Основные публично правовые отрасли российской системы права. Какая отрасль российского права регулирует семейные отношения

Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права

86. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения. Именно однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую регулятивно-управленческую систему - отрасль права.

Все отрасли права, являясь структурными элементами системы права, взаимосвязаны органическим единством, хотя и неравнозначны по своему значению. Образование новых отраслей является закономерным следствием объективных изменений, происходящих в социально-политической системе. Усложнение общественных отношений, обусловливает необходимость возникновения новых социально-правовых регуляторов. При этом происходит постепенное накопление однотипного нормативного материала, нуждающегося, в конечном счете, в унификации и обособлении. Одним из видов такой унификации как раз и является процесс создания новых отраслей права. В системе российского права традиционно к основным отраслям права относят конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное. Вместе с тем, достаточно часто, в качестве самостоятельных отраслей рассматриваются такие отрасли как: налоговое право, таможенное право, банковское право и т.д.

В рамках системы права проводится различие между отраслями материального и процессуального права.

Отрасли материального права - содержат нормы, которые закрепляют (материализуют) общие принципы (пределы) допустимого (недопустимого) поведения субъектов права.

Отрасли материального права образуются соответственно материальными нормами права, являющимися по своей сути правилами поведения, формулирующими состав правоотношения, характеризующими права и обязанности субъектов, их устанавливающими, пределы правового регулирования. К отраслям материального права относится: конституционное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право и т.д.

Отрасли процессуального права - это отрасли, имеющие организационно-процедурный, управленческий характер, регламентирующие порядок реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разрешения юридических конфликтов (главным образом, в сфере правосудия).

Нормы процессуального права регламентируют процедуру применения норм материального права и производны от них. При помощи процессуальных норм определяется круг участвующих в процессе субъектов, перечисляются их права и обязанности, устанавливаются сроки осуществления предусмотренных законодателем процессуальных мероприятий. К отраслям процессуального права относятся: уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право, арбитражно-процессуальное право.

Вопрос о количестве отраслей права решается применительно к конкретной национальной системе права по-разному. Учитывая относительную объективность деления общественных отношений на виды, представляется возможным выделить следующие основные отрасли права:

1. Конституционное право. Предметом этой отрасли права являются отношения, возникающие по поводу закрепления основ конституционного строя, формирования государственных органов, закрепления естественных неотчуждаемых прав и свобод человека, определения правового статуса граждан и др. Преобладающим методом является учредительно-закрепительный. Основные источники конституционного права России: Конституция РФ, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы РФ «О гражданстве РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «Об общественных объединениях» и т.д.

2. Административное право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях государства. Особенность этой отрасли права в том, что ее нормами регулируется в основном деятельность органов исполнительной власти. Основные методы - императивный, власти и подчинения. Основные источники: Кодекс РФ об административных правонарушениях, Закон «О милиции», Федеральный закон РФ «Об оружии» и т.д.

3. Финансовое право. Предмет - денежно-кредитные отношения, банковские операции, формирование бюджета, взимание налогов и сборов и т.д. Основной метод - императивный. Основные источники: Федеральный закон «О бюджете РФ на 1999 год», Налоговый кодекс РФ, Закон «О банках и банковской деятельности» и т.д.

4. Уголовное право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступлений (преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, освобождение от уголовной ответственности и наказания). Метод - императивный. Основной источник - Уголовный кодекс РФ.

5. Гражданское право. Предмет - имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельностью их участников. Преобладающий метод - диспозитивный. Основной источник - Гражданский кодекс РФ.

6. Семейное право. Предмет - личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие в связи с состоянием родства, заключением и расторжением брака и т.д. Основной метод - диспозитивный. Основной источник - Семейный кодекс РФ.

7. Трудовое право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся вследствие факта продажи собственной рабочей силы (заключение и расторжение трудового договора, рабочее время и время отдыха, гарантии и компенсации и т.д.) и функционирования рынка труда. Основной метод - диспозитивный. Основной источник - Кодекс законов о труде РФ.

8. Уголовно-процессуальное право. Предмет - отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследования преступлений, отправление правосудия). Метод - императивный. Основной источник - Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

9. Гражданское процессуальное право. Предмет - отношения, складывающиеся при рассмотрении гражданских дел судами в сфере гражданского судопроизводства. Метод - императивно-диспозитивный. Основной источник - Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Помимо обозначенных отраслей права некоторые ученые выделяют как самостоятельные земельное, горное, прокурорско-надзорное, военное, торговое, хозяйственное, коммерческое, природоресурсовое, экологическое, уголовно-исполнительное, информационное и др. отрасли права. Однако, думается, уместно ограничиться вышеперечисленными отраслями права, тем более, что все нормы, существующие в системе права, можно безусловно отнести к одной из основных отраслей права.

Особое место в системе права занимает международное право. Собственно отраслью национального права считать его сложно, так как оно регулирует все те отношения, которые складываются между различными государствами. Объем и специфика норм, относящихся к международному праву позволяет объединить их не в рамках какой-либо одной отрасли национального права, а объединить и выделить в особую систему права, не входящую в систему национального права.

80 руб


Криминалистика. Учебник

C использованием современных научных подходов и достижений практической криминалистической деятельности изложены науковедческие основы криминалистики, научные и практические положения криминалистической техники, тактики и методики расследования преступлений. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений, юристов-практиков.

1669 руб


В предлагаемом учебнике излагаются все темы курса Банковское право, который преподается в Московском государственном юридическом университете имени О.Е.Кутафина (МГЮА). Главы учебника посвящены основным вопросам создания и функционирования банковской системы РФ и порядка осуществления банковских операций. Авторы курса уделили особое внимание не только основным теоретическим проблемам отрасли, но и наиболее актуальным вопросам правоприменительной практики.

Учебник рассчитан на студентов бакалавриата Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА), обучающихся по направлению "Юриспруденция", аспирантов, научных и практических работников, всех лиц, интересующихся банковским правом.

589 руб


Учебное пособие содержит документы и материалы по истории рабовладельческого, феодального, буржуазного государства и права, истории возникновения зарубежных социалистических стран. В кратком предисловии содержатся пояснения, как пользоваться хрестоматией.
Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических и исторических вузов и факультетов.

779 руб


В учебном пособии излагаются теоретические и законодательные основы использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, характеризуются конституционные формы земельной собственности, земельные права и обязанности собственников и иных правообладателей земельных участков, раскрываются правовой режим различных категорий земель, способы укрепления земельного правопорядка, охраны земель, защиты земельных прав граждан и юридических лиц, правила применения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также широкого круга читателей, интересующихся вопросами правового положения земель в условиях рыночной экономики России.

314 руб


В учебнике всесторонне рассматривается проблематика государственной службы, теория и практика работы отечественной и зарубежной "бюрократии" во всех ее аспектах: политологическом, правовом, финансовом, историческом, этическом, в ее динамике, современном состоянии и тенденциях реформирования. Подробно описана государственная служба целого ряда зарубежных стран. Особое внимание уделено проблемам реформирования российской государственной службы. Они изложены, как говорится, "из первых рук", так как большинство авторов учебника непосредственно причастны к разработке концепции и различных аспектов реформы.

Книга служит базовым учебником по нескольким дисциплинам и курсам государственной службы, изучаемым во многих вузах страны, адресуется студентам разных ступеней обучения, аспирантам, преподавателям, практикам, участвующим в процессе развития и реформирования отечественной гражданской государственной службы и приведения ее в соответствие с передовыми мировыми стандартами с учетом национальной специфики, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами государственного управления.

Общая характеристика отраслей российского права предпринята с целью показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свои предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отрас­лей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести об­щие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи.

Конституционное право - ведущая отрасль, опреде­ляемая как совокупность юридических норм и институ­тов, опосредующих наиболее важные, исходные государ­ственные отношения. В круг ее «ведения» входят такие вопросы, как основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, формирование и структура представительной, исполнитель­ной и судебной власти, принципы их деятельности и др.

Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция Российской Федераций, выступающая отправ­ной базой для всего текущего правотворчества.

Административное право регулирует сферу управлен­ческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, мест­ных администраций). Для осуществления своих оператив­ных функций все субъекты указанной деятельности наде­ляются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, куль­тура, образование, здравоохранение, оборона, правопоря­док, охрана прав граждан и т.д. Основной метод – власть и подчинение, императивные приказы и указания, иерар­хия и субординация по службе, ответственность за пору­ченный участок.

Финансовое право имеет своим предметом финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, де­нежное обращение, банковские операции, кредиты, зай­мы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового пра­ва тесно связаны с конституционным (государственным) правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятель­ность в значительной мере носит исполнительно-распоря­дительный характер. К числу основных нормативно-пра­вовых актов относятся Налоговый кодекс Российской Фе­дерации. Методы регулирования - контроль, ревизии, вла­стные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности.

Земельное право призвано регулировать вопросы зем­лепользования и землеустройства, сохранения и распреде­ления земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их администра­тивно-хозяйственным назначением. Основной нормативный акт - Земельный кодекс Российской Федерации от 25 ок­тября 2001 г. № 136-ФЗ. Методы регулирования - дозво­ления, разрешения, запреты.

Трудовое право имеет своим предметом сферу трудо­вых отношений (формы рациональной организации обще­ственного труда, его оценка и оплата, определение тариф­ных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений, коллективных догово­ров; вопросы социального страхования, охраны труда, тех­ники безопасности). Субъектами трудовых отношений вы­ступают рабочие и служащие, государственные, обществен­ные и кооперативные организации, профсоюзы. Основной нормативный акт - Трудовой кодекс Российской Федера­ции от 30 декабря 2001 г.

Гражданское право является наиболее крупной отрас­лью, регулирующей обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, досто­инство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйствен­ная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственно­стью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, да­рение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями). Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец – ответчик; должник – креди­тор; заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве. После­дние также регламентируют в известных пределах имуще­ственные отношения, но с помощью иных методов.

В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: на­следственное право, изобретательское, авторское, патент­ное, жилищное, транспортное и т.д. Основной норматив­ный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации (ча­сти первая, вторая, третья, четвертая). Некоторые подотрасли так­же кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания Рос­сийской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, Воз­душный кодекс РФ от 19 марта 1997 г., Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.).

Семейное право тесно связано с гражданским правом, однако это самостоятельная отрасль, регулирующая по­рядок заключения и расторжения брака, отношения меж­ду супругами, родителями и детьми, вопросы патрониро­вания, усыновления, опеки и попечительства, имуществен­ного положения членов семьи, их взаимных прав и обя­занностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.

Уголовное право представляет собой совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) дей­ствия и поступки следует считать уголовно наказуемыми, правомочия компетентных органов по отношению к ли­цам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы каратель­ной политики государства, виды и систему санкций, со­ставы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

Уголовно-исполнительное право включает в себя нор­мы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-исполнительное право (УИП) является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать УИП подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специ­алистов в данной области, это все же самостоятельная от­расль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой спе­цифический метод регулирования - воспитание, поощре­ние в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт – Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ.

Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирую­щая деятельность суда, прокуратуры, органов предвари­тельного следствия и дознания по раскрытию и рассмот­рению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности, участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и за­щиты), их правовое положение. Основополагающий нор­мативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс.

Гражданско-процессуальное право - это совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе дей­ствуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирова­ния. В состав данной отрасли входят также нормы, регла­ментирующие работу арбитражных и нотариальных орга­нов. Главный нормативный акт - Гражданский процессу­альный кодекс РФ 2002 г.

Международное право не входит ни в одну нацио­нальную систему права и разделяется на публичное и час­тное. Оно занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная согласованная воля субъектов международного права, нормы и институты ко­торого закрепляются в различных международных дого­ворах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообще­ства, принципы их взаимоотношений, поведение на меж­дународной арене.

Источники права

Право как качественно своеобразная система имеет свои специфические формы, которые представляют собой сово­купность разнообразных юридических источников, способ организации общих правил поведения, регулирующих со­ответствующие общественные отношения. Это преимуще­ственно нормативные акты, правовые обычаи, норматив­ные договоры. Выбор формы права обусловливает юриди­ческую силу данного регулятора, место и роль в правовой системе, его эффективность.

Различают источники права в трех смыслах: матери­альном, идеологическом и формально-юридическом. Ис­точник права в материальном смысле показывает, откуда появляется право, в чем его первооснова. Речь идет о по­стоянно развивающейся и воспроизводящейся системе со­циально-экономических отношений, материальных и иных потребностях. Этим характеризуется социальная обуслов­ленность права, которая формализуется официальными государственными органами, осуществляющими правотвор­ческую деятельность.

Источник права в идеологическом смысле - это право­вое сознание общества, взгляды, идеи, юридические докт­рины, под воздействием которых создается право. Господ­ствующая правовая идеология - важнейшая предпосылка формирования права.

В формально-юридическом смысле источник права пред­ставляет собой внешнюю форму выражения и существова­ния правовых норм. Источники права - исходящие от государства или признаваемые им официально докумен­тальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Без объективации права в соответствующих внешних формах социальные нормы не могут приобрести качества правовых, невозможно их реальное функционирование.

Государство, устанавливая или признавая уже имеющиеся формы права, наделяет их качествами официальности, обязательности, предусматривает меры государственной защиты.

Официальный, публичный характер источникам права практически придается путем правотворчества, когда нор­мативные документы принимаются (издаются) компетент­ными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства, и путем санкционирования, когда государ­ственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нор­мы), придают им юридическую силу.

Формам права присущи обязательность (непререкаемость правовых установлений, беспрекословность их осуществ­ления со стороны всех субъектов права), формальная оп­ределенность (конкретное, четкое оформление правовых предписаний, выражение их вовне с указанием на соответ­ствующие права, обязанности, последствия невыполнения), общеизвестность (информирование о правилах поведения, сфере и пределах их действия).

Учитывая конкретные способы выражения (закрепле­ния) формально-определенных правил в качестве обяза­тельных и придания им официального статуса, выделяют четыре основных формы права: 1) нормативный акт; 2) нормативный договор; 3) правовой обычай; 4) юриди­ческий прецедент.

Источники права являются не только общими поняти­ями и представлениями, но и своего рода юридическими реальностями - документами, текстами, точными форму­лировками юридических норм. Поэтому важны так в дан­ной области приемы и правила обращения с документами, юридическая техника, знания сугубо практического по­рядка.

Во всех современных государствах исполь­зуется, прежде всего, такая наиболее четкая и совершенная форма пра­ва, как нормативный акт. Он представляет собой правовой акт, который содержит юридические нормы. Его от­личительные черты: определенное содержание общих пра­вил поведения, писаная, строго документальная форма и особый порядок издания. Нормативный акт придает юри­дическим нормам официальный статус, юридическую силу. К их числу в России относятся законы (федеральные кон­ституционные законы, федеральные законы, законы субъек­тов РФ), нормативные указы Президента РФ, постановле­ния правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств.

В правовой системе России существует такой важный источник права, как нормативный договор. Он представ­ляет собой соглашение нескольких субъектов права, со­держащее юридические нормы.

Правовой обычай как общеобязательное правило пове­дения, соблюдаемое в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственной за­щиты, выступает исторически первым источником права. Правовые обычаи - разновидность общегражданских обы­чаев. Их содержание - это конкретные правила, предпи­сывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость соци­альных связей вызывает возникновение в общественном, групповом и индивидуальном сознании определенных сте­реотипов поведения, не обусловленных какой-либо ярко выраженной личной мотивацией. Правовые обычаи чаще всего прямо не зафиксированы в нормах действующего за­конодательства.

Таким образом, к типичным источникам российского права относится нормативный акт. Немаловажное значе­ние имеют нормативный договор и соответствующий обы­чай. Юридический же прецедент, в качестве которого рас­сматривается судебное или административное решение по конкретному делу, обретающему общеобязательное значе­ние, как самостоятельный источник права у нас отсутству­ет, хотя и складываются предпосылки к его появлению.

Законы и подзаконные акты

Самыми распространенными нормативно-правовыми актами выступают законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом власти либо на рефе­рендуме, обладающий высшей юридической силой и регу­лирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаками закона являются, что он является одним из основных источников права; принимается определен­ными субъектами, которые признаются носителями госу­дарственного суверенитета (народ либо высший предста­вительный орган власти); установлен особый порядок при­нятия; регулирует наиболее важные общественные отно­шения; обладает высшей юридической силой. Последнее означает, что никто не вправе отменить или изменить за­кон, кроме того органа, который его создал; другие нор­мативные акты не должны противоречить закону; в слу­чае возникновения противоречия между законом и подза­конным актом приоритет остается за законом.

На территории РФ действуют федеральные конститу­ционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон - это норматив­но-правовой акт, определяющий начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализиру­ется вся система нормативных актов. Федеральный кон­ституционный закон имеет следующие особенности: разви­вает и дополняет положения Конституции РФ; принима­ется только по тем вопросам, которые прямо предусмотре­ны Конституцией страны (см., например, ч. 2 ст. 56, ч. 3 ст. 87, ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118, ч. 3. ст. 128); обладает большей юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов федерации; особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ. Пре­зидент РФ не может отклонять федеральные конституци­онные законы, он обязан их подписать и обнародовать, т.е. промульгацию.

Федеральный закон - это нормативно-правовой акт, при­нимаемый и действующий в строгом соответствии с феде­ральным конституционным законом и регламентирующий определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Феде­ральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президен­том РФ. Вступают в силу одновременно на всей террито­рии страны по истечении 10 дней после дня их опублико­вания, если самими законами не установлен другой поря­док вступления в силу.

Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, что означено ст. 72 Конституции РФ. Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного ведения субъекта (ч. 4 ст. 76), действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76).

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов. В литературе счи­тается, что понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным, так как представляет со­бой иерархию актов, начиная от высших органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нор­мативного характера, не должны противоречить федераль­ной Конституции и федеральным конституционным и федеральным законам. Как правило, вступают в силу одно­временно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

Правительство РФ на основании федеральных законов, указов Президента РФ издает постановления и распоря­жения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Вступают в силу со дня их подписа­ния, если не установлен другой срок введения в действие.

Акты министерств, ведомств и государственных коми­тетов относятся к числу ведомственных подзаконных нор­мативно-правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний.

Ведомственные акты, содержащие нормы права, затра­гивающие права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, а также устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав либо носящие межведомственный характер, подлежат обя­зательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Государственная регистрация означает проведе­ние правовой экспертизы указанных ведомственных ак­тов. Нормативные акты, прошедшую государственную ре­гистрацию, подлежат официальному опубликованию:

> с момента принятия (например, постановления прави­тельства РФ, содержащие сведения, составляющие го­сударственную тайну); со времени, указанного в самом нормативном акте (таким временем может быть, на­пример, момент опубликования);

> со времени, указанного в специальном акте о введении их в действие (например, ФЗ от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ определил, что ч. 2 НК РФ вступает в силу с 1 января 2000 г.);

> по истечении законодательно установленного срока со дня их опубликования (например, федеральные зако­ны вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования).

Какая отрасль российского права регулирует семейные отношения?

Какая отрасль российского права регулирует семейные отношения? Какова специфика метода их регулирования и применения законодательства? Ответы на эти вопросы можно найти в настоящей статье.

Правовое регулирование семейных отношений

Семья — результат многовекового развития семейных отношений, основывается на браке или родстве (возможно иное предусмотренное законом основание, например усыновление). Членов семьи связывают не только имущественные, но и неимущественные отношения, в том числе воспитание детей, ведение совместного хозяйства.

В российском обществе к семейным относятся отношения, построенные на доверии между членами семьи, к которым относятся:

  • супруги;
  • дети;
  • родители;
  • более дальние родственники;
  • опекуны, попечители;
  • усыновители и усыновленные.

Отрасль российского права, регулирующая указанные отношения, — семейное право. Правовое регулирование этих отношений, направленное на их упорядочивание и стабилизацию, осуществляется государством посредством издания специальных нормативных актов. Основной из них — Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (далее — СК).

Кроме него, правовое регулирование осуществляется с помощью норм и положений, содержащихся:

  • в федеральных законах (среди них можно отметить законы «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ, «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 № 143-ФЗ и др.);
  • законах субъектов РФ (например, законе г. Москвы «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» от 14.04.2010 № 12);
  • постановлениях Правительства (например, «Об утверждении перечня заболеваний…» от 14.02.2013 № 117);
  • международных ратифицированных Россией договорах и конвенциях (например, Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948);
  • иных правовых документах.

Применение гражданского законодательства к семейным отношениям

Не все ситуации, возникающие в отношениях членов семьи, могут быть предусмотрены СК. Если имеет место имущественный спор, то к нему может быть применено гражданское законодательство. Главное требование применения норм Гражданского кодекса РФ (далее — ГК): оно не должно вступать в противоречие с сутью семейных правоотношений (см. ст. 4 СК, письмо Минфина РФ от 31.01.2012 № 03-04-08/9-12).

В ряде случаев применение норм ГК прямо предусмотрено в СК, к примеру:

  • п. 2 ст. 30: после признания брака недействительным вопросы, связанные с имуществом, разрешаются в соответствии с гл. 16 ГК;
  • п. 2 ст. 43: основания и порядок расторжения брачного контракта определяются по нормам гл. 29 ГК;
  • п. 3 ст. 60: права ребенка относительно имущества регулируются ст. 26, 28 ГК;
  • п. 1 ст. 100: несоблюдение нотариальной формы соглашения об алиментах влечет последствия, установленные в ст. 163 ГК;
  • п. 3 ст. 148: деньги, выделяемые на содержание опекаемых или подопечных, должны тратиться в соответствии со ст. 37 ГК.

Помимо перечисленных конкретных случаев применения норм ГК к семейному праву, большое значение для последнего имеют также нормы ГК, в которых определены основополагающие понятия, например эмансипация, ответственность, дееспособность, правоспособность и др.

Специфика метода регулирования семейно-правовых отношений

Под методом, с помощью которого осуществляется правовое воздействие на семейные отношения, подразумевается комплекс средств и способов, направленных на получение необходимого результата. При этом метод регулирования семейно-правовых отношений имеет свои особенности:

  1. Независимость. Любой участник правоотношений обладает собственной волей. Никто не вправе навязать свою волю, в том числе и государство. Семейные отношения могут возникнуть исключительно в результате свободного волеизъявления лиц.
  2. Равенство. В семейных отношениях отсутствует фактор подчиненности одного гражданина другому (с юридической точки зрения).
  3. Диспозитивность. Существует возможность выбора определенного действия из нескольких доступных, предоставленных законом. Так, супруги вправе определить судьбу общего имущества как в судебном порядке (подробнее в статье Исковое заявление о разделе совместно нажитого имущества), так и самостоятельно (см. статью Образец соглашения о разделе общего имущества).
  4. Индивидуальность. Возможность принятия решений судебными органами с учетом обстоятельств в каждой конкретной ситуации. К примеру, отступление от равенства долей в совместном имуществе с учетом интересов детей.

ВАЖНО! Российское право регулирует в области семейных отношений только вопросы, связанные с имуществом и защитой материнства, детства, незащищенных категорий граждан (например, инвалидов), избегая вторжения в личные неимущественные отношения, регулируемые обычаями и моралью.

Таким образом, на семейные отношения, так же как и на многие другие, производится государственно-властное воздействие путем применения юридических средств. Основная цель такого вмешательства государства в семью — защита (охрана) и дальнейшее развитие.

Конституционное право - ведущая отрасль российской правовой системы, представляющая собою совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, правовое положение человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления. Конституционное право имеет особый предмет и метод регулирования. Предмет - правовые отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета Российской Федерации. Методы - дозволение, предписание, запрещение (они характерны для всех публичноправовых отраслей), а также установление (характерно только для конституционного права).

Административное право - совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права устанавливают систему, порядок и компетенцию государственных органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляют права и обязанности граждан в отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, устанавливаются меры административной ответственности.

Финансовое право - отрасль права, состоящая из норм, с помощью которых регулируются отношения в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства. Административно-правовые отношения имеют неимущественный характер, тогда как финансово-правовые носят именно имущественный (денежный) характер. В состав финансового права входят подотрасли - бюджетное, налоговое и банковское право, тяготеющие к обособлению.

Уголовное право - совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Нормы уголовного права носят запретительный характер и запрещают общественно опасные действия или бездействия под угрозой применения средств уголовного наказания. Уголовное право подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей содержатся положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и т.д. В Особенной части предусматриваются конкретные виды преступлений и определяются наказания, применяемые за их совершение.

Экологическое (природоохранное) право - молодая отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, юридических лиц и государства в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Нормами этой отрасли закрепляются стандарты здоровой окружающей среды. Некоторые исследователи считают, что экологическое право - это комплексная отрасль современного российского права, сходная с аграрным или хозяйственным правом.


Гражданское право - ведущая отрасль права. Предмет регулирования: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе волеизъявления и имущественной самостоятельности сторон.

Подотраслями гражданского права являются авторское, изобретательское, наследственное право и другие, которые, впрочем, не тяготеют к обособлению. В качестве подотрасли гражданского права, тяготеющей к обособлению, можно выделить предпринимательское право.

Семейное право - отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные отношения, связанные с браком и семьей, родством, опекой и усыновлением и связанные с ними имущественные отношения Они устанавливают, в частности, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным, определяют порядок и формы опеки и попечительства.

Трудовое право - отрасль, регулирующая отношения по применению труда на предприятиях различных форм собственности, в учреждениях и организациях. Предмет регулирования: отношения работника и работодателя по поводу труда первого.

Земельное право - отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и эксплуатации земли. Предмет регулирования: отношения между лицами, а также государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее обработке, эксплуатации, повышению плодородия, охране и т.д.

Исправительно-трудовое право - отрасль, нормы которой определяют порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке, исправительным работам, а также порядок функционирования учреждений и органов, исполняющих приговоры и т.д.

Уголовное процессуальное право - отрасль права, определяющая порядок производства по уголовным делам в период дознания, предварительного следствия и рассмотрения дела судом.

Гражданское процессуальное право - отрасль публичного права, регламентирующая гражданское судопроизводство - рассмотрение судебных дел, вытекающих из споров по гражданским, семейным, трудовым, земельным, экологическим и некоторым видам административных правоотношений. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Арбитражное процессуальное право - сравнительно молодая отрасль права, которая определяет порядок рассмотрения судебных дел, вытекающих из хозяйственных споров между субъектами предпринимательской деятельности или между ними и государственными органами, а также вытекающих из некоторых видов административных правоотношений.

Международное публичное право - не является составной частью национальной системы права. Это совокупность норм, а также принципов, содержащихся в международных конвенциях, договорах, актах, уставах международных организаций, регулирующих отношения между государствами и иными лицами, наделенными международно-правовой субъектноетью.

Международное частное право - совокупность норм права, регулирующая гражданские, брачно-семейные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предмет - отношения, регулируемые в Российской Федерации нормами национального гражданского, брачно-семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом и имеющие международный характер.

В науке, и даже в юридической практике, категории «отрасль права» и «отрасль законодательства» нетождественны. Систему права и систему законодательства можно соотнести между собой как внутреннее содержание и внешнюю форму. Система законодательства - это объективация, конкретное выражение системы права. Система права - это прежде всего научно-доктринальная основа, концептуальная модель правоустановительной деятельности, она носит относительно объективный характер и в минимальном отношении зависит от воли законодателя. Система законодательства, наоборот, - полностью является детищем законодателя, она подвержена воздействию субъективного фактора во всем его многообразии (от некомпетентности авторов законопроектов до прямого лоббизма).

Система права несколько шире системы законодательства, у нее значительно больше источников. Она находит свое отражение не только в позитивном праве, но также в обычном праве, в принципах права, в правовых доктринах, в договорах, содержащих нормы права, в судебных прецедентах, в правосознании.

Систему права характеризует однородность, поскольку каждая отрасль обладает предметом правового регулирования. Отрасли законодательства не обладают подобного рода объединяющим началом.

Система права состоит из отраслей, подотраслей и институтов, а система законодательства - из нормативных правовых актов, поэтому первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства - статья нормативного акта.

Среди отраслей законодательства можно выделить: во-первых, одноименные с отраслями права (уголовное, гражданское, семейное); во-вторых, комплексные отрасли, состоящие из комбинации норм различных отраслей права; гражданского, уголовного, конституционного и др. (хозяйственное, аграрное законодательство, законодательство об охране здоровья, об образовании, науке и т.д.); в-третьих, отрасли, связанные с определенными сферами государственного управления (законодательство о водном транспорте, о таможенной деятельности и т.д.). По этой причине количество отраслей законодательства превышает количество отраслей права: в Российской Федерации их насчитывается 48.

Действующее национальное право включает огромное количество правовых актов, в которых представлено еще большее количество правовых норм. Для удобной и внутренне непротиворечивой организации всего этого нормативно-правового массива (как внутри тех или иных актов, так и в рамках всей совокупности актов) применяется несколько видов систематизации нормативного материала.

Самым простым видом систематизации является организация различных форм учета правовых актов по определенным критериям с обязательной системой поиска соответствующего материала. Развитие компьютерной техники и создание электронных баз правовых данных в последние годы значительно облегчили эту задачу.

К более развитому способу систематизации относится инкорпорация, которая состоит в собрании правовых актов по определенному основанию (тематическому, временному) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативное содержание самих актов. Инкорпорацией является издание разного рода сборников, собраний действующих актов по тому либо иному предметному вопросу и т.д. При самом издании в необходимых случаях осуществляется внешняя обработка текста правового акта (изъятие утративших силу положений, внесение ранее принятых новых положений и т.д.). Однако инкорпорация не предполагает редактирования либо иного изменения действующих правовых норм.

Еще более высоким способом систематизации является консолидация, которая предполагает объединение нескольких различных правовых актов одного порядка в один новый акт. Такой акт, разумеется, принимается в надлежащем порядке соответствующим органом государства, а консолидированные правовые акты утрачивают силу. Консолидация, в отличие от инкорпорации, - это форма официальной правоустановительной деятельности, ибо она связана с принятием новых правовых актов.

Самый высокий способ систематизации - кодификация. Она предполагает переработку, изменение и обновление правовых норм той или иной отрасли либо подотрасли права и принятие нового кодификационного правового акта (свода законов, кодекса, основ законодательства, положения и т.д.), некоторые кодификационные акты имеют общеотраслевой характер и включают все основные нормы той или иной отрасли права (уголовный, гражданский, семейный кодексы), другие объединяют правовые нормы в пределах подотрасли права (таможенный, бюджетный, налоговый кодексы).

Соотношение национального и международного права

В современном мире насчитывается порядка двух сотен независимых государств и столько же национальных правовых систем. Нормы международного права раньше регулировали в основном только те отношения, которые лежали вне компетенции того или иного национального права. Однако в последнее время процессы общемировой глобализации приводят, во-первых, ко все большей унификации национальных систем права (например, путем разработки и принятия модельных нормативных актов, путем реформы системы законодательства), во-вторых, к резко возросшей роли международного права, которое весьма активно вторгается в во внутригосударственные правоотношения.

Внутригосударственное и международное право - это две различные системы права, которые действуют в пределах своих областей без специальной соподчиненности. Реально складывающиеся правоотношения требуют взаимодействия этих систем. Можно выделить три типа такого взаимодействия.

1) дуалистическое: национальное и международное право как две изолированные и взаимонезависимые системы правового порядка;

2) монистическое представление о том, что международное и национальное право - это составные части единой системы права, при этом приоритет отдается верховенству национального права;

3) приоритет отдается именно международному праву. Глобализационные процессы делают самой актуальной именно последнюю модель взаимодействия, при этом особая роль уделяется проблематике сохранения мира, сотрудничества государств, борьбы с терроризмом и наркоторговлей, защиты и соблюдения прав и свобод человека. Заинтересованные субъекты политической и геоэкономической активности используют международное право как инструмент в достижении своих целей, связанных в том числе с разделом сфер влияния в общемировом масштабе.

В Российской Федерации проблематика соотношения международного и национального права решена на конституционном уровне: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое система права? Что характеризуют с помощью этой категории?

2. Что такое отрасль права? Каковы критерии ее выделения в системе права? Назовите отрасли права в российской системе права? В чем заключается объективный характер выделения отраслей права?

3. Что такое правовой институт? Какие виды правовых институтов различают в системе права россии? Что такое подотрасль права?

4. Что такое система законодательства Российской Федерации?

5. В чем различие между частным и публичным правом в Российской Федерации?

6. Что такое систематизация норм права и каковы ее основные виды?

Список литературы

Васильев А.В. Теория права и государства: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2000. Тема 9.

Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник. М., 2000. Тема 11. Раздел III.

Общая теория государства и права: Учебник для вузов; В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001. Главы: XIV, XV, XVII, Т. 2.

Общая теория права и государства/ B.C. Афанасьев, А.П. Герасимов и др. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1999. Тема 14. Раздел III.

Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную область человеческих отношений. То есть, составные части системы права, сгруппированные по предмету своего регулирования, составляют отрасль права.
Различные отрасли права отличаются друг от друга предметом регулирования. Предмет правового регулирования отрасли права – это однородная группа отношений, регулируемых группой правовых норм.
Кроме того, некоторые отрасли права сформированы по объектам правового регулирования. Так, в Конституции говорится о следующих отраслях законодательства: земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, жилищное законодательство, а также семейное законодательство и трудовое законодательство. Они отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ).
Конституция РФ является исходной базой всех других отраслей права. Закрепленные ею принципы выступают ведущим правовым началом всех остальных его отраслей.
Можно выделить следующие основные отрасли права:
1) конституционное (регулирует социально-значимые общественные отношения, основной источник – Конституция РФ);
2) административное (связано с осуществлением исполнительной власти);
гражданское (регулирует имущественные и связанные с ним неимущественные отношения субъектов права);
3) земельное (предметом регулирования являются правовые отношения, связанные с землей);
4) семейное (посвящено рассмотрению проблем, связанных с брачно-семейными правоотношениями);
5) трудовое (рассматривает отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности);
6) уголовное (предусматривает порядок отнесения деяний к правонарушениям, порядок наступления ответственности за их совершение) и иные.
Таким образом, отрасль права представляет собой совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих правоотношения в определенной сфере. Отрасли права не изолированы друг от друга. Каждая отрасль права находится в устойчивой связи с другими отраслями права. Связанность общих институтов выражается в том, что они имеют нормы, которые относятся к разным отраслям права. Отраслей права, которые бы резко дисгармонировали с другими, действующая система российского права не знает.
Классификация отраслей права:
1) материальные – в том случае, если они регулируют материальные или общественные отношения (гражданское право, уголовное);
2) процессуальные – предметом регулирования является применение и регламентация материальных отраслей (гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное).

Еще по теме 26. Отрасли права:

  1. Глава 8. Система международного частного права как отрасли права и отрасли правоведения
  2. § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее место в системе права Российской Федерации
  3. 5. Финансовое право в системе российского права: взаимосвязь с другими отраслями права. Особенности взаимосвязей финансового права и гражданского права, финансового права и административного права.
  4. 8. АП как отрасль права. Его соотношение со смежными от-раслями права.
  5. Общая характеристика уголовного права РФ как науки, отрасли и учебной дисциплины. Место уголовного права в системе национального права