Как оформить допуск к государственной тайне. Осторожно: государственная тайна! Выезд за границу с формой 2

Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ (далее - организации), гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.

2. Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, а также Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" могут принимать с учетом специфики решаемых ими задач ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих государственных органах и указанных государственных корпорациях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

"доступ к сведениям, составляющим государственную тайну" - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну;

"близкие родственники" - жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

"постоянное проживание за границей" - проживание граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы;

"номер допуска к государственной тайне" - номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органами безопасности, а при оформлении допуска к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий - номер соответствующего удостоверения либо учетный номер карточки (форма 1) .

4. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

5. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы).

Оформление допуска к государственной тайне гражданам, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту воинского учета указанных граждан.

6. Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

7. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям , составляющим государственную тайну.

8. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска к государственной тайне сотрудников и граждан, принимаемых на службу (работу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.

9. Допуск граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. В случае если имеются сомнения в достоверности предоставленных гражданами анкетных данных, руководитель организации может в установленном порядке направить материалы в орган безопасности для проведения проверочных мероприятий.

Руководителям организаций, работникам их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лицам, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

Органы безопасности по согласованию с заинтересованными организациями определяют организации, в которых допуск к государственной тайне по третьей форме оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

10. Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2).

11. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями , составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них берется соответствующая расписка.

12. Основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

а) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню , утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

В) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

г) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

Допуск к государственной тайне представляет собой процедуру, в ходе которой оформляется возможность получать секретные сведения и работать с ними. Вопросы, связанные с тем, как происходит оформление допуска к государственной тайне, регулирует закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1.

Формы допуска к государственной тайне

Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 устанавливает следующие формы допуска к государственной тайне, то есть к информации закрытого характера. Они устанавливают степень секретности информации, которую применяет сотрудник в работе, а также обязанность последнего не разглашать подобные сведения:

  • форма допуска 3 к государственной тайне позволяет использовать секретные сведения, как вариант — дает доступ к бумагам, имеющим гриф «Для служебного пользования»;
  • форма допуска 2 к государственной тайне дает право использовать совершенно секретные сведения;
  • форма допуска 1 к государственной тайне откроет информацию, которая имеет особую важность, к примеру, финансового характера, связанную с планированием.

Ограничения для претендентов

Лицо получит отказ в случаях:

  • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • наличия в отношении него производства по уголовному делу (преступление против госвласти или умышленное) и статуса обвиняемого;
  • имеющейся непогашенной или неснятой судимости по указанным преступлениям;
  • уголовного преследования, прекращенного по нереабилитирующим основаниям, если с момента прекращения не закончился срок, который аналогичен сроку давности привлечения к уголовной ответственности за такие деяния;
  • наличия противопоказаний медицинского характера по перечню, определенному Приказом Минздрава РФ от 26.08.2011 № 989н;
  • проживания на постоянной основе за пределами государства как самого претендента, так и его близких или оформления ими бумаг для выезда на ПМЖ в иные страны;
  • обнаружения по факту проверок таких действий лица, которые несут угрозу государству;
  • уклонения лица от мероприятий по его проверке или наличия ложной информации в сведениях, изложенных в анкете.

Ограничения прав для осведомленных лиц

Законодатель определяет 2 категории лиц, по отношению к которым могут быть установлены ограничения:

  1. Допущенные к гостайне.
  2. Ранее допускавшиеся к гостайне.

Распределение связано с тем, что периоды ограничений длятся вне зависимости от наличия или отсутствия доступа в настоящее время. К примеру, трудовые отношения с работодателем могут быть завершены, доступ к гостайне прекращен, а период имеющихся ограничительных обязательств продолжается. Ограничения длятся независимо от наличия трудовых отношений.

Существуют такие виды ограничений в правах (Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1, ст. 24):

  1. Выезд за пределы государства. Длительность ограничения по доступу составляет период, предусмотренный в трудовом соглашении во время оформления. Особо важная или совершенно секретная информация ограничит в передвижениях на 5 лет с момента последнего ознакомления или до окончания периода ограничения по трудовому соглашению или ФЗ от 15.08.1996 № 114. Срок может составлять максимально до 10 лет. При наличии оформленного доступа к государственной тайне и отсутствии фактического ознакомления с гостайной запреты и ограничения по выезду не действуют.
  2. Распространение информации, составляющей гостайну, и использование открытий и изобретений, включающих такую информацию.
  3. Неприкосновенность частной жизни во время осуществления проверочных мероприятий без согласия проверяемого.

Как оформляется

Список должностей, по которым возможно оформление, устанавливает номенклатура должностей сотрудников, которые подлежат оформлению на доступ к гостайне.

Номенклатуру формирует секретное подразделение предприятия и утверждает у руководителя.

Алгоритм оформления состоит из нескольких этапов.

Шаг 1. Работник, который хочет получить доступ к государственной тайне, готовит пакет документов.

Понадобятся:

  • анкета установленной формы (ф. 4, приложение к Постановлению Правительства РФ от 06.02.2010 № 63);
  • документы, которые удостоверяют личность и обосновывают информацию в анкете (паспорт, военный билет, трудовая книжка, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т. п.);
  • справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний медицинского характера (Приказ Минздрава 898н);
  • согласие провести в отношении себя мероприятия по проверке (п. 21 анкеты);
  • согласие временно ограничить (частично) свои права.

Дополнительно придется ознакомиться с действующим в отношении гостайны законодательством (п. 19 анкеты).

Шаг 2. Кадровая служба обрабатывает документы.

На этом этапе оформления:

  • сотрудника знакомят с законодательством о гостайне;
  • проверяют совпадение информации из анкеты и предоставленных документов;
  • при необходимости уточняют информацию.

Шаг 3. Режимное подразделение предприятия проверяет и оформляет документы.

На этом этапе оформления ответственный сотрудник:

  • получает карточку формы 1 на допуск к гостайне (утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63) в учреждениях, где ранее трудился человек, за последние 5 лет;
  • анализирует предоставленную информацию и определяет, есть ли основания для отказа;
  • оформляет документы, связанные с гостайной (карточки формы 1, копию трудового договора, обязательства лица по сохранению тайны);
  • инструктирует допускаемых к государственной тайне лиц;
  • при оформлении допуска, по которому требуется проверка ФСБ, направляет в указанный орган безопасности письмо-обоснование для оформления, а также, в соответствии с Постановлением № 63, анкету формы 4, карточку формы 1, учетную карточку формы 10, списки на оформляемое лицо и его родных формы 11.

Шаг 4. Военный комиссар выносит решение в отношении военнообязанных.

Шаг 5. Руководители госорганов и госорганизаций выносят решение.

Шаг 6. Обязанности по допуску к государственной тайне отражаются в контракте по оформлению доступа. Если контракта нет, то в расписке.

Допуск к государственной тайне по форме 3 оформляется без проверки органами безопасности.

Сколько действует разрешение

Допуск по 1-ой форме нужно переоформлять спустя 10 лет, по 2-ой и 3-ей — спустя 15 лет после даты, когда органы безопасности завершили проверочные мероприятия при переходе лица к другому работодателю. Если сотрудник работает на предприятии постоянно, допуск к государственной тайне переоформлять не нужно.

Если в течение полугода по факту окончания мероприятий по проверке решение о допуске работника к гостайне не оформлено, информация об осуществлении органами безопасности мероприятий по проверке в карточке формы 1 на допуск к гостайне становится недействительной.

Могут отобрать доступ к государственной тайне и до того, как его срок истечет. Перечень случаев исчерпывающий:

  • обстоятельства, изложенные в разделе по ограничению прав на допуск;
  • прекращение трудового соглашения по результатам закончившихся оргштатных мероприятий;
  • нарушение в грубой форме (однократно) обязательств, связанных с защитой гостайны.

Окончание допуска не прекращает обязательства лица по сохранению гостайны.

Социальные гарантии, связанные с допуском к государственной тайне

Сотрудники, получившие доступ, имеют ряд социальных преимуществ:

  • надбавки в % к зарплате (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573);
  • преимущественное право на оставление трудиться (при наличии остальных равных прав) при осуществлении оргштатных мероприятий.

Работники, занятые непосредственно в режимных подразделениях предприятия, вправе претендовать на надбавку за стаж работы по такому направлению.

На чтение 4 мин.

Доброго времени суток! Работаю инженером-проектировщиком в государственной организации, есть 2-я форма допуска, имею ли право на выезд за границу на отдых? Подскажите как с точки зрения закона обосновать мое право перед нашими " Секретчиками", которые утверждают что категорически нельзя!

Ответы юристов

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 “Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне” вторая форма допуска означает, что гражданин имеет допуск к совершенно секретным сведениям.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с “законом” Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, – до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в “порядке”, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

Согласно статье 24 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне” должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в праве выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.

Взаимосвязанные положения подпункта 1 статьи 15 и “статьи 24” Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “Постановлением” Конституционного Суда РФ от 07.06.2012 N 14-П признаны не противоречащим Конституции РФ.

Во-первых: Закон предусматривает только возможность ограничения (см. ст. 15 Закона № 114-ФЗ- «право МОЖЕТ БЫТЬ ограничено), то есть работодатель самостоятельно решает налагать на работника такие ограничения или нет;

Во-вторых: Вы должны быть письменно ознакомлены с такими сведениями (есть официальный документ который подтверждает данный факт);

В-третьих: такие условия об ограничении должны быть четко указаны именно в Вашем трудовом договоре (или в дополнительном соглашении к нему), а не где либо еще (Инструкции, Положении и т.п.).

Юлия, если я Вас правильно понял, то наличие второй формы не повод для ограничения получения загранпаспорта и выезда за границу? Т.е. если я не работал с документами под грифом "Сов. Секретно", то и запрета быть не может?

Смысл в том, что и имея допуск, но ни разу не ознакомившись с такими сведениями, невозможно установить момент, с которого будет действовать срок такого ограничения. Обратите внимание «Секретчиков» на то, что срок устанавливается именно с момента последнего ознакомления с такими сведениями (внимательно читайте п. 1 ст. 15 N 114-ФЗ). Задайте им вопрос – если Вы никогда не были ознакомлены (не работали, «в глаза не видели») сведения с грифом «Совершенно секретно», то с какого момента могут быть установлены такие ограничения? Я Вам, конечно не гарантирую положительный ответ от «Секретчиков». Сами понимаете, что они заинтересованы выполнять свои обязанности «без заморочек». Попробуйте обратиться к вышестоящему руководству.

Большое спасибо, Юлия, за подробный ответ. Попробую победить систему используя ваши разъяснения!)

Post Views: 2 062

Государственная тайна – комплексное понятие, включающее в себя ряд сведений, разглашение или использование которых без надлежащего разрешения или в целях, отличных от исполнения служебной (профессиональной) деятельности, может нанести ущерб интересам государства.
Военнослужащие – в силу специфики их профессиональной деятельности, относятся к категории лиц, выполняющих функций по защите территориальной целостности и неприкосновенности границ Российской Федерации. Их деятельность связана с использованием различных видов вооружений, тактик и стратегий, разведданных. Именно поэтому, Министерством обороны разработаны специальные меры защиты государственной тайны, созданы специальные подразделения по защите гостайны и издан приказ, регламентирующий все сферы деятельности, связанные с защитой государственной тайны, порядком допуска военнослужащих к сведениям, составляющим государственную тайну. Периодически проводятся проверки, установлен порядок учета осведомленности после прекращения допуска к гостайне и целый ряд иных мероприятий.

Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 г. №1313 «Об утверждении Инструкции порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и граждан РФ пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан РФ, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей»

Формы допуска к государственной тайне

В настоящее время существует три основных степени градации сведений, составляющих государственной тайну , допуск к которым оформляется соответствующими допусками:

ОВ (особой важности) – высшая степень (I);
СС (совершенно секретно) – средняя степень (II);
С (секретно) – низшая форма допуска (III ).

Ранее существовала, не входящая в перечень сведений, составляющих государственную тайну, степь ограничения допуска к некоторым служебным и иным сведениям ДСП (для служебного пользования). В настоящее время эта степень защиты данных от широкого распространения в нормативных документах не упоминается.

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, напрямую не зависит от звания или должности, которые занимает военнослужащий. Сведениями ОВ (I) может (по должности) владеть Министр Обороны РФ в звании генерала армии и шифровальщик в звании сержанта или прапорщика. При этом требования по её соблюдению и порядок оформления допуска к подобным сведениям для них будут совершенно одинаковыми.

Порядок оформления допуска

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в РФ осуществляется исключительно на добровольных началах. Иными словами – занятие той или иной должности не влечет автоматического допуска к секретным или совершенно секретным сведениям. Более того, допуск к гостайне тесно увязан с возможностью замещения целого ряда должностей или получения образования в военных вузах по большинству специальностей. Так как владение сведениями, составляющими государственную тайну, влет целый ряд ограничений, абитуриент, призывник или лицо, заключающее контракт на службу в вооруженных силах РФ, должен осознавать, что эти ограничения будут действовать в отношении его и осознанно принимать их.
Допуск к сведениям , составляющим государственную тайну для абитуриентов военных вузов, призывников срочной службы и лиц, заключающих контракт на службу в ВС РФ оформляется военными комиссариатами по месту жительства.
В зависимости от степени секретности сведений, к которым будет допущен кандидат в процессе прохождения воинской службы, в отношении его могут (III степень) или в обязательном порядке (I и II степени) проводится проверочные мероприятия, согласие на проведение которых кандидат дает в своей анкете.
Проверочные мероприятия включают в себя:
Проверку сведений, сообщенных гражданином в анкете;
Проверку наличия снятых и не снятых судимостей;
Проверку сведений о родственниках кандидата (отца, матери, супруга, детей старше 14 лет);
Проверку физического и психического здоровья кандидата;
Выявление фактов постоянного или длительного проживания за границей РФ.

После получения всех запрашиваемых сведений от компетентных органов: ФСБ, МВД, Минздрав РФ, МИД РФ – выдается заключение о возможности допуска кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну и форме допуска.

Основаниями для отказа могут являться:

Наличие судимостей;
Участие кандидата в деятельности, направленной против интересов государства;
Частичная или полная недееспособность в силу психического или физического заболевания;
Наличие компрометирующих данных (судимость, нахождение под следствием) близких родственников кандидата;
Длительное (более 6 месяцев) проживание за границей или наличие родственников, постоянно проживающих за рубежом;
Имевшее место отстранение (лишение допуска) к сведениям составляющим государственную тайну по компрометирующим основаниям: нарушение режима секретности, разглашение сведений, утеря секретных документов и т.п.

При этом орган, уполномоченный на проведении проверки и дающий заключение, не обязан информировать кандидата о причинах отказа в допуске к сведениям, составляющим гостайну.

После получения соответствующей формы допуска к государственной тайне лицо дает подписку о неразглашении сведений ставших ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей и предупреждается об ответственности за нарушение порядка обращения с такими сведениями.

Порядок ознакомления со сведениями

Прохождение проверочных мероприятий и получение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не означает автоматического допуска ко всем сведениям, включенным в ту или иную категорию. В каждом конкретном случае лицо, уполномоченное на принятие решения о допуске к гостайне принимает решение по конкретному военнослужащему (лицу, работающему по контракту) и определяет объем сведений, с которыми может быть ознакомлен военнослужащий.

Министр обороны РФ – в отношении своих заместителей, командующими военными округами и родами войск, и лиц, непосредственно подчиненных ему;
Командиры воинских частей – в отношении всего личного состава воинской части;
Военкомы округов – в отношении демобилизованных, находящихся в запасе, подлежащих призыву на военную службу или сборы, абитуриентов военных ВУЗов;
Руководители организации - заказчика выполнения работ в интересах МО РФ – в отношении руководителей предприятий-подрядчиков и их работников.

Лица, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, обязаны соблюдать должностную инструкцию МО РФ и требования сотрудников режимных объектов по обращению с документами, образцами, веществами и пр. носителями.

Срок действия и прекращение допуска

Для лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, проводятся периодические проверки сведений предоставленных ими при первичном оформлении допуска.
Для лиц по I форме допуска – через каждые 10 лет, а по II и III формам – через 15 лет.
По мере отпадения необходимости с ознакомлением со сведениями, составляющими государственную тайну, может быть принято решение о прекращении допуска. Такое решение принимается тем должностным лицом, которое принимало решение о допуске к сведениям.

Основания для прекращения допуска могут являться:
Прекращение контракта или организационно-штатные мероприятия (сокращение штата) ликвидация воинской части и пр.);
Однократное нарушение военнослужащим требований по обращению со сведениями, содержащими государственную тайну;
Нарушение самим лицом или его близкими родственника требований п 10 Инструкции МО (совершение уголовного преступления, выезд на постоянное место жительства за границу и т.п.).

Прекращение допуска к сведениям государственной тайны автоматически влечет расторжение с ним контракта (на воинскую службу) или занятие определенных должностей . Однако, переход на другую работу (перевод в другую в/ч, повышение по службе) не является основанием для прекращения допуска к гостайне, если необходимость в ознакомлении с содержащими её сведениями имеется и по новому месту службы.
В этих случаях дополнительные проверочные мероприятия уже не проводятся.
Допуск к сведениям, содержащим государственную тайну всегда был очень ответственным мероприятием. Лица, получившие такой допуск, на многие годы становились «невыездными». В настоящее время режим несколько смягчился, но по-прежнему, к носителям государственной тайны предъявляются повышенные требования и в отношении их действует целый ряд специальных ограничений.