Является ли сотрудник налоговой представителем власти. Кто является представителем власти по специальному полномочию

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ

по смыслу УК должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц. не находящихся от него в служебной зависимости. В административном праве П.в. - должностное лицо, наделенное по занимаемой должности полномочиями предъявлять юридически властные требования (предписания,указания)и применять меры административной ответственности к органам, должностным лицам и гражданам, не находящимся по службе в их подчинении. П.в. в сфере охраны общественного порядка выступают работники милиции, т.е. лица рядового и начальствующего состава милиции: состоящие на службе в кадрах органов МВД и имеющие специальные звания милиции, военнослужащие, т.е. лица рядового, сержантского, офицерского состава внутренних войск,армии и флота, исполняющие обязанности по охране общественного порядка, народные дружинники (граждане, являющиеся членами добровольных народных дружин). При исполнении обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности они наделены правом отдавать гражданам и должностным лицам обязательные для распоряжения и предъявлять необходимые для охраны правопорядка требования (могут состоять в указании следовать определенным маршрутом или прекратить движение, предъявить документы, соблюдать определенные меры безопасности и т.п. Злостное неповиновение их законным требованиям или распоряжениям образует состав административного правонарушения. предусмотренный ст. 165 КоАП). К П.в. относятся сотрудники налоговой службы, налоговой полиции, торговой инспекции, службы по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию; валютного контроля\", стандартизации, метрологии и сертификации; государственного пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и других надзорных структур. В пределах своей компетенции они вправе давать гражданам и должностным лицам указания и предписания. Невыполнение их или ненадлежащее выполнение влекут административную ответственность по ст. 165(5), 165(9) КоАП. В соответствии с законодательством прокуроры и судьи являются П.в. Проявление неуважения к суду и невыполнение законных требований прокурора влекут административную ответственность по ст. 165(1). 165(10) КоАП. Должностные лица местного самоуправления наделяются полномочиями П.в., принятые или решения в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами. Невыполнение решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, влечет административную ответственность по ст. 193(3) КоАП. Колодкин Л\".М.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ" в других словарях:

    Юридический словарь

    Представитель власти - (англ. representative of power) в уголовном праве РФ должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не нах … Энциклопедия права

    ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ - должностное лицо властного органа, а тж. иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости … Юридическая энциклопедия

    По советскому праву должностное лицо, наделённое правами и обязанностями по осуществлению функций органов государственной власти или государственного управления, в соответствии с которыми он вправе давать обязательные для исполнения… … Большая советская энциклопедия

    ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ - см. Насилие над представителем власти … Словарь-справочник уголовного права

    Представитель власти - Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными… … Словарь юридических понятий

    Должностное лицо властного органа, а т.ж. иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости … Энциклопедический словарь экономики и права

    ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ - в российском праве, в том числе и уголовном праве, П. в. должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не… … Энциклопедический словарь конституционного права

    представитель власти - по смыслу УК РФ должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной… … Большой юридический словарь

    ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ - должностное лицо, облеченное властными полномочиями, распространяющимися на лиц, не находящихся у него в служебном подчинении … Большой экономический словарь

Книги

  • Жребий праведных грешниц. Сибиряки , Нестерова Наталья Владимировна. Сибирь, двадцатые годы самого противоречивого века российской истории. С одной стороны - сельсовет, советская власть. С другой - "обчество", строго соблюдающее устои отцов и дедов. Большая…

по смыслу УК должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. В административном праве П.в. - должностное лицо, наделенное по занимаемой должности полномочиями предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административной ответственности к органам, должностным лицам и гражданам, не находящимся по службе в их подчинении. П.в. в сфере охраны общественного порядка выступают работники милиции, т.е. лица рядового и начальствующего состава милиции: состоящие на службе в кадрах органов МВД и имеющие специальные звания милиции, военнослужащие, т.е. лица рядового, сержантского, офицерского состава внутренних войск, армии и флота, исполняющие обязанности по охране общественного порядка, народные дружинники (граждане, являющиеся членами добровольных народных дружин). При исполнении обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности они наделены правом отдавать гражданам и должностным лицам обязательные для распоряжения и предъявлять необходимые для охраны правопорядка требования (могут состоять в указании следовать определенным маршрутом или прекратить движение, предъявить документы, соблюдать определенные меры безопасности и т.п. Злостное неповиновение их законным требованиям или распоряжениям образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 165 КоАП). К П.в. относятся сотрудники налоговой службы, налоговой полиции, торговой инспекции, службы по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию; валютного контроля, стандартизации, метрологии и сертификации; государственного пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и других надзорных структур. В пределах своей компетенции они вправе давать гражданам и должностным лицам указания и предписания. Невыполнение их или ненадлежащее выполнение влекут административную ответственность по ст. 165(5), 165(9) КоАП. В соответствии с законодательством прокуроры и судьи являются П.в. Проявление неуважения к суду и невыполнение законных требований прокурора влекут административную ответственность по ст. 165(1), 165(10) КоАП. Должностные лица местного самоуправления наделяются полномочиями П.в., принятые или решения в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами. Невыполнение решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, влечет административную ответственность по ст. 193(3) КоАП.

Законное определение такой категории должностного лица как представитель власти дается в примечании к ст. 318 Уголовного кодекса РФ. Под представителем власти понимается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2010) Главной особенностью данной категории должностного лица является то, что он наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся от него в служебной зависимости, то есть не подчинены ему по службе.

Под распорядительными полномочиями подразумевается возможность предъявлять обязательные для исполнения требования, издавать нормативные акты или налагать меры юридической ответственности, содержащие обязательные правила поведения и (или) меры ответственности за их нарушения. Адресатами этих полномочий являются любые лица, не подчиненные представителю власти по службе. Представитель власти может вообще не иметь подчиненных. Примерный перечень представителей власти приведен в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе". К ним отнесены депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры и т.п. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"

По мнению Асниса А.Я. понятие представителя власти в ст. 318 Уголовного кодекса РФ является недостаточно полным и точным, поскольку, следуя букве закона и лингвистическому толкованию, словосочетания "должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа" и "должностное лицо, наделенное... распорядительными полномочиями..." не охватывают, в частности, представителей законодательной власти, ибо последние, с одной стороны, не относятся к категории должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов, с другой - не наделены распорядительными полномочиями, так как законодательную деятельность вряд ли можно признать реализацией распорядительных полномочий. В связи с этим следует согласиться с предложением об исключении из Уголовного кодекса РФ примечания к статье 318. Аснис А.Я. Проблемы совершенствования действующего уголовного законодательства об ответственности за служебные преступления// «Российский судья» 2005, N 5

В строгом смысле слова представителем власти является лицо, наделенное от имени государства или местного самоуправления нормотворческими, контрольными или распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не подчинены ему, как по службе, так и по трудовому договору. Именно такие лица и осуществляют законодательную, исполнительную или судебную власть, а также местное самоуправление (что является формой публичной власти). См. там же

Функции представителя власти могут выполнять лица, не связанные с государственными органами или организациями служебными или трудовыми отношениями. Так, например, в соответствии со статьей 117 Уголовно - процессуального кодекса РФ капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, являются органом дознания. Работникам коммерческих организаций законодательством субъекта Российской Федерации может быть предоставлено право налагать административные взыскания, например, за правонарушения на общественном транспорте. Не состоят на государственной или муниципальной службе присяжные и народные заседатели, представители общественности, которым предоставлены властные полномочия в связи с участием их в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями.

Законодательство не требует, чтобы представитель власти выполнял свои функции в каком-либо конкретном институционально обособленном органе. Иногда представитель власти представляет собой единоличный орган власти, который состоит всего из одного лица. Также этот вопрос проблематичен для законодателя и судебной практики. Можно также отметить, что неоправданно помещение в раздел о преступлениях в сфере экономики нормы о злоупотреблении полномочиями частными нотариусами и аудиторами. Частные нотариусы государством наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, им не подчиненных, то есть являются представителями государственной власти. За совершение нотариальных действий частным нотариусом взимается государственная пошлина. На должность они могут назначаться уполномоченными государственными органами юстиции субъекта Российской Федерации. Полномочия частных нотариусов не отличаются от полномочий нотариусов государственных, в ряде субъектов Федерации государственных нотариусов вовсе не существует. Первое время непосредственно после учреждения института частных нотариусов суды правомерно осуждали их за совершенные должностные преступления. Хотя впоследствии практика претерпела изменения.

В 1996 году по конкретному делу Президиум Верховного Суда РФ не признал частного нотариуса субъектом должностного преступления. Частный нотариус Н. была осуждена за халатность. "При удостоверении доверенности на право продажи квартиры она указала, что доверенность подписана доверителями в ее присутствии, личность их удостоверена, дееспособность проверена. Фактически доверители доверенность не давали, а подписи от их имени были выполнены неустановленными лицами. Доверенность была использована для заключения договора купли - продажи квартиры, однако вступить в права владения квартирой покупатель не смог, так как договор купли - продажи в судебном порядке признан недействительным". Президиум Верховного Суда РФ в порядке надзора приговор отменил и дело прекратил за отсутствием состава преступления, сославшись на то, что частный нотариус не является должностным лицом. Такое решение было аргументировано следующими доводами: "в соответствии со статьей 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрена разная ответственность государственных и частных нотариусов за совершение противоправных действий"; "на основании статьи 12 Основ предусмотрен различный порядок отстранения нотариусов от должности"; "нотариус, занимающийся частной практикой, образует свою контору без согласия органов исполнительной власти"; "в соответствии со ст. 34 Основ органы исполнительной власти не вправе их контролировать" Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий и четвертый кварталы 1996 г..

Представитель Власти - по см. ыслу УК должностное лицо право охранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо . наделенное в установленном закон ом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц. не находящихся от него в служебной зависимости. В административном праве Представитель Власти - должностное лицо , наделенное по занимаемой должности полномочиями предъявлять юридически властные требования (предписания,указ ания)и применять меры административной ответственности к органам, должностным лицам и гражданам, не находящимся по службе в их подчинении. Представитель Власти в сфере охраны общественного порядка выступают работник и милиции, т.е. лица рядового и начальствующего состава милиции: состоящие на службе в кадрах органов МВД и имеющие специальные звания милиции, военнослужащие, т.е. лица рядового, сержантского, офицерского состава внутренних войск,армии и флота, исполняющие обязанности по охране общественного порядка, народ ные дружинники (граждане, являющиеся членами добровольных народ ных дружин). При исполнении обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности они наделены право м отдавать гражданам и должностным лицам обязательные для распоряжения и предъявлять необходимые для охраны право порядка требования (могут состоять в указ ании следовать определенным маршрутом или прекратить движение, предъявить документы, соблюдать определенные меры безопасности и т.п. Злостное неповиновение их закон ным требованиям или распоряжениям образует состав административного право нарушения. предусм. отренный ст. 165 КоАП). К Представитель Власти относятся сотрудники налог овой службы, налог овой полиции, торговой инспекции, службы по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию; валютного контроля", стандартизации, метрологии и сертификации; государственного пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и других надзорных структур. В пределах своей компетенции они вправе давать гражданам и должностным лицам указ ания и предписания. Невыполнение их или ненадлежащее выполнение влекут административную ответственность по ст. 165(5), 165(9) КоАП. В соответствии с

Согласно примечанию 1 к ст.285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Следует отметить, что представители власти среди должностных лиц составляют особую группу. Примечание к ст.318 УК раскрывает содержание понятия "представитель власти" применительно ко всем статьям УК. Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Анализ этой дефиниции выявляет некоторую ее неопределенность и тавтологичность: представителем власти является должностное лицо, а должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти. В связи с этим особую значимость имеют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в постановлении от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", где сказано, что к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиям в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

Принципиально новым является признание действующим УК возможности осуществления функций представителя власти по специальному полномочию. Однако в определении понятия специального полномочия нет единого мнения ни в теории, ни в практике уголовного права. Некоторые авторы даже предлагают исключить понятие "специальное полномочие" из уголовного закона, поскольку-де оно не имеет сколько-нибудь определенного правового содержания и лишь вносит логические противоречия в примечание к ст.285 УК.

В свою очередь Пленум Верховного Суда РФ в названном постановлении не дает четкой дефиниции "специального полномочия". Он лишь указывает, что выполнение функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, в течение определенного времени или одноразово либо совмещает их исполнение с основной работой. Но остается неясным: чем же специальное полномочие отличается от временного?

Судебная практика нередко смешивает понятия "специальное полномочие" и "временное полномочие". Так, М., заместитель начальника отдела физической защиты службы на Кавказских Минеральных Водах Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Ставропольскому краю, 28 декабря 1999 г. был отстранен от должности. 13 ноября 2000 г. начальник названного Управления издал на имя М. предписание о проведении рейда по выявлению административных правонарушений в сфере игорного бизнеса. По обстоятельствам проверки возник спор. Дело было передано в суд, который пришел, в частности, к выводу, что М. являлся должностным лицом - представителем власти по специальному полномочию. Однако в данном случае имело место временное исполнение обязанностей должностного лица, поскольку на основании указанного предписания М. получил полномочия на определенное время - на время проведения рейда по выявлению административных правонарушений в сфере игорного бизнеса.

"Специальный" - значит особый, исключительно для чего-нибудь предназначенный. Определение специального полномочия должно содержать в себе признаки, четко отграничивающие его от других понятий. На мой взгляд, специальное полномочие - официально предоставленные (путем издания нормативного или индивидуального акта) представителю общественности права на осуществление административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций, а также функций представителя власти. Таким образом, внештатные сотрудники милиции, внештатные инспекторы технадзора, общественные контролеры, народные и присяжные заседатели, общественные помощники следователя, прокурора, депутата и т.п. являются должностными лицами, осуществляющими функции представителя власти по специальному полномочию.

Поддержку такой позиции можно встретить в юридической литературе. На практике же указанные лица (за исключением народных и присяжных заседателей - о них есть специальная оговорка в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.) должностными не признаются.

Так, в обвинительном приговоре в отношении М., внештатного сотрудника отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД г. Красноярска, суды первой и второй инстанций признали его должностным лицом, исполняющим функции представителя власти по специальному полномочию. Президиум Верховного Суда РФ приговор изменил, указав, что М. признан должностным лицом необоснованно (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2001. N 12. С. 10, 11). Между тем по делу было ясно, что только использование служебных полномочий позволило М. совершить преступление.

Практика показывает, что необходимо пересмотреть положения, регламентирующие деятельность общественных помощников, внештатных сотрудников правоохранительных органов, и официально признать за ними процессуальные полномочия, которые они фактически имеют. Уголовная же ответственность за нарушение ими этих полномочий действующим УК уже установлена в ст.285.

Н. Ковалева,

аспирант Ставропольского госуниверситета