Взаимные права и обязанности усыновителей и усыновленных по семейному кодексу рф. Защита прав детей, защита интересов детей, дети, усыновление, порядок усыновления Перечень случаев, когда дети считаются оставшимся без попечения родителей

Рассмотрение в данной работе основных гарантий прав ребенка является очень важным, так как никакие установления прав без гарантий их реализации, особенно в отношении лица, которое самостоятельно защитить свои права не может или затруднено в этом в силу возраста, не имеют социально положительного эффекта.

Гарантии прав ребенка закреплены в массе источников права в зависимости от правоотношения, в которое попадает ребенок. Это и материальное, и процессуальное право.

Безусловно, в контексте специального законодательства следует назвать и рассмотреть Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями от 22 августа 2004 г.)) О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон № 159-ФЗ: [принят Гос. Думой 4 декабря 1996 г.: одобр. Советом Федерации 10 декабря 1996 г. по состоянию 1 февраля 2012 г.] // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО "Вычисл. математика и информатика". - М.: КонсультантПлюс, 1997-2013. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru.) и Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (с изменениями от 21 декабря 2004 г.)) Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон, № 124-ФЗ: [принят Гос. Думой 03 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации 09 июля 1998 г., по состоянию на 3 декабря 2012 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 52. - Ч. 1. - Ст. 5274.).

Эти законы называют компетентные органы, защищающие права ребенка в соответствующих сферах и общие правила реализации гарантий. Проблема только заключается в том, что для реализации их положений требуется финансирование.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста.

Под судебной защитой прав и законных интересов следует понимать осуществляемую в определенном порядке деятельность судов, направленную на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) прав и законных интересов посредством применения предусмотренных законодательством способов защиты.

Судебная защита может проходить только в определенном порядке, который установлен законом. Конституция РФ называет это конституционным, гражданским, административным и уголовным судопроизводством (ч.2 ст.118).

Исходя из определения гражданской процессуальной правоспособности, при наличии материального спора о праве несовершеннолетний может стать участником гражданского процесса. При этом можно выделить два случая такого участия: самостоятельное участие в гражданском судопроизводстве в качестве одной из сторон (истец или ответчик) или третьего лица при наличии полной гражданской процессуальной дееспособности; защита прав и законных интересов несовершеннолетнего его законными представителями.

В первом случае несовершеннолетний наделяется всеми гражданскими процессуальными правами и обязанностями, предусмотренными ГПК РФ, как и любой другой участник гражданского процесса, а именно правом знакомиться со всеми материалами, которые имеются в деле, делать выписки из них, снимать копии; правом заявлять отводы составу суда, прокурору, секретарю судебного заседания; представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам; заявлять ходатайства об истребовании доказательств, о назначении экспертизы, об обеспечении иска, о приостановлении производства по делу и т.п.; давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам; возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле; обжаловать решения и определения суда; пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными им Кодексом.

На суд возлагается обязанность в полной мере содействовать сторонам в реализации их прав, способствовать их осуществлению, разъяснять сторонам последствия совершения или не совершения тех или иных процессуальных действий.

Во втором случае несовершеннолетний осуществляет свое право на защиту не самостоятельно, а через своих законных представителей.

Если дети, оставшиеся без родительского попечения, переданы на воспитание в семью (на усыновление, удочерение), под опеку (попечительство), в приемную семью или в учреждение для детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей, то обязанности по защите их прав возлагаются на усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей; администрацию учреждения (ст. ст.137, 147, 150, 153 СК РФ).

В случае уклонения усыновителей, опекунов (попечителей) приемных родителей от защиты прав детей в установленном законом порядке усыновление, опека (попечительство) отменяются, а договор о передаче ребенка на воспитание в семью расторгается (ст. ст.141, 145 СК РФ; ст. ст.39, 40 ГК РФ).

Так, решением Вязниковского городского суда от 27 января 2005 г. удовлетворен иск Вязниковского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего Иванова Сергея, 1987 г. р., к Ивановой С.Н. и Иванову И.Н. об отмене усыновления. Суд установил, что ребенок усыновлен Ивановыми в 2001 году. В 2003 году по их просьбе ребенок был помещен в психиатрическую больницу. Между тем по заключению врачей ребенок не нуждался в стационарном лечении. К тому же за период пребывания ребенка в больнице Ивановы не посещали его и отказались взять из больницы. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что усыновители уклоняются от своих обязанностей, и обоснованно отменил усыновление (дело N 2-495/05 г.).

Кроме родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, учреждений, являющихся опекунами (попечителями), к числу лиц, осуществляющих защиту прав и интересов детей, относятся органы опеки и попечительства, которые исполняют обязанности опекуна (попечителя) до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью либо в воспитательное учреждение, учреждение социальной защиты населения или иное аналогичное учреждение (п.1 ст.35 ГК РФ; п.2 ст.123 СК РФ).

Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей достаточно велика.

Они выявляют детей, оставшихся без попечения родителей; ведут учет таких детей; избирают формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения; осуществляют последующий контроль за условиями содержания, воспитания, образования детей; участвуют в разбирательстве дел, связанных с воспитанием детей; дают согласие на установление отцовства в случае смерти матери, признания ее недееспособной, лишения ее родительских прав; разрешают разногласия между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка; дают разрешение на изменение имени, фамилии ребенка; назначают представителя ребенка в случае разногласий между ними и детьми, вправе обратиться в суд с иском о взыскании алиментов на содержание ребенка, а также совершают другие действия по защите прав и интересов детей.

Обязанность защищать права и интересы детей возлагается и на прокурора. Прокурор вправе в интересах детей предъявить в суд иск, в частности, об отмене усыновления (ст.140 СК РФ; ст.45 ГПК РФ). Органы опеки и попечительства обязаны уведомить прокурора об отобрании ребенка (ст.77 СК РФ).

Семейное законодательство предоставляет и ребенку право самостоятельно защищать субъективные права и охраняемые законом интересы.

Представляется, что в этом случае право ребенка на защиту не ограничивается возможностью обратиться с заявлением (иском, жалобой) в суд. Он наделяется и другими правами и обязанностями, предусмотренными ст.35 ГПК РФ) Беспалов, Ю.Ф. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка / Ю.Ф. Беспалов // Российская юстиция. - 2004. - № 12. - С. 19-22.).

Кроме того, суд обязан привлечь к участию в деле органы опеки и попечительства, которые должны назначить ребенку представителя.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Если ребенок достиг возраста 10 лет, органы опеки и попечительства и суд только с его согласия могут передать его на усыновление (удочерение); изменить фамилию, имя и отчество при усыновлении и после отмены усыновления, а также передать в приемную семью.

Таким образом, гарантии прав детей установлены в Российской Федерации как непосредственно в Семейном Кодексе РФ, так и в специальном законодательстве.

Ермаков А.В., старший помощник Домодедовского городского прокурора, юрист 2-го класса.

Осенью прошлого года Государственная Дума РФ направила Правительству РФ парламентский запрос о необходимости принятия неотложных мер по государственной защите прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами. Появление такого запроса было спровоцировано очередным фактом убийства за рубежом усыновленного российского ребенка. 2 июля 2005 г. 33-летняя гражданка США Пегги Хилт забила до смерти свою приемную дочь из России. Этот случай, ставший известным в нашей стране благодаря многочисленным публикациям в средствах массовой информации, вновь напомнив об остроте проблемы охраны прав российских граждан за границей, к сожалению, не привел хотя бы к ее частичному разрешению.

За последние 15 лет было зафиксировано 14 случаев убийства детей, усыновленных из России. О неприменимости этих данных к оценке ситуации в отношении российских детей за рубежом в целом можно уверенно утверждать, учитывая, что такая статистика сформирована лишь из фактов, получивших публичную огласку. Сколько детей вне пределов Российской Федерации погибает от рук приемных родителей, точно сказать невозможно. Так же как нельзя сказать, сколько наших детей становятся жертвами побоев, издевательств, работорговли, сексуального насилия и др. На сегодняшний день в России нет ни одного органа, отвечающего за судьбу несовершеннолетних, усыновленных иностранными гражданами. Как это происходит? Попробуем разобраться.

Правовой институт международного усыновления в нашей стране имеет достаточно продолжительную историю. Предусматривающие его нормы содержатся уже в Основах законодательства Союза ССР и Союзных республик о браке и семье от 27 июня 1968 г. В соответствии со ст. 35 Основ усыновление советского ребенка иностранными гражданами вне пределов страны могло быть произведено в консульском учреждении СССР с разрешения уполномоченного на то органа союзной республики. Международное усыновление на территории СССР, в том числе детей, являвшихся иностранными гражданами, производилось по советскому законодательству <*>.

<*> Основы законодательства СССР о браке и семье // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 27. Ст. 241.

Несмотря на наличие юридических условий, иностранное усыновление в те времена не имело распространения, и тем более столь широкого, какое начало приобретать с принятием нашей страной Декларации ООН о социальных и правовых принципах защиты и благополучия усыновленных или взятых на воспитание детей <*>, а затем, в 1989 г., Конвенции ООН о правах ребенка <**>. Официально считается, что первый российский ребенок был принят в семью иностранцев - граждан США - в 1991 г.

<*> Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1986 г.) // Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост.: Л.В. Корбут, С.В. Поленина. М., 1998.
<**> Постановление Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. "О ратификации Конвенции о правах ребенка" // Там же.

Стремительное включение России в международно-правовые отношения в области усыновления сразу же выявило недостатки отечественного законодательства, в том числе в части отсутствия норм, обеспечивающих приоритет российского усыновления над зарубежным, а также норм, предупреждающих ущемление прав и законных интересов детей. Во избежание возможных злоупотреблений с декабря 1992 г. и до вступления в 1996 г. в законную силу Семейного кодекса РФ усыновление иностранными гражданами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было ограничено только исключительными случаями <*>.

<*> Постановление Верховного Совета РФ от 18 декабря 1992 г. N 4132-1 "О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, гражданами других государств" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 52. Ст. 3061.

Сегодня действующее законодательство устанавливает, что усыновление, т.е. возникновение между взрослым и ребенком правоотношений родственников по происхождению, является предпочтительной формой особой защиты и помощи, предоставляемой государством детям, лишенным своего семейного окружения. Усыновление в другой стране актуализируется, если в России несовершеннолетний не может быть помещен в семью, способную и желающую обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода является невозможным <*>.

<*> См. подробнее об этом: Косова О. Особенности международного усыновления // Законность. 2001. N 1.

Аналогичная позиция выражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей". Так, согласно п. 14 данного Постановления усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ, гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание (усыновление, опека, попечительство, приемная семья или иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законами субъектов РФ) в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников <*>.

<*>

Иностранное усыновление допускается в отношении несовершеннолетних, не обретших дееспособность в силу возраста или прохождения специальных правовых процедур (эмансипация), родители которых: умерли; неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; дали в установленном порядке согласие на усыновление. Обустройство детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из основных функций органов опеки и попечительства.

Отношения усыновления возникают с момента выявления детей, подлежащих таковому. Орган опеки и попечительства, содействуя с работниками жилищных органов, органов загса, суда, иными должностными лицами, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны с работой с несовершеннолетними и располагают сведениями об их положении, обязан прилагать все усилия к выявлению детей, лишенных родителей или их должного внимания. Получив из тех или иных источников информацию об утере ребенком родительской заботы и воспитания, в целях ее проверки орган опеки в трехдневный срок проводит обследование условий его жизни. Если сведения подтверждаются, то орган опеки регистрирует их в установленном порядке, после чего в течение месяца обеспечивает устройство ребенка в приемную семью, и в случае неудачи - направляет имеющуюся информацию для учета в региональном банке данных. И уже на этом этапе складываются условия для множественных нарушений законодательства, влекущих ослабление защиты прав и интересов детей.

Вопреки правовым принципам международное усыновление давно превратилось в доходное предпринимательство, агентами которого в числе многих являются работники органов опеки и попечительства. Иностранцы готовы платить и платят от 15 до 80 тысяч долларов за каждого усыновленного ребенка, и эти деньги с легкостью оседают в карманах чиновничества. Необходимо лишь формально отнестись к обязанности устройства одинокого ребенка на воспитание в российскую семью, повременить, а затем и вовсе забыть о необходимости передачи сведений в банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В 1999 г. проводилась прокурорская проверка деятельности органов опеки и муниципальных органов образования в сфере усыновления, которая показала, что за рамками интегрированного учета оставались около 80 процентов осиротевших и лишенных родительской заботы детей. Как оказалось, в основном банк пополняли сведения о детях-инвалидах, детях, страдающих тяжелыми заболеваниями или обладающих увечьем, иными словами, о детях, "непривлекательных" для продажи иностранным усыновителям <*>. С того времени ситуация так и не улучшилась <**>.

<*> Представление Генеральной прокуратуры РФ от 30 июля 1999 г. N 21-17-99 "О нарушении законодательства об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Официальные документы в образовании. 1999. N 20.
<**> Справка Генеральной прокуратуры РФ об ответственности за незаконные действия по усыновлению детей от 17 ноября 2004 г. // www.balance.sampo.ru/ravnovesie/7.html.

Неучтенность детей означает, что информацией о них не обеспечены российские кандидаты в усыновители. В то же время иностранные граждане недостатка в ней не знают. Сведения о детях в объеме, "нарушающем" законодательство о личной тайне, распространяются на зарубежных сайтах Интернета, в приватном порядке предоставляются иностранным организациям, представляющим интересы усыновителей. Вопреки установленному порядку иностранцы получают возможность встретиться с ребенком еще до того, как его данные будут зафиксированы в информационной базе. Достаточную распространенность имеет практика усыновления под видом выезда детей-сирот на отдых за рубеж по приглашению иностранных компаний. Таким образом, если в отношении российских усыновителей работа органов опеки и попечительства часто сводится к подбору детей только тем гражданам, которые сами обратились с такой просьбой, то в случае с иностранцами их деятельность приобретает должный инициативный и творческий характер.

Конечно же, при таком положении необходимы меры, обеспечивающие выполнение органами, компетентными в вопросах защиты прав и интересов одиноких и безнадзорных детей, возлагаемых на них задач. К числу таких мер относится контроль, который, как показывают наши исследования, в отношении органов опеки и попечительства очевидно недостаточен.

Закон утверждает, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления <*>, которые в этом качестве выполняют надзор на территории РФ за деятельностью опекунов, попечителей и усыновителей, решают отдельные вопросы обучения и содержания детей-сирот и безнадзорных детей в образовательно-воспитательных учреждениях, осуществляют криминологическую профилактику среди несовершеннолетних и др. Наделяя органы опеки и попечительства обширными функциями и полномочиями, в том числе и властными, законодатель абсолютно устраняется от упорядочения их деятельности. Передавая сферу опеки и попечительства в исключительную компетенцию муниципалитетов, закон фактически подразумевает свободный, стихийный, неоднородный, а порой неграмотный <**> характер ее организации. Соответственно, гарантированный контроль остается лишь за правоохранительными органами.

<*> См.: п. 1 ст. 34 Гражданского кодекса РФ // СЗ РФ. 1994. N 31. Ст. 3301.
<**> Здесь необходимо учитывать и недолгую историю существования института опеки и попечительства в его современном содержании.

Но и с правоохранительным контролем возникают значительные трудности, опять же обусловленные включенностью опеки и попечительства в муниципальную компетенцию. Действующие правовые нормы не обязывают муниципальные власти учреждать самостоятельные органы, осуществляющие опеку и попечительство <*>. Как правило, их функции возлагаются на уже действующие службы: органы образования, местные администрации и т.п. Нередки случаи распределения функций и полномочий в сфере опеки и попечительства среди нескольких органов. Многообразие форм организации работы в сфере опеки и попечительства создает сложности в осуществлении, к примеру, прокурорского надзора над исполнением законов в сфере международного усыновления, над соблюдением прав детей, лишенных семейного окружения, делая нелегкой выработку единых форм и методов этой деятельности. По этой же причине проблематично установление, в том числе в ходе проведения криминального дознания, должностных лиц, ответственных за нарушения прав детей, процедур и правил усыновления.

<*> См.: ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Судебный контроль на сегодняшний день также малоэффективен. Согласно положениям Семейного кодекса РФ любое усыновление на территории России производится судом. Органы опеки и попечительства являются обязательными участниками такого судебного разбирательства. При подготовке к рассмотрению дела об усыновлении ребенка иностранными гражданами судья обязывает их представить соответствующее заключение, подготовка которого подразумевает производство органами опеки и попечительства ряда мероприятий: обследование условий жизни усыновителей (как правило, на основе документов, выданных уполномоченными органами государства их проживания/гражданства); получение согласия ребенка на усыновление и на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей в качестве его родителей; при необходимости получение согласия родителей, законных представителей ребенка; получение согласия на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения по месту нахождения ребенка; проверка факта наличия сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных; установление факта невозможности передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации или на усыновление родственникам ребенка независимо от их гражданства или места жительства. Представленные органом опеки документы рассматриваются судом, как правило, на основе приоритета доверия к властным структурам. Сомнения в их подлинности и, следовательно, перепроверка достоверности отраженных в них сведений возникают в исключительных случаях. Кроме того, действия по устройству ребенка на семейное воспитание и т.п. относятся к сфере усмотрения органов опеки и попечительства, поэтому оценка их полноты (как свидетельство невозможности такого устройства) носит субъективный и непредсказуемый характер как со стороны этих органов, так и со стороны судьи.

Заметим также, что почти безграничная роль органов опеки и попечительства в процедурах усыновления сводит к минимуму так называемый горизонтальный контроль, т.е. контроль над их действиями со стороны одноуровневых органов иных ветвей власти, что является фактором высокой латентности правонарушений в этой сфере.

Описанная выше ситуация с сокрытием от легального учета и противозаконным распространением среди зарубежных кандидатов в усыновители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, детально повторяется на уровне региональных органов информационного учета. В соответствии с действующими нормами региональный оператор формирует государственный банк данных о детях на основании сведений, поступивших из органов опеки, осуществляет учет этих детей и организует их устройство на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на ее территории. Если в течение месяца с даты учета ребенок не был устроен на воспитание в семью, сведения о нем в 3-дневный срок направляются федеральному оператору государственного банка <*>. Хотя в отношении органов информационного учета детей, оставшихся без попечения родителей, помимо прочего действует внутренний контроль системы исполнительной власти, благоприятные условия для утаивания и злоупотребления имеющейся информацией создаются текущими и официально признаваемыми трудностями в создании федерального банка данных Министерством образования РФ <**>. Неразрешенность проблемы федерального учета приводит к ограничению по умолчанию действия очень перспективной нормы Семейного кодекса РФ о допустимости иностранного усыновления только в отношении детей, числящихся в федеральном банке не менее шести месяцев (абз. 2 п. 4 ст. 124 СК РФ), ее фактическому неприменению в деятельности государственных органов <***>.

<*> Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О Государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" // СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1434.
<**> Сейчас на федеральном учете состоит лишь 180 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Всего же таковых по России насчитывается около 800 тыс. (см. подробнее: Цена усыновления российского ребенка для иностранцев // Газета. 2005. 16 нояб.).
<***> Пленум Верховного Суда РФ Постановлением от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" (Российская газета. 2006. 3 мая) обратил внимание судов на необходимость исполнения указанной нормы Семейного кодекса РФ. Также принято Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. N 210 (Российская газета. 2006. 18 апр.), устраняющее коллизии между Семейным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 в части сроков получения иностранными кандидатами в усыновители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей. Очевидно, что эти меры направлены на исправление сложившейся ситуации. Однако сейчас ввиду незначительности прошедшего времени рано говорить о положительных изменениях или прогнозировать таковые.

Судебные органы помимо контрольной также выполняют собственную правозащитную функцию. Рассмотрение дел об усыновлении производится в порядке особого производства, предназначенного для подтверждения наличия либо отсутствия юридических фактов в целях создания для заинтересованного лица условий осуществления им личных либо имущественных прав. При разрешении требования об усыновлении судья опрашивает участвующих в деле лиц (усыновителей, представителей органов опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, опекуна и др.) и выясняет все значимые обстоятельства. Дополнительно могут быть привлечены родители ребенка, другие заинтересованные лица, в частности родственники ребенка, учреждение, в котором находится ребенок, и сам ребенок в возрасте от десяти до четырнадцати лет. В процессе судопроизводства также внимательно исследуются все представленные участниками документы <*>.

<*> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" // Российская газета. 2006. 3 мая.

При изучении вопроса о допустимости усыновления судья обязан учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя, состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком, а также материальные и жилищные условия жизни будущих усыновителей. Выносимое решение должно базироваться на уверенности судьи, что в результате усыновления будут обеспечены условия, необходимые для его полноценного физического и психического развития.

В отношении иностранных граждан судья существенно ограничен в средствах выяснения их личностных качеств и материального положения. Как правило, приходится руководствоваться заключением, выданным компетентным органом государства проживания/гражданства усыновителей, об условиях их жизни и возможности быть усыновителями, а также разрешением на въезд ребенка и его постоянное жительство в этом государстве. При этом не всегда возможной является проверка подлинности этих документов, что часто приводит к принятию решений, не отвечающих интересам ребенка <*>.

<*> См. подробнее: Конвенция ООН, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. N 6; Завражнов В. Усыновление иностранцами детей - российских граждан // Российская юстиция. 2001. N 7.

Гражданский процессуальный кодекс предусматривает обязательное участие прокурора в делах об усыновлении. Его роль определяется общим предназначением прокуратуры защищать права и интересы граждан и осуществлять надзор над исполнением законов. Задачей прокурора является проверка соответствия закону действий и решений всех участвующих в процессе лиц. Вместе с тем закон упускает, в каких формах должна здесь проявляться деятельность прокурора. Ввиду отсутствия такой конкретизации очевидно, что на защиту прав и интересов детей в ходе производства дел об усыновления прокурор может привлекать все доступные средства надзора, как-то: внесение кассационного или надзорного представления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам на необоснованное или незаконное решение, определение или постановление суда; выступление с заявлениями и ходатайствами; выражение мнения по значимым вопросам; дача заключения и т.п. Однако на практике эти возможности реализуются прокурорами лишь при наличии отдельных сведений о совершающемся правонарушении, в большинстве же случаев их участие в рассмотрении дел об усыновлении носит формально-присутственный характер.

После установления усыновления ребенка иностранными гражданами основным субъектом ювенальной охраны становятся консульские органы. Консульские отношения, устанавливаемые согласно правилам и нормам международного права, главной своей целью имеют защиту и помощь в реализации на территории государства пребывания прав и интересов граждан представляемого государства <*>. Исполняя правозащитную функцию, в силу положений международного и национального права консульские учреждения обретают особый статус в отношении усыновленных иностранными гражданами детей, отличаемый обязанностью прилагать все усилия к тому, чтобы они в полном объеме пользовались всеми правами, представленными законодательством государства пребывания и международными договорами, а также чтобы не нарушались их права и интересы, защищаемые законодательством Российской Федерации.

<*> Конвенция ООН о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. // СПС "КонсультантПлюс". См. также двусторонние консульские конвенции в сб.: Консульские конвенции, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами в 1992 - 2003 гг. М.: МИД России, 2004.

Условием должного поведения консульского учреждения является постановка усыновленного ребенка на консульский учет, обязательство о которой иностранные граждане принимают еще на этапе их регистрации в качестве усыновителей операторами Государственного банка данных Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей. Это обязательство должно быть выполнено в 3-месячный срок с даты въезда усыновленного ребенка в государство проживания, но отсутствие каких-либо гарантий его выполнения в виде санкций или принуждения усыновителей априори придает ему добровольный характер. В такой ситуации ежегодно направляемые консульствами в МИД России отчеты о гражданах, состоящих на консульском учете, по замыслу ориентированные на выявление полноты последнего, могут использоваться лишь в справочном назначении.

Обладая правом свободного доступа и сношения с гражданами Российской Федерации, правом представлять их интересы в органах государства пребывания, консулы не наделены обязанностью, не несут ответственности за выявление правонарушений, совершаемых в отношении детей, усыновленных иностранными гражданами и проживающими на территории консульского округа.

Обязательство по осуществлению контроля над условиями жизни и воспитанием усыновленных детей и представлению отчетов и информации о положении ребенка в приемной семье, а также по осуществлению контроля над постановкой усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении принимают на себя иностранные организации по усыновлению, желающие открыть представительство на территории Российской Федерации. Неисполнение этого обязательства может стать основанием для отказа в аккредитации иностранной организации и прекращения деятельности ее российского представительства <*>. Однако опять же установленный порядок не решает проблемы контроля над условиями жизни детей за рубежом, поскольку не распространяется на случаи независимого международного усыновления, т.е. самостоятельных действий иностранных граждан по усыновлению без обращения в аккредитованные организации. Доля таких усыновлений на сегодняшний день достигает 20 процентов.

<*> Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 268 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением" // СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1501.

Как видим, в организации защиты прав детей, усыновленных иностранными гражданами, существует множество проблем, в разрешение которых согласно нашим исследованиям целесообразно:

  1. на законодательном уровне включить вопросы усыновления детей, лишенных родительского попечения, иностранными гражданами в сферу федеральной компетенции. Реализовать такую поправку возможно посредством создания федерального органа государственной власти по вопросам международного усыновления. Возложением на этот орган функций контроля и обмена информацией о зарубежной жизни усыновленных детей также создаются предпосылки для исполнения требований Конвенции ООН о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г., подписанной Президентом РФ в 2000 г., подготовка к ратификации которой проводится в настоящее время;
  2. нормативно конкретизировать формы участия и обязательства прокурора в судебном рассмотрении дел об усыновлении детей иностранными гражданами;
  3. возложить на консульские учреждения обязанность обследовать условия жизни детей, усыновленных иностранными гражданами и зарегистрированных на территории консульского округа. Законодательно предусмотреть необходимость правового урегулирования порядка исполнения этой обязанности. Параллельно следует принимать меры к развитию института прокурорского надзора над консульскими учреждениями.

Abstract: The article is devoted to the review of main problems in case of children adoption (as one’s son/daughter) by foreign citizens. Main attention is focused on the protection of the interests of children remaining without parental care.

Keywords :

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

ОХРАНА И ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Ю.В. Колдина

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ртищево Саратовской области"

PROTECTION CHILDREN`S RIGHTS IN CASE OF ADOPTION (AS ONE`S SON/DAUGHTER) BY FOREIGH CITIZENS

U.V. Koldina

Municipal Educational institution "Secondary School № 2".

Rtischevo, Saratov region

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных проблем, которые возникают при усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами. Особое внимание уделяется защите интересов детей о ставшихся без попечения родителей.

Abstract: The article is devoted to the review of main problems in case of children adoption (as one’s son/daughter) by foreign citizens. Main attention is focused on the protection of the interests of children remaining without parental care.

Ключевые слова: усыновление (удочерение), иностранные граждане, дети, права

Keywords : adoption (as one’s son/daughter), foreign citizen, children, rights

Дети являются одной из самых социально незащищенных групп населения, поэтому защита их прав и интересов является одной из наиболее важных проблем современного общества. Согласно статье 56 Семейного Кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право на защиту. Защита в данном случае есть гарантия предусмотренных Конституцией РФ прав и свобод несовершеннолетнего. Так, согласно статье 54 СК РФ одним из наиболее значимых прав ребенка признается право жить и воспитываться в семье, поэтому, семье необходимо уделять особое внимание, ведь именно в семье закладываются базовые ценности формирования личности ребенка. Сегодня озабоченность со стороны государства и общества вызывают дети, оставшиеся без попечения родителей. Семейный кодекс РФ предлагает решать проблему таких детей при помощи усыновления (удочерения). Данная мера позволяет обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также создать благоприятные условия для их эффективного физического, психического и духовного развития.

Семейное законодательство РФ предусматривает возможность усыновления (удочерения) детей, как гражданами России, так и иностранными гражданами, что, несомненно, повышает шансы таких детей на обретение полноценной семьи. Интересы ребенка требуют тщательного подхода к выбору усыновителей, ведь от правильного выбора семьи зависит и судьба ребенка. Поэтому к усыновителям, сегодня предъявляют высокие требования . Процесс усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами осуществляется в соответствии с Семейным Кодексом РФ (ст. 124). Законодательство нашей страны предусматривает определенную очередность при передаче детей иностранным гражданам. Так, первыми на это имеют право российское граждане, проживающие на территории РФ, далее следуют российские граждане, проживающие вне территории РФ и только потом право на усыновление переход иностранным гражданам. Еще одним документом, регулирующим процесс усыновления (удочерения) является Конвенция о правах ребенка . Так, именно в этом документе закреплены основные права ребенка, в том числе и его право на защиту. Усыновление - это государственная помощь и поддержка детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами имеет свои особенности. Так, иностранные граждане вправе проводить процедуру самостоятельно («независимое усыновление») или же через представительства иностранных организаций, получивших аккредитацию на осуществление подобной деятельности на территории нашего государства . Чаще всего усыновители пользуются услугами именно услугами агентств по усыновлению. Списки соответствующих аккредитованных организаций есть в каждом регионе. Все желающие иностранцы могут обратиться в региональный банк данных, где оператор проинформирует усыновителя о детях, оставшихся без попечения родителей. Здесь мы сталкиваемся с первой проблемой. В отличие от иностранных граждан российские граждане практически не имеют доступа к банку таких данных. В результате чего создается реальная возможность для сокрытия здоровых детей от российских усыновителей, которые впоследствии усыновляются иностранцами. Подобного рода ситуации требуют особого внимания и контроля со стороны государства, а также органов прокуратуры.

После знакомства с ребенком, иностранному гражданину необходимо принять решение, результаты которого необходимо огласить органам опеки. Если решение положительное, то далее следует процедура сбора всех необходимых документов. После сбора документов дело об усыновлении (удочерении) направляются в суд. Одной из главных проблем на данном этапе является невозможность проверки судом всех представленных документов на их законность получения. Так, многие медицинские заключения иностранные граждане получают на территории своего государства, а не на территории Российской Федерации . Конечно, мы не можем утверждать, что все собранные иностранцами документы получены в результате коррупции, но и в обратном уверенности нет. Процедура сбора необходимых документов носит длительный характер, и, возможно, именно поэтому каждый усыновитель таким способом пытается сократить время ожидания.

Второй проблемой была и остается проблема насилия в отношении детей , усыновленных иностранными гражданами. Это происходит главным образом из-за отсутствия должного контроля над условиями содержания усыновленного ребенка, за соблюдением его прав и законных интересов. Так, начиная с пятого месяца после отъезда ребенка за границу, вступает в действие регулярная и многоступенчатая система обследования условий жизни детей, данные которой, отправляются в Россию. В соответствии с российским законодательством приемные родители должны представлять отчеты о состоянии ребенка после усыновления. Однако на практике такие отчеты либо имеют ложные сведения, либо не предоставляются совсем. При возникновении ситуации, когда ребенок чувствует себя некомфортно в приемной семье по каким-либо причинам, социальные службы принимаю решение о переустройстве ребенка в другую семью на территории иностранного государства. Только в случае если данная мера по переустройству невозможна, ребенка возвращают на родину. Однако случаи отмены международного усыновления являются достаточно редкими. Данная ситуация не может не отразиться на психике ребенка.

Результатом решения данной проблемы стало принятие Государственной Думой Российской Федерации Федерального закона № 272-ФЗ от 18 декабря 2012 года «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», названный также «Законом Димы Яковлева», в память о ребенке, умершим из-за халатности своих усыновителей - граждан США . Данный закон утвердил полный запрет на усыновление российских детей гражданами США. Уже в 2014 году целые регионы полностью отказались от иностранного усыновления: Белгородская, Брянская, Ивановская, Костромская, Курганская, Курская, Магаданская, Мурманская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Самарская, Сахалинская, Тюменская, Ульяновская области, Краснодарский край, Мордовия, Алтай, Хакасия, Тыва .

В последнее время в России принято огромное количество нормативно-правовых актов, международных норм и стандартов, регулирующих институт усыновления. Тем не менее, законодательное регулирование процесса усыновления, а вместе с тем и защита прав несовершеннолетних не лишена недостатков. Данная проблема сегодня требует укрепления гарантий защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей на конституционном уровне. Для решения указанных проблем необходимо разработать и принять нормативно – правовые акты как на уровне государства, та и на международном уровне, которые будут четко регламентировать процесс проверки представленных иностранными гражданами документов. Согласно статье 21 «Конвенции о правах ребенка» усыновление не должно носить коммерциализированный характер . Исходя из этого, необходимо ввести контроль над соблюдением процедуры аккредитации всех органов, занимающихся усыновлением, а также усилить контроль над представлением отчетов по содержанию ребенка в приемной семье. Главная задача государства на сегодняшний день это забота о детях, оставшихся без попечения родителей. Однако ответственность за сложившую ситуацию лежит не только на государстве как на гаранте прав и свобод, но и на обществе, где эти права реализуются. Если мы будем продолжать равнодушно относиться к сложившимся проблемам, то законы будут носить лишь формальный характер.

Список использованной литературы

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ

2. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс], URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/

3. Минаева И. Н., Панфилов М. А. Проблемы усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами // Юридический журнал. – 2014 - № 1

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов , в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

О применении пункта 2 статьи 121 см. Определение Конституционного Суда РФ от 06.02.2004 N 52-О.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети , оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

1. дети , оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

1. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

2. Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Абзац второй пункта 2 статьи 125 настоящего Кодекса вступает в силу со дня официального опубликования соответствующих нормативных правовых актов Правительства РФ.

В настоящее время действует Положение о порядке передачи на усыновление детей , являющихся гражданами Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 сентября 1995 г. 917

Порядок передачи детей на усыновление , а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

3. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка (статья 137 настоящего Кодекса) возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса).

1. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

Лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

Супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

Лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

Лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

Бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

Лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации;

Лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

Лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

Лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. 542

О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, см. приказ Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. 332

2. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

3. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований пунктов 1 и 2 настоящей статьи и интересов усыновляемого ребенка.

1. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

2. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте, установленной пунктом 1 настоящей статьи, не требуется.

1. Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) - согласие органа опеки и попечительства.

Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.

2. Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда о его усыновлении.

3. Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения.

Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:

Неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;

Признаны судом недееспособными;

Лишены судом родительских прав (при соблюдении требований пункта 6 статьи 71 настоящего Кодекса);

По причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

1. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей).

Для усыновления детей, находящихся в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме приемных родителей.

Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных учреждений.

2. Суд вправе в интересах ребенка вынести решение о его усыновлении без согласия лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

1. Для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие.

2. Если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка.

CI/7A1 »CEEEPI>KWHW3C»tf

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

6. Караев Р. М. Консультативное заключение Международного суда ООН по Косово и международное право [Электронный Ресурс]. URL: http://statlc.bsu.az/w8/Xeberler%20Jurnali/Sosial% 202010%203/64-76.pdf (Дата обращения: 15.07.2013).

7. Резолюция 1244 (1999), принятая Советом Безопасности на его 4011-м заседании, состоявшемся 10 июня 1999 года // Официальный сайт Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. URL: http://daccessddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/172/91/PDF/N9917291. pdfPOpenElement (Дата обращения: 15.07.2013 г.).

8. РИА Новости (07.02.2011): Россия обеспокоена перестрелкой на границе Таиланда и Камбоджи // Официальный сайт РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/ world/20110207/331451717.html#13737554466914&message=resize&relto=login&action=rem oveClass&value=registration (Дата обращения: 15.05.2014 г.).

9. Статут Международного Суда (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)// Действующее международное право. - Т. 1. - М., 1996.

10. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XII. - М., 1956.

11. Фещенко В. Судьям не до революций. Президент Международного суда ООН о традициях, менять которые нелегко// Российская газета. - 15.05.2013. - № 6077 (Спецвыпуск).

М. В. Шевченко

ЗАШИТА ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

В данной статье раскрывается понятие Ключевые слова: защита прав и ин-

усыновления (удочерения), рассматрива- тересов детей, усыновление (удочерение), ются проблемы защиты прав и интересов тайна усыновления, детей при усыновлении (удочерении) в Российской Федерации.

М. V. БИеусИепко

PROTECTION OF CHILDREN RIGHTS IN CASE OF ADOPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION: THEORY AND PRACTICE

The article deals with the concept of adoption and problems of protection of children rights and interests in case of adoption in the Russian Federation.

Защита прав ребёнка в современной России является одной из значимых проблем. Семейное законодательство закрепляет право ребёнка жить и воспитываться в семье как основополагающее (ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации). В п. 1 ст. 124 Семейного кодекса РФ это положение нашло своё развитие: усыновление (удочерение) является приоритет-

Key words: protection of children rights and interests, adoption, secret of adoption.

ной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить как интересы ребёнка, так и взрослых людей, которые по тем или иным причинам не могут иметь своих детей. В нашей стране сложности обеспечения действительной защиты прав и интересов детей, которые остались без попечения родителей, являет-

ся одной из самых острых. Усыновление -сложный институт семейного права. Объектом усыновления являются интересы ребёнка, передаваемого на усыновление. От правильного выбора семьи, в которую передаётся ребёнок, зависит его судьба. Закон при усыновлении исходит из основного принципа семейного законодательства -обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Соблюдение интересов детей - обязательное условие любого усыновления. Под интересами ребёнка при усыновлении понимается, прежде всего, обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития. Каждый ребёнок - это неповторимая личность, поэтому сугубо индивидуален каждый случай усыновления. Усыновление совершается в интересах детей тогда, когда в основе действий усыновителей лежат мотивы и идеи, направленные на предоставление усыновляемому ребёнку прав, гарантированных Конституцией, Семейным и Гражданским кодексами с целью воспитания и гармоничного развития его личности, а сами усыновители приобретают права и способны исполнять обязанности родителей. Интересы детей предполагают тщательный подход к выбору будущего усыновителя. К лицам, которые могут быть усыновителями, законодательство предъявляет многочисленные требования, которые регламентирует статья 127 Семейного кодекса РФ. Усыновление совершается в строгом соответствии с законодательством и ведет к установлению правовых последствий, предусмотренных статьей 137 Семейного кодекса РФ.

Несмотря на то, что произошло активное обновление отечественного семейного законодательства, в правовом регулировании усыновления детей существует немало проблем. Так, в соответствии со ст. 7 Конвенции о правах ребёнка, каждый ребёнок имеет право знать своих родителей, с оговоркой «насколько это возможно». Аналогичное положение закреплено в п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ. Речь, очевидно, идёт об объективной невозможности

знать своих родителей (нет никаких сведений об отце, матери, неизвестно где они находятся и т.д.). При этом в юридической литературе достаточно дискуссионным является вопрос о соответствии права ребёнка знать своих родителей и тайны усыновления либо биологического происхождения при применении методов искусственного оплодотворения. Ещё в КоБС 1969 г. появились нормы о тайне усыновления (удочерения) (ст. 110). Допускалось в целях обеспечения тайны усыновления (удочерения) изменение места и даты рождения (не более чем на 6 месяцев) усыновленного ребенка, предусматривался запрет без согласия усыновителей, а в случае их смерти без согласия органов опеки и попечительства сообщать какие-либо сведения об усыновлении либо выдавать выписки из книг регистрации актов гражданского состояния, из которых было бы видно, что усыновители не являются кровными родителями усыновленного. В ст. 105 закреплялась возможность изменения фамилии, имени, отчества усыновляемого. В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21.05.1970 г. за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя была внесена норма (ст. 124.1), согласно которой наказывалось данное преступление исправительными работами на срок до двух лет или штрафом до двух минимальных месячных размеров оплаты труда, либо общественным порицанием.

В настоящее время закон возлагает обязанность соблюдать тайну усыновления на судей, вынесших решение об усыновлении ребенка, должностных лиц, осуществивших государственную регистрацию усыновления, а также лиц, иным образом осведомленных об усыновлении (п. 1 ст. 139 Семейного кодекса РФ). Тайна усыновления охраняется нормами гражданского процессуального законодательства, поскольку дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании (ст. 273 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Участвующие в рассмотрении дела лица должны

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя в случаях, предусмотренных ст. 155 Уголовного кодекса Российской Федерации, что отражается в протоколе судебного заседания и подтверждается подписями указанных лиц.

В настоящее время вопрос об отмене тайны усыновления встаёт часто. С целью сохранения тайны усыновления многие женщины имитируют беременность, а также факт выписки из родильного дома, поэтому о факте усыновления ребёнка не догадываются даже близкие родственники. Вместе с тем после достижения совершеннолетия, усыновлённые дети желают получить информацию о своих биологических родителях. Однако органы опеки и попечительства, ЗАГса, другие лица, которые обязаны хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну в силу ст. 155 Уголовного кодекса РФ, не вправе предоставлять такую информацию. Усыновлённый ребенок может получить её только непосредственно от усыновителей. Другим, достаточно дискуссионным, является вопрос о том, могут ли усыновлённые дети, у которых сохранились отношения не с родителями и другими кровными родственниками, наследовать после них? В п. 3 ст. 1147 Гражданского кодекса РФ сказано: «В случае, когда в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации усыновленный сохраняет по решению суда отношения с одним из родителей или другими родственниками по происхождению, усыновленный и его потомство наследуют по закону после смерти этих родственников, а последние наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства» . Семейное законодательство предусматривает, что «при усыновлении ребёнка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца,

если усыновитель-женщина. Помимо этого, предусмотрено, что если один из родителей усыновлённого ребёнка умер, то по просьбе умершего родителя (дедушки или бабушки ребёнка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребёнка. О сохранении таких отношений указывается в решении суда об усыновлении ребёнка» . Суть спорных точек зрения ученых сводится к разрешению проблемы о том, сохраняются ли родственные отношения и, соответственно вытекающие из них наследственные права усыновлённого с любыми другими родственниками его умершего родителя (дядями, тетями, двоюродными братьями и сестрами и т.д.) либо нет. Присоединяюсь к мнению А. Л. Маковского, который названные выше нормы толкует буквально: «Поскольку сохранение родственных отношений усыновленного с родственниками по происхождению из прежней семьи зависит от решения суда, такие отношения сохраняются с теми лицами, которые названы в решении суда» . Однако другими авторами трактуются расширительно положения п. 3 ст. 137 Семейного кодекса РФ. В частности, О. Ю. Шилохвост, считает, что «родственные и все другие, основанные на родстве связи ребёнок приобретает не непосредственно в отношении каждого кровного родственника, а через своего родителя, и в силу этого происхождения ребёнок приобретает связи с другими родственниками. Он пишет: «...санкционируя сохранение отношений усыновлённого с одним из своих родителей, суд тем самым санкционирует и сохранение всех тех родственных и семейных связей, участником которых данный усыновлённый являлся в качестве ребёнка своего родителя» . В действующем Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 апреля 2006 года № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», к сожалению, разъяснения по этому поводу не даются. Состав

Гуманитарные и юридические исследования

преступления, предусмотренный ст. 155 Уголовного кодекса РФ, сформулирован следующим образом: «...разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом в размере до 80 ООО рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 4 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового» . Данное

деяние заключается в извещении любого лица в устной или письменной форме о факте усыновления кого-либо, а также в сообщении усыновленному ребенку о том, что его родители являются усыновителями.

Проведенный анализ норм семейного законодательства России позволяет сделать вывод, что положение, согласно которому возможно представление сведений об усыновлении с согласия усыновлённого лица, достигшего совершеннолетия, требует детальной разработки. Проблему о том, сохраняются ли родственные отношения и соответственно вытекающие из них наследственные права усыновленного с родственниками его умершего родителя (дядями, тетями, двоюродными братьями и сестрами и т.д.) либо нет, следует разъяснить в Постановлении Пленума Верховного суда РФ.

Литература

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002г. № 138-ФЭ (ред. от 14.06.2012 № 76-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЭ (ред. от 25.11.2013 № 317-Ф3).

3. Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. - М., 2002.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от13.06.1966 г. № 63-Ф3 (принят ГДФСРФ 24.05.1996 года).

5. Шилохвост О.Ю. Спорные вопросы правового регулирования наследования усыновлённых // Журнал российского права. - 2006. - № 1.