

в связи с исполнением должностных обязанностей

в связи с исполнением должностных обязанностей при условии, что получение вознаграждения может привести или приводит к конфликту интересов

в связи с исполнением должностных обязанностей, если вознаграждение предоставляется в денежной форме

Гражданскому служащему запрещено:

вступать в политические партии

использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации

участвовать в деятельности руководящего органа политической партии

публично выражать отношение к политическим партиям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности

В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан:

передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление

обратиться в комиссию по урегулированию конфликтов интересов и следовать рекомендациям комиссии

продать принадлежащие ему ценные бумаги

Срок действия ограничения на трудоустройство гражданина после увольнения с гражданской службы составляет:

1 год после увольнения

2 года после увольнения

5 лет после увольнения

Ограничение на трудоустройство гражданина после увольнения с гражданской службы:

Закон о госслужбе: Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+. Пользовательское соглашение


Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Судебная практика и законодательство - 273-ФЗ О противодействии коррупции. Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений


Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (часть 1 статьи 9 Федерального закона "О противодействии коррупции").

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228) приказываю:

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (часть I), ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6730; 2012, N 50 (часть IV), ст. 6954, N 53 (часть I), ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329, N 40 (часть III), ст. 5031, N 52 (часть I), ст. 6961; 2014, N 52 (часть I), ст. 7542; 2015, N 41 (часть II), ст. 5639, N 45, ст. 6204, N 48 (часть I), ст. 6720; 2016, N 7, ст. 912, N 27 (часть I), ст. 4169) приказываю:

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. 1) ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50 (ч. 4), ст. 6954; N 53 (ч. 1), ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40 (ч. 3), ст. 5031; N 52 (ч. 1), ст. 6961; 2014, N 52 (ч. 1), ст. 7542; 2015, N 41 (ч. 2), ст. 5639; N 45, ст. 6204; N 48 (ч. 1), ст. 6720; 2016, N 7, ст. 912; N 27 (ч. 1), ст. 4169) приказываю:

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40, ст. 5031; N 52, ст. 6961; 2014, N 52, ст. 7542; 2015, N 41, ст. 5639; N 45, ст. 6204; N 48, ст. 6720; 2016, N 7, ст. 912; N 27, ст. 4169.

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40, ст. 5031; N 52, ст. 6961; 2014, N 52, ст. 7542; 2015, N 41, ст. 5639; N 45, ст. 6204; N 48, ст. 6720; 2016, N 7, ст. 912; N 27, ст. 4169) приказываю:

В соответствии со статьями 9 и 11.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; 2015, N 41, ст. 5639; 2016, N 27, ст. 4169), Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 650 "О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 52, ст. 7588), постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст. 3833; 2016, N 27, ст. 4494) приказываю:

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40, ст. 5031; N 52, ст. 6961; 2014, N 52, ст. 7542; 2015, N 41, ст. 5639; N 45, ст. 6204; N 48, ст. 6720; 2016, N 7, ст. 912; N 27, ст. 4169) приказываю:

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954, N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329, N 40, ст. 5031, N 52, ст. 6961; 2014, N 52, ст. 7542; 2015, N 41, ст. 5639, N 45, ст. 6204; N 48, ст. 6720; 2016, N 7, ст. 912, N 27, ст. 4169) приказываю:

В целях реализации части 5 статьи 9 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228) приказываю:

порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) к совершению коррупционных правонарушений;

9. Гражданский служащий в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ об образовании

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о прокуратуре

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ о госзакупках

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

(c) 2015-2017 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

Основы государственной службы и кадровой политики


Основные обязанности гражданского служащего


Под обязанностями гражданского служащего понимаются обусловленные Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми актами обязательные действия, составляющие содержание профессиональной служебной деятельности служащего. Находясь на государственной гражданской службе, служащие подпадают под специальный правовой режим, отличающийся от общих норм права. Вместе с тем они, как граждане РФ, не освобождаются от общегосударственных обязанностей (платить налоги, служить в армии и т.д.). Государство возлагает на государственных служащих особые, повышенные обязанности, обусловленные спецификой государственной гражданской службы (12 обязанностей).

Соблюдение Конституции РФ , федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ, обеспечение их исполнения. Гражданский служащий действует от имени государства и по поручению государства представляя его интересы. Поэтому он должен исполнять свою должность в духе конституционных принципов.

Служащий обязан не только знать и соблюдать конституционные нормы и нормы законов как на службе, так и вне ее, но и лично обеспечивать их исполнение. Обязанность обеспечивать исполнение Конституции и законов означает: чиновник должен приложить все свои силы, знания и умения, чтобы реализовать законодательные решения. Эта обязанность означает требование не совершать действий, направленных против государственных интересов. Гражданский служащий не имеет права высказываться публично в ущерб государству и государственному органу, где он служит, не вправе критиковать Конституцию страны и законы, действия Правительства РФ. Если гражданский служащий не согласен с проводимой политикой, он должен подать в отставку.

Исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом . Это означает, что гражданский служащий должен активно и в должной мере осуществлять должностные обязанности. Основными руководящими документами для чиновника являются его должностной регламент, в котором установлены его полномочия, и административный регламент государственного органа

Под исполнением служебных обязанностей понимается работа служащего в течение рабочего дня согласно правилам служебного распорядка по реализации должностных функций, выполнению приказов и распоряжений руководителей.

Не признаются исполняющими должностные обязанности гражданские служащие:

  • находящиеся на отдыхе или в отпуске;
  • в отношении которых проводится служебное и иное расследование и они временно приказом руководителя отстранены от должности;
  • находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Невыполнение должностных обязанностей или ненадлежащее их выполнение, а также превышение должностных полномочий квалифицируются как дисциплинарный проступок с соответствующими последствиями.

Исполнение поручений руководителей, данных в пределах их полномочий . Государственная служба, строящаяся на принципах единоначалия, строго ранжирована. Поэтому служащие в порядке подчиненности обязаны исполнять приказы, распоряжения, поручения своего руководства. В этом заключается смысл государственной службы. По закону гражданский служащий не вправе исполнять только данное ему неправомерное поручение. Механизм исполнения (или неисполнения) неправомерного поручения прописан в законе.

Соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций . Права и свободы человека и гражданина - конституционная норма. Соблюдение и защита прав и свобод граждан и организаций - прямая обязанность государственных служащих, одно из главных направлений их деятельности. Выполнение гражданскими служащими этой обязанности означает: своевременное издание правовых актов, связанных с осуществлением гражданами своих прав; организацию исполнения законов, касающихся прав и свобод человека; оказание помощи гражданам в реализации их субъективных прав; осуществление мер по охране прав и свобод граждан. Служащий должен давать аргументированный ответ в установленное законом время на все обращения и жалобы граждан.

Соблюдение служебного распорядка государственного органа . Существуют типовые правила внутреннего служебного распорядка на основании которых в каждом государственном органе такой распорядок утверждается руководителем. Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом этого органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха.

В служебном распорядке устанавливается служебное время и время отдыха служащих - время начала и конца рабочего дня, время обеденного перерыва и т.д. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения профсоюза. Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или графиком службы обязан исполнять свои должностные обязанности.

На гражданских служащих распространяется установленная Трудовым кодексом РФ продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю и пятидневная служебная неделя. Служебное право разрешает руководителю государственного органа или его структурного подразделения по письменному распоряжению привлекать сотрудников к работе сверх установленного времени, в выходные или праздничные дни. За сверхурочную работу гражданскому служащему полагается компенсация - денежная или дополнительный отпуск. По закону ненормированный рабочий день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы.

Наличие классификации, необходимой для надлежащего и сношения должностных обязанностей . Гражданский служащий должен иметь такой уровень профессиональной полготовки, чтобы на уровне современных требований эффективно выполнять свои полномочия. Основными путями поддержания требуемого уровня квалификации служащего являются профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка, а также самообразование. Периодически проводимые профпереподготовка и повышение квалификации - это одновременно право и обязанность каждого гражданского служащего.

Неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну . Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях сведения, разглашение которых может причинить вред интересам Российской Федерации. Перечни таких сведений установлены Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. На государственной службе существует перечень должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне, утверждаемый Президентом РФ.

Ряд должностей гражданской службы предусматривает работу с секретной документацией. Поэтому при приеме человека на службу, связанную с необходимостью доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, предусмотрена процедура оформления допуска. При отказе в оформлении допуска лицо не допускается до данной должности государственной службы.

Под иной охраняемой законом тайной понимается служебная, коммерческая тайна, тайна личной жизни и т.п. Гражданский служащий обязан не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Разглашение государственной и иной охраняемой федеральным законом тайны влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность чиновника

Состав сведений, охватываемых понятием служебной информации, определяется государственными органами. Четко этот вопрос в масштабе всей гражданской службы не отрегулирован.

Бережное отношение к государственному имуществу . Для надлежащего исполнения чиновником своих должностных обязанностей ему предоставляется определенное государственное имущество: транспорт, компьютер, оргтехника, переговорные устройства, расходные материалы и т.п. Оно предоставляется служащим по нормам, устанавливаемым Правительством РФ или государственным органом. Служащий должен компетентно, экономно и эффективно управлять вверенным ему имуществом, не допуская его порчи, потери, растраты и использования не по назначению во внеслужебных целях.

Предоставление в установленном порядке предусмотренных федеральным законом сведений о себе и членах своей семьи , а также сведений о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера. Положение о предоставлении сведений о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера гражданского служащего утверждаются соответственно указом Президентом РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом требований ст. 20 Федерального закона № 79-ФЗ.

Сведения о служащем и членах его семьи содержатся в его личном деле (в анкете). Сведения о доходах и имуществе гражданского служащего и членов его семьи должны предоставляться каждым гражданским служащим ежегодно не позднее 30 апреля. Справка государственной налоговой службы показывает годовой доход и выплаченный с него подоходный налог гражданского служащего, регистрацию в учетной налоговой системе его имущества. В этом документе, определяющем финансовое положение гражданского служащего, перечисляются все виды его денежных доходов и недвижимое имущество, земельные участки, квартиры, дома, машины, гаражи и т.п.

Справки о расходах гражданского служащего по закону не требуется. Проверку достоверности предоставляемых чиновником сведений должна проводить кадровая служба государственного органа. В случае непредоставления в установленные сроки сведении или предоставления искаженных сведений гражданский служащий должен быть отстранен от исполнения своих должностных обязанностей решением соответствующею руководителя до выяснения обстоятельств.

Сообщение о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства . Данная обязанность вытекает из важного признака гражданского служащего - гражданства Российской Федерации. Логично, что теряя связь с государством, человек теряет связь и с его государственной службой. Иначе чьи государственные интересы он будет представлять на этой службе? Гражданским служащим России не может быть иностранец или лицо без гражданства, проживающее на территории РФ. Гражданскими служащими РФ не могут быть и граждане России, постоянно проживающие вне территории Российской Федерации.

Закон устанавливает и временные параметры: в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства служащий должен сообщить об этом в свой государственный орган.

Соблюдение ограничений, вы паше ни е обязательств и требований к служебному поведению, не нарушение запретов , которые установлены федеральным законодательством. Все это прописано не только в Федеральном законе № 79-ФЗ, но и в должностном регламенте гражданского служащего. Поэтому соблюдение ограничений и запретов - его прямая обязанность. Данное обязательство служащий скрепляет своей подписью в служебном контракте. Неисполнение данной обязанности влечет за собой дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с гражданской службы.

Сообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принятие меры по предотвращению такого конфликта Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, государства способное привести к причинению вреда этим законным интересам. Предотвращение конфликта интересов на гражданской службе означает отказ служащего от ненадлежащей, незаконной выгоды, контактов, связанных с предложением такой выгоды.

Гражданский служащий, от которого некие юридические или физические лица требуют совершения противоправного поступка, обещая выгоду, обязан незамедлительно проинформировать об этом своего руководителя гласно либо конфиденциально. Руководитель государственного органа или его структурного подразделения обязан принять меры по предотвращению конфликта интересов.

Наряду со сказанным Федеральный закон № 79-ФЗ налагает на чиновников иные обязанности. Он запрещает гражданскому служащему, замещающему должность категории «руководители» высшей группы должностей, в целях предотвращения конфликта интересов представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа. Административная и общественная власть должна находиться в разных руках.

Гражданские служащие обязаны проходить государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с федеральным законом.

Наконец, гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение . При получении от руководителя поручения, являющегося, по мнению служащего, неправомерным, он должен представить в письменном виде обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении этого поручения, и получить от руководителя подтверждение в письменной форме. В случае подтверждения руководителем своего поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством.

Обязанности гражданского служащего


Обязанности гражданского служащего (Статья 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации »)

Гражданский служащий обязан:

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

© 2011 Управление государственной службы Правительства Челябинской области Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации

Пока не возникло сомнений, действия должностного лица презюмируется законными. Его указания обязаны выполняться их адресатами. Это так называемые оспоримые акты управления в отличие от актов ничтожных. Ничтожные же акты не должны порождать правовых последствий с самого начала как незаконные и не должны исполняться.

В правовом регулировании государственной службы Российской Федерации право невыполнения незаконного приказа государственными служащими является относительно новым институтом. До сих пор распространены представления о необходимости беспрекословного повиновения подчиненного приказам начальника, а подача жалобы не освобождает его от выполнения приказов руководства и своих служебных обязанностей (например, в соответствии с п. 9,110 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ). Пункт 9 действующего Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495, в частности, гласит, что право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия. И даже подав жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействия) командира (начальника) или других военнослужащих, нарушение установленных законами РФ прав и свобод, и в других перечисленных в Уставе случаях военнослужащий "не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей" (п. 108).

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности. Это диспозиция ст. 220 "Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда" ТК РФ. Следует считать, что эта статья применима и к труду государственных служащих.

В настоящее время вопрос ответственности государственного гражданского служащего за выполнение незаконного приказа закреплен в ч. 2 ст. 15 Закона № 79-ФЗ: "Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами". Таким образом, подчиненный должен объяснить своему руководителю, как правильно трактовать закон, который руководитель нарушает. Это малореальная ситуация в нормальном государственном аппарате.

Известен случай, когда бывший министр обороны РФ П. С. Грачев, всегда верно служивший Б. Н. Ельцину, получив от него приказ на расстрел Верховного Совета в октябре 1993 г., попросил дать этот приказ письменно. Б. Н. Ельцин такой приказ выдал, но после расстрела парламента Грачев перестал быть министром обороны РФ.

Профессор М. А. Лапина предлагает другие возможности для подчиненного гражданского служащего. "К примеру, гражданский служащий, обнаруживший, что от него требуют совершения неправомерного или противоречащего его должностному регламенту действия, обязан информировать об этом руководителя государственного органа или службу собственной безопасности, а также правоохранительные органы. В случае использования такой возможности подчиненный государственный гражданский служащий должен освобождаться от любой юридической ответственности и по возможности даже поощряться".

По действующему законодательству исполнитель несет ответственность наравне с руководителем даже в случае прохождения всей процедуры, указанной в ч. 3 ст. 15 Закона № 79-ФЗ. Подобное переложение ответственности с руководителя на подчиненного демонстрирует полную безответственность руководителя. Раньше хороший начальник брал на себя всю полноту ответственности за положение дел, а теперь закон применяет уловки, чтобы освободить начальника от ответственности за его некомпетентность. Подобное положение уже находит закрепление и в актах субъектов РФ.

В каких же случаях исполнитель может собственной волей признать приказ вышестоящего по службе начальника незаконным и считать себя свободным от обязанности его выполнять? Ряд таких ситуаций прямо закреплен в законодательстве. Так, ст. 288 УК РФ предусматривает, что присвоение государственным служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, наказываются штрафом в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Ряд подобных составов правонарушений содержит и КоАП РФ. Например, ст. 19.1 КоАП РФ устанавливает такой состав, как самоуправство: "Самоуправство, т.е. самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб.".

Представляется, что пока в России нет дисциплинарных трибуналов, не требуется специальной процедуры для доказательства превышения своих полномочий лицом, отдающим такие приказания.

Вызывает сомнения с точки зрения правомерности указаний начальника ситуация, когда труд государственного служащего используется не в служебных целях. Представляется, что в описанном выше случае использования слушателей Военно-воздушной академии им. Гагарина на фасовке чая налицо основание для наказания сотрудников этой Академии за выполнение незаконного приказа ввиду того, что это единственное в России специализированное учебное заведение, готовящее руководящий состав для Военно-воздушных сил РФ, полмесяца не выполняло свое основное предназначение.

Сложным правовым моментом является определение субъекта, имеющего право решать, является ли приказ начальника соответствующим законодательству. Государственный аппарат не может нормально функционировать, если каждый государственный служащий на свой вкус будет оценивать, выполнять ему приказ или нет. Признание в законодательстве того факта, что государственный служащий обязан выполнять приказ, если этот приказ дан письменно, не решает вопрос применения ответственности и к тому лицу, которое отдало письменный приказ.

Проблема ответственности рядовых исполнителей незаконного приказа в судебной практике возникала. Примером может служить суд над сотрудниками милиции г. Благовещенска, которые по приказу руководства МВД Башкирии применили силу при разгоне демонстрации граждан, протестовавших против принятия Федерального закона о ликвидации льгот советского периода, их "монетизации". В результате "профилактической операции" милиции потерпевшими официально признаны 342 жителя Благовещенска. При этом милиционеров осудили не за выполнение незаконного приказа, а за превышение полномочий.

Запрет исполнять незаконный приказ вызывает интерес в свете конституционного положения о запрете принудительного труда (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ). Субъективные трактовки в этом вопросе неизбежны. Например, администрация ППТС "Якутскгортеплосеть" обратилась в суд с требованием признать забастовку ее работников незаконной. Местный суд это требование удовлетворил. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело в кассационном порядке, решение суда отменила по следующим основаниям: "Решение суда о признании забастовки работников ППТС "Якутскгортеплосеть" незаконной означает то, что эти работники обязаны приступить к своим трудовым обязанностям, в то время как причина их отказа от выполнения трудовых обязанностей - невыплата заработной платы - администрацией не устранена. Такое решение не может быть признано законным, поскольку требование выполнять работу без соответствующей оплаты - принуждение к труду, а это запрещено Конвенцией Международной организации труда № 95 от 8 июня 1949 г. (действующей на территории РФ с 24 сентября 1952 г.), ч. 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 2 КЗоТ РФ".

Перечень правоотношений с указанием, относятся какие-либо действия к принудительному труду или нет, приведен в ст. 4 ТК РФ.

Наконец, административный приказ о непосредственном уничтожении террористов без суда и следствия представляется незаконным, его выполнение запрещено законодательством о государственной службе. Согласно Конституции РФ никто не может быть признан виновным без приговора суда (ч. 1 ст. 49), при этом каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20). Тем не менее такие случаи происходят. В июне 2010 г. в Приморье при аресте застрелены несколько молодых людей, подозреваемых в силовой борьбе против действий властей. Но нельзя не видеть, что без изменения цитированной выше Конституции РФ их уничтожение законным действием признать нельзя. Такие преступники становятся политическими, действующими против незаконных, по их мнению, действий властей.

Самыми "знаменитыми" в современной истории России являются приказы на применение огнеметов при штурме школы в Беслане в 2004 г. и выжигание напалмом четырех верхних этажей Дома Правительства РФ в Москве в ночь с 4 на 5 октября 1993 г. Исполнители таких приказов, включая Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400, являются преступниками наравне с отдавшим приказ".

Пункт 4 Инструкции по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. приказом ФСКН России от 28 ноября 2008 г. № 424, предусматривает, что сотрудник ФСКН в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения приказа, распоряжения, указания обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме непосредственному (прямому) начальнику. Если последний подтверждает этот приказ, распоряжение, указание, сотрудник обязан его выполнить. При получении незаконного приказа, распоряжения, указания, противоречащего законодательству РФ, сотрудник обязан действовать в соответствии с требованиями законодательства РФ.

С учетом того, что суды ежедневно ломают голову над квалификацией деяния, т.е. решают, является ли оно уголовно наказуемым, вменение в обязанность рядовому исполнителю оценить собственными силами законность приказа является фарсом.

Другое дело, когда некоторые военные командиры не отдают себе отчета, что посылать подчиненных солдат на верную смерть - незаконный приказ, свидетельствующий о неумении командира работать с людьми, его недостаточной квалификации или жестокости. Так, в марте 2007 г. в Чечне военная прокуратура Шалинского гарнизона возбудила уголовное дело против командира одной из воинских частей, отправившего разведгруппу на минное поле. В результате двое военнослужащих получили тяжелые ранения в заведомо опасном районе, обозначенном на карте.

Закон "О госслужбе" 79-ФЗ формулирует организационные, финансово-экономические и правовые основы данной деятельности. В качестве предмета регулирования выступают отношения, касающиеся назначений на должности и освобождения от них, а также определения юридического статуса сотрудников и специалистов. Рассмотрим далее подробнее новый закон "О госслужбе".

Некоторые термины

Государственные должности РФ и субъектов страны представляют собой посты, устанавливаемые в Конституции и других нормативных актах для непосредственной реализации полномочий на федеральном или региональном уровне. Представителем нанимателя выступает руководитель госструктуры, субъект, замещающий госдолжность, или представитель любого из них. Они выполняют функции работодателя от имени РФ или ее региона.

Что такое госслужба?

Закон 79 определяет ее как профессиональную деятельность граждан России на определенных должностях, направленную на обеспечение исполнения полномочий государственных федеральных и региональных органов, лиц, которые находятся на соответствующих постах, включая кадровый резерв. Уполномоченные сотрудники, реализуя свои функции, руководствуются рядом принципов. К ним Закон "О госслужбе" (последняя редакция) относит следующие положения:

  1. Приоритет свобод и прав гражданина и человека.
  2. Единство организационных и правовых основ деятельности.
  3. Обеспечение равного доступа граждан, которые владеют государственным языком России, к гражданской службе, а также одинаковых условий ее прохождения вне зависимости от расы, национальности, пола, должностного либо имущественного статуса, места проживания, убеждений, отношения к религии, принадлежности к социальным объединениям и иных обстоятельств, не касающихся деловых и профессиональных качеств лица.
  4. Компетентность и профессионализм.
  5. Стабильность госслужбы.
  6. Доступность сведений о деятельности.
  7. Взаимодействие с гражданами и общественными объединениями.
  8. Защищенность госслужащих от незаконного вмешательства в их деятельность.

Права сотрудников

Гражданский госслужащий - гражданин России, который берет на себя обязательство по осуществлению указанной выше деятельности. Он выполняет свои функции в соответствии с актом о назначении и контрактом. За свою работу лицо получает вознаграждение, выплачиваемое из средств регионального или федерального бюджета. Закон "О госслужбе" наделяет сотрудников правами на:


Социальная защита

Госслужащий может также рассчитывать на:

  1. Обеспечение защиты его законных интересов и прав, включая обжалование их нарушения в суде.
  2. Медицинское страхование.
  3. Обеспечение государственной защиты его здоровья и жизни, а также членов его семьи, сохранности его имущества.
  4. Пенсионное обеспечение.

Обязанности

Закон про госслужбу устанавливает ряд требований к лицам, занимающим государственные должности. В частности нормативный акт предусматривает для них следующие обязанности:


Неправомерное поручение

Закон "О госслужбе" не допускает исполнения распоряжений, не согласующихся с нормами права. В случае получения от соответствующего руководителя указания, являющегося, по мнению сотрудника, неправомерным, он должен обосновать это со ссылками на положения нормативных актов, действующих в стране. Объяснение своей позиции осуществляется в письменной форме. В обосновании указываются те нормативные положения, которые могут быть нарушены в случае исполнения данного неправомерного указания от руководства. После этого сотруднику надлежит запросить подтверждение распоряжения, не согласующегося с нормами права. В случае его получения должностное лицо обязано отказаться от его исполнения.

Ответственность

Если неправомерное поручение будет исполнено, руководитель, его отдавший, и сотрудник, его выполнивший, могут быть привлечены к ответственности. Закон "О госслужбе" допускает применение гражданско-правового, административного, дисциплинарного наказания к виновным. В отдельных случаях может применяться и уголовная ответственность.

Дополнительные ограничения и обязанности

Новый закон "О госслужбе" запрещает лицам, замещающим руководящие должности, выступать представителем сотрудников в выборном профсоюзе. Данное ограничение установлено для предотвращения конфликта интересов. Всем сотрудникам предписано проходить обязательную дактилоскопическую регистрацию в случаях, установленных рассматриваемым ФЗ. Закон "О госслужбе" указывает, что процедура проводится в порядке, определенном соответствующими нормативными положениями.

Должности

Закон "О госслужбе" РК и РФ устанавливает, что посты учреждаются президентом республики и России соответственно. Должности региональных сотрудников устанавливаются нормативными актами субъектов РФ. При учреждении последних во внимание принимаются положения рассматриваемого документа.

Категории

Закон "О госслужбе" РК и РФ устанавливает следующую классификацию должностей:

  1. Руководители. В эту категорию входят должности начальников и их заместителей в госорганах и их структурных подразделениях, территориальных отделах федеральных исполнительных органов, представительств. Они замещаются на конкретный период действия полномочий или без ограничения срока.
  2. Советники (помощники). Эти должности учреждаются для содействия субъектам, которые замещают государственные должности, начальникам госорганов, территориальных подразделений федеральных исполнительных структур, представительств в реализации ими их полномочий в течение определенного срока. Работа советников ограничивается продолжительностью деятельности указанных субъектов.
  3. Специалисты. Эти должности учреждаются для профессионального обеспечения исполнения госорганами функций и задач, которые на них возложены. Специалисты назначаются без ограничения сроков полномочий.

Должности вспомогательных сотрудников устанавливаются для информационного, документационного, хозяйственного, организационного, финансово-экономического и иного обеспечения работы госорганов. Они замещаются без ограничения сроков полномочий.