Обращения организаций в государственные органы. Обращения граждан: виды, формы, понятие, порядок рассмотрения

Федеральным законодательством установлено право участия граждан в местном самоуправлении. Оно введено нормами прямого действия и обеспечивает реализацию государственных гарантий. К ним относят, в частности, положения, которыми регламентируется процедура проведения референдума, сходов, опросов, конференций, публичных слушаний, отзыва должностных лиц и депутатов, информирования населения о деятельности территориальных структур. В качестве одного из способов участия жителей в осуществлении власти выступает возможность обращения граждан в органы местного самоуправления.

Актуальность вопроса

Обеспечение участия населения в деятельности территориальных структур считается важнейшим средством проявления общественно-политической инициативы, заинтересованности жителей в муниципальных делах. Люди на законодательном уровне получают возможность выражать свое мнение относительно различных вопросов, оказывать определенное влияние и определять направления деятельности институтов власти, осуществлять народный контроль над их работой. Обращение (жалоба) гражданина в органы местного самоуправления выступает в качестве конституционно-правового средства выражения и защиты его интересов и свобод.

Специфика

Законодательство устанавливает разные формы обращений граждан в органы местного самоуправления. Они могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными. Вместе с этим они не должны нарушать интересы и права других лиц. Порядок обращения граждан в органы местного самоуправления регламентируется ФЗ № 59. Закон № 131 обязывает властные структуры рассмотреть заявления и дать ответ по существу вопроса. Это должно быть сделано не позднее месяца с даты поступления обращения граждан в органы местного самоуправления. Проблемы, возникающие у жителей, должны решаться эффективно и в срок.

Права населения

Обращения граждан в органы местного самоуправления могут сопровождаться дополнительными документами. Жители вправе затребовать те или иные материалы, имеющие существенное значение для разрешения вопроса. Кроме этого, граждане могут:

Важный момент

Любой пример обращения граждан в органы местного самоуправления представляет собой юридический акт. Действие лица или нескольких субъектов в этом случае сознательно направлено на формирование определенных последствий. Направляя документ в какую-либо структуру, человек вступает с ней в соответствующие правоотношения. В качестве обращения граждан в органы местного самоуправления может выступать только такое послание, из содержания которого явно исходит желание побудить адресата к тем или иным юридически существенным действиям.

Запреты

Обращения граждан в органы местного самоуправления не подлежат разглашению. Не допускается обнародование сведений, касающихся личности автора послания, без его на это согласия. Не будет считаться разглашением информации перенаправление обращения в госорган или местную структуру власти, а также должностному лицу, компетентному в решении поставленных вопросов.

Классификация

На сегодня строгого разделения на виды обращений граждан в органы местного самоуправления нет. В работах разных специалистов приводятся различные классификации посланий по тем или другим признакам. Так, например, Ямпольская приводит категории в зависимости от цели действий авторов:


Устные сообщения

Выше было сказано, что обращения граждан могут направляться в разных формах. Наиболее распространенной считается письменная. Кроме нее, допускается также послание в электронной форме или устное обращение. Последнее используется, как правило, тогда, когда описываемые факты очевидны и не требуют дополнительных проверок или уточнений. В этих случаях по существу вопроса может быть дан оперативный ответ уполномоченной структурой. Зачастую он также может быть выражен устно. Грамотный подход к такой форме обращения обеспечивает максимально быстрое принятие правильного с точки зрения закона решения. Если вопрос несложный, проще обратиться устно. Должностному лицу, в свою очередь, с целью экономии времени целесообразно дать незамедлительный ответ. Таким образом, существенно сокращаются сроки рассмотрения, устраняется необходимость в переписке, позволяет более оперативно решать вопросы. Устное обращение может быть сделано при встрече или по телефону.

Другие послания

В практике чаще всего используются письменные обращения. Такие послания отправляются по почте, факсу, передаются через секретарей или канцелярию. Следует отметить, что и письменные, и устные обращения имеют одинаковую юридическую силу. В условиях интенсивного использования Интернета популярностью стали пользоваться электронные послания. Существует еще одна специфическая форма обращений - публикация в СМИ материалов, касающихся заявлений, предложений, содержащих те или иные актуальные вопросы.

Тематический классификатор

Он создан во исполнение поручения главы государства от 12 февраля 2011 г. Тематический классификатор включает в себя пять разделов:

  1. Политика, общество, государство.
  2. Социальная сфера. В нее в числе прочего входят вопросы науки, спорта, культуры, образования, здравоохранения, соцзащиты.
  3. Экономика. К этой тематике относят вопросы сельского хозяйства, промышленности, транспорта, торговли, связи, строительства и так далее.
  4. Безопасность, законность, оборона.
  5. Сфера ЖКХ.

Требования к содержанию

Пример обращения граждан в органы местного самоуправления, представленный в статье, иллюстрирует основные моменты, касающиеся оформления послания. Законодательство предъявляет определенные требования к таким документам, если они составляются письменно. Что касается электронных посланий, то требования к их оформлению приводятся на сайтах муниципальных образований. Как правило, на Интернет-странице присутствует специальная форма.

  1. Наименование и адрес местоположения структуры, Ф.И.О. и должности лица, которому направляется послание.
  2. Имя, отчество и фамилия автора.
  3. Адрес прописки/жительства либо места учебы/работы заявителя.
  4. Описание проблемы.
  5. Просьба/требование.
  6. Дата.
  7. Подпись автора.

Если обращение не содержит сведений об адресате или авторе, оно считается анонимным. Такие послания, как правило, не подлежат рассмотрению. Исключением являются сообщения о террористических актах, преступлениях, которые принимают правоохранительные органы.

Особенности рассмотрения

Прием обращений граждан осуществляется по установленному законодательством порядку. Рассмотрение сообщений производится теми подразделениями и должностными лицами, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. Служащие территориальных структур обязаны проводить личные встречи с гражданами. Для этого создается определенный режим приема, устанавливаются часы и дни. В течение 30-ти дней гражданин, направивший обращение, должен получить официальный ответ по существу. За нарушение этого срока законодательство предусматривает административную ответственность должностных лиц. Письменное обращение должно быть зарегистрировано в трехдневный срок с даты поступления.

Безосновательность послания

В письменном обращении может содержаться вопрос, который ранее многократно рассматривался и по его существу уже давались ответы ранее. Если очередное сообщение не содержит новых обстоятельств или доводов, руководство территориальной структуры или уполномоченное лицо может признать его безосновательным. В этом случае принимается решение о прекращении переписки. Об этом автор извещается письменно.

Ответ на сообщение

При принятии любого решения по поставленному вопросу заявитель должен получить письменное уведомление. Ответ на обращение подготавливается службой-исполнителем либо сотрудником общественной приемной. Он должен быть подписан руководителем подразделения, заведующим или непосредственно главой администрации МО. Должностные лица и структуры, к полномочиям которых не относится решение поставленного вопроса, обязаны перенаправить сообщение в соответствующие подразделения в пятидневный срок, уведомив об этом заявителя. При личном приеме гражданин должен получить разъяснения, куда ему следует обратиться с его проблемой. Принятое по вопросу решение в случае несогласия с ним заявителя может быть оспорено. Это осуществляется в порядке подчиненности или в судебную инстанцию по правилам, изложенным в законодательстве. Надзор за исполнением норм, регламентирующих процедуру рассмотрения посланий от населения, осуществляет прокуратура. Обращение гражданина признается разрешенным, если все вопросы, которые в нем поставлены, были рассмотрены, и по ним получены исчерпывающие ответы, а также приняты необходимые меры в соответствии с действующим законодательством.

Важнейшим конституционным правом граждан в сфере государственного управления является право на обращение в органы государственной власти: граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Данная конституционная норма находит свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее - Ф.З № 59), который вступил в юридическую силу 02.11.2006.

Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме иди в форме электронного документа предложение, заявление или жадоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Классификацию обращений можно провести по нескольким основным критериям:
1) по субъектам (индивидуальные и коллективные; подаваемые физическими лицами и юридическими лицами);
2) по форме (устные; письменные; в форме электронного документа):
3) по адресату (направленные в органы государственной власти; в органы местного самоуправления; должностному лицу);

4) по содержанию:
предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и обше-ства;
- заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод иди законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Порядок подачи и рассмотрения обращений органами государственной власти и местного самоуправления регулируется Федеральным законом № 59, включает следующие положения.

1. Право на обращение имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом), объединения граждан, в том числе юридические лица.

2. Граждане могут обращаться лично (ст. 13 ФЗ № 59 - порядок проведения личного приема граждан должностным лицом), а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

3. Праву граждан обращаться в органы государственной власти корреспондирует обязанность уполномоченных органов и должностных лиц работать с обращениями граждан (принимать их, рассматривать в установленные законом сроки и принимать решения). Лица, виновные в нарушении установленного порядка рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (ст. 5.59 КоАП РФ).

4. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, со-держащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

5. Закон не предусматривает сроков для подачи обращения.

6. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает:
либо наименование государственного органа (органа местного самоуправления), в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
свои фамилию, имя, отчество (в противном случае ответ на обращение не дается - ч. 1 ст. 11 ФЗ № 59);
почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме, адрес электронной почты, если ответ должен быть в форме электронного документа (в противном случае ответ на обращение не дается - ч. 1 ст. 11 ФЗ № 59);
излагает суть предложения, заявления иди жадобы; - ставит личную подпись и дату;
вправе приложить к письменному обращению документы и материмы либо их копии.

7. Права гражданина при рассмотрении обращения предусмотрены ст. 5, 16 ФЗ № 59, права и обязанности соответствующих органов и должностных лиц - ст. 10 ФЗ №59.

8. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

9. В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

10. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны дать мотивированный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Обращения граждан позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов управления, исправить их ошибки. Обращения выступают и как форма обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.

Название документа: О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (с изменениями на 27 декабря 2018 года)
Номер документа: 59-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован: Российская газета, N 95, 05.05.2006

Парламентская газета, N 70-71, 11.05.2006

Собрание законодательства Российской Федерации, N 19, 08.05.2006, ст.2060

Дата принятия: 02 мая 2006
Дата начала действия: 02 ноября 2006
Дата редакции: 27 декабря 2018

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (статьи 1 - 18)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 144, 02.07.2010);
(Российская газета, N 169, 02.08.2010) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2014, N 0001201411250019) (о порядке вступления в силу см. );
Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 305-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.11.2015, N 0001201511040009);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.11.2017, N 0001201711270077);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N 0001201812280022).
____________________________________________________________________


Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
(Часть дополнительно включена с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ)

Комментарий к статье 1


Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ .

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Комментарий к статье 2

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации , международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Комментарий к статье 3


Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ ;

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Комментарий к статье 4

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ ;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5_1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ .

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Комментарий к статье 5

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Комментарий к статье 6

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ .

Комментарий к статье 7

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3_1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 528-ФЗ .

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Комментарий к статье 8

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Комментарий к статье 9

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (пункт дополнен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ ;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ .

Комментарий к статье 10

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 182-ФЗ .

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения Федеральным законом от 29 июня 2010 года N 126-ФЗ .

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению (часть дополнена с 13 июля 2010 года Федеральным законом от 29 июня 2010 года N 126-ФЗ .

4_1. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ)

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
(Часть в редакции, введенной в действие с 14 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 182-ФЗ .

5_1. В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.
(Часть дополнительно включена с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ)

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Заявления, предложения, жалобы… В потоке документов, поступающих от граждан, может потеряться даже опытный делопроизводитель. Документы нужно не просто зарегистрировать и подготовить по ним ответ, но и провести через десяток других этапов с соблюдением сроков рассмотрения и хранения в архиве.

При правильной организации работа с обращениями граждан из каждодневной рутины может превратиться в кладезь ценной информации. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрежительно относиться к самому рядовому обращению. В предложениях и жалобах, которые должны храниться в архиве, можно найти немало рекомендаций и идей, которые будут полезны для более эффективной работы организации.

Нужно помнить, что делопроизводство по обращениям граждан представляет собой самостоятельный участок работы службы документационного обеспечения организации. Ведение этого делопроизводства имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при определении правил ведения делопроизводства в конкретной организации.

В настоящее время работа с обращениями граждан регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2010 № 126-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, с изм. внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 18.07.2012 № 19-П).

Кто должен рассматривать обращения

Если в вашу организацию поступает много заявлений, предложений и жалоб граждан, то целесообразно создание специального структурного подразделения: бюро, отдела или сектора. Это также относится к законодательным и исполнительным органам РФ, субъектам местных органов управления и самоуправления.

Если обращений граждан немного, то ими занимается специально выделенный работник делопроизводственной службы. Как вариант, работа с этой категорией документов может быть частью обязанностей секретаря руководителя. При этом руководитель организации должен держать этот участок работы под личным контролем.

Сроки хранения обращений граждан

Сроки хранения обращений граждан (предложения, заявления, жалобы и др.) и документы по их рассмотрению (справки, сведения, переписка) в зависимости от их значимости установлены ст. 183а, б, в Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден Министерством культуры Российской Федерации 25.08.2010), и составляют:

  • предложения, письма творческого характера, заявления, жалобы, содержащие сведения о серьезных недостатках и злоупотреблениях, коррупции - постоянно ;
  • личного характера – 5 лет ЭПК ;
  • оперативного характера – 5 лет .

Отметка ЭПК означает, что часть документов может иметь научно-историческое значение. Такие документы передаются в государственные, муниципальные архивы или хранятся в организации.

Важно! Осуществляя экспертизу документов по обращениям граждан, необходимо оценить срок их хранения с точки зрения значимости для общества, государства и т.д. Главная задача – не допустить уничтожения документов с предложениями граждан, которые внедрить по объективным причинам пока нет возможности. В будущем при благоприятном стечении обстоятельств, вы сможете достать их с архивных полок и внедрить в жизнь.

Виды обращений граждан и их особенности

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ все граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Обращение гражданина – это комплексное понятие. Им может быть предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, составленное в письменной форме или в виде электронного документа. Существуют три основных вида обращений: предложение, заявление и жалоба.

Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Цель такого вида обращения обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а также предложить конкретные пути и способы решения поставленных задач.

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. В отличие от предложения в заявлении не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. В жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав.

Во многих случаях предложения, заявление и жалобы имеют четко определенный вид обращения граждан, но часто встречаются обращения, носящие смешанный характер.

В последние годы введен еще один вид обращения граждан – ходатайство , которое представляет собой обращение гражданина, подаваемое в письменном виде, с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с представлением документов их подтверждающих. Этот вид обращения оформляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. При этом важно, чтобы ходатайство и все прилагающиеся к нему документы были оформлены в соответствии с установленными требованиями.

В законе г. Москвы от 18.07.1997 № 25 (в ред. от 21.06. 2000 № 21) «Об обращении граждан» даны такие понятия, как коллективное обращение и его разновидность петиция.

Коллективные обращения – обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.

Петиция – коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

В какой форме можно подавать обращение

Граждане имеют право обращаться в соответствующие инстанции как письменно, так и устно.

Письменное обращение гражданина должно содержать:

  • наименование государственного органа или органа местного самоуправления, адрес органа или фамилию, имя, отчество должностного лица, которому направлено обращение, или наименование его должности;
  • фамилию, имя, отчество гражданина, который направляет обращение, его почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • уведомление о переадресации обращения;
  • изложение сути обращения;
  • личную подпись гражданина и дату.

Если обращение направлено по электронной почте, то оно в обязательном порядке должно содержать адрес электронной почты гражданина.

Устное обращение гражданина излагается во время личного приема, который ведет руководитель организации. Если изложенные факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, личность гражданина известна, на обращение дается устный ответ. В некоторых случаях, когда для ответа требуется время для наведения справок и т.д., гражданину отвечают письменно.

Этапы ведения делопроизводства по обращениям граждан

Правила делопроизводства по обращениям граждан установлены Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с измен. и доп. 29.06. 2010 и 27.07.2010).

Работа с обращениями граждан включает в себя выполнения следующих операций:

  • личный прием граждан;
  • прием и первичная обработка письменных обращений;
  • регистрация обращений;
  • рассмотрение обращений руководством;
  • подготовка проекта ответа на обращение;
  • уведомление заявителя о направлении обращения в другие учреждения, организации; 
  • уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения;
  • контроль за сроками исполнения документов и выполнением принятых по ним решений;?
  • ответ гражданину;
  • информационно-справочная работа по обращениям;?
  • формирование дел и текущее хранение обращений;?
  • анализ поступивших обращений;
  • работа с устными обращениями граждан.

Этап 1. Личный прием граждан

Личный прием граждан могут вести руководители организаций, его заместители или ответственные работники. Сведения о месте (расположение и номер кабинета, помещения) и времени (дни и часы) приема должны быть доступны для граждан. Эта информация размещается на стендах или официальном сайте организации. Обычно личный прием граждан осуществляется один раз в неделю, преимущественно в вечернее время.

Гражданин при личном приеме обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность. В организации, осуществляющей прием граждан, может вестись журнал предварительной записи посетителей. Секретарь руководителя ведет регистрационно-контрольную карточку (РКК) или журнал, где фиксируются как устные, так и письменные обращения граждан.

Если в процессе личного приема гражданина удовлетворило решение руководителя, краткое содержание этого решения заносится в РКК или в журнал и обращение считается исполненным. Если руководитель не может принять решение во время приема, тогда составляется письменное обращение, и с ним ведется работа как с письменным обращением. Если обращение гражданина не относится к компетенции данной организации, лицо, ведущее прием должно помочь посетителю определить, где находится нужное учреждение (адрес, телефон, факс и т.д.).

Этап 2. Прием и первичная обработка письменных обращений граждан

Прием и первичная обработка письменных обращений граждан ведется так же, как и в общем делопроизводстве. При получении документа работник службы ДОУ должен проверить целостность конверта, пакета или упаковки, правильность адресования документа. При вскрытии конверта (пакета) проверяется наличие документов, включая приложения. При недостаче вложений, повреждении документов или приложений к ним необходимо сообщить в тот же день отправителю в письменной форме.

Составляется акт в 3 экземплярах: первый остается в службе ДОУ, второй приобщается к поступившему документу, третий направляется отправителю документа. Ошибочно доставленная корреспонденция возвращается отправителю.

Конверты сохраняются и прилагаются к документам в случаях, когда только по ним можно установить адрес отправителя и дату отправки, в остальных случаях конверты уничтожаются.

Конверты с пометкой «Лично» и грифами «Секретно», «Коммерческая тайна», «Конфиденциально» работниками службы ДОУ не вскрываются. На конверте нужно проставить штамп о поступлении и дату поступления, после чего закрытый конверт с документами передать в подразделение, отвечающее за работу с информацией ограниченного доступа, а с отметкой «Лично» – передать адресату.

Принятые факсограммы (факсы) регистрируются, рассматриваются и передаются на рассмотрение руководству или непосредственно исполнителю организации, которому был адресован факс. Прием и регистрация документов в электронном виде, поступивших на электронный адрес организации, осуществляется службой ДОУ, передаются по информационно-телекоммуникационной сети организации руководству или непосредственной исполнителю.

Существуют законодательно установленные сроки и способы обработки документов .

Документы, требующие срочного рассмотрения, передаются на регистрацию незамедлительно. Обработка остальной корреспонденции осуществляется в день ее поступления или в первый рабочий день при поступлении документов в нерабочее время.

Поступившие телеграммы принимаются под расписку с проставлением даты и времени приема. Текст телефонограммы записывается или печатается получателем, регистрируется и оперативно передается руководителю, которому она адресована.

Если в организации необходимо разработать дополнительные условия сроков и способов обработки и передачи документов, то они указываются в локальном нормативном акте, который доводиться до всех работников с неукоснительным их выполнением.

Предварительное рассмотрение поступающих документов производится исходя из оценки их содержания, на основании установленного в организации распределения обязанностей между руководством. Документы, прошедшие предварительное рассмотрение, подлежат регистрации и только после этого передаются на рассмотрение руководству организации.

Документы, зарегистрированные службой ДОУ, передаются на рассмотрение руководству организации в день их поступления . Рассмотренные руководством документы с резолюциями возвращаются в службу ДОУ, где в регистрационно-контрольном журнале (карточке) (РКФ) вносится содержание резолюции, срок исполнения поручения, Ф.И.О. и должности исполнителей поручений, только после этого документ передается на исполнение. Если исполнителями являются несколько структурных подразделений, то подлинник передается ответственному исполнителю, а остальным передаются копии документа.

Передача документа, находящегося на исполнении, из одного подразделения в другое производится только с разрешения руководителя или по договоренности между руководителями подразделений. О передаче документа в ходе исполнения уведомляется служба ДОУ, которая делает об этом отметку в РКФ.

Этап 3. Регистрация обращений

Регистрация обращений граждан имеет две особенности. Во-первых, регистрации подлежат все без исключения обращения граждан. При этом они должны регистрироваться в течение трех дней с момента поступления в организацию. Во-вторых, регистрационный номер включает начальную букву фамилии автора обращения и порядковый номер поступающего обращения в пределах календарного года. Регистрационный индекс может быть дополнен другими обозначениями, если они необходимы для обеспечения систематизации, поиска, анализа и сохранности обращений граждан в данной организации.

В случае направления обращения в различные организации по одному и тому же вопросу, все они будут переданы в тот орган или организацию, которая компетентна в решении данного вопроса, поставленного в обращении. В этом случае все поступившие обращения должны быть учтены под регистрационным индексом первого обращения с добавлением порядкового номера через дробь. Например: Н-413/1, Н-413/2. В случае повторного обращения, ему присваивается очередной порядковый номер, но в регистрационной форме делается отметка повторно и подбирается вся предшествующая переписка.

Повторным считается обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени первого обращения истек установленный срок рассмотрения или гражданин не удовлетворен данным ему ответом. Распространенной регистрационной формой для обращения граждан является регистрационно-контрольная карточка (РКК).

Число экземпляров РКК определяется необходимостью для справочной работы и контроля исполнения обращений самой организацией.

Регистрационно-контрольные карточки могут формироваться по алфавитному, географическому или тематическому признакам.

Скачать

Этап 4. Рассмотрение обращений руководством

Рассмотрение обращений руководством осуществляется так же, как и другой корреспонденции, поступающей в организацию: руководитель знакомится с содержанием обращения, пишет резолюцию. Если обращение содержит ряд вопросов, которые могут решить несколько компетентных органов, то в течение семи дней с момента регистрации , направляются копии обращения в другие соответствующие органы или должностным лицам. Орган или должностное лицо, переадресовавший обращение, могут запрашивать документы или материалы о результатах рассмотрения письменного обращения, но при этом не разрешается направлять адресату решение или действие (бездействие), которое может быть обжаловано гражданином. Исключение составляют только суды, органы дознания или предварительного следствия.

При рассмотрении обращений, если руководитель может сразу принять решение, то он отражает его в резолюции. Секретарь (или исполнитель) составляет и оформляет ответ заявителю. Если требуется мнение специалистов, запросы в другие организации и др., руководитель назначает в резолюции исполнителя (исполнителей), а документ передается на исполнение.

Этап 5. Уведомление заявителя о направлении обращения в другие учреждения и организации

В том случае если обращение не относится к компетенции донного органа или должностного лица, в течение семи дней с момента регистрации его пересылают по назначению, а заявителю высылают уведомление о направлении его обращения в другую инстанцию.

Этап 6. Уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения

Этап 7. Подготовка проекта ответа на обращение

Подготовка проекта ответа на обращение осуществляется исполнителем, назначенным руководителем организации в резолюции. Проект ответа должен готовиться очень тщательно, а принимаемое решение опираться на законодательство РФ, всестороннее изучение всех обстоятельств и причин, побудивших гражданина направить обращение.

При подготовке ответа при необходимости исполнитель посылает запросы в другие организации. Установлено законом, что ответ на запрос должен быть подготовлен и выслан в течение 15 дней . Запросы составляются в трех экземплярах: один направляется по назначению в адрес, второй – автору обращения, третий помещается в дело.

Этап 8. Контроль за сроками исполнения документов

Важно помнить, что контроль за сроками исполнения документов и выполнением принятых по ним решений ведется за каждый полученным обращением. Его осуществляет структурное подразделение или должностное лицо, отвечающее за работу с обращениями граждан.

При осуществлении контроля за исполнениями обращений граждан необходимо в первую очередь знать сроки исполнения полученных обращений. Это сроки установлены ст. 12 от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Ответ гражданину должен быть дан в течение 30 дней со дня регистрации . Если по каким-либо уважительным причинам подготовка ответа затягивается, в исключительных случаях закон разрешает продлить срок исполнения обращения еще на 30 дней с уведомлением об этом гражданина. И так из выше сказанного максимальный срок подготовки и направления ответа заявителю составляет 60 дней .

Если для принятия решения требуется направить запросы в другие компетентные организации или органы государственной власти, такие обращения ставятся на особый контроль . В этом случае в организации на всех РКФ, а также на самом обращении проставляется штамп и пишется слово «Контроль» или буква «К». Предложения, заявления, жалобы, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. Контроль завершается только после принятия исчерпывающих мер по разрешению вопроса. Решение о снятии с контроля принимают только руководители, ответственные за правильное рассмотрение писем граждан.

При большом потоке поступающих обращений сложно своевременно контролировать без применения современных компьютерных технологий. В настоящее время существует достаточно много компьютерных программ, позволяющих осуществлять контроль обращений граждан.

Этап 9. Ответ гражданину

Ответ гражданину оформляется на бланке письма организации, которая непосредственно отвечает гражданину на его обращение. Требования по оформлению ответа предъявляются такие же, что и к оформлению писем. Ответ подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом или лицом, исполняющим его обязанности. Ответ заявителю пересылается по почте. Ответ не дается на анонимное обращение , в котором не указана фамилия гражданина и его почтовый адрес.

Этап 10. Информационно-справочная работа с обращениями граждан

Информационно-справочная работа с обращениями граждан?устанавливается самой организацией: картотеки, принципы систематизации в них карточек для быстрого и точного поиска нужного обращения. Как правило, систематизация карточек производится в алфавитном порядке по фамилиям заявителей, что дает возможность ответить на любой запрос о состоянии рассмотрения любого обращения.

Все документы (само обращение гражданина и документы, создаваемые в процессе подготовки ответа, переписка)?должны храниться в структурном подразделении или у лица, отвечающего за работу с письмами граждан. Формировать и хранить дела у исполнителей запрещается, поэтому после завершения работы и подготовки ответа гражданину он обязан все документы, включая экземпляр КРК, передать ответственному за работу с обращениями граждан для централизованного формирования дела.

Важно помнить, что в дела подшиваются только исполненные документы, т.е. после того, как ответ гражданину уже направлен.

Этап 11. Формирование дел по обращениям граждан

Некоторые особенности формирования дел по обращениям граждан заключаются в том, что:

  • все документы, создаваемые в результате подготовки ответа на обращения гражданина, должны быть сформированы в отдельные от общей переписки дела;
  • в деле документы располагаются в следующей последовательности:
    • оригинал обращения;
    • копия ответа;
    • все документы, отражающие процесс рассмотрения письма гражданина, в хронологической последовательности по мере их поступления;
  • в деле могут быть подшиты несколько групп документов, которые располагаются в алфавитном порядке, в зависимости от количества поступивших обращений в организации и документов к ним прилагающихся;
  • повторные обращения и все материалы к нему подшиваются за группой документов по первому обращению; обращения граждан по вопросам работы организаций и обращения по личным вопросам группировать отдельно;
  • коллективные обращения следует формировать в отдельные дела.

Этап 12. Анализ поступивших обращений

Анализ поступивших обращений ведется в организациях в виде справок, сводок и обзоров. Такие обзоры составляются периодически. По решению руководства организации они могут составляться ежемесячно, ежеквартально и т.д.

Цель составления аналитических справок заключается в том, что можно обобщить содержание в обращениях предложений, рекомендаций, практических советов, критических замечаний, чтобы в дальнейшем своевременно выявить и устранить причины, порождающие нарушение прав и интересов граждан, охраняемых законами РФ. Аналитические обзоры помогают усовершенствовать работу организации.

Аналитические сводки не имеют установленную форму, поэтому имеют различный вид, где можно отражать те показатели, которые необходимо в данный момент проанализировать и просчитать для различных задач, для анализа исполнительской дисциплины в структурных подразделениях, причины задержки или неисполнения обращений граждан и т.д.

Приведем примерную форму сводки структурных подразделений, подготовленную для руководителя организации.

Сводка об исполненных обращениях граждан с нарушением срока исполнения

Ф.И.О. гражданина,

откуда поступило,

дата, регистрационный

номер

Содержание обращения Резолюция

Этап 13. Работа с устными обращениями граждан

Устное обращение гражданин может выразить при личном приеме руководителю организации, его заместителю или ответственному работнику. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема.

Устное обращение гражданина может поступать по телефону. По телефонным обращениям справочного характера абонентам с использованием имеющейся адресно-телефонной базы данных безотлагательно предоставляются необходимая информация и разъяснения по существу поставленных вопросов.

Телефонные обращения граждан по сложным вопросам, требующим дополнительной проверки и принятия необходимых мер, регистрируются в день их поступления: информация, полученная в составе обращений, в установленном порядке вносится в РККФ. Указанная информация направляется по принадлежности в структурные подразделения организации для решения поставленных в обращениях вопросов в порядке, предусмотренном законодательством для письменных обращений граждан.

Организация делопроизводства с обращениями граждан – это сложная и ответственная работа, будь то устное или письменное заявление. Каждое обращение гражданина (в любой его форме) может содержать конкретные требования, указания на нарушения и предложения по разрешению проблем. Закон закрепляет гарантии граждан по рассмотрению их обращений и принятия по ним законных решений, которые могут иметь пользу как для самих заявителей, так и для организаций.

Т.В. Войцехович

консультант по вопросам
делопроизводства

Федеральным законом № 59-ФЗ регламентирована такая процедура, как рассмотрение обращений физических лиц и организаций в различные государственные органы. Какие сроки рассмотрения обращений граждан РФ и другие нюансы, возникающие из этих правоотношений, рассмотрены в настоящей статье.

Немного о законе и о праве обращения

Названный Федеральный закон принят законодательным органом РФ еще в 2006 году, однако большинство людей так и не знает о нем, о том какие их права защищены этим нормативным документом. Какой срок рассмотрения можно узнать именно из этого правового акта.

Любой гражданин в соответствии со своими интересами, предоставленными ему Высшим законом России - Конституцией, волен обратиться в любой государственный или муниципальный орган, как в письменном, так и в устном виде с целью получения каких-либо разъяснений или рассмотрения иных вопросов. Это право закреплено не только Конституцией, но и указанным выше законом. При этом нормативный документ говорит о том, что он распространяется и на лиц, являющихся иностранными гражданами, а также на тех, кто вовсе не имеет гражданства.

Круг лиц, которые законом отнесены к тем, кто имеет право на подобные заявления, весьма широк. В него входят и простые граждане, физические лица, и организации, как юридические лица, а также всевозможные сообщества граждан, ассоциации, союзы и тому подобное.

Право на обращение

Рассматриваемым ФЗ о сроках рассмотрения обращений граждан, определено, что любой человек может самостоятельно прийти в абсолютно любой государственный орган, в муниципальный орган или обратиться в негосударственное юридическое лицо, которое осуществляет публичные функции. Этому человеку обязаны предоставить исчерпывающие ответы на все вопросы. Естественно, что данные вопросы должны быть разумны и относится к компетенции органа, в который направлены.

Названное право граждан отличается тем, что оно является свободным и добровольным, однако такие обращения граждан, срок рассмотрения которых рассмотрен чуть ниже, ни в коей мере не может нарушать права и свободы каких-то третьих лиц. Обращающийся человек обязан пользоваться своим правом добросовестно, в противном случае, он может не только не получить ответа, но и быть привлеченным к ответственности, если своими действиями причинил кому-то какой-то ущерб.

Терминология

Федеральный закон о сроках рассмотрения обращений граждан, прежде чем устанавливать их права и обязанности их контрагентов, возникающие на фоне обращений, определяет некоторую используемую в нем терминологию. Перечисленные в нем термины знакомы каждому человеку, но не все знают, как они трактуются именно законодателем.

Так, нормативный правовой акт определяет под понятием «обращение» действия гражданина или иного лица, который в письменной форме или путем применения электронно-цифровых носителей направил в государственный или иной орган жалобу, заявление, предложение и тому подобное. Другими словами, любой документ, требующий ответа, как бы он ни назывался, в рамках рассматриваемого закона будет считаться обращением.

Более того, под обращением понимаются и устные заявления, которые не выражены на каком-то носителе. Сроки рассмотрения обращений не зависят от того, в какой форме они направлены в государственный орган.

Другое понятие, вытекающее из первого и использующееся в названном нормативном документе, зачастую применяющееся в повседневной жизни, - это предложение. Под этим словом законодатель подразумевает рекомендацию, которую направил гражданин или юридическое лицо в государственный орган с целью побудить должностных лиц внести какие-либо поправки, корректировки или изменения в нормативно-правовые акты, а также с целью усовершенствования деятельности государственных органов и всего общества в целом.

Заявление как таковое с учетом понятий, определенных законодательным органом и перечисленных в законе, - это просьба гражданина или организации. Суть такой просьбы может заключаться в оказании содействия государственными или муниципальными органами в соблюдении и реализации его законных гражданских прав, конституционных прав. В заявлении может быть указано и о защите конституционных свобод других граждан, даже не являющихся родственниками заявителя. Помимо перечисленного к категории заявлений относятся обращения граждан, срок рассмотрения которых установлен законодательно, и в которых человек просит устранить какие-либо нарушения законов, обращает внимание на несовершенство государственных органов и некачественную работу должностных лиц.

Последний вид обращения, указанный в глоссарии федерального закона, - жалоба. Это слово также известно многим и подразумевает просьбу и одновременно требование гражданина или юридического лица о защите их нарушенных прав, пресечении на них посягательств со стороны либо третьих лиц, либо государственных служащих.

Должностным лицом закон об обращениях называет работника государственного или каковой исполняет хозяйственно-распорядительные, административно-организационные и иные полномочия. Последними этот человек наделен государственной властью, следовательно, он является представителем этой власти.

Права лиц при рассмотрении заявлений

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан определен в Федеральном законе, а значит, их нарушение влечет установленную ответственность для виновных лиц. Более того, статья 5 этого закона определяет правомочия заявителей и подателей жалоб, которые возникают у них после того, как обращение направлено в требуемый орган государственной власти. Среди таких прав имеются следующие:

  1. Податель жалобы или заявления вправе в течение срока рассмотрения его обращения предоставить иные документы и информацию в орган, где это обращение рассматривается.
  2. Заявитель наделен правом просить и требовать от должностных лиц уполномоченного органа предоставлять ему документы, которые имеются в их распоряжении (если это не противоречит иным нормативным документам).
  3. Гражданин вправе требовать от государственных служащих оказания ему помощи в истребовании иных документов и доказательств, которые он сам получить не в состоянии.
  4. Податель заявления имеет право просматривать все материалы и документацию, которая была использована государственными работниками в связи с рассмотрением его заявления. В данном случае такие документы не должны содержать какую-либо тайну, которая охраняется законом.
  5. Самое главное и нужное заявителю право - право на получение ответа с обоснованием позиции государственного органа, со ссылками на нормы действующего законодательства, с рекомендациями по выходу из затруднительного положения. При этом заявитель наделен правом требовать, чтобы был соблюден так называемый срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы.
  6. Если гражданин ошибочно направил заявление не в тот орган, в компетенцию которого входит рассмотрение определенного вопроса, то этот орган обязан уведомить заявителя об этом и переслать его заявление в нужную организацию, которая сможет дать ответ на поставленный вопрос.
  7. При неудовлетворении требований заявителя, а также в случае если ему предоставлен ответ, которым он не доволен, гражданин вправе подать следующую жалобу либо в вышестоящий орган, либо непосредственному руководителю, либо в судебные инстанции.
  8. Заявитель может написать требование о прекращении рассмотрения его обращения.

Сроки

Сроки рассмотрения обращения граждан в организации четко регламентированы законодателем. Они не могут быть дольше установленного предела, если, конечно, не будут продлены. Зачастую на практике заявления и жалобы физических лиц рассматриваются два, а то и три месяца. Нередки случаи когда на заявление вообще не приходит ответа. Однако если знать законодательно установленные временные границы, по истечению которых государственный орган обязан дать ответ, то можно смело требовать их соблюдения, а при отсутствии ответа обращаться в прокуратуру с жалобой на бездействие.

Итак, срок рассмотрения письменного обращения граждан не может быть более тридцати дней. Отсчет этого срока начинается со дня регистрации заявления в канцелярии государственного органа. Чтобы не пропустить этот срок и следить за его исполнением необходимо подавать обращение в двух экземплярах, на втором сотрудник организации должен проставить отметку о принятии, указать должность и фамилию принявшего документ, а также число, когда это произошло.

Специальным сроком определяется рассмотрение заявление, которое подано заявителем высшему должностному лицу территориального государственного образования России, которое имеет сведения о фактах нарушения миграционного законодательства. Такое обращение гражданина или организации обязано быть рассмотрено уполномоченными лицами в двадцатидневный срок.

Законодательство предусматривает для и иных органов власти такую возможность, как продление срока рассмотрения обращения граждан. Так, такое продление возможно, если вопросы, содержащиеся в заявление, требуют получения дополнительной информации от других организаций. В таком случае орган, который должен давать ответ заявителю, направляет в такие организации запрос с одновременным извещением о продлении срока на подготовку ответа заявителя. Продление срока допускается не больше чем на тридцать дней.

Рассмотрение жалоб и заявлений

На сроки рассмотрения обращений граждан в прокуратуру или иной государственный орган огромное влияние оказывает внутренняя процедура, которая разворачивается в организации, после того как заявитель зарегистрировал в канцелярии свою жалобу или заявление. Нормативными актами в области защиты прав граждан при их обращении в уполномоченные органы предусматривается, что должностные лица таких организаций обязаны рассмотреть вопросы или предложения обратившегося лица со всей объективностью и всесторонностью. Для этого государственным организациям предоставлен более расширенный перечень прав, чем тот, который имеется у простых людей. К примеру, государственные служащие вправе запрашивать практически любую информацию у других организаций. Конечно, такая свобода действий ограничивается компетенцией служащего и охраняемой тайной.

Если права или свободы человека были нарушены, и государственный служащий в процессе рассмотрения жалобы или заявления установил это, то ему предоставляется право провести необходимые мероприятия по восстановлению этих нарушенных интересов человека.

На должностное лицо накладываются и определенные обязанности. Главная его обязанность - предоставить письменный ответ на обращение, тщательно разъяснив позицию государственной власти. Еще одна обязанность - сообщение о том, что обращение направлено на рассмотрение в иную организацию.

Срок рассмотрения обращения гражданина составляет, как было указано немного выше, тридцать дней. При этом имеется возможность продления, если требуется направить запрос третьему лицу. Законодательно на такое третье лицо, которым может быть иной государственный орган, возлагается обязанность по подготовке и направлению ответа в запрашивающий орган в течение пятнадцати дней.

Ответ может быть направлен гражданину как на указанный им почтовый ящик, так и по адресу электронной почты. Это зависит от предпочтений самого заявителя.

Некоторые нестандартные ситуации

Естественно, что не все люди соблюдают требования, которые предъявляются к форме и содержанию запросов и обращений. Поэтому рассматриваемый закон также защищает и права должностных лиц, которые рассматривают заявления граждан. Так, если в поданном обращении отсутствует обратный адрес или оно анонимное (не указаны данные обратившегося), то у государственного служащего имеется право не давать ответа. Если же в таком заявлении содержаться сведения о преступлении, то уполномоченное лицо обязано направить его в подведомственную организацию, какой может быть МВД, ФСБ и т.п.

Жалоба на неправильно, по мнению гражданина, вынесенное решение также не рассматривается органами. В период не превышающий семи дней работник такой организации обязан дать ответ на такую жалобу, в котором разъяснить, как должно быть обжаловано судебное решение (апелляция, кассация и т. п.).

Если в заявлении гражданина присутствуют оскорбительные выражения, в том числе нецензурные, то государственный служащий вправе не отвечать на него или предоставить ответ о том, что такое поведение гражданина недопустимо.

Жалоба или заявление, текст которых полностью нечитабелен, не требуют ответа, а если в таких обращениях можно распознать адрес и фамилию гражданина, то соответствующее уведомление о невозможности подготовки ответа высылается ему.

Бывают в практике и моменты, когда граждане, недовольные какой-либо ситуацией, направляют в уполномоченные государственные органы заявления и жалобы с одинаковыми доводами и вопросами. Если такое проявляется неоднократно, а ответ по всем таким вопросам уже предоставлялся гражданину, то начальник организации вправе окончить переписку с таким лицом. Об этом гражданин должен быть извещен. Однако такое решение может быть принято, если обращения гражданина поступали в один и тот же государственный орган и по сути не несут в себе чего-либо нового.

Обращения граждан, срок рассмотрения которых не истек, и для ответа на которые требуется разглашение какой-то охраняемой тайны (например, банковской или коммерческой), также рассматриваются не в пользу заявителя. На такие заявления должен быть предоставлен письменный ответ.

При устранении недостатков, содержавшихся в заявлении, гражданин имеет право на повторное обращение.

Личный прием

Одним из видов обращений является так называемый личный прием людей. Его, как правило, осуществляют руководители организации. Однако, такое право может быть предоставлено и иным уполномоченным лицам. Графики личного приема должны быть расположены непосредственно в самом учреждении, а также на официальном сайте (если таковой имеется).

Для того чтобы попасть на такой прием человеку необходимо взять с собой паспорт или другой документ, который подтвердит его личность. Должностным лицом, которое принимает граждан, должна заполняться специальная карточка, в которую он вносит требования, предложения, жалобы обратившегося устно гражданина. Если все вопросы и жалобы гражданина очевидны для рассматривающего и он может дать незамедлительный ответ, то так и происходит, а в карту приема проставляется соответствующая отметка. Если для ответа необходима подготовка и анализ ситуации, то дается в последующем письменный ответ. Срок рассмотрения обращения гражданина составляет в этом случае те же тридцать дней.

В остальном же личный прием практически ничем не отличается от вышерассмотренного метода обращения. Заявителю так же могут отказать в дальнейшем рассмотрении жалобы, если ответы уже давались.

Некоторые граждане (социально уязвимые категории граждан) имеют право на внеочередной прием руководителями.

Если нарушен срок

Нарушение сроков рассмотрения обращений граждан влечет установленную законами России ответственность. Если такая ситуация происходит, то гражданин вправе написать жалобу в вышестоящую инстанцию, а также в прокуратуру. Обычно, если сроки нарушены, то надзорный орган принимает меры, чтобы ответ был предоставлен гражданину незамедлительно. К виновным лицам, которые допустили такое правонарушение, принимаются строгие меры, в том числе меры дисциплинарной ответственности. К последним относятся замечания, выговоры и даже увольнение с места работы.

Рассматриваемым федеральным законом определено, что любое обращение, за исключением вышеперечисленных случаев, подлежит обязательному рассмотрению. В определенных случаях государственные работники даже обязаны выезжать на место, связанное с обращением.

Таким образом, нарушение сроков рассмотрения обращений граждан - это правонарушение, которое карается государством. Зная эти аспекты, можно с легкостью защитить себя от произвола недобросовестных государственных служащих.

Убытки

Федеральным законом установлены обязанности не только вышеуказанные. Дополнительно законодателем определена возможность взыскания убытков с виновных лиц. Так, например, если обратившийся за разъяснением или с жалобой гражданин в своем обращении указал заведомо ложные сведения, то уполномоченные лица государственного органа вправе в последующем взыскать с него через судебные инстанции понесенные расходы. И, наоборот, бездействующий работник государственной организации, или специалист, действующий вопреки требованиям закона, причинившие убытки подавшему заявление гражданину, должны их возместить.

Таким образом, рассмотренный закон об обращениях всецело защищает права людей, связанные с заявлениями, жалобами, предложениями, направляемыми в уполномоченные государственные органы. Каждому человеку нужно знать, что обращения граждан, срок рассмотрения которых не может быть в самом крайнем случае больше шестидесяти дней, подлежат обязательному рассмотрению и требуют ответа, если составлены с учетом всех требований закона.