Первые декреты советской власти в области трудового права. Декрет о труде

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ
от 31 января 1918 года
О БИРЖАХ ТРУДА
1) В целях: а) точного учета и планомерного распределения рабочих рук во всех отраслях народного хозяйства; б) упорядочения спроса и предложения труда; в) контроля безработных, получающих пособия согласно закона страхования от безработицы, - учреждаются местные и областные биржи труда.
Примечание. Безработные, не зарегистрированные в местных биржах труда, лишаются права пособий, установленных Законом страхования от безработицы.
2) Местные биржи труда учреждаются местными объединениями профессиональных союзов на указанных ниже основаниях при городских и земских самоуправлениях в поселениях с числом жителей не менее 20000.
В поселениях с числом жителей менее 20000 по указанию профессиональных союзов или, за отсутствием таковых, по указанию фабрично - заводских и иных рабочих комитетов, Советом Бирж Труда могут быть учреждаемы местные биржи труда.
3) Совет Бирж Труда устанавливает районы действия и срок открытия биржи труда.
Примечание. Впредь до образования Совета Бирж Труда, срок открытия биржи труда устанавливается Народным Комиссариатом Труда.
4) Для достижения указанных в ст. 1 целей местные биржи труда: а) регистрируют всех нуждающихся в заработке лиц и безработных данной местности; б) регистрируют все случаи спроса на труд; в) оказывают посреднические услуги по найму; г) ведут текущую статистику предложения и спроса на труд: д) собирают сведения о положении местного рынка труда; е) устраивают столовые и общежития; ж) издают бюллетени о состоянии рынка труда; з) открывают при помещении биржи труда библиотеку, читальню и т.п. и принимают иные меры, способствующие осуществлению указанных в ст. 1 целей.
5) Управление местной биржей труда возлагается на комитет биржи труда, состоящий из представителей профессиональных союзов, 2 представителей местного Совета Рабочих Депутатов и 2 представителей городского и земского самоуправления.
Примечание. За отсутствием профессиональных союзов, в состав комитета входят представители фабрично - заводских и иных рабочих комитетов.
6) Расходы по содержанию местных бирж труда несут городское и земское самоуправление с субсидией от государства, размер которой, в каждом отдельном случае, определяется Народным Комиссариатом Труда.
7) Для объединения и согласования деятельности местных бирж труда, Советом Бирж Труда учреждаются областные биржи труда при областных профессиональных объединениях.
8) Пользование услугами биржи труда бесплатно.
9) Местные и областные биржи труда приостанавливают свою посредническую деятельность в отношении работодателей тех предприятий, в которых происходят забастовки.
10) В целях согласования деятельности местных и областных бирж труда ежегодно созывается Всероссийский Съезд представителей местных и областных бирж труда, который образует руководящий орган - Совет Бирж Труда.
11) Совет Бирж Труда издает для местных и областных бирж труда правила, инструкции, разъяснения; устанавливает единообразные формы делопроизводства, отчетности и статистических обследований.
12) До образования Совета Бирж Труда исполнение положений, перечисленных в ст. ст. 2-й, 3-й, в примечаниях к 5-й, 7-й, 10-й и 11-й, возлагается на Народный Комиссариат Труда.
13) В отношении телеграфных, телефонных и почтовых сношений биржи труда пользуются правами правительственных учреждений.
14) Областные и местные биржи труда, учрежденные на основании сего положения, пользуются правами юридических лиц.
15) С введением в действие сего положения все частные конторы, бюро по найму и тому подобные учреждения, имеющие целью за плату или какое-либо иное вознаграждение служить посредниками по найму, подлежат закрытию.
16) Наем рабочих и служащих производится только через биржу труда.
17) Нарушение ст. 15-й влечет наказание до шести месяцев тюремного заключения.
Председатель Совета
Народных Комиссаров
В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Народные Комиссары
А.ШЛЯПНИКОВ
В.ТРУТОВСКИЙ
Управляющий Делами Совета
Народных Комиссаров
В.БОНЧ - БРУЕВИЧ

Борьба за красное знамя и за «право на труд»

В тот же день между буржуазным большинством Временного правительства и революционными рабочими Парижа возникли разногласия по вопросу о цвете государственного флага. Рабочие-демонстранты требовали признания красного флага - знамени революции и социальных преобразований. Против этого требования выступили буржуазные круги, которые в трехцветном знамени видели символ господства буржуазного строя. Временное правительство решило сохранить трехцветный флаг, но согласилось прикрепить к его древку красную розетку (впоследствии она была снята). В спорах по этому вопросу отразились противоречия между различными классами в понимании характера и задач февральской революции.

Почти одновременно возник другой конфликт. Депутация от рабочих потребовала немедленного издания декрета о «праве на труд». Наличие в Париже огромной массы безработных делало этот лозунг чрезвычайно популярным среди широких слоев трудящихся. После долгих возражений правительство по предложению Луи Блана приняло декрет, гласивший, что оно обязуется «гарантировать рабочему его существование трудом» и «обеспечить работу для всех граждан». Этот декрет носил чисто декларативный характер: при капиталистическом строе лозунг о «праве на труд» неосуществим.

28 февраля перед зданием, где заседало Временное правительство, состоялась массовая демонстрация рабочих со знаменами, на которых были вышиты требования: «Организация труда», «Министерство труда и прогресса», «Уничтожение эксплуатации человека человеком». Лозунг «Организация труда» широко пропагандировался в социалистической литературе предшествующих лет и означал по существу стремление к замене капиталистических производственных отношений иной организацией производства, основанной на социалистических началах. В результате длительных прений правительство приняло решение, носившее видимость компромисса, - создать комиссию по рабочему вопросу во главе с Луи Бланом и Альбером. Для заседаний этой комиссии, в которую вошли делегаты от рабочих, представители предпринимателей и несколько видных экономистов, был отведен Люксембургский дворец. Но Люксембургская комиссия не получила никакой реальной власти и никаких финансовых средств. Комиссия была использована буржуазией лишь для того, чтобы внушить массам иллюзии и, усыпив их бдительность, выиграть время для укрепления своих сил.

Луи Блан играл во всей этой затее самую неприглядную роль. Он призывал рабочих терпеливо ждать созыва Учредительного собрания, которое якобы решит все социальные проблемы. На заседанияж комиссии и вне ее он пропагандировал свой план производственных рабочих ассоциаций, субсидируемых государством. Деятельность Луи Блана вполне отвечала замыслам буржуазии, которая тем временем собирала свои силы для перехода в наступление на завоевания революции. Ленин писал о Луи Блане, что этот французский социалист «мнил себя вождем «трудовой демократии» или «социалистической демократии», а на деле Луи Блан был хвостом буржуазии, игрушкой в ее руках».(В. И. Ленин, «Великий отход», Соч., т. 25, стр. 44-45. ) Ленин по имени этого деятеля мелкобуржуазной демократии называл «луиблановщиной» тактику соглашательства и измены интересам пролетариата.

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р.

ДЕКРЕТ

О ПОРЯДКЕ ВСЕОБЩЕЙ ТРУДОВОЙ ПОВИННОСТИ

Опираясь на Основной закон Р.С.Ф.С.Р. и Кодекс законов о труде, требующие привлечения всех трудоспособных к выполнению общественно полезной работы в интересах социалистического общества, Совет Народных Комиссаров в целях скорейшего обеспечения промышленности, земледелия, транспорта и других отраслей народного хозяйства необходимой рабочей силой на основе общехозяйственного плана постановил:

1. В порядке трудовой повинности осуществить:

а) Привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению, независимо от постоянной работы по роду занятий, различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой, для борьбы с последствиями общественных бедствий и т.п.

Примечание. При всяких такого рода повинностях в случае необходимости мобилизуется также живой и мертвый инвентарь.

б) Использование рабочей силы частей Красной Армии и Флота.

в) Привлечение необходимых квалифицированных рабочих из армии, а равно перевод лиц, занятых в сельском хозяйстве и ремесленно-кустарных предприятиях, на работы в государственных предприятиях, учреждениях и хозяйствах.

г) Повсеместное и постоянное привлечение к общественно полезному труду лиц, таковым не занимающихся.

д) Необходимое перераспределение наличной рабочей силы.

2. Возложить общее руководство по проведению трудовой повинности на Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.

3. Образовать Главный Комитет по всеобщей трудовой повинности, непосредственно подчиненный Совету Обороны, в составе представителей Народного Комиссариата Труда, Народного Комиссариата Внутренних Дел, Народного Комиссариата по Военным Делам. На местах образовать Губернские, Уездные, а в необходимых случаях и Городские Комитеты по всеобщей трудовой повинности, подчиненные соответственным Исполнительным Комитетам в составе представителей Военного Комиссариата, Отдела Управления и Отдела Труда.

4. Возложить на Совет Обороны объявление всех имеющих общегосударственное значение трудовых мобилизаций и повинностей, указанных в п. 1 настоящего Постановления, и предоставить Губернским Исполнительным Комитетам, Городским Исполнительным Комитетам и Уездным Исполнительным Комитетам право объявлять согласно особым инструкциям Главного Комитета по всеобщей трудовой повинности, мобилизации для удовлетворения нужд местного значения.

Примечание. Постановления Совета Обороны, а равно постановления Исполнительных Комитетов распубликовываются на местах в приказах Губернских, Городских и Уездных Комитетов по всеобщей трудовой повинности.

5. А. Предоставить Губернским, Городским и Уездным Комитетам предавать Народному Суду виновных:

а) в уклонении от учета и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в пользовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности; г) в сообщении в качестве должностных лиц заведомо ложных сведений в тех же целях; д) в намеренной порче орудий труда и материалов; е) в небрежной организации работ и нехозяйственном использовании мобилизованной силы; ж) в пособничестве означенным деяниям и укрывательству виновных и пр.

Б. Предоставить подлежащим Комитетам по трудовой повинности в исключительных случаях особой злостности для повторности вышеозначенных деяний предавать виновных суду Революционного Трибунала.