Понятие юридической обязанности. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура

2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1. СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Бекбаев Ерзат Зейнуллаевич, к.ю.н., старший научный сотрудник, Институт правового мониторинга, экспертизы и анализа

Аннотация. Рассматриваются функции субъективного права и юридической обязанности как компонентов механизма правового регулирования. Сделан вывод о том, что роль субъективного права и юридической ответственности в механизме правового регулирования и в развитии общественных отношений универсальна, и их можно рассматривать как специфическую форму руководства обществом, способ социального контроля и управления, инструмент координации деятельности людей.

Ключевые слова: правоотношения, субъективное право, юридическая обязанность

SUBJECTIVE RIGHTS AND LEGAL OBLIGATION IN THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION

Bekbaev Erzat Zeynullaevich, PhD in Law, Senior Researcher, Institute of legal monitoring, assessment and analysis

Annotation: The subjective right and legal obligation functions are reviewed as components of legal regulation mechanism. The conclusion is made, that the role of subjective right and legal obligation in legal regulation mechanism and in social relations development is universal and they may be considered as a specific form of society governing, as a way of social control and administration, an instrument of people’s activity coordination.

Keywords: relationship, a subjective right, the legal obligation

В механизме правового регулирования чрезвычайно важны функции субъективного права и юридической обязанности как необходимых компонентов. При самом общем подходе можно признать, что без субъективного права или юридической обязанности невозможен сам процесс правового регулирования, немыслима никакая юридическая регламентация деятельности людей и их общностей.

Сложный и многогранный процесс правового опосредования общественных отношений не может быть осуществлен без закрепления в позитивном праве и последующей реализации соответствующих прав и обязанностей субъектов. При всей своей громадной значимости только нормы права сами по себе не способны урегулировать должным образом общественные отношения и достичь той цели или того эффекта, на которые рассчитывал законодатель. Это может быть достигнуто лишь с помощью и посредством привлечения также ряда других необходимых правовых рычагов и звеньев, среди которых субъективное право и юридическая обязанность занимают свое незаменимое место. «Правовое регулирование, - пишет Л. С.

Явич, - не может быть осуществлено при помощи от-

дельно взятой юридическом нормы» .

Установление нормы права - это лишь начальный, притом не главный момент правового воздействия государственной власти на общественные отношения. Одного этого факта недостаточно, чтобы эффективно регулировать поведение субъектов и ввести их деятельность и отношения в нужные рамки. Необходимы дополнительные юридические рычаги, обеспечивающие эффективность правовых норм и нужный результат. Одними из таких рычагов являются субъективные права и юридические обязанности тех, чье поведение нуждается в регулировании, на кого рассчитаны правовые нормы. Во многом в предоставлении прав и возложении обязанностей, в практическом их осуществлении, проявляется регулирующее воздействие права в жизни общества. Субъективное право и юридическая обязанность относятся к тем звеньям механизма правового регулирования, которые выражают в определенной мере действие, осуществление, реализацию норм объективного права. Значение субъективного права и юридической обязанности в правовой системе определяется их местом и ролью, как в составе правоотношений, так и в составе правового статуса субъектов. Субъективное право и юридическая обязанность как принадлежности субъектов правового пространства несут на себе, по крайней мере, двойную нагрузку и имеют две свои модификации.

Субъективное право и юридическая обязанность могут служить, во-первых, элементами правоотношений и, во-вторых, элементами правового статуса субъектов. Однако при исследовании вопросов субъективного права и юридической обязанности в юридической литературе традиционно придают главенствующее значение их роли в составе общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Тем самым несколько в тени остаются вопросы субъективного права и юридической обязанности в рамках правового статуса субъектов. Следствием такого подхода в юридической литературе является мнение о том, что субъективные права и юридические обязанности не могут находиться вне правоотношений. Например, даже сторонник «компромиссной» точки зрения Н. И. Ма-тузов полагает, что «никакие субъективные права, в том числе и основные (конституционные), не могут существовать вне всяких правовых связей и отношений, в «чистом виде», вне корреляции их с соответствующими юридическими обязанностями». В обоснование своей точки зрения он поддерживает тезис об общих, или общерегулятивных правоотношениях, которые неизбежно складываются между субъектами в правовой сфере.

Как полагает Н.И. Матузов, указанные правоотношения, порождаемые действием, главным образом, конституционных норм, отражают реальную картину действительности и позволяют решить проблему абсолютных и неотчуждаемых прав, которые не укладываются в привычную схему «классического» правоотношения и квалифицируются часто как «элементы правоспособности» или интерпретируются как общие нормы, а тем самым «лишаются качества субъективных прав». Он также считает, что правоотноше-

1 Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских об-

щественных отношений. - М:, 1961. С.13.

Бизнес в законе

ния общерегулятивного характера есть реальный факт, который является совершенно очевидным. Действительно, никакое субъективное право не может не коррелировать соответствующей юридической обязанности, если они являются элементами правоотношения. В то же время, субъективное право может и не коррелировать юридической обязанности. Например, субъективное право в рамках одного правоотношения вовсе не должно и обычно никак не коррелирует юридической обязанности в другом правоотношении. Если носителем субъективного права и юридической обязанности является один и тот же субъект, то они соответственно никак не могут быть элементами одного и того же правоотношения.

Субъективные права и юридические обязанности имеют более широкое значение в механизме правового регулирования. Их можно рассматривать и как специфическую форму руководства обществом, как способ социального контроля и управления, инструмент координации деятельности людей. Путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей государство определяет основные направления деятельности членов общества, объем их социальных возможностей и свободы, сферу дозволенного и недозволенного, правомерного и неправомерного. Через взаимные права и обязанности людей и их объединений обеспечивается необходимый правопорядок и организованность в обществе, создаются юридические предпосылки для участия человека в общественной жизни, в управлении государством, в использовании материальных и духовных благ. В категориях субъективных прав и юридических обязанностей находят свое выражение и политические, правовые идеалы общества. Субъективные права и юридические обязанности играют также важную мотивационную роль, выступают как эффективные стимулы поведения людей, создающие заинтересованность у них в соответствующих действиях, в использовании своих возможностей. Они влияют на активность и инициативу людей, помогают каждому осознать свое место и роль в обществе, свое значение как субъекта общественных отношений, ориентируют людей в конкретной жизненной ситуации. Важнейшая функция субъективного права и юридической обязанности заключается в том, что они служат юридическим средством распределения социальных благ и удовлетворения потребностей людей, а не просто определителем вида и меры их поведения. Именно через субъективные права и юридические обязанности нормы объективного права воздействуют на общественные отношения, регулируют поведение людей. Таким образом, субъективные права и юридические обязанности лежат в самой основе правового регулирования, являются одним из его ключевых моментов. В то же врем урегулировать общественные отношения - не означает просто установления четких прав и обязанностей у субъектов данных отношений. Необходимо также создать механизм правового регулирования и обеспечить эффективную работу данного механизма. В юридической литературе механизм правового регулирования рассматривается, например, С.С. Алексеевым как «взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения» 2

2 Алексеев С. С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования - М.: «Статут», 1999. С. 365.

Эта система правовых средств включает в себя, в частности, такие основные звенья как, юридические нормы; правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности; акты реализации прав и обязанностей; индивидуальные предписания, акты применения права. Поддерживая в принципе указанное определение понятия механизма правового регулирования, другой крупный исследователь данной проблемы Н.И. Матузов выделяет в механизме правового регулирования шесть компонентов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи, согласованности, выступающих в то же время как самостоятельные под-

системы и звенья.

Первым компонентом механизма правового регулирования являются, как уже отмечалось, юридические нормы, образующие в свою очередь сложную, относительно самостоятельную систему. Второй компонент -правоотношения, возникающие в силу действия указанных норм и составляющие в целом сложнейшую и обширнейшую сеть юридических взаимосвязей между людьми и их объединениями. Третьим компонентом признаются субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право и юридическая обязанность играют в механизме правового регулирования специфическую и в известной мере самостоятельную роль. Тот факт, что субъективное право и юридические обязанности занимают свое особое место в рамках правоотношений еще не говорить о том, что это два компонента механизма правового регулирования не следует рассматривать вне правоотношений.

В рамках наиболее актуальных проблем механизма правового регулирования принципиальное значение имеет вопрос о возможности или невозможности существования субъективных прав вне правоотношений, а также вопрос о признании или не признании общих правоотношений, которые затрагивают целый ряд других важных правовых проблем (вопросы правового статуса, механизма правового регулирования, реализации субъективных прав и т. д.). Поэтому не случайно дискуссии вокруг этих вопросов имеют особую актуальность. По данным вопросам Н.И. Матузов, сопоставляя высказывание С.С. Алексеева о том, что «так и не удалось убедительно доказать, что субъективные права могут существовать вне правоотношений» и высказывание Л.С. Явича о том, что «наличие субъективных прав и юридических обязанностей, выходящих за рамки конкретных правоотношений, не нуждается в настоящее время в дополнительных доказательствах», говорит о «прямо противоположных позициях» или расхождениях5. Однако при более детальном рассмотрении указанных тезисов, можно полагать, что расхождений между ними не обнаруживается. Далее сам Н.И. Матузов говорит о том, «...что Л.С. Явич, как видим, не говорит о наличии прав, выходящих за рамки всяких правоотношений, а только конкретных» 6

Правовые отношения и связи в широком плане представляются как всеобщие связи и институты и отношения, возникающие на основе и под воздействием права в государственно-организованном обществе, а не

3 Там же. С. 365-366.

4 Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. (теоретические проблемы субъективного права). Издательство Саратовского университета. 1972. С.52.

5 Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. (теоретические проблемы субъективного права). Издательство Саратовского университета. 1972. С. 181.

6 Матузов Н. И. Правовая система и личность. Издательство Саратовского университета. 1987. С. 81.

рассматриваются только в узком смысле, по типу только конкретных правоотношений, как должник-кредитор, продавец-покупатель, заказчик-подрядчик и т.д. Как полагают сторонники общерегулятивных правоотношений, правоотношения общерегулятивного характера складываются и существуют, во-первых, между государством и гражданами (по поводу гражданства, наделения человека и гражданина основными правами и свободами, а также юридическими обязанностями, определения правового статуса субъектов, его защиты и гарантирования); во-вторых, между самими гражданами как носителями субъективных прав и обязанностей (по поводу использования предоставленных им возможностей, взаимного признания и уважения прав и обязанностей); в-третьих, между гражданами, с одной стороны, и государственными органами и должностными лицами, организациями и учреждениями, с другой стороны (по поводу осуществления прав и обязанностей, полномочий, соблюдения законности и т.д.). Эти общерегулятивные отношения признаются именно правовыми, поскольку когда субъект выступает в качестве носителя общего субъективного права, то это означает, что оно находится в специфическом положении по отношению к всем другим лицам. Общему праву субъекта всегда корреспондируют определенные юридические обязанности, а общим юридическим обязанностям - соответствующие субъективные права. Если этого не видеть, то совершенно непонятным становится социальный смысл и юридический характер указанных субъективных прав и обязанностей. Нетрудно заметить, что в таком случае права и обязанности будут выглядеть лишь в роли деклараций, не имеющих юридических гарантий и не обладающих правовой природой.

В тех случаях, когда отрицаются общеправовые отношения, преимущественно оперируют категориями полностью индивидуализированных правовых связей, то есть категориями обязательственных, имущественных и им подобных правоотношений из области главным образом гражданского права. Между тем, как было показано ранее, конкретные правоотношения не являются единственно возможным видом правоотношений. Существуют и другие, лежащие в их основе, первичные, исходные, охватывающие наиболее общие и наиболее существенные отношения в правовой сфере. Приходится особо констатировать теоретическую и практическую целесообразность разграничения правоотношений на общие и конкретные при рассмотрении задач уголовного преследования, защиты прав и свобод граждан, превентивной их охраны органами суда, прокуратуры и МВД. При этом исходят их положения о том, что граждане состоят с государством в общих охранительных правоотношениях, которым соответствует обязанность граждан нести ответственность за совершение правонарушений перед государством, в том числе и уголовную. В гражданском праве О.А. Красавчиковым высказано мнение о том, что понятие так называемых правоотношений из закона должно быть изжито из науки права 7

Итак, в результате более подробного рассмотрения вопросов субъективного права и юридической обязанности оказалось невозможным достоверно установить истинность той или иной из существующих концепций правоотношения в юридической литературе. Однако при этом было показано, что тезис сторонников «ши-

рокой» трактовки правоотношения о том, «...что праву одного субъекта всегда соответствует юридическая обязанность другого субъекта» - исходит из должного и не всегда выполняется на практике, что, однако, не является достаточным для доказательства несостоятельности самой этой концепции о необходимости «широкой» трактовки правоотношений. Оказалось, что проблема правоотношений - это и проблема правовых норм, их реализации, и проблема субъективных прав и юридических обязанностей, и проблема правового регулирования общественных отношений, проблема укрепления законности, правопорядка и т. д. Поэтому еще раз приходится констатировать, что она не может иметь однозначного решения и толкования.

Список литературы:

1. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. - М:, 1961. -172 с.

2. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования - М.: «Статут», 1999. - 712 с.

3. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. (теоретические проблемы субъективного права). Издательство Саратовского университета. 1972. - 294 с.

4. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Издательство Саратовского университета. 1987. - 295 с.

5. Красавчиков О. А. Юридические факты в гражданском праве. М. , 1958. - 185 с.

1. Yavich LS Problems of Legal Regulation of Soviet public relations. - M:, 1961. -172 p.

2. Alekseev, S. C. Right: ABC-theory-philosophy: the

experience of complex study - M.: "Statute", 1999. - 712 p.

3. Matuzov NI Personality. Law. Democracy. (Theoretical problem of the subjective right). Saratov University Publishing House. 1972. - 294 p.

4. Matuzov NI legal system and identity. Saratov University Publishing House. 1987. - 295 p.

5. Krasavchikov OA Legal facts in civil law. M., 1958. - 185 p. РЕЦЕНЗИЯ

на статью кандидата юридических наук, старшего научного сотрудника Института правового мониторинга, экспертизы и анализа Бекбаева Ерзата Зейнуллаевича «Субъективное право и юридическая обязанность в механизме правового регулирования»

Вопросы соотношения и взаимосвязи субъективных прав и юридических обязанностей являются одними из наиболее дискуссионных в теории общего права.

В статье, написанной Бекбаевым Ерзатом Зейнуллаеви-чем исследованы функции субъективного права и юридической обязанности как компонентов механизма правового регулирования. Сделан вывод о том, что роль субъективного права и юридической ответственности в механизме правового регулирования и в развитии общественных отношений универсальна, и их можно рассматривать как специфическую форму руководства обществом, способ социального контроля и управления, инструмент координации деятельности людей.

В статье также разрешена дилемма о возможность или невозможности существования субъективных прав вне правоотношений, а также вопрос о признании или не признании общих правоотношений, которые затрагивают целый ряд важных правовых проблем.

ООО "Инвестиционно-финансовая компания "АТОЛЛ"заместитель генерального директора

кю.н. С.Б. Сидоров

7 Красавчиков О. А. Юридические факты в гражданском праве. М. , 1958. С.182.

– это системные элементы правоотношения , которые придают конкретному общественному отношению характерные особенности. Степень свободы участников правоотношения, степень удовлетворения его интересов устанавливаются предписаниями правовой нормы . Юридические права и обязанности являются равнозначными элементами правоотношения, даже при том, что содержание их различно.

Объем и границы субъективных прав и обязанностей в целом определяются нормами права. В правоотношении они конкретизируются применительно к персональным субъектам, правообязанные и управомоченные субъекты строят свое поведение в границах, обозначенных правом. Свобода поведения каждого из них находится в указанных границах.

Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая государством возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом.

Право субъекта называется субъективным потому, что лишь от воли самого субъекта зависит, как им распорядиться. Хотя эта возможность не является произвольной. Это правовая, устанавливающая меру дозволенного поведения возможность.

Существуют три разновидности субъективного права:

  1. в возможности положительного поведения владельца субъективного права для удовлетворения его интересов;
  2. в возможности управомоченного потребовать установленного поведения от обязанных лиц для удовлетворения его законных интересов;
  3. в возможности управомоченного попросить защиты у компетентных государственных органов в случае нарушения его прав. Речь прежде всего идет о принудительной реализации права участника правоотношения.

Юридическая обязанность субъекта , в отличие от субъективного права, заключается в необходимости согласовывать свое поведение с представленными к нему требованиями.

Юридически обязанное лицо , вероятно, действует не таким образом, как его побуждают собственные интересы, хотя оно должно считаться с предписаниями правовых норм, которые отражают и охраняют интересы других лиц. Право и обязанность в правоотношении являются важнейшими и необходимыми условиями нормального человеческого общения. В их правильном соотношении, при взаимосвязи и взаимозависимости различных интересов проявляется реальный облик правового общества и правового государства .

Юридическая обязанность является предусмотренной законодательством и гарантируемой государством необходимостью установленного поведения участника правовых отношений в интересах управомоченного субъекта. Если содержание субъективного права формирует мера разрешенного поведения, то содержание его обязанности – мера должного поведения в правоотношении. Обязанному лицу предписывают меру должного поведения в целях удовлетворения интересов управомоченного лица.

Две разновидности юридической обязанности выражаются:

  1. в необходимости совершать активные положительные действия в пользу других участников правоотношений;
  2. необходимости воздержанности от поступков, запрещенных нормами права.

Реализация субъективных юридических прав и обязанностей предполагает их воздействие на фактическое поведение участников правоотношений, реализацию заложенной в них меры должного и дозволенного поведения в действующих общественных отношениях.

Объективное и субъективное право - юридические понятия, которые обозначают масштаб свободы и тех, кто ею обладает. Объективное право (это и есть право в собственном смысле как система норм) является совокупностью устанавливаемых и обеспечиваемых государством норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические прецеденты, правовые обычаи и другие конкретные формы права определенного периода. Объективным данное право является в силу того, что не зависит непосредственно от воли и сознания отдельных лиц.

Субъективное право всегда обеспечивается соответствующими поступками других субъектов, что связано с субъективной обязанностью, определяющей меру должного поведения субъектов права. Это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами являются конкретные права и свободы личности: на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на жилище, на осуществление правосудия, на образование и т.д.

Объективное право зависит от изданной государством нормы, а субъективное право может существовать независимо от нее. Объективное право неразрывно связано с субъективным. Объективное право - это юридические нормы, выраженные в определенных юридических формах, субъективное право означает те юридические возможности, которые возникают и реализуются на основе объективного права (законодательства).

Субъективное право и юридическая обязанность - это системные элементы правоотношения, которые придают конкретному общественному отношению характерные особенности. Степень свободы участников правоотношения, степень удовлетворения его интересов устанавливаются предписаниями правовой нормы. Юридические права и обязанности являются равнозначными элементами правоотношения, даже при том, что содержание их различно.

Субъективное право - это гарантированная государством мера возможного поведения личности. Субъективными права называются потому, что они принадлежат отдельным субъектам (лицам, группам, организациям) и их использование зависит от воли этих субъектов. Субъективные права связаны с функционированием правовых норм и не могут существовать вне правовых отношений.

Субъективное право является средством удовлетворения собственных интересов путем совершения действия, требования и притязания.

Субъективное право включает в себя следующие правомочия:

  • 1. Право-пользование социальным благом - полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц, свобода поведения в границах, установленных нормой права.
  • 2. Право-требование - возможность требования совершения определенных действий от обязанного лица.
  • 3. Право-притязание (возможность обращения за защитой к государственным органам).
  • 4. Право-поведение - возможность вести себя активно, совершать любые действия как предусмотренные юридическими нормами, так и не запрещенные законом (например, использование вещи, находящейся в собственности данного лица).

Юридическая обязанность - это предусмотренный нормой права вид, мера, масштаб должного поведения участника правоотношения.

Юридическая обязанность включает в себя следующие элементы:

  • 1. Необходимость совершать активные положительные действия (активная обязанность).
  • 2. Необходимость воздержаться от действий, запрещенных нормами права (пассивная обязанность).
  • 3. Необходимость нести юридическую ответственность в случае неправомерного поведения (негативная обязанность).

Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны: возникновение субъективного права у одного лица порождает обязанности у другого лица. Предоставляя кому-либо субъективное право, юридические нормы предписывают другому лицу требование обеспечить своим поведением его существование.

Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченного, так и в интересах государства в целом.

В зависимости от того, какой вид поведения предусматривается диспозитивной правовой нормой, юридическая обязанность бывает активной (закрепляющей необходимые действия) или пассивной (правовые запреты).

Субъективные права и юридические обязанности тесно связаны между собой, поскольку субъективные права обеспечиваются юридической обязанностью, а юридической обязанности корреспондируют соответствующие субъективные права.

Различия между субъективным правом и юридической обязанностью заключаются в следующем:

  • - если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то юридическая обязанность - интересы управомоченного лица;
  • - если субъективное право является мерой возможного поведения, то юридическая обязанность - мерой должного поведения.

74. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура

Субъективное право и юридическая обязанность – это системные элементы правоотношения, которые придают конкретному общественному отношению характерные особенности. Степень свободы участников правоотношения, степень удовлетворения его интересов устанавливаются предписаниями правовой нормы. Юридические права и обязанности являются равнозначными элементами правоотношения, даже при том, что содержание их различно.

Объем и границы субъективных прав и обязанностей в целом определяются нормами права. В правоотношении они конкретизируются применительно к персональным субъектам, правообязанные и управомоченные субъекты строят свое поведение в границах, обозначенных правом. Свобода поведения каждого из них находится в указанных границах.

Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая государством возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом.

Право субъекта называется субъективным потому, что лишь от воли самого субъекта зависит, как им распорядиться. Хотя эта возможность не является произвольной. Это правовая, устанавливающая меру дозволенного поведения возможность.

Существуют три разновидности субъективного права:

1) в возможности положительного поведения владельца субъективного права для удовлетворения его интересов;

2) в возможности управомоченного потребовать установленного поведения от обязанных лиц для удовлетворения его законных интересов;

3) в возможности управомоченного попросить защиты у компетентных государственных органов в случае нарушения его прав. Речь прежде всего идет о принудительной реализации права участника правоотношения.

Юридическая обязанность субъекта , в отличие от субъективного права, заключается в необходимости согласовывать свое поведение с представленными к нему требованиями.

Юридически обязанное лицо , вероятно, действует не таким образом, как его побуждают собственные интересы, хотя оно должно считаться с предписаниями правовых норм, которые отражают и охраняют интересы других лиц. Право и обязанность в правоотношении являются важнейшими и необходимыми условиями нормального человеческого общения. В их правильном соотношении, при взаимосвязи и взаимозависимости различных интересов проявляется реальный облик правового общества и правового государства.

Юридическая обязанность является предусмотренной законодательством и гарантируемой государством необходимостью установленного поведения участника правовых отношений в интересах управомоченного субъекта. Если содержание субъективного права формирует мера разрешенного поведения, то содержание его обязанности – мера должного поведения в правоотношении. Обязанному лицу предписывают меру должного поведения в целях удовлетворения интересов управомоченного лица.

Две разновидности юридической обязанности выражаются:

1) в необходимости совершать активные положительные действия в пользу других участников правоотношений;

2) необходимости воздержанности от поступков, запрещенных нормами права.

Реализация субъективных юридических прав и обязанностей предполагает их воздействие на фактическое поведение участников правоотношений, реализацию заложенной в них меры должного и дозволенного поведения в действующих общественных отношениях.

Субъекты права

Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомо-ченного лица.

Юридическая обязанность имеет следующие признаки. 1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, ибо обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения (если обязанность состоит в уплате долга, то точно должны быть определены размер долга, срок уплаты и т. д.).

2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм.

3. Обязанность устанавливается в интересах управо-моченной стороны - отдельного лица или общества (государства) в целом.

4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица.

5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.

Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).

Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право. Как магнит не «живет», когда нет одного из полюсов, так и правоотношение не существует, если нет или управомоченной, или обязанной стороны. Названное единство можно проследить в действиях, поступках людей. Фактическое поведение является одновременно правом для одной стороны и обязанностью для другой. Например, оплата в повышенном размере сверхурочной работы - обязанность администрации, получение такой платы - право рабочего.

Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов - правоспособности и дееспособности.

Правоспособность - это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность - предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т. е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность - предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.



Разграничение право- и дееспособности характерно в основном для гражданского права, поскольку правоспособность гражданина возникает в момент ею рождения, а дееспособность - по достижении определенного возраста. Каким же образом осуществляются права и исполняются обязанности, если участником правоотношения выступает недееспособное лицо? В таких случаях недостающие элементы правосубъектности выполняются другими лицами. В гражданском праве существует институт представительства. Представитель своими действиями реализует права и исполняет обязанности от имени недееспособного участника правоотношения. В других правовых отраслях право- и дееспособность не разделяются, подразумевается, что они появляются у гражданина одновременно и его правовое положение характеризуется единой праводееспособностыо или, говоря иначе, правосубъектностью.

Круг лиц, обладающих правосубъектностыо, определяется специализированными нормами. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Семейного кодекса РФ брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту государственной регистрации заключения брака вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить р брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (ч. 2 ст. 13 СК РФ).

Субъектами права могут быть индивиды (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством), организации и социальные общности (см. схему на с. 345).

Граждане - самые многочисленные субъекты права,они вступают в различные правоотношения: гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные, финансовые, процессуальные и другие. От социальной и правовой активности гражданина зависит его положение в обществе, социальной группе, трудовом коллективе, его успех в жизни.

Правовое положение граждан России в целом характеризуется наличием у них правового статуса, который включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ. Правовой статус российских граждан в полной мере соответствует стандартам прав человека, закрепленных в актах международного права. В силу ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Согласно ст. 18 они являются непосредственно действующими. Права и свободы определяют смысл, содержание и порядок применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Конституция РФ закрепляет и гарантирует равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, защиту достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, выбора мест пребывания и жительства, свободу совести, мысли и слова, собраний, митингов и демонстраций, право на объединение, участие в управлении делами государства, свободу предпринимательской деятельности, защиту права частной собственности, в том числе на землю. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, имеет гарантии социального обеспечения, право на жилище, на охрану здоровья, на образование, на свободу творчества, на судебную защиту прав и свобод. Конституция Росси устанавливает обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество, нести военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правоспособность и дееспособность граждан обычно одинаковы по объему. Однако в ряде случаев по закону или по решению суда лицо ограничивается в дееспособности.

Дееспособность малолетних регулируется ст. 28 ГК РФ. В п. 1 этой статьи сформулировано общее правило: за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Из этого правила есть исключение (п. 2 ст., 28 ГК РФ): малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Из содержания ст. 28 ГК РФ вытекает, что полностью недееспособными закон считает детей до шести лет.

Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет определена в ст. 26 ГК РФ. Общее правило, установленное в п. 1 названной статьи, гласит: несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Из этого правила есть исключения.

Во-первых, как предусмотрено в п. 2 ст. 26 ГК РФ, несовершеннолетние вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые и иные сделки, предусмотренные для малолетних в п. 2 ст. 28 ГК РФ.

Во-вторых, по достижении шестнадцати лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

В-третьих, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ). Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным называется эмансипацией и производится по решению органа опеки и попечительства- с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Судом признаются недееспособными граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Законом предусмотрена также возможность ограничения дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК РФ). Ограниченно дееспособный может совершать сделки (за исключением мелких бытовых) по распоряжению имуществом лишь с согласия попечителя.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами трудовых, гражданских, процессуальных и иных правоотношений, но они не имеют избирательных прав, на них не распространяется воинская обязанность, некоторые статьи Уголовного кодекса (например, об измене Родине) и т. д. Помимо общего (конституционного) правового статуса разные граждане имеют специальный статус, который определяется более конкретными законами: например, статус рабочего, военнослужащего, работника милиции, студента, пенсионера и т. д. Сейчас нуждается в тщательной законодательной проработке статус беженца, иностранного рабочего, безработного и др., что диктуется новыми реалиями российской жизни.

К субъектам права относятся государственные и негосударственные организации, государство в целом.

Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций. Как субъектов права их можно подразделить на три группы:

1) органы государства, выполняющие функции управления и обладающие властными полномочиями. Чаще всего они выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных правоотношений. Правовое положение органов государства характеризуется компетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных соответствующими нормативными актами;

2) учреждения, занимающиеся социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями. Такие учреждения (школы, больницы, вузы, библиотеки, театры, музеи и т.д.) состоят на бюджете государства, наделяются комплексом прав и обязанностей для выполнения своих функций;

3) предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения (унитарные предприятия) или на праве оперативного управления (казенные предприятия). Государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 3 ст. 56 и п. 5 ст. 115 ГК РФ).

Государственные организации выступают в гражданско-правовых отношениях в качестве юридических лиц, осуществляя функции, не связанные с властными полномочиями. В соответствии со ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Права юридических лиц получают и многие негосударственные организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные, религиозные организации и т. д.).

Негосударственные организации действуют не только в сфере хозяйства, но и в сфере политики (партии), защиты прав граждан (юридические консультации, общества охраны прав потребителей, профсоюзы), выступают в качестве субъектов права в государственно-правовых, административно-правовых, трудовых, процессуальных и иных отношениях.

Государство в целом выступает в качестве субъекта права в государственно-правовых (межгосударственные, между республиками и Федерацией) и некоторых имущественных (при выпуске облигаций внутригосударственного займа, в отношении права собственности на бесхозяйное имущество, на клаДы и т. д.) взаимосвязях, является собственником предприятий промышленности, транспорта, связи и др.

Социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив) являются субъектами права в особых, предусмотренных законом случаях. Например, народ непосредственно осуществляет свои права путем всенародного голосования (референдума). В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Однако чаще всего социальные общности действуют через государственные и общественные организации.